Римские философы i века до н. — ii века н.э. о психоактивных веществах (ловчев в. м.)
![Римские философы i века до н. — ii века н.э. о психоактивных веществах (ловчев в. м.)](https://i0.wp.com/mystroimmir.ru/wp-content/uploads/2018/05/2-2-1024x576.jpg)
Многое уже было сказано об эллинских философах, мощь которых неоспорима. Вклад находящихся неподалеку древних римлян, не менее весом. Представители разных культур противоречили друг другу, но в то же время составляли единый философский массив древне европейского периода, который стал фундаментом развития современного общества. По своим основным принципам, философия Древнего Рима стала изумительно логической правовой системой. Она, будучи преемницей древнегреческих учений, оттесала не огранённый «эллинский бриллиант», придала ему практическую значимость.
Добродетели – основа учения
Когда произошло падение греческого государства, эллинский стоицизм, как направление, пропагандирующее осознанный самоконтроль над слабостями, влечениями, подчинение здравому рассудку, получил свое дальнейшее развитие в римском стоическом учении.
Виднейшим стоиком римской философской мысли считают Луция Аннея Сенеку (4 год до н.э. – 65 год н.э.). Юноша родился в среднем сословии, получил хорошее образование.
Сенека следовал строгим законам воздержания. Но, несмотря на аскетические воззрения, Луций сделал успешную политическую карьеру, прослыл оратором, поэтом, писателем.
Рассуждения стоика во многом имели патриотическую сущность – он рассуждал о Родине, чужбине, приходил к выводу, что нет чужой земли, вся она родная. Сенека часто задавался вопросом о государственной жизни – личным долгом пред государством и перед собой. Этим рассуждениям посвящен его трактат «О краткости жизни».
Взрослым мужчиной Луций удостоился великой чести быть воспитателем будущего римского императора-тирана Нерона, который был известен своей особой жестокостью. Специально для него стоик написал трактат «О благодеяниях», которым призывал прислушаться к собственной совести. Сенека говорил «что знания доброты мало, необходимо еще уметь сотворить добро». Но учителю так и не удалось победить злое начало воспитанника. Нерон вынудил Луция покончить жизнь самоубийством.
Философия учения распространилась на знатные круги. Последним стоиком античного стоицизма считают императора Марка Аврелия. Для тогда еще рабовладельческого Рима было крайне важно, что на таком высоком государственном уровне (в лице императора Аврелия), появились задатки демократии.
Классифицируя добродетели, стоики раздели их на две группы.
Добродетели личностные: милосердие, честь, целеустремленность, дружелюбие, культурность, вдумчивость. А также бережливость, трудолюбие, мудрость, здоровье, выдержка, честность.
Добродетели общественные: богатство, справедливость, милосердие, процветание, доверие, удача. Также – радость, веселье, свобода, благородство. И терпение, щедрость, вера в Бога, безопасность, мужественность, плодородие, надежда.
Стоицизм, как школа смиренности, умеренности
Направление стоицизма стало для древнеримских, греческих граждан настолько близким, что философская мысль продолжила его развивать вплоть до окончания античного периода.
Выдающимся последователем стоической школы был Эпиктет. По происхождению мыслитель был рабом, что отразилось на его философских взглядах. Эпиктет предлагал отменить рабство, сравнять всех людей. Он считал, что люди по рождению своему равны, касты придуманы для поддержания будущих поколений знатных родов. Человек самостоятельно должен достигнуть уважения, а не получить его по наследству. Тем более не получить по наследству отсутствие каких-либо прав. Такая идеология была не характерна для философии Древней Греции.
Эпиктет считал философию равенства, смирения и умеренности образом жизни, даже наукой, с помощью которой человек приобретает самообладание, не преследует достижение мирских удовольствий, бесстрашен перед смертью. Смысл своих рассуждений стоик сводил к довольствованию того, что есть, а не пожеланием большего. Такой стиль жизни никогда не повлечет разочарование. Кратко говоря, Эпиктет называл свой жизненный девиз апатией или покорностью Богу. Смирение, принятие судьбы такой, какая она есть, является наивысшей духовной свободой.
Скептицизм древнеримских философов
Феноменальным проявлением философской мысли является скептицизм. Он характерен для мудрецов как греческого, так и римского античного мира, что еще раз доказывает переплетение двух противоборствующих философий той эпохи. Сходство особо отчетливо проявляется в период поздней античности, когда наблюдается общественный, политический упадок, крах великих цивилизаций.
Главной идеей скептицизма является отрицание каких-либо утверждений, конечных догм, непринятие теорий других философских течений. Адепты утверждали, что дисциплины противоречивы, само исключают себя, друг друга. Только учение скептиков обладает оригинальной особенностью – одновременно принимает прочие мнения и сомневается в них.
Древний Рим известен такими скептиками: Энесидем, Агриппа, Эмпирик.
Эпикурейство – путь приспособления к миру
Философское понятие этики снова объединяет два соперничающих лагеря – греков, римлян.
Изначально эллинистическим мыслителем Эпикуром (342-270 года до н.э.) было основано философское направление, целью которого являлось достижение человеком счастливой, беззаботной жизни, лишенной горестей. Эпикур учил не видоизменять действительность, а приспосабливаться к ней. Для этого философ разработал три необходимых принципа:
- Этический – с помощью этики личность достигает счастья.
- Физический – с помощью физики человек постигает мир природы, что позволяет не испытывать перед ним страх. Он помогает первому принципу.
- Канонический – с помощью методологии научного познания доступно осуществление первых принципов эпикуреизма.
Эпикур полагал – для организации счастливого нужно не беспрепятственное проявление знаний, а осуществление их на деле, но в заранее фиксированных границах.
