Взорвалась нефтяная вышка. Семь самых страшных аварий на буровых платформах. Рецензии на фильм «Глубоководный горизонт»
2010 год был годом крупных природных и техногенных катастроф, унесших многие десятки,сотни и даже тысячи жизней. Первая и самая «кровавая жатва» случилась в начале года во внешне благополучном островном государстве:
Землетрясение на Гаити
12 января несколько сильных подземных толчков разрушили почти до основания столицу Гаити Порт-о-Пренс. Из-за того, что город строился без оглядки на возможность даже более слабых земелетрясений, погибло более 200 тыс. человек, более 300 тыс. было ранено, без крова осталось около 3 миллионов гаитян. Но гуманитарная катастрофа этим не закончилась: из-за разрухи и голода в стране началась эпидемия. К концу года более 100 тыс. человек были заражены холерой, счёт умерших в результате заболевания идёт на многие десятки.
Далее календарь принёс в апреле неслыханную в истории человечества авиакатастрофу, когда в одном разбившемся самолёте нашли свою смерть президент и едва ли не всё военное руководство достаточно крупного европейского государства.
Авиакатастрофа под Смоленском
10 апреля в 10.41 утра по московскому времени при заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный разбился президентский Ту-154 польских ВВС. Погибли 8 членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его жена, почти все высшее командование страны, ряд известных политиков, религиозных и общественных деятелей. Президент Качиньский и его окружение летели на траурные мероприятия, посвященные 70-й годовщине расстрела польских офицеров в Катынском лесу.
Прошло менее месяца, и вновь беда случилась на территории России - в «угольной столице» Западной Сибири, городе Междуреченске Кемеровской области произошла авария всамой лучшей, показательно-образцовой с советских времён шахте.
Взрывы на шахте «Распадская»
В ночь с 8 на 9 мая на кузбасской шахте «Распадская», крупнейшей угольной шахте России, прогремели два взрыва. Погибло почти 100 человек — 76 жертв подтверждено официально, а еще 15 человек, считавшихся пропавшими без вести, в начале декабря признал погибшими суд Междуреченска. Спасательно-поисковые работы продолжались до конца мая. Следствие до конца года так и не смогло назвать причины трагедии, но шахтеры обвиняли владельцев шахты (40% акций угольной компании принадлежат Evraz Group Романа Абрамовича) в стремлении экономить на мерах безопасности.
В том же апреле случилась настоящая экологическая катастрофа, связанная с добычей нефти в шельфовой зоне. Такой способ добычи подземных углеводородов из-под дна морского сочетает двойные риски, а потому таит в себе двойную угрозу - причём не только для добытчиков, но и для всего живого…
Разлив нефти в Мексиканском заливе
20 апреля на буровой платформе DeepwaterHorizon в Мексиканском заливе произошел взрыв, погибли 11 человек. А 22 апреля буровая, принадлежавшая компании British Petroleum, пошла ко дну. Из скважины в океан полилась нефть. За пять месяцев, которые понадобились BP, чтобы окончательно заглушить скважину, в залив вылилось почти 5 млн баррелей нефти. Эта утечка признана самой крупной в истории США, её негативное влияние на экологию региона будет чувствоваться несколько десятилетий.
К разряду катастроф вполне можно отнести и летнее буйство огненной стихии на территории европейской части России. Причиной страданий десятков тысяч людей в многочисленных зонах бедствия называют не только апокалиптическую жару, но и фактическую неготовность многих регионов к вполне прогнозируемым погодным аномалиям.
Летние пожары в России
С начала июля из-за небывалой жары, установившейся в Европейской части России, загорелись торфяники и леса. Общая площадь пожаров составила 8 млн гектаров. Полностью или частично сгорело около 150 населенных пунктов, не считая многочисленных дачных поселков. В огне погибло более 70 человек. Удушливый смог больше двух месяцев висел над Центральной Россией, смертность только в Москве выросла в два раза. Врачи говорят, что страшные последствия жаркого и дымного лета отразятся на всех детях, рожденных в 2010-м.
20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе случилась одна из самых серьезных экологических трагедий за всю историю данного региона. В результате взрыва на нефтяной платформе компании BP - погибли 11 человек, еще известно о 17 пострадавших.
