Суть вещей: Дары волхвов. Поклонение волхвов: почему родившемуся Христу принесли золото, ладан и смирну? Что означает золото ладан и смирна
ДАЛЬНЕЙШИЙ евангельский рассказ о поклонении волхвов (Мф. 2 гл.) очень назидателен. Это, прежде всего рассказ об “епифании ”, или явлении Христа язычникам.
Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.
Волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники в пределах Персии, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском. От евреев они могли знать следующее пророчество Валаама относительно Мессии: “Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит Звезда от Иакова и восстает Жезл от Израиля, и (Он) поразит князей Моава” (Числа 24:17), здесь “Моав” - олицетворение врагов Мессии. Персидские волхвы ждали, что когда родится обещанный Царь, то на небе появится новая звезда. Хотя пророчество Валаама говорило о звезде в духовном смысле , но Господь, по милости Своей, чтобы привести язычников к вере, дал на небе знамение в виде появления необычайной звезды. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Царь родился.
После продолжительного и далекого путешествия они, наконец, дошли до столицы иудейского царства Иерусалима и стали спрашивать: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему ”. Эти слова таких видных незнакомцев всколыхнули многих жителей Иерусалима и в особенности царя Ирода, которому немедленно доложили о прибытии загадочных восточных ученых.
С первых дней воцарения, шатким был трон Ирода. Народ его ненавидел, считая его узурпатором Давидова престола и тираном и гнушался им, как язычником. Последние годы жизни Ирода осложнились еще личными невзгодами и кровавыми расправами. Он сделался крайне подозрительным и по малейшему поводу казнил своих явных и мнимых врагов. По этой причине погибло несколько детей Ирода и даже его жена, которую он раньше пламенно любил. Больной и дряхлый, Ирод теперь проживал в своем новом дворце на Сионе. Услышав о родившемся Царе, Он особенно заволновался, боясь, как бы люди не воспользовались его старостью, чтобы отнять у него власть и передать ее новорожденному Царю.
Чтобы выяснить, кто же этот новый претендент на его престол, Ирод собрал к себе всех священников и книжников, - людей хорошо знавших книги Священного Писания, и спросил их: “Где должно родиться Христу ?” Они ответили: “В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея ”. Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и послал их в Вифлеем. Прикидываясь благочестивым, хитрый Ирод сказал им: “Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему ”. На самом же деле Ирод собирался воспользоваться их сообщением, чтобы предать Младенца смерти.
Волхвы, выслушав царя Ирода и ничего не подозревая, пошли в Вифлеем. И вот снова та звезда , которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
Волхвы вошли в дом и увиделиМладенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).
Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались, было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар.
В рассказе о Рождестве Христовом еще замечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полного простоты, веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну. Они должны были совершить долгий путь прежде, чем достигли Иудеи и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу могли обрести место рождения Царя Иудейского. Не говорит ли это о том, что и простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу. Но первый путь прямее, короче и вернее второго. Пастырями руководили непосредственно Ангелы, а волхвы “уча хуся” от бессловесной звезды и через Ирода от книжников и старцев иудейских. Не без затруднений и опасностей достигли они желанной цели и не слышали небесной гармонии, прозвучавшей над землей - “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение ” (мысль Митрополита Анастасия).
Словарь Ефремовой
Смирна
ж.
Ароматическая смола, употребляющаяся для курений; мирра.
Энциклопедический словарь
Смирна
греческое название г. Измир в современной Турции.
Православная энциклопедия
Смирна
благовонное вещество, добываемое из тернистых деревьев. Она входила в состав для умащивания тел покойных.
Словарь Ушакова
Смирна
сми рна , смирны, мн. нет, жен. (греч. smyrna) (ист. ). Благовонная смола, употр. для курений.
