Три фактора формирования первого впечатления
Систему формирования первого впечатления можно условно представить как «трафарет», который мы прикладываем к другим людям. Образ партнера, который создается при знакомстве — это регулятор последующего поведения. Он нужен, чтобы в данной ситуации правильно и эффективно построить общение. Самые важные характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно здесь и возникают ошибки.
На стереотипное восприятие человека влияет «оформление» его внешности. Например, перед равными по всем параметрам группами испытуемых в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе от выходил в другой одежде.
Эксперименты показали, что когда человек появлялся в другом костюме (в обычном деловом, рабочем комбинезоне, религиозном одеянии, военной форме), то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также и те качества, на которые указывал костюм, в котором был оцениваемый ими человек.
Например, когда на человеке была военная форма, то ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям. Отчасти это верно, так как профессия накладывает отпечаток на личность человека, но только отчасти.
В процессе восприятия действуют не только социальные стереотипы, но и стереотипы восприятия физиогномических особенностей и конституции человека. С физиогномикой большинство людей в полном объеме не знакомы, но что-то слышали, читали, что и отложилось в сознании. Средства массовой коммуникации тиражируют образы, которые закрепляются в массовом сознании и накладывают отпечаток на восприятие конкретных людей.
Можно привести наиболее стереотипные восприятия: квадратный подбородок — признак сильной воли, полные губы — сексуален, тонкие губы — лицемер и ханжа, высокий лоб — умный, жесткие волосы — упрямый характер, маленький рост — комплекс Наполеона, красивая женщина — глупа и т.д.
При формировании впечатления стереотипно воспринимаются особенности телосложения человека, его конституция в целом. Исследуя влияние конституции человека на впечатления о нем, психологи попросили группу испытуемых охарактеризовать личностные особенности мужчин, различавшихся типом телосложения. Результаты формирования первого впечатления следующие:
- Полный, с округлыми формами мужчина воспринимался как сердечный, добродушный, болтливый, доверчивый, эмоциональный, открытый, несильный и любящий поесть. Сопоставив с этим набором характеристик реальные характеристики конкретного лица, например Уинстона Черчилля, тип телосложения которого соответствует предъявляемому, можно убедиться сколь обманчиво бывает первое впечатление.
- Атлетического сложения мужчина воспринимался как сильный, смелый, энергичный, дерзкий, инициативный.
- Высокий, худощавый и хрупкий на вид мужчина воспринимался как нервный, честолюбивый, подозрительный, скромный.
- Полный мужчина воспринимался более старым, чем он был на самом деле, а худощавый, как правило, казался моложе своих лет.
С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.
Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве — это регулятор последующего поведения. Он нужен, чтобы в данной ситуации правильно и эффективно построить общение. Наше общение строится различным образом в зависимости от того, с кем общаемся.
Для каждой категории партнеров есть разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Самые важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. Остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки.
Факторы формирования первого впечатления
В психологии выделяются три фактора формирования первого впечатления о человеке:
- фактор превосходства;
- фактор привлекательности;
- фактор отношения к нам.
1. Фактор превосходства
Люди, вступающие в общение, неравны. Они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая получила название фактора превосходства.
Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем в случае, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при важном, значимом для нас неравенстве.
Чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?
Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:
одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, украшения, а в определенных случаях такие элементы, как машина, интерьер кабинета и т.д.;
манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)
Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения. В них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.
2. Фактор привлекательности
Действие этого фактора при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Схема действия этого фактора такова, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., то есть опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — «красивых» и «некрасивых» детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.
Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых». Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке «красивые» превосходили «некрасивых» по всем параметрам.
Многочисленные исследования показывают, что физическая привлекательность влияет на оценку не только когда ее объектом оказываются черты личности, но и когда оценивается конкретный результат деятельности человека. В подтверждение этого А.А. Бодалев приводит следующий пример. Молодым людям предлагали оценить очерк, написанной женщиной, портрет которой прилагался (в одних группах испытуемых использовался портрет красивой женщины, в других — некрасивой). Этот очерк оценивали более высоко, когда считали, что его написала красивая женщина.
Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются.
Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты. Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности.
Привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.
Важно подчеркнуть, что фактор привлекательности сильно влияет на содержание формирующегося представления о человеке только в момент образования первого впечатления. В дальнейшем оценивание этого человека все больше начинает определяться характером взаимодействия с ним и ценностью его дел и поступков.
3. Фактор отношения к нам
Этот фактор действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто к нам плохо относятся. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, психологи ознакомили их с мнениями других людей и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство находили в его взглядах с собственными. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.
Формирование первого впечатления
Формирование образа другого человека, первого впечатления о нем осуществляется путем стереотипизации. Определяется первое впечатление как сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, в который входят значимые особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом восприятия.
Систему формирования первого впечатления можно условно представить как «трафарет», который мы прикладываем к другим людям.
Формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом. Соответствующие нашему стандарту люди воспринимаются нами со знаком «плюс», имеющие существенные отличия — со знаком «минус». Занявшие промежуточное место воспринимаются нейтрально — до определенного действия, после которого первое впечатление меняется.
Стремясь вызвать позитивное первое впечатление, необходимо учитывать все детали, на которые наш партнер по общению сознательно или нет, но обращает внимание.
Задача первого впечатления — быстро сориентироваться в ситуации . Для людей, как социальных существ, главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем.
В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при стереотипизации. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе.
Роль первого впечатления в деловом общении
бакалавр
Научный руководитель:
профессор
Актуальность исследования
При взаимодействии в деловой сфере, человек, как правило, воспринимается в соответствии со статусно-ролевым положением, что ускоряет процесс формирования впечатления о нем. Возможность сформировать у окружающих благоприятное впечатление о себе, в современном мире превращается в важное конкурентное преимущество, которое способствует успеху и карьерному продвижению. В ситуации делового общения человек вынужден принимать на себя различные социально-психологические роли, что приводит к изменению первого впечатления о партнере. Принятие социально-психологической роли и первое впечатление о человеке – это обязательные составляющие делового общения. Возникает вопрос о том, как эти три понятия связаны между собой и есть ли вообще эта связь?
Интерес к исследованию первого впечатления проявляли как иностранные психологи, так и отечественные. В рамках делового общения феномен первого впечатления практически не рассматривался. Данная выпускная работа посвящена тематике процесса формирования первого впечатления именно в деловом общении. Важно отметить, что сейчас заметна активность в изучении самопрезентации и имиджа, и феномен первого впечатления начинает рассматриваться как составляющая делового общения. Но эти теоретические области на сегодняшний день недостаточно проработаны в теоретическом и эмпирическом плане.
Цель работы: изучение роли первого впечатления о партнере в деловом общении.
