Политология как наука и учебная дисциплина предмет политологии. Политология. Экономический факультет. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Методы исследования, используемые в политологии
Процесс формирования политологии как науки берет свое начало в Древнем мире. Об этом свидетельствуют крупнейшие работы того времени, предметом исследования в которых являлись некоторые элементы того, что сегодня составляет сферу политического. В этот же период появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний. Так Аристотель в ряде работ пишет о политике как науке, а в работе «Риторика» употребляет понятие «политическая наука»: «Однако скажем теперь о вопросах, ...которые имеют значение для политической науки». Завершение процесса становления политологии как самостоятельной науки следует связывать с периодом дифференциации наук и вычленения политических знаний из совокупности философских, исторических, юридических и др. знаний в период конца XIX - начала XX в.
Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX в. в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук - «Приватная школа политического образования». В ней готовилась правящая элита для государственного аппарата.
Важной вехой в истории политологии как науки и как учебной дисциплины" стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук, объединившей на тот период около 200 исследователей и преподавателей. Затем под эгидой ЮНЕСКО и по инициативе Американской, Канадской, Французской и Индийской национальных ассоциаций политических наук в 1949 году была основана Международная ассоциация политической науки (МАПН). В 1950 г. состоялся 1-й конгресс МАПН, в котором приняли участие ученые из 23 стран. С тех пор конгрессы МАПН проводятся с интервалом в три года. Последний конгресс состоялся в 2000 г. в канадском городе Квебек.
Исследование и преподавание политической проблематики в России в конце XIX - начале XX в. осуществлялось в основном в рамках юридических дисциплин, а также усилиями историков, философов, социологов.
В послереволюционное, советское время политологогия в качестве особой учебной дисциплины не преподавалась. Отдельные аспекты политики и власти очень бегло рассматривались в исторических, экономических, философских курсах, в теории социализма. За этим фактом можно увидеть общую тенденцию, свидетельствующую о том, что при определенных политических режимах нет условий и возможности для постоянного, углубленного исследования и более или менее систематического и широкого изучения политики. Проблемы политики и власти исследовались и изучались лишь в меру дозволенного.
Известно, что для любой науки информация - это ее хлеб. Однако информация о функционировании власти в СССР была за семью печатями. Только через десятки лет стали достоянием общественности и исследователей процедуры обсуждения и принятия решений (в этой части и сейчас принципиальных изменений мало), механизмы формирования политической элиты и др. Крупных работ по проблемам власти и политики за советский период практически не выходило. Об этом свидетельствует крайне бедная библиография по этим вопросам за указанное время. Научным кругам были трудно доступны и зарубежные исследования. Та же литература, которая появлялась, носила в основе своей идеологизированный и апологетический характер. И это понятно, поскольку для развития науки, кроме свободы доступа к информации, необходима свобода слова. Ситуацию в этой сфере достаточно точно охарактеризовал революционер, литератор и дипломат Федор Раскольников еще в 1939 г. в открытом письме Сталину: «Вы лишили советских ученых, особенно в области гуманитарных наук, минимума свободы научной мысли, без которого творческая работа исследователя становится невозможной». Конечно, кроме свободы слова исследователю политики и власти необходимы еще честность и смелость, но эти черты всегда в большом дефиците. Вот что пишет о научной атмосфере той эпохи бывший в брежневские времена директором Института США и Канады Г. Арбатов: работники общественных наук «...погрязли в непроходимом догматизме и начетничестве, неумолкающей апологетике «великого теоретика»...».
И в постсталинские времена положение мало в чем изменилось. Как пишет известный теоретик культуры В. В. Журавлев: «общественным наукам отводилась охранительно-апологетическая функция» и большинством обществоведов реализация этой функции понималась как важнейший партийный и профессиональный долг, как выражение гражданской позиции.
Те же авторы, которые переходили грань дозволенного, преследовались, высылались из страны или были вынуждены уезжать за рубеж, чтобы иметь возможность работать в области исследований политики. Здесь следует назвать известные ныне имена авторов, вторгавшихся в область недозволенного (в основном историки и философы), которые писали «издалека»: А. Авторханов, М. Восленский, А. Зиновьев, П. Егидес, А. Некрич, А. Янов. Важно отметить, что в советские времена и после смерти Сталина не выходило ни одного периодического издания, специально предназначенного для публичного обсуждения учеными результатов исследований в области политики и власти. Знаковым показателем состояния исследований власти является такой факт: в шестом издании «Краткого политического словаря», появившегося в 1989 г., т.е. всего лишь полтора десятка лет назад, отсутствуют статьи «Власть» и «Политическая власть».
И лишь в последние пятнадцать лет для исследований в области политики ситуация принципиально изменилась. Появилось значительное число работ отечественных и зарубежных авторов, в которых представлены важнейшие результаты отечественной и мировой политологической науки.
С конца 80-х годов XX в., тогда еще в СССР, а затем в современной России, политология стала активно конституироваться как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина:
- вводится ученая степень кандидата и доктора политических наук;
- вводится преподавание политологии в вузах, появляются кафедры и факультеты политологии, разрабатываются учебные программы, курсы и спецкурсы, издаются учебники по политологии, подготовленные российскими авторами;
- начинают издаваться политологические журналы («Полис» с 1991 г., «Власть» с 1993 г., «Полития» с 1997 г., «Политические науки. Вестник МГУ» с 1994 г., «Вестник МГУ. Социология и политология» с 1994 г. и др.).
В феврале 1998 г. состоялся Первый, а в апреле 2000 г. Второй Всероссийский конгресс политологов. О проблемах, которые стоят в центре российской политологии, может свидетельствовать тематика секций Первого конгресса:
- Секция. «Российская государственность: проблемы и тенденции развития»;
- Секция. «Становление гражданского общества в России: перспективы демократического развития»;
- Секция. «Геополитические интересы России: вызовы и ответы»;
- Секция. «Политическое образование в современной России, проблемы преподавания политологии»;
- Секция. «Прикладная политология: теория и практика»;
- Секция. «Политическая коммуникация: общественное мнение и СМИ»;
- Секция. «Проблемы военной политологии».
