Строение человека. Кости туловища. Большая медицинская энциклопедия Мы в настрое нии, если трое – тело, ум и душа – в согласии и в сотрудничестве. мы расстрое ны, если тело, ум и душа бегут в противоположные стороны или перетягивают каждый одеяло на се
ЗАЧЕМ НАМ ТЕЛО , УМ , ДУША И НАСТРОЕ НИЕ?
Для жизни на земле природой каждому дарованы три неотъемлемых ресурса: тело, ум, душа.
Насколько мы знаем потенциал собственных ресурсов?
Насколько экологично и рационально их используем?
Насколько осознаем последствия их разрозненного применения?
О ТЕЛЕСНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ
Тело – это ресурс для действия. Оно проявляет наши мысли и чувства в окружающем мире.
Тело ограничено реальным пространством и настоящим временем. Действовать оно может только здесь и сейчас.
Телу необходимы безопасность, регулярность в питании, физических нагрузках и уходе, баланс между деятельностью и отдыхом, внимание.
Выбор за нами:
- переедать, концентрируясь на передачах в телевизоре, или сбалансировано питаться, чувствуя насыщение энергией от качественного и достаточного количества пищи;
- одолеть один раз в год марафон, свалившись впоследствии в постель, или бегать три раза в неделю;
- попить пиво или поиграть в футбол;
- отдохнуть, провалявшись в кровати, или сходить в театр;
- играть до утра в компьютерные игры или лечь спать;
- торопиться и не сделать, или не торопиться, но сделать.
Это ни хорошо, ни плохо. Это выбор, определяющий качество жизни.
Если тело что-то не устраивает, а это чаще связано с негативными и необузданными мыслями и закрытостью души, оно говорит об этом через напряжение. Если мы не вычищаем тело от напряжения, оно включает боль. Других способов сказать у тела нет.
ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ
Ум – это ресурс для создания мысли. Он собирает через органы чувств информацию из вне и преобразовывает сведения в единое понимание для последующего выражения. Ум для нас привычен.
Ум создает базу данных, чтобы поддерживать нас в действиях в окружающем мире. Мысль порождает действие человека. Насколько образ реагирования на событие осмыслен и прочувствован внутри, настолько он и проявится во внешнем мире в словах и действиях.
Ум не ограничен ни пространством, ни временем. Он может «пережевывать» прошлое, летать на Марс в будущем, вырывая нас из настоящего момента.
Ум требуется держать в узде, чистоте и дисциплине и развивать в нем гибкость, мобильность и прогрессивность.
Выбор за нами:
- гонять по поверхности информацию, что «черная кошка дорогу перебежала – к неприятностям» или на личном опыте убедиться (если отпустить это убеждение не получается), что три прыжка на одной ноге снимают суеверия в один миг и поднимают настроение мне и окружающим;
- вздыхать «нельзя бегать – для суставов вредно», печалясь о своем прошлом и представляя себя могущественным в будущем, или изучить возможные варианты занятий спортом при особенностях организма и на ближайший сеанс сходить в бассейн, поплавать;
- ограничивать себя «мое время ушло», «нет времени на личную жизнь» или честно разобраться в причинах собственного бездействия и изыскать, реализовать идеи и баланс в настоящем;
- быть заложником собственных иллюзий или освобождаться от них путем осмысления возникающих трудностей и боли.
Это ни правильно, ни неправильно. Это выбор поддерживающих или ограничивающих убеждений.
Работа ума и блуждание ума – две противоположные альтернативы. Ум боится перемен и сваливает причины трудностей на внешние обстоятельства.
Если мы не освобождаем ум от закоснелых знаний, ум становится препятствием. Если мы не реализуем идеи в действиях, в уме происходит информационная интоксикация, и мы теряем смысл жизни. Ум превращается в информационный шум и «мыслемешалку».
О ДУХОВНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ
Душа – тонкий и трудно поддающийся описанию ресурс. Мы чувствуем ее в груди и сердце. Она словно видит, слышит, осязает, обоняет и ощущает нас изнутри. Для нас этот ресурс непривычен, так как выходит за рамки ума из-за невозможности это потрогать и не поддается логике. Это не то, что превращается в ассоциацию. Это то, что чувствуется.
Душа – фильтр для ума и тела. Она поддерживает и одобряет мысли и действия внутри, если не прятать ее в собственных внутренних крепостях. Ум часто сопротивляется, сомневается, оценивает. А у души нет ответа «не знаю». Она однозначно говорит «да» через позитивные чувства (хорошо, комфортно, радостно) или «нет» через негативные чувства (плохо, дискомфортно, тревожно).
В душе мы носим чувства и эмоции предков. Те состояния, которые они ощущали в то время и в той окружающей среде. Род стоит за нашей спиной и поддерживает нас. Из-за интерпретации ума мы не готовы слышать и принять информацию предков, ощущаемую нами часто как СоВесть .
Душе нужно доверие, без доказательств.
