Перспективный план гомзяк подготовительная онр группа. Домашние задания для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Срок реализа-ции поставлен-ных задач
Рассмотрено СогласованоУтверждаю
На заседанииЗам.зав. по ВМРЗаведующий МДОАУ№7
Педагогического совета_______И.П. Хорева_______Н.В.Ефременко
«__» ______20__г «__»______20__г«__»______20__г
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №7 комбинированного вида
Перспективный годовой п лан логопедической работы
с детьми , имеющими ОНР
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)». Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.
Первый период: (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию звукопроизношения.
* Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ.
* Постановка отсутствующих звуков.
* Воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.
* Составление простых распространенных предложений: по картинке, по демонстрации действия, по вопросам, объединение их в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.
* На всех этапах коррекционного обучения: работа над дикцией, темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава, развитие мелкой моторики, координации речи с движением
* Обучение грамоте: знакомство с буквами: Чтение слогов.
* Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, используя элементы кинезиологии.
* Постановка и закрепление звуков: У, А, И, Э, О, Ы, П, ПЬ, К, КЬ, Т, ЛЬ, Х, ХЬ, Й, С.
* Дифференциация звуков на слух и в произношении всех гласных звуков, согласных на слух: П-Б-ПЬ, Т-Д-К, К-Г-Т-Х, Л-ЛЬ-РЬ, Х-К, С-Ц-З, Ш-Ч-Щ; В произношении: К-Х, ЛЬ-Т.
* Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение ударного гласного звука в начале слова (утка, Алик). Анализ и синтез ряда гласных: а-у-и, а-у… Анализ и синтез обратных слогов типа: ап, уп… Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Выделение начального согласного звука и гласного в односложных словах. Анализ прямых слогов типа: па, са… Полный звуковой анализ и синтез слов типа: мак…
Второй период обучения.: (декабрь, январь, февраль).
* Развитие грамматического строя речи: изменение формы слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени.
* Составление и распространение предложений по картинкам, по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам.
* Составление и заучивание коротких рассказов, стихотворений, потешек.
* Знакомство и усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение.
* Расширение и активизация словаря (предметный, глагольный, словарь признаков – исходя из речевого уровня группы).
* Постановка и закрепление звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, ТЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ.
* Дифференциация звуков на слух и в произношении на слух: С-СЬ, З-ЗЬ-С-СЬ-Ж, Ц-Т-С, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, Д-ДЬ-Т-ТЬ, Г-ГЬ-К-КЬ, С-Ш-Ж-Щ, Л-ЛЬ-Р-РЬ, З-Ж-Щ;
В произношении: С-СЬ, З-ЗЬ, Ц-С, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, З-Ж, С-Ш-З-Ж, Л-Р, Р-РЬ-Л-ЛЬ.
* Анализ и синтез звукового состава слова: (работа со схемой слова), деление слов на слоги, звуко-слоговой анализ односложных слов, двусложных (зубы), односложных со стечением согласных в начале слова (стол), двусложных слов с закрытыми слогами (кошка, каток…).
* Грамматический строй речи: употребление существительных в различных падежах единственного и множественного числа, согласование с прилагательными в роде, числе, падеже. Спряжение глаголов. Согласование числительных с существительными, некоторые способы словообразования: прилагательные от существительных, суффиксальный, префиксальный. Подбор однокоренных слов. Составление предложений: по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Составление рассказа по вопросам, по картине, по серии картин. Заучивание наизусть стихотворений, потешек, текстов.
* Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов.
* Знакомство с буквами: Чтение слогов, слов.
Третий период обучения: (март, апрель, май)
Проводится 1 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия по формированию произношения и по обучению грамоте.
Месяц | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
|
Сентябрь | Уточнение артикуляции и произношения звука [а] | Усвоение употребления в речи глаголов в разных временных формах, в единственном и множественном числе. Формирование номинативного словаря (словарь существительных) по теме | Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении |
||
Уточнение артикуляции и произношения звука [у] | Закрепление категории родительного падежа множественного числа. Усвоение употребления в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагатель-ных с существ-ми мужского и женского рода. | Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам символам |
|||
Уточнение артикуляции и произношения звука [и] | Употребление в речи предложных конструкций и категорий творительного падежа, усвоение употребления в речи предлога возле . Усвоение существительных в родительном падеже, употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. Закрепление относительных прилагательных по теме | Составление рассказа -описание «Апельсин» по вопросам логопеда |
|||
Сад – огород | Уточнение артикуляции и произношения звука [м] | Составление сложных предложений со значением представления. Составление сложных предложений с союзом потому что . Усвоение категории родительного падежа с предлогом да | Рассказ – сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал |
||
Уточнение артикуляции и произношения звука [о] | Согласование числительных с существительными. Развитие слухового восприятия и логического мышления. Формирование навыка словоизменения и словообразования | Рассматривание иллюстраций «Лес» и составление рассказа по ней |
|||
Грибы и ягоды | Уточнение артикуляции и произношения звука [ы] | Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление распространённых предложений и предлогов в, за ,и з | Составление рассказа «Грибы и ягоды» |
||
Перелётные птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [п] | Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Усвоение знаний детей о частях тела птицы. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых | Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам |
||
Зимующие птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [т] | Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Активизация глаголов по теме. Закрепление знаний детей о частях тела птицы | Составление рассказа – описания «Воробей» по опорным предметным картинкам |
||
Части тела | Уточнение артикуляции и произношения звука [к] | Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для . Употребление грамматических категорий дательного падежа. Согласование существительных с числительными | Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличитель-ными и ласкательными оттенками |
||
Уточнение артикуляции и произношения звука [х] | «Сказка о чайнике». Выучить и придумать аналогичную о каком-либо предмете посуды |
||||
Продукты питания | Уточнение артикуляции и произношения звука [с] | Образование относительных прилагательных от существительных. Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени. Усвоение употребления предлога для . Составление предложений с однородными членами. Развитие слухового внимания. | Пересказ рассказа «Что вкуснее?» |
||
Одежда, обувь, головные уборы | Уточнение артикуляции и произношения звука [б] | Усвоение словаря по изучаемой теме, усвоение глагола надеть, одежда. Знакомство с деталями одежды, обуви, головных уборов. Усвоение категории родительного падежа. Усвоение конструкций с предлогом с . | Составление описательных рассказов |
||
Уточнение артикуляции и произношения звука [в] | Подбор однородных определений к слову зима, образование новых слов. Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы - льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег. | Пересказ рассказа «Гостья – зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов. |
