Взаимосвязь души и тела. Строение человека. Кости туловища Как мы заботимся своей душе
Скелет туловища (рис. 11) состоит из позвоночного столба, грудной клетки и является частью осевого скелета.
Рис. 11.
(вид спереди):
1 - череп; 2 - позвоночный столб; 3 - ключица; 4 - ребро; 5 - грудина; 6- плечевая кость; 7- лучевая кость; 8- локтевая кость; 9- кости запястья; 10- пястные кости; 11- фаланги пальцев; 12- подвздошная кость; 13 - крестец; 14 - лобковая кость; /5 - седалищная кость; 16 - бедренная кость; 17- надколенник; 18 - большеберцовая кость; 19- малоберцовая кость; 20- кости предплюсны; 21- плюсневые кости; 22 - фаланги пальцев стопы
Позвонки в разных отделах позвоночного столба имеют не только общие черты и строение, но и характерные особенности, связанные с вертикальным положением человека.
Позвонок (vertebra) состоит из тела (corpus vertebrae) и дуги (arcus vertebrae), которая, замыкаясь, образует позвоночное отверстие (foramen vertebrale). При соединении всех позвонков формируется позвоночный канал (canalis vertebralis), в котором располагается спинной мозг. От дуги позвонка отходят два верхних и два нижних суставных отростка, правый и левый поперечные отростки. Сзади, по средней линии, отходит остистый отросток. В месте соединения дуги и тела позвонка находятся верхняя и нижняя позвоночные вырезки, которые при соединении позвонков образуют межпозвоночное отверстие (foramen intervertebrale). Через это отверстие проходят кровеносные сосуды и спинномозговой нерв.
Шейные позвонки (vertebrae cervicales) отличаются от позвонков других отделов (рис. 12). Их тела небольшие по размерам и имеют форму эллипса. Главное их отличие - это наличие отверстия поперечного отростка. Первые два позвонка участвуют в.движении головы и соединяются с черепом (этим они и отличаются от других шейных позвонков).
1 - верхний суставной отросток; 2 - дуга позвонка; 3 - позвоночное отверстие; 4 - остистый отросток; 5 - пластинка дуги позвонка 6- нижний суставной отросток; 7-задний бугорок; 8- борозда спинномозгового нерва; 9 - отверстие поперечного отростка; 10- передний бугорок; 11- тело позвонка; 12 - крючок тела; 13- поперечный отросток
Под действием возрастающей нагрузки тела шейных позвонков увеличиваются от III до VII позвонка. Остистые отростки шейных позвонков раздвоены, кроме VII, который значительно длиннее других и легко прощупывается под кожей. Передний бугорок VI шейного позвонка развит лучше, чем в других позвонках. Близко от него проходит сонная артерия, поэтому его называют сонным бугорком. Чтобы временно остановить кровотечение, в этом месте сонную артерию зажимают.
Грудные позвонки (vertebrae thoracicae) крупнее шейных (рис. 13). Позвоночное отверстие у них несколько меньше, чем у шейных, на боковых поверхностях тела находятся верхние и нижние реберные ямки, которые необходимы для образования суставов с головками ребер. Высота тел грудных позвонков (от I до XII) постепенно возрастает. Остистые отростки несколько длиннее, направлены кзади и книзу, черепицеобразно накладываются один на один и ограничивают подвижность этого отдела позвоночника (особенно разгибание).
1 - ножка дуги позвонка; 2- верхняя позвоночная вырезка; 3, 7- поперечный отросток; 4- верхний суставной отросток; 5,9- верхняя реберная ямка; 6- позвоночный канал; 8 - остистый отросток; 10- реберная ямка поперечного отростка; 11 - нижний суставной отросток; 12- нижняя позвоночная вырезка; 13, 14- нижняя реберная ямка; 15 - тело позвонка
Поясничные позвонки (vertebrae lumbales) имеют более массивное тело, чем у других позвонков (рис. 14).
Рис. 14.
(вид сверху):
1 - остистый отросток; 2 - верхний суставной отросток; 3 - реберный отросток; 4 - дуга позвонка; 5 - позвоночное отверстие; 6- ножка дуги позвонка; 7- тело позвонка; 8- добавочный отросток; 9 - сосцевидный отросток
Тело поясничного позвонка бобовидной формы, поперечный размер его больше переднезаднего. Тело V поясничного позвонка самое большое по высоте и ширине. Остистые отростки массивные и направлены назад почти горизонтально, а суставные - сагиттально. Это придает значительную подвижность поясничному отделу позвоночника. Позвоночное отверстие, которое больше, чем в других отделах, треугольной формы, с закругленными краями.
