«Петр Первый» – роман о переломном этапе в жизни России. Алексей николаевич толстой петр первый
Федор Алексеевич умер, и в стране начались волнения. Царевна Софья не желала отдавать престол детям от второй жены своего отца, и многие её поддерживали в этом. Но никто не смог игнорировать и наличие наследников мужского пола – Ивана и Петра. В итоге было решено провести совместное венчание. Петр рос в Преображенском и проводил много времени с иностранцами. Мать рано женит его на Евдокии, отношения с которой у него так и не сложатся. Роман описывает становление характера царя и его первые начинания в качестве государя.
А.Н. Толстого всегда интересовала эпоха Петра I, оно и не удивительно, ведь именно она так решительно изменила ход российской истории.
Читать Краткое содержание Петр Первый Толстого
Со смертью Федора Алексеевича в России начинается борьба за престол. При поддержке стрельцов амбициозная царевна Софья становится правительницей, а под ней – ещё маленькие, венчанные совместно Иван Алексеевич и Петр Алексеевич. Никаких изменений для народа не последовало: повсюду те же бедность и холопы.
Петр со своей матушкой живет в Преображенском. Ему тут очень скучно, и он часто проводит время в Немецкой слободе, заполненной иностранцами. Тут он влюбляется в дочь немецкого торговца Монса, и мать, желая усмирить сына, заставляет Петра жениться на Евдокии Лопухиной.
Петр сызмальства интересуется военным искусством, проводя всё время со своими потешными войсками. Случайно познакомившись с Алексашкой, Петр берёт его к себе в окружение. На деньги, полученные от царевича, Алексашка сумел помочь своему отцу выйти из крепостной зависимости и даже стать купцом. Девизом царя в будущем не зря станет знаменитое «Знатность считать по годности».
Вскоре был организован Крымский поход, окончившейся оглушительной неудачей. Стрельцы тем временем вовсю обсуждали появившиеся слухи об их изгнании из Москвы. Почва для мятежа была готова.
Повторный стрелецкий бунт сорвался, царская семья успела спрятаться за стенами монастыря. Бунтари подвергаются пыткам и казнены, Софья заперта в монастыре, Голицын выслан из столицы. Евдокия забеременела от царя, но всё время изнывала от ревности к государевой любовнице. Вскоре рождается сын Алексей. Мать Петра умирает. Отношения с супругой только ухудшились.
Главным советником становится Франц Лефорт. Вновь идет подготовка к новому Крымскому походу.
Начался 18 век. Иностранцы с надеждой смотрят на Петра, считая его «новым царем». Были проведены первые смелые реформы. Духовенство, бояре, дворяне боятся западных новшеств. Когда царь отправился в Европу за знаниями, пошёл слух о его смерти. Повторился бунт стрельцов, который, впрочем, тоже был жестоко подавлен. Супруга Евдокия была отправлена в монастырь, а её место окончательно заняла Анна Монс. Франц Лефорт умер, но его мысли и идеи ещё витали.
Петр активно строит флот и отливает пушки. В 1700 году Швеция собирает свою армию и наносит удар по русским войскам. Во время осады крепости в плен берут красивую девушку Екатерину. Александр Меншиков сразу забирает её к себе. Когда открылась измена Анны Монс с одним из посланников, давно вызвавшим подозрение царя, Меншиков послал к царю на утешение Екатерину. Будущая царица сразу понравилась Петру.
Картинка или рисунок Петр Первый (Петр 1)
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Шукшин Солнце, старик и девушка
В одном из небольших алтайских селений стояла жаркая погода, а когда вечером на землю опускалась прохлада, к берегу реки Катунь выходил старик. Однажды к нему подошла девушка лет двадцати пяти, и попросила разрешения рисовать его портрет
В своем романе-эпопее «Красное колесо» Александр Солженицын описывает первое десятилетие 20 века. Автор дает возможность читателю погрузиться в дореволюционную эпоху и увидеть то время глазами своих героев
К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей и её любовником, честолюбивым князем Василием Голицыным. Стало в Москве два царя - малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, а выше их - правительница Софья. «И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки - нищета, холопство, бездолье».
