Всадники апокалипсиса кто приходит первым. Четыре всадника Апокалипсиса: что они символизируют. Семь печатей и четыре всадника
11.08.11
Всадники апокалипсиса, описанные в откровении Иоанна Богослова. В данной статье, собраны картины разных художников, разных периодов времени, изображающие 4-х всадников Апокалипсиса, а так же ознакомится с комментариями исследователя В.В.Сорокина
, с предположениями о том, какие события подразумеваются под снятием печатей.
Всадник на белом коне
«Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить. »
Первая печать
«Снятие» «первой печати» знаменует появление всадника на белом коне (Откр. 6:1-2). Всадник в Св. Писании служит символом царской власти, земного царства; соответственно, появляющиеся один за другим всадники знаменуют собою смену эпох, имеющих ту или иную духовную наполненность. Белый цвет в Св. Писании - символ чистоты и святости; Христос предстает иногда в виде всадника на белом коне (Откр. 19:11). Все это говорит о том, что «снятие первой печати» будет означать начало эпохи духовного торжества христианства в мире. Из этого вовсе не следует, что Церковь станет в мире господствующей и все станут христианами; также не следует делать выводы о внешнем благополучии в эту эпоху. Речь идет скорее именно о духовном расцвете Церкви, когда сияние Её святости, возможно, снова станет столь же ярким, как в первохристианские времена. Некоторые христианские мистики смешивают это время с тысячелетним Царством Христовым (ср. Откр. 20:4-6), между тем как оно есть, в сущности, не начало его, а завершение, ибо началось это Царство в день крестной смерти Спасителя с воскресением первых святых (Мф. 27:52). Сколько продлится эта эпоха - неизвестно, как неизвестна продолжительность и всех других апокалиптических эпох, и само время Страшного Суда.
Карло Карра Всадники апокалипсиса, 1908. Институт искусств, Чикаго
М.Врубель
Альбрехт Дюрер, Откровение Иоанна Богослова: Четыре Всадника Апокалипсиса, 1497-98, ксилография, Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ
Vision of the white horse, The Artist: DE LOUTHERBOURG, Philippe Jacques Date: 1798
Маша Шмакофф. Всадник на белом коне
The Rider on the White Horse by George Frederic Watts
Всадник на рыжем коне
«И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч . »
Вторая печать
«Снятие второй печати» знаменует появление всадника на рыжем коне - символа новой эпохи, эпохи всемирных войн и нестроений (Откр. 6:3-4). Вероятно, мир, в очередной раз отвергнув открывшийся ему свет Христов, погрузится в пучину вселенской смуты, сопровождаемой участившимися стихийными бедствиями. Это, по-видимому, и есть «глады, моры и землетрясения по местам», обещанные Спасителем в конце времен (Мф. 24:7-8). Тогда же, вероятно, начнутся и гонения на Церковь - предвестие антихристова гонения (Мф. 24:9-14). В известном смысле, всякое смутное время в истории являет собою прообраз этой последней смуты, но в конце времен она, по-видимому, должна стать всемирной. Это вовсе не обязательно должна быть, как иногда думают, мировая война; локальные вялотекущие войны могут быть духовно даже более губительны, т.к. мировая война начинается и заканчивается обычно при жизни одного поколения, а т.н. «малые войны» могут тянуться десятилетиями, так, что появляются на свет поколения людей, с самого детства невидевшие в своей жизни ничего, кроме войны и смуты. Но такая вселенская смута, разумеется, не может продолжаться бесконечно.
George Frederic Watts. British, 1817 - 1904. The Rider on the Black Horse
Всадник на вороном коне
«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. »
Третья печать
После «снятия третьей печати» появляется всадник на вороном коне с мерою в руке (Откр. 6:5-6). Вороной конь противопоставлен белому: если белый цвет - символ облагодатствованности, то черный означает совершенную безблагодатность той эпохи, которую олицетворяет собой всадник с мерой в руке. Очевидно, мир и порядок на земле будет им восстановлен, и править будет всем миром - безблагодатная, антидуховная по своей сути цивилизация охватит всю планету. Весьма вероятно, что на Земле будет тогда лишь один правитель, и режим его правления будет вполне тоталитарным. Разумеется, любой тоталитарный режим несёт в себе нечто от антихриста; но предстоящая эпоха, очевидно, превзойдёт в этом смысле всё достигнутое. Из этого вовсе не следует, что люди будут гибнуть исключительно от террора властей - современная цивилизация даже при вполне демократическом внешне устройстве вполне может подчинить себе человека социально и психологически - «мягкий террор» окружения и «общественного мнения» оказывается порой эффективнее террора государственного. Не исключено, что суперцивилизация последних времен будет использовать оба этих рычага. О совершенной её безблагодатности говорит запрещение прикасаться к хлебу и вину, олицетворяющим в Св. Писании благодать (Откр. 6:5-6). В тексте Апокалипсиса есть также косвенные указания на развитие в последние времена магии и магических средств воздействия на психику человека (Откр. 13:12-15). Такое сочетание техники и магии, возможно, сделает контроль над человеком совершенно тотальным, так что всякий, желающий сохранить духовную независимость, будет оказываться вне общества и, очевидно, преследоваться (Откр. 13:16).