Крестцовые позвонки (vertebrae sacrales), соединяясь друг с другом, образуют единую кость - крестец (os sacrum). Крестец (рис. 15) имеет форму треугольника, основание которого соединяется с V поясничным позвонком, а вершина направлена вниз и вперед.
Рис. 15.
(вид спереди):
1 - основание крестца; 2 - верхний суставной отросток; 3 - передняя поверхность крестца; 4 - поперечные линии; 5- верхушка крестца; б- передние крестцовые отверстия; 7- мыс; 8 - латеральная часть
На вогнутой передней тазовой поверхности находятся четыре поперечные линии, которые являются следами сращения тел крестцовых позвонков. На вы-пуклой (дорсальной) поверхности хорошо выражены продольные крестцовые греб-
Ни (срединные, промежуточные и латеральные). По обе стороны поверхностей крестца расположены по четыре пары крестцовых отверстий, через которые из крестцового канала выходят ветви спинномозговых нервов. Массивные латеральные части имеют ушковидную поверхность, предназначенную для соединения с соответствующими суставными поверхностями тазовых костей. Место соединения крестца с V поясничным позвонком представляет собой направленный вперед выступ - мыс (promontorium). Верхушка крестца соединяется с копчиком.
Копчик (os coccygis) состоит из 1-5 (чаще 4) сросшихся рудиментарных позвонков vertebrae coccygeae (рис. 16). Он имеет форму треугольника, выгнут вперед, основание его направлено вперед и вверх, вершина - вниз и вперед. Некоторые признаки позвонка наблюдаются только у I копчикового позвонка, остальные - значительно меньше по размерам и округлые.
Рис 16
(вид сзади)
1- копчик; 2-копчиковый рог
Ребро (costa), 12 пар, состоит из длинной задней костной части и короткой средней хрящевой части (реберного хряща). Семь пар верхних ребер (I-VII) хрящевыми частями соединяются с грудиной и называются истинными. Хрящи VIII, IX, X пар ребер соединяются не с грудиной, а с хрящом вышележащего ребра, такие ребра называются ложными. Ребра XI и XII имеют короткие хрящевые части, которые заканчиваются в мышцах брюшной стенки. Они более подвижные и называются колеблющимися.
Ребро имеет головку, тело и шейку. Между шейкой и телом в верхних 10 парах ребер находится бугорок, ребра. У ребра различают внутреннюю и наружную поверхность, верхний и нижний край. На внутренней поверхности ребра по его нижнему краю находится борозда - место, где проходят межреберные сосуды и нерв. На наружной поверхности ребра между телом и шейкой ребра имеется бугорок ребра, суставная поверхность которого сочленяется с поперечным отростком позвонка.
Ребра различаются по форме и размерам (рис. 17, 18). Самые короткие - два верхних и два нижних ребра. Первое ребро лежит горизонтально, на его верхней поверхности находятся небольшой бугорок для прикрепления передней лестничной мышцы и две борозды: передняя - для подключичной вены, задняя - для подключичной артерии.
Рис. 18.
(внутренняя поверхность):
1 - суставная поверхность головки ребра; 2 - суставная поверхность бугорка ребра;
3 - бугорок ребра; 4 - шейка ребра; 5 - угол ребра; 6 - тело ребра
Грудина (sternum) представляет собой продолговатую плоскую кость, которая состоит из трех частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. У взрослых все части срастаются в единую кость. На верхнем крае рукоятки грудины находятся яремная вырезка и парные ключичные вырезки. На передней поверхности тела грудины и по ее краям лежат реберные вырезки.
Мечевидный отросток может иметь разные форму и размер, иногда бывает раздвоенным.
Позвоночный столб (columns vertebralis) выполняет опорную функцию, соединяет части тела человека, а также выполняет защитную функцию для спинного мозга и выходящих из позвоночного столба корней спинномозговых нервов. Позвоночный столб человека состоит из 33-34 позвонков. Последние 6-9 позвонков срастаются и образуют крестец и копчик (рис. 19).
В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный - состоит из 7 позвонков; грудной - из 12; поясничный - из 5; крестцовый - из 5 и копчиковый - из 2-5 позвонков.
