Что делать если получаются дети. Советы психолога на случай если ребенок не хочет учиться. Как ускорить процесс зачатия
Быть звездой, лидером в спортивной команде или «победителем-одиночником» – не только почетная роль. Это и груз ответственности – перед собой, партнерами по команде, тренером, а также перед родителями. Отдавая сына или дочку в спортивную секцию, родители мечтают, чтобы их ребенок был самым лучшим, самым одаренным, чтобы у него все получалось лучше всех, чтобы он забивал голов больше всех, бегал быстрее всех, лучше всех выполнял задания тренера, чтобы он был примером для других детей, одним словом – был лидером и победителем. Однако, случается, что родители слишком заостряют на этом внимание, провоцируют ситуации, в которых их ребенок проявил бы лидерские качества. Наш эксперт – психолог, консультант сайта « » и руководитель Студии личного развития «Лада» уверена, что такое психологическое давление может помешать ребенку получать удовольствие от занятий, раскрыться в спорте, или вовсе отбить желание заниматься им.
Очень часто лидерство, к которому там стремятся родители, нужно им самим. И это стремление с личностью ребенка бывает никак не связано. Настойчиво пытаться делать из ребенка лидера, когда он к этому не имеет ни малейшего желания, означает, что, к сожалению, с самооценкой мамы или папы не все в порядке. Ребенок в данном случае служит для таких настырных родителей своеобразным мерилом их собственных достижений, его успехи являются доказательством того, что мать или отец «хорошие» и «все делают правильно». Таким образом, на сына или дочь перекладывается груз ответственности за социально-одобряемый статус родителя. И если он не справляется, не лидирует в команде, то испытывает глубочайшее чувство вины, разочарование в собственном тренировочном труде. Все это способствует получению только одного результата – ребенок будет думать о себе, что он недостаточно хорош, а иногда и просто плохой для родителей. И уже, тем более, не годится ни для какого спорта.
Такие чувства и мысли будут одолевать ребенка, когда родители требуют от него безусловного успеха и победы в соревнованиях. Эти взрослые ожидания для мальчишки, который выходит один на один с вратарем, удесятеряют вес мяча, или запутывают ноги так, что голевой момент упускается бесповоротно. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в спорте, не делайте из него атрибут собственного успеха. Поддержка и сопереживание в сложные моменты мотивируют его к занятиям гораздо сильнее, чем ваше недовольное лицо после матча. Спортсмен и без вас знает, что он не забил гол.
Быть лидером или лучшим форвардом, безусловно, важные цели. Но гораздо важнее для детей в спорте является формирование и развитие чувства компетентности. Знания о том, что он может это делать очень хорошо, что у него получается это выполнять, действительно способствуют достижениям вашего ребенка. Кроме того, это чувство является фундаментом знаний ребенка о себе самом, создает его идентичность. Формируется же чувство компетентности только в принимающей среде, там, где родители любят своих детей не за медали и кубки, а за то, что он есть. Поэтому задача родителей – поддерживать своих детей при любых результатах, поощрять за достижения, а не требовать их. Ты хочешь играть в футбол или хоккей? Играй обязательно. Просто цели ставьте реальные.
Часто происходит путаница в понятиях «лидер» и «звезда». Одно подменяет собой другое. И родителям, возможно, в большей степени хочется видеть в своем чаде именно «звезду», нежели капитана команды. Между тем, это две абсолютно разные роли. Звезда – это тот, вокруг которого вращаются все и поют ему Осанну. Капитан – тот, кто вращается вокруг других. Задачи капитана – сплотить команду, при любых обстоятельствах пытаться сохранить ее единство, быть примером для других игроков, стоять за своих, даже если они его подводят, никогда не сдаваться и мотивировать других на успех. И что самое главное – для капитана успех команды важнее собственных амбиций. Вот об этом стоит говорить с ребенком.
Важно в данном вопросе быть деликатными, чтобы чувство ответственности не переросло в чувство вины. Если команда проиграла, не стоит свешивать всех собак на капитана - вашего ребенка. Нужно уделить время для анализа проигрыша и для проявления родительской поддержки.