На Втором Всероссийском конгрессе политологов (апрель 2000 г.) количество секций и обсуждаемых на них проблем увеличилось.
В апреле 2003 г. в Москве состоялся Третий Всероссийский конгресс политологов. В рамках конгресса обсуждения и дискуссии велись по следующим направлениям: политическая философия, методологические проблемы политических исследований, методика преподавания политологии, история политических идей, политическая антропология, сравнительная политология, политическое управление и политические институты, публичная политика как инструмент российского выбора, политическая регионалистика, политические партии и группы интересов, политические элиты, электоральная политология, тендерные исследования политики, дискурс-анализ, политическая социология, гражданское общество и права человека, транснациональные процессы, мировая политика, конфликты и международная безопасность.
Российская политология находится в процессе своего становления. Наиболее важные задачи этого этапа: дальнейшее усвоение богатого мирового опыта исследований мира политики; выявление национальной специфики российской политики и обоснование наиболее эффективных методов и методологии ее исследования; актуальной для российской политологии остается проблема деэтатизации политологического знания.
ЛЕКЦИЯ №1
Определение понятия «политология»
Политология наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании культуре и т. д.
Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономик политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».
В нашем исследовании мы рассматриваем политологию в узком смысле, как науку, призванную непосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.
Кроме того, нам необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.
Роль и значение политологии как науки и как учебной дисциплины
Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но есть и определенные различия. Рассмотрим отдельно каждый из видов функций политологии.
1. Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных ‚разработок в реальную политику.
Политология исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.
Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и, в случае необходимости, вносить необходимые коррективы.
Политология как наука может также выполнять определенные идеологические функции. Например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).
2. Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти (1917 - 1985 гг.) политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотны ми людьми.
Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах, позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.
Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относиться к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления тоталитаризма, насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.
Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.
Введение
1. Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками
3. Методы исследования, используемые в политологии
Литература
Введение
В основе всех процессов происходящих в обществе можно обнаружить политику, хотя не все в человеческих отношениях можно свести к политике. В современных условиях нет человека, который мог бы сказать, что он находится вне радиуса действия политики. Даже если человек считает себя аполитичным, он вынужден признавать и одновременно уважать решения политических властей. Знание политики отвечает интересам каждого человека стремящегося понять свое место и роль в обществе, полнее удовлетворить свои потребности в сообществе с другими людьми, оказывать влияние на выбор целей и средств их реализации в государстве.
Люди осознают политику двумя главными способами: через обыденные взгляды, получаемые в повседневном практическом опыте, и через научное знание, являющееся результатом исследовательской деятельности. Обыденные несистематизированные представления о политике существовали на протяжении многих тысячелетий. В той или иной форме они присущи каждому человеку. Отражая преимущественно практическую сторону политических явлений, обыденные знания могут быть истинными или ложными. В целом же они не отражают глубоко и всесторонне действительность и поэтому не могут служить надежным ориентиром человека в мире политики. Все это призвана обеспечить политическая наука и ее изучение.
1. Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками
Понятие «политология» произошло от двух греческих слов - politike (государственные дела) и logos (учение). Политическая наука как самостоятельная отрасль знаний возникает на рубеже Средневековья и Нового времени, когда мыслители начали разъяснять политические процессы с помощью научных, а не религиозно-мифологических аргументов. Основы научной политической теории заложили Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье и др. Политология как самостоятельная научная дисциплина начала формироваться во второй половине ХІХ в. В 1857 г. Ф. Лейбер начинает читать курс политологии в Колумбийском колледже, в 1880 г. в этом же колледже создается первая школа политической науки, что послужило началом активного формирования в США системы политологических учебных и научных учреждений. А в 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, в том же году начал издаваться политический журнал. Во Франции преподавание «политических и моральных наук» было начато еще во времена Великой французской революции. В Великобритании с 1885 г. функционирует Лондонская школа экономических и политических наук, где производится подготовка работников органов государственной власти и управляющих разных уровней. В 1896 г итальянский политолог и социолог Г. Моска опубликовал книгу «Элементы политической науки», что дает основания говорить о расширении политической науки в Европе начиная с конца ХІХ века. Завершился процесс становления политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины в 1948 г. В этот год под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки. На проведенном ею Международном конгрессе (Париж, 1948 г.) по вопросам политической науки было определено содержание этой науки и рекомендовано включить курс политологии к изучению в системе высшего образования как общеобязательной дисциплины. Было решено, что основными составными частями политической науки являются: 1) политическая теория; 2) политические институты; 3) партии, группы и общественное мнение; 4) международные отношения. В нашей стране политология длительное время рассматривалась как буржуазная теория, лженаука и потому находилась в зачаточном состоянии. Отдельные политологические проблемы рассматривались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, других общественных наук. При этом их изучение носило догматический, однобокий характер. Политология как новый учебный курс начинается преподаваться во всех высших учебных заведениях Украины только после распада СССР. Как самостоятельная наука политология имеет свой объект и специфический предмет познания.
Объектом политологии выступает сфера политических отношений в обществе.
Сфера политических отношений намного шире того, что можно было бы назвать чисто политическим. Она включает процессы функционирования и развития власти, включения масс в политику, экономические, социальные и духовные интересы общества. Политическая сфера представляет собой взаимодействие в политическом процессе больших и малых социальных групп, объединений граждан, отдельных индивидов. Политическая сфера включает в себя и социально-политические институты и организации, посредством которых осуществляется взаимодействие между отдельными субъектами политики.
Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организационном обществе. Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. Категория «политическая власть» универсальна и охватывает все политические явления. Например, проблемы реформы политической системы, которые очень остро обсуждаются в нашем государстве. С точки зрения правовой науки они представляют собой спор о содержании правовых норм, с точки зрения политологии - это теоретическое отражение борьбы различных социальных сил за обладание экономической и политической властью в обществе. Таким образом, политология - это система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и процессах, об организации политической жизни общества. Политология возникла и развивается во взаимодействии со многими науками, исследующими отдельные стороны политики как общественного явления. (см. схему 1) Собственные подходы к изучению разных аспектов политики имеют история и география, право и социология, философия и экономика, психология и кибернетика и ряд других наук. Каждая из них имеет своим предметом исследование того или иного аспекта сферы политических отношений, начиная от методологических и кончая конкретно-прикладными вопросами. История изучает реальные общественно-политические процессы, различные точки зрения на эти процессы. Тем самым позволяет выяснять и объяснять причины текущих политических процессов. Философия создает общую картину мира, выясняет место человека и его деятельности в этом мире, дает общие понятия о принципах и условиях познания, разработки теоретических концепций вообще, политических в частности. Экономическая теория рассматривает экономические процессы как основу политической сферы, что дает возможность понять природу политических отношений. Право очерчивает общие рамки деятельности всех государственных структур, а также других организаций, граждан и их объединений, т.е. рамки формирования явлений центральных для политики. Социология дает политологии информацию о функционировании общества как системы, о взаимодействии разных социальных групп в аспекте политических отношений. Особенно ценными для политологии являются методологические разработки социологии относительно проведения эмпирических исследований (анкетирования, контент-анализа, экспертных опросов и т.п.). Тесно связана политология с психологией. Анализируя деятельность человека в политической сфере, политолог использует понятия, разработанные психологической наукой: «потребности», «интересы», «идеалы» и др. В своих исследованиях политология опирается также на данные политической географии и политической антропологии, использует материалы политической глобалистики. В последнее десятилетие появился целый ряд специальных политологических дисциплин: политическое моделирование, политическая имиджиология, политический маркетинг и др. Такие науки как кибернетика, логика, статистика, теория систем дают политологии форму, количественные измерения, конструкции подачи научных сообщений с точки зрения абстрактных толкований политических явлений и процессов.
История | Наука о политике | Политическая география | ||||||
Философия | Политическая антропология | |||||||
Экономическая теория | Кибернетика | |||||||
Право | Логика | |||||||
Социология | Статистика | |||||||
Психология | Другие науки | Теория систем | ||||||
Схема 1 Взаимосвязь политологии с другими науками
Как и всякая научная дисциплина, располагающая предметом исследования, политология имеет свою систему категорий , т.е. узловых понятий, с помощью которых раскрывается предмет науки .
Спецификой политологического категорийного аппарата является то, что формируясь позже, чем аппарат других обществоведческих наук, он заимствовал многие категории из исторического, философского, правового, социологического словаря. Немало терминов политология почерпнула из области естественных наук: кибернетики, биологии, теоретической математики и др. Система политологических категорий находится в развитии, она постоянно обогащается и на международном, и на отечественном уровнях. Тем не менее уже устоялись, вошли в широкую практику некоторые элементарные понятия. Они то и будут раскрываться и объясняться в последующих лекциях. К числу важнейших категорий политологии относятся: политика, политическая власть, политическая система общества, политический режим, гражданское общество, политические партии, политическая культура, политическая элита, политическое лидерство и др. Политологические понятия и оценки, воздействие политологии на жизнь современного общества становятся все более распространенными и существенными. Это свидетельствует о наличии многообразных связей политологии с обществом, о выполнении ею ряда важных функций. Выделим наиболее очевидные (см. схему 2) Теоретико-познавательная функция связана с выявлением, изучением, пониманием различных тенденций, трудностей, противоречий политических процессов, с оценкой происшедших политических событий;
Методологическая функция политической науки, предполагает, что понимание общих закономерностей политической жизни общества поможет другим социальным наукам в решении их специфических задач;
Функции политологии:
Теоретико-познавательная
Методологическая
Аналитическая
Регулятивная
Прогностическая
Аналитическая функция политологии, как и других общественных наук, направлена на постижение сути политических процессов, явлений, их всестороннюю оценку;
Регулятивная функция заключается в том, что политология способствует выработке правильных ориентиров в бурных политических потоках, обеспечивает воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях.
Суть прогностической функции в том, что знание мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интересов позволяет заблаговременно определить эффективность предполагаемых политических решений. Наличие предварительной экспертизы помогает застраховать общество от негативных последствий и не эффективных действий.
Прикладная политология. Условно политологию можно разделить на теоретическую и прикладную. Обе составляющие неразрывно связаны между собой, дополняют и обогащают друг друга.
Прикладная политология – это отрасль политической науки, исследующая конкретные политические ситуации с целью получения для заинтересованных лиц и организаций определенной информации, разработки для них политических прогнозов, практических советов и рекомендаций, служащих повышению эффективности их деятельности.
Специфика прикладной политологии ярко проявляется в ее целях и конечном продукте. Теоретическая политология ставит целью получение новых общих абстрактных знаний, достаточно универсальных или знаний, характеризующих целые типы явлений. Прикладная политология стремится разработать в основном краткосрочные прогнозы развертывания событий, дать конкретные рекомендации определенным участникам политического процесса. Прикладными политологическими исследованиями занимаются, как правило, профессиональные аналитики, эксперты, имиджмейкеры (специалисты по созданию у граждан, особенно избирателей, положительного образа политика), советники политических деятелей и другие лица, имеющие отношения к реальной политике. Прикладные исследования обычно осуществляются по заказу государственных органов, партий, других организаций, кандидатов на выборные посты и т.д. Такие исследования достаточно широко применяются при подготовке правительственных решений, а также при проведении избирательных компаний. Прикладная политология разрабатывает технологии управления избирательными кампаниями, процессами создания политических партий и объединений, использования возможностей средств массовой информации в достижении тех или иных политических целей.
