Пора остановить Евмения (Перистого)! Открытая встреча с игуменом евмением
Экология жизни. Люди: Мы живем в эпоху потребления. Большинство людей и на отношения смотрят так же: если есть что потреблять, если "вкусно", то притягиваются к источнику потребления.
Ценность жизни
В жизни всякое случается.
Иногда ты на вершине, иногда - спад.
Иногда ты – источник энергии для других, а, порой, тебе просто нечего дать, ты чувствуешь, что опустошен.
Бывает, что ты безупречен в словах и действиях, случается – совершаешь ошибку за ошибкой.
Иногда – ты крайне эгоистичен, а через некоторое время – сама жертвенность и безусловная любовь.
Эта синусоида у разных людей - разной амплитуды.
Мы живем в эпоху потребления. Большинство людей и на отношения смотрят так же: если есть что потреблять, если "вкусно", то притягиваются к источнику потребления. Если люди, которые тебя окружают, наелись тебя, напробовались – ты становишься неинтересен. Ты, вроде бы, продемонстрировал полную открытость и искренность – но, тем самым, раскрывшись полностью, оказался «человеком без тайны», а значит уже (как им кажется) понятым, изученным, исследованным.
Когда мы жертвенно опустошились, «во имя ближнего» – увы, ближние пойдут искать кого-то другого.
Когда ты пуст, «бездуховнен», некреативен и безрадостен, когда, как тебе кажется, «все отдал другим», и ничего нового не рождается – кто заметит тебя, кому ты такой нужен? Сможет ли кто прийти и восполнить тебя своей душой, поддержать, напоить, просто побыть с тобой? Так ты размышляешь в период спада.
Те, кто назывался друзьями, не замечают, не отвечают, тебя для них будто вовсе нет, связующая нить утеряна... Горячо возлюбленные становятся равнодушными, из отношений уходит ясность, свет, общность...
Все чаще слышу истории о том, как знаменитые артисты, известные проповедники, великие писатели, отдавшие всю душу своему делу, – уходят из жизни с чувством непонятости, невостребованности и в одиночестве.
Когда у тебя спад, тебе может казаться, что жизнь уже прожита, все, что ты мог сделать, – сделал, а самое главное так и не совершилось, не произошло.
Ты можешь прочитать в книжке или в интернете, что "среди множества мнений обо мне самым верным является мнение того человека, который больше всех меня любит", но тебе в это время покажется, что этого-то любящего, понимающего и принимающего человека в твоей жизни нет и никогда не будет... То есть, больше нет тех, ради кого... имеет смысл что-то делать, кто ободрит и соберет тебя тогда, когда жизнь вынесет тебя на обочину.
Остается снова выстроить вертикаль внутри себя, найти свой Центр, Бога внутри тебя, найти свое самое Постоянное Непостоянство... Ведь согласился же ты когда-то идти этим путем. Значит, так тому и быть. Значит, как есть. Просто принять, что эту жажду никому из людей не утолить...
Тому, кто идет дорогой Огня, необходимо доверять своему Глубинному Я и следовать за ним, как бы странно иногда это не выглядело со стороны. Ты будешь выглядеть отрешенным, нелюдимым, печальным. Не ведись на попытки «достать» и «расшевелить» тебя.
Время собраться в себя и вернуться к себе. Ощутить свою собственную ценность для себя самого, ценность своей жизни, своего внутреннего мира. Это время, когда из отношений с людьми необходимо вернуться к себе. Не гонись за тем, что ускользает, не ищи того, чего уже нет. Верни себя себе, соберись в себе, волны твоего Океана в это время возвращаются вспять.
Это определенный этап жизни твоей души. Прими его как Божественный Дар, с благодарностью.
Аномалии родительской любви
Предисловие многодетного папы: священника и доктора
Когда я был молодым, то довольно легко относился к тому поручению, которое дал мне Господь в этой жизни, - быть отцом. Что в этом трудного? Воспитывай детей, корми, пои, проверяй, чтобы уроки учили, чтобы не болели. В общем, - ничего особенного. Да только чем они старше, тем больше понимаешь, какое это непростое дело - любить своих детей. Ведь не «свои» они мне, не моя собственность. Как привычно считать своим то, что моё: моя машина, моя квартира, мои дети, мой холодильник. А ведь нет! Всё, что есть у меня, - принадлежит Богу! Это Его машина, Он дал мне её на время поездить; это Его квартира - Он дал мне её, чтобы пожить в ней некоторое время и это Его дети- Он доверил их мне на некоторое время, чтобы я помог им в начале их бесконечного пути.
