Пушкарева Т.Г. Личностные ресурсы и ключевая компетентность. Современные проблемы науки и образования
Человечество всегда боялось стрессов, используя для защиты от них ритуалы, амулеты, приметы, заговоры, молитвы, веру в Светлые силы. Все это говорит о том, что человеку всегда хотелось чувствовать себя более защищенным от воздействия неожиданных стрессоров.
Наблюдая за поведением людей в ситуациях стресса, мы видим, что одни легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются после него, а другие чувствуют себя подавленными и больными, пережив схожие ситуации. Можно предположить, что, столкнувшись со стрессом, люди обладали различными ресурсами преодоления. Понятие «психологический ресурс» определено в психологии пока недостаточно.
Р. Лазарус считает, что копинг-поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных и средовых) . Решающее значение в процессе преодоления стрессов современные ученые отводят роли именно личностных ресурсов. К ресурсам личности Н. Е. Водопьянова .
Мы можем использовать ресурсы в момент стресса или «консервировать» их, то есть укреплять свои ресурсы задолго до того, как окажемся в стрессовой ситуации (помогать друзьям, заниматься спортом, вкладывать деньги в собственное обучение и здоровье).
Многие авторы отмечают, что положительное социальное окружение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важнейших факторов сохранения стрессоустойчивости личности. В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса [Никифоров, 2002]. Б. Г. Ананьев писал о том, что на психологическую устойчивость личности влияет наличие моральной поддержки и сочувствия со стороны других людей [Ананьев, 1980].
С. Файимеи предложил модель взаимосвязи стресса и поддержки. Каждый человек не только нуждается в системе поддержки, но и несет ответственность за нее. Психологи [Глейтман и др., 2001] отмечают, что люди, которые получают поддержку от социального окружения (друзей, членов семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями. Лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен и одинок. Специалисты, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу . Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда человек чувствует себя одиноким, никому не нужным, считают Г. Енджел и А. Шмале [цит. по: Исаев, 2006]. Именно поэтому социальная поддержка может рассматриваться как механизм, снижающий отрицательные последствия стресса. Актуальные житейские обстоятельства, социальная среда влияют на подверженность человека стрессу: конфликт между постоянно изменяющимися требованиями социального окружения и возможностями индивида удовлетворять их может спровоцировать заболевание.
Социальная поддержка может идти от государственных структур (институционная), по месту работы - от администрации или профсоюзов (корпоративная поддержка), через межличностные отношения и неформальные группы (друзья, семья, знакомые). Можно выделить три вида социальной поддержки:
- материальная (например, деньги или машина напрокат);
- эмоциональная (например, любовь или забота);
- информационная (нужная информация или своевременный совет).
Социальная поддержка помогает предотвратить развитие дистресса (члены семьи и друзья могут вовремя заметить, что наши ресурсы истощаются, и предупредить: «Не делай этого!», «На этой работе у тебя одни стрессы — подумай, может лучше ее поменять?») и смягчить переживание негативных последствий стресса. Многочисленные исследования выявили, что люди, имеющие социальную поддержку, меньше подвержены депрессии, лучше учатся, у них ниже уровень холестерина в крови. Исследования показали также, что женщины более склонны искать поддержку у других женщин. Однако не менее важно обучать и мужчин искать и принимать поддержку.
В психологической литературе существует достаточно много классификаций ресурсов [Фромм, 1999; Куликов, 1995; Хобфолл, 1993; Водопьянова, 2005]. Например, Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старенкова включают в понятие ресурсы личности умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни. Большинство авторов выделяют внутренние (личностные) и внешние ресурсы.
Данная классификация может использоваться тренером и как методологическая основа для разработки программы антистрессового тренинга. Любой из приведенных в таблице ресурсов может стать предметом для обсуждения в группе тренинга.
Таблица 2
Ресурсы стрессоустойчивости личности
Внутренние ресурсы |
Внешние ресурсы |
---|---|
Личностные
Способности.
Поведенческие
Физические ресурсы
Стиль жизни
|
Социальная поддержка
Материальные ресурсы
|
Каждый человек в различные периоды своей жизни имеет доступ к самым разнообразным ресурсам. Однако мы не всегда осознаем наличие ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррационального мышления и т. д.). Именно поэтому многие процедуры и упражнения тренинга стрессоустойчивости направлены на осознание и преодоление данных барьеров, мешающих человеку соединиться со своими ресурсами. В то же время каждое из полученных на тренинге знаний, умений и навыков, в свою очередь, может стать необходимым ресурсом для преодоления стресса в самых разных напряженных ситуациях. Ресурсы помогают нам адаптироваться к стрессу, поэтому, чем больше ресурсов (внутренних и внешних) имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется со стрессовой ситуацией.
Соловьева Светлана Леонидовна
- член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики СПбГМА им. И.И. Мечникова.
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются ресурсы личности, в частности психологические ресурсы, среди которых наибольшее внимание уделяется изучению таких феноменов, как психологическая защита, копинг-поведение, адаптивность, личностный потенциал. Рассматривается такое интегративное психологическое свойство личности, как стрессоустойчивость, или жизнестойкость, представление о котором активно разрабатывается современными авторами. Исследуются составляющие жизнестойкости, к которым относятся такие качества, как способность принимать вызов, вовлеченность, склонность принимать на себя ответственность за происходящие события.
Ключевые слова: психологические ресурсы, психологическая защита, копинг-поведение, личностный потенциал, адаптационный потенциал, жизнестойкость («Харди»).
Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. Ресурсы как бы субъективно повышают ценность человека в глазах окружающих и в его собственном мнении о самом себе, делают его более сильным, значительным и продуктивным. Когда мы выносим суждение о другом человеке, мы учитываем не только его актуальную ситуацию, но и потенциальные возможности и ресурсы, поскольку резервы и ресурсы - в определенном смысле значимый капитал каждой личности.
Можно говорить об индивидуально-психологических ресурсах, к которым относятся характеристики и свойства личности, и о ресурсах социально-психологических, под которыми обычно понимаются преимущества, которые дают деньги, социальная поддержка (социальные взаимосвязи и взаимоотношения), социальные навыки и власть. Очень большое значение, по мнению М. Аргайла, имеют социальные навыки: в частности, экстраверты, обладающие более развитыми социальными навыками, счастливее благодаря уверенности в себе (М. Аргайл, 2003). Было установлено также, что счастье связано с готовностью к сотрудничеству, лидерскими качествами и гетеросексуальными навыками (Argyle et al., 1995). Они позволяют вступать в предпочитаемые отношения с другими людьми, в то время как индивиды, испытывающие в общении трудности или недостаток социальных навыков, часто живут в социальной изоляции и одиночестве. Физическая привлекательность как ресурс может быть также значима, особенно для молодых женщин, поскольку она способствует популярности у противоположного пола, у работодателей, что способствует карьерному росту.
