Блог - авессалом подводный. Психологические проблемы - что это? Психологическое консультирование – самый продуктивный вид общения
Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.
И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта. В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними. Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.
Что такое психологическая проблема
Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.
В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.
Возникновение психологических трудностей
Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого всего два вида желаний:
- что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами "стремление к...";
- от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами "стремление от...".
Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.
Заниженная самооценка
Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, - низкая самооценка огромного количества людей.
Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.
Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.
Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.
Комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности - это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути - это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.
Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.
Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.
Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.
Исследование психоаналитика Адлера
Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это - не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.
Психологическая травма
Очень распространенная психологическая проблема - это последствия пережитых стрессовых ситуаций.
По своей природе это - разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.
Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология - это различного рода конфликты.
Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:
Детские сложности
Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:
- детская агрессия и импульсивность;
- замкнутость;
- капризность и плаксивость;
- робость и застенчивость;
- низкая самооценка;
- высокий уровень тревожности;
- повышенная обидчивость;
- упрямство;
- страхи и всевозможные фобии;
- невнимательность;
- трудности с запоминанием информации;
- различные проблемы психологического развития;
- плохая успеваемость в школе;
- сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
- проблемы общения со сверстниками и взрослыми;
В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка - очень хрупкая структура.
Пирамида потребностей Маслоу
С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.
Проблема выбора в современном мире потребления
Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.
В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.
Ускоренный ритм жизни
Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, - настоящий бич современности, считают психологи.
Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.
1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек - это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.
В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:
Гуманизм;
Человечность;
Совесть;
Скромность;
Великодушие;
Справедливость;
Верность;
Иные качества.
И общественно осуждаемые - негативные:
Чванливость;
Грубость;
Тунеядство;
Трусость;
Нигилизм;
Иные негативные черты.
К общественно полезным качествам относятся:
Решительность;
Мудрость;
Установки;
Убеждения;
Патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие - меньше.
3. Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности - это то, в чем человек чувствует необходимость.
Потребности могут быть:
Биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
Духовными - стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
Материальными - обеспечить достойный уровень жизни;
Социальными - реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества. Потребности - основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.
Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.
Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы - конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно спотребностями интересы - также двигатель прогресса.
Среди интересов выделяются:
Личные (индивидуальные);
Групповые;
Классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);
Общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
Государственные;
Интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).
Также интересы могут быть:
Материальными и духовными;
Нормальными и ненормальными;
Долговременными и ближайшими;
Разрешенными и неразрешенными;
Общими и антагоническими.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (например, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внимание на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребности и интересы детей и стариков также могут быть иными).
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.
Социальные нормы - общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей.
Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
Поддерживают порядок, равновесие в обществе;
Подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;
Помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются:
Нормы морали;
Нормы группы, коллектива;
Специальные (профессиональные) нормы;
Нормы права.
Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.
Групповые нормы - особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).
Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:
Устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами;
Имеют общеобязательный характер;
Формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме);
Регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще);
Подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).
5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности - целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.
В современном развитом обществе труд - одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.
Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.
6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.
Жизненная позиция - отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:
Пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.
Активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;
В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:
Групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);
Общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и "плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.
Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
Активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;
Подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
Игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества - в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
Непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры - Ленин и другие).
7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности.
Воспитание - это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т. д.).
Основные цели воспитания:
Подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт);
Развить общественно ценные качества личности;
Стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;
Научить человека взаимодействию с другими людьми;
Научить человека труду.
Билет №3. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
Бытие (Даль) – речь идет о сущ-и, присутствии и наличиствовании, наделены все субъекты, свойства и отношения, как активные, так и потенциальные. Бытие и материя не тождественны. Материя входит в понятие бытия.
Бытие – это интегральная х-ка мира. Поэтому утверждается целостность мира через его сущ-е. Это одно из наиболее общих понятий: все сущее взаимосвязано.
Быть – значит сущ-ть. Человек благодаря философии находит свое место в мире через познание. Т.е. бытие несет в себе этот признак – познание. С одной стороны, мир сопротивляется субъекту, а с др- светится через субъект благодаря развитию разума.