Мои дети постоянно напоминают мне, что они - не моя собственность… Тем, что не слушаются, тем, что носятся по квартире, дерутся, разбивают посуду, проливают клей на одежду…. Как только я пытаюсь загнать их в «свои» рамки, о, как они отчаянно сопротивляются! И я каждый раз убеждаюсь: они - НЕ МОИ! Это особые люди, самостоятельные бесконечности, а я, - всего лишь их земное начало…
Помню себя начинающим папой. Тогда я искал литературу, из которой можно было бы извлечь принципы успешного воспитания. Я мечтал о «методике»… О, сколько я тогда книг перечитал! И везде находил примерно одно и то же: «как правильно сделать, чтобы все было правильно» . И я честно пытался: к иконкам прикладывал, запах ладана навевал, тропари праздникам в качестве колыбельной над кроваткой спящего малыша напевал, ну, в общем, всё делал по-православному. Не могу сказать, чтобы это было неправильно! Но уже тогда казалось, что это как-то немного искусственно; постоянно присутствовало ощущение, что я нечто малышу навязываю, как будто вместо него проживаю то, что он хочет и может прожить сам. Со временем я это прочувствовал, и, как сказал один мой знакомый: «Методики - это прошлый век. О них можно честно забыть, если есть желание заниматься делом. XXI век - век личностно ориентированных подходов. А все методики, построены на статистике и усреднении» .
Сейчас я это очень хорошо понимаю. И именно поэтому тогда я отказался от своего воспитательского «форсирования». У К.Д. Ушинского есть такая мысль: хороший воспитатель наблюдает за ребёнком и как только малыш хочет шагнуть, он как бы подставляет ступеньки под ноги вместо того, чтоб тащить его за собой по лестнице. Это очень красивая метафора: получается, что родитель помогает маленькому человеку самому выстраивать свою лестницу жизни и параллельно обучает его самостоятельности, что в итоге даёт повзрослевшему ребёнку умение самому двигаться вверх, не оглядываясь на папу-маму.
Помню, как однажды собрались мы, начинающие отцы, за бутылочкой газировки и говорили о делах родительских. И один из нас тогда сказал потрясшую меня фразу. Задумавшись и глядя куда-то вверх, он произнёс: «Вообще, правил не существует, просто надо постоянно держать руку на пульсе ребёнка…». У меня внутри всё перевернулось! Это же основной принцип: моя родительская интуиция! Ведь Бог делегировал именно мне ответственность быть папой, значит, и дал возможность чувствовать те моменты, когда нога моего малыша начинает подниматься для очередного шага! Доверять своим чувствам, уважать самостоятельность другого человека, пусть маленького, всегда быть рядом и держать связь с Небесным Отцом. До тех пор, пока малыш сам сможет воззвать к Нему: «Отче наш…» вместе со своим папой. После этого моя позиция отца уступит место другой, - позиции лучшего друга. Именно понимание этого оказалось для меня самым важным! Сейчас у нас шестеро…
Искренне обрадовался, когда отец Евмений предложил мне прочесть его труд. Это поистине книга мудрая и профессиональная во всех отношениях. Кто-то увидит в ней предупреждение, кто-то обличение, кому-то она станет благословением, а кому-то - настольной книгой.
Время, в которое приходится творить современным родителям, - непростое. «Дурные общества развращают добрые нравы» - это про сейчас! Страшно доверять ребёнку, отпускать далеко от себя, хочется постоянно опекать его, чтобы не пропал. Вот и получается, что, с одной стороны, - дурные сообщества, а с другой, - сердобольные родители с тисками, в которые они зажимают свободу своих детей. А итог - проблемные дети. Детские шизофрении, детские пограничные состояния, детские депрессии, тревоги - нет числа этим, сильно помолодевшим, болезням. Мамы бьют тревогу! Обращаются и в психиатрические клиники, и в церковь, и к знахаркам, лишь бы сделать что-нибудь с дитятей, ведь пропадает! Курит, пьёт, дома не ночует, уж и наркотики, кажется, пробовать начинает! А ведь мы его так любим!
Вот тут нужно внимательно посмотреть маме в глаза. Ребёнок вырос не сам по себе. Он, - веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья, - это целостный организм. И проблемы молодого росточка - это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растёт. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрят прежде всего на себя!
Книга, которую вы держите в руках, по моему глубокому убеждению, на сегодняшний день, наиболее удачный и конструктивный помощник. В ней чётко раскрыты принципы, по которым решаются проблемы в семье. Именно незнание этих принципов приводит к аномалиям в развитии ребёнка.
Эта книга поможет разобраться и в прошлых ошибках, и подскажет, как не совершить новых. Плохой друг всегда критикует и обличает. Хороший советчик - это тот, кто указывает на ошибки и помогает их исправить. Предлагая основные принципы, которыми следует руководствоваться, он оставляет на благословенную родительскую интуицию выбирать, как поступить в сложившейся ситуации.
Книга полезна и как рабочее пособие в семейном консультировании. Хороший психотерапевт обязательно её оценит. Выдержки из нее можно применять как самостоятельные методические материалы. С самых первых страниц, совершенно автоматически, в процессе чтения лично поймал себя на мысли, что прикидываю: «это, - плакатом на стенку», «это, - распечатать для друзей», «об этом не забыть рассказать на проповеди».
