Проблема в практике одаренных детей. Особенности обучения и воспитания одаренных детей. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы
Понятие одарённости зачастую превращается в стремление к высокой успешности во всех областях учения. Родители часто не понимают того, что ребёнок может испытывать огромные трудности, например, в чтении (дислексия) и всё-таки быть одарённым. Известно, что Альберт Эйнштейн и Ганс Х. Андерсен, Опост Роден и Вудро Вильсон были дислектиками и «гадкими утятами» в школе
Вот перечень возможных трудностей: в чтении (дислексия), в орфографии, в механическом заучивании, в заучивании дней недели и месяцев в году, в различении левого и правого, в действиях с числами, неразборчивый, трудный почерк (дисграфия), кажущаяся неорганизованность.
Одарённые дети с трудностями в обучении обладают двумя группами особенностей, которые ставят их в промежуточное положение. С одной стороны, им присущи высокие интеллектуальные способности, выражающиеся, например, в использовании сложных абстрактных понятий, в решении задач. С другой, они могут демонстрировать особенности, присущие обычным учащимся с трудностями в обучении: поведенческие – агрессивность, беспечность, нарушения дисциплины; когнитивные – дефекты в выполнении заданий, опирающихся на память и восприятие. Сложность может заключаться в том, что полярные отличия сосуществуют в одном ребёнке и маскируют друг друга. Делая как одарённость, так и недостаток трудно видимыми.
Один из специалистов по одарённости назвал таких детей «парадоксальными учащимися» - чем труднее задание, тем лучше справляются с ним. Но зато они не могут овладеть относительно лёгкими навыками. Особая ситуация развития приводит к тому, что в этой категории одарённых детей наблюдается тенденция к низкой оценке своих интеллектуальных возможностей, к отчуждению от сверстников, возникновению чувства беспомощности и низкой учебной мотивации.
Одарённые дети с ранних лет испытывают потребность и удовольствие от участия в разного рода соревновательной деятельности и от выполнения любимого вида деятельности на высоком уровне. Им с ранних лет необходима помощь взрослых в трезвой оценке самих себя и выдвигаемых к себе требований.
Для наиболее эффективного взаимодействия с одарённым ребёнком целесообразно выполнять ряд рекомендаций:
- Обратить внимание на достижения одарённых детей, т.к. оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки;
- Уважать в детях их индивидуальность и неповторимость;
- Создавать у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск;
- Поощрять самостоятельное мышление;
- Помогать умственному росту одарённых детей, включая их в разнообразные виды деятельности и в то же время не перегружая;
- Быть терпимыми к идеям детей, уважать любопытство, стараться отвечать на все их вопросы;
- Помнить о повышенной чувствительности одарённых детей;
- Оказывать необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательно относиться к их мнениям и проблемам.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Зимулина Галина Дмитриевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Аннотация
В данной статье говорится об особенностях в процессах обучения и воспитания одаренных детей. Рассмотрены проблемы и трудности, с которыми сталкиваются дети в образовательном учреждении и дома, а также даны советы родителям и учителям, как с ними справиться. Подчеркивается значимость развивающего обучения, которое способствует не только выявлению одаренных детей, но и развитию их потенциала и творческих способностей.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF EDUCATION AND UPBRINGING OF TALENTED CHILDREN
Zimulina Galina Dmitrievna
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
Abstract
This article is about features of process of education and upbringing of talented children. There are problems and difficulties in the article which children face in school and at home and there are some advices to their parents and teachers how to overcome it. The significance of developing education is underlined in the article because it helps not only discovering talented children but also developing their potential and creative abilities.
Вопрос обучения и воспитания одаренных детей является одним из наиболее интересных и актуальных в педагогике и психологии. Проблему социальной адаптации и развития одаренных детей исследовали многие ведущие ученые педагоги и психологи, а также родители и учителя на протяжении десятилетий.
Обучение и воспитание одаренных детей с использованием современных методик составляет одну их главных задач модернизации существующей системы образования в связи с тем, что у этой категории детей сильно развита познавательная потребность, которая становится барьером на пути становления их личности и самосовершенствования.