|||
Новогодний праздник | Уточнение артикуляции и произношения звука [г] | Согласование числительных с существительными. Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без неё. | «Что будет после этого?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие воображения |
||
Домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [д] | Усвоение категории творительного падежа. Усвоение названий детёнышей животных. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Употребление притяжательных прилагательных. | Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам |
||
Дикие животные наших лесов | Уточнение артикуляции и произношения звука [з] | Подбор прилагательных к слову животные. Усвоение категории творительного и родительного падежа. Усвоение притяжательных прилагательных, падежных окончаний. Употребление конструкций с предлогом с . | Составление рассказа – описания «Лиса» |
||
Дикие животные холодных и жарких стран | Уточнение артикуляции и произношения звука [ш] | Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам. Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что . Усвоение категории творительного падежа с предлогом за . Дифференциация животных севера и юга | Составление рассказа – сравнения «Белый медведь и жираф» |
||
Уточнение артикуляции и произношения звука [н] | Подбор глаголов к слову рыба , формирование обобщающих понятий у детей. Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами – и ще , -ища. | Составление по картинке рассказа – описания «Щука» |
|||
Наш город | Уточнение артикуляции и произношения звука [ж] | Составление распространённых предложений, работа с деформированными предложениями. Усвоение степеней сравнения прилагательных | Составление рассказа – описания «Городок» по опорным предметным картинкам |
||
Наша улица | Уточнение артикуляции и произношения звука [л] | Усвоение антонимов. Усвоение степеней сравнения прилагательных. Озеленение нашей улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и ухаживают за ними. Воспитание бережного отношения к посадкам. | Рассказ «Дети на улице» |
||
Дом и его части | Уточнение артикуляции и произношения звука [ф] | Подбор однородных сказуемых к слову дом . Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со . Образование отыменных прилагательных | Рассказ «Как дом родился?».Употребление существительных в родительном падеже множественного числа |
||
Уточнение артикуляции и произношения звука [ц] | Подбор определений к слову мебель. Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Употребление предлогов: для, из, со, из-за, из-под, с. | Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда. |
|||
Моя семья | Уточнение артикуляции и произношения звука [ч’] | Составление предложений с предлогом с . Составление предложений со значением противопоставления. Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Формирование понятия о старших и младших членах семьи | «Расскажи о себе». Составление рассказа о своей семье, опираясь на картинки подсказки |
||
Профессии | Уточнение артикуляции и произношения звука [щ’] | Образование существительных от глаголов. Подбор подходящих по смыслу определений. Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий | Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам логопеда |
||
Уточнение артикуляции и произношения звука [р] | Подбор прилагательных и образование родственных слов к слову хлеб . Составление предложений с предлогом за . Закрепление обобщающих понятий хлебоизделия , хлебопродукты | Рассказ «Батон» |
|||
Транспорт | Дифференциация звуков [л] и [р]. Уточнение артикуляции и произношения звука [й] | Словообразование существительных путём сложения основ. Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам и картинкам . Усвоение глаголов с разными приставками. Подбор антонимов. | Составление рассказа – описания «Папа купил автомобиль» |
||
Дифференциация звуков [с] и [ш] | Подбор прилагательных к слову весна . Употребление сложных предложений с союзом потому что . Установление причинно – следственных связей. | Составление рассказа «Пришла весна» с опорой на картинки – символы |
|||
Насекомые | Уточнение артикуляции и произношения звука [э] | Подбор глаголов к слову насекомые. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление слов с увеличительными оттенками. Согласование существительных с числительными | Рассказ «Как бабочка летала». Формирование усвоения предлогов под , из-под |
||
Закрепление пройденных звуков | Закрепление пройденных букв | Согласование числительных с существительными. Образование существительных женского рода. Подбор родственных слов. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий. | Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок» |
Светлана Ермакова
Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР
учитель - логопед Ермакова С. Г, Мотина А. А.
Общее недоразвитие речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее, как фонематическую, так и лексико - грамматическую систему языка.
Прежде чем приступить к работе по формированию лексико - грамматических средств языка, развитию связной речи и формированию правильного звукопроизношения, учитель - логопед составляет перспективный план работы на весь срок обучения. Планирование -это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления коррекционно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого ребёнка, что облегчает достижения коррекционно-образовательных задач.
Примерное перспективное планирование составлено нами с опорой на программу «Логопедическая работа про преодолению ОНР у детей» разработанной Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой и др. ,а также учитывает рекомендации , типовой программы детского учреждения «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы,Т. С., Комаровой,М. А. Васильевой. Основной формой обучения в нашей работе для детей с ОНР являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.
Существует последовательность прохождения тематического речевого материала в каждом из периодов обучения.
В перспективном плане , разработанном нами, выделены следующие основные разделы :
Общие речевые навыки; общая моторика, речь с движениями; мелкая моторика; зрительное и слуховое внимание, речевой слух, развитие памяти и мышления; развитие лексики и связной речи; развитие грамматического строя речи; звукопроизношение; грамота, развитие навыков языкового анализа и синтеза;
При работе над перспективным планом мы старались учитывать то , что совместная работа учителя -логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Такой раздел планирования , как «Лексика и связная речь» и предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед , а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом . Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствования грамматического строя речи и обучение связной речи также ведёт логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого.
Предлагаем образец перспективного плана работы I год обучения, II период.
В перспективном плане в скобках указана методическая литература и номер страницы.
Список литературы первый год обучения
1. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР» .
2. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия» (старшая группа 1,2,3 период)
3. Кузнецов Е. В., Тихонова И. А. «Развития и коррекция речи детей 5-6 лет» .
4. Кислова Т. А. «По дороге с Азбукой» .
5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду» (4-5 л. – I, 5-6 л. – II, 6-7 л. - III) .
6. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» .
7. Васильева С. Л. «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольника» .
8. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» (а)
Развитие связанной речи (б)
Развитие фонематического слуха (в)
Развитие лексико - грамматических средств языка (г)
Физминутки (д)
9. Курдвановская Н. В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет » .
Публикации по теме:
Перспективное планирование по проекту «Семейный клуб «Домашний логопед» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ работы семейного клуба «Домашний логопед» Сроки проведения Тема, цель мероприятия Содержание мероприятия.
Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе. I этап работы. 1. Развитие общих речевых навыков. 1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Обучать.
Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: Артикуляционная гимнастика.
Эссе «Учитель-логопед - это звучит гордо!» И для меня это действительно так. Еще будучи ребенком, учась в школе я мечтала стать ведущим или актером, и конечно, в каждой из этих профессий.
Эссе «Я - учитель-логопед» В детстве я воспитывала и учила кукол, мечтала стать учителем и быть детям не только педагогом, но и наставником и другом. Часто я играла.
АДМИНИСТРАЦИЯ г. ПУЩИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №5 «Дюймовочка»
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа.
На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
Список литературы:
1. , «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)
2. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».(М.: 2009г.)
3. , «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
4. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
Задачи и содержание коррекционного обучения детей 5-го жизни с ОНР 1-2ур. определяется с учетом потенциальных возможностей детей, выявленных при логопедическом обследовании, и соотносятся с общеобразовательными требованиями, представленными в «Программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой/
Организация коррекционно-воспитательной работы логопеда.
Основные направления коррекционного обучения в средней группе:
1. Развитие понимания речи;
2. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;
3. Формирование правильного звукопроизношения.
Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Подгрупповые логопедические занятия в первом периоде обучения проводятся 3 раза в неделю:
(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
2 занятия: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
1 занятие:
Цель подгрупповых логопедических занятий в первом периоде обучения:
Развитие понимания речи;
- расширение объема словаря детей; работа над слоговой структурой слова;
- работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением;
- научить детей слушать и понимать короткие рассказы, уметь отвечать на вопросы по содержанию (можно односложно или короткими предложениями).
Тематическое и лексико-грамматическое планирование в первом периоде обучения
Тема занятий |
|||
сентябрь |
Обследование |
||
Обследование |
|||
Детский сад |
Активизация предметного и глагольного словаря, формирование простого предложения |
||
Усвоение обобщенного понятия: игрушки. Образование уменьшительно-ласкательной формы им.сущ. Сенсорное развитие. |
|||
Обобщение. Образование уменьшит.-ласкат формы им.сущ. Формирование простого предложения. |
|||
Понимание короткого рассказа(стих.). Составление простого предложения. |
|||
Понимание короткого рассказа.Сущ. ед.и мн.ч. Обобщение. Дат.п. сущ (кому?) |
|||
Обобщение. Уменьшит.-ласкат.ф.им.сущ. Сенсорное развитие. |
|||
Каникулы |
|||
Осень.Деревья |
Образование мн.ч.им.сущ.. Обогащение словаря по теме. Практическое употребление предлога-на. |
||
Активизация словаря по теме. Упражнять в практическом употреблении предлогов –верх-низ. |
|||
Одежда-обувь |
|||
Предлог-под. Согласование числител. с существ. (один, одна,одно) |
|||
Начало зимы |
Существ.в дат.п.(кому?).Составление простого предложения различных типов. |
||
Новый год |
Заучивание различных стихов. Прослушивание короткого текста. Праздничное выступление детей. |
Индивидуальные занятия в первом периоде
Задачи:
- развитие мышления, памяти, внимания;
- фонетические упражнения для уточнения правильного произношения сохранных звуков; для постановки отсутствующих звуков
Подгрупповые логопедические занятия во втором периоде обучения проводятся 3раза в неделю:
(январь, февраль, март, апрель, май)
2 занятия: формирование лексико-гамматических средств языка и развитие связной речи;
1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.
Цель подгрупповых логопедических занятий во втором периоде обучения:
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие самостоятельной фразовой речи;
- развитие произносительной стороны речи;
- работа над слоговой структурой слова;
Тематическое и лексико- грамматическое планирование во втором периоде обучения
Тема занятий |
|||
каникулы |
|||
Домашние животные |
Упражнять в составлении предложений типа: Собака любит косточку, а кошка молоко. Употребление сущ.род.п. с предл. –у. |
||
Домашние животные и их детеныши |
Активизация предметного и глагольного словаря по теме. Обобщение.Образование глаголов от звукоподражаний. Предлог –из. |
||
Дикие животные |
Упражнение в пересказе короткого рассказа. Суш. дат.п. без предлога. Предлоги –в-из. |
||
Дикие животные и их детеныши |
Обобщение. Пересказ короткого текста Активизация словаря –антонимов. Составление предложений типа: Волк, лиса, медведь живут в лесу. |
||
Продукты питания |
|||
Образование глаголов от звукоподражаний. Предлог-за. Составление высказывания типа: Хорошая девочка кормит голубей. |
|||
День защитника отечества |
|||
Повторение стихов, песен. Работа над выразительностью речи. Выступление детей. |
|||
Наша семья |
Согласование глаголов с сущ.в роде. Предлог-у. Предложение: Мама, папа и бабушка обедают. |
||
Каникулы |
Предлог –на. Составление высказывания типа: Я надела платье на куклу. |
||
Домашние птицы |
Обобщение по теме. Составление короткого описательного рассказа.Закрепление глаголов. Предлог-за. |
||
Транспорт |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Образование приставочных глаголов. Прелого-по. Деление слов на слоги. |
||
Составление описательного рассказа. Согласование сущ.с прилагательными. Предлог-по. |
|||
Растения |
|||
Насекомые |
|||
Цветущие растения |
|||
Индивидуальные занятия во втором периоде
Задачи:
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
- вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза);
- формировать слоговую структуру слова.
Работа с воспитателями
1. Работу в группе проводить в тесной взаимосвязи с воспитателями. С этой целью провести:
- совместно с воспитателями провести комплексное обследование умений и навыков детей;
- провести открытый логопедический час для воспитателей;
- рассказать воспитателям о дефекте речи каждого ребенка;
- знакомить воспитателей с разными требованиями к речи детей на разных этапах работы;
- посещать занятия воспитателей с целью выработки единых требований к речи детей.