William Blake. Death on a Pale Horse. Cambridge, Fitzwilliam Museum
Всадник на бледном коне
«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными .»
Четвёртая печать
«Снятие четвёртой печати» означает явление в мир антихриста (Откр. 6:7-8). Конь «бледный», т.е. бесцветный, означает бескачественность наступившей эпохи с точки зрения метаистории: антихрист находится вне Истории как провиденциального процесса; это - воплощение духа тьмы, устремленного в небытие. Не исключено, что внешне антихрист придёт к власти вполне «земным» способом; но в конце концов он непременно проявит свою сатанинскую суть, вероятнее всего, введя некую обязательную для всех квазирелигию, в центре которой будет стоять он сам (Откр. 13:5-8). «Четвертая часть земли» (Откр. 6:8) означает, вероятно, частичную подчиненность природы (через её извращение) власти антихриста (число 4 в каббалистической символике означает стихийные начала; «четвертая часть» обозначает частичную их вовлеченность в антихристов замысел о завоевании власти над миром).
Horseman of death, The
Artist: COLOMBE, Jean
Date: 1485-89
Technique: Illumination
Location: Musйe Condй, Chantilly
Notes: From "Trиs Riches Heures du Duc de Berry"
Виктор Михайлович Васнецов, Воины Апокалипсиса, 1887
Б.Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. 1940-е
Арнольд Беклин
Арбо. Валькирии
Тернер Всадник на бледном коне 1825-1830г.
Ashley Wood
Всадники Дениса Мезенцева
Four horsemen of the Apocalypse, The
Artist: CAROLSFELD, Julius Schnorr von
Date: 1851-60
Technique: Engraving
Location:
Notes: From "Bibel in Bildern"
Four horsemen, The
Artist: PLACIDUS, Stephanus Garsia (active 11th cenury)
Date: 11th century
Technique:
Location: Bibliothйque Nationale de France, Paris
Notes: From the "Beatus of Saint-Sever: The Apocalypse of John" of France (Ms. Latin 8878), illuminated in the middle of the 11th century by Stephanus Garsia for Gregorio Montaner, the then abbot of the monastery of Saint-Sever, Gascogny, France
Death on a pale horse
Artist: WEST, Benjamin
Date: 1796
Technique: Oil on canvas
Location: Detroit Institute of Arts
Benjamin West
Death on a Pale Horse
Pen, pencil and wash,
570 x 1120 mm
dated "1783, retouched 1803"
London, Royal Academy of Arts
Пятая печать
«Снятие пятой печати» означает исполнение той меры святости и - одновременно - той меры зла, которая должна исполниться к концу времен (Откр. 6:9-11). Каждый век Церковь являет миру новых святых, число которых все время растет. Очевидно, число их должно особенно возрасти за счет тех, кто примет мученическую кончину во время последнего великого гонения на Церковь (не исключено, что оно начнется ещё до явления в мир антихриста, но при нём наверное усилится).
Шестая печать
«Снятие шестой печати» означает начало преображения мира (Откр. 6:12-17). Изменяется сама физическая природа, и это сопровождается неизбежным катаклизмом. Земля как бы выключается в этот момент из того пространственно-временного континуума, который Бог сотворил в «четвертый день». Наступает великий покой, когда одновременно раскрываются и Небеса, и бездна (Откр. 7:1-2). В этот момент духовный выбор каждого уже сделан, и Господь духовно отделяет Своих святых (Откр. 7:3). Число 144000 (Откр. 7:4), разумеется, символическое (12000x12=144000, ср. Откр. 7:5- 8): оно означает число святых Вселенской Церкви (сыны Израилевы - духовно - символизируют Церковь; тысяча в Св. Писании символически обозначает полноту). В этот последний миг исторического бытия мира открывают для себя Христа и многие святые, не принадлежащие к «народу израильскому», т.е. к Церкви; из них многие, очевидно, были убиты за правду Божию, как они понимали её во времена последнего гонения, и теперь они пребывают со Христом вместе с теми, кто с самого начала принадлежал к Церкви Христовой (Откр. 7:9-17).
Седьмая печать
«Снятие седьмой печати» (Откр. 8:1-6) завершает процесс преображения мира. Великое безмолвие (Откр. 8:1) и ожидание ангелов (Откр. 8:2) сменяется приготовлением к тому последнему в истории духовному действию, которое должно завершить собою процесс преображения мира и которое символически открывается священнописателю как звук ангельских труб (Откр. 8:6). Показательно, что в этом действии таинственно участвуют молитвы святых, являющие собою род духовного фимиама (Откр. 8:3-4).
Louse, the rider of Apocalypse, 1944. Imre Amos
В самом конце ролика первый из четерёх всех всадников, о которых написано во многих религиозных книгах. Репортаж канала Euronews в Египте. В Интернете его уже успели назвать "огненный всадник".