Античный мир. Словарь-справочник
Смирна
1) др.-гр. город в М.Азии (совр. Измир). Здесь найден самый ранний дом во всем эллинском мире и самый ранний храм в М. Азии (VII в., имел колонны с эолийскими капителями, посвящен Афине). Сохран. агора рим. вр. с обширными подвальными помещениями.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Смирна
См’ирна (Отк.1:11 ; Отк.2:8 ) - город на западном побережье Малой Азии севернее Ефеса, важный в древности порт и торговый центр (нынешнее название - Измир). Ученик Иоанна Богослова и первый епископ Смирны Поликарп мученически погиб в этом городе около 155 ·г.
см’ирна (Исх.30:23 ; Пс.44:9 ; Прит.7:17 ; Мат.2:11 ; Мар.15:23 ; Иоан.19:39 ) - сильно благоухающая смола миррового дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Называется также мирра. Является составной частью священного миро. Была одним из даров волхвов родившемуся Иисусу (Мат.2:11 ), что символизировало, как полагают, признание в Нем Истинного Человека. (см. )
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Смирна
(От 2:8) - знаменитый Ионийский город и один из прекраснейших в Леванте; расположен в расстоянии 320 стадий от Ефеса и в том же самом расстоянии от морского берега, при устье р. Мелес на западном берегу Малой Азии. Древние считали его венцем Ионии, драгоценным камнем Азии, преизобильным по своему богатству и выдающимся по изящным искусствам. Город подвергался, по крайней мере, шесть раз большим или меньшим землетрясениям, лишился 60 000 жителей от чумы в 1814 году и сильно пострадал от холеры в 1831 году. Слово Божие посеяно здесь еще во времена апостольские. Церковь здесь насаждена ап. Иоанном Богословом. Первым епископом здесь был св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова. В настоящее время Смирна считается одним из самых цветущих торговых городов Оттоманской Империи. Впрочем, улицы его, при народонаселении в 150 тысяч человек, узки и грязны. Дома большею частью деревянные без печей и в один этаж. В новейшей Смирне сохранилось немного остатков от древнего города, как-то: остатки амфитеатра, в котором пострадал ап. Поликарп и в нем своды тех логовищ, в которых содержались звери и др. Смирна в настоящее время Турками называется Исмирь и имеет 4 мили в окружности. Гавань Смирны очень поместительна и представляет отличное место для стоянки кораблей.СМИРНА (Мф 2:11) - благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева (Cistus ereticus), распушающееся в 8 и 9 футов в высоту и главным образом вывозимое из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времен смирна составляла значительный предмет торговли и входила в состав св. ветхозаветного мира (Исх 30:23), равно как в состав для благовонного умащения тех умерших. Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке (Мф 2:11).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Смирна
(Smyrna, тур. Ismir) - главный город турецкого вилайета Аидин, самый важный торговый пункт Леванта, на западном берегу Малой Азии, в глубине вдавшегося почти на 70 км в материк и окруженного горами Смирнского залива, образующего бухту Эгейского моря. Город раскинулся амфитеатром на крутой и безлесной горе Паге, на вершине которой находятся развалины старинного укрепления (ведущего свое начало с древнейших времен и восстановленного было во времена генуэзского владычества). Р. Гедис-чай (древний Гермос), грозившая своими наносами отрезать залив от моря, в 1886 г. направлена в открытое море. Город распадается на две главные части: франкский, или верхний, город и нижний, или турецкий; между ними ютится со своими жалкими постройками еврейский квартал. Франкский квартал отличается чистотой и благоустройством, турецкий - азиатской запущенностью. Самое красивое во всем городе место - портовая набережная (Marina), украшенная изящными домами недавнего происхождения, кафе и отелями. К ней примыкает, насупротив внутренней гавани, складочных магазинов и амбаров и таможни, оживленный базар, служащий средоточием меновой торговли европейскими и азиатскими товарами. В С. имеют пребывание турецкий генерал-губернатор, греческий, армянский и католический архиепископы, турецкая и французская торговые палаты. Незначительные, плохо поддерживаемые укрепления; много мечетей (боле 40); 13 православных црк., 5 католич., 3 протест. и 3 армянских церкви, б синагог, несколько христианских монастырей. Основанные диакониссами пансион и училище для девочек; греческие, армянские, немецкие, французские и английские училища для мальчиков, в том числе одно, основанное иезуитской пропагандой, другое - австрийскими мехитаристами. Особенной популярностью пользуется "Евангелич. школа" греческого ученого общества, обладающая небольшой библиотекой и небольшим музеем смирнских и вообще малоазиатских древностей. Много больниц, богаделен, домов призрения, сиротских домов. Промышленность в С. до последнего времени ограничивалась шелковыми, шерстяными и хлопчатобумажными мануфактурными изделиями, да предметами гончарного и кожевенного производства; только недавно открылось несколько машиностроительных и чугунолитейных заводов, паровая мельница и паровая лесопильня. Остальные местные изделия составляют предмет кустарного производства. Знаменитые смирнские ковры изготовляются не в самом городе, а внутри страны, по деревням и небольшим городкам, из местной овечьей шерсти и мохера; С. принадлежит в этом деле лишь окраска материала (растительными красками и кошенилью). Главными потребителями являются Северная Америка, Англия и Франция. Гораздо больше значения имеет для С. торговля. С. - единственная благоустроенная гавань в Малой Азии - служит конечным пунктом широко раскинувшегося караванного движения и железнодорожных линий Аидинской и С.-Касабской. Вывозятся преимущественно чернильный орешек, южные фрукты (виноград и винные ягоды), ячмень, ковры, опиум, хлопчатая бумага, лакрица, губки, полевой боб, оливковое масло, табак, шкуры, маис; ввозятся мануфактурные товары и ткани, строевой лес, шерстяные изделия, кофе, кожи, мелочной товар, сахар, хлопчатобумажные ткани, железо, масло коровье и маргарин, каменный уголь, сукна, рис, керосин, сода, стеклянные изделия, иголки. Общая стоимость вывоза (гл. обр. в Великобританию, затем Соединенные Штаты Северной Америки, Австро-Венгрию, Францию, Нидерланды) достигала в 1893 г. 74,9 млн. мар., в 1894 г. - 66,3 млн. марок. Стоимость ввоза (особенно из Великобритании, Франции, Австро-Венгрии, Турции, России) в 1893 г. - 47,8, в 1894 г. - 55,5 млн. мар. В Смирнскую гавань вошло в 1894 г. коммерческих судов: 1758 пароходов, с грузом в 1707278 тонн, и 634 парусных. с грузом в 78099 тонн, а вышло 1755 пароходов, с 1536053 тонн груза, и 625 парусных, с 76882 тоннами груза. За последнее время стало возрастать движение русских и греческих коммерческих судов. Правильные рейсы поддерживают Messageries Maritimes, австрийский Ллойд, Navigazione g éné rale, русские, греческие и турецкие пароходные общества. Телеграф, почта (содержимая не только турецким правительством, но и правительствами России, Франции, Австро-Венгрии, Германии и Англии), много базаров, магазинов, караван-сараев и т. п.; отделения Оттоманского банка и Лионского кредита. Население С. представляет пеструю смесь племен, народностей и исповеданий. Общая цифра его в 1890 г. определялась в 21 0 000 чел.; из этого числа 107000 чел. считались греками, 52000 мусульманами (без определения народностей), 23000 евреев, 12000 армян, 6500 итальянцев, 2500 французов, 2200 австрийцев, 1500 англичан (преимущественно с Мальты) и т. д.
История. Древнегреческий портовый и торговый город С. лежал первоначально на северном берегу залива. Он был основан эолийцами около Х стол. до Р. Х.; раньше 688 г. присоединился к ионийскому союзу; в 580 г. (или 630?) был разрушен лидийским царем Алиаттом. Около 300 лет местность эта представляла из себя пустынные развалины. Еще и теперь на месте древней С. видны остатки старинного укрепления (по всей вероятности древнего акрополя) и так наз. "могила Тантала" - большая намогильная насыпь из камней (Tumulus), поднимающаяся конусообразно на фундаменте в форме круга, в 33 метра по диаметру у основания; внутри - четырехугольный могильный склеп. Только по смерти Александра Македонского Антигон основал новую С., в 20 стадиях на ЮЗ от старого города; постройку города закончил Лизимах, значительно украсивший и укрепивший его. Скоро С., благодаря хорошей гавани, сделалась средоточием малоазиатской торговли и в римское время была одним из богатейших и роскошнейших городов Малой Азии, славившимся, между прочим, и своими риторами. Пострадавший сильно при взятия Долабеллой, город в 178-180 гг. подвергся разрушительным землетрясениям, но Марк Аврелий снова отстроил его, и С. вскоре опять достигла цветущего состояния. Христианство в С. нашло прочную точку опоры, хотя еп. Поликарп и принял здесь мученическую кончину. В 1092 г. С. захватил турецкий морской разбойник Цахас, но византийцы возвратили ее себе в 1097 г. С 1344 г. С. надолго подпадает под власть родосцев (иоаннитов) и в ведение папского наместника. В декабре 1402 г. Тамерлан взял и разрушил С., после 14-дневной осады; но и на этот раз она восстала из развалин. Небольшие землетрясения (последнее в 1880 г.), пожары (1840, 1845 гг.) и чума не могли повредить городу на более или менее продолжительное время. В древности С. была одним из городов, считавших себя родиной Гомера.
Символы "золота", "ладана" и "смирны" April 26th, 2013
Несколько конспективных слов о символическом значении даров волхвов Иисусу. А то давно собирался разобрать, а все никак трактовка в руки не давалась. А тут случай подвернулся.
Первый дар - золото. Его ввиду многоаспектности символа мы рассмотрим в конце.
Дар второй- ладан. Буквально это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Зёрна ладана, будучи положены на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным неповторимым ароматом. символизирует собою чистую молитву сердца, "благоухание, приятное Господу", а также духовный аромат благодати Божией, мир и радость в Духе Святом.
"Да будет молитва моя, как фимиам, пред лицем Твоим", – провозглашает псалмопевец Давид (Псалом 140). "И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога", – читаем в Апокалипсисе (см. Откровение, 8.4). "И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками (мудрыми и посвятившими, отрекшимися, отдавшими себя. – Авт.) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Там же, 5.8–10).
Дар третий - смирна (мирра). Смирна – это благовонный бальзам, мазь, которой умащивали тело покойника, готовя его к погребению. Смирна была принесена новорождённому Мессии как дар человеку, которому надлежит умереть. Христос и Царь, и Священник, но Он же и Жертва – Агнец Непорочный, приносимый за грех мира. И этот, последний дар, и был прообразом великой и смиреной Жертвы. Неоценимой жертвы Христа… Интересный момент, что “смирна”, “смирный”, “смирение” - являются судя по всему однокоренными словами.
И дар первый - золото. Как я уже говорил, это многоаспектный символ, встречающийся в большом количестве мест Текста. И он имеет множество градаций толкования. Самое поверхностное - царский, как символ власти над всеми. Толкователи, придерживающие этого значения, говорят, что таким образом волхвы указали на то, что Иисус - будущий царь иудейский. Но тогда возникает вопрос, о каком царстве идет речь? Поэтому обратим внимание на другие смыслы. Одно из них означает "сияние подобное солнечному" (но в то же время и не Солнце). Золото - это очень теплый металл, он излучает как бы солнечный свет. Некоторые древние народы о золоте говорят, что это слезы солнца. Чаще всего данный символ применяют как указание на свет истины, как образ духовной благодати. Но бывает так же и "неправедное золото". В этом случае оно указывает лишь на аспект заманчивости и власти греха. Как, например, в этом случае:
«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом» (Откр.17,4).
Андрей Кесарийский поясняет: «Облечена жена в порфиру и багряницу - символы и признаки власти над всеми, поэтому же она и украшена драгоценными камнями и бисером». и далее: «и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее».
Андрей Кесарийский поясняет: «Чаша указывает на сладость зла пред его вкушением, а золото на заманчивость его».
Резюме:
То есть фактически волхвы своими дарами предсказали, что Иисус - именно то, чего они жаждут и чему служат, то, чему они возносят молитвы, и то, чему предстоит быт убитым Миром.
Дары волхвов - это золото, ладан и смирна, которые волхвы принесли в дар новорожденному Младенцу Христу.
На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни - история волхвов и их даров.
Символизм:
Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:
- Золото - как дар Царю,
- Ладан - как дар Первосвященнику и Богу,
- Смирна - как дар смертному Человеку.
История:
О волхвах пишет евангелист Матфей:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1–2).
Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11).
Кто такие волхвы:
В оригинале Нового Завета волхвы названы как μάγοι, то есть маги. В древнегреческом языке это слово обозначает персидских (иранских) жрецов, астрологов и астрономов, которые обладали особыми знаниями.
От слова «волхв» образовано русское слово «волшебник».
Евангелие не уточняет количество волхвов и их имена, но церковное предание называет троих: Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Согласно тому же преданию, все они впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Западное предание говорит о том, что апостол рукоположил волхвов в епископов. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).
Почитание волхвов в западной традиции или “три короля”
В некоторых европейских странах святых Каспара, Бальтазара и Мельхиора особенно почитают и называют “тремя королями”. 6 января по улицам Кельна и других немецких городов ходят дети в коронах и с посохами, символизируя собой волхвов. Они стучатся в дома, поздравляют жителей и получают взамен сладости или мелкие деньги. На дверях таких гостеприимных хозяев появляется надпись “В+С+М” - начальные буквы имен волхвов на латинском алфавите. Это делается в знак того, что жилище посетили сами “три короля” и благословили его.
Монастырь св. Павла на Афоне. Фото с сайта afonua.com
История даров после Успения Богородицы
Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес дары в константинопольский храм Святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами, в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон вдова турецкого султана Мурата II Мария, дочь правителя Сербии (она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой).
Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами ее остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.
Дары волхвов по сей день хранятся в 10 специальных ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.
Как дары выглядят сейчас:
Золото представляет собой 28 пластинок различной геометрической формы с разными узорами, которые ни разу не повторяются. Смирну и ладан соединили вместе, сейчас это около 70-ти темных шариков, похожих по форме на маслины. Они нанизаны на серебряную нить, которая крепится к золотым пластинам.
Соединенные ладан и смирна также несут символическое значение: соединившись, они напоминают о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой.
В январе 2014 года дары волхвов впервые были привезены в пределы Русской Православной Церкви для благословения и поклонения верующих. За 30 дней пребывания на канонической территории РПЦ святыне поклонились 1,6 млн человек.
Причастность к Господу человек воспринимает всеми своими чувствами. И это не только вид святых образов и алтаря, молитва священника и пение церковного хора, но и благоухание ладана, ароматы свечей и елея. Эти неземные запахи напоминают нам о потерянном рае и вызывают мысли о вечном. Они символизируют различные дары Святого Духа. Ароматы сопровождали Спасителя с рождения до смерти: Волхвы принесли новорожденному Иисусу драгоценные благовония – ладан и . Снятого с креста Спасителя помазали смирной и алоэ.
Благовония – это дар Божий и квинтэссенция природы. Для приготовления одного грамма розового масла требуется пять килограммов розовых лепестков. Благовония всегда ценились на вес золота и были частью богослужения. Восприятие запаха через вдыхание воздуха, напоенного благовониями, сопровождающими службу - это самый прямой физический контакт человека с богослужением. Одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей. Небесный аромат источают чудотворные и мироточивые иконы
Слово "смирна
" (мирра, миро) неоднократно упоминается в Библии и имеет разные значения. Следует отличать святое миро от ароматических масел, мирры и смирны.
Под словом Миро (от древнегреческого μυρον - "ароматное масло") в христианстве подразумевается специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в Таинстве Миропомазания. Оно необходимо также при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании на царство.
Первый рецепт изготовления миро приводится в Библии: «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25)
Для изготовления миро с древних времен использовались самые лучшие ароматические вещества. В наши дни миро приготавливается из оливкового масла высшего качества с добавлением белого виноградного вина и около 40 благовонных веществ, в т.ч. смол босвеллия, мирра, стакти, фиалкового и калганного корня, лепестков розы и различных эфирных масел.
На Голгофе Спасителю дали пить, по Евангелию от Марка (15:23), вино со смирной, а согласно евангелисту Матфею (27:34), уксус, смешанный с желчью. Этот напиток притуплял боль и одурманивал сознание. Его из милосердия давали осужденным на казнь через распятие, чтобы уменьшить их страдания. Римляне называли этот напиток "усыпительным". В толкованиях нет противоречия: уксусом тогда называли кислое вино, а под словом "смирна" здесь, очевидно, подразумевается смола мирра, которая имеет горький вкус - вкус желчи.
Под термином «миро» часто понимаются различные виды ароматических масел. Приведем упоминания о них, извлеченные из Священного Писания Нового Завета: "Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира" (Ин.12:3). Здесь миро - драгоценное ароматическое масло, получаемое из стеблей и корней трав, его стоимость в те времена - 300 динариев - соответствовала годовому заработку крестьянина.
После смерти Господа на кресте Никодим принёс "состав из смирны и алоэ, литр около ста..." (Ин.19:39), и ученики "...взяли Тело Иисуса, и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи..." (Ин.19:40), а Мария Магдалина с двумя другими женщинами принесли ароматы для той же цели ко Гробу на третий день по погребении (Mк.16:1; Лк.23:56). Смесь смирны и алое - это состав для бальзамирования. Источники расходятся в том, был ли "алоэ" соком растения алоэ-вера или благовонным древесным порошком, но смирна в данном случае – это, безусловно, смола мирра. В бальзамический состав в древние времена также входили, как правило, воск, растительные и минеральные масла и смолы.
Мирру получают из тропических деревьев Commiphora myrrha (или Balsamodendron myrrha) семейства бурзеровых - того же семейства, что и Boswellia, которая дает натуральный ладан. Мирровые деревья произрастают в Восточной Африке и на Аравийском полуострове. В древности благовония, в том числе мирру, часто привозили в город Смирну (ныне Измир) на западном берегу Малой Азии - возможно, поэтому мирру в русском переводе часто называли смирной.
Также смирной называют камедь, получаемую из растения Smyrnium perforatum (смирния пронзенолистная).
Богомладенцу Иисусу волхвы поднесли золото - как Царю земному, ладан - как Царю Небесному, и смирну - как Человеку, которому предстоит умереть. Здесь под смирной понимаются ароматические масла, являющиеся основой бальзамов, используемых для помазания умерших.
На иконах дары волхвов изображают в виде шкатулки с золотом, шкатулки с ладаном и сосуда со смирной. На то, что в данном случае смирной именуются ароматические масла, указывает факт: дары волхвов, хранящиеся в монастыре св. Павла на Афоне, представляют собой золотые пластины и благоуханные шарики, по преданию, скатанные из смеси ладана (измельченной смолы) и смирны – ароматических масел. По этому рецепту делают афонский ладан и по сей день.
Ароматические масла - благовония
всегда ценились на вес золота. Они были предметом роскоши и атрибутом богослужения. Для широких масс были доступны только ароматические травы и смолы в натуральном виде. Сегодня ароматы сопровождают человека везде, они используются и в светском обиходе, и в церкви.
В православном быту ароматические вещества называют . Концентрированные церковные благовония высшего качества принято называть смирной. Они изготавливаются с использованием натуральных эфирных масел и не содержат спирта.
используется для елеопомазания, при производстве ладана, добавляется в лампадное масло. Несколько капель смирны в лампаде перенесут Вас на весенний луг, либо создадут в Вашем доме молитвенную атмосферу. Благовония можно использовать вместо духов и наносить на кожу, но с осторожностью - необходимо учесть индивидуальную непереносимость человека к тем или иным компонентам, из-за содержания в продукции различных составляющих веществ (натуральных эфирных масел) возможны проявления аллергических реакций.
В коллекцию Ароматические композиции смирны «Дары Волхвов»
входит более 40 ароматов в цветочной и восточной гаммах.