Молитвы утренние с толкованием. Краткое утреннее молитвенное правило
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.
Молитва предначинательная
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых,
помилуй нас. Аминь.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
(Читается с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша;
Владыко, прости беззакония наша;
Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй
Господи, помилуй
Господи, помилуй
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Песнь Пресвятой Богородице
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Молитва ко Пресвятой Троице
От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва первая, святого Макария Великого
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь.
Молитва того же святого
К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва к Ангелу хранителю
Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Богородице
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Молитва о живы х
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.
Молитва о усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Окончание молитв
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Среди множества удивительных книг Бернарда Вербера "Древо возможного" занимает особое место.
…если в центр Парижа упадет огромный вонючий метеорит,
…если инопланетяне будут разводить нас, как домашних животных,
…если окажется, что деревья - разумные, мыслящие существа,
…если ваша собственная рука поднимет против вас бунт…
Оказывается, будущее - это вполне управляемая стихия, подвластная нам, но думать о нем надо заранее…
Бернард Вербер
Древо возможного и другие истории
Посвящается Тициане
Предисловие
Когда я был маленьким, отец всегда рассказывал мне на ночь какую-нибудь историю.
А потом я видел ее во сне.
Каждый раз, когда мир казался слишком сложным, я придумывал сказку, в которой было немного от моих неприятностей. Это приносило немедленное облегчение.
В школе дети просили меня сочинять для них небылицы. Часто эти истории начинались словами: "Он открыл дверь и оцепенел".
Со временем рассказы становились все более и более невероятными. Затем это превратилось в игру с единственным правилом - найти проблему, а затем ее необычное решение.
Когда я писал первый роман, то, чтобы не разучиться быстро придумывать сказки, я тратил один час вечером на сочинение историй. Так я отдыхал от утренних трудов, посвященных созданию "серьезных романов".
Сюжет для новеллы рождался из наблюдений во время прогулки, из разговоров с другом, из снов, из горестей, от которых я хотел избавиться, переместив в рассказ.
На "Тайну цифр" меня вдохновил разговор с моим маленьким племянником, который поведал, что в его классе существовала иерархия, делившая учеников на тех, кто умел считать до десяти, и на тех, кто умел считать и дальше.
Идея "Черноты" пришла мне в голову, когда я увидел, как слишком заботливый прохожий пытался перевести через дорогу старика, которому это совершенно не было нужно.
"Последний бунт" написан после посещения дома престарелых.
"Молчаливый друг" - после беседы с профессором Жераром Амзаллагом, биологом, изучающим различные формы жизни. Научное открытие, описанное в новелле, малоизвестно, но совершенно реально.
Некоторые детали из "Научимся их любить" войдут в пьесу, которая называется "Наши друзья человеки".
Мне всегда было интересно, говоря о нас, людях, становиться на точку зрения отличных от нас существ. Это неисчерпаемый источник для размышлений. Я уже использовал прием "экзотического взгляда на человечество" в "Муравьях", где мой герой, номер 103, пытается понять поведение людей, смотря новости по телевизору, и в "Империи ангелов", где Мишель Пэнсон наблюдает за смертными из рая и с горечью убеждается, что они пытаются "уменьшить свои несчастья, вместо того чтобы строить счастье".
Муравьи и ангелы: две точки зрения на человека - от бесконечно "низкой" до бесконечно "высокой". В этой книге будет бесконечно "иная" точка зрения.
"Древо возможного" - изобретение, о котором я мечтаю с тех пор, как проиграл в шахматы компьютеру. Если куча железок способна предвидеть любые возможные варианты развития партии, почему бы не заложить в нее всю совокупность человеческих знаний, все гипотезы будущего, чтобы она выдала возможные варианты развития нашего общества на короткий, средний и продолжительный отрезок времени.
"Школа юных богов" - набросок будущего романа, продолжающего "Империю ангелов". Его проблематика - воспитание и повседневная жизнь одного из богов, управляющих нами.
