Кто создал первый автомобиль. Как на самом деле был устроен первый автомобиль. Рождение эпохи бензиновых моторов
Первые автомобили, которые увидело человечество, были на паровых двигателях. И только потом появились двигатели внутреннего сгорания. Итак, какой же была самая первая машина в мире?
Автомобили с паровыми двигателями
Первый прототип современного автомобиля появился в 1769-м году во Франции. Изобретение принадлежит французу Кюньо, в честь которого и назвали в то время автомобиль, а именно «Малая телега Кюньо». При помощи воды и пара машина того времени могла развивать 4,5 км в час, однако, такого «топлива» хватало всего лишь на 12 минут езды.
Спустя почти 30 лет американец Натан Рид представил свою модель парового автомобиля. Несколько лет спустя, а именно в 1802-м году, изобретатель из Англии Уатт представил англичанам свой вариант автомобиля с паровым двигателем. Правда, он уже мог развивать до 15 км/ч по прямой дороге.
Прошло еще 14 лет и человечество увидело автомобиль-амфибию, который изобрел американец Оливер Эванс.
![](https://i0.wp.com/topkin.ru/wp-content/uploads/2017/02/pervyiy-avtomobil-amfibiya.jpg)
Большую популярность машины с паровыми двигателями обрели в 19 веке. Тогда они стали активно использоваться для перевозки людей. Причем, именно тогда и появилось слово «водитель» – человек, который управлял автомобилем, и «шофер» – человек, разжигающий паровой котел. Несмотря на частые усовершенствования транспортных средств, они все равно были очень неудобны для перевозки пассажиров. Первые более или менее похожие прототипы современного автомобиля считаются «Реверанс» и «Мансель» – автомобили на паровых двигателях, которые развивали скорость до 35 км/ч.
Вскоре появились двигатели внутреннего сгорания и автомобили с паровыми двигателями стали постепенно уходить из обихода. Но все же оставались энтузиасты, которые продолжали пользоваться ими и совершенствовать их. Например, изобретателям удалось сократить время запуска парового двигателя до одной минуты. До середины двадцатого века паровые двигатели продолжали использоваться в общественном транспорте и грузовиках. Главное их преимущество было – бесшумность и плавность хода.
![](https://i1.wp.com/topkin.ru/wp-content/uploads/2017/02/avtobus-s-parovyim-dvigatelem.jpg)
Автомобили с двигателями внутреннего сгорания
Впервые о двигателе внутреннего сгорания заговорили в середине 19 века. Его изобретателем считается Э. Ленуар, который добился того, чтобы топливо сжигалось внутри цилиндра двигателя. Это стало настоящим существенным прорывом в индустрии автомобилестроения. Спустя шесть лет после презентации такого двигателя, изобретатель Г. Даймлер представил миру первый автомобиль с ним. Еще спустя три месяца К.Бенц впустил первый трехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
![](https://i1.wp.com/topkin.ru/wp-content/uploads/2017/02/avtomobil-s-dvigatelem-vnutrennego-sgoraniya.jpeg)
Именно 1886-й год и считается годом рождения современного автомобиля. С тех пор машины с двигателями внутреннего сгорания стали быстро вытеснять из обихода паровые авто.
Спустя 10 лет Даймлер запатентовал свой автомобиль и начал выпускать серию подобных. Карл Бенц в свою очередь не отставал и тоже стал выпускать серию своего трехколесного детища. Так появилось серийное производство машин. Чуть позже на свет появились автомобили Г.Форда, однако, широкое массовое распространение они начали получать лишь через 11 лет после выхода первого.
1894-й год также стал значимым в истории автомобиля. Именно тогда начали проводиться первые гонки. В то время машины за час развивали скорость 24 км, спустя несколько лет – 50 км, а еще спустя 5 лет – 100 км. Двадцатый век начался с выпуска первых гоночных автомобилей.
![](https://i0.wp.com/topkin.ru/wp-content/uploads/2017/02/pervyiy-gonochnyiy-avtomobil.jpg)
Самая первая машина в мире
Основателем индустрии автомобилестроения является Никола Жозеф Кюньо. Именно он в 1769-м году создал первый автомобиль. Машина приводилась в движение после нескольких манипуляций:
- в котел заливалась вода;
- под котлом разжигался костер (так как топки в машине не было);
- только после этого машина начинала двигаться.
Всем понятно, что такой автомобиль «заводился» крайне долго, а ехал очень медленно и мало. Кстати, изначально Кюньо изобретал свой автомобиль для французских военных. Это был их заказ – транспорт для перевозки артиллерийских пушек.