3. Методы исследования, используемые в политологии
Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются.
Методы исследования - это приемы и способы достижения определенных результатов в практической и познавательной деятельности.
В зависимости от конкретной цели исследования политология выбирает различные приемы и способы анализа, которых довольно много. Условно методы, используемые при изучении политических явлений и процессов, можно разделить на общетеоретические и конкретно-эмпирические (см. схему 3) В реальных исследованиях все методы взаимопереплетаются дополняя друг друга. К группе общетеоретических методов относятся институциональный, исторический, системный, сравнительный, психологический, бихевиористский и др.
Институциональный метод ориентирован на изучение взаимодействия политических институтов: государства, его органов, политических партий и иных общественных организаций. Анализ строится, исходя из сложившихся и общественно укоренившихся политических форм и формальных правил принятия решений. Исторический метод - основан на изучении политических явлений в их развитии. Достоинство исторического метода заключается прежде всего в том, что он дает возможность изучать политические процессы в контексте той исторической обстановки, в которой они возникают и развиваются. Также этот метод позволяет анализировать неоднократно повторяющиеся в истории явления (например, войны и революции).Используя исторический метод, исследователи имеют возможность обобщать современный исторический опыт развития политических систем. Анализ различных этапов в движении политических процессов позволяет выявить закономерности в их развитии. Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики. Своевременное и правильное его применение позволяет избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике.
Сравнительный метод. Для того, чтобы понять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, социально-экономических, общественно-исторических ситуациях, у разных наций и народов и т.д. В этом контексте в качестве объектов сравнительного анализа могут выступать не только политическая система во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но и ее конкретные составляющие. А это государственные структуры, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т.д. Современные сравнительные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, проводятся с использованием как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации.Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение ориентировано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев; бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих стран); кросскультурные и кроссинституциональные сравнения нацеленные соответственно на сопоставление национальных культур и институтов.
Системный метод акцентирует внимание на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Наиболее широкое применение системный метод находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). С помощью системного метода удается также четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный метод малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследования кризисных ситуаций.
Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения людей, их индивидуальных качеств, черт характера, а также на выяснение типичных механизмов психологических мотиваций, роли подсознательных факторов в политической жизни. Механизмы подсознательной мотивации исследовали многие ученые, но особая роль в этом направлении принадлежит З. Фрейду. По его мнению, в основе действий человека лежат бессознательные влечения к наслаждению сексуального свойства (либидо). Но они вступают в противоречие с распространенными социальными ограничениями. Возникающие на этой почве неудовлетворенность и внутренние конфликты приводят к сублимации (т.е. переключению) энергии инстинктов в различные области жизнедеятельности, в том числе в социально-политическую сферу.В целом психологизм играет значительную роль в исследованиях политической сферы по ряду направлений:
Воздействие психологических факторов на разработку и принятие политических решений и на их восприятие гражданами;
Оптимизация образа власти или политической системы;
Создание психологических портретов лидеров;
Анализ зависимости политического поведения граждан от их включения в социальную среду;
Исследование психологических характеристик различных социальных групп (этносов, классов, групп интересов, толпы, демографических и т.п.) и др.
Своеобразную революцию в политической науке совершил бихевиористский метод. Бихевиоризм (с англ. - поведение) - в буквальном смысле наука о поведении. Суть бихевиоризма заключается в изучении политике посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп. Исходным положением бихевиоризма является утверждение о том, что поведение человека есть реакция на воздействие внешней среды. Эту реакцию можно наблюдать и описать. Политика, утверждают бихевиористы, имеет личностное измерение. Коллективные, групповые действия людей, так или иначе, восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом политического исследования. Бихевиоризм отвергает политические институты в качестве объекта исследования и признает таковыми поведение индивидов в политических ситуациях. Бихевиоризм сыграл значительную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии. Именно в рамках бихевиоризма получили всестороннее развитие конкретно-эмпирические методы, используемые политической наукой. К группе конкретно-эмпирических методов относятся: опросы населения, анализ статистического материала, изучение документов, игровые методы, математическое моделирование, изучение фольклора (частушек, анекдотов и т.п.) и др.
Опросы населения, которые проводятся как в форме анкетирования, так и интервьюирования дают богатый фактический материал для выявления различного рода закономерностей. А их тщательный анализ дает возможность делать политические прогнозы. Анализ статистических материалов позволяет получать достаточно надежные результаты в выявлении тенденций развития политических процессов. Изучение документов включает анализ официальных материалов: программ партий, стенограмм заседаний правительства и парламентов, разного рода отчетов, а также дневников, мемуаров. Значительный интерес могут представлять кино-фотодокументы, плакаты. Применение игровых методов дает возможность сымитировать развитие того или иного политического явления (переговоры, конфликт и т.п.). Это позволяет исследователям вскрыть внутренние механизмы изучаемого явления, выдать рекомендации по принятию решений. Метод математического моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения моделей. Например, по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные и предсказательные модели.
Сегодня, в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств, моделирование политических макро- и микропроцессов стало одним из первостепенных направлений в развитии методологии политической науки.
Общетеоретические Конкретно-эмпирические
Институциональный Опросы
Исторический Анализ статистических материалов
Сравнительный Изучение документов
Системный Игровые
Психологический Математического моделирования
Бихевиористский Изучение фольклора
Схема 3 Основные методы исследования, используемые политологией
Роль политологии особенно возрастает в условиях реформируемого общества, когда приходится вносить серьезные изменения в структуру политической системы, в содержание политического процесса и характера власти. Политология помогает решать возникающие на этом пути проблемы, регулировать общественное сознание и контролировать политическое поведение различных групп людей.
Литература
1. Борисенко А.А. О предмете и содержании политологии. // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №4.
2. Габрієлян О. Політична наука в Україні: стан і перспективи. // Політична думка. – 2001. - №4
3. Ким Хон Мьонт. Задачи политической науки в условиях рынка. // Полис. – 2001. - №5.
