Детская медитация: как научить ребенка справляться с эмоциями и управлять своим вниманием. Действительно ли детям нужно научиться медитировать
14 медитаций в игровой форме, которые помогут маленьким детям успокоиться и придти в равновесие.
Для детей неестественно медитировать. Они страстно исследуют и испытывают окружающий мир всеми возможными способами. Спокойствие, может показаться, им совершенно чуждо.
Но и у детей в жизни бывает стресс (чаще всего потому, что стресс у нас, у ролевых образцов, так что на самом деле больше медитировать нужно взрослым), и медитация может научить их не забывать наслаждаться маленькими радостями и чувствовать миг счастья как оно есть.
Медитация – не достижение
Наше общество всегда формулирует цели, но давайте попробуем думать о медитации не как о способе достичь внутреннего покоя, а скорее как о возможности насладиться путешествием и открыть глаза на прекрасный мир вокруг нас - и внутри. Просто, чтобы позволить себе быть.
Вот 14 медитаций для маленьких детей, которые можно попробовать.
1. Третий глаз
Уложите ребенка на пол и положите ему на лоб маленький камешек, стекляшку или кристалл. Попросите подумать о нем, вообразить его цвет или многоцветие, почувствовать тепло или прохладу, его вес и другие качества.
Волшебный камень поможет тебе быть более спокойным и расслабленным… Дыши, и пусть его магия медленно проникает в твое тело и заполняет всего тебя до кончиков пальцев.
Если лежать надоело, попробуйте попринимать разные позы, не роняя камень и не прекращая его осознавать. Можно попробовать встать в полумостик, сделать «березку» или закинуть ноги за голову.
2. Остановись и послушай
Для этой игры вам понадобится тибетская поющая чаша или колокольчик, звон которого длится достаточно долго. Пусть дети свободно перемещаются по комнате, но как только звучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и закрыть глаза. Пусть слушают звук очень внимательно, и только тогда, когда он окончательно иссякнет, начинают двигаться снова.
3. Немой колокольчик
Сядьте с детьми в тесный круг и пустите по кругу колокольчик (или несколько). Пусть каждый ребенок звонит в колокольчик, если захочет, и слушает звук. Затем постарайтесь передавать колокольчик, чтобы он не зазвонил. Покажите детям, как это сделать очень бережно и тихо. Это волшебным образом утихомиривает детей и приуготовляет их к расслаблению. Можно делать это вдвоем, передавая друг другу.
Дети есть дети, так что может быть, вам придется несколько раз повторить игру, прежде чем они поймут, что звонить не нужно. Если игра становится слишком простой, передавайте колокольчик тому, кто сидит дальше от вас - для этого будет нужно встать и подойти, по-прежнему не нарушая тишину.
4. Передай огонь
Такое же упражнение можно проделывать со свечкой и двигаться плавно и медленно. Таким образом, чтобы огонек не погас.
5. Круг колокольчика
Сядьте в круг и закройте глаза. Пусть один ребенок держит колокольчик и медленно обходит круг снаружи - так, чтобы не зазвонить. Затем, подойдя к кому-нибудь, кого выберет, тихонько звонит ему над ухом, отдает колокольчик и садится на его место.
Игра продолжается так несколько минут, пока вы не разрешите детям открыть глаза и увидеть – все поменялись местами, но круг остался целым.
И бесшумно ходить вокруг, и сидеть тихо в кружке ожидая колокольчика над ухом, - очень сосредоточивает и успокаивает детей.
6. Зоо-рай
Хорошая детская игра, чтобы попробовать и запомнить позы всевозможных животных. Она приносит спокойствие, любовь к тишине и самоконтроль. Для нее вам тоже будет нужна тибетская чаша или долго звучащий колокольчик.
Назначьте йогическое животное, или пусть дети по очереди выбирают сами, - и пусть они двигаются по комнате, изображая движения и звуки этого животного. Когда дети слышат звук, они должны замереть в этой животной позе и оставаться неподвижными, пока чаша не перестанет петь.
7. Как тихо
В этой игре детям нужно оставаться без движения необычайно долго. Что очень хорошо сказывается на способности слушать и концентрироваться. Вам понадобится тибетская поющая чаша и повязки на глаза.