2. С воспитателями группы провести консультации на темы:
«Результаты обследования»
«Коррекция вторичных дефектов»
«Использование наглядных пособий на занятиях по заданию логопеда»
3. Выпустить «Экран звукопроизношения».
Работа с родителями
1. Регулярно вести пропаганду логопедической работы среди родителей.
2. Проводить пятиминутки, консультации на темы:
3. Наглядная агитация. Оформить стенд-ширму на тему:
- «На этой неделе»
- «Профилактика нарушений речи»
- «Мы учимся говорить»
4. Провести родительские собрания на темы:
«Характеристика речевого и общего развития детей»
«Итоги логопедической работы за 1-ое полугодие»
«Итоги логопедической работы за 1-ый год обучения»
Методическая работа. Повышение квалификации.
1. Регулярно посещать методические объединения.
2. Для педсовета подготовить просмотр на тему:
3. Систематически изучать методическую литературу.
4. Сочетать работу МДОУ с преподавательской деятельностью в МГГУ им. Шолохова, передавать опыт работы студентам на практических занятиях.
Принят 31. 08.2015г. Утверждаю________________
на заседании
педагогического
совета ДОУ.
Протокол №1
Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы с детьми старшей группы
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю:
1занятие по развитию лексико-грамматического строя,1 занятие по развитию связной речи, 1 занятие по развитию фонетико-фонематических представлений.
При планировании была использована следующая литература:
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»/ М:»Издательство ГНОМ и Д» 2005г.
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Айрис пресс Москва 2005год.
О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий 1,2, 3 периодов»\ Издательство ГНОМ и Д 2009г.
О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи »\ Издательство ГНОМ и Д 2010г.
Планирование условно разделено на три периода обучения. Каждый период содержит в себе цели и задачи по направлениям работы в данной группе.
Такие направления как «Обследование», «Звукопроизношение», «Работа над слоговой структурой слова», «Развитие общих речевых навыков» проводятся на индивидуальных занятиях.
Разделы «Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений», «Лексика», «Грамматический строй речи», «Развитие связной речи» содержат в своем содержании словарь, задачи и цели фронтальных занятий.
Направление «Развитие мелкой моторики» планируется как в индивидуальной работе, так и в групповых занятиях.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обследование детей – 1-я и 2-я неделя сентября
Выявить структуру и механизм речевых нарушений
Выработать четкое, координированное движение органов речевого аппарата
Учить детей делать короткий и бесшумный вдох, не поднимая плечи, спокойный и плавный выдох, не надувая щеки
Работать над постановкой диафрагмального дыхания
Звукопроизношение:
Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков: [м] - [м`], [б] – [б`], [д] – [д`], [н` - [н`], [в] – [в`], [г] – [г`], [п] – [п`], [т] – [т`], [ф] – [ф`], [к] – [к`], [х]
Подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков
Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа)
:
Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост )
Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик )
Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек )
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
Знакомство со звуками [у], [а], [п], [о], [и], [м], [н], способом артикуляции, характеристика этих звуков: понятие «гласный звук», «согласный глухой звук», «согласный звонкий звук».
Выделение ударного гласного в слогах и словах.
Местонахождение звука в словах (начало слова, конец слова)
Придумывание слов на гласные звуки.
Анализ звукосочетания: ау, уа, иа.
Звуковой анализ слогов и слов: ам, ум, му, мы, да, он, на, но, ну, оп,уп,оп
Определение наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если есть звук в слове ) – на материале изученных звуков
Выделение из текста слов с заданным звуком.
Упражнять делить слова на слоги
Лексика:
3-я неделя сентября- «Овощи»
Существительные : овощ, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свёкла, картофель, редис
Глаголы:
Прилагательные: цвет (основные оттенки), свекольный, розовато-лиловый, малиново-синий, спелый, сочный, ароматный, гладкий, горький, форма.
Наречия : вкусно, полезно, сладко, кисло, горько.
4-я неделя сентября –«Фрукты»
Существительные : фрукт, компот, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, банан, абрикос, персик.
Глаголы: зреть, собирать, заготавливать, убирать, мыть, чистить, резать, жарить, консервировать, растить.
Прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, розовый.
Наречия
1-я неделя октября – «Сад –огород. »
Существительные : сад, огород, урожай, грядка, прополка, заготовка, садовник, огородник,
Глаголы: висит, растет, упали, собирать, съели
Прилагательные:
Наречия : высоко, низко, вкусно, сладко.
2-я неделя октября – « Осень»
Существительные : сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, погода, листопад, дождь, время года, ливень, ветер.
Глаголы: светить, моросить, греть, падать, желтеть,
Прилагательные: солнечная, пасмурная, дождливая, теплая, опавший, спелый, осенний.
Наречия : ясно, солнечно, ветрено, дождливо, тепло.
3-я неделя октября «Сезонная одежда, обувь».
Существительные : ботинки, туфли, кроссовки, сапоги, валенки, куртка, пальто, перчатки, варежки, шарф, шерсть, кожа, мех, трикотаж, резина, рукав, подол, капюшон, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник.
Глаголы:
Прилагательные: шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, резиновый, удобный, модный, нарядный.
4-я неделя октября- «Детский сад»
Существительные : воспитатель, методист, логопед, повар, медсестра, прачка, кладовщица, заведующий
Глаголы: воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать,
Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый
Наречия : старательно, умело, бережно
1-я неделя ноября «Наша Родина – Россия»
Существительные : родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, Москва.
Глаголы любить, беречь, охранять.
Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная
2-я неделя ноября - «Мой дом»
Существительные : дверь, окно, потолок, пол, стена, комната, фундамент, балкон, лестница, крыша, архитекрор, крановщик, штукатур, маляр..
Глаголы: строят, красят, белят..
Прилагательные: одноэтажный, многоэтажный, кирпичный, деревянный, блочный
3-я неделя ноября «Транспорт»
Существительные : машина, грузовик, трамвай, автобус, троллейбус, поезд, метро, самосвал, фургон, поезд, транспорт, колесо, фара, кабина, руль, кузов, самолет, хвост, мотор, крылья, кабина, корабль, палуба, якорь, корма, нос, каюта,
Глаголы: перевозить, грузить, заезжать, выезжать, объезжать, съезжать,
Прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный.
Наречия: б ыстро, удобно, стремительно.
4-я неделя ноября–«Части тела».
