Временный знак 3.20. Знак обгон запрещен и сплошная линия разметки на дороге. Когда остановил инспектор гибдд
![Временный знак 3.20. Знак обгон запрещен и сплошная линия разметки на дороге. Когда остановил инспектор гибдд](https://i2.wp.com/kolesa.ru/uploads/bnnews/2015/06/04/dc9ac0180e7ee3d594539ad7b7b9bdb4.jpg)
Вы совершили обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» и вас остановил инспектор ДПС. Ситуация крайне неприятная и здесь сохранность ваших прав может обеспечить установка знака с нарушением требований ГОСТа 52289-2004. Знак, установленный не по ГОСТу, противоречит и закону, и ПДД.
Даже если вы и совершили обгон в зоне действия такого знака, наказание вы не понесете, если докажете, что знак установлен не по ГОСТу. Но сразу отмечу, что вам придется повоевать — при наличии доказательств вашей невиновности далеко не факт, что суд первой инстанции вынесет решение в вашу пользу. Практика показывает, что дорожные службы просто приносят свои извинения перед водителями, а суд со свойственной ему неадекватностью в принятии решений «плюет» на все ГОСТы. Поэтому готовьтесь к борьбе за свои права.
Для того, чтобы доказать в нашем с вами случае отсутствие события правонарушения, вам самим необходимо знать ГОСТ 52289-2004.
Итак:
1. Согласно пункту 5.1.6, на дорогах с двумя и более полосами движения в одном направлении знак 3.20 «Обгон запрещен», установленный справа от проезжей части, нужно дублировать еще одним. Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе. На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам.
4. Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо) должна быть следующей: знаки приоритета, предупреждающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, запрещающие знаки, информационные знаки, знаки сервиса. Если знаки налеплены как попало, то это прямое нарушение ГОСТа.
Также, согласно статье 30.2 Закона о безопасности дорожного движения, инспектор ДПС должен не только знать нормы ГОСТа, но и всячески следить за его соблюдением. А если он заметил, что какие-то знаки установлены неправильно, то должен занести эту информацию в «Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог» (есть такой документ, представьте себе!) и принять меры по регулированию дорожного движения. Также обязанность сообщить в дежурную часть о проблемах со знаками или разметкой налагает на инспектора Приказ МВД №185.
Когда инспектор говорит «я тут ни при чем, по знакам – это к дорожникам», он врет. «По знакам» — это к нему.
Поэтому, если знак размещен не по ГОСТу, отправляйте в 10-дневный срок жалобу в прокуратуру и одновременно заявление в суд на неправомерные действия инспектора и в то же время на его бездействие.
Напоследок, немного ПДД:
Знак 3.20 «Обгон запрещен» запрещает обгон всех транспортных средств. Зона действия знака распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающей территории и в местах пересечения с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки («Главная дорога», «Пересечение с второстепенной дорогой»). Зона действия знака может быть уменьшена установкой в конце зоны его действия знаком «Конец ограничений» или установкой таблички с указанием зоны действия.
А как быть, если присутствует одновременно и прерывистая разметка 1.5 и знак 3.20 «Обгон запрещен»?
Ответ прост: прерывистая разметка не отменяет зону действия запрета обгона.
Уже упомянутый выше приказ №185 МВД обязывает инспектора в случае противоречия разметки дорожным знакам в срочном порядке опять-таки сообщить об этом в дежурную часть, а до устранения недостатков — осуществлять регулирование на этом участке.
Некоторые водители применяют обгон гораздо чаще, чем другие. Их манера езды агрессивна, а остальных участников движения они воспринимают исключительно в роли досадного недоразумения, создающего помехи при езде. Другие стараются соблюдать нормы правил дорожного движения, однако и им часто приходится обгонять попутные автомобили, мотоциклы и т. д. Но и первая, и вторая категории обязаны знать и понимать принцип действия знака «Обгон запрещён». Недаром бывалые говорят, что ПДД «написаны кровью». А нарушение правил при обгоне является одной из тех ситуаций, которые потенциально опасны для жизни. Тем более что недавно в правилах, действующих в Российской Федерации, было внесено несколько изменений, которые касаются в том числе соблюдения этих норм. Какие штрафы и прочие меры наказания грозят нарушителю в 2019 году?
Как выглядит знак, где он обычно устанавливается и какова зона действия
Для начала следует сказать, что изменения в правилах обгона существенно изменили ситуацию на дорогах России. Определённая категория водителей, которые за рулём уже много лет (а их большинство) твёрдо усвоила принцип, согласно которому обгон справа запрещён. И поэтому автомобиль в их зеркале заднего вида, который приближается к ним справа, вызывает инстинктивное желание уступить ему дорогу и вывернуть руль в эту же сторону. Часто столкновение в подобной ситуации просто неизбежно. Именно поэтому необходимо строго соблюдать ПДД, следить за последними изменениями в них и следовать указаниям знаков и дорожной разметки.
Так выглядит стационарный знак, запрещающий обгон
Знак «Обгон запрещён» входит в число запрещающих знаков. Он имеет персональный номер в ПДД России - 3.20. Этот знак при установке должен категорически запрещать обгон практически всех транспортных средств. Исключением станут только мопеды и двухколёсные мотоциклы без коляски, гужевой транспорт, велосипеды и тихоходные транспортные средства. Знак «Обгон запрещён» устанавливается на тех участках дороги, которые могут стать аварийно-опасными в случае обгона: на поворотах, подъёмах, участках с плохим дорожным покрытием, местах сужения и т. д.
Участок дороги, на который распространяется действие знака, начинается от того места, где он установлен, и до первого перекрёстка по ходу движения. В населённых пунктах знак действует (при отсутствии перекрёстков) до конца населённого пункта. Действие знака не может быть прервано выездами с прилегающих территорий и в тех местах, где главная дорога пересекается просёлочными, лесными и другими дорогами, которые можно считать примыкающими и второстепенными. Таковыми могут считаться те дороги, которые не имеют твёрдого покрытия и знака, обозначающего перекрёсток.
Водителям следует помнить, что выезды из дворов не являются перекрёстками и, соответственно, не отменяют действия знака «Обгон запрещён».
Зона действия ограничивается также дополнительным указанием расстояния его актуальности, которое даётся непосредственно под установленным знаком. Зона ограничивается также знаками, обозначающими отмену действия данного знака («Конец зоны запрещения обгона» – № 3.21) и знаком «Конец зоны всех ограничений» (№ 3.31в ПДД).
Кстати, название этого знака отдаёт пафосностью: он отменяет только девять запрещающих знаков и никоим образом не может отменить все реальные ограничения, с которыми может столкнуться отечественный водитель, особенно если речь идёт о российской глубинке. Есть определённые ограничения, для которых знаки не требуются. Главным в их определении станет инстинкт самосохранения.
