Соломон и царица савская. Царица Савская. Существовала ли она
Царь Соломон, которому при рождении было дано имя Иедидиа, что означало «Возлюбленный Богом», правил Израильским государством в течение сорока лет. Чаще всего годами его правления называют 972-932 годы до н.э., и это время знаменуется относительным спокойствием и миром в Израиле. Недаром царским именем этого правителя было имя Соломон (от еврейского слова «шломо» — мир). Он вступил на престол, когда ему едва исполнилось двадцать лет, однако уже в первые годы царствования молодой правитель доказал израильтянам свои мудрость, организаторские способности и силу. Он сразу же укрепил Иерусалим, построил флот, направил большие средства на развитие торговли с соседними государствами, воздвиг великий храм, а также поощрял развитие науки и литературы.
Соломон отличался любовью к женщинам. Некоторые источники утверждают, что у него было около 700 жён и более 300 наложниц. Самой старшей женой израильского царя являлась египтянка, которая предположительно носила имя Вифия.
Однажды слухи о мудрости и величии еврейского повелителя дошли до властной и сильной царицы савской Балкиды, которая правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На её землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что её страна — самая богатая в мире, и она — самая мудрая правительница. Царица решила своими глазами увидеть Соломона, во всём превосходившего её, и лично убедиться в его удивительном уме и божественной премудрости.
Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом и благовонными маслами.
По легенде, Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошёл к прекрасной Балкиде и, взяв её под руку, повёл к своему трону. Так царь не принимал ещё ни одного гостя.
Говорили, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищённый её красотой, все дни проводил с ней, беседуя о странах, Вселенной, Боге. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина. Наконец, она окончательно признала, что уступает во всём Соломону и больше не отрицала его превосходства. Тогда же царица Савская загадала правителю Израиля три загадки, на которые царь якобы заранее получил ответ у подкупленного им савского жреца и, не задумываясь, сразу же отвечал царице. Женщина ещё больше дивилась мудрости прославленного Соломона.
Она, всегда гордая и непреклонная, даже ответила согласием, когда тот попросил Балкиду стать его женой. Однако перед этим Соломон пожелал раскрыть тайну царицы и тем самым опровергнуть жуткие слухи о Балкиде. Про царицу савскую рассказывали, что наружностью она прекрасна и поразительно мудра. Ей даже приписывали сверхъестественные способности, нередко называли «царицей джиннов» и «демоном». Однако говорили, что при всех достоинствах повелительницы савеев, она обладала нечеловеческими, козьими ногами, а вместо ступней у неё были перепончатые, словно у гусыни, лапы.
Влюблённый царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Всё это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провёл царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, вдруг подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд её ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел настоящие, человеческие ноги, только слишком кривые и некрасивые.
Оскорблённая царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанёсшим повелительнице савеев жестокую обиду.
Царь быстро забыл иноземную гостью и вновь наслаждался наложницами, собранными в царском гареме со всего мира. «Женщина слаще жизни и горше смерти», — говорил Соломон о своих возлюбленных.
Он продолжал строить города, укреплять флот и возводить храмы. Однако его приближённые становились всё больше недовольными расточительной политикой правителя. Сразу же после смерти «мудрейшего из царей» произошло восстание против династии Давида, и Израиль был разделён на две территории: Израиль и Иудею. Последней некоторое время правил сын Соломона Ровоам.
|
|||||||||||||||||||||
|
Таинственная царица Савская
«Царица Савская, услыхав о славе царя Соломона, пришла из далекой страны увидеть его». Таков знаменитый библейский сюжет. Стандартная историография не дает четкого ответа на вопрос, что это была за страна. Чаще всего говорят обтекаемо: «Царица Юга».