Эти новеллы помогут читателю понять, как рождаются мои романы.
Каждая история представляет собой доведенное до логического конца предположение. Что будет, если запустить ракету на Солнце, если метеорит упадет в Люксембургский сад, если кожа человека станет прозрачной…
Я хотел бы рассказывать эти истории вам на ухо.
Научимся их любить
В детстве у каждого из нас было развлечение - домашние люди. Они сидели в клетке, без устали крутились в колесе или жили в аквариуме с красивым искусственным ландшафтом.
Однако, помимо ручных людей, есть и дикие. Они совсем не похожи на тех, что обитают в наших сточных канавах и на чердаках, быстро размножаясь и вынуждая нас применять гуманициды.
Не так давно была обнаружена планета, где живут, даже не подозревая о нашем существовании, дикие люди. Находится это странное место близ космострады 33. Дикие люди живут сообща. Они создали большие гнезда, умеют пользоваться инструментами, у них есть даже система общения, основанная на характерном писке. Много легенд ходит об этой планете, где живут дикие существа. Говорят, что у них есть бомбы, которые могут уничтожить всю планету, и что они используют кусочки бумаги вместо денег. Кое-кто рассказывает, что они едят друг друга и строят города на дне моря. Чтобы отделить истину от вымысла, наше правительство, начиная с 12008 года (в рамках программы "Не убивайте их, не попытавшись понять"), отправляет на эту планету исследователей, которые изучают диких людей, оставаясь невидимыми для них. Результаты этих малоизвестных изысканий мы и предлагаем в данной статье. Вот ее план:
Дикие человеческие существа в естественной среде обитания.
Их нравы и способ размножения.
Как ухаживать за ними в домашних условиях.
Дикие человеческие существа в естественной среде обитания
1. Где можно встретить диких людей?
Человеческие существа водятся в наших галактиках практически повсюду, но единственное место, где они смогли развиваться самостоятельно, - это Земля. Где находится эта планета? Отправляясь в отпуск, нередко прикидываешь, как миновать большие космические пробки. Воспользуйтесь космострадой 33, возможно, более длинной, но зато менее забитой. Притормозив неподалеку от дороги номер 707, вы увидите желтоватую, тусклую галактику. Припаркуйте вашу межпланетную машину и подойдите.
В левой части этой галактики вы заметите довольно старую и потрепанную Солнечную систему, где Земля - единственная планета с признаками жизни.
Земля окружена белым паром, поверхность ее имеет голубоватый оттенок. Это объясняется большим количеством кислорода, водорода и углерода в ее атмосфере.
2. Как их узнать?
Возьмите лупу и рассмотрите дикаря: густые волосы на макушке, розовая, белая или коричневая кожа, лапки с множеством пальцев. При ходьбе люди удерживают равновесие на задних лапках, слегка оттопырив зад. Дышат они (преимущественно кислородом) через две маленькие дырочки, через две другие воспринимают звуки. Еще два отверстия служат для улавливания колебаний световых волн. (Эксперимент Крега: если человеку завязать глаза, он начнет спотыкаться.) Люди не располагают системой радаров, позволяющей ориентироваться в темноте, что объясняет их более слабую по сравнению с дневной ночную активность. (Эксперимент Бронса: поместим человека в коробку и закроем крышку. Через небольшой промежуток времени человек начинает испускать отчаянный писк. Люди боятся темноты.)
3. Как найти людей на Земле?
Существует много способов обнаружить их. Прежде всего это огни в ночное время и дым в дневное. Приземлив вашу межпланетную машину, вы заметите их тропы - большие черные линии.
Иногда в лесу можно встретить людей-туристов, или людей-крестьян, или людей-скаутов.
На Земле множество подвидов человека: водные люди, с черными ластовидными ногами, летающие люди, с большим треугольным крылом на спине, люди-курильщики, постоянно выпускающие пар изо рта.
4. Как к ним приблизиться?