Проанализировать теоретические подходы к пониманию феномена первого впечатления
Проанализировать виды и особенности делового общения и его статусно-ролевую основу
Проанализировать факторы формирования первого впечатления в деловом общении
Подобрать методику исследования, сформировать выборку
Разработать программу исследования для выявления взаимосвязи между ролью первого впечатления о человеке в деловом общении и опытом ролевого поведения и осуществить сбор эмпирических данных
Проанализировать полученные данные с точки зрения выдвинутых гипотез
Сформулировать итоги исследования
Теоретическая база исследования
Подход к изучению процесса формирования первого впечатления о другом человеке и роли установки в нем. Первоисточники (монографии и публикации в научной периодической печати).
Практическая значимость данного исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в разработке практических рекомендаций для деловых людей. Поэтому исследования в данном направлении представляются актуальными.
Глава 1 Деловое общение в психологических исследованиях
1.1. Основные виды делового общения
Первая глава работы посвящена психологическим исследованиям делового общения, рассмотрению его основных видов, особенностей. Деловое общение всегда направлено на достижение какой-либо предметной договоренности, цели. В зависимости от того, в какой степени в ходе общения достигнуты его цели, можно судить о степени эффективности контакта и оценивать грамотность действий его участников. Деловое общение предполагает проведение деловых бесед, переговоров, совещаний, встреч, собеседований.
Под деловой беседой обычно понимают «речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций, фирм для установления деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению» [Бороздина, 2005]. Беседа может иметь самостоятельный характер, предварять переговоры или быть их составной частью [Игнатьев, 2005]. Переговоры имеют более официальный характер, чем беседа, и, как правило, предусматривают подписание документов – договоров, контрактов – определяющих взаимные обязательства сторон. В процессе переговоров партнеры преследуют две цели [Бороздина, 2005]: «добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором сталкиваются интересы; достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов, не разрушая при этом сложившиеся отношения». На начальном этапе установления делового контакта важно расположить к себе собеседника, понравиться ему, важно обратить внимание навыки непосредственной самопрезентации: установление контакта с собеседником, создание благоприятного первого впечатления и атмосферы, привлечение внимания собеседника к теме разговора [Демарэ, 2006].
1.2. Статусно-ролевая основа делового общения
Восприятие собеседника в ситуации делового общения имеет определенную специфику по сравнению с восприятием при других видах общения. Оно происходит на основе некоторых стандартов, инструкций. Согласно взглядам, в деловом общении воспринимающий субъект оценивает внешний облик человека как признак его положения в обществе, статусно-ролевую позицию. «В общественно-ролевых стереотипах личности, связанных с профессиональной деятельностью людей и их должностным положением, находят отражение те требования деятельности, которые предъявляются исполнителю. Оценка личности в этом случае осуществляются под углом зрения профессиональных свойств человека» [Панферов, 1982, с. 140]. Результаты исследований показали, что, профессиональные различия видны в обстоятельности описания – «полноте отражения» – внешнего облика и внутреннего мира воспринимаемого человека [Кукосян, 1981].
По его мнению, ролевые проявления личности, ее ролевые социальные качества проявляются в феномене так называемого «объектного» межличностного восприятия [Хараш, 1987]: человек оценивает поступки другого человека на основе различных эталонов и стереотипов, принятых в данной культуре. При этом проявляются различные социальные качества личности как элемента определенного профессионального объединения [Хараш, 1987].
Таким образом, деловое общение предполагает восприятие партнера на основе социальной роли, которую он принимает. Поэтому в нашем исследовании феномен первого впечатления будет рассматриваться в рамках статусно-ролевого поведения и мы будем опираться на теоретические подходы и. Возможно, восприятие человека на основе его принадлежности к определенной социальной группе значительно упрощает сам процесс формирования впечатления, делает его более быстрым. Но, в то же время, образ впечатления приобретает шаблонный характер и даже может привести к ошибкам. Различные социальные роли создают невидимые границы между участниками общения, которые в свою очередь порождают ошибки восприятия и понимания. Это проблема истинности и ложности, как восприятия, так и самоподачи. Таким образом, и принятие социально-психологической роли, и первое впечатление о человеке являются обязательными составляющими делового общения. Обоим понятиям посвящены многие исследования. Но как взаимосвязаны они между собой и есть ли вообще какая-либо связь? Данное исследование направлено на поиск ответа на этот вопрос.
Глава 2 Исследование феномена первого впечатления в социальной психологии
2.1. Первое впечатление о человеке как предмет психологического исследования
Вторая глава работы посвящена исследованиям феномена первого впечатления в социальной психологии и исследованиям факторов формирования первого впечатления о человеке. Интерес к исследованию первого впечатления проявляли как иностранные психологи (С. Эш, Г. Келли, А. Лачинс, С. Фешбак, Р. Сингер, Г. Мюррей, Т. Ньюком, Э. Торндайк, П. Уилсон), так и отечественные (,). В данной главе рассматриваются экспериментальные исследования формирования впечатления о других людях С. Эша, Г. Келли. А. Лачинс изучал значение «порядка поступающей информации о человеке» в формировании впечатления о нем у других людей . Также рассматриваются исследования механизма «проецирования» С. Фешбака и Р. Сингера , Г. Мюррея, Т. Ньюкома . изучал в своих исследованиях «роль стереотипов в процессе восприятия человека человеком» [Панферов, 1982, с. 139]. Современные исследования первого впечатления строятся на основе теории социального познания, к ним относятся, например, исследования Дж. В. Шермана и .
По мнению, формирование первого впечатления означает отнесение индивидом воспринимаемой личности к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом [Бодалев, 1983, с. 185]. На восприятие другого человека при первом знакомстве влияет психологическая установка, сформированная система понятий. «Сформированный у человека общий взгляд на других людей, место, занимаемое ими в имеющейся у него системе ценностей, всегда воздействуют на характер впечатления, которое складывается у человека о любом другом лице» [Бодалев, 1982, с. 196]. Целью эмпирического исследования было изучение процесса формирования первого впечатления и роли установки в нем. В рамках исследования он использовал методику «словесных портретов». выделяет различные факторы, определяющие первое впечатление о человеке [Бодалев, 1982, с. 189].
2.2. Первое впечатление как фактор общения
«Первое впечатление – это образ другого человека, складывающийся после первого контакта с ним» [Бороздина, 2005]. Знание механизмов создания первого впечатления часто помогает обратить ту или иную ситуацию в свою пользу. Здесь уместно вспомнить о самопрезентации человека, как о «способности вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера» [Бороздина, 2005]. Возможность повлиять на впечатление о себе и управлять вниманием собеседника дает огромный шанс для дальнейшего успешного сотрудничества в деловом общении. выделяет четыре варианта самоподачи: самоподача превосходства, привлекательности, отношения и актуального состояния.
рассматривает техники создания первого впечатления в рамках делового общения и относит их к техникам эффективной коммуникации [Михайлова, 2006]. Он считает наиболее важной частью коммуникации – установление контакта. Он описывает этот процесс с помощью четырех независимых осей: доминирование – субдоминантность, контактность – дистантность, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность [Жуков, 1988].