Я искренне рекомендую её всем, у кого есть дети или внуки. Бабушкам и дедушкам тоже будет полезно всерьёз задуматься о плодах их любви, благодаря чему они смогут изменить многое. Уверен, что Господь благословил этот труд! Ведь в нём проясняются очень важные принципы, которые можно усвоить, наблюдая за тем, как воспитывает нас наш Небесный Отец. Автор призывает учиться именно у Него. Его Словом пронизано в этой книге всё.
Священник Валентин Марков г. Нижний Новгород,
руководитель Миссионерского отдела
Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви
Вернуть детям детство, восполнить недостаток родительской любви
(предисловие священника)
Приступал к прочтению книги игумена Евмения «Аномалии родительской любви» со смешанными чувствами. У меня есть обычай читать книгу с оглавления, потом взглядом бегло пробежать по тексту на предмет догматической крамолы. И если такой субъективный анализ не выявит ничего душепагубного, приступать непосредственно к чтению.
Откровенно скажу: если бы эта книга попалась мне на полке православного, или светского магазина, если бы не общение с игуменом Евмением и определенные обязательства, я читать бы ее не стал. И напрасно.
Сначала о первом впечатлении.
С некоторых пор слово психология, надеюсь, не без основания, у меня вызывает однозначно негативную реакцию. Те курсы по «Основной», «Коррекционной», «Возрастной», «Социальной», «Педагогической» психологии, которые приходилось мне слушать в Новокузнецком педагогическом институте, а также литература по предмету, убедили меня в полном торжестве психоанализа над другими направлениями психологии на современном этапе. На основании этого сложилось отношение к психологии не как к науке, а как к мировоззрению любителей оправдывать свои основные инстинкты.
Одним словом, в иной ситуации для меня было бы достаточно одного слова «психолог», чтобы закрыть навсегда эту книгу. Смею думать, что я не один с такими взглядами. В этом случае советую отбросить свои штампы и начать чтение.
Книга, которую вы держите в руках, читается на одном дыхании. Множество поучительных жизненных примеров, без навязчивой назидательности и сухой догматичности.
С первых страниц мы с супругой из оценивающих произведение превратились во внимательных слушателей. У нас многодетная семья, - шесть детей. Двое старших во втором классе, третий, - в первом, четвертая, - в прогимназии. Все четверо параллельно ходят в музыкальную школу. С пятницы вечера по воскресное утро поют с мамой во время богослужения в нашем небольшом храме, так сказать в основном составе, поскольку других певцов нет. Обучение в две смены. Гимназия и музыкальная школа на таком расстоянии, что детей в их возрасте можно отпускать одних. У папы график по часам: кого куда везти - 6–8 раз в день, между службами и преподаванием в Духовном училище. У мамы забота, как одеть, накормить, помочь сделать уроки, вовремя уложить спать, подготовиться к службам, да и малыши не дают забыть о себе… Старший ребенок всегда виноват, потому что старший. Дети должны жить по жесткому графику, делать уроки в две школы, помогать по дому, участвовать в богослужении… Какое здесь воспитание? Какой индивидуальный подход?
Театр одного актера, или игрушки игумена Евмения.
Интервью со священником Олегом Стеняевым.
Источник: http://stavroskrest.ru/content/%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B5%D0%B2%D
«Альфа-Курс» - это неопятидесятническая программа, целью которой является подготовка людей к принятию новой эпиклезы для получения так называемых «иных языков». Миропомазанный человек не может прибегать ни к какой другой эпиклезе, если он считает себя православным христианином.
Москва наводнена листовками, где мы можем прочитать о том, что этот курс якобы надконфессионален. Так, например, в листовке сообщается следующее: «Посещение „Альфа-Курса" не предполагает никаких обязательств с Вашей стороны. Вопрос веры, посещение служб, принадлежность к той или иной религии - это Ваш личный выбор». Также в этой листовке сообщается: «Каждый вечер - новый анекдот от „ведущего" и новое блюдо от „шеф-повара"». На обратной стороне листовки сообщается адрес и телефон. Удалось выяснить, что по данному адресу действует неопятидесятническая организация «Роса», возглавляемая небезызвестным Павлом Савельевым, главным куратором «Альфа-Курса» на территории нашей страны. «Православная» версия АК является филиалом инициативы секты «Роса».
- Известно, что Вы вполне открыто выступаете против разного рода сектантства. Какая следует реакция с их стороны?
Когда я заинтересовался данной проблемой, то у меня возникли достаточно напряженные отношения с «альфа-курсистами» «восточного обряда». Вскоре мне стало известно, что руководитель «православного» филиала АК игумен Евмений (Перистый) ходил на меня жаловаться непосредственно к Павлу Савельеву.
Во время встречи с Савельевым он ему сказал, что некоторые альфа-курсанты в беседе со мною допустили оплошность и рассказали о своих харизматических переживаниях. Все это стало мне известно со слов одного неопятидесятнического пастора, который близок к Савельеву. Но больше всего меня возмутило то, что когда православные приходят на «Альфа-Курс» в формате секты «Роса», то им говорят, что РПЦ МП благословляет участие в этом миссионерском проекте. В подтверждение этого заявления православные показывали распечатки с официального сайта миссионерского отдела РПЦ МП.
Простому верующему трудно отличить истину от подделки под истину. А на страницах сайта была проведена реклама «Альфа-проекта» без уточнения, что этот же самый проект разворачивается неопятидесятническими общинами на территории России.
- Кто же все-таки изначально является автором «Альфа-Курса»?
Как известно, разработала данный проект Англиканская церковь. Один из авторов этого проекта, некий Никки Гамбл, который является автором книги «Введение в христианство», стоит на харизматических позициях, то есть считает, что главной целью данного курса является «крещение духом святым со знамением иных языков».
В России книгу Гамбла распространяют как сам игумен Евмений, так и его последователи.
- Коль Вы коснулись его последователей, что Вы можете сказать о неком Вадиме Вершинине, Андрее Андрееве, Илье Шмелеве и Наталье Пономаревой, активно участвующих в этом проекте?
Я не хотел бы называть какие-то имена и фамилии, но при этом я могу отметить, что те люди, которые находятся под влиянием игумена Евмения, оказываются вне теологического поля православного вероисповедования. Лично мне знакомые евмениане, не буду называть их имен, на мой взгляд, ведут себя очень странно. То они говорят о том, что мы, православные, слишком много молимся Божией Матери, то они начинают утверждать, что протестантское богословие «более современно и актуально сегодня для России, чем архаичное православие».
Они чувствуют себя некими «апостолами», которые должны принести русскому народу новую эпиклезу. Проблема всех этих молодых людей заключается в том, что никто из них не имеет нормального православного образования. И, более того, игумен Евмений любит окружать себя какими-то малолетками, которые совершенно не воцерковлены. Если в его «компанию» попадают православные люди, то достаточно за короткий срок происходит их расцерковление. Люди начинают как-то странно себя вести, у них возникают какие-то резкие телодвижения, гомерический хохот. Кстати, я как-то спросил игумена Евмения, почему они все у него так хохочут. Он сам захохотал и ответил: «Это „святой" смех». Надо заметить, что в их общине буквально господствует неопятидесятничес-кий харизматический сленг. Например, сам Евмений употребляет такие харизматические выражения как, например: «меня торкнуло», «кайф Святого Духа», «уикенд Святого Духа» и т.д. Все это можно увидеть и услышать на тех видеокассетах и компакт-дисках, которые распространяют «евмениане».
- Что Вы можете сказать о книгах игумена Евмения (Перистого)?
Читая его книги, я пришел в недоумение: он пишет об очень странных вещах. Вот несколько цитат из его книги «О побеждающем христианстве»: «...в Церковь потекут люди без долгов, без ущербности... которые свой талант и бизнес будут посвящать Господу» (с. 32); «Если в Церкви будет уважаема и чтима мудрость, то она сделает так, чтобы таланты, интеллект, финансы, связи и возможности были сосредоточенны в ней» (с. 33); «...мудрый и сильный человек обладает магнетизмом» (с. 32); «Нам нужно быть в курсе не только вопросов веры, но и приоритетных направлений современной мысли в психологии, философии, бизнесе, и поэтому мы приглашаем в наш Просветительский Центр специалистов из самых разных областей, они проводят учебные семинары, которые в дальнейшем помогают нам быть эффективными представителями Небесного Царства на земле» (с. 36).
- Не могли бы Вы прокомментировать этот текст?
Тут даже нечего комментировать! Очевидно, что игумен Евмений исповедует теологию «процветания» и «обогащения», но самое страшное, на мой взгляд, заключается в том, что среди «евмениан» буквально культивируется хамитство, когда сам Евмений и его сторонники рассказывают разные дикие истории о священнослужителях, членах Синода и просто рядовых православных верующих. Во всех этих рассказах старое поколение противопоставлено молодому поколению и наоборот. Евмений говорит, что спасение России осуществится только тогда, когда вымрет старое поколение верующих и на их место придут православные, инициативные, молодые люди.
Можно представить, что ждет Россию в таком будущем, какое хочет видеть игумен Евмений.
Вы знаете, я однажды отправил своего помощника Андрея Ивановича Солодкова на их сборище, и он во время проведения их очередного курса услышал такие дикие вещи, что не выдержал и вступил с ними в полемику. Когда для аргументации своей позиции он процитировал одно из высказываний Аввы Дорофея, его просто подняли на смех и в лицо ему заявили: «Кто такой Авва Дорофей, какое-то чудное имя Дорофей, причем тут Дорофей?! У нас Дух Святой!».
Для тех, кто бывал на их безчинных сборищах, совершенно очевидно, что эти люди не просто выпали из теологического поля православного вероисповедания, но и оказались в другом, совершенно чуждом для православного менталитета эмоциональном поле. Это очень печально, и на это страшно смотреть со стороны. Как сектоведу, мне, конечно, не безынтересно наблюдать зарождение новой секты, но печально, что питательным бульоном для секты новой формации оказалась православная молодежная среда. Сам игумен Евмений - достаточно молодой человек и, к сожалению, он, не имея психологического образования, при этом не только пытается заниматься богословием на протестантский лад, но и выступает в роли психолога, использующего техники NLP (нейро-лингвистического программирования).
