Удивительные племена африки. Эти красивые негритянки поражают своей внешностью Женщины из африканских племен
Африка, пожалуй, является самым контрастным и загадочным из 5 континентов нашей планеты. Исследователей и туристов со всего мира манит не только ее природное и животное разнообразие, но и многочисленные племена и народности, которых здесь насчитывается около 3 000. Удивительные племена Африки с их нетрадиционным для славян образом жизни вызывают восторженный интерес, а непонятные традиции зачастую пугают, а не удивляют.
Мурси
Мужчины часто устраивают между собой жестокие драки за лидерство. Если такое выяснение отношений заканчивается смертью одного из участников, выжившему приходится отдать семье погибшего свою жену в виде компенсации. Мужчинам принято украшать себя серьгами из клыков и шрамами в виде подковы, которые наносятся в случае убийства врага: сначала символы вырезаются на руках, а когда на них не остается места – используют другие части тела.
Женщины племени мурси выглядят очень необычно. Сутулая спина, обвисший живот и грудь, а вместо волос на голове головной убор, сооруженный из сухих веток, кожи животных и мертвых насекомых – удивительное описание типичной представительницы прекрасной половины мурси. Дополняет их образ – глиняный диск (дэби), вставленный в разрез на нижней губе. Девушки сами вправе решать, разрезать губу или нет, но за невест без такого украшения дают намного меньший выкуп.
Динка
Целый народ динка, проживающий на территории Судана, насчитывает около 4 000 000 представителей. Основное их занятие – скотоводство, поэтому еще с детства мальчиков обучают бережному отношению с животными, а количеством голов скота измеряется благосостояние каждой семьи. По этой же причине девочки ценятся у динка больше мальчиков: в случае женитьбы семья невесты получает в подарок от жениха целое стадо.
Внешний вид динка не менее удивительный: мужчины обычно не носят одежду и украшают себя браслетами и бусами, а женщины носят одеяния только после замужества и зачастую ограничиваются юбкой из козьей кожи или бисерным корсетом. К тому же этот народ считается одним из самых высоких в Африке: средний рост мужчин 185 см, а у многих он переходит за отметку 2 м. Еще одна особенность представителей динка – намеренное шрамирование, которое практикуется даже у детей после достижения определенного возраста и по местным меркам добавляет привлекательности.
Банту
В Центральной, Восточной и Южной Африке обитают многочисленные представители народа банту, численность которых достигает 200 млн. человек. Они обладают своеобразной внешностью: высоким ростом (от 180 см и выше), темной кожей, жесткими спирально завитыми локонами.
Банту – это один из самых удивительных и наиболее развитых народов Африки, среди которого есть представители политики и культурные деятели. Но, несмотря на это, банту сумели сохранить традиционный колорит, многовековые традиции и ритуалы. В отличие от большинства населяющих жаркий континент народностей, они не боятся цивилизации и часто приглашают туристов к себе на экскурсии, которые обеспечивают им неплохой заработок.
Масаи
Представители Масаи часто встречаются на склонах горы Килиманждаро, которая занимает особое место в верованиях этого удивительного племени. Его представители возомнили себя высшим народом Африки, истинными красавцами и любимцами богов. В связи с таким самомнением они зачастую относятся презрительно к другим народностям и не стесняются воровать у них животных, что иногда приводит к вооруженным конфликтам.
Масаи живут в жилище из веток, обмазанных навозом, строительством которого зачастую занимаются женщины. Они питаются преимущественно молоком и кровью животных, а мясо в их рационе редкий гость. При отсутствии пищи они прокалывают корове сонную артерию и пьют кровь, а затем залепляют это место свежим навозом, чтобы через время повторить «трапезу».
Отличительный признак красоты этого удивительного племени – оттянутые ушные мочки. В 7-8-летнем возрасте детям прокалывают мочки осколком рога и постепенно расширяют с помощью кусочков дерева. За счет использования тяжелых украшений, ушные мочки иногда отвисают до уровня плеч, что считается признаком высшей красоты и уважения к их обладателю.
Химба
На севере Намибии живет самобытное племя Химба, представители которого тщательно охраняют сложившийся образ жизни от чужаков, практически не носят современную одежду и не пользуются благами цивилизации. Несмотря на это многие жители поселений умеют считать, написать собственное имя и говорят некоторые фразы на английском языке. Эти умения появляются благодаря организованным государством передвижным начальным школам, в которых учится большая часть детей химба.
Важное значение в культуре химба отводится внешнему виду. Женщины ходят в юбках из мягкой кожи и украшают шею, талию, запястья и лодыжки бесчисленными браслетами. Ежедневно они покрывают тело мазью из масла, растительных экстрактов и измельченной вулканической пемзы, которая придает коже красноватый оттенок и защищает тело от укусов насекомых и солнечных ожогов. Когда в конце дня они соскабливают с себя мазь, вместе с ней сходит и грязь, что также способствует поддержанию личной гигиены и чистоты. Возможно, благодаря этой удивительной мази, женщины химба имеют идеальную кожу и считаются одними из самых красивых среди племен Африки. С помощью этого же состава и чужих волос (зачастую отца семейства) женщины сооружают себе прическу и виде многочисленных «дредов».
Хамар
Хамар по праву относятся к удивительным племенам Африки и одним из наиболее дружелюбных в Южной Эфиопии. Один из наиболее известных обычаев хамар – посвящение в мужчины после достижения совершеннолетия, для которого молодому человеку необходимо 4 раза пробежать из стороны в сторону по спинам быков. Если после трех попыток ему не удается это сделать, следующий обряд можно провести только спустя год, а в случае удачи он получает от отца первую собственность (корову) и может искать себе жену. Примечательно, что обряд юноши проходят в обнаженном виде, что символизирует детство, с которым они прощаются.
У хамар проводится еще один, довольно жестокий ритуал, в котором могут принимать участие все желающие девушки и женщины: они исполняют перед мужчинами традиционный танец и получают от них в ответ удары тонкими прутьями по спине. Количество оставшихся шрамов – основной предмет гордости, показатель силы и выносливости женщины, который повышает ее ценность, как жены, в глазах мужчин. При этом хамарам разрешается иметь столько жен, сколько они способны заплатить за них выкупов (даури) в виде 20-30 голов скота. Но самый высокий статус остается за первой женой, который подтверждается ношением ошейника с ручкой, изготовленного из металла и кожи.
Нуба
На границе Судана и Южного Судана обитает удивительное племя нуба, которое имеет необычные даже для Африки семейные обычаи. На ежегодных танцах девушки выбирают для себя будущих мужей, но прежде, чем получить такой статус, мужчина обязан построить для своей будущей семьи дом. До того времени молодые люди могут только тайно встречаться по ночам, и даже рождение ребенка не дает права на статус законного супруга. Когда жилье готово, девушке и парню разрешается уже спать под одной крышей, но ни в коем случае не есть. Такое право дается им только спустя год, когда брак пройдет испытание временем и будет считаться официальным.
