В чем отличие квеста от перформанса. Чем отличается перфоманс от квеста? Если нужны острые ощущения
Где игроки становятся главными героями разыгрываемой истории и влияют на развитие сюжета. Главной особенностью квест-перформанса является наличие в игре одного или нескольких актёров, которые направляют игровой процесс и входят в контакт с игроками путём диалога либо телесного контакта.
Особенности жанра
Квест-перформанс имеет родственную черту с перформансом как таковым - перед зрителями-игроками разыгрывается представление, участниками которого становятся и они сами. В своей игровой основе квест-перформанс повторяет правила эскейп-рума: игроки попадают в замкнутое пространство, в котором они должны успеть за 60 минут выполнить все игровые задания и после этого выбраться из помещения. Дальше же следует существенные различия. В квест-перформансах присутствует минимум логических задач на решение головоломок, а главный акцент делается на возбуждении эмоций игроков и на их переживаниях. В связи с этим особое внимание на квест-перформансах уделяется атмосфере игрового помещения с использованием световых и звуковых спецэффектов, а также тщательно проработанной истории с продуманными ролями для актёров и игроков .
Как правило, сюжет квест-перформансов нелинеен, актёры импровизируют и напрямую коррелируют своё поведения с действиями игроков, поэтому финал игры очень часто непредсказуем. Если в классических квестах в реальности можно проиграть, не успев за 60 минут найти ключ для выхода из помещения, то в квест-перформансах победа или поражение может зависеть от решений игроков в ситуации выбора того или иного варианта сюжетного действия .
В зависимости от сюжета и темы перформанса, актёр может направлять игроков и помогать им, выполнять роль трикстера или выступать антагонистом, мешая и запугивая.
Виды квест-перформансов
Родоначальником жанра стал квест-перформанс «Коллекционер» , открывшийся в Москве в конце 2014 года . Игра была сделана по аналогии с нью-йоркским проектом Sleep No More, с адаптацией под российский менталитет . По легенде команда игроков оказывается запертой в доме маньяка-людоеда, одержимого собирательством «редких экземпляров». Перед заходом на локацию игрокам предлагают надеть специальные игровые костюмы, после чего каждому накидывают мешок на голову и проводят в игровое помещение. Для создания реалистичности происходящего и нагнетания атмосферы страха некоторые игровые комнаты забрызганы кровью, присутствуют запахи сырого мяса. Актёр «маньяк» может взять игрока «в плен» и оказывать на него психологическое давление, вплоть до пускания ему в лицо сигаретного дыма .
Новый игровой жанр стал быстро популярен среди других квест-компаний России и отдельных европейских стран. Только в Москве на конец 2016 года открыто более 100 квест-перформансов . Каждый из них посвящён определённой тематике, от практически документальных сюжетов из истории Второй мировой войны до сценариев с мотивами фэнтези и постапокалипсиса . Однако особой популярностью у игроков стали пользоваться такие подвиды квест-перформанса, как хорроры и экшн -игры.
Хоррор-перформанс - самый экспериментальный и одновременно популярный жанр в квест-индустрии. Как правило хорроры проходят в тёмных или слабоосвещённых помещениях, где за игроками охотится маньяк или чудовище. Степень запугивания в разных хоррорах может варьироваться - от лёгкого и даже комедийного до ситуаций с жёстким телесным контактом со стороны актёра. Хорроры могут эксплуатировать самые различные темы, от грубого насилия и секса до выдержанных мистических историй в домах с приведениями и заброшенных больницах .
Экшн-перформанс , или экшн-триллер - обобщающее название для квест-перформансов, где игрокам нужно много двигаться и выполнять различные активные действия: прыгать, ползать, бегать, скрываться, иногда стрелять из игрового оружия. Часто экшны обыгрывают известные игровые форматы по типу Форт Боярд , пряток в темноте или бродилок по лабиринту, в других случаях - повторяют сюжеты фильмов-боевиков и триллеров: противостоять полчищам зомби, скрываться от Чужого , найти антивирус и спасти человечество . Очень часто в экшнах могут принимать участие не стандартное для других квест-перформансов количество игроков от 1 до 4, а большие компании до 30 человек.
Напишите отзыв о статье "Квест-перформанс"
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Квест-перформанс
– Ну что?– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.
