Содержание программы кружка умелые ручки. Рабочая программа кружка «умелые руки» - Пояснительная записка. Особенности реализации программы
Утверждаю: Принято:
Заведующая МДОБУ Педагогическим Советом
Д/с №79 «Лучик» МДОБУ Д/с № 79 «Лучик»
Протокол № 1
План работы кружка
«Умелые ручки»
на учебный год
Руководители кружка:
г. Якутск, 2013 г.
Цель: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
Вызвать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Развивать творческое мышление. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.Используемая литература:
Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53. , Куликова с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000. Казакова с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном и Дом, 2004. Казакова у дошкольников творчество. – М., 1985. Комарова и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005. Комарова деятельность в детском саду. – М., 1982. Комарова детей технике рисования. – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1994. Коллекция идей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004. Пантиков рисовать – учимся творить. – Красноярск, 1993. Урунтаева психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.Месяц | Тема занятия | Материал | Исполнитель |
Сентябрь | Знакомство с тестопластикой. Цель: познакомить детей с новым материалом для лепки, с приемами работы из теста. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца. | Соленое тесто, дощечки для лепки, баночки с водой. | |
Лепка «Гусеница на листочке» Цель: учить детей лепить гусеницу, закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать любовь к природе, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца. | |||
Коллективное рисование «Осеннее дерево» Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике (ладошками, пальцами), развивать глазомер, чувство цвета, формы, фантазию, воображение. Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, чувство коллектива . | Гуашь для рисования ладошками, ватман, салфетки. | ||
Пластилиновая живопись «Грибы» Цель: формировать умение работать с силуэтами, проявлять творчество в работе. Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер, чувство формы и цвета. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца. | Пластилин, картон, стеки, салфетки, дощечки для лепки. | ||
Октябрь | Конструирование из природного материала «Деревья в осеннем уборе» Цель: развивать интерес детей к поделкам из природного материала, учить использовать в работе сухие веточки, украшая их бумажными листочками. Закрепить знания о цвете и признаки осени. Воспитывать эстетический вкус. | Сухие веточки, бумажные цветные полоски, ножницы, пластилин, картинка с изображением осеннего парка (леса). | |
Поделки из гречневой крупы и чешуи шишек «Совушка-сова» Цель: учить замазывать крылья и туловище жёлтым пластилином, выкладывать на крыльях гречневую крупу, слегка вдавливая. Упражнять в выкладывании чешуек от шишки на туловище слегка вдавливая, одну рядом с другой рядами, раскрашивать фломастерами голову и лапы совы по собственному желанию. Развивать мышление, творческую фантазию. | Пластилин, сосновые и кедровые шишки, гречневая крупа. | ||
Роспись картонных тарелочек «Жар-птица» Цель: учить самостоятельно задумывать содержание работы (в случае затруднений работать по образцу). Упражнять в создании фона; создавать рисунок по своему замыслу используя несколько разных кистей, ватные палочки. Развивать воображение, умение использовать ребристую часть тарелочки, как рамку. | Картонные тарелочки, гуашь, кисточки, ватные палочки, кусочек поролоновой губки, салфетки, баночки с водой. | ||
Конструирование из природного материала и пластилина «Ежики на прогулке» Цели: стимулировать детей к сотрудничеству в конструировании из природного материала при создании сюжета, объединенного единым содержанием. Помочь создать общий замысел, распределить функции, подобрать необходимый материал и оборудование. Развивать познавательную активность, творческую способность в процессе конструирования. | Игрушка-ежиха, макет леса, картина «Ежи», каштаны, пластилин. | ||
Ноябрь | Лепка «Красивая тарелочка» Цель: учить детей лепить тарелочку, применяя способ скатывания, прищипывания, закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, чувство формы. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца. | Соленое тесто, дощечки для лепки. | |
Роспись тарелочки Цель: учить детей расписывать тарелочку по образцу, продолжать учить работать с кистью и красками. Развивать глазомер, чувство формы и цвета, воспитывать эстетический вкус, умение доводить начатое дело до конца.