Бытие – это то, что треб. позн-я, и это то, что держится в просвете этого понимания. Речь идет об онтологии – учении о бытие. Сам термин «онтология» появляется в 17 веке и употр немецким фил-м Вольтером. Он рассматривает онтологию, как теоретическую науку, которая занимается субстанцией мира, материей движения, изучением форм сущ-я. Принципы морали и права являются естественным следствием структуры бытия, они объективны по природе. До Сократа выделяли бытие по истине и бытие по мнению, т.е. сущность и существование. Появляется понятие сещего и бытия: Бытие – нейтральный признак всего мира, это чистое существование, не имеющее причин; Сущее – совокупность окружающих вещей.
Впервые проблему бытия поставили идеалисты. Парменид: бытие абсолютно, неподвижно, едино и оно такое, т.к. мы мыслим его таким. Продолжил Платон, кот-ый утв, что существует подлинный мир идей («подлин бытие» и «мир вещей»). Демокрит: атомы – бытие, но эти атомы не могут сущ-ть без пустоты, т.е. он допускает не-бытие; сущность надо искать в мире вещей. Аристотель: сущность надо искать в мире вещей, выделял материю, как некую чистую возможность вещи (выделял растения, животных, а чел-к – соц-полит животное и свободен от физ и матер раельности)
В эпоху Средних веков на 1 место – божественное, кот-е противопоставляется природе. Развивается онтологии, существование Бога. Выводится абсолютное бытие из понятия бытия. «То больше, чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Поэтому Бог – это существо».
В эпоху возрождения: человек на первом месте (Пантеизм – растворение человека в мире). Человек обожествляется и освобождается от внешнего конроля, человек – самоцель, ставится вопрос – быть или не быть.
В Новое время: 1 место – метод познания, общество требует научного познания. Оформляется у представителей эмперизма появляется натуралистическо- объективистское понимание бытия. Декарт: «мыслю, следовательно существую», мысль первична, духовное должно рассматриваться объективно. Спиноза: природа – причина самой себя, а мышление является атрибутом, неотъемлемым свойство природы.
Немецкая класс философия. Кант: бытие – общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Гегель: бытие – первая непосредственная ступень восхождения духа к самому себе; более насыщенной категорией явл действительность, где внутренне и внешнее едино.
19 век – век изменений рассмотрения онтологич проблематики, соед материализм и идеализм. Бытие – то, что существует. Выделяется бытие на несеольких уровнях: общественное бытие – это марксиское, конкретизирует представление о материи. Но это век и позитивизма (наука – сама себе философия).
В 19-н 20вв: появляется тенденция иррационализма, которая сводится к внутреннему миру одного человека (Ницше, Шопенгауэр). Сартер: «Чел бытие - это свободный выбор возможностей». Но не основание его. Свобода – то ничто, которое содержится в сердце человека, что вынуждает чел-ка делать самого себя вместо того, чтобы просто быть. Ницше: «Нет бытия, есть только становление». Экзистенциализм Марка Хайдеггера: бытие – всеобъемлющая, непостижимая, таинственная сущность. Смысл бытия покрыт мраком. Сама тайна – есть путь к истине, который бесконечен. Сущность бытия – сохранение тайны бытия. Бытие раскрывает себя для ищущего человека. Разные понятия «сущее» - кто или что существует, а сущность скрыта и должна раскрываться через язык, т.е. надо обратиться к самим вещам.
Бердяев: задача, перед которой ныне стоит онтология, есть восстановление бытия в правах и раскрытия путей к бытию. Важно вернуться к подлинному бытию, которое находится в самом человеке
Формы бытия:
Природное бытие: первая природа (существует объективно), вторая (то, что создано людьми)
Бытие человека: человек может развиваться и формироваться только в обществе
Духовное бытие: субъективный дух (сознание человека, мысли, чувства), объективный дух (то, что становится достоянием культуры)
бытие общества
Билет №4. Личность как объект общественной жизни. Историческая необходимость и свобода выбора.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» называет следующие разновидности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество. Поэтому для рассмотрения различных видов личностных проблем обратимся к типологии трудных жизненных ситуаций.
Инвшидностъ. Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Первоначально при характеристике инвалидности акцент делался на отношении «личность-способность трудиться». Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечивать свое существование, в первую очередь внимание уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам, создавались соответствующие учреждения, призванные восполнять недостаток материальных средств к существованию инвалида. В начале XX в. представления об инвалидности гуманизировались, данная проблема стала рассматриваться в системе координат «личность-способность к полноценной жизнедеятельности», были выдвинуты идеи о необходимости такой помощи, которая давала бы инвалиду возможность самостоятельно строить свою жизнь.
Современная трактовка инвалидности связана со стойким расстройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности (полной или частичной утрате способностей или возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).
Ограничения инвалида в занятиях трудовой деятельностью приводят одновременно к низкому имущественному статусу и избыточному временному потенциалу. Социальный статус инвалидов довольно низок и выражается в социальной дискриминации этой группы населения. Состояние остальных ресурсов зависит от того, в какой период жизни возникла инвалидность. Инвалидность детей как проблема связана с опасностью недостаточного развития способностей, ограниченного освоения индивидуального социального опыта, формирования таких негативных черт, как инфантилизм и иждивенчество (характеризующих жизненную позицию и самоотношение).
Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом , болезнью. Содержание трудной жизненной ситуации заключено в ее названии, однако проблема ограничена двумя группами причин (старость и болезнь), выпали такие причины, как младенческий возраст и инвалидность. Неспособность к самообслуживанию фиксирует внимание на недостаточном состоянии физического ресурса, пожалуй, это самое крайнее качество. Здесь необходимо иметь в виду, что неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью может быть временной, в то же время представляется возможной дифференциация уровней неспособности (ограничение передвижения, ограничение движений, ограничение существования).
Сиротство. Этот вид трудных жизненных ситуаций может быть рассмотрен в системе «ребенок-осуществление родителями своих функций». Согласно закону детьми-сиротами называют лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей . Основными функциями родителей являются содержание (осуществление питания, ухода, обеспечение одеждой и пр.), воспитание (семейное воспитание, организация образования), психологическая поддержка, представление интересов, надзор. Естественно-социальный институт родительства фактически выполняет роль временного посредника между обществом и ребенком. Утрата ребенком такого социального посредника создает серьезные трудности в удовлетворении всей гаммы человеческих потребностей и социальных нужд.
Безнадзорность вызвана неисполнением родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и отличается от сиротства номинальным наличием родителей. Частным и наиболее социально опасным случаем безнадзорности является полный разрыв ребенка и семьи (отсутствие постоянного места жительства, ограниченность контактов с родителями или лицами, их заменяющими). Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезаптации. Причиной возникновения беспризорности является уход ребенка из семьи вследствие жестокого обращения родителей либо конфликта. Характерные черты жизненной ситуации беспризорных детей: постоянное пребывание вне родительской квартиры или социального учреждения (ночевки на вокзалах, свалках, в тепловых коммуникациях), существование за счет сбора бутылок и цветных металлов, воровства, попрошайничества, проституции.
Безнадзорность создает социальные проблемы как в настоящем (безнадзорные дети становятся участниками и жертвами противоправных действий), так и в будущем (формирование личности асоциального типа, укоренение негативных навыков жизнедеятельности).
Малообеспеченность в качестве личной проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей. Жизненная ситуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется также низким социальным статусом, формированием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии, для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возникает опасность занижения социальных стандартов, развития агрессивности как по отношению к государству, обществу, так и к отдельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан пожилого возраста, испытывающих трудности материального свойства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.
При решении государством проблем малообеспеченности на первый план выходит соблюдение принципа социальной справедливости. Вследствие того что человеческие потребности обусловлены специфической социокультурной ситуацией человека или семьи, государство вынуждено разрабатывать минимальные нормы обеспеченности. Для этого используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основным инструментом определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет соответствующего стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах.
Безработица представляет собой проблему трудоспособных граждан, нс имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе. Безработица - частный случай незанятости, когда человек по тем или иным причинам не участвует в производственной деятельности, однако незанятый индивид может быть и не готов трудиться.
Социальная сторона проблемы безработицы выражается в заинтересованности любого государства в максимальной вовлеченности населения в процесс производства материальных и духовных благ (эти люди являются налогоплательщиками и кормят иждивенческие категории - детей и стариков). Кроме того, безработные представляют собой нестабильную, потенциально криминогенную социальную группу (у безработных более высок риск асоциального поведения). Ну и наконец, безработные - это слои населения, нуждающиеся в защите и помощи (в виде доплат, компенсаций и т.д.). Поэтому для государства дешевле обходится преодоление безработицы, чем содержание безработных.