![](https://i2.wp.com/topkin.ru/wp-content/uploads/2017/02/avtomobil-kyuno-800x600.jpg)
Внешний вид автомобиля был очень похож на обычную телегу, однако, в движение машину приводил паровой двигатель, а не лошади. Грузоподъемность авто составляла не более 5 тонн, при этом максимальная скорость не превышала 5 км в час.
Первые испытания автомобиля не увенчались успехом и проект был забракован. Автомобиль был очень «капризным» в эксплуатации: долго заводился, плохо тормозил, быстро терял давление в котле из-за чего требовались частые остановки для нового запуска двигателя.
В то время люди еще даже не представляли, что ждет человечество спустя несколько столетий. Современные автомобили поражают своей красотой и невероятной скоростью. Спортивные болиды способны разогнаться до сотни за чуть меньше 3 секунды!
Видео
История автомобиля описана во многих книгах на всех языках мира. В каждой книге авторы сообщают, что в таком-то году в таком-то городе такой-то изобретатель построил первый самодвижущийся экипаж. В поисках названия для новой машины изобретатель обратился к латинскому и греческому языкам - классическим языкам науки. По-гречески «сам» будет «аутос», а «подвижный» по-латыни - «мобилис». Так новорожденный автомобиль получил свое название.
Французские авторы видят начало истории автомобиля в паровой повозке конца XVIII века, построенной в Париже; английские - в паровых дилижансах, курсировавших по дорогам Англии в первой половине XIX столетия; немецкие - в «безлошадных экипажах» с двигателями внутреннего сгорания, появившихся в Германии в 80-х годах 19-го века. Наиболее «отсталыми» оказываются представители «автомобильной нации» - американцы. Упоминая лишь мимоходом о различных европейских, китайских, египетских предшественниках автомобиля, они подробно описывают его развитие, начиная с самого конца XIX века, с бензиновых тележек своих соотечественников - Хайнса, Форда, Олдса.
Русские историки могли бы начинать свою повесть с любой стадии развития автомобиля - с мускульно-силовой самокатки Кулибина, предвосхитившей схему первых бензиновых автомобилей; с изобретения Ползуновым первого универсального двигателя - паровой машины непрерывного действия; с постройки двигателя для жидкого топлива на Охтенской верфи в Петербурге или с «бензиновой повозки» Путилова и Хлобова.
Но чаще всего, и вполне справедливо, они начинают историю автомобиля с самой ранней стадии - с появления повозок, движимых мускулами пассажиров. Такие повозки были построены в XVI-XVIII веках в России и в других странах.
Предшественники автомобиля. Что получил от них автомобиль?
Повозки всех видов дали автомобилю колеса с осями, рессорами и тормозами. На паровых дилижансах, самокатках и велосипедах были испробованы поворачивающиеся по отдельности передние колеса. Там же были применены:
- дифференциал - механизм, допускавший вращение колес, смонтированных на одной оси, с разными скоростями;
цепная передача; - сплошные резиновые и даже наполненные воздухом - шины.
Шарнирная система управления, задуманная еще для конных и паровых повозок, была также приспособлена к автомобилю.
От металлорежущих станков автомобиль получил коробку передач.
Даже корабли и те вложили свою лепту в конструкцию автомобиля: с кораблей на автомобиль переселился карданный шарнир, применяемый издавна для установки компаса. Наконец появился двигатель, созданный сначала не для автомобиля, а для горных разработок, насосов, фабричных силовых установок.
Среди предшественников автомобиля мы видим различные машины, в том числе и самодвижущиеся повозки: паровые дилижансы, самокатки, велосипеды. Но мы, как правило, не называем их автомобилями. Настоящий массовый безрельсовый самодвижущийся экипаж, который мы теперь называем автомобилем, стал возможным только в результате развития промышленности, способной производить сложные механизмы в больших количествах, и при наличии легкого, экономичного, всегда готового к действию мощного двигателя. Таким двигателем в течение последних десятилетий, бесспорно, является двигатель внутреннего сгорания. Недаром миллионы автомобилей снабжены бензиновыми и дизельными двигателями, а пар и электричество применяются в качестве движущей силы для автомобилей пока только на считанных тысячах машин. Поэтому заявления некоторых историков о том, что если бы Форд в свое время занимался паровыми автомобилями, то, может быть, все автомобили были бы теперь паровыми, совершенно абсурдны.