Позвоночный столб человека характеризуется наличием изгибов. Изгиб, направленный выпуклостью вперед, называется лордозом (шейный и поясничный), а изгиб, направленный выпуклостью назад, - кифозом (грудной и крестцовый). На месте перехода шейного лордоза в грудной кифоз находится выступающий VII шейный позвонок. На границе поясничного лордоза с крестцовым кифозом образуется обращенный вперед мыс крестца. Изгибы позвоночного столба (лордозы и кифозы) выполняют рессорную и амортизационную функции при ходьбе, беге и прыжках. В результате нарушения симметрии в развитии мышечной массы тела человека появляется еще и патологический (боковой) изгиб - сколиоз.
1 - шейные позвонки; 2 - грудные позвонки; 3 - поясничные позвонки; 4- крестец; 5- копчик
Грудная клетка (compages thoracis) формируется при помощи грудного отдела позвоночника, ребер, грудины и суставных сочленений, ограничивает грудную полость, где располагаются главные органы человека: сердце, легкие, сосуды, трахея, пищевод и нервы (рис. 20).
Шейные позвонки Грудные позвонки Поясничные позвонкиПозвонки
рис. 8. Восьмой (VIII) грудной позвонок (vertebra thoracica VIII), вид сверху.Дуга позвонка, arcus vertebra (vertebralis) , ограничивает сзади и с боков позвоночное отверстие, foramen vertebrate ; располагаясь одно над другим, отверстия образуют позвоночный канал, canalis vertebralis , в котором залегает спинной мозг. От заднебоковых граней тела позвонка дуга начинается суженным отрезком – это ножка дуги позвонка, pediculus arcus vertebrae , vertebralis , переходящая в пластинку дуги позвонка, lamina arcus vertebrae (vertebralis) . На верхней и нижней поверхностях ножки имеются верхняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis superior , и нижняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis inferior . Верхняя вырезка одного позвонка, прилегая к нижней вырезке верхнего позвонка, образует межпозвоночное отверстие (foramen intervertebrale) для прохождения спинномозгового нерва и сосудов.
Отростки позвонка, processus vertebrae , в количестве семи, выступают на дуге позвонка. Один из них, непарный направлен от середины дуги кзади – это остистый отросток, processus spinosus . Остальные отростки парные. Одна пара – верхние суставные отростки, processus articulares superiores , располагается со стороны верхней поверхности дуги, другая пара – нижние суставные отростки, processus articulares inferiores , выступает со стороны нижней поверхности дуги и третья пара – поперечные отростки, processus transversi , отходит со стороны боковых поверхностей дуги.
На суставных отростках имеются суставные поверхности, facies articulares . Этим поверхностям каждый вышележащий позвонок сочленяется с нижлежащим.
В некоторых переводах Священного Писания существует некоторые непонимания в отношении правильности перевода слов «душа» и «дух», несмотря на то, что в греческом языке слова, означающие душу и дух, делают различие между ними достаточно ясным. В различных местах одно и то же греческое слово оказывается переведено, как душа или дух, согласно пониманию переводчика.
Автор послания к Евреям (4:12) подчеркивает это различие следующими словами: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа...». Дух и душа - это совсем не одно и то же. Душа занимает наибольшую часть нашей плотской жизни. Неумение понять это, а также понять различие между ними, ведет многих людей к осуждению и оставляет их широко открытыми для доступа сатане, который приходит как «клеветник на братьев» и подрывает уверенность, которую люди должны иметь в Боге.
Без такого понимания люди, имеющие жизнь в духе для Бога после своего обращения, подвергаются искушению не принимать в расчет реальность их новой жизни во Христе из-за проблем, переживаемых ими в душе. Сатана любит вводить нас в замешательства такого рода и держать нас в поражении.
Тело
Тело - наиболее легкая для нашего понимания и определения часть нашего сотворенного существа, прежде всего потому, что она обладает явной и видимой реальностью. Лица, занимающиеся медицинской практикой, достигли огромных успехов в обращении с физическими нарушениями. Однако тело имеет настолько сложную структуру, что даже при всех огромных успехах, достигнутых наукой, в нашем понимании тела остаются большие пробелы. Только лишь абсолютный Божий гений мог задумать и собрать вместе сотни взаимозависимых и в совершенстве сбалансированных органов, чтобы создать человеческое тело.
Мы не будем вдаваться в споры по вопросу об эволюции и сотворении, за исключением того, что я хотел бы сказать, что чем больше я занимался изучением всех лабиринтов сотворенной сферы, чем больше я видел разлагающийся мир второй половины двадцатого века, тем менее достоверными представлялись мне весьма теоретические и абсолютно недоказанные аргументы эволюционистов.
Они спокойно утверждают, что эволюционный процесс явился результатом постепенного усовершенствования мира путем естественного отбора. Тем не менее, эта теория эволюции за последние 10 лет подверглась жестокой критике как изнутри, со стороны ученного мира, который первоначально дал ей рождение, так и со стороны ученых, чьи комментарии не являются предубеждением, вызванным какой-либо специфически религиозной точкой зрения.
Например, расхождение между ранней датой сотворения мира, предположенной геологами, и тем сроком, который требуется по утверждению эволюционистов для эволюционного развития человека, настолько огромно, что делает сейчас всю теорию эволюции еще менее жизнеспособной, чем это было тогда, когда ее предложил Дарвин.
В отношении естественного отбора история показывает, что самые приспособленные в смысле силы и богатства, только лишь в редких случаях были действительно личностями^ которым можно было доверить такую силу. Естественный отбор очень часто подразумевал собой преследование и даже покушение на геноцид со стороны тех, кто оказался на вершине эволюционной лестницы!!
Это человеческое учение не выдерживает в контрасте со служением Иисуса, Который служил угнетенным и бедным и резко выступал против злоупотребляющих своей силой и влиянием. Суд, исполненный ангелами на Иродом (Деяния 12:22), когда он был изъеден червями и умер, мог бы послужить интересным комментарием к тому, как Бог воспринимает возвышающих себя и злоупотребляющих своей властью над людьми.
Независимо от различных теорий или интерпретаций происхождения человека, в конечном итоге Создателем является Бог, и я стою на том, что, как утверждает Писание: «Вначале сотворил Бог...». Тело, которое имеет каждый из нас, само служит неоспоримым доказательством чуда из области творения. Тем не менее, каждый из нас знает, что тело не всегда функционирует совершенным образом, и независимо от того, как Бог создал человека, сейчас тело подвергается болезням, слабостям, уродствам, и несчастным случаям, и часто нуждается в исцелении.
Тело само создано таким образом, чтобы защищать себя от вторжений и исцеляться самостоятельно. Оно имеет собственные защитные функции, встроенные защитные системы, такие как антитела в потоке крови, которые борются против вторгшихся организмов, или системы скорой помощи, например когда человек поранится, немедленно некая субстанция в крови, которая называется фибриногеном, в реакции с кислородом воздуха изменяет свою природу и формирует сначала сгусток крови, а затем корочку, которая со временем опадет, когда под ее защитным покровом образуется новая плоть.
И только лишь когда встроенные защитные системы не справляются, или повреждение настолько серьезно, что становится крайне необходима посторонняя помощь, тогда большинство людей думают об обращении к медицине. К сожалению, только тогда, когда не помогает и это, большинство христиан ищут личного служения со стороны тех, кто верит в исцеление и освобождение. Как это обычно бывает, Бог становится последним прибежищем!
Именно в таких случаях те, кто занимается служением исцеления, должны быть особенно чувствительны к Богу в духе, ибо большинство болезней, вызывающих страдания людей, имеют корни, лежащие в нефизической сфере. До тех пор, пока не будет ясного понимания о сотворении Богом человека, не всегда легко точно указать на источник проблемы и принести исцеление или освобождение страждущему.
Душа
Когда мы говорим о душе, то мы берем на себя смелость вторгаться в такую сферу, которая не может быть измерена учеными, но понять которую можно лишь в свете Священного Писания и опыта. Когда Бог создал человечество, каждому человеку Он дал живую душу. Душа является тем измерением нашей плотской жизни, которое живет вечно. Когда наше тело умирает, оно или разложится или будет кремировано. Физическая часть нашей сущности бесспорно является временной, ограниченной и сжатой во времени в короткий срок - временную капсулу внутри царства вечности.
Когда тело умирает, заканчивается период его полезности. Тем не менее, душа не ограничена измерением времени и семидесятилетним сроком. И это наше вечное предназначение простирается далеко за пределы могилы, что определяет необходимость евангелизации и указывает на разговор Иисуса с Никодимом о необходимости рождения свыше. Каждый из нас является духовным существом, которому Бог дал душу, и они вместе (душа и дух) обитают внутри тела и образуют личность, каковой мы и являемся.
Большинство комментаторов согласились бы с тем, что сама душа содержит три главных измерения - разум, чувства и волю, каждое из которых должно быть ясно понято, если мы хотим иметь некоторую доктрину и понимание о человеке, что явилось бы твердым основанием для построения теологии исцеления и освобождения. Есть несколько хороших книг, которые рассматривают эти стороны глубоко, но в изучении нашей темы важно понимать, что разум, чувства и воля не являются физическими органами (им нельзя дать таблетку или вырезать при операции!), хотя ясно, что тело может быть подвергнуто лечению и иным воздействиям, которые в свою очередь могут оказать глубокое влияние на душу.
Разум
Разум является такой частью души, которая обрабатывает всю информацию, поступающую через физические органы чувств, мысли, и обеспечивает некое рациональное основание, на котором изо дня в день принимает решения по вопросам текущей жизни. Сознание - это не мозг. Мозг является просто большим физическим органом, который действует очень похоже на некий компьютер, сохраняющий большое количество информации и выполняющий множество мелких функций, управляющих телом без участия разума, которому не нужно обязательно обдумывать всегда, что следует сделать в следующий момент.
Тем не менее, разум может перехватывать некоторые из стандартных команд мозга, управляющих телом (таких, как дыхание - на ограниченный отрезок времени можно задержать дыхание, прекращая потребление кислорода), но к счастью большинство функций мозга, управляющих телом, абсолютно непроизвольны - мы не можем, например, заставить сердце прекратить биться. Произвольное управление такими жизненно важными механизмами не запрограммировано в компьютере его Создателем!
При помощи разума мы можем решить - хранить в памяти важную информацию или нет, и затем можем восстановить (вспомнить) эту информацию, когда она нам понадобиться. При помощи разума мы можем обдумывать идеи, создавать картины, генерировать замыслы и вырабатывать планы действий, ни на один сантиметр не двигая никаким своим физическим органом нашего тела. Эта способность концептуализации и созидания является одним из сильнейших доказательств того, что человек действительно сотворен по образу Божьему, ибо Бог является Творцом.
Когда разум человека и его мозг расстроены, и там уже не протекают разумные мыслительные процессы и не обеспечивается логически здоровое поведение тела, то мы говорим, что человек психически болен. Хотя в действительности определить - что означает быть психически больным, может быть дано только в свете подлинного понимания духовной истины. Без такого понимания человек постоянно ограничен в возможностях наблюдения иоценки.
Вопреки греческому происхождению слова «психиатр», которое означает «доктор души», современная психиатрия главным образом опирается на медикаментозное лечение, воздействующее на химические процессы мозга (то есть тела). Несомненно, они эффективны для подавления антисоциального поведения, которое может причинить вред как самому больному, который и так достаточно страдает, так и всем тем, кто заботится о нем и живет с ним рядом. Однако, некоторая часть психиатров готова пойти дальше, и такое пичкание лекарствами провозгласить подлинным лечением, и многие легко соглашаются, что плохо представляют себе, почему эти химикалии действуют таким образом!
К несчастью, побочные эффекты многих лекарств весьма значительны и психиатрии приходится поддерживать равновесие между ущербом, причиняемым пациенту, и тем, кто так или иначе вынужден мириться с причудливыми крайностями человеческого поведения.
Я ни коим образом не сомневаюсь в честности и преданности психиатров. Я верю, что большинство из них являются самоотверженными врачами, отдающими делу все свои способности в пределах, заложенных в их профессии. Но эти пределы неминуемо исключают духовное и демоническое измерение душевных болезней. Действительно, мы знаем некоторых пациентов, о которых нам говорили, что для получения медицинской помощи от психиатров, им необходимо отложить в сторону их религиозные вероисповедания.
Вне сомнения, что как может быть больным тело человека, также может быть больным его разум, и В любом служении исцеления или освобождения нам необходимо знать, что корни болезни человека могут лежать в этой области своего существования. Симптомы, имеющиеся в наличии и корни болезни могут существенным образом различаться. Когда кто-то приходит помолиться о симптомах болезни, как я это называю «приходят со своим планом лечения для Бога», то «Божий план лечения для них» в первую очередь касается корней болезни.
Пока мы не рассмотрим внимательно Божий план, любое служение, оказываемое человеку, будет неполным, и, в конечном итоге, может даже отвратить человека от поисков исцеления и освобождения и даже от Самого Бога. Я верю, что наиболее общей единой причиной, почему человек не получает исцеления через молитву, является то, что служитель молится не о том, о чем нужно молиться - он молится о человеческом плане лечения, а не о Божьем.
Эмоции
Эмоции - это чувства, которые мы переживаем внутри себя, как реакцию на события, происходящие вокруг нас. Эти события могут воздействовать на нас через наши телесные органы - например, на внезапный громкий шум нашей реакцией может стать страх; через наш разум - удовлетворение от созидательной мысли может доставить нам удовольствие; через нашу волю - плохое решение может привести к страданию и недомоганию; или через наш дух - существует множество духовных переживаний, результатом которых может быть глубокая и продолжительная радость. Действительно, высочайшим переживанием наших эмоций является, как я считаю, переживание, когда наш дух, душа и тело действуют в совершенной гармонии и во взаимоотношениях с Богом.
