Примеры наречий с мягким знаком на конце. Урок на тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Методика адаптивного обучения
![Примеры наречий с мягким знаком на конце. Урок на тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Методика адаптивного обучения](https://i1.wp.com/xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u217339/t1540144685ab.jpg)
Конспект урока
по русскому языку
в 5 классе
разработан в соответствии
с требованиями ФГОС
с использованием современных образовательных
технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)
Разработала
Поважнюк С.А., учитель
русского языка
и литературы
"Школа-гимназия №3"
города Армянска.
Армянск
2016
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".
Задачи:
обучающие:
формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.
формирование способности различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи.
формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы.
активировать словарный запас учащихся.
развивающие:
развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
воспитательные:
воспитание и развитие личностных компетенций учащихся;
формирование коммуникативных умений и навыков учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
Развивать навыки владения основными орфографическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка;
Умение на практике применять теоретические знания.
Личностные: обогащать объем словарного запаса и усваивать грамматические средства для свободного выражения мысли, а также развивать способность к самооценке.
Метапредметные результаты :
регулятивные УУД : целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД:
Принимать участие в работе парами;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание.
Тип занятия: изучение нового материала.
Используемые методы: с ловесные; наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ.
Средства обучения: мультимедийные средства, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 5 клас с ». Часть 2. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. (М.: Просвещение, 2014);
Ход урока
1 . Организационный момент. Эмоциональный настрой
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел вам, и тогда
Будем грамотны всегда!
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем, совместной работой порадуем себя и наших гостей.
2. Актуализация знаний.
Сегодня у нас необычный урок, потому что мы отправляемся в экспедицию. Что обозначает это слово? Кто мне подскажет? (ответы учащихся).
Точное лексическое значение этого слова мы можем узнать по словарю.
- Скажите, а в каком словаре подаётся лексическое значение слова?
- С толковым словарём русского языка С.И.Ожегова работала... (имя ученицы).
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова подаётся такое объяснение:
Экспедиция - это поход, поездка отряда со специальным заданием.
- Итак, отряд - это мы все, кто находится в нашем классе.
Наше задание - подробнее разобраться в русском правописании и, по возможности, сделать интересные открытия.
Участники экспедиции должны знать о предмете поиска , а подскажет нам его герой книги Н.Носова Незнайка . Он тоже хочет с нами отправится в экспедицию, поэтому приготовил нам задание.
- Внимательно послушайте и определите о какой части речи будет повествоваться.
Инсценизация.
Незнайка : - Я невзлюбил эту часть речи еще задолго до того, как узнал о ней. Всю жизнь она меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А кому понравится слышать о том, что тебя видят насквозь?
А мне приятнее носиться вскачь, лежать горизонтально и тихо-тихо (достаёт пульт) щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана, которых видимо-невидимо. (М.Н.Енина)
- Что же это за часть речи, от которой нет покоя? ( Наречие).
- Как вы определили? (вопросы, слова, которые указывают на признак действия)
- Какие словосочетания с наречиями запомнили? (стой прямо, сиди ровно, говори правильно, носиться вскачь, лежать горизонтально )
- Итак, предмет поиска - наречие. ( СЛАЙД 1)
- Ребята, возьмём с собой Незнайку?
3. Мотивация учебной деятельности.
Очень часто в экспедиции возникают трудности, и участники похода должны научиться их с честью преодолевать. Вот и у нас первое испытание.
Решить лингвистическую задачу. ( СЛАЙД 2)
1. Привлеч(?) товарища;
2. Долго помниш(?);
3. Лесная глуш(?);
4. Пахуч(?) весной;
5. Открыты настеж(?).
- Написание слова в каком из словосочетаний вы не можете объяснить?
- Какова тема нашего урока?
4. Постановка задач.