Выбор за нами:
- бессознательно носить в себе переживания предков и тратить ресурсы на тревогу (бояться зарабатывать деньги, потому что деда репрессировали; бояться выбрать творчество в профессии, потому что бабушке после раскулачивания семьи пришлось выполнять роль отца семейства,)
- или найти ситуации в роду, в которых впервые произошло ограничивающее событие, осознать и понять причины и решения в тот момент, восстановить связь через память, уважение и благодарность к роду.
Чувствам и эмоциям требуется прийти и уйти, осознанно выразиться и исчезнуть, но не удерживаться постоянно внутри. Тогда позитивные чувства расширяются, а негативные трансформируются.
Когда душа говорит «Нет», мы ощущаем тяжесть в груди, сердце и закрытость. Если мы не открываем душу истинным чувствам и эмоциям, мы закрываемся от окружающего мира и страдаем. Так душа призывает ум к переосмыслению выбранного пути решения вопроса в корне.
О НАСТРОЕ НИИ
Жизнь спонтанна. Каждый миг происходят новые события. А ум сопротивляется переменам, не соответствующим его ассоциациям и требованиям. Тело выдает автоматические и предсказуемые реакции, оно напряжено и не ориентировано умом на изменчивость внешнего мира. Душа скулит в тюрьме ума. Каждый ресурс важен, но отделен друг от друга.
Слова "Я есть здесь и сейчас" – наше внутреннее пробуждение и присутствие в каждом событии жизни. Это собственный центр осознанного управления телесным, интеллектуальным и духовным потенциалом, их равновесия, взаимодействия и взаимодополнения.
Одновременное постижение в происходящих обстоятельствах жизни трех ресурсов вместе – тела, ума и души – вначале было трудным для нас. Когда осознанность растет, самооценка и самоимидж падают. Ты видишь, что текущее состояние, за исключением ряда случаев, сознательно или бессознательно организовано тобой. Но, когда находишь ясные ответы на вопросы: «Зачем?» и «Что и как я делаю?» и реализуешь их в жизни, внутри появляется целостность и не передаваемая словами энергия.
Прийти к гармонии возможно только через самостоятельное осознание. Это как запустить во вращение неподвижный маховик. Чтобы он сдвинулся на долю сантиметров, мы прилагаем усилия, не останавливаясь ни на секунду. Еще чуть-чуть. Еще чуть-чуть. И маховик медленно раскручивается. Если мы продолжаем прилагать те же усилия, скорость вращения становится выше. И наступает момент, когда маховик вращается сам по себе без усилий извне.
Вопрос не в самосовершенствовании. Ценность осознания состоит в том, что ты:
- можешь делать выбор и менять обстоятельства;
- понимаешь, что у каждого выбора есть цена и удовольствие, и, поэтому становишься реалистичным в выборе и отвечаешь за действия;
- совершив выбор, следуешь ему без сожалений и страха;
- управляешь ресурсами: недостаток и трудность в одном ресурсе – это шанс улучшить и возобновить другой ресурс;
- понимаешь, что чем тратить энергию на жалость и поиск причин во внешних обстоятельствах и людях, лучше отвечать за собственную текущую жизнь.
Мы в насТРОЕ нии, если ТРОЕ – тело , ум и душа – в согласии и в сотрудничестве. Мы рассТРОЕ ны, если тело, ум и душа бегут в противоположные стороны или перетягивают каждый одеяло на себя.
Когда мы осознанно управляем потенциалом, мы владеем собой и ощущаем невероятный прилив энергии, чтобы естественно реализовать себя во внешнем мире и реагировать при наступлении событий в жизни.
Когда мы полагаемся только на саморегулирование, при наступлении событий в разрез ожидаемых нами – энергия уходит на локальные внутренние диалоги ума и дискомфортное состояние души и тела, или направляется для вывода организма из стресса.
Тело, как все материальное, смертно. Про это говорят все философы Древней Греции. Другой вопрос, какие особенности имеет тело, ведь философы понимали его по-разному. Их волновало проблема тела, потому что она непосредственно касалось души.
Можно разделить всех философов условно на четыре группы:
1) Тело, как зло, или тело стоит ниже души (Гераклит, Сократ, Платон, Плотин).
2) Тело эквивалентно душе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Демокрит, эпикурейцы).
3) Тело, как некоторая польза для души (Аристотель, Пифагор).
4) Это теории, которые можно отнести к несколько пунктам (Эмпедокл, Анаксагор, стоики).
Начнем с первого пункта. Гераклит, считал самой тонкой и нежной материей огонь, и она символ мудрости. Тело, в котором собрано семьдесят пять процентов воды, портило душу. По Гераклиту, более глупый человек, если он толстый, и в нем находится много воды. Или разумный более старый человек, чем молодой. Есть еще один пункт, это источник познания, и чувственное познание ценилось более низко, чем разумное. Чем больше огня, тем лучше, а тело только сдерживает этот Вечный Логос. Можно сказать, что Гераклит не особо любил тело, которое ограничивает возможности души.
Сократа, мы будем объяснять через теорию Платона, ибо он более подробно рассказывает о теле. Платон пренебрежительно относился к телу, ведь материальная субстанция, и она никак не может быть выше души. Душа идеальная, тело - это всего лишь бутафория идеала. По Платону, душа томится в теле, хотя управляет телом, использует, как орудие. Тело оскверняет душу всевозможными аффектами и пороками. Если бы не материальные потребности, не нужно было воевать, страдать, грабить. Не было необходимости создавать всевозможные институты, которые сдерживают хаос. Жизнь стало бы на много проще, чем в данный момент она есть.
Плотин был согласен с Платоном, и ничего не сказал нового на счет тела.
Второй пункт. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид считали душу и тело, как должное. Каждый выполнял свою функцию. Каждый из них отмечал, что душа и тело совершенно отличаются друг от другу, это две противоположности. Одна субстанция смертна, другая бессмертна. И это считалось само собой разумеющаяся. Наверное, еще изюминку добавлял панпсихизм, ибо душа находилась в органических объектах, но и в неорганических. Уже известный пример, много раз, упоминавшийся выше, где Фалес говорил, что душу имеют даже магнит и янтарь. По этому примеру тело можно считать, как вакуум, который заполняется воздухом, первородной субстанцией, водой, землей и огнем.
Демокрит и эпикурейцы считали тело, как и душу, материальной и смертной. Эти две субстанции состоят из атомов, просто у души более маленькие и круглые атомы. Тело и душа находятся на одном уровне, ибо почти ничем не отличаются. Отличаются плотность, весом и движением. Тело более плотное, и вес у нее больше. Атомы менее подвижны, чем у души. Отличие тело от души, именно душа ловит образы (эйдолы), тело по большому счету, не играет никакого значение в познавании. Эпикурейцы абсолютно согласны с Демокритом.
Третий пункт. Аристотель, как никто другой ценил тело и душу одинаково. Он говорил, что тело без души не мыслимо, и душа без тела. Именно душа делало тело живым. Тело - это инструмент для души, без которого никак не обойтись. Душа - это сущность естественного тела. Тело и душа существует гармонично. Чтобы выжить в окружающей среде, им нужно соединить свои усилия. Пример: Возьмем любой орган. Язык - это тело. Вкус - это душа. Отсутствие одного из этих компонентов, приведет к катастрофе все живое. Душа имеет три начала у Аристотеля, а тело одно. И кажется тело более сложный механизм, чем душа.
Прочтение теории Пифагора дает представление об уважение к телу. Три души находятся в отдельных физиологических органах, и уже оттуда идет управление самим телом. Душа питается кровь, а кровь в теле. Значит, тело поддерживают силы души для управления им самим.
Мозг выделяет семя, которое проходит весь организм и попадает в матку, производя там ихор. При этом в семени содержится горячий пар. Из влаги и крови образуется тело, а из пара - душа и чувства. Душа и чувства эквиваленты, это значит, что тело не виновато в страстях, хотя по Сократу, Платону и Плотину - это не так. Теория Пифагора чем-то схожа с теорией Аристотеля, особенно взаимодействие тела и души. Это здоровое сотрудничество. Число душ тоже сходится, и каждый из них считает, что душа разумная бессмертна, а все остальные смертны. Хотя Аристотель смеется над Пифагором, потому что тот называет душу числом, но их теории схожи по мотивам, что душа без тела ничто, и тело без души.
Четвертый пункт. Это философы, которые не могли полностью определить свое отношение к телу. Например: Эмпедокл называет тело тюрьмой, в которую заталкивает в нее демон. Но тут же говорит, что душа без тела не имеет силы в этом мире. Душа - божественная, идеальная и бессмертная, но тело помогает творить в этом мире, преобразовывать и познавать.
По Анаксагору, который говорил, что ум имеет два начала телесное и бестелесное. Душа - это и есть ум, и ему лучше быть не связанным с телом. Хотя тут же говорит, что преимущество человека над животным, и почему именно он правит над природой, это, потому что у него есть руки. А руки - это часть тела. Тогда именно по этому мы познаем окружающий мир и правим, потому что тело помогает, ибо, по Анаксагору, только из-за этого мы отличаемся от животных.
Стоики - это течение менялось, и взгляд на душу и тело тоже менялось. В начале согласие было с теорией Гераклита, где говорилось, что тело - это зло. Правда, имея восемь душ, и пять из них отвечают за ощущения, то напрашивает вопрос, что тело, хоть и смертно, но полезно для познавания окружающего мира. Здесь можно проследить Аристотеля, когда он доказывал, что душа и тело неразделимы, на примере глаза. Еще они говорили, что в семени человека есть частички души. Значит, это выделение необходимо для создания жизни, и можно сказать, что она божественна. Ранние стоики говорили, что душа смертна, тем самым приравнивали душу к телу. Другие говорили, что душа бессмертна, и здесь опирались на теорию Платона. По нему четко сказано, что тело зло, и только мешает идеалистическому существованию души. Зенон говорил, что надо бороться со страстями, но страсти - это неправильное движение души. Он прямо говорит, что проблемы не в теле, а в душе.
Болезнь нарушает связь с телом. Об этом говорил еще Демокрит. Сон или в трансе отсутствует душа на время, со смертью навсегда. Почти все философы объясняли изменение состояние человека это какие-то изменение или нарушение связи между телом и душой.
Подборка ответов, которые были получены в ходе спиритических сеансов от духов высокого ранга. Сеансы проводились в самое различное время и через посредство нескольких медиумов. Материал был систематизирован Кардеком и с соответствующими комментариями и дополнениями.
Цель воплощения
Какое назначение воплощения духов?
– «Бог вменяет воплощение для того, чтоб привести духов к совершенству; для кого-то это искупление, для кого-то поручение. Но для достижения совершенства, им необходимо претерпеть все превратности телесного существования: в этом состоит искупление. У воплощения также имеется и другая цель, и это – непосредственное вовлечение духа во всеобщее дело созидания; что бы достичь эту цель он в каждом мире берет себе такое тело, которое бы гармонировало с основной материей данного мира, дабы выполнять там приказы Божественные. Все устроено так, чтобы, содействуя общему делу, он сам продвигался».
Имеет ли дух, с самого начала шедший по пути добра, необходимость в воплощении?
– «Все созданы простыми и несведущими; они обучаются в битвах и терзаниях телесной жизни. Бог, по справедливости, не мог дать им счастья без труда и работы и, следственно, без заслуг».
Однако тогда что пользы духам двигаться по пути добра, если это не освобождает их от тягот телесной жизни?
– «Польза та, что они приходят к цели быстрей; а тяготы жизни зачастую суть следствия несовершенства самого духа; меньше несовершенства – меньше мучений; кто не завистлив, не ревнив, не скуп, не честолюбив.., у того не будет и страданий, которые порождаю эти недостатки».
О душе
Что такое душа?
– «Воплощенный дух».
Чем была душа до соединения с телом?
Выходит, души и духи абсолютно одно и то же?
– «Да, души суть не что иное, как духи. До соединения с телом, душа является одним из разумных существ, населяющих и облачающихся временно в плотскую оболочку, что бы очиститься и приобрести знания и опыт».
Есть ли в человеке еще что-то, кроме души и тела?
– «Есть посредствующая связка, которая соединяет душу и тело».
Какая природа этой связки?
– «Полуматериальная, т. е. промежуточная между духом и телом. И необходимо, чтобы она была именно такой, или бы дух и тело не могли бы сообщаться друг с другом. При помощи этой самой связки дух воздействует на материю, и наоборот».
Примечание . Человек, таким образом, образован из трех составляющих частей:
1. Тела, или существа материального, аналогичного животным и оживленного тем же жизненным началом;
2. Души, или воплощенного духа, для которого тело служит обиталищем;
3. Посредующего начала, или перисприта, субстанции материальной, которая служит духу первой оболочкой и соединяет душу с телом.
Независима ли душа от жизненного начала?
– «Тело это только – оболочка; мы все время повторяем вам это».
Возможно ли что бы тело существовало без души?
– «Да, и все таки как только тело умирает, душа его покидает. До рождения еще нет окончательного соединения между душой и телом; но после того, как соединение это произошло, смерть тела разрывает нити, связывающие его с душой, и душа оставляет его. Органическая жизнь может оживить тело без души, но душа не может существовать в теле, лишенном органической жизни».
Чем было бы наше тело, если бы в нем не было души?
– «Неразумным куском мяса, чем угодно, но не человеком».
Один и тот же дух, способен ли он в одно и то-же время воплотиться в два различных тела?
– «Нет, дух не делим и не сможет оживить одновременно двух различных существ».
Что можно сказать о мнении тех, кто рассматривает душу как начало материальной жизни?
– «Это вопрос слов, не сути; мы не придаем этому значения; начните с того, чтобы понимать самих себя».
Некоторые из духов, и до них некоторые их философов, определили душу как искру одухотворяющую, исходящую из великого Целого; отчего это противоречие?
– «Противоречий тут нет; все зависит от значения слов. Почему у вас нет одного слова на каждую вещь?».
Примечание . Слово «душа» используют для выражений понятий довольно разных. Кто-то называет так жизненное начало, и если применять образные выражения, то вполне возможно в этом смысле сказать, что «душа есть искра одухотворяющая, исходящая из великого Целого». Последние слова дают указания на вселенский источник жизненного начала, часть которого усваивается всяким живым существом и возвращается к Целому этого существа.
Эта идея не исключает собой идеи о существе нравственном, независимом, отличном от материи и сохраняющем свою индивидуальность. И вот это-то существо тоже называют «душой», и именно в этом значении возможно говорить, что душа есть воплощенный дух. Давая душе разные определения, духи говорили в соответствии с тем значением, какое они придавали этому слову, и с земными идеями, которыми они все еще были проникнуты. Все это из за недостаточности и несовершенства человеческого языка, не имеющего по одному слову на каждую идею, в чем и есть источник многих недоразумений и споров: вот почему Духи Высшие говорят нам, чтобы мы прежде выяснили значение слова.
Есть ли истина во мнении тех, кто считает, будто душа внешняя по отношению к телу, и она окружает его, а не находится внутри?
– «Душа не заперта в теле, как птица в клетке; она лучится и изливается вовне, как свет сквозь стеклянный колпак или как звук вокруг источника звука; в этом смысле возможно говорить, что она внешняя, но душа из-за этого не становится оболочкой тела. У души имеются две оболочки: одна тонкая и легкая, это первая, та, которую ты называешь периспритом; другая – грубая, материальная и тяжелая: это тело. Душа – средоточье всех этих оболочек, как орех внутри скорлупы».
Что можно сказать о теории, согласно которой душа у детей дополняется и достраивается в каждом жизненном периоде?
– «Дух един; он целостен как у детей, так и у взрослых; развиваются же и дополняются только органы или орудия проявления души. Это опять-же следствие принятое за причину».
Почему все духи не определяют душу одинаковым образом?
– «Не все духи одинаково просвещены об этих материях; есть духи еще ограниченные, не понимающие вещей абстрактных; это так-же как дети среди вас; еще есть духи мнимо-ученые, разбрасывающиеся словами, чтоб придать себе значимости: это опять-же бывает и у вас. И еще, сами сведущие духи могут объясняться по разному, другими словами и выражениями, которые имеют по сути тот же смысл, особенно когда речь заходит о вещах, которые ваш язык бессилен выразить ясно; и тогда необходимы образы и сравнения, которые вы, однако, понимаете буквально».
Что надо понимать под «мировой душой»?
– «Это вселенское жизненное и разумное начало, из которого рождаются индивидуальности. Но те, что используют эти слова, часто сами себя не понимают. Слово „душа“ до такой степени податливо, что каждый толкует его по воле своей фантазии. Подчас душу приписывали и вашей планете, Земле; под этим надо понимать совокупность преданно-бескорыстных духов, которые направляют, когда вы слушаете их, ваши действия по пути добра и являющихся наместниками Всевышнего на вашей планете».
Как могло так произойти, чтобы столько древних и современных философов в течении целой вечности спорили о психологической науке, не найдя при этом истины?
– «Такие люди были предвестниками извечного спиритического Учения; они проложили пути. Они были людьми и, конечно, могли заблуждаться; зачастую они принимали свои собственные идеи за свет истины; но сами их заблуждения, выявляя все „за“ и „против“, послужили тому, чтобы указать истину. При этом среди этих заблуждений имеются великие истины, открыть которые вам позволит сопоставление».
Находится ли душа в каком-либо определенном и конкретном месте тела?
– «Нет, но предпочтительней она находится в голове у великих мыслителей и всех тех, кто много думает, и в сердце у тех, кто много чувствует и все действия которых преисполнены человеколюбия».
Что можно сказать о мнении тех, кто помещает душу в некий центр жизненности?
– «Это означает, что дух живет больше в этой части вашей организации, потому как именно туда ведут все ощущения. Но те, кто помещают ее в то, что они называют центром жизненности, смешивают ее с жизненным флюидом, или началом. По крайней мере, можно сказать, что местоположение души скорей в тех органах, которые служат для интеллектуальных и нравственных проявлений».
Материализм
Почему анатомы, физиологи и вообще занимающиеся естественными науками, настолько часто придерживаются материализма?
– «Физиологи все сводят к тому, что они видят или что они способны увидеть. Это всего лишь человеческая гордыня, мнящая себя всезнающей и которая не может допустить самой мысли о том, будто что-либо может превзойти людское понимание. Само их знание переполняет таких людей самонадеянностью; они считают, что в природе не может быть ничего от них сокрытого».
Не прискорбно ли, что материализм это как следствие тех самых изысканий, каковые, наоборот, должны были бы показать человеку превосходство и величие Разума, правящего Вселенной? Возможно ли из этого заключить, что исследования эти опасны?
– «Неправда то, что материализм это следствие этих изысканий: только сам человек извлекает из исследований этих ложные выводы, потому как он способен злоупотребить чем угодно, даже самым прекрасным. Небытие, однако, может ужаснуть больше, чем они желают показать, и в так называемых „вольнодумцах“ больше бахвальства, чем настоящего мужества. Большинство из них материалисты лишь потому, что им нечем заполнить пустоту эту; у разверзающейся пред ними бездны укажите им точку опоры – и они в спешке станут хвататься за возможность спастись».
Примечание . Есть люди, из-за некого искажения разума своего не усматривают в органических существах ничего, кроме действия материи, и сводящие к нему все наши мысли и поступки. В теле человека они смогли увидеть лишь электрическую машину; механизм жизни они изучали только как работу органов тела; они часто могли видеть, как жизнь угасает с разрывом связующей нити, но они не увидели ничего, кроме этой нити; они искали, не остается ли там еще чего, и потому как не находили ничего, кроме мертвой материи, потому как не видели, как и не смогли поймать ее каким-то образом, то из этого сделали вывод, что все можно объяснить свойствами материи и что, таким образом, смерть означает абсолютное исчезновение мысли, небытие сознания – печальный вывод, если бы только оно было так: потому как тогда стали бы бесцельными; человек оказался бы созданным только для того, чтобы думать единственно о самом себе и поставить выше всего свои услаждения и удовлетворения своих материальных аппетитов; общественные узы оказались бы разорваны, а самые святые чувства и привязанности безвозвратно потерянными и разбитыми.
К счастью, такие идеи довольно далеки от того, чтобы быть всеобщими, можно даже сказать, что они не общепризнанны и ограниченны, представляя собой только индивидуальные мнения, потому как нигде они не были возведены в учение. Общество, которое основано на таких началах, несло бы в себе самом зародыш своего распада, и члены его пожирали бы друг друга, как хищные звери.
У человека существует инстинктивная мысль о том, что не все заканчивается для него вместе с жизнью; у него инстинктивное отвращение к небытию. Напрасно он гонит от себя мысли о неотвратимом грядущем: когда приходит последний миг, мало тех, кто не спросил бы себя, что будет с ним; потому как в самой идее о том, чтоб безвозвратно уйти из жизни, есть что-то душераздирающее. В действительности, кто мог бы безразлично взирать на полное и окончательное отделение свое от всего, что дорого ему, от всего, что он любит? Кто мог бы бесстрастно смотреть на разверзающуюся пред ним бездонную бездну небытия, в которой навсегда канут все наши способности и силы, все наши надежды, и сказать себе:
«Да! От меня не останется ничего, ничего, лишь пустота. Все кончено для меня безвозвратно, еще несколько дней – и само воспоминание обо мне сотрется в памяти тех, что пережил меня, а в скором времени за этим не останется никакого следа и о пребывании моем на этой планете. Даже добро, совершенное мной, будет позабыто неблагодарными, которых я обязал. И не существует ничего, ничего, чтоб как-то скрасить все это, и единственное, что меня ждет, так то только, что тело мое станут грызть черви!».
Настолько жутка, настолько леденяще жуткая эта картина! Религия учит нас, что так не возможно, и разум подтверждает нам это; но будущее это существование, смутно и неопределенно, не содержит в себе ничего, что бы удовлетворяло любовь нашу к положительному, и именно это порождает у многих сомнение. Пусть у нас есть душа, но что такое душа человека? Обладает ли она какой-либо формой и наружностью? Ограниченное она существо или неопределенное? Одни говорят, что она – дыханье Божье, другие, что искра, третьи – что она часть великого Целого, жизненное и разумное начало; но о чем все это говорит нам? Что нам до того, есть ли у нас душа, если после она теряется в безбрежности, будто капля в океане?!
Потеря индивидуальности – не то же ли это для нас, что и небытие? Еще говорят, что душа нематериальна; но ни одна нематериальная вещь не сможет как-то соотнестись с нами, для нас она – ничто. Вера в духовную жизнь учит нас, что счастливы или несчастны мы будем в зависимости от содеянного нами добра и зла; но какое оно тогда, это счастье, ожидающее нас в Царстве Божьем? А адское пламя – реальность это или символ? Сама церковь понимает его именно в этом последнем смысле, но какие тогда эти страдания? Словом, что делается, что наблюдается в мире ином, который ожидает нас всех? Никто, говорят, не возвращался оттуда, чтоб рассказать нам это.
Но именно это и неправильно, именно в этом и заблуждение, потому как назначенье , его историческая миссия в том и состоит, чтоб просветить нас на этот счет, чтобы не рассуждениями, но при помощи самих фактов позволить нам как бы руками дотронуться до будущности этой и увидеть ее своими глазами.
Позвоночник (columna vertebralis) образован из 31-32 позвонков (vertebrae). Различают 7 шейных (vertebrae cervicales), 12 грудных (vertebrae thoracicae), 5 поясничных (vertebrae lumbales), 5 крестцовых (vertebrae sacrales) позвонков, срастающихся в одну кость - крестец (os sacrum), и 2 - 3 копчиковых (vertebrae coccygeae) позвонка.
Позвонки
35. Грудной позвонок (VIII).
1 - processus articularis superior;
2 - fovea costalis superior;
3 - corpus vertebrae;
4 - fovea costalis inferior;
5 - incisura vertebralis interior;
6 - processus articularis inferior;
7 - processus spinosus;
8 - processus transversus;
9 - fovea costalis transversalis.
Грудные позвонки (vertebrae thoracicae) (рис. 35). С ними сочленяются задние концы ребер. Отличаются от поясничных позвонков тем, что поперечные размеры их тел меньше. Форма тел грудных позвонков приближается к треугольнику. У верхнего и нижнего краев боковых частей тела лежат ямки (fovea costalis superior et inferior). Верхняя и нижняя ямки - места для сочленения с головкой соответствующего ребра. У I позвонка имеется ямка на верхнем крае для соединения с I ребром и на нижнем крае - для соединения со II ребром. X позвонок имеет ямку только на верхнем крае. XI и XII грудные позвонки имеют по одной ямке для соответствующих ребер. К задней поверхности тела позвонка прикрепляется дуга (arcus vertebrae) двумя ножками (pedunculi arcus vertebrae), имеющими небольшие вырезки. Дуга ограничивает сзади позвоночное отверстие (for. vertebrale). От дуги вправо и влево отходят поперечные отростки (processus transversi). Они хорошо развиты, что объясняется более значительной нагрузкой в связи с прикреплением к ним ребер. На передней стороне I - X поперечных отростков ближе к их верхушке имеется по суставной ямке (fovea costalis transversalis)- место сочленения с бугорками ребер. Назад направлен остистый отросток (processus spinosus). Он начинается от задней поверхности дуги, обращен назад и вниз, тоньше и уже, чем соответствующий отросток поясничного позвонка. От верхнего и нижнего краев дуги начинаются парные верхние и нижние суставные отростки (processus articulares superiores et inferiores). Суставные площади расположены в фронтальной плоскости.
36. Поясничный позвонок (III).
1 - corpus vertebrae;
2 - incisura vertebralis interior;
3 - processus articularis inferior;
4 - processus spinosus;
5 - processus costarius;
6 - processus articularis superior;
7 - incisura vertebralis superior.
Поясничные позвонки (vertebrae lumbales) (рис. 36). Поясничный позвонок имеет наибольшие размеры тела и остистого отростка.
Тело (corpus) овальной формы, его ширина преобладает над высотой. К задней его поверхности прикрепляется дуга (arcus) двумя ножками (pedunculi arcus vertebrae), которые участвуют в формировании позвоночного отверстия (for. vertebrale), имеющего овальную или округлую форму. К дуге позвонка прикрепляются отростки: сзади - остистый (processus spinosi), имеющий форму широкой пластинки, уплощенной с боков, и несколько утолщенной на конце, справа и слева - поперечные отростки (processus transversi), сверху и снизу - парные суставные (processus articulares). У III - V позвонков суставные поверхности отростков имеют овальную форму.
У места прикрепления ножек дуги к телу позвонка имеются вырезки, на нижнем крае более заметные, чем на верхнем (incisura vertebralis superior et inferior), которые в целом позвоночном столбе ограничивают межпозвоночное отверстие (for. intervertebrale).
37. Шейный позвонок (VI).
1 - corpus vertebrae;
2 - tuberculum anterius;
3 - tuberculum posterius;
4 - processus spinosus;
5 - processus articularis superior.
Шейные позвонки (vertebrae cervicales). I и II шейные позвонки имеют характерные черты строения и описываются самостоятельно. III - VII шейные позвонки (рис. 37) напоминают по плану строения грудные и поясничные позвонки, отличаясь от последних размерами частей. Верхний край тела шейных позвонков желобообразно вогнут в сагиттальной плоскости, поперечные отростки представлены в виде переднего бугорка (tuberculum anterius) (редуцированные ребра), заднего бугорка (tuberculum posterius) (редуцированные поперечные отростки), а между ними имеется поперечное отверстие (for. transversum). Верхушки остистых отростков раздвоены. У VII позвонка остистый отросток выступает кзади больше, чем отростки других позвонков, и пальпируется через кожу, поэтому VII позвонок получил название выступающего (vertebra prominens).
38. Шейный позвонок (I).
1 - arcus anterior;
2 - fovea articularis inferior;
3 - for. transversarium;
4 - processus transversus;
5 - arcus posterior;
6 - processus costarius;
7 - fovea dentis.
Первый шейный позвонок - атлант (atlas) (рис. 38) имеет переднюю и заднюю дуги (arcus anterior et posterior), которые сращены с парными латеральными массами (massae laterales). На верхней и нижней поверхностях боковых утолщений располагаются суставные площадки: верхняя эллипсоидной формы - место сочленения с мыщелками затылочной кости, нижняя сферическая-является местом соединения с суставной поверхностью III шейного позвонка. Тело у I позвонка отсутствует. На передней дуге снаружи имеется передний бугорок (tuberculum anterius), на задней поверхности дуги - ямка зуба (fovea dentis), место сочленения с зубовидным отростком II позвонка. На задней дуге располагается задний бугорок (tuberculum posterius).
39. Шейный позвонок (II).
1 - corpus vertebrae;
2 - fades articularis anterior;
3 - dens;
4 - fades articularis posterior;
5 - lamina arcus vertebrae;
6 - processus spinosus;
7 - processus articularis inferior;
8 - processus transversus;
9 - for. transversarium;
10 - fades articularis superior)
Второй шейный позвонок - осевой позвонок (axis) (рис. 39).