Попросите детей лечь на пол, руки вытянуть по бокам, на глаза надеть повязки (или выключить свет). Скажите, что чаша будет петь, а они должны слушать очень внимательно. Когда чаша остановится, им будет нужно осторожно положить руки на живот. Когда все это сделают, чаша снова запоет, а после остановки им снова нужно будет вытянуть руки. Вот какой у вас мирный и тихий класс детей! Пока они не разбегутся, разумеется.
8. Спящие эльфы и феи
Поставьте расслабляющую музыку и вооружитесь пыльцой фей. Пусть все дети отдыхают в позе Ребенка (колени под себя, расслабленные руки вытянуты вдоль тела к ногам). Каждый из них - фея или эльф. Ходите вокруг и легко касайтесь их спин кончиками пальцев, покрывая их магической пыльцой фей. Она даст им волшебную силу оставаться настолько неподвижным, насколько можно. Кто продержится дольше?
9. Спокойная вода
Все лежат на полу неподвижно. Если кто-то двинется, ему придется отойти в сторонку. В этой игре мы не то, что говорим «не двигаться», а скорее приглашаем вовлечься в неподвижное лежание - так будет душевнее.
10. Я вижу красоту
Ходите по классу, по комнате, по улице или в парке. Позвольте детям останавливаться тогда, когда им самим покажется верным, и оглянуться вокруг в поисках красивого:
Поищи красивое перед тобой и тихонько скажи «Я вижу красоту передо мной».
Оглянись назад, найди что-то красивое и тихо скажи «Я вижу красоту за спиной».
Продолжайте так - направо, налево, наверх и вниз.
11. Идем по небу
Эту игру-медитацию безопаснее выполнять в парах на улице. Пусть один из детей держит под глазами маленькое зеркало, развернутое наверх к небу, а второй его ведет. Когда идешь с зеркалом у глаз – и правда выглядит, словно идешь по облакам: у тебя совершенно иная перспектива и открываются глаза на целый новый мир.
12. Дыхание океана
Сядьте прямо или лягте. Закройте уши, чтобы снаружи ничего не было слышно. Теперь дышите глубоко и внимательно слушайте. Вы услышите в своем дыхании звучанье океана.
Слушайте, как волны накатывают и отходят, и позвольте себе совершенно расслабиться.
13. Найти центр
Можно делать сидя или лежа. Наклонитесь немножко направо, немножко налево, вперед и назад - пока не отыщите свой центр, положение, в котором вы чувствуете баланс. Теперь закройте глаза и представьте, как этот центр распространяется от ступней ног наверх, по позвоночнику, до макушки головы. Вдохните в этот центр и поглядим, что получится.
14. Доска Будды
Это специальная доска, на которой можно рисовать или писать водой. Вода испаряется с поверхности примерно через минуту, слова или картинка исчезают. Они продаются готовые, но в принципе можно делать это на сухом асфальте мокрой кисточкой, на школьной доске, на столе.
Будда учил, что ничто не постоянно, что вещи не длятся вечно, и доска на практике это иллюстрирует. Каждый ребенок может что-то нарисовать на доске, но сначала предыдущее творение должно испариться и уступить место.
Практикуя подобные игры-медитации, мы можем легче вовлечь детей в состояние осознанности.
Экспериментируйте, но не воспринимайте всё это слишком серьезно, не пытайтесь достичь каких-то особенных состояний ума. Жизнь прекрасна и полна такая, какая она есть, и медитация, возможно, просто способ снова обратить на это наше внимание.
Мария Запысова
Медитация для дошкольников
Медитация .
1. «Я – Солнышко» .
Дети становятся лицом на восток. Ноги на ширине плеч, руки свободно опущены (вдоль туловища) ; не сутулясь, держа спину прямо (позвоночник должен быть прямым, ровным, не скрюченным, чтобы не мешать глубокому дыханию и усиленному потоку энергии, дети закрывают глаза. Следует расслабиться, устремить взгляд под закрытыми веками к бровям, и как можно ярче, образней представить себе «Солнышко» и себя счастливым, довольным всем и всему. Затем спокойно, медленно открывают глаза. Дыхание должно быть глубоким, спокойным. Эту медитацию можно выполнять и лёжа на ковре, на кровати, сидя на стуле.
Я – Свет ночи!
Я – Пламя звёзд!
Я – огонь Свечи!
Я – Солнышко! Я – несу Свет!
Я – Солнышко! Я – несу тепло!
Я – Солнышко! Я – грею Землю!
Я – Солнышко, сияющее всем Планетам, согревающее всех, кто нуждается в этом!