Иммануил Великовский предложил совершенно неожиданную, дерзкую, но в высшей степени увлекательную гипотезу. По его хронологии получалось, что единственной претенденткой на роль «царицы Юга» становилась Хатшепсут, правительница Египта, дочь египетского фараона Тутмоса. Царица Хатшепсут всегда была для историков фигурой в высшей степени приметной. После ее царствования осталось множество сооружений, барельефов, надписей. Великовский должен был мобилизовать все свое искусство почти детективной идентификации и скрупулезной интерпретации, чтобы убедить специалистов и просто читателей в своей правоте. И ему это удалось.
Ключевым эпизодом царствования Хатшепсут была ее поездка в Пунт, в «Божественную землю», о местонахождении которой веками спорили исследователи.
Великовскнй провел сопоставление даже мельчайших деталей — от маршрута путешествия царицы до особенностей внешнего вида воинов, изображенных на барельефах храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Вывод исследователя прозвучал уверенно: «Полная согласованность деталей этого путешествия и многих сопутствующих дат делает очевидным то, что царица Савская и царица Хатшепсут — это одна и та же личность, а ее путешествие в неизвестный Пунт было знаменитым путешествием царицы Савской к царю Соломону. И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее». К слову, лингвисты утверждают, что «царица Савская» — это есть «царица Фивская», т.е. из Фив, тогдашней столицы Египта.
Если верить Великовскому, то просила Хатшепсут, которую еще при ее жизни величали «фараоном-строителем», чертежи великолепного храма. Ирония в том, что историки, придерживающиеся стандартной хронологии Египта, думают наоборот: что Соломон скопировал образец египетского храма. Получается, что Хатшепсут скопировала храм неизвестной «Божественной Земли Пунт», а Соломон, живший шестью веками позже царицы, скопировал ее храм для Священной земли и Священного города Иерусалима?
Наследник царицы Хатшепсут фараон Тутмос III совершил военный поход в землю Рецену, которую он называет также «Божественной Землей», и разграбил какой-то храм в Кадеше. Местонахождение Кадеша историкам, как вы уже можете сами догадаться, неизвестно. Между тем, изображения утвари на барельефах фараона весьма напоминают утварь Иерусалимского Храма. У Великовского это все так доказательно детализировано, что не оставляет сомнений: сын Хатшепсут Тутмос III, ревновавший свою мать к дружбе с иудейским царем Соломоном, и ненавидевший ее настолько, что после ее смерти приказал отбить портреты Хатшепсут с барельефов. Именно он был тем таинственным фараоном, что ограбил Иерусалимский храм.
Разумеется, для XV века до н.э. отождествление Кадеша с Иерусалимским xрамом немыслимо, но если отказаться, как сделал Великовский, от стандартной хронологии Египта, и передвинуть события на шесть веков вперед, то обнаруживается синхронизм между древней еврейской историей и соседней, египетской, и, более того, между египетской и греческой. Т.е. искусственное (с определенными идеологическими задачами!) растяжение египетской истории на шесть веков искажало всю историческую картину древнего мира.
Идем дальше. Знаменитый фараон 18-й династии Эхнатон был основателем новой религии, признававшей только одного бога — Атона. Многие египтологи считали Эхнатона чуть ли не предвестником библейского монотеизма. Религия Эхнатона, однако, просуществовала в Египте всего лишь два десятка лет. Ученые нашли удивительное сходство в стиле и выражениях между гимнами Атону и библейскими псалмами. По их мнению, еврейский псалмопевец, а это, мы знаем, был царь Давид, подражал египетскому царю-монотеисту. Даже знаменитый Зигмунд Фрейд, написавший в 1939 году работу «Этот человек Моисей», повторил это заблуждение.
Но как мог автор Псалмов копировать гимны Атону, которые в Египте были полностью забыты еще несколькими столетиями ранее? Можно ли себе представить, чтобы за два десятка лет «неоперившаяся» еще религия произвела такое впечатление на иудеев, что они стали перенимать ее черты? Ой, вряд ли. Согласно же хронологической реконструкции Великовского, Эхнатон — современник иудейского царя Иошафата, правившего спустя несколько поколений после Давида, создателя псалмов. «Монотеизм» Эхнатона был, несомненно, несостоявшейся копией иудейского монотеизма, а не его предвестником.