свт. ФеофанМоли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние , которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в ); 2) регламентированное чтение этих молитв.
Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из ().
Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в « »;
2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.
утром
: «Царю Небесный», Трисвятое, « », «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», « », «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером
: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. ). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.
«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».
Щедрота
- щедрая милость; милосердие, сострадание, жалость.
Наипаче
- особенно, более всего (паче
- более).
Яко
- здесь: ибо, потому что.
Аз
- я.
Выну
- всегда, во всякое время непрестанно.
Победиши внегда судити Ти
- победишь, когда Ты будешь меня судить (одержишь победу в суде надо мною).
Се бо
- вот, воистину (се
- вот; бо
- ибо, потому что).
Иссоп
- трава, употреблявшаяся в качестве кропила.
Даси
- дай.
Кости смиренныя
- сокрушенные, разбитые (как мы это говорим о болезни или сильной усталости).
Возрадуются кости смиренныя
- здесь: да укрепятся вновь кости сокрушенные, т.е. душа удрученная,
подавленная (злостраданием).
Созижди
- создай, сделай.
Дух прав
- дух праведный, справедливый, правдивый, верный.
Утроба
- здесь
: самая внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души.
Воздаждь
- верни, дай.
Устне
- губы, рот (двойственное число от устна
- губа).
Аще бы
- если бы.
Убо
- здесь
: воистину.
Всесожжение
или всесожегаемая
- жертва, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике.
Ублажи
- благотвори, осчастливь.
Сион
- гора в Иерусалиме, на которой был построен дом Давидов; символ Церкви.
Олтарь
- жертвенник.
Слово псалом
означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда
он каялся в великом грехе - он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом
называется покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании,
и по глубине покаяния превосходит, быть может, все остальные. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время
богослужения. Всем нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще, вникая в каждое
слово.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Грех велик, поэтому пророк просит у Бога и великой милости. Только неизреченные Божии щедроты могут очистить тяжкое
беззаконие.
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
Господь уже объявил Давиду через
пророка Нафана, что снимает с него грехи его за покаяние (2 Цар. 12, 13) - но Давид молится о том, чтобы Бог совершенно
очистил его от греховных нечистот. Так и мы, получая в Таинстве Покаяния отпущение наших грехов, должны все же
непрестанно взывать к Господу, чтобы он истребил в нас и самый корень греха.
Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну
. Сжалься, Господи, очисти меня!
Грех тяготит надо мною, я не могу забыть его, вижу его днем и ночью в совести моей, которая постоянно тревожит мою
душу.
Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и
победиши, внегда судити Ти
(в русском переводе псалма: так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем).
Не человеческому, а Божьему суду представляет себя пророк (Давид - царь, и ему не страшен людской суд).
Скрыв беззаконие от людей, его не утаишь от Верховного Судии, Который видит все тайное; пред Божьей правдой обличается
наше лукавство - наша неправда и неправота, и все наши оправдания бессильны.
Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя
. Все мы, потомки Адама, зачинаемся
во грехах, наследуя первородный грех. Мы умоляем Бога о прощении, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.
Се бо истину возлюбил еси
... (обратите внимание на слово еси
- оно указывает на 2-е лицо:
вот
, Ты возлюбил истину). Ты, Господи, Сам и есть Истина (Я есмь путь и истина и жизнь
- Ин. 14, б), Ты любишь
истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине. И я исповедую, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь, поэтому
я исповедаю и сознаю пред Тобою, что согрешил.
Безвестная и тайная премудрости Твоей явил ми еси
- неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть
сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. (Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом
Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего; но и всякий христианин получает в Таинствах Церкви дары Духа
Святого и чрез учение Церкви прикасается к сокровенным тайнам Промысла Божия, и каждому из нас поведано безвестная
и тайная премудрости
Божией: мы научены истинной вере, нам указан путь к Царствию Небесному.) Чем ответил я на эти
благодатные дары? Грехом!
Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся
. Здесь - надежда совершенно
избавиться от греха и преисполниться радости. Иссопу пророк уподобляет действие Святого Духа, очищающего в нас всякую
скверну.
Слуху моему даси радость и веселие.
Дай мне, слуху моему, благодатную весть о помиловании,
обрадуй и возвесели меня!
Возрадуются кости смиренныя.
Соделанный грех сокрушает не только душу, но и тело: под тяжестью
греха изнемогают, смиряются кости; когда же грех прощен и с совести снято невыносимое бремя - тогда и все тело
наполняется радостью (вспомним, как иногда мы с глубоким облегчением вздыхаем и расправляем плечи).
Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти
- истреби их из книги моей жизни.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей
. Падшую душу восстави
в первобытную красоту, уничтожив во мне нечистоту прародительского греха. Дай мне благодать правоты!
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене
. Грех отторгает от Бога,
от Источника Жизни - и мы молим, чтобы нам не оказаться во тьме кромешной, где не видно лица Божия.
Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя
. Воздаждь, возврати мне ту
радость, которою я наслаждался, когда был храним Тобою; подай мне дары Святого Духа.
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся
. Когда Ты избавишь меня от греха
и даруешь мне Духа Святого - я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими, - говорит Господу
Давид, избранник Его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней:
да святится имя Твое
в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле
Твоей, - самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей.
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего
... Пророк Давид просит Бога спасти его из
пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей - более точный перевод слов псалма). Слова
Боже спасения моего
равнозначны словам Боже Спасителю мой
- обращение к Господу и Спасителю нашему
Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших
грехов.
Возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мой отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою
.
Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельствовать о Тебе,
воспевать Тебя и прославлять милости Твои.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши
. Ты, Господи, отменил
подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая,
не имеет значения.
Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Жертва, которую возлюбил
Ты, - это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод).
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския
. Царь Давид
молится не только о себе, но и о своем городе и народе, и просит Господа восставить поколебленные его грехом стены
Иерусалима. Но Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы
.
Псалом завершается образом жертвы Богу, приносимой в чистоте сердца и праведности; очистив душу покаянием, мы всем
своим существом устремимся к Богу и отдадим Ему себя целиком, все свое сердце, всю свою жизнь, - это и будет нашим
"всесожжением".
Каждый верующий человек должен каждую секунду своего существования находиться в контакте с Богом. Это должно являться его целью и ежедневным трудом, выражающимся в молитве. Многие святые старцы говорили, что каждое обращение к Творцу должно сопровождаться тремя молитвами. Первая читается как данная Всевышним, вторая как благодарность Богоматери, а третья - для поддержки в вере и христианской морали.
Для того чтобы облегчить верующим путь к Богу, некоторые святые люди создавали специальные молитвенные правила, которые обозначали, когда и где уместно читать ту или иную молитву. Также благодаря этому списку можно было узнать, сколько раз в день необходимо обращаться к Творцу. Особо выделялись дни церковных праздников и таинств, требующих от мирян особой духовной подготовки. Наиболее известно молитвенное правило Серафима Саровского для мирян, о котором мы сегодня вам расскажем. Помимо него мы затронем в статье некоторые дополнительные нюансы обращения к Богу.
Молитвенный труд души
Христианство очень серьезно относится к ежедневной молитве. Священнослужители наставляют паству, объясняя ей, что к Богу необходимо продвигаться маленькими шажками, но не останавливаясь ни на минуту. Не стоит сразу после крещения с головой бросаться в чтение религиозных книг и активно посещать все богослужения в церкви. Так вы не обретете душевную чистоту, а только запутаетесь в своих чувствах и ощущениях.
Начинать свое движение к Богу стоит с изучения молитвенного правила, которое поможет правильно облачать в слова душевный порыв. Причем каждый служитель церкви скажет, что к молитве себя необходимо приучать. Несмотря на ежедневный ритм жизни, настроение и усталость, нужно заставлять себя обращаться к Богу с благодарностью и просьбой о защите. В первое время делать это будет довольно сложно, однако постепенно молитва начнет приносить радость и духовное просветление.