Итак, благоприятное первое впечатление в деловом общении может способствовать: установлению контакта с собеседником; созданию благоприятного психологического климата во время общения; успешности проведения деловых встреч; созданию привлекательного визуального имиджа; закладыванию основы для успешного и продолжительного сотрудничества.
2.3. Факторы формирования первого впечатления о человеке
Факторы формирования первого впечатления, обозначенные в различных исследованиях этого феномена, можно представить в виде таблицы.
Таблица 1 – Факторы первого впечатления о человеке
Факторы формирования первого впечатления |
|
С. Эш, Г. Келли | актуальные для конкретной ситуации черты характера личности воспринимаемого |
А. Лачинс | последовательность получения информации о разных сторонах личности воспринимаемого |
С. Фешбак, Р. Сингер, Т. Ньюком | механизм «проецирования» |
уровень самосознания личности, механизм стереотипизации, эффект «ореола» |
|
стереотипы, эталоны внешнего облика статусно-ролевая позиция |
|
Дж. В. Шерман и | примеры (образцы) поведения и ментальные выводы (абстракции) при увеличении объема информации о человеке |
П. Уилсон | социальный статус человека |
профессиональная деятельность, ролевые социальные качества, эталоны и стереотипы, принятые в деловой среде |
|
самопрезентация человека |
|
психологическая установка, особенности субъекта восприятия, личность познающего субъекта |
Существуют разные подходы к исследованию первого впечатления. Оно рассматривается в межличностном и групповом аспектах взаимодействия. Но все существующие исследования имеют рекомендательный характер. С позиции механизмов первое впечатление изучено мало. Со времен работ подобных исследований практически нет.
В то же время, сейчас наблюдается активность в изучении самопрезентации и имиджа, а также формирование первого впечатления постепенно начинает анализироваться как составляющая делового общения. Поэтому настоящее исследование и было проведено в этом новом контексте. Оно позволит пролить свет на некоторые закономерности процесса формирования первого впечатления и может найти практическое применение в области обучения этому навыку, вывести его на уровень сознательного применения.
Эмпирическое исследование первого впечатления о партнере в деловом общении
Замысел эмпирического исследования
В рамках исследования разрабатывалась ситуация общения на основе методики. Требовалось создать модель делового взаимодействия по горизонтали и вертикали. Для этого были придуманы игровые (мнимые) ситуации делового общения, в которых респондентам следовало «играть» различные социальные роли. Так как деловое общение между людьми осуществляется в соответствии с их статусно-ролевым положением, в сознании каждого есть определенный сформированный образ «подчиненного», «коллеги » и «начальника». Использовались следующая модель делового взаимодействия: Начальник - Подчиненный, Подчиненный - Начальник и Сотрудник - Сотрудник. Далее были подобраны три фотографии – двух мужчин и одной женщины (соответственно фото №1, фото №2 и фото №3).
С целью сбора эмпирического материала для составления анкеты был проведен первичный опрос респондентов. Каждому предлагалось назвать 10-15 характеристик, которые описывают типичного начальника, подчиненного и сотрудника. Для составления социально-психологической анкеты использовалась модифицированная в целях исследования методика «Семантического Дифференциала», которая содержала оценочные шкалы.
Далее респонденты включались в игровую ситуацию делового взаимодействия. Обеим группам было предложено одинаковое задание: они должны были принять на себя, используя прошлый опыт, социально-психологическую роль и также представить, что человек на фото исполняет определенную роль. Каждому респонденту поочередно показывались три различные фотографии людей. Каждую фотографию можно было наблюдать в течение нескольких минут. Перед показом одной и той же фотографии разным участникам групп предлагалось принять на себя социально-психологическую роль «начальника», «подчиненного» или «сотрудника», и заполнить анкету, оценивая выраженность личностных качеств у воспринимаемого человека по шкале от -3 до +3.
Таким образом, на одного респондента приходилось три анкеты и соответствующие им три фото, так, чтобы «проигрывались» ситуации ролевого взаимодействия. Таким образом, путем активизации прошлого опыта респондентов, планировалось выяснить, связаны ли принятые человеком социальные роли с первым впечатлением о нем.
Тезисная программа исследования
Разработка ситуации делового общения на основе методики.
Первичный опрос респондентов.
Разработка социально-психологической анкеты на основе модифицированной в целях исследования методики «Семантического Дифференциала».
Включение респондентов в игровую ситуацию делового взаимодействия.
Обработка и сравнение полученных результатов.
Возможные результаты исследования
В качестве общей гипотезы исследования выступило предположение о том, что роль первого впечатления о партнере в деловом общении связана с опытом ролевого поведения. Частная гипотеза 1: Социально-психологические роли, принятые человеком, связаны с процессом формирования первого впечатления о партнере в деловом общении. Частная гипотеза 2: Опыт взаимодействия в деловой среде (опыт статусно-ролевого общения) может определять характер первого впечатления о человеке.
В ходе исследования планировалось выяснить: как изменится образ первого впечатления, формируемый у респондентов (при условии принятия ими трех видов социально-психологических ролей) о конкретном человеке, изображенном на фото, если по очереди «представлять» последнего также в трех различных ролях. Требовалось сравнить: образ первого впечатления, возникший у респондентов в роли «начальника», с образом первого впечатления, возникшем у респондентов- «подчиненных», а также с первым впечатлением, сформированным у респондентов в роли «сотрудников». Если все три образа различны, то определяющее значение социальной роли для формирования образа первого впечатления имеет место быть. Также планируется сравнить данные первой и второй группы. В этом случае, есть возможность выяснить имеют ли респонденты – обладающие опытом делового взаимодействия и не обладающие им – различия в восприятии партнера по общению в предлагаемых ролевых ситуациях.
Реализация исследования
Эмпирическую базу исследования составили лица, имеющие опыт работы, делового взаимодействия (работники различных организаций) и лица, не имеющие опыта делового общения (студенты факультета психологии ГУ-ВШЭ). Из них были сформированы две группы. Основным критерием распределения было наличие или отсутствие опыта работы в деловой среде. Численность респондентов из первой группы (с опытом работы) составляет 24 человека, из второй (без опыта) – 21 человек. Возраст респондентов варьировался в пределахлет. Общее число – 45 человек.
В качестве методов обработки данных были использованы: факторный анализ (для выявления сходств и различий между образами первого впечатления); статистическая оценка значимости различий между данными респондентов из первой и из второй группы. Для оценки значимости различий был использован непараметрический критерий U Манна-Уитни для двух независимых выборок респондентов.
Результаты показали, что в целом первое впечатление, возникающее при принятии трех различных социальных ролей, имеет общие тенденции, но при этом существуют и различия в образах первого впечатления.
Образ первого впечатления о партнере, сформированный у респондентов в роли «начальника»: они воспринимают собеседника как самостоятельного, энергичного человека, для которого в первую очередь важны дисциплина и ответственность, делают акцент на творческом подходе к делу и категоричности «подчиненных».
Образ первого впечатления о партнере, сформированный у респондентов в роли «сотрудника»: они воспринимают собеседника как самостоятельного, энергичного человека, для которого в первую очередь важны дисциплина и ответственность, делают акцент на возможной эгоистичности коллег.
Образ первого впечатления о партнере, сформированный у респондентов в роли «подчиненного»: по их мнению, этот человек должен быть властным, волевым, иметь большие амбиции, но, в то же время, уметь расположить к себе собеседника, организовать работу коллектива, казаться дружелюбным и внимательным. Таким образом, наибольшее сходство наблюдается между образами первого впечатления, формирующимися у «начальников» и «сотрудников». Респонденты, принимающие роль «подчиненного» составляют уже совершенно другой образ первого впечатления о партнере.
Таблица 2 – Определение статистической значимости различий в восприятии партнера по общению между группами 1 и 2 (для респондентов в трех ролях)
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Роль первого впечатления о партнере в деловом общении не связана с опытом ролевого поведения.
Социально-психологические роли, принятые человеком, связаны с процессом формирования первого впечатления о партнере в деловом общении.
Принятие респондентами различных социально-психологических ролей приводит к изменению характера формирующегося у них первого впечатления о партнере в деловом общении.
Опыт взаимодействия в деловой среде (опыт статусно - ролевого общения) не определяет характер первого впечатления о человеке.
Список литературы
Бодалев и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
Бодалев и общение. – М., 1983. – 272 с.
Бороздина делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2005. – 295 с.
Демарэ Э., Уайт В. Первое впечатление. Знаете ли вы, как воспринимают вас окружающие? – М.: Вильямс, 2006. – 320 с.
Жуков делово общения. – М.: «Знание», 1988.
Игнатьев Д. Настольная энциклопедия Public Relations / Д. Игнатьев, А. Бекетов. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 496 с.
Кукосян и познание людей. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1981. – 160 с.
Михайлова Самопрезентации: Учебное пособие / ; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 167 с.
Панферов эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии. – 1982. – № 5. – С.139-141.
Хараш в общении // Общения и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. – С. 30-41.
Feshbach, S., Singer, R. The effects of fear arousel and suppression. Fear upon Social Perception // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1957, Vol. 55. P. 283-288.
Luchins, A. S. Primary-recency in impression formation // C. I.Hovland (Ed.) The order of presentation in persuasion. New Haven Conn., 1957, Vol. 1.
Newkomb, Т., Turner, R., Converse, P. Social psychology. N.-Y., 1965.
Sherman, J. W., Klein, S. B. The development and representation of personality impressions // Journal of Personality and Social Psychology, 1994, Vol. 67. P. 972-983.
Формирование первого впечатления – процесс восприятия человека в новом обществе в первые 2-3 минуты. Ученые установили, что именно за это время складывается первое впечатление о человеке. Хотя, зачастую бывает так, что первое впечатление о человеке обманчиво, следует уделить этому внимание. При ведении переговоров следует знать и использовать формирование первого впечатления.
На первое впечатление о человеке влияют следующие факты:
1) Внешний вид: прическа, одежда, стиль.
2) Осанка.
3) Поведение человека.
4) Эмоциональное состояние человека.
5) Поставленная речь.
На формирование первого впечатления существенная роль отведена внешнему виду. Это очевидно, чем опрятнее одет человек, тем приятней с ним разговаривать, особенно при формировании первого впечатления. Это легко объясняется. Если человек хорошо выглядит, значит, он ухаживает за собой, основательно готовился к встрече. Это свидетельствует о его и сильном характере.
Осанка человека – важнейшая характеристика, которая оказывает значительное влияние на формирование первого впечатления. Хорошая осанка, как и внешний вид, показывает характер личности, а именно, уверенность и целеустремленность. Плохая осанка воспринимается человеком как слабость характера, неуверенности и подчиненности персоны.
Чтобы произвести первое впечатление необходимо овладеть искусством самопрезентации и уменьем преподнести себя окружающим. Первое впечатление может внести огромный вклад в развитие бизнеса, а именно при ведении переговоров.
Так же на формирование первого впечатления влияют следующие факторы:
1) Фактор превосходства. Когда собеседник понимает, что его превосходят по его сильным сторонам личности и происходит личностная переоценка личности, что может по-разному сказаться на исход встречи.
2) Привлекательность. Чем привлекательней внешность человека, тем его способности будут очевидно завышены. Внешность – залог успеха сделки.
3) Отношение к собеседнику. Человек, который дружелюбно относится как к собеседнику, так и к окружающим, а так же соблюдает меры этикета, будет оценен выше по всем позициям. При оценке первого впечатления люди будут ссылаться на положительные качества персоны.
Для того чтобы произвести первое впечатление необходимо прислушаться к вышеизложенным советам, которые помогут при формировании первого впечатления. «По одежке встречают, а по уму провожают ». Не забывайте эту цитату. Даже при условии, что вы окажете сильное первое впечатление, но при ведении переговоров вы будете вести себя неадекватно, то все пойдет зря. Чтобы оказать достойное первое впечатление – готовьтесь к нему и все в ваших руках.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
2. УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Деловое общение -- это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Для формирования позитивного имиджа деловому человеку важно научиться управлять впечатлением о себе. Для этого необходимо развивать такие важные составляющие своего положительного имиджа, как аттракция, ассертивность и фасцинация.
Аттракция (от лат. attrahere -- привлекать, притягательность) -- не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.
Умение договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не только с пользой для самих себя, но и, как правило, с выгодой для противников, встречается не часто и поэтому очень высоко ценится в деловом мире, являясь важной составляющей конструктивного имиджа. Такой способ поведения называется ассертивным. Он предполагает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в конкретной ситуации), и может это четко сформулировать. Отсутствие ассертивности может помешать деловому человеку достичь цели и снизить его самооценку. Лучше понять ассертивные качества общения можно при сравнении их с другими способами взаимодействия, при которых наши права, чувства или потребности могут быть нарушены или проигнорированы.
Фасцинация (от англ. fascination -- восхищение, увлечение) -- специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации. В момент взаимодействия фасцинация осуществляется через приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, ласкающие слух, предназначенные для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения и создания о себе хорошего впечатления.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.
Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Интересно отметить следующее.
Показательным в этом отношении является эксперимент, проведенный А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип - характеристика изображенных на ней людей. Например, говорили "Сейчас вы увидите портрет преступника" или "... портрет героя" и т.д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испытывали его заметного влияния - 54%, активно сопротивлялись Предлагаемому стереотипу - 10,7%. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ. 1965. С.35 - 40
Вот какие портретные характеристики были даны молодому человеку, изображенному на фотографии: "Этот зверюга понять Что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед (установка на стереотип "преступник").