| Заготовка тарелочки из соленого теста, гуашь, кисти разной величины, баночки с водой. | ||
Пластилиновая живопись «Облако»
Цель: закрепить приемы заполнения основы (облако) пластилином разными способами, получать разные оттенки синего. Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер, чувство формы и цвета. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца. | Пластилин, картон, стеки, дощечки для лепки, салфетки. | ||
Лепка «Веселый ёж»
Цель: учить детей делать надрезы на тесте при помощи ножниц, применять способ вытягивания (носик), закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать любовь к природе, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца. | Соленое тесто, ножницы, дощечки для лепки, бусинки для глаз, салфетки. | ||
Декабрь | Пластилинография «Снеговики» с помощью ватных палочек Цель: | ||
Знакомство с поделками из макарон «Страна Макарония» Цель: познакомить детей с новым материалом – макаронами, показать детям способы изготовления поделок из них, развивать творчество, фантазию, воображение, доводить начатое дело до конца. | Макароны, краски (гуашь), клей пва, картон. | ||
Коллективная работа из макарон «Елочка-красавица» Цель: учить детей создавать образ елочки и новогодних украшений при помощи макарон. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать эстетический вкус, терпение, интерес к работе с макаронами. | Макароны (цветные), клей пва, картон (формат А3), салфетки. | ||
Рисование «Новогодняя елочка» Цель: Развивать у детей чувство цвета. Познакомить с новым способом рисования тычком жесткой кистью и набрызга с помощью зубной щётки. Развивать эстетическое восприятие.
| Гуашь, кисти разных размеров, зубная щетка, альбомные листы (тонированные), салфетки, баночки с водой. | ||
Январь | Рисование манной крупой «Снежинки» Цели: учить детей рисовать нетрадиционным способом – клеем и манной крупой, придумывать различные узоры для снежинок. Развивать у детей фантазию, воображение, воспитывать трудолюбие и эстетический вкус. | Клей пва, манная крупа, цветной картон, салфетки. | |
Изготовление снеговиков из комочков бумаги Цель: учить детей делать снеговиков из комочков бумаги, располагать на бумаге, соблюдая его параметры. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство цвета и формы. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность в работе. | Салфетки (белые), цветной картон, клей пва, цветная бумага, клеенки. | ||
Рисование «Пушистый снег» Цель: Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. | Голубой картон, гуашь (белая, коричневая), кисти, баночки с водой, салфетки. | ||
Дымковский конь
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги фигуру. Вызвать радость от получившегося результата; учить видеть красоту дымковской росписи. | |||
Февраль | Дорожка для коня
Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их точками. Побуждать интерес к дымковской игрушке. | ||
Ткань на юбку для барышни
Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять и рассматривать элементы узора. Учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий. Воспитывать любовь к народному творчеству. | Половина альбомного листа поперек, акварельные краски, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки. | ||
Портрет «Папа»
Цель: | |||
Изготовление рамочек для портретов мам и пап из макарон
Цель: учить детей украшать рамочки макаронами, придумывая свой узор. Развивать чувство ритма, цвета, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать эстетический вкус, любовь к родителям. | Цветные макароны, заготовки рамочек из цветного картона, клей пва, кисти, салфетки. | ||
Март | Рисование «Мамин портрет»
Цель: учить детей рисовать портрет, прорисовывая основные части тела (уши, нос, глаза, рот). Развивать глазомер, чувство цвета, формы. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к папе. | Альбомный лист, акварельная краска, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки. | |
Изготовление бус и ожерелий из макарон для мам
Цель: учить детей собирать бусы, выполняя придуманный ими алгоритм. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение, воспитывать эстетический вкус, любовь к маме. | Цветные макароны, тонкая тесьма. | ||
Мимоза для мамы
Цель: Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. | Цветная бумага (зеленая), гофрированная бумага (желтая, зеленая), клей-карандаш, цветной картон, салфетки, тарелочки для материала. | ||
Аппликация из бумаги и гороха «Веселые матрешки» Цель : учить детей прорисовывать узор на матрешке, выкладывать его с помощью половинок гороха. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, эстетический вкус. | Половинки сухих горошин, цветной картон, шаблоны матрешек, клей пва, салфетки, кисти. | ||
Апрель | Лепка «Насекомые»
Цель: учить детей делать насекомых знакомыми способами (бабочки, гусеницы и т. д.), закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца. | Соленое цветное тесто, дощечки для лепки, цветная бумага, бисер для глаз и рта, баночки с водой. | |
Коллективная работа «На полянке» (аппликация из ткани, поделки «Насекомые»)
Цель: учить детей составлять композицию «На полянке», продолжать учить работать с ножницами, аккуратно вырезая по контуру. Развивать мелкую моторик рук, фантазию, воображение. Воспитывать чувство коллективизма, эстетический вкус. | Готовые поделки насекомых из соленого теста, картон, ткань, клей пва, ножницы, салфетки, клеенки. | ||
Рисование мыльной пеной Цель: Познакомить с новым видом рисования. Учить намылить поролоновую губку и выжимать из неё мену на тарелочку, под оргстекло подкладывать выбранный контур (рисунок). Брать кисточкой пену и опускать её в акварельную краску нужного цвета. Перемешивать пока пена не окрасится в нужный цвет, рисовать раскрашенной пеной на стекле. Аккуратно смачивать чистый лист бумаги водой и влажной стороной накладывать на оргстекло, прижимать и осторожно, чтобы не размазать снять лист. Упражнять в дорисовывание мелких деталей. Развивать творческое воображение, мышление. | Оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, карандаш, кисть, тарелочки | ||
Пластилинография «Пушистый одуванчик» с помощью ватных палочек
Цель: Учить детей создавать плоскостную фигуру снеговика на картоне, создавать объем при помощи ватных палочек. Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер. Воспитывать трудолюбие, умение завершать начатое дело до конца. | Пластилин, картон, дощечки для лепки, стеки, ватные палочки, салфетки. | ||
Май | Рисование «Праздничный салют» (техника набрызга)
Цель: продолжать учить детей делать набрызг, развивать глазомер, чувство цвета. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к работе с набрызгом, любовь к Родине. | Тонированная бумага (темного цвета), гуашь, кисти, зубные щеки, расческа, баночки с водой. | |
Рисуем солью «Бабочка»
Цель: учить делать наброски на листе бумаги, замазывать его при помощи кисти клеем ПВА. Учить аккуратно посыпать клей солью, лишнюю соль ссыпать в ванночку. Упражнять в подрисовывании недостающих элементов на высохнувшей работе. Развивать память, творческое воображение, чувство цвета. | Акварельные краски, альбомный лист, мелкая соль, кисти, баночки с водой, салфетки. | ||
Рисование на воздушных шарах «Клоун»
Цель: Развивать воображение, чувство света, мышление, память. Учить самостоятельно, задумывать содержание работы. Упражняться в рисовании на незнакомом ранее материале - резина. | Воздушные шары, фломастеры, маркеры. | ||
Конструирование из природного материала «Бабочка»
Цели: учить детей изготовлять игрушку-бабочку и соизмерять при этом ее части. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Развивать познавательные и конструктивные навыки. | Засушенные листья, пластилин, семена яблок, веточки или проволока, схема бабочки, картина весенней поляны. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок»
«Умелые ручки»
Программа кружковой деятельности
для детей дошкольного возраста
Составитель:
Власова А.А.,
воспитатель МБДОУ
детский сад «Колобок»
2016
Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.
(С. Моэм)
Пояснительная записка
Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
За основу работы кружка взяты методики Н. В. Дубровской «Аппликация из семян и косточек», Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности дошкольников играет определенную роль в их воспитании.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном возрасте. Именно поэтому данная программа рассчитана на детей 3 - 6 лет.
Цели и задачи программы
Цель кружка:
Развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка;
Развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Задачи:
Создать условия для детского творчества;
обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т.д.;
Предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;
Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умение довести начатое до конца, взаимопомощи при выполнении работы.
Работа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.
Сроки реализации программы.
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет.
Формы и режим .
Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Формы подведения итогов.
Изготовление альбома фотографий детских работ;
Проведение выставок детских работ.
Основные методы работы.
Словесный– предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Примерная структура занятий.
Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
Самостоятельное изготовление поделки.
Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 15-20 минут (зависит от возраста). Общее количество занятий в год составляет: 32 занятия.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
склеивать готовые элементы и соединять их в образы;
преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;
умение создавать аппликацию способом обрывания.
наматывать и завязывать намотку и разрезать петли;
составлять плоскостную, сюжетную композицию;
осваивать последовательность работы.
Учебно-тематическое планирование
Октябрь
«Черепашка»
Аппликация из крупы. Формировать умение детей равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость.
3
«Зайчонок»
Познакомить детей с методом рисования тычка. Закреплять навыки рисования кончиком тонкой кисти, прорисовывать мелкие детали. Углублять представление о цветах (белый, черный). Пробуждать у детей добрые чувства к животным. Дать возможность проявить себя в творчестве и игре.
4
«Мышка» Работа с нитками
Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Развивать умение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Ноябрь
«Грибочек»
Поделка из природного материала. Развивать умения детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.
2
«Гусеница»
Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится), бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель; закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную поделку; воспитывать умение радоваться результату своего труда
3
«Конверт»
Продолжать развивать умение детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию.
4
«Маленький цветочек, мамочке в подарок, приготовлю я
Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой»; воспитывать аккуратность. Формировать умение детей передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук; закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного).
Декабрь
«Елочка»
Мозаика из пластилина. Формировать умение детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.
3
«Снежинки»
Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); закрепить умение детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое до конца.
4
«Новогодняя открытка»
Познакомить детей с поделками из яичной скорлупы, вызвать желание сделать подобную своими руками, продолжать закреплять умение пользоваться кистью и клеем.
Январь
«Снеговик»
Познакомить детей с сыпучим материалом – манка. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование манкой». Продолжать развивать умение детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем.
2
«Деревья в снегу»
Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.
3
Вот на ветках птички: снегири, синички
Закреплять умение детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их, правильно работать с ножницами.
4
«Кастрюлька для Юльки»
Продолжать знакомить детей с техникой рисования клеем и крупами, комбинируя их. Закреплять умение детей посыпать рисунок крупой, аккуратно не просыпая мимо.
Февраль
«Лесовичок»
Продолжать развивать умение детей создавать образ сказочного человека из природного материала. Совершенствовать умение детей работать с хрупким материалом. Проявлять фантазию и творчество. Закреплять умение детей размазывать пластилин по поверхности картона. Формировать умение детей самостоятельно выбирать цвет фона и поделок, природный материал для аппликации. Закреплять умение работать с клеем и разнообразным природным материалом. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
2
«Валентинки»
Аппликация. Развивать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.
3
«Галстук для папы»
Продолжать развивать умение детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию и уважение к папам.
4
Аппликация. Формировать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.
Март
«Солнышко»
Познакомить детей с техникой рисования клеем и пшеном. Закрепить умение детей посыпать рисунок пшеном аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
2
Аппликация из салфетки. Развивать умение детей приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, закреплять умения катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Продолжать развивать умения детей аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с другим, составляя при этом композицию.
3
«Подсолнух»
Аппликация из крупы. Развивать умения детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.
4
«Ландыши»
Продолжать формировать навыки детей работать с природным материалом, ракушки. Совершенствовать умение размазывать пластилин по линиям. Развивать межую моторику рук, художественный вкус. Воспитывать аккуратность.
Апрель
«Нарядный мухоморчик»
Познакомить с характерными особенностями грибов и их разновидностями, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; научить детей из салфеток делать шарики и приклеивать их на шляпку гриба.
2
«Божья коровка на листочке»
Формировать умения детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек, по своему усмотрению размещать на общем ватмане, так, что бы не загораживать работы других детей.
3
«Одуванчик»
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать развивать умения детей выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.
4
«Дельфин»
Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Формировать умения детей равномерно намазывать небольшие участки изображения клеем и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Май
«Облако»
Познакомить с техникой рисования клеем и манкой. Закрепить умение детей посыпать рисунок манкой аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
«Рыбка»
Формировать умения детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент.
«Барашик»
Познакомить детей с техникой рисования клеем и ватой, заполняя пустое пространство. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
«Фрукты и овощи на тарелочке»
Закреплять умения детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано. Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.
Список используемой литературы.
Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М.2008.
Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 .
Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском саду», 2005.
Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.
Художественная аппликация и узоры из бумаги. : БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.
http:/stranamasterov.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ИЗОПЛИТ
КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Утверждаю
На заседании МС школы Приказ от _____ 2013 г.
2013 г. директор школы
Протокол №______ от ______ __________________
Председатель МС Шлякова М. Н.
Программа
круж ка
"Умелые ручки".
Алексеева Надежда Васильевна,
учитель начальных классов.
2013
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год (34 часа). Учебная группа состоит из 15 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут.
В программу кружка «Умелые ручки» входит ряд разделов «Работа с природным материалом», «Работа с пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с бросовым материалом»,«Рукоделие из ниток», «Работа с соленом тестом», «Работа с тканью».
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Цель программы:
Формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;
Развитие самостоятельности анализа и мышления;
Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи программы:
Обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
Познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
Формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Педагогические принципы:
Принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
Принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
Принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
Принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
Формирование умений учащихся по данному виду обучения;
Применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздников.
1.Вводное занятие
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с разными инструментами. Экскурсия в лес. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.
2. «Работа с природным материалом». (3 часа)
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
3. «Работа с пластилином». (4 часа)
Пластилин - искусственный пластичный материал для лепки. Он предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков при изготовлении поделок. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков. Его можно многократно использовать. Пластилин всегда есть под рукой, и он недорог. Лепка из пластилина способствует развитию фантазии и трудовых навыков.
4. «Работа с бумагой и картоном». (8 часов)
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
5. «Работа с бросовым материалом». (7 часа)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага.Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
6. «Рукоделие из ниток». (4 часов)
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.
Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.
Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
7. «Работа с соленом тестом» (4 часа)
С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме, - это символ богатства и благополучия в семье. Уникальный материал - соленое тесто: экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином, глиной и другими мягкими материалами. Его можно использовать в технике коллажа, раскрашивать после приклеивания, лепить из цветного и тонированного теста, включать в композиции различные предметы (бусины, бисер, природный материал).
Занятия с соленым тестом комплексно воздействуют на развитие ребенка – повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, веса, пластики, развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук, способствует усидчивости и внимательности, а также раскрывают в ребенке творческое начало.
8. «Работа с тканью». (2 часа)
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
9. Отчётная выставка – ярмарка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставке – ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые ручки”
Иметь представление:
О проектной деятельности в целом и её основных этапах;
О понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
Правила ТБ;
Название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
Правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
Правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Что такое деталь (составная часть изделия);
Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
Основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
Виды материалов;
Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
Способы разметки: сгибание и по шаблону;
Способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
Различать материалы по их назначению;
Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
Качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
Выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
Анализировать предложенное учебное задание;
Организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
Экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
Обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
Выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
Выбирать темы для практических работ;
Формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
Выдвигать возможные способы их решения;
Доказывать своё мнение.
Календарно-тематическое планирование
(34 часа)
№ п/п
Тема занятия
Техника
Кол-во часов
Дата
проведения
план
по факту
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Экскурсия в природу. Сбор природного материала.
«Работа с природным материалом». (3 часа)
Осенние фантазии из природного материала.
Поделки из кленовых «парашютиков».
Аппликация.
Беседа «Флористика». Картины из листьев.
Аппликация.
«Работа с пластилином»(4 часа)
«Печатаем» рисунки
«Рисуем» жгутиками
Беседа «Пластилинография». «Весёлые» зверушки
Лепка из отдельных частей
«Раскрашиваем» с помощью пластилина
«Работа с бумагой и картоном». (8 часов)
Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»
Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.
Аппликация, вырезание.
Фантазии из «ладошек»
Аппликация, вырезание.
Цветочные фантазии.
Торцевание.
Дерево настроения
Скручивание бумаги
«Ангелочек»
Бумагапластика
Чудо-елочка.
Моделирование, вырезание
Снежинки-балеринки
Моделирование, вырезание
«Работа с бросовым материалом». (7 часа)
«Веселый автомобиль»
Аппликация из фантиков.
Панно из карандашных стружек.
Аппликация.
«Добрая коровушка»
Моделирование.
Поделки ватные, такие приятные.
Аппликация из ваты и бумаги.
Поделка из перьев и пуха «Лебёдушка».
Аппликация из перьев и пуха.
Игрушка из капсулы киндер – сюрприза.
Моделирование, конструирование
Игрушка из скорлупы яйца.
Аппликация, роспись
«Рукоделие из ниток». (4 часа)
«Смешарики» из нарезанных ниток.
Аппликация.
Открытка «Сердечко»
Изготовление закладки из ниток
Плетение
Коллективная работа «Корзина с цветами»
Аппликация.
«Работа с соленым тестом». (3 часа)
Брелки «Ягодка», «Бабочка», «Машинка»
Цветное тесто. Божья коровка.
Цветное тесто. Гусеница.
Цветное тесто. Черепаха.
«Работа с тканью». (2 часа)
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».
Аппликация.
Мягкая игрушка «Кот-мечтатель»
«Отчётная выставка – ярмарка работ школьников»
Итоговое занятие. Выставка работ.
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
Доски для работы с пластилином
Материалы:
Пластилин
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
картон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
перья
капсулы киндер – сюрприза
вата
нитки швейные – белые, черные и цветные
шерстяная пряжа
клей ПВА
ватные диски
природный материал (шишки, желуди, листья и т.д.)
бросовый материал (стружку карандашные, фантики и т.д.)
Литература
Интернет-ресурс:
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
О. В. Белякова «Поделки из природного материала» - Москва АСТ. 2010
Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 2001 г.