Если ребенок опережает сверстников по развитию, то многие в его окружении считают, что ему будет легче заниматься в школе, а в дальнейшем найти свое предназначение в жизни. На самом деле перед такими школьниками почти всегда возникают не малые трудности дома и в образовательных учреждениях.
В кругу семьи к таким детям всегда относятся по-особенному, для них либо создают особенный статус, восхищаются, часто даже не зная меры, либо считают их странными, не такими как все. Из-за этого у одаренного ребенка начинаются трудности в общении, он становится замкнутым, потому что замыкается в себе, или из-за слишком завышенной самооценки. И в этой ситуации родителям самое главное не пускать все на самотек, а поговорить со специалистами: психологами, учителями. Они не только помогут справиться с проблемой, но и направят родительское воспитание.
Главной целью работы с одаренными детьми в школе является создание различных условий и комплекса средств, которые направлены на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного пространства школы.
В общеобразовательных школах учитель всегда ориентируется на «среднего» ученика и учит всех одинаково. Вследствие этого, с первого дня в школе, учение для одаренного ребенка начинается с того, что ему не интересно. Он уже умеет читать и знает основы письма и математики и поэтому пребывает в безделье, пока все другие дети стараются чему-то научиться. В такой ситуации полезно давать ученику дополнительные или более сложны задания, для решения которых ему необходимо применить смекалку или серьезно подумать. Однако не стоит забывать, что неуспех тоже должен присутствовать в жизни одаренного ребенка (дозированный неуспех). Необходимо давать понять, что не все посильно ученику, что есть вопрос над которыми еще следует поразмыслить, проявить нестандартный подход или найти оригинальное решение. Не стоит забывать, что учитель должен достаточно спланировать план действий, прежде чем поставить ребенка в тупик, чтобы никак не навредить его психологическому здоровью. Таких детей можно отнести к первому типу одаренных детей. Как правило, в школьной среде одаренных детей можно подразделить на два типа.
Ко второму типу относятся дети, имеющие дар, несвязанный с учебой. Это может быть игра на музыкальных инструментах, рисование, танцы, спорт и т. д. Здесь возможна ситуация, что ребенок может даже отставать от школьной программы, ему становится не интересно учиться, потому что он многое не понимает, не усваивает. На этой основе возникают непонимания с родителями и учителями, которые ожидали увидеть в нем отличника. На помощь учителям приходит развивающее обучение, которое учитывает особые потребности и главное возможности таких детей. Оно включает в себя специальные методические рекомендации и программы, направленные на эффективное взаимодействие с учеником, а главной его задачей является развитие творческого мышления.
Помимо трудностей в учебной деятельности у одаренного ребенка возникают и недопонимания в кругу сверстников. Они часто не хотят принимать в свой круг одаренного, стараются поставить его в неловкое положение или дают разные обидные прозвища. А тот старается продемонстрировать, что ничем не отличается от остальных: избегает показывать свои знания, старается не показаться старательным и уж тем более любознательным. Трения возникают и из-за выбора детских игр, часто дети выбирают активные спортивные и весёлые игры, для одаренного ребенка предпочтительными становятся шашки, головоломки и т.д. В связи с этим, перед детьми встает проблема – маленькой социальной компетентности. В такой ситуации полезно обратиться за помощью к психологу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема обучения, воспитания и развития одаренных детей существует, пока в обществе есть хотя бы один одаренный ребенок. Актуальными вопросами, как и прежде остаются разработка и применение современных методик и способов взаимодействия с одаренными детьми, которые будут делать психологический климат в коллективе для таких детей более комфортным и приятным. А с помощью развивающего обучения мы не только сможем выявить одаренных детей, но и развить их внутренний потенциал, творческие способности, помочь достичь высоких результатов и решить проблему, связанную с социальной компетентностью.
У вас растет одаренный ребенок и в последнее время он борется с рядом социальных, эмоциональных или школьных проблем? Одаренность часто сопровождается удивительным набором проблем: от перфекционизма и духа соперничества до сложностей в дружеских отношениях. Далее представлены некоторые распространенные проблемы и соответствующие меры, которые вы можете предпринять для их решения, а также помощи ребенку в гармоничном развитии.
Проблема заниженной самооценки
Будучи одаренным в учебе, ребенок может чувствовать, что отличается от своих сверстников, к тому же, он может подвергаться их травле (буллингу) и испытывать в связи с этим депрессивное состояние. Исследования показали, что чем сильнее ребенок одарен интеллектуально, тем выше риск возникновения социальных трудностей. Очень важно следить за самооценкой своего ребенка и, если он страдает от ее недостатка, своевременно консультироваться с учителями и детскими психологами. О наличии этой проблемы могут свидетельствовать его негативное мнение о себе и частые перепады настроения.
- Совет: найдите такой вид спорта или хобби, которые помогут вашему ребенку развить чувство уверенности в себе , почувствовать себя «нормальным», начать уважать себя и найти общий язык со сверстниками. Как варианты можно рассмотреть футбол, современные танцы, игру на гитаре.
Чувство вины
Некоторые одаренные дети чувствуют потребность отдавать себя, «расплачиваться» за свою, как они считают, чрезмерную удачу быть интеллектуально одаренными. Помощь другим людям и добрые дела - это великолепно, но если ваш ребенок начинает чувствовать себя виноватым за свою одаренность и эмоционально перенапрягаться, поговорите с ним об этих переживаниях. Помогите ему найти здоровый баланс между заботой о себе и своими добровольными обязанностями помогать другим людям.
- Совет: попросите ребенка в течение четверти или полугодия сосредоточить свою «отдачу» только на какой-то одной волонтерской работе, которая ему больше всего нравится.
Перфекционизм
Одаренные дети часто пытаются достигать максимальных результатов во всех сферах своей жизни. Ваш ребенок может откладывать выполнение домашнего задания или начало школьного проекта или тратить на это слишком много дополнительного времени, а все потому, что у него есть желание сделать все идеально. Кроме того, ваш ребенок может быть чрезвычайно одаренным по одним предметам, но при этом иметь средние способности по другим, и это также может раздуть проблему перфекционизма . Стремление выполнить все идеально отнимает много времени, утомительно и даже вредно для здоровья. Перфекционизм сопровождается болями в животе, голове, расстройством питания и даже формированием обсессивно-компульсивного расстройства.
- Совет: когда ребенок маленький, избегайте исправлять любые его небольшие грамматические или фактические ошибки и напоминайте ему о том, что очень важно уметь расслабляться, особенно, когда зашкаливает перфекционизм.
- Если речь идет о ребенке старшего возраста, помогите ему установить основные цели и критерии достижения успеха в школьном проекте или докладе еще прежде, чем он приступит к его выполнению. Например, изучите задание вместе с ребенком, получите представление о том, насколько длинным и подробным должен быть доклад (сколько страниц, сколько цитат в нем должно быть и т. д.), сделайте черновой набросок и установите временные рамки, в которые ребенок должен уложиться с учетом влияния этого проекта или доклада на его успеваемость. Другими словами, помогите ребенку «узнать, когда нужно бросить» и просто наслаждаться процессом выполнения проекта, а не переживать из-за его несовершенства.
Вопрос контроля
Многие одаренные дети любят все держать под контролем. С раннего возраста ваш не по годам развитый ребенок может демонстрировать предельную независимость. «Я сделаю это сам!», - часто заявляет он. С течением времени желание вашего ребенка все контролировать может привести к «диктаторству» по отношению к сверстникам, а также к страху принимать на себя риски - особенно, когда ребенок взрослеет и больше узнает о возможных последствиях.
- Совет: посоветуйте ребенку попробовать новые веселые развлечения, например, покататься на самых необычных качелях в парке аттракционов. Кроме того, помогите ему найти здоровый выход для своего стремления к лидерству, например, в виде помощи при обучении или тренировке младших детей.
Нереалистичные ожидания
Одаренные дети, как правило, самые жесткие критики по отношению к самим себе. Многие из них излишне переживают перед экзаменами из-за ожидания заоблачных результатов. В школе после получения в основном оценок «10-12», получение «8» или «5» на экзамене становится катастрофой для ребенка и шоком для родителей. Помогайте ребенку сохранять здоровую перспективу собственной успеваемости. Невозможно получать «12» с детского сада до окончания школы. Кроме того, поддержите ребенка, если в прошлом году все признавали его «одаренным», а в этом году - нет.
- Совет: «одаренность» - это термин, предназначенный для родителей и учителей, чтобы помочь ярким, способным ученикам, но никак не цель, поставленная перед вашим ребенком. Вместо того чтобы использовать термин «одаренность» как источник мотивации или определенный стандарт успеваемости ребенка в школе, попробуйте сохранять те же высокие, но здоровые ожидания от ребенка, как в то время, когда вы считали его просто способным.
Нетерпеливость
Одаренные дети могут злиться и терять терпение по отношению к себе и другим детям. Ваш ребенок может разволноваться, если мгновенно не поймет какое-то слово в книге или вопрос из домашнего задания, или может легко отказаться от внеклассных мероприятий, если не преуспевает в них с самого начала. Младшие дети, еще не знающие о своей одаренности, могут сердиться на своих одноклассников, которые не схватывают предмет, так же быстро, как они.
- Совет: когда ребенок чувствует себя чрезмерно взволнованным, заставьте его сделать паузу, закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов. Посоветуйте ему в моменты разочарований думать только о хорошем как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям.
Проблема дружеских отношений
Один из наиболее сложных аспектов одаренности - это проблема обретения и сохранения друзей. Одаренные дети могут казаться социально зрелыми и хорошо приспособленными к жизни в обществе, но при этом чувствовать себя одинокими и грустить по поводу проблем со сверстниками. Ваш ребенок может чувствовать, что у него слишком мало общего с одноклассниками, или столкнуться с проблемой в процессе вхождения в компанию сверстников для игр и другой совместной деятельности. Иногда ребенок может легко заводить друзей, но затем друзья начинают воспринимать его как «задаваку». У одаренного ребенка могут возникать ожидания от дружбы, которые отличаются от ожиданий его сверстников, так как он сильнее развит интеллектуально и более чувствителен и эмоционален.
Наиболее одаренные дети, как правило, испытывают наибольшие трудности с дружбой. Очень важно помогать детям в преодолении социальных и эмоциональных проблем на ранних стадиях их возникновения, при этом стоит обратиться за помощью к учителям или психологам. Количество социальных проблем может увеличиваться с возрастом.
- Совет: помогите ребенку найти подходящую компанию, организуя совместные мероприятия с детьми со схожими интересами и уровнем интеллекта. Попросите учителя найти других одаренных детей в школе (не только в его классе). Посещайте с ребенком научные кружки и литературные семинары, там он может встретить ярких и способных сверстников.
Вопросы внимания и самоорганизации
Многие одаренные дети сталкиваются с проблемами недостатка внимания и организационных навыков, так как обычно мыслят абстрактно и им быстро становится скучно. Эксперты в области образования обнаружили, что мальчикам более свойственно быть дезорганизованными и отвлекаться. К счастью, существуют советы и приемы, которые вы можете использовать, чтобы помочь вашему одаренному ребенку, мальчику или девочке, побороть проблемы недостатка внимания и дезорганизации. Определите особенности своего ребенка и поговорите с учителем о существующих проблемах и возможных путях решения.
- Совет: пусть ребенок выполняет домашнее задание письменно, а не с помощью мобильного телефона или Интернета . При этом давайте ему короткие перерывы примерно каждые 30 минут, чтобы его мозг успевал отдохнуть.
Истощение физических и душевных сил Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.
Вконтакт
Проблемы обучения одаренных детей
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. Именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.
Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.
Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Проблема одаренности состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И неизвестно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например.
Художественная одаренность.
Этот вид одаренности подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
К "интеллектуалам" в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно друзей. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Творческая одаренность.
Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания и почитания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.
Социальная одаренность.
Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.
Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
Наличие одаренности в психомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и тренеры осуществляют на ее основе отбор перспективных детей и подростков для занятий спортом, балетом, цирковым мастерством и т.д. Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.
Достаточно хорошо известно, даже из бытовых наблюдений, что одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных навыков, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно быстрая двигательная реакция. Нередки случаи, когда лучший «математик» класса или одаренный юный поэт на уроках физической культуры оказываются среди отстающих учащихся. Это вызывает насмешки, а то и преследование со стороны одноклассников. Ранний опыт подобных конфликтов со сверстниками негативным образом сказывается на становлении и развитии характера одаренных детей и подростков. Более того, часто они не умеют утвердиться в группе сверстников, недостаточно физически развиты для того, чтобы постоять за себя в стычках, им не свойственна агрессивность, так что они избегают столкновений. В результате сравнительно многие одаренные дети и подростки приобретают репутацию трусливых «маменькиных сынков или дочек», что также не способствует гармоничному развитию их характера.
Весьма распространенной разновидностью интеллектуально-психомоторной диссинхронии является плохое владение навыками письма детьми, проявляющими одаренность в интеллектуальной сфере. По мнению ряда исследователей, это связано с различиями в скорости протекания интеллектуальных и психомоторных процессов у таких детей. Будучи недостаточно сформированной, письменная речь входит в противоречие с быстрым темпом познавательной деятельности. Усилия ребенка, направленные на избавление от данного вида дисгармонии, могут обернуться, с одной стороны, резким снижением темпа интеллектуальных действий, а с другой стороны, заметным ухудшением качества письма – неразборчивостью, неаккуратностью, многочисленными описками и пропусками значимых элементов сообщения.
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.
Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.
Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение - это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.
Считается, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.
Существуют некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой - есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.
Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.
Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий - ускорения и обогащения.
Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени н а виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.
Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Степанов С.С.. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.
«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.
Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999.
Клименко В.В. «Психологические тесты таланта». Харьков 1996.
Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993.
Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.
Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961,
Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977.
Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.
«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г.г.
Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.
Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.
«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.
«Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.
Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение -- это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
Ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:
- 1) учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
- 2) дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
- 3) необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
Считается, что ускорение -- наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.
Существуют некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой -- есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.
Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.
Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, даже четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.
Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.
Другой метод поддержки обучения одаренных детей - обогащение - чаще всего в нашей стране принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках (по математике, физике, моделированию и т.д.), секциях, школах специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка. Проблема здесь заключается в том, что ребенок, посещающий кружок (или кружки), продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той схеме, которая не соответствует особенностям его интеллекта.
Более систематический и теоретически обоснованный метод обогащения разработан известным специалистом в области психологии одаренности Дж. Рензулли. Этот метод предполагает три уровня. Первый уровень включает занятия по общему ознакомлению с широкими, порой мировоззренческими темами, выходящими за рамки обычной школьной программы. Задача работы в рамках первого уровня, охватывающей всех, а не только особо одаренных детей, заключается в том, чтобы помочь ученикам найти интересующую их область занятий. Второй уровень направлен на развитие когнитивных и эмоциональных процессов. Особенностью метода Резнули является попытка совместить когнитивное обучение с интересами ребенка, проявившимися на основе занятий первого уровня. Два первых уровня рассчитаны на всех детей, но в ходе этих занятий из общего числа выделяются те, кто может считаться особенно одаренным в каких-то областях. Эти дети допускаются к третьему, наиболее высокому в системе Резнули уровню обогащения. Работа в рамках этого третьего уровня предполагает самостоятельные индивидуальные исследования ученика в той области, которая представляет для него наибольший интерес, тем самым ребенок получает опыт собственно творческой работы: не просто усвоения накопленного людьми знания, но производства своего продукта. Система Резнули включает, таким образом, не просто методы интеллектуального обогащения учеников, но и методы выявления наиболее одаренных из них на основании самого учебного процесса, а не психологических тестов. Тем самым обеспечивается определенная «демократичность» работы, подчеркиваемая и тем обстоятельством, что два из трех ее уровней предоставляются всем ученикам, а не только избранным. Кроме того, три уровня позволяют включить перед самостоятельной работой очень важный момент формирования интересов.
Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
Второй способ - специальные школы для одаренных детей: лицеи, гимназии. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Деятельность таких учреждений основана на ряде научных принципов.
Найти точку роста . Для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха.
Выявление индивидуальных особенностей . Одаренность ее лежит на поверхности, она может быть незаметна для «невооруженного глаза».
Занятия по индивидуальному расписанию . Цель поддержания ребенка в его точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения по различным дисциплинам. Ребенок должен иметь возможность заниматься математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений.
Малые размеры учебных групп . Желательно, чтобы учебные группы не превышали 10 человек. Только в это случае можно достичь подлинно индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание ученикам.
Воспитание лидерских качеств. Творческая активность характеризуется умением самостоятельно, без оглядки на других выбирать сферу своей деятельности и двигаться вперед.
Учебные программы, открывающие простор для творчества. Программы для одаренных детей должны открывать возможности для самостоятельной работы и рассмотрения сложных мировоззренческих проблем.
Организация занятий по типу «свободного класса». Этот тип занятий, допустимый при небольших размерах учебных групп, предполагает возможность перемещения учеников по классу во время занятий, образования групп, занятых различными вопросами, и относительно свободный выбор работ детьми.
Стиль учителя - совместное творчество с учениками . Учитель в работе с одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам делать самостоятельные выводы и открытия. Такой подход связан и с тем, что учитель не устанавливает однозначных оценок правильности, эталона правильного ответа. Ученики сами спорят друг с другом и оценивают разные возможности ответов.
Подбор учителей . Подбор учителей должен основываться не только на их компетентности и умении находить подход к ученикам. Следовательно, подбор учителей должен учитывать и фактор личной творческости, яркости кандидата.
Работа с родителями . Родителям должна предоставляться небанальная информация об их детях, их сильных и слабых сторонах и перспективах развития.
Формирование корректных отношений между учениками . Установка на лидерство и на соревнование не должна переходить в агрессивные формы поведения учеников. Решительное табу должно быть наложено на любую вербальную ли физическую агрессию.
Индивидуальная психологическая помощь . Даже при самой рациональной организации учебного процесса нельзя исключить возникновение личностных проблем у одаренных учащихся. В этом случае им должна быть оказана помощь профессиональным психологом.
Третий способ - библиотерапия - лечение книгой. Давно признано, что книги являются ценным и эффективным средством помощи детям и взрослым в решении личностных проблем, а также проблем, связанных с учебой; средством развития умений, необходимых для достижения успеха в жизни. Их благотворное влияние объясняется тем, что при надлежащем использовании они могут изменять ценностные ориентации, способы толковании жизненных событий и межличностных отношений.
Библиотерапия особенно эффективна при работе с одаренными благодаря тому, что:
- 1) они рано начинают читать и интересуются книгами;
- 2) книги предоставляют возможность общаться с талантливыми людьми всех времен народов, прошедшими и преодолевшими подобные проблемы. В романах и пьесах, биографиях и автобиографиях, поэмах и дневниках одаренный ребенок может найти ключи лучшему пониманию того, что происходит с ним и с миром. Через отождествление себя с героями, сталкивающимися со знакомыми конфликтами, мучающимися теми же вопросами, одаренные находят пути разрешения своих проблем.
Библиотерапию в классе можно использовать в зависимости от потребностей класса и/или отдельных учащихся. Например, это может быть проблема всего класса - скука на каких-то уроках из-за учебной программы, не учитывающей особенности конкретной аудитории; проблема отдельной ученицы или ученика - например, трудности взаимоотношений с одноклассниками; личностные трудности - например, в развитии положительного самовосприятия.
Успешная библиотерапия требует:
- 1) прочтения специально подобранной книги, отражающей в той или иной мере аналогичную проблему;
- 2) последующего обсуждения прочитанного. Чтение книги без обсуждения может не привести к желаемому результату. Важно, что бы одаренный ребенок принял участие в обсуждении прочитанного, имел возможность высказаться. В зависимости от проблемы обсуждение может быть проведено во всем классе, в малых группах, только с одним человеком. В дополнение к обсуждению, основываясь на книге, можно использовать ролевые игры, драматизацию, поиск новых вариантов решения проблем.
Библиотерапия не может решить всех проблем, с которыми встречаются одаренные дети, однако при хорошей организации она предлагает широкие возможности для решения многих существующих трудностей и предотвращения будущих.
Изложенные принципы образуют своего рода программу-максимум, осуществить которую в полном объеме непросто. Однако опыт их применения показывает их большой развивающий эффект. Позитивные результаты могут быть достигнуты уже при частичной реализации этих принципов.