В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
Ну что я могу сказать. Желания имеют свойство исполняться и вот, мы на обновленной «Панацее», и только вдвоем (наконец-то долгожданный опыт прохождения игры в подобном формате).
Если вы спросите меня, с чем же ассоциируется «Панацея 2. HARD ROCK», то мой ответ один - беспощадный и безумный экшен, приправленный хорошей порцией сумасшедшего юмора.
Итак, волею судеб мы оказались в баре небезызвестного городка, где нас уже ждали, причем очень давно. Поэтому к нашей встрече уже все было готово, но вот что - это уже предстояло нам узнать после.
«Яркий свет цветомузыки разбавил легкий полумрак просторного бара. Нас встретила теплая улыбка бармена, а его ненавязчивый разговор на разносторонние темы притупил наше внимание. Предложение выпить. Звон стекла. Терпкий напиток. И понеслась…»
То, что происходило дальше - просто не подлежит описанию словами. Но однозначно могу сказать, что через игру подобного формата ребятам удалось показать нам все грани безумного городка, на улицах которого мы оказались (а вот по собственной воле или нет - это уже решалось не нами). Каждая комната - отдельная история, в которую тебя тут же погружали с головой. В некоторые моменты мы просто выпадали в осадок - настолько все было безумно и шокирующе, в другие - нам буквально сносило голову от происходящего и мы просто поддавались сумасшедшей атмосфере, в которой тонкая грань страха была стерта непередаваемой динамикой и неожиданным юмором. Ну а особенно мы оценили легкие отголоски того самого городка, в который нас (в прошлый раз) привела погоня за горящими сенсациями (кто был - тот поймет).
Бежать, ползти, лететь, карабкаться и просто прятаться - ни минуты покоя. Тот самый момент, когда хочется передышки, но ее просто нет. Помню, как мы забежали в одну из комнат, поняли, что в ней никого нет и просто упали на стулья, чтобы банально перевести дух - уж поверьте, персонажи заставят вас попотеть (и буквально и фигурально). Как нам сказали ребята, цель обновлённой игры - уйти от формата хоррора, и эта игра не была похожа на этот жанр. Даже если персонажи и пугали, то разве что неожиданным появлением, так как в дальнейшем все действия превращались в полнейший фарс, что мы уже ничего не воспринимали всерьез и просто ухахатывались с происходящего вокруг.
Ребята, от всей души говорим спасибо за такую динамичную, атмосферную и безумную игру - это было круто, начиная от встречи и заканчивая веселыми посиделками после игры - все было на высоте и мы рады, что смогли пережить эти маленькие истории сумасшедшего городка. Мы обязательно вернемся и в этот раз уже будем готовы.
В дословном переводе с английского языка слово Performance означает представление, выступление, исполнение чего-либо. Как правило, это слово используют на выступлениях артистов и мероприятиях, в той или иной мере связанных с театром. Грубо говоря, она означает все представления, требующие некоей творческой составляющей – исполнение песни, танец, шоу, актерская игра и тому подобное. Чаще всего это слово, конечно, используется в мире шоу-бизнеса. Казалось бы, какое отношение это слово может иметь к квесту в реальности, где главенствующей составляющей является мыслительный процесс и решение загадок?В ходе своего развития каждый квест старался привнести нечто новое. Особенно ярко это стало проявляться с появление конкуренции на этом рынке развлечений. Многие сравнивают прохождение квеста с участием в хорошем фильме, но в фильме кроме главных героев есть другие персонажи, так почему бы и здесь было не добавить их? Возможно, именно так и думали создатели первого перформанса в России. Появление в игре актеров существенно изменило формат данного развлечения, в некотором смысле даже изменив саму концепцию прохождения.
