Транзит тепловой энергии. Транзитные сети в многоквартирном доме. Типовой договор на транзит тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям
О тарифе на транспортировку тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям
Принято Главой г. Ставрополя (Ставропольский край)- ГЛАВА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ
- от 5 октября 2001 г. N 5773
- О ТАРИФЕ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
- ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТЕПЛОВЫМ СЕТЯМ
- В связи с осуществлением муниципальным унитарным предприятием "Теплосеть" транспортировки тепловой энергии от ведомственных котельных к объектам социальной инфраструктуры города и в соответствии с результатами экспертизы тарифа на тепловую энергию, проведенной администрацией города, постановляю:
- 1. Установить с 1 октября 2001 года единый по городу экономически обоснованный тариф на транспортировку тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям в размере 25,8 рубля за 1 Гкал (без НДС) транспортируемого тепла.
- 2. Установить срок действия данного тарифа до 31 декабря 2001 года.
- 3. Утвердить типовой договор на транзит тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям (приложение).
- 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на директора департамента жилищно - коммунального хозяйства и транспорта администрации города Ставрополя А.И. Скорнякова.
- Глава города Ставрополя
- М.В.КУЗЬМИН
Типовой договор на транзит тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям
- {pre}г. Ставрополь " ____ "_____________ г. _________________________________________ , именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице ______________________________ , действующего на основании _______________ , с одной стороны, и ___________________ ________ именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице директора ______________________________ , действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.{/pre}
- 1. Предмет договора
- 1.1. Исполнитель, используя свои сети, обязуется выполнить по заданию Заказчика транзит теплоносителя к потребителям тепла согласно приложениям к договору (перечень потребителей, адреса, тепловая нагрузка по виду теплопотребления, количество транспортируемого тепла, температурный график качественного регулирования сетевой воды). Заказчик обязуется своевременно произвести оплату.
- 2. Обязательства сторон
- 2.1. Исполнитель обязуется:
- 2.1.1. Доставлять теплоноситель от границы балансового разграничения тепловых сетей Заказчика и Исполнителя к потребителям тепловой энергии или до тепловых сетей, находящихся на их балансе.
- 2.1.2. Оперативно отключать поврежденные участки тепловых сетей и системы теплопотребления, устранять аварийные утечки теплоносителя в своих тепловых сетях в течение нормативного времени, требуемого для их устранения.
- 2.1.3. Производить отключения и подключения тепловых сетей и систем теплопотребления по заявкам Заказчика.
- 2.1.4. Соблюдать нормативную утечку сетевой воды.
- 2.1.5. Сообщать оперативную информацию при выполнении оперативных переключений в тепловых сетях.
- 2.2. Заказчик обязуется:
- 2.2.1. Подавать теплоноситель в соответствии с согласованными температурным и гидравлическим режимами.
- 2.2.2. Своевременно до 3 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять Исполнителю сведения об объеме транспортированного тепла, подтвержденного двухсторонним актом, составленным ответственными представителями сторон.
- 2.2.3. Своевременно оплачивать транзит тепловой энергии в соответствии с условиями договора.
- 3. Ответственность сторон
- 3.1. За нарушение сроков оплаты за транзит тепловой энергии Исполнитель вправе начислить Заказчику банковский процент за пользование чужими денежными средствами в размере учетной ставки ЦБ РФ согласно ГК РФ (ст. 395).
- 3.2. При превышении потерь сетевой воды в сетях Исполнителя сверх нормативного значения, подтвержденных двухсторонним актом, за расчетный период сумма платежей за услуги по транзиту уменьшится на стоимость сверхнормативных потерь теплоносителя, исчисленных в однократном размере.
- 4. Цена договора
- 4.1. Цена настоящего договора определяется количеством транспортируемой тепловой энергии по сетям Исполнителя по действующему тарифу в _________ руб./Гкал (с НДС), утвержденному постановлением главы города.
- Цена договора может быть изменена в случае изменения тарифа на доставку тепла и объема транспортируемой теплоэнергии.
