Выступление по обмену опытом. Методическая разработка на тему: Семинар по обмену опытом «Применение Сингапурских структур, направленных на развитие успешности у детей дошкольного возраста»
Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
гимназии № 3 г. Зеленодольска РТ
Антипина О.В.
На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; вводятся стандарты 2 поколения.
Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока - основной формы процесса обучения - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
В связи с этим в начальной школе возникла проблема выхода из создавшегося положения.
Такой выход увидели в развивающем обучении. Особое значение для развивающего обучения имеют результаты психолого-педагогических исследований, проводимые под руководством Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. Основная задача начального обучения данных исследований - общее развитие учащихся и его тесная связь с обучением.
Д.Б.Эльконин писал: «Чтобы обучение в начальной школе было развивающим, необходимо позаботиться прежде всего о научности».
Исследования показали, что введение младших школьников в основы наук, освоение системы теоретических понятий открывают возможность перестройки всего характера развития ребенка, формируют способность к теоретическому обобщению.
Наша гимназия на протяжении 20 лет работает по развивающим системам Занкова и Эльконина – Давыдова.
Мы считаем, что качественно новое содержание обучения младших школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Ведь обучение - есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Мы считаем, что самым важным в учебно-воспитательном процессе являются коллективизм и самостоятельность .
Поэтому центральной задачей 1 класса является формирование мотивации учебной деятельности. Умение сотрудничать – основа коллективно-распределительной деятельности. Уже с 1 класса я приучаю ребят оказывать помощь друг другу, использую ситуации, в которых проявляется их помощь одноклассникам. Знакомлю детей с правилами совместной работы. Дети приобретают некоторый опыт работы в парах, группах, знакомятся с правилами и знаками. Дети уже в 1 классе умеют обращаться друг к другу, высказывать своё мнение и отношение к мнению товарища.(Маша хочет узнать, согласны ли вы с ней? Вы согласны? Какие ещё есть мысли? Кто думает так же?)
На уроке ребёнок ведёт диалог не только с учителем, но и с одноклассниками. Часто на уроках звучат слова: «Обратись, пожалуйста, к Никите», « Ты не согласен с моим мнением, а как считаешь ты?» «Чья мысль вам показалась интересной?» и т.д. Часто приходится помогать ребёнку в оформлении своей мысли. Я перефразирую его высказывание и обращаюсь к ребёнку с просьбой оценить его точность, например: «Правильно ли я тебя поняла, что…?» «Ты хотел сказать, что…» При этом считаю важным привлекать и класс «Что имел в виду Игорь? «Кто понял Янину мысль?» и обращаюсь к автору: «Мы правильно тебя поняли?»
Успешное освоение детьми правил и способов учебного взаимодействия невозможно без систематической организации парной и групповой работы.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.
Как уже было отмечено, освоение коллективной формы работы учащимися проходит с 1-го класса. Сначала дети работают парами (например, проверяя друг у друга домашние задания по предметам).
При работе парами приучаю детей внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Поэтому правила заучиваются всегда. Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели мы учителя.
Но эта работа учит детей и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют повторить еще и еще раз правило.
Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить взаимные диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучению (диктующего и проверяющего), то обучаемого. Взаимные диктанты в парах постоянного и сменного состава провожу начиная с 1 класса (используя, например, разрезную азбуку).
Для групповой работы объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они поворачиваются лицом друг к другу. Для примера приведу урок русского языка. При изучении темы «Словарные слова» стараемся запомнить написание слова капуста. Правил для написания словарных слов не существует. Проверить их родственными словами не получается. Запоминание слов предлагаю с помощью ассоциаций, и эмоционально – образная память учеников активно заработает. Связываем это слово с другим, обыгрываем ассоциативную связь в стихотворении, загадке или ребусе, и у словарного слова появляется «приёмный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную букву в слове. Предлагаю детям найти слова по аналогии, которые могли бы помочь запомнить это слово. Работая в группах, дети на листах маркером выполняют работу. Затем один ребёнок от группы вывешивает этот лист на доску. У групп получились разные слова для запоминания. Заяц любит капусту, бабочка откладывает яйца на листья капусты, капля – капуста любит влагу. Во всех подобранных словах буква а стоит в сильной позиции, именно гласную а в слове капуста надо было запомнить. Затем знакомимся со стихотворением из ассоциативного словарика:
На нашей грядке было пусто –
Вдруг за ночь выросла ка пуста!
Когда ка пустный дождь прошёл,
Растёт ка пуста хорошо.
Шёл дождь на сотнях мягких лап,
Стучали ка пельки: «Ка п – ка п!»
Как только «ка п – ка п – ка п» звучало –
Ка пуста сразу подраста ла.
Ка пустный ка пал дождь всю ночь,
А утром он умчался прочь.
Дети делают обобщение и вывод, что капуста пишется с гласной а . Аналогичную работу мы проводим со всеми словарными словами, затем дети оформляют свои работы в папку.
В 3 классе, работая над темой «Окончание имён существительных» дети в группах доказывают, что окончания в слабых позициях у имён существительных подчиняются основному закону письма. Для проверки окончаний они подбирают группы слов с сильной позицией в окончании. После обсуждения, они доказывают свою точку зрения и приходят к выводу, что для проверки существительных 1 скл. подходят слова звезда, змея, рука, стена, сосна; для слов 2 скл. – стекло, окно, стол, конь; для слов 3 скл. – цепь, рожь, степь. Затем дети составляют стихи, рисунки и оформляют их в папку.
1) Это наша земля ,
Это наша река.
Засверкала степь, словно золотая цепь.
И художник разрисовал окно,
Где находится наше село.
2) Приснился как – то сон мне:
Иду я по земле.
Со мною рядом конь идёт.
Вокруг нас только степь..
Шли долго мы и вот река
Широка и глубока.
И лодка есть на берегу,
Привязана на цепь.
А за рекой жильё моё,
А в нём окно и стол.
Проснулся я, чтоб записать
Такой чудесный сон.
Одной из форм групповой работы провожу игру «Ручеек». В ручейке идет общение ребят внутри одного ряда, где работают 10 учащихся. Для этой работы заготавливаю к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. Итак, у меня 3 комплекта карточек, по 10 штук в каждом. Дети выполняют своё задание, затем меняются карточками по рядам и обсуждают выполнение работы своих одноклассников.
На уроке русского языка работу в динамических парах провожу с диктантами. Сначала заготавливаю разные тексты диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из текстов, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:
один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой пишет;
затем другой ученик (тот, который перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;
потом каждый берет тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант;
открывают карточки и по карточкам проверяют второй раз (уже вместе);
допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок;
каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова».
После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся в выборе партнера для совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам-заданиям.
Эти приемы форм коллективной работы применяю на отдельных этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы я провожу коллективные учебные занятия, используя различные коллективные формы организации на протяжении всего урока.
После урока по развитию речи « Большому кораблю – большое плавание» у ребят появилось желание больше узнать о современных кораблях. С этой целью мы посетили музей судостроения завода имени Горького. Ребята воочию увидели, как в доке стоят красавцы-корабли, которые строят наши земляки. Узнали историю создания ремонтных мастерских, познакомились с моделями кораблей, выпускающихся в нашем родном городе. На уроке технологии в технике оригами научились делать несколько видов корабликов. В этом им помогали учащиеся старших классов. В конце урока вся флотилия была спущена на воду в надувной бассейн! У детей от радости светились глаза: так интересно было работать со старшими товарищами! Эта работа ещё раз доказала, что коллективные формы урока влияют на то, что:
ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
сплоченность класса резко возрастает;
При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей:
каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».
ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам.
деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно отучает других.
основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех.
каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.
полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
Кроме того, ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего соседа. Учащиеся поддерживают парную работу, им интереснее работать сообща друг с другом.
Благодаря коллективной работе ученики умеют:
формулировать свою точку зрения;
выяснять точки зрения своих партнеров;
обнаруживать разницу точек зрения;
пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.
Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:
обсуждаются разные варианты решений;
отвергаются ошибочные варианты;
ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.
Эффект от коллективной формы организации учебно – воспитательного процесса очевиден:
Возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания;
на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
уменьшаются дисциплинарные трудности;
растет самокритичность; ребенок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»;
воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Использование коллективной формы организации на уроках дает возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствует проявлению и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще раз подтверждает тесную взаимосвязь развивающего обучения с коллективной формой организации учебно-воспитательного процесса.
Думаю, все согласятся, что комплексный подход к изучению английского языка является наиболее эффективным. Он подразумевает одновременное изучение фонетики, грамматики, лексики и совершенствование навыков аудирования, говорения, чтения и письма. Но очень часто мы понимаем намного больше, чем можем сказать. Это обусловлено нехваткой разговорной практики. И не удивительно, ведь зачастую мы говорим на английском только пару часов в неделю, и то на уроках. Прекрасным дополнительным опытом использования приобретённых на уроках знаний может стать языковой обмен.
Что такое языковой обмен?
Языковой обмен (language exchange , можно встретить термины conversation /talk /chat exchange ) – это прекрасная возможность практиковать изучаемый язык с носителем. Идея заключается в обмене знаниями. К примеру, один из партнеров изучает английский, владея русским, ему нужно найти второго, который бы изучал русский и был носителем английского. Есть еще один вариант – 2-4 человека, говорящих на разных языках, практикуют один изучаемый.
Как это работает?
Очень просто! Находите партнера по обмену и начинаете общение. Если вы только начали изучать язык, лучше стартовать с переписки. Так у вас будет достаточно времени, чтобы подумать, что и как вы хотите сказать. Если же вы чувствуете, что готовы к живому общению, меняйтесь контактами и занимайтесь по Skype , Paltalk или любой другой программе с видеочатом.
Где можно найти партнера по языковому обмену?
Существует множество различных сайтов, где можно найти партнера для языкового обмена, и все эти ресурсы очень похожи. Для начала необходимо зарегистрироваться, подтвердить активацию, перейдя по ссылке, полученной по почте, создать профиль, затем можно приступать к поиску, выбрав рубрику “Search ”. Критерии поиска также однотипны: изучаемый язык и уровень владения им, родной язык, место проживания, пол, возраст партнера. Получив результаты поиска, знакомьтесь с профилями, выбирайте понравившийся и пишите этому человеку. Ниже представлены несколько самых популярных бесплатных сайтов по обмену языковым опытом.
Conversation Exchange очень прост в использовании, следуя вышеперечисленным инструкциям, вы без труда найдете интересного собеседника. Очень удобно, что не нужно каждый раз заходить на сайт, чтобы проверить, не написал ли вам кто-то, ведь уведомления о получении сообщения приходят прямо на почту. Здесь вы сможете найти не только человека для устного общения, но и друга по переписке. С его помощью сможете совершенствовать навыки письма. Очень удобно для стеснительных людей! :-)
– динамичный сайт, где можно найти носителей более 90 языков. Сайт не сложнее предыдущего: регистрируетесь, создаете профиль. У вас появляется своя страничка, в левом углу вы увидите кнопку “Navigation ”. Нажав ее, выбираете язык, которым владеете, и язык, который изучаете. Далее нажимаете кнопочку “Apply ”, и вуаля! Находите понравившийся профиль и пишете сообщение. Если вы уверены, что хотели бы продолжить общение с этим человеком, добавляете его в друзья, меняетесь контактами.
Название этого сайта говорит само за себя – . Более 28000 людей со всех уголков мира зарегистрированы в этой системе. На сайте также представлен форум, где можно обсуждать различные темы и меняться контактами. А если вы суперпродвинутый пользователь английского и решили начать карьеру учителя, создайте свой аккаунт в рубрике “I’m a teacher ” и ждите сообщений уже от своих будущих студентов. Не забывайте – с чем большим количеством людей вы познакомитесь, тем больше вероятность, что вы найдете интересного вам собеседника.
– чудный сайт, который не только дает возможность найти партнера по обмену, но и предлагает изучать английский через игру. Суть в том, что после регистрации и создания профиля можно присоединиться к играм. К примеру, в игре “Word Explainer ” правила просты: нужно угадать или объяснить слово. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Также радует наличие русской версии сайта. А еще сайт адаптирован под социальные сети, вам не придется тратить много времени на регистрацию.
Как сделать такую практику максимально эффективной?
- Планируйте. Подумайте, что бы вы хотели обсудить со своим собеседником, составьте список тем или вопросов, подготовьте слова по теме, может, план того, что вам хотелось бы сказать. На некоторых сайтах вы можете найти уже готовые планы, но, как правило, такие сайты платные.
- Относитесь к вашему партнеру уважительно. Позволяйте ему также попрактиковать изучаемый язык. Лучше всего обсуждать каждую тему сначала на одном языке, потом на другом. Как вариант, можно половину урока практиковать русский, половину – английский.
- Помните, что это просто общение. Получайте удовольствие от коммуникации, заводите друзей, наслаждайтесь.
Надеюсь, эта статья была полезной для вас и вы решитесь опробовать такой способ обучения, встретите прекрасных людей и улучшите свой английский. Буду рада ответить на все ваши вопросы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
У обучения за рубежом в частных школах с полным пансионом есть достойная альтернатива: участие в программах по обмену школьников, предполагающих на период учебного курса проживание в принимающей семье. «Деловой квартал» собрал ответы на самые часто задаваемые вопросы о программах международного обмена для российских школьников.
Активное развитие международных программ обмена школьников началось после Второй мировой войны - в европейских странах и США. На глазах создавался новый мировой порядок, в котором для предотвращения страшных трагедий ключевой ценностью становились связи между вчерашними врагами - но не на уровне политиков и дипломатов, а между простыми людьми. Идеологи первых программ обменов резонно предположили, что фундамент понимания между людьми, представляющими разные расы, религии и социальные группы, будет тем прочнее, чем раньше начать его строить - желательно со школьного возраста. И обязательно с участием семей, чтоб погружение в чужую культуру было максимальным. Поэтому международные программы, в рамках которых две страны обмениваются школьниками, приезжающими на один академический год (как вариант - семестр или триместр) учиться в государственные или частные школы, проживая при этом в семьях, стали называть программами культурного обмена (чтоб отделить их от «просто» зарубежных образовательных программ, когда школьники живут в пансионах при частных школах).
Все программы обмена делятся на коммерческие и некоммерческие. Подавляющее большинство относится к первой категории, их организуют, как правило, операторы рынка зарубежного образования, но под патронажем правительственных структур. Вторые действуют как крупные проекты некоммерческих фондов, финансируемых за счет благотворительных взносов принимающих стран, компаний‑спонсоров, самих родителей. Участие в некоммерческой программе не означает, что родители совсем не несут никаких затрат, но они существенно ниже, чем в случае коммерческого обмена. Нонна Коврижных, исполнительный директор Фонда «Интеркультура» (российского отделения AFS, одной из самых крупных в мире структур, организующих некоммерческие обмены), говорит, что 99% организаций по обмену - коммерческие. Это означает, что родители детей, участвующих в такой программе, помимо авиабилетов, виз, страховки, услуг организации и других необходимых затрат оплачивают и стоимость пребывания школьника в принимающей семье и школе.
Для родителей главный мотив отправить детей на учебу в другую страну, в незнакомую семью - подготовить их к самостоятельной взрослой жизни, научить эффективным межличностным коммуникациям, умению договариваться и налаживать связи в любой жизненной ситуации, ну и, конечно же, погрузиться в другую культуру, что существенно раздвигает горизонты возможного. Организаторы говорят, что программы обмена - это всегда попытка «научить плавать, просто бросив ученика в воду». Жизненные успехи участников таких программ на протяжении десятилетий доказывают, что этот подход по‑настоящему действенный.
Совершенствование иностранного языка в естественной лингвистической среде как главная цель поездки постепенно отходит на второй план, поскольку изучить язык на хорошем уровне сегодня можно и другими способами.
1 | В чем отличие коммерческих и некоммерческих программ по обмену?
Г-жа Коврижных так объясняет особенность некоммерческих программ. Дети и родители, выбирающие их, должны понимать, что лозунг «заплатил и поехал» не работает. Затрат родителям не избежать, но главный принцип отбора детей к участию - конкурсный. Необходимо доказать, что именно этот ребенок может представлять свою страну за рубежом (ведь обмен происходит не между семьями, а между странами), что он в достаточной степени одарен и подготовлен, чтоб достойно выдержать все предстоящие сложности. Отбор есть и у провайдеров коммерческих программ, но, как правило, он ограничивается проверкой уровня владения ребенком иностранным языком.
2 | Какие некоммерческие программы самые известные?
В наиболее известны и распространены (с точки зрения географии представительств и массовости участия) программы AFS и FLEX. Первая формирует программы обмена школьников между десятками стран, для России на учебный год предлагается 23 страны. Вторая финансируется Госдепартаментом США и предлагает годичное обучение в американских школах и проживание в обычных американских семьях. И в том, и в другом случае необходимо пройти конкурсный отбор. Он довольно жесткий, по программе FLEX в сезоне 2012‑2013 гг., в России и СНГ из 70 тыс. участников было отобрано 1,2% (около 800 человек, конкурс выше, чем при зачислении в ). Конкурс по программе FLEX состоит из нескольких этапов (собеседование, рекомендации учителя, письма приемным родителям, эссе второго и третьего тура). Организаторы говорят, что уровень владения английским языком у претендентов не важен, конкурс проходят те, кто показывает наилучшее соответствие целям программы (понимание культуры Америки во всем ее разнообразии, знакомство американцев со своими странами и их культурами, желание узнать о демократических ценностях и гражданской ответственности граждан США и т. д.). Конкурсы AFS на получение стипендии в программе обмена на 2014‑2015 гг. состоит из двух туров. В первом - заочном - необходимо написать эссе на тему «Жизнь в стиле AFS» - не более 20 предложений. Второй тур - очный.
3 | С какими странами существуют программы обмена?
Поскольку изначально программы обмена связывали в основном США и европейские страны, то самая массовая развитая приемная инфраструктура (подготовленные принимающие семьи и школы, участвующие в программах) именно там. Соответственно, больше всего школьников из РФ едут в США, Германию, Францию, Бельгию. При этом Нонна Коврижных уточняет, что сейчас самые популярные у российских родителей именно европейские страны (США утратила статус самой привлекательной страны для обмена). При этом все больше и больше родителей хотят отправить своих детей в относительно новые для школьных обменов государства - Латинскую Америку, Азию (здесь популярнее всего Китай и ). В сезоне 2014‑2015 гг. в программах AFS в России, помимо традиционных европейских стран и США обмены с Индонезией, Индией, Гонконгом, Японией, Таиландом, Аргентиной, Бразилией, Коста‑Рикой, Чили и т. д.
4 | Кто может участвовать в обменах?
Стандартный возраст для участников школьных обменов - 15-18 (иногда 17) лет на начало учебного года. В программе FLEX не могут участвовать подростки, проживавшие в США на протяжении 3 месяцев и более в течение последних 5 лет, а также дети родителей, эмигрировавших в США или подавших документы на эмиграцию в США.
5 | Сколько стоит участие в коммерческих программах обмена?
Академическое полугодие в Германии обойдется от 6,8 тыс. евро, столько же - полугодие в Бельгии или Франции. Академический год в США - от $7 тыс. В эту сумму входит: проживание в тщательно подобранной партнерами на месте семье с питанием (как правило, двухразовым), встреча и трансфер из аэропорта к месту проживания, обучение и использование инфраструктуры школы, культурная программа. Авиаперелет и карманные расходы родители оплачивают дополнительно. Организаторы советуют выделять на карманные расходы (оплата сотового, Интернета, дополнительного питания и т. д.) $200‑300 в месяц.
6 | Какие минусы участия в программах обмена?
С точки зрения получения образования в общеобразовательной школе в РФ у школьников, уезжающих за рубеж на академический год, могут возникать сложности. Организаторы самых популярных программ описывают их так: возможно, в следующем году школьник не успеет вернуться на родину для сдачи школьных экзаменов ( и пр.); академический год в США может не зачесть российская школа; учебная программа в США может сильно отличаться от изучаемой в РФ; по окончании школы в США юношу могут сразу призвать на службу в армию; семья в принимающей стране может отличаться от вашей по уровню жизни.
Мнения
Программы по обмену помогают изжить многие местечковые комплексы
Анатолий Сергеев, генеральный директор компании «СибитSystems» (Красноярск)
К программам по обмену для школьников и студентов отношусь позитивно. Они расширяют кругозор молодых людей, открывая для них новые возможности. Плюс, такие программы помогают изжить многие местечковые комплексы и сформировать из молодых людей настоящих цивилизованных представителей человечества. Я точно не буду возражать, если кто-то из моих детей захочет поучаствовать в программе обмена. Но это должен быть исключительно их выбор, а не мое желание - так в нашей семье построено воспитание. Считаю, будущее не просто за отдельными программами, а за возможностью для молодого человека выбрать любое место обучения, опираясь на общемировые рейтинги и репутацию вуза. При этом соискателю предстоит продемонстрировать все свои способности и доказать право на обучение. Свобода выбора и здоровая конкуренция - уже только это сильно повлияет на личность и характер каждого молодого человека и общество в целом. Пока же программы обмена выглядят скорее как маленькие «калиточки» в большой мир, доступные ограниченному кругу. Но и то, что они есть, уже хорошо.
Программы по обмену - это социальная тренировка для ребенка
Николай Салло, директор «Клиники Тисленко» (Красноярск)
Думаю, никто не станет спорить, что школьные или студенческие программы по обмену очень полезны и нужны. Для ребенка это уникальный опыт проживания в другой стране, со своими культурными и бытовыми особенностями. Кроме того, это хорошая мотивация для более углубленного изучения языка, культуры, истории, географии страны. Не секрет, что даже отношение к учебе и технологии обучения за границей и у нас разные, поэтому, в любом случае, это что-то новое и интересное. Также программы по обмену - это отличная «социальная тренировка» для ребенка, новые знакомства и форматы общения. Но здесь есть свои подводные камни. Так как уровень осознанности в подростковом возрасте, как правило, невысокий, на ребенка может быть оказано какое-то негативное влияние - культурное, идеологическое, религиозное. Поэтому родители обязательно должны понимать и учитывать это и говоря медицинским языком, организовать правильную «реабилитацию» ребенка после его возвращения.
Обмен опытом помогает всесторонне развиваться
Карен Даллакян, президент Фонда ЗООзащиты «Спаси меня!» (Челябинск)
Я, безусловно, положительно отношусь к обмену студентами! Мои мальчики, к сожалению, не участвовали в подобных программах. Но я считаю очень важным, что такая практика есть в Ереване, во многих школах и вузах, где учатся дети моих родственников и друзей. Помнится, когда гостил там, у друзей жил мальчик из Англии. Это важно для образования, для общего развития, как для студентов, так и для школьников. Это знакомство с другой культурой, образом жизни. Любой обмен опытом положителен и плодотворен для работы, образования и развития!
За новым уровнем английского
Виталий Дудка, директор компании «Создаватель» (Челябинск)
Из подобных программ я сталкивался только со студенческой Work&Travel USA. Программа, безусловно, полезная, расширяет кругозор, позволяет путешествовать, учит самостоятельности. Ну и, в конце концов, дает возможность заработать. Дети у меня еще маленькие, но несколько знакомых участвовали в этой программе, моя сестра ездила. Это интересное приключение и испытание. А отдельный бонус - совершенно новый уровень разговорного английского. Самое важное в таких программах, на мой взгляд, - воспитание самостоятельности, получение навыков коммуникации. Ну и иностранный язык, конечно.
Язык лучше всего изучать в стране, где говорят на нем
Ирина Скосырева, владелец сети салонов итальянской мебели Berloni (Нижний Новгород)
Думаю, что язык лучше всего изучать в стране, где говорят на нем. Моим детям не доводилось участвовать в программах по обмену, но я считаю, что это очень здорово. Здесь он учился в обычной школе, и я жалею, что не отдала его в специализированную языковую, где есть программы по обмену. Мы сами отправляли их на летние каникулы в Англию и Францию для углубленного изучения языков. Пожалуй, результат в программах по обмену выше, потому что дети живут в семье и им приходится дополнительно общаться на бытовом уровне. Они больше видят жизнь страны изнутри, погружаются в культуру. Хотя дети, насколько мне известно, предпочитают жить в колледже, потому что в семье надо привыкнуть к определенному укладу, а не каждый ребенок может это. А вообще, любое путешествие помогает расширять кругозор, становиться более коммуникабельным, и это, безусловно, поможет во взрослой жизни. К тому же, когда дети находятся далеко от родителей, учатся самостоятельно принимать решения.
ТОП 28 программ обемена для студентов и старшеклассников
№ | Компания - провайдер/программа | стоимость | длительность | Возраст группы | страна |
Программы для студентов и магистров, в у.е. | |||||
1 | 1270 – 2250 € | 2-4 недели | От 18 лет | Франция | |
2 | DAAD|Ознакомительная программа | 800 -3000 € | 2 месяца | 20-23 **лет | Германия |
3 | 805-1060€ | До 4 мес | От 18 лет | Франция | |
4 | DAAD|Летние вузовские курсы* | От 800€ | 3-4 недели | 20-32 **лет | Германия |
5 | International Excange center|Work and Travel USA | 790-1150$ | 2-12 месяцев | До 25 лет | Южная Африка |
6 | * |Университеты Ф.Шиллера в Йене/им. Фридриха - Александра в Эрлангене и Нюрнберге/Европейский Университет Виадрина/Гумбольдта | От 500 € | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Германия |
7 | УРФУ* |Школа делового администрирования TURIBA | От 500 € | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Латвия |
8 | УРФУ*|Лаппеенрантский технический университет/Университет прикладных наук Миккели/Лауреа/Савониа | От 500 € | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Финляндия |
9 | УРФУ*|Университет Лилль-1/Пьера Мендеса Франса в Гренобле/Ренн-2/Администрирования предприятий Университета Пьера Мендеса Франса в Гренобле/Школа Бизнеса ТЕЛЕКОМ, Эври | От 500 € | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Франция |
10 | УРФУ*|Университет Томаша Бата в Злине/ Западной Богемии/Масарика в Брно /Технический университет Брно/Пражский экономический университет/Карлов Университет/ | От 500 € | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Чехия |
11 | УРФУ*|Флорентийский университет/Бергамский государственный университет/Туринский университет | От 500 € | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Италия |
12 | УРФУ*|Загребская школа экономики и менеджмента | От 500 € | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Хорватия |
13 | УРФУ*|Университет Севильи | От 500 € | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Испания |
14 | УРФУ*|Университет Йоханнеса Кеплера в Линце | От 500 € | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Австрия |
15 | УРФУ*|Национальный университет Цинь Хуа | От 200$ | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Тайвань |
16 | УРФУ*|Гуандунский институт иностранных языков/Гонконгский университет науки и технологии/Харбинский технический институт/Пекинский аэрокосмический университет/Сычуаньский университет | От 200$ | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Китай |
17 | УРФУ*|Университет Сункьюнкван/Чунан/Донгукский /Ханьянский университеты | От 200$ | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Корея |
18 | УРФУ*|Ереванский государственный университет | От 200$ | от 3 до 12 мес. | 18-23**лет | Армения |
19 | Americancouncils*/ Программа студенческого обмена «GLOBAL UGRAD» | От 200$ | 1 академ. Год(семестр) | 17-21 год** | США |
Программы для старшеклассников, в у.е. | |||||
1 | Альянс Франсез Екатеринбург | 1270 – 2250 € | 2-4 недели | От 16 лет | Франция |
2 | 1150-5210$ | 2-12 недель | С 12 лет | США | |
3 | International Excange center/Work and Travel USA | 1110-4660$ | 2-12 недель | С 12 лет | Новая Зеландия |
4 | International Excange center/Work and Travel USA | 1080-5380$ | 2-12 недель | С 12 лет | Австралия |
5 | International Excange center/Work and Travel USA | 1060-4370$ | 2-12 недель | С 12 лет | Канада |
6 | International Excange center/Work and Travel USA | 870-3630€ | 2-12 недель | С 12 лет | Ирландия |
7 | International Excange center/Work and Travel USA | 710-3170£ | 2-12 недель | С 12 лет | Великобритания |
8 | International Excange center/Work and Travel USA | 505-2075€ | 2-12 недель | С 12 лет | Мальта |
9 | Americancouncils*/Программа обмена для старшеклассников «FLEX» | От 200$ | 3 месяца | 15-17 лет | США |
Данная программа в 2018 году для России не действует.
FLEX — некоммерческая программа по обмену, актуальная для ребят, учащихся в старших классах. На территории стран СНГ конкурс проводится каждый год начиная с 1992 года. Участники этой программы имеют уникальную возможность обучаться по обмену в США бесплатно. Время действия — академический год.
Участник имеет возможность жить в принимающей семье. Примечательно, что в семью россиянина на время его обучения за границей американские школьники не приезжают.
Приехав в США на год по обмену, россиянин также может принимать активное участие в социальной жизни американского общества. Это позволяет молодёжи лучше узнать культуру американского народа. FLEX предполагает изучение истории, традиций и даже кухни народа, проживающего на территории этой страны.
Процесс отбора на обучение заканчивается в марте каждого года. К апрелю все школьники, подавшие заявление на участие в программе, получают актуальную информацию относительно своего статуса.
Особенности конкурсного отбора
Каждый, кто желает стать участником FLEX, обязан пройти три этапа конкурсного отбора. На первом этапе потенциальные участники отвечают на вопросы пятнадцатиминутного теста. Этот тест позволяет уточнить, насколько ребята владеют государственным языком страны въезда. Тест на знание государственного языка включает в себя десять лексических и шесть текстовых вопросов.
Второй этап несколько сложнее первого. Тест на знание государственного языка США занимает более 120 минут. После этого российские школьники пишут 3 сочинения на государственном языке.
На третьем этапе конкурса проводится интервью с потенциальным участником. Интервью проводится как по-английски, так и по-русски. Также участники третьего тура обязуются сдать 2 эссе. Последним этапом третьего тура является заполнение анкеты участника.
Основные преимущества программы
Многие российские старшеклассники мечтают стать участниками американской программы по обмену. Вернувшись домой, россиянин демонстрирует великолепные познания в английском языке. Это позволяет ему поступить даже в самый престижный российский вуз и успешно построить карьеру на выбранном поприще.
Также у ребят, успешно окончивших обучение в США, всегда есть шанс поступить в любой американский или европейский университет. Для поступления россиянин обязуется подать заявление на получение гранта. Вторым этапом является прохождение тестирования международного образца ( или ). После этого россиянин может подать документы в выбранный университет.
Особенности программы Global UGRAD
Эта программа обмена студентами актуальна для россиян, обучающихся на дневной форме в одном из университетов РФ. Участники этой программы смогут стать студентами аккредитованных американских колледжей и вузов. Также те ребята, которым повезет стать студентами, смогут принять участие в социальной работе, и различных культурных мероприятиях.
Обучение включает в себя посещение лекционных занятий, а также семинаров и всевозможных диспутов. Россияне, ставшие участниками программы Global UGRAD, имеют возможность познакомиться с американской академической культурой и особенностями высшего образования этой страны.
На протяжении целого семестра участники программы Global UGRAD изучают американистику. Огромное внимание уделяется изучению государственной системы страны. Студентам необходимо привыкнуть к . Проживают учащиеся в студенческих общежитиях. Часто вместе с ними живут юноши и девушки из других стран мира.
Особенности программы
Участники Global UGRAD не имеют возможности самостоятельно выбрать себе вуз. Подбором учебного заведения занимаются организаторы программы обмена. Но учебное заведение, в которое определяется участник Global UGRAD, полностью отвечает его интересам.
Получение диплома Global UGRAD не предполагает.
Поэтому, прежде чем подавать заявку на участие в программе, россиянин обязуется заранее поинтересоваться относительно котирования полученных оценок российскими вузами.
Обучение начинается зимой и продолжается до наступления лета. Студенты в обязательном порядке проходят спец. ориентацию в режиме онлайн. Вернувшись из США, россияне проходят онлайн-ориентацию повторно. Завершающим этапом является семинар.
Наталья Плахтеева
В этом учебном году в нашем детском саду проходят интересные мероприятия, на которых педагоги делятся своим опытом. Это проведение мастер-классов для педагогов и родителей воспитанников, консультации, открытые занятия, выступления с презентацией своего опыта.
Перед презентацией воспитатели провели открытые занятия с детьми в своих группах.
Предлагаю конспект занятия, которое провела я.
Организованная образовательная деятельность «Путешествие в зимний лес»
(с детьми раннего возраста)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель
Создать условия для расширения и закрепления представлений детей о зиме.
Задачи:
Развивать познавательную активность детей;
Закреплять умение определять время года по характерным признакам;
Обогащать словарь ребёнка;
Развивать мелкую моторику;
Воспитывать чуткое и бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
Демонстративный материал, соответствующий теме «Зима»;
Игрушки заяц, мышка, медвежонок;
Салфетки белые бумажные;
Зимний пейзаж с использованием специальной ткани, имитирующей снег, ёлочек разных размеров, и выполненные в разных видах техники «бумагопластика», макет зимней норки мышки-норушки.
Предварительная работа
Беседа по картинкам о временах года (зима).
Наблюдение за зимними явлениями в природе.
Разучивание песен и игр-потешек на зимнюю тему.
Словарная работа:
Зима, снег, снежки.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель. К нам в гости зайчик пришёл из леса. Давайте поздороваемся с ним.
Воспитатель (прислушивается к зайчику). Ребята, зайчик приглашает нас к себе гости в лес. У зайчика в лесу очень красиво зимой, там у него есть дом - норка, он там живёт с мамой и папой. Зайчик приглашает нас на прогулку в зимний лес. Хотите пойти на прогулку?
Ответы детей.
Воспитатель: Так как мы с вами собираемся в зимний лес, то чтобы нам не замёрзнуть, надо тепло одеться. Давайте покажем зайчику, как это мы умеем делать.
Подвижная игра:
(выполнять движения соответственно тексту)
Очень холодно зимой,
Мы с детьми гулять пойдем,
Я надену брюки,
И хотя я маленький - у меня есть валенки.
Я надену кофту,
Я надену шапку,
Завяжу я шарфик,
А потом пушистые, тёплые, красивые
Крошки - рукавички на ручки натяну.
Воспитатель: Вот мы и оделись, не замёрзнем в лесу. А путь в лес нам подскажут снежинки.
(Воспитатель и дети идут по снежинкам, разложенным на полу, и подходят к красиво украшенному столу с зимней полянкой).
Воспитатель. Посмотрите, какая красивая зимняя полянка, кругом белым-бело, ёлочки стоят все в снегу. Ребятки, а что можно сделать из снега?
Ответы детей. Из снега можно делать снежки, снеговика.
Воспитатель. Правильно. Ой, что это я слышу? Зайчик мне сказал, что он очень любит играть в снежки, но он не знает, как надо их делать. Давайте покажем ему, как делаются снежки.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики,
Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней,
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг,
И совсем, совсем не сладкий (грозим пальчиком,
Раз - подбросим,
Два - поймаем,
Три - уроним, и …. сломаем (топаем ногами).
Воспитатель. Ребята, смотрите - это волшебные салфеточки, из них можно вылепить комочки-снежки и поиграть с ними.
Воспитатель раздаёт детям белые бумажные салфетки.
Воспитатель. Для этого нам нужно смять салфетки и сделать комок-снежок из неё. Смотрите, у меня получился комок-снежок, и у Арины тоже получился комок-снежок, и у Сёмы, и у Артёма … А теперь давайте поиграем с зайчиком.
Воспитатель. Молодцы, хорошо поиграли! Зайчик говорит, что ему очень весело с нами. У него есть друзья – мышка и медвежонок, которым тоже хочется поиграть в снежки. Мы, зайчик, поможем с ребятками твоим друзьям, сделаем и для них снежки. Давайте соберём наши снежки и ещё сделаем.
Зайчик хвалит вас и говорит, какие замечательные снежки у нас получились. Теперь он с друзьями будет на этой полянке играть в снежки.
Побывали мы в гостях у зайчика, поиграли с ним. А теперь нам пора в садик возвращаться. Возьмём зайчика с собой в садик или оставим его в лесу с друзьями?
Ответы детей
Воспитатель. Молодцы, ребята. Почему мы не можем взять зайчика себе домой?
Ответы детей
Воспитатель. Правильно, в лесу у зайчика есть домик – норка, в которой он живёт со своей семьёй – мамой и папой. Зайчик сказал, что хочет остаться в лесу со своим друзьями – мышкой, медвежонком. Он научит их играть в снежки.
Воспитатель. А мы с вами идём обратно – в детский сад.
(Воспитатель и дети идут обратной дорогой)
Воспитатель: Вот мы и в саду. Вам понравилось наше путешествие?
Итог занятия. Вопросы детям
Где мы с вами сегодня были?
Кого мы там видели?
Что мы делали в зимнем лесу?
С кем теперь будет играть в снежки зайка?
Почему мы не взяли зайку себе домой?
Через несколько дней мне (как и моим коллегам) предложили обобщить и представить свой опыт работы на педагогическом совещании-семинаре.
Темой моего выступления было «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
В моей презентации были представлены:
Цель социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
Задачи социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
Направления деятельности;
Формы работы с воспитанниками, их родителями и коллегами-педагогами.
На слайдах были отражены:
Познавательные занятия и беседы, музейная педагогика – экскурсии в музей краеведения в нашем детском саду, малое краеведение – прогулки по территории детского сада, проектная деятельность, творческая продуктивная деятельность детей;
Подготовка и проведение народных праздников как для всех воспитанников детского сада и их родителей, так и для воспитанников и родителей нашей группы;
Нетрадиционные родительские собрания (посиделки, мастер-классы) и фоторепортажи о проведённых мероприятиях;
Консультации и мастер-классы для воспитателей детского сада.
А в конце своего выступления я рассказала коллегам, что создала блог на образовательном портале МааМ. ru с целью приобретения новых знаний и обмена опытом с коллегами педагогами.
И пришла я не с пустыми руками, а с котомкой, в которой находятся самые важные для меня предметы.
Я развернула разноцветный русский платок и достала книги «Танина Кубань» и «Талашечка», которые прислала мне мой друг и коллега, воспитатель Кирюшатова Татьяна . Её сказки я часто читаю или рассказываю детям, они очень любят слушать их.
Потом я достала из котомки известную вам мордовскую матрёшку-эрзяночку, которую подарила Галина Гришенькина . Я вкратце рассказала о том, какая интересная беседа прошла у нас в группе.
Сама котомка, а тем более её содержимое, вызвали неподдельный интерес у моих
коллег. Им очень понравился такой сюрприз! Надеюсь, и моё выступление тоже.
Публикации по теме:
Газета МБДОУ «Детский сад №2 КВ» город Пикалёво - 1 страница. События. Для детей праздники – это веселье и огромное счастье. А мы взрослые.
В нашем ДОУ стало хорошей традицией проводить "Литературные гостиные" для сотрудников детского сада и родителей. На этот раз прошел конкурс.
1Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы приветствуем всех на нашем КВН - конкурсе весёлых и находчивых воспитателей детского сада.
Все мы, занимаемся ручным трудом с нашими детьми, практически всегда мы используем бумагу, будь то аппликация или конструирование из бумаги.