Туалеты в нацистских лагерях. Нарисовал он на песке. Деревянный ящик в мусорном ведре
Место для отправления всяческих своих нужд человек всегда хотел сделать возможно более комфортным. Простые граждане отделывают его кафелем, на стены вешают цветочки и радуются уюту. Обладателям круглых сумм на банковских счетах этого, конечно, мало. Некоторые из них устраивают даже соревнования между собой - кто необычнее обустроит отхожее место (для себя, а особенно для клиентов - чтобы похвастаться) . Впрочем, разве таким прозаичным словом можно называть те произведения искусства, которые рождаются в буйных головах хорошо оплачиваемых дизайнеров? Мы сделали подборку наиболее креативных общественных туалетов мира. А вы уж сами решайте, хотелось бы вам, так сказать, подумать о вечном в таких интерьерах.
1. Золотые унитазы
Самое простое, что смог придумать человеческий разум - это туалет из золота. Дизайнер из Гонконга всего за 5,7 миллиона долларов сумел метафорически продемонстрировать бренность материальных ценностей. Правда, владельцы арт-объекта вовсе не чужды здоровой алчности. Находится чудо-туалет в помещении ювелирного магазина, и при наличии определенной щедрости (требуется купить дорогущих украшений не менее чем на $200) можно даже использовать его по прямому назначению.
Фото: img.nnov.org
Для такого туалета необходимы соответствующие гигенические аксессуары - пусть даже чисто символические. И они существуют.
Фото: s.fraza.ua
Скажете, фейк? А вот и нет. Этот рулон, в котором содержится 22 карата золота, действительно можно купить в специализированном австралийском супермаркете туалетных и сантехнических товаров Toilet Paper Man. Я попробовала. И после введения всех необходимых данных (о Боже!) открылось окно PayPal для оплаты покупки! Подумав, что на 1,3 миллиона долларов (если они у меня, конечно, откуда-нибудь появятся) лучше купить квартиру в Москве, нажала отмену. А кто-то ведь и не нажмет...
2. Шопинг-клозет
Фото: www.oddee.com
Когда человек освобождается от долго его беспокоившего бремени малых нужд, он гораздо позитивнее воспринимает рекламные посылы. По крайней мере, именно так считают маркетологи одного из торгово-развлекательных центров в Германии. Туалет в нем во-первых, привлекает представителей сильного пола сам по себе, а во-вторых, здесь ненавязчиво демонстрируются новые коллекции нижнего белья. Утверждают, что после посещения мужчиной такого заведения даме гораздо проще "раскрутить" его на дорогую покупку.
3. Эротоманы из Франкфурта
Фото: www.omgsoysauce.com
Эти немецкие архитекторы пошли еще дальше. Что там полуобнаженные манекены! Здесь писсуары в виде дамских ртов. Кстати, в некоторых европейских городах в судебном порядке запрещают использовать эту часть женского организма (разумеется, символическую, рукотворную) для столь низменных целей. Тем не менее, некоторым гражданам нравится посещать подобные клозеты. Возможно, так они самоутверждаются.
4. Себя показать...
Это куда более невинное заведение. Но для мужского пола, наверное, приятное. Хотя трудно сказать, что приятного в отправлении данного... процесса при свидетелях - пусть и ненастоящих. Но мужчинам виднее.
Фото: www.oddee.com
5. Только для женщин
Мир уже никогда не будет таким, как прежде. Особенно справедливость этого утверждения понимаешь, глядя на вот такие приспособления. Попытки создать удобный "стоячий" писсуар для дам (особенно для феминисток, которые никак не желали смириться с половыми различиями в столь интимном процессе) предпринимаются с 20-х годов прошлого века, но особых успехов на этом нелегком и непонятно зачем нужном пути достичь пока не удалось.
Фото: www.oddee.com
У всех опрошенных мной представительниц прекрасного пола при виде этого фото возникало два вопроса: "Зачем?" и "А как?" Некоторые, впрочем, сказали, что лучше потерпеть до дома. Присоединяюсь.
6. Мечта ботаника
Стоишь, поливаешь цветочки... Дизайнер из Сан-Франциско Кларк Соренсен творил подобные писсуары специально для романтичных мужчин. Стоят эти "цветочки" от 6 до 13 тысяч долларов. Даже по такой цене они пользуются большим спросом. Видимо, ботаников в мире хватает.
Фото: www.oddee.com
7. Игра не закончится никогда
Этот гейм-клозет был презентован на одной из выставок сантехнического хай-тека. Для кого он предназначен - понятно: такие люди просто не могут тратить свое драгоценное время на то, чтобы тащиться в другое помещение, а потом обратно. К счастью для родителей российских геймеров, стоит комплект "унитаз + Xbox" заоблачных денег, поэтому подобные сортиры в мире можно встретить в единичных экземплярах. Хотя владельцы вполне могли бы сэкономить: туалет можно не разделять по гендерному принципу - друг на друга люди смотреть точно не будут.
Фото: img.allw.mn
8. "Лифт" для ночных "снайперов"
Когда на землю опускается тьма, и силы зла властвуют на болотах... Нет, не так. Когда на лондонские улицы опускаются сумерки, из-под земли выходят вот эти "богатыри", призванные оградить окрестные дворы и подворотни от граждан, которым приспичило. А поскольку вокруг полно пивных баров, услуга пользуется большим спросом. Система называется Urilift.Утром биотуалет опускается обратно и ничем о себе не напоминает.
Фото: img.allw.mn
9. Комната страха
Обратная сторона творчества Кларка Соренсена. Это вам не романтичные фаянсовые цветочки, тут глумливая брутальность и тонкие политические намеки.
Фото: img.allw.mn
Фото: www.oddee.com
Над Джорджем Бушем-младшим в бытность его президентом в среде интеллектуалов не издевался только ленивый. Сейчас это уже не так актуально, в Белом доме новый герой, но, говорят, писсуары все еще популярны даже в Америке.
10. Нарисовал он на песке...
Фото: www.oddee.com
Песок тут ни при чем, а вот "порисовать" в этом концептуальном клозете желающие действительно могут. термохромный туалет вызвал большой переполох среди ценителей. При попадании тепла на стену синий цвет сменяется на оранжевый. Таким образом, банальное справление нужды можно превратить в по-настоящему красочную и веселую процедуру. Жаль, проект до сих пор не реализован где-то помимо выставок дизайна.