Возможно, когда-нибудь массовые автомобили будут передвигаться, используя энергию расщепления атомов или энергию токов высокой частоты, передаваемую на расстояние. Не будем упускать из виду и эти перспективы. Но современный автомобиль и автомобиль ближайшего будущего неразрывно связаны с двигателем внутреннего сгорания, работающим на жидком или газообразном топливе.
Самые первые автомобили с паровыми двигателями
Фердинанд Вербист, член иезуитской общины в Китае, построил первый автомобиль на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора. Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он был первым работающим паровым транспортом.
В 1770 и 1771 году Николя-Жозеф Кюньо демонстрировал свой экспериментальный тягач артиллерийских орудий с паровым приводом fardier à vapeur (паровая телега). Такая машина могла на дороге развить скорость до четырёх с половиной километра в час, однако воды и пара в ней хватало всего на двенадцать минут движения.
Чтобы обеспечить машине движение, необходимо было наполнить котёл водой и разжечь под ним костёр, так как собственной топки в ней не было. Инженер выполнял заказ французских военных, а именно – военного министра Этьена Франсуа. Во время проведения испытаний, произошло несколько несчастных случаев, и проект был закрыт. У первого автомобиля имелись существенные минусы – неэффективная тормозная система, необходимость в частых остановках для разжигания топки, быстрое падение давления в котле.
Фото. «Малая телега Кюньо» — прототип современного автомобиля
В 1802-ом году английский изобретатель Уатт представил свой вариант автомобиля, который развивал скорость на прямой дороге до пятнадцати километров в час. В 1790-ом году американец Натан Рид представил свою модель парового автомобиля. Другой американец Оливер Эванс создал спустя ещё четырнадцать лет автомобиль-амфибию.
В девятнадцатом веке, получив широкое распространение, машины с паровым двигателем использовались для перевозки людей. Управляющий ею человек назывался водителем, тот же, кто разжигал паровой котёл, именовался шофёром. Следует отметить, что автомобили множество раз усовершенствовались, но оставались для эксплуатации очень неудобными. Самыми известными автомобилями второй половины девятнадцатого века были «Реверанс» и «Мансель». Их скорость не превышала тридцати пяти километров. Эти машины называют предвестниками первых настоящих автомобилей.
Рис. Первый автомобиль-амфибия
Уже после появления двигателей внутреннего сгорания, энтузиасты и почитатели автомобилей с паровыми двигателями продолжили их использование, произведя ряд усовершенствований. Удалось уменьшить время запуска двигателя до шестидесяти секунд. Известно, что до сороковых годов двадцатого века Европа и США продолжала выпускать автобусы и грузовики с паровыми двигателями, которые отличались малошумностью и плавностью хода.
Первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания
Изобретателем двигателя внутреннего сгорания считается Э. Ленуар, который в 1860-ом году впервые создал двигатель, в котором топливо сжигалось внутри цилиндра двигателя. Это изобретение сыграло важнейшую роль в автомобилестроении. Впервые машина с таким двигателем появилась в 1886-ом году. Её создатель – Г. Даймлер. Спустя несколько месяцев мир познакомился с трёхколёсным автомобилем К. Бенца. Постепенно новые машины стали вытеснять более громоздкие авто с паровыми двигателями. Таким образом, 1886-ой год официально признан годом рождения автомобиля.
Рис. Э. Ленуар — изобретатель двигателя внутреннего сгорания
Спустя девять лет после изобретения и оформления патента на первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, Г. Даймлер сумел запустить в серийное производство функциональную машину «Даймлер». Карл Бенц тоже же не отставал и начал промышленное производство своего «детища». Так началось массовое производство автомобилей. В 1892-ом году появилась машина, построенная Г. Фордом, но только через одиннадцать лет он приступил к её серийному производству.
Фото. Первые серийные автомобили «Даймлер»
С 1894-го года начали проводиться автомобильные гонки, которые в свою очередь тоже повлияли на развитие автомобилестроения. Так, на первых устроенных гонках максимальная скорость авто достигала двадцати четырёх километров, спустя пять лет она достигла семидесяти километров, а ещё через пять лет – ста километров в час. Уже с 1900-го года начали выпускаться специальные гоночные машины.
Первый автомобиль в России
Первый российский автомобиль появился в Петербурге в 1896-ом году. Сам экипаж был построен фирмой «Фрезе и К°» и напоминал иностранную конструкцию с некоторыми усовершенствованиями, а именно – отличался наличием резиновых шин и прочной изящной отделкой. Двигатель к автомобилю построили на Санкт-Петербургском заводе керосиновых и газовых двигателей Е. Яковлева. Стоимость авто стремились сделать такой, чтобы российский автомобиль мог конкурировать по цене с аналогичными представителями Европы.