В 1971 году в лаборатории Британского Музея в Лондоне были произведены радиоуглеродные анализы с целью датировки гробницы фараона Тутанхамона, сына Эхнатона. Анализы подтвердили тезис Великовского о необходимости пересмотра стандартной хронологии, дав расхождение между углеродной датой и подсчетами Великовского всего лишь в 6 лет. Казалось бы, истина восторжествовала? Ну что ж, тем хуже для истины!
Один из самых авторитетных современных археологов, Захи Хавасс, председатель Верховного совета по древностям Египта, выступил против применения метода радиоуглеродной датировки в археологии. В своем интервью газете «Аль-Масри Аль-Юм» ученый заявил, что этот метод якобы недостаточно точен. «Этот метод вообще не следует использовать при выстраивании хронологии Древнего Египта, даже в качестве полезного дополнения», — заявил он. Метод, за который его автор У. Либби получил Нобелевскую премию, не устраивает египетского ученого. Не потому ли, что раз за разом доказывает реальность библейских сюжетов и меняет такую привычную устоявшуюся науку — египтологию?
Интернет-журнал Евгения Берковича
Хатшепсут имела всего одну родную сестру Ахбетнеферу, а также трёх (или четырёх) младших сводных братьев Уаджмоса, Аменоса, Тутмоса II и, возможно, Рамоса, — сыновей её отца Тутмоса I и царицы Мутнофрет. Уаджмос и Аменос, два младших брата Хатшепсут, умерли ещё в младенчестве. Поэтому, после смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего сводного брата (сына Тутмоса I и второстепенной царицы Мутнофрет), жестокого и слабого правителя, правившего всего неполных 4 года (1494—1490 до н. э.; Манефон насчитывает целых 13 лет его правления, что, скорее всего, ошибочно). Таким образом, была сохранена преемственность царской династии, так как Хатшепсут была чистых царских кровей. То, что Хатшепсут впоследствии стала фараоном, специалисты объясняют довольно высоким статусом женщины в древнеегипетском обществе, а также тем, что престол в Египте переходил по женской линии. Кроме того, обычно считается, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II.
У Тутмоса II и Хатшепсут в качестве главной царской жены было двое дочерей — старшая дочь Нефрура, носившая титул «Супруги Бога» (верховной жрицы Амона) и изображавшаяся в виде наследника престола, и Меритра Хатшепсут. Отдельные египтологи оспаривают то, что Хатшепсут была матерью Меритры, но более вероятным представляется обратное — поскольку имя Хатшепсут носили только эти две представительницы XVIII династии, оно может указывать на их кровное родство. Изображения Нефруры, воспитателем которой был фаворит Хатшепсут Сенмут , с накладной бородкой и локоном юности часто трактуются как доказательство того, что Хатшепсут готовила себе наследницу, «новую Хатшепсут». Однако наследником (а позже и соправителем Тутмоса II) всё же считался сын её мужа и наложницы Исиды, будущий Тутмос III, женатый сначала на Нефруре, а после её ранней кончины — на Меритре.
Переворот
Некоторые исследователи полагают, что Хатшепсут сконцентрировала в своих руках реальную власть ещё во время правления своего мужа. Насколько это утверждение соответствует действительности, неизвестно. Однако нам точно известно, что после смерти Тутмоса II в 1490 до н. э., двенадцатилетний Тутмос III был провозглашен единоличным фараоном, а Хатшепсут — регентом (до этого Египет уже жил в условиях женского правления при царицах Нитокрис из VI династии и Себекнефрура из XII династии). Однако через 18 месяцев (или через 3 года), 3 мая 1489 до н. э., малолетний фараон был отстранен от трона легитимистской партией во главе с фиванским жречеством Амона , которая возвела на престол Хатшепсут. Во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, нёсшие тяжёлую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы, что было расценено фиванским оракулом как благословение Амона новому правителю Египта.