Почувствовать себя звездой рискует любой ребенок. Когда все получается, когда получается даже лучше, чем того ожидают тренер и родители, тогда и возникает эта опасность. Естественно, выход будет заключаться не в том, чтобы ребенок ухудшил свой результат. Главной возможностью родителей и тренера, на мой взгляд, будет, так называемая отражательная функция. Для любого человека окружающие его люди выступают зеркалами – в реакции других мы видим значимость, содержание собственных действий и поступков. Точно так же и ребенок видит в родителях отражение своих достижений. И это родительское зеркало не должно блестеть сверх меры. «Теперь ты можешь делать это лучше (сильнее, быстрее), ты достиг этой вершины, и в этом твоя заслуга. Теперь ты можешь идти дальше и улучшать свой результат. Очень хорошо, что у тебя есть наставник, который помогает. Я горжусь твоей победой», - такой должна быть реакция родителя, чей ребенок достигает успехов в спорте. Когда похвала соответствует достижениям, тогда риск заражения звездной болезнью минимален.
Ошибкой будет принижение детского успеха в качестве «пилюли» от звездной болезни. Обесценивание приведет лишь к агрессии ребенка и к злости внутри детско-родительских отношений.
Прежде всего, не стоит создавать конфронтации – это не будет способствовать ни климату в коллективе, ни, что важнее, мотивации вашего ребенка к занятиям спортом. Первостепенной задачей в спорте является достижение высокого результата, а не лидерство. Надо это понимать. И если новичок в чем-то лучше, то не стоит отчаиваться, потому что, во-первых, всегда найдется что-то, в чем он может уступать – у кого-то стремительный проход под кольцом, а у кого-то «смертельный» трехочковый. А, во-вторых, тренировка – лучшая победа в споре.
Есть и третья причина, почему не стоит отчаиваться. Когда «все вокруг него», то, скорее всего, команда имеет дело со звездой, а не с лидером. Лидер знает команду изнутри лучше всякого новичка. Он знает ее стиль, ее сильные и слабые стороны, он знает, что может объединить ребят. И эти знания, порой, для команды гораздо важнее.
Если мы говорим о командных видах спорта, то тут совершенно не важно – лидер ваш ребенок, звезда спорта, или рядовой игрок состава. Команда тем и отличается, что все ее члены действуют как единый организм. И здесь для ребенка будет гораздо более значимым такие качества, как взаимопонимание и поддержка. Выступать единым фронтом – работа гораздо более ответственная, чем лидировать в команде.
Поэтому, если ваш ребенок не лидер команды, то его целью должно стать не смещение капитана, а повышение уровня собственной функции в команде. Посмотрите на футбольную команду. Безусловно, нападающий – это и лидер, и звезда, ведь он является кульминационным звеном атаки, он забивает гол. Но если крайний полузащитник медленно действует и плохо владеет мячом, то угроза возникает для всей команды. В командных видах спорта тренировать необходимо, во-первых, мастерство и умение быть вместе, а уже потом лидерство.
Тренировка навыков и мастерства является целью и в одиночных видах спорта.
Чтобы ребенок получал удовлетворение от спорта, важно внутри семьи поддерживать ценность и важность того, что он делает. И сравнивать его успехи только с его же достижениями, а не ориентироваться на результаты других сверстников. Только так можно мотивировать юного спортсмена к занятиям, даже когда не всегда все получается.
Выбор видов спорта в соответствии с типом темперамента представляется наиболее эффективным, так как в отличие от характера, темперамент – вещь врожденная и слабо поддается коррекции.
Холерики и сангвиники ориентированы на внешний мир, то есть им свойственно больше общение с людьми, они быстрее других адаптируются в коллективе. Однако если сангвиники всегда настроены дружелюбно и ориентированы на интеграцию в команде, то холерики способны на конфронтацию и, в силу этого, могут быть аутсайдерами в командах, теми, кто будет стремиться к личному успеху.
Флегматиков принято считать медленными людьми. Скорость реакций у них действительно замедленная, однако, в качестве компенсации – устойчивый тип нервной системы. Кроме того, флегматики – упорные труженики. Поэтому им может найтись место не только в индивидуальном спорте, требующем высоких нагрузок, но и в командных видах спорта.