Я – Солнце, сияющее красным светом!
Я исцеляю всех, кто нуждается в этом!
Медитация : «ОМ!»
Воспитатель :
Желательно выбрать место, уединённое от шума. Можно проводить медитацию и лёжа , и стоя, и сидя. Но, главное, чтоб спина была прямой. И если сеанс проводится стоя или сидя, желательно, повернуться лицом на восток. Ушки дети закрывают средним пальчиком, и, набрав, полную грудь воздуха, делают глубокий вдох носом, и, медленно, певуче – протяжно произносят слог : «О…М.» : «О-о-о-о-м-м-м-м!» - на выдохе. (Повторить 3 раза) .
При правильном произношении звука, переходящего в слог «Ом» , зарождается из пупка с глубокой и гармоничной вибрацией и постепенно поднимается до ноздрей, где звучит как носовой звук : «М» . Громкость звучания «Ом» должна соответствовать громкости обычного разговора между близко стоящими людьми (детьми) . После завершения звучания «Ом» , необходимо взять паузу, до тех пор, пока снова не захочется выполнить глубокий вдох. После полного вдоха снова повторяется – поётся слог – звук «Ом» .
При этом надо представлять себя ярким, могучим, исцеляющим всех Солнцем, рассеивающим вокруг себя ярко – белые лучи. Чем меньше посторонних мыслей и глубже воплощение в образ Солнца, тем лучше эффект. Проводить данную медитацию можно проводить , как с детьми, так и с взрослыми.
Признаками правильного проведения медитаций является : теплота в теле, и даже интенсивное потение (особенно вдоль позвоночника) .
Начинать надо с 3 – 5 минут, и постепенно, изо дня в день, прибавлять понемногу. Взрослые могут довести до 20 – 30 минут утром и вечером.
2. «Исцели Себя!»
«Силы небесные! Силы Матушки Вселенной!
Дайте Здоровья и душевного тепла!
Дети воодушевлённо, с вдохом, смотря вперёд, поднимают ручки вверх, - к Небу, руки разводят в стороны, на медленном выдохе, произнося соответствующие слова; дети, опускают ручки и голову вниз, и стоят в таком положении 1 – 2минуты. Первоначальные движения повторяются.
«Солнце ясное, подари мне лучик жаркий!
Подари тепла и света!
Наполни Силой, Энергией мои ручки, ножки, сердечко!
Дай Здоровья мне, друзьям и всей моей родне!
3. «Я люблю Вас!»
Воспитатель, произнося слова, протягивает свои руки к детям. Дети, соответственно, выполняют те же движения, относительно воспитателя. А затем прикладывают ручки к сердечку. Соблюдается правильное (глубокое, медленное) дыхание : Вдох – выдох.
Воспитатель :
Я люблю Вас, Дети!
Я дарю Вам всем здоровые Сердечки!
А, ну – ка, скажите словечко :
Как стучит Ваше Сердечко?
Дети :
Слышим Сердца тихий стук :
Тихо, тихо : тук – тук – тук!
Воспитатель :
Я Вас очень всех люблю!
Дети произносят гласный звук : «У…»
Вам здесь нравится, в саду?.
Дети берутся за руки, образуя круг.
Мы за ручки взялись дружно,
Потому что все мы дружим!
От ладошки к ладошке идёт тепло понемножку.
Держишься ты, держусь и я,
Потому что мы – Семья!
Выполняется дыхательная гимнастика. На слове : «Ты!» - дети показывают указательный палец; На слове : «Мы!» - обе ручки вытягивают вперёд ладошками вверх ; «Я!» - обе руки к груди ладошками внутрь .
Дыхательное упражнение :
«Ты!» «Мы!» «Я!» - дружная Семья!
В слове : «Мы!» - сто тысяч «Я!» .
5. «Волшебник – ОМ» .
Выполняется данная медитация перед сном детей . Дети, соблюдая правильное дыхание, на вдохе - поднимают руки, на выдохе, со словом : «ОМ!» дети руки опускают.
В спальню к нам явился Гном : - вдох – выдох : «О…М.»
Все в кроватки мы пойдём?. О…М!.
Спим спокойно крепким сном. О…М.
5. «Исцели сам себя!»
Силы небесные,
Облака чудесные,
Вы, словно, Птицы в небе летите,
Просим Вас, Здоровьем нас наделите!
Дайте тепла,
Чтоб Я (Мы) по жизни здоровая, сильная шла!
Дети за Воспитателем выполняют соответствующие движения, соблюдая правильное дыхание.
Солнышко ясное, нас обогрей,
Лучиков для нас своих не пожалей!
Взор детей направлен на Небо. Выполняются движения руками.
Матушка – Земелюшка,
Здоровье укрепи!
Своей силой, энергией нас надели!
Ветер, Ветер, поиграй, (Руки подняты над головой, покачивание руками.)
Освежи нас, Ветер, силы дай! (Руки вперёд, в стороны, к груди.)
7. «Прочь болезни изгони!»
Дети плавно, нежно проводят по своему торсу сверху - вниз, как бы, стряхивая с себя отрицательную энергию, негатив, и произносят слова – обереги :
Прочь, Болезни, уходите!
Быть здоровой, помогите!
Болезни прочь изгоним в ночь,
Быть сильными Мы себе должны помочь!
Проблемы все ушли в болото,
И ждёт сегодня нас работа!
Болезни все ушли во тьму, -
Здоровьем, Силой Я дышу!
8. «Волшебник ОМ!»
Невозможно не согласиться с тем, что регулярная медитация : снижает количество заболеваний сердечно – сосудистой системы, онкологических, нервно – психических заболеваний, респираторных и прочих заболеваний. Из мантра – йоги взяты священные слоги ОМ. На первый взгляд произношение их и текстов с ними довольно – таки, наивны. Но, как раз, в этой простоте и заключается их сила. Эти «хрустальные» дары и есть кладезь силы, могущества, мудрости и радости, а так же, любви к себе, к жизни.
Воспитатель и Дети :
Волшебник Ом пришёл в наш дом… ОМ! Ом! Ом!
Хорошо Мы с ним поём… ОМ!
Дружно, слаженно живём. ОМ!
ОМ и Мы в саду живём. ОМ!
То летим на аэродром. ОМ!
Утром, вечером и днём. ОМ!
Мы играем и поём. ОМ!
Спим, устав, Мы крепким сном. ОМ!
Дети проговаривают слог «ОМ!» , соблюдая правильный вдох и выдох.
9. «Наш друг – ОМ!»
Проводится после дневного сна.
Наш прекрасный, светлый дом. ОМ!
Славно всем живётся в нём. ОМ!
Мы простились все со сном. ОМ!
Мы здоровье бережём. ОМ!
Помогает в этом ОМ. ОМ!
10. Медитация : «Солнышки» .
Вы, Дети, Солнышки! – Яркие и красивые!
Вначале дети называют цвета спектра, т. е радужные цвета. Каждый ребёнок выбирает себе определённый цвет. Глазки у детей широко открыты. Они, с воодушевлением, произносят предложения, используя выбранный для себя цвет, представляя себя Солнышками. Затем те же слова произносят с закрытыми глазами, и вновь с открытыми глазами (3 раза) . Обязательно соблюдать правильное дыхание.
1. - Я - Солнышко Красного цвета!
Я – Солнышко оранжевого цвета!
Я – Солнышко зелёного цвета! (Жёлтого, голубого, синего, фиолетового, белого и др.)
2. Дети закрывают пальцами ушки. При вдохе носом набирают полную грудь воздуха, медленно, протяжно, певуче, при выдохе, произнести слог «ОМ» . - 3 раза.
11. «Хорошее настроение!»
В садик утром мы идём. ОМ!
Даже, если под зонтом. ОМ!
Улыбаемся, идём?. ОМ!
А снег кружится за окном?. ОМ!
А чудес и сказок ждём?. ОМ!
С хорошим настроением в саду Мы все живём?. ОМ!
Сейчас Мы скажем громко ОМ. ОМ!
Ещё Мы можем тихо ОМ. ОМ!
12. «Исцели себя!»
Солнышко - Малышка!
Солнышко – Жалейка!
Обогрей нас, пожалей – ка!
Обогрей, освети, подари свои Лучи!
Лучик мне забрался в грудь,
Ну, и ладно, ну, и пусть!
Пусть прогонит злость и грусть!
Мы откроем свету путь!
Матушка – Земелюшка,
Тихонько мне шепни :
Чтобы крепкими росли недели целые и дни!
Ветер, нежный Ветерок,
Дай нам свежести глоток!
А ты, Водица, освежи нам лица!
Чтоб были Мы красивы и нежны!
13. «Добрый волшебник Гном по имени ОМ!»
К нам пришёл волшебник ОМ. ОМ!
Наш весёлый добрый Гном. ОМ!
Спал в лесу Он крепким сном. ОМ!
Сон прошёл, пришёл в наш дом. ОМ!
Потянулись! Всех Мы ждём. ОМ!
А сейчас все дружно, вместе, вдох глубокий, -
Все на месте! Выдох – просто и легко,
Повторим – ка Мы ещё!
А ещё волшебник Гном попросил сказать нам : ОМ!
14. «Сонятка - ОМ!»
Тишина пришла в наш дом. ОМ!
Засыпаем крепким сном… ОМ!
На подушке вашей ОН –
Маленький, воздушный Сон!
Засыпает с вами Он,
Угомон поёт канон!
15. «Просыпалочка – встречалочка!»
«Просыпалочка» молчком забралась к ребятам в дом!
А потом и под кровать, начала всех поднимать!
К Вам пришёл волшебник ОМ. ОМ!
Ждал Вас долго под окном,. ОМ!
Вам давно пора вставать -
«Просыпалку» забавлять!
Дружно Мы в саду живём. ОМ!
Учимся, играем, спим волшебным сном. ОМ!
Приходи к нам чаще в дом… ОМ!
Славный слог волшебник ОМ. ОМ!
16. «Здоровейка
Здравствуй, Солнце ясное, Лучик золотой,
Очень – очень здорово,
Что встретились с тобой!
Дай – ка, нам скорей тепла,
Будет жизнь всегда светла!
Там под полом есть фундамент,
А под ним живёт Земля!
Здравствуй, милая Земелька,
Дай Здоровья нам капельку,
Дай нам хлеба и тепла…
Благодарны Мы Земельке,
Оттого и хороша!
Кланяемся низко Матушке Земле :
Спасибо за Здоровье, что подарила мне!
17. «Дружок – Ветерок!»
Ветер, Ветер, Вихровей. Эй! Эй! Эй!
Ты подуй на нас смелей. Эй! Эй! Эй!
Дети хором отвечают Воспитателю, не забывая про глубокий вдох и медленный выдох. Дети махают руками, как веером.
Ветер буйный, волевой. Ой! Ой! Ой!
Повтори – ка всё за мной. Ой.
Эй. Эй. Ой. Ой.
Подружись ка ты со мной!
18. «Вода – водица, Святая Кореница!»
Дети лежат на ковре, руки в стороны, ноги произвольно разведены. Махи руками вверх – вниз, не поднимая от пола. (Упражнение «Полёт птиц» )
Водица всех нас освежила,
Осветила и умыла!
Силу, здоровье вернула, вселила!
Дети встают, продолжая выполнять мхи руками, Стоя, - глубокий вдох, руки через стороны поднимают вверх и опускают вниз.
Водица, Водица, летишь, словно, птица!
Водица, Водица, Святая Кореница!
Освежи и умой, я рядом с тобой!
Дети продолжают выполнять махи руками, но перед собой, а так же, - массаж : потирание лица, рук, ног.
Дай нам радость и покой,
Две минуты так постой!
17. «Сила Небес!»
Сила небесная, всем своей властью известная!
Матушка Вселенная, ты неизменная!
Дайте нам Силу, Здоровье, Энергию,
Забери боль, простуду и слабость,
Подари нам Жизнь и великую радость!
18. «Владыка Земля!»
Ты, Владыка Земля. Я.
Я живу с тобой всегда. Да.
Кто накормит, напоит меня, Земля?. Я.
Мы, Земля, тебе благодарны всегда. Да.
Низкий поклон тебе, Владыка - Земля. Да!
19. Я – разная!»
Я – Тучка голубая, - воздушная такая!
А я – Цветочек аленький, -
Красивый, очень маленький!
Я – Птичка невесомая, -
Но Вам я всем знакомая!
Я – ягодка лесная, -
Вся красная такая!
А я, ребята – Мотылёк, и совершаю свой полёт!
Я – Солнце Жёлтое!
Я – Солнце оранжевое!
А я – Солнце Розовое!
А я – Радуга! (дети называют цвета радуги)
Как хорошо, когда есть краски!
Они приносят радость, ласку!
Хорошо, когда всё в цвете, -0
Вспоминаем Мы о Лете!
20. Медитация : «В лесу!»
Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты, тело расслаблено. Звучит музыка. Глаза полуоткрыты, прищурены, медленно, спокойно помаргивают.
Солнце светит нам в глаза. За.
Ветер дует нам в лицо. Цо.
Махи руками перед собой.
Лес шумит, поёт листва,
Шуршит под ногами трава. Ва.
Тихо травка шелестит. Ит. Ит.
Дети спокойно встают, выполняют движения «Ходьба» ,
В лес пришли Мы подышать. Ать.
Дышим воздухом и ветром,
Дышим свежестью и Летом!
Позовём сейчас Сову,
Крикнем, дети, ей «Ау!»
Скажем Лесу Мы «Спасибо!»
Дети кланяются Лесу. Тянут руки вперёд и говорят :
Подари нам свежесть Леса,
Теплоту Небес и Лета!
Надели здоровьем нас,
Просим Вас, вот здесь, сейчас!
Ты прости, Природа, нас, -
Отдаём поклон для Вас!
21. «Цветок» .
Дети группируются в комочек, постепенно, меняя свои положения.
Я – Цветочек, - тихо сплю! (Руки под щёчкой)
А польёшь меня, -я - прорасту! (Один ребёнок изображает, что поливает цветы, подходит к каждому «Цветочку» )
Дети «Цветочки» медленно разводят ладошки , поднимают голову, тянут ручки вверх, постепенно встают, кулачки разжимают, Глаза широко открыты, на лице улыбка.
Прорасту я стебельком,
Стану сочным я ростком!
Лепесток за лепестком, -
Распускаюсь я потом! (Показываются пальчики на руках один за другим)
Там – листок, здесь – лепесток,
Вот и вырос наш цветок!
22. «Мои друзья!»
У меня есть добрый Слон. Он.
У меня живёт Питон. Он.
У меня цветёт Пион. Он.
К нам приходит добрый Гном. ОМ.
Громко в небе слышен Гром. ОМ.
В сказке правил Царь Дадон?. Он.
Лужи есть перед Окном?. ОМ.
Ты гулять пойдёшь потом?. ОМ.
Солнце светит тебе в Дом?. ОМ.
Спать ложимся Мы потом?. ОМ.
Угомон приходит в Дом. ОМ.
23. «Я и моя Семья!»
Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами.
Я мечтаю, – Я летаю!
Может, просто, отдыхаю.
Сон уходит прочь от нас, -
Просыпаюсь я сейчас!
Я и Мама – мы – семья,
Есть сестрёнка меня!
Папа сильный! –
Это вся моя семья!
Мы – Сильные!
Мы – Смелые!
Мы – Добрые и Верные!
Мы - Важные, Умелые!
Мир и радость всем нам и другим существам!
Счастья и Здоровья и Вам и нам!
Мир и радость существам!
И благополучия всем Нам!
Кто Здоровье всем желает,
Тот во благе вырастает!
14 медитаций в игровой форме, которые помогут маленьким детям успокоиться и придти в равновесие.
Для детей неестественно медитировать. Они страстно исследуют и испытывают окружающий мир всеми возможными способами. Спокойствие, может показаться, им совершенно чуждо.
Но и у детей в жизни бывает стресс (чаще всего потому, что стресс у нас, у ролевых образцов, так что на самом деле больше медитировать нужно взрослым), и медитация может научить их не забывать наслаждаться маленькими радостями и чувствовать миг счастья как оно есть.
Медитация - не достижение
Наше общество всегда формулирует цели, но давайте попробуем думать о медитации не как о способе достичь внутреннего покоя, а скорее как о возможности насладиться путешествием и открыть глаза на прекрасный мир вокруг нас — и внутри. Просто, чтобы позволить себе быть.
Вот 14 медитаций для маленьких детей, которые можно попробовать.
1. Третий глаз
Уложите ребенка на пол и положите ему на лоб маленький камешек, стекляшку или кристалл. Попросите подумать о нем, вообразить его цвет или многоцветие, почувствовать тепло или прохладу, его вес и другие качества.
Волшебный камень поможет тебе быть более спокойным и расслабленным… Дыши, и пусть его магия медленно проникает в твое тело и заполняет всего тебя до кончиков пальцев.
Если лежать надоело, попробуйте попринимать разные позы, не роняя камень и не прекращая его осознавать. Можно попробовать встать в полумостик, сделать «березку» или закинуть ноги за голову.
2. Остановись и послушай
Для этой игры вам понадобится тибетская поющая чаша или колокольчик, звон которого длится достаточно долго. Пусть дети свободно перемещаются по комнате, но как только звучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и закрыть глаза. Пусть слушают звук очень внимательно, и только тогда, когда он окончательно иссякнет, начинают двигаться снова.
3. Немой колокольчик
Сядьте с детьми в тесный круг и пустите по кругу колокольчик (или несколько). Пусть каждый ребенок звонит в колокольчик, если захочет, и слушает звук. Затем постарайтесь передавать колокольчик, чтобы он не зазвонил. Покажите детям, как это сделать очень бережно и тихо. Это волшебным образом утихомиривает детей и приуготовляет их к расслаблению. Можно делать это вдвоем, передавая друг другу.
Дети есть дети, так что может быть, вам придется несколько раз повторить игру, прежде чем они поймут, что звонить не нужно. Если игра становится слишком простой, передавайте колокольчик тому, кто сидит дальше от вас — для этого будет нужно встать и подойти, по-прежнему не нарушая тишину.
4. Передай огонь
Такое же упражнение можно проделывать со свечкой и двигаться плавно и медленно. Таким образом, чтобы огонек не погас.
5. Круг колокольчика
Сядьте в круг и закройте глаза. Пусть один ребенок держит колокольчик и медленно обходит круг снаружи — так, чтобы не зазвонить. Затем, подойдя к кому-нибудь, кого выберет, тихонько звонит ему над ухом, отдает колокольчик и садится на его место.
Игра продолжается так несколько минут, пока вы не разрешите детям открыть глаза и увидеть - все поменялись местами, но круг остался целым.
И бесшумно ходить вокруг, и сидеть тихо в кружке ожидая колокольчика над ухом, — очень сосредоточивает и успокаивает детей.
6. Зоо-рай
Хорошая детская игра, чтобы попробовать и запомнить позы всевозможных животных. Она приносит спокойствие, любовь к тишине и самоконтроль. Для нее вам тоже будет нужна тибетская чаша или долго звучащий колокольчик.
Назначьте йогическое животное, или пусть дети по очереди выбирают сами, — и пусть они двигаются по комнате, изображая движения и звуки этого животного. Когда дети слышат звук, они должны замереть в этой животной позе и оставаться неподвижными, пока чаша не перестанет петь.
7. Как тихо
В этой игре детям нужно оставаться без движения необычайно долго. Что очень хорошо сказывается на способности слушать и концентрироваться. Вам понадобится тибетская поющая чаша и повязки на глаза.
Попросите детей лечь на пол, руки вытянуть по бокам, на глаза надеть повязки (или выключить свет). Скажите, что чаша будет петь, а они должны слушать очень внимательно. Когда чаша остановится, им будет нужно осторожно положить руки на живот. Когда все это сделают, чаша снова запоет, а после остановки им снова нужно будет вытянуть руки. Вот какой у вас мирный и тихий класс детей! Пока они не разбегутся, разумеется.
8. Спящие эльфы и феи
Поставьте расслабляющую музыку и вооружитесь пыльцой фей. Пусть все дети отдыхают в позе Ребенка (колени под себя, расслабленные руки вытянуты вдоль тела к ногам). Каждый из них — фея или эльф. Ходите вокруг и легко касайтесь их спин кончиками пальцев, покрывая их магической пыльцой фей. Она даст им волшебную силу оставаться настолько неподвижным, насколько можно. Кто продержится дольше?
9. Спокойная вода
Все лежат на полу неподвижно. Если кто-то двинется, ему придется отойти в сторонку. В этой игре мы не то, что говорим «не двигаться», а скорее приглашаем вовлечься в неподвижное лежание — так будет душевнее.
10. Я вижу красоту
Ходите по классу, по комнате, по улице или в парке. Позвольте детям останавливаться тогда, когда им самим покажется верным, и оглянуться вокруг в поисках красивого:
Поищи красивое перед тобой и тихонько скажи «Я вижу красоту передо мной».
Оглянись назад, найди что-то красивое и тихо скажи «Я вижу красоту за спиной».
Продолжайте так — направо, налево, наверх и вниз.
11. Идем по небу
Эту игру-медитацию безопаснее выполнять в парах на улице. Пусть один из детей держит под глазами маленькое зеркало, развернутое наверх к небу, а второй его ведет. Когда идешь с зеркалом у глаз - и правда выглядит, словно идешь по облакам: у тебя совершенно иная перспектива и открываются глаза на целый новый мир.