Существительные : голова, туловище, руки, ноги, пальцы, лицо, нос, рот, лоб, глаза, живот, спина, колено, локти, волосы, брови, ладони, запястья, челка.
Глаголы : говорить, дышать, петь, ходить, делать, писать, лепить, бегать, прыгать, смотреть, расчесывать, мыть, вытирать, сушить, стричь.
Прилагательные: левый, правый, чистый, здоровый, больной, грустный, печальный, яркие, карие, серые
Грамматический строй речи:
Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа
Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число
Употребление формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.
Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут )
Образование приставочных глаголов.
Употребление в речи простых предлогов НА, С, В, ИЗ.
Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои
Согласование числительных два и пять с существительными
Развитие связной речи:
Составление простых распространенных предложений
Научить детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом
Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на схему
Учить детей пересказывать небольшие рассказы и сказки с опорой на сюжетные картинки и без них.
Учить составлять рассказы – описания по картинно-графическому плану.
Развитие мелкой моторики:
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода )
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу )
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой
Составление предметов из геометрических фигур (наждачная бумага)
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Развитие общих речевых навыков:
Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной
Звукопроизношение:
индивидуальная работа )
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков (индивидуальная работа )
Работа над слоговой структурой слова :
(индивидуально на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок ), в середине слова (окно, палка, карман ), в конце слова (радость )
Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана )
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы, пишу, носки )
Выделение гласных звуков в трех звуковых словах (мак, дом, сук, мышь, кит )
Знакомство со звуками [т], [т`], [к], [к`], [б], [б`], [г], [г`], [л] , [л`], [ы], [э], способом артикуляции, характеристика этих звуков: закреплять понятия «гласный звук», «согласный глухой звук», «согласный звонкий звук»; познакомить с понятиями «согласный мягкий звук», «согласный твердый звук».
Выделение твердых согласных звуков в начале и в конце слова (дом, лес )
Закреплять понятия: слог, слово, предложение.
Учить звуковому анализу прямых и обратных слогов.
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам:
1-я неделя декабря «Зима, зимние забавы»
Существительные : зима, декабрь, январь, февраль, снег, снежинка, хлопья, поземка, снегопад, сугроб, узор, снеговик, Снегурочка, горка, хоккей, санки, лыжи, клюшка, шайба, каток.
Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, играть, кататься, лепить, кидать, скользить.
Прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, лыжная, скользкая, огромная.
Наречия: холодно, морозно, ветрено, тихо.
2-я неделя декабря «Зимующие птицы»
Существительные : ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, кормушка, корм, помощь, стайки, пища,
Глаголы: кормить, замерзать, сыпать, летать, зимовать
Прилагательные: зимующие, голодные, шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый, красногрудый, ленивый, малоподвижный, желтогрудая, тонкая, юркая, красноголовый, тонкошеий, грациозный, белогрудая, большеглазая.
3-я неделя декабря «Одежда, обувь (зимой)».
Существительные : ботинки, сапоги, валенки, шуба, пальто, перчатки, варежки, шерсть, кожа, мех, мех, вельвет, драп, рукав, подол, капюшон, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник.
Глаголы: надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, вешать.
Прилагательные: фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, резиновый, удобный, модный, нарядный.
3-я неделя января «Домашние животные»
Существительные : кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья, собака, кошка, рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы, польза.
Глаголы:
Прилагательные:
4-я неделя января «Домашние животные и их детёныши»
Существительные : кот, котёнок, собака, щенное, лошадь, жеребенок, корова, теленок, овца, ягненок, баран, коза, козленок, козел, свинья, рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы, польза.
Глаголы: линять, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться.
Прилагательные: шелковистый, рогатый, добрый, белогривый.
1-я неделя февраля – «Домашние птицы»
Существительные : птичник, птицеферма, птичница, курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, утка, селезень, утенок.
Глаголы: кудахчет, гогочет, вышагивают, переваливаются,
Прилагательные: пестрая, короткохвостая, неугомонная, суетливая, спокойная.
Наречия : важно, громко, жалобно, пронзительно, звонко.
2-я неделя февраля «Дикие животные зимой»
Существительные : медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, олень, морда, лапа, хвост.
Глаголы:
Прилагательные:
Наречия:
3-я неделя февраля «Дикие животные и их детёныши»
Существительные : медведь, медвежонок, лиса, лисенок, еж, ежонок, заяц, зайчонок, белка, бельчонок, волк, волчонок, олень оленёнок, морда, лапа, хвост.
Глаголы: прячется, спрятался, зимовать.
Прилагательные: быстрый, трусливый, серый, ловкий, шустрый, пушистая, рыжая, злой, голодный, зубастый, лохматый, рогатый, длинноногий, пятнистый, короткохвостый, пятнистый, косолапый, бурый, лохматый, колючий, лисий, заячий, олений, беличий, волчий, медвежья.
Наречия: ловко, стремительно, быстро, резко.
4-я неделя февраля «Наша армия»
Существительные : защитники, Отечество, Родина, военный, артиллерист, зенитчики, летчики, пехотинцы, моряки, пограничники, кавалеристы, парашютист, танкист, войска.
Глаголы: защищать, воевать, служить, охранять, оберегать
Прилагательные: мужественный, отважный, смелый, храбрый, доблестный, бесстрашный, трудная, почетная, опасная, серьезная,
Наречия: мужественно, трудно, отважно, почетно
Грамматический строй речи:
Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа
Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа
Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.
Учить образовывать однокоренные слова.
Закрепить употребление формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже
Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над ) и движения (в, из, к, от, по )
Образование притяжательных прилагательных
Образование относительных прилагательных
Образование глаголов движения с приставками (приставочные глаголы)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Учить подбирать противоположные по значению слова (слова – антонимы)
Развитие связной речи:
Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы
Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
Учить составлять рассказ с продолжением сюжета.
Учить пересказывать близко к тексту.
Развитие мелкой моторики:
упражнения для пальцев )
Работа по развитию конструктивного праксиса
Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам )
Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради
III период обучения (март, апрель, май)
Общие речевые навыки:
Продолжить работу над речевым дыханием
Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи
Звукопроизношение:
Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа )
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
Работа над слоговой структурой слова :
Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных начале слова
Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш )
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
Знакомство со звуками [с], [с`], [ш], [ж], [х], [х`], [в], [в`], [з] , [з`], [д], [д`], [ф] , [ф`] – характеризовать их по акустическим и артикуляционным признакам., познакомить с понятием «свистящий согласный», «шипящий согласный».