Парадоксально, но образным последователем Эпикура стал древнеримский мыслитель Лукреций. Он был радикален в своих высказываниях, что одновременно вызывало восторг и гнев современников. Дискуссируя с оппонентами (особенно скептиками), эпикуреец полагался на науку, доказывал важность ее существования: «Если науки нет, то мы каждый день наблюдаем восход нового солнца. Но мы знаем – оно только одно». Критиковал платоновскую теорию о переселении душ: «Если человек все равно когда-нибудь умрет, то не имеет никакого значения, куда отправится его душа». Лукреций был озадачен появлением цивилизаций: «Сначала человечество было диким, все изменилось с появлением огня. Образование общества можно относить к тому периоду, когда люди научились договариваться друг с другом».
Лукреций стал представителем эллинизма Эпикура, критикующим извращенные нравы римлян.
Риторика Древнего Рима
Ярчайшим ритором древнеримской философии являлся Марк Туллий Цицерон. Риторику он считал основой мыслительного процесса. Деятель хотел «подружить» римскую жажду добродетели с греческим искусным философствованием. Будучи прирожденным оратором, активным политическим деятелем, Марк призывал к созданию справедливого государства.
Цицерон считал, что оно доступно при смешении трех единственно правильных форм правления: монархии, демократии, аристократии. Соблюдение смешанной конституции позволит обеспечить так называемое мудрецом «великое равенство».
Именно Цицерон познакомил общество с понятием «гуманитус», которое означает «гуманность, человечность, философию здравого смысла». Мыслитель говорил, что понятие основано на моральных нормах, способно сделать из каждого человека полноправного члена общества.
Его познания в научной сфере настолько велики, что Марка признали философом-энциклопедистом древности.
Мнение философа об этике, морали заключалось в следующем: «Всякая наука постигает добродетель собственным неординарным путем. По сему, всякая образованная личность должна ознакомиться с различными методами познания, испытать их. Любые житейские проблемы решаются силой воли».
Философско-религиозные течения
Древнеримские традиционные философы в античности активно продолжали свою деятельность. Большой популярностью пользовалось учение Платона. Но философско-религиозные школы стали новомодным течением того времени, соединительным мостом между Западом, Востоком. Учения задавались глобальным вопросом о взаимосвязи, противостоянии материи и духа.
Интереснейшим течением стало неопифагорейство, представители которого философствовали о противоречивости мира, единстве Бога. Неопифагорейцы изучали цифры с мистической стороны, создали целое учение о магии чисел. Выдающимся последователем данной философской школы стал Аполлоний Тианский.
Интеллектуальные личности прильнули к учению Филона Александрийского. Основная идея мудреца заключалась в слиянии платонизма с иудаизмом. Филон объяснял, что Иегова создал Логос, который потом сотворил мир.
Религиозные мировоззрения отличались примитивным суеверным политеизмом, где всякое явление обладало двойником.
Большим уважением отличался культ жриц-весталок, целомудренных хранительниц государства.
В Древнем Риме философы всегда находилась под очень сильным влиянием традиций Греции. Хотя все идеи античной философии были восприняты европейцами почему-то именно в римской транскрипции.
В целом история Римской империи – это «борьба всех против всех», то ли рабов и рабовладельцев, то ли патрициев и плебеев, то ли императоров и республиканцев. Причем все это идет на фоне какой-то непрерывной внешней военно-политической экспансии, а также на фоне борьбы с нашествиями варваров. Вот поэтому общефилософская проблематика тут отходит на второй план, так же, как и философская мысль древнего Китая. Вот поэтому в качестве первоочередных задач выступают именно сплочения всего римского общества.
Философия Древнего Рима, как и философия эллинизма, носит в основном этический характер. Она влияет непосредственно на политическую жизнь общества. В самом ее центре внимания находятся проблемы примирения интересов различных групп, а также вопросы достижения самого высшего блага, не говоря уж о выработке жизненных правил и так далее. Во всех этих условиях самое большое распространение и влияние получила философия, так называемых «стоиков». Они разработали вопросы о правах и обязанностях личности, а также о характере взаимоотношений личности и государства, добавив в сои умозаключения правовые и моральные нормы, при этом римская стая стремилась содействовать не только воспитанию дисциплинированного воина, но и, само собой. гражданина. Самый крупный представитель стоической школы – это Сенека, который жил с 5 года до нашей эры по 65 год нашей эры. Сенека был не только мыслителем и государственным деятелем, он также был наставником самого императора Нерона. Именно он рекомендовал императору придерживаться скорее умеренности и республиканского духа в своем правлении. Благодаря этому Сенека добился того, что ему «приказали умереть», так он, полностью следуя всем своим философским принципам, в окружении своих почитателей и вскрыл себе вены.
При этом самой главной задачей становления личности, согласно Сенеке считается достижение им добродетели. А вот изучение философии – это не только теоретические занятия, это также и фактическое осуществление добродетели. Сенека был уверен, что философия заключается не в словах, а именно в делах, так как она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, а также указывает на то, что надо и что не надо делать.
Еще недавно существовало такое мнение, что древнеримские философы эклектичны и несамодостаточны. Но на само деле это не так. Если вспомнить поэму Лукреция Кара «О природе вещей», которая была написана примерно в 99-55 году до нашей эры, а также целый ряд других блестящих мыслителей – этого будет достаточно.
Взять того же Цицерона, жившего в 106-43 году до нашей эры. Это непревзойденный оратор и политик. В своих сочинениях он полемизирует с различными идеями крупнейших античных философов. Например, он с явной симпатией относятся к идеям Платона, тем не менее, резко выступает против его какого-то нереального и «вымышленного» государства. Он также высмеивает стоицизм и эпикуреизм. На примере философского творчества Цицерона опровергается тезис о равнодушном отношении практических римлян к отвлеченному философствованию.
Философия, которая сформировалась в эпоху Античности, более, чем на протяжении тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, а также служила регулятором общественной жизни. Она объясняла законы общества и природы, создавая при этом предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Тем не менее, уже после того, как на территории Римской империи начало распространяться христианство, то античная философия подверглась довольно серьезной переработке.
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального
образования «Российская академия предпринимательства»
Реферат
по философии
на тему:
«Философия Древнего
Рима»
Выполнила студентка группы
ВДк – 12 - 019
Пирогова О.В.
Научный руководитель
Шемякина Е. М.
Москва
2012 год
Содержание
-
Введение стр. 3
Стоицизм стр. 3
-
Сенека и его философские взгляды стр. 4
Марк Аврелий Антонин и его философские взгляды стр. 4
-
Тит Лукреций Кар и его философские взгляды стр. 5
-
Пиррон и его философские взгляды стр. 6
-
Плотин и его философские взгляды стр. 6
Список литературы стр. 7
Введение
После подчинения Греции Риму
во II в. до н. э. Римская империя начала
перенимать философские учения, которые
появились ещё в Древней Греции в эпоху
крушения афинского государства. В отличие
от Греческой философии Римская философия
имела преимущественно этический характер.
Главнейшей задачей Римской философии
является не исследование сущности вещей,
а проблема достижения высшего блага,
счастья, выработка правил жизни.
В данной работе будут рассмотрены
некоторые из основных философских направлений,
установившихся в Риме, такие как стоицизм,
эпикуреизм и скептицизм, а также их
яркие представители - Луций Анней Сенека,
Марк Аврелий Антонин, Тит Лукреций Кар
и Энесидем.
Стоицизм
Стоицизм - учение одной из наиболее
влиятельных философских школ античности,
основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из
Китая; её название происходит от "Расписного
Портика" - "Стои" в Афинах, где
преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно
делится на три периода: Ранний (Зенон
III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий, Посидоний,
Гекатон II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский)
Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий I-II вв.н.э.).
Учение стоиков принято
разделять на три части: логику, физику
и этику. Известно их сравнение философии
с фруктовым садом: логика соответствует
ограде, которая его защищает, физика
является растущим деревом, а этика
- плодами.
Логика - основополагающая часть
стоицизма; ее задача - обосновать необходимые
и всеобщие законы разума как законы познания,
бытия, а философствование - как строгую
«научную» процедуру.
Физика. Стоики представляют мир живым
организмом. Согласно стоицизму, всё существующее
- телесно, и различается только степенью
«грубости» или «тонкости» материи. Сила
является тончайшей материей. Сила, управляющая
миром в целом, - Бог. Вся материя есть
лишь изменения этой божественной силы.
Вещи и события повторяются после каждого
периодического воспламенения и очищения
космоса.
Этика. Все люди - граждане космоса
как мирового государства; стоический
космополитизм уравнивал перед лицом
мирового закона всех людей: свободных
и рабов, граждан и варваров, мужчин и женщин.
Согласно стоикам всякое нравственное
действие является самосохранением и
самоутверждением и увеличивает общее
благо. Все грехи и безнравственные поступки
- это саморазрушение, утрата собственной
человеческой природы. Правильные желания,
поступки и дела - гарантия человеческого
счастья, для этого надо всячески развивать
свою личность, не быть покорным судьбе,
не склоняться ни перед какой силой.
Луций
Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
Сенека был родом из Кордовы,
он придавал огромное значение практической
стороне философии, этике и исследовал
вопрос, как прожить добродетельную жизнь,
не углубляясь при этом в теоретическое
изучение природы добродетели. Он рассматривает
философию как средство обретения добродетели.
«Пусть наши слова приносят не удовольствие,
но пользу – больной ищет не того врача,
кто красно говорит».
В своих теоретических
воззрениях Сенека придерживался материализма
древних стоиков, но на практике верил
в трансцендентность Бога. Он считал,
что судьба – не слепая стихия. Она обладает
разумом, частичка которого присутствует
в каждом человеке. Всякое несчастье, является
поводом для добродетельного самосовершенствования.
Философ предлагает стремиться к высокому
мужеству, стойко перенося все, что посылает
нам судьба, и отдаться воле законов природы.
Марк
Аврелий Антонин (121 г. до н.э. - 180 г. до
н.э.)
Римский император с 161-го по
180 год н. э., в размышлениях «К самому себе»
говорит, что «единственное, что находится
во власти человека, - это его мысли».
«Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник
добра, который способен бить не иссякая,
если до него постоянно докапываться».
Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый.
Основной целью человеческих стремлений
должно быть достижение добродетели, т.
е. подчинение «разумным законам природы
в согласии с человеческим естеством».
Марк Аврелий рекомендует: «Спокойную
мысль при всем, что приходит извне, и справедливость
при всем, что реализуется по твоему собственному
усмотрению, то есть твое желание и действие,
пусть заключаются в действиях общеполезных,
ибо это суть в согласии с твоим естеством».
Марк Аврелий - последний
представитель античного стоицизма.
Эпикуреизм.
Эпикуреизм был единственной
в античном Риме материалистической философией.
Материалистическое направление в древнегреческой
и римской философии было названно по
имени его основателя Эпикура. В конце
2 в. до н. э. появляются последователи Эпикура
среди римлян, самым выдающимся из которых
был Тит Лукреций Кар.
Тит Лукреций
Кар (95 г. до н.э. - 55 г. до н.э.)
Лукреций полностью отождествляет
свои взгляды с учением Эпикура.
В своем произведении «О природе
вещей», он мастерски объясняет, доказывает
и пропагандирует воззрения ранних представителей
атомистического учения, последовательно
защищает основные принципы атомизма
как от более ранних, так и от современных
ему противников, давая одновременно наиболее
цельную и логически упорядоченную интерпретацию
атомистической философии. При этом он
во многих случаях разрабатывает и углубляет
мысли Эпикура. Единственным сущим Лукреций
считает атомы и пустоту. Туда, куда простирается
пустота, так называемое пространство,
там нет материи; а там, где простерлась
материя, нет пустоты и пространства никоим
образом.
Душу он считает материальной,
особым соединением воздуха и тепла. Она
протекает через все тело и образована
тончайшими и наименьшими атомами.
Лукреций пытается объяснить
естественным образом возникновение общества.
Он говорит, что первоначально люди жили,
в «полудиком состоянии», не зная огня
и жилища. Только развитие материальной
культуры ведет к тому, что человеческое
стадо постепенно превращается в общество.
Так же как и Эпикур, он полагал, что общество
(право, законы) возникает как продукт
взаимного соглашения людей: «Соседи тогда
начали соединяться в дружбе, уже не желая
чинить бесправие и враждовать, а детей
же и женский пол взяли под охрану, показывая
жестами и неловкими звуками, что к слабым
все должны иметь сочувствие. Хотя согласие
не могло повсеместно признаваться, лучшая
и большая часть договор свято выполняла».
Материализм Лукреция имеет
и свои атеистические последствия.
Лукреций не только исключает богов из
мира, в котором все имеет естественные
причины, но и выступает против всякой
веры в богов. Он критикует представление
о жизни после смерти и все другие религиозные
мифы. Показывает, что вера в богов возникает
вполне естественным способом, как продукт
страха и незнания естественных причин.
Эпикурейство в римском
обществе удерживалось сравнительно долго.
Однако, когда в 313 г. н. э. христианство
стало официальной государственной религией,
началась упорная и безжалостная борьба
против эпикуреизма, и в частности против
идей Лукреция Кара, что, в конце концов,
вело к постепенному упадку этой философии.
Скептицизм
В основе скептицизма
лежит позиция, основанная на сомнении
в существовании какого-либо надежного
критерия истины. Скептицизм противоречив по
своей природе, одних он побуждал к углубленному
поиску истины, а других - к воинствующему
невежеству и аморализму. Основателем
скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360
- 270 гг. до н. э.).
Пиррон и его
философские взгляды
Согласно учению Пиррона, философ
- человек, который стремится
к счастью. Оно, по его мнению, заключается
только в невозмутимом спокойствии,
сочетающемся с отсутствием страдания.
Тот, кто желает достичь
счастья, должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят
вещи; 2) как следует
к ним относиться; 3) какую выгоду
мы в состоянии получить из нашего отношения
к ним.
Пиррон полагал, что на
первый вопрос нельзя дать никакого ответа,
также нельзя утверждать, что нечто определенное
существует. Более того, всякому утверждению
о любом предмете может быть с равным правом
противопоставлено противоречащее ему
утверждение.
Из признания невозможности
однозначных утверждений о вещах
Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское
отношение к вещам состоит в воздержании
от любых суждений. Этот ответ предопределяет
и ответ на третий вопрос: польза и выгода,
вытекающая из воздержания от всякого
рода суждений, состоит в невозмутимости
или безмятежности. Такое состояние, называемое
атараксией, базирующейся на отказе от
знаний, рассматривается скептиками как
высшая ступень блаженства.
Усилия Пиррона, направленные
на то, чтобы сковать человеческую
любознательность сомнением и затормозить
движение по пути прогрессивного развития
знаний, были тщетными. Будущее, которое
представлялось скептикам как ужасное
наказание за веру во всесилие знания,
все же пришло, и остановить его никаким
его предостережениям не удалось.
Неоплатонизм
Неоплатонизм развивался в
III-V столетиях н. э., в последние столетия
существования Римской империи. Он является
последним цельным философским направлением,
возникшим в период античности. Неоплатонизм
формируется в той же самой социальной
обстановке, что и христианство. Его основателем
был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее
видным представителем - Плотин (205-270).
Плотин
и его философские взгляды
Плотин считал, что основой
всего существующего является сверхчувственный,
сверхъестественный, надразумный божественный
принцип. От него зависят все формы бытия.
Этот принцип Плотин объявляет абсолютным
бытием и говорит о нем, что он непознаваем.
Это единственно истинное бытие постижимо
лишь путем проникновения в самый центр
чистого мышления, что становится возможным
лишь при «отторжении» мысли - экстаза.
Все остальное, что существует в мире,
производно от этого единственно истинного
бытия.
Природа, по Плотину, сотворена
так, что через материю (тьму) проникает
божественный принцип (свет). Плотин создает
даже определенную градацию существований
от внешнего (настоящего, истинного) к
самым низшим, подчиненным (неподлинным).
На вершинах этой градации стоит божественный
принцип, далее - божественная душа, а
ниже всего - природа.
Много внимания Плотин посвящает
душе. Она является для него определенным
переходом от божественного к материальному.
Душа - это нечто чуждое материальному,
телесному и внешнее по отношению к ним.
Заключение
В целом же философия Древнего
Рима оказала огромное влияние на последующую
философскую мысль, культуру, развитие
человеческой цивилизации. В философии
Древнего Рима содержались зачатки основных
видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся
во все последующие века. Многие проблемы,
над которыми размышляли античные философы,
не утратили своей актуальности и по сей
день. Изучение античной философии дает
нам не только ценную информацию о результатах
размышлений выдающихся мыслителей, но
и способствует развитию более утонченного
философского мышления.
Список
литературы
Книги
-
Ф. Коплстон «История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. I.»: Центрполиграф; Москва; 2003
Ф. Коплстон «История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II.»: Центрполиграф; Москва; 2003
-
http://lib.ru/POEEAST/avrelij. txt - Марк Аврелий «Размышления». Перевод А.К.Гаврилова
http://ru.wikipedia.org
-
Материалы учебного плана Колледжа предпринимательства №15. Лекция по философии Древнего Рима
Стоицизм - учение одной из наиболее
влиятельных философских школ античности,
основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из
Китая. Учение стоиков принято разделять
на три части: логику, физику и этику.
Луций
Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) рассматривает
философию как средство обретения добродетели.
В своих теоретических воззрениях Сенека
придерживался материализма древних стоиков,
но на практике верил в трансцендентность
Бога.
Трансцендентность - философск ий термин, характеризующий то,
что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.
Марк
Аврелий Антонин (121 г. до н.э. - 180 г. до н.э.)
- Римский император с 161-го по 180 год н. э.,
в размышлениях «К самому себе» говорит,
что «единственное, что находится во власти
человека, - это его мысли».
Эпикуреизм - единственная в античном Риме
материалистическая философия (основатель
- Эпикур).
Тит Лукреций
Кар (95 г. до н.э. - 55 г. до н.э.) написал
произведение «О природе вещей», где защищает
основные принципы атомизма. Единственным
сущим Лукреций считает атомы и пустоту.
В 313 г. н. э. христианство стало
официальной гос. религией, началась борьба
против эпикуреизма.
Скептицизм - сомнение в существовании
какого-либо надежного критерия истины, основателем
был Пиррон из Элиды (ок. 360 - 270 гг. до н.
э.).
Три вопроса: 1) из чего состоят
вещи; 2) как следует
к ним относиться; 3) какую выгоду
мы в состоянии получить из нашего отношения
к ним. 1На первый вопрос нельзя дать никакого
ответа, 2философское отношение к вещам
состоит в воздержании от любых суждений,
3польза и выгода, вытекающая из воздержания
от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости
или безмятежности. Такое состояние, называемое
атараксией, базирующейся на отказе от
знаний, рассматривается скептиками как
высшая ступень блаженства.
Атараксия - душевное спокойствие, невозмутимость,
безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов,
достигаемая мудрецом.
Неоплатонизм развивался
в III-V в. н. э., основателем был Аммоний
Саккас (175-242), а наиболее видным представителем
- Плотин (205-270).
Плотин считал, что основой
всего существующего является сверхчувственный,
сверхъестественный, надразумный божественный
принцип. Много внимания Плотин посвящает
душе. Она является для него определенным
переходом от божественного к материальному.
1. Неоплатонизм
2. Марк Аврелий
Введение
Начало римской философии относится ко II-I вв. до н. э. По отношению к греческой философии римская вторична, и ее можно назвать эллинистической. В Риме проживало много греков, в том числе и философов, которые преподавали и писали на родном языке. Греческий язык уважали, и знание его было признаком культуры и образованности. Естественно, что и философские учения греков становились близкими римлянам.
Однако у римлян были и свои традиционные устои; мужество, стойкость, честность, верность, достоинство, умеренность. А также подчинение воинской дисциплине, закону, вековые обычаи, почитание семейных и национальных богов. Такова суровая система ценностей римского гражданина, суровая, но возвышенная.
В I в. до н. э. в Риме распространяются греческие философские учения. Больше всего было последователей Эпикура, стоиков и скептиков, не была забыта и философия Пифагора и Платона, Одним из виднейших последователей Пифагора был Публий Нигидий Фигул. Фигул написал немало книг, он занимался математикой, естествознанием, астрологией, магией. Фигул дал латинские имена звездам и созвездиям.
Современником Фигула был Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н. э.). Главный труд Варрона - «Светские и религиозные древности». В сочинении «О жизни римского народа» Варрон выдвинул свою философию истории: все народы проходят, как и люди, естественный цикл жизни, состоящий из детства, юности, зрелости и старости.
Следует отметить, что в те времена о соотношении философии и христианства имелись весьма смутные представления. Часто их противопоставляли друг другу. В анонимном произведении "Деяниях святых Апостолов" (II в.) описывается встреча апостола Павла с эпикурейцами и стоиками. Услышав о предстоящем воскресении мертвых, философы покинули Павла. Не счесть попыток усиления то ли религии за счет философии, то ли философии посредством религии. Разумеется, успехи христианства не могли пройти бесследно для философии. Наиболее очевидным образом это обстоятельство проявилось в неоплатонизме.
2. Неоплатонизм
Основные положения неоплатонизма были разработаны Платоном. Написал в зрелом возрасте проживавшим в Риме. Ниже при изложении содержания неоплатонизма используются преимущественно идеи Плотина.
Неоплатонисты
стремились дать философскую картину
всего существующего, в том числе Космоса
в целом. Нельзя понять жизнь субъекта
вне Космоса, равно как и жизнь Космоса
без субъекта. Существующее устроено
иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа,
Материя. Высшее место в иерархии
принадлежит Единому-Благу. Единое -
это подлинно первосущее, охват всего в
одной точке. Если, считают неоплатоники,
вы признаете существование разного,
например, разумного и неразумного, то
выше его есть предел того и другого,
что уже не является ни тем, ни другим.
Единое-Благо достигается не рациональным
путем, а лишь в результате сверхразумного
экстаза. Само собой разумеется, что в
результате такого экстаза субъект
уходит от различного рода земных
трудностей.
Единое как бы переполнено собой, оно "изливается", образуя Ум, Мировой Ум. Это "изливание", или эманация, не является неким вещественным процессом. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, но реализуется через другое. Единое существует посредством Ума.
Мировой Ум включает числа и идеи в их взаимосвязанном системном виде. Ум есть первообраз всех вещей.
Эманация Ума в свою очередь приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное. Душа производит все живые существа. Все, что движется, образует Космос. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она не активна, косна, она - восприемница возможных форм и смысла.
Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать, прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло - снизу, от материи. Зло - не сущее, оно никак не связано с Благом. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удается подняться по лестнице нематериального: Душа-Ум-Единое. Лестнице Душа-Ум-Единое соответствует последовательность чувство - мысль - экстаз. Здесь, конечно, обращает на себя внимание экстаз, который стоит выше мысли. Но экстаз, следует заметить, включает в себя все богатство мысленного и чувственного.
Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них ответственно фактически Единое-Благо. "Все идущее от Блага, - не без пафоса замечает Плотин, - прекрасно, само же оно - выше прекрасного, выше даже высочайшего - царственно содержит в себе весь умопостигаемый мир, являющийся уже областью умного Духа". Даже хаос гармоничен (обратите внимание, что в современной науке хаос описывается математическими уравнениями). Что же касается жизни людей, то она также в принципе не может противоречить всеобщей гармонии. Люди - актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который заложен в Мировом Уме.
Неоплатонизм, став довольно популярным учением, тем не менее, вызвал нарекания со стороны как философов, так и теологов. Первые относились весьма подозрительно к тому, что Плотин называл экстазом, и обвиняли его в отходе от философии в сторону мистики, т.е. недостоверного, произвольного знания. Теологи недоумевали по другому поводу: неясно, почему Единое-Благо, некоторое оно, называется Он и считается божеством.
Органически
соединить греческую духовность и римскую
гражданственность удалось Марку Тулию
Цицерону (106-43 гг. до н. э.). Великий
римский оратор, блестящий писатель,
политический деятель и философ в своем
трактате «О природе богов» говорил, что
обучался у известнейших учителей-греков:
Диодота, Филона, Антиоха, Посидония.
Марк Цицерон считал себя человеком не
только «кабинетно» знакомым с философией,
но и философом в жизни. Он не противопоставлял
философию как особую мудрость науке и
рассудку. В убеждении Цицерона, что
философия применима как в частной жизни,
так и в общественной, выражена одна из
характерных черт римлян - их практицизм.
Римлянам не очень была нужна философия
для философии (как это было у греков,
считавших, что философия - это созерцание
«богоподобной» жизни свободного, не
обремененного низменными заботами
человека), римлянам философия была нужна
как руководительница в их конкретной
будничной жизни. И Цицерон ставит перед
собой сложнейшую задачу - донести до
римлян греческую философию, сделав ее
максимально занимательной. Он считал,
что философия должна быть, не только
умна, но и привлекательна, должна радовать
и ум, и сердце.
Главное достижение Цицерона в философии - создание латинской философской терминологии, которой мы пользуемся до сих пор: «форма», «материя», «время» и т. п.- чисто латинские термины. Для Цицерона главное дело философии, ее предназначение - «возделывать душу», «отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи».
Пожалуй, самым выдающимся философом доклассического периода можно назвать Тита Лукреция Кара (предположительно 95-51 гг. до н. э.). В первой половине I в. до н. э. Рим мучительно и драматично переходил от республиканского строя, переставшего удовлетворять нужды растущих завоеваний, к империи, которая, однако, была еще не в силах разрушить старую республику и проявлялась пока в виде борьбы крупных честолюбцев, претендовавших на единоличную власть. Кровь проливалась непрестанно как в самом Риме, так и в его провинциях.
Тит Лукреций Кар надеялся остановить гражданскую смуту в Риме путем проповеди материализма и просветительских идей. Его труд - философская латиноязычная поэма «О природе вещей»- величайший документ материалистической философии. Он состоит из 6 книг.
Объясняя атомистическое происхождение мира, Лукреций говорит о развитии человеческого общества от первобытной эпохи своего времени, и в этом он перерос своих учителей, греков Демокрита и Эпикура. Философия развития общества у Лукреция абсолютно оригинальна. Рассуждая о природе явлений, происходящих в мире, Лукреций находит caмые выразительные слова, направленные против социального насилия преступного искательства должностей и власти, изнурительного труда одних и разврата и роскоши других, против захватнических войн и в защиту всеобщего мира.
Утвердившаяся в конце I в. до н. э. власть Августа. При котором стихли гражданские войны и на короткое время воцарилось спокойствие, знаменует собой конец Римской республики и начало Римской империи. Центр философии ранней Римской империи - Рим. Сюда философы собирались со всей страны. Однако положение философов в столице было сложным. Римские власти то привечали их, то изгоняли и даже казнили. Особенно трагичным для философии было время правления Нерона, принудившего к самоубийству многих окружавших его патрициев, в том числе и блестящего политического деятеля, драматурга и философа Сенеку (4 г. до н. э.-65 г. н. э.). Но и следующие за Нероном императоры устраивали гонения на мыслителей. Например, Домициан выслал всех философов и риторов, среди которых были знаменитые Эпиктет и Дион Хрисостом, не только из Рима, а вообще из Италии. За речь против тиранов Домициан казнил Матерно, оратора Геррения Сенециона, Арулена Рустика.
Ситуация несколько меняется во II в. н. э., в период правления Антониев. Императоры этой династии сами увлекались науками, а предпоследний из Антониев - Марк Аврелий - был выдающимся мыслителем, вошедшим в историю мировой философии.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА |
Рубрика (тематическая категория) | Регилия |
Римская философия возникла во II – I вв. до н.э. с того, чем кончает в те же времена греческая – с эклектизма (ᴛ.ᴇ. философское течение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не создаёт собственной философской системы. Основывающейся на едином принципе, и не присоединяется к взглядам какого-либо одного философа, а берёт из различных систем то, что считает правильным, и всё это сравнивает в одно более или менее законченное целое).
Глубокая последовательность в развитии тех или иных философских положений, присущая греческим мыслителям ʼʼклассическойʼʼ эпохи, сменяется поверхностным согласованием различных принципов, сближением враждующих школ и течений. Материалистическая школа Эпикура находит в позднеэллинистический период многочисленных последователей и проникает в Рим. Её замечательным представителем на римской почве был поэт Лукреций Кар.
Размещено на реф.рф
К взглядам материалистов склонялось также одно из направлений школы Аристотеля, связанное с изучением природы. То были последователи Стратона, прозванного ʼʼфизикомʼʼ.
Хотя Греция была порабощена Римом, но Рим был завоёван Грецией духовно.
Римская философия распадается на латиноязычную и греко-язычную. Кроме богатой латиноязычной римской философской литературы, уважаемым и почитаемым в Риме считался греческий язык, знание которого было признаком культурности и образованности.
В корне римско - латинского художественно - мифолого-религиозного мировоззрения лежал примитивный сверхполитеизм. В наивном представлении суеверного римлянина каждый предмет и каждое явление имело своего двойника – духа, своё божество (пенаты, лары и маны).
В Древнем Риме был развит культ предков – манизм. Велика была роль магии. Знание магических действий и заклинаний было делом особого римского сословия – жрецов, которые были объединены в коллегии, и пользовались большим влиянием, чем жрецы в Греции. Особенно влиятельна была коллегия понтификов. Её председатель считался верховным жрецом Рима (верховный понтифик). Большую роль в римской жизни жрецы-гадатели:
Жрецы – авгуры (предсказывали будущее по полёту птиц);
Жрецы – гаруспики (предсказывали будущее по внутренностям жертвенных животных).
Классический римский пантеон сложился под влиянием классического греческого пантеона. При этом многие боги Рима отождествляются и перенимают черты богов Греции, к примеру: Юпитер – Зевс, Юнона – Гера, Минерва – Афина, Венера – Афродита и т.д.
Традиционными устоями римской общины были:
Мужество, стойкость, честность, верность, достоинство, умеренность, подчинение воинской дисциплине, закону; вековые обычаи, почитание семейных и национальных богов.
Рим покоился на четырёх краеугольных камнях:
Ø Libertas - самостоятельность личности и её свобода отстаивать свои интересы в рамках закона.
Ø Justitia - совокупность правовых установлений, ограждающих достоинство человека в соответствии с его общественным положением.
Ø Fides - верность долгу, составляющая моральную гарантию исполнения законов.
Ø Pietas - благоговейный долг перед богами, родиной и согражданами, требующий всегда отдавать предпочтение их интересам, а не своим.
Для того, чтобы стать властелином мира, римляне, опираясь на перечисленные выше ценности, выработали главную ценность, хоть и суровую, но возвышенную: virtus – гражданская доблесть и мужество быть, несмотря ни на что.
Политический упадок Греции, а затем и эллинистических государств привёл к тому, что греческая философская мысль стала во всё большей степени ориентироваться на Рим. Образованный грек становится частым гостем в покоях влиятельных и богатых римлян. Греческому просвещению отводится важная роль в деле воспитания будущих государственных деятелей Римской республики.
Именно в греческой философии вынашиваются идеи исторической роли Рима, признаки его всемирного господства, как ʼʼразумной крайне важно стиʼʼ, которой нужно покориться. Школа стоиков, давшая философское обоснование подобному взгляду, имела много последователей среди римской аристократии.
Успех этой школы объясняется тем. Что она. Не особенно заботясь о возникающих противоречиях, эклектически 1 соединяла в одно целое различные популярные мотивы греческой философии. Во II – I вв. до н.э.(период средней Стои) это учение заимствует ряд положений из философии Платона и Аристотеля.
ПАНЕТИЙ (о. Родос) (180-110 гᴦ. до н.э.) – переехал в Рим, где сблизил старостоический идеал мудреца с политическими интересами римской аристократии. Он подчёркивал значение практической мудрости и добродетелей, и не требовал от мудрецаотрешения от окружающей жизни и, в частности, отгосударственной деятельности.
Эклектик – тот, кто не создаёт собственной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется к взглядам какого-либо одного философа, а берёт из различных систем то, что находит правильным, и всё это связывает в одно более или менее законченное целое.
Высшее благо - ϶ᴛᴏ жизнь в соответствии с природой; естественные стремления человека приводят его к добродетели.
Для Панэтия судьба (тихэ) – лишь полезный регулятор человеческой жизни, воспитатель чересчур необузданных и страстных натур.
Размещено на реф.рф
Он высказывал сомнение в бессмертии души и отрицательно относился к вере в астрологию и к возможности предсказаний будущего.
ПОСИДОНИЙ ИЗ АЛАМЕИ (135-50 гᴦ. до н.э.) – ученик Панэтия, долгое время возглавлял философскую школу на о. Родосе. Он вернулся к воззрениям старостоической школы – о грядущей гибели мира в огне, к вере в бессмертие души и существование демонов, к учению о зависимости человеческой жизни и судьбы от расположения звёзд и т.д. Этические взгляды Посидония тесно связаны с представлением Платона о человеческой душе. Душа является ареной борьбы между двумя началами – духовным и телесным. Всё, что исходит от тела, заслуживает осуждения, ибо плоть - ϶ᴛᴏ темница души, её оковы. Он верит в мистическое предсуществование души до её воплощения в теле.
Посидоний продолжал развивать идущее от Аристотеля и перипатетиков учение о государственном строе (как смешанной форме), основанном на сочетании принципов монархии, аристократии и демократии.
ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ (106 – 43 гᴦ. до н.э.) - изложил основы различных философских систем и разработал латинскую философскую терминологию.
q Человеческий идеал Цицерона – ʼʼпервый человек республикиʼʼ, ʼʼумиротворительʼʼ, ʼʼблюститель и попечительʼʼ в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля он считал себя.
q Философский идеал Цицерона – соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом.
q Ораторский идеал Цицерона – ʼʼобилиеʼʼ, сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля – высокие, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики и стройности синтаксиса.
q Политический идеал Цицерона – ʼʼсмешанное государственное устройствоʼʼ (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии; образцом которого он считал Римскую республику III – II вв. до н.э.), поддерживаемое ʼʼсогласием сословийʼʼ, ʼʼединомыслием всех достойныхʼʼ.
Основные мысли:
Ø Всякому своё.
Ø Вероятностные знания – вот предел человеческого разумения.
Ø Каждому свойственно заблуждаться, но упорствует в заблуждениях только неразумный.
Ø Друзья познаются в беде.
Ø Бумага всё стерпит.
Ø Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех.
Ø Благо народа – высший закон.
Ø Где хорошо, там и отечество.
Ø О, времена! О, нравы!
Ø Жизнь коротка, но слава должна быть вечной.
Ø Каков человек, такова и его речь.
Ø Красноречие - ϶ᴛᴏ свет, который придаёт блеск уму.
Ø Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
Ø Одни противоположности рождают другие.
Ø Привычка – вторая натура.
Ø Труд притупляет боль.
ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (98-55 гᴦ. до н.э.) - древнеримский философ, поэт; продолжатель учения Эпикура; ввёл понятие ʼʼматерияʼʼ.
Ø В поэме ʼʼО природе вещейʼʼ он развивал и пропагандировал материалистическое учение Эпикура, стремясь избавить людей от порождённых невежеством религиозных суеверий и страха перед богами и загробной жизнью. Отрицая всякое вмешательство богов в жизнь людей, давал естественное объяснение происхождению и развитию вселенной и человечества.
Ø Он утверждал, что всё состоит из неделимых ʼʼначалʼʼ, ᴛ.ᴇ. атомов, которые не создаются и не уничтожаются. Им присущи определённая форма, вес и неотделимое от материи движение.
Двигаясь в окружающей их пустоте, подобно пылинкам в солнечном луче, и самопроизвольно отклоняясь от прямого направления, атомы по определённому закону соединяются и образуют всё сущее – от звёзд до человеческих душ, которые Лукреций также считал материальными и, следовательно, умирающими одновременно с телом.
Распавшись в одном месте, атомы соединяются в другом, образуя, новые миры и новые живые существа. По этой причине вселенная вечна и бесконечна.
Ø Он пытался дать естественнонаучное объяснение происхождению человека и общества, развивающегося без вмешательства богов.
После образования земли, из сырости и теплоты возникли растения, затем животные, многие из которых были несовершенны и вымерли, и, наконец, человек. Вначале люди были дики, как звери, но постепенно благодаря опыту и наблюдению они научились добывать огонь, строить жилища, возделывать землю.
Люди стали соединяться в семьи, а семьи стали соединяться для взаимной поддержки в общества. Это дало возможность развиваться языку, наукам, искусствам, ремёслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее сильные стали захватывать и делить землю; возникли собственность и жажда богатства, ведущая к войнам и преступлениям.
Основные мысли:
Ø Из ничего (без ничего) ничего не бывает.
Ø Ныне не стрелами яркими дня и не солнца лучами нужно рассеивать ужасы и помрачение духа, но изучением и толкованием законов природы.
Ø Дух силён радостью.
Ø Вместе с ходом времени меняется значение вещей.
Ø В случае если чувства будут не истинны, то весь наш разум окажется ложным.
Ø После истинной смерти не будет второго тебя.
Ø Душа рождается вместе с телом.
Ø Познание истины порождается в нас чувствами.
Ø На что ни посмотрит больной желтухой, всё ему кажется желтоватым.
Ø Из источника наслаждений исходит нечто горькое.
Ø Моя наука - ϶ᴛᴏ жить и здравствовать.
Ведущим философским направлением в Риме в I – II вв. до н.э. был стоицизм (Новая Стоя), представленный Сенекой, Эпиктетом и Марком Аврелием. Поздний стоицизм занимался главным образом вопросами этики, причём эта этика как нельзя более подходила к условиям мировой империи.
Стоики неустанно проповедовали, что каждый человек есть лишь часть огромного организма, благо которого значительно важнее блага его сочленов. По этой причине каждый должен без борьбы и протеста встречать всё, посылаемое ему судьбой. Так как внешние обстоятельства – богатство, положение, здоровье, свобода и самая жизнь – от человека не зависят, он должен считать их для себя безразличными и принимать с полным равнодушием. Единственная обязанность человека – совершенствование в мудрости и добродетели, исполнение долга перед обществом и сохранение спокойствия духа в любых положениях. Никаких иных перспектив стоицизм своим последователям не открывал. Всё движется по замкнутым циклам, ничего нового в мире нет и быть не может. Отрицалось по существу и бессмертие души – душа после смерти разлагается, как тело, и элементы её втягиваются снова в бесконечный круговорот природы.
ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА (4 - 65 гᴦ.) – римский философ, поэт и государственный деятель; воспитатель Нерона. Он располагал обширными знаниями, умением глубоко проникать в природу и в человека, был прекрасным стилистом.
Философия, является нравственно-религиозным руководством в жизни. Исходя из нравственных слабостей человека, Сенека требовал нравственной строгости по отношению к самому себе и разумной, свободной от сострадания снисходительности к ближнему.
Высшая добродетель – верность самому себе.
Личность и произведения Сенеки способствовали тому, что влияние стоицизма на общественную и литературную жизнь Рима, на законодательство, юридические обязанности и государственное управление, даже на христианство было чрезвычайно сильным и продолжительным.
Основные мысли:
Ø Философия и целебна и приятна в одно время.
Ø Нет рабства более позорного, чем рабство духа.
Ø Судьба согласного с ней ведёт, противящегося – тащит.
Ø Разум - ϶ᴛᴏ не что иное, как часть божественного духа, погружённая в тело людей.
Ø Душа - ϶ᴛᴏ Бог нашедший приют в теле человека.
Ø Жизни первый час жизнь на час убавил.
Ø Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить.
Ø Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено всё.
Ø Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе.
Ø Великая судьба – великое рабство.
Ø Кратчайший путь к богатству – через презрение к богатству.
Ø Пьянство - ϶ᴛᴏ добровольное сумасшествие.
Ø После смерти всё прекращается, даже она сама.
ЭПИКТЕТ
(ок.50 – 138 гᴦ.) – древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Проповедовал идеи стоицизма: основная задача философии – научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам не подвластно всё находящееся вне нас, телесное, внешний мир.
Размещено на реф.рф
Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а, следовательно, и наше счастье подвластно нам.
Все люди – дети единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни.
Основные мысли:
Ø Земной человек - ϶ᴛᴏ слабая душа, обременённая трупом.
Ø Печаль другого - ϶ᴛᴏ чужое…
Ø Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны прилаживаться к ним.
Ø Ни в коем случае не называй себя Философом и не рассказывай о правилах и законах философских перед невеждами.
МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (121-180 гᴦ.) – римский император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.
Автор известного философского сочинения ʼʼК самому себеʼʼ. В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, духом и душой, носителем, которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность – владычица, воспитатель чувства долга и обитель испытывающей совести.
Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения.
Основные мысли:
Ø Не спеши соглашаться с болтунами.
Ø Смотри внутрь себя.
Ø Люди существуют друг для друга.
Ø Всё человеческое есть дым, ничто.
Ø Не довольствуйся поверхностным взглядом.
Ø ʼʼСкоро ты забудешь обо всём, и все в свою очередь забудут о тебеʼʼ.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА" 2017, 2018.