М.А. Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
М.А. Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
Н.Н. Губенко «Пластилиновые фигурки животных», Эксмо-Пресс, 2012 г
Н.С. Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г.
Г.И. Долженко «Поделки из бумаги и оригами», Академия Развития, 2011 г
В. Преображенская «Поделки из ниток, пуговиц, бусин», Рипол-Классик, 2012 г.
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/361645/
В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
С. Ю. Ращупкина «Лоскутное шитье и аппликация», Рипол-Классик, 2011 г
Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ. 2009
Т. Носова «Подарки и игрушки своими руками», Мозаика-Синтез, 2010 г
Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
С. Шухова «Поделки из всякой всячины» - Москва: Айрис-Пресс, 2008.
Е. Скоробогатова, З. Сомичева «Пластилиновая Азбука», Оникс, 2008 г.
Ж.Ю. Шквыря «Поделки из бумаги», Клуб семейного досуга, 2011 г
Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов
Пояснительная записка
Кружок «Умелые ручки» ориентирован на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер.
Кружковая программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом, с пластилином, со спичками. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Актуальность кружка обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки».
При этом следует учитывать, что программа направлена на:
Создание условий для развития ребенка;
Ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
Участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
Изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
Развитие мотиваций к познанию и творчеству;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Укрепление психического и физического здоровья.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок.
Применяются такие формы занятий как: беседа, лекция, игра, групповые и комбинированные занятия, конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе кружка осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.
В структуру программы входят два образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.
При реализации программы используются различные методы:
Словесные- лекции, беседы, викторины;
Наглядные- просмотр репродукций, фото-сюжетов, образцов изделий;
Практические- изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.
Программа кружка предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Информационной(умение анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
Коммуникативной(умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
Самоорганизационной(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
Самообразовательной(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов
Задачи кружка:
Научить детей основным техникам изготовления поделок;
Развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
Содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;
Воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
Обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.
Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.
Предполагаемый результат.
В плане формирования личностных качеств детей - это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Диагностика результатов.
О разнообразии и красоте окружающего мира;
О смысловом значении слов;
О влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;
Влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;
Что в основе деятельности человека лежит творчество;
О том, что добрые поступки делают человека лучше.
Выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;
Творить красоту.
В программе кружка уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.
Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.
Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.
В разделе «Работа с природными материалами» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами — это манка, опилки, яичная скорлупа.
«Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.
В разделе «Работа с пластилином» кружковцы знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.
«Поделки из спичек» предполагают высокую концентрацию терпения, усидчивости, аккуратности. Ребята учатся основному приёму составления панно из спичек. Данный вид творчества способствует развитию точности и глазомера в работе.
Работа с бумагой (2часа)
Теория - первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика - изготовление поделок в технике оригами и объёмных форм.
Работа с природными материалами (6часа)
Теория - первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика - изготовление поделок из манки, опилок, яичной скорлупы.
Работа с солёным тестом (3 часа)
Теория- знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика- изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.
Работа с пластилином(2 часа)
Теория- знакомство со свойствами пластилина и разными техниками выполнения творческих работ. Практика- изготовление творческой работы в технике «шарики».
Работа с бросовым материалом (2часа)
Теория- знакомство с разными техниками работы из бросовых материалов. Практика- изготовление работ из бросовых материалов.
Работа с тканью. (2 часа).
Теория- знакомство с разными свойствами ткани. Изготовление броши из ткани.
Структура занятий кружка.
Занятие кружка рассчитаны на работу с детьми двух возрастных категорий
- Дошкольники
- Младшие школьники
Занятие проводятся по субботам, один-два раза в месяц. Продолжительность занятий 30-35 минут. Общее количество занятий в течении месяцев- 15.
План работы на год
Сентябрь
Тема: Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий.
Познакомить детей с историей возникновения оригами.
Цель: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами.
Цель: Закрепить представления об аппликации, продолжить знакомство с понятием «симметрия»
Октябрь
Тема: Работа с манной крупой. Творческая работа «Бабочка- красавица»
Цель: Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в исследовании свойств и возможностей нетрадиционного материала.
Тема: Работа с яичной скорлупой «Мухомор»
Цель: Научить учащихся выполнять мозаику из яичной скорлупы, развивать речь, мелкую моторику пальцев, творческое воображение.
Ноябрь
Тема: Изготовление из природных материалов «Букет»
Цель: Учить детей видеть и понимать красоту всех цветов и трав, объяснить им. Что не бывает цветов некрасивых, каждый красив по -своему.
Тема: Изготовление подделки из цветной бумаги «Грибной Ёжик»
Цель: Учить детей видеть в сосновой и еловой шишке фигурки различных животных (например, ёжика), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца.
Декабрь
Тема: «Как приготовить солёное тесто. Его особенности»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
Тема: Изготовление подделки из солёного теста «Снеговик»
Цель: Познакомить детей с новой техникой- лепка из солёного теста, развитие моторики.
Тема: Изготовление новогодних подделок к Новому году «Новогодние игрушки».
Цель: Вызвать интерес в данному вида творчества, изготовление панно своими руками.
Тема: «Оформление панно фигурами из солёного теста» «Подсолнухи»
Цель: Изготовить панно в технике «Солёное тесто».
Февраль
Тема: «Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа.»
Цель: Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры. Скатывать шарик из пластилина сложнее, чем из теста.
Цель: Закреплять навыки симметричного вырезания деталей из цветной бумаги, скручивание шариков, используя вату.
Тема: Изготовление подделок из бросового материала «Весёлый клоун»
Цель: Познакомить детей с профессией клоун. Закрепить знания о бросовым материалом.
Тема: Изготовление подделки из бросового материала «Чудо-человечки»
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Цель: Развитие патриотического чувства.
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»
Сентябрь
Практика |
|||
Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий |
Теория о свойствах бумаги. |
Показ иллюстраций где применяется |
|
Тема: Изготовление цветов из оригами «Хризантемы» |
Показ и рассказ о цветах. |
Показ иллюстраций, выполнение творческой работы. |
|
Тема: Аппликация из цветной бумаги «Пальмы» |
Прослушивание песни Чунга-чанга. |
Показ и выполнение работы. |
Вводное занятие. Как приготовить солёное тесто. Его особенности. Изготовление подделок из солёного теста «Снеговик» |
Знакомство с рецептом и способом замес солёного теста, с его свойствами. Показ приготовления солёного теста. Показ правильного выполнения фигур из солёного теста. |
Изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывание деталей. Выполнения приготовления солёного теста. |
|
Изготовление новогодних подделок к Новому году «Новогодние игрушки». |
Показ правильного выполнения фигур из солёного теста новогодних игрушек. |
Изготовление фигур из солёного теста. |
Литература
А.М. Гусакова «Рукоделие в начальных классах»
Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов»
Т.А. Чернуха «Твоя маленькая мастерская»
Ф.П. «Фименко «Поделки из природных материалов»
Н.П. Николенко «Композиции из цветов»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе сборника серии «Стандарты второго поколения» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», изд. М.«Просвещение», 2010 г.
Программа внеурочной деятельности «Умелые руки » рассчитана на детей с 6,5 до10 лет.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Учащиеся знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Школьникам постоянно раскрываю возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.
Для передачи контура наиболее трудных фигур предлагаю использовать трафареты, вырезанные из плотной бумаги. Обведя фигуру по контуру на кальку, ребенок самостоятельно расчленяет ее на части, решая как дальше осуществить работу. Таким образом, дети практически воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.
Цель кружка : Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи :
совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
совершенствовать эстетический вкус детей;
развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД :
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Условия реализации программы
Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете начальных классов.
Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы
Планируемые результаты
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель ности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устрой стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со циальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля :
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
Прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
Пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
Рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
Тестирование;
Практические работы;
Творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Учебно-тематическое планирование 2 класс (68 часов)
Экскурсия в парк. Сбор природного материала.Аппликация «Осенняя картинка»
Рисуем бабочку.
Аппликация из листьев «Бабочка».
Поделки и игрушки из природных материалов. Человечки из желудей.
Коллективное панно «Снова осень к нам пришла»
Поделки из подручных материалов. «Собачка из спичечных коробков»
Панно из семян «Узоры осени».
Поделки из пряжи и ниток. «Куклы из ниток».
Игры с куклами. Работа с бумагой. Закладка для книги.
Лепка из пластилина «Колобок»
Лепка из пластилина «Медведь».
Рисуем рыбок.
Аппликация «Подводное царство».
Панно из соленого теста «Ваза с цветами»
Новогодние украшения Фонарики
Игрушки из яичной скорлупы «Клоун»
Работа с бумагой. Поздравительная открытка «С Новым годом!»
Работа с бумагой. Игрушки из конуса «Дед Мороз».
Поделки из подручных материалов. Аппликация из ваты «Снеговик»
Лепка из соленого теста «Снежная картинка».
Работа с бумагой. Открытка для папы.
Работа с подручным материалом. Игольница «Рыбка».
Рисуем букет для любимой мамочки.Работа с бумагой. Открытка для мамы.
Работа с бумагой. Игрушки из конуса «Кот Мурзик».
Работа с бумагой. Игрушки из конуса «Собачка».
Лепка из пластилина «Жаворонок»
Поделки из бумаги. Аппликация “Семейство мышек” (оригами).
Поделки из подручных материалов. Погремушка из спичечного коробка.
Поделки из пряжи и ниток. Гномик-подвеска.
Поделки из ткани. Кошелек “Мурка”.
Поделки из подручных материалов. Чудо–аквариум.
Поделки из бумаги. Мозаика из бумаги “Бабочка”
Изготовление букета цветов с использованием ниток.
Аппликация из резаных ниток «Лебедь»
Объёмная аппликация «Цветы»
Поделки из солёного теста «Озорные буквы»
Оригами «В мире чудес»
Оригами «В мире чудес»
Конкурс рисунков на асфальте «В каждом рисунке солнце»
ИТОГО:
6 8
Тематическое планирование 3 класс (68 часов)
Содержание работы
Кол.
Час.
Раздел
Изделие
Экскурсия в природу
Сбор природного материала
Работа с пластилином
Рельефное изображение животных
Работа с белой глиной
Лепка фруктов процарапыванием
Работа с соломой
Приготовление соломы к работе
Работа с соломой
Аппликация цыпленка
Работа с соломой
Окончание работы
Работа с тканью
Аппликация из ткани
Работа с опилом
Мозаика
«Петушок»
Работа с птичьим пером
Аппликация
«Собачка»
10.
Работа с ракушками
Объёмные аппликации
11.
Работа с яичной скорлупой
Аппликация цветов
12.
Работа с тканью.
Мягкая игрушка «Собачка»
13.
Работа с тканью.
Продолжение работы.
14.
Работа с тканью
Цветы из капроновой ленты
15.
Работа с тканью
Цветы из капроновой ленты
16.
Работа с тканью.
Мягкая игрушка «Курочка – рябушка»
17.
Работа с соленым тестом
Фрукты.
18.
Работа с соленым тестом
Подсолнух.
19.
Работа с бумагой
Аппликация Незнайки, Буратино и других героев
20.
Работа со спичечными коробками
Изделие: волк, заяц, лягушка
21.
Работа с пластмассовыми бутылками
Изготовление вазы
22.
Папье – Маше.
Плетеная корзинка-уточка.
23.
Папье – Маше.
Плетеная корзинка-уточка.
24.
Папье – Маше.
Изготовление блюдца
25.
Папье – Маше.
Изготовление чашки
26.
Работа с бумагой
Аппликация «Весна»
27.
Работа с бумагой
Аппликация «Цветы»
28.
Работа с бумагой
Аппликация « На лугу»
29.
Работа со стружками
Аппликация собачки
30.
Работа со стружками
Аппликация собачки
31.
Работа со стружками
Аппликация «Котёнок»
32.
Работа со стружками
Аппликация «Котёнок»
33.
Работа с бумагой
Подарок выпускнику
Работа с бумагой
Подарок выпускнику
Итого:
6 8
Показатели эффективности достижения планируемых результатов программы
Показатели эффективности реализации программы
ПоказателиСтепень выраженности
оцениваемого качества
Возможное
кол-во баллов
Кол.
обуч-ся
%
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям
1 балл
5 баллов
10 баллов
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям
1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);
2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);
3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
1 балл
5 баллов
10 баллов
Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
1.начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
2.репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
3.творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).
1 балл
5 баллов
10 баллов
Умение аккуратно выполнять работу
Аккуратность и ответственность в работе
Удовлетв.
Хорошо
Отлично
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
Удовлетв.
Хорошо
Отлично
Список литературы
Для учителя:
1.Технология.Ступеньки к мастерству. Е.А. Лутцева, изд-во «Вентана-граф», Москва, 2002 г.
Для детей:
1.Большая энциклопедия поделок.Н.В.Дубровская, изд-во «АСТРЕЛЬ», Москва, 2011 г.
2.Умные руки. Н.А. Цирулик, изд-во «Учебная литература», Самара, 2005 г.
3.Украшения и поделки из солёного теста. Л. Чурина, изд-во «АСТ», Москва,2010 г.