Фото. Первый русский автомобиль фирмы «Фрезе и К°»
Впервые этот двухместный экипаж с бензиновым двигателем (машину Яковлева и Фрезе) представили на выставке в Нижний Новгороде. Известно, что по ровной мостовой автомобиль мог развивать скорость до двадцати вёрст в час, при этом заправки хватало на десять часов движения.
Фото. Презентация первого отечественного автомобиля «Фрезе и К°» в Нижнем Новгороде
Идея создания первого российского автомобиля возникла ещё в 1893-ем году на Всемирной Колумбовой выставке, где были представлены двигатели Яковлева и экипажи Фрезе. Воплощение идеи создания автомобиля и было представлено спустя всего три года на Нижегородской выставке.
Первые электромобили
Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году.
В 1899 году в Санкт-Петербурге русский дворянин и инженер-изобретатель Ипполит Романов создал первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров. Его общая компоновка была заимствована у английских кэбов, где извозчик располагался на высоких козлах позади пассажиров. Экипаж был двухместным и четырёхколёсным, передние колёса по диаметру были больше задних. На первом электромобиле использовался свинцовый аккумулятор системы Бари, имевший 36 банок (вольтовых столбов). Он требовал подзарядки каждые 60 вёрст (~64 километра). Суммарная мощность автомобиля составляла 4 лошадиные силы. Разработка экипажа была заимствована у моделей американской фирмы «Моррис-Салом», которая выпускала автомобили с 1898 года. Электромобиль изменял скорость движения в девяти градациях от 1,6 до 37,4 км/час. Романов также разработал схему городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов и получил разрешение на работу. Однако найти нужные инвестиции не смог, поэтому дело не получило развитие.
Специальный рекордный электромобиль с пулевидным кузовом La Jamais Contente 29 апреля либо 1 мая 1899 года, управляемый гонщиком Камилем Женацци, первым преодолел 100-километровый (62 мили/ч) барьер скорости на суше. Официальный рекорд скорости составил 105,882 км/ч. Позже известный американский конструктор электромобилей Уолтер Бейкер достиг скорости в 130 км/ч. Рекорд по дальности пробега на одной зарядке поставил электромобиль фирмы «Борланд Электрик», проехавший 103,8 мили (167 км) от Чикаго до Милуоки. На следующий день (после перезарядки) электромобиль вернулся в Чикаго своим ходом. Средняя скорость составила 55 км/ч.
Самый первый автомобиль с бензиновым двигателем был сконструирован Зигфридом Маркусом - инженером из Австрии. Во время опытов у него случайно воспламенилась смесь воздуха с парами бензина. Событие стало предпосылкой идеи об использовании бензина в качестве топлива. Благодаря Маркусу увидел свет первый двигатель, функционирующий на бензине. В начале 1864 года двигатель установили на простую повозку, а через 11 лет в результате упорной работы была получена более совершенная машина. Однако, лавры первенства получили другие.
Кто изобрел автомобиль? По официальным источникам создание первого автомобиля в мире является заслугой талантливых инженеров Карла Бенца, Готлиба Даймлера. Причем, Даймлер известен как изобретатель первого двигателя, функционирующего на бензине. Двигатель был сконструирован в 1883 году, что послужило толчком к созданию первого самоходного экипажа.
Когда был создан первый автомобиль? Его создание присваивается Карлу Бенцу, человеку, создавшему в 1885 году первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Через год он заполучил патент на инновационное изобретение и разрешение создавать машины с бензиновым двигателем. Именно Карл Бенц признан человеком, сотворившим первый автомобиль. Создатель автомобиля не только разработал конструкцию и оформил патент, но и создал образец и наладил производство.
Какой был первый автомобиль? Машина была схожа с трехколесным велосипедом, пользовавшимся в те годы популярностью. Конструкция предусматривала цепную передачу, трубчатую раму, три колеса со спицами. Машина могла набирать со скорость 13 км/ч. Быстро наладив производство, Бенц реализовал в течение 8 лет свыше 69 машин. После 1894 года он начал ориентироваться на четырехколесные автомобили, имеющие двухцилиндровый двигатель с пневматическими шинами. В тот же год было продано порядка 67 авто, а к 1900 году цифра возросла в десяток - продажи достигли 603 единиц.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/news/2015/05/19/1432061805.jpg)
Отправной точкой в истории российского автомобилестроения является встреча Яковлева Евгения Александровича с Петром Александровичем Фрезе. Знакомство произошло в Америке в 1893 году на выставке, посвященной машине Бенца - «Benz». Именно здесь к ним пришла идея создания собственной машины, наделенной двигателем внутреннего сгорания. В 1896 году жителям России была представлена первая отечественная автомашина. Ее облик напоминал творение Бенца, но проект был создан полностью по чертежам российских конструкторов.