На верхней поверхности его тела имеется зубовидный отросток (dens), который представляет собой переместившееся сюда тело I шейного позвонка. Снаружи и сзади на зубе есть две, передняя и задняя, суставные поверхности (fades articulares anterior et posterior) для образования суставов с ямкой передней дуги атланта и его поперечной связкой (lig. transversum).
Крестец (sacrum) (рис. 40) после 16 лет представляет сросшиеся 5 позвонков крестцового отдела позвоночника. Его верхняя часть расширена, на ней видны суставные отростки и вход в крестцовый канал. Нижняя часть крестца сужена, в ней имеется отверстие крестцового канала. На передней вогнутой и задней выпуклой поверхностях крестца имеется по 4 пары отверстий (forr. sacralia pelvina et dorsalia), аналогичных межпозвоночным отверстиям. Костное вещество, расположенное латеральнее этих отверстий (massae laterales), образуется путем сращения рудиментов ребер и поперечных отростков позвонков. На боковых поверхностях крестца находятся суставные площадки ушковидной формы (facies auriculares), позади них располагаются бугристости (tuberositas sacrales). На задней поверхности крестца из сращения остистых отростков образуется срединный крестцовый гребень (crista sacralis mediana), суставных - промежуточный крестцовый гребень (crista sacralis intermedia), поперечных- латеральный крестцовый гребень (crista sacralis lateralis).
40. Крестец.
А - вид спереди: 1 - basis ossis sacri; 2 - processus articularis superior; 3 - pars lateralis; 4 - lineae transversae; 5 - forr. sacralia pelvina; 6 - apex ossis sacri.
Б - вид сзади: 1 -canalis sacralis; 2 - processus articularis superior; 3 - tuberositas sacralis; 4 - crista sacralis intermedia; 5 - crista sacralis mediana; 6 - hiatus sacralis; 7 - cornu sacrale; 8 - forr. sacralia dorsalia; 9 - crista sacralis lateralis.
Копчик (os coccygis) образуется путем срастания 2-3 позвонков и соединяется с верхушкой крестца.
Окостенение . Из вентромедиальной поверхности сомитов (см. Начальные стадии эмбриогенеза) объединяется в склеротом группа мезенхимных клеток, которые окружают хорду, давая производное позвонкам. Из двух зачатков рядом лежащих склеротомов на месте их соприкосновения формируется хрящевое ядро тела будущего позвонка. Подобная вторичная сегментация способствует тому, что миотомы своими концами срастаются с двумя рядом лежащими сомитами (рис. 41). На 6-й неделе эмбрионального развития на месте мезенхимной закладки образуется хрящевая ткань. Первые ядра окостенения появляются в теле XII грудного позвонка на 6-7-й неделе. В остальных грудных и поясничных позвонках ядра окостенения возникают к концу 12-й недели, в шейных и двух верхних крестцовых - в конце 16-й недели. В это время в хряще сзади позвоночного отверстия формируются три парных ядра окостенения: из передних образуются ножки дуги, из латерально-заднего - пластинка дуги и основание остистого отростка, из поперечного ядра - основание поперечного отростка. Только на 2-м году жизни, начиная с шейных позвонков, образуется полная костная дуга. У 4-летнего ребенка еще широко открыты дуги I шейного, V поясничного, I, IV и V крестцовых позвонков. Их замыкание происходит на 7-м году.
41. Схема развития позвонков (по Clar).
1 - сомит; 2 - миотом; 3 - discus intervertebralis; 4 - мышцы; 5 - позвонки, развивающиеся из частей двух сомитов.
42. Схема окостенения поясничного позвонка (по Андронеску).
1 - первичное среднее ядро;
2 - верхнее эпифизарное кольцо окостенения;
3 - нижнее эпифизарное кольцо;
4 - первичное переднелатеральное и поперечное ядра окостенения;
5 - вторичное нижнесуставное ядро;
6 - первичное заднелатеральное ядро;
7 - вторичное ядро окостенения остистого отростка;
8 - вторичное поперечное ядро;
9 - вторичное ядро окостенения сосцевидного отростка;
10 - вторичное верхнесуставное ядро окостенения.
В подростковом возрасте появляются у тел позвонков вторичные ядра окостенения, имеющие вид пластинок (эпифизарные кольца) (рис. 42). Начиная с 15 лет первоначально у грудных позвонков и кончая поясничными происходит синостозирование эпифизарных колец к телам позвонков.
Некоторую особенность представляет окостенение I и II шейных позвонков. На 16-й неделе появляются два первичных ядра в зубе, которые срастаются с телом позвонка только на 4-5-м году жизни.
Аномалии . Чаще всего встречающейся аномалией развития позвонков является несращение их дуг (спондилолизис) преимущественно в крестце, что способствует развитию spina bifida. Реже наблюдается несращение половинок тел позвонков друг с другом. Встречается полное отсутствие тел позвонков (асомия), отсутствие половины тела позвонка (гемисомия), прекращение роста тела позвонков в высоту (врожденная платиспондилия).