11. Помузицируем?
Фото: files.adme.ru
Это изобретение тоже построено на контрасте прекрасного с низменным. Впрочем, желающие могут попытаться и из такой диковинной вещицы (интересно, где у нее слив?) извлечь какие-то ноты - естественным путем, так сказать. Да это не Шуберт, Моцарт или Бах, зато после такого "концерта" выходишь, наверное, весьма воодушевленным.
12. Немой свидетель
А чтобы девушкам было не скучно, для них в Японии изобрели мобильного "помощника". Он превращает практически любой унылый санузел в весьма интересное место. Только в темноте надо быть осторожнее, а то неожиданно увидишь такого шустрого молодца - может и унитаз не понадобиться.
Фото: files.adme.ru
13. Архитектура корейского туалета
"Дом-унитаз" и прилегающий к нему парк туалетов в городе Сувон быстро стал одной из известнейших достопримечательностей Южной Кореи. Бывший мэр города построил эти 419 квадратных метров стали, стекла и белого бетона для себя и своей семьи. Оно и неудивительно: сей креативный муж - председатель Всемирной Ассоциации Туалетов. Что ему, типовые пятиэтажки что ли строить? После смерти Сим Дже-дука в 2009 году дом-туалет превратился в музей. Любой желающий моет тут ознакомиться ознакомиться с историей сантехники в мире. Детям это особенно интересно. Сам господин Сим считал туалет местом, где тоже должна царить культура.
Фото: www.odditycentral.com
Фото: www.odditycentral.com
Видеосюжет о музее:
15. Развлечение для бедных
Во многих странах существуют бедные поселения (так называемые Shanty Town). Они состоят из бараков, созданных из старого пластика, картона и других подобных материалов. В них зачастую нет элементарных условий для жизни: канализации, электричества, газа. Но люди даже в таких обстоятельствах стараются не падать духом.
Фото: files.adme.ru
Этот туалет расположен в одном из таких самодельных городков в Новой Зеландии и просто заряжает позитивом, который так нужен людям в сложных жизненных условиях.
15. Напоследок: всё свое вожу с собой
Ну и просто нельзя не упомянуть о вот таком транспортном средстве:
Фото: p2.trrsf.com.br
Фото: animebox.com.ua
Этот необычный мотоцикл был разработан знаменитой японской компанией ТОТО. Милая девушка за рулем — Акико Мацуяма, официальный представитель компании "Тото".
Оснащенные электроникой унитазы ТОТО умеют многое. Это подогрев сидений, подсветка, музыка, некоторые модели даже умеют делать анализ мочи.
А вот Toilet Bike NEO создан специально для привлечения внимания к проблеме загрязнения окружающей среды. Чем? Своей конструкцией. Дело в том, что биотопливо (если его можно так назвать) для "железного коня" производит... сам водитель. Помимо того, что мотоцикл перерабатывает продукты жизнедеятельности человека, он еще может проигрывать музыку и разговаривать на общие со своим владельцем темы.Так что скучно с таким транспортом точно не будет.
Фото: www.dezinfo.net
Не хватает острых ощущений?
Вы тоже хотите заиметь что-нибудь оригинальное у себя дома? Не ограничивайте себя. Творите!
Фото: files.adme.ru
Фото: files.adme.ru
Фото: www.acabaneyapsak.com
Фото: se7en.ru
Лишь недавно исследователи установили, что в десятке европейских концлагерей нацисты заставляли женщин-заключенных заниматься проституцией в специальных борделях, - пишет Владимир Гинда в рубрике Архив в № 31 журнала Корреспондент от 9 августа 2013 года.
Мучения и смерть или проституция - перед таким выбором нацисты ставили европеек и славянок, оказавшихся в концлагерях. Из тех нескольких сотен девушек, что выбрали второй вариант, администрация укомплектовала бордели в десяти лагерях - не только в тех, где узники использовались как рабочая сила, но и в других, нацеленных на массовое уничтожение.
В советской и современной европейской историографии эта тема фактически не существовала, лишь пара американских ученых - Венди Гертъенсен и Джессика Хьюз - поднимали некоторые аспекты проблемы в своих научных работах.
В начале XXI века немецкий культуролог Роберт Зоммер начал скрупулезно восстанавливать информацию о сексуальных конвейерах
В начале XXI века немецкий культуролог Роберт Зоммер начал скрупулезно восстанавливать информацию о сексуальных конвейерах, действовавших в ужасающих условиях немецких концлагерей и фабрик смерти.
Итогом девяти лет исследований стала изданная Зоммером в 2009 году книга Бордель в концентрационном лагере , которая шокировала европейских читателей. На основе этой работы в Берлине организовали выставку Секс-работа в концлагерях.
Постельная мотивация
“Узаконенный секс” появился в фашистских концентрационных лагерях в 1942 году. Дома терпимости эсэсовцы организовали в десяти учреждениях, среди которых были в основном так называемые трудовые лагеря, - в австрийском Маутхаузене и его филиале Гузене, немецких Флоссенбурге, Бухенвальде, Нойенгамме, Заксенхаузене и Дора-Миттельбау. Кроме того, институт подневольных проституток ввели еще и в трех лагерях смерти, предназначенных для уничтожения заключенных: в польском Аушвице-Освенциме и его “спутнике" Моновице, а также в немецком Дахау.
Идея создания лагерных борделей принадлежала рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру. Данные исследователей говорят, что он был впечатлен системой стимулов, применявшейся в советских исправительно-трудовых лагерях с целью повышения производительности труда заключенных.
Imperial War Museum
Один из его бараков Равенсбрюка, крупнейшего женского концлагеря нацистской Германии
Гиммлер решил перенять опыт, попутно от себя присовокупив к списку “стимулов” то, чего не было в советской системе, - “поощрительную” проституцию. Шеф СС был уверен, что право на посещение борделя наряду с получением прочих бонусов - сигарет, наличных или лагерных ваучеров, улучшенного рациона - может заставить узников работать больше и лучше.
На деле право посещения таких заведений было преимущественно у лагерных охранников из числа заключенных. И этому есть логичное объяснение: большинство мужчин-узников были измождены, так что ни о каком сексуальном влечении и не думали.
Хьюз указывает, что доля мужчин из числа заключенных, которые пользовались услугами борделей, была крайне мала. В Бухенвальде, по ее данным, где в сентябре 1943 года содержались около 12,5 тыс. человек, за три месяца публичный барак посетили 0,77% узников. Схожая ситуация была и в Дахау, где по состоянию на сентябрь 1944-го услугами проституток воспользовались 0,75% от тех 22 тыс. заключенных, которые там находились.
Тяжелая доля
Одновременно в борделях работали до двух сотен секс-рабынь. Больше всего женщин, два десятка, содержались в притоне в Освенциме.
Работницами борделей становились исключительно женщины-заключенные, как правило, привлекательные, в возрасте от 17 до 35 лет. Около 60-70% из них были немками по происхождению, из числа тех, кого власти Рейха называли “антиобщественными элементами”. Некоторые до попадания в концлагеря занимались проституцией, поэтому соглашались на схожую работу, но уже за колючей проволокой, без проблем и даже передавали свои навыки неискушенным коллегам.
Примерно треть секс-рабынь эсэсовцы набрали из узниц других национальностей - полек, украинок или белорусок. Еврейки не допускались к такой работе, а заключенные-евреи не имели права посещать публичные дома.
Эти работницы носили специальные знаки отличия - черные треугольники, нашитые на рукава их роб.
Примерно треть секс-рабынь эсэсовцы набрали из узниц других национальностей - полек, украинок или белорусок
Часть девушек добровольно соглашались на “работу”. Так, одна бывшая сотрудница медсанчасти Равенсбрюка - крупнейшего женского концентрационного лагеря Третьего рейха, где содержались до 130 тыс. человек, - вспоминала: некоторые женщины добровольно шли в публичный дом, потому что им обещали освобождение после шести месяцев работы.
Испанка Лола Касадель, участница движения Сопротивления, в 1944 году попавшая в этот же лагерь, рассказывала, как староста их барака объявила: “Кто хочет работать в борделе, зайдите ко мне. И учтите: если добровольцев не окажется, нам придется прибегнуть к силе”.
Угроза не была пустой: как вспоминала Шейна Эпштейн, еврейка из каунасского гетто, в лагере обитательницы женских бараков жили в постоянном страхе перед охраной, которая регулярно насиловала узниц. Налеты совершались ночью: пьяные мужчины ходили с фонариками вдоль нар, выбирая самую красивую жертву.
"Их радости не было предела, когда они обнаруживали, что девушка была девственницей. Тогда они громко смеялись и звали своих коллег”, - говорила Эпштейн.
Потеряв честь, а то и волю к борьбе, некоторые девушки шли в бордели, понимая, что это их последняя надежда на выживание.
“Самое важное, что нам удалось вырваться из [лагерей] Берген-Бельзен и Равенсбрюка, - говорила о своей “постельной карьере” Лизелотта Б., бывшая заключенная лагеря Дора-Миттельбау. - Главное было как-то выжить”.
С арийской дотошностью
После первоначального отбора работниц привозили в спецбараки в тех концлагерях, где их планировали использовать. Чтобы привести изможденных узниц в болееменее пристойный вид, их помещали в лазарет. Там медработники в форме СС делали им уколы кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, ели и даже загорали под кварцевыми лампами.
Во всем этом не было сочувствия, а только расчет: тела готовили к тяжелому труду. Как только цикл реабилитации заканчивался, девушки становились частью секс-конвейера. Работа была ежедневной, отдых - только если не было света или воды, если объявлялась воздушная тревога или во время трансляции по радио речей германского лидера Адольфа Гитлера.
Конвейер работал как часы и строго по расписанию. Например, в Бухенвальде проститутки вставали в 7:00 и до 19:00 занимались собой: завтракали, делали зарядку, проходили ежедневные медосмотры, стирали и убирали, обедали. По лагерным меркам еды было так много, что проститутки даже меняли продукты на одежду и другие вещи. Все заканчивалось ужином, а с семи вечера начиналась двухчасовая работа. Не выходить на нее лагерные проститутки могли, только если у них были “эти дни” или они заболевали.
AP
Женщины и дети в одном из бараков лагеря Берген-Бельзен, освобожденные британцами
Сама процедура предоставления интимных услуг, начиная от отбора мужчин, была максимально детализирована. Получить женщину могли в основном так называемые лагерные функционеры - интернированные, занимавшиеся внутренней охраной и надзиратели из числа заключенных.
Причем поначалу двери борделей открывались исключительно перед немцами или представителями народов, проживавших на территории Рейха, а также перед испанцами и чехами. Позже круг посетителей расширили - из него исключили лишь евреев, советских военнопленных и рядовых интернированных. Например, журналы посещения публичного дома в Маутхаузене, которые педантично вели представители администрации, показывают, что 60% клиентов составляли уголовники.
Мужчины, желавшие предаться плотским утехам, сначала должны были взять разрешение у руководства лагеря. После они покупали входной билет за две рейхсмарки - это чуть меньше, чем стоимость 20 сигарет, продававшихся в столовой. Из этой суммы четверть доставалась самой женщине, причем лишь в том случае, если она была немкой.
В лагерном борделе клиенты, прежде всего, оказывались в зале ожидания, где сверяли их данные. Затем они проходили медобследование и получали профилактические инъекции. Далее посетителю указывали номер комнаты, куда он должен идти. Там и происходило соитие. Разрешена была только “поза миссионера”. Разговоры не приветствовались.
Вот как описывает работу борделя в Бухенвальде одна из содержавшихся там “наложниц” - Магдалена Вальтер: “У нас была одна ванная с туалетом, куда женщины шли, чтобы помыться перед приходом следующего посетителя. Сразу же после мытья появлялся клиент. Все работало как конвейер; мужчинам не разрешалось находиться в комнате больше 15 минут”.
За вечер проститутка, согласно сохранившимся документам, принимала 6-15 человек.
Тело в дело
Узаконенная проституция была выгодна властям. Так, только в Бухенвальде за первые шесть месяцев работы бордель заработал 14-19 тыс. рейхсмарок. Деньги шли на счет управления экономической политики Германии.
Немцы использовали женщин не только как объект сексуальных утех, но и как научный материал. Обитательницы борделей тщательно следили за гигиеной, ведь любая венерическая болезнь могла стоить им жизни: заразившихся проституток в лагерях не лечили, а ставили над ними эксперименты.
Imperial War Museum
Освобожденные узницы лагеря Берген-Бельзен
Ученые Рейха делали это, выполняя волю Гитлера: тот еще до войны назвал сифилис одной из самых опасных болезней в Европе, способной привести к катастрофе. Фюрер считал, что спасутся только те народы, которые найдут способ быстро излечивать недуг. Ради получения чудо-лекарства эсэсовцы и превращали зараженных женщин в живые лаборатории. Впрочем, живыми они оставались недолго - интенсивные эксперименты быстро приводили узниц к мучительной смерти.
Исследователи обнаружили ряд случаев, когда даже здоровых проституток отдавали на растерзание садистов-медиков.
В лагерях не жалели и беременных. Кое-где их сразу умерщвляли, кое-где делали им искусственное прерывание и через пять недель вновь отправляли “в строй”. Причем аборты производились на разных сроках и разными способами - и это тоже становилось частью исследований. Некоторым узницам разрешали рожать, но лишь затем, чтобы после экспериментальным путем определить, сколько может прожить младенец без питания.
Презренные узницы
По словам бывшего узника Бухенвальда голландца Альберта ван Дейка, лагерных проституток другие заключенные презирали, не обращая внимания на то обстоятельство, что выйти “на панель” их заставили жестокие условия содержания и попытка спасти свою жизнь. Да и сама работа обитательниц борделей была сродни ежедневному многократному изнасилованию.
Некоторые из женщин, даже оказавшись в борделе, пытались отстоять свою честь. Например, Вальтер попала в Бухенвальд девственницей и, оказавшись в роли проститутки, пыталась защититься от первого клиента ножницами. Попытка не удалась, и, согласно записям учета, в тот же день бывшая девственница удовлетворила шестерых мужчин. Вальтер вытерпела это потому, что знала: в противном случае ее ждет газовая камера, крематорий или барак для жестоких экспериментов.
Не у всех хватало сил пережить насилие. Часть обитательниц лагерных борделей, по данным исследователей, свели счеты с жизнью, некоторые потеряли рассудок. Кое-кто выжил, но на всю жизнь остался пленником психологических проблем. Физическое освобождение не избавило их от груза прошлого, и после войны лагерные проститутки вынуждены были скрывать свою историю. Поэтому и задокументированных свидетельств о жизни в этих домах терпимости ученые собрали немного.
“Одно дело говорить “я работала плотником” или “я строила дороги” и совсем другое - “меня вынудили работать проституткой”, - отмечает Инза Эшебах, руководитель мемориала бывшего лагеря Равенсбрюк.
Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 9 августа 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .
В этой земле до сих пор находят осколки костей. Крематорий не справлялся с огромным количеством трупов, хотя построили два комплекса печей. Сжигали плохо, оставались фрагменты тел - прах закапывали в ямах вокруг концлагеря. Прошло 72 года, но грибники в лесу часто наталкиваются на куски черепов с глазницами, кости рук или ног, раздробленные пальцы - не говоря уже об истлевших обрывках полосатой «робы» заключённых. Концентра-ционный лагерь Штуттгоф (в полусотне километров от города Гданьска) был основан 2 сентября 1939 г. - на следующий день после начала Второй мировой войны, а его узники освобождены Красной армией 9 мая 1945 г. Главное, чем «прославился» Штуттгоф, так это «экспериментами» врачей СС, которые, используя людей как подопытных кроликов, варили мыло из человеческого жира. Брусок этого мыла потом использовался на Нюрнбергском процессе как пример изуверства нацистов. Сейчас отдельные историки (не только в Польше, но и в других странах) высказываются: это «военный фольклор», фантазии, такого не могло быть.
Мыло из заключённых
Музейный комплекс Штутт-гоф принимает 100 тыс. посетителей в год. Для просмотра доступны бараки, вышки для пулемётчиков СС, крематорий и газовая камера: небольшая, примерно на 30 человек. Помещение построили осенью 1944 г., до этого «справлялись» привычными методами - тиф, изнурительная работа, голод. Сотрудница музея, проводя меня по бараку, рассказывает: в среднем продолжительность жизни обитателей Штуттгофа составляла 3 месяца. Как свидетельствуют архивные документы, одна из женщин-заключённых перед смертью весила 19 кг. За стеклом я неожиданно вижу крупные деревянные башмаки, словно из средневековой сказки. Спрашиваю: что это? Оказывается, охрана отбирала у узников ботинки и взамен выдавала вот такую «обувь», стирающую ноги до кровавых мозолей. Зимой заключённые работали в той же «робе», полагалась лишь лёгкая накидка - многие умирали от переохлаждения. Считалось, что в лагере погибло 85 000 человек, но в последнее время историки ЕС проводят переоценки: число умерших заключённых снизили до 65 000.
В 2006 г. Институт национальной памяти Польши провёл анализ того самого мыла, представленного на Нюрнбергском процессе, - говорит экскурсовод Данута Охоцка . - Вопреки ожиданиям результаты подтвердились - оно действительно изготовлено нацистским профессором Рудольфом Шпаннером из человеческого жира. Однако сейчас исследователи в Польше утверждают: нет точного подтверждения, что мыло делали конкретно из тел заключённых Штуттгофа. Возможно, для производства использовались трупы умерших от естественных причин бездомных, доставленных с улиц Гданьска. Профессор Шпаннер и вправду посещал Штуттгоф в разное время, но производство «мыла мертвецов» не осуществлялось в промышленных масштабах.
Газовая камера и крематорий в концлагере Штуттгоф. Фото: Commons.wikimedia.org / Hans Weingartz
«С людей снимали кожу»
Институт национальной памяти Польши - та самая «славная» организация, которая ратует за снос всех памятников советским солдатам, и в этом случае ситуация вышла трагикомичной. Чиновники специально заказали анализ мыла, дабы получить доказательство «лжи советской пропаганды» в Нюрнберге, - а вышло наоборот. Насчёт промышленных масштабов - Шпаннер изготовил до 100 кг мыла из «человеческого материала» в период 1943-1944 гг. и, по свидетельствам его работников, неоднократно выезжал в Штуттгоф за «сырьём». Польский следователь Тувья Фридман издал книгу, где описал впечатления от лаборатории Шпаннера после освобождения Гданьска: «У нас было чувство, что мы побывали в аду. Одна комната была заполнена обнажёнными трупами. Другая уставлена досками, на которых была натянута кожа, снятая со многих людей. Почти сразу же обнаружили печь, в которой немцы экспериментировали в изготовлении мыла, используя человеческий жир как сырьё. Несколько брусков этого «мыла» лежали поблизо-сти». Сотрудник музея показывает мне больницу, использовавшуюся для опытов врачей СС, - сюда помещали относительно здоровых узников под формальным предлогом «лечения». Доктор Карл Клауберг выезжал в Штуттгоф в краткие командировки из Освенцима для стерилизации женщин, а штурмбаннфюрер СС Карл Вернет из Бухенвальда вырезал людям гланды и язык, заменяя на искусственные органы. Результаты Вернета не удовлетворили - жертв экспериментов умертвили в газовой камере. В музее концлагеря нет экспонатов по поводу изуверской деятельности Клауберга, Вернета и Шпаннера - они «имеют мало документальных доказательств». Хотя во время Нюрнбергского процесса было продемонстрировано то самое «человеческое мыло» из Штутт-гофа и озвучены показания десятков свидетелей.
«Культурные» нацисты
Я обращаю ваше внимание, что освобождению Штутт-гофа советскими войсками 9 мая 1945 г. у нас посвящена целая экспозиция, - говорит доктор Марцин Овсиньский , руководитель исследовательского отдела музея. - Отмечается - это было именно освобождение узников, а не замена одной оккупации на другую, как сейчас модно говорить. Люди радовались приходу Красной армии. Относительно же опытов СС в конц-лагере - заверяю вас, тут нет никакой политики. Мы работаем с документальными доказательствами, а большинство бумаг было уничтожено немцами при отступлении из Штуттгофа. Если они появятся, мы моментально внесём изменения в выставку.
В кинозале музея демонст-рируют фильм о вступлении Красной армии в Штуттгоф - архив-ная съёмка. Замечается, что к этому времени в концлагере осталось только 200 исто-щённых узников и «некоторых потом Н-КВД отправил в Сибирь». Никаких подтверждений, никаких имён - но ложка дёгтя портит бочку мёда: явно есть цель - показать, что освободители-то были не такие уж хорошие. На крематории табличка на польском: «Благодарим Красную армию за наше освобождение». Она старая, ещё с прежних времён. Советские солдаты, среди которых и мой прадед (похороненный в польской земле), избавили Польшу от десятков «фабрик смерти» вроде Штутт-гофа, опутавших страну смертельной сетью печей и газовых камер, но сейчас значение их побед пытаются принизить. Дескать, зверства докторов СС не подтверждены, людей в лагерях погибло меньше и вообще - преступления оккупантов преувеличены. Причём заявляет это Польша, где нацисты уничтожили пятую часть всего населения. Честно говоря, хочется вызвать «скорую помощь», чтобы польских политиков отвезли в психушку.
Как сказал публицист из Варшавы Мачей Вишневский : «Мы ещё доживём до того времени, когда заявят: гитлеровцы были культурным народом, строили в Польше больницы и школы, а войну развязал Советский С-оюз». Я бы не хотел дожить до этих времён. Но почему-то мне кажется, что они не за горами.Нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников. (И если немцы действовали скорее как муравьи - выполняя рутинную работу, то поляки убивали со страстью и в удовольствие - )
Известно, что в Польше история с давних пор является персонажем, активно действующим на политической сцене. Поэтому извлечение на эту сцену «исторических скелетов» всегда было любимым делом тех польских политиков, у кого нет солидного политического багажа и, в силу этого, они предпочитают заниматься историческими спекуляциями.
Ситуация в этом плане получила новый импульс, когда после победы на парламентских выборах в октябре 2015 г. к власти вернулась партия ярого русофоба Ярослава Качинского «Право и Справедливость» («PiS»). Президентом Польши стал ставленник этой партии Анджей Дуда. Новый президент уже 2 февраля 2016 г. на заседании Совета национального развития сформулировал концептуальный подход к внешней политике Варшавы: «Историческая политика польского государства должна быть элементом нашей позиции на международной арене. Она обязательно должна быть наступательной».
Примером такой «наступательности» явился недавний законопроект, одобренный правительством Польши. Он предусматривает лишение свободы на срок до трех лет за словосочетания «польский концлагерь» или «польские лагеря смерти», применительно к нацистским лагерям, функционировавшим на территории оккупированной Польши во время Второй мировой войны. Автор законопроекта, польский министр юстиции объяснил необходимость его принятия тем, что такой закон позволит более эффективно защищать «историческую правду» и «доброе имя Польши».
В этой связи немного истории. Словосочетание «польский лагерь смерти» вошло в обиход во многом с «легкой руки» Яна Карского, активного участника польского антинацистского сопротивления. Он в 1944 г. опубликовал в «ColliersWeekly» («Кольеровский еженедельник») статью под названием «Польский лагерь смерти».
В ней Карский рассказал, как он, переодевшись немецким солдатом, тайно посетил гетто в Избице Любельской, из которого заключённых евреев, цыган и др. направляли в нацистские лагеря уничтожения «Белжец» и «Собибор». Благодаря статье Карского, а затем написанной им книге «Курьер из Польши: История тайного государства» («Courier from Poland: Story of a Secret State»), мир впервые узнал о массовом истреблении нацистами евреев на территории Польши.
Замечу, что в течение 70 лет после Второй мировой войны словосочетание «польский лагерь смерти», как правило, понималось как нацистский лагерь смерти, расположенный на территории Польши.
Проблемы начались, когда президент США Б. Обама в мае 2012 г., посмертно награждая Я. Карского Президентской медалью Свободы, в своей речи упомянул «польский лагерь смерти». Польша возмутилась и потребовала объяснений и извинений, так как подобное словосочетание якобы бросало тень на польскую историю. Масла в огонь добавило посещение в июле 2016 г. Папой Римским Франциском Польши. Тогда в Кракове Франциск встретился с единственной женщиной, рожденной и выжившей в нацистском лагере Аушвиц (Освенцим). В своей речи Папа назвал местом ее рождения «польский концентрационный лагерь Аушвиц». Эту оговорку тиражировал католический портал Ватикана «IlSismografo». Польша вновь возмутилась. Таковы известные истоки появления вышеупомянутого польского законопроекта.
Впрочем, дело тут не только в вышеприведенных злополучных оговорках мировых деятелей по поводу нацистских лагерей.
Польским властям, помимо этого, крайне необходимо блокировать любые воспоминания о том, что в Польше в 1919 - 1922 гг. действовала сеть концентрационных лагерей для военнопленных красноармейцев, захваченных в период польско-советской войны 1919 - 1920 гг.
Известно, что по условиям существования в них военнопленных эти лагеря явились предтечами нацистских концентрационных лагерей смерти.
Однако польская сторона не желает признавать этот документально подтвержденный факт и весьма болезненно реагирует, когда в российских СМИ появляются заявления или статьи, в которых упоминаются польские концентрационные лагеря. Так, резко негативную реакцию Посольства Республики Польша в РФ вызвала статья Дмитрия Офицерова-Бельского доцента НИУ Высшей школы экономики (Пермь) под названием «Равнодушно и терпеливо » (05.02.2015.Lenta.ru https://lenta.ru/articles/2015/02/04/poland/).
В этой статье российский историк, анализируя непростые польско-российские отношения, назвал польские лагеря для военнопленных концентрационными лагерями, а также назвал нацистский лагерь смерти Аушвиц Освенцимом. Он тем самым якобы бросил тень не только на польский город Освенцим, но и на польскую историю. Реакция польских властей, как всегда, не замедлила себя ждать.
Заместитель польского посла в Российской Федерации Ярослав Ксёнжек в письме в редакцию «Lenta.ru» заявил о том, что польская сторона категорически возражает против применения определения «польские концлагеря», ибо оно никоим образом не соответствует исторической правде. В Польше периода 1918 - 1939 гг. такие лагеря якобы не существовали.
Однако, польские дипломаты, опровергая российских историков и публицистов, в очередной раз сели в лужу. Мне пришлось столкнуться с критическими оценками моей статьи «Ложь и правда Катыни», опубликованной в газете «Спецназ России» (№4, 2012). Критиком тогда выступил Гжегож Телесницки, I секретарь Посольства Республики Польша в РФ. Он в своем письме в редакцию «Спецназа России» безапелляционно утверждал, что в нацистской эксгумации катынских захоронений 1943 г. поляки не участвовали.
Между тем общеизвестно и документально подтверждено, что специалисты Технической комиссии Польского Красного Креста участвовали в нацистской эксгумации в Катыни с апреля по июнь 1943 г., выполняя, по выражению министра нацистской пропаганды и главного фальсификатора катынского преступления Й. Геббельса, роль «объективных» свидетелей. Таким же ложным является и утверждение пана Я. Ксёнжика об отсутствии в Польше концентрационных лагерей, которое легко опровергается документально.
Польские предтечи Освенцима-Биркенау
Для начала проведу для польских дипломатов небольшой ликбез. Напомню, что в период 2000-2004 гг. российскими и польскими историками, в соответствии с Соглашением Росархива и Генеральной дирекции государственных архивов Польши, подписанным 4 декабря 2000 г., был подготовлен сборник документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 г.
» (далее сборник «Красноармейцы…»).
Этот 912-страничный сборник в России был издан тиражом в 1 тыс. экз. (М.; СПб.:Летний сад, 2004). В нем содержится 338 исторических документов, раскрывающих весьма нелицеприятную ситуацию, царившую в польских лагерях для военнопленных, в том числе и в концентрационных. Видимо, по этой причине польская сторона не только не издала на польском языке данный сборник, но и приняла меры по скупке части российского тиража.
Так вот, в сборнике «Красноармейцы…» представлен документ № 72, именуемый «Временная инструкция для концентрационных лагерей военнопленных, утвержденная Верховным командованием Войска Польского
».
Приведу небольшую цитату из этого документа: «…Вслед за приказами Верховного командования № 2800/III от 18.IV.1920, № 17000/IV от 18.IV.1920, № 16019/II, а также 6675/San. издается временная инструкция для концентрационных лагерей… Лагеря для большевистских пленных, которые должны быть созданы по приказу Верховного командования Войска Польского № 17000/IV в Звягеле и Плоскирове, а затем Житомире, Коростене и Баре, носят название «Концентрационный лагерь для военнопленных №…
».
Так что, панове, возникает вопрос. Как, приняв закон о недопустимости именования польских лагерей концентрационными, вы будете поступать с теми польскими историками, которые позволят себе ссылаться на вышеназванную «Временную инструкцию…»? Но оставлю этот вопрос на рассмотрение польским юристам и вернусь к польским лагерям для военнопленных, в том числе именуемых концентрационными.
Ознакомление с документами, содержащимися в сборнике «Красноармейцы…», позволяет уверенно утверждать, что дело не в названии, а в сути польских лагерей для военнопленных.
В них были созданы такие нечеловеческие условия содержания военнопленных красноармейцев, что они могут с полным правом рассматриваться, как предтечи нацистских концлагерей.
Об этом свидетельствует абсолютное большинство документов, размещенных в сборнике «Красноармейцы…».
Для обоснования своего вывода я позволю себе сослаться на свидетельства бывших заключенных Освенцима-Биркенау Ота Крауса (№ 73046) и Эриха Кулки (№ 73043). Они прошли нацистские концентрационные лагеря Дахау, Заксенхаузен и Освенцим-Биркенау и хорошо знали порядки, установленные в этих лагерях. Поэтому в названии этой главы я употребил наименование «Освенцим-Биркенау», так как именно его использовали О. Краус и Э. Кулка в своей книге «Фабрика смерти» (М.: Госполитиздат, 1960).
Зверства охраны и условия жизни военнопленных красноармейцев в польских лагерях весьма напоминают зверства нацистов в Освенцим-Биркенау
. Для сомневающихся приведу несколько цитат из книги«Фабрика смерти».
О. Краус и Э. Кулка писали, что
- «в Биркенау не жили, а ютились в деревянных бараках длиной в 40 и шириной в 9 метров. Бараки не имели окон, плохо освещались и вентилировались… Всего в бараке размещалось 250 человек. В бараках не было ни умывален, ни туалетов. Заключенным запрещалось ночью выходить из барака, поэтому в конце барака стояли две кадки для нечистот…».
- «Истощение, болезни и смерть заключенных вызывались недостаточным и скверным питанием, а чаще настоящим голодом… В лагере не было посуды для пищи… Заключенный получал менее 300 граммов хлеба. Хлеб узникам выдавали вечером, и они тотчас же его съедали. Наутро они получали пол-литра черной жидкости, называемой кофе, или чай и крохотную порцию сахара. В обед заключенный получал меньше литра похлебки, в которой должно было быть 150 г картофеля, 150 г турнепса, 20 г муки, 5 г масла, 15 г костей. На самом деле в похлебке нельзя было найти такие скромные дозы продуктов… При плохом питании и тяжелой работе сильный и здоровый новичок мог выдержать лишь в течении трех месяцев…».
« Для целых групп заключенных… обычно применялось наказание, которое называлось «спортом» . Заключенных заставляли быстро падать на землю и вскакивать, ползать по-пластунски и приседать… Перевод в тюремный блок был обычной мерой за определенные проступки. А пребывание в этом блоке означало верную смерть… В блоках заключенные спали без тюфяков, прямо на голых досках… Вдоль стен и посредине блока-лазарета были установлены нары с тюфяками, пропитанными человеческими выделениями… Больные лежали рядом с умирающими и уже мертвыми заключенными ».
Ниже я приведу аналогичные примеры из польских лагерей. Удивительно, но нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников . Итак, открываем сборник «Красноармейцы…». Вот документ № 164, именуемый «Отчет о результатах осмотра лагерей в Домбе и Стшалково » (октябрь 1919 г.).
- «Осмотр лагеря Домбе… Здания деревянные. Стены неплотные, некоторые здания без деревянного пола, палаты большие… Большинство пленных без обуви - совсем босые. Кроватей и нар почти нет… Ни соломы, ни сена нет. Спят на земле или досках… Ни белья, одежды; холод, голод, грязь и все это грозит громадной смертностью…».
- «Отчет об осмотре лагеря Стшалково. …Состояние здоровья пленных ужасающее, гигиенические условия лагеря отвратительные. Большинство зданий - это землянки с продырявленными крышами, земляным полом, очень редко встречается дощатый, окна забиты досками вместо стекол… Многие бараки переполнены. Так, 19 октября с.г. барак для пленных коммунистов был так переполнен, что входя в него среди тумана трудно было что бы то ни было рассмотреть. Пленные скучены настолько, что не могли лежать, а вынуждены были стоять, облокотившись один на другого…» .
О ней говорилось в документе №333 «Нота Российско-Украинской делегации председателю Польской делегации с протестом против условий содержания пленных в Стшалково » (29 декабря 1921 г.) и в документе № 334 «Нота Полпредства РСФСР в Варшаве МИД Польши по поводу издевательств над советскими военнопленными в лагере Стшалково » (5 января 1922 г.).
Следует отметить, что как в нацистских, так и в польских лагерях избиение военнопленных было обычным явлением. Так, в вышеупомянутом документе № 334 отмечалось, что в лагере Стшалково «до настоящего времени происходят надругательства над личностью пленных. Избиения военнопленных составляют постоянное явление… ». Получается, что жестокие избиения военнопленных в лагере Стшалково практиковались ещё с 1919 по 1922 гг.
Подтверждением этому служит документ № 44 «Отношение Минвоендел Польши Верховному командованию ВП по поводу статьи из газеты «Курьер новы» по поводу издевательств над дезертировавшими из Красной Армии латышами с препроводительной запиской Минвоендел Польши Верховному командованию » (16 января 1920 г.). В нем говорится, что латышей по прибытию в лагерь Стшалково (видимо, осенью 1919 г.), сначала ограбили, оставив их в одном белье, а затем каждый из них получил по 50 ударов розгой из колючей проволоки. Более десяти латышей умерли от заражения крови, а двоих расстреляли без суда и следствия.
Ответственными за это варварство были начальник лагеря капитан Вагнер
и его помощник поручик Малиновский
, отличавшейся изощренной жестокостью.
Об этом рассказывается в документе № 314 «Письмо Российско-Украинской делегации в Польскую делегацию ПРУСК с просьбой принять меры по заявлению военнопленных красноармейцев в отношении бывшего коменданта лагеря в Стшалково
» (03 сентября 1921 г.).
В заявлении красноармейцев говорилось, что
- «поручик Малиновский всегда ходил по лагерю в сопровождении нескольких капралов, имевших в руках жгуты-плетки из проволоки и тому, кто ему не нравился, приказывал ложиться в канаву, и капралы били, сколько было приказано. Если битый стонал или просил пощады, пор. Малиновский вынимал револьвер и пристреливал… Если часовые застреливали пленных пор. Малиновский давал им в награду 3 папироски и 25 польских марок… Неоднократно можно было наблюдать, как группа во главе с пор. Малиновским влезала на пулеметные вышки и оттуда стреляла по беззащитным людям…».
Как и нацисты, польские власти использовали голод в качестве эффективного средства уничтожения пленных красноармейцев. Так, в документе № 168 «Телеграмма укрепленного района Модлин в секцию пленных Верховного командования Войска Польского о массовом заболевании военнопленных в лагере Модлин» (от 28 октября 1920 г.) сообщается о том, что среди военнопленных концентрационной станции пленных и интернированных в Модлине свирепствует эпидемия желудочных заболеваний, умерло 58 человек.
«Главные причины заболевания - поедание пленными различных сырых очистков и полное отсутствие у них обуви и одежды ». Замечу, что это не единичный случай голодных смертей военнопленных, который описан в документах сборника «Красноармейцы…».Общая оценка ситуации, царившей в польских лагерях для военнопленных, была дана в документе № 310 «Протокол 11-го заседания Смешанной (Российской, Украинской и Польской делегаций) комиссии по репатриации о положении пленных красноармейцев » (28 июля 1921 г.) Там отмечалось, что «
РУД (Российско-Украинская делегация) никогда не могла допустить, чтобы к пленным относились так бесчеловечно и с такой жестокостью… РУД не вспоминает про тот сплошной кошмар и ужас избиений, увечий и сплошного физического истребления, который производился к русским военнопленным красноармейцам, особенно коммунистам, в первые дни и месяцы пленения... .В том же протоколе отмечалось, что «Польское командование лагерей как бы в отместку после первого приезда нашей делегации резко усилило свои репрессии… Красноармейцев бьют и истязают по всякому поводу и без повода… избиения приняли форму эпидемии… Когда лагерное командование считает возможным предоставление более человеческих условий для существования военнопленных, то из Центра идут запрещения ».
Аналогичная оценка дана и в документе № 318 «Из ноты НКИД РСФСР чрезвычайному и полномочному поверенному в делах Польской Республики Т. Филлиповичу о положении и гибели военнопленных в польских лагерях
» (9 сентября 1921 г.).
Там говорилось: «
По подсчетам российского военного историка М.В. Филимошина, число погибших и умерших в польском плену красноармейцев составляет 82 500 человек (Филимошин. Военно-исторический журнал, № 2. 2001). Эта цифра представляется достаточно обоснованной. Полагаю, что вышеизложенное позволяет утверждать, что польские концентрационные лагеря и лагеря для военнопленных могут по праву считаться предтечами нацистских концлагерей.
Недоверчивых и любознательных читателей отсылаю к своему исследованию «Антикатынь, или красноармейцы в польском плену », представленном в моих книгах «Тайна Катыни» (М.: Алгоритм, 2007) и «Катынь. Современная история вопроса» (М.: Алгоритм, 2012). Там дана более исчерпывающая картина того, что творилось в польских лагерях.
Насилием по инакомыслию
Завершить тему польских концентрационных лагерей невозможно без упоминания двух лагерей: белорусской «Березы-Картузской
» и украинской «Бялы Подляски
». Они были созданы в 1934 году по решению польского диктатора Юзефа Пилсудского
, как средство расправы с белорусами и украинцами, протестовавшими против польского оккупационного режима 1920-1939 гг. Хотя они и не назывались концентрационными, но кое в чем они превзошли нацистские концлагеря.
Но прежде
о том, как многие белорусы и украинцы приняли польский режим, установленный на захваченных поляками в 1920 г. территориях Западной Белоруссии и Западной Украины . Вот что писала в 1925 г. газета «Rzeczpospolita». «…Если в продолжение нескольких лет не будет перемен, то мы будем иметь там (на восточных крессах) всеобщее вооруженное восстание. Если мы не утопим его в крови, оно оторвет от нас несколько провинций… На восстание есть виселица и больше ничего. На всё тамошнее (белорусское) население сверху донизу должен упасть ужас, от которого в его жилах застынет кровь » .В том же году известный польский публицист Адольф Невчинский на страницах газеты «Слово» заявлял, что
с белорусами нужно вести разговор языком «висельниц и только висельниц... это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии ».Чувствуя общественную поддержку, польские садисты в Березе-Картузской и Бялой Подляске не церемонились с непокорными белорусами и украинцами. Если нацисты создавали концентрационные лагеря, как чудовищные фабрики массового уничтожения людей, то в Польше такие лагеря использовались, как средство устрашения непокорных. Иначе как объяснить те чудовищные истязания, которым в них подвергались белорусы и украинцы. Приведу примеры.
В Березе-Картузской в небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключённые не садились, пол постоянно поливали водой. В камере им запрещалось даже разговаривать. Людей пытались превратить в бессловесный скот. Режим молчания для заключенных действовал и в больнице. Били за стоны, за зубной скрежет от нестерпимой боли.
Руководство Березы-Картузской цинично называло его «самым спортивным лагерем в Европе». Шагом здесь ходить запрещалось — только бегом. Делалось все по свистку. Даже сон был по такой команде. Полчаса на левом боку, затем свисток, и сразу же переворачивайся на правый. Кто замешкался или во сне не расслышал свистка, тут же подвергался истязаниям. Перед таким «сном» в помещения, где спали заключенные, для «профилактики», выливалось несколько ведер воды с хлоркой. Нацисты до такого не сумели додуматься.
Ещё более ужасными были условия в карцере.
Провинившихся держали там от 5 до 14 суток. Чтобы усилить страдания, на пол карцера выливали несколько ведер фекалий
. Параша в карцере не очищалась месяцами. Помещение кишело червями. Помимо этого, в лагере практиковалось такое групповое наказание, как чистка лагерных туалетов стаканами или кружками.
Комендант Берёзы-Картузской Юзеф Камаль-Курганский в
ответ на заявления, что заключенные не выдерживают пыточных условий содержания и предпочитают смерть, спокойно заявлял: «Чем больше их здесь передохнет, тем лучше будет жить в моей Польше
».
Полагаю, что вышеизложенного достаточно, чтобы представить, что такое польские лагеря для непокорных, и рассказ о лагере Бяла Подляска будет уже излишним.
В завершение добавлю, что
использование фекалий для пыток было излюбленным средством польских жандармов , видимо, страдавших неудовлетворенными садомазохистскими наклонностями. Известны факты, когда сотрудники польской дефензивы заставляли арестованных руками чистить туалеты, а потом, не давая мыть руки, давали обеденную пайку. Кто отказывался, тому ломали руки. Сергей Осипович Притыцкий , белорусский борец против польского оккупационного режима в 1930-х годах, вспоминал, как польские полицейские заливали ему в нос навозную жижу.Вот такую неприятную правду о «скелете в польском шкафу» под названием «концентрационные лагеря» вынудили меня рассказать панове из Варшавы и посольства Республики Польша в РФ.
P.S. Панове, прошу иметь в виду. Я не являюсь полонофобом. С удовольствием смотрю польские фильмы, слушаю польскую эстраду и жалею, что в своё время не освоил польский язык. Но «терпеть ненавижу», когда польские русофобы нагло перевирают историю польско-российских отношений с молчаливого согласия официальной России.