4. Нікорич А.В. Політологія. Навчальний посібник для студентів технічних вузів усіх спеціальностей.-Харків, 2001.
5. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. Навчальний посібник. - К., 2001.
6. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.. 2001.
7. Політологія: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.
8. Тягло О. Українська наука про політику. Спроба оцінки потенціалу. // Політичний менеджмент. – 2004. - №1.
Политология как отрасль науки изучает политическую жизнь общества. Возникновение политологии обусловлено, с одной стороны, общественной потребностью в научном познании политики, её рациональной организации, эффективном государственном управлении; с другой – развитием самого политического знания. Необходимость теоретического осмысления, систематизации, анализа накопленных человечеством опыта и знаний о политике привела к закономерному формированию самостоятельной науки.
Само название – «политология» сформировано от двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела; logos – слово, учение. Авторство первого понятия принадлежит Аристотелю, второго – Гераклиту. Таким образом, в общем смысле политология – это учение о политике.
Политология – это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционировании политических систем и институтов, политическом поведении и деятельности людей .
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и предмет познания . Напомним, что в теории познания в качестве объекта выступает та часть объективной реальности, на которую направлена предметно-практическая и познавательная деятельность исследователя (субъекта).
Объектом политологии как науки является политическая сфера общества , то есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, а также процесс взаимодействия политики с другими сферами общественной жизни:
производственной или экономико-хозяйственной (сфера производства, обмена, распределения и потреблением материальных ценностей );
социальной (сфера взаимодействия больших и малых социальных групп, общностей, слоев, классов, наций) ;
духовной (мораль, религия, искусство, наука, образующие основу духовной культуры).
Политическую сферу общественных отношений прямо или косвенно изучают многие науки (философия, социология, история, теория государства и права и др.), однако политология рассматривает её под своим специфическим углом зрения, или, иначе говоря, имеет свой предмет исследования.
Предметом исследования конкретной науки является та часть, сторона объективной реальности (политики в нашем случае), которая определяется спецификой данной науки. Предметом исследования является выявление наиболее значимых с точки зрения данной науки закономерных связей и отношений объективной реальности.
В качестве предмета исследования политологии выступает феномен политической власти (её сущность, институты, закономерности происхождения, функционирования, развития и изменения); кроме того, политология изучает и саму политику – как особый вид деятельности, связанный с использованием политической власти в процессе реализации индивидуальных, групповых и общественных интересов.
Структура и функции политологического знания, методы политологии. Сложность и мно гогранность объекта и предмета исследования политической науки нашли отражение в её содержании и структуре. Под структурой политологии понимается совокупность политологического знания и исследовательской проблематики, сгруппированная по отдельным направлениям. При этом отдельные структурные элементы обычно рассматриваются в качестве разделов политологии. В соответствии с номенклатурой, принятой в Международной ассоциации политической науки, к основным структурным элементам, или разделам, политологии относятся:
Теория и методология политики – раскрывает философско-методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности.
Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государства, партий, общественных движений и организаций.
Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений.
История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин, роль и функции политической идеологии.
Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.
Кроме того, исходя из решаемых политической наукой задач, принято выделять теоретическую и прикладную политологию .
Политология, как любая наука, выполняет ряд функций научно-познавательного, методологического и прикладного характера. Основными из них являются следующие:
Гносеологическая (познавательная) функция , суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.
Мировоззренческая функция , практическая значимость которой состоит в развитии политической культуры и политического сознания граждан от обыденного уровня к научно-теоретическому, а также в формировании их политических убеждений, целей, ценностей, ориентации в системе общественно-политических отношений и процессов.
Идеологическая функция, социальная роль которой заключается в выработке и обосновании государственной идеологии, способствующей устойчивости той или иной политической системы. Суть функции – теоретическое обоснование политических целей, ценностей и стратегии развития государства и общества.
Инструментальная функция (функция рационализации политической жизни), сущность которой состоит в том, что политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, решает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов. Тем самым создается теоретическая основа политического строительства и реформ.
Прогностическая функция, значение которой состоит в предсказании будущего развития политических явлений, событий, процессов. В рамках данной функции политология стремится дать ответ на вопросы: «Какой будет политическая действительность в будущем и когда наступят определенные ожидаемые, предсказываемые события?»; «Каковы будут возможные последствия предпринимаемых ныне действий?» и др.
В политологии используется широкий спектр методов , т.е. совокупность способов и приемов, которые наука применяет для исследования своего предмета.Метод определяет направление, путь исследования. Умелый выбор методов обеспечивает эффективность познавательной деятельности, достоверность (объективность) полученных результатов и сделанных выводов. В политологии используются как общие, так и частные методы познания:
Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. На протяжении длительного исторического периода знания о политике были включены в систему обыденных политических представлений, религиозных и философско-этических взглядов . Современное содержание политическая наука приобрела во второй половине ХIX в., когда состоялось ееорганизационное оформление в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины .
До 1989 г. в БССР как и в остальных советских республиках политология не признавалась самостоятельной наукой и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС, теории государства и права, государственного права зарубежных стран, однако их познавательные возможности были крайне ограничены. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.
Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х гг. ХХ в. по мере демократизации общества и трансформации политической системы. С 1989 г. было начато преподавание курса политологии в ряде ВУЗов БССР. В настоящее время в Республике Беларусь официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины, обязательной для изучения во всех высших и средних учебных заведениях. Созданы отечественные институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1993 г. образована и действует Белорусская ассоциация политической науки.
Таким образом, общество осознало необходимость и объективную потребность в развитии научной теории политики и ее практическом применении. Несмотря на определенные, вполне объяснимые трудности роста, политология постепенно занимает ведущее положение в системе общественных наук и оказывает все более заметное влияние на реальные политические процессы.