"Молодой человек лет 25-30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклочены, небрит; ворот рубашки растегнут. Видимо, это герой такой-то схватки, хотя у него и не военная форма (одет в клетчатую рубашку)" (установка - "герой"). Бодалев А.А. Личность и общество. - М., 1983.с.12
1) Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе малоинформативна и участники эксперимента вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа.
2) Социальный стереотип "экономит мышление" за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу. Так например, у каждого более или менее опытного продавца формируется набор стереотипов покупателей типа "внимательный" - "рассеянный"; "придирчивый"; "вежливый" - "хамоватый" и т.д., что позволяет продавцу, не задумываясь, вести себя соответствующим образом.
3) Каждый социальный стереотип включает в себя описание, Предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, что вполне соответствует компонентам человеческого "Я".
4) Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все «Проблемы и сделает нашу жизнь лучше».
При ошибках неравенства схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас пара метру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с чело веком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем.
Приведенные виды ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех приведенных случаях, но источником ореола являются разные причины, что и позволило выделить три основные ошибки: превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства.
Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Эти ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д. (т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики).
Следующая схема также хорошо известна. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Это проявление так называемого фактора "отношения к нам".
Американские психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими - отстранение, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными. Оценки доброжелательного преподавателя оказались значительно выше, чем оценки "отстраненного ". Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 129
Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и "отбрасыванию" отрицательных, и наоборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные. Таково действие рассматриваемого фактора.
Из этого следует, что первичное восприятие другого человека всегда ошибочно. Однако это не совсем так. Специальные исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, способен точно определить почти все характеристики партнера. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях (а такие ситуации встречаются только в специальных экспериментах и совершенно отсутствуют в реальной жизни). Причем в этих же экспериментах было обнаружено, что в реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок. Почему это происходит?
Вероятно, потому, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого человека. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации.
В каждой ситуации в "фокусе" восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. Все же остальные черты и особенности, оказавшиеся "не в фокусе", просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки. Таким образом, восприятие любого другого человека одновременно и верное и неверное, и правильное и неправильное.
Однако важно знать не только схему восприятия, но также и те знаки во внешности другого человека или в ситуации, которые "запускают" восприятие по этой схеме.
Исследования показывают, что для определения параметра превосходства в нашем распоряжении имеются два основных источника информации: Дебольский М. Психология делового общения. М., 1992.с. 116
· одежда человека, весь его имидж;
· манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
Кроме этих двух признаков, других у нас нет. Но эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами.
Выделить превосходство с помощью каких-то внешних, т.е. видимых средств, всегда очень существенно. В прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Например, в средние века церковь диктовала в одежде практически все, вплоть до малейших деталей. Этот диктат закреплялся определенными эдиктами, которые высекались на камне, устанавливавшемся посреди города. Понятно, что любой житель средневековой Европы, только взглянув на человека, сразу понимал, кто (в социальном плане) перед ним. Существовали периоды, когда система подобных предписаний разрабатывалась до мельчайших по дробностей. Козлова В.Г. Костюм как знаковая система. М., 1980.с. 72
Вместе с демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, нет запретов или правил, каждый может надеть все, что захочет. Тем не менее, связь одежды с тем или иным видом превосходства остается достаточно сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые люди могут по одежде определить социальный статус человека, а также примерно указать род занятий.
В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека. Именно поэтому все мы по манере поведения можем определить наше равенство или неравенство с другим человеком. В чем проявляется превосходство в манере поведения? Скорее всего, его можно определить как независимость в различных ситуациях и обстоятельствах.
Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек показывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается, его реакция, настроение, состояние или то, о чем он говорит. Такая внешняя независимость может выглядеть также как высокомерие, наглость, уверенность в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в следующем: человек как бы не замечает некоторых ее аспектов - наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Также бывает, что человек смотрит в сторону, в окно, рассматривает свои ногти - это явная демонстрация превосходства, власти. Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство.
Манера поведения может содержать в себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного превосходства, объективного или только субъективного, а также вследствие превосходства ситуативного. Безусловно, на восприятие превосходства влияет весь опыт человека и его внутренняя позиция. Отметим, что действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения. Знаком, "запускающим" соответствующую схему формирования впечатления, является все, что свидетельствует о согласии или не согласии партнера с нами (фактор отношения к нам). В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является не само по себе построенное по схеме первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу в длительном межличностном общении.
2. УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Для достижения успеха в момент формирования первого впечатления необходимо побудить собеседника к общению, создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решения. Для этого необходимо: Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров. Казань. 1992.с. 213
· сориентироваться в ситуации;
· продумать вопросы, предложенные для обсуждения;
· определить свою позицию для принятия того или иного решения;
· знать, какие выходы из контакта можно использовать.
Важную роль в момент формирования первого впечатления играет язык невербального поведения. Он обусловлен импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяют нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному (что мы отмечали в п. 1 данной работы). Особое внимание следует обращать на манеру, позы, мимику собеседника. Располагает к общению ваша доброжелательность, открытость, что достигается мягкой улыбкой, небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз, и т.д.
«Золотое правило» Е. Вахтангова звучит так: «Всякий, кто хочет быть приятным, всегда неприятен тем самым, что хочет быть приятным», т.е. в общении надо быть естественно доброжелательным, ненавязчивым.
Первоначальную роль в передаче информации играет мимика (движения мышц лица). Исследования показали, что при неподвижном лице говорящего теряется до 10-15% информации.
С мимикой тесно связан взгляд, т.е. визуальный контакт. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Надо помнить, что когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова, -- на собеседника. Когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, -- больше.
При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному и наоборот. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза больше по сравнению с нормальным настроением, напротив, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, появляются так называемые «глаза-бусинки» или «змеиные глаза». Взгляд искоса используется для передачи заинтересованности (обычно он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой) или враждебности, подозрительности (опущенные вниз брови, нахмуренный лоб, опущенные уголки рта).
Скованный собеседник редко пользуется доверием. Во время переговоров и деловых бесед никогда не следует надевать темные очки, потому что у партнера возникает ощущение, что его рассматривают в упор.
Можно сделать вывод: если на нас во время беседы смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это вызов или настороженность. Если во время разговора собеседник опускает веки, то это подсознательный жест «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему стали неинтересны. Если прикрытые веки сочетаются с откинутой головой и долгим взглядом, известным как «взгляд свысока», то ваш партнер подчеркивает свое превосходство над вами.
И, наконец, поза -- положение человеческого тела, типичное для данной культуры. В силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Поза (руки раскрыты, ладони вверх) соответствует фразе: «Как мы рады вас видеть!» -- её не произнесёшь, используя наполеоновскую позу (руки скрещены на груди, голова опущена вниз). Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. М., 1995. С. 49
Вывод: если человек заинтересован в общении, он будет наклоняться в сторону собеседника (это воспринимается как любезность, внимание), если нет, то откинется назад или развалится в кресле. Нужно знать, что кивание головой слушающего вас помогает разговору, хотя это не всегда означает согласие. Кивок головой действует на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящий обычно обращает свою речь непосредственно к тому, кто постоянно кивает.
С позой тесно связаны жесты -- разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
Во всех культурах есть сходные жесты:
· коммуникативные -- жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.
· модальные -- т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности).
Итак, невербальный контакт установлен. Теперь не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу словесного т.е. вербального общения. Требуется пауза. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, включиться в общение. Если эту паузу не выдержать и вслед за приветствием обрушить всю приготовленную информацию, то идет разрушение контакта.
Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только для того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.
Вербальное общение
· не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами.
· начинать разговор надо со слов «Вам не кажется…» или «Вы не могли бы…», а не со слов «я», «мне».
· слишком быстрая многословная речь создает впечатление о человеке как о недостаточно надежном, основательном.
· слишком медленная речь вызывает раздражение, заставляет подумать о замедленности реакций этого человека, неоперативности в деловых отношениях. Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него нет особого желания -- это создать непринужденную атмосферу общения. Конечно, это своего рода искусство. Можно уместно использовать шутку, (но надо помнить, что одно шутливое замечание может полностью разрушить даже тщательно построенную аргументацию), или сослаться на авторитет (достаточно упоминания одного известного имени).
· повысить эмоциональный тонус собеседника -- это присвоить собеседнику желательное качество: «Зная Вашу старательность…», «Вы такой настойчивый…», «Ваш опыт крайне интересен для нас в решении этой проблемы». Можно использовать «обратные связи»: «Я правильно понял, что…», «Вы, значит, думаете, что…» Такие фразы дают возможность собеседнику еще яснее и более четко сформулировать свои мысли.
· во время обращения к собеседнику старайтесь правильно запомнить его имя и отчество. Запомнив имя и непринужденно употребляя его, вы делаете человеку тонкий комплимент. Но стоит забыть его имя или неправильно написать его, и вы поставите себя в весьма невыгодное положение.
· во время переговоров и в деловом общении следует обращаться с таким именем, под каким его вам представили.
· будьте внимательны и предупредительны к собеседнику, цените его аргументы, даже если они слабы. Ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, означающий, что одна сторона отбрасывает аргументы другой без малейших усилий вникнуть в их содержание. Немцы надувают щеки -- пуфф, англичане отводят назад голову и чуть округляют глаза, французы постукивают пальцами по столу, русские держат руки в карманах.
· будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. Конечно, вежливость не должна перерастать в дешевую лесть. Мера необходима во всем. Не забывайте также о том, что женщину никогда нельзя обезоружить комплиментом, а мужчину всегда можно.
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Чем доходчивее, понятнее собеседнику ваша речь, тем больше вероятность того, что вы найдете общий язык. Облегчает процесс общения умение слушать и умение говорить.
Умение слушать
Если люди невнимательны или не понимают намерения и желания своего собеседника, то они не только теряют свободное время, но и нервируют партнера, осложняя процесс общения. Тогда дебаты превращаются в сердитый разговор.
Существуют правила для слушающих:
· если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прерваться и выслушать, о чем он говорит. Этикет гласит: отдай предпочтение слушанию перед всеми видами деятельности;
· имейте такт, терпение выслушать все внимательно до конца. В крайнем случае тактично перенесите время беседы или попросите его обратиться к другому сотруднику;
· никогда не перебивайте собеседника, даже если у вас возникло гениальное решение вопроса или замечательная мысль, не перебивайте и не отвлекайтесь, если монолог затянулся;
· если говорящий выражает свою мысль недостаточно ясно, можно сказать: «Что вы имеете в виду?» «К сожалению, я вас не понял». «Не могли бы вы повторить»;
· заинтересованность подчеркивается взглядом, мимикой, жестами;
· во время слушания необходимо определиться (согласен или нет) и быть готовым дать ответ.
Ошибки слушающих: они используют промежутки речи для побочных мыслей и теряют нить изложения; они все силы направляют на запоминание первых пунктов, оставляя без внимания последующую информацию (если пунктов много, их записывают в блокнот); они «выключаются», когда собеседник говорит «заумно».
Умение говорить
Разговор -- это театр двух актеров, и, помимо разговорного, он должен быть энергетическим, т.е. необходимо чувствовать биотоки собеседника.
Существуют правила для говорящего: Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999. С. 193
· избегать прямых негативных оценок личности собеседника;
· не ставить в центр собственное «я», не навязывать собственных мнений и оценок;
· уметь встать на точку зрения партнера;
· смотреть на слушающего, повышая его степень заинтересованности;
· начинать разговор с легкой темы, устанавливая желательный контакт, продумать переход к основному вопросу;
· следить за логикой. Недаром в народе говорят: «Начал за здравие, а кончил за упокой»;
· использовать паузы, т.к. концентрация внимания: от 45 секунд до 1,5 минуты;
· исходить из того, что собеседник -- не противник в споре, не оппонент, а партнер.
Принятие решения
На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнера, включение его в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены «умение слушать и умение говорить». Для достижения успеха в деловом обсуждении важно найти точки опоры и выработать единство позиций.
Даже самый трудный разговор доводится до положительного результата, если он искренний и не вызывает ощущение неловкости. Если до начала переговоров выяснить стиль поведения партнера и его тип, то это значительно облегчит построение тактики общения.
Стили и типы собеседников
Фактический: оставаясь нейтральными, люди этого стиля знают все детали переговоров. Их девиз: факты говорят сами за себя. Работая с людьми этого стиля, будьте точны в изложении фактов, обращайтесь к пройденным этапам. «Что было сделано…» «Что показывает опыт…» и т.д. Документируйте все сказанное.
Интуитивный: люди смотрят на проблему в целом и используют в своей работе творческий подход. При общении с такими людьми побуждайте партнера к творчеству, перескакивайте с одной идеи на другую, следите за его реакцией, смело планируйте будущее.
Нормативный: люди этого склада более всего склонны оценивать факты, пользуясь такими категориями, как «прав», «не прав», «выгодно», «невыгодно». Их принцип -- поиск сделок. С ними вам необходимо устанавливать четкие позиции договаривающихся сторон, демонстрировать интерес к тому, что высказывает партнер.
Аналитический: люди этого стиля устанавливают причины, делают логические умозаключения и выводы и лишь на основе аналитического подхода приходят к решению каких-либо проблем. При работе с ними ищите причины и следствия, используйте логику, анализируйте взаимосвязи, проявляйте особое терпение.
Конечно, в чистом виде эти типы проявляются редко. Как правило, в ходе беседы выявляются какие-то отдельные стороны названных стилей поведения, но в любом случае имеет смысл выяснить, какой стиль доминирует, чтобы психологически подстроиться под собеседника.
Необходимо учитывать, к какому типу собеседника относится ваш партнер. Специалисты считают, что есть:
Вздорный человек, нигилист -- он нетерпелив, несдержан, чаще всего возбужден. Свою позицию он определяет таким образом, чтобы с ним не соглашались.
С ним надо вести следующим образом: Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. Л., 2002. С. 82
· обсудить и обосновать спорные моменты, если они известны до начала беседы;
· всегда оставаться хладнокровным и компетентным;
· следить за тем, чтобы принятые решения формулировались его словами;
· при возможности предоставить другим участникам беседы опровергнуть его утверждения, а затем отклонить их;
· всеми силами привлечь его на свою сторону;
· не дожидаясь отрицательного решения, перевести разговор на другую тему или настоять на том, чтобы деловая беседа была приостановлена, а затем в перерыве с глазу на глаз узнать истинные причины его негативной позиции;
Позитивный человек -- это самый приятный тип, добродушный, трудолюбивый, он позволяет вместе подвести итоги, спокойно провести дискуссию.
С ним лучше всего:
· вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных случаев;
· в трудных и тупиковых случаях искать поддержку и помощь у собеседника такого типа;
Всезнайка -- такой собеседник считает, что он знает все или почти все лучше других.
По отношению к нему надо поступать так:
· посадить его рядом с тем, кто ведет беседу;
· напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;
· предлагать ему формулировать промежуточные заключения;
· иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу;
Болтун -- знания переполняют его, но невоспитанность и несдержанность мешают ходу беседы, потому что он часто и без видимой причины прерывает ее.
С ним лучше всего:
· посадить его ближе к тому, кто ведет беседу или к другой авторитетной личности;
· когда он перебивает или начинает отклоняться от темы, его нужно с максимумом такта остановить;
· следить, чтобы он не переворачивал проблемы «с ног на голову»;
Трусишка -- этот тип отличается недостатком уверенности, он чаще молчит, боясь выглядеть смешным или глупым.
С такими людьми надо обходиться очень деликатно:
· задавать ему сначала очень легкие вопросы;
· помогать ему формулировать мысли;
· ободрить его после высказывания или замечания;
· не допускать иронии в его адрес или насмешек;
· поблагодарить его за любой вклад в беседу;
Хладнокровный неприступный собеседник -- он замкнут.
Общаясь с ним, лучше всего:
· выявить его интересы;
· построить вопросы, затрагивающие его опыт работы;
· спросить: «Кажется, вы не совсем согласны с тем, что было сказано?» «Нам всем интересно узнать, почему»;
-- «важная птица» -- этот собеседник не выносит критики -- ни прямой, ни косвенной. Ведя с ним беседу, надо:
· создать обстановку, где он чувствовал бы себя не хозяином, а равноправным партнером;
· не позволять ему критиковать;
· начинать ответ ему словами: «да…, но…».
Выход из контакта
Для успеха беседы очень важен этап её завершения. Заключительная часть должна быть яркой, аргументированной, конкретной. Все недоразумения необходимо устранить в процессе обсуждения. На все вопросы надо иметь конкретные ответы.
Формы вежливого отказа звучат так: «Непременно вернемся к этому вопросу»; «Мне нужно ещё раз все основательно обдумать»; «Мы рассмотрим этот вопрос в перспективе».
Встреча достигла завершающей фазы, если: беседа направлена к нужной цели; приведены основные аргументы в пользу выдвигаемых предложений; установлен хороший контакт; создана благоприятная атмосфера для завершения беседы. В таком случае используется как прямое, так и косвенное ускорение:
· прямое: «Итак, давайте примем решение…» или «Давайте подведем итоги…»
· косвенное -- собеседник подводится к предлагаемому решению постепенно.
Условное решение
«В случае если…» «Предположим, что…». «Если вас заинтересовали наши предложения…» Тем самым собеседник оказывается перед необходимостью принять решение, но в более мягкой форме, чем при прямом ускорении. Поэтапные решения (по срокам). Альтернативные решения: «Что для вас удобнее? (наличный или безналичный расчет).
«Высокая нота» прощания: мажорная нота независимо от результатов и хода беседы. Проводить партнера до выхода. Если не пришли к общему решению, все равно сказать: «Я считаю, что много уже сделано». «Я знаю, что я вас понял и вы меня тоже, пусть это станет основой нашего следующего разговора». «Я уверен, что… мы найдем выход…»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным свойством успешного человека является также умение вызывать к себе доверие. Имидж, не вызывающий доверия, воспринимается негативно. Доверие участников общения можно потерять в силу недостаточной компетентности, невозможностью обеспечить взаимодействие нужными ресурсами, демонстрацией смущения, неподготовленности и неуверенности, а также публичной критикой коллег или людей из организации и отрицанием нужд и прав собеседника, невыполнением взятых на себя обязательств и обещаний.
Для того чтобы вызвать доверие собеседника и сформировать благоприятное первичное впечатление, желательно придерживаться предложенных ниже тактических действий:
· имейте как можно больше информации по теме общения;
· хорошо обдумывайте то, что вы хотите сказать участникам взаимодействия;
· выполняйте свою работу эффективно, с энтузиазмом, укладывайтесь в регламент, демонстрируйте контактность;
· чаще улыбайтесь, будьте дружелюбны, открыты, аккуратны и опрятны в одежде, ходите и сидите прямо;
· развивайте представительные и презентационные умения, выражайте положительный эмоциональный настрой;
· не бойтесь просить помощи у партнеров или предлагать ее, прислушивайтесь к советам других;
· приспосабливайте свой имидж к различным группам людей (по возрасту и по статусу);
· наблюдайте за другими людьми; запишите, что впечатляет и восхищает вас в других людях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров. Казань. 1992.
2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ. 1965.
3. Бодалев А.А. Личность и общество. М., 1983.
4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 1999.
5. Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989.
6. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
7. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. Л., 2002.
8. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
9. Дебольский М. Психология делового общения. М., 1992.
10. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. -М., 1995.
11. Карандашев В.И. Основы психологии общения. Челябинск, 1990.
12. Козлова В.Г. Костюм как знаковая система. М., 1980.
13. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону. 1986.
14. Методы практической психологии общения. Л., 1990.
15. Опалев А.В. Умение общаться с людьми. М., 1996.
16. Пaнфилoвa А.П.Управление впечатления о себе//Элитариум: Центр дистанционного образования. www.elitarium.ru.
17. Фишер Родж. Путь к согласию или переговоры без поражений. М., 1990.
18. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2000.
19. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.
Подобные документы
Общие понятия о формировании первого впечатления о человеке. Роль внешности и поведения человека. Факторы, которые влияют на формирование первого впечатления. Роль невербальной коммуникации. Лицевые экспрессии. Телодвижения человека, его позы и жесты.
контрольная работа , добавлен 17.01.2009
Первое впечатление. Содержание понятия "первое впечатление". Факторы, влияющие на формирование первого впечатления. Особенности личности изучаемого человека. Особенности личности воспринимающего человека.
реферат , добавлен 02.06.2003
Формирование первого впечатления. Факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю. Первое впечатление как результат аналитикосинтетической деятельности, осуществляемой совместной работой. Исследования каузальной атрибуции.
контрольная работа , добавлен 24.04.2009
Понятие международного или дипломатического этикета. Он регламентирует все формы официальных контактов между представителями разных стран. Направленное формирование первого впечатления. Возникновение трудностей в общении: возрастные особенности.
контрольная работа , добавлен 03.02.2010
Общее представление о межличностном восприятии. Межличностное восприятие как перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия. Феномен первого впечатления о человеке. Установки в формировании первого впечатления. Эффекты восприятия.
курсовая работа , добавлен 12.01.2008
Сущность и значение восприятия. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Формирование первого впечатления о другом человеке. Основные свойства образа. Психологическая характеристика "взаимодействия" субъекта и объекта межличностного восприятия.
реферат , добавлен 17.02.2013
Механизмы взаимопонимания в процессе общения, факторы восприятия. Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей. Формирование первого впечатления о другом человеке. Эффекты межличностного восприятия. Реализация функции обратной связи.
реферат , добавлен 29.03.2011
Исследование особенностей восприятия людей друг другом. Выявление роли установки при формировании первого впечатления о другом человеке. Факторы интерпретации поведения других людей. Смысл взаимодействий субъектов и объектов межличностных восприятий.
курсовая работа , добавлен 23.04.2015
реферат , добавлен 25.02.2006
Установки в формировании первого впечатления. Основные механизмы межличностного восприятия: рефлексия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, их краткие характеристики. Эффекты проекции, "первичности" и "новизны".
На стереотипное восприятие человека влияет «оформление» его внешности. Например, перед равными по всем параметрам группами испытуемых в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе от выходил в другой одежде. Эксперименты показали, что когда человек появлялся в другом костюме (в обычном деловом, рабочем комбинезоне, религиозном одеянии, военной форме), то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также и те качества, на которые указывал костюм , в котором был оцениваемый ими человек. Например, когда на человеке была военная форма, то ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям. Отчасти это верно, так как профессия накладывает отпечаток на личность человека, но только отчасти.
В процессе восприятия действуют не только социальные стереотипы, но и стереотипы восприятия физиогномических особенностей и конституции человека. Средства массовой коммуникации тиражируют образы, которые закрепляются в массовом сознании и накладывают отпечаток на восприятие конкретных людей. Можно привести наиболее стереотипные восприятия: квадратный подбородок – признак сильной воли, полные губы – сексуален, тонкие губы – лицемер и ханжа, высокий лоб – умный, жесткие волосы – упрямый характер, маленький рост – комплекс Наполеона, красивая женщина – глупа и т.д.
При формировании впечатления стереотипно воспринимаются особенности телосложения человека, его конституция в целом. Исследуя влияние конституции человека на впечатления о нем, психологи попросили группу испытуемых охарактеризовать личностные особенности мужчин, различавшихся типом телосложения. Результаты формирования первого впечатления:
Полный, с округлыми формами мужчина воспринимался как сердечный, добродушный, болтливый, доверчивый, эмоциональный, открытый, несильный и любящий поесть. Сопоставив с этим набором характеристик реальные характеристики конкретного лица, например, Уинстона Черчилля, тип телосложения которого соответствует предъявляемому, можно убедиться, сколь обманчиво бывает первое впечатление.
Атлетического сложения мужчина воспринимался как сильный, смелый, энергичный, дерзкий, инициативный.
Высокий, худощавый и хрупкий на вид мужчина воспринимался как нервный, честолюбивый, подозрительный, скромный.
Полный мужчина воспринимался более старым, чем он был на самом деле, а худощавый, как правило, казался моложе своих лет.
Почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. Перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, – это регулятор последующего поведения , он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики – это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки.
В психологии выделяются три фактора формирования первого впечатления о человеке:
1. Фактор превосходства. Люди, вступающие в общение, неравны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. д. Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем в случае, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:
одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, украшения, машина, интерьер кабинета и т. д.;
манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.).
Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения. В них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу. Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.
2. Фактор привлекательности. Действие этого фактора при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми . Схема действия этого фактора такова, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т. д., т. е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики. Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача – определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями – «красивых» и «некрасивых» детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей. Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются.
Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты. Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер . Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека . Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым .
Важно подчеркнуть, что фактор привлекательности сильно влияет на содержание формирующегося представления о человеке только в момент образования первого впечатления. В дальнейшем оценивание этого человека все больше начинает определяться характером взаимодействия с ним и ценностью его дел и поступков.
Помимо внешней привлекательности важнейшее значение имеет невербальное поведение человека. Особое место занимает взгляд человека . Если человек не отводит взгляд, не смотрит «мимо» другого, не опускает глаза вниз, то о нем складывается мнение более уверенного, более доброжелательного человека, и это связано со сложившимся у людей в прошлом опыта представления о том, что с одной стороны волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям, с другой – если человек на нас задерживает свой взор, значит, мы ему чем-то интересны. Оказалось, важна также поза , в которой находится человек во время разговора. Людям больше нравятся те, кто во время разговора наклоняют свой корпус вперед по сравнению с теми, кто отклоняет его назад. Мы неосознанно связываем звучание голоса с определенными характеристиками личности. С визгливым голосом устойчиво ассоциируется неуравновешенная или истеричная персона. Быстрая, но слегка сбивчивая речь будет выдавать неуверенность. Томный голос обнаруживает чувственную, но осторожную натуру. А вяло говорящий и растягивающий слова человек может произвести впечатление недотепы. Звонкий же голос, чаще всего, указывает на жизнерадостный нрав. Интересную закономерность установили ученые – они считают, что эмоции гнева и страха делают звучание голоса более старым, а эмоции радости «уменьшают» возраст.
3. Фактор отношения к нам. Этот фактор действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто к нам плохо относятся . Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, психологи ознакомили их с мнениями других людей и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека . Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство находили в его взглядах с собственными. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали.
Систему формирования первого впечатления можно условно представить как «трафарет», который мы прикладываем к другим людям. Формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом. Соответствующие нашему стандарту люди воспринимаются нами со знаком «плюс», имеющие существенные отличия – со знаком «минус». Занявшие промежуточное место воспринимаются нейтрально – до определенного действия, после которого первое впечатление меняется. Стремясь вызвать позитивное первое впечатление, необходимо учитывать все детали, на которые наш партнер по общению сознательно или нет, но обращает внимание.
Вопрос о том, насколько точным является впечатление, непрост. Задача первого впечатления – быстро сориентироваться в ситуации . Для людей, как социальных существ, главное – определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем.