Составить 2 нераспространенных предложений. Что такое нераспространенное предложение? Примеры
§ 1 Распространенные и нераспространенные предложения
Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Это главные члены предложения. Все остальные слова в предложении являются второстепенными членами.
Для выражения наших мыслей мы используем разные предложения: одни предложения состоят только из главных членов, в других есть и главные, и второстепенные.
Давайте сравним два текста.
Наступила осень. Небо хмурится. Дует ветер. Падают листья. Кричат птицы.
Наступила холодная осень. Небо всё чаще хмурится. С севера дует резкий ветер.
На землю падают разноцветные листья. Тревожно кричат улетающие птицы.
Чем они отличаются?
Предложения первого текста состоят только из главных членов - подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.
Второй текст состоит из предложений, в которых кроме главных членовесть и второстепенные. Такие предложения называются распространёнными.
§ 2 Как распространить предложение, состоящее из грамматической основы
Предложение, состоящее только из грамматической основы, легко распространить, для этого нужно в него добавить второстепенные члены. При этом второстепенные члены придают предложению разную эмоциональную окраску.
Рассмотрим пример.
Распространить его можно по-разному:
Из примеров видно, как сильно могут отличаться по эмоциональной окраске и содержанию предложения с одинаковой грамматической основой.
§ 3 Как определить распространенным или нераспространенным является предложение
Чтобы определить, какое предложение перед нами - распространённое или нераспространённое,
rнужно найти в нём грамматическую основу
rи посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены.
Казалось бы, подлежащее и сказуемое - это два слова, поэтому, если в предложении больше двух слов, то оно распространённое. Такое мнение ошибочное. Мы можем встретить нераспространённое предложение, в котором несколько подлежащих или сказуемых:
И наоборот, бывают распространённые предложения из двух слов, в которых нет подлежащего или сказуемого:
Понаблюдайте над своей речью и речью окружающих. Какие предложения мы используем чаще? Конечно, распространённые. Они помогают нам более точно и подробно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче.
§ 4 Краткие итоги урока
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Распространённое предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.
Список использованной литературы:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
- Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.
Все предложения в русском языке строятся по определенному типу в зависимости от наличия/отсутствия тех или иных элементов, значения или конструкции самой мелкой коммуникативной единицы.
Так, например, если анализировать предложения с точки зрения цели высказывания, то можно увидеть три вида:
Повествовательные, содержащие информацию (Я пошел в школу.)
Вопросительные (Ты пойдешь в институт?)
Побудительные (Отправляйся на занятия.)
Независимо от цели высказывания предложение может иметь другие характеристики. Например, по интонации одна конструкция может быть либо невосклицательной (Я пришел.) либо восклицательной (Я пришел!).
Если рассматривать основу предложения, то можно выделить односоставные конструкции (с одним главным членом) или двусоставные (с полной основой) - Светает. Подумайте о своих поступках. Тишина. (Односоставные). Я очень люблю лето. (Двусоставное).
Наконец, данную синтаксическую можно рассматривать с точки зрения наличия или отсутствия второстепенных членов.
Распространенные предложения состоят из и считаются Однако для того чтобы предложение было распространенным, не нужен «полный комплект» второстепенных членов, а достаточно хотя бы одного из них. (Утром школьные учителя готовятся к урокам. Тетрадь лежит на столе. Пришел новый сотрудник. Я вернусь утром). Все приведенные примеры представляют собой распространенные предложения с разным «набором» второстепенных членов.
Соответственно, нераспространенными считаются те конструкции, у которых нет других членов, кроме грамматической основы - Тишина. Светает. Город просыпается.
Из всего вышесказанного можно следует вывод: нераспространенные и распространенные предложения могут быть разными по интонационной окраске. (Принеси книгу! Пожалуйста, не плачь. Ты плачешь? Как ты можешь?!)
Очень часто учащиеся допускают грубую ошибку, употребляя фразу «простое распространенное предложение». Так говорить нельзя, потому что категория распространенности/нераспространенности относится только к Если речь идет о сложном, то следует говорить отдельно о каждой его части. Приведем пример.
Светает, и лед, покрывающий лужи, начинает таять.
повествовательное (по цели высказывания);
невосклицательное (по интонации);
сложное (по количеству частей или грамматических основ);
сложносочиненное, потому что его части соединены сочинительным соединительным союзом, указывающим, что действие частей происходит одновременно;
Первая часть («Светает») представляет собой простое односоставное нераспространенное предложение;
Вторая часть - простое, двусоставное, распространенное предложение.
Второстепенные члены могут относиться к любому члену предложения. Их задача - расширять, пояснять или уточнять значение − Гость вошел в комнату. Новый гость робко вошел в переполненную комнату.