- Но система NLP была придумана и разработана психологами для работы с душевнобольными людьми. Как это связано с АК?
Данная техника была изобретена для работы с психически больными людьми или людьми, пребывающими в «пограничном психическом состоянии». То, что несчастный игумен Евмений использует эти технологии по отношению к русской молодежи, представляется мне очень оскорбительным действием. Нельзя же всех представителей нашей молодежи огульно считать пребывающими в «пограничном» психологическом состоянии. NLP - методика, активно использующаяся также западными разведслужбами для вербовки новых агентов. Поэтому психологические эксперименты игумена Евмения с нашей молодежью напоминают действия резидента некой разведки, работающего со своими информаторами. Евмений пытается буквально выцеживать из своих адептов любую информацию, которая представляется для него ценным компроматом против своих оппонентов.
В настоящий момент зафиксировано несколько пострадавших от психических экспериментов и «игр» игумена Евмения.
- Какие у Вас есть рычаги, чтобы приостановить этот шабаш?
Сейчас снимается два фильма об «Альфа-Курсе». И когда Ваши читатели увидят свидетельства пострадавших людей с телеэкрана, они смогут составить для себя более правильное представление о сути происходящего.
- Вы можете коротко рассказать, чем занимаются на курсах о. Евмения?
Люди на собраниях о. Евмения становятся в «магический круг», в центр которого выпрыгивает, вскинув руки, о. Евмений. Потом игумен Евмений выкрикивает: «Я Евмений» и тут же быстро отпрыгивает назад. Сразу после этого все участники этого ритуала, который называются «дружилкой», тоже прыгают к центру круга с криком: «Я Евмений».
Подобное я наблюдал в секте аум синрике, когда последователи Секе Асахары надевали на себя маски - фотографии с лицом своего гуру, маршировали под музыку, сочиненную японским террористом «номер один», выкрикивая: «Я тоже Асахара».
Все эти «дружилки», «обнималки» и другие т.н. ритуалы, имеющие место быть в евменианстве, показывают, что молодые люди, сгруппировавшиеся вокруг игумена Евмения, участвуют в каком-то большом психоэксперименте, что позволяет классифицировать эту религиозную группу как некий психокульт.
- Вы лично знакомы с кем-нибудь из «евмениан»?
Лично мне хорошо знакомые «евмениане» рассказывали о том, что на собраниях игумена Евмения они получили некоего «духа», который дает силу врачевать не только духовные, но и физические недуги. Небезызвестная мадам Пономарева дошла до того, что начала возлагать руки на людей на автобусной остановке, просто на улице. Она любит рассказывать о подобных экспериментах посторонним.
- Лично Вам «альфа-курсисты» угрожали?
Да, сразу после радиопередачи с участием Ирины Медведевой на радио «Радонеж», где-то в два часа ночи, мне звонил сам игумен Евмений и угрожал, что по отношению ко мне могут быть использованы самые разные формы воздействия. Он сказал, что ему уже предложили на меня компромат и что рано или поздно на меня обратят внимание если не он сам, то сановные покровители. Игумен Евмений любит всуе упоминать имена представителей священноначалия церкви, прикрываться авторитетом разных церковных отделов и т.д.
Я сказал игумену Евмению, что весь компромат на меня был уничтожен почти 2000 лет назад на Голгофском Кресте. И я не собираюсь возвращаться к своему прошлому, как это сделала жена Лота. В Писании сказано: «Взявшись за плуг, не оборачивайся назад». Также я отметил, что в нашей стране такие понятия, как миссионерское служение и репутация, не совместимы. Занявшись миссионерским служением, я поставил большой крест на своей репутации, потому что любым миссионером всегда недовольны самые разные люди.
Впрочем, если кто-то без греха, то пусть первый бросит в меня камень. Совсем недавно, узнав о подковерных интригах игумена Евмения, я высказал ему недоумение, почему он обвиняет меня в своих собственных грехах. У меня и своих грехов хватает.
- Отец Олег, Вы давно занимаетесь этой бедой под названием «сектантство», в которую попадают совсем невинные и духовно неподготовленные люди, чаще всего молодежь. Можете объяснить, что же все-таки происходит у нас в стране?
Мы не можем утверждать, что этот культ состоялся именно в православной среде. Логичнее по отношению ко всем этим людям привести известную цитату апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши (1 Ин. 2, 18-19).
Материал подготовила
Елена Васильева, отвечал священник Олег Стеняев
Мне хотелось бы поговорить о тенденциях в современной практической психологии и психотерапии. Рынок услуг сегодня предлагает огромное количество направлений и школ, предлагающих терапевтическую помощь. Людям, встретившимся с внутренними затруднениями, порой непросто выбрать, к кому же обратиться и кто может действительно помочь разобраться с теми душевными затруднениями, с которыми самостоятельно они справиться не могут.