Новинка была представлена на обозрение публике на выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. 1896 год в стране запомнился как год создания первого российского автомобиля. Первый отечественный автомобиль был оснащен кузовом, вмещающим двух пассажиров, весил около 300 кг и был готов развить скорость порядка 20 км/ч.
Без всяких сомнений, каждый представитель сильной половины человечества хоть однажды задавался вопросом: «Какая же она на самом деле, самая первая машина в мире?».
На сегодняшний день бытует несколько различных мнений о появлении первого автомобиля, его настоящих размерах, формах и основных технических характеристиках. Подтверждением этого является прототип самоходной коляски и паровоза, который был создан военным инженером Николя-Жозе Кюньо во второй половине XVIII века (1769 г.) в одном из процветающих городов Франции - Париже. Именно это изобретение по праву считается первым в мире автомобилем, приводимым в движения без использования тяговой человеческой силы.
Данный аппарат получил название «малой телеги Кюньо», хотя сам инженер и создатель Николя-Жозе предпочел назвать свое произведение «Огненной телегой», так как изначально автор планировал создать устройство для транспортировки артиллерийского снаряжения и орудий.
Слухи о появлении первого самоходного транспортного средства распространились очень быстро. И новым детищем французского инженера общественность интересовалось все больше и больше. Изобретатель же продолжал трудиться в своей области, и год спустя публике был представлен усовершенствованный вариант самоходной телеги, который значительно отличался от начальной версии.
Основные технические характеристики первого авто
Технические показатели, которыми обладала самая первая машина, в настоящее время могут показаться смешными, но в это время это было революционным шагом в технической сфере. Двигателем авто служил паровой котел, который располагался спереди конструкции далеко от передней оси. Привод осуществлялся при помощи подачи тяговой силы на единственное колесо, расположенное спереди, что в свою очередь в определенной степени затрудняло управление.
На тот момент изобретателю Кюньо удалось создать двигатель, мощность которого по нынешним меркам составляет 2 лошадиные силы. Данный агрегат позволял развивать тележке скорость до 5 километров в час. Кроме этого, его мощности также хватало на беспрепятственную транспортировку различных грузов, общий вес которых мог достигать 5-ти тонн.
Однако данное транспортное средство имело один очень существенный недостаток, из-за которого проектные разработки были в скором времени закрыты и запрещены. Первое авто, созданное во Франции, не имело тормозной системы, что приводило к нежелательным последствиям и повреждениям во время эксплуатации близлежащих зданий.
Другая сторона медали
Однако также существуют приверженцы и несколько иной точки зрения, которую многие из нас не вправе считать ошибочной. В большинстве случаев принято полагать, что автомобилем можно называть транспортное средство, оснащенное двигателем внутреннего сгорания. Тогда с этой стороны о первом представителе линейки авто, оснащенных ДВС, говорит всемирно известный «Motorwagen», который был сконструирован немецким изобретателем Карлом Бенцем. Официально данная машина был запатентована зимой 1886 года, а через год она была представлена на выставке в Париже.
Большинство критиков считает, что версия Бенца являлась существенно усовершенствованной конструкцией, предложенной более ста лет назад. Хотя данный аппарат назвать полноценным автомобилем было очень сложно, так как по внешнему виду он напоминал больше трехколесный велосипед, с установленным на него мотором, приводившим в действие оба задних колеса. Важным здесь считается то, что впервые был представлен двигатель внутреннего сгорания с водяным охлаждением.
Мощность данного агрегата была значительно меньше, по сравнению с конструкцией 1769 года, но максимальная скорость была значительно выше и достигала отметки в 15 км/ч. Достигнуть такого показателя помогал мощный мотор с рабочим объемом 1.7 литра и двухступенчатая коробка передач. Но, не смотря на значительные превосходства, первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания также обладал серьезными недостатками в системе управления, которые в дальнейшем производстве были устранены.
Первый механизм, положенный в основу современных машин – колесо. Оно было изобретено на территории современной Румынии более 5 тысяч лет тому назад, распространилось по Европе и всему миру. Сейчас колёса используются для всех подвижных машин.