Психологические качества человека тоже часто рассматриваются как ресурсы, позволяющие более эффективно действовать и добиваться успеха, преодолевать стрессы и справляться с жизненными трудностями. Так, среди познавательных (когнитивных) ресурсов чаще всего рассматривается интеллект как общая адаптивная способность человека. В частности, уровень интеллекта как психологического ресурса в некоторой степени положительно коррелирует со счастьем (Campbell et al., 1976).
Психологические ресурсы традиционно рассматриваются в связи с исследованием конструктивного начала личности, проводимого в рамках гуманистического направления в психологии. Наиболее важное в этом смысле направление исследований заключается в изучении того, как люди справляются с трудными жизненными событиями, за счет каких качеств и свойств они преодолевают стресс. В этой связи развивается проблематика психологического совладания (копинг-поведение), раскрываются личностные характеристики, которые либо способствуют, либо препятствуют индивиду совладать с экстремальными жизненными ситуациями.
Важную роль в этой связи имеет целостное исследование личности. Как отмечает Л.И. Анцыферова (1994), личность со своим особым жизненным миром, в котором «в осадке» содержится ее индивидуальная история, выступает как медиатор событий, подвергающий их психической переработке, прежде чем выбрать соответствующий тип стратегии совладания с ними. Кроме того, важно также учитывать уровень «биографического стресса» у личности: лишь в этом случае можно определить, является ли та или иная техника типичным для личности ответом на трудную жизненную проблему, или же она выступает как ситуационно-специфическая.
До недавнего времени, отмечает Л.И. Анцыферова, активность человека по преодолению жизненных трудностей изучалась в рамках когнитивно-поведенческой парадигмы, представители которой с позиций внешнего наблюдателя анализировали то, как человек воспринимает и оценивает свои трудности, как связан уровень самооценки с приемами совладания, какими способами можно усилить мотивацию индивида в особо трудных условиях и т.д. В настоящий момент, считает автор, психологи начинают переходить к иной парадигме, связанной с анализом сложных ситуаций и действий в них индивида с позиций его собственного внутреннего мира. В этой связи акцент ставится на ту субъективную реальность, которую каждый человек формирует в своем жизненном пространстве с опорой на собственную систему значимых ценностей, выступающих в качестве своеобразной системы координат, по отношению к которым и интерпретируются внешние события.
«Весь опыт жизни, - пишет Л.И. Анцыферова, - а также предвосхищаемое будущее закрепляется в мини-теориях в виде систем значений и значимостей, убеждений и ценностей - они-то и регулируют восприятия и представления человека, определяют интерпретацию окружающего мира и действия в нем субъекта. Свою теорию индивид стремится сделать упорядоченной, взаимосогласованной - теорией предсказуемого и понятного мира. Личностной концепции благополучного мира соответствует и концепция себя как удачливого и неуязвимого. Стремясь поддерживать позитивные представления, люди игнорируют неблагоприятную информацию о себе, стараются дискредитировать источник информации, понимающий самооценку» (Л.И. Анцыферова, 1994).
Негативное событие, которое не вписывается в личностную теорию, по мнению автора, приводит к разрушению субъективного жизненного мира. При этом лишь сам субъект в силах изменить свою индивидуальную теорию мира и себя самого, сделать эту теорию более реалистичной, переосмыслить выпавшее на его долю несчастье как неотъемлемую часть жизни, а не как незаслуженное наказание судьбы
Когда человек пытается справиться с теми или иными жизненными трудностями, его активность может быть направлена как на внешние обстоятельства, подлежащие изменению, так и на самого себя. Включаются механизмы психической саморегуляции и механизмы психической адаптации: механизмы психологической защиты и копинг-механизмы. То, какой именно путь преодоления жизненных трудностей выберет та или иная личность, определяется, в частности, ее резервами и ресурсами. Люди, предпочитающие конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Люди же, уходящие от трудных ситуаций, прибегающие к механизмам психологической защиты, склонные к «идущему вниз социальному сравнению», воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом (Л.И. Анцыферова, 1994).
Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обладающей специфическим набором психологических черт. Подобные черты обозначались разными авторами то как «чувство когерентности», повышающее ресурсы противостояния стрессогенным ситуациям, то как «личностная выносливость», понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения. Чем выше способность к интеграции поведения, тем более успешно преодоление стрессогенных ситуаций. Используются и другие теоретические конструкты. Это и психологическое наполнение введенного Л. Н. Гумилевым понятия пассионарности представителями Санкт-Петербургской психологической школы, и понятие о личностном адаптационном потенциале, определяющем устойчивость человека к экстремальным факторам, предложенное А. Г. Маклаковым, и понятие о личностном потенциале, разрабатываемое Д. А. Леонтьевым на основе синтеза философских идей М. К. Мамардашвили, П. Тиллиха, Э. Фромма и В. Франкла.
Понятие о личностном адаптационном потенциале идет от концепции адаптации и оперирует традиционными для этой научной парадигмы терминами. А. Г. Маклаков считает способность к адаптации не только индивидным, но и личностным свойством человека. Адаптация рассматривается им не только как процесс, но и как свойство живой саморегулирующейся системы, состоящее в способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. Адаптационные способности человека зависят от психологических особенностей личности. Именно эти особенности определяют возможности адекватного регулирования физиологических состояний. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность того, что организм человека сохранит нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды.
Адаптационные способности человека поддаются оценке через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться. Данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, который, согласно А. Г. Маклакову, включает следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения. Все перечисленные характеристики он считает значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным и экстремальным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия.
Д. А. Леонтьев, в свою очередь, вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни.
Одна из специфических форм проявления личностного потенциала - это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут - внешними неблагоприятными условиями. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.
Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др. Наиболее полно, с точки зрения Д. А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие "hardiness" - "жизнестойкость", введенное С. Мадди. Теория Мадди об особом личностном качестве "hardiness" возникла в связи с разработкой им проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса. С его точки зрения, эти проблемы наиболее логично связываются, анализируются и интегрируются в рамках разработанной им концепции "hardiness". В отечес твенной литературе принято переводить "hardiness" как "стойкость" или "жизнестойкость" (Д. А. Леонтьев). Согласно Большому англо-русскому словарю, “hardiness” - выносливость, крепость, здоровье, устойчивость, смелость, отвага, неустрашимость, дерзкость, наглость. Соответственно “hardy” - выносливый, стойкий, закаленный, смелый, отважный, дерзкий, безрассудный; выносливый человек. В отечественной литературе практически нет публикаций, посвященных "hardiness".
Понятие "hardiness" отражает, с точки зрения С. Мадди и Д. Кошабы, психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека. Ими был разработан психометрически адекватный метод измерения "hardiness", изучались взаимосвязи между этим методом и шкалами Миннесотского Многофакторного личностного опросника. Результаты этой работы ярко продемонстрировали, что "hardiness" является общей мерой психического здоровья человека, а не артефактом контролируемых негативных тенденций человека. Понятие "hardiness", или стойкость, используется в контексте проблематики совладания со стрессом. Личностное качество "hardiness" подчеркивает аттитюды, мотивирующие человека преобразовывать стрессогенные жизненные события. Отношение человека к изменениям, как и его возможности воспользоваться имеющимися внутренними ресурсами, которые помогают эффективно управлять ими, определяют, насколько личность способна совладать с трудностями и изменениями, с которыми она сталкивается каждый день, и с теми, которые носят околоэкстремальный и экстремальный характер.
Психологическую феноменологию совладания со стрессом более детально раскрывает в своих работах S. Kobasa с сотрудниками. Обосновывается гипотеза о том, что интегральное качество «Харди» позволяет человеку успешно переносить стрессовые ситуации и сохранять при этом здоровье. В работах Джеррольда Гринберга это качество обозначается понятием «решительность» как способность противостоять стрессорам. М. Перре и У. Бауманн называют это свойство термином «выносливость» как протективный личностный признак, включающий комплексную систему убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которые поддерживают человека в его взаимодействиях со стрессовыми событиями. В работах отечественных авторов свойство Харди наиболее часто интерпретируется в терминах жизнестойкости (Л.А. Александрова), которая рассматривается как устойчивость личности в трудных жизненных ситуациях.
Твердость, крепость, сила противодействия (hardiness) - интегративное качество личности, включающее в себя три компонента. Первый - принятие на себя безусловных обязательств, ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действие и его результатом. Этот компонент обозначается термином «обязательность»; это - тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было, или, иначе говоря, смысловая и целевая ориентация человека. Согласно С. Мадди, первой характеристикой аттитюдов "hardy", является "включенность" (commitment) - важная характеристика в отношении себя и окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.
Второй компонент качества «Харди» - контроль (локус контроля), или тенденция думать и поступать так, как будто существует реальная возможность влиять на ход событий; это качество, которое мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений, в противовес впаданию в состояние беспомощности и пассивности. Это понятие во многом сходно с понятием "локус контроля" Роттера. Субъект контроля действует, чувствуя себя способным господствовать над обстоятельствами и противостоять тяжелым моментам жизни. Когнитивно оценивая даже трагические события, такие люди снижают их значимость и уменьшают тем самым психотравмирующий эффект. Обобщенная позиция субъекта целостной жизни обусловливает восприятие им любого стрессового события не как удара судьбы, влияния неподконтрольных сил, но как естественное явление, как результат действия других людей. Субъект уверен, что любую трудную ситуацию можно так преобразовать, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется в чем-то ему полезной.
Третий компонент S. Kobasa называет «вызов» (challenge), точнее, считают М.Перре и У.Бауманн, это способность принять вызов. Джеррольд Гринберг обозначает этот компонент термином «выносливость», т.е. уверенность в том, что жизни свойственно меняться и что изменения - это двигатель прогресса и личностного развития. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту. Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей (Л.И. Анцыферова, 1994). Основная мысль заключается в том, что нужно воспринимать изменения как вызов, а не как угрозу. Этот компонент Харди помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова и испытания лично себе.
Психологическое качество "hardiness" оказывает прямое негативное воздействие на стресс и прямое позитивное на чувство удовлетворенности. Качество "hardiness" согласно Эвансу и соавт., является составной частью ощущения полноты жизни и качества жизни. Понятие "hardiness" не тождественно понятию копинг-стратегий, или стратегий совладания с жизненными трудностями. С точки зрения Лазаруса и Фолкман (Lasarus, Folkman), это стратегии, направленные на преодоление жизненных трудностей: стратегию противостоящего совладания, стратегию дистанцирования, стратегию самоконтроля, стратегию поиска социальной поддержки, стратегию принятия ответственности, стратегию избегания, стратегию планового решения проблемы и стратегию переоценки. Во-первых, копинг-стратегии - это приемы, алгоритмы действия, привычные и традиционные для личности, в то время как "hardiness" - черта личности, установка на выживаемость. Во-вторых, копинг-стратегии могут принимать как продуктивную, так и непродуктивную форму, даже вести к регрессу, а "hardiness" - черта личности, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста.
В соответствии с экспериментально-психологическими исследованиями многих авторов, люди, обладающие качеством «Харди», или решительностью со всеми ее тремя компонентами - обязательность, контроль, вызов - могут противостоять стрессорам. Они не так часто болеют, в частности, из-за стрессов и нервных потрясений. Обязательность, контроль, вызов обладают буферным эффектом для здоровья человека. Решительность, или «Харди» даже лучше свидетельствует о физическом и психическом здоровье человека, чем переживаемые им тревога, стресс на работе, бытовые проблемы, социальная поддержка или поведение типа «А» с его самопобуждением к интенсивной деятельности.
В дополнение к способности предупреждать болезнь и снижать уровень артериального давления и триглецирида, решительность («Харди») влияет и на психологические показатели. Харди снижает степень психологического дистресса, а также усиливает ощущение счастья в семье и делах и повышает адаптивность (Дж.Гринберг, 2004). Все три компонента качества Харди изменяют воздействие стрессоров, влияя на их когнитивную оценку и тем самым способствуя повышению самоценности, и активируют ресурсы совладания.
Этот подход пересекается с другими конструктами: чувством когерентности, самоэффективностью или же с переменной оптимизма (М. Перре и У. Бауманн, 2002). Качество "hardiness" (определенное как включенность, контроль и вызов), которое может быть связано с оптимизмом, авторы предлагают рассматривать как черту личности, которая является буфером против неблагоприятных физических следствий стресса. Возможно, показатели оптимизма - пессимизма являются медиаторами хорошего физического состояния через поведенческие механизмы, типа общих копинг-cтратегий (стратегий совладания), через воздействия физиологических показателей на кардиоваскулярные реакции, иммунную систему, или через некоторую 3-ю переменную типа социальной поддержки. Авторы также предполагают наличие связи этих показателей с самоэффективностью и выученной беспомощностью.
Шарли и соавторы показали, что высокая напряженность деятельности, выраженность черт характера типа А, низкий уровень социальной поддержки, неэффективные копинг-стратегии и низкий уровень когнитивного компонента hardiness у человека являются показателями, на основе которых можно прогнозировать более низкий уровень физического и психологического здоровья. Показатель когнитивного hardiness оказался наиболее тесно связан с хорошим общим здоровьем и низким уровнем стресса на работе. Исследования Солковой и Томанека посвящены роли качества "hardiness" в преодолении повседневного стресса. В работе рассматриваются возможные направления, на которых "hardiness" может выступать буфером против стресса. Их исследование показало, что "hardiness" воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности. Люди, имеющие высокие показатели "hardiness", имеют большее ощущение компетентности, более высокую когнитивную оценку, более развитые стратегии совладания и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни.
Формирование Харди. В последнее время все шире рассматривается вопрос о том, каким образом складывается способность человека противостоять стрессорам, от чего зависит эта способность, является ли она врожденной или же ее можно формировать. В частности, по-видимому, можно предполагать, что активную роль в формировании психологической неуязвимости могут играть «хорошие гены», наследственность, конституция, темперамент. Однако, отмечает Л.И. Анцыферова, по наблюдениям некоторых психологов, качество «Харди» оказывается особенно развитым именно при исходной слабости конституции. Kobasa на основе общения со своими респондентами относит истоки формирования дерзания и стойкости к ранним этапам жизни и выделяет позитивное значение нескольких условий.
Прежде всего, старшие в семье, по наблюдениям автора, стимулировали детей к тому, чтобы они самостоятельно разрешали трудные проблемы, и лишь в самые тяжелые моменты оказывали им поддержку. При этом создавались условия не только для развития когнитивных способностей, воображения и выработки адекватных суждений, но и для поощрения самостоятельности, инициативности, предприимчивости детей. Кроме того, у них были модели для идентификации - смелые, контролирующие свой жизненный мир люди. Психологические исследования указывают также на позитивную роль в формировании стрессоустойчивости умения детей владеть собственным темпераментом и мобилизовываться при трудностях и неудачах, не сдаваться, быть стойким.
Совсем иным выглядит тип личности, избегающий практически преобразовывать опасную ситуацию. По данным Kobasa, у них плохо развито самосознание, слабая структура представлений о себе, они не отвечают на вызов судьбы. Пугливые, с недостаточно развитыми процессами когнитивного оценивания, такие личности считают себя неспособными контролировать окружающий мир. Они предпочитают уходить от тяжелых ситуаций или покорно их переносить, не пытаясь изменить. Не удивительно, что мировоззрение робких, отстраняющихся от мира людей часто окрашено пессимизмом. Избегая вступать в контакты с людьми, многие из них уходят в мир фантазий. Пожалуй, одна из главных характеристик, которая мешает им успешно жить в реальном мире, - это низкая мотивация достижения, которую они сами нередко интерпретируют как отсутствие способностей. К этому типу нестойких, слабых людей относятся, несомненно, люди с приобретенной (выученной) беспомощностью. Свойство беспомощности формируется обычно в раннем детстве, когда ребенок не имеет столь необходимых ему социальной поддержки, участия и одобрения (Л.И. Анцыферова, 2001).
Итак, в центре внимания исследователей оказываются не только жизненные трудности, стрессы, кризисы и конфликты, но также и те психологические резервы и ресурсы личности, которые помогают человеку их успешно преодолевать. В последнее время проблематика психологических ресурсов активно освещается в литературе, начиная с механизмов психологической защиты и копинг-поведения, и заканчивая такими понятиями, как личностный адаптационный потенциал, личностный потенциал, а также стрессоустойчивость и жизнестойкость. Жизнестойкость («Харди») является некоторым интегративным психологическим качеством человека, включающим в себя и способность принимать вызов судьбы, и внутренний (интернальный) локус контроля с принятием ответственности за происходящие события, и целенаправленность, целеустремленность действий (вовлеченность в происходящие события). В определенной степени свойство жизнестойкости можно формировать в процессе воспитания личности, стимулируя самостоятельность, предприимчивость, обучая владению своими эмоциями и умению мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях.
- Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
- Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика// Психологический журнал, 1985, № 6.
- Амбрумова А.Г, Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. М., 1980.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994, №1.- С. 3-16.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999.
- Аргайл М. Психология счастья. - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
- Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
- Huang C. Hardiness and stress: A critical review // Maternal-Child Nursing Journal. - 1995. - Jul-Sep. - Vol. 23. - N 3. - Р. 82-89.
- Khoshaba D., & Maddi S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journal. - Spring. - 1999. - Vol. 51. - N 2. - Р. 106-117.
- LaGreca. The Psychosocial factors in surviving stress. Special Issue: Survivorship: The other side of death and dying. - Death studies, 1985. - Vol. 9. - N 1. - Р. 23-36.
- Leak G.K., Williams D.E. Relationship between social interest, alienation, and psychological hardiness. Individual Psychology // Journal of Adlerian Theory Research and Practice. - 1989. - Sept. - N 3. - Р. 369-375.
- Lee H.J. Relationship of Hardiness and current life events to perceived health in rural adults // Research in Nursing and Health. - 1991. - Oct. - Vol. 14. - N 5. - Р. 351-359.
- Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. - 1994. - Oct. - Vol. 63. - N 2. - Р. 265-274.
- Nagy St., Nix Ch.L. Relations between preventive health behavior and hardiness // Psychological Reports. - 1989. - Aug. - Vol. 65. - N1. - Р. 339-345.
- Rhodewalt Fr., Agustsdottir S. On the relationship of hardiness to the Type A behavior pattern: Perception of life events versus coping with life events // Journal of Research in Personality. - 1989. - Jun. - Vol. 18. - N2. - P. 211-223.
- Rush M.C., Schoael W.A., Barnard S.M. Psychological resiliency in the public sector: "Hardiness" and pressure for change // Journal of Vocational Behavior. - 1995. - Feb 46(1). - Р. 17-39.
- Scheier M.F., Carver Ch.S. Dispositional optimism and physical well being: The influence of generalized outcome expectancies on health. Special Issue: Personality and Physical Health // Journal of Personality. - 1989. - Jun. - Vol. 55. - N 2. - Р. 169-210.
- Sheppard J.A., Kashani J.H. The Relationship of Hardiness, Gender, and Stress to Health Outcomes in Adolescents // Journal of Personality. - 1991. - Dec. - Vol. 59. - N 4. - Р. 747-768.
- Siddiqa S.H., Hasan Q. Recall of past experiences and their self-evaluated impact on hardiness-related characteristics // Journal of Personality & Clinical Studies. - 1998 . - Mar-Sep. 14 (1-2). - Р. 89-93.
- Solcava I., Sykora J. Relation between psychological Hardiness and Physiological Response // Homeostasis in Health & Disease. - 1995. - Feb. - Vol. 36. - N 1. - Р. 30-34.
- Solcova I., Tomanek P. Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica. - 1994. - Vol 36. - N 5. - Р. 390-392.
Литература
Соловьева С.Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2..06.2010).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
1) выживание,
2) физический комфорт,
3) безопасность,
4) вовлеченность в социум,
5) уважение со стороны социума,
6) самореализацию в социуме.
Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние.
Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи.
Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.
Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть.
Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться.
В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор.
В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки.
Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.
Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности.
Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.
Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна. Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии.
Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы.
На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан.
Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.
Внутренние ресурсы – это запас автономии . Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя.
Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм».
Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила.
Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться.
Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции . В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.
Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу . Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.
Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое. Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли».
Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами. Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают.
Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго, если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался. Эта связь нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным: расслабляться, пассивно отдаваться чему-то, вовлекаться в то, что не есть он, бежать от себя в экстатические переживания, в надежде на трансценденцию или просто кайф.
Любая позитивная трансценденция требует возвращения центра, точки сборки, внутрь себя с какой-то добычей, самообогащение, а не потерю себя . Трансценденция без возвращения в себя (и любовь нередко такой становится) подобна вложению всех денег в какое-то дело, которое не принесет доход. Это растворение себя, жертва.
Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений , который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится.
Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально).
Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя.
Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.
Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным.
Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.
Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ. Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила).
Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной.
С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже, тот самый стержень, который некоторым дает вера в Бога, а некоторым даже вера не дает, а некоторые и без веры в Бога его приобретают).
Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей.
Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя. Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит.
Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет.
Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.
Напомним, что понятия «копинг-поведение» и «копинг-ресурсы» первоначально возникли там, где потребовалось описать способы, с помощью которых люди справляются со стрессами, в частности, в связи с болезнями. Позже выяснилось, что эти понятия оказались полезными и для описания поведения, связанного с преодолением любых жизненных препятствий, с решением проблем и снятием затруднений. Именно в этом направлении для нас открываются новые возможности в понимании того, как происходит личностный рост. В общем виде закономерность выглядит так, что проблемные ситуации в жизни человека выступают необходимым условием для его личностного роста . Потому что каждая проблема – это шанс, который получает человек для того, чтобы сделать очередной шаг в своем личностном росте, чтобы стать личностно сильнее. Это общее положение, общая закономерность, частными случаями которой выступают нормативные и ненормативные кризисы, а также любые существенные для человека жизненные проблемы. Нормативные кризисы, как было показано выше (см. 3.6), в основе содержат важную трудность – кризис идентичности. Ненормативные кризисы (см. 3.6.4) по характеру действующих сил и внутреннему статусу близки нормативным, только запускаются острыми или особенно значимыми жизненными ситуациями (событиями). Но даже сравнительно меньшие трудности требуют от человека пройти – пусть и в упрощенной форме – путь, характерный для кризиса. В данном контексте нам необходимо понять, какими личностными ресурсами этот путь обеспечивается.
Нетрудно увидеть, что внутриличностная динамика преодоления жизненного затруднения в общих чертах воспроизводит динамику совершении поступка. Фактически, каждое жизненное затруднение, это ситуация, в которой необходимо сделать выбор (т.е. совершить поступок) между тем, чтобы:
· решать вставшую проблему или не делать этого (сбежать, отказаться, уклониться, повременить);
· использовать средства решения проблемы (преодоления преграды), характерные для ребенка или для взрослого;
· потрудиться спрогнозировать возможные последствия своих действий или пойти по пути «делаю, что хочу, а дальше пусть будет как будет».
Реальный набор выборов заметно выше. Поэтому всякая жизненная трудность – это испытание, это тест на то, какого рода поступок будет человеком совершен. (Профессиональная помощь психолога на этом этапе во многом будет заключаться, чтобы помочь человеку понять, перед какими выборами он стоит, и какого рода поступок он действительно готов совершить).
Если существенные выборы не совершаются (см. 1.4.3), или совершаются лишь второстепенные, не сущностные выборы, то такие поступки ведут к личностной дезинтеграции человека, к его невротизации, соматическому заболеванию или разрушению личности. В результате человек частично утрачивает способность к преодолению трудностей. Если же последствия поступка таковы, что трудность снимается, преграда преодолевается, а сам человек при этом становится сильнее, то такие поступки ведут к личностному росту. А человек при этом повышает свою способность решать проблемы, преодолевать трудности. О таких людях говорят, что они обладают силой духа, жизненной стойкостью, выносливостью и т.п. Внешне они могут выглядеть как угодно, даже слабыми (особенно физически), но их выносливость характеризуется способностью преодолевать жизненные трудности, а силой они обладают внутренней, душевной.
В трудные для населения 90-е годы в нашей стране можно было наблюдать немало разных судеб. Приведем в качестве примера лишь некоторые, по внешнему рисунку схожие между собой.