Анализируя предложение, нельзя упускать из виду, что категории распространенности или нераспространенности приняты в школьной грамматике. В академическом русском языке эти признаки изучаются более глубоко, что школьная программа не учитывает. Поэтому иногда возможны разночтения понятия "распространенные и нераспространенные предложения". Например, с точки зрения школьной программы обращения или не являются членами предложения, следовательно, не могут его распространять. Поэтому конструкция «Ваня, идем!» будет считаться простым, односоставным, нераспространенным предложением, осложненным обращением. С точки зрения некоторых лингвистов независимая словоформа («Ваня»), введенная в конструкцию, позволяет считать предложение распространенным.
Мы продолжаем изучать предложение. Как можно сделать его насыщенным, содержательным, информативным? Предложение мы можем распространить с помощью второстепенных членов. Как это сделать, вы узнаете на этом уроке.
Тема: Синтаксис. Пунктуация
Урок: Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения
Вы уже познакомились с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым. Но предложение может включать и второстепенные члены . Они поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение, обстоятельство .
Прочитайте предложения.
Он рисует. Он хорошо рисует. Он рисует картины. Он рисует красивые картины.
Во всех четырех предложениях одна и та же грамматическая основа: он (это подлежащее) рисует (это сказуемое). Но во втором, третьем и четвертом предложениях есть второстепенные члены: во втором предложении обстоятельство, в третьем – дополнение, в четвертом – определение и дополнение.
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными.
Рис. 1. Нераспространенные и распространенные предложения. ()
Домашнее задание.
Задание №1
Перед вами текст, состоящий только из нераспространенных предложений. Распространите их второстепенными членами, чтобы текст получился более ярким, интересным, красочным, и закончите его.
Была ночь. Шел дождь. Дети не спали. Они разговаривали. Раздался шум. Дверь открылась. Кто-то вошел. Дети испугались. Они увидели ….
Задание №2
В следующем отрывке определите, какие предложения являются распространенными, а какие – нераспространенными. Выделите подлежащее и сказуемое.
Я нарисовал намордник для барашка. Я отдал рисунок Маленькому принцу, и сердце у меня сжалось.
– Ты что-то задумал и не говоришь мне...
Но он не ответил.
– Завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю...
И он умолк. Потом прибавил:
– Я упал совсем близко отсюда...
И покраснел.
Литература:
1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Во время выполнения синтаксического разбора мы даем предложению характеристику, указывая, является ли предложение восклицательным или невосклицательным, простым или сложным, распространенным или нераспространенным и так далее. В этой статье мы поговорим о характеристике предложения с точки зрения наличия или отсутствия второстепенных членов.
Что такое распространенное предложение
Во многих предложениях, помимо главных, имеются и второстепенные члены. Они делают предложение более красочным и понятным, позволяет нам лучше представить себе то, о чем повествует нам автор. Если в предложении, кроме главного, имеется хотя бы один второстепенный член, то перед нами распространенное предложение. Если же второстепенных членов нет, предложение нераспространенное.
Если в предложении, помимо грамматической основы, имеется обращение или вводная конструкция, то это предложение все-таки не становится распространенным, ведь ни обращение, ни вводные слова членами предложения не являются. Приведем пример: Кажется, рассвело.
Второстепенные члены
В предложении можно встретить разные второстепенные члены. Они различаются по грамматическому значению и по дополнительному смыслу, который они придают главным членам.
Определение относится к подлежащему или дополнению, реже к обстоятельству или другому определению, если они выражены существительным. Оно отвечает на вопросы Какой? Чей? Который по счету? Чаще всего бывает выражено прилагательным или причастием в полной форме (пестрые опавшие листья) , местоимением (мой портфель) , порядковым числительным (второй этаж) . Реже определение может выражаться существительным (платье какое? в клетку) или инфинитивом глагола (мечта какая? выиграть миллион) . Нередко определение выражается причастным оборотом.
Приложение - это особое определение, выраженное существительным, обычно согласованным (девушка-красавица).
Если приложение - название в кавычках (книги, журналы, поезда, космические корабли и т.п.), оно не склоняется вместе с определяемым словом: в журнале «Огонек», о корабле «Восток»).
И обычное определение, и приложение подчеркиваются при разборе предложения волнистой линией.
К сказуемому обычно относятся обстоятельства и дополнения.
Обстоятельство отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени? Выражено оно бывает чаще всего наречием, деепричастием, существительным с предлогом; бывает выражено также деепричастным оборотом. Нередки случаи, когда обстоятельство цели - инфинитив (пошел зачем? купить хлеба) . При выполнении синтаксического разбора обстоятельство надо подчеркивать линией «точка-тире».