У меня нет формального психологического образования, но около трети людей приходящих на мои семинары и тренинги, запрашивающие моей консультации, его имеют. Как исследователю, мне важно понимать, чего же они хотят дополучить в моем пространстве, чего оказалось недостаточно в сообществах, где они обучались.
Мне рассказывали, что, нередко студенты, закончившие различные психологические факультеты, приступая к работе с реальными клиентами, но не знали как применить все эти академические знания на практике, а попытки применения психологических знаний на живых людях, в конечном итоге, оказывались воздействием, а не взаимодействием. И подобная работа нередко оставляла неприятный осадок вторжения в тонкие и чувствительные сферы души, холодными, похожими на хирургические, инструментами.
Если до наступления эпохи интернета нам казалось, что прочитав какую-то психологическую статью или узнав что-то о себе на очном приеме у психолога, мы что-нибудь "поймем", то есть, узнав в описанном симптоме себя, нам "станет полегче", нужно только добыть эту "особую информацию", то сегодня вся информация абсолютно доступна, но "легче" от этого не становится.
От прочтения психологических текстов и историй, уже не происходит ожидаемый катарсис, но нередко клиенты, подменив переживание "пониманием", говорить что им "стало понятнее и от этого полегче". Тем не менее, психотерапевтические интернет-группы, психологические сообщества в соцсетях, продолжают выкладывать все новые и новые тексты, которые мы продолжаем читать с удовольствием …
Подходит к концу эпоха «психологических технологий». Сегодня многое из практик и методик мы прекрасно научились скачивать и практиковать сами, в наши времена уже нет ничего тайного, что не стало бы явным. Однако грусть и тоска в глазах участников семинаров по «передовым психологическим технологиям» развеивается на время, но окончательно не проходит и после участия в суперуспешных тренингах.
Психотерапевт, который не дает клиенту живого личностного отклика и контакта, но лишь знания, методики, или интерпретирует тебя терминами своего психологического направления (хорошо, если при этом успевает предварительно знакомить с их значением), сегодня не может считаться эффективным и результативным консультантом. Люди и и самостоятельно могут найти описание всех своих симптомов и диагнозов, скачать техники НЛП и паттерны Эриксоновского гипноза на видео и в текстовом варианте.
Реальные изменения на глубинном уровне происходят вовсе не от того, что они их скачали, прочитали и попробовали применить их к себе. Большая часть так называемых психологических проблем, связана с нарушением информанцонно-энергетического обмена между «клиентом» и его социальным окружением, а также между внутренними частями личности клиента.
Травма, полученная в результате тех или иных близких, открытых отношений, накладывает отпечаток сдержанности и настороженности на все последующие взаимоотношения человека со значимыми старшими, с равными себе (в социальном смысле) с мужчинами, женщинами, с миром в целом.
Что же мне видится перспективным подходом в душепопечении, психотерапии сегодня? Мы как будто отвыкли от живого конструктивного человеческого контакта: так, чтобы и «честно» и «бережно», глубоко и качественно. Мы забаррикадированы несколькими уровнями защит, страхов, которые успешно маскируются под «нормы этикета».
Терапия, в которых эти самые границы нарушаются живым человеческим участием, живым реагированием, терапия, где тебе могут дать живой контакт и проявить человеческий интерес по отношению к тебе и к тому, что с тобой происходит - это и является, по-моему мнению, наиболее перспективным подходом сегодня.
Это уже не психоанализ, и не попытки дать «оценку ситуации», и не рефрейминг. Это живое общение двух людей - та самая роскошь человеческих отношений, это по сути и есть взаимодействие в любви.
Однако, у коллег классических психологических школ иной подход - «остерегайтесь излишней к пациенту», а в бизнес-коучинге - «ничего личного, мы только решаем задачи клиента». И в этом есть свое рациональное зерно, однако важно учесть вот что.
«Работая» психотерапевтами, следуя правилам терапевтической игры, мы обучились быть хорошими клиентами и прекрасными терапевтами! Мы открыли секрет успешности и счастливой жизни в психотерапевтическом или тренинговом пространствах.
И поэтому мы ходим туда за поддержкой и принятием: каноны психотерапии регламентируют бережные правила игры. Но в реальной жизни всё непредсказуемо, порой, жестко и без всяких правил!
И если психотерапевт не может себе позволить быть живым человеком, вполне осознанно взаимодействуя без правил, вряд ли он сможет донести до человека способность пребывать в пространстве неопределенности, обучить, подобно серфенгисту, скользить по волнам реальности, в которой не существует стабильных раз-и-навсегда законов и правил.
Границы психотерапии, которые устанавливаются обычно в классическом консультировании, не добавляют ни клиенту, ни терапевту, жизненной энергии, столь необходимой для движения. В терапевтической игре, мы можем оставаться в наших психологических бункерах, но зато теперь мы знаем, как интерпретируется то, что мешает нам выйти наружу!
Я не ставлю жестких границ между моей жизнью и моей терапевтической сессией. В своей работе я предлагаю сдаться Жизни (в лице терапевта как её представителя), установить с ней реальное взаимодействие. Если хочешь, вырази ей свое недовольство, даже свое разочарование по поводу нее, - прямо мне в лицо.