Судьба 1. Отчаявшись и потеряв веру в свои силы справиться с трудностями, мать привязала своих двоих детей к себе, и вместе с ними выбросилась из окна 8 этажа. В квартире она оставила записку, в которой объяснила мотивы своего поступка: одна без мужа не способна обеспечить детям минимальный уровень жизни, а оставлять их сиротами не захотела. Можно указать как минимум следующие выборы, которые она совершила:
· отказ от решения проблем (уход),
· среди возможных способов отказа выбрала смерть (а могла заболеть, лишиться разума, найти покровителя и т.п.),
· взяла на себя ответственность за детей, за их судьбу,
· отказалась вверять ее случаю и другим людям (детский дом, родственники),
· отказалась верить в возможность успешного исхода для детей после своей смерти,
· отказала детям в праве на жизнь,
· взяла на себя ответственность (вину, грех) за убийство своих детей…
Судьба 2. Мать двоих детей (5-летняя дочь и сын подросток) лишилась работы в связи с ликвидацией предприятия, в это же время от нее ушел муж. Она стала готовить еду и носить ее продавать на железнодорожном вокзале. Сначала пряталась от милиционеров, затем откупалась, затем оформила официальное разрешение на коммерческую деятельность. Купила автомобиль с фургоном (Иж), стала привозить больше пищи, уже в термосах, купила сыну старенькую квартиру…
Судьба 3. Муж инженер-оружейник неожиданно скончался, осталась одна с двумя дочерями, младшая 6 лет болела астмой. Первое, что эта женщина сделала, пошла на курсы вождения автомобиля («надо дочь возить на лечение»). Затем закончила курсы бухгалтеров, работала на 3-4 работах, одна из них – в университете, не вполне по специальности. Защитила кандидатскую диссертацию. Со временем обе дочери поступили в престижные московские вузы на бюджетные места. Внешне выглядит симпатично, женственно, общительна, приятна в обращении, а история совладания с трудностями находит свое отражение лишь в том, как эта женщина водит автомобиль: неожиданно резкие движения рук и ног выдают то состояние, в котором она пребывала, когда твердо решила, что справится с трудностями и поднимет дочерей.
Как видим, наличия трудностей еще недостаточно, чтобы обеспечить личностный рост. Достаточным условием для личностного роста является совершение поступков, которые ведут к преодолению трудностей, повышают способность и к дальнейшему их преодолению .
Для теоретического осмысления судеб, подобных только что описанным, исследователи используют различные понятия: личностная сила, личностный потенциал, жизнестойкость. На первый взгляд термины кажутся обозначают одно и то же. Но они все же адресуются к разной реальности.
Личностный потенциал – это интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражающая меру преодоления человеком заданных обстоятельств, а также меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [Д.А. Леонтьев 2002 ]. Другими словами, личностный потенциал предполагает наличие у человека опыта преодоления преград и трудностей, поэтому он является функцией от преодоленных человеком преград: чем больше и чем качественнее решались проблемы, тем большим личностным потенциалом обладает данный человек.
Личностная сила – это актуальное использование человеком своего личностного потенциала для преодоления текущего препятствия, это приложение своих ресурсов в направлении конкретной трудности. Личностная сила есть проявление накопленного ранее личностного потенциала для решения проблем в настоящем.
Жизнестойкость (hardiness, hardy) – это психологическая живучесть и расширенная эффективность человека, выступающая показателем психического здоровья человека, согласно представлениям С. Мадди, инициировавшем исследование этого феномена [Александрова 2004 ]. Т.е. это жизненное качество человека, обладающего личностным потенциалом и использующего личностную силу в ситуациях, когда перед человеком встает проблема или препятствие, решить или преодолеть которые ему трудно. Структурно жизнестойкость представляет собой особый паттерн (набор) установок и навыков, позволяющих превращать изменения в возможности. Это своеобразная операционализация введенного П. Тиллихом понятия «мужество быть». Жизнестойкость обладает следующими характеристиками (аттитьюдами, установками):
1. Включенность (commitment) – важная характеристика в отношении себя и окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.
2. Контроль – установка, которая мотивирует человека к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений в противовес впаданию в состояние беспомощности и пассивности. Это понятие во многом сходно с понятием интернального локуса контроля Роттера.
3. Вызов (challenge) – установка, которая помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Она состоит в восприятии человеком события жизни как вызова и испытания лично себе.
Таким образом, личностный потенциал, личностная сила и жизнестойкость составляют триаду, обозначающую, соответственно, наличие опыта совладания с трудностями, умение использовать этот опыт в трудных ситуациях и личностную черту, установку на выживаемость, позволяющую справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста.
О том, что опыт преодоления трудностей в прошлом действительно обуславливает высокую жизнестойкость человека, свидетельствуют результаты исследований С. Сигидды и К. Хасана [Александрова 2004 ] воспоминаний прошлого и их самооцененного воздействия на личностные характеристики, относящиеся к жизнестойкости. У людей с высоким ее уровнем в прошлом имелись больше событий, в которых они успешно справлялись с трудностями, принимали вызов, были верными себе. Наиболее информативным, согласно этому исследованию, является восприятие сложных события как несущих вызов и принятие этого вызова человеком. В исследовании С. Мадди и Д. Кошаба выявлена высокая роль в повышении показателей жизнестойкости таких факторов, как компенсирующие семейные стандарты и самовосприятие (там же ). Жизнестойкость как личностное качество рассматривается ими также как важный буфер на пути перехода стресса в болезнь.
Исследования показывают, что у обладающих жизнестойкостью людей даже физиологические процессы имеют свои отличия. Так, люди с меньшим уровнем тревожности и высокими показателями жизнестойкости продемонстрировали более слабые физиологические реакции при столкновении со стрессовой ситуацией. Соответственно, они оказались и более устойчивыми к воздействию стрессогенных факторов: более устойчивы к фрустрации, оценивали задачи как менее угрожающие и реагировали на задания более позитивными эмоциями, чем испытуемые, имеющие более низкие показатели жизнестойкости [там же ].
Люди, имеющие высокие показатели жизнестойкости, обладают более крепким здоровьем, испытывают меньше стрессов в повседневной жизни, потому что используют более развитые стратегии совладания. Соответственно, они и свое здоровье оценивают выше, а также ощущают себя более здоровыми и психически, и социально. Их самооценка получила экспериментальное подтверждение: такие компоненты жизнестойкости как включенность и контроль связаны с высоким умственным здоровьем и использованием копинг-стратегий, ориентированных на решение проблем и поиск поддержки. Негативная корреляция со шкалами опросника MMPI свидетельствует о том, что высокая жизнестойкость может рассматриваться как общий показатель психического здоровья человека [Александрова 2004 ].
Было показано, что жизнестойкие люди имеют тенденцию испытывать стрессы менее часто и воспринимать мелкие неприятности как менее стрессогенные, они чаще считали такие события желательными и контролируемыми. Такие люди имеют большую вероятность остаться здоровыми и воспринимать жизненные изменения как положительные и содержащие вызов, для них характерны ощущения полноты жизни и качества жизни [там же ].
Таким образом, личностный потенциал, личностную силу и жизнестойкость можно рассматривать как высшее выражение ресурсной обеспеченности личности – как ее операциональные инструменты, позволяющие использовать жизненные трудности для личностного роста.
Но есть еще один вопрос, который возвращает нас обратно к ценностным вершинам личности. Это вопрос о том, как используются операциональные ресурсы, куда они направляются: на что тратится личностная сила, чему служит жизнестойкость?
Результат использования всякого инструмента сильно зависит от того, кто и как им пользуется. В норме «хозяином» инструмента выступает Я человека – он осмысленно, творчески и продуктивно направляет свои ресурсы на решение жизненных задач. То, за решение каких задач берется человек, во многом определяет его самого: он становится тем, на что употребил свои возможности. Трудится он ради денег, ради бытового комфорта, ради душевного спокойствия, ради блага людей, ради утверждения своей профессии, ради повышения финансовой или юридической грамотности населения, ради здоровья своих близких… – все накладывает свою печать на человека. В этом его ответственность перед самим собой: за что берется, за то и отвечает. В свой образ Я человек неизбежно включает и активность, на которую тратит свои силы («я – тот, который занимается данным делом»). Постепенно человек становится таким, каким в глазах людей и его самого должен быть тот, кто занимается данным делом – трудится ради денег, бытового комфорта, душевного спокойствия, блага людей, утверждения своей профессии, повышения финансовой или юридической грамотности населения, здоровья своих близких и т.д.
Если же к операциональным ресурсам получают доступ субличности, оппонирующие Эго, то личностную силу и жизнестойкость человек проявляет избирательно, только для решения задач определенного типа. При этом человек с удивлением обнаруживает, что в одних случаях ему многое удается, тогда как в других случаях он терпит неудачу за неудачей. Такая неравномерность требует достичь согласия между Эго и субличностями, т.е. сами их отношения сделать предметом совладающей активности. В той мере, в которой это удается, личностный потенциал увеличивается, умение решать одни задачи распространяется и на другие. В целом это тоже личностный рост.
Вместе с тем, немаловажно, получают ли усилия данного человека поддержку со стороны общества, а также имеет ли он ценностную поддержку со стороны культуры. Если первый ответ положительный, то такой человек имеет высокие шансы стать лидером, собрав вокруг себя тех, кого привлекает его сила духа, его уверенность в себе. А если положителен и второй ответ, то личностная сила этого человека соединяется с моральной силой (которую иногда называют высшей правдой) и такой человек получает возможность занять важное место в жизни общества. При этом человек не только себя строит, он преобразует и свое непосредственное окружение – как людей, с которыми строит отношения, так и дела, которые он воплощает.
Люди со слабо выраженной субъектностью, с экстернальным локусом контроля полагают, что различные задачи просто встают на их жизненном пути. Но дело в том, человек самостоятельно выбирает как свой жизненный путь, так и свои ситуативные тропы. Выбрав же путь, он выбирает и характер проблем, которые ему предстоит решать – прямо как сказочный герой на распутье.
В обыденном сознании существует верование (убеждение), что каждому человеку даются только те трудности и проблемы, которые человек способен преодолеть. В консультативной работе это верование позволяет придать смысл любым испытаниям, выпавшим на долю человеку. Помогают в этом вопросы следующего содержания: «чему учит вас эта трудность?», «ради каких изменений эта проблема была вам послана?», «если бы вы вольны были посылать себе проблемы, то какой урок вы могли бы преподать себе этой жизненной трудностью?» и т.п.
Следовательно, мы имеем дело с еще одним видом ресурсов личностного роста :
· самостоятельный выбор человеком характера решаемых задач ,
· придание смысла любым жизненным событиям, любым трудностям .
Таким образом, ресурсы, привлекаемые для обеспечения нормальной работы личности, ее жизнеобеспечения, можно представить следующим образом (рисунок 5). Низший уровень представляют первичные защиты – примитивные и грубые средства защиты личности от угроз и дискомфорта, логика которых заимствована у животных и архаических сообществ. Многие из этих защит обнаруживаются в открытой межличностной форме, так, как это можно наблюдать на начальных стадиях онтогенеза. Следующий уровень составляют вторичные защиты – менее грубые, порой вполне продуктивные (сублимация, например) средства защиты идентичности, в основе которых лежат разного рода когнитивные и мотивационные преобразования. По процессам они часто оказываются различными вариациями коммутирования (переключения), локализованных во внутреннем плане деятельности человека. Следующий, более продуктивный уровень составляют копинг стратегии – средства совладания с трудностями, во многом обусловленными внешними по отношению к личности событиями: обстоятельствами жизни, действиями других людей, телесными особенностями человека, его характером и т.п. Эти средства во многом строятся на стыке между внешним и внутренними мирами. Самый высокий уровень жизнеобеспечения личности составляют механизмы личностного роста – процессы, обеспечивающие прогрессивное развитие человека: сомнения (взвешивание альтернатив), поступки (выбор из альтернатив), смыслообразование (переоценка альтернатив) и т.п.
Ресурсы бывают
восполнимыми и нет. К невосполнимым ресурсам относится время и частично здоровье.
внешними (деньги, время) и внутренними (здоровье, энергетика)
Различают два класса ресурсов
- Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека,
- Средовые ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев
Использование ресурсов
Ресурсы можно тратить, а можно вкладывать, можно нарабатывать их своими силами и честно, можно за счет других.
Трата - это нецеленаправленное использование ресурсов, расходование, уничтожение ресурсов.
Вклад - это использование ресурсов, направленное на достижение какого-то определенного результата (как вариант - на восстановление этого или другого ресурса).
Ресурсное состояние (или - быть в ресурсе) - наличие физических, душевных и духовных сил и энергии для решения предстоящих задач.
Виды ресурсных состояний
Основные виды ресурса - это физический, психологический, личностный и духовный ресурс.
Физически ресурсное состояние - это выспавшийся, отдохнувший, физически бодрый человек.
Психологически
ресурсное состояние – состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу.
Человек в духе или нет, верит в себя или убежден, что у него ничего не выйдет, маэстро в депрессии или в объятиях вдохновенной музы - все это разные описания наличия или отсутствия психологического ресурса.