П О Л И Т О Л О Г И Я
(для студентов специалитета)
Подготовила
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Чадаева Светлана Владимировна
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Наименование темы | Количество учебных часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | |
1. Политология как наука и учебный предмет | – | – | ||
2. Политика как общественное явление. Политика и другие сферы общественной жизни | ||||
3. Основные идеологические доктрины современности | ||||
4. Политическая власть | – | – | ||
5. Политическая система общества | – | – | ||
6. Государство как политический институт | – | |||
7. Правовое государство и гражданское общество. Социальное государство. | ||||
8. Политические режимы и их типология | – | |||
9. Политические партии и движения | ||||
10. Политические элиты и политическое лидерство | – | |||
11. Политическое сознание и политическая культура | – | |||
12. Политический процесс и политическое поведение | ||||
13. Политика и международное отношение | ||||
14. Социальная структура общества и политика | – | |||
15. Политические конфликты | ||||
16. Избирательный процесс | – | – | ||
17. Этнонациональный и религиозный фактор в политике | – | |||
ИТОГО |
ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
1. Политология: объект и предмет политологии.
2. Политология как наука и учебная дисциплина.
3. Методы политологии.
1. Политология: объект и предмет политологии
Политическая наука - это совокупность знаний о политике, образованной развитой системой специализированных научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы.
Компонентами политологии являются:
а) политическая теория
(теория политики и история политических идей);
б) изучение государственных институтов
(центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);
в) изучение политической деятельности граждан
(партии, объединения, общественное мнение);
г) международные отношения
(международные организации и мировая политика).
Объектом политологии является политика во всем ее многообразии.
Предметом политологии являются свойства политики как сферы общества, тенденции и факторы ее изменения и развития. Иными словами, предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни1.
Задачей политологии является также объяснение мотивации и поведения людей, воссоздающих и (или) изменяющих в каждой конкретной ситуации политические институциональные отношения и политическую культуру2.
Политология как наука и учебная дисциплина
Исторически изучение политики изменялось от восточной и античной философской и социально-политической мысли к формированию в конце XIX веке самостоятельных политологических научных направлений и дисциплин, например таких как: политическая философия, теория государства, политическая история и др.
Среди первых научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политической науки, стали:
1. созданная в 1871 г. Свободная школа политической науки во Франции (в настоящее время - Институт политических исследований Парижского университета);
2 организованная в 1880 г. - Школа политических наук в Колумбийском университете (США);
3. созданная в 1895 г. - Лондонская школа экономической и политической науки;
4. в 1903 г. была создана Американская ассоциация политической науки , объединившая политологов США и положившая начало созданию подобных ассоциаций и в других странах мира1.
Становление политической науки в императорской России характеризовалось определенными особенностями и понятными сложностями. Официальный политический курс и характер государственного устройства страны должны были восприниматься населением как единственно возможные, к тому же освященные традицией и церковью, а также охраняемые законом. В XIX-начале XX вв., вплоть до создания многопартийной Государственной Думы в 1906 г., теоретические политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юридических факультетах ведущих российских университетов, например в таких курсах, как история политических и правовых учений, философия права, общая теории права. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов в форме некоего «приложения» к праву и обычно с официальной точки зрения.
К концу ХIХ в. относится открытие в Императорской академии в Санкт-Петербурге направления «истории и политических наук». На рубеже ХIХ-ХХ вв. Россия дала миру целую плеяду блестящих теоретиков права и политики, большая часть которых имела университетское правовое, философское или историческое образование: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевкий, В.И. Ленин, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, А.И. Стронин, Б.Н. Чичерин и др.
Работы, посвященные анализу политики и ее законов, появляются и в начале XX в. Бурные события того времени заставляли искать ответы на животрепещущие вопросы о политическом настоящем и будущем страны. Принадлежавшие к различным идейным течениям такие ученые как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогорский, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и многие другие, анализировали в своих работах проблемы власти, государства, революции, политической судьбы Отечества.
Важным этапом в развитии мировой политической науки явился период после Второй мировой войны . В 1948 г. изучение политической науки было рекомендовано ЮНЕСКО, что создало необходимые предпосылки для ее постепенного признания и утверждения в университетах и академических института подавляющего большинства стран мира. С 1949 г. при ЮНЕСКО функционирует Международная ассоциация политической науки (МАПН), поддерживаюйщая связи с десятками национальных ассоциаций, включая российскую, действующую с середины 50-х гг. XX в2.
Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия ввела политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология определена и как учебная дисциплина в вузах . С 1989 г. в ведущих университетах России и научно-исследовательских институтах РАН функционируют аспирантуры и специализированные советы, в которых защищаются кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам.
Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.
В последнее время в мировой политической науке растет интерес к методам феноменологии, герменевтики, семантики, т. е. к методам, которые пытаются объяснить явления социальной и политической жизни, прежде всего, исходя из способности человека придавать своим действиям определенные смыслы и значения. Данное направление в политической науке получило название постмодернистского. Его отличает стремление исследователей понять, как люди определяют смысловое содержание политических действий, почему так, а не иначе интерпретируют политические события, как результаты интерпретации сказываются на их реальном поведении.
Важными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как:
Политическая власть, ее сущность и структура;
Политические системы и режимы современности;
Формы правления и государственного устройства;
Политическая стабильность и политический риск;
Партийные и избирательные системы;
Политические права и свободы человека и гражданина;
Гражданское общество и правовое государство;
Политическое поведение и политическая культура личности;
Политическая коммуникация и средства массовой информации;
Религиозные и национальные аспекты политики;
Средства и методы урегулирования политических конфликтов и кризисов;
Международные политические отношения, геополитика, политическая глобалистика и др.
Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и многогранности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки. Например, такие как: философия, социология, психология, экономическая теория, юридические, исторические науки.
В политике сталкиваются группы интересов, охватывающих различные сферы жизнедеятельности общества - экономику, государственное устройство и право, социальную сферу, этнонациональные и религиозные отношения, традиционные социальные структуры. Значительное влияние на нее оказывают национально-исторические и социокультурные традиции общества, психологический генотип нации.