Меланхоликам больше всего подойдет индивидуальный спорт, так как людям с этим типом темперамента не следует перегружать себя контактами с людьми в силу высокой возбудимости нервной системы.
Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера. Так и в любой спортивной команде лидера могут два – лидер на площадке, который играет лучше всех, тянет за собой команду, не боится ответственности, и также лидер по духу, который может сплотить команду, взять в нужный момент инициативу на себя, он легко находит общий язык с партнерами по команде, чувствует их настроение и может поддержать их. Чаще всего именно лидера по духу тренеры выбирают капитаном команды, потому что такой ребенок сам сможет сорганизовать своих сверстников, его мнение – самое авторитетное в коллективе, его уважают и слушают.
Лидеры в детском коллективе – это не обязательно постоянные личности. Есть дети, которые на какой-то момент берут инициативу на себя, а есть те, кто способен организовывать и вести за собой других всегда.
До сих пор исследования не дали однозначного ответа на вопрос – является ли лидерство врожденным качеством, или же приобретенным. Считается, что у холериков и сангвиников изначально больше шансов стать лидерами и добиться успеха в спорте. Однако, если ваш ребенок по характеру спокойный и сдержанный, это вовсе не означает, что он не может стать лидером. Психологи утверждают, что лидерами могут быть как активные инициативные дети, так и в достаточной мере скромные и пассивные. Лидер – это в первую очередь интересная, самобытная и целеустремленная личность во всех отношениях.
История про ошибки одного хорошего папы. Которые любая (или любой:)) из нас может совершить.
Итак, имеется замечательный папа, который любит своих детей, стремится их чем-то порадовать и даже как-то развить. Приносит он домой огромный набор Лего. «Ну, ребятня, налетай! Сейчас поиграем!». Детки, естественно, рады стараться. Девятилетняя Маша тут же начинает ракету строить, которая должна в путешествие на Марс отправиться. А шестилетний Ваня ей во всем подражает. Маша синий кубик берёт, и Ваня тоже. Маша крылья делает и Ваня старается.
Да вот незадача, у Вани получается хуже, он за Машей не успевает. И в один непрекрасный момент, Ваня раздраженно бросает кубики в сестру и убегает. Папа, из самых лучших побуждений, пытается подбодрить сына.
— Зря ты расстраиваешься! У тебя отличная ракета получилась!
— Ничего не отличная! Крылья отваливаются и вообще она дурацкая.
— А мне нравится. По-моему, у тебя лучшая ракета на свете!
— Неправда! У меня НИКОГДА НИЧЕГО не получается!
— Ну, давай я тебе помогу. Мы сейчас такую ракету соорудим, которая хоть на Марс, хоть на Юпитер полетит.
Думаете, какой папа умница? Молодец просто, да? А вот ничего подобного! Папа, конечно, молодец, что старается сыну помочь. Но старается он совершенно неправильно. Всего за пару минут он умудрился совершить 3 серьезные ошибки.
Ошибка №1: Папа сказал неправду о том, что у Вани получилась хорошая ракета. И Ваня об этом знает. Вместо этого папе стоило объяснить сыну, что когда ему исполнится девять лет, то он сможет собрать намного более сложные игрушки. Нет ничего страшного в том, что Маша быстрее и лучше Вани делает ракету. Когда ей было шесть лет, она сталкивалась с такими же трудностями, что и ее брат.
Ошибка №3: Услышав из уст Вани, что у него НИКОГДА НИЧЕГО не получается, папе стоило насторожиться и провести с сыном беседу. Дело в том, что мальчик уже в 6-летнем возрасте генерализует и обобщает свои трудности. Не «в этот раз у меня не получилось», а «у меня никогда ничего не получается». Такая установка помешает Ване в будущем добиваться успеха. Как только перед ним возникнет проблема, он опустит руки и пойдет на попятный. Помните, мы писали, как ? Если с Ваней не провести серьезную работу, то у него есть все шансы в будущем стать пессимистом, который вместо того, чтобы прилагать усилия на пути к достижению своей мечты (или, более прозаично, цели), просто от нее откажется.
В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» скоро выйдет книга Мартина Селигмана «Ребенок оптимист», в которой можно будет найти описание эффективных методов, способных изменить негативное мышление. Я жду не дождусь, чтобы почитать 🙂
Каждый родитель встречался с ситуацией, когда ребенок начинает делать какое-либо дело, но внезапно, не доделав его, отказывается продолжать задуманное. Психологи уверены, что причин такого поведения детей две:
Ребенок может закончить дело, но не хочет;
Ребенок хочет, но у него что-то не получается, поэтому он пугается трудностей и отступает.
Чтобы понять, что останавливает ребенка, научить его доводить дела до конца и не бояться трудностей, необходимо действовать согласно определенному алгоритму.
1. Понять причину. Спросите у ребенка, почему он не хочет закончить то, что начал. Если речь идет о школьном задании, тогда среди причин может быть простое непонимание ребенка того, как необходимо его выполнить. Это пугает чадо, и он решает отступить.
В этой ситуации вы можете подсказать ребенку то, как лучше сделать, а если вы сами не знаете, тогда посоветуйте малышу узнать у преподавателя подробности и все-таки закончить дело, ведь это так интересно и важно.
2. Какой ваш ребенок? Чтобы лучше понимать причины тех или иных действий ребенка, необходимо понять, к какому типу личности относится ребенок. Для некоторых детей трудности - это вызов, они просто не могут допустить того, что им что-то не удастся. Такие дети могут долго искать путь решения проблемы и все-таки доведут дело до конца. Как утверждают психологи, таких деток очень мало.
Для большинства детей трудности - это серьезная проблема, при виде которой они в первую очередь желают отступить. Такие дети хотят выполнить задачу без сложностей, чтобы стать победителями и получить признание. Чтобы такие детки не бросали свои дела на полпути, их необходимо мотивировать.
3. Необходимо выбрать правильную реакцию на поступки ребенка. Если ребенок во время решения какой-либо задачи сталкивается с трудностями и решает бросить дело, так и не доделав его, в этот момент важно поддержать ребенка. Не нужно заставлять его продолжать, просто поинтересуйтесь, что именно вызывает у него сложности, постарайтесь помочь ему, но не сделать за него, только помочь.
Если ваша дочь осваивает вышивание, но у нее путаются и рвутся нитки, научите ее распутывать их, спокойно относиться к неудачам и продолжать дальше, чтобы потом с радостью взглянуть на результат и получить за выполненную работу похвалу.
Постарайтесь объяснить ребенку, что трудности при выполнении любого дела - это нормально, расскажите ребенку о том, с какими сложностями во время вышивания сталкивались вы, чтобы он знал, что вы его действительно понимаете и желаете ему добра.
4. Не бросайте ребенка один на один с проблемой. Некоторые родители, желая привить ребенку самостоятельность, не торопятся помогать ребенку в решении его проблем. Они считают, что малыш должен справиться сам. Этот подход не совсем правильный, ведь если ваш ребенок воспринимает любые трудности как вызов, тогда ваш отказ в помощи станет для него толчком к решению проблемы. Но если ваш ребенок склонен к тому, чтобы отказаться от выполнения задания из-за трудностей, ему обязательно необходима поддержка родителей.
5. Может, но не желает или хочет, но не получается?
В этом вопросе важна золотая середина. Если вы видите, что ребенок может, например, красиво нарисовать рисунок, но в какой-то момент он проявляет свою лень и отказывается выполнять задуманное, поддержите его, уговорите продолжить или вернуться к выполнению задания завтра.
А если же вы видите, что у ребенка нет способностей, как бы он не старался, получается какая-то «мазня», не стоит его уговаривать, принуждать делать то, к чему не лежит его душа. Помните, что с удовольствием ребенок всегда будет делать только то, что ему нравится и то, что у него лучше всего получается.
Дайте ему возможность выбрать самостоятельно.Не удивляйтесь, если ваш ребенок будет часто увлекаться чем-то, а потом бросать дело. Это говорит лишь о том, что он находится в поиске, а ваша задача - помочь ему определиться. Но только не давите на ребенка!
Удачи в общении с детьми!
Смотри наш раздел