Попробуйте сформулировать тему урока (обучающие формулируют тему урока). (СЛАЙД 3)
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Какую проблему мы будем с вами исследовать? (обучающиеся формулируют задачи урока: различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи; выработать навык написания мягкого знака на конце наречий; совершенствовать орфографические навыки; расширять словарный запас и развивать речь).
5. Работа над новым материалом .
- Экспедиции снаряжаются, чтобы сделать новые открытия. Мы тоже можем совершить открытие для себя, если, конечно, постараемся. Думаю, без труда справимся с новым заданием: мы будем исследовать орфограмму.
Наблюдение над материалом, побуждающий к открытию новых знаний.
На доске появляется запись: (СЛАЙД 4)
ПОДУМАЙ
настежь уж
на о тмашь замуж
навзничь невтерпёж
сплошь
вскачь
Какой частью речи являются эти слова? (это наречия).
Докажите, что это наречия? (неизменяемая часть речи, отвечает на вопрос как? обозначает признак действия...)
После каких шипящих написан мягкий знак? (это ч, ж, ш )
У скольких слов мягкого знака нет? (у трёх)
После какой буквы в словах уж, замуж, невтерпёж нет мягкого знака? (после буквы ж ).
Как называются слова, которые не подчиняются правилу ? (слова - исключения.)
ВЫВОД: - Итак, ребята, наша экспедиция только что провела лингвистическое исследование какой орфограммы?
(Мягкий знак после шипящих в конце наречий).
- Кто из вас постарается сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих у наречий? (Во всех наречиях после шипящего пишется мягкий знак. Исключение составляют только три наречия: уж, замуж, невтерпёж ).
Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода прочитаем правило в учебнике на стр. 71. Может быть что-то не сказали. Проверим.
(Дети открывают учебники и один из уч-ся читает правило вслух).
ВЫВОД: наше исследование закрепим рифмовкой. (СЛАЙД 5)
Вставьте необходимые ключевые слова из правила и запишите вывод:
«Во всех наречиях ты … найдешь, кроме … слов: … , … , …».
Ключевые слова: мягкий знак, трёх, уж, замуж, невтерпеж.
(СЛАЙД 6)
Правила написания наречий запомнить легко:
Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.
Запишите эту рифмовку себе в тетрадь.
6. Закрепление изученной орфограммы.
Орфограмму " Мягкий знак после шипящих в конце наречий" мы исследовали. А теперь (для полного исследования) нам надо усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило.
Задание 1. Выполнить упражнение 418, стр.71. Читаем задание. Выполняем 1 предложение как образец, следующие по вариантам:
У доски работают 3 уч-ся (записывают В-1: 4,5 В-2: 6 предложения, обосновывают орфограмму).
ВЫВОД: все ли наречия записали с мягким знаком? В каком предложении наречие записали без мягкого знака? (6 предл.) Почему? (исключение). Во всех наречиях пишем после шипящих "ь", кроме исключения. Синтаксическая роль наречия в предложении... обстоятельство.
- Ребята, как вы думаете, почему уж, замуж, невтерпёж пишутся без мягкого знака? ( варианты ответов учащихся).
Среди участников экспедиции находятся языковеды , которые и объяснят эти исключения. (Опережающее домашнее задание).
Ученица 1: объяснить исключения замуж, невтерпёж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительных муж и терпёж , которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.
Ученица 2: интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устаревшее), которое обозначает «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется в современном русском языке с мягким знаком.
ВЫВОД: - Благодарим языковедов за историческую справку. Теперь мы не только знаем, как пишутся эти слова, но можем обосновать их написание.
Но иногда мы допускаем ошибки в произношении наречий, чтобы этого избежать предлагаю орфоэпическую разминку.
(Словосочетания записаны на доске.)
Задание 2 . Орфоэпическая разминка.
Прочитайте правильно, поставив ударение в наречиях:
пиши крас и вее, сядь уд о бнее, вытри д о чиста, взглянуть м е льк о м. ( м е льк о м - допускается 2 варианта, но 1-й - более правильный ).