Многие члены Церкви презирают эмоциональные переживания, как неуместные в реальной духовности. Однако, такая позиция отрицает сам факт того, что Бог снабдил нас эмоциями для определенных целей. Вместо того, чтобы отрицать наличие столь тонкой сферы Божьего творения, было бы значительно более честным признать эмоциональную реальность и вынести эмоции Господу для исцеления. Действительно, если поврежденные эмоции не исцелены, они накапливают огромный потенциал, вызывающий крушение нашей жизни, а также заставляет страдать находящихся с нами в повседневном общении. Эмоции нуждаются в исцелении точно также, как и физические раны.
Против всех евангельских действий неоднократно выдвигалось обвинение, что они играют на эмоциональной чувствительности и ранимости некоторых людей. Но существует громадная разница между действительной реакцией в эмоциональной сфере, которую человек переживает в Божьем присутствии, и возбужденными чувствами, не имеющими никакого отношения к реальности. Для большинства людей переживание обращения к Богу, рождение свыше, по полному праву включает эмоциональный момент, и я ни в коем случае не хотел бы отказать людям в привилегии ответить Богу всеми своими чувствами, когда Он входит в их жизнь или в любом другом случае их прохождения через духовные переживания.
Подобные оценки применимы ко многим переживаниям, которые может испытать христианин на своем личном опыте. Вред, причиненный бесчисленному количеству христиан, вынужденных похоронить свои эмоции в трясине боли, оставил нас с поколением, покрытым шрамами и ранами в этой области. Очень немногие люди, кому мне приходилось служить за последние годы, не нуждались в глубоком эмоциональном исцелении в дополнение к молитве об очевидно явленных симптомах, которые явились главной причиной обращения за помощью.
Существует много различных источников эмоциональной боли - такие переживания, как половое насилие или физическое оскорбление, что наносит такой вред в сферу эмоциональных реакций, что люди предпочитают скрывать свои действительные чувства, и становятся эмоциональными инвалидами. Человек достиг удивительного мастерства носить маски, скрывающие их действительные чувства. И так уж сложилось в Теле Христа, что ты всегда должен выглядеть так, чтобы все думали, что у тебя «все хорошо», атак как действительная ситуация в корне иная, то эти маски служат отличительным клеймом определенных кругов христианства!
Я благодарю Бога, что Он не только исцеляет большинство очевидных болезней у людей, но также и приносит исцеление эмоциям - той области нашей жизни, которая страдает от жестокости, отсутствия внимания или даже простого невежества со стороны всех тех, с кем мы были в прошлом близки.
Ясно, что эмоции могут быть больны и очень больны. Равным образом, ясно, что Бог не хочет оставить Своих людей больными ни в одной из сфер их жизни. Иисус умер не только для того, чтобы вы могли наследовать вечную жизнь, но также и для того, чтобы мы могли получить спасение, что означает как исцеление, так и освобождение. Это очень, очень хорошая весть для многих, многих людей, залечивающих свои эмоциональные раны и страстно желающих избавления от них.
Воля
Третий главный элемент души - тот, с помощью которого мы принимаем решения. Писание говорит о том, что дух обладает волей, то есть силен, но плоть немощна. Значение этой фразы, которая вошла в обиход в связи с понятием об искушениях, заключается попросту в том, что если плоть не распята, воля выходит из-под контроля.
Сатана будет использовать любую уловку, чтобы заставить нашу волю подчиняться плоти, вопреки установленному Богом порядку. Человек, переживающий целостность и здоровье и ходящий в послушании перед Богом, содержит свою волю под господством Иисуса Христа, и чья плотская жизнь, как следствие, находится под Его контролем. Эта сторона нашей жизни не из тех, о которых принято говорить открыто, так как если бы действительная истина, касающаяся всех сторон нашей жизни, стала известна публично, некоторые люди были бы очень смущены и сидели бы каждое воскресенье в Церкви с красными лицами!
Распинать свою плоть - самая непопулярная фраза из всех тех, какие Павел когда-либо писал в своих посланиях, но она служит путем к полноте и здоровью (святости), что принесет чудесный плод во всех измерениях нашей жизни. Ключом служит контроль воли.
Многие люди настолько больны в этой сфере своей жизни, что они не способны принимать правильные решения - искушения слишком сильны для них. Один из главных тактических ходов сатаны по отношению ко всем христианам - заполучить контроль над этой областью. Если он выиграет здесь, он выиграет везде. Исцелить больную волю можно и часто может оказаться необходимым освобождение, но это требует решительности и послушания со стороны христиан, которые им может дать только Святой Дух.
Позвонок, vertebra, имеет тело, дугу и отростки. Тело позвонка, corpus vertebrae, представляет переднюю, утолщенную, часть позвонка, оно ограничено сверху и снизу поверхностями, обращенными соответственно к выше- и нижележащему позвонкам, спереди и с боков - несколько вогнутой поверхностью, а сзади - уплощенной. На теле позвонка, особенно на его задней поверхности, имеется множество питательных отверстий, foramina nutricia - следы прохождения сосудов и нервов в вещество кости.
Тела позвонков соединены между собой с помощью межпозвоночных дисков (хрящей) и образуют весьма гибкую колонну - позвоночный столб. Дуга позвонка, arcus vertebrae, ограничивает сзади и с боков позвоночное отверстие, foramen vertebrale; располагаясь одно над другим, отверстия образуют позвоночный канал, canalis vertebralis, в котором залегает спинной мозг. От заднебоковых граней тела позвонка дуга начинается суженным отрезком -ножкой дуги позвонка, pedunculus arcus vertebrae. На верхней и нижней поверхностях ножки имеются верхняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis superior, и нижняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis inferior.
Верхняя вырезка одного позвонка, прилегая к нижней вырезке вышележащего позвонка, образует межпозвоночное отверстие, foramen intervertebrale, через которое проходят спинномозговой нерв и сосуды. Отростки позвонка, processus vertebrae, общим числом 7, выступают на дуге позвонка. Один из них, непарный, направлен от середины дуги кзади и носит название остистого отростка, processus spinosus. Остальные отростки парные. Одна пара -верхние суставные отростки, processus articulares superiores, располагается со стороны верхней поверхности дуги, другая пара - нижние суставные отростки, processus articularis inferiores, выступает со стороны нижней поверхности дуги и третья пара - поперечные отростки, processus transversus, отходит со стороны боковых поверхностей дуги. На верхних суставных отростках имеются верхние суставные поверхности, facies articulares superiores; на нижних суставных отростках располагаются такие же нижние суставные поверхности, facies articulares inferiores. Этими поверхностями каждый вышележащий позвонок сочленяется с нижележащим позвонком.
Тело, как все материальное, смертно. Про это говорят все философы Древней Греции. Другой вопрос, какие особенности имеет тело, ведь философы понимали его по-разному. Их волновало проблема тела, потому что она непосредственно касалось души.
Можно разделить всех философов условно на четыре группы:
1) Тело, как зло, или тело стоит ниже души (Гераклит, Сократ, Платон, Плотин).
2) Тело эквивалентно душе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Демокрит, эпикурейцы).
3) Тело, как некоторая польза для души (Аристотель, Пифагор).
4) Это теории, которые можно отнести к несколько пунктам (Эмпедокл, Анаксагор, стоики).
Начнем с первого пункта. Гераклит, считал самой тонкой и нежной материей огонь, и она символ мудрости. Тело, в котором собрано семьдесят пять процентов воды, портило душу. По Гераклиту, более глупый человек, если он толстый, и в нем находится много воды. Или разумный более старый человек, чем молодой. Есть еще один пункт, это источник познания, и чувственное познание ценилось более низко, чем разумное. Чем больше огня, тем лучше, а тело только сдерживает этот Вечный Логос. Можно сказать, что Гераклит не особо любил тело, которое ограничивает возможности души.
Сократа, мы будем объяснять через теорию Платона, ибо он более подробно рассказывает о теле. Платон пренебрежительно относился к телу, ведь материальная субстанция, и она никак не может быть выше души. Душа идеальная, тело - это всего лишь бутафория идеала. По Платону, душа томится в теле, хотя управляет телом, использует, как орудие. Тело оскверняет душу всевозможными аффектами и пороками. Если бы не материальные потребности, не нужно было воевать, страдать, грабить. Не было необходимости создавать всевозможные институты, которые сдерживают хаос. Жизнь стало бы на много проще, чем в данный момент она есть.
Плотин был согласен с Платоном, и ничего не сказал нового на счет тела.
Второй пункт. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид считали душу и тело, как должное. Каждый выполнял свою функцию. Каждый из них отмечал, что душа и тело совершенно отличаются друг от другу, это две противоположности. Одна субстанция смертна, другая бессмертна. И это считалось само собой разумеющаяся. Наверное, еще изюминку добавлял панпсихизм, ибо душа находилась в органических объектах, но и в неорганических. Уже известный пример, много раз, упоминавшийся выше, где Фалес говорил, что душу имеют даже магнит и янтарь. По этому примеру тело можно считать, как вакуум, который заполняется воздухом, первородной субстанцией, водой, землей и огнем.
Демокрит и эпикурейцы считали тело, как и душу, материальной и смертной. Эти две субстанции состоят из атомов, просто у души более маленькие и круглые атомы. Тело и душа находятся на одном уровне, ибо почти ничем не отличаются. Отличаются плотность, весом и движением. Тело более плотное, и вес у нее больше. Атомы менее подвижны, чем у души. Отличие тело от души, именно душа ловит образы (эйдолы), тело по большому счету, не играет никакого значение в познавании. Эпикурейцы абсолютно согласны с Демокритом.
Третий пункт. Аристотель, как никто другой ценил тело и душу одинаково. Он говорил, что тело без души не мыслимо, и душа без тела. Именно душа делало тело живым. Тело - это инструмент для души, без которого никак не обойтись. Душа - это сущность естественного тела. Тело и душа существует гармонично. Чтобы выжить в окружающей среде, им нужно соединить свои усилия. Пример: Возьмем любой орган. Язык - это тело. Вкус - это душа. Отсутствие одного из этих компонентов, приведет к катастрофе все живое. Душа имеет три начала у Аристотеля, а тело одно. И кажется тело более сложный механизм, чем душа.
Прочтение теории Пифагора дает представление об уважение к телу. Три души находятся в отдельных физиологических органах, и уже оттуда идет управление самим телом. Душа питается кровь, а кровь в теле. Значит, тело поддерживают силы души для управления им самим.
Мозг выделяет семя, которое проходит весь организм и попадает в матку, производя там ихор. При этом в семени содержится горячий пар. Из влаги и крови образуется тело, а из пара - душа и чувства. Душа и чувства эквиваленты, это значит, что тело не виновато в страстях, хотя по Сократу, Платону и Плотину - это не так. Теория Пифагора чем-то схожа с теорией Аристотеля, особенно взаимодействие тела и души. Это здоровое сотрудничество. Число душ тоже сходится, и каждый из них считает, что душа разумная бессмертна, а все остальные смертны. Хотя Аристотель смеется над Пифагором, потому что тот называет душу числом, но их теории схожи по мотивам, что душа без тела ничто, и тело без души.
Четвертый пункт. Это философы, которые не могли полностью определить свое отношение к телу. Например: Эмпедокл называет тело тюрьмой, в которую заталкивает в нее демон. Но тут же говорит, что душа без тела не имеет силы в этом мире. Душа - божественная, идеальная и бессмертная, но тело помогает творить в этом мире, преобразовывать и познавать.
По Анаксагору, который говорил, что ум имеет два начала телесное и бестелесное. Душа - это и есть ум, и ему лучше быть не связанным с телом. Хотя тут же говорит, что преимущество человека над животным, и почему именно он правит над природой, это, потому что у него есть руки. А руки - это часть тела. Тогда именно по этому мы познаем окружающий мир и правим, потому что тело помогает, ибо, по Анаксагору, только из-за этого мы отличаемся от животных.
Стоики - это течение менялось, и взгляд на душу и тело тоже менялось. В начале согласие было с теорией Гераклита, где говорилось, что тело - это зло. Правда, имея восемь душ, и пять из них отвечают за ощущения, то напрашивает вопрос, что тело, хоть и смертно, но полезно для познавания окружающего мира. Здесь можно проследить Аристотеля, когда он доказывал, что душа и тело неразделимы, на примере глаза. Еще они говорили, что в семени человека есть частички души. Значит, это выделение необходимо для создания жизни, и можно сказать, что она божественна. Ранние стоики говорили, что душа смертна, тем самым приравнивали душу к телу. Другие говорили, что душа бессмертна, и здесь опирались на теорию Платона. По нему четко сказано, что тело зло, и только мешает идеалистическому существованию души. Зенон говорил, что надо бороться со страстями, но страсти - это неправильное движение души. Он прямо говорит, что проблемы не в теле, а в душе.
Болезнь нарушает связь с телом. Об этом говорил еще Демокрит. Сон или в трансе отсутствует душа на время, со смертью навсегда. Почти все философы объясняли изменение состояние человека это какие-то изменение или нарушение связи между телом и душой.