На этом этапе верующий уже может произносить все молитвы из молитвенного правила. И этот труд вызывает у него невероятное ощущение единения с Создателем, который подталкивает к дальнейшему самосовершенствованию. А со временем молитва начинает вызывать такое счастье, что на человека снисходит особое состояние покоя и умиротворения. Наполненный такими ощущениями верующий может оставить повседневные дела, чтобы тотчас обратиться к Богу.
Именно подобные религиозные чувства подталкивают людей к уходу в монастырь, ведь в его стенах молитва обретает совсем иной смысл - превращенная в единый порыв нескольких душ она становится настоящим очищением. Многие святые старцы рассказывают, что именно для молитвы люди уходят в монастырь. Она становится их наградой, ведь с иными представлениями о Боге тяжелые монастырские будни мало кому будут под силу.
Мы уже не единожды в статье использовали такое словосочетание, как "молитвенное правило". Давайте разберем данный церковный термин более подробно.
Молитвенное правило для мирян: краткое описание
Так как только пришедшим к вере мирянам довольно сложно приучить себя к ежедневной молитве, были составлены особые сборники, которые помогают правильно рассчитать свои силы и обращаться к Творцу с определенным духовным посылом.
Молитвенные правила не были придуманы в одночасье. Порой их создавали святые старцы по просьбам мирян, а другие появлялись в связи с различными церковными ритуалами. Как бы то ни было, но каждый православный верующий должен придерживаться определенного регламента, позволяющего ему максимально очиститься от всего мирского и суетного, чтобы открыть сердце своему Создателю.
Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
Стоит заметить, что святой старец считал общение с Создателем первой необходимостью для христианина. Она должна быть для него важнее пищи, воды и воздуха. Ни один верующий не может представить свою жизнь без молитвы.
Сам старец проводил за этим занятием большую часть своего времени и завещал подобное времяпрепровождение своим духовным детям. Иногда он даже требовал от последователей многочасовой ежедневной молитвы, поэтому и составил для них правило, помогающее в нелегком духовном труде.
Утро
Серафим Саровский считал, что новый день необходимо встречать крестным знамением и выполнением утреннего молитвенного правила. Старец утверждал, что для молитвы христианин должен стать подле икон или в ином месте, где ничто не будет отвлекать его от общения с Богом.
Утреннее молитвенное правило включает в себя три текста. Чтение необходимо производить в следующем порядке:
- "Отче наш";
- "Богородице Дево, радуйся";
- Символ веры.
Имейте в виду, что первые два текста должны читаться трижды, а вот для последней молитвы достаточно одного раза. После выполнения правил человек может приступить к своим повседневным делам и обязанностям.
День
Серафим Саровский советовал и во время привычных дел не забывать про молитвенное правило. На русском языке можно тихонько читать Иисусову молитву. Это позволяет не отвлекаться в своих мыслях от общения с Творцом и дает возможность ежесекундно соотносить свои помыслы с христианскими добродетелями.
Не стоит приступать к обеденной трапезе без повторения утреннего ритуала, только после него можно начать принимать пищу.
Послеобеденное время
Согласно заветам Серафима Саровского, православный верующий не может и после обеда отвлекаться от молитвы. В это время лучше вычитывать:
- "Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного";
- "Пресвятая Богородица, спаси мя грешного".
Первый из указанных текстов подходит для уединения, когда можно полностью отдаться обращению к Всевышнему. А вот вторую возможно читать, занимаясь делами вплоть до отхода ко сну.
Молитвы, предназначенные для вечернего времени
Естественно, что христианин не может спокойно погрузиться в сон, не уделив время своему Богу. Вечернее молитвенное правило идентично утреннему, все слова необходимо произносить тогда, когда вы однозначно больше не будете заниматься делами. В заключение молитвы верующий осеняет себя крестным знамением и может спокойно ложиться в постель.