В результате переворота, Тутмос III был отправлен на воспитание в храм, чем его планировалось отстранить от египетского престола, по крайней мере, хоть на время регентства Хатшепсут. Тем не менее, есть сведения, что в последующем Тутмос III допускался до решения практически всех политических проблем.
Основными силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные («интеллектуальные») круги египетского жречества и аристократии, а также часть выдающихся военачальников. В их число входили Хапусенеб, чати (визирь) и первосвященник Амона, чернокожий генерал Нехси, несколько ветеранов египетской армии, помнящих ещё кампании Яхмоса, придворные Тути, Инени и, наконец, Сенмут (Сененмут), зодчий и воспитатель дочери царицы, а также его брат Сенмен. Многие склонны видеть в Сенмуте фаворита царицы, так как он упоминал своё имя рядом с именем царицы и выстроил себе две гробницы по подобию гробницы Хатшепсут. Сенмут по происхождению был бедным провинциалом, который при дворе поначалу считался простолюдином, но его незаурядные способности вскоре были оценены по достоинству.
Официальная пропаганда
После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями и дочерью Амона-Ра (в образе Тутмоса I
«Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12, 42).
Обращаясь к Священному Писанию, нередко можно встретить имена и личности, окутанные тайной и являющиеся загадкой для значительного количества читателей. Одной из таких личностей является Царица Савская, или, как говорит о ней Иисус Христос, Царица южная (Мф. 12, 42).
Имя этой правительницы в Библии не упоминается. В более поздних арабских текстах она зовётся Балкис или Билкис, а в эфиопских легендах - Македа.
Савской царица названа по имени страны, где она правила. Саба́ или Сава́ (иногда встречается и вариант Шеба́) - древнее государство, существовавшее с конца 2-го тысячелетия до Рождества Христова по конец III века по Рождестве Христовом в южной части Аравийского полуострова, в районе современного Йемена (но имевшее в самом начале своей истории колонию в Эфиопии). Сабейская цивилизация - одна из древнейших на Ближнем Востоке - сложилась на территории Южной Аравии, в плодородном, богатом водой и солнцем регионе, который находится на границе с пустыней Рамлат ас-Сабатейн, по-видимому, в связи с переселением сабеев из северо-западной Аравии, связанным со становлением трансаравийского «Пути Благовоний». Вблизи столицы Сабы, города Мариба, была сооружена огромная плотина, благодаря чему оказалась орошенной огромная, прежде бесплодная и мертвая территория - страна превратилась в богатый оазис. В начальный период своей истории Саба служила перевалочным пунктом в торговле: сюда поступали товары из Хадрамаута, и отсюда отправлялись караваны в Месопотамию, Сирию и Египет (Ис. 60, 6; Иов. 6, 19). Наряду с транзитной торговлей Саба получала доходы от продажи благовоний местного производства (Иер. 6, 20; Пс. 71, 10). Страна Сава упоминается в Библии в книгах пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также в книге Иова и Псалмах. Впрочем, очень часто некоторые исследователи Библии указывают на расположение Саба не в южной Аравии, но и в северной, а также на территории Эфиопии, Египта, Нубии, и даже в южной Африке ― Трансваале.
История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками». Её визит описан в 10-й главе Третьей книги Царств, а также в 9-й главе Второй книги Паралипоменон:
«И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота, и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всём, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний, и драгоценные камни; никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону» (3Цар. 10, 2-10).
В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов, а это около 30 тонн, золота (2Пар. 9, 13). В этой же главе описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Кроме того, Соломон сделал себе 200 щитов из кованного золота и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «Серебро во дни Соломона вменялось ни во что» (2Пар. 9, 20) и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью» (2Пар. 9, 22). Таким величием, несомненно, Соломон обязан визиту царицы Савской. Примечательно, что после этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону (2Пар. 9, 23).
Среди иудейских комментаторов Танаха существует мнение, что библейский рассказ следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, в результате чего сотни лет спустя был рождён Навуходоносор, разрушивший Храм, построенный Соломоном. (а в арабских легендах она уже его непосредственная мать). Согласно же Талмуду, историю о царице Савской следует считать аллегорией, а слова «מלכת שבא» («царица Савская») трактуются как «מלכות שבא» («царство Савское»), покорившееся Соломону.