Так выглядит знак «Конец зоны всех ограничений»
Особо следует сказать об игнорировании знака «Обгон запрещён» (в том числе) в южных регионах России. Статистика говорит о том, что именно Южный федеральный округ отличается системным игнорированием дорожных знаков и разметки. На некоторых дорогах (например, в Башкирии) часто отсутствует дорожная разметка, которая не наносилась десятки лет. В больших городах водители стараются всё же соблюдать требования дорожных знаков, но, скорее, из чувства самосохранения ввиду большого трафика на дорогах.
Знак на жёлтом фоне
Если водитель увидел дорожный знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то такой знак является временным.
Если знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то он установлен временно и имеет приоритет перед постоянными знаками
Он устанавливается для обеспечения безопасного движения на тех отрезках дороги, которые строятся или ремонтируются. Знаки, которые водители видят на жёлтом фоне, могут быть запрещающими или предупреждающими.
Если рядом с «жёлтым знаком» установлен «белый» знак, а его действие противоречит «жёлтому», то приоритетным является как раз знак на жёлтом фоне. Это утверждение актуально и для разметки оранжевого цвета, которая служит для разделения транспортного потока на строящихся или ремонтируемых участках дороги. В ПДД указан приоритет подобной разметки перед разметкой белого цвета.
Возможные нарушения, которые могут совершить водители
Для начала следует определиться с самим понятием обгона. Ещё недавно в ПДД это означало, что движущееся транспортное средство совершает опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств и при этом покидает полосу своего движения. В нынешней редакции Правил обгон трактуется несколько иначе. Он означает, что транспортное средство опережает в процессе своего движения один или несколько автомобилей. При этом обгон происходит только в том случае, когда данное транспортное средство выезжает на полосу встречного движения, а далее возвращается на ту полосу, которую оно занимало ранее. Новая редакция ПДД существенно сузила понятие обгона. Водителям, которые получили водительскую лицензию давно и в последний раз открывали книжку с ПДД много-много лет назад, следует особо обратить внимание на данное нововведение.
Нарушением требований знака «Обгон запрещён» является обгон одного или нескольких транспортных средств в пределах его действия. Это может быть вызвано, в первую очередь, игнорированием водителем данного знака. Само собой разумеется, что невнимательный шофёр, не увидевший за разговорами с пассажирами этот знак, также является нарушителем.
Видео о том, что такое обгон на практике
Спорные ситуации
Иногда особо «продвинутые» водители считают установку знака «Обгон запрещён» на определённом участке дороги необоснованным и, соответственно, его игнорируют. Понятно, что инспектору ГИБДД они не смогут доказать свою невиновность или абсурдность установки в определённом месте. На практике же возникает большое количество спорных ситуаций. Рассмотрим подробнее наиболее типичные.
Ситуация первая
Водитель движущегося автомобиля начал манёвр обгона ещё до начала действия знака, запрещающего обгон, а закончил его уже непосредственно в зоне действия. Причиной этого могло стать, к примеру, то, что транспортное средство, которое двигалось впереди, закрыло собой знак, а едущий сзади водитель просто не увидел его. В подобном случае следует внимательно присматриваться к разметке на дороге. Перед участком дороги, где запрещается обгон, штрихи, составляющие прерывистую линию, удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию. Даже если водитель не увидел знака, то его действия вряд ли подлежат оправданию, а ГИБДД имеет все основания для его наказания.
Вторая
Водитель движущегося автомобиля видит транспортное средство, которое движется с малой скоростью, например, менее 30 км в час. Соответственно, для продолжения движения ему потребуется выехать на встречную полосу движения в пределах действия запрета на обгон. Вопрос в том, является ли ТС, которое обогнал водитель, тихоходным. Следует знать, что тихоходные транспортные средства должны обозначаться особыми значками в виде красных треугольников, имеющих жёлтую окантовку. Если такого значка на обгоняемом транспортном средстве не наблюдается, то его тихоходным считать нельзя и обгон в этом случае станет явным нарушением ПДД.
Так выглядит и располагается знак тихоходного транспортного средства
Третья
Иногда просто нет возможности избежать нарушения действия знака. Это может случиться, например, когда приходиться объезжать большую яму (явление нередкое), стоящий автомобиль или место, где недавно произошла авария. В подобном случае следует попытаться объехать подобное препятствие справа. Если же подобной возможности нет, то придётся объезжать, выехав на встречную полосу. В этом случае сотрудники ГИБДД могут «инкриминировать» нарушение с последующим существенным уроном для личного или семейного бюджета. Но следует знать, что в подавляющем большинстве случаев в подобных ситуациях правила разрешают подобный манёвр. Но как ни странно, инспектор может трактовать это по-своему. Поэтому водителю следует понимать, что он сможет доказать свою невиновность в суде и, соответственно, не соглашаться с выводами инспектора в составленном протоколе.
Четвёртая
Иногда едущий водитель может с удивлением заметить, что разметка на дороге входит в явное противоречие с требованиями установленных знаков. К примеру, участок дороги, на котором за знаком «Обгон запрещён» продолжается прерывистая разметка, явно разрешающая подобный манёвр, может ввести законопослушного водителя в ступор. Что делать?
По логике вещей, наличие прерывистой линии говорит о том, что зона ограниченной видимости закончилась и, соответственно, запрещение обгона уже не является актуальным. Но дело в том, что «бдительный» инспектор не зря много часов ждал, когда возникнет подобная ситуация. Он смело останавливает «нарушителя» и составляет протокол. Так вот, протокол не следует подписывать и в этом случае. Следует ещё раз открыть книжечку, в которой подробно расписаны ПДД, и убедиться в том, что дорожная разметка имеет приоритет. Исключением станут лишь временные знаки, требующие ограничения определённых действий водителей (к примеру, тот же знак на жёлтом фоне). При этом сами инспекторы должны принять меры к исправлению этой неоднозначной ситуации на дороге.
Водителю, хорошо знающему ПДД, следует вести себя уверенно и напомнить сотрудникам дорожной полиции об их непосредственных обязанностях в таком случае. Скорее всего, они это и сами знают, поэтому разговор может закончиться невнятным: «Больше не нарушайте» и пожеланиями счастливого пути.
Видео о спорных ситуациях при обгоне
Водители, будьте снисходительны (или кого обгонять всё же можно)
О тихоходных транспортных средствах сказано выше. Таковыми, к примеру, могут быть бульдозеры, тракторы, комбайны и так далее. Если на них сзади установлены соответствующие значки, то их можно обогнать безболезненно. Конечно, повозка крестьянина, запряжённая лошадьми (гужевой транспорт), вряд ли будет оснащена соответствующим знаком. Но вот её обгонять тоже можно. Равно как и велосипедистов, мотоциклистов (мотоциклы двухколёсные и без колясок), а также мопедистов. При их обгоне опытных водителей иногда бросает в холодный пот, поскольку они считают (и иногда обоснованно), что страшнее велосипедиста на трассе человека нет. От него можно ждать всё что угодно. Его может шатнуть порывом ветра, велосипед может подскочить на ухабе и резко изменить траекторию движения, в конце концов, велосипедист может быть в стельку пьян.