И если ты произнес это мне, ты наверняка ощутишь, осознаешь, понят ли ты, принят ли таким, какой ты есть. А если ты увиден, принят и понят таким, какой ты есть - у тебя есть ощущение шанса прожить жизнь счастливого, т.е. сопричастного Жизни человека. Энергия твоей души изнутри потекла наружу!
Многие клиенты показывают терапевту какую-то часть себя, мол «сделайте что-нибудь с моим пальчиком, но меня, пожалуйста, не трогайте». Я не с тобой ведь хочу что-то делать, я хочу взаимодействовать с тобой цельным! С цельным тобой хочу поговорить. Ты там жив, в своей отгороженности, в своем одиночестве и в своем глобальном недоверии? Или тебя там уже нет? Или ты какой-то цепью приковал себя к границам «себя» и дальше уже не выходишь?
Профессиональные консультанты и профессиональные клиенты, продолжают эту имитацию жизни, но уже в формате психотерапии … Я не хочу этим заниматься. Мне хотелось бы прожить жизнь цельно, на подъеме.
Если и клиент к этому готов (а наверняка он именно этого по сути и желает) то - возможно. Психотерапевт, консультант - это тот, кто призван ждать и дождаться Человека в тебе. Тебя дождаться, а не твой симптом, не твой анализ и не твои умные рассуждения о том, что ты прочитал в каком-то психологическом журнале.
Без всяких правил и стандартов проявись, пожалуйста. Выходи сюда, на встречу со мной. Я жду тебя. Я не знаю, чем это закончится. Может быть ты будешь моей возлюбленной, может ты станешь моим другом, а может ты будешь моим учителем, а может быть твоим учителем стану я. Соглашаясь с предельной неопределенностью жизни, я не знаю куда это продлиться дальше, чем это закончится, и закончится ли вообще…
Умные аналитики могут сказать «А не происходит ли здесь компенсация внутренних целей и потребностей психотерапевта за счет своих клиентов?» Да, происходит. Конечно, происходит! Я хочу больше людей в мою жизнь, хочу больше качества и вкуса во взаимодействии. Умея это, и я готов обучить тому, как это происходит между людьми! Но если Вы приходите ко мне на обучение или на семинар, то имейте ввиду - будет жарко. Будет неожиданно, будет круто, но по-настоящему.
Пока мы не разбудим Силу, внутренний импульс Жизни в человеке, нет никакого смысла продолжать всю эту терапевтическую игру. Но есть смысл в том чтобы быть, чтобы любить, чтобы пригласить, чтобы задружиться…
Не считаю, что я первооткрыватель какого-то нового направления в психотерапии. Эти истины давно известны. Мое постижение науки консультирования началось лет 15 лет назад с книги Джеймса Бьюдженталя "Наука быть живым», затем была Ирвина Ялома «Лечение от любви…». Очень хорошие книги, всем рекомендую. Живые примеры живой жизни в формате консультирования.
Недавно я посмотрел сериал «Mental» ("Сознание"). В фильме показана клиника, в которой психиатры работают по классическим канонам, но, в какой-то момент там появляется новый заведующий отделением, который воспринимает пациентов не как больных, а как людей попавших в некую трудность, запутавшихся в проекциях своего ума, который закрыл для них видение реальности, вернее, у них был утерян контакт с разделяемой (социальной) реальностью.
Так вот, он вытягивал их в мир людей, акцентируя свое внимание не на симптоме, а на здоровой части личности, разгребая ее сквозь завалы меняльного и эмоционального мусора. Еще один яркий пример такой работы, очень рекомендую всем моим знакомым психологам и консультантам.
Когда я слышу о том, что вместо глубокого и заинтересованного диалога человеку предлагаются или релаксационные техники или феназепам, понимаю, что этими полумерами мы только глушим неистребимую жажду жизни, которая живет внутри каждого из нас, но не всегда находит адекватный (для социума) выход вовне. Вместо игры в «эксперта» и «профана», я предлагаю моих коллег к отказу от этих ролей, предлагаю пригласить обратившихся к вам в общее пространство Жизни с избытком.
Я не понимаю до конца, как мне удается оживлять людей (о чем впоследствви они свидетельствуют), некоторые коллеги спрашивали меня о «моей методике»… На сегодняшний день у меня ее нет, хотя, в свое время, я обучался у многих мастеров. Я просто был собой в каждой ситуации, в каждой консультационной сессии, я умею полностью быть с человеком, когда провожу консультационную сессию, с людьми, когда беседую или веду семинар…
В завершение разговора о психотерапии контакта, о науке быть живым, мне бы хотелось привести стихотворение Веры Полозковой, в котором отражена суть того, о чем я (осознаю, возможно, достаточно сумбурно) пытался сказать выше.
Я пришёл к старику Берберу, что худ и сед,
Разрешить вопросы, которыми я терзаем.
«Я гляжу, мой сын, сквозь тебя бьет горячий свет, -
Так вот, ты ему не хозяин.