Благодаря своему системному характеру политическая наука в настоящее время оказалась на перекрестке междисциплинарного знания, которое охватывает различные науки.
Но в отличие от других областей политического знания, политология имеет цель :
Проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления,
Выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние, и внешние связи и отношения,
Определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах,
Наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития,
Выработать объективные критерии социального измерения политики.
Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную, эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга.
Теоретическое исследование политики отличается от прикладного ее анализа, прежде всего, следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политической жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Прикладная политология прямо отвечает на вопросы: «для чего?» и «как?». Она может быть представлена как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта.
Прикладная политология исследует основные субъекты политических событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образования, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этнические и религиозные группы, роль участников политических событий в принятии политических решений и их реализации.
К прикладным отраслям политологии можно отнести концепции государственного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология выработки и принятия политического решения; технология проведения референдума, избирательной кампании и т.д.).
Методы политологии
Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории.
Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.
Периодизация развития методологии политической науки может быть представлена следующим образом;
1) классический период (до XIX в.), связанный преимущественнос дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;
2) институциональный период (XIX - начало XXв.) - на ведушие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;
3) бихевиористский период (20-70-е гг. XX в.), когда стали активно внедряться количественные методы;
4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.
Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, основными течениями в рамках методологии политической науки по-прежнему являются «традиционалистское» и «бихевиористское»1.
В политологии используются три группы методов:
Теоретические,
Эмпирические,
Общенаучные (логические).
Теоретические методы
Теоретические методы представляют собой сложные абстрактные конструкции политической реальности и политического поведения. Они предназначены для извлечения такого знания о политике, которое недоступно непосредственному наблюдению. Теоретические методы формируют категориальный аппарат науки.
Теоретические методы в политологии можно разделить на две группы.
Первая группа методов предназначена для познания и аналитического конструирования политической реальности.
Вторая группа - для объяснения политического поведения.
Эти группы методов решают две разные познавательные задачи: первая стремится выработать оптимальный способ познания объективных политических образований, вторая - найти механизмы понимания политической деятельности отдельных индивидов.
К первой группе теоретических методов относятся: структурализм.
функционализм. системный анализ, топологический метод.
Рассмотрим эти методы в отдельности.
Структурализм. В основе этого метода лежит убеждение, что в обществе и в политике есть устойчивые социальные и политические образования - структуры. Это могут быть: институты, нормы, группы, общности, статусы, роли - то, что существует помимо воли и сознания отдельных людей. Устойчивость структур позволяет вычленять их из политической реальности, изучать каждую в отдельности. Такой методологический прием широко используется, например, при анализе политических институтов, когда каждый из них рассматривается как некая самостоятельная целостность. Поведение конкретных людей в рамках структурализма обычно не принимается во внимание, так как считается, что индивид действует, прежде всего, подчиняясь требованиям той или иной структуры. Разновидностью структуралистского метода является институциональный, ориентированный на изучение такого важного компонента политики, как политические институты.
Функционализм в отличие от структуралистского подхода акцентирует внимание на выявлении факторов взаимозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности. Функция рассматривается как объективное требование, предъявляемое целым к своим частям, как возникающая между ними позитивная связь, зависимость. В рамках классического функционализма появление какого-либо политического института объясняется вызреванием в обществе, в политической системе соответствующих потребностей. А логика анализа сводится к выявлению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами. Речь может, к примеру, идти о функциях государства, функциях партий, функциях политической культуры и т. д.
Системный анализ ориентирует исследователей на конструирование политики как структурированной целостности, взаимодействующей со своей окружающей средой, прежде всего с другими социальными сферами общества. Опираясь на общеметодологические принципы теории систем, кибернетики, синергетики, ученые, использующие этот метод, исследуют факторы стабильности и изменчивости политических отношений, каналы взаимовлияния политической системы и окружающей среды, механизмы функционирования и развития политической системы.
Топологический метод (от греч. topos - место) - это когда политика рассматривается в категориях политического пространства или политического поля. Предполагается, что каждый человек обладает какими-то ресурсами, капиталом (уровень образования, материальное положение, статус в политической иерархии и т. п.), которые определяют его место в социальном и политическом пространствах. Люди, обладающие похожими, одинаковыми ресурсами, занимают в социальном и политическом пространствах близкие позиции, тяготеют друг к другу. В результате в обществе складываются группы, объективно отличающиеся друг от друга и занимающие в политическом пространстве более или менее выгодные позиции. Занимаемая в политическом пространстве позиция в силу своей объективности влияет и на индивидуальное поведение человека, определяет его образ жизни, стремления, политические предпочтения. Этот метод используется при описании положения политической элиты в обществе, а также различных социальных и политических групп. Благодаря этому методу более ясной становится картина возникающих в обществе конфликтов, когда противостояние описывается как стремление образовавшихся групп изменить свое положение в политическом пространстве1.
Вторая группа теоретических методов ориентирована на объяснение политического поведения. Часто эту группу называют бихевиористским (от англ. behaviour- поведение), или поведенческим методом. На самом деле методов, моделирующих поведение человека, много. Они создавались главным образом социологами и психологами, но в настоящее время успешно применяются при изучении различных видов политических действий.
Ко второй группе относятся: бихевиоризм, теории рационального выбора, психодинамические теории личности, когнитивные теории..
Рассмотрим эти методы.
Бихевиоризм - это методологический подход, основанный американским психологом Б. Ф. Скиннером. В основе этого подхода лежит предположение, что поведение человека есть реакция на различные раздражители, стимулы. В поздних версиях бихевиористский подход обрел более сложную форму, реакция человека на стимулы стала рассматриваться как ложный, опосредованный сознанием процесс, что, однако, не изменило сути этого метода. В политологии с помощью этого метода обычно описывают изменения в политическом поведении людей, связывая их с изменениями условий жизни, принятием политических решений и т. д.
