План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук
Ход занятия.
Воспитатель напоминает детям, что звук ш - это песня змеи, а ж - песня жука. Формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнять соответствующее движение: на звук ш - заигзагообразное движение кистью руки от себя - ползет змея, на звук ж - поставить руки перед грудью (чтобы не задеть сидящих рядом детей) и подвигать кистями вверх-вниз - летает жук. Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки: ш... ш... ж... ш... ж... ж... ш... ж... ж... ш... ж.
Предлагает тем, кто допустил ошибки, выполнить задание отдельно; остальные контролируют их.
Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в первом случае, показывают, какой звук слышится. (Слова надо произносить с очень легким интонированием звука.) Вначале упражнение выполняют девочки, затем мальчики.
Педагог задает вопрос: «Книжица - это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про большую и толстую книгу?» (Книжища)
Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Предупреждает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение «Про ослика» Р. Фархади:
У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравленья.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.
Педагог просит детей прочесть последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у осленка: дли-и-и-инными стали (хоровое и индивидуальные выступления).
Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки», уверяет, что в них есть 3 слова со звуком ш. Ставит на свой стол 3 пирамидки одинакового цвета и поодаль еще одну - другого. Просит назвать слова со звуком ш (ушки, лошадки, хрюшки). По мере называния ребенком слов убирает одну за другой 3 пирамидки. Привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке, ее цвету. Говорит, что в сказке про осленка есть слово со звуком ж. Читает первые 3 строчки. Дети называют слово рождение.
- Поскольку у ослика «рождение», надо спеть для него песенку про каравай,- продолжает разговор воспитатель.- Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть - со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» - исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?
Воспитатель ставит перед кем-либо из детей осленка (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как у ослика рожденье! Испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок. Он же выбирает следующего исполнителя, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 4-5 раз. По окончании его воспитатель задает вопрос, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.
Далее педагог несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошел котик на торжок», меняя логическое ударение:
Пошел котик на торжок.
Пошел котик на торжок .
Пошел котик на торжок.
Дети называют слова котик, торжок, пошел.
Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение «Осенью» А. Н. Плещеева. Просит двоих детей прочесть его выразительно, проникновенно. Интересуется, кто, по мнению слушателей, прочел лучше те или иные строчки.
Подводя итог занятию, воспитатель напоминает, какие упражнения были проведены, спрашивает, какие звуки дети учились различать.
В.В.Гербова, "Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада", М., 1984.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
|
Тема
: «Звуковая культура речи: звук ш»
Цель:
Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.
Задачи:
обучающие:
Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
развивающие
: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные:
воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материал, оборудование: картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.
Структура НОД:
1. Вводная часть
Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха
2
. Основная часть
Методические приёмы
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая распевка
Отгадывание загадок
Знакомство со звуком Ш
Дидактическая игра « Определи слово с заданным звуком»
Работа по картинкам
Проговаривание чистоговорок
3 . Заключительная часть. Подведение итога НОД
I
. Вводная часть
Воспитатель.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
Какие признаки зимы вы знаете?) (Ответы детей)
Загадывание загадки о снежинке.
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые ….(снежинки)
1.Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
2. Сюрпризный момент — появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш)
Загадывание загадки о гусе:
Он шипит и тянет шею…, нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь).
II
.Основная часть
Воспитатель
. Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику
1.Артикуляционная гимнастика
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка.
Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы..
2.
Знакомство со звуком Ш
Воспитатель
. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит».
3.Работа по картинкам
Воспитатель
. Слов со звуком Ш очень много, но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты…)-работа по картинкам
4.Д/игра « Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)
5. Проговаривание чистоговорок:
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.
III.
Подведение итога
Воспитатель.
Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся, шелест листьев).
Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.