Анализ трех звуковых слов с гласными [а], [о], [у], [ы], [э], [и], составление схемы слова (ива, осы, уха, эхо, мак, кот, душ, сыр, кит и др.), продолжать учить звуковому анализу прямых и обратных слогов.
Дифференциация на слух согласных [с] - [ш], [в] - [вь], [х] - [хь], [д] - [дь], [з] - [зь], [з] - [ж], [ф] - [фь],
Местонахождение звука в словах (начало, середина, конец слова)
Дифференциация согласных твердых и мягких звуков в слогах, в словах, в предложениях и в текстах.
Упражнять в анализе слов и предложений.
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам:
1-я неделя марта «Профессии»
Существительные : шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, воспитатель, логопед, учитель, повар, прачка, медсестра, портниха, маляр, штукатур, плотник.
Глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, строить, штукатурить, красить.
Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый.
Наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.
Существительные : весна, март, апрель, май, оттепель, сосулька, проталина, цветы, мимоза, подарки, помощник, сын, внук, дочь, внучка, брат, сестра
Глаголы: бегут, журчат, шумят, помогать, стирать, убирать, подарить удивить, настал.
Прилагательные: солнечная, теплая, ветреная, весеннее, пасмурное, раннее, добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, требовательная, доброжелательная, задорная, непоседливая.
Наречия
3-я неделя март «Посуда»
Существительные : чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, масленка, солонка, хлебница, самовар, кувшин, бокал
Глаголы: пить, есть, готовить, резать, чистить,
Прилагательные: стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный, чугунный, хрустальный, кухонный, столовый, чайный.
Наречия: красиво, чисто.
4-я неделя марта «Продукты питания»
Существительные : завтрак, обед, полдник, ужин, мясо, яйца, фасоль, хлеб, макароны, рис, гречиха, крупа, пшено, котлеты, плов, борщ, колбаса, шашлык, сметана, молоко, картофелечистка, овощерезка, кофеварка, соковыжималка, мясорубка, кофемолка, соковарка.
Глаголы : пить, есть, варить, жарить, готовить, заготавливать.
Прилагательные: молочная, пшенная, масляная, сладкая, горячая, твердый, мягкий.
Наречия: кисло, сладко, горько, горячо, вкусно.
5-я неделя марта «Мебель»
Существительные : мебель, кресло, кровать, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка, стол, стулья, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник.
Глаголы: ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать.
Прилагательные: дубовый, березовый, деревянный, мягкий, кожаный, полированный.
Наречия : удобно комфортно, устойчиво, мягко, жестко
1-я неделя апреля – «Перелетные птицы»
Существительные : ласточка, скворец, грач, аист, лебедь, журавль, кукушка, гусь, утка, край, перо, оперенье, клюв, лапы, туловище, крылья, косяк.
Глаголы: порхает, планирует, кружит, парит, вьется, улетают, подлетают, слетают, облетают, перелетают.
Прилагательные: перелетная, короткохвостая, остроклювая, чернокрылый, краснолапый, тонкопалый, водоплавающая
Наречия : высоко, низко.
2-я неделя апреля- «Космос»
Существительные : картинки с изображением: луна, космонавт, космос, звезда, ракета, спутник, скафандр, ракета,
Прилагательные: , здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым.
Глаголы :летит, наблюдают.
3-я неделя апреля «Весна.»
Существительные : весна, март, апрель, май, оттепель, сосулька, проталина, цветы
Глаголы: бегут, журчат, шумят, лопаются, расцветают.
Прилагательные: солнечная, теплая, ветреная, весеннее, пасмурное, раннее, добрая, красивая, терпеливая, ласковая.
Наречия : тепло, солнечно, светло, свежо.
1-я неделя мая– «Сад –огород. Весенние работы »
Существительные : сад, огород, урожай, грядка, прополка, заготовка, садовник, огородник, семена.
Глаголы: вскопать, посеять, поливать, рыхлить.
Прилагательные: богатый, сочные, сладкие, душистые, огромный.
Наречия : высоко, низко, вкусно, сладко.
Местоимения: мой, моя, моё, твой, твоя, твоё.
2-я неделя мая- «Комнатные растения»
Существительные : кактус, розан, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка, стебелек, черенок..
Глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать..
Прилагательные: зеленый. Сочный, гладкий, блестящий, опушенный, влажный..
3-я неделя мая «Насекомые»
Существительные : комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка.
Глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, вредить, поедать, откладывать.
Прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный.
Наречия : больно, вредно, ярко.
4-я неделя мая- «Игрушки»
Существительные : название игрушек;
Глаголы: играть, заводить, подбрасывать, ловить, строить, возить, укладывать....
Прилагательные: интересный, железная, мягкая, пластмассовая, плюшевый, резиновая, любимая, красивая..
Существительные : береза, рябина, дуб, липа, тополь, клен, осина, ель, сосна, хвоя, листва.
Прилагательные: тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный, стройный, мощный, тополиный, кленовый, березовый, липовый, раскидистый.
Наречия : высоко, низко.
5-я неделя мая «Лето»
Существительные : лето, июнь, июль, август, ливень, солнце, радуга, облака.
Глаголы : созревать, загорать, плыть, сверкать, греметь, купаться.
Прилагательные: теплый, яркий, разноцветный, радостный, жаркий, знойный, долгожданный.
Грамматический строй речи:
Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа
Согласование числительных два и пять с существительными
Закрепление употребления простых предлогов.
Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов
Упражнять в подборе родственных слов.
Образование притяжательных прилагательных мой, моя.
Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
Преобразование глаголов единственного числа в множественное число.
Развитие связной речи:
Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.
Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов
Обучать пересказывать тексты с опорой на схемы, сюжетные и опорные картинки.
Развивать диалогическую речь через небольшую драматизацию сказок.