Всё о конце света. Исследователи, изучающие ледниковый покров Гренландии, делают пугающее открытие... Флорида, 2005 год. Внезапно пляж покрывают трупы морских созданий... Индонезия, 2004 год. Мощное подводное землетрясение становится причиной чудовищного цунами... Эксперты считают, что все это - только начало. Могли все эти события быть предсказаны Библией? Неужели мы приближаемся к финальному рубежу? Нам стоит лишь раскрыть глаза, и мы увидим, что они уже здесь - 7 знаков Апокалипсиса.
Четыре всадника Апокалипсиса стали известны миру благодаря Откровению, авторство которого приписывается Иоанну Богослову, одному из 12 святых апостолов. Эта книга стала завершающей частью Нового Завета. В ней описываются картины последнего дня, во время которого Бог явит свой гнев и падут перед ним и цари, и рабы (Откровение 6:16-17).
Апокалипсис изображается как чудовищная глобальная катастрофа, предшествующая Второму пришествию Божьего Сына. Одной из самых страшных и глубоко символичных сцен является выступление неких Четырех всадников. Богословы и ученые до сих пор спорят, что именно изобразил с помощью этих образов автор Откровения.
Белый всадник
Первым после снятия Агнцем одной из 7 печатей выступает всадник, восседающий на белом коне (Откр. 6:2). Сведения об этом персонаже довольно скудны. Иоанн только указывает, что на голове у того венец, а в руках - лук. «Белый» всадник описывается как «победоносный», т. е. явившийся, чтобы наверняка одержать победу.
Ввиду скудости сведений об этом герое его значение и роль в Апокалиптических событиях трактуются очень противоречиво. Римский богослов, епископ Лиона и отец церкви Ириней Лионский (≈130-202 год н. э.) считал, что этот мифический персонаж символизирует самого Иисуса Христа. По этой причине он является в венце и называется победителем. Белый цвет лошади - знак праведности и чистоты.
Ириней трактовал появление Иисуса во главе «процессии» как знак победы христианства. Более распространена точка зрения его противников, многие из которых настаивают на том, что все всадники Апокалипсиса олицетворяют зло и к Иисусу никакого отношения не имеют.
Известный лидер баптистской церкви, пастор Уильям Грэм называет первого всадника Антихристом, царем лжи и раздора. Именно поэтому под ним белый жеребец. Это символ обмана и лжеправедности. Иоанн мог изобразить Антихриста с луком в руках из-за реалий времени, в котором жил сам. В начале I тысячелетия на Римскую империю часто нападали парфянские армии. В их авангарде всегда выступали исключительно умелые конные лучники. Они несли с собой раздор и смерть.
Рыжий всадник
Вторым на очереди в Откровении выступает всадник с огромным мечом, гарцующий на рыжем коне. Иоанн описывает его более определенно. Второй всадник призван уничтожить на земле мир (Откр. 6:4). Очевидно, что этот персонаж символизирует Войну.
Архиепископ Кесарии, Святитель Андрей (VI-VII) считал, что этот всадник также символизирует жертвы христиан-мучеников, сложивших свои головы за веру. Название рыжего окраса коня в некоторых переводах Евангелия звучит как «красный» или «пламенный». Он обозначает пролитую первыми христианами кровь. Также этот цвет ассоциируется с багряными облачениями римских императоров, кровавых тиранов «развратной Римской блудницы».
Черный всадник
О третьем всаднике Иоанн говорит, что тот держит в руке «меру» и восседает на вороном коне (Откр. 6:5). Далее звучит некий голос, назначающий цену за пшеницу и ячмень, но не позволяющий прикасаться к вину и елею (Откр. 6:6). Во времена Иоанна эта «мера» применялась для взвешивания сыпучих продуктов. Ею пользовались торговцы.
То, что такое мерило держит в руках третий всадник, является символом Голода как в буквальном, так и в переносном смысле. Простая пища - пшеница, ячмень - в последние дни на Земле сильно подорожает или будет в недостатке из-за засух. Вино же и елей, которые используются во время христианских богослужений, останутся нетронутыми. Это намек на спасение людей, живучих пищей духовной.
Вороной окрас коня легко объясняется с точки зрения исторического контекста. Он символизирует цвет винограда, который активно выращивали во времена правления Домициана (81-96 гг.). Римляне делали из него много вина, потакая пьянству правящего класса. В то же время земель, где возделывались зерновые культуры, становилось все меньше, а это грозило населению голодом.
Бледный всадник
Последнего всадника, скачущего на бледном коне, автор Откровения называет уже по имени. Это сама Смерть. Она уничтожает людей всеми возможными способами. За этим персонажем следует ад. Интересно, что «бледный» окрас лошади в некоторых переводах с древнегреческого звучит как бледно-зеленый, напоминающий цвет гниющей кожи трупа.