Название: Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук ш»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка»
Месторасположение: д. Хрущево, Старожиловский р-н, Рязанская область
Звуковая культура речи (звук з). Чтение детям: Е. Чарушин «Ёж»
звуковой культура речь воспитание
Программное содержание: Упражнять детей в произношении звука з; учить отчетливо, произносить мягкий звук з (зи, зя) и твёрдыйь (за, зу); закрепить произношение звука з в отдельных словах и фразах; познакомить с повадками ежа.
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает: «Однажды на прогулке Язычок познакомился с комаром.
Простите, вы любите петь? - поинтересовался Язычок.
Конечно, конечно, - закивал комар, - мы, комары, хорошие певцы. Наши песни звонкие, длинные. - И запел: зззззз.
З-з-з-з-з, - Попробовал подпевать Язычок. Но у него звонкая песня получалась не сразу, потому что песня комара - трудная песня.
Дети, а не хотите ли вы спеть песню комара? Начинайте тихонько: з-з-з-з-з. Я уже говорила, что з-з-з-з-з - трудная песня. Не огорчайтесь, если она у вас получится не сразу.
А теперь давайте ещё раз споём песню комара « (хоровые и 5-6 индивидуальных повторений).
Педагог предлагает спеть длинную песню комара - з-з-з-з-з, затем песню большого комара - зу-зу-зу-зу и маленького комарика - зи-зи-зи-зи.
Воспитатель читает детям следующее четверостишие:
Вот обрадовались звери,
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
(К. Чуковский. Путаница)
Спрашивает, чему обрадовались звери (бабочка потушила горящее море), в какой сказке об этом написано («Путаница»), кто сочинил сказку (К. И. Чуковский).
Педагог предлагает рассказать, как звери выражали свою радость. Читает четверостишие ещё раз. Слова звуком произносят дети.
Воспитатель достаёт ежа и зайца (игрушки). Говорит, что они не будут соревноваться в беге, а просто приветливо и доброжелательно поприветствуют друг друга:
Здравствуйте, уважаемый заяц! Как вы поживаете?
Спасибо за заботу, дорогой сосед. У меня всё в порядке.
От лица ежа говорит воспитатель, а от лица зайца ребёнок. Упражнение повторяется 4-6раз.
Воспитатель дважды читает рассказ Е. Чарушина «Ёж». Спрашивает, что нового дети узнали о жителе леса - ежа. Повторяет заключительную фразу из текста. Слова занялись, зазевались произносят дети.
Занятия на дифференциацию звуков [с], [ш]
Конспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш] на основе сюжета «Приключения звуков [с] и [ш]»
Материал: изображения Замка Гласных звуков, Замка Согласных звуков; картинка «Страна Чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; раздаточный материал - предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].
Ход занятия:
Оргмомент
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. - Подул теплый ветерок - ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. - Подул холодный ветер - ос-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. - Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. - Снова подул ветер. Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились.
Сообщение темы занятия:
Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.) Как подул хо-лодный ветер? (С-с-с-с.) Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш].
Сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам
Произношение звуков [с], [ш] в слогах
Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки.) Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са.) Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем - со звуком [ш] и получились слоги... (Со, шо.) Познакомились слоги са - ша, су - шу, со - шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением), «Су-су! Шу-шу!» (восхищенно), «Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно). Дети повторяют слоги с выражением эмоций.
Произношение звуков [с], [ш] в словах
Пошли звуки [с], [ш] дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в Страну Чудес. «Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками!» Звук [ш] просит нас назвать «его» слова. Дети называют слова со звуком [ш]. Затем называют слова со звуком [с]. Задание усложняется: дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии. - А сейчас гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали. Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт. - Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог.) Деление слов на слоги - Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.) Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Логопед произносит слова машина, санки, неправильно ставя ударение. Дети исправляют. Звуковой анализ слов - Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем? (Кружочками.) Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.
Физминутка:
Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране Чудес. На-на-на, изображаем мы слона. Ву-ву-ву, изобразим мы сову. Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф. Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т.д.
Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках. Словотворчество детей:
Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ: Лон-лон-лон, на лопате едет слон. Са-са-са, на луне сидит лиса. Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ. Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах. Словообразование - Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? (Кукушка.) Она сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки [с], [ш], а еще и слова. Поедем к нему. Закройте глаза. Выставляется фигурка Страшилы. - Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил? Послушайте, дети. Читаются рифмовки-путаницы. Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке», Конфету дали «маске». - Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я назову: ласка... (ласковый), слава... (славный), послушание... (послушный), смелость... (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [с], [ш] на место и отдал правильные слова. Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «пута-ные» звуки и слова на правильные. - А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Петя добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый.) Развитие фонематических представлений - Поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!» И еще подарим ему подарки-картинки. Сначала те, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш]. Дети выбирают подарки из лежащих на их столах картинок. Разгадывание ребусов из слов - Страшила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок.) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? (Шум.) Работа с буквами по загадкам Выставляется полоска с четырьмя окошками. - Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там должно быть. Эти слова - отгадки загадок. Теплая, пушистая, греет нас зимой. (Шуба.) Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома. (Шкаф.) Выставляется полоска с шестью окошечками. - А теперь назовите слово-отгадку из шести звуков. Едет, гудит, с пути уйди! (Машина.) Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки. Творческие задания детей - Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками [с], [ш], задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи»
Звук «ш»
Цель:
Формирование правильного произношения звука «Ш», изолированно, в словах и фразах.
Задачи:
- Укреплять артикуляционный аппарат.
- Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, ориентируясь на окончания слов, в образовании слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением.
- Учить правильно регулировать темп и силу голоса, развивать речевое дыхание – произносить звук «Ш» длительно на одном выдохе.
- Учить составлять короткий описательный рассказ о картинке.
- Воспитывать выдержку, умение выслушивать товарища, не перебивая его.
Материал: кукла Звукознайка, предметы в названии которых есть звук «Ш»: мишка, шарф, шапка, мышка, машина, чашка; картинки с изображением белки, зайца, лисы, медведя.
Словарная работа: пушистый, шерстяной, мишенька, мишутка, медведище, шустрый.
Ребята, сегодня к нам в гости пришла Звукознайка. Она будет учить нас говорить внятно, чётко и красиво. Звукознайка предлагает нам сделать массаж языка, чтобы язычок стал расслабленным, послушным и легко произносил разные звуки. Помогут нам губы и зубы.
Сначала превратите свой язычок в лопаточку.
Язычок погладим ласково губами,
А теперь постукаем бережно губами (пя – пя – пя)
Язычок погладим ласково зубами
Нежно покусаем мы его зубами (та – та – та)
И опять погладим ласково зубами
А потом похлопаем бережно губами (пя – пя – пя)
И в конце погладим ласково губами.
Чувствуете, как понравился вашим язычкам такой массаж? Язычки стали спокойными, расслабленными и готовы слушаться и делать всё так, как вы им велите.
Звукознайка предлагает вам поиграть: она превратит вас в гусей. Как шипят большие гуси? Как маленькие гусята? Гуси рассердились. (дети изображают гусей) (Ш-ш-ш)
Это звук, с которым мы сегодня познакомимся.
Вытяните и округлите губы, кончик языка спрячьте за верхние зубы. Давайте негромко произнесём «Ш» все вместе. Этот звук можно тянуть долго – долго: ш-ш-ш.
Послушаем Тимошу, Амелию… (4-5д.)
Давайте научим наш Язычок петь разные песни, в которых слышится звук «Ш»
Ша – ша – ша - Лена хороша,
Шо – шо – шо - Летом хорошо,
Шу – шу – шу - Я тебе пишу,
Аш – аш – аш - Вот и домик наш,
Уш – уш – уш - Вот холодный душ.
Ребята, давайте покажем Звукознайке предметы, в названии которых есть звук «Ш»
На столе разложены вещи, дети выбирают нужные и дают Звукознайке, произнося слово так, чтобы слышен был звук «Ш»
Физминутка:
Давайте устроим соревнование, кто дольше протянет звуки. Как будто мы надули большие шары, а они потихоньку спускаются. Поднимите руки, а теперь, медленно опуская, произнесите звук «Ш». Игра повторяется 2-3 раза.
Отгадайте, про кого я говорю: шерстяная, пушистая, большая – это мишка или кошка? А эта загадка о ком: коричневая, весёлая, смешная – это мишка или обезьяна? А косолапая, большелапая, меховая? А как можно сказать про мишку? Он шерстяной, пушистый, большой. А как можно сказать про мишку ласково? (мишенька, мишутка, медведюшка) скажите такое слово, чтобы было понятно, что мишка большой? Не медведь, а медве… медведище.
Звукознайка принесла картинки и предлагает рассказать о животных, которые на них нарисованы. Расскажите о белочке, какая она, что умеет делать, какой у неё характер.
Дети: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну. Собирает грибы, накалывает их на ветки для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. (Аналогично даётся задание рассказать и про других зверей: зайку, лису, медведя)
Послушайте маленький стишок про лягушку: не найду я ушки у нашей лягушки. Скажите это стихотворение тихо – тихо. (Дети выполняют) Теперь погромче. (Дети выполняют) Скажите медленно. (Дети выполняют) Быстро. (Дети выполняют)
Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? А что было трудно выполнять? А что нового вы узнали?
Звукознайке пора домой, но она обязательно придёт ещё к нам на занятие. До свидания.
Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Задачи:
1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
2. Развитие фонематического восприятия и слуха.
3. Умение находить слова со звуком [ш].
4. Воспитание умения слушать других.
Материал: картинки: 1) Чебурашка, старуха Шапокляк. 2) Ромашка, кувшинка, камешки, шишки, орешки, волнушки, кукушка. 3) Два домика: одноэтажный, двухэтажный, мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц. 4) Конверт с написанными «перепутанными» стихами. 5) Красные кружки-сигналы. 6) Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте ровно, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
2. Отличие звуков от букв.
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных ?
При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.
Гласные тянутся к песенке звонкой. А согласные согласны
Могут заплакать и зарыдать. Шелестеть, шептать, скрипеть,
В темном лесу звать и аукать, Даже фыркать и шипеть,
Но не желают свистеть и ворчать. Но не хочется им петь.
3. Сообщение темы занятия.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся. (Выставляется рисунок с изображением Чебурашки).
Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям.
- Вы догадались, кто это? (Шапокляк). (На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк).
Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. - Поможем ей в этом?
- Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.
- Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).
Сегодня на занятии мы будем учиться четко, произносить этот звук и различать слова со звуком [ш].
4. Характеристика звука.
Артикуляция звука - язык чашечкой, губы округлены.
Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, только твердый.
У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
- В имени, какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).
- В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).
Произношение изолированного звука.
Как шипит змея? [ш-ш-ш]
Как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]
Гвоздь попал в шину. Как воздух выходит из шины? [ш-ш-ш]
5. Автоматизация звука [ш] в слогах.
Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! Чебурашка насторожился. Шта-што-шту-шты! испугался». Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился.
- Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)
Дополните их звуком [м]. - Какое слово получилось? (Шум.)
Произношение звука в слогах:
Шка-шко-шку-шки + Кша-кшо-кшу-кши
Ашк-ошк-ушк-ишк + Укш-ыкш-акш-окш
Шко-шку-шки-шка + Кшо-кшу-кши-кша
Ошк-ушк-ишк-ашк + Окш-укш-ыкш-акш
Кшу-кши-кша-кшо + Ыкш-акш-окш-укш
6. Игра «Назови картинку».
Выставляются картинки.