Используя колёса, человек придумал тачку для перевозки камней и земли. Усовершенствовав тачку, он установил её на два колеса. Первым прообразом нынешних машин стала телега на четырёх колёсах. Поначалу она приводилась в действие мускульной силой людей. Затем в качестве тяги стали использоваться животные.
Жители различных стран приспособили для упряжи в телеги животных, исторически проживающих на данной территории. Такой тяговой силой в разных регионах планеты Земля стали лошади, мулы, волы, ослы.
В 1817 году немецким профессором бароном Карлом фон Дрез из города Карлсруэ создан макет первого самоката с рулём. Дальнейшее усовершенствование позволило передвигаться человеку с помощью педалей, которые он крутил ногами. Повсеместно стали появляться четырёхколёсные тележки, приводившиеся в движение педалями.
Автомобиль на паровой тяге
Большой толчок техническому развитию принесло использование в составе подвижного средства паросиловой установки. Первый автомобиль, передвигавшийся на паровом ходу, построил Фердинанд Вербст. Машина была небольшой, ею игрался император Китая. Паровой автомобиль поначалу не получил должного распространения. В 1680 году Исаак Ньютон подробно описал экипаж, движущийся посредством пара.
Кузнец из Англии Томас Ньюкомен в 1712 году впервые продемонстрировал публике атмосферный двигатель собственного изобретения. Его паровые машины стали распространяться по всей Англии. К 1735 году по всей стране их насчитывалось более сотни единиц.
Полноразмерную паровую машину запатентовал в 1770 году изобретатель из Франции Никола Джозеф Кюньо. Она служила для транспортировки артиллерийских орудий.
Самый важный момент в истории мирового развития автомобильной техники наступил тогда, когда был изобретён двигатель внутреннего сгорания. В 1799 году француз Ф. Лебон открыл светильный газ — смесь, состоящую из нескольких газов:
- метана;
- окиси углерода;
- водорода и других.
Сначала он использовался для освещения. В 1801 году Лебон получил патент на газовый двигатель, состоящий из камеры сгорания и двух нагнетательных компрессоров. Далее всё развивалось по нарастающей. В 1804 году бельгиец Жан Этьен Ленуар предложил использовать электрическое зажигание в цилиндрах для воспламенения горючей смеси.
Такой двигатель был запатентован в 1859 году. Всего было выпущено несколько сотен подобных моторов. Ещё дальше пошел немецкий инженер Август Отто. В 1864 году он получил патент на собственную модель газового двигателя с КПД, равным 15 %. Его фирма «Отто и Компания» произвела около 5000 моторов. В этот же период появился четырёхтактный двигатель.
К 1897 году было произведено 42 000 моторов на светильном газе. Бурное развитие двигателей подталкивало учёных всего мира к поиску эффективного горючего. Американец Брайтон первым разработал в 1872 году испарительный карбюратор и применил бензин в качестве топлива для двигателя внутреннего сгорания.
В 1883 году талантливые немецкие инженеры Готлиб Даймлер и его друг Вильгельм Майбах создали бензиновый двигатель. По всем техническим характеристикам силовой агрегат подходил для установки и эффективного использования в составе автомобиля.
Окончательно усовершенствовать мотор удалось в 1893 году конструктору из Венгрии Донатом Банки. Он внедрил в конструкцию простую, но надёжную систему питания. Банки придумал карбюратор, используемый до наших дней. Бензин распылялся по всем цилиндрам, появилась система жиклеров, топливная смесь стала всасываться через карбюратор.
Первое производство автомобилей
Учёные до сих пор продолжают научные споры, кто изобрёл машину. Автомобиль стал плодом совместного исторического поиска учёных на протяжении трёх веков удобного транспортного средства для всего человечества. Первым человеком, построившим автомобиль, стал инженер из Австрии Зигфрид Маркус.
Проводя свои опыты по созданию горючей смеси бензина с воздухом, он разжигал свечу. Смесь воспламенилась, произошел взрыв. Маркус сделал выводы, а в начале 1864 года его двигатель был установлен на трёхколесную повозку. Машина стала первым в истории автомобилем.
Но лавры первенства получили другие изобретатели. Официальные источники известили весь мир в 1885 году о создании первого автомобиля с бензиновым двигателем. Его создателем стал немецкий талантливый конструктор, выдающийся инженер Карл Бенц. Через год он получил патент на собственное инновационное изобретение.