Отличительной особенностью нуба долгое время было отсутствие какого-либо деления на классы и денежных отношений. Но в 70-х г. г. XX в. правительство Судана стало отправлять местных мужчин на работу в город. Они возвращались оттуда в одежде и с небольшими деньгами, поэтому чувствовали себя настоящими богачами среди соплеменников, что порождало у других зависть и способствовало процветанию воровства. Таким образом, добравшаяся до нуба цивилизация принесла им намного больше вреда, чем пользы. Но все же среди них есть представители, которые продолжают игнорировать блага цивилизации и украшают свои тела только многочисленными шрамами, а не одеждой.
Каро
Каро – одно из малочисленных африканских племен, в котором насчитывается не более 1000 человек. Они занимаются преимущественно скотоводством, но мужчины могут проводить долгие месяцы на охоте и даже работать в близлежащих городах. Женщинам в это время предстоит заниматься домашними делами и еще одним важным ремеслом – выделкой шкур.
Представители этого племени могут возглавить список самых удивительных мастеров в Африке в части украшения своего тела. С этой целью они покрывают себя орнаментами, нанесенными растительными красками, точеным мелом или охрой, используют в качестве украшений перья, бусы, ракушки и даже надкрылья жуков и кукурузные початки. При этом мужская половина населения красится гораздо ярче, поскольку им важно иметь максимально устрашающий внешний вид. Еще одна примечательная деталь у мужчин и женщин каро – проколотая нижняя губа, в которую вдевают гвозди, цветы и просто высохшие прутики.
Это лишь малая часть необычных народов, проживающих на территории африканского континента. Вопреки глобальному распространению благ цивилизации образ жизни большинства из них коренным образом отличается от жизни современного человека, не говоря уже о нарядах, традициях и уникальной системе ценностей, поэтому каждый из народов Африки можно считать по-своему удивительным.
КРАСОТА ПО-АФРИКАНСКИ
Мы привыкли к современной западной культуре, в которой внешность человека стандартизована, а телевидение, кино, популярная культура демонстрируют и пропагандируют эталоны нашего цивилизованного мира. Коренные народы Африки – особенно те, что не имеют пока широкого доступа к достижениям голливудского кинематографа, – сохраняют свои традиционные представления о внешности человека, о критериях красоты и безобразия, о том, как должен выглядеть человек. Эти представления у различных народов сильно разнятся, однако что-нибудь новенькое, модное, необычное часто заимствуется у соседей. Подчас красота по-африкански кажется нашим соотечественникам сплошным ужасом, но интерес к ней это только подогревает. Попробуем удовлетворить его в этом разделе: мы рассмотрим здесь разные стороны африканской эстетики – от костюма и косметических средств до практики модификации лица и тела.
Всё, что есть у слона, – для него не тяжесть.
Африканская пословицаСразу оговоримся: в Африке эстетические представления накрепко увязаны с социальными и религиозными требованиями. Ни одно украшение, ни один предмет одежды не существует просто так, для красоты и удовольствия. Каждый мельчайший аксессуар, мазок косметики представляет собой элемент сложнейшей знаковой системы, демонстрирующий социальный статус человека для окружающих. И костюм, и украшения, и орнамент на теле содержат в себе информацию о происхождении носителя, его этнической группе, семейном положении, благосостоянии – вся эта информация легко «читается» посвящёнными. В то же время при помощи «правильных» аксессуаров и украшений тела африканец достигает и другой цели: пытается обезопасить себя от зловредных духов, вечно старающихся найти лазейку и свалить человека с ног. В результате любой предмет обихода, который мы привыкли рассматривать как мелочь и безделушку – заколки для волос, форма браслетов на руках и ногах, оттенки красок для украшения лица, татуировки, – в Африке приобретают богатое символическое значение и для людей, и для живущих с ними в одном мире богов и духов.
Сегодняшние африканцы, вопреки устоявшимся представлениям, весьма редко ходят нагими. На севере и юге континента таких привычек не было никогда, ведь погода здесь бывает весьма прохладной. В засушливых районах северного тропического пояса обнажённое тело тоже не в ходу из-за беспощадного солнца, заставляющего людей, наоборот, закрывать не только тело, но и лицо. Но даже на экваторе, где тёплая погода держится постоянно, а солнце более дружелюбно, сегодня не встретишь обнажённых людей. Одежда стала одним из первых следствий колониального культурного влияния – с приходом в Тропическую Африку белого человека местные жители принялись стремительно обживать различные виды одеяний, которые несла с собой цивилизация. А ведь ещё полтора столетия назад Василий Юнкер, русский путешественник по Центральной Африке, сообщал о племенах, у которых не было практически никакой одежды, кроме набедренных повязок. Женщины наблюдаемых им племён носили передники из железных цепочек или пояса из травы вокруг бёдер. Повсюду у народов Экваториальной Африки можно было встретить футляры из соломы или шерсти для защиты мужского полового органа (например, у сомба в Бенине), а женщины закрывали наиболее чувствительные места лентой между ногами, пучками травы или даже пробкой в форме пениса, как у фали в Камеруне. У готтентотов Намибии сельские девушки также ходят безо всякой одежды до инициации, но представить себе замужнюю женщину обнажённой на людях уже невозможно.
Девочки в Африке с детства учатся ценить красоту косметических средств
Девушка нянгатом в традиционной одежде – бусах, Эфиопия
Простейшие виды одеяний присущи пигмеям экваториального леса, которые изготавливают свои одежды из кусков размягчённой в воде коры, напоминающей по виду и на ощупь тонкое сукно. Это мбугу – «замша тропического леса», модная и среди земледельцев Центральной Африки. На востоке континента, на территории Северной Кении, Южного Судана и Эфиопии, в костюме скотоводов саванны по сей день господствует кожа. Повседневной одеждой продолжают оставаться воловьи и козьи шкуры, покрывающие переднюю и заднюю части бёдер, в то время как выше пояса и мужчины, и женщины продолжают оставаться обнажёнными. Шкуры могут богато расшиваться бисером и раковинами каури, различаться фасоном и отделкой. Место шкур иногда занимает юбка из шерсти или волокон рафии, которые, впрочем, в XXI в. стремительно заменяются привозными полотняными одеждами. Но верхняя часть тела по-прежнему остаётся свободной, что вызывает восторг у европейских туристов мужского пола. Ну, а на голове жительницы этих районов носят разве что тыкву калебас , который в иное время служит сосудом для воды, пива или просяной каши.
ИЗ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАС ДОХОДЯТ ИНОГДА СОВЕРШЕННО ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ АФРИКАНСКОЙ МОДЫ. ОДНА ИЗ НИХ ПРИНАДЛЕЖИТ ПЕРУ ЯКУТА (XIII В.): «ОДЕВАТЬСЯ ОНИ НЕ УМЕЮТ, А ЛИШЬ СМАЗЫВАЮТ ТЕЛА ЖИРОМ. СОСУД ЖЕ С ЭТИМ ЖИРОМ – ЭТО ЕГО КРАЙНЯЯ ПЛОТЬ: ОН ЕЁ НАПОЛНЯЕТ ЖИРОМ И ЗАВЯЗЫВАЕТ НИТКОЙ. ЧЛЕН СТАНОВИТСЯ БОЛЬШИМ, КАК БУТЫЛЬ. ЕСЛИ КОГО ИЗ НИХ УКУСИТ МУХА, ОН ВЫНИМАЕТ ИЗ КРАЙНЕЙ ПЛОТИ НЕМНОГО ЖИРА И СМАЗЫВАЕТСЯ, А ЗАТЕМ ЗАВЯЗЫВАЕТ ЧЛЕН».
Одежда по всей Африке является показателем общественного положения, но в Западной Африке это явление приобрело гипертрофированные формы. Здесь в результате распространения хлопководства и ближневосточной моды на длинные свободные одежды возникли самобытные традиции шикарных нарядов из хлопчатой ткани или шерсти. Ткани эти могут быть по происхождению как местными (в Мали, например, производится богатая хлопчатая ткань боголан ), так и привозными – в основном из Западной Европы. По фасону и материалу просторного платья бубу можно рассказать многое о человеке: о его состоянии, семье и роде занятий, например. Вожди народов фульбе и канури почёта ради надевали на себя по 8–10 бубу одновременно, несколько пар штанов, огромный тюрбан, а сверху всю эту конструкцию покрывали пледом и обматывали полотенцем на уровне шеи.
А всё потому, что одежда, вопреки нашему северному представлению, в Африке служит не только защитой от непогоды, а демонстрацией богатства и авторитета. Костюм – основной социальный код, по которому можно судить об этнической принадлежности и чётком месте, занимаемом человеком в социальной иерархии общества. Элементы цвета и узора сами по себе уже скажут о человеке больше, чем обстоятельная беседа с ним. По будням западноафриканские крестьянки обычно надевают юбки весьма скучных расцветок, оставаясь нередко топлес, но в праздничные или рыночные дни на свет извлекаются длинные бубу и головные платки из ткани самых пёстрых и диковинных расцветок. Скромные традиционные мотивы остаются в прошлом: сегодня на одежде можно увидеть, например, зелёные грузовики на жёлтом фоне, изображения Эйфелевой или Пизанской башни, рыбы-пилы, президента Обамы или иной экзотики. Главное – чтобы рисунок на ткани был ярким, разноцветным и необычным. Именно благодаря любви к красочности традиционный костюм продолжает яростно сопротивляться исламу с его стремлением обрядить женщину в скучную чёрную абаю . Даже в самых правоверных мусульманских общинах дамы не отказываются от многоцветных одежд, весёлые оттенки которых, так подходящие к тёмной коже африканок, продолжают радовать глаз и в берберских деревушках Марокко, и на улицах городов Сенегала, Чада и Судана.
Виды тканей, их узор и рисунок сильно варьируются, а стоимость доходит иногда до заоблачного уровня. Например, знаменитые хлопковые ткани кенте в западноафриканской Гане, которые носят несшитыми, перебрасывая через плечо, доступны разве что вождям, жрецам и чиновникам высшего ранга, надевающим их по случаю праздника. Изготовление одного лишь многоцветного пояса по технологии кенте может занять до месяца, и стоить он будет несколько сотен долларов. Ведь лишь самые искусные мужчины-ткачи в известных всей стране деревнях вокруг города Кумаси способны изготовить «настоящие» кенте, с добавлением шёлка, с причудливым геометрическим узором.
Берберская женщина в традиционной одежде и с татуировками, Тунис
Большой ценностью в Гане считаются и набивные ткани адинкра . Когда-то технику восковой печати завезли сюда из Юго-Восточной Азии, затем она распространилась по территории всей Западной и Центральной Африки. Сегодня эта техника обрела в Гане особую культурную, социальную и экономическую значимость, потому что узоры на тканях адинкра – говорящие. В них зашифрованы пословицы, поэмы и даже элементы эпоса. Каждый символ обозначает определенное слово, понятие, изречение. Знаки в совокупности формируют систему наподобие символического письма, сохраняющую культурные ценности народа акан. Символы адинкра используются и на посуде, в предметах обихода, в архитектуре.
Набивные ткани адинкра сушатся на солнце, Гана
Отделка, особенно на мужской одежде, характерна главным образом для народов, исповедующих ислам, таких как хауса в Нигерии. Этот земледельческий народ издавна снабжал почти всю Западную Африку своими изделиями из хлопка, причём ткани различных оттенков и рисунков носили различные наименования и могли предназначаться специально для шаровар или головных платков. Целые кварталы города Кано были заняты окрашиванием тканей природными красками, для изготовления которых мастера проявляли удивительную изобретательность. Лимонный сок, волокна и корни растений, переваренная древесная кора, смолы и измельчённые минералы – всё это шло на нужды текстильной индустрии и африканской моды ещё задолго до того, как африканские орнаменты появились на подиумах модных домов Европы.
В лесной зоне к югу от саванн в ходу преимущественно ткани из волокон пальмы рафии, коры фикуса и других местных растений, так как хлопок не выдерживает влажного экваториального климата. Уже в XVI в., открыв для себя ткани народа конго, европейцы дивились их качеству и сравнивали с лучшими разновидностями бархата. То, что в XX столетии ткани из рафии постепенно уступили место хлопчатобумажной европейской мануфактуре, объясняется прежде всего сложностью обработки пальмовых волокон, которые следовало по нескольку суток держать в болоте, после чего подвергать сложной процедуре высушивания. Как и повсюду в Африке, ткачество было здесь уделом исключительно мужчин. Мужская одежда начиналась на бёдрах, женские накидки закреплялись у груди с помощью особого узла под мышкой.
В Центральной Африке на одежде из рафии женщины луба вышивают узоры, имеющие особый магический смысл. И мужская, и женская одежда практически одинакова – фигура сильно задрапирована тканью, причем предпочтение отдается широким полотнищам материи. Чем длиннее одежда, тем выше социальный статус её хозяина. И хотя под влиянием торговли и постоянного взаимодействия с европейской культурой стиль одежды и рисунок тканей постепенно меняются, во многих районах костюм по-прежнему является главным показателем социального положения и ритуального статуса. Например, набросить на себя леопардовую шкуру в Африке не посмеет никто, кроме вождя или правителя.
Большинство народов Африки исторически не знали обуви – эта диковинка приходит сюда только с белыми переселенцами. Лишь в Северо-Восточной Африке распространены сандалии, закреплённые на большом пальце, а в Марокко ни один уважающий себя человек не обойдётся без бабушей – мягких кожаных туфель без задника.