При обгоне велосипедистов следует быть особо осторожным
Ненамного более прогнозируемые действия мопедистов, байкеров и «водителей» гужевого транспорта. Именно поэтому при обгоне подобных участников дорожного движения следует соблюдать особую осторожность, притормаживать и стараться не приближаться к ним слишком близко, оставляя себе возможность сманеврировать или затормозить в случае критической ситуации.
Знак «Тихоходное транспортное средство» обозначается в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм по ГОСТу) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.
Абзац 10 пункта 8 Главы 26 ПДД
Не запрещающим знаком едины: когда обгонять всё равно нельзя
Немаловажно также напомнить некоторым водителям, успевшим основательно подзабыть ПДД (а то и вообще никогда не державших книжечку с подобным названием в своих руках), что знак «Обгон запрещён» является не единственным случаем запрещения подобного манёвра на дороге.
Категорически запрещён обгон на пешеходном переходе, неважно, идут по нему люди или нет. Также нельзя обгонять в тоннелях, на путепроводах и мостах. Нарушением станет обгон на перекрёстке, вне зависимости от того, регулируемый он или нет, а также в пределах стометровой зоны от железнодорожного переезда. Обгон на подъёмах или спусках, где видимость для обгона недостаточна, тоже запрещён.
В тоннеллях обганять нельзя категорически
При совершении же обгона следует очень внимательно следить за попутным и встречным транспортом, соблюдать безопасную дистанцию и не создавать помех другим водителям.
Водителю же обгоняемого транспортного средства запрещается увеличивать скорость, поскольку это может привести к препятствию совершения обгона и создать аварийную ситуацию на дороге.
Чем чревато игнорирование знака «Обгон запрещён»: штрафы в 2019 году
Нарушение правил обгона очень часто приводит к трагичным последствиям. Поэтому, в первую очередь, оно угрожает жизни водителя, его пассажиров, «экипажа» встречного автомобиля и порой совершенно непричастных участников дорожного движения, которые очутились не вовремя и в неудачном месте. Именно ввиду вышеперечисленного штрафные санкции к нарушителям довольно жёсткие. На протяжении последних лет мы можем наблюдать значительный рост размеров штрафов. То, что ещё десять лет назад можно было нарушить относительно безболезненно для кошелька, сегодня чревато серьёзными финансовыми потерями.
Как и ранее, штрафные санкции за нарушение правил обгона определяет Статья 12.15 КоАП.
В частности, пункт четвёртый Ст. 12.15 КоАП гласит о следующем:
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев.
п. 4 ст. 12.15 КоАП
Итак, минимальное административное наказание грозит нарушителю в виде штрафа в размере 1000 рублей и максимальное - лишение водительской лицензии на срок от четырёх до шести месяцев. Промежуточными штрафами станут 1500 и 5000 руб. Первый - за выезд на полосу встречного движения или трамвайные рельсы при объезде препятствия (если его можно было объехать справа) и второй - за игнорирование требований знака, запрещающего обгон и выезд на «встречку».
Особо злостные нарушители правил обгона могут расстаться с водительским удостоверением на год, если они повторно успели нарушить действие правил обгона в течение года. Важно помнить о том, что возвращение водительских прав становится возможным только при пересдаче теории ПДД и поэтому может вылиться в очень долгосрочный проект, поскольку к моменту лишения прав всё, чему учили в автошколе, было уже основательно забыто.
Минимально можно надеяться на штраф в 500 рублей, который будет выписан за нарушение требований разметки на дороге и запрещающего знака. Хотя, по правде сказать, подобные случаи являются скорее исключением, чем правилом. Обычно водителя стараются наказать максимально. Поэтому единственным плюсом в данной ситуации станет чувство глубокого удовлетворения водителя от того, что он пополнил бюджет родной страны на немалую сумму.
Если нарушение правил обгона было зафиксировано с помощью технических средств (фото- или видеорегистраторами), автоматически регистрирующих нарушение без участия инспектора ГИБДД, то водителя могут оштрафовать максимум на пять тысяч рублей, даже если само нарушение тянет на лишение прав.
Как попробовать оправдаться и можно ли избежать лишения прав
Вопрос о том, как избежать административной ответственности, возникает у водителя в первый же момент после остановки инспектором дорожной полиции. Но не стоит сразу посыпать голову пеплом и каяться во всех грехах.
Необходимо сразу понять, что между административным штрафом в 5000 руб. и лишением водительских прав в законе стоит слово «либо». Решение о мере наказания должен принимать руководитель соответствующего подразделения дорожной полиции на основании длительности пребывания нарушителя на встречной полосе, траектории его движения и многих других факторов. Обстоятельства могут как смягчать, так и отягчать ответственность нарушителя. Поэтому изначально следует учитывать все обстоятельства правонарушения. Если, к примеру, нарушивший водитель без причины двигался по встречной полосе на протяжении километра, создав при этом несколько аварийных ситуаций, то надеяться на минимальный штраф ему вряд ли стоит.
Окончательное решение о наказании принимает суд. Поэтому стоит хорошо подготовиться к процессу. Если есть возможность, то желательно поручить защиту своих интересов профильному адвокату, который имеет богатый положительный опыт в решении дел, связанных с нарушениями правил дорожного движения. Надо понять, что далеко не всегда суд (при выявлении нарушения на дороге непосредственно сотрудниками дорожной полиции) ограничивается штрафом в пять тысяч. Лишение прав приводит к гораздо большим проблемам, поэтому стоит всё же перестраховаться и обратиться за помощью к автоадвокату.
Окончательное решение по наказанию за нарушение ПДД принимает суд
Самостоятельно оспорить решение инспектора дорожной полиции можно попробовать, доказав, что отсутствовала реальная возможность объехать препятствие справа. Это не позволяло сделать состояние дорожного покрытия на данном участке дороги, размеры автомобиля или возможность создания опасной ситуации для других участников движения, пешеходов, строений, дорожных конструкций и т. д. Безусловно, судья не станет выезжать на место, где было совершено нарушение, поэтому в этом случае огромным подспорьем станет запись видеорегистратора, на которой должны быть отображены все упомянутые нюансы.
Вторым способом оспорить решение о наказании станет доказательство того, что знак не соответствует требованиям закона и установлен с нарушением ГОСТа (ГОСТ Р 52289–2004). Те знаки, которые устанавливались без соблюдения соответствующих требований, входят в противоречие с правилами дорожного движения. Опыт говорит о том, что доказать несоответствие знака техническим требованиям можно, но сложно. Поэтому придётся повоевать в суде.
Дорожная служба может принести извинения водителю, но суд не примет во внимание техническое несоответствие. Как правило, суды настолько завалены текущей работой, что нарушители ПДД являются для них чем-то, похожим на назойливое насекомое, которое мешает работать над более приоритетными задачами. Поэтому рассмотрение соответствующих дел часто происходит бегло, при этом судья совершенно не вникает в суть дела. Часто дотошный нарушитель может доказать свою невиновность только в апелляционном суде.