Развитие мелкой моторики:
Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев )
Усложнение работы с карандашом
Усложнение работы над конструктивным праксисом
Обследование детей – 3-я и 4-я неделя мая
Обследование состояния речи и неречевых психических функций
Заполнить речевые карты на каждого ребенка
Обозначить цели и задачи коррекционо-развивающей работы на следующий
Лексическая тема | Развитие лексико-грамматических средств языка | Формирование произносительной стороны речи | Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи |
||
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
|||||
Обследование. Заполнение речевых карт. Планирование работы на год. |
|||||
(речевое развитие) | Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (речевое развитие) конспект №2 С.3 | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках конспект №1С.1 (речевое развитие) | Пересказ рассказа об овощах с опорой на схему. конспект №2 С. 3 (речевое развитие) |
||
сентября | (речевое развитие) | (речевое развитие) конспект №3. С.5 | Развитие слухового внимания - и восприятия на речевых звуках (речевое развитие) конспект №2 С.4 | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. конспект №3 С. 5 (речевое развитие) |
|
сентября | ОВОЩИ-ФРУКТЫ (садовые ягоды) (речевое развитие) | Согласование имен существительных с глаголами. конспект №4 С.7 (речевое развитие) | Выделение начального ударного звука “У» в слогах и словах (речевое развитие) конспект №3 с.6 | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин. конспект №4С. 7 (речевое развитие) |
|
ОСЕНЬ, ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ. (речевое развитие) | Согласование имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже конспект №5 С.9 (речевое развитие) | Знакомить со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию); конспект №4С.10 (речевое развитие) | Пересказ рассказа Сладкова Н. «Осень на пороге» с использованием сюжетных картинок. конспект №5С. 9 (речевое развитие) |
||
ОДЕЖДА, ОБУВЬ (демисезонная) (речевое развитие) | Согласование числительных два, две с существительными конспект 6ч. С11. (речевое развитие) | Сравнительная характеристика звукам А и У. конспект №5 С12 (речевое развитие) | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. конспект №6 С. 11 (речевое развитие) |
||
(речевое развитие) | Употребление имен существительных в творительном падеже конспект №7 С.14. (речевое развитие) | Знакомить детей со звуком «П» и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки; с понятием «согласный глухой звук» конспект №6с.19 (речевое развитие) | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел?» конспект №7с.13 (речевое развитие) |
||
ГРИБЫ,ЯГОДЫ (речевое развитие) | Подбор существительных к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже (речевое развитие) конспект №8. С.16 | Знакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки. Познакомить с буквой «О» (без установки на запоминание буквы). конспект №7 .22 (речевое развитие) | Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использова- нием предметных картинок. конспект №8 С. 15 (речевое развитие) |
||
НАН КРАЙ НАША РОДИНА (речевое развитие) | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже конспект №8 С.16 (речевое развитие) | Познакомить со звуком и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить понятие: звук слог, слово. конспект №8.С. 26 (речевое развитие) | Составление рассказа «граница Родины - на замке» по серии сюжетных картин конспект №8с.15 (речевое развитие) |
||
(предметы быта) (речевое развитие) | Образование относительных прилагательных и сложных слов. конспект №9С.18 (речевое развитие) | Познакомить со звуком М и его акустико-артикуляционной характеристикой. конспект №9С.29 (речевое развитие) | Составление рассказа по сюжетной картинке «Одни дома» с придумыванием начала рассказа конспект №9с.17 (речевое развитие) |
||
ТРАНСПОРТ (речевое развитие) | Образование приставочных глаголов. употребление существительных в различных падежах; конспект №10 С.21 (речевое развитие) | Познакомить со звуком Н и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить понятие о месте звука в слове. Упражнять в делении слова на слоги. конспект №10С.27 (речевое развитие) | Пересказ рассказа Г.Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок конспект №10с.19 (речевое развитие) |
||
ЧАСТИ ТЕЛА, ГИГИЕНА. (речевое развитие) | Образование глаголов в форме прошедшего времени. конспект №11С. 24 (речевое развитие) | Познакомить со звуком Т и его характеристика по акустическим и артикуляционным признакам. конспект №11С.30 (речевое развитие) | Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучок» конспект №11 с.21 (речевое развитие) |
||
II период обучения (декабрь, январь, февраль) |
|||||
(речевое развитие) | Учить подбирать антонимы. Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; конспект №12С. 27 (речевое развитие) | Познакомить с понятием мягкий согласный звук. Звук Ть. Упражнять в звуковом анализе и синтезе. Формировать навык контроля над правильностью произношения поставленных звуков. конспект 12 С.33 (речевое развитие) | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества). конспект №12С. 23 (речевое развитие) |
||
ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ (речевое развитие) | Учить подбирать однокоренные слова; Образовывать глаголы прошедшего времени. конспект №13С. 30 (речевое развитие) | Познакомить со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам. Познакомить с буквой К. конспект № 13С.36 (речевое развитие) | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. конспект №13 с.25 (речевое развитие) |
||
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ (речевое развитие) | Образование имен существительных и имен прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. конспект №14.С. 33. (речевое развитие) | Звуки Кь. Буква К. Звуковой анализ. Преобразование прямых и обратных слогов. Понятие «согласный, мягкий» звук. Деление слов на слоги. конспект №14С.44 (речевое развитие) | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. конспект №14с.27 (речевое развитие) |
||
НОВЫЙ ГОД (речевое развитие) | Учить образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. конспект №15С. 36 (речевое развитие) | Учить детей различать звуки К - Кь по акустическим и артикуляционным признакам. конспект №15С.42 (речевое развитие) | Составление рассказа «Новый год на дороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. конспект №15с.29 (речевое развитие) |
||
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ (коммуникации) | Использование в речи глаголов. Образование притяжательных прилагательных. конспект №16.С. 38 (речевое развитие) | Звук и буква Б. конспект №16 С.45 (речевое развитие) | Пересказ рассказа Л.Толстого «Котёнок» конспект №16с.31 (речевое развитие) |
||
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ (речевое развитие) | Словообразование сложных слов; притяжательных прилагательных. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа. конспект №17С. 40 (речевое развитие) | Звук Бь. Буква Б. Знакомить со звуком Б и учить характеризовать с опорой на различные виды контроля. Продолжать развивать фонематические прцессы. конспект №17. С.53 (речевое развитие) | Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему. конспект №17с.33 (речевое развитие) |
||