Последствия аварии до сих пор оказывают разрушительное влияние на животный мир. После катастрофы, в результате которой в воду попало около 5 000 000 баррелей нефти, сильно возросла смертность среди 14 видов животных, распространенных в районе залива. Нефть никуда ни пропала, она находится на дне залива, ее вымывает на берег и приносит водой в болото. По некоторым сведениям с апреля 2010 года было обнаружено 900 мертвых или выброшенных на берег дельфинов. Данное число значительно превышает зафиксированное ранее за такой же период продолжительности жизни.
Дельфины, которые живут в районах залива, загрязненных нефтью, страдают от многочисленных заболеваний печени и легких, отличаются вялостью и малой массой тела. Тот факт, что дельфины, находящиеся на вершине пищевых цепочек имеют столь многочисленные проблемы со здоровьем, свидетельствуют о глубоком ущербе, нанесенном экологии. После аварии в районе Мексиканского залива каждый год находили около 500 мертвых черепах, что является значительным увеличением по сравнению с обычными показателями.
Кроме того ученые выявили повышенное содержание токсичных веществ в крови у птиц, которые проводят зиму на побережье рядом с заливом, а в крови у кашалотов, часто заплывающих к тому месту, где произошла авария, зафиксировано аномальное высокое содержание хрома и никеля - металлов, оказывающих разрушительное воздействие на клетки.
Причиной разлива нефти на платформе, где британская нефтяная компания British Petroleum занималась бурением на скважине Макондо, стал взрыв, в результате которого погибли 11 человек. Остановить утечку удалось лишь спустя 5 месяцев. За это время в воду попало около 760 000 000 литров нефти. Образовалось одно из самых больших пятен в истории США. Разлив угрожает сотням километров береговой линии, а началось все с взрыва на платформе.
Почти тысячи судов боролись за то, что бы локализовать нефтяное пятно, подпитываемое из вскрытой скважины. Сырая нефть поступала со дна океана. Никто не мог предсказать произошедших событий.
На вышке было более ста человек и люди прыгали за борт. Нужно было незамедлительно действовать. Происшествие произошло в 213-и километрах от базы береговой охраны и 190 километров от спасательной базы вертолетов береговой охраны. Летевшие на помощь спасатели увидели зарево огня еще за 145 км до объекта, что еще раз подтверждало серьезность ситуации.
Когда платформа Deepwater Horizon затонула на глубине 1,5 км, ни каких знаков того, что из скважины и ее вертикальной трубы идет нефть - не было. Похоже, что утечка каким-то образом прекратилась. Пока огонь уничтожал нефть на поверхности моря, спасатели беспокоились о том, что трагедия еще не окончена. Скважина-то не закупорена.
Серьезность трагедии доходит до пика - с глубин залива начинает появляться нефть и это быстро усугубляет дело. Формируется пятно, которое становится самым большим загрязнением в мексиканском заливе за все времена.
Пиарщики нефтяного гиганта утверждают, что последствия аварии практически ликвидированы, но моряки, работающие в заливе, могут с этим поспорить. Их нынешний улов - безглазые креветки и рыбы-мутанты. Ничего подобного раньше не наблюдалось.
Креветки без глаз, рыбы с тяжелыми повреждениями, крабы с невиданными ранее пятнами - перестали быть дековеными. Мутантов и больных обитателей залива рыбаки ловят сотнями килограммов. Ночные уловы в 400 фунтов креветок могут содержать 100 или даже 200 фунтов креветок без глаз.
Ученые даже боятся предположить, какие еще сюрпризы преподнесет им катастрофа четырехлетней давности. Но они твердо уверены, что для того, что бы полностью очистить мексиканский залив, уйдет, по меньшей мере, 10 лет. Однако, у BP, немного иная точка зрения. Виновная в аварии нефтяная компания тратит миллионы долларов на рекламные ролики. Их цель показать, что залив очищен, а морепродукты безопасны. Видеокадры экологов и свидетельства местных жителей говорят об обратном.
Нефть - жидкое сырье, продукты которого повсеместно используются в мире в качестве топлива, смазок, масел и т.д. Переоценить значение «черного золота» достаточно сложно. Ежедневно с помощью трубопроводов, вагонов и танкеров миллионы баррелей нефти отправляются из нефтедобывающих стран к конечным потребителям. К сожалению, этому сопутствуют аварии, которые случаются из-за износа оборудования, человеческого фактор или стечения неблагоприятных обстоятельств. года - крупнейшая катастрофа, которая нанесла значительный ущерб экологии региона.
Катастрофа в мексиканском заливе
22 апреля 2010 года считается черным днем для североамериканских экологов. В этот день потерпела крушение нефтяная платформа у побережья США. Причиной затопления стал взрыв газа и последовавший за ним пожар. В результате аварии 24 пропал без вести и не был найден до сих пор. 117 других сотрудников успешно эвакуировались, часть из них имела ранения средней тяжести. 36 часов спасатели потратили на то, чтобы потушить возникший пожар, однако все мероприятия не возымели действия. Платформа была затоплена.
Взрыв также повредил промысловый трубопровод, по которому нефть поступала от морского дна к платформе. Из-за повреждения произошел крупнейший за всю историю США разлив нефти. Утечка нефти была обнаружена лишь 24 апреля. С этого момента компания Вritish Petroleum при поддержке федеральных служб США начали осуществлять работы по ликвидации разлива сырья.
Разлив нефти в мексиканском заливе 2010
Разлив нефти в мексиканском заливе 2010
Из-за катастрофы в воды Мексиканского залива попало около 5 миллионов баррелей нефти. Каждый день в воду поступало несколько десятков тысяч баррелей сырья (что равноценно шести миллионом литров). С первых же дней после обнаружения утечки были предприняты меры по ее ликвидации. Однако успеха они не имели. Работы проводились 86 дней, и лишь 3 июня был достигнут благоприятный результат. С помощью специальной робототехники, способной работать на глубине, удалось удалить буровую трубу. При этом на ее месте был размещен специальный защитный экран. Оставшиеся потоки нефти были направлены в специально отведенные резервуары.
Несмотря на это, огромное количество нефти уже успело попасть в воды. Из-за действия ветра и течений нефтяное пятно расширилось на значительную акваторию. В начале августа утечка была устранена полностью. Скважина была зацементирована. Дополнительно была создана специальная разгрузочная скважина, которая позволила уменьшить давление жидкости. Обе скважины соединились на глубине в пять с половиной километров.
Последствия
Авария нанесла колоссальный урон для экологии региона. Более двух тысяч километров североамериканского побережья были загрязнены нефтью. Учеными была отмечена гибель всех беспозвоночных животных, находящихся в радиусе утечки. В несколько раз выросла смертность дельфинов и китообразных. При этом экологи заявляют, что реальные цифры гораздо страшнее тех, что были приведены в официальных отчетах. Из-за аварии в акватории была полностью запрещена рыбная ловля.
Для ликвидации нефтяного пятна активно применялась технология контролируемого сжигания. Побережье и дно очищались с помощью механических методов очистки. Уникальная природа региона, сочетание микроорганизмов, рельефа и благоприятного режима морских течений сыграли на руку спасателям. Несмотря на то, что полностью акватория была очищена лишь спустя полтора года, отсроченные негативные последствия катастрофы проявляются и по сей день.
18 декабря 2011 года во время буксировки в Охотском море затонула буровая платформа "Кольская", на которой находились 67 человек. Спасти удалось лишь 14. Буровые и нефтяные платформы - довольно сложные инженерные конструкции, которые постоянно подвергаются разного рода рискам - от стихийных бедствий до ошибок эксплуатации. Добыче газа и нефти на морском шельфе неизбежно сопутствуют различного рода аварии. Причин таких катастроф множество. Это штормы, ураганы, аварийные взрывы, пожары, ошибки персонала, поломки оборудования. Каждая отдельная авария разворачивается по своему собственному сценарию. Вести.Ru вспоминают семь самых тяжелых аварий.
"Кольская"
Буксировка "Кольской" с западного побережья Камчатки к Сахалину началась 11 декабря 2011 года. На борту находились 67 человек. Через пять дней караван в Охотском море попал в полосу штормов. На платформе сорвало обтекатель носовой опоры, оказалась повреждена обшивка корпуса, образовался крен. 18 декабря капитан подал сигнал бедствия. Спасти из воды живыми удалось только 14 человек. Тела 17 погибших были подняты из воды. Остальные 36 считаются пропавшими без вести.
"Бохай-II"
25 ноября 1979 года во время буксировки в открытом море китайская буровая платформа "Бохай -II" попала в 10-балльный шторм. В результате затопления насосного помещения платформа перевернулась и затонула. Погибли 72 человека.
Alexander Keilland
В марте 1980 года в Северном море разломилась и опрокинулась норвежская буровая платформа Alexander Keilland. Из 212 человек, находившихся на платформе, погибло 123. Как заявили эксперты причина катастрофы — "усталость металла".
Ocean Ranger
В сентябре 1982 года недалеко от берегов Канады перевернулась и затонула американская нефтяная буровая платформа Ocean Ranger. Причина — небывалый ураган. Ударами 15-метровых волн были разбиты окна и затоплены жилые помещения. Сверхнадежная полупогруженная в океан железобетонная конструкция весом десятки тысяч тонн, считавшаяся абсолютно непотопляемой, получила опасный крен. На платформе находились 84 человека. Никому не удалось спастись, в результате десяти дней поисков были найдены тела всего лишь 22 погибших.
Piper Alpha
В июле 1988 года недалеко от Англии произошла крупнейшая катастрофа в истории — на нефтедобывающей платформе Occidental Petroleum"s Piper Alpha в результате взрыва, последовавшего за утечкой газа, погибли 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Piper Alpha — единственная в мире полностью сгоревшая платформа.
Р-56 Petrobras
16 марта 2001 г ода у берегов Бразилии взорвалась Р-56 - крупнейшая нефтяная платформа в мире, которая принадлежала фирме Petrobras. Погибли 10 нефтяников. 20 марта после серии разрушительных взрывов платформа затонула, нанеся непоправимый ущерб окружающей среде.
Deepwater Horizon
Самой крупной мировой экологической катастрофой на сегодняшний день признана авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon, произошедшая 20 апреля 2010 года, в 80 км от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на месторождении компании ВР. Во время взрыва и пожара на платформе погибли 11 и пострадали 17 человек. За 152 дня борьбы с последствиями аварии в Мексиканский залив вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло 75 тысяч квадратных километров.
Если бы ситуацию не удалось взять под контроль, масштабы последствий могли быть катастрофическими если не для всего мира, то, по крайней мере, для всего Атлантического океана.
В погоне за нефтью человек уходит в тундру, лезет в горы и покоряет морское дно. Но нефть не всегда сдается без боя, и стоит только человеку потерять бдительность, как «черное золото» превращается в настоящую черную погибель для всего живого. Так совсем недавно случилось в Мексиканском заливе, где суперсовременная нефтяная платформа DeepWater Horizon нанесла сокрушительный удар по природе и самолюбию человека.
Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon: легкий способ уничтожить экологию
Объект: нефтяная платформа DeepWater Horizon, 80 км от побережья штата Луизиана (США), Мексиканский залив.
Нефтяная платформа сверхглубоководного бурения была арендована компанией BP для разработки перспективного месторождения Макондо. Длина платформы достигала 112 м, ширина - 78 м., высота - 97,4 м, она на 23 метра уходила под воду и имела массу свыше 32 тысяч тонн.
Жертв: 13 человек, из них 11 погибли во время пожара, еще 2 - при ликвидации последствий. 17 человек получили травмы разной степени тяжести.
Источник: US Coast Guard
Причины катастрофы
У крупных катастроф нет одной-единственной причины, что подтвердил и взрыв нефтяной платформы DeepWater Horizon. Эта авария стала результатом целой цепочки нарушений и технических неисправностей. Специалисты говорят, что катастрофа на платформе должна была произойти, и это было лишь вопросом времени.
Интересно, что было проведено сразу несколько параллельных расследований причин катастрофы, которые привели к неодинаковым выводам. Так в докладе, сделанном BP, указывается всего 6 основных причин аварии, а главной причиной аварии назван человеческий фактор. А более авторитетный доклад, сделанный Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов (BOEMRE) и Береговой охраной США, называет уже 35 основных причин, и в 21 из них вина полностью ложится на BP.
Так кто же виноват во взрыве DeepWater Horizon и последующей экологической катастрофе? Ответ прост - компания BP, которая гналась за прибылью, и в этой погоне пренебрегала элементарными правилами техники безопасности и технологиями глубоководного бурения. В частности, были нарушены технологии цементирования скважины, а специалисты, прибывшие сделать анализ цемента, просто были выдворены с буровой. Также были отключены важные системы контроля и безопасности, поэтому никто не знал, что же на самом деле происходит под океанским дном.
В результате - взрыв и пожар на платформе, колоссальный разлив нефти и звание одной из крупнейших экологических катастроф за всю историю цивилизации.
Хроника событий
Проблемы на платформе начались практически с первого дня ее установки, то есть - с начала февраля 2010 года. Бурение скважины производилось в спешке, а причина проста и банальна: платформа DeepWater Horizon была взята компанией BP в аренду, и каждый день обходилась в полмиллиона (!) долларов!
Однако настоящие проблемы начались ранним утром 20 апреля 2010 года. Скважина была пробурена, достигнута глубина чуть более 3600 метров под уровнем дна (глубина океана в этом месте достигает полутора километров), и оставалось завершить работы по укреплению скважины цементом, чтобы надежно «запереть» нефть и газ.
Этот процесс в упрощенном виде происходит так. В скважину через обсадную колонну подается специальный цемент, затем - буровой раствор, который своим давлением вытесняет цемент и заставляет его подниматься вверх по скважине. Цемент достаточно быстро затвердевает и создает надежную «пробку». А потом в скважину подается морская вода, которая вымывает буровой раствор и всякий мусор. Сверху на скважину устанавливается большое защитной устройство - превентор, который в случае утечки нефти и газа просто-напросто перекрывает им доступ наверх.
С самого утра 20 апреля в скважину закачивается цемент, и к обеду уже были проведены первые тесты на испытание надежности цементной «пробки». На платформу прилетели двое специалистов для проверки качества цементирования. Эта проверка должна была продлиться около 12 часов, но руководство, которое не могло больше ждать, решило отказаться от стандартной процедуры, и в 14.30 специалисты со своим оборудованием покинули платформу, а вскоре в скважину начали подавать буровой раствор.
Неожиданно в 18.45 в бурильной колонне резко возросло давление, за несколько минут достигшее 100 атмосфер. Это значило, что из скважины просачивается газ. Однако в 19.55 была начата закачка воды, чего просто нельзя было делать. В последующие полтора часа закачка воды велась с переменным успехом, так как резкие скачки давления заставляли прерывать работу.
Наконец, в 21.47 скважина не выдерживает, вверх по буровой колонне устремляется газ, и в 21.49 прогремел чудовищный взрыв. Через 36 часов платформа сильно накренилась и благополучно ушла на дно.
Нефтяное пятно достигло берегов Луизианы. Источник: Greenpeace
Последствия взрыва
Авария на нефтяной платформе переросла в экологическую катастрофу, масштабы которой просто поражают воображение.
Главная причина экологического бедствия - разлив нефти. Нефть из поврежденной скважины (а также сопутствующие газы) беспрерывно вытекала на протяжении 152 дней (до 19 сентября 2010 года), и за это время океанские воды приняли более 5 миллионов баррелей нефти. Эта нефть нанесла непоправимый ущерб океану и многим прибрежным районам Мексиканского залива.
Всего нефтью было загрязнено почти 1800 километров побережий, белые песочные пляжи превратились в черные нефтяные поля, а нефтяное пятно на поверхности океана было видно даже из космоса. Нефть стала причиной гибели десятков тысяч морских животных и птиц.
Борьба с последствиями нефтяного загрязнения велась десятками тысяч людей. С поверхности океана «черное золото» собиралось специальными судами (скиммерами), а пляжи очищались только вручную - современная наука не может предложить механизированные средства для решения этой задачи, настолько она сложна.
Основные последствия разлива нефти были устранены только к ноябрю 2011 года.
У аварии были не только экологические, но и колоссальные (и самые негативные) экономические последствия. Так, компания BP потеряла около 22 миллиардов долларов (это и убытки от потери скважины, и выплати пострадавшим, и затраты на устранение последствий катастрофы). Но еще более значительные убытки понесли прибрежные районы Мексиканского залива. Это связано с крахом туристической сферы (кто поедет отдыхать на грязные нефтяные пляжи?), с запретом рыбной ловли и другого промысла, и т.д. В результате разлива нефти без работы остались десятки тысяч человек, которые к этой самой нефти не имели никакого отношения.
Однако были у катастрофы и совсем неожиданные последствия. Например, при изучении разлива нефти были открыты неизвестные науке бактерии, питающиеся нефтепродуктами! Сейчас считается, что эти микроорганизмы значительно уменьшили последствия катастрофы, так как поглотили огромное количество метана и других газов. Возможно, что на основе этих бактерий ученым удастся создать микроорганизмы, которые в будущем помогут быстро и дешево справляться с разливами нефтепродуктов.
Рабочие ликвидируют последствия разлива нефти. Port Fourchon, Луизиана. Фото: Greenpeace
Современное положение
В настоящее время в месте гибели платформы DeepWater Horizon не ведется никаких работ. Однако месторождение Макондо, которое разрабатывалось компанией BP с помощью платформы, хранит в себе слишком много нефти и газа (около 7 миллионов тонн), а поэтому в будущем сюда обязательно придут новые платформы. Правда, бурить дно будут все те же люди - сотрудники компании BP.
No comments. Фото: Greenpeace