Отличия письма и письменной речи. Чтение и письмо как комплексное сложное умение Что такое чтение и письмо
Коррекционно-образовательные программы
Выпуск 1
ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
(Обучение грамоте)
Авторы-составители З.И.Алексеева, А.П.Подгорная, учителя детского дома-интерната №1 г.Петродворца;
Е.И.Исковских, учитель специальной (коррекционной) школы №565 С.-Петербурга
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.
Целью обучения грамоте данной группы детей является научить самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.
Основной задачей обучения грамоте является подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни , общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо применять различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование яркого доступного наглядного материала.
Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек , пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.
Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.
На 1 году обучения учащиеся усваивают буквы, их графический образ, выделяют и различают звуки, учатся правильно их произносить.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно им пользоваться при проведении линии), так и умения в изображении отдельных элементов букв.
Наиболее сложным моментом работы с предложением является выделение предложения и речи. С этой целью подбирается короткий отрывок из трех-четырех предложений по два слова и каждом, из небольшого рассказа или сказки, его читают, четко отделяя одно предложение от другого, чтобы дети уловили законченность каждого предложения и смогли повторить.
Следующим этапом работы по звуковому анализу является деление слова на слоги (его части). Начинается работа по делению слова на слоги с показа практической значимости слогов. Можно использовать небольшой рассказ «В лесу», картинки, иллюстрации, где девочки, собирающие грибы, перекликаются друг с другом:
«Та-ня», «Ма-ша». Каждую часть слова ученики повторяют и обозначают условно графически (короткими синими полосками), определяют общее количество частей слова и делают вывод, что слова состоят из частей (слогов) или слово делится на части (слоги). Таким образом анализируются слова, предложенные учителем (рука,щека, голова и т. д.). Проводятся игры типа: «Определи количество слогов и слове хлопками», детей учат изображать хлопками двух-, трехслоговые слова.
Заключительным этапом по звуковому анализу в добукварный период является выделение звуков речи, которые графически обозначаются цветными кружками, например.
Детям раздается по несколько одноцветных кружков. Учитель называет (а, а -у, и- o - y и т. д.). Ученики должны положить на столы такое количество кружков, которое бы соответствовало числу произносимых учителем звуков.
Другой пример.
У детей на столах кружки разного цвета (красный, желтый, зеленый). Условившись, что красный - это звук «а», желтый - звук «у», зеленый - звук «и», учитель произносит сочетания из этих звуков. Сначала по два звука: а-у , u -а, у-и, затем по три звука. Ученики должны разложить кружки в определенной последовательности.
Знакомству с каждым новым звуком должна предшествовать и словарная работа. Так при работе со звуком «а » учитель раскладывает на доске картинки (аист, астра). Дети называют слова, начинается работа по выделению нужного звука. Учитель называет слова, выделяя нараспев первый звук (а-а-астра), подбирая слова с буквой «а» в ударном положении. Перед детьми ставится вопрос: «Какой одинаковый звук в словах?».
Затем проводится работа по артикуляции нужного звука, уточнению его произношения фронтально и индивидуально. (Например для звука «а»: рот широко oткpыт, язык спокойно лежит и т. д. ). Здесь можно проводить, различные игры для закрепления правильного произношения данного звука (игра «Эхо», «Паровоз»).
Следующий этап работы над звуком - это соотнесение выделенного звука с буквой алфавита . Проводятся многочисленные упражнения по зрительному закреплению графического образа звука. Буквы хорошо сравнивать с чем-то: 0 – баранка, П – ворота и т. д.
Показывается большая печатная буква из разрезной азбуки. Особое внимание обращается на картинку к букве (аист, астра). Изображение предметов около буквы помогает выделению первого звука из слова. В дальнейшем, когда ребенок усваивает несколько букв, он как подсказку воспринимает название предмета на картинке и вспоминает букву.
С детьми с глубоким нарушением интеллекта в добукварный период проводится работа по развитию зрительных и пространственных восприятии и представлений. Это чтение и письмо слева направо, расположение строчек, начертаний букв, распознавание и называние цветов (черного, белого, коричневого, красного, синего, желтого, зеленого), название и расположение геометрических фигур (горизонтально, вертикально).
Суть обучения грамоте (письму и чтению) — материал информационного стенда для родителей. Может быть полезен начинающим логопедам.
Что такое письмо и чтение? Какие виды речевой деятельности включают письмо и чтение? Что нужно для того, чтобы ребенок был готов полноценно освоить эти навыки при поступлении в школу?
Письмо - это преобразование (перекодировка, перевод) звукового ряда, организованного во времени, в пространственный ряд символов (в русском письме - букв).
Написать - значит:
- Услышать звук на фоне слова,
- Отличить его от других,
- Обозначить нужной буквой,
- Расположить буквы в определенной последовательности — в русском письме в один ряд слева направо.
Для этого важны:
1. Хороший фонематический слух (фонематические: восприятие, представления, анализ)
2. Сформированные в достаточной степени элементарные математические представления: понятия «ряд», временные (до-после, сначала-потом, раньше-позже) и пространственные (верх-низ, лево-право, впереди-сзади) ориентировки
3. Развитая мелкая ручная (пальчиковая) моторика
4. Зрительно-моторная координация (взаимодействие глаза и руки).
Чтение - это преобразование видимого ряда букв в слышимый ряд звуков.
Д.Б. Эльконин: «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения.»
- Расчленить написанное слово на буквы,
- Припомнить звук, который обозначает данная буква (причем, чтобы узнать, мягкий или твердый звук обозначает согласная буква, надо сначала посмотреть на последующую гласную),
- «Собрать» слово из звуков,
- Понять его смысл.
Здесь важны:
Материал информационного стенда для родителей. Может быть полезен начинающим логопедам.
1. Умение отличать гласные буквы от согласных
2. Хороший фонематический слух (фонематические представления и фонематический синтез)
3. Словарный запас и грамматический строй речи.
Процесс письма первичен по отношению к процессу чтения и более сложен: письмо - это слухо-зрительно-моторное образование, а чтение - зрительно-слуховое. Понятно, что если дошкольник умеет читать, а написать (напечатать или выложить из букв разрезной азбуки) не может, то качество его письма в школе будет страдать.
Хорошая письменная речь базируется только на хорошей устной.
Овладение грамотой не может быть успешным без произвольности (осмысленности) психических процессов: речи, внимания (в том числе слухового и зрительного), памяти, эмоций, воли. Произвольность психических процессов в норме формируется к семи годам, поэтому обучение в нашей стране начинается в семь лет.
Родители, отдающие ребенка в школу раньше («Он умный.» «Подумаешь, не хватает до семи лет каких-то двух месяцев.»), нарушают его право пойти в школу тогда, когда он готов психологически, физически и личностно.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ № 73 Кировского района
г. Санкт-Петербурга
Для нормального развития и успешного освоения школьной программы дети должны уметь свободно читать и писать. Письмо и чтение – это два вида речевой деятельности, имеющие важное социальное значение. На первый взгляд может показаться, что этим процессам нетрудно овладеть, ведь множество детей как-то смогли научиться читать и писать. Но, к сожалению, всё не так просто.
Если у вашего ребёнка недостаточно развиты такие функции психики, как восприятие, мышление, память или речь, ему совсем непросто овладеть правильным письмом и грамотных чтением. Подобные нарушения встречаются у многих ребят, и становятся преградой для усвоения школьной программы: они отстают от своих сверстников, им тяжело учиться. Многие родители воспринимают это как нежелание, или недостаточное усердие в обучении. В некоторых случаях так и есть, но в подавляющем большинстве - проблема кроется в функциональном нарушении, устранив которое ребёнок начинает хорошо учиться и получать положительные оценки, а потом и вовсе отличные.
Возможные причины таких нарушений:
- неправильная артикуляция отдельных звуков речи, имеются дефекты произношения;
- не сформированы представления о пространстве и времени, о форме и величине предметов и их расположении относительно друг друга;
- не сформированы грамматические системы - слова в предложениях не согласованы, предлоги употребляются неправильно.
Дети, неправильно произносящие звуки в речи, также неправильно будут отображать их на письме во время обучения грамоте. Чтобы избежать этих проблем, необходимо своевременно диагностировать нарушения речевой деятельности и помочь ребёнку их преодолеть. Существуют коррекционные программы, занимаясь по которым со специалистом, можно восстановить повреждённую речевую функцию, сформировать способность к звуковому синтезу и анализу.
На данный момент мы занимаемся коррекцией трёх видов нарушений: дисграфии, дислексии и дизорфографии. Параллельно с коррекцией этих нарушений, специалисты развивают такие логические операции, как сравнение, обобщение, нахождение аналогий, классификация. Подобные умственные действия, вместе с освоением речевого анализа и синтеза, значительно повышают общую способность к обучению.
Нужно внимательно отнестись к первым неудачам вашего ребёнка научиться читать и писать, пройти квалифицированную диагностику его умственных действий. Родителям желательно позаботиться об этом заранее, ещё до начала школьного обучения. Своевременно проведённая коррекционная работа позволит вашему ему не испытывать проблем в начальной школе.
Одной из основных наших задач является своевременное выявление и предупреждение нарушений, мешающих научиться хорошо читать и писать. Наши специалисты имеют большой опыт коррекции этих нарушений и работают с любым уровнем их сложности. Обращайтесь - мы обязательно поможем!
Гудименко Елена Эдуардовна
Психологическая структура процессов письма и чтения.
Письмо - «психическая функция, в
психологическое содержание которой входят разные
психические процессы в их взаимодействии, и формирующаяся
только путём обучения».
Выделено три уровня письма, каждый из которых подразделяется на ряд звеньев. Первый уровень - психологический. