Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения Упражнения по теме однородные
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт об однородных членах предложения.
Урок 28 . Однородные члены предложения. Однородные члены, соединённые только интонацией. Однородные и неоднородные определения
Однородными называются члены предложения, которые соединены между собой сочинительной связью и обладают следующими признаками:
1) часто выступают одинаковыми частями речи, употреблёнными в одинаковой грамматической форме;
2) связаны между собой сочинительной связью, поэтому равноправны и не зависят друг от друга в отличие от компонентов словосочетания;
3) если это второстепенные члены, то они распространяют один член предложения и одинаково определяют его лексически;
4) в речи часто связаны между собой особой перечислительной интонацией.
Задание. Прочитайте два предложения и определите в них: а) грамматическую основу; б) руководствуясь признаками однородности, какие члены предложения однородны.
1) Нужно было продавать мебель, лошадей, дачу. (А. Чехов)
2) Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)
Перечисленные признаки однородности и выполненное задание показывают, что:
а) каждый из однородных членов и все вместе выступают одинаковыми членами предложения: в первом примере дополнениями, во втором - подлежащими и сказуемыми;
б) однородными могут быть любые члены предложения - и главные, и второстепенные.
I. Однородные члены, связанные только интонацией. Члены предложения, не являющиеся однородными
При однородных членах, связанных интонацией, на письме используются знаки препинания запятые, точка с запятой и тире.
1. Запятая - наиболее распространённый знак препинания, отделяющий друг от друга однородные члены, связанные интонацией перечисления (между ними можно вставить соединительный союз и ), например:
У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи . (А. Серафимович)
Предложения с однородными членами могут быть осложнены обособленными второстепенными членами. При постановке знаков препинания следите за интонацией высказывания, а затем анализируйте структуру предложения, например:
Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (А. Герцен)
Задание. Объясните все знаки препинания в этом предложении. Какие члены предложения однородны?
2. Точкой с запятой разделяются распространённые однородные члены, связанные интонацией перечисления, особенно если внутри них есть запятые. Как правило, это происходит в том случае, если в речи высказывание делится на чёткие части-картинки, например:
Вдоль оврага по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. (И. Тургенев)
Задание. Докажите, что это неполное предложение. Какой член предложения отсутствует?
3. Тире ставится, если однородные члены связаны противительными отношениями, то есть противопоставляются друг другу, и между ними можно вставить союзы а или но . В речи на месте противительного союза делается интонационная пауза, например:
Не рыбачий парус малый - корабли мне снятся. (Н. Некрасов)
Сравните синонимичное предложение с союзом: Не рыбачий парус, а (но) корабли мне снятся.
Задание. Вспомните о фигуре речи бессоюзии. В чём её суть?
4. Есть слова и выражения, которые не являются однородными членами, используются в основном в разговорном, художественном и художественно-публицистическом функциональном стилях и придают речи образность. Такие слова и выражения могут вообще употребляться без знаков препинания, отделяться запятой и дефисом.
Никакими знаками препинанияне отделяются:
1) два глагола, входящие в осложнённое простое глагольное сказуемое. Сказуемое в этом случае представляют собой единое смысловое целое, например:
Пойду коня овсом накормлю ;
2) входящие в осложнённое сказуемое повторяющиеся одинаковые формы слов, соединённые частицами не, так (верь не верь, хочешь не хочешь, писать так писать, надо так надо) , например:
Хочешь не хочешь , а придётся пойти на уступку.
Запятая ставится между повторяющимися словами, употребляемыми с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия и т. д. Эти слова выступают как один член предложения, например:
Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад . (А. Куприн)
Дефис ставится:
1) между повторяющимися словами, если повторение имеет целью усилить действие или признак; при этом они произносятся с единой интонацией, отличной от интонации перечисления, например:
По синему-синему небу плывут облака. (А. Н. Толстой);
2) между парными сочетаниями-синонимами (узнать правду-истину) , сочетаниями-антонимами (условия купли-продажи) , сочетаниями ассоциативного характера (собирать грибы-ягоды) , которые представляют собой единое понятие, например:
Мы позвали соседа с другой стороны и не раз сходили, того-сего отведали, но всё натрезво. (Н. Лесков)
II. Однородные и неоднородные одиночные согласованные определения
Прежде чем приступить к изучению параграфа, вспомните:
а) какие прилагательные относятся к качественным, какие к относительным;
б) какие определения называются согласованными;
в) причины обособления согласованных определений.
При соседстве одиночных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, немалую трудность вызывает установление их однородности и неоднородности, поскольку между однородными определениями ставится запятая, а между неоднородными - не ставится.
Определения однородны (ставится запятая) | Определения неоднородны (не ставится запятая) |
1. При обратном порядке слов, когда согласованные определения стоят после определяемого слова, например (следите за интонацией): Алёша подал ему зеркальце, маленькое, складное, кругленькое . 2. При прямом порядке слов, когда согласованные определения стоят до определяемого слова, если выраженные ими прилагательные или причастия объединяются по каким-то общим признакам (по внешнему виду, сходству производимого впечатления, причинной связью и т. д.). Тогда: 1) каждое определение непосредственно относится к определяемому существительному; 2) между определениями есть синонимические отношения, возникает интонация перечисления, когда допускается постановка союза и . Например: Большой, толстый, откормленный боров рыл носом землю у самого дома. Боров и большой, и толстый, и откормленный; все определения характеризуют определяемое существительное как "внешний вид предмета". 3. При прямом порядке слов, если это определение-эпитет: 4. При прямом порядке слов, если первое определение прилагательное, а второе - причастный оборот: Было как-то грустно в этом старом, уже тронутом осенью саду. |
При прямом порядке слов, если выраженные ими прилагательные или причастия характеризуют предмет с разных сторон, то есть представляют признаки, относящиеся к разным понятиям. Тогда: 1) предшествующее определение относится к сочетанию последующего определения с определяемым существительным; 2) между определениями нет синонимических отношений, не возникает интонации перечисления и нельзя вставить союз и . Например: Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде. (Ф. Достоевский) Три определения, относящиеся к дополнению зеркальце , неоднородны: а) прилагательные, выраженные ими, характеризуют предмет с разных сторон: маленькое указывает на размер предмета, складное - на свойство, что с этим предметом можно делать, кругленькое - на внешний вид; б) каждое предыдущее определение относится к сочетанию последующее определение (определения) + существительное: маленькое складное кругленькое зеркальце (складное кругленькое зеркальце могло быть большим), складное кругленькое зеркальце (кругленькое зеркальце могло быть не складным). |
Задание.
Однородные определения-эпитеты служат образованию стилистической фигуры градации. В чём стилистическое значение градации?
Из примеров в таблице видно, что однородные определения чаще всего выражаются качественными прилагательными. Неоднородные определения обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку обозначают разные признаки.
Запятая между определениями, выраженными прилагательными разных разрядов, ставится в том случае, если есть близость лексических значений, и относится к факультативным знакам препинания, например:
Кончалась летняя, тёплая ночь. (И. Соколов-Микитов) - Здесь, по авторскому мнению, понятие тёплая выступает составной частью понятия летняя .
Задание. Прочитайте предложения, в которых определения стоят после определяемого слова и поэтому однородны. Переделайте каждое предложение так, чтобы определения стояли до определяемого слова. Проанализируйте фразовую интонацию в том и другом случае и оцените стилистическое значение порядка слов.
1. Катя быстро сняла с руки перчатку, красивую, бархатную. 2. Женщины бросились к солдату, раненому, шедшему впереди. 3. Через несколько шагов дерево, большое, похожее на огромного великана, преградило нам путь. 4. У самой дороги стоял дуб, корявый, старый, приземистый. 5. Мальчишки, незагорелые, только что приехавшие на каникулы, ловили с лодки рыбу.
Предложения с однородными членами (8 класс).
Карточка №1.
Вопрос №1.
Разобрать предложение.
Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин и берёз.
Вопрос №2.
Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.
Внезапно в зар..слях что то ост..рожно звякнуло будто задел к..локольчик. И тот(час) высокая трель ударила по ч..рной воде и ра..сыпаласьсреди зар..слей сусака и кувшинок. Соловей замолчал пр..слушался потом пустил по реке стра..ные и смешные звуки будто он пол..скал себе горло ночной р..сой.
Вопрос №3.
Переделать предложения так, чтобы в них стало два ряда однородных членов.
Определить, какими членами предложения они являются, подчеркнуть их.
В лесу и на лугу пахло мокрой травой.
Мы каждый день сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.
По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник.
Карточка №2
Вопрос №1.
Выписать предложения с однородными определениями. Расставить знаки препинания.
Он легко справился с трудными математическими заданиями.
Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.
Собака смотрела на зловещий красный диск луны.
Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде.
По каменной белой ограде разросся плющ.
Вопрос №2.