Личностная составляющая проблемы безработицы связана с утратой источника материальных ресурсов, потерей положения в обществе, структурированности личного времени, деградацией сферы способностей и опыта профессиональной деятельности, постепенного разрушения позитивной самоидентификации.
А. В. Панченко выделяет три типа поведения безработных:
- 1) активность и осознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, осознает проблемы, с которыми он сталкивается, и для их преодоления изменяет содержательную сторону своей активности;
- 2) активность и неосознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, однако форма и направление поиска работы остаются неизменными, даже если они уже не адекватны сложившимся условиям;
- 3) пассивность - на протяжении наблюдаемого периода безработный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощущает необходимость трудоустройства (например, безработный после ряда неудачных попыток перестает искать работу, так как «работы в городе нет», «устроиться на хорошую работу можно только по знакомству» и пр.).
Отсутствие определенного места жительства - специфическая личностная проблема, связанная не только и не столько с недостаточностью экономического ресурса, сколько с нарушением человеческого «микромира» - системы существования, встро- енности в общество. Индивиды, имеющие проблемы такого рода, получили название «бомж» (без определенного места жительства), они вынуждены скитаться, заниматься бродяжничеством. Само слово «бродяга» объясняется в словарях как «обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий».
Существуют основные причины возникновения бродяжничества: семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, среди лиц без определенного места жительства можно условно выделить три группы. Первая- лица нетрудоспособного возраста, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (невозможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие). Вторая - индивиды, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья, потерявшие документы и не имеющие возможностей выйти из создавшейся жизненной ситуации. Третья - люди, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.
Конфликты и жестокое обращение в семье. Конфликты в семье представляют собой столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт ведет к расстройству функционирования семьи, нарушению процесса реализации потребностей ее членов.
Жестокое обращение, согласно международным нормам, включает все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сексуальные посягательства. В литературе выделяются следующие формы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пренебрежение жизненными нуждами.
Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, увечья, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие включает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимаются: ограничение в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Пренебрежение жизненными нуждами предполагает такую ситуацию, когда родители или лица, их замещающие, не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям.
Объектом домашнего насилия становятся в физическом или психологическом плане слабые члены семьи, как правило, женщины, дети, старики. Выделяют три типа семейной жестокости:
1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
Жестокое обращение с детьми ведет к разным последствиям, но их объединяет одно - ущерб здоровью или опасность для жизни ребенка, не говоря уже о нарушении его прав. Конфликты в семье разрушают чувство защищенности, психологический комфорт, вызывают тревожное беспокойство, порождают психические заболевания, уход из семьи, суицидальные попытки.
Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, свидетельствующее о расколе отношений и связей внутреннего мира личности. Источниками одиночества являются не только особенности личности, но и специфика жизненной ситуации. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.
Выделяются два типа одиночества: эмоциональное одиночество (отсутствие тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская); социальное одиночество (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).
Наибольший процент одиноких людей дают большие города, жизнь в которых разъединяет его жителей. У многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера.
Есть много очевидных примеров социального одиночества людей, которые вследствие каких-то социальных изменений оказались отторгнутыми обществом или определенной группой. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди, те, чьи занятия выходят за рамки общепринятых норм, и в некоторых случаях подростки и женщины.
Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, ненужными. Это мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки обычным человеческим ожиданиям. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте».
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г.№ 159-ФЗ.
Какими бывают психологические проблемы? Каковы существуют пути решения психологических проблем?
Психологической проблемой является внутренняя проблема человека, связанная с его картой мира, системой ценностей, потребностями, межличностными отношениями и т.п.
Несмотря на то, что психологические проблемы трудно делить на подвиды, поскольку любой внутренний конфликт имеет тенденцию к распространению на другие сферы, так семейные проблемы становятся личностными, а личностные превращаются в душевные, но мы все-таки постараемся классифицировать их.
– это проблемы, связанные с биологической сущностью человека – неконтролируемые страхи, тревожность, недовольство собой, своими физическими данными, переживания по поводу возраста, проблемы в сексуальной сфере и т.п.