В Новом Завете царица Савская именуется «царицей южной» и противопоставляется тем, кто не желает внимать мудрости Иисуса: «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Лк. 11, 31), аналогичный текст приводится и у Матфея (Мф. 12, 42).
Блаженный Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «под «царицей южной» разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре». Указывают, что значение этой фразы таково - в Судный день царица (вместе с упомянутыми ниже у Луки язычниками-ниневитянами, уверовавшими благодаря Ионе) восстанет и осудит иудеев эпохи Иисуса, потому что они имели такие возможности и привилегии, которых не имели эти уверовавшие язычники, но отказались принять их. Как отмечал балженный Иероним Стридонский, осудят не по власти произносить приговор, но по превосходству в сравнении с ними. Превосходство ниневитян и царицы Савской над неуверовавшими современниками Христа подчёркивает и Иоанн Златоуст в своих «Беседах на книгу Матфея»: «потому что они поверили меньшему, а иудеи не поверили и большему».
Также ей была предана роль «приносящей души» далёких языческих народов. Исидор Севильский писал: «Соломон воплощает образ Христа, который воздвиг дом Господень для небесного Иерусалима не из камня и дерева, а из всех святых. Царица с Юга, которая пришла услышать мудрость Соломона, должна пониматься, как церковь, пришедшая из самых дальних границ мира, чтобы услышать голос Бога».
Ряд христианских авторов считает, что приезд царицы Савской с дарами к Соломону является прообразом поклонения волхвов Иисусу Христу. Блаженный Иероним в своём толковании на «Книгу пророка Исайи» даёт следующее объяснение: как царица Савская пришла в Иерусалим послушать мудрости Соломона, так и волхвы пришли к Христу, который есть Божия премудрость. Эта трактовка во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исайи о поднесении даров Мессии, где он также упоминает страну Сава, и сообщает о дарах, аналогичных преподнесённым царицей Соломону: «Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60, 6). Новозаветные волхвы также преподнесли младенцу Иисусу ладан, золото и мирру. Родство этих двух сюжетов даже подчёркивалось в западноевропейском искусстве, например, их могли помещать на одном развороте манускрипта, напротив друг друга.
В толкованиях на библейскую «Песню песней» типологическая христианская экзегеза традиционно рассматривает Соломона и его прославленную возлюбленную Суламиту как образы жениха-Христа и невесты-Церкви. Наложение этого толкования на евангельский сюжет, в котором Иисус и его последователи сопоставляются с Соломоном и царицей южной, привело к сближению образов царицы Савской и Суламиты-Церкви Христовой. Уже в «Беседах на Песнь Песней» Оригена они тесно переплетены, а чернота Суламиты (Песн. 1, 4-5) названа «эфиопской красотой». Это сближение получает развитие в средневековых комментариях к «Песни Песней», в частности, у Бернара Клервосского и Гонория Августодунского. Последний прямо называет царицу Савскую возлюбленной Христовой. В средневековых латинских Библиях инициал C на первой странице «Песни Песней» (лат. Canticum Canticorum) часто включал изображение Соломона и царицы Савской. В то же время, образ царицы как олицетворения Церкви связывался с образом Девы Марии, что, по всей видимости, стало одним из источников возникновения иконографического типа Чёрных Мадонн ― так в католическом религиозном искусстве и почитании обозначаются картины или статуи, изображающей Деву Марию с ликом крайне тёмного оттенка, например, Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы.
Крайне скудные исторические сведения о Царице Савской привели к тому, что ее личность обросла огромным количеством легенд и домыслов. Ей приписывалось и якобы обладание волосатыми ногами, и наличие гусиных ступней с перепонками. Её общение с Соломоном также мифологизировалось. Так, до нас дошло несколько вариантов загадок, которые она будто загадывала царю Соломону.