Мало распространены в Африке и головные уборы. Народы севера континента, рано оказавшиеся под влиянием арабской культуры и исламской религии, восприняли фасоны, характерные для Ближнего Востока, – тюрбан либо круглую шапочку такыю , а для женщин – платок хиджаб или чадру. Под турецким влиянием в XVIII в. здесь распространилась феска, чтобы вновь исчезнуть к XXI столетию. Туареги Сахары, как и тысячи лет назад, драпируют лицо, голову и плечи огромным платком синего, сиреневого или чёрного цвета – это тагельмуст , который мужчина носит постоянно, оставляя открытыми лишь глаза. А вот жёны туарегов лица как раз не закрывают. Южнее, в западноафриканских саваннах, распространённым головным убором для мужчин является коническая широкополая кожаная шляпа бамбула , какие носят пастухи фульбе и акан, земледельцы сенуфо – у каждого народа для неё есть своё название. Среди мусульман и здесь распространилась такыя, а вот женщины, кроме платков и многоцветных тюрбанов, иных головных уборов не носят. Совсем по-другому обстоят дела в Южной Африке, где самобытные виды шляп украшают головы женщин-зулу, свази и ндебеле: это, например, огромный пирамидальный убор исичоло у зулусских женщин, родившийся из обычая подвязывать гигантскую пушистую причёску широкой лентой. А Восточная Африка демонстрирует многочисленные виды головных обручей из металла и бисера, надеваемых чаще всего на коротко стриженную или гладко выбритую голову.
Рогатый головной убор женщины дитаммари, Того
Африканские причёски заслуживают особого внимания. Женщины большинства восточноафриканских народностей бреют голову, предоставляя нудное занятие плести косички юным воинам – моранам , имеющим вдоволь свободного времени. Оромо-борена – один из немногих народов Кении, чьи женщины украшают свои головы сотнями тоненьких черных косичек, ниспадающих до плеч и красиво обрамляющих их длинные шеи. Женщины мвила, проживающие в Анголе, славятся своими необыкновенными причёсками. Они покрывают волосы особой пастой онкула , приготовленной из протёртого в порошок красного камня. В порошок затем добавляются масло, древесная кора, коровий навоз и растения. Вся эта гремучая смесь наносится на волосы и укладывается в косы, которые виртуозно украшаются бусинами, ракушками, перьями. Кос обычно четыре или шесть, а если их всего три – это верный знак, что в семье кто-то умер. Не менее занимательны и причёски женщин химба (Намибия, Ангола) – их уложенные волосы напоминают многочисленные длинные дреды. Чтобы достичь такого результата, волосы покрываются смесью масла и охры. Девочкам разрешается иметь только две «сосиски», а взрослым девушкам – столько, сколько пожелают.
Украшений африканских женщин европейским модницам не переплюнуть никогда. Прежде всего это касается количества аксессуаров, которые африканка надевает на себя даже в самые будничные часы – например, для работы в кукурузном поле. Женщина народности нянгатом в Эфиопии, например, наденет на себя лишь пару козьих шкур на бёдра, но зато на шее у неё будут навешаны несколько десятков ниток бус, рассказывающих всю историю её семьи и её собственную биографию; на щиколотках и запястьях будут красоваться массивные металлические браслеты, поясняющие, какой по счёту женой она доводится своему мужу и сколько у него коров; в ушах можно увидеть серьги, сделанные из железных бирок или ключей от европейских замков, невесть как попавших в эти края; а в нижней губе будет вдета массивная булавка из серебра – всё богатство семьи женщина носит на себе.
Правда, африканские украшения редко делаются из драгоценных металлов, как золотые подвески и серёжки у зажиточных женщин бамбара и фульбе в Мали. Чаще это менее дорогие, но символически значимые ожерелья и амулеты из твёрдого камня, из кости, клыков леопарда, раковин каури или даже европейских пуговиц. В Восточной Африке бусы и браслеты ещё не так давно изготовлялись из семян и сушёных бобов, однако с конца XIX в. здесь безраздельно стал господствовать бисер. В некоторых районах Эфиопии и Кении бисерные нитки ожерелий так усеивают женскую шею, что под ними не видно ни груди, ни подбородка. Но самое удивительное заключается в том, что большая часть этого бисера произведена вовсе не в Африке, а в Чехии – фирмой «Яблонекс», которая вот уже почти столетие является монополистом по ввозу этого чрезвычайно востребованного товара в Восточную Африку.
Впрочем, разве может бисерное ожерелье украсить тело так же, как его естественная красота? Если европейские народы в достижении абсолютной красоты сделали основную ставку на одежду, косметику и ювелирные украшения, то в Африке по сей день бытуют разнообразные и удивительные обычаи модификации человеческого тела – преимущественно, конечно, женского.
Некоторые из этих обычаев могут ошеломить кого-то из наших читателей своей жестокостью, но это будет лишь субъективной реакцией человека иного воспитания, иной культуры. Возьмем, к примеру, традицию подвергать девочек «утюжке груди». Про такую процедуру большинство из наших читателей никогда не слышали, но в Камеруне она имеет очень давнюю традицию, от которой пока не собираются отказываться. «Утюжке» подвергается грудь молодых девочек-подростков, а её целью является, как ни странно, предотвращение нежелательной беременности до окончания школы. Многие камерунцы уверены в том, что рост груди их дочерей способствует половому созреванию, а физически развитая девочка привлекает к себе куда больше внимания со стороны мужчин. Чтобы не допустить опасных ранних романов, матери массируют и дробят молочные железы дочерей. Наиболее распространенный инструмент при этом – деревянная скалка, обычно используемая для дробления клубней на кухне. Применяются также нагретые бананы и скорлупа кокосовых орехов.
Причёска воина хамар, которую делают после убийства врага, Эфиопия
ВОСПОМИНАНИЯМИ ДЕЛИТСЯ СТУДЕНТКА ДЖЕРАЛДИН СИРРИ: «МОЯ МАТЬ БРАЛА СКАЛКУ, ХОРОШЕНЬКО РАЗОГРЕВАЛА ЕЕ НА ОГНЕ, ПОТОМ Я ЛОЖИЛАСЬ НА СПИНУ, А ОНА ПРОХАЖИВАЛАСЬ СКАЛКОЙ ПО МОЕЙ ГРУДИ. И ЕЩЕ ОНА БРАЛА КОКОС, ГРЕЛА ЕГО НА ОГНЕ И ПРОГЛАЖИВАЛА ИМ МОИ ГРУДИ. Я КРИЧАЛА И ПЫТАЛАСЬ ВЫРВАТЬСЯ, НО НЕ МОГЛА».
Богатый узор из шрамов на теле юношей мурси, Эфиопия
По статистике, через процедуру «утюжки груди» сегодня проходит до четверти камерунских девочек, и результатом этой процедуры их матери весьма довольны. Деформированная грудь считается здесь своеобразным атрибутом женской красоты.
Ещё один из самых болезненных обычаев Африки – деформация формы головы женщины. Это происходит при помощи различных ухищрений, сводящихся к ограничению развития черепной коробки девочки. Для народа мангбету в Центральной Африке основной критерий красоты женщины – длина ее головы. Чем длиннее, тем лучше. Чтобы добиться идеальной внешности, сразу после рождения голову девочки туго обматывают бинтами. Удлинённая форма черепа достигается путём перетягивания специальной повязкой черепной коробки по окружности, по сторонам прикладываются дощечки для усиления эффекта, что приводит к утолщению лобной части головы с последующим вытягиванием затылочной области. Получившуюся конструкцию называют «башенная голова». Взрослые девушки для того, чтобы усилить впечатление башни, носили прически в виде цилиндров. Считалось, что это поможет привлечь мужское внимание и защитить девушку от колдовства. Удлинить череп и подчеркнуть высокий лоб – гордость женщины, соглашаются фульбе в Западной Африке, но они делают это менее радикальными методами: девушки просто удаляют себе ресницы и брови.
Традиция украшать тело с помощью шрамов существует в Африке с незапамятных времён. Шрамирование, или скарификация, – явление, известное повсюду в странах к югу от Сахары, хотя и сами методы нанесения шрамов, и значение этой процедуры весьма различаются. Шрамы здесь играют примерно такую же важную роль, как татуировки у народов Европы, Азии и Америки, ведь на тёмной коже африканцев татуировка видна плохо, поэтому её приходится заменять рельефным изображением. В северных районах Африки, среди народов со светлой кожей, татуировки, напротив, весьма распространены, особенно у берберов Туниса, где женщины любят украшать изображениями практически всё лицо и руки.
В Западной Африке – в Гане и Буркина-Фасо – шрамы-насечки на лбу и щеках являются подобием паспорта: они наносятся мальчику в первые дни жизни и свидетельствуют об этнической принадлежности человека – иногда учёные объясняют их необходимостью узнать своих во время боя или стычки с соседними народностями. Мужчины народа шиллук из Южного Судана украшают лоб цепочкой из бусиноподобных шрамов, а воинов табва из Конго можно узнать по рядам длинных шрамов, пересекающих щёки и лоб. Лицевые насечки делают по мере взросления человека – при рождении, инициации, вхождении в круг воинов. Они имеют и религиозное значение – по местным поверьям, насечки разрывают связь новорождённого с миром мёртвых и обеспечивают покровительство общинных духов. А в Восточной Африке процедура скарификации играет эстетическую роль – помимо информации о социальном положении и происхождении человека, она символизирует красоту тела.
Во многих культурах шрамы гарантируют успех у противоположного пола: женщина, не украшенная орнаментом из шрамов, считается непривлекательной, а мужчина – трусом, избегающим боли. Последовательность нанесения орнамента на тело, его дизайн регламентируются традицией. У гаанда в Нигерии шрамы начинают наносить на тело девочки уже с пяти лет. Сначала рисунок наносится на живот, через определённые промежутки времени добавляются рисунки на лбу, предплечьях, талии, бёдрах. После того как все узоры будут нанесены, девочка считается готовой к замужеству. Мужчины тоже часто прибегают к шрамированию, ведь для них это в первую очередь демонстрация мужества. Например, у народов Южного Судана по количеству рубцов на правой руке воина можно узнать, сколько врагов было им убито. Так что никаких доказательств преступления искать не требуется: убийца всегда носит их с собой.
Процедура шрамирования весьма неприятна: чаще всего кожу разрезают лезвием, приподнимают с помощью шипа акации и втирают в рану смесь из золы и сока растений, вызывая раздражение. В результате шрам приобретает желаемую выпуклую форму. Некоторые поклонники экстремального шрамирования предпочитают наносить на тело «вогнутые» шрамы. Они получаются в процессе срезания скальпелем верхнего слоя кожи, после чего рисунок представляет собой углубление на теле. Самыми популярными местами для шрамов на теле являются руки, плечи, грудь, живот и спина.
Татуированная девушка цамай, Эфиопия
Женщина масаи с традиционными отверстиями в ушах, Кения
Другим распространённым украшением тела в Африке является пирсинг. В современном обществе мода на пирсинг появилась лишь несколько десятилетий назад, а в Африке так украшают себя уже тысячи лет. Подобно другим украшениям тела, пирсинг имеет и эстетическое, и социальное значение: по проколам на голове и теле намётанный глаз может определить возраст носителя, его любовные и военные подвиги, статус в обществе. Пирсинг играет и ритуальную роль – ношение украшений на губах, носу, в ушах и половых органах является гарантированной защитой от злых духов и отрицательной энергии. Так, по поверьям жительниц Центральной Африки, проколотый язык не только дарит необычное ощущение при поцелуе, но и защищает от злых сил. Девушки народов Южного Судана и Центрально-Африканской Республики вставляют в нижнюю губу длинные и подчас довольно толстые костяные или деревянные палочки, приманивая в дом материальное благополучие. Чем больше украшений нанизывается на проколотую нижнюю губу, тем больше еды будет в доме. А в Южной Африке женщины ньянджа ещё совсем недавно считали модными гигантские кольца в верхней губе. Девушки мурси и сурма (Эфиопия) пошли ещё дальше своих соседей: они вытягивают нижнюю губу вниз и вперёд с помощью глиняного диска, о котором мы уже рассказывали в главе «Народы и языки».
Женщинам народа масаи, проживающего на юге Кении и на севере Танзании, с помощью схожего диска удлиняют не губы, а уши. Девочкам в раннем возрасте прокалывают мочки осколком рога, а в отверстие вставляют различные деревянные предметы. Со временем груз увеличивают с помощью более громоздких украшений, пока мочка не отвиснет до самых плеч. Чем длиннее уши, тем более уважаемой и красивой выглядит женщина в глазах своих соплеменников. Той же логике следуют на острове Мадагаскар и в Центральной Африке, где в мочке уха девушки делают большое отверстие и вставляют туда деревянные пуговицы. В некоторых районах Нигерии женщины продевают в ушное отверстие большую серебряную серьгу в виде обруча, сильно оттягивающую мочку. А девушки из Мозамбика прокалывают себе иногда целых 15 дырочек по краю ушной раковины: чтобы не травмировать такую красоту во время работы, мочку закрепляют за верхним краем уха. Отверстия в ушах в Африке используют и в практических целях: туда могут вставить нужные предметы, например сигарету или трубку для курения, а то и нож, чтобы руки были свободными. Удлиняют в Африке не только мочки ушей, но и половые губы женщин.
Этот пикантный обычай существует, например, среди тутси в Руанде и Бурунди, а также у готтентотов и бушменов Южной Африки. Девушкам прикрепляют на внешние половые губы металлические клипсы, которые они вынуждены носить целыми днями, не снимая. Считается, что это усиливает не только привлекательность женщины, но и удовольствие от сексуальных контактов для обоих партнёров.
А как же лебединая шея? Это понятие хорошо знакомо южноафриканским ндебеле, пусть и сроду не видавшим в природе лебедей. Здесь шею женщины с юности унизывают многочисленными браслетами, которые символизируют богатство семьи – чем больше браслетов, тем выше статус. С раннего детства женщины этого народа носили на шее латунные обручи, благодаря чему шея могла удлиниться на 40–50 см. Эти обручи нельзя было снимать, так как ослабление шейной мускулатуры привело бы женщину к немедленной травме. Женщина с самой длинной шеей считалась не только самой богатой (металл в этих районах ценится высоко), но и самой красивой. Несколько колец носятся также и на бёдрах. Их первичное предназначение – имитировать складки жира, «добавлять тела», так как худоба считается некрасивой. На самом деле шейные и бедренные кольца добавляют не столько тела, сколько веса: в зависимости от их количества и ширины его может набраться до 25 кг! Неудивительно, что женские церемониальные танцы ндебеле очень медленные и размеренные – с таким грузом особенно не попляшешь.
О красках на теле и лице мы расскажем чуть ниже, в главе «Культура». Придание своему телу особого оттенка – тоже требование моды. Женщины народа химба (Ангола и Намибия) начинают свой день с необычной косметической процедуры – они обмазывают себя с головы до ног смесью из охры, жира и пепла. В мазь добавляют смолу кустарника омузумба – она придает телу красный оттенок. Такая смесь не только делает женщин химба привлекательными в глазах мужчин, но и защищает кожу от палящего солнца и насекомых. Но и этого бывает недостаточно для того, чтобы женщина выглядела восхитительно. После обряда посвящения во взрослую жизнь девушкам удаляют четыре нижних зуба.
Странный обычай удалять мужчинам шесть нижних передних зубов самым примитивным способом – их выбивают копьём в детстве – был ещё недавно широко распространен среди нилотских народов Восточной Африки. Эта практика до сих пор бытует среди народов нуэр, динка, шиллук в Южном Судане. Существует немало объяснений этого обычая, и одним из них является почитание скота в материальной и духовной жизни: поскольку у быка нет нижних передних резцов, то нилоты, чтобы быть похожими на своих любимых бычков, удаляют зубы и себе.
Спиливание и удаление зубов является неотъемлемой частью стандартов красоты не только на востоке Африки. Дамы народа луба и некоторых из их соседей в Конго почти полностью стачивают себе все зубы, видные снаружи. У женщин на Мадагаскаре подпиленные зубы тоже в моде. Свои резцы они полируют таким образом, чтобы улыбка походила на оскал акулы – против такой ни один мужчина не устоит.
Девушки цамай чистят зубы палочками из особой древесины, Эфиопия
Вообще стоит отметить, что белоснежная африканская улыбка, которой удивлялись многие европейцы, – результат в том числе того, что африканцы тщательно ухаживают за своими зубами. В течение дня они чистят зубы корой или корнями, при этом мякоть служит пастой, а волокна – щеткой. По всей Африке к югу от Сахары можно видеть, как люди занимаются своими повседневными делами с небольшой палочкой или веточкой в зубах, которую они жуют и перекладывают из одного угла рта в другой. Веточки деревьев и кустарников – это и есть африканские зубные щётки и зубочистки. Их пользователи уверяют, что они гораздо более эффективны и дешевы, чем красиво упакованная, дорогостоящая стоматологическая продукция. Природные средства обладают лекарственными свойствами, поэтому они не только помогают содержать полость рта в чистоте, но и лечат целый ряд недугов. Лабораторные исследования показали, что растения, из которых изготавливают палочки, содержат антимикробные соединения: они убивают бактерий, вызывающих кариес и пародонтоз.
Как известно, 80 % мужчин предпочитают толстых женщин и только 20 % – очень толстых. Это правило без сбоев действует и в Африке, где проблема недоедания – самая сложная из жизненных проблем. Вес представительницы слабого пола напрямую говорит о возможностях её отца или мужа – может ли он обеспечить своей дочери достойное проживание? Полнота ассоциируется с плодородием – главной функцией женщины в любом африканском обществе.
У многих народов принято заставлять девочек набирать лишний вес с детства: их кормят жирами, лишают возможности слишком много двигаться, заставляют питаться верблюжьим молоком. В некоторых районах Судана тело невесты в течение многих дней обильно натирают жиром, после чего преподносят около килограмма каши из дурры без соли и приправ, которую нужно съесть до последней капли. За невестой следит неумолимая родственница, вооруженная палкой или плетью из кожи гиппопотама. Если несчастная будет не в состоянии проглотить массу противной каши, репрессии неизбежны.
Русского человека, откровенно говоря, пугают. Виной всему их необычные стандарты красоты, которые в корне отличаются от наших. Из-за этого у нас сложился стереотип, что все чернокожие женщины не так привлекательны, как наши. Однако действительно ли это так? Или, быть может, за шокирующими фото мы перестали замечать истинную красоту Африки?
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно отсеять правду от вымысла. Для этого давайте сравним различные категории темнокожих девушек, живущих как на территории Черного континента, так и за его пределами.
Африканская девушка: чем она пугает?
Африканские русскому человеку кажутся как минимум странными. Пробитые уши, в которых с легкостью помещается 10 см тарелка. Украшенный шипами нос, похожий скорее на тело ежа, чем на прелестную часть лица. Вытянутые, словно у жирафов, шеи, опоясанные медными обручами. Все это пугает нашего человека, а также заставляет его ломать голову над тем, зачем же они себя так уродуют?
Однако следует прояснить один момент. Подобные излишества - это привычная норма для местных племен. Это часть того культурного наследия, что передавалось из поколения в поколение, на протяжении последних 2-3 тысячелетий. И странными они кажутся лишь для нас, а для них это привычная часть эстетического образа предков.
Исключение из правил
Но не все коренные жители Африки склонны к самобичеванию. Так, среди всех прочих выделяется ведь в нем обитают самые красивые африканские девушки. При этом их внешний вид по достоинству оценивают не только чернокожие мужчины, но и большинство европейцев.
Все дело в том, что женщины из этого племени обладают удивительно стройным телом, что крайне необычно в тех краях. Также они не «уродуют» свое тело, а наоборот, следят за ним. Так, девушки ежедневно втирают в свои волосы особый экстракт из глины и природных масел, тем самым формируя удивительные косички, чем-то напоминающие дреды.
К тому же в этом племени женщины привыкли носить на себе множество украшений. И это придает им еще большей элегантности и благородности. Недаром кто-то из туристов заметил, что все они похожи на темнокожих принцесс древности.
На заре новой эры
И все же даже коренные африканцы потихоньку начинают осознавать, что сегодня подобные чудачества уже не в моде. По мере того как прогресс захватывает одичалые земли, меняется и сама культура Черного континента. Теперь красивые африканские девушки не спешат уродовать свое тело и лицо. Благодаря телевидению они приобретают новые взгляды и убеждения, отличающиеся от привычных в лучшую сторону.
В целом, несмотря на всю самобытность африканцев, они все больше и больше стремятся стать похожими на американцев и европейцев. Ведь их образ - это символ богатства и благополучия, которых здесь так сильно не хватает. Поэтому не стоит удивляться тому, что современная девушка вместо тарелкообразных сережек предпочтет в подарок набор качественной косметики.
Африканские девушки-модели
Подобные изменения в культуре привели к тому, что их женщины начали перевоплощаться на глазах. Из диких и неухоженных волчиц они превратились в грациозных пантер, способных конкурировать на равных с европейскими красавицами. В доказательство тому приведем небольшой список уроженец Африки, способных удивить всех своим прелестным видом.
- Иман Мохамед Абдулмаджид - эта африканская девушка одна из первых показала миру истинную красоту Черного континента.
- Кейт Менсон - ганская топ-модель, победившая в 2008 году на национальном конкурсе «Лицо Африки».
- Олучи Онвигба - нигерийская красавица, покорившая подиумы многих престижных показов.
- Ясмин Варсаме - уроженка Сомали, переехавшая в Канаду и прославившаяся там как одна из самых привлекательных девушек штата.
- Женевьев Наджи - еще одна африканская девушка из Нигерии, ставящая известной певицей и моделью за пределами родины.
Примечательно то, что этот список можно продолжать очень долго, так как сногсшибательных красавиц на этом континенте много. Но куда важнее то, что сегодня мир начал принимать этих женщин как достойных соперниц белокожих моделей. Поэтому и миф о том, что все темнокожие девушки непривлекательны, также понемногу начинает рассеиваться.
Африканки, прославившиеся на весь мир
Если в предыдущей главе разговор шел просто о красивых женщинах Африки, то в этой речь пойдет о самых известных из них. О тех, чья красота раз и навсегда изменила окружающий их мир, заставила преклонить колени перед «черными богинями».
- На первом месте стоит эфиопская супермодель и дизайнер Эта африканская девушка настолько популярна, что журнал Forbes присудил ей 11 место среди самых высокооплачиваемых моделей планеты.
- Второе почетное место занимает Агбани Дарего - уроженка Нигерии. Именно она является той первой чернокожей женщиной, что смогла выиграть «Мисс Мира».
- Флавиана Матата - танзанийская модель, занявшая в 2007 году 6 место на конкурсе «Мисс Вселенная». Сегодня ее лицо представляет торговую марку одного из самых известных модных домов - Vivienne Westwood.
Прошлое и будущее
В завершение хочется сказать, что Африка - это континент потрясающих контрастов. Здесь гармонично переплетаются прошлое и будущее, странное и понятное, красивое и уродливое. Поэтому нельзя сказать, что вскоре все африканские девушки будут выглядеть как европейские. Скорее всего, большинство самобытных племен по-прежнему будут следовать древним обычаям и нормам.
Однако те из них, кто все же осмелится на перемены, навсегда изменят представление мира о женщинах этого края.
Удивительно, но всё ещё существуют самые дикие племена Амазонки и Африки, которые смогли пока ещё уцелеть от наступления безжалостной цивилизации. Это мы здесь занимаемся интернет-серфингом, бьёмся над покорением термоядерной энергии и улетаем всё дальше в космос, а эти немногочисленные остатки доисторической поры ведут всё тот же образ жизни, который был знаком им и нашим предкам сто тысяч лет назад. Для того, чтобы полностью погрузиться в атмосферу дикой природы, мало просто прочитать статью и посмотреть картинки, необходимо самим съедить в Африку, например, заказав сафари в Танзании .
Самые дикие племена Амазонки
1. Пираха
Племя пираха обитает на берегах реки Мэйхи. Примерно 300 аборигенов занимаются собирательством и охотой. Открыл это племя католический миссионер Дэниэл Эверетт. Он прожил рядом с ними несколько лет, после чего окончательно разуверился в Боге и стал атеистом. Первый его контакт с пираха состоялся в 1977 году. Пытаясь донести до аборигенов слово Божье, он стал изучать их язык и быстро достиг в этом успеха. Но чем сильнее он погружался в первобытную культуру, тем больше удивлялся.
У пираха очень странный язык: там нет косвенной речи, слов, обозначающих цвета и числительные (всё, что больше двух для них «много»). Они не создали, как мы, мифов о сотворении мира, нет у них и календаря, но при всём этом их интеллект не слабее нашего. Пираха не додумались до частной собственности, нет у них и запасов - они сразу же съедают пойманную добычу или собранные плоды, поэтому не ломают голову над хранением и планированием будущего. Нам такие взгляды кажутся примитивными, однако, Эверетт пришёл к иному выводу. Живя одним днём и тем, что даёт природа, пираха избавлены от страхов за будущее и всяческих забот, которыми мы обременяем свои души. Поэтому они счастливее нас, так зачем им боги?
В цивилизованных странах законы одинаково распространяют своё действие на всех граждан независимо от их статуса. И действие этих законов распространяе...
2. Синта ларга
В Бразилии живёт дикое племя синта ларга численностью примерно 1500 человек. Когда-то оно жило в джунглях каучуконосов, но массовая их вырубка привела к тому, что синта ларга перешли к кочевой жизни. Они занимаются охотой, рыбалкой и сбором даров природы. Синта ларга полигамны - у мужчин есть по нескольку жён. За свою жизнь мужчина постепенно обрастает несколькими именами, которые характеризуют либо его качества, либо произошедшие с ним события, есть также секретное имя, которое знают только его мать и отец.
Как только племя выловит всю дичь возле деревни, а истощённая земля перестанет приносить плоды, то оно снимается с места и перебирается на новое место. Во время переезда меняются также имена синта ларгов, неизменным остаётся только «секретное» имя. На беду этого маленького племени, цивилизованные люди нашли на их землях, занимающих 21 000 кв. км, богатейшие запасы золота, алмазов и олова. Конечно, они не могли эти богатства просто так оставить в земле. Однако синта ларги оказалось воинственным племенем, готовым защищаться. Так, в 2004 году они убили на своей территории 29 старателей и не понесли за это никакого наказания, кроме того, что их загнали в резервацию площадью 2,5 миллиона гектаров.
3. Корубо
Ближе к истокам реки Амазонки живёт очень воинственное племя корубо. Они промышляют в основном охотой и набегами на соседние племена. В этих набегах участвуют и мужчины и женщины, а их оружием являются дубинки и отравленные дротики. Есть сведения, что в племени иногда доходит до каннибализма.
4. Амондава
Живущее в джунглях племя амондава понятия не имеет о времени, такого слова нет даже в их языке, а также таких понятий, как «год», «месяц» и т. д. Лингвисты были обескуражены таким явлением и пытаются понять, не свойственно ли оно и другим племенам из бассейна Амазонки. У амондава поэтому не упоминаются возраста, а взрослея или изменяя свой статус в племени, абориген просто берёт новое имя. Также отсутствуют в языке амондава и обороты, которые процесс течения времени описывают пространственными терминами. Мы, например, говорим «перед этим» (имея в виду не пространство, а время), «это происшествие осталось позади», а вот в языке амондава подобных конструкций нет.
В какой бы стране мира ни проводилась свадьба, она обязательно ассоциируется с ощущениями счастья и взволнованности. В подавляющем большинстве случаев...
5. Каяпо
В Бразилии, в восточной части бассейна Амазонки есть приток Хенгу, на берегах которого живёт племя каяпо. Это весьма загадочное племя численностью примерно 3000 человек занимается обычными для аборигенов делами: рыбалкой, охотой и собирательством. Каяпо большие специалисты в области знания целебных свойств растений, одни из них они используют для лечения соплеменников, а другие - для колдовства. Шаманы из племени каяпо лечат с помощью трав женское бесплодие и улучшают потенцию у мужчин.
Однако больше всего они заинтересовали исследователей своими преданиями, в которых рассказывается о том, что в далёком прошлом ими руководили небесные странники. Первый вождь каяпо прилетел в некоем коконе, влекомом вихрем. С этими легендами созвучны и некоторые атрибуты из современных ритуалов, например, предметы, напоминающие летательные аппараты и космические скафандры. Предание гласит, что сошедший с небес вождь несколько лет прожил с племенем, а затем вернулся на небо.
Самые дикие африканские племена
6. Нуба
Африканское племя нуба насчитывает порядка 10 000 человек. Земли нуба лежат на территории Судана. Это отдельная общность со своим языком, которая не вступает в контакты с внешним миром, поэтому пока убереглась от воздействия цивилизации. У этого племени очень примечательный ритуал макияжа. Женщины племени шрамируют свои тела замысловатыми узорами, прокалывают нижнюю губу и вставляют в неё кристаллы кварца.
Интересен и их брачный ритуал, связанный с ежегодными танцами. Во время них девушки указывают на фаворитов, кладя им сзади ногу на плечо. Осчастливленный избранник не видит лица девушки, но может вдыхать запах её пота. Впрочем, подобная «интрижка» вовсе не обязана закончиться свадьбой, это лишь разрешение жениху тайком от родителей ночью пробираться в дом её родителей, где она живёт. Наличие детей не является основанием для признания законности брака. Мужчина должен жить вместе с домашними животными, пока не построит собственную хижину. Только тогда пара сможет спать вместе на законных основаниях, но ещё год после новоселья супруги не могут есть из одного котелка.
По самому характеру своей деятельности контрабандисты должны обладать богатой фантазией и смекалкой, которые явно направлены не на благие дела. При со...
7. Мурси
У женщин из племени мурси визитной карточкой стала экзотическая нижняя губа. Её разрезают ещё в детстве девочкам, вставляют в разрез кусочки дерева со временем всё большего размера. Наконец, в день свадьбы в отвисающую губу вставляют дэби - тарелку из обожжённой глины, диаметр которой может доходить до 30 см.
Мурси легко спиваются и постоянно носят с собой дубинки или автоматы Калашникова, которые не прочь пустить в ход. Когда внутри племени происходят схватки за верховенство, то они нередко заканчиваются смертью проигравшей стороны. Тела женщин мурси обычно выглядят болезненными и дряблыми, с отвисшими грудями и сутулыми спинами. Они почти лишены волос на голове, скрывая этот недостаток невероятно пышными головными уборами, материалом для которых может послужить всё, что попадётся под руку: высохшие плоды, ветки, куски грубой кожи, чьи-то хвосты, болотные моллюски, мёртвые насекомые и прочая падаль. Европейцам тяжело находиться рядом с мурси из-за их невыносимого запаха.
8. Хамер (хамар)
В восточной стороне африканской долины Омо живёт народ хамер или хамар, насчитывающий примерно 35 000 - 50 000 человек. По берегам реки стоят их деревушки, составленные из хижин с остроконечными крышами, покрытыми соломой или травой. Внутри хижины помещается всё хозяйство: ложе, очаг, зернохранилище и загон для коз. Но в хижинах живут только две-три жены с детьми, а глава семьи всё время либо пасёт скот, либо защищает владения племени от набегов других племён.
Свидания с жёнами происходят очень редко, и в эти редкие моменты и происходят зачатия детей. Но и вернувшись ненадолго в семью, мужчины, избив вдоволь своих жён длинными прутьями, тем и удовлетворяются, а спать уходят в ямы, напоминающие могилы, да ещё присыпают себя землёй до состояния лёгкой асфиксии. Видимо, такое полуобморочное состояние им нравится больше, чем близость с жёнами, да и те, по правде говоря, не в восторге от «ласк» мужа и предпочитают ублажать друг друга. Как только у девочки разовьются внешние половые признаки (примерно в 12 лет), то она считается готовой для брака. В день свадьбы новоиспечённый муж, крепко побив невесту тростниковым прутом (чем больше шрамов на её теле останется - тем крепче он любит), надевает ей на шею серебряный ошейник, который та будет носить всю жизнь.
По примерным подсчётам лингвистов в мире насчитывается свыше шести тысяч различных языков общения. Конечно, каждый язык уникален и имеет свои особенно...
9. Бушмены
В Южной Африке есть группа племён, совокупно называемая бушменами. Это люди невысокого роста, широкоскулые, с узким разрезом глаз и припухшими веками. Цвет их кожи трудно определить, поскольку в Калахари не принято тратить воду на мытьё, но они определённо светлее соседних племён. Ведущие бродячую, полуголодную жизнь бушмены верят в загробную жизнь. У них нет ни вождя племени, ни шамана, вообще нет даже намёка на общественную иерархию. Но старейшина племени пользуется авторитетом, хотя и не имеет привилегий и материального преимущества.
Бушмены удивляют своей кухней, особенно «бушменским рисом» - личинками муравьёв. Юные бушменки считаются самыми красивыми в Африке. Но стоит им только достичь половой зрелости и родить, как их внешний вид кардинально меняется: резко расползаются ягодицы и бёдра, а живот так и остаётся раздутым. Всё это является следствием отнюдь не диетического питания. Чтобы отличить беременную бушменку от остальных брюхатых соплеменниц, её обмазывают охрой или золой. Да и мужчины у бушменов в 35 выглядят уже как 80-летние старики - кожа у них везде обвисает и покрывается глубокими морщинами.
10. Масаи
Люди племени масаи стройные, высокие, они хитроумно заплетают волосы. От других африканских племён они отличаются манерой держаться. Если большинство племён легко вступают в контакт с чужаками, то имеющие врождённое чувство достоинства масаи соблюдают дистанцию. Но в наши дни они стали гораздо общительней, соглашаются даже на видео и фотосъёмку.
Масаев около 670 000, они живут на территории Танзании и Кении в Восточной Африке, где занимаются скотоводством. Согласно их верованиям, боги доверили масаям заботу и опеку над всеми коровами мира. Детство у масаев, которое является самым беззаботным периодом в их жизни, заканчивается к 14 годам, завершаясь ритуалом инициации. Причём он есть и у мальчиков, и у девочек. Посвящение девочек сводится к жуткому для европейцев обычаю обрезания клитора, но без него они не могут вступить в брак и заниматься домашним хозяйством. После такой процедуры они не ощущают удовольствия от близости, поэтому будут верными жёнами.
После инициации мальчики превращаются в моранов - молодых воинов. Их волосы обмазывают охрой, и охватывают повязкой, выдают острое копьё, а на пояс вешают подобие меча. В таком виде моран должен с гордо поднятой головой проходить несколько месяцев.