- 4.2. Ориентировочное годовое количество транспортируемой тепловой энергии по сетям Исполнителя __________ т/Гкал. Ориентировочная цена договора - __________ руб. с НДС.
- 4.3. Цена дополнительных работ, указанных в п. 2.1.3 договора по оперативным отключениям и переключениям потребителей, определяется сметной стоимостью работ.
- 5. Условия платежа
- 5.1. Оплата по данному договору производится ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным, в безналичном порядке, посредством платежных поручений. Оплата по договору может быть произведена в иной форме по соглашению сторон.
- 5.2. Оплата дополнительных работ производится по фактическому выполнению на основании надлежаще оформленных документов.
- 5.3. Расчетный период определяется с 1-го по последнее число месяца.
- 5.4. Окончательный расчет по договору производится Заказчиком не позднее 10 дней после прекращения действия договора.
- 6. Срок действия договора
- {pre} 6.1. Настоящий договор заключается сроком с __________________ года по ______________________ года.{/pre}
- 6.2. Договор считается продленным на следующий год, если ни одна из сторон за месяц до его окончания не заявит о его пересмотре или расторжении.
- 7. Прочие условия
- 7.1. Все споры и разногласия, возникающие между сторонами по настоящему договору или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между сторонами.
- 7.2. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в арбитражном суде в установленном законодательством порядке.
- 7.3. Договор, составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон.
- 7.4. В случаях, не предусмотренных договором, стороны руководствуются действующим законодательством.
- 7.5. Приложения к договору являются его неотъемлемой частью.
- {pre} Юридические адреса и платежные реквизиты ЗАКАЗЧИК: ИСПОЛНИТЕЛЬ: адрес ________________________ адрес ________________________ Тел. _________________________ Тел. _________________________ ИНН __________________________ ИНН __________________________ Р/Сч Р/Сч ______________________________ ______________________________ БИК _______ ИНН банка ________ БИК _______ ИНН банка ________ К/Сч _________________________ К/Сч _________________________ Код по ОКОНХ _____ ОКПО ______ Код по ОКОНХ _____ ОКПО ______ Подписи сторон: ЗАКАЗЧИК: ИСПОЛНИТЕЛЬ: ______________________________ ______________________________ {/pre}
Транзитный трубопровод - имущество собственников МКД?
Вопрос не такой простой, как может показаться с первого взгляда. Является или нет транзитный трубопровод, проходящий по техническому подвалу вашего дома, общедомовым имуществом, или таковым не является?
Вот здесь и начинается настоящая путаница, иногда доходящая до абсурда. У меня лично был случай, когда на прием пришли жители одного из многоквартирных домов у которых в техническом подвале был проведен тразитный трубопровод, с множеством требований. Одним из самых абсурдных было требование брать плату за транзит теплоносителя по подвалу их дома с жителей следующих домов, куда теплоноситель далее транспортируется. Надеюсь вы понимаете всю нелепость данной ситуации? Причем доводы в свою пользу строились исключительно на положениях жилищного законодательства.
Основным доводом, который по их мнению, я должен был учесть - это ссылка на пункты 6 и 8 491 постановления Правительства РФ (приведу их дословно):
"6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях".
"8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома...".
Раз так, то все, что у нас в подвале, все наше и мы (жители МКД), будем назначать плату за транзит теплоносителя к другим домам (за счет этого уменьшим свои личные коммунальные расходы). Так вот, по мнению уважаемых жителей, транзитные трубопроводы системы отопления, расположенные в их подвале, были имуществом многоквартирного дома. И поэтому они должны были брать средства за транзит теплоносителя к другим домам в целях возмещения собственных эксплуатационных расходов на содержание и ремонт этих трубопроводов.
Ну и как вам такое?
Пришлось объяснять многоуважаемым жителям многоквартирного дома, что в состав общего имущества в многоквартирном доме могут входить только внутридомовые системы, начинающиеся от стояков и заканчивающиеся внешней границей стены дома, и предназначенные для обслуживания более одного помещения и только в данном доме.