В те же годы в деревне, на землях дворянина Василия Волкова, живёт крестьянская семья Бровкиных. Старший, Ивашка Бровкин, берет с собой в Москву сына Алешку; в столице, испугавшись наказания за пропавшую упряжь, Алеша сбегает и, познакомившись с ровесником Алексашкой Меншиковым, начинает самостоятельную жизнь, пристраивается торговать пирогами. Однажды Алексашка Меншиков удит рыбу на Яузе возле Лосиного острова и встречает мальчика в зелёном нерусском кафтане. Алексашка показывает царю Петру (а это именно он) фокус, без крови прокалывает иглой щеку. Они тут же расстаются, не зная, что встретятся вновь и уже не расстанутся до смерти...
В Преображенском, где живут подрастающий Петр и его мать Наталья Кирилловна, тихо и скучно. Молодой царь томится и находит отдушину в Немецкой слободе, где знакомится с живущими в России иноземцами и среди них - с обаятельным капитаном Францем Лефортом (в услужении у которого к тому времени находится Алексашка Меншиков) и, кроме того, влюбляется в Анхен, дочь зажиточного виноторговца Монса. Чтобы остепенить Петрушу, мать Наталья Кирилловна женит его на Евдокии Лопухиной. В Преображенском Петр весь отдаётся учениям с потешным войском, прообразом будущей российской армии. Капитан Федор Зоммер и другие иностранцы всячески поддерживают его начинания. Алексашку царь забирает к себе постельничим, и ловкий, проворный и вороватый Алексашка становится влиятельным посредником между царём и иноземцами. Он устраивает своего приятеля Алешу Бровкина в «потешное» войско барабанщиком, помогает ему и впредь. Случайно встретив в Москве своего отца, Алеша даёт ему денег. С этого малого капитала у хозяйственного мужика Ивана Бровкина дела сразу идут в гору, он выкупается из крепостной зависимости, становится купцом, его - через Алексашку и Алешу - знает сам царь. Дочь Бровкина Саньку Петр выдаёт за Василия Волкова, бывшего господина Бровкиных. Это уже предвестие больших перемен в государстве («Отныне знатность по годности считать» - будущий девиз царя Петра). Начинается новый стрелецкий бунт в пользу Софьи, но Петр с семьёй и приближёнными уходит из Преображенского под защиту стен Троицкого монастыря. Мятеж угасает, стрелецких главарей страшно пытают и казнят, Василия Голицына отправляют с семьёй в вечную ссылку в Каргополь, Софью запирают в Новодевичьем монастыре. Петр отдаётся разгулу, а его беременная жена Евдокия, мучась ревностью, занимается ворожбой, пытаясь извести проклятую разлучницу Монсиху. У Петра рождается наследник - Алексей Петрович, умирает мать Наталья Кирилловна, но трещина между Петром и Евдокией не исчезает.
Среди иностранцев про Петра ходят разные слухи, на него возлагают большие надежды. «Россия - золотое дно - лежала под вековой тиной... Если не новый царь поднимет жизнь, то кто же?» Франц Лефорт становится нужен Петру, как умная мать ребёнку. Петр начинает поход на Крым (предыдущий - Василия Голицына - закончился позорной неудачей); а часть армии идёт войной на турецкую крепость Азов. И этот поход кончился бесславно, но идёт время, Петр проводит свои реформы, трудно рождается новый, XVIII век. От непомерных тягот народ начинает разбойничать или уходит в леса к раскольникам, но и там их настигают государевы слуги, и люди сжигают себя в избах или церквях, чтобы не попасть в антихристовы руки. «Западная зараза неудержимо проникла в дремотное бытие... Боярство и поместное дворянство, духовенство и стрельцы страшились перемены (новые дела, новые люди), ненавидели быстроту и жестокость всего нововводимого... Но те, безродные, расторопные, кто хотел перемен, кто заворожённо тянулся к Европе... - эти говорили, что в молодом царе не ошиблись». Петр начинает строить в Воронеже корабли, и с помощью флота Азов все-таки взят, но это приводит к столкновению с могущественной Турецкой империей. Приходится искать союзников в Европе, и царь (под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова) едет с посольством в Кенигсберг, в Берлин, а потом в желанную его сердцу Голландию, в Англию. Там он живёт как простой мастеровой, овладевая необходимыми ремёслами. В его отсутствие в России начинается брожение: царь, дескать, умер, иностранцы подменили царя. Неукротимая Софья вновь подстрекает стрельцов к мятежу, но и этот бунт подавлен, а по возвращении Петра в Москву начинаются пытки и казни. «Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь». Царицу Евдокию Федоровну отправляют в Суздаль, в монастырь, а её место занимает беззаконная «кукуйская царица» Анна Монс; её дом так на Москве и называют - царицын дворец. Умирает Франц Лефорт, но дело его живёт. В Воронеже закладываются все новые корабли, и вот уже целая флотилия плывёт в Крым, потом на Босфор, и турки ничего не могут поделать с новой, неизвестно откуда взявшейся морской силой России. Богач Иван Артемьич Бровкин занимается поставками в армию, у него большой дом, многие именитые купцы у него в приказчиках, сын Яков - на флоте, сын Гаврила - в Голландии, младший, получивший отменное образование Артамон - при отце. Александра, Санька, ныне знатная дама и грезит о Париже. А Алексей Бровкин влюбляется в царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра, да и она к нему неравнодушна.
В 1700 г. молодой и храбрый шведский король Карл XII разбивает под Нарвой русские войска; у него сильнейшая армия, и уже кружится голова в предчувствии славы второго Цезаря. Карл занимает Лифляндию и Польшу, хочет броситься за Петром в глубь Московии, но генералы его отговаривают. А Петр мечется между Москвой, Новгородом и Воронежем, заново воссоздавая армию; строятся корабли, отливаются (из монастырских колоколов) новые пушки. Дворянская иррегулярная армия ненадёжна, теперь на её место набирают всех желающих, а от кабалы и мужицкой неволи желающих много. Под командованием Бориса Петровича Шереметева русские войска овладевают крепостью Мариенбург; среди пленных и солдат генерал-фельдмаршал замечает хорошенькую девушку с соломой в волосах («...видимо, в обозе уже пристраивались валять её под телегами...») и берет её экономкой, но влиятельный Александр Меншиков забирает красавицу Катерину себе. Когда Петр узнает об измене Анны Монс с саксонским посланником Кенгисеком, Меншиков подсовывает ему Катерину, которая приходится царю по сердцу (это будущая царица Екатерина I). «Конфузия под Нарвой пошла нам на великую пользу, - говорит Петр. - От битья железо крепнет, человек мужает». Он начинает осаду Нарвы, её защитник генерал Горн не желает сдавать город, что приводит к бессмысленным страданиям его жителей. Нарва взята яростным штурмом, в гуще боя виден бесстрашный Меншиков со шпагой. Генерал Горн сдаётся. Но: «Не будет тебе чести от меня, - слышит он от Петра. - Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих...»
Алексей Толстой
ПЕТР ПЕРВЫЙ
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава первая
Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все захотели пить, - вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошечко сквозь снег. Студено. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик.
Чада прыгали с ноги на ногу, - все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка.
Дверь, оглашенные! - закричала мать из избы.
Мать стояла у печи. На шестке ярко загорелись лучины. Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, - как на иконе. Санька отчего-то забоялась, захлопнула дверь изо всей силы. Потом зачерпнула пахучую воду, хлебнула, укусила льдинку и дала напиться братикам. Прошептала:
Озябли? А то на двор сбегаем, посмотрим, - батя коня запрягает…
На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студено, как в сенях. На бате, Иване Артемиче, - так звала его мать, а люди и сам он себя на людях - Ивашкой, по прозвищу Бровкиным, - высокий колпак надвинут на сердитые брови. Рыжая борода не чесана с самого покрова… Рукавицы торчали за пазухой сермяжного кафтана, подпоясанного низко лыком, лапти зло визжали по навозному снегу: у бати со сбруей не ладилось… Гнилая была сбруя, одни узлы. С досады он кричал на вороную лошаденку, такую же, как батя, коротконогую, с раздутым пузом.
Балуй, нечистый дух!
Чада справили у крыльца малую надобность и жались на обледенелом пороге, хотя мороз и прохватывал. Артамошка, самый маленький, едва выговорил:
Ничаво, на печке отогреемся…
Иван Артемич запряг и стал поить коня из бадьи. Конь пил долго, раздувая косматые бока: «Что ж, кормите впроголодь, уж попью вдоволь»… Батя надел рукавицы, взял из саней, из-под соломы, кнут.
Бегите в избу, я вас! - крикнул он чадам. Упал боком на сани и, раскатившись за воротами, рысцой поехал мимо осыпанных снегом высоких елей на усадьбу сына дворянского Волкова.
Ой, студено, люто, - сказала Санька.
Чада кинулись в темную избу, полезли на печь, стучали зубами. Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходил в волоковое окошечко над дверью: избу топили по-черному. Мать творила тесто. Двор все-таки был зажиточный - конь, корова, четыре курицы. Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий. Падали со светца в воду, шипели угольки лучины. Санька натянула на себя, на братиков бараний тулуп и под тулупом опять начала шептать про разные страсти: про тех, не будь помянуты, кто по ночам шуршит в подполье…
Давеча, лопни мои глаза, вот напужалась… У порога - сор, а на сору - веник… Я гляжу с печки, - с нами крестная сила! Из-под веника - лохматый, с кошачьими усами…
Ой, ой, ой, - боялись под тулупом маленькие.
Чуть проторенная дорога вела лесом. Вековые сосны закрывали небо. Бурелом, чащоба - тяжелые места. Землею этой Василий, сын Волков, в позапрошлом году был поверстан в отвод от отца, московского служилого дворянина. Поместный приказ поверстал Василия четырьмястами пятьюдесятью десятинами, и при них крестьян приписано тридцать семь душ с семьями.
Василий поставил усадьбу, да протратился, половину земли пришлось заложить в монастыре. Монахи дали денег под большой рост - двадцать копеечек с рубля. А надо было по верстке быть на государевой службе на коне добром, в панцире, с саблею, с пищалью и вести с собой ратников, троих мужиков, на конях же, в тигелеях, в саблях, в саадаках… Едва-едва на монастырские деньги поднял он такое вооружение. А жить самому? А дворню прокормить? А рост плати монахам?
Царская казна пощады не знает. Что ни год - новый наказ, новые деньги - кормовые, дорожные, дани и оброки. Себе много ли перепадет? И все спрашивают с помещика - почему ленив выколачивать оброк. А с мужика больше одной шкуры не сдерешь. Истощало государство при покойном царе Алексее Михайловиче от войн, от смут и бунтов. Как погулял по земле вор анафема Стенька Разин, - крестьяне забыли бога. Чуть прижмешь покрепче, - скалят зубы по-волчьи. От тягот бегут на Дон, - откуда их ни грамотой, ни саблей не добыть.
Конь плелся дорожной рысцой, весь покрылся инеем. Ветви задевали дугу, сыпали снежной пылью. Прильнув к стволам, на проезжего глядели пушистохвостые белки, - гибель в лесах была этой белки. Иван Артемич лежал в санях и думал, - мужику одно только и оставалось: думать…
«Ну, ладно… Того подай, этого подай… Тому заплати, этому заплати… Но - прорва, - эдакое государство! - разве ее напитаешь? От работы не бегаем, терпим. А в Москве бояре в золотых возках стали ездить. Подай ему и на возок, сытому дьяволу. Ну, ладно… Ты заставь, бери, что тебе надо, но не озорничай… А это, ребята, две шкуры драть - озорство. Государевых людей ныне развелось - плюнь, и там дьяк, али подьячий, али целовальник сидит, пишет… А мужик один… Ох, ребята, лучше я убегу, зверь меня в лесу заломает, смерть скорее, чем это озорство… Так вы долго на нас не прокормитесь…»
Ивашка Бровкин думал, может быть, так, а может, и не так. Из леса на дорогу выехал, стоя в санях на коленках, Цыган (по прозвищу), волковский же крестьянин, черный, с проседью, мужик. Лет пятнадцать он был в бегах, шатался меж двор. Но вышел указ: вернуть помещикам всех беглых без срока давности. Цыгана взяли под Воронежем, где он крестьянствовал, и вернули Волкову-старшему. Он опять было навострил лапти, - поймали, и ведено было Цыгана бить кнутом без пощады и держать в тюрьме, - на усадьбе же у Волкова, - а как кожа подживет, вынув, в другой ряд бить его кнутом же без пощады и опять кинуть в тюрьму, чтобы ему, плуту, вору, впредь бегать было неповадно. Цыган только тем и выручился, что его отписали на Васильеву дачу.