К патенту прикладывалось разрешение о начале серийного производства автомобилей. Немецкий изобретатель создал опытный образец машины, наладил производство и стал великим предпринимателем XIX века. Его завод стал первым предприятием по серийному выпуску долгожданных автомобилей для Германии, Европы и всего мира.
С этой поры люди перестали воспринимать машину как игрушку. Автомобиль стал полноценным средством передвижения.
1989 год ознаменовался открытием нового завода по производству автомобилей – французского Pahnar et Levassor. В 1991 году возникла ещё одна французская компания – Peugeot. Европа стала центром автомобилестроения для всего мира. В эту же пору стали открываться другие автомобильные компании Европы, Америки, Германии и многих других стран, известные до сегодняшних дней.
Автомобили бронзовой эры
Бронзовая эра для автомобилей началась в 1905 году. Это название данный исторический период получил за то, что кузовные детали машин той поры штамповались из листовой бронзы. Бронзовые авто уже были для большинства пользователей не какой-то диковинкой либо игрушкой. Машина стала необходимостью для перемещения, работы, путешествий, перевозки грузов.
Во всём мире началось массовое производство машин различных классов, исполнений, комплектаций. Параллельно с развитием автомобилестроения набирали мощность другие родственные отрасли. В этот 10-летний период стремительно развивались:
- производство шин;
- металлургия;
- производство стекла;
- изготовление сальников, уплотнителей, манжет;
- химическая сфера;
- производство поролона, кожзаменителя, картона;
- возросло производство автомобильных масел, жидкостей, красок, эмалей;
- производство аккумуляторов, электрооборудования.
Для движения автомобилей необходимы хорошие дороги, мосты, развязки. В крупных мегаполисах и больших населённых пунктах началось грандиозное строительство данных объектов, возникали новые трассы, автострады, асфальтированные дороги.
С введением правил дорожного движения стали организовывать курсы и школы по обучению вождению, обращению с техникой, правилам езды по автодорогам.
Автомобили винтажной эры
С 1919 года началась винтажная эра автомобилестроения. До этого двигатель располагался в автомобилях в заднем отсеке. Это затрудняло охлаждение силового агрегата. Конструкторами было внедрено переднее расположение двигателя и наличие водяного радиатора перед ним. Встречными потоками воздуха радиатор теперь интенсивно охлаждал рабочую жидкость, которая циркулировала через него в двигатель внутреннего сгорания.
Тепло постоянно стало отводиться от силового агрегата, предохраняя установку от перегрева. Если первые машины бронзовой эры изготавливались с открытым верхом, то для автомобилей винтажной эры стали изготавливать закрытые кузова со стеклянными окошками. Впоследствии был изобретён специальный автомобильный стеклоподъёмник. Благодаря этому механизму стало возможным открывать окна в машине на любую величину.
Автомобильные компании всех стран стали стандартизировать управление автомобилями. Были стандартизированы подшипники, крепёжные изделия – болты, гайки, шайбы. Широкими темпами велась унификация основных узлов, деталей, комплектующих изделий. В целях взаимозаменяемости создавалась конструкторская документация, крупные заводы обменивались чертежами между собой и помогали более мелким предприятиям в плане стандартизации и унификации изделий.
Период винтажной эры ознаменовался следующими изобретениями, которые стали играть ключевую роль в конструкции транспортных средств:
- гидравлическая тормозная система;
- передний привод;
- системное управление;
- двигатели внутреннего сгорания с множеством клапанов – вплоть до 16;
- верхнее расположение распределительного вала;
- автоматическая трансмиссия;
- двухступенчатая коробка передач.
Эра винтажных автомобилей длилась 10 лет, с 1919 по 1929 год и стала определённым рывком в эволюции мирового машиностроения.
Довоенная эпоха
После винтажной эры в сфере автомобилестроения наступила довоенная эпоха. Перед Второй мировой войной машиностроение и производство автомобилей в передовых странах развивались бурными темпами. Ежегодно наблюдался прирост выпускаемой продукции. В мире производилось более 4 млн автомобилей ежегодно. Главным мировым лидером в этой промышленной гонке выступали США.
Американские автомобильные корпорации, расположенные в Чикаго, Дейтройте производили колоссальные объёмы продукции.
В период 30-х годов прошлого столетия в США образовалась «большая тройка» гигантов автомобилестроения, состоящая из промышленных машиностроительных концернов – General Motors, Ford, Chrysler. Эти корпорации играют ключевую роль в производстве автомобилей и в настоящее время.