Что же представляет из себя перформанс? В чем отличие от классического квеста в реальности? Начало и идея остаются неизменными. Перед игрой команда слушает инструктаж и легенду, которая рассказывает куда же они попали, и что им необходимо делать. Правда здесь, благодаря жанру, уже могут возникать некие различия от обычных квестов. Существуют перформансы, где актерская игра начинается уже с порога. То есть игроков здесь их сразу встречает некий персонаж, который уже вжился в свою роль, и тем самым погружает игроков в происходящее. Далее игроки попадают в серию комнат (на перформансах никогда дело не ограничивается одним помещением), в ходе прохождения которых они следуют конкретно заданному сюжету. Цель здесь может быть совершенно разной. Где-то нужно просто выбраться из логова маньяка, где-то помочь местным жителям, а где-то предотвратить мировую катастрофу. Игрокам здесь нужно проходить комнату за комнатой, для чего необходимо решать загадки и головоломки. Но если в классических квестах через загадки развивается сюжет, то на перформансе загадки несут скорее символический характер, для того чтобы задержать игроков в комнате и показать им побольше шоу. А на некоторых играх такого жанра и вовсе отказались от загадок, заменив их на зубодробительный экшн. Но все же порой по своей сложности они ничем не уступают эскейп-румам и нужно применить много сообразительности и смекалки для решения. Также для создания еще большей атмосферы локация квеста спроектирована так, что перемещаясь по ней игроки идеально погружаются в атмосферу. Все это сопровождается звуковыми и световыми эффектами.
Но, безусловно, самое главное здесь это актерская игра. Устройство локации, загадки и легенда подводят нас к первой встрече с актером. В зависимости от жанра игра актера может быть совершенно разной. Большинство квестов-перформансов это ужасы с маньяками, привидениями, зомби и другим злом самых разных мастей. Существуют и более нейтральные и даже детские перформансы, но это скорее исключение из правил, поскольку их количество можно пересчитать по пальцам рук. Главным направлением перформансов стали именно ужасы, поскольку настоящий страх - это эмоция, которую человек реже всего испытывает в своей жизни, а вот на таких играх ее можно получить сполна. Говоря именно об ужасах, для многих момент первой встречи с актером - это и есть самый страшный момент квеста. Все последующее время концепция остается неизменной – прохождение комнат, решение загадок, взаимодействие с актером. Актеров на перформансе может быть совершенно различное количество – от 1 до 4 и более. Причем количество персонажей может быть и тому больше, поскольку один актер может играть сразу нескольких обитателей квеста сразу. Актеры взаимодействуют с игроком и друг с другом. Взаимодействуя друг с другом, игроки смотрят некое шоу, которое раскрывает сюжет происходящего, тем самым еще больше добавляя театральности действию.
А вот о взаимодействии актеров с игроками стоит рассказать отдельно. Изначально это были прикосновения и другие тактильные ощущения, с целью напугать и доказать, что все происходит по-настоящему. В последствии добавились перемещения актерами игроков по комнате, заманивание их в ловушки или наоборот указание правильного направления. На некоторых квестах также необходимо разговаривать с персонажами, что открывает неплохой простор для импровизации с обеих сторон. В последнее время перформансы стали предлагать различные режимы контакта для игроков. Каждый здесь может выбрать на свой вкус – лайт, средний, хард или даже хард с болью. Соответственно на самом легком режиме игроки просто смотрят красивое шоу и продвигаются по сюжету, а на харде и выше игра приобретает оттенки полной реальности, когда с игроком могут делать что угодно в рамках разумного, конечно. Опять же стоит повториться, что выбор контакта характерен исключительно для перформансов в жанре ужасы.
Все вышеописанное объясняет почему же жанр называется именно словом Performance. Команда игроков становится частью шоу, от исполнения которого на 90% будет зависеть успех квеста. Сюда приходят люди не для того, чтобы поломать голову, а чтобы побегать, покричать, получить недостающие эмоции, в некотором смысле разрядку, поэтому то каждый и выбирает режим под себя. Если буквально 2 года назад развивались в большем количестве эскейп-румы, то на данный период примерно 70% новых квестов являются перформансами. Благодаря этому игроки тоже в некоторой степени разделились на две группы. Первые – это люди, приходящие на квест семьями, с детьми или просто люди, которые хотят посмотреть на красоту декораций и размять мозги. Вторые – люди, специализирующиеся исключительно на прохождении перформансов, для которых после встречи с актерами обычный эскейп-рум уже не несет тех необходимых эмоций. Такие люди, как правило, даже чаще ходят играть. Все это создало огромное сообщество, которое знает друг друга, общается между собой и объединено одной общей идеей. Эти люди уникальны.
Жанр не стоит на месте и развивается буквально с каждым днем. Создатели предлагают уникальные планировки локаций, уникальные спецэффекты, уникальные фишки, характерные именно для данной локации. Порой квесты превращаются уже совсем в некое подобие театра. Но главной целью является - полный отрыв игрока от реальности, определенная психологическая атмосфера и открытие в нем ранее непривычных эмоций.