Здорово, - сказал Цыган Ивану и пересел в его сани.
Здорово.
Ничего не слышно?
Хорошего будто ничего не слышно…
Цыган снял варежку, разворотил усы, бороду, скрывая лукавство:
Встретил в лесу человека: царь, говорит, помирает.
Иван Артемич привстал в санях. Жуть взяла… «Тпру»… Стащил колпак, перекрестился:
Кого же теперь царем-то скажут?
Окромя, говорит, некого, как мальчонку, Петра Алексеевича. А он едва титьку бросил…
Ну, парень! - Иван нахлобучил колпак, глаза побелели. - Ну, парень… Жди теперь боярского царства. Все распропадем…
Пропадем, а может и ничего - так-то. - Цыган подсунулся вплоть. Подмигнул. - Человек этот сказывал - быть смуте… Может, еще поживем, хлеб пожуем, чай - бывалые. - Цыган оскалил лешачьи зубы и засмеялся, кашлянул на весь лес.
Роман А.Н.Толстого “ Петр Первый ”
Шемякина Людмила
11 кл.
Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым
в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -
надолго ".
Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -
эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского
народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"
всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-
венной свежестью и высоким художественным мастерством.
Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -
начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-
щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся
за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это
огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но
прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском
характере.
Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,
художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-
ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-
тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.
Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:
рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-
вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу
сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-
ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.
" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской
революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-
золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".
Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-
гедия " На дыбе " (1928).
Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в
1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-
чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно
к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-
образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-
принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.
В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра
Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-
ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь
Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой
и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-
ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру
и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-
гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в
1917 году Октябрьской революции.
В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-
мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-
ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-
ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-
рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок
Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-
все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет
Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-
бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-
сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого
загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его
преобразовательской деятельности и изображение краха всех его
многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как
у Пушкина в поэме " Медный всадник ".
Одним из лучших произведений советской литературы на истори-
ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман
А.Н.Толстого "Петр Первый".
Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-
ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.
Именно в это время Толстой снова обращается к изображению
Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,
"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-
ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.
ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"
1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет
для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-
ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,
мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось
"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе
с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности
в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач
моего романа".
2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь
ход повествования, вся система художественных образов должны
были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-
приятий, их историческую закономерность и необходимость.
3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление
двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-
ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение
сложных взаимоотношений Петра и народа.
Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог
подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел
соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее
компонентах.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА
"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде
истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном
полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -
композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения
художника... В моем романе центром является фигура Петра I."
Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его
личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной
биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только
Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая
способствовала формированию этого деятеля.
Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-
ческом движении определило композиционные особенности романа.
Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности
своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему
возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,
жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества
представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,
дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических
событий, в столкновении общественных сил.
Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие
созданных персонажей.
Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-
кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,
хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-
кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-
веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -
в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,
по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-
гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал
Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.
Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между
двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-
щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую
группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.
Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими
правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не
случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...
кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после
победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-
мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"
Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -
одна от них радость".
Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех
событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке
народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство
народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.
Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,
как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром
и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.
Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему
решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу
с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились
перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только
боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:
"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -
торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало
было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на
судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,
на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления
Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого
мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и
казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по
темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре
чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".
А. Н. Толстой роман «Петр Первый» создавал около полутора десятилетий. Было написано три книги, планировалось продолжение эпопеи, но даже третья книга не была доведена до конца. Перед написанием автор глубоко изучал исторические источники, и в результате мы имеем возможность увидеть портрет создателя империи.
«Петр Первый» - роман о нравах и быте той эпохи, в котором даны великолепные портреты петровского времени. Этому в значительной степени способствует язык, который передает колорит XVII века.
Детство и юность царя
После смерти царя Алексея Михайловича, а затем и его сына к власти стремилась прийти деятельная и энергичная Софья Алексеевна, но бояре пророчат на царство Петра - здорового и бойкого сына Нарышкиной. «Петр Первый» - роман, который описывает трагические события на Руси, где правят старина и знатность, а не ум и деловые качества, где жизнь течет по старинке.
Подстрекаемые Софьей стрельцы требуют, чтобы им показали двух малолетних царевичей Ивана и Петра, которых позже водворяют на царство. Но несмотря на это, реально в государстве правит их сестра Софья. Она отправляет Василия Голицына в Крым воевать с татарами, но бесславно возвращается русское войско. А тем временем Петруша подрастает в отдалении от Кремля. «Петр Первый» - роман, знакомящий читателя с теми лицами, которые в дальнейшем будут сподвижниками Петра: Алексашкой Меньшиковым, умным боярином Федором Зоммером. В немецкой слободе юный Петр знакомится с которая впоследствии становится некоронованной царицей. А тем временем мать женит сына на Евдокии Лопухиной, которая не понимает устремлений своего мужа и постепенно становится ему обузой. Так стремительно развивается действие в романе Толстого.
«Петр Первый» - роман, который в первой части показывает, в каких условиях выковывается несгибаемый характер самодержца: конфликты с Софьей, взятие Азова, Великое посольство, работы на верфях в Голландии, возвращение и кровавое подавление стрелецкого бунта. Ясно одно - Руси византийской при Петре не бывать.
Зрелость самодержца
Каким образом строит царь новую страну, показывает во втором томе А. Толстой. Петр Первый не дает спать боярам, возвышает деятельного купца Бровкина, выдает его дочь Саньку замуж за их бывшего господина и хозяина Волкова. Молодой царь жаждет вывести страну к морям, чтобы свободно и беспошлинно вести торговлю и ею богатеть. Он организовывает в Воронеже постройку флота. Позже Петр плывет к берегам Босфора. К этому времени умер Франц Лефорт - верный друг и помощник, который понимал царя лучше, чем он сам себя. Но мысли, заложенные Лефортом, которые не мог сформулировать Петр, начинают претворяться в жизнь. Его окружают деятельные энергичные люди, а всех замшелых и закостенелых бояр, вроде Буйносова, приходится силой вытаскивать из их дремы. Купец Бровкин набирает большую силу в государстве, а его дочь, знатная боярыня Волкова, осваивает русский и иностранные языки и грезит о Париже. Сын Яков - на флоте, Гаврила учится в Голландии, Артамоша, получивший неплохое образование, помогает отцу.
Война со Швецией
Уже заложен на топких и болотистых Санкт-Петербург - новая столица России.
Наталья, любимая сестра Петра, в Москве не дает дремать боярам. Она ставит спектакли, устраивает европейский двор возлюбленной Петра - Екатерине. А тем временем начинается война со Швецией. О 1703-1704 годах рассказывает в третьей книге А. Толстой. Петр Первый выступает во главе войска и после длительной осады берет Нарву, а генерала - коменданта крепости Горна, который обрек на бессмысленную гибель множество людей, уводят в тюрьму.
Личность Петра
Петр - центральная личность произведения. В роман введено много действующих лиц из народа, которые видят в нем и подмененного за границей правителя, и царя-реформатора, который трудолюбив и не чурается черной работы: он сам рубит топором при постройке кораблей. Царь пытлив, прост в общении, отважен в бою. Роман «Петр Первый» образ Петра представляет в динамике и развитии: от малолетнего малообразованного мальчишки, который уже в детстве начинает планировать создание армии нового типа, до целеустремленного строителя огромной империи.
На своем пути он сметает все, что мешает России превратиться в полноправное европейское государство. Главное для него в любом возрасте - смести старое, затхлое, все, что мешает движению вперед.
Запоминающиеся картины создал А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» читается легко и захватывает читателя сразу. Язык богат, свеж, исторически точен. Художественное мастерство писателя основывается не только на таланте, но и на глубоком изучении первоисточников (труды Н. Устрялова, С. Соловьева, И. Голикова, дневники и записки современников Петра, пыточные записи). На основании романа поставлены художественные кинофильмы.