Субъектные психологические проблемы – это проблемы, связанные с необходимостью выполнения какой-либо деятельности:недостаток умений, знаний, навыков или воли, знаний, недостаточный уровень способностей или интеллекта, нехватка энергии, иррациональность и т.п.Субъектные психологические проблемы очень часто маскируются под проблемы иного рода.Мало кто способен признать, скажем, что он глуп, вместо этого человек пытается найти проблему в межличностных отношениях, полагая, что люди относятся к нему предвзято или строят против него интриги.
– это проблемы, связанные с положением человека в социуме: комплекс неполноценности, нехватка статуса, сложности с имиджем, проблемы, имеющие отношение к общению с коллегами, членами семьи, друзьями, партнерами, любые ролевые проблемы.
Индивидуальностные проблемы – этопроблемы, связанные с достижением долгосрочных целей, самореализацией:экзистенциальные страхи, ощущение бессмысленности бытия, переживания нехватки времени, переживание непреодолимых препятствий, потеря самоуважения, внезапные кризисы, проблемы на работе и т.д.
Почему-то в нашей стране принято решать психологические проблемы самостоятельно, без помощи специалиста. Обращение к психотерапевту за помощью многие люди считают слабостью, и даже осмеивают ее. Мы чиним бытовые приборы у мастера, а душевные проблемы доверяем друзьям или родственникам, которые, к сожалению, далеко не всегда могут помочь.
Если на вашем жизненном пути возникло препятствие в виде психологической проблемы, мешающей вам жить, и вы не можете найти самостоятельно ключ к ее решению, не пытайтесь отложить проблему «на потом» или забыть, обратитесь за помощью к специалисту, ведь он не понаслышке знает, как запустить те механизмы, которые помогут справиться со многими психологическими проблемами.
Что собой представляет психоаналитическая терапия?
– это старейшая из существующих ныне техник психотерапевтической работы. Целью психоаналитической терапии является получение клиентом более глубокого понимания своих чувств, желаний, движущих мотивов, получение большей уверенности в себе и своих силах, достижение целостности личности, через опыт опробования взаимоотношений в безопасных условиях.
Следует различать психоанализ и психотерапию. Психоанализ предполагает частые встречи с аналитиком (4-5 раз в неделю), глубокую работу по изучению «лабиринтов» души клиента, использование кушетки. Психотерапия же направлена на более конкретные цели, частота встреч может варьировать от 2 раз в неделю до 1 раза в месяц. Во время психотерапии, терапевт и клиент, как правило, сидят лицом друг к другу, а уровень проработки проблемы не такой глубокий, как при психоанализе.
Какие психологические проблемы могут решиться с помощью психоаналитической терапии?
В ходе психоаналитической терапии пациент может разрешить следующие психологические проблемы: неуверенность в своих силах, тоска, одиночество, хроническое «невезение», невозможность построить дружеские или любовные отношения, навязчивые страхи, сложные внутренние переживания, соматические заболевания, возникающие на нервной почве, зависимости. Если говорить на медицинском языке, то работа психотерапевта – это, прежде всего, лечение неврозов, депрессии, психосоматических заболеваний и сексуальных расстройств.
Вопросы читателей
18 October 2013, 17:25 Здравствуйте! я хочу помочь другу разобраться с его проблемой, потому что он сам не хочет обращаться за помощью к профессионалам. у него случилась такая ситуация. Малознакомая девушка соблазнила его и уговорила не предохраняться, у них случился половой акт, после чего уже в течение месяца та девушка убеждает молодого человека что она беременна, но при этом она не хочет пойти вместе с ним к врачу чтобы сдать анализы на ХГЧ или хотя бы пройти тест при нем, чтоб он сразу посмотрел результат. Она убеждает его, что тест показа 2 полоски, но никаких доказательств не дает, всё время говорит это или в переписке в интернете или по телефону. А теперь я расскажу немного об этой девушке. Она живет одна, ей 20 лет, не учится, не работает, живёт то ли в ПГТ то ли в селе, судя по ее рассказам тому мч, она очень хочет ребенка, НО мы с другим моим другом практически уверены, что у неё проблемы с психикой или она просто-напросто издевается. Она врёт, что не может пойти сдать кровь из вены, потому что пришел к ней бывший парень и побил ее и у неё синяки, в то время как её близкая подруга говорит, что ее парень действительно приходил, но они сидели и пили чай. Также, эта девушка писала прощальные смс всем подругам и друзьям, говорила что собирается покончить с собой. Она не соглашается даже за деньги поехать с моим другом в больницу чтобы доказать факт беременности. Он студент, весь на нервах, ходит сам не свой. Скажите, пожалуйста, может ли быть так, что у неё дефицит внимания? может ей просто доставляет удовольствие издеваться на ним? Ведь она постоянно делает всё, чтобы он начал обращать на неё внимание, пишет ему, что мол всё, не пиши мне больше, а потом снова пишет ему про беременность. Говорит что поедет с ним в больницу, а потом в последний момент всё отменяет. Помогите, пожалуйста, разобраться в этой ситуации, мне кажется, что у нее психологические проблемы. Спасибо.
Личностная проблема и ее роль в формировании индивидуальных социально-перцептивных искажений субъекта.
Термин «проблема» понимается в литературе как «осознание невозможности преодолеть трудности и противоречия, возникающие в актуальной ситуации, средствами существующих знаний и опыта» личность - «конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием саморегулируемая динамическая функциональная система качеств, отношений и действий, непрерывно взаимодействуют, субъект социальных отношений и сознательной деятельности » Указанные сроки предусматривают активность сознательных аспектов психики, личностная проблема детерминируется неосознаваемыми тенденциями, а следовательно, не поддается самостоятельному рациональному познанию, поэтому определяется с позиций психодинамической теории как таковой, «которую субъект сам не может решить результате непонимания ее предпосылок, каузальных аспектов, связанных с внутренней, стабилизированным противоречием »
Термины «личностная проблема
», «личностная проблематика
» недостаточно освещены в научной литературе.
Классический психоанализ для обозначения болезненных состояний психики, требующих психоаналитического лечения, пользуется понятием симптом. В психотерапии явления психики, подлежащих исправлению и лечению, называются психологических дисфункций, или дефекта «Я». К ним относят пограничные состояния психики, выраженные акцентуации характера, невротические проявления, а также психические отклонения. В практической психологии понятие личностной проблемы зародилось в психокоррекционной групповой работе с людьми, находящимися в пределах психического здоровья. В психоанализе существует понятие дефекта его. Это понятие связано с нарушением восприятия реальности, когда теряется адекватность оценки внешних явлений мира, реалистическое понимание межличностных отношений. В психологии выделяют также понятие деструктивное поведение, которое формируется в детстве под влиянием устойчивых отрицательных эмоциональных переживаний, обусловленных неудовлетворением важных психологических потребностей. Существует понятие дисгармоничная организация личности, находящейся в конфликте сама с собой. К. Хорни говорит, что внутренний конфликт нивелируется путем отрицания существования интрапсихический конфликтов, находит выражение в формировании идеализированного образа собственного «Я». При таких условиях тормозится гармоничное внутреннее развитие, так как человека интересует не личная жизнь, а собственный образ, который она стремится поддерживать. В литературе выделяют понятие деструкции, что определяется как разрушение, уничтожение, нарушение нормальной структуры чего-либо. Согласно исследованиям Фрейда, деструктивность имеет биологическую основу, связанную с природными инстинктами жизни и смерти: чтобы избежать саморазрушения, индивид разрушает внешнюю среду, другого человека. По утверждению Э. Фромма, человеческую деструктивность формирует общество, и одновременно она является выбором самого человека.
Понятие деструкции касается личностного аспекта человека и не является тождественным понятию личностной проблемы. Если личностная проблема является индивидуально-неповторимой тенденцией к определенной непродуктивной активности, связанной с инфантильным аспектом, то деструкция проявляется в шаблонные и ригидной поведении, направленном на причинение вреда другому человеку. Деструкции актуализируются в процессе межличностного взаимодействия. Т. Яценко утверждает, что «до личностных деструкций принадлежат стабилизированные образования психики субъекта, которые порождают барьеры общения и ослабляют контакты с другими людьми, что затрудняет самореализацию субъекта» 2. Такая активность порождена неосознанным стремлением избавиться внутренней напряженности, подкрепить собственное идеализированное «Я» за счет ожидаемого обратной связи от других людей.
Согласно психодинамической теории, личностная проблематика субъекта детерминируется последствиями эдиповой зависимости: осознание невозможности интимных (либидних) отношений с близкими людьми предопределяет вытеснение нежелательных (табуированных) импульсов, подкрепляется защитными тенденциями психики .