ВЫВОД: надеюсь в дальнейшем вы будете следить за своей речью и речью одноклассников, чтобы не допустить нарушений в произношении.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проверка на внимание и знание материала)
Сейчас я буду называть слова с шипящими на конце. Если мягкий знак есть в слове, то встают девочки , если его нет - мальчики . Приготовились.
Встаешь (д), малыш, ночь (д), замуж, играешь (д), много туч, печь (д), нож, навзничь(д), гонишь(д), уж, хорош, вскачь (д), горяч.
Физкультминутка дала возможность проверить вас на внимание и знание материала. Усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило мы будем и дома. Откройте дневники запишите домашнее задание: (запись на доске) стр.71, выучить правило; письменное задание по выбору учащихся: упр. 419 (объясняю); составить лингвистическую сказку "Мягкий знак в словах после шипящих "
Продолжаем работу экспедиции: совершенствовать орфографические навыки. Мягкий знак очень капризный житель страны Грамматика. Вот и сегодня он убежал от некоторых частей речи и спрятался в других словах. Помогите найти беглеца.
Задание 3 . «Отыщите беглеца!».
Выписать слова с мягким знаком .
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, верно ли выполнено задание. Не допущены ли ошибки в правописании? Выставьте отметки. Исправления и выставление отметок делайте карандашом.
Правильные ответы на доске : беречь, прочь, на о тмашь, вскачь, навзничь, сплошь - 6слов. Обратить внимание на ударение в слове «на о тмашь».
Критерии оценивания записаны на листах раздаточного материала по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" .
"5" - 0;
"4" - 1 ;
"3" 2-3;
"2" - 4 и больше.
ВЫВОД: Подымите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте на полях карандашом «5» . Кто допустил 1 ошибку? Поставьте на полях карандашом «4». Я надеюсь, что в следующий раз ошибок не будет вовсе.
Итак, ребята, правильно выполненная работа подводит нас к тому, что мягкий знак после шипящих пишем в глаголах и наречиях, кроме уж, замуж, невтерпёж.
Как и любое исследование - утомительно. Предлагаю послушать музыку. Непросто музыку, а музыку... ВЕСНЫ. Слышали?!
Учащиеся слушают МУЗЫКУ ВЕСНЫ - релаксация.
- Какое настроение навеяла музыка? С каким праздником она ассоциируется? (праздником весны - 8 Марта, день, когда мы поздравляем своих милых, дорогих и любимых женщин).
Задание 4. Творческая работа.
Предлагаю ребятам составить несколько предложений, которые могут быть включены в текст поздравления с праздником 8 Марта.
Используйте словосочетания с наречиями:
искренне желаю, сердечно поздравляю, живи счастливо, сияет ярко, удивительно красиво. (дети могут вводить свои словосочетания с наречиями).
(Можно показать открытку с 8 Марта для развития творческого воображения).
Прослушать несколько работ, обратить внимание на правильность выполнения задания.
ВЫВОД: Молодцы, я надеюсь, что наш урок не прошёл впрок. В предложениях вы использовали наречия, которые играют немаловажную роль в поздравлении, делая его образнее, поэтичнее. Я надеюсь, что ваши искренние поздравления мамам, бабушкам подарят им поистине праздничное весеннее настроение.
- Ребята, нам осталось провести итоговое исследование, которое поможет сформулировать орфограмму " Мягкий знак после шипящих в разных частях речи".
Задание 5. Определить в каких частях речи пишем мягкий знак после шипящих, а в каких нет. Обоснуйте свой ответ.
Доч.., ноч.., навзнич.., мяч.., туч.., горяч.. , свеж..
береч.., вскач.., пишеш.. .
Работа в группах.
1-я группа: выписать слова-существительные, объяснить орфограммы
( дочь, ночь, мяч, туч)
2-я группа: выписать слова- прилагательные, объяснить орфограммы
(хорош, скрипуч, горяч, свеж)
3-я группа: выписать глаголы и наречия, объяснить орфограммы
(беречь, пишешь, навзничь, вскачь).
Капитаны выходят к доске и делают
выводы (по какому принципу выписывали слова)
:
1-я группа: Вывод: дочь, ночь, мяч, туч;
женский род, единственное число, 3-е склонение - пишем мягкий знак;
мужской род; множественное число - мягкий знак не пишем.
2-я группа : Вывод: хорош, скрипуч, горяч, свеж;
в кратких именах прилагательных мягкий знак не пишем никогда.
3-я группа : Вывод: беречь, пишешь, навзничь, вскачь;
неопределенная форма: беречь; пишешь - 2-е лицо, единственное число; во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: уж, замуж, невтерпёж.
Группы оценивают друг друга: 2группа оценивает 1 группу, 3группа. - 2 гр., 1группа - 3 гр.
ВЫВОД: Итак, ребята, какую орфограмму вы исследовали? ("Мягкий знак после шипящих в разных частях речи"). Мы подвели итог в написании мягкого знака в существительных, кратких прилагательных, глаголах и наречиях.
7. Рефлексия.
Наша экспедиция отлично справилась с орфографическими открытиями и возвращается домой. Но поставим точку в нашей экспедиции только тогда, когда запишем свои исследования в Книгу открытий.
На партах есть листы "Исследования в написании наречия" . Запишите, какие открытия для себя сделали вовремя экспедиции.
- Итак, ребята, вовремя экспедиции вы достигли поставленной цели?
Где эти знания вам могут пригодиться?
Активным ли был Незнайка в экспедиции? Как бы вы его оценили?
Незнайка, тебе понравилась работа исследователей? Кого бы назвал более активным и оценил на отлично?
Отметки за урок.
Учитель: класс сегодня работал:
ОТЛИЧНО
ПРЕКРАСНО
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Практические задания.
1. Упражнение 418, стр.71. Читаем задание. Выполняем 1 предложение как образец, следующие (4,5,6 предложения) - по вариантам:
В-1: 4-5 предложение, определить синтаксическую роль наречия.
В-2: 4-6 предложение, определить синтаксическую роль наречия.
2. Орфоэпическая разминка. Поставить ударение в словах.
Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, взглянуть мельком.
3. «Отыщите беглеца!»
Задание. Выписать слова с мягким знаком .
Грош?, береч?, проч?, наотмаш?, вскач?, скрипач? , тысяч?, навзнич?, сплош?
Критерии оценивания:
"5" - 0;
"4" - 1 ;
"3" 2-3;
"2" - 4 и больше.
4. Составь несколько предложений, которые могут быть включены в текст поздравления с праздником 8 Марта. Используйте словосочетания с наречиями.
Искренне желаю, сердечно поздравляю, живи счастливо, сияет ярко, удивительно красиво.
5. Работа в группах. Провести итоговое исследование: в каких частях речи пишем мягкий знак после шипящих, обоснуйте свой ответ.
Доч.., ноч.., навзнич.., мяч.., туч. хорош.., сплош.., скрипуч.., горяч.. , свеж..
береч.., стереч.., вскач.., пишеш.., читаеш..
1-я группа: выписать слова-существительные, объяснить орфограммы.
2-я группа: выписать слова- прилагательные, объяснить орфограммы.
3-я группа: выписать глаголы и наречия, объяснить орфограммы.
6. Подберите к наречиям, которые заканчиваются на шипящий, глаголы; составьте словосочетания:
В-1: вскачь, невтерпёж.
В-2: замуж, на о тмашь.
Фамилия ______________ имя ____________
Исследования в написании наречия.
Допишите предложения.
1. В наречиях мягкий знак пишем...
2. Мягкий знак не пишем в таких наречиях: ... ... ...
3. Чаще всего наречия зависят от...
4.В предложении обычно наречие выступает...
5. Свою работу я оцениваю на... , потому что...
Класс: 7
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».
Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».
Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.
Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.
Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с разноуровневыми заданиями, плакат «Кто напрасно бежит за слоном?», выставка словарей, таблицы, карточки – части речи.
Ход урока.
1. Объяснение нового материала.
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ.
Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия)
Докажите, что это наречия. (Неизменяемая часть речи,…)
Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы *? (Над шипящими)
Используя предоставленные на доске слова, назовите тему сегодняшнего урока.
(МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ)
Запишите тему урока в тетради.
Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова
НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)
Вместе читаем правило на доске.
Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ
Чтение правила в учебнике на стр. 117.
2. Работа с таблицей.
А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Перед вами лежат таблицы, заполните их известными вам правилами употребления буквы Ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Проиллюстрируйте таблицы своими примерами.
(стр. 116 – 117, учебник)
Ь ПИШЕТСЯ |
Ь НЕ ПИШЕТСЯ |
3. Выборочный диктант (проверка д/з).
Дома у вас было творческое задание, вы должны были подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих. (сущ., гл., кр. прил.)
(Д/Р оформлена на альбомных листах – это творческое задание)
Например:
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури –
Не одолев их бурной дури…
И спорить стало ей невмочь.
(А.Пушкин)
(Читают 5 учеников )
(Примеры с наречиями читает учитель)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С.Есенин)
Родная природа
И врач и художник:
Когда человеку бывает невмочь,
Растет для него
Вдоль дорог подорожник,
Чтоб быть под рукой
И от боли помочь.
(А. Гребёнкин)
Его зарыли в шар земной.
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград
(С. Орлов)
Смолистые поленья сложены,
Как будто полнолуний ряд.
Мне слышно: кто-то дышит в логове,
Шарахается птица прочь.
(Е. Шевелева)
4. Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно)
Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из «бегущих» не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками ).
Дети находят слова с ошибками, вспоминают правила правописания.
5. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками).
А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом (дети сами выбирают уровень сложности по своим способностям).
Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» (рисунок №1). Давайте познакомимся с текстом (читают текст).
Докажите, что это текст.
Определите стиль текста (художественный).
Докажите своё мнение.
Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».
(с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)
Подберите антонимы к слову НАСТЕЖ (застежка, застегивать).
«КОЛОКОЛЬЧИК» |
«ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА» |
«РАСКРЫТАЯ КНИГА» |
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.) |
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_) |
Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не)пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ . |
6. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами повторили тему «Мягкий знак после шипящих». Давайте подведём итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.
В словах какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется Ь? (глагол)
В словах какой части речи после шипящих НИКОГДА не пишется Ь? (прилагательное)
В словах какой части речи после шипящих Ь пишется только в исключениях? (наречие)
В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа и падежа? (существительное)
К какой части речи относятся слова НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, ПРОЧЬ? (наречие)
7. Домашнее задание.
Дома выполняете № 191. Это творческий диктант. Вы должны будете дописать текст, используя слова с уже изученными орфограммами в наречиях.
8. Выставление отметок за урок.
Рисунок №1
Константин Федорович Юон «Конец зимы. Полдень»
Цель:- Повторить изученное.
- Показать случаи употребления мягкого знака на конце наречий.
Ход урока:
1.На доске заявление Домового в домоуправление.
Заявление.
Заявляю, что как только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.
Домовой Кузьма.
Учащиеся находят и исправляют ошибки.
2. Упражнение 266 на стр.123
Буква Ь после шипящих на конце слова |
||
Часть речи | Пишется | Не пишется |
Имя существительное | женский род, единственное число, 3-е склонение: рож ь, ноч ь, глуш ь, вещ ь | мужской род, единственное число: нож
, врач
, шалаш
, товарищ
множественное число: много дач , училищ |
Краткие имена прилагательные | свеж
пахуч хорош |
|
Глаголы | 2-е лицо, единственное число: умываеш
ь - умываеш
ь ся
; повелительное наклонение: спряч ь - спряч ь те ; неопределенная форма: испеч ь, зажеч ь | |
Наречия | Навзнич
ь, настежь сплош
ь невмочь, Вскачь, наотмашь, лишь и прочь. |
В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, надо выучить любое из двух правил по вашему выбору.
Правило первое: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
Правило второе:
на конце наречий мягкий знак после букв Ш и Ч пишется, а после буквы Ж не пишется, кроме одного слова- исключения НАСТЕЖЬ.
а) определить, какая это часть речи
б) если наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений
в) если нет, пиши мягкий знак.
3. Упражнение 263.
Мчится
конь вскачь
галопом по лесам, по полям.
Учёные обнаружили планету, сплошь усыпанную
алмазами, рубинами и другими драгоценными металлами..
4. Самостоятельная работа
Некоторым ученикам дается карточка.
Карточка № 1
Задание: выпишите все наречия, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
1. Степь уходила вдаль. 2. Три воза сена загромоздили двор, ворота были открыты настеж…. 3. Царевна из медного царства вышла замуж… за среднего брата. 4. Навстречу мне шел высокий парень и еще издали улыбался. 5. Солнца луч блеснул промеж.. туч. 6. Бойцу было невмоч… от тяжелых ран.
Карточка № 2
Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1. Юноша лег навзнич…, подставив обветре(н,нн)ое лицо под дождь. 2. Двери комнаты были открыты настеж…. 3. Всадник наотмаш… ударил рукой лошадь по крупу, и она бросилась вскач…, назад. 4. Обе собаки разом подн…лись, с лаем ринулись проч…. от коня и и(с, з)чезли в темноте.
Карточка № 3
Задание: перепишите, вставляя в предложение нужное по смыслу слово.
1. На этот раз лошадей погнали ……2. Родион … отбросил все сомнения, приободрился. 3. Неистово звучат сверчки, и уснуть …. 4. Тяжело распахнулась …. железная дверь.
Слова для справок: вскач…, сплош…, напроч…, невмоч….
5. Упражнение 265.
6.Подведение итога урока.
В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак? Приведите примеры.В каких случаях мягкий знак на конце наречий не ставится? Приведите примеры. Назовите правило.
7. Домашнее задание: параграфы 32-35, упражнение 267.Цели урока:
I. Образовательные:
1. Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.
2. Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи.
3. Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий.
4. Употребление наречий в тексте.
5. Активизация словаря учащихся.
6. Повторение фразеологизмов.
II. Воспитательные:
1. Воспитание любви к русскому языку.
2. Формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
III. Развивающие:
1. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
2. Развитие умения аргументировать, доказывать.
3. Расширение кругозора, познавательного интереса.
4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование урока:
1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
2. Таблица "Буква Ь после шипящих на конце слова".
3. Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся).
4. Материал для самостоятельной работы.
5. СD-ROM "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс."
6. Презентация урока.
Структура урока:
I. Организационный этап.(2мин.)
II. Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)
1. Выполнение упражнения в учебнике (3 мин.)
В)Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (3 мин.).
Д) Использование наречий в речи (3 мин).
3. Самостоятельная работа (3 мин.)
V. Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.)
I. Организационный этап. (2 мин.)
Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:
Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь всё точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Так в конце он засияет,
Что кому-то "пять" поставят.
Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий". Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.
II. Этап проверки домашнего задания. (8 мин.)
Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. Вам необходимо поймать рыбу. Положив её в ведро, где написан "Ь" или не написан "Ь". Объясните свой выбор. (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны "поймать" рыбу на эту же орфограмму.)
Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.
(Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)
Слова для "рыбной ловли".
1. Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.
2. Дач, задач, туч, рощ.
3. Назначь, умножь, намажь.
4. Стричь, печь, жечь, уберечь.
5. Муж, пейзаж, камыш.
6. Мелочь, тишь, глушь.
7. Едешь, спишь, молчишь.
Буква Ь после шипящих на конце слова |
||
Часть речи |
Не пишется |
|
Имя существительное |
женский род, единственное число, 3-е склонение: рож ь, ноч ь, глуш ь, вещ ь | мужской род, единственное число: нож
,
врач
, шалаш
, товарищ
множественное число: много дач |
Краткие имена прилагательные |
свеж , пахуч, хорош | |
2-е лицо, единственное число: умываеш
ь
- умываеш
ься
; повелительное наклонение: спряч ь - спряч ьте ; неопределенная форма: испеч ь, зажеч ь |
||
настеж ь, навзнич ь, сплош ь | уж , замуж , невтерпеж |
Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).
Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)
III. Объяснение нового материала.(5 мин.)
Молодцы, помогли Царю столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:
С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
Объясните в данной пословице правописание слова "плачь". (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не будет писаться Ь? (Если это будет существительное мужского рода.)
Скажите, ребята, какой частью речи является слово "вскачь"? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?.) Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.
В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.
Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить нужен или не нужен Ь на конце слова "вскачь". Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет - поставить Ь.
Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.
Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.
IV. Закрепление нового материала:
1. Выполнение упражнения в учебнике.(2 мин.)
Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.
Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.
Объясните орфограммы в словах мчатся, усыпано. Объясните лексическое значение слов "наотмашь" (сильно размахнувшись), "навзничь"(опрокинувшись на спину, вверх лицом ).
2. Тренировочные упражнения (18 мин.).
А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).
Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: "Уж, замуж, невтерпёж". Он ждала приезда заморского царевича, чтобы побыстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.
Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.
(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).
1. Тягуч, колюч, скрипуч.
2. Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.
3. Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.
4. Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.
Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).
Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:
Ты мне снишься в несбыточном сне
про весенний Париж:
по-кошачьи сидишь на окне
и по-рыбьи молчишь.
(М.Алексеева)
Объясните орфограммы в данном стихотворении: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.
В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).
Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:
1. Волосы встают дыбом - становится невыносимо страшно.
2. Голова идёт кругом - кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.
4. Жить припеваючи - вести беззаботный образ жизни.
Г) Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие (2 мин.).
Даже ночью Царю снились кошмарные сны.
Царю приснилось, что он был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь .
Д) Использование наречий в речи (2 мин).
Царь был грустным, выдавал царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово "заграницу"? (Наречие .) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.
Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. (Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого - сабля.) Как называется разговор двух лиц? (Диалог)
Как живёте?
Нормально.
А с царством как?
Нормально.
Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?
Нормально.
Хорошо, значит?
Ну, я же говорю - нормально.
Странно вы говорите:
Почему? Нормально.
Вы считаете - нормально?
Нормально.
"Да-а,- грустно подумал я. - Странно:А ведь когда- то был вполне нормальный человек." (А.Шибаев)
Что значит слово "нормально"?(Нормально: соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?
3. Самостоятельная работа (3 мин.).
После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком.Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах пишется Ь и прочитать текст древней рукописи. Поможем Царевичу справиться с этим заданием.
Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.
Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..
Лусый морош.. увертал чуленую велоч..
Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец.
V. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).
Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.
1. Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.
2. Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.
3. Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.
4. Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая?6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.
(Программа выставляет оценку учащимся).
И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,
Наш дар бессмертный - речь. (И.Бунин)
На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак : вскачь , наотмашь , настежь . Исключения : уж, замуж, невтерпёж.
2. Буквы а, о на конце наречий
Почему надо писать слева , но налево ? Правило очень простое: написание букв а и о на конце наречий зависит от приставки.
3. Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях
Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно .
Под ударением пишется не- : не́ где, не́ куда, не́ когда, не́ откуда .
Без ударения пишется ни- : ни гд е́, ни кудá, ни когдá, ни откуда .
4. Дефисное написание наречий:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
№54 Выпишите из предложений только наречия.
1. Лошадь сразу пошла вскачь.
2. Было далеко за полночь.
3. Утром она распахнула настежь окно.
4. Чёрные тучи, сплошь покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь.
5. Мимо прошёл последний вагон, и поезд покатился прочь.
6. Уж небо осенью дышало.
7. Терпели целый месяц его выходки, а потом стало невтерпёж.
8. Он споткнулся о камень и упал навзничь.
№55 Перепишите наречия в два столбика, выделите приставки.
На конце пишем -а | На конце пишем -о |
Налев…, направ…, слев…, издавн…, снов…, надолг…, запрост…, сызнов…, досыт…, изредк…, вправ…, влев…, засветл…, дотемн…, справ…
№56 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Поставьте ударение в наречиях.
1. (не, ни)где (не)увид..л;
2. (не, ни)где встретит…ся;
3. (не, ни)куда пойти;
4. (не, ни)куда (не)пошёл;
5. (не, ни)когда (не)узнаеш…;
6. (не, ни)когда мне с вами разговаривать.
№57 Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями, в другой
– с прилагательными. Обратите внимание на разницу в написании.
1. пахнет (по)весеннему – (по)весеннему льду;
2. (по)вашему совету – пусть будет (по)вашему;
3. (по)старинному преданию – одет (по)старинному;
4. соглашайтесь (по)хорошему – (по)хорошему покрытию;
5. по(летнему) расписанию – одет (по)летнему;
6. сделал (по)своему – (по)своему проекту;
7. (по)моему мнению – всё равно будет (по)моему.
Тема 13
Частицы
Частица – это служебная часть речи, которая передаёт оттенки значений и служит для образования форм слова.
Частицы делятся на три группы:
1. Смысловые (ли, разве, неужели, даже, именно, лишь, только, всё-таки, вон, вот, как раз, почти, хоть, едва ли, вряд ли ).
2. Формообразующие (бы, пусть, пускай, давай ).
3. Отрицательные (не, ни ).
Правила написания частиц:
Раздельно пишутся частицы бы (б), же, ли (ль) : посмотрел бы , смотри же , не поздно ли .
Через дефис пишутся частицы то, ка, таки (после глаголов и наречий): Яблок-то ! Посмотри-ка ! Придумал-таки !
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
№58 Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
Сидел я как(то) в воскресенье дома. Делать что(либо) мне было лень, и я подумал: «А схожу(ка) я к своему пр…ятелю Борьк…». Он хвалился, что ему отец купил(таки) компьютерную игру, но дальше треть… ур…вня ещё (не, ни)кто (не)проходил, а их там (аж)двенадцать. (Не)уже(ли) и я (не)доберусь хотя(бы) до десятого? За…вился я к Борьке будто(бы) с задачей разобрат…ся, а сам (не)взначай к компьютеру подошёл. Борька(таки) (не)выд…ржал и тут(же) начал про свою новую игру рассказывать. А я ему: «Позвольте(ка) взглянуть!» Пр…сидели мы с ним часов пять. Всё(таки) не наврал пр…ятель – дальше третьего ур…вня (так)и (не) добрались!
Раздел IV
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Вы говорите с приятелем, спорите с ним или спрашиваете о чем-нибудь. Свои мысли вы превращаете в предложения. Интонацией вы передаёте паузы, возмущение, вопрос. На письме интонация заменяется знаками препинания: пауза – запятая, тире или точка, возмущение – восклицательный знак, вопрос – вопросительный знак:
- Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?
- Около двух лет.
- На ком?
- На Лариной.
- Татьяне!
- Ты ей знаком?
- Я им сосед.
- О, так пойдём же.
(Кстати, из какого литературного произведения этот отрывок?)
Синтаксис (от греческого syntakxis – составляю ) – раздел грамматики, изучающий предложение и текст.
Пунктуация (от латинского punktum – точка ) – это система знаков препинания и правил их употребления.