Как подкачать собственный ресурс
Когда человеку хотят помочь, ему стараются повысить его ресурсное состояние, когда хотят помешать - стараются из ресурсного состояния вывести.
Способов много:
Грелка
. Душевно согреть - душевными интонациями, теплыми словами, благодарностью.
Взгрелка
. Взбодрить - собственной бодростью, живыми интонациями, энергичными формулировками, верой в успех. При необходимости - взгреть: «Что расселся?! Работать!». Взрослым людям, помнящим, что такое долг - напомнить о их высоком долге. Иногда - напугать, рассердить, использовать высокотонусные отрицательные эмоции.
Унитаз
. Помочь выговориться, освободиться от страхов или других мешающих переживаний.
Золотое зеркальце
. Повысить веру в себя: похвалы и комплименты. «Ты молодец», «Прекрасно выглядишь!», «У тебя все получится!»
Деловая поддержка
. Помочь освоить нужные умения: просто понятно объяснить, поддержать в первых попытках, отметить успехи.
- Роль Мечтателя, роль Реалиста и роль Критика.
В этой стратегии задано только начало: начинаем всегда с Мечтателя, с отключения внутренней критики и запуска свободного полета фантазии. Мечтатель должен наработать материал, который будут обрабатывать Критик и Реалист,
Продумывая свои новые проекты, используйте эту стратегию: вначале разрешите себе свободно мечтать, предполагая, что все складывается, что у вас неограниченное время, деньги, что все люди идут вам навстречу, удача с вами дружит... - мечтать полезно.
Когда намечтались, создали воодушевляющий вас проект - включите реалиста: продумайте как человек дела, какие шаги можно и нужно делать для реализации этого проекта. Где взять время, деньги, материальную базу, кого из людей можно и нужно подключить - все детали и подробности. Пока не думайте о трудностях и возможных неудачах, описывайте просто шаг за шагом, как все это сделаете и всего добьетесь. Расскажите несколько способ и путей, определите даты и сроки, назовите свои первые шаги. Отлично!
А когда поймете, на что это в реальности может быть похоже - отнеситесь к своему проекту критически: задумайтесь о том, где могут быть сбои и ошибки, где нужно "подстелить соломки", о каких трудностях нужно подумать еще раз. Критик - это не критикан, отнеситесь к своему проекту позитивно.
- Потоковое состояние (вдохновение)
Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:
Ясные цели (различимые ожидания и правила).
Концентрация и фокус внимания - высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
Потеря чувства самоосознания - слияние действия и осознанности.
Искажённое восприятие времени.
Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.
Техники, часто используемые в процессе
реабилитации и психотерапии
Ф.Е. Василюк (1984), разводя понятия стресс, фрустрация, конфликт и кризис, обосновывает четыре категориальных поля, соответствующих жизненным мирам, - витальность, деятельность, сознание и воля. На наш взгляд, ресурсы совладания с экстремальными ситуациями удобно относить именно к этим категориальным полям. Соответственно, можно разделить и техники, часто используемые в процессе реабилитации и психотерапии – в зависимости от того, на поддержание какие ресурсов совладания они направлены. На поддержание витальности – интереса, желания, активности – направлены многие техники телесной психотерапии (например, Е.С.Мазур, 2003), техники фокусирования (Ю.Джендлин, 2000). Основная их цель – пробудить в человеке желание жить, справляться с ситуацией, чтобы затем опереться на это желание, интерес при работе с психотравмирующими переживаниями. Опора на деятельность при реабилитации подразумевает акцент на активность человека в преодолении трудностей, на его стремление действовать и побеждать. «Попробуй сделать это» - эта техника часто применяется не только в бихевиоральной психотерапии, но и в когнитивной, арт-терапии, телесной психотерапии, гештальт-терапии. Наконец, сознание включает понимание того, как и почему я поступаю в той или иной ситуации, выбор, согласование конфликтующих мотивов. К этому категориальному полю относятся некоторые техники психоанализа, экзистенциальной психотерапии, гуманистической психотерапии. Работа в этом поле – это попытка осознания того, что эмоция, аффект, вина, переживание – это некоторое явление, имеющие свои причины и следствия. Тогда они перестают застилать все вокруг (как, например, явления «вторжения» воспоминаний, чувство вины, страх), и возможна дальнейшая реабилитационная или психотерапевтическая работа. В качестве иллюстрации можно вспомнить распространенную технику ситуационной реконструкции (например, S. Maddi, 1997, 1998) – событие рассматривается в расширенной перспективе, рассматриваются и анализируются его причины и возможные следствия, что приводит к переоценке угрозы и негативности самого события, его роли в жизни человека в целом.
Поиск психологических ресурсов и опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом как в саморегуляции, так и при реабилитации в экстремальных условиях.
? Как конкретно искать, как саморегулироваться?
- Если человек убежден в своих силах контролировать происходящее, готов активно действовать и преодолевать трудности и эти убеждения остались непоколебимы в экстремальных условиях – ему достаточно опереться на эти психологические ресурсы. Если же (значительно чаще) это не так, необходим кропотливый поиск психологических ресурсов, которые позволят восстановить и сохранить уверенность и самообладание.
- Существует однако и второй вариант саморегуляции – при опоре не на психологические ресурсы, а через собственно экзистенцию. Личность принимает свою ответственность за происходящее и то, что случится – и отношение мотивационно-смысловая сфера личности – саморегуляция обращается. Действуя в экстремальных условиях, вопреки переживаниям личность изменяет, формирует собственные убеждения и диспозиции.
Понятие «ресурсы»
используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход , зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.
Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:
Надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;
Рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;
Душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» .
В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса»
Н.Е.Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуации
В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С. Хобфолл к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состоя¬ния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. В концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности
Л.В.Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы - состояние здоровья и отношение к нему как к ценности
И.В. Дубровина : самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности
Д.А.Леонтьев водит понятие «личностный потенциал». Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др.
В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:
Вовлеченность в процесс жизни – убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);
Уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать – убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);
Принятие вызова жизни – убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) – это отношение человека к принципиальной возможности изменяться
Л.В.Куликов обозначает: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стрессогенной ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации
В качестве одного из компонентов жизнестойкости Л.А.Александрова определяет личностные ресурсы, выделяемые С. Мадди, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве второго компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л.А. Александрова выделяет гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач.
Личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.
Актуальным направлением исследования личностных ресурсов является изучение их психологической структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также разработка исследовательских методик, адекватных содержанию исследуемой психической реальности.