На опушке росли … (ромашки), на речке … (кувшинки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне - … (шишки), на орешнике - … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). - Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)
7. Игра «Добавь словечко».
Послушайте рассказ Чебурашки о том, как он шёл в гости к нам. Ребята, а вы помогайте вести рассказ.
Я по лесу шёл и ромашку (нашёл). Дальше я в лес (пошёл) и в чащу леса (зашёл). К дереву (подошёл), вокруг него (обошёл) и там сладкий мёд (нашёл). По тропинке до избушки (дошёл) и в гости к мышке (пришёл). Затем по дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).
8. Небылицы.
Ребята, когда я заходил в гости к мышке, она мне рассказала такие странные истории, послушайте их, пожалуйста, и помогите исправить предложения согласно смыслу.
Мышка ловит кошку. Машина едет на дедушке.
Шляпка носит Наташу. Вешалка висит на рубашке
Зёрнышко клюёт петушка.
9. Игра: «Разложи картинки».
Чебурашка шёл по дороге и увидел 2 домика. На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуками [с], [з], [ц]. (На доске - два домика: одноэтажный, двухэтажный).
Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц.
10. Физминутка «Как живёшь».
Выполняем движения согласно тексту.
Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)
Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)
Как бежишь - Вот так (бег на месте)
Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)
Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)
Машешь вслед – Вот так (помахать)
Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку,наклон головы вправо)
Как шалишь – Вот так (надуть щёки и кулачками нажать на них)
11. Игра «Поймай звук».
Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].
с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш.
12. Игра «Слова – рифмы».
Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).
С другом мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки … (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
13. Игра «Произнеси наоборот».
Сейчас нам нужно подобрать слова наоборот.
Маленький - …большой
Узкий - … широкий
Плохой - … хороший
14. Игра «Сигнальщики».
Поиграем в игру, где мы будем учиться слышать звук (ш) среди слов.
Возьмите красные кружочки. Если услышите звук (Ш), поднимите сигнал.
малыши, муха, игрушки, шар, зима, кошка, сом, мышка, Шура.
- Скажите, где мы учились различать звук (ш)? (среди слов)
15. Игра «Маленькое – большое».
Ребята, старуха Шапокляк любит всё большое и все предметы у неё большие.
У Шапокляк не маленькая шляпа, а … большая.
У Шапокляк не маленькое платье, а … большое.
У Шапокляк не маленькие уши, а … большие.
У Шапокляк не маленький шар, а … большой.
16.Игра «Найди друзей Шапокляк».
Я буду зачитывать слова, а вы должны определить и назвать друзей Шапокляк.
Шапокляк, орешки, мишка.
Шапокляк, каша, мышка.
Шапокляк, лягушка, камыш.
- Назовите друзей Шапокляк? Мишка, мышка, лягушка.
17. Игра «Один - много».
Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а вы много.
Шар - шары, кошка – кошки, мишка - мишки, мышка – мышки.
18. Физминутка.
А сейчас мы отдохнем, Физминутку проведем.
Наши игрушки вдруг оживились
И в волшебных они превратились.
Вправо и влево качается мишка.
Вдруг пробежала шустрая мышка.
Вот потянулась пушистая кошка.
Мы поиграли с вами немножко!
19. Автоматизация (ш) в словосочетаниях.
Посмотрите на картинки и скажите, какие они.
- Что можно о них сказать?
Шар (какой?) воздушный, красный, большой, круглый.
Кошка (какая?) пушистая, ласковая, рыжая, ленивая.
Мишка (какой?) большой, косолапый, коричневый, неповоротливый.
Мышка (какая?) шустрая, маленькая, серая, быстрая.
Мы с вами назвали много слов-признаков, но выберем только те, в которых есть наш дежурный звук (ш).
Назовите их.
Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.
20. Итог занятия.
Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.
- Какой звук мы учились правильно произносить? (ш)
Верно, мы четко произносили звук (ш) в речи.
- Назовите слова со звуком [ш].
- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.