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ. (речевое развитие) | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. конспект №18С. 43 (речевое развитие) | Звук и буква Э. Познакомить со звуком и буквой Э. Развивать фонематические процессы. Упражнять в выделении звука в начале и конце слова. конспект №18 С.56 (речевое развитие) | Составление рассказа по картине «Птичий двор» с опорой на схему конспект №18с.35 (речевое развитие) |
||
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШЕЙ (речевое развитие) | Образование притяжательных прилагательных. Использование в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в конспект №19.С. 45. (речевое развитие) | Звук Г-Гь. . Учить давать сравнительную характеристику. Продолжать учить делить слова на слоги. конспект №19 С.54 (речевое развитие) | Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина « Кто как живет. Заяц. Белка. Волк. конспект №19 с.37 (речевое развитие) |
||
(речевое развитие) | Подбор местоимений к именам существительным. конспект №20с.48 (речевое развитие) | Познакомить со звуком ЛЬ и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить понятие о месте звука в слове. Упражнять в делении слова на слоги. конспект №20 С.62 (речевое развитие) | Составление описательного рассказа описания по сюжетной картинке, с опорой на схему. конспект №20 с.39 (речевое развитие) |
||
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА (речевое развитие) | конспект №21с.49 (речевое развитие) | Научить характеризовать звук Ы. Продолжать учить находить место звука в слове. конспект №21С.60 (речевое развитие) | Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» конспект №21 с.41 (речевое развитие) |
||
ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ (речевое развитие) | Согласование имен существительных с глаголами единственного и множественного числа конспект №22С. 53 (речевое развитие) | Знакомить детей со звуком С и характеризовать его по акустическим иартикуляционным признакам; познакомить с понятием «предложение». конспект №22С. 63 (речевое развитие) | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы. конспект №7с.13 (речевое развитие) |
||
III период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
|||||
(речевое развитие) | Преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода конспект №23С. 54 (речевое развитие) | Характеристика звука Сь, с опорой на различные виды контроля. Продолжать учить делить слова на слоги. Упражнять в анализе слогов и слов. конспект №23С.66. (речевое развитие) | Составление описательного рассказа о маме(по схеме) с использованием своего рисунка. конспект №23 с.24 (речевое развитие) |
||
(речевое развитие) | Образование качественных прилагательных. Подбор антонимов к прилагательным и глаголам конспект №24С. 57 (речевое развитие) | Познакомить детей со звуком Ш и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Продолжать учить делить слова на слоги. Упражнять в анализе слогов и слов. конспект №24С.69 (речевое развитие) | Пересказ рассказа Е. В, Перьмяк «Как Маша стала большой» конспект №24с.47 (речевое развитие) |
||
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ (коммуникация) | Образовывать относительные прилагательные. Учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать. конспект №25С. 60 (речевое развитие) | Звуки С-Ш Сравнительный анализ звуков С-Ш. Продолжать учить делить слова на слоги. Упражнять в анализе слогов и слов. конспект №25. С.72 (речевое развитие) | Пересказ – инсценировка сказки «Колосок» с использованием сюжетных картинок. конспект №25с49 (речевое развитие) |
||
(коммуникация) | Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа. Подбор антонимов. Образование имен существительных множественного числа родительного падежа. конспект №26.С. 64 (речевое развитие) | Продолжать характеризовать звуки Х-Хь по акустическим и артикуляционным признакам. конспект №26. С.75 (речевое развитие) | Пересказ русской народной сказки «Три медведя с элементами драматизации» конспект №26с.51 (речевое развитие) |
||
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ (коммуникация) | Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление и употребление в речи простых предлогов: на-с, в-из. конспект №27С68 (речевое развитие) | Звуки В-Вь. Продолжать характеризовать звуки В-Вь по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в анализе предложений. конспект №27С.76. (речевое развитие) | Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди»с использованием сюжетных картин. конспект №27с.53 (речевое развитие) |
||
(коммуникация) | Согласование числительных два и пять с существительными. конспект №28 с.69 (речевое развитие) | Характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. конспект №28С.81 (речевое развитие) | Составление предложений с использованием предметных картинок. конспект №28 с.55 (речевое развитие) |
||
(коммуникация) | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Образование относительных прилагательных. конспект №29С. 72 (речевое развитие) | Продолжать характеризовать звуки Зь по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в анализе предложений. Упражнять в анализе слогов и слов. конспект №29. С.84 (речевое развитие) | Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. конспект №29с.57 (речевое развитие) |
||
САД, ОГОРОД (весенние работы) (речевое развитие) | Образование однокоренных слов; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве конспект №30С. 75 (речевое развитие) | Продолжать характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в анализе предложений. Упражнять в анализе слогов и слов. конспект №30 С.87 (речевое развитие) | Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин. конспект №30с.59 (речевое развитие) |
||
(речевое развитие) | Образование и употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа конспект №32с.80 (речевое развитие) | Дифференциация на слух согласных звуков З-Ж по акустическим и артикуляционным признакам. конспект №31 С. 90. (речевое развитие) | Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картин. конспект №32с.63 (речевое развитие) |
||
МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ (День труда. День победы) (речевое развитие) | Практическое употребление в речи слов сложной слоговой структуры. Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что). конспект №31С. 78 (речевое развитие) | Дифференциация на слух согласных звуков Д-Дь по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать умение составлять и анализировать предложения. конспект №32 С. 93 (речевое развитие) | |||
НАСЕКОМЫЕ (речевое развитие) | Употребление глаголов в прошедшем времени. конспект №33 с.84 (речевое развитие) | Учить дифференцировать на слух согласных звуков Ф-Фь по акустическим и артикуляционным признакам. конспект №33 С. 96 (речевое развитие) | Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке». конспект №33с.65 (речевое развитие) |
||
(речевое развитие) | Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя . Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. конспект №34с.86 (речевое развитие) | Продолжать учить дифференцировать на слух согласных звуков Ф-Фь по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать умение составлять и анализировать предложения.. конспект №34С. 103 (речевое развитие) | Пересказ рассказа «В раздевалке» составленного по демонстрационным действиям. конспект №34 с.67 (речевое развитие) |
||
(речевое развитие) | конспект №7с.13 (речевое развитие) | Праздник «Лето» |