Записать предложения. Расставить знаки препинания. Найти однородные члены. Чем они связаны?
Науки юношей питают отраду старым подают в счастливой жизни украшают в несчастный случай берегут.
Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал то, что чувствовалось.
Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.
Вопрос №3.
Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.
После грозовых дождей наступила холодная ясная погода.
Над прибрежными травами низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки.
Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцам маленьких красивых рук.
Вот передо мной широкая прямая дорога вдоль по сторонам её неподвижно стоят старые печальные берёзы.
Во мне эта песня будила странное большое и жуткое чувство.
Карточка №3
Вопрос №1.
Выпишите только предложения с однородными определениями. Расставить знаки препинания.
Вечернее бледное море лежало спокойно.
Снова потянулись длинные однообразные дни.
Весёлые белые облака плыли над синими отрогами.
День стоял туманный безветренный.
Вопрос №2.
Продолжить предложения так, чтобы союз и соединял однородные сказуемые и части сложного предложения. Составить схемы предложений.
Солнце встаёт из-за туч и …
Шумит по-весеннему вода и …
Вся окрестность вдруг изменяется и …
Солнце стоит высоко над головой и …
Вопрос №3.
Списать. Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.
Мальчик бережно пол..жил руки на клавиши закрыл на мгновение глаза. И вот из под его пальцев полились торжестве..ные вел..чавые а..корды. Стра..но было вид..ть и слушать как этот маленький человечек извл..кал из инструмента такие мощ..ные милые полные звуки. И лицо его как (будто) бы сразу пр..образилось просв..тлело и стало почти пр..красным. Бледные губы слегка (полу)открылись а глаза ещё больше увеличились и..делались глубокими влажными и с..яющими!
Упражнение 1.
Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.
1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.
Упражнение 2.
Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.
1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).
Упражнение 3.
Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.
1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.
Упражнение 4.
Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.
1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев.)
Упражнение 5.
Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.
1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно... 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух... 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.
Упражнение 6.
Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.
1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания - это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24) Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.
Упражнение 7.
Спишите текст, расставляя недостающие запятые.
Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.
Упражнение 8.
Найдите в предложениях однородные или неоднородные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2) Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3) В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4) Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6) И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7) Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8) Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9) Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11) Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12) У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский). 13) Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14) Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15) Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16) Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).
Упражнение 9.
Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.
1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).
2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).
3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).
4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).
5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).
6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).
7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).
8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).
9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).
10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).
Упражнение 10.
Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.
УЛЕТАЮТ ГУСИ
Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)
(Авторские определения: крупный, хлесткий, холодный, серый, северный, желтый, рыжий.)
Система упражнений по теме
«Однородные и неоднородные определения»
Наибольшую трудность в предложениях с однородными членами вызывает пунктуация при однородных и неоднородных определениях. Чтобы решить, ставить или не ставить запятую между двумя определениями, следует прежде всего установить, однородные они или нет. Казалось бы, всё просто: между однородными определениями запятая ставится, между неоднородными – не ставится. Сложность заключается в то, что учащиеся часто не могут определить, какие определения однородные, какие неоднородные. Несколько определений, зависящих от одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, могут быть неоднородными.
Сравним: Огромный небесный свод висит над широкой, тёмной лощиной. – Огромный небесный свод висит над широкой тёмной лощиной. Это определения-синонимы, различающиеся тем, что в первом из них определения широкой и тёмной
самостоятельно характеризуют слово лощина
, а во втором предложении определение широкой
характеризует словосочетание тёмной лощиной
. Грамматическим средством различения тонкости смысла данных предложений служит только интонация: постановка логических ударений на каждом определении или только на одном.
Предлагаю систему упражнений для закрепления этой трудной темы.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Почему в данных предложениях постановка запятых между однородными членами обязательна?
Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего. Мы запили прозрачный, тёплый мёд ключевой водой и заснули. Что-то необыкновенно широкое, размашистое, богатырское тянулось по степи вместо дороги. Мой брат умный, честный, смелый. После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. Короткие сумерки быстро сменились чудной, ласковой тропической ночью.
Обращаем внимание учащихся на то, что если определения характеризуют предмет с одной стороны (цвет, форма, величина и др.), не зависят друг от друга грамматически, но в одинаковой степени подчинены определяемому слову, то они однородные.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Найти однородные определения и установить, что они обозначают.
1.Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и жёлтые лилии. 2.Производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей значительно возросло. 3.В поленнице были сложены берёзовые, сосновые, осиновые дрова. 4.Гневно взметнув свои тысячи жилистых, корявых, мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин. 5.Она полулежала в красивой, изящной позе.