Интересно, что у христиан принято засыпать только после обращения к Богу, ведь во сне человек может закончить свой жизненный путь, и нет ничего хуже, чем предстать перед Творцом неподготовленным. Поэтому каждый день верующие заканчивают молитвой и каются в совершенных грехах. Только это характеризует истинные отношения между душой и Всевышним.
Причастие: особенности подготовки
Причащение - это особенная процедура, требующая от православного большого труда и воздержания. К таинству он должен подойти подготовленный по всем правилам. Они включают в себя список из шести пунктов, в которые входит молитвенное правило перед Причастием.
В первую очередь христианин должен держать себя в телесной и духовной чистоте, а также соблюдать пост. Обычно подготовка к таинству длится несколько дней, в вечер перед Причастием необходимо обязательно принять участие в церковном богослужении, а на ночь прочитать несколько молитв:
- покаянный канон;
- молебный канон к Богородице;
- канон к Ангелу Хранителю;
- Последование ко Святому Причащению.
Не стоит забывать, что перечисленные тексты читаются несколько раз подряд, причем православный верующий должен быть в ровном расположении духа и не таить ни на кого зла. Только в таком состоянии можно приходить к таинству.
Светлая Седмица: первые дни Пасхи
Многих христиан, недавно пришедших к Богу, интересует молитвенное правило на Светлой Седмице. Миряне часто путаются во многочисленных ритуалах и обрядах, которыми сопровождается то или иное церковное празднество.
В этот период христиане должны полностью изменить порядок прежних молитв, ведь молитвенное правило на Светлой Седмице включает в себя довольно широкий список канонов и песнопений. Итак, накануне праздника (в ночь на Пасху) православные должны прочитать:
- Пасхальные часы;
- "Христос Воскресе";
- "Воскресение Христов видевшее";
- пасхальные тропари;
- "Господи, помилуй";
- "Христос Воскресе" (вновь).
Имейте в виду, что первая песня поется не менее семи минут. Православные утверждают, что за это время на них сходит невероятная благодать. Вторая и третья молитва читается трижды, а вот пятую необходимо произнести не менее сорока раз.
От Пасхи до Вознесения Господня
Молитвенное правило на Пасху подразумевает начинать и заканчивать день тропарем Пасхи. Читать его необходимо трижды, однако большее количество раз не будет нарушением - таков порыв вашей души в честь светлого праздника.
Также молитвенное правило на Пасху включает в себя Трисвятое. Данная молитва должна читаться не менее трех раз.
От Вознесения до Троицы
Если вы не сильны в церковных праздниках, то имейте в виду, что все дни с начала Пасхи и до Троицы считаются праздничными. Поэтому и молитвы в этот период читаются особенные. Конечно, если вы начнете и закончите свой день обычным обращением ко Всевышнему по неразумению, то это не будет серьезным отступлением от правил. Однако лучше всего соблюдать особое молитвенное правило после Пасхи.
Каждый наступивший праздничный день меняет порядок чтения молитв. Период от Пасхи до Вознесения мы уже охватили в предыдущем разделе. Теперь нам необходимо рассказать о молитвенном правиле после Пасхи вплоть до Троицы.
В этот период, длящийся десять дней, не читаются тропари Богородице и "Царю Небесный, Утешителю". Также вносится запрет на поклоны до земли. Каждый день священнослужители рекомендуют начинать с Трисвятого.
Оптинские старцы
Многие верующие слышали о молитвенном правиле оптинских старцев. Однако не каждый христианин понимает, кто такие эти святые люди и насколько их советы оказываются действенными в той или иной жизненной ситуации. Поэтому мы решили немного рассказать вам о самих оптинских старцах.
Итак, Оптина пустынь - это один из самых древнейших монастырей на территории России. Он расположен недалеко от Калужской губернии, и первое упоминание о нем относится еще ко временам Бориса Годунова.