Теории рационального выбора. В основе этой методологической схемы лежит мнение о существовании универсального стремления человека к получению максимального вознаграждения за минимальные усилия- «закон выгоды». Рациональность человека проявляется в его способности выбирать из различных вариантов поведения тот, который в наибольшей степени отвечает его интересам и позволяет проще достичь поставлен ной цели. Человек вступает во взаимодействие, надеясь получить что-то взамен: материальное вознаграждение, личную безопасность, любовь, статус и т. д. В политологии этот подход часто используется для описания отношений власти, когда подчинение объясняется как стремление человека получить в обмен какие-либо ресурсы (эмоциональные, материальные и т. д.), для объяснения электорального выбора, когда предполагается, что человек отдает голос тому кандидату, программа которого в наибольшей степени отвечает его интересам, и т, п.
Психодинамические теории личности, как и теории рационального выбора, объясняют поведение человека внутренними факторами, но источник его активности описывается как сложный, далеко не всегда осознаваемый, иррациональный процесс. Психодинамические теории разнообразны и нацеливают политолога на познание или, по крайней мере, принятие во внимание сложных внутренних процессов, которые переживает человек, вовлекаемый в политические взаимодействия;
Когнитивные теории указывают, что причины поведения нужно искать в тех ментальных процессах, с помощью которых человек познает и объясняет окружающий мир. Человек действует в зависимости от того, как он воспринимает, оценивает, интерпретирует ситуацию. Характер и формы политических действий определяются ранее сложившимися установками, стереотипами, а также процессами восприятия и обработки новой информации.
Мы перечислили лишь часть теоретических методов, используемых в политологии. Причина их многообразия - в сложности, противоречивости политики. Наука не изобрела и вряд ли когда изобретет единый универсальный метод познания политических явлений. Внутренний мир, сознание отдельного человека, его мотивация не могут быть описаны в рамках тех же понятий и категорий, что и объективный мир политических отношений, институтов, норм и организаций.
Каждый теоретический метод имеет свои достоинства и ограничения.
К достижениям метода относятся создаваемые им возможности описать, объяснить, проанализировать тот или иной сегмент политической реальности.
Например, выделить и рассмотреть политические институты (структурализм), установить связи-зависимости в политической системе (функционализм), описать механизмы функционирования и развития политической системы (системно-функциональный анализ). Но любой теоретический метод не обладает универсальными возможностями описания всего многообразия политической жизни.
В науке неоднократно предпринимались попытки создания обобщающего теоретического метода, претендующего на универсальность, вбирающего в себя все лучшие достижения научной мысли.
Например , в 1970-е гг. появляется теория неоинституционализма, призванная объединить в рамках единой методологии структурализм (институционализм) и теорию рационального выбора1.
Эмпирические методы (от греч. emperia- опыт), в отличие от теоретических методов, ориентированы на получение конкретного знания о политической жизни. Эти методы представляют собой сложные формализованные процедуры, позволяющие упорядочить процесс познания политических явлений, обеспечить валидность (достоверность) полученной информации о состоянии политического объекта. С помощью этих методов можно узнать об электоральных предпочтениях населения, о намерениях политических лидеров, о ценностных ориентациях и политических установках различных социальных групп, об отношении масс к государственным управленческим решениям и об их реакции на политическую пропаганду.
К эмпирическим методам относятся:
1. Метод наблюдения , являющийся систематизированным, направленным восприятием какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем в соответствии с разработанной методикой.
Например, наблюдение за ходом избирательной кампании, когда фиксируются действия ее основных участников. Метод наблюдения имеет много общего с нашим повседневным восприятием, когда мы следим за интересующими нас политическими событиями. Однако научное наблюдение, осуществляемое профессионалами по специально разработанным методикам, отличается широтой поля наблюдения, способностью улавливать более разнообразную гамму поступков действующих лиц на политической арене.
2. Опрос. Развитие этого метода в значительной мере повлияло на лицо современной политологии, которая в настоящее время предстает не только в виде чисто теоретической дисциплины, объясняющей общие тенденции политической жизни, но и в виде науки, способной дать практическое знание о политических на строениях, ожиданиях, установках реальных людей. Метод опроса, в отличие от наблюдения, позволяет (при правильно разработанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в политическом сознании личности: о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам отдает предпочтение. Эти процессы сознания могут до определенного времени никак не проявляться в политическом поведении людей, но подспудно готовить последних к каким-либо действиям. Опросы могут также дать информацию о поступках, событиях, которые оказались в силу различных причин за пределами научного наблюдения.
Опросы бывают:
а) неформализованные, когда респонденту дается возможность самостоятельно формулировать свои ответы на вопросы исследователя;
б) формализованные, когда респондент выбирает в предложенной ему анкете один из вариантов ответа.
3. Контент-анализ - систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация содержания информационного источника (текста). Контент-анализ позволяет выявить, какая информация и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения, потребности и интересы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной политической организации, государственного учреждения, политического лидера.
4. Метод «фокус-группы», или групповой дискуссии, используется для выяснения отношения различных слоев населения к тому или иному событию, явлению. Он представляет собой направляемое и регулируемое исследователем обсуждение выбранной темы, в котором участвуют подобранные на основе научно обоснованной выборки люди. Благодаря хорошо продуманной методике организации групповой дискуссии можно изучить реакцию населения на выступление политического лидера, на предвыборное заявление, на политическую рекламу и т. п1.
Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам , задающим общую направленность любого научного исследования, стремящегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимостей между фактами, выявлению тенденций развития. Можно, например, каждую неделю проводить опрос общественного мнения по поводу электоральных предпочтений населения, но собранный фактический материал не будет представлять собой серьезной научной ценности без выявления множества других факторов, влияющих на электоральный выбор. Исследование же этих факторов требует не просто овладения методикой опросов, а глубокими теоретическими знаниями в этой области.