Современные пастыри разных церквей трактуют изображенные в Откровении картины с поправкой на события сегодняшних дней. По их мнению, бледно-зеленый конь символизирует ислам, рыжий (красный) - коммунизм, вороной - капитализм. Венценосный всадник на белом жеребце - христианская вера, которая должна в итоге победить. Этой точки зрения придерживается, к примеру, пастырь церкви Конца времен Ирвин Бакстер.
Мормоны трактуют поочередное явление всадников Апокалипсиса как 4 следующие друг за другом периода. Белый конь - символ эры добра и праведности (4-3 тысячелетие до н. э.). Рыжий - времена греха, войн и гнева Божьего, явившегося на землю в виде Потопа (3-2 тысячелетие до н. э.).
Вороной - эра Авраама, а также преследований, голода и скитаний еврейского народа (2-1 тысячелетие до н. э.). Бледный конь символизирует последнюю эпоху, которая длится до сих пор и закончится концом света («адом» для все заблудших).
также в последующем войне всемирном голоде и великой смуте.
Три великих бедствия следуют одно за другим в таком порядке: великая всемирная война, великий всемирный голод, великая всемирная смута, они обозначены в 6-й главе — это три всадника.
Всадник войны:
Откр. 6:
4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
Рыжий — цвет огня, который отличает всякую войну. Всадник должен развязать мировую войну (он держит большой меч).
Всадник голода:
Откр. 6:
5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
Вороной (или черный) цвет и мера в руке всадника символизируют голод, что подтверждается в 6-м стихе.
Всадник великого смятения:
Откр. 6:
8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Власть над четвертой частью земли означает, что во время великого смятения будет умерщвлен каждый четвертый человек, живущий на земле.
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни (Мф. 24,22).
На земле в буквальном смысле установится ад на 40 дней (именно до такого количества дней сократится эта скорбь ради избранных, иначе бы не спаслась никакая плоть). Сравните это с сорокадневным постом и искушением Господа Иисуса Христа дьяволом в пустыне, о чем идет речь в Евангелиях: Мф. 4, 1—11; Мк. 1, 12—13; Лк. 4, 1— 13. В течение этих 40 дней бесы будут являться людям в своем настоящем безобразном обличье, мучая и убивая людей. Все погибшие от этих бедствий по суду Божию попадут в ад и будут находиться там до Страшного суда, на котором их участь будет окончательно решена.
Оставшиеся два миллиарда человек будут искушены антихристом зверем, который «выйдет из моря», — это будет время великой смуты.
Одну третью часть от оставшихся двух миллиардов, равную 666 (!) миллионам человек, Господь спасет посредством второй всемирной проповеди Евангелия, которую возглавит возлюбленный Его ученик апостол Иоанн Богослов (для чего он был воскрешен Господом сразу по его смерти в новом качестве), и проповеди двух свидетелей Откровения (глава 11, стихи 3—12) Илии и Еноха.
За что же Господь пошлет людям последнего времени такие страшные бедствия и казни? А вот за что:
Откр. 9:
20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить;
21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.
Вот почему будет необходимость для Бога удвоить и утроить меч, т. е. попустить еще великий голод и великую смуту. Только после этих трех скорбей люди будут способны принять проповедь покаяния.
Некоторые святые отцы указывают день, час и месяц великой атомной войны Апокалипсиса вопреки строжайшему запрету канонической Русской Православной Церкви: «Год сообщать не будем, ибо, во-первых, это делать для всех запрещает Господь, а во-вторых, это легко будет распознать по текущим событиям.
Итак, эта война начнется: год — 20ХХ (постигайте сами); месяц и день — 30 июля по старому церковному стилю, что соответствует 12 августа современного общепринятого календаря (новый стиль); час — 12 часов ночи по местному Палестинскому времени».
Указывают они и конкретное географическое место начала всемирной великой войны.
Откр. 9:
14 говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
15 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.
В этом описании автор усматривает, что место начала войны — река Евфрат. Четыре ангела, которые будут освобождены в той местности в указанное время (час, день, месяц и год), являются ангелами-хранителями четырех государств (народов), проживающих около этой реки. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что Евфрат берет начало в горах Турции, течет по территории Сирии, Ирака и впадает в Персидский залив в районе Ирана.
Итак, четыре упомянутых государства есть исламские страны — Турция, Сирия, Иран, Ирак. Мы знаем, что последнее десятилетие — это самая «горячая точка» на земле. Поэтому неудивительно, что война начнется именно там.
Начнется она как местный конфликт между четырьмя указанными государствами: два на два. После применения одной из стран атомного оружия война распространится на все прочие страны и станет всемирной.
Вот как описывается начало этой войны (ядерной фазы) в 9-й главе «Откровения»:
Откр. 9:
1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны:
2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
Звезда, падшая с неба, — это ракета с ядерной боеголовкой, падение и взрыв которой открывает (потому и называется ключом) кладезь бездны атомной войны.
Дым из большой печи — визуальный образ атомного взрыва (так называемый атомный гриб).
Помрачение солнца и воздуха от этого дыма хорошо описывает «эффект ядерной зимы», как последствие наземного ядерного взрыва.
Откр. 9:
3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
Под властью, какую имеют земные скорпионы, имеется в виду нервно-паралитическое действие химического оружия, используемого самолетами-саранчой. Оно не оказывает вреда растениям, но только людям-безбожникам, что и подтверждается в 4-м и 5-м стихах. Люди, попавшие под воздействие этого химического оружия нервно-паралитического действия, будут страшно мучиться и призывать смерть, но будут парализованы. Впоследствии же они умрут. Отметим, что этот вид оружия не будет оказывать никакого воздействия только на истинных рабов Божиих, которые предварительно будут запечатаны ангелами особой печатью.
Откр. 7:
3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
Израиль находится в эпицентре этой войны, вот почему есть нужда сохранить 144 тысячи избранников Божиих из евреев (отроков) от воздействия войны.
«Остается только удивляться и восхищаться тому, — пишет отец Олег (Моленко), — как Великий Иоанн Богослов описал виденную им за две тысячи лет наперед современную боевую технику — самолеты и танки! Нам, живущим во времена, когда эта техника стала для нас обыденной и воспринимается нами как неотъемлемая часть нашей жизни, не составит большого труда увидеть ее в описании Откровения. Раньше нашего времени, при отсутствии этой техники, даже святые, благодатные и самые светлые умы не могли ее видеть и дать правильное толкование. Мы не святее отцов, но наше преимущество в том, что мы дожили до того времени, когда просто видим эту технику. Вот почему мы можем без всяких натяжек увидеть ее в описанной в Откровении саранче и конном войске».
Откр. 9:
7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие;
8 и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.
9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее— как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;
10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.
11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.
Если представить мысленно военный аэродром, когда там находятся выстроенные рядами боевые самолеты, то они действительно похожи на строй коней, приготовленных к войне. Приготовленных — ибо самолеты еще не сдвинулись с места и не летят, но пилоты уже заняли свои места.
«И на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые» — кабины самолетов сделаны из прозрачного пластика, под которым просвечивались головы пилотов в шлемах. Во время получения видений Апокалипсиса этого невозможно было ни представить, ни описать. Вот почему отблескивающие солнечным светом оргстекла и шлемофоны воспринимались «как бы венцы» и «похожие на золотые».
«Лица же ее — как лица человеческие» — мы-то знаем, что за скафандром или костюмом современного летчика и за стеклом шлемофона находятся живые люди. А каково было видевшему их 2000 лет назад? Тайновидец Иоанн видел лица человеческие внутри весьма странных и очень необычных для него предметов-костюмов, вот почему и писал о лицах «как» человеческих.
«На ней были брони, как бы брони железные» — и сегодня многие, даже образованные люди не могут назвать точно сплав металлов, из которого изготавливаются корпуса современных самолетов. Но мы знаем, что этот сплав серебристо-белого цвета и содержит в себе много алюминия, но не железа. Иоанн Богослов описывает обшивки корпусов виденных им самолетов «как брони», а их металлический состав — «как бы» железным, ибо он видел, что это не железо, а неизвестный тогда металл (сплав).
«А шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну» — мы видим, что «саранча» имела крылья, что мы видим и у самолетов, — продолжает отец Олег. — Вот почему предположение, что под саранчой следует понимать вертолеты, по моему мнению, неверное. Против вертолетной версии — и «волосы» из газового шлейфа, и шум от крыльев, а не от лопастей, и сила этого шума от сверхзвуковых самолетов, которая более подходит к словам «когда множество (а не просто много) коней бежит на войну» и стоит грохот от колесниц (а это по тем временам давало самый большой шум, какой только мог быть). Звук от вертолетов не может сравниться с ревом сверхзвуковых самолетов. К тому же «саранча» будет пущена в бой сразу после атомного взрыва. Вот почему невозможно пред¬ставить вертолеты, летящие сквозь зону ядерного заражения, ибо это губительно для пилотов. Совсем другое дело самолеты-высотники».
Первый из всадников должен появиться после снятия Агнцем первой из семи печатей, в руках его лук, а на голове его венец. В книге Откровений говорится, что всадник этот выглядит «победоносно» и «придет, чтобы победить». Толкователи по-разному трактуют эти слова, одни уверены, что вид и белый цвет его коня символизируют правду и победу правды над ложью, другие считают, что он, напротив, символизирует приход на землю Отца Лжи – Антихриста, Сатаны. Однако слова его и вид люди будут принимать за правду и поклонятся ему, таким образом, он победит и принесет много горя вероотступникам.Первого всадника Апокалипсиса еще называют «Чумой», что тоже весьма символично с точки зрения теологии. Это может трактоваться как какое-либо лже-учение, которое по масштабам сравнимо с чумной пандемией.
Всадник на рыжем коне
Когда Агнец снимет вторую печать, на землю ступит второй всадник , он будет восседать на рыжем коне с большим мечом в руках. Этому всаднику суждено «взять мир с земли», чтобы люди убивали друг друга. Второй всадник традиционно символизирует , настолько масштабную и разрушительную, что она должна затронуть все уголки мира.Конь рыжего цвета олицетворяет пролитую кровь, а т.к. ему предшествовало появление первого всадника, это, по мнению исследователей, должно означать, что начнется война и прольется много крови вскоре после его прихода. Скорее всего, имеется ввиду пришествие на землю Антихриста и, вероятно, он ее и развяжет.
Всадник на вороном коне
Третий всадник Апокалипсиса появится вслед за Войной. Иоанн в своем видении слышал голос, который говорил: «хиникс пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарий». Эти слова говорят о глобальном неурожае и последующем голоде, когда цены на зерно будут немыслимо высоки. В то же время всаднику было сказано, чтобы елей и вино он не , виноградники и оливковые деревья в меньшей степени пострадают от засухи. Вороной цвет традиционно считается , с этим термином отождествляются понятия тотальный или глобальный.Так, например, бубонную чуму, разразившуюся в средневековье, назвали «Черной смертью» за то, что она выкосила треть населения Европы.
Одни толкователи склонны полагать, что второй всадник символизирует мировой голод, другие считают, что здесь Иоанн Богослов в аллегоричной форме говорит о богатых , тех кто покупает хиникс пшеницы за динарий и о тех, кто употребляет елей и вино, т.е. тех кто ходит в храм и соблюдает таинства и миропомазания. Т.е. всадник причинит зло только богатым и развращенным и не тронет верующих христиан.
Всадник на бледном коне
Четвертого всадника Иоанн Богослов называет «Смертью», он должен будет иметь власть над четвертой частью человечества, уничтоженной войной и голодом. Бледный цвет коня олицетворяет цвет кожи или человека, находящегося в предсмертной агонии. Из Откровения неизвестно, есть ли у четвертого всадника в руках какой-либо предмет. На гравюре XVI века, выполненной Альбрехтом Дюрером, в руках последний всадник несет трезубец, однако на других картинах, рисунках и иллюстрациях его изображают с косой в руках.Последние слова, посвященные четвертому всаднику повествуют о том, что «за ним следует ад». Это может означать, что четвертый всадник будет последним, и после него начнется такой кошмар, который его современникам будет казаться адом, ведь после всадников Апокалипсиса начинают трубить , возвещая о колоссальных катаклизмах, каких еще не было на Земле.
Откровение Иоанна Богослова, глава 6
И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
3. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
7. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертогоживотного, говорящий: иди и смотри.
8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.
9. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты как и они, дополнят число.
12. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь;
13. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои;
14. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих;
15. И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,
16. И говорят горам и камням: падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
17. Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
«Четыре всадника Апокалипсиса» — термин, описывающий четырёх персонажей из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Учёные до сих пор расходятся во мнениях, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь, Мор), Война, Голод и Смерть (Мор). Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырёх из семи печатей книги Откровения.
Как правило в христианской традиции трактуется как Антихрист. Однако, белый цвет его коня так же ассоциируется с праведностью, а в 19 стихе Откровений Иисус описывается сидящим именно на белом коне, что породило другую точку зрения, а именно то, что первый всадник возможно сам Иисус. В традиционной трактовке нарицательное имя всадника — «Чума» («Мор»).
Ириней Лионский, влиятельный Христианский богослов второго века, был одним из первых, кто назвал всадника — самим Иисусом Христом, а белого коня трактовал как успех распространения Евангелия. Многие богословы впоследствии поддержали эту точку зрения, ссылаясь на последующее появление Христа на белом коне как Слово Божие в Откровении, 19. Кроме того, ранее в Новом Завете, в Евангелие от Марка сказано, что распространение Евангелие действительно может предварять и предвещать приближение апокалипсиса.Белый цвет также олицетворяет праведность в Библии, а Иисус в ряде появлений описывается как завоеватель.Однако, противники этой точки зрения говорят, что скорее всего первый всадник из 6 главы — не тот же самый, что появляется в 19 главе, ибо описаны они очень по-разному. Кроме того Христос, будучи Агнецем, что открывает семь печатей, вряд ли одновременно будет и одной из сил, создаваемой печатью. Всадник может также олицетворять Святой Дух. Святой Дух приходил к апостолам в Троицын день после ухода Христа. Появление же Агнеца в 5 главе Откровения олицетворяет триумфальное появление Иисуса на небесах, а Белый всадник, в таком случае, может быть посланным Иисусом Святым Духом и распространением учения Иисуса Христа. Под снятием первой печати можно подразумевать сонм апостолов, которые подобно луку направив против демонов Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвлённых спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления, ибо победили истиною князя тьмы и претерпели насильственную смерть за исповедание Владычнего имени ради второй победы.
Второго всадника ассоциируют с войной, из-за цвета его коня и меча. Нарицательное имя всадника — «Война» («Брань»). Вершит он суд именем самого Бога. Конь его красного цвета, в некоторых переводах — «пламенно» красного или рыжего. Этот цвет, как и большой меч в руках всадника, означают кровь, пролитую на поле боя. Второй всадник также может олицетворять гражданскую войну, как бы в противоположность завоевательной, которую может олицетворять первый всадник. По мнению Святого Андрея, архиепископа Кесарийского, здесь разумеется апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал «не мир пришел Я принести, но меч». Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «сидящему на нем дано взять мир с земли» указывают на премудрую волю Божия, в напастях посылающую испытания для верных.
Всадник на вороном коне
Цвет коня третьего всадника намекает на цвет падшего [от голода] скота, а весы (мера) указывают на «безжалостное правосудие». Так же на голод намекает следующая строка: "И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай." И хотя современному человеку данные цены ничего не говорят, во времена Иоанна Богослова это было чрезвычайно высокой ценой. Нарицательное имя всадника — «Голод» («Глад»). Чёрный цвет коня может рассматриваться как цвет смерти. Всадник несет в руке меру или весы, означая способ деления хлеба во время голода. Из всех четырёх всадников, чёрный — единственный, чьё появление сопровождается произнесённой фразой. Иоанн слышит голос, идущий от одного из четырёх животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу, при этом говоря о неповреждении елея и вина. подразумевается, что в связи с голодом, несущимся черным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится. Это можно объяснить естественно тем, что зерновые хуже переносят засухи, чем оливковые деревья и виноградные кустарники, пускающие глубокие корни. Это высказывание может также означать изобилие предметов роскоши при почти полном исчерпывании товаров первой необходимости, таких как хлеб. С другой же стороны, сохранение вина и елея может символизировать сохранение верующих христиан, использующих вино и елей для причащения. Чёрный конь может также означать плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Весы есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарий, быть может, означает чувственный голод. В переносном смысле мера пшеницы, оцениваемая динарием, означает всех законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Три меры ячменя могут быть теми, кто по недостатку мужества покорились гонителям из-за страха, но потом принёсшим покаяние.
Единственный всадник чьё имя напрямую упоминается в Библии. Тем не менее, его называют и по-другому: «Чума», «Мор», основываясь на различных переводах Библии (например Иерусалимская библия). Так же, в отличие от остальных всадников, не описывается, несёт ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад. Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу, или меч. В некоторых переводах значится не дана ему власть, а дана им власть, что можно интерпретировать двояко: либо дана им — это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; ученые здесь расходятся во мнениях. Цвет лошади последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς) в Койне, что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зеленый» и «изжелта зеленый». Этот цвет олицетворяет бледность трупа. Под этот цвет могут также подходить и другие реальные масти, как мышастая, пегая. Несмотря на то, что в русском синоидальном переводе конь обозначается как «бледный», в греческом было использовано специальное слово для обозначения нездорового зеленоватого оттенка. В некоторых сказаниях масть этого коня называют - "изабелловой".
Один конь был бел, другой конь был рыж -
Копыта касались залатанных крыш.
Гранитные ангелы в старом соборе
На город горящий смотрели из ниш.
Третий конь черен, как зимняя ночь,
Как стаи ворон, что уносятся прочь,
Которым уже невозможно помочь.
Последний луч света скользит по холмам,
По женским рукам и по детским щекам...
Четвертый конь бледен и синие вены
Пульсируют в такт невесомым шагам.
Крылатый трубач с лицом мертвеца
Играл на трубе о начале конца,
О том, что последний оплот человека
Падет в этот день под пятою Жнеца...
Пройдет этот сон и начнется другой.
Бетонные стены хранят твой покой.
Но помни: копыта
Стучат день и ночь над твоей головой!
Претеристская точка зрения
Многие современные ученые и богословы рассматривают Откровение Иоанна Богослова с претеристской точки зрения, рассуждая, что его пророчества и видения относятся только к первому веку в Христианской истории. В этих суждениях, Завоеватель, всадник на белом коне, иногда рассматривается как символ парфянских войск: Всадник несёт лук, а парфянскиая империя в те времена как раз славилась своими конными лучниками. Парфянцев же в свою очередь часто ассоциировали с белыми всадниками. Некоторые ученые даже указывают конкретно на Вологеза I, Парфянского шаха, который вступал в схватки с Римской Империей, и даже выиграл одну значимую битву в 62 Н. Э. Исторический контекст мог также повлиять и на образ Голода, чёрного всадника. В 92 Н. Э. Римский император Домициан пытался обуздать чересчур активное распространение виноградника, при этом стимулируя распространение зерновых, на что последовала бурная реакция протеста со стороны населения, в связи с чем он отказался от задуманного. Цель Голода истощить запасы ячменя и пшена, не трогая вино и елей, вполне может быть иллюстрацией вышеописанного события. Красный всадник, призванный забрать мир с земли, мог олицетворять внутригосударственные раздоры, бушевавшие во времена написания Откровения. Междоусобные конфликты бушевали в Римской империи в 1 веке Н. Э. и за небольшое время до него.
Другие точки зрения
Согласно теории церкви Святых последних дней (Мормоны), каждая из открываемых в Откровении семи печатей символизирует конкретный тысячелетний промежуток времени. Появление первого всадника, Завоевателя, появляющегося после снятия первой печати, ассоциируется с периодом 4000-3000 годов до Н. Э. Он олицетворяет пророчество Еноха, который, по мнению Мормонов, основал праведный город Зион примерно в тот период времени. В этой интерпретации, однако, белый всадник есть добро, а его «завоевание» рассматривается как победа морали, нежели победа в войне. Второй всадник представляет времена самого Ноя (3000-2000 гг. до Н. Э.). Третий всадник — эра Абраама (2000—1000 гг. до Н. Э.). Четвертый всадник — с 1000 г до Н. Э. и до рождения Иисуса Христа. Как и во многих других трактовках, последние три всадники олицетворяют Войну, Голод и Смерть соответственно. Мормонские богословы утверждают, что соответствующие катастрофы как раз бушевали в приписанные всадникам периоды истории. Есть еще одна трактовка, сопоставляющия всадникам конкретные исторические события и даты. Так, в первые века христианства, в первом всаднике, сидящем на белом коне, толкователи признавали парфянского короля Вологеза, который в 62-ом году Н. Э. принудил римскую армию к капитуляции. Второй всадник был связан с британским восстанием 61-го года, в котором погибло до 150000 человек, или с войнами того же времени в Германии, или со смутами в Палестине. Третьему всаднику соответствовал голод 62-го года в Армении и в Палестине; четвертому — эпидемии 61-го года в Азии и Ефесе; пятой печати — Нероновы гонения на христиан.
"Четыре всадника Апокалипсиса" Альбрехт Дюрер
В каждом веке Христианские богословы видят новые трактовки как всадников, так и Откровения в целом. Те, кто считает, что Откровение описывает современность, трактуют всадников по их цветам, используемым в современной истории. Красный, к примеру, часто приписывают Коммунизму, черный -символ Капитализма, зеленый же относят к появлению Ислама. Пастырь Ирвин Бакстер Мл., основатель Пастырства Конца времен, поддерживает такую трактовку. Некоторые приравнивают четырех всадников к ангелам четырех ветров. (См. Михаил, Гавриил, Рафаил, и Уриил, эти архангелы часто ассоциируются с четырьмя сторонами света)
Еще одна интерпретация белого коня говорит, что он — Святой Дух, посланный в наш мир после смерти Христовой. Огненно красный конь — кровь, пролитая Христианскими мучениками. Черный конь олицетворяет разрозненность Еврейского народа во времена Римской Империи в 70 гг. Н. Э. Бледный конь олицетворяет Исламские народы (с прямой связью с Смертью и Адом, оставляемыми им)
Общее видение св. Андрея дает следующую трактовку всадникам: снятие первой печати — это посольство в мире св. Апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов Евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец за то, что истиной победили начальника тьмы — вот что символизирует собою «конь бел» и «седяй на нем» с луком в руках. Снятие второй печати и появление рыжего коня, сидящему на котором «дано бысть взяти мир от земли», обозначает возбуждение неверных против верующих, когда Евангельской проповедью нарушился мир во исполнение слов Христовых: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Матф. 10:34), и когда кровью исповедников и мучеников за Христа обильно была долита земля. «Рыжий конь» — есть знак или пролития крови, или же сердечной ревности пострадавших за Христа. Снятие третьей печати и появление вслед за тем вороного коня со всадником, имевшим «мерило в руке своей», обозначает отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него. Черный цвет коня символизирует «плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений». «Мера пшеницы за динар» означает законно подвизавшихся и тщательно сохранивших данный им Божественный образ; «три меры ячменя» — это те, которые, подобно скотам, по недостатку мужества, покорились гонителям из боязни, но после покаялись и слезами омыли оскверненный образ; «и елея и вина не вреди» означает, что не следует из-за страха отвергать Христово врачевание, оставлять без него уязвленных и «впадших» в разбойники, но приносить им «вино утешения» и «елей сострадания». Снятие четвертой печати и появление бледного коня со всадником, имя которому смерть, означает проявление гнева Божия в отмщение за грешников — это различные бедствия последних времен, предсказанные Христом Спасителем (Матф. 24:6-7).
Согласно Свидетелям Иеговы, видение о четырех апокалиптических всадниках исполняется с 1914 года до уничтожения этой системы вещей. Это согласуется с Откр.1:1,10, где говорится, что события, описываемые в книге Откровение, происходят во «дне Господа». Первый всадник — Иисус Христос, которому был дан венец, символизирующий, что он начал править на небе как Царь (Даниил 7:13,14). Остальные три всадника символизируют войны (красный или рыжый), голод (вороной), болезни, эпидении и другие причины преждевременной смерти (бледный). В подтверждение этому Свидетели Иеговы приводят параллель между видением о четырех всадниках и признаками присутствия Христа и последних дней, о которых говорится в Евангелии от Луки (глава 21) и от Матфея (глава 24).