Впрочем, одно является самым главным и неоспоримым фактов в истории о Царице южной ― именно она стала прообразом тех язычников-неиудеев, которые, придя послушать проповедь апостолов о Христе, поверили и наполнили Церковь новыми святыми и праведниками, и распространили христианство по всему земному шару.
Егор ПАНФИЛОВ
Имя пленительной и загадочной царицы Савской упоминается в большом количестве письменных источников: Ветхом Завете, Каббале, Коране, а также во многих эфиопских, персидских и турецких легендах. Но до сегодняшнего дня научных доказательств того, жила ли такая царица во времена Соломона, практически не найдено. Остаются сомнения в том, была царица Савская реальностью или это все-таки миф.
Образ этой женщиы ассоциируется с соблазнительной красавицей, которая по легенде пришла к царю Соломону, чтобы испытать его мудрость. Довольно долгое время все, что связано с ее именем, было лишь предположениями и догадками. И только совсем недавно археологи в отдаленных областях Йемена обнаружили одну из наиболее значительных находок настоящего времени. В пустыне Руб аль-Хали примерно на глубине девяти метров под землей были обнаружены руины храма, в котором, по мнению специалистов, найдены документальные подтверждения действительного существования этой царицы.
По преданию Соломон и царица Савская впервые встретились, когда мудрый царь, прослышав о богатом царстве Сабейском, которым правила красивейшая и умнейшая женщина. пригласил ее в гости. Он хотел лично убедиться в ее великолепии и остроумии. Красота и ум царицы покорили Соломона. Он настолько был потрясен ею, что пришел к выводу о том, что только связь с дьяволом могла позволить ей быть столь потрясающей. Соломон даже решил, что вместо ног у нее должны были быть копыта, как у самого дьявола.
Упоминает страну Шеба, в которой жила царица Савская,. Он описывает ее как землю, богатую благовониями, специями, драгоценными камнями и золотом. Ученые считают, что находилась эта страна на территории Южной Аравии. Однако свидетельств того, что на этой территории когда-либо правила царица Савская, нет.
Американский археолог Венделл Филлипс считает, что нет никаких сомнений в реальности существования этой легендарной женщины. Однако его экспедиции, которую он начал в Марибе с целью поиска доказательств своей гипотезы, воспрепятствовали йеменские власти.
Главный источник сведений о легендарной царице - это Третья Книга Царств, в десятой главе которой содержится библейский эпизод с описанием событий, в которых упоминается ее имя.
Еще один авторитетный ученый - сэр Эрнест А. Уоллис Бадж - также уверен в том, что царица Савская не просто миф. По его версии Шеба находилась на берегу Красного моря, что позволяет отождествлять ее с Эфиопией. По версии еще одной группы исследователей она была царицей египетской.
Восточная красавица прибыла в Иерусалим для встречи в Соломоном, привезя с собой караван даров. Она приготовила для царя самые сложные вопросы и была покорена его мудростью.
Тексты источников можно трактовать по-разному. Все они были составлены в разное время, многие содержали факты, переписанные несколько раз из разных книг, поэтому вопрос доверия к сведениям, в них данным, довольно спорный.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что, скорее всего, царица Савская правила землями Аксумского царства, располагавшегося в районе Красного моря (территория либо Йемена, либо Савского государства был Мариб - город в Считается, что время правления восточной царицы приходится на 10 век до нашей эры.
В мае 1999 года нигерийские и британские ученые-археологи обнаружили место предположительного захоронения этой царственной особы. Земляная насыпь на нем достигала 45 футов высоту и 100 миль в длину. Но до сих пор неизвестно, действительно ли там похоронена именно царица Савская.
Сегодня загадка о ней так и остается неразгаданной. Вполне возможно, что история знакомства Соломона с красавицей была дописана спустя много веков после смерти мудреца, чтобы подчеркнуть его царское величие. Также можно предполагать, что образ Савской, как, впрочем, и Томирис (царица Саков), стал собирательным, в котором воплотились черты мудрой женщины-правительницы. А возможно, за этим именем реальная женщина, настоящее имя которой так до нас и не дошло. Кто знает?
История знает множество фактов о героических событиях древнейших времен. Но, наряду с батальными сценами, политическими деяниями правителей, история донесла до нас поэтические любовные страницы. Одной из наиболее ярких из них – история любви царя Соломона и царицы Савской, о которой решил поведать вам сегодня, мои многоуважаемые читатели.
Соломон – сын легендарного Давида – последний царь объединенного иудейско-израильского царства, упоминается в Библии и других источниках как один из умнейших правителей Древнего мира. При его правлении, все торговые отношения, бывшие в то время в Азии, были стянуты в его государстве. Чтобы не зависеть в торговле от Финикии, Соломон завел собственный флот, корабли которого отправлялись в далекие плавания; они возвращались набитыми золотом, редкими произведениями искусства, драгоценными камнями, шелком и многими другими вещами. Однако восточная роскошь, которым окружил себя царь, требовала огромных расходов, что сказывалось на увеличении налогов, ставших одной из причин
распада Израильско-иудейского государства. Блистательное царствование Соломона завершилось грозными признаками внутреннего разложения. После смерти царя единое Израильско-Иудейское царство распалось на два самостоятельных государства – Израиль и Иудея. Это событие произошло около 925 года до н.э. Но, не политическая история предмет этой статьи, а любовь – возвышенная и поэтическая.
Так, случилось, что мудрость Соломона, вышла за границы его царства и достигла далеких стран. Согласно легенде, царица Савская, решила испытать таки ли уж мудр Соломон, как о нем говорят. Один из древнейших источников – “Третья Книга царств Ветхого Завета ” – рассказывает, что царица Савская, решив сама испытать мудрость Соломона, отправилась к нему; по прибытию, она задала Соломону ряд загадок. Библия, не говорит какие; упоминает лишь о том, что Соломон все их разгадал.
Очарованный красотой и умом царицы, Соломон влюбляется в нее. Полгода длилась любовь великого царя и очаровательной царицы. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что царица Савская беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика , ставшего первым эфиопским царем.
Что, касается самой царицы Савской, сегодня доподлинно известно – она была умной и красивой женщиной. Умела составлять эссенции из трав, цветов и корней, понимала толк в астрологии, укрощении диких зверей, составлении любовных заговоров. Греческие и римские легенды приписывали ей неземную красоту и величайшую мудрость, искусство интриг для удержания власти. В своем государстве царица Савская была не только правительницей, но и верховной жрицей. Арабы добавляли, что царица Савская была мастерицей в приготовлении лакомых блюд; путешествовала на слонах и верблюдах, окруженная многочисленной свитой и личной гвардией, состоявшая из светлокожих высокорослых гигантов. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу.
История донесла до нас описание великолепного дворца царицы Савской. Ее царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом, обнесенный орнаментированной стеной из цветных камней был еще одним чудом древнего мира. К сожалению, останки этого дворца так до сих пор не найдены, ибо неизвестно даже места, где он находился. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны царицы Савской. По одной из версии, она находилась на стыке границ Намибии, Ботсваны и Анголы, по другой – на юге востоке современного Заира.
Сейчас почти точно известно, что владения царицы Савской находились в юго-западной части Аравийского полуострова, там, где сейчас находится государство Йемен. В легендах государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны.
Царица Савская – она известна под различными именами. Коран, персидские и арабские сказки называю её Беликс . В Эфиопии она известна под именем Македа – Царица Юга. Но, как бы её не называли, царица Савская как и царь Соломон – не легенда; она реальное историческое лицо, покорившая великого правителя и мудреца.
Мудрость царя Соломона настолько легендарна, что ему приписывают авторство библейских писаний, включая Книгу притчей Соломоновых , Песнь песней , Екклесиаст и Книгу премудростей Соломона . О Соломоне говорят как о выдающемся правителе, философе на троне, прославившего себя ораторским искусством.