На основании понятия «внутридомовая система отопления (горячего водоснабжения)», транзитный трубопровод , проходящий по подвалу жилого дома и предназначенный для снабжения коммунальным ресурсом нескольких домов, не может быть отнесен к общему имуществу их многоквартирного дома, так как основным критерием отнесения того или иного объекта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, является их предназначение для обслуживания более одного помещения в соответствующем многоквартирном доме (можно ознакомиться с документами на сайте жкхпортал.рф, перейдя по ссылкам ч.1 ст.290 ГК РФ , ст.36 ЖК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).
Таким образом, транзитные трубопроводы, расположенные в подвале жилого дома, являются городским имуществом, относятся к коммунальным сетям района и обслуживаются ресурсоснабжающей организацией. Соответственно, ресурсоснабжающая организация и несет расходы на содержание этих трубопроводов. По факту эти расходы определены и рассчитаны в тарифах для ресурсоснабжающей организации. Теперь вам понятно, что транзитный трубопровод не может быть отнесен к общедомовому имуществу и ни о каких финансовых операциях по инициативе собственников МКД не может быть и речи. Что-то не понятно? Пишите, разберу отдельно вашу ситуацию. Дальше мы с вами рассмотрим примерный алгоритм действий по выносу транзитного трубопровода из технического подвала вашего дома.
Как мне удалось решить эту проблему? Читаем дальше...
__________________________
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Председательствующего судьи Паньковой Н.М., (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Абдуллаевой С.А.
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску ТСЖ «В Раменках» (ОГРН 1087746498190, ИНН 7729599963, место нахождения: 119607, ГОРОД МОСКВА, ПРОСПЕКТ МИЧУРИНСКИЙ, 25, 2, дата регистрации 10.04.2008)
к ПАО «МОЭК» (ОГРН 1047796974092, ИНН 7720518494, место нахождения: 119048, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЕФРЕМОВА, ДОМ 10, дата регистрации 16.12.2004),
Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы (ОГРН 1037700110238, ИНН 7703276615, место нахождения: 123104, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БРОННАЯ Б., ДОМ 14, дата регистрации: 31.01.2003)
об определении теплосетевой организации и обязании принятия в эксплуатацию
при участии:
от истца – Хохлова Э.В. председатель правления;
Ильюшенко М.Ю. доверенность от 31.01.2016;
от ответчиков –
от ПАО «МОЭК» - Скрипник А.А. доверенность от 01.02.2016;
от Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы – Попова М.В. доверенность от 15.01.2016;
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «В Раменках» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, уточненным в порядке ст. , к ПАО «МОЭК» и Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы
Об обязании Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы определить теплосетевую организацию - ПАО «МОЭК» для исполнения требований законодательства по содержанию следующего имущества:
магистрального транзитного трубопровода д150 (Т1 подача тепловой энергии), протяженностью 143 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.
магистрального транзитного трубопровода д150(Т2 обратка тепловой энергии), протяженностью 143 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.
магистрального транзитного трубопровода д150 (ТЗ подача горячей воды), протяженностью 150 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.
патрубков д80 длиной 0,5м на подачу ГВС от транзита до шаровых кранов (задвижек) - 5 шт.
Патрубков д25 длиной 0,5м на ГВС обратку от шаровых кранов (задвижек) до транзита - 5 шт.
Трубы д50 длиной 6м подача отопления на элеваторный узел от транзита до задвижек- 5 шт.
трубы д50 длиной 6м обратка отопления с элеваторного узла до транзита от задвижек- 5 шт.
магистрального транзитного трубопровода дЮО (Т4 обратка горячей воды), протяженностью 143 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.
систему расширительного бака, включающую:
расширительный бак (0,8*2*1,2), расположенный на чердаке многоквартирного дома
автоматику расширительного бака, расположенную в щитовой №1 многоквартирного дома,
трубопровод д25 длиной 50 м к расширительному баку,
переливную трубу д110 длиной 3 м от расширительного бака до системы канализации дома.
Обязать ПАО «МОЭК» внести в договор теплоснабжения № 08.706252-ТЭ от 01.09.2010 г. условия об эксплуатации транзитных сетей и системы расширительного бака, расположенных в подвале и чердаке многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2. в следующем виде.
Дополнить договор теплоснабжения № 08.706252-ТЭ разделом 8.1. следующего содержания:
«8.1. Эксплуатация транзитных трубопроводов и системы расширительного бака.
8.1.1.Транзитные трубопроводы, проходящие по подвалу многоквартирного дома, и система расширительного бака, расположенная на чердаке по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2 (далее Транзитные сети,) является частью системы теплоснабжения квартала, по которому ПАО «МОЭК» осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды Потребителям, в том числе и Абоненту.
8.1.2. Транзитные трубопроводы, указанные в п.8.1.2 настоящего договора обслуживаются ПАО МОЭК в соответствии с Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей.
8.1.3 Выставляемый на основании показаний приборов учета, установленных у Абонента, объем полученной Абонентом тепловой энергии подлежит уменьшению на объем потерь тепловой энергии, возникающий в результате эксплуатации транзитного трубопровода».
Изложить Приложение № 4 в следующей редакции (см. уточнение к иску).
Исковое требование мотивировано следующими обстоятельствами.
Товарищество собственников жилья «В Раменках» создано с целью реализации собственниками помещений многоквартирным домом своих прав по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2 и оказания (обеспечения предоставления) собственникам помещений коммунальных услуг.
Транзитные трубопроводы, проходящие по подвалу многоквартирного дома, относятся к коммунальным сетям района и находятся на обслуживании ресурсоснабжающей организации, которая и несет расходы на содержание этих трубопроводов, эти расходы на содержание заложены в тарифах для ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, транзитный трубопровод, проходящий по подвалу жилого дома не может быть отнесен к общедомовому имуществу и соответственно ни о каких расходах собственников МКД на содержание транзитных трубопроводов не может быть и речи.
Данная позиция нашла отражение в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. № 14801/08, который в частности указал, что тепловые сети, служащие для обеспечения тепловой энергией двух самостоятельных объектов недвижимости, не относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом ключевым в решении Президиума ВАС РФ стало толкование данных пунктов Правил № 491, как не относящих к общему имуществу инженерные сети, которые одновременно обеспечивают как внутридомовую систему отопления многоквартирного дома, так и систему самостоятельного объекта недвижимости (например, отдельно стоящего здания).
Таким образом, рассматриваемым Постановлением Президиума ВАС РФ определена позиция ВАС РФ по вопросу об отнесении транзитных сетей, проложенных внутри многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений таких домов. А именно, согласно этой позиции часть тепловых сетей, посредством которых осуществляется теплоснабжение как данного многоквартирного дома, так и иных объектов (другого многоквартирного дома или иных зданий) не может быть отнесена к составу общего имущества собственников помещений в жилом доме.
При этом, ответчик ПАО «МОЭК» не считает данные сети своей собственностью, а указывает на их принадлежность к общему имуществу собственников помещений, что невозможно в силу вышеуказанных положений ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения > Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников > Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" target="_blank">36 , 39 Жилищного кодекса РФ, п.2, 5-8
Правил № 491, а также правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. № 14801/08.
Более того, соответствующая позиция по транзитным сетям нашла свое отражение в соответствующих разъяснениях Минстроя России (копия письма прилагается).
Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, при которой отсутствует реальный собственник транзитных сетей.
При этом, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, как орган уполномоченный Правительством Москвы (Постановление № 34-1111 от 09.02.2016) в силу чб ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязана определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (то есть в данном случае - ОАО «МОЭК»), не принимает предусмотренных мер по обеспечению надлежащей эксплуатации данного участка транзитных сетей, путем определения соответствующей ответственной теплоснабжающей организации, которой в свою очередь в силу вышеуказанной нормы должно являться ОАО «МОЭК».
Представитель истца в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил заявленное требование удовлетворить.
Представитель ПАО «МОЭК» с иском не согласился, указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, в части требования о внесении изменений в действующий между сторонами договор, заявил об оставлении иска без рассмотрения, в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Представитель ответчика - Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы с иском не согласился, указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, дал устные пояснения по доводам письменного отзыва.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителей истца и ответчиков, суд установил, следующее.
На основании пункта 2 части 1 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В пункте 60 постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указано, что спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452.
Следовательно, спор о внесении изменений в договор может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по досудебному урегулированию спора с ответчиком.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что истцом установленный законом порядок не соблюден, при этом переписка между сторонами, на которую ссылается истец как на доказательство соблюдения такого порядка, таким доказательством не является.
При таких обстоятельствах суд, в связи с непредставлением доказательств, подтверждающих соблюдение установленного досудебного порядка урегулирования спора, требование истца к ПАО «МОЭК» об обязании внести в договор теплоснабжения № 08.706252-ТЭ от 01.09.2010 г. условия об эксплуатации транзитных сетей и системы расширительного бака, расположенных в подвале и чердаке многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2, подлежит оставлению без рассмотрения.
Рассмотрев исковое требование об обязании Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы определить теплосетевую организацию - ПАО «МОЭК» для исполнения требований законодательства по содержанию поименованного в иске имущества, суд не находит оснований для его удовлетворения, при этом исходит из следующего.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (ст. ).
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы в соответствии с положением о Департаменте топливно-энергетического хозяйства города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы № 94-ПП от 29 марта 2011 г. определяет теплосетевую организацию для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей до признания права собственности города Москвы на такие сети.
Истец, заявляя требование в отношении Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, определяет правовой статус спорного имущества как бесхозяйное имущество. Однако, не представляет доказательств того, что данное имущество было признано таковым в порядке, установленном законом, и Департамент - орган исполнительной власти, на который возложена функция по определению эксплуатирующей организации бесхозяйных тепловых сетей уклонился от их исполнения.
Бесхозяйным спорное имущество в порядке, установленном главой 33 ГПК РФ признано не было.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных требований и выводов суда об оставлении части иска без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. , , - , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Исковое требование к ПАО «МОЭК» оставить без рассмотрения.
В удовлетворении иска к Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы отказать полностью.
Возвратить ТСЖ «В Раменках» из федерального бюджета 6 000 (шесть тысяч) руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.М. Панькова
Суд:
АС города МосквыИстцы:
ТСЖ В РАМЕНКАХОтветчики:
ДЕПАРТАМЕНТ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА Г. МОСКВЫПАО "МОЭК"
Управа Района Раменки
Судебная практика по:
По ТСЖСудебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137, 138 ЖК РФ
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2015 г. N Ф09-5622/15 по делу N А50-24177/2014
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А.Д.,
судей Васильченко Н.С., Соловцова С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - общество "ПСК") на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2015 по делу N А50-24177/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "ПСК" - Михина Ж.А. (доверенность от 15.05.2015 N 78).
Жилищно-строительный кооператив N 64 (далее - кооператив N 64) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском об обязании общества "ПСК" исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих по подвалу многоквартирного дома N 19/2 по ул. Подлесная, г. Перми, в технически исправном состоянии.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2014 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "город Пермь" в лице администрации г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2015 (судья Лысанова Л.И.) исковые требования удовлетворены: суд обязал общество "ПСК" исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих по подвалу многоквартирного жилого дома N 19/2 ул. Подлесная г. Перми в технически исправном состоянии; с общества с "ПСК" в пользу кооператива N 64 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 (судьи Лихачева А.Н., Крымджанова Д.И., Назарова В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "ПСК" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт.
Как указывает заявитель, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нарушены нормы материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, из представленных в материалы дела договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008, свидетельства о государственной регистрации права на инженерные сети, копии технического паспорта на инженерные сети, копии плана объекта, копии кадастрового паспорта на инженерные сети, копии выписки из реестра объектов капитального строительства следует, что в собственность общества "ПСК" переданы исключительно наружные участки инженерных сетей протяженностью 45,6 п.м; транзитные участки сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящие по подвалу многоквартирного дома, не принадлежат ответчику, и он не может нести бремя их содержания; неправомерен вывод суда о том, что трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилого дома, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП или тепловой камеры до конечных потребителей; неверен вывод суда о том, что обязанность по содержанию транзитного трубопровода у ответчика возникает в силу наличия у него статуса энергоснабжающей организации в отношении объекта истца, так как не соответствует представленным в материалы дела доказательствам; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорные участки сетей принадлежат обществу "ПСК", обязанности по их эксплуатации и содержанию у ответчика нет.
Кооператив N 64 представил письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу общества "ПСК", в котором, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами ст. 274 , 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом "ПСК" (энергоснабжающая организация) и кооперативом N 64 (абонент) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2008 N 8-8023 (далее - договор), в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и услуги по ее передаче, соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (тепловых энергоустановок) (л.д.9-15).
Согласно п. 1.2 договора тепловая энергия подается энергоснабжающей организацией для отопления и горячего водоснабжения через закрытую систему теплоснабжения объекта абонента, расположенного по адресу: ул. Подлесная, д. 19/2, г. Пермь.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.01.2004 граница ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей устанавливается от дома N 19/1 по ул. Подлесная до наружной стены здания 19/2 по ул. Подлесная. Граница ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей, принадлежащих абоненту, устанавливается: внутридомовые системы отопления, ГВС и ХВС.
Схема сопряжения сетей сторонами не оспаривается.
Истец в исковом заявлении указал, что поставка горячей воды в указанный дом осуществляется от ЦТП N 3, принадлежащего ответчику, через сети, проходящие транзитом по подвалам ряда домов и по подвалу дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми.
Аварийное состояние тепловых сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих транзитом через подвал дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми, приводит к периодическим порывам, а повышенная влажность приводит к коротким замыканиям электропроводки, водой размывается фундамент дома; неоднократные обращения в адрес общества "ПСК" о проведении ремонта транзитных труб оставлены без внимания.
Согласно акту обследования транзитных трубопроводов по дому N 19/2 ул. Подлесная г. Перми, составленному и подписанному обществом "ПСК" и кооперативом N 64, трубопроводы неоднократно подвергались ремонтам.
Кооператив N 64, указав на аварийное состояние транзитного трубопровода горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящего по подвалу жилого дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми, и невыполнение обществом "ПСК" своих обязательств в части его надлежащего содержания, обратился в суд с соответствующим иском об обязании ответчика исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих по подвалу многоквартирного дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми, в технически исправном состоянии.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу, что ответчик как лицо, использующее спорные участки сетей для осуществления своей производственной деятельности, обязано содержать используемые им транзитные сети в технически исправном состоянии, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
На основании п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пунктам 2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в частности, оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу п. 8 Правила N 491 внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 14801/08, по смыслу данных норм тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности с учетом ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что поставка горячей воды в дом N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми осуществляется от ЦТП N 3 через проходящие транзитом по подвалам ряда домов и по подвалу дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми в дома N 17, N 19/1 по ул. Подлесная г. Перми сети; соглашением об исполнении условий конкурса по продаже имущества, относящегося к социально значимым объектам, от 16.07.2010 ответчику в собственность переданы спорные инженерные сети; ответчик принял на себя обязанность по надлежащему содержанию и использованию имущества, указанного в перечне имущества, соблюдать технические требования, предъявляемые к эксплуатации имущества, проводить текущий и капитальный ремонт имущества; удовлетворили исковые требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Выводы судебных инстанций основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех представленных в материалы дела доказательств, произведенном в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу изложенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судами оценкой установленных по делу фактических обстоятельств, что само по себе не является основанием для отмены принятых по делу законных судебных актов.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, не имеет полномочий устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Нарушений судами норм материального права при рассмотрении настоящего дела не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2015 по делу N А50-24177/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.