(1 – цвет, 2,3 – материал, 4,5 – качество)
Примечание.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон (в разных отношениях), то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым понятиям. Неоднородные определения – это определения, первое из которых относится ко всему последующему сочетанию, а не непосредственно к существительному:
мельхиоровые чайные ложки (материал и назначение), маленькие золотые огоньки (цвет и назначение), маленькие карие глазки (размер и цвет).
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Найти в данных предложениях определения и доказать, что они неоднородные.
На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами (цвет и качество). Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо (величина, качество). Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца (цвет и материал). В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей (величина и высота, качество и материал). У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей (возраст и качество). Судно шло в цветущих узких берегах (вид и размер). Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку (качество и цвет).
Примечание.
Иногда определения кажутся неоднородными, между ними нельзя вставить союз –и-; признаки, обозначаемые определениями, как будто различные. При этом одно из слов употреблено в переносном смысле – в качестве эпитета, чтобы ярче подчеркнуть выраженную им мысль. В подобных случаях и встречаются затруднения в пунктуации.
Сравним: Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик.
Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.
В первом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, указывают на цвет и материал, следовательно, они неоднородны. Во втором предложении – разнородные определения, но они объединены общим понятием – ничего не выражающие глаза. Это делает их однозначными. Объединяющим признаком может служить сходство производимого впечатления, внешний вид, причинная связь.
Например:
Горькую, незаслуженную обиду простить трудно. (Незаслуженная обида всегда горька – слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. – Связь причинная.)
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Найти однородные и неоднородные определения. Объяснить их значения и расстановку знаков препинания.
Ночь была нежная, тёплая. У него была добрая, широкая, мягкая улыбка. На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчёлы. В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом. Она смотрела на него своим бархатным, чёрным взглядом. Мне представили этого молодого тёмноволосого юношу. Сухой, горячий ветер нёс раскалённый воздух. Все страницы тетради были исписаны резким, упрямым почерком. В хорошую, ясную ночь выволакивали на берег сухой пень, накладывали на него хворост, поджигали и на самом стремени отпускали.
Примечание.
Обычно в роли однородных определений выступают одиночное определение, выраженное именем прилагательным, и следующее за ним распространённое определение или причастный оборот.
Например: Весёлый, сложившийся без нас вечер был в разгаре.
При обратном порядке определений, то есть если распространённое определение предшествует одиночному, запятая между ними не ставится.
Сравним: Сложившийся без нас весёлый вечер был в разгаре.
ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1.Перестроить предложения так, чтобы между определениями ставилась запятая.
В скромно обставленном маленьком кабинете сидел человек. В это время они стали приближаться к почти повалившемуся на земле крохотному дому. Кое-где разорванный кожаный диван помещался между шкафами. В кухне стоял крытый клеёнкой деревянный стол. Плотно стоящие тёмные ели отражались в воде. Густо заросшие лесом небольшие островки как-то особенно гармонируют со спокойной гладью реки. На металлических частях машин лежала отливающая перламутром голубая изморозь. У него был хорошо отработанный быстрый шаг.
2.Распространить предложения однородными определениями.
Все реки запрудил……………………..лёд. (Мелкий, сплошной).
…………….тучи лежали на вершинах окрестных гор. (Тяжёлые, холодные)
И всё это говорилось с…………………….улыбкой. (Умной, доброй).
В шагах ста от холма зеленела………………..осока. (Густая, пышная).
Хороша была………………….берёзка. (Развесистая, белоствольная).
На станции зажглись…………. и ………….огоньки. (Белые, красные и зелёные).
3.Распространить предложения неоднородными определениями.
Под одним из клёнов стояла ветхая скамья на заржавленных………лапах (чугунных). Запущенный……парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый). Осенью часто налетают порывистые……..ветры (холодные). Ксёндз носил чёрное………..пальто (длиннополое). Сутулый человек был одет в серый……….костюм (тонкий). Он поднялся по витой………лестнице (железной). Мы напились холодной……..воды (вкусной). Книга обладает колоссальной…………силой (притягательной). Большая…………тень виднелась рядом с домом (чёрная). Этот человек ходил всё лето в желтоватом………..кафтане немецкого покроя (полотняном).
ТЕСТ. ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
Отметить номера предложений, где ставится запятая.
1.У всех было бодрое радостное настроение.
2.Старинные каменные стены окружали крепость.
3.Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.
4.Он любил сильное решительное слово.
5.Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной коркой.
6.Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.
7.Случались весёлые грустные смешные дела.
8.Получалось нечто жуткое путаное и резкое.
9.Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в тёмную сплошную массу.
10.Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.
11.Прямые стройные кипарисы окружали дом.
12.Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.
13.С берега нависла над водой высокая пирамидальная лестница.
14.Крепость была погружена в привычный мирный сон.
15.Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.
16.Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций.
17.Это был человек с взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами.
18.Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.
19.Туда вела единственная песчаная дорога.
20.Подсыхающие сиреневые листочки тополей шевелились от ветра.
21.казалось, что мускулы растаяли от жары и остались только тонкие упругие нервы.
22.На хуторском глухом подворье стояла кузница.
23.Ветвистый лиловый зигзаг молнии перерезал небо наискосок.
24.Степь дышала глубокими ровными и могучими вздохами.
25.Перед ним расстилалась пенистая морская даль.
26.Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.
27.В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
28.Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
29.Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.
30.Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.
Ключ к тесту:
1,3,4,6,7,8,9.10,11,18,21,24,29,30
Латыпова Римма Закировна, учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа 30».
Разрабатывая новый урок, мы задаем вопросы: что будем изучать, зачем и как? Определяя цель, мы ориентируемся на уровень класса: лицейский – нелицейский, а также на профиль – гуманитарный или негуманитарный. После этого можно сделать выбор, каким материалом пользоваться – заранее подготовленным или привлекаемым по ходу урока. Не забывая “дальнюю” цель – становление языковой личности учащегося, в гуманитарном классе ставим задачи перед каждым учеником – определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий. В обоих случаях исследуются примеры, в которых при определенных условиях существует (или отсутствует) языковое явление, например, когда согласованные определения будут или не будут однородными. При этом пунктуационное правило перестает быть организующим центром, оно усваивается как следствие, вытекающее из анализа словосочетаний или предложений. Ученик приходит к выводу: существуют разные варианты постановки знаков препинания.
В негуманитарном, нелицейском классе цель может быть сформулирована по-другому: необходимо грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями. Отсюда задачи: выяснить, когда между согласованными определениями ставится/не ставится запятая, научиться правильно читать и писать предложения с однородными/неоднородными определениями, уметь грамотно их составлять.
Самостоятельное исследование по теме “Однородные и неоднородные определения” способствует более прочному усвоению, лучше сохраняется долговременной памятью. Его мы предлагаем в гуманитарном классе в форме лабораторной работы.
Предварительное домашнее задание на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:
– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
– Какой член предложения называется определением?
– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?
– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?
– Слова каких частей речи согласуются с существительным?
– Какие сочинительные союзы являются соединительными?
– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?
(Вопросы можно дать по вариантам, раздать по группам.)
ХОД ПЕРВОГО УРОКА
I. Подготовительный этап
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с понятиями однородный/неоднородный.
1) Даны два ряда синонимов. Решите, с какими синонимами сочетается слово определение в качестве лингвистического термина.
а) Разнородный, смешанный, разноликий, разнотипный, разношерстный, неоднородный, гетерогенный.
б) Похожий, одинаковый, близкий, подобный, вылитый, аналогичный, гомогенный, неоднородный.
2) Подумайте, что означают словосочетания: однородные определения, неоднородные определения.
II. Основной этап
1. Актуализация внимания. Мотивация.
Ученик, рассказывая историю появления в доме сорочонка, написал: “Я шел по осеннему и сырому парку, как вдруг не то под желтой, не то под высокой лиственницей увидел что-то непонятое. Потом из куста выскакнул кто-то маленький и черный, и с белой грудкой”.
Описывая характер птенца, ученик составил следующие словосочетания: самостоятельный и независимый, драчливый и своевольный; или аккуратный, или капризный.
Какие речевые и грамматические ошибки вы бы отметили?
2. Форма урока.
3. Тема занятия.
5. Задача.
6. Работа с раздаточным материалом.
Задание. Внимательно прочитайте примеры из книги А.М. Зимина “Незнакомый знакомый лес” и заполните таблицы.
Однородные определения
Признаки и условия однородности | Примеры |
1. Перечисляют признаки разных предметов | |
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние | |
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее | |
4. Между определениями можно вставить союз и | |
5. Стоят после определяемого слова | |
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом | |
7. Выражены качественными прилагательными |
Рядом с баней растет высокая, толстая черемуха. На березу прилетел зяблик и запел короткие, веселые песни. Нигде я еще не видел столько белых и желтых лилий. Елки дышали в лицо теплым и густым ароматом хвои. По течению плывут крупные и мелкие пузыри. Сыроежка стоит на дороге открыто – мокрая, розовая, радостная. Березы оделись в золото, осины и клены – в желтые, оранжевые и пурпурные платья. На сером, не обсохшем от вешней воды берегу раскрыл ярко-желтые бутоны кустик калужницы. Рядом в траве я нашел два молодых, подрумянившихся на солнце белых гриба. Когда весной улетят зимние птицы, с юга ласточки в гости пожалуют: и деревенские, и городские. Казалось, воробьи собрались сюда не обедать, а затеяли с хлебной коркой очень интересную, но непонятную для меня игру. Дождинки падают все чаще и чаще, и вот уже идет тихий, теплый, неторопливый дождик, от которого не хочется прятаться ни под елкой, ни под клеенкой. Под елкой росли долговязые, подрумяненные, как булочки, белые грибы-еловички, около сосен стояли круглые, красновато-коричневые боровики-бочонки. Пузан-боровик весь на виду, солидный и гордый.
Неоднородные определения
Небольшое круглое лесное озеро. Я нашел удобный плоский камень в воде. На осинке появились молодые розовые листья. Подальше от воды стояли тихие неподвижные сосны. Запели в светлом березовом лесу зяблик и пеночка-весничка. Я шел по черному горелому берегу речки. Дрова искать в темноте было трудно, и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой. Утенок подплывает к коряге-тюленю, что-то собирает с его мокрой гладкой спины и о чем-то с ним разговаривает. В неясных серых кустах без устали скрипит коростель. Иду по заросшей узкой дороге. Все чаще дорогу перегораживают упавшие сухие суковатые деревья. Раздвигаю траву и вылавливаю из нее крупные спелые ягоды. Здесь вокруг меня кипит удивительная суматошная жизнь. По сырому мшистому ельнику росли только красные болотные сыроежки. Прошумела над лесом грозовая туча и оставила на дороге чистые теплые лужи.
7. Составление схем.
Однородные определения – ,
неоднородные определения –
III. Заключительный этап
1. Оценка своего состояния и своей работы.
2. Замечания и предложения по уроку.
IV. Домашнее задание (по выбору учащихся)
1) Подобрать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;
2) подобрать текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями;
3) придумать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;
4) составить текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями.
Материал для второго урока
1. Будьте внимательны! Определите, во всех ли предложениях согласованные прилагательные являются определениями. (Не во всех. В примерах 1, 3, 5 прилагательные являются частью составного именного сказуемого.)
1) Высохший мох похрустывал под ногами, а морошка была на удивление сочной и крупной.
2) В луче света мельтешит серебряный ночной мотылек.
3) Речка здесь узкая, берега высокие и крутые.
4) Я пришел собирать морошку в жаркий безветренный день.
5) Толстая подстилка из опавшей листвы была сухой и мягкой.
2. Объяснительный диктант.
1) К нашей стоянке на берегу озера, гудя басом, прилетела шмелиная матка в черной пушистой шубке с желтым поясом.
2) Казалось, что осень развесила на осине разноцветные праздничные фонарики.
3) Вода в реке уже остыла от длинных холодных ночей и за день не успевает согреться.
4) В кустах послышались сильные, резкие, тревожные крики дрозда.
5) Я втиснул в рюкзак свою большую грибную корзину, и вместе с сыном мы подались на наши заветные места к Родниковому озеру.
6) Болотная трава пушица подобралась к самому озеру, ее головки в белых пуховых шапочках склонились к воде и стали к чему-то прислушиваться. (А.Зимин)
3. Спишите, озаглавив, текст, объясните постановку знаков препинания. Сверьтесь с авторской пунктуацией.
Небо чистое синее солнце хотя и не очень теплое но яркое праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер осины бросают в меня ворохи красных желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету снова подбрасываю их кверху радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.
И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней постоял рядом но помочь ей не мог даже расспросить не сумел.
ОСИНКА В ТРАУРЕ
Небо чистое, синее, солнце хотя и не очень теплое, но яркое, праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер, осины бросают в меня ворохи красных, желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету, снова подбрасываю их кверху, радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.
И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней, постоял рядом, но помочь ей не мог, даже расспросить не сумел. (А.Зимин)
4. Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.
УЛЕТАЮТ ГУСИ
Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)
5. Тест. Укажите номера предложений с однородными определениями.
1) Из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака.
2) Гуси заметили щенка и, недовольно гогоча, собрались теснее, распекая его на разные лады. Особенно старался большой белый гусак, вожак стаи.
3) Получив порцию молока, лосенок ложился тут же под молодой раскидистой березкой и отдыхал до обеда.
4. Приближалась зима. Лисанькина шуба стала пушистой и густой.
5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.
6) Кошка скосила глаза и увидела, как мышонок, маленький, серый, с длинным, волочащимся по полу хвостом, забегал неподалеку, настороженно поглядывая в ее сторону.
7) Куры, словно дохлые, лежали в пыли на боку, воробьи сидели на заборе, поблизости от старого тазика, из которого, не торопясь, став на его край лапами, лакала белая с желтыми пятнами кошка.
8) Не успела Найда добежать и до первых кустов, как в нос шибануло лисьим запахом – сильным, нестерпимым.
9) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замерзший ручей, продралась сквозь густые и колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо.
10) Весна выдалась ранняя и на редкость скорая. (В.Свинцов)
Ответ. 1, 4, 6, 8, 9, 10.
При изучении новой темы в нелицейских классах, как показывает многолетняя практика, лучше всего идти от опыта детей: усвоение материала всегда выше, если сначала разбираются примеры словосочетаний, предложений, текстов, придуманных учениками, и только потом – из учебника. По этой причине работа по теме “Однородные и неоднородные определения” может быть построена следующим образом:
1. Загадка.
Об этой птице в пословице говорится, что она да воробей – морские захребетники. Может быть одновременно полудомашней и дикой. (Голубь.)
2. Беседа.
– Как вы думаете, верно ли составлено словосочетание голубь смелый и полудомашний ?
(Нет, допущена речевая ошибка, так как назван признак, определяющий характер голубя, и указан признак, определяющий среду обитания.)
– Можно ли сказать голуби почтовые и декоративные ?
(Можно, потому что указаны признаки, обозначающие предназначение голубей.)
– Грамотно ли составлено словосочетание оперенье белое, голубое и коричнево-бурое ?
(Да, прилагательные обозначают цвет.)
– Есть ли речевая ошибка в предложении Питаются голуби семенами бобовых и злаковых ?
– Здесь: поперечная белая полоска на пояснице ? Или: широкая темная полоса на конце хвоста ?
(Словосочетания составлены без ошибок.)
– Определения в словосочетаниях согласованные, но однородные ли?
(Неоднородные.)
– Приведите пример, где определения, на ваш взгляд, являются однородными.
3. Сообщение темы урока.
4. Предложение – в конце занятия самостоятельно сформулировать цель урока.
5. Движение темы. Работа с материалом.
Задание 1.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте
предложения.
В каком предложении определения выражены качественными прилагательными? Какими по разряду являются прилагательные в первом предложении? Чем выражены определения в третьем предложении? Где определения однородные, неоднородные? Обратите внимание на постановку знаков препинания. В каком случае между определениями нельзя вставить союз и? Попытайтесь сформулировать пунктуационное правило.
Задание 2. Рассмотрите рисунок.
Составьте словосочетания: качественное прилагательное + качественное прилагательное + существительное, а также качественное прилагательное + относительное прилагательное + существительное (порядок слов можно менять). Составляя словосочетания первого вида, опишите клюв, крылья, лапки, хвост голубей. Составляя словосочетания второго вида, учтите размер, возраст, оперение, выносливость, предназначение, среду обитания птиц.
Задание 3. Опишите характер каждой птицы, используя подходящие определения.
Независимый, неприхотливый, осторожный, сдержанный, скрытный, смелый, неуживчивый, гордый, кроткий, важный, спокойный, драчливый.
Задание 4. Прочитайте текст. Кратко перескажите. Найдите неоднородные определения и объясните постановку знаков препинания.
Голубь – символ чистоты, кроткого нрава, также нежности и любви. В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он является жертвенным животным.
Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Античную символику воскресил художник Пикассо, нарисовав для Всемирного конгресса мира белого махрового почтового голубя. (По В.В. Адамчику)
Задание 5. Найдите в тексте и выпишите однородные и неоднородные определения в составе словосочетаний. Объясните постановку знаков препинания.
Канюк – крупная хищная птица, заметно крупнее вороны, с заостренным крючковатым клювом. Окраска у него простая: от серовато-охристой до темно-бурой, низ более светлый, с продольными пестринами. Короткий закругленный хвост в поперечных полосах. У летящей птицы снизу широких крыльев видна светлая полоса. (В.Д. Ильичев)
Задание 6. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Подчеркните волнистой линией однородные определения и прямой чертой – неоднородные.
У камышевки тонкий заостренный клюв коричневатое сверху и серовато-охристое снизу оперение. Стройная подвижная, она быстро и маневренно перемещается в кронах и кустарнике ведет скрытный образ жизни хотя и не боится человека. Активна в светлое и ночное время. (По В.Д. Ильичеву)
6. Формулирование цели занятия.
7. Обобщение.
– Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны или с разных сторон? (С одной стороны.) При этом прилагательные чаще всего относятся к какому разряду? (Это качественные прилагательные.)
– Когда однородные определения перечисляют признаки разных предметов? Приведите пример.
– Верно ли, что неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон? (Верно.)
– При каком условии между согласованными определениями ставится запятая? (Если они однородные.)
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
Прочитайте и перескажите по учебнику параграф, выберите и письменно выполните одно упражнение.
Дополнительный материал для контроля и коррекции: работа с текстами В.Ильичева (6-й вариант адаптирован).
1) Прочитайте текст.
2) Определите тип и стиль речи.
3) Найдите и выпишите однородные и неоднородные определения, укажите их признаки. Объясните знаки препинания.
Вариант 1
Белый аист – крупная, статная птица с черными на концах крыльями, удлиненным красным клювом и красными ногами.
Аист много ходит по земле, хорошо летает, прерывая полет парением. Не имея голоса, он характерно трещит клювом.
Обитает эта птица в степной и лесостепной зоне западной части России. Охотно селится в населенных пунктах, на полях и в болотистых лугах. Зимует в Африке. Гнезда белый аист устраивает на столбах, крышах домов или больших деревьях.
Его пища – лягушки, мыши, насекомые.
Вариант 2
Кто же не видел эту умную и осторожную птицу! Черноголовая, с заостренным черным клювом, черными сильными ногами и закругленным хвостом. Снизу она серая, такого же цвета шея и спина.
Удивительно, но серая ворона относится к певчим птицам, хотя назвать пением ее неблагозвучное пронзительное карканье, щелканье и треск трудно. Она хорошо летает, быстро ходит по земле, ловко лазает по ветвям. Много времени проводит в кронах деревьев и на зданиях. Ведет оседлый образ жизни, предпринимает кочевки в осенне-зимний период.
Вариант 3
Конек лесной – изящная птичка, мельче и стройнее воробья, с тонким прямым и заостренным клювом, длинными ногами, слабо вырезанным хвостом. Летом ее спинка покрыта глинисто-сероватыми пятнами и пестринами. Брюшная сторона охристо-желтоватая, с широкими пестринами на зобе и груди. Ноги розовые, задний палец с удлиненным и изогнутым когтем. Крайние перья хвоста белые.
Вариант 4
Несмотря на такое непочтительное название, пустельга – хищник, хотя и мелкий, размером с голубя. Это птица с длинным ступенчатым хвостом, широкими закругленными крыльями, заостренным крючковатым клювом. У самцов голова, хвост и надхвостье сизые, крылья и спина в черных пятнах, хвост серый, с черной и белой каймой на вершине, нижняя сторона охристая, с бурыми продольными пятнами. У самки верх бурый, с поперечным рисунком на спине, плечах и хвосте, голова с продольными полосами.
Вариант 5
Трудно представить себе человека, который не знает синицу! Вот она: чуть меньше воробья, с прямым заостренным клювом, недлинными цепкими ножками. Верх головы у синицы блестящий, черный, затылок и щеки белые, спина зеленоватая, желтый низ с черной продольной полосой, широкой у самцов и узкой у самок. На серо-голубом крыле светлая поперечная полоса, крайние перья хвоста белые. Эта подвижная, ловкая птица, активная днем, много времени проводит в кронах деревьев, в кустарниках, на земле. Человека не боится, особенно детей.
Вариант 6
Зимнюю природу украшают наши любимцы – красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья. У него толстый, короткий, сильно вздутый черный клюв. Оперенье мягкое, длинное, густое. Хвост черный, прямообрезанный. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. У самцов низ ярко-красный, у самок – беловато-серый, у обоих темя, лоб, щеки, крылья и хвост блестяще-черные. Спина серая, низ брюшка, надхвостье и подхвостье белые.
Т.В. СЕНЮШКИНА,
лицей “Сигма”,
г. Барнаул