Перед войной автомобильная промышленность США производила 83 % от всего мирового рынка машин. На долю западноевропейских производителей выпадало 14 % от всего оборота транспортных средств. Эту гонку технических монстров планеты перечеркнула Вторая мировая война. Автомобилестроение было отброшено далеко назад. В годы войны появились новые задачи, которые необходимо было решать в первую очередь.
После окончания Второй мировой войны расклады в автомобильном машиностроении изменились. Германия стала одним из самых ключевых игроков на рынке производства и реализации автотранспортных средств. «Немецкое чудо», которое претворялось в жизнь с помощью американских спонсоров, позволило разрушенной стране за 10 послевоенных лет стать наиболее развитой страной Европы в техническом отношении.
Мировой рынок стран с развитым автомобилестроением пополнила Япония. В Стране Восходящего Солнца бурными темпами стали строиться машиностроительные корпорации, которые за короткий срок освоили производство лучших мировых образцов автотранспортной техники: Toyota, Mitsubishi, Mazda, Nissan, Honda, Suzuki, Subaru.
Европейские производители сумели увеличить свою долю в общемировом объёме выпуска автомобилей до 46 %, японцы овладели примерно 13 % всего рынка, США снизили темпы до 32 %.
В послевоенный период построены новые крупные автозаводы во Франции, Нидерландах, Италии, Швеции. Мировое производство автомобильной техники стало развиваться ещё большими темпами, чем до войны.
Нынешнее мировое автомобильное производство измеряется миллионами штук продукции. Помимо традиционных участников рынка – США, Канады, Германии, Франции, Японии, Швеции — многие мировые государства являются почётными членами клуба автомобилестроителей. Собственные машины выпускают: Корея, Австралия, Бразилия, Индия.
Огромный автомобильный рынок в наше время организовал Китай. Производители из Поднебесной стали виртуозами в проектировании, изготовлении и реализации как моделей собственной разработки, так и любых европейских, американских по лицензиям на своих автосборочных заводах. Россия также является крупнейшим игроком на мировом автомобильном рынке.
Мировое производство автомобилей за 2008 год показано в таблице внизу
Всего в нашей стране насчитывается 20 основных автомобильных заводов, производящих машины собственной конструкции. Кроме того, по зарубежным лицензиям выпускают иномарки ещё 20 сборочных заводов. Все предприятия сертифицированы в мировой системе сертификации ISO:9001 и соответствуют высшим стандартам качества.
Современный автомобиль для человека эпохи начала зарождения машин представляет собой техническое средство сродни самолёту либо космическому кораблю. Когда-то великий мастер кисти и технической мысли Леонардо да Винчи создавал на своих холстах автомобили будущего. Но такой степени совершенства не мог предусмотреть даже великий мастер.
Современный автомобиль является вершиной технической мысли. Это настоящий роботизированный комплекс. Нынешняя машина может развивать колоссальную скорость – до 500 км/ч. Датчики парковки позволяют расположить транспортное средство в самом тесном пространстве. Системы спутниковой навигации ориентируют водителей даже в самых труднодоступных местах.
Машины оснащаются сложнейшей электроникой, позволяющей прогреть двигатель на расстоянии и совершить пуск в любой мороз. Умные узлы, наподобие дифференциала, распределяют нагрузки оптимальным образом, позволяя качественно вписываться в повороты и выбираться из сложных дорожных условий. Бортовые компьютеры сейчас контролируют все системы жизнеобеспечения машин, подсказывая водителям выход из критических ситуаций.
Будущее автомобиля
Высокие технологии, современные материалы, свежие технические идеи способствуют дальнейшему развитию автомобиля. Машина будет развиваться как транспортное средство с хорошим обзором, великолепным дизайном, современными эргономическими характеристиками. Значительное внимание конструкторов и проектировщиков будет уделяться созданию уюта и внутреннего комфорта для водителя и пассажиров.
Поскольку автомобиль является скоростным объектом, на первое место ставится абсолютная безопасность водителя и пассажиров. Будут использоваться и совершенствоваться уже имеющиеся, а также создаваться новые средства по защите человека в момент ДТП:
- защитные ремни;
- мягкие материалы для рулевого колеса и колонки;
- специальные стёкла, не позволяющие травмироваться;
- утопающие острые детали интерьера;
- совершенные подушки безопасности.
Сейчас в мировом автомобилестроении широко разрабатываются и уже эксплуатируются автомобили без водителя. Транспортным средством полностью управляет роботизированный комплекс и встроенный компьютерный мозг. Возможно, в скором будущем все наши автодороги будут выглядеть именно так. Человек будет только пожинать плоды высоких технологических процессов, а машины будут работать.