Кстати, как показывает практика, именно апелляционный суд чаще выносит более справедливые решения по нарушениям ПДД, чем суд первой инстанции. Но следует учесть, что подача апелляции - дело непростое, особенно для людей, которые никогда или практически никогда не сталкивались с подобными задачами. Поэтому участие адвоката станет очень желательным. И, соответственно, может значительно поднять стоимость самой процедуры восстановления справедливости. Именно поэтому большинство водителей, которым был присуждён штраф, смиряются с подобным судебным решением. До Апелляционного суда доходят немногие и то, как правило, те, кому присуждено лишение водительских прав. Этот фактор становится иногда определяющим в относительно небрежном и поверхностном рассмотрении дел о нарушениях правил дорожного движения.
Кстати, иногда можно даже превратиться в пострадавшего. Это может случиться, к примеру, в том случае, когда инспектор ГИБДД составил протокол при несоответствии требований знака и дорожной разметки, хотя должен был немедленно доложить вышестоящему руководству о выявленной проблеме, а не искать возможность оштрафовать незадачливого и не знающего досконально ПДД водителя. Если водителю удастся доказать свою правоту, то инспектор будет наказан, вплоть до увольнения с работы. В подобном случае опять будет крайне важна информация с видеорегистратора.
Видео о некоторых случаях установки знака «Обгон запрещён»: практика общения с инспекторами ГИБДД
Смягчение и льготы при оплате штрафов
Выписанный штраф можно уменьшить вдвое, если успеть оплатить его в течение 20 дней после составления протокола или «письма счастья». Но при этом льгота не распространяется на все штрафы. В 2019 году нельзя уменьшить размер штрафа в следующих ситуациях:
- при совершении нарушения правил дорожного движения водителем, который управлял транспортным средством в нетрезвом виде;
- при повторном зафиксированном превышении в течение года максимальной скорости движения более, чем на 40 км;
- при повторном (в течение года) игнорировании запрещающего сигнала светофора;
- при повторном нарушении за год требований знака «Обгон запрещён»;
- в случае создания аварийной ситуации;
- при признании виновником в результате дорожно-транспортного происшествия, где есть пострадавшие;
- при управлении автомобилем, не прошедшим регистрации согласно нормам российского законодательства.
Повторное нарушение в течение года с момента предыдущего правонарушения означает, что водитель склонен к системному игнорированию правил дорожного движения. Поэтому закон предусматривает более строгую меру наказания за подобные повторные деяния.
На общих основаниях штрафы ГИБДД можно оплатить в течение 80 дней с даты их получения. Указанные 80 дней можно условно разделить на три стадии:
- в течение 10 дней нарушитель может обжаловать протокол в суде, когда он не выражает согласие с указанными в нём нарушениями;
- решение суда вступает в действие спустя 60 дней;
- 10 дней даётся на передачу дела из судебного производства в исполнительное производство.
Необходимо понимать, что начало отсчёта срока по всем нарушениям правил дорожного движения может начинаться исключительно с даты получения копии протокола. Данная норма актуальна и для тех водителей, которые получили штраф на месте, и для тех, кто получил «письмо счастья» по результатам фиксации средствами фото- и видеонаблюдения.
Важно также сказать несколько слов о сроке давности штрафов за нарушения правил дорожного движения. Если не спешить в первый же день в банк с оплатой штрафа, то теоретически можно его не заплатить вообще. Конечно, это очень рискованно, но такие случаи бывают. Как правило, за мелкие нарушения выписываются относительно незначительные штрафы, за оплатой которых дорожные службы следят не очень бдительно. Поэтому о нарушителях иногда просто забывают в процессе текущей работы, которой, как правило, много каждый день. Если же через 80 дней не пришло никакого извещения, то есть шанс «скостить» штраф на основании срока давности. Но для этого, согласно Кодексу об административных правонарушениях, придётся подождать целых два года. Именно такой промежуток времени составляет срок исковой давности. В последнее время он не менялся на законодательном уровне. При этом водителям не следует забывать, что решение об оплате штрафа вступает в силу только через 10 дней с момента его вручения нарушителю. Если же он пытался обжаловать решение суда первой инстанции в вышестоящем суде, то отсчёт срока давности начинается с момента вынесения решения последним. Штраф продолжит «висеть» на водителе в информационной базе ГИБДД, но через два года его обладателю уже не смогут предъявить требование о его оплате.
Также в законе есть несколько нюансов, которые следует знать. Они, если бюрократическая машина даст сбой, помогут сохранить деньги.
Штраф можно не оплачивать на законных основаниях, если постановление о нём выносилось в срок, превышающий 60 дней со дня совершения нарушения правил дорожного движения. Также это же правило актуально и в ситуации, когда судебное решение было обжаловано, а постановление Апелляционного суда выносилось более, чем через 90 дней с даты правонарушения.
Следует добавить, что неоплаченные штрафы могут послужить основанием для отказа в пересечении границы (при штрафе от 10 тыс. рублей и соответствующем решении суда о запрете на выезд за границу). Отказ оплаты штрафа грозит также встречей с судебными приставами и ещё множеством возможных неприятностей, наименьшей из которых станет увеличение штрафа вдвое. Поэтому каждый должен решать для себя вопрос о том, платить или не платить. Самым же лучшим способом уберечь себя от подобной головной боли является неукоснительное соблюдение правил дорожного движения.
В правила дорожного движения постоянно вносятся изменения. Они соответствуют духу времени и всё увеличивающемуся количеству автомобилей на наших дорогах. Следует внимательно следить за всеми нововведениями, поскольку чёткое соблюдение ПДД является залогом безопасной езды (ну почти всегда, главное - чтобы другие это тоже понимали). Лучшего способа уберечь себя и своих близких от аварии до сих пор не придумали.
Что представляет собой знак обгон запрещен? Где он устанавливается? Какие санкции применяются к водителю в случае игнорирования данного знака, читайте в статье.
Правила дорожного движения, действующие на территории Российской Федерации, утверждены .
Этим же документом регламентируется перечень знаков, которые могут быть установлены в той или иной ситуации на проезжей части. Наиболее популярным знаком, является знак, запрещающий выполнение обгона на определенном участке дороге.
Обозначение в правилах дорожного движения
Действующая редакция Правил движения состоит из 25 глав, в которых описываются правила остановки, обгона, маневрирования, стоянки и так далее и 3 приложений, посвященных описанию дорожных знаков, дорожной разметки и особых условий.
Описанию дорожных знаков посвящено Приложение 1 данного документа, в соответствии с которым все знаки подразделяются на следующие категории:
- предупреждающие – знаки, основным предназначение которых является предупреждение водителя о чем-либо;
- запрещающие – специальные знаки, в зоне действия которых запрещено выполнять какие-либо действия;
- знаки приоритета, по которым водители ориентируются в той или иной дорожной ситуации;
- предписывающие знаки, которыми обуславливается выполнение того или иного действия;
- информационные знаки, передающие водителю какую-либо информацию о состоянии на определенном участке дорожной трассы и так далее.
Знак «Обгон запрещен» относится к категории запрещающих знаков, так как ограничивает данное действие на определенном участке проезжей части.
При рассмотрении правил выполнения обгона и определения мест, в которых в соответствии с правилами должен быть установлен знак «Обгон запрещен» важно различать такие понятия, как обгон и опережение.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил движения обгоном является опережение автомобильного транспорта, которое совершается с выездом на встречную полосу и обратным возвращением в занимаемую ранее полосу.
Если обгон автомототранспорта совершается без выезда на полосу, которая предназначается для движения во встречном направлении, то такой маневр называется опережением.
Обгон и опережение совершаются по разным правилам, установленным главой 11 ПДД. Запреты, которые установлены на выполнение обгона не запрещают выполнять такой маневр, как «опережение».
Как выглядят
В настоящее время действует несколько знаков, которыми запрещается выполнение маневра «обгон»:
- знак 3.20 (два легковых автомобиля черного и красного цвета на белом фоне в кругу с красной каемкой) запрещает обгон всех видов транспорта за исключением гужевых повозок, тихоходных транспортных средств, мопедов, велосипедов, мотоциклов, не имеющих дополнительного бокового прицепа;
- знак 3.22 (в отличие от предыдущего знака на белом фоне изображаются два автомобиля: легковой черного цвета и грузовой красного цвета. По форме знак круглый с красной каемкой) запрещает выполнение обгона исключительно грузовому автотранспорту (в соответствии с правилами для данного знака грузовыми являются автотранспортные средства, масса которых превышает 3,5 т).
При проведении ремонтных работ на проезжей части могут быть установлены временные знаки «обгон запрещен». Такие знаки отличается тем, что рисунок наносится на желтый фон.
Места установки
Знаки, запрещающие выполнение маневра «обгон» устанавливаются:
- в местах проезжей части с ограниченной видимостью (ограниченной считается видимость менее 300 м). Зона видимости может быть ограничена как искусственными, так и естественными причинами;
- на опасных участках дороги, к которым относятся крутые повороты в том или ином направлении, конец подъема на мост, эстакаду и так далее;
- перед въездом в тоннели, в которых запрещено не только выполнение обгона, но и стоянка, остановка, движение задним ходом, разворот;
- за 100 м до железнодорожного переезда;
- на узких участках дороги, на которых затрудняется встречный разъезд;
- на участках дороги с интенсивным движением в обоих направлениях.
Дорожный знак дублируется дорожной разметкой на проезжей части. Обгон запрещен, если на дороге нанесена сплошная (двойная сплошная) линии разметки.
Следует помнить, что в соответствии с пунктом 11 Правил движения существуют особые зоны, в которых выполнение обгона запрещено вне зависимости от наличия/отсутствия соответствующего дорожного знака.
К таким зонам относятся:
- пешеходные переходы. Изменениями в ПДД, вступившими в силу в 2016 году запрет на выполнение обгона на пешеходном переходе устанавливается вне зависимости от наличия/отсутствия пешеходов на проезжей части;
- регулируемые перекрестки дорог (перекресток является регулируемым при наличии светофора или регулировщика);
- нерегулируемые перекрестки, если автотранспортное средство движется по дороге, не являющееся главной (главная дорога обозначается знаками 5.1, 2.1, 2.31 или 2.32 – 2.3.7);
- мосты, тоннели, эстакады, путепроводы и участки проезжей части, расположенные под этими сооружениями (за исключением тоннеля);
- в конце подъема на искусственное или естественное сооружение при ограниченной видимости.
Правила установки дорожных знаков регламентируются документом устанавливаются не только места расположения знаков, но и такие факторы, как:
- очередность;
- высота;
- необходимость установки дублирующего знака;
- уход за знаками;
- вид знаков и так далее.
Зона действия знака обгон запрещен
Для правильной оценки дорожной ситуации важно знать не только обозначение тех или иных дорожных знаков, но и протяженность их действия.
В городской черте
В населенном пункте знаки 3.20 и 3.22 действуют до ближайшего перекрестка. Если перекрестков нет, то знак заканчивает действие:
- совместно с окончанием территории населенного пункта. В этой ситуации должен быть установлен знак «Конец населенного пункта» (номер знака 5.24). Этим знаком снимаются все ограничения, наложенные правилами при движении в населенном пункте и установленными ранее дорожными знаками;
- по истечении указанной протяженности участка, если запрещающий дорожный знак установлен совместно с дополнительной информационной табличкой. Например, на рисунке ниже обгон запрещается на протяженности 600 м;
- после знаков, которыми обозначаются конец зоны запрета обгона (знаки 3.21 и 3.23);
- после знака, которым снимаются все ограничения, наложенные ранее (знак 3.31).
Следует дополнительно отметить, что зона действия знака, запрещающего обгон, не заканчивается при пересечении проезжей части с выездом с дворовых территорий (автозаправок и так далее), так как такое пересечение не является перекрестком.
Вне населенного пункта
Вне населенного пункта знак «запрет обгона» может заканчивать свое действие:
- после знаков, отменяющих установленный запрет (знаки 3.21, 3.23, 3.31);
- после истечения интервала, указанного на дополнительной информационной табличке;
- после проезда перекрестков. Пересечения с полевыми, лесными и так далее дорогами, не отмеченные специальными дорожными знаками (примыкание второстепенной дороги) не являются перекрестками, следовательно, после пересечения таких участков зона запрета обгона не заканчивается;
- до начала какого-либо населенного пункта (после проезда знаков 5.23). В населенном пункте движение организовывается по иным правилам, чем вне его пределов, поэтому установленные ранее знаки при въезде в населенный пункт заканчивают свое действие.
Перед мостом
Нарушением правил является обгон на подъеме и непосредственно на мосту. В данной ситуации запрещающие знаки могут быть установлены или не установлены, так как запрет на данный вид маневрирования накладывается непосредственно правилами движения.
Если знаки, налагающие запрет на выполнение обгона установлены, то зона их действия заканчивается в зависимости от места расположения моста (в населенном пункте или вне пределов населенного пункта), что обозначается соответствующими знаками или правилами (описано выше).
Штрафы
Нарушение правил выполнения обгона считается существенным, так как может привести к дорожным авариям, в том числе и с летальным исходом.
За несоблюдение действующих правил и обгон автомобильного транспорта в зонах запрета или в зоне действия запрещающих знаков водитель наказывается в соответствии со .
Административного Кодекса (КоАП). Вид и размер наказания определяются в зависимости от тяжести виды водителя и способа фиксации правонарушения:
- если обгон в зоне действия запрещающего знака зафиксирован автоматическими камерами, которые расположены вдоль проезжей части, то наказанием будет административный штраф, размер которого в 2018 году составляет 5 000 рублей;
- если проезд через сплошную в зоне действия знаков 3.20 и 3.22 зафиксирован сотрудником Госавтоинспекции, то наказанием будет являться лишение прав на срок 4 – 6 месяцев.
При выявлении повторного правонарушения (несоблюдение требований запрещающего знака «обгон запрещен») может последовать следующее наказание:
Следует отметить, что наказание в виде административного штрафа может выноситься сотрудниками Госавтоинспекции самостоятельно, а наказание в виде лишения прав – исключительно судом.
Суд рассматривает вопрос об административном правонарушении после получения постановления о его совершении от автоинспекции.
Обгон на опасных поворотах
Наиболее опасными для обгона участками проезжей части являются зона поворотов. Можно ли обгонять в зоне действия знаков «Опасные повороты», если дополнительно не установлен знак, запрещающий обгон?
В соответствии с пунктом 11.4 Правил движения обгон на таких участках дороги строго запрещается при любых обстоятельствах, в том числе и при отсутствии запрещающего знака (знака 3.20), так как видимость на данных участках дороги ограничена.
Однако следует учитывать, что по правилам обгон запрещается непосредственно на опасных поворотах, а предупреждающие знаки устанавливаются:
Это означает, что непосредственно после знака обгон совершить можно, но требуется закончить маневр до начала участка дороги, считающегося опасным.
Таким образом, знак, запрещающий обгон не распространяет свое действие на выполнение такого маневра, как опережение, а так же на обгон тихоходного и гужевого транспорта, двухколесных велосипедов, мопедов, мотоциклов.
Зона действия знака, запрещающего обгон, определяется в соответствии с условиями места его расположения.
Видео: «ОБГОН ЗАПРЕЩЕН» и зона его действия(знак 3.20)
К сожалению, очень много водителей игнорируют дорожные знаки и разметку, что приводит к страшным авариям на дорогах. В последнее время правоохранительные органы стали более строго относиться к таким нарушениям, выписывая штрафы без предварительного предупреждения.
Это немного уменьшило количество нарушений, но обстановка на российских дорогах остается напряженной.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Одним из важных знаков является «Обгон запрещен». Его игнорирование часто становится , нередко – со смертельным исходом.
Поэтому стоит ознакомиться с назначением этого знака или обновить информацию в своей памяти, чтобы не нарушать .
В каких пунктах ПДД прописан
Знак под номером 3.20 «Обгон запрещен» означает, что на дальнейшем участке дорожного полотна запрещен . Подробно о данном маневре можно узнать из пункта 11.4 ПДД.
В нем указаны безусловные причины запрета на опережение и обгон транспортных средств (например, на пешеходном переходе).
Что касается знака, то он действует в пределах определенной территории. Как правило, это узкие, опасные участки дороги. Такой знака можно встретить на трассе перед подъемом в гору или крутым поворотом.
Но есть исключения из основного правила. Так, обгон при установленном знаке 3.20 не будет считаться нарушением в трех ситуациях:
- Водитель обгоняет велосипедиста. Обгонять нужно внимательно, оставляя место для бокового маневра, но все же можно опережать велосипеды, мопеды и мотоциклы без люльки.
- Водитель обгоняет гужевую повозку. Здесь тоже все логично – волочиться за лошадьми автомобилю не стоит, чтобы не собрать километровую пробку на дороге.
- Водитель обгоняет тихоходное транспортное средство. Им признается машина, движущаяся со скоростью до 30 км/ч. При этом у тихоходной машины обязательно должен быть специальный знак 9.10 (треугольник). Если его нет, даже на тракторе, то такое транспортное средство обгонять нельзя.
Так выглядит знак 9.10:
Как выглядит
Вот так выглядит знак «Обгон запрещен».
Он устанавливается на опасных участках дороги и, в частности, рядом с подъемами и перекрестками.
Но есть еще один вариант знака:
Знак на желтом фоне также предупреждает водителей о том, что запрещено обгонять абсолютно все транспортные средства (за исключением описанных выше видов машин).
Но это обозначение является временным. Устанавливается, например, при проведении ремонтных работ на дороге.
Временный знак «Обгон запрещен» является приоритетным перед другими видами знаков на белом фоне, если они противоречат друг другу.
Где устанавливается и по каким правилам
Водители и без специальных знаков должны знать, что обгон с выездом на встречную полосу запрещен:
- на пешеходном переходе;
- в тоннелях;
- возле железнодорожного переезда;
- на перекрестке.
Как правило, установка знака на перечисленных участках не требуется. Его можно встретить:
- на опасных участках дорожного полотна, где часто случаются аварии;
- перед подъемом в гору;
- в местах сужения дороги;
- перед крутыми поворотами;
- в местах, где плохая дорога.
Устанавливаются знаки за 15 метров до опасного участка, чтобы водитель заранее знал о предстоящем препятствии.
Часто знак 3.20 устанавливается с другими знаками и разметками. Например:
На картинке видно, что установлено два знака: «Обгон запрещен» и «Скользкая дорога». В этой ситуации опережать транспортное средство опасно из-за заноса.
И еще один вариант:
На этом примере можно увидеть, водители должны снизить скорость до 50 км/ч и не опережать впереди идущее транспортное средство по причине неровной дороги.
Вот так выглядит временный знак, устанавливающий запрет на обгон:
Стоит учитывать, что часто после знака о запрете обгона инспектора ГАИ отлавливают нарушителей. Именно этот знак нарушают так же часто, как и ограничение скорости.
Зона действия
Самым очевидным ограничением дорожного знака является информационная табличка с указанием количества метров.
Эта информационная табличка говорит о количестве метров – сколько действует запрет на обгон транспортных средств.
Второй вариант – установка такого знака:
Этот знак под номером 3.31 означает конец всем ограничениям. Если ранее были установлено несколько знаков (например, ограничение скорости, зона дорожных работ и т.д.), то с участка, на котором он установлен, действия всех знаков заканчиваются.
В населенном пункте
В черте населенных пунктов знак о запрете обгона устанавливается по общим правилам, указанным выше. Его действие распространяется на зону, отмеченной информационной табличкой о количестве метров. Если же знак установлен один, то действует он до ближайшего перекрестка.
В черте города отмена ограничения происходит при выезде из населенного пункта. Если действие знака продолжается, то он устанавливается повторно на пересечении границы.
Отдельное внимание стоит уделить разметке. Знак «Обгон запрещен» часто дополняется двойной или одинарной сплошной линией.
Это говорит о том, что опережать впереди идущий транспорт по встречной полосе запрещено. И многие водители, когда видят прерывистую линию, торопятся на обгон. Но идти на опережение нельзя не только через сплошную, но и при знаке.
Более того, знак имеет первостепенное значение. Необходимо руководствоваться ими изначально, а затем уже разметкой.
Вне населенного пункта
Вне населенных пунктов действуют аналогичные правила:
- действие ограничения прекращается после знаков «отмена ограничненией»;
- зона действия знака – количество указанных на информационной табличке метров;
- действие знака прекращается при въезде в населенный пункт.
Перед мостом
Если дорожный знак «Обгон запрещен» установлен перед мостом, то его действие заканчивается после моста при условии, что отсутствуют другие ограничительные знаки и разметка.
Не отличается по зоне действия и временный знак на желтом фоне. Только временные знаки пользуются приоритетом у постоянных. Поэтому в первую очередь нужно обращать внимание на «желтые» таблички.
Штрафы за обгон под знаком обгона
Нарушение ПДД и совершение маневра под знаком «Обгон запрещен» грозит водителю по и наказанием:
За игнорирование рассматриваемого знака водитель может остаться без прав на полгода. И такое случается достаточно часто. Как уже было сказано, инспектора ГАИ «любят» знак 3.20 и часто находятся на страже порядка именно в зоне его действия.
Штраф на сумму 500 рублей будет выписан ГИБДД по статье 12.16 за нарушение правил разметки. И это минимальное наказание, предусмотренное для водителя.
Оно распространяется на нарушения, произошедшие на дороге без знака 3.20. Но рассчитывать на минимальное наказание не стоит – как правило, инспектора за данное нарушение штрафуют как минимум на 1500 рублей .
Штраф в размере 1-1,5 тысячи рублей предусмотрен частью 3 статьи 12.15 КоАП. В ней сказано, что данное наказание предусмотрено для водителей, которые выехали на встречку или на трамвайные пути с целью объехать препятствие и имеющейся возможности не нарушать правило.
Самое суровое наказание – штраф на сумму 5000 рублей или лишение удостоверения на срок до полугода предусмотрен частью 4 статьи 12.15.
В ней сказано, что данное наказание грозит водителю за выезд на встречку для обгона транспортного средства. Исключает это правило только часть 3.
Нельзя забывать и про то, что в случае повторного нарушения водителя также могут лишить прав.
Если на первый раз наказанием станет штраф в размере 5000 рублей , то при очередном аналогичном нарушении можно остаться без удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.
Но самое большое наказание для водителя при нарушении правил обгона – . Часто такие аварии заканчиваются печально как для нарушителя, так и для людей из встречного автомобиля.
Особенно опасно обгонять не по правилам на трассе, где скорость движения транспортных средство составляет 100 км/ч и более.
Запрещен ли маневр под знаком опасный поворот
Помимо запрета обгона под соответствующим знаком, опережать транспортное средство нельзя:
- если сзади идущее транспортное средство уже идет на обгон;
- транспорт, идущий впереди, планирует поворот налево или обгон;
- перед поворотом и на участках с плохой видимостью;
- на пешеходных переходах;
- на эстакадах, мостах, в туннелях.
Опасный поворот на дороге обозначается знаком:
Дорога всегда была, есть и остаётся одним из самых опасным мест. Ежегодно она забирает тысячи человеческих жизней: высокая скорость, несоблюдение правил, человеческий фактор. Обгон является одним из самых сложных и опасных манёвров на дороге. А обгон, совершённый под знак «Обгон запрещён», опасен вдвойне.
Введение
Многим водителям знакома дорожная ситуация, когда после совершённого, казалось бы, успешного обгона следует взмах полосатого жезла и просьба остановиться у края обочины. Какие только нехорошие мысли не летают в голове у водителя в это мгновение! К большому сожалению, не все понимают, что следует ожидать за нарушение знака «Обгон запрещен». Как верно поступать в этой непростой ситуации и есть ли возможность выйти сухим из воды? Давайте разберёмся.
Знак «Обгон запрещен»
Этот знак стоит в правилах под номером 3.20 и является одним из самых важных. Недаром он относится к категории запрещающих дорожных знаков. Выбор места его установки обусловлен различными опасностями для водителя, связанными с плохой видимостью по причине рельефа или крутого поворота с плохим обзором. Этот знак указывает водителям, что данный участок дороги представляет повышенную опасность и обгон на нём крайне рискованный.
В ПДД чёрным по белому написано, что он запрещает водителям обгонять все транспортные средства (далее ТС) за некоторыми незначительными исключениями из правил. А именно: разрешено обгонять тихоходные ТС (конструктивно не могут развивать больше 30 км/ч), различные конные повозки, двухколёсные мопеды, скутеры и мотоциклы без бокового прицепа и, конечно же, велосипедистов (как одиночных, так и группы). Данный знак на дорогах общего пользования часто дублируется сплошной линией разметки. Его разрешено применять совместно с дополнительными табличками 8.5.4-8.5.7 и 8.2.1. При проведении ремонтных работ на проезжей части знак «Обгон запрещен» имеет статус временного. В данном случае он выполнен на жёлтом фоне.
Зона действия знака «Обгон запрещен»
Как и большинство дорожных знаков не только в России, но и в других странах, этот знак имеет свою зону действия. Из подзаконного акта, именуемого ПДД РФ, нам понятно, что данный дорожный знак действует:
- От места, где он стоит, до первого перекрёстка дорог, а при его отсутствии - до конца населенного пункта. Вне пределов населённого пункта дополняется знаками и табличками.
- Может ограничиваться дополнительной табличкой 8.2.1, указывающей на протяжённость зоны ограничения.
- Заканчивается в месте установки знака 3.21, указывающего на конец зоны ограничения обгона. При этом он не разрешает его, а только указывает на то, что знак утратил свою силу.
- Дорожный знак 3.31 снимает все ранее введённые запреты, следовательно, отменяет действие знака 3.20. Так же, как и 3.21, не позволяет совершать обгон.
Как видим, зона действия знака «Обгон запрещен» имеет чётко определённые границы.
Какое будет наказание
Какой же будет штраф? Под знак «Обгон запрещен» имеются различные варианты разметки дороги (или её полное отсутствие). Следовательно, и наказание может быть различным. Разберём несколько основных вариантов:
1. Выезд автомобиля на «встречку» вразрез с требованиями дорожных знаков и разметки.
Данное пренебрежение ПДД карается по ч. 4, 12.15 КоАП РФ и составляет от 5000 рублей до лишения ВУ через суд на 4-6 месяцев. При втором подобном нарушении предусмотрено лишение на 1 год. При этом нужно помнить, что при фиксировании нарушения камерами будет выписано 5000 рублей штрафа. Это одно из самых жёстких нарушений ПДД. Именно этой статьёй сотрудники ГИБДД пугают водителей при совершении ими менее значимого административного правонарушения.
2. Объезд ТС препятствия по «встречке», если имеется возможность объехать справа.
Такое возможно, когда на дороге образовалась авария, случилось ДТП, покрытие дороги не позволяет двигаться прямо и так далее. Хотя есть возможность сместиться в какую-либо сторону и не выезжать на «встречку» . Но водители спешат, потому и нарушают знак «Обгон запрещен». Какой штраф за это? Не такой уж и большой - от 1000 до 1500 рублей по ч. 3, 12.15 КоАП РФ.
3. Несоблюдение водителями указаний знаков или разметки.
Такое возможно, когда при присутствии знака 3.20 отсутствует и разметка (как пример, в месте ремонтных работ на дороге), а ширина дороги достаточно большая. Водители, совершая, казалось бы, безопасный и находящийся в рамках ПДД обгон, двигаются посередине. Штраф за такое нарушение довольно гуманный - согласно ч. 1, 12.16 КоАП РФ нарушителю грозит всего лишь 500 рублей, но также возможно и вынесение предупреждения.
Реальные дорожные ситуации
Представим, что вы едете по двухполосной дороге, перед вами едет большегруз на небольшой скорости, загораживая обзор и скрывая дорожные знаки. Слева от вас прерывистая разметка. Включение указателя поворота, перестроение на «встречку», начало обгона - и тут прерывистая чудесным образом превращается в сплошную. А чуть дальше доблестные сотрудники полиции машут жезлом и приглашают на диалог. Знакомая ситуация? К сожалению, безболезненного выхода из этого нет. Редко какой инспектор пойдёт навстречу и ограничится предупреждением. Обычно за это грозит 5000 рублей штрафа, как за выезд на «встречку» .
Или ещё вариант: двухполосная дорога с прерывистой полосой, разделяющей встречные потоки. Такой же большегруз, скрывший собой знак, предупреждающий, что началось действие знака «Обгон запрещен», и начатый под него обгон. Такие же инспекторы ГИБДД, как всегда некстати оказавшиеся в этом месте и в это время. Что-либо доказать невозможно, ведь дорожные знаки по ПДД главнее разметки, и надо было при обгоне опираться на знак, а не на прерывистую линию. А то, что вы его не видели, то кто в этом виноват?
Частой спорной дорожной ситуацией является обгон под временный знак «Обгон запрещен» на ремонтируемом участке дороги, на которой отсутствует разметка. Инспекторы, пользуясь своим положением и тем, что в большинстве своём водители их боятся, вменяют обгон по встречной с соответствующим наказанием. Ведь штраф за «встречку» не маленький - 5000 рублей, а то и лишение ВУ на 4-6 месяцев. Но в каждой из описанных ситуаций можно если не полностью избежать наказания, так существенно его снизить.
Когда остановил инспектор ГИБДД
Итак, вас остановил сотрудник ДПС за пренебрежение знаком 3.20 и пригрозил штрафом в 5000 рублей или лишением ВУ через суд. Первым делом надо успокоиться и всё тщательно проанализировать. Возможно, есть пути смягчения наказания. Первое, что следует сделать, - попробовать найти препятствие на проезжей части. Это может быть яма, палка или ветка дерева, большой камень, стоящий на «аварийке» автомобиль. Что угодно, лишь бы попадало под определение «препятствие». За данное нарушение выпишут штраф на сумму 1000-1500 рублей.
Другой вариант опротестовать своё нарушение - это знак, установленный не по ГОСТу. В таком случае он не имеет силы, и наказать за такое нарушение нельзя. Что же требует ГОСТ 52289-2004:
- На ДОП, имеющих по две или больше полос для движения в одном направлении, знак «Обгон запрещен» обязательно надо дублировать на разделительной полосе или на левой обочине при отсутствии разделительной. Стоит убедиться, что данный пункт не был нарушен, в противном случае нужно указать сотруднику ГИБДД на это. Он, в свою очередь, обязан занести несоответствие знаков или разметки в специальный журнал и передать в дежурную часть. Оттуда информация должна поступить в дорожную службу для устранения недостатка.
- От знака до земли вне населённых пунктов должно быть 1,5-3 м, в населённых - 2-4 м. Часто знаки установлены с серьёзными нарушениями. Особенно этим грешат при производстве дорожных работ, ставя знаки на мачте, но чуть ли не у земли. Стоит замерить в присутствии понятых высоту установки или произвести фото- или видеосъёмку производимого замера.
- Знак закрыт деревьями и кустарниками, различными конструкциями, другими мешающими обзору предметами или же развёрнут ветром. По ГОСТу, он должен быть виден с расстояния в 100 м. Ежели он не виден, требуйте отмены постановления. Однако нелишним будет сфотографировать то, что знак скрыт от водителей. Нередко бывает, что без этих фотографий появляются другие, на которых понятно, что знак был виден и прекрасно читался.
- Также ГОСТом регламентируется и очерёдность размещения. Первыми идут а затем предупреждающие, предписывающие, особых предписаний и наконец запрещающие. Несоблюдение этой очерёдности размещения позволяет водителю избежать наказания, так как установленный не по ГОСТу знак недействителен. При этом количество знаков на одной мачте тоже регламентируется.
Если есть хотя бы один пункт из этого списка, то наказать вас за совершённый обгон под дорожный знак «Обгон запрещен» нельзя. Правда, скорее всего, придётся в суде доказывать свою невиновность. А вот здесь и пригодятся собранные ранее доказательства.
В каких случаях, согласно ПДД, наказания не будет
Не многие водители знают, что в ПДД есть исключения, следовательно, законных оснований наказать водителя за такой обгон у инспекторов нет. Это такие исключения, как обгон:
- Тихоходного автотранспорта. На нём обязательно должен быть соответствующий знак с жёлтой каймой), иначе, даже если его скорость ниже 30 км/ч, оно не является тихоходным, и инспектор вправе выписать вам штраф.
- Конных или а также одиночных всадников.
- Всевозможных мопедов, скутеров, мотоциклов и другой двухколёсной мототехники. Конечно, при условии, что они двигаются без бокового прицепа.
- Одиночных велосипедистов или их групп.
Даже при обгоне этих ТС под знак и сплошную линию вас нельзя привлечь к ответственности за их нарушение, так как оно таковым не является.
Вот пять полезных советов, которые помогут вам избежать наказания и не узнать, какой грозит штраф под дорожный знак «Обгон запрещен»:
- Следует тщательно взвешивать необходимость, безопасность и возможные последствия совершения данного манёвра.
- Если вы произвели обгон под знак «Обгон запрещен» и вас остановил сотрудник полиции, не стоит паниковать и вестись на его провокацию.
- При остановке инспектором следует сфотографировать дорожную обстановку, дабы потом были доказательства ваших слов.
- Обязательно настаивайте на составлении протокола. Скажите, что непременно будете его обжаловать в суде.
- И конечно же, нужно знать и не забывать соблюдать правила дорожного движения.
Заключение
Как видим, данный дорожный знак таит в себе некоторые особенности, скрытые подводные камни и опасности. Нарушение может трактоваться как выезд на «встречку» (со всеми вытекающими), так и как простое предупреждение за несоблюдение знаков и разметки. В любом случае стоит хорошо подумать, прежде чем начинать обгон. Неспроста данный знак устанавливается в местах, где обзор имеет ограниченную видимость, и обгон банально опасно совершать. Дорога не прощает людям невнимательности и безразличного отношения в диктуемым ею правилах поведения. Прежде чем что-либо сделать, подумайте о своей семье, ведь вас ждут дома. Удачи на дорогах!