Сущность проблематики, детерминированной эдиповой зависимостью, заключается в том, что возникает эмоциональное напряжение, связанное с переживанием определенных эмоциональных состояний (депрессии, агрессии, фрустрации и т.д..), Которые актуализируются ситуацией общения. При этом наблюдается иррациональное поведение, последствия которого не могут быть прогнозируемыми самим субъектом. Интересна в этом смысле является мнение Л. Гозман: «... на интуитивном уровне эмоциональные отношения представляются абсолютно спонтанными, непредсказуемыми и ничем не детерминированными» . Продолжается закрытость для нового опыта в ситуациях, актуализируют инфантильные устремления. Таким образом, формирование личностной проблемы связано с закономерностями функционирования психики, которая, как известно, интегрирует два противоречия: принцип реальности и принцип удовольствия. Это выражается в трех глобальных противоречиях, выделенных Т. Яценко, - между силой и слабостью, между жизнью и смертью, между стремлением к единению с людьми и тенденцией «от людей».
Сложность осознания личностной проблемы связана с возникновением определенных иллюзий, которые появляются вследствие искажения самосознания и социально-перцептивной информации.
К проявлений личностной проблемы можно отнести такие психологические явления: ощущение дисгармоничности внутреннего мира; агрессивность как следствие заблокированности возможностей выражения конструктивных чувств; тревожность и немотивированный страх; актуализацию чувства неполноценности; эгоцентризм, концентрацию на собственных проблемах и интересах собственного «Я»; пассивность, блокирование творческого потенциала и способности к самореализации; депрессивные и аффективные состояния психики; блокирование адекватной саморефлексии и отображения объективной реальности, других людей. Как отмечает Т. Яценко, личностные деструкции связаны со стратегиями общения, среди которых выделяются авторитарная и манипулятивная. Авторитаризм предполагает прямое подчинение собственному интересов партнера по общению, захват его в своеобразный психологический плен. Манилулятивна стратегия характеризуется скрытым влиянием на партнера с целью удовлетворения собственных потребностей. Партнер не догадывается о манипулятивное воздействие и воспринимает общение со стороны манипулятора «как чистую данность». Деструкция может проявляться, например, о том, что психолог, отягощенный проблематикой, применяет личностные и профессиональные знания и достижения для манипулирования другими людьми.
Наличие внутренних противоречий связана с энергетическими перерасходами субъекта, требует пополнения за счет других людей (эффект «психологического вампиризма»). Наблюдается также явление погружения в себя вроде аутизма. Поведение при таких условиях подчинена активности болезненных точек «Я», актуализация которых побуждает к внезапным личностных изменений в пределах полюсов: плюс-минус, любовь - ненависть, активность-пассивность
. Как утверждает Э. Берн, способом решения внутреннего конфликта является бессознательная тенденция, согласно которой доминирует то одно, то другое чувство (любовь и ненависть), который блокирует способность человека направлять свои внутренние силы на достижение
конструктивных цилей.
Т. Яценко отмечает, что личностная деструкция субъекта, которая проявляется в дисфункциях общения, может иметь замаскированные формы, и субъект их часто не распознает. При этом в поведении начинают доминировать иррациональные компоненты, немотивированные поступки. Деструктивные тенденции находят свое выражение в конкретной семантике проблематики
личности.
Следствием личностной проблемы есть искажения социально-перцептивной реальности в восприятии действительности. Категория искажения толкуется в психологической литературе как любой индивидуальный отклонения от стандартной интерпретации стимула, от объективно существующей реальности в аспекте ее субъективного восприятия, детерминируется не только глубинными предпосылками, но и социальной ситуацией взаимодействия. Теория личностного смысла в психологической науке подтверждает социально-психологический характер искажений, которые определяются как «субъективно воспринимаемая завышена значимость предмета, действия или события», «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к объектам, ради которых развертывается деятельность ». Подчеркнула центральную роль значимого события в формировании психологических искажений (влияние которой может не осознаваться субъектом), что связано с сознательным началом человека, которое находит свое отражение в поступках, социальных нормах, идеалах и ценностях. При наличии личностной проблемы (которую предприятие трудно самостоятельно решить результате непонимания ее глубинных истоков) приоритетности приобретают дезинтеграции психические процессы: в результате действия защитной системы происходит отсоединение интеллектуально-рационального от чувственно-эмоционального познания, вследствие чего создается почва для возникновения социально-перцептивных искажений. При этом наблюдается деструктивное влияние искажений на восприятие социально-перцептивнои информации.
Швейцарский психолог Э. Блейер крайней формой отступления от реальности называет аутизм, при котором наблюдается как погружение в мир собственных переживаний, так и гипертрофированная активность во внешнем мире. Т. Яценко справедливо отмечает, что «под искажениями следует понимать любые искривленные вследствие внутренних психологических причин отражение реального мира». Непонимание субъектом наличии собственных искажений предопределяет социальную дезадаптацию и психологическую незащищенность, а следовательно, чрезмерную трату энергии, пополнение которого требует дополнительных отступлений от реальности в процессе общения. Неуспехи и невзгоды относят при этом в неблагоприятных обстоятельств или противодействия со стороны других людей. Создается феномен хождение по заколдованному кругу: что в большей степени у лица выражена расхождение между внутренними логиками: «кто я есть» и «кем я хочу быть», то чаще и интенсивнее психика «вынуждена» отступать от реальности. Интересен рассуждения К. Роджерса: организм реагирует искривлениями опыта, чтобы сохранить собственную «Я-концепцию», которая несовместима с реальным опытом. На конкретно-поведенческом уровне незаметность искажений обеспечивается тенденциями рационализации собственных поступков (эффект «добрых намерений»).
Попробуем осветить некоторые индивидуально-неповторимые вариации искажений, которые, однако, являются распространенными и стереотипными последствиями действия защитной системы. В отдельных лиц значимость объективно-предметной деятельности максимизируется настолько, что приводит игнорирование ими самого человека как реальности (эффект «арийской крови»), а следовательно, нарушение принципа равенства и партнерства в общении. Неосознанное чувство неполноценности приводит тенденцию гиперболизации собственных предпочтений. Приведем пример: успехи в профессиональной деятельности лица абсолютизируются и генерализуються на другие сферы (например, общение с коллегами). При таких условиях наблюдается ожидания, что люди, окружающие человека, положительно относиться к ней соответственно ее «возвышения». Ярким примером искажения является эффект мегаломании, что проявляется, в частности, в аксиологических ценностных ориентациях: «я более значимый, чем вы», «я знаю больше, чем другой человек». Следствием такого искажения выступает деперсонализация других людей или соблюдения пренебрежительного («родительской») отношение, когда другому человеку не остается ничего другого, как занять позицию «неразумной ребенка». Искривление тормозят адаптацию к актуальной ситуации. Вследствие отступлений от реальности нередко происходит маскировки субъективного чувства собственной несостоятельности в профессиональной деятельности упрощением понимания профессиональных аспектов и понятий.
Условность ценности приобретения личностной независимости может вызвать проявление неблагодарности в отношении других людей. Если чувство благодарности, как критерий профессиональной откорректировки, присоединяется к идеалу «Я», приобретая условности, то происходит дезадаптация: наблюдается стремление выражать благодарность независимо от ситуационных нюансов, поскольку она выражается для собственного самоутверждения. Неспособность почувствовать и способствовать реализации интересов окружения маскируется проекцией таких тенденций на другого человека. Проблемная человек - иррациональная о перспективах удовлетворения собственным «Я».
Таким образом, личностная проблематика субъекта
- сложный и емкий феномен, отражающий противоречивость и дисфункциональность психики
. Глубинно-психологические истоки личностной проблемы обуславливают ее императивную силу, что без психологической коррекции может ослаблять и дезадаптировать практического психолога: именно внутренняя проблематика вызывает непроизводительные ошибки восприятия другого человека и ситуации общения, несоответствие конструктивных намерений субъекта его реальным действиям, закрытость для нового опыта. Эти тенденции имеют индивидуально-неповторимое выражение, что, однако, не снимает их деструктивного влияния на характер межличностного взаимодействия. Понимание взаимосвязи инфантильных факторов проблематики с характером социально-перцептивных искажений дает будущему психологу возможность не только нивелировать эмоциональной перегрузки, но и оптимизировать ситуацию общения, максимально приблизиться к принципу реальности, что способствует его профессиональному становлению, адекватному видению проблематики другого человека.