Настало время посвятить отдельную статью этому направлению квестового мира.
Что такое перфоманс?
Если не вдаваться в нюансы, то перфоманс - это представление с участием актеров, максимально приближенное к реальности.
Отличия перфомансов от квестов
На самом деле, это - два абсолютно разных вида досуга, в которых непросто разобраться. Квест предполагает акцент на логику, перфоманс - на чувства, эмоции. Все отличия перфомансов от квестов вытекают из значения самого слова "перфоманс" (переводится как “представление”), и направлены на то, чтобы заставить игроков поверить в реальность происходящего и испытать яркие эмоции. Рассмотрим основные особенности перфомансов, отличающие их от квестов:
- актеры;
- “плавающий” сюжет;
- отсутствие сложных логических заданий;
- большая игровая площадь;
- антураж и спецэффекты.
Конечно, есть проекты, которые совмещают в себе элементы и квеста и перфоманса, но в целом описанные отличия присущи почти всем проектам на рынке. Ниже разберем каждый пункт в подробностях.
Актеры в перфомансе
В отличие от квеста, где актер выступает ярким дополнением картины происходящего, перфоманс не может существовать без актера по определению. Кроме того, актеры в квестах часто выполняют поверхностную роль “пугалки”, выскакивая из-за угла в неожиданный момент. Особого мастерства для подобных проектов не требуется, чаще всего в роли актера выступает сам оператор квеста или любой другой человек без специального образования.
В перфомансах дело обстоит иначе, от актеров зависит буквально все. Здесь погружение значительно глубже, а роль актера - куда весомее. Он будет рядом с вами на протяжении минимум половины игры. С ним (или с ними) придется взаимодействовать, общаться (не всегда) и наблюдать за действиями, искать подвох - и не находить (или находить, тут уж как пойдет). Поэтому для работы в перфомансе нужны обученные, артистичные люди, умеющие вживаться в образ, и, что особенно важно, подходящие по физическим параметрам отведенной роли - к аждый встречный с такой задачей уже не справится.
Часто в перфомансе играют несколько актеров, а взаимодействие между ними реализовано в виде ярких эмоциональных сцен, которые усиливают составляющую “представления”.
Влияние игроков на сюжет
В квесте есть четкий сюжет. Как правило, решение следующего задания зависит от предыдущего, и игрокам остается только следовать по сюжетной линии. Нелинейность может присутствовать, но она тоже жестко ограничена загадками.
Перфоманс, напротив, сильно зависит от человеческого фактора. Реакцию игроков никогда не удастся предсказать на 100%. Кроме того, жесткий сценарий может испортить атмосферу, поэтому развитие сюжета частично зависит от выбора, который делает команда в ходе игры, и не один раз. Существование вариантов развития сюжетного действия добавляет истории реалистичности - и в игру хочется погрузиться с головой. По факту в перфомансе есть точка А (начало игры) и есть точка Б (финальное действие, которое должна выполнить команда). Все, что происходит между двумя этими моментами, - индивидуально, зависит от команды в целом и каждого игрока в частности. Это еще одна причина, по которой перфомансу нужен настоящий актер: часто приходится импровизировать, не выходя из роли, а умеют это немногие.
В итоге создается полное впечатление, что ты совершаешь каждое действие не сообразно с предписанием сценария, а следуя решению, которое принял САМ! И это очень крутое чувство, которого не испытаешь в классических квестах.
Отсутствие сложных логических заданий
Как правило, сложные логические загадки не реалистичны, и уже по этой причине они не встретятся вам в перфомансе, иначе атмосфера реальности происходящего быстро сойдет на нет. Кроме того, качественному представлению нужна динамика, а загадки ее прилично тормозят.
Это не значит, что все действо пройдет под девизом “Бери, прячься, беги”. Вполне вероятно, что задания вам встретятся, но не потребуют большого количества времени на решение. Если вам нужно открыть замок - ключ будет лежать на естественном для себя месте, например, на столе. Если вам предстоит набрать код - он не будет зашифрован, а просто где-то записан и полностью обыгран по легенде. В перфомансе вам могут встретиться и “бытовые” задачи, которые решаются максимально естественным образом. Как в реальной жизни.
И конечно: в перфомансе нет подсказок. Вообще ничего, что может "выбить" из истории.
Большая игровая площадь и множество перемещений
Так как загадок, тормозящих игровой процесс, практически нет, а основная задача перфоманса - это максимально яркие эмоции игроков, для развития событий нужны перемещения, много перемещений. Из этого вытекает и необходимость большой площади для подобных проектов. Относительно большой, конечно. Размер среднего перфоманса - от 100 кв.м. против площади среднего квеста - 35 кв. м., т.е. минимум в три раза больше, чем квест.
Такая внушительная игровая зона нужна, чтобы выдержать тайминг и насытить проект действиями. В перфомансе вполне естественно проходить одни и те же комнаты по нескольку раз. НО! Направления, цели и динамика этих перемещений могут быть абсолютно разными.
Антураж и акцент на спецэффектах
В квестах, как правило, очень мало неигровых предметов: все что не играет, скорее всего, намертво приколочено, приклеено или прикручено. Но антураж перфомансов совсем не такой. Его цель - представить локацию так, как будто это не игровая площадка, а обычная обстановка реального помещения: жилища маньяка, бункера, лаборатории, больницы и т.д. Каждое помещение должно создавать ощущение достоверности, каждый предмет в комнате - стоять на своем месте. Испачканные стены, тикающие часы, недопитый кофе, вчерашний суп в раковине, грязное полотенце, включенный холодильник, текущая из крана вода: у игроков не останется сомнений, что это все - настоящее.
Чтобы представление оставило больше впечатлений, зачастую создатели перфомансов используют различные спецэффекты: музыку, свет, запахи, дым-машины и прочее. Все эти эффекты в совокупности с театрализованными сценами дарят очень сильные эмоции и заставляют переживать предложенную историю, как если бы все происходило на самом деле.
Перфомансы: инфраструктура и актуальные вопросы
Когда с отличиями перфомансов от квестов мы немного разобрались, давайте поговорим об инфраструктуре понятия "перфоманс" и связанными с ней стереотипами.
Немного истории
Перфоманс задумывался как новая ступень развития квест-индустрии - еще глубже погружение, еще сильнее эмоции. Но на деле квесты не сдались. Интеллектуальный досуг плотно вошел в нашу жизнь, и перфомансы перешли в разряд отдельного направления этой индустрии, у которого появились свои поклонники.
Одной из первых компаний, воплотивших в жизнь проект с такой философией была “Клаустрофобия” с нашумевшим “Коллекционером” в Москве в конце 2014 года (сейчас проект закрыт). С тех пор понятие “перфоманс” стало очень популярным в российской квест-индустрии. Идею подхватили многие квестоделы - и перфомансы начали активно развиваться в нашей столице (чего нельзя сказать о регионах, где многие до сих пор не слышали о таком виде эмоционального досуга).
Однако, если в названии проекта стоит слово “перфоманс”, это еще не говорит об “особой” философии проекта. Многие квестоделы стали называть свои проекты "перфомансами" или "квестами с элементами перфоманса", чтобы привлечь к себе дополнительное внимание. На практике чаще всего это обычные квесты с “живым присутствием” (как правило, в виде неожиданных "пугалок"), но по факту большинство таких проектов не имеет ничего общего с глобальной задумкой перфоманса как полноценного театрализованного действия.
Почему все перфомансы по содержанию - ужастики?
Большинство перфомансов действительно страшные, и этому есть объяснение. Логика здесь предельно проста: инстинктивные страхи живут в каждом из нас. Их легко пробудить с помощью общепринятых стереотипов, вколоченных в нас с детства: маньяки, темнота, оружие, кровь, болезнь, тревога и т.д. Создать такую атмосферу несложно. Мгновенный страх заставляет наш организм вырабатывать адреналин в огромном количестве, происходит эмоциональный взрыв. Он откладывается в нашей памяти как очень яркое впечатление, которое может даже стать самым сильным в жизни или хотя бы в текущем году. Все очень индивидуально, главное - позволить себе погрузиться в эту атмосферу и поверить в происходящее!
Но на рынке постепенно появляются и нестрашные сюжетные перфомансы, посетить которые просто прикольно. Это может быть цирк, психушка, тюрьма и другие приключения.
Как правильно пишется: “перфоманс” или “перформанс”?
Кто-то в этом месте подумает: “Ну наконец-то: почему он пишет "перфоманс" неправильно?”. Дело в том, что среди квестоделов и квестоманов существует много споров по поводу правильного написания этого слова. Нужна ли вторая буква “р”? В оригинальном английском написании да и в Википедии эта буква есть, но она не произносится. Лично я с недавних пор перешел на сторону тех, кто считает, что это слово адаптировалось в русском языке (пора уже!) и написание без второй “р” не считается ошибкой. Мы все равно к этому придем. Кто-то со мной не согласится, это нормально, я не отстаиваю свою правоту, а просто излагаю свое мнение на этот счет.
Почему цены на перфомансы выше, чем на квесты?
Вопрос, который волнует многих: сходить интересно, но цена отпугивает. Хочется понять, за что отдавать 4 000 р. После посещения пары-тройки квестов, которые именуют себя перфомансами, но таковыми не являются, недоумение только возрастает, а вопрос становится особо актуальным. Давайте разбираться, откуда берется разница в цене между квестами и перфомансами.
Ценообразование формируют создатели квестов и перфомансов, которым объяснить высокую стоимость довольно легко: большая площадь перфоманса увеличивает затраты на аренду помещения в несколько раз. Работу актеров тоже нужно оплачивать: например, в проекте с двумя актерами, где задействован еще и оператор, затраты на персонал увеличиваются в три раза по сравнению с квестом. Стоимость самого проекта зачастую превышает расходы на строительство классического квеста из-за большой площади, дорогих декораций и спецэффектов: отсюда выше ожидания окупаемости и заложенная в цену маржа.
Получается, что со стороны квестоделов цена вполне оправданна. Но как обстоят дела в отношении клиента? Получит ли он больше эмоций и удовольствия, чем в квесте, за более высокую плату?
Если мы говорим о полноценном перфомансе - конечно, да! Это совсем другие эмоции. После своего первого перфоманса я подумал, что в обычные квесты больше не вернусь: там нечего ловить. Настолько были сильны эмоции от пережитого. Хотелось сразу же повторить (и это после 60+ квестов за плечами!). По ощущениям это сравнимо с сильным выплеском адреналина на концерте любимой группы. При цене 1 000 р. на человека - это вполне доступное развлечение, которое может позволить себе раз в месяц любой желающий.
Чтобы оценить ситуацию со всех сторон, давайте посмотрим за пределы Екатеринбурга. Например, в Москве, которая и задала общепринятые стандарты ценообразования, с редняя стоимость игры в квесте составляет 3 000 р., в перфомансе - 6 000 р. Разница в два раза. При этом количество игр в некоторых перфомансах “в среднем по больнице” не уступает количеству игр в квестах, а иногда и превосходит его.
В регионах дела с разницей в ценах обстоят похожим образом. В нашем родном Екатеринбурге средняя стоимость квеста составляет 2 000 р., а перфоманса 3 500 р. Отличие примерно в те же два раза. Однако загрузка перфомансов в Екатеринбурге пока серьезно отстает от Москвы: этот вид досуга еще не оценили по достоинству. Но я верю, что все еще впереди.
Что насчет контакта?
Второй по значимости после цен барьер - это страх перед актерами. Здесь стоит рассказать про такие понятия, как "контактная" и "бесконтактная" игра, а также режимы игры для "контактных" перфомансов. "Контактом" принято называть физические действия, которые совершают актеры по отношению к игрокам для реалистичности сюжета.
Есть перфомансы "бесконтактные", в которых вас никто не будет трогать, кусать, хватать. Например, наш проект "Зомби" - это бесконтактный перфоманс, здесь вам ничего не угрожает, кроме вашего воображения.
Есть контактные перфомансы - где актеры, играя свою роль, могут касаться игроков (схватить, потянуть, толкнуть и т.п.). Естественно, игроки оказывать сопротивления актерам не могут, об этом вас обязательно предупредят перед игрой. Также организаторы могут предложить выбрать режим игры по типу: "лайт", "стандарт", "хард" или даже "супер хард". Тут каждый выбирает, что больше нравится - вкусы у всех разные. Те, кто любит острые ощущения, выбирают последний вариант. Если вы сомневаетесь - для начала выбирайте тот, что попроще. Самое главное - помните, что даже в самом суровом режиме вся ответственность за вашу безопасность лежит на организаторах игры.
Все перфомансы в Екатеринбурге
Этот обзор написан в мае 2017 года и отредактирован в августе 2018 года .
Если говорить о полноценных перфомансах, т.е. о проектах, за развитие сюжета в которых отвечают актеры, то их в Екатеринбурге немного. Мы не будем давать оценку качеству проектов - это задача специализированных порталов-агрегаторов и независимых экспертов. Мы просто расскажем, какие перфомансы есть в Екатеринбурге и о чем они:
- “Зомби ” от “Локап”. Начнем с нашего собственного проекта. Легенда игры строится вокруг знакомого всем по множеству фильмов и сериалов зомби-апокалипсиса и вакцины от вируса, которую вам предстоит найти. Перфоманс насчитывает двух актеров. Игра в нем бесконтактная - это значит, что актеры не трогают участников во время представления. Это снижает уровень страха, зато делает игру безопаснее.
- “Каннибал” от компании “Перф.рф”. Это проект на более классическую тематику и повествует о маньяке-людоеде, в логово которого вы попали по ошибке, думая, что пришли на квест... наивные. Реалистичное и местами жуткое театрализованное представление ждет вас здесь во всей красе. Актера здесь тоже два, а игра предполагает небольшой, но вполне безопасный физический контакт с участниками. Для любителей жести можно попросить "хард"-версию.
- "Кома" от компании "Перф.рф". Сюжет повествует о заброшенной ветеринарной клинике доктора Тарасова, на экскурсию в которую вы и отправитесь. Здесь обитает два актера - маленькая Лиза, дочь Тарасова, которая находится в коме и которую вам предстоит вернуть к жизни, а еще кровожадный монстр Федор над которым доктор при жизни ставил эксперименты. Интересная сюжетная задумка заключается в том, что Федор слушается Лизу, а та, в свою очередь может отдавать ему приказы. Контраст маленькой актрисы и огромного монстра оставляет сильное впечатление. А еще это самый мощный по звуку проект Екатеринбурга, от музыки стены здесь, в прямом смысле, дрожат и это классно погружает в атмосферу.
- “Эфир" от компании "Перф.рф". Этот проект построен на месте "Лавки мясника”, которая была первым перфомансом в Екатеринбурге. "Эфир", пожалуй, самый нестандартный проект этого жанра. Для начала - здесь три актера, что уже само по себе настоящее представление. Но самое главное здесь другое, а именно сюжет. Авторы попытались не просто погрузить игроков в легенду, а развернуть сюжет в самом начале игры да так, что вы будете слегка шокированы таким поворотом. И только в середине игры вдруг понимаешь почему вполне обычный сюжет про ограбление небольшого магазинчика называют громкими словами: "шоу-перфоманс". Да, еще здесь игра с порога в прямом смысле этих слов. Ваша игра начнется как только вы зайдете с улицы внутрь. Нет привычной зоны ожидания, печенек и чая в расслабленной обстановке. Вас бросят сразу на амбразуру, так что будьте к этому готовы.
- “Техасская резня бензопилой” от “Территории” - проект по одноименному фильму. Снова маньяк, снова перспектива быть порубленными на куски. Перфоманс берет свои корни в Перми у компании LOST, которая придумала и первой воплотила сценарий этого проекта. Один актер. Про контакт информацию обновлю позже, когда сыграю. Позже "Территория" открыла вторую версию этого проекта с индексом "2". Говорят, во второй части орудует уже два актера и прибавилось еще несколько дополнительных игровых помещений.
- “Палата 666”, снова от “Территории”, также изначально проект компании LOST. Важной отличительной особенностью этого проекта является то, что легенда этого перфоманса не граничит со смертью. Это не страшный, а скорее веселый, и даже немного сумасшедший проект со своей изюминкой и пока - единственный нестрашный перфоманс в Екатеринбурге. Один актер. Игра бесконтактная. У этого проекта также появилась вторая версия с двумя актерами и дополнительными помещениями, но авторы настаивают на последовательном прохождении частей, объясняя это тем, что они связаны сюжетной линией.
- “Умерший заживо” от “Ох… квесты”. Этот перфоманс на данный момент закрыт , но хотелось бы о нем тоже рассказать. Это был самый большой по площади перфоманс в Екатеринбурге, около 400 кв.м. Легенда проекта повествовала о заброшенной советской лаборатории, в которой выводили геном сверхчеловека. Научные разработки были свернуты, однако, в лаборатории остались свои обитатели, которых вам предстоит найти. Присутствует контакт и от 2 до 3 актеров в зависимости, как нам показалось, от настроения авторов. Ходили слухи об открытии этого проекта на новом месте, но пока этого не случилось.
В этом списке мы намеренно не упоминали квесты с актерами, чтобы сделать акцент на отличии форматов. Но кому интересно - о них можно прочитать в другой статье нашего блога "Квесты с актерами в Екатеринбурге ".
Выводы, прогнозы и перспективы
Направление перфомансов в Екатеринбурге не взлетело, несмотря на популярность этих проектов в Москве и Санкт-Петербурге. Может быть пока, а может и совсем. Публика у нас совсем другая. Игроки с большим недоверием относятся к такому формату. Большинство попросту боятся ходить в такие места.
Большой проблемой для создателей качественных перфомансов является то, что эти проекты неумолимо сравнивают с обычными квестами, при этом цена является решающим фактором сравнения и этот фактор не в пользу перфомансов.
На сколько нам известно, на данный момент перфомансы в Екатеринбурге больше никто не строит за исключением компании "Перф.рф", которая адаптирует локацию с "Эфиром" под новый сюжет "Геноцид". Врядли ситуация в будущем как-то резко поменяется.
А пока - приглашаем вас познакомиться с философией этого жанра в нашем перфомансе "Зомби". Приходите - и спасите мир от смертельного вируса.
Перфоманс – это не просто красивое слово в английском языке. Это целое направление в quest-индустрии. Этимология вполне логичная – «представление», «выступление». Так и есть, на самом деле. Это представление с участием игроков, управляющих развитием сюжета, и актеров, дополняющих атмосферу и задающих настроение. Но как это соотносится с квестами?
Квест и перфоманс: что общего, в чем разница?
Начнем с различий для квестов:
- Игроки должны разгадать тайны и загадки, проходить успешно заранее подготовленные задания от авторов.
- Герои точно знают, каким будет финал заранее.
- Более сложные интеллектуальные задания.
И перфоманс:
- Участники на 100% погружаются в атмосферу игры, сами управляют сюжетом, получают максимальные эмоции, благодаря профессиональной игре актеров.
- Финал – это загадка до самых последних мгновений.
- Задания отходят на второй план, так как главнее – эмоции.
Что же общего? Квест перфоманс что это? Это новая ступень в эволюции данного направления индустрии развлечений, театрализованный квест нового формата, где игроки становятся главными героями, способными изменить все! Данный квест https://www.kvestinfo.ru/quest/khostel_666/ особенно яркий представитель данного жанра.
Особенности «представления»
У такого обширного понятия, как performance, применимого практически ко всем публичным акциям, есть несколько характерных признаков:
- Визуализация
- Спецэффекты
- Актеру или актерам отведена исключительная роль через диалог и даже телесный контакт
- Повороты событий очень неожиданны и непредсказуемы никем, действия актеров коррелируются с поведением игроков.
- Здесь во главе угла импровизация
- Ставка делается на атмосферный квеструм. Игровая комната радует световыми и звуковыми эффектами, проработанной историей.
Основные виды квест-перформансов
В Москве сегодня много интересных предложений в этом направлении, при этом с развитием сегмента появляются многочисленные жанры на любой вкус:
- Популярные мотивы фэнтези
- Псевдодокументалка, отражающая истории из реальности
- Постапокалиптика
- Хорошим спросом всегда пользуется хоррор перфоманс . Обычно игрокам придется столкнуться с чудовищами, маньяками, каннибалами, призраками и прочей нечистью, а уровень запугивания может быть, как совсем легким, так и максимально жестким. Могут затрагиваться темы насилия, секса, мистики в старых домах, заброшенных хостелов и больниц…
- Экшн-триллер во всех его ипостасях – здесь надо играть с душой, много двигаться, допускается участие даже очень больших компаний. Нередко сюжеты схожи с известными играми или кинолентами, что добавляет «изюминку»!
Оценить по достоинству performance можно только попробовав его лично. Подобрав интересную для вас и резонирующую тему, вы обязательно получите свою порцию адреналина и эмоциональный всплеск без риска для жизни! Отличный вариант для тех, кто хочет каждый день пробовать что-то новое и увлекательное.