Дополнения выражаются чаще всего существительными или местоимениями; они отвечают на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Иногда можно встретить дополнения, выраженные инфинитивом. Подчеркивать этот член предложения надо пунктиром.
Схема распространенного предложения обычно представляет собой цепочку графических знаков - подчеркиваний - соответствующих расположению членов предложения. Приведем пример.
«Желтый лист плавно опустился на дорожку» .
В этом предложении сначала стоит определение желтый, затем подлежащее лист, обстоятельство «плавно», дополнение «(на) дорожку». Поэтому схема будет выглядеть так: волнистая линия, прямая линия, линия «точка-тире», двойная линия, пунктирная линия.
Тема: Распространенные и нераспространенные предложения
Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Задачи:
Учебная : сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Познавательная : познакомить обучающихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.
Развивающая : развивать мышление, умение анализировать.
Воспитательная : воспитание интереса к изучению русского языка.
Тип урока: смешанный (комбинированный).
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска.
Ход урока:
I. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
–
Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.
II. Словарная работа.
А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (2-й, 3-й слайд).
Пром е рзать, уд и вительный, недор а зумение, разъед и нять, един о борец, сож а ление, л и пучий, ом о ложение, закр е плять, отд а лённый, безм я тежный.
III. Актуализация опорных понятий.
В начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.
Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения ).
Что такое предложение?
Из чего состоит предложение?
Что такое словосочетание?
Что не является словосочетанием? (грамматическая основа ).
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).
Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).
IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала
Мы прибыли на следующую станцию.
Прочитайте текст (4-й слайд)
Ответьте на вопросы:
О чём текст?
Какую пользу приносит берёза?
А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно?
(нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?
(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
– Самостоятельно прочитайте §35, стр. 70 (- Что нового узнали в прочитанном параграфе?).
Самое главное, что вы должны усвоить - это понятие о распространенности предложений.
(5-й слайд)
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.
- Устали мы немного, давайте отдохнем!
Физкультминутка
- Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
- Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
- Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
- Убежали мышки вон (бег на месте).
V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
- Отдохнули? Отправляемся дальше с новыми силами.
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
Следующий этап:
1. «Мозговой штурм» (работа у доски).
Игра «Кто больше?»
Ход игры . На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.
Пример:
Выглянуло солнышко.
Выглянуло желтое солнышко.
Из-за туч выглянуло желтое солнышко.
Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.
2. Выполните синтаксический разбор предложения.
Осенью
птицы большими
стаями улетают
на юг
(Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.
(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.
(8-й слайд).
1 - подлежащее
2 - сказуемое
3 - определение
4 - дополнение
5 - обстоятельство
Жила-была на свете лягушка-квакушка . Сидела она в болоте , ловила комаров , весною громко квакала ...
Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину
1 - подлежащим
2 - сказуемым
3 - определением
4 - дополнением
5 - обстоятельством
1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.
2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).
3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.
4. Вдруг (5, обстоят.)
к девочке (4) с голубыми волосами.
А. Толстой
1 - распространённое
2 - нераспространённое
1 . 2. Жили они дружно 1 . 3. Заснул медведь 2 ; козёл да баран дремлют 2 1 . 4. И видит он 2 : идут семь волков 2 2 , искры из глаз посыпались 1 1 .
К. Ушинский
VI. Подведение итога урока.
- Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.
(9-й слайд)
Что является главным средством выражения мысли? (предложение)
Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)
Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)
Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).
Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).
Ну вот мы и добрались до острова. Посмотрите, что это… Вам оставили послание, но оно зашифровано, чтобы его расшифровать, вам потребуется ключ.
«Расшифруй запись».
(10-й слайд)
14 16 13 16 5 6 24!
Вы действительно молодцы!
VII. Домашнее задание ( 11-й слайд ).
Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 35, упр. 173.
VIII. Выставление оценок.
1. Укажи цифрами члены предложения.
1 - подлежащее
2 - сказуемое
3 - определение
4 - дополнение
5 - обстоятельство
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала...
Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.
По В. Гаршину
2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.
1 - подлежащим
2 - сказуемым
3 - определением
4 - дополнением
5 - обстоятельством
1. За чёрными деревьями блестели звёзды.
2. Над дорогой свешивались скалы .
3. В ущелье лежало облако тумана.
4. Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек.
5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами.
А. Толстой
3. Укажи цифрами тип предложения.
1 - распространённое
2 - нераспространённое
1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран . 2. Жили они дружно . 3. Заснул медведь ; козёл да баран дремлют ; один мурлыка не спит и всё видит . 4. И видит он : идут семь волков . 5. Стукнулись козёл с бараном , искры из глаз посыпались . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран .
К. Ушинский