Бойся мутной воды и наград за свои труды,
Будь защитником розе, голубю и — дракону.
Видишь, люди вокруг тебя громоздят ады, -
Покажи им, что может быть по-другому.
Помни, что ни чужой войны, ни дурной молвы,
Ни злой немочи, ненасытной, будто волчица -
Ничего страшнее тюрьмы твоей головы
Никогда с тобой не случится».
Вот из этих «тюрем» своей головы, в которых оказались люди, в тюрьмах концепций, правил и прочих проявлений достроенной реальности, мы, служители помогающих профессий, призваны выводить других людей: своим сердцем, своей заботливой мудростью, честностью и теплой человеческой заботой.
«Мужчина и Женщина. Встреча в Присутствии», где он собирается под видом православного учения калечить людские души, используя оккультные методики, сообщается в блоге игумена .
Деятельность скандально известного клирика анализирует в интервью « » председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз .
«Прежде всего, нужно отметить, что игумен Евмений (Перистый) находится на пропротестантских позициях. Он вводит в сферу Православия некие прозападные образцы поведения и заимствует методики из разных оккультных учений. Будучи знаком с психологией, он использует психологические наработки, таящие в себе приемы, взятые из оккультных практик, негативно воздействуя на психику и тело человека. Он использует и телесно-ориентированную психотерапию, которая как одно из направлений имеет право на жизнь, но игумен, пропитывая его смертельным ядом оккультизма, преподносит его под видом Православия. Это категорически нельзя принимать.
Многое из его учения противоречит великому бесценному наследию святых отцов, нашей православной догматике. Если бы он предстал пред нами в облике светского психолога, то в этом не было бы никаких проблем. Теперь таковых несть числа - фрейдистов и последователей Юнга, проповедующих ложные, а часто сатанинские теории, строя на них свои системы воздействия на человека. Не пристало удивляться и протестовать, потому, как мир лежит во зле. Но Евмений (Перистый), откровенно прикрывающийся Святым Православием, вводит в православный контекст чуждые нашему духу бесовские влияния и пагубные воздействия. Страшно ещё и то, что информации на 80% правдива, она почерпнута из православного вероучения и научной психологии, но те 20%, являющееся извращением, сатанинскими практиками, напрочь разрушают духовную направленность и весь человеческий жизненный путь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что даже одно неправильное представление и понятие в духовной жизни, вошедшее в сознание человека, искажает душу и приводит к неминуемой ее погибели. Но мы, православные христиане, понимаем, что аггел сатаны редко предстает в собственном облике, стараясь являться в образе ангела света, выступая в неприкрытом, явном виде, иначе подавляющее число людей категорично его отвергнет. Бесы золотят горькую пилюлю сатанизма, покрывая её сахарной пудрой, имея цель погибель души человеческой. И в этом печальном обстоятельстве бедный человек, неискушенный в области православной патрологии и психологии, принимая правильные слова в учении игумена Евмения, впитывает и то зло, дьявольскую ложь, скрыто присутствующую в его изречениях. Он безжалостно, с лукавой скрытностью, калечит людские души. Когда им что-то вещает священник, они воспринимают это как истину, без контроля и критического анализа, не подозревая в этом душевредную ложь. Этот момент неимоверно опасен.
Правило Викентия Лиринского категорично гласит о запрете принимать все то, что когда-либо не содержалось в Священном Писании и Священном Предании. Нельзя принимать то, что не было признанным когда-либо всей Церковью. Любое новшество, не имеющее твердых корней в предании Церкви, чуждое ему, не должно приниматься нами. Все попытки влить в реку церковного учения новшества, чуждые духу Православия, гнездящиеся в оккультизме, в восточных религиях, имеющих демонический характер, абсолютно не приемлемы! Мир принимает с радостью то, что свойственно ему, это понятно и объяснимо. Человек, говорящий слова, которые привыкли слышать по радио, легко воспринимается как истинный, умный и понятный, он имеет вес в мирском обществе, почитается. Не зря будет сказано, что достаточно много в нашей Церкви появляется священнослужителей, пытающихся внести в Церковь совершенно чуждые ей учения от своего «Я».
Святая Церковь - это наипаче всего послушание, приходя в храм Божий, расстанься со всем мирским. Прими все те дары, которые бережно и с любовью сохранила и приумножила внутри себя Мать-Церковь. Прими, гордый человек, из златых уст святых отцов аскетические познания, духовные сокровища, являющиеся бесценными лекарствами. Живи, православный христианин сообразно с ними. Не нужно выдумывать нового, вносить своего понимания, чуждого Богу. Но человеческая гордость не позволяет так поступать, и несчастный человек начинает выдумывать свое. К горькому сожалению, это результат падшего человеческого естества, прежних жизненных заблуждений.
На мой взгляд, категорически недопустимо проведение подобных мероприятий, приносящих немало духовных бед людям, которые окажутся на этом горе-семинаре. Евмений (Перистый) выступает как игумен, представитель Церкви, вводя людей в соблазн и погибель, а этого допустить ни в коем случае нельзя, нужно его остановить».