Конечно, главной ценностью монастыря являлись его монахи, которых быстро стали называть старцами. Все они были не простыми людьми, а обладали рядом характеристик, которые ставили их еще при жизни на один уровень с признанными православными святыми.
К особенностям оптинских старцев можно смело относить следующие характеристики:
- Дар целительства или предсказания будущего. Практически каждый из старцев обладал каким-либо даром, полученным свыше. Но чаще всего эти святые люди предсказывали будущее или исцеляли тяжелобольных. Известны случаи, когда их называли даже чародеями, однако все их деяния были только с благословения Бога.
- Вера. Каждый из старцев твердо стоял в вере независимо от того, что происходило в его жизни. Это условие было одним из основных для принятия в монастырь, ведь только истинно верующий может помогать другим людям.
- Служение. Вся жизнь оптинских старцев была направлена на служение Творцу и народу. Для них не было понятия усталости, каждый нуждающийся в помощи получал ее от монахов.
- Покаяние за чужие грехи. Дело в том, что оптинские старцы несли обет покаяния за всех православных в этом мире. Часто в монастырь на исповедь приезжали люди, рассказывающие обо всех своих прегрешениях. Старцы долгими часами отмаливали людские проступки и потом отпускали их с чистой душой и сердцем.
Стоит заметить, что в Оптину пустынь люди ехали независимо от своего социального статуса и финансового положения. И на каждую беду старцы находили слова утешения, многим паломникам они советовали определенные молитвенные правила, оказывающиеся очень эффективными.
Молитвы от оптинских старцев
Монахи Оптинской пустыни проводили большую часть своего времени за молитвой. Поэтому у них было накоплено достаточное количество молитвенных правил, которыми они делились с паломниками.
Например, поутру предполагалось обязательное прочтение двадцати семи текстов. Среди них особо можно выделить:
- Трисвятое;
- Символ веры;
- молитва о живых;
- молитва об усопших;
- молитва к Пресвятой Троице.
Оптинские старцы советовали читать молитвы по одному разу и в произвольном порядке. Главным атрибутом обращения к Богу является истинная вера и жажда общения со Всевышним. Только в этом случае молитва будет действенной и принесет очищение.
Монахи Оптинской пустыни делились с паломниками молитвенными правилами на любой случай жизни. Например, в случае искушения необходимо было читать псалом Давиду. А если вы не можете по тем или иным причинам посещать церковные службы, то вам стоит в домашних условиях в течение дня читать следующие тексты:
- утро - двенадцать псалмов, молитву Богородице, акафист дневной;
- вечернее молитвенное правило - канон Ангелу Хранителю, двенадцать псалмов, главы из Евангелия, молитву "Ослаби, остави";
- на сон грядущий - молитву "Исповедание повседневное".
Интересно, что оптинские старцы допускали некоторые отступления от данных регламентов. Они считали, что в силу определенных причин миряне могут целиком и полностью погрузиться в повседневные дела. Это может быть связано с какими-то серьезными проблемами или болезнью. Однако после разрешения всех проблем христианин должен вернуться к прежнему религиозному поведению и вновь уделять время общению с Творцом.
Заключение
Надеемся, что наша статья будет вам полезной и вы сможете выбрать для себя какое-то молитвенное правило, которое постепенно приблизит вас к Богу. Конечно, перечисленные нами молитвы не единственные, и при желании каждый христианин сможет найти другие религиозные тексты, прочтение которых вызовет у него ощущение благодати и духовной радости. Помните, что именно это чувство, сопровождающее ваше ежедневное обращение ко Всевышнему, говорит о том, что вы поступаете правильно и ваша молитва услышана. Многие христиане считают это трудом, но на самом деле нет большей радости, чем трудиться с именем Бога на устах и во имя Его славы. Не забывайте о ежедневной молитве в суете будней, и, возможно, тогда Господь изменит вашу жизнь.