12. Дыхание океана
Сядьте прямо или лягте. Закройте уши, чтобы снаружи ничего не было слышно. Теперь дышите глубоко и внимательно слушайте. Вы услышите в своем дыхании звучанье океана.
Слушайте, как волны накатывают и отходят, и позвольте себе совершенно расслабиться.
13. Найти центр
Можно делать сидя или лежа. Наклонитесь немножко направо, немножко налево, вперед и назад — пока не отыщите свой центр, положение, в котором вы чувствуете баланс. Теперь закройте глаза и представьте, как этот центр распространяется от ступней ног наверх, по позвоночнику, до макушки головы. Вдохните в этот центр и поглядим, что получится.
14. Доска Будды
Это специальная доска, на которой можно рисовать или писать водой. Вода испаряется с поверхности примерно через минуту, слова или картинка исчезают. Они продаются готовые, но в принципе можно делать это на сухом асфальте мокрой кисточкой, на школьной доске, на столе.
Будда учил, что ничто не постоянно, что вещи не длятся вечно, и доска на практике это иллюстрирует. Каждый ребенок может что-то нарисовать на доске, но сначала предыдущее творение должно испариться и уступить место.
Практикуя подобные игры-медитации, мы можем легче вовлечь детей в состояние осознанности.
Экспериментируйте, но не воспринимайте всё это слишком серьезно, не пытайтесь достичь каких-то особенных состояний ума. Жизнь прекрасна и полна такая, какая она есть, и медитация, возможно, просто способ снова обратить на это наше внимание.
С первых лет начальной школы, ежедневная жизнь ребёнка начинает приобретать сходство с марафонским бегом. «Просыпайся! Одевайся! Мы опаздываем! Скорее в школу. Возвращайся домой. Пора обедать. Поторопись с домашним заданием. Прими душ и марш в кровать, чтобы выспаться…» Это продолжается с понедельника по пятницу, а для тех, кто занимается спортом или посещает кружки, даже в выходные. В самый разгар обучения, практически постоянно нужно быть сконцентрированным и внимательным ко всему. Как тут не сойти с ума!
«Иногда на консультацию приходят дети почти в состоянии эмоционального выгорания, – беспокоится психотерапевт Жанна Сио-Фашен, – пока что такое случается очень редко, но всё же это внушает тревогу. Жизнь детей, наподобие нашей, подчинена изнуряющему ускорению времени».
Даже если осознание этого позволяет нам настолько, насколько возможно, ослабить давление и устраивать детям моменты передышки, полностью выпустить пар всё-таки сложно. Впрочем, есть возможность помочь детям меньше подвергаться стрессу от постоянной гонки против времени, обучая их лучше узнавать свои эмоции и больше не бояться этого. Позволяя им открыть для себя, что такое спокойствие, что происходит у них внутри, когда мир вокруг останавливается. Тренируя детей мобилизовать все их внутренние ресурсы, чтобы им удалось сконцентрироваться и укрепить веру в себя.
Именно это предлагает осознанная медитация, на основе которой психотерапевт Жанна Сио-Фашен разработала настоящую методику для детей, а также для подростков.
Медитация – больше, чем релаксация
Выражение «осознанная медитация» пришло во Францию из Соединенных Штатов, и происходит от слова «mindfullness», дословно – «полностью внимательный ум». «Этот перевод кажется мне наиболее близким к термину «медитация», объясняет Жанна Сио-Фашен. Так как цель – это научить, или помочь детям сделать ум полностью внимательным. Точнее, это тренироваться быть присутствующими в том, что они переживают, больше не витать в облаках, чтобы иметь возможность поддерживать связь со всеми своими ощущениями».
Чем же отличается медитация от релаксации или софрологии ? Жанна Сио-Фашен утверждает: «Речь идёт не о стремлении к передышке или расслаблению, а об установлении связи, контакта с собой, своими настоящими эмоциями, позитивными, или негативными». Образно это значит «закрыть ставни своего дома», как любит объяснять психотерапевт детям. «Я говорю им, чтобы они представили себя стеклянным шариком со снегом внутри, который только что встряхнули. И что вдруг мы решаем подождать, пока все хлопья осядут, чтобы потом разглядеть фигурку или пейзаж в глубине. Возникшая картина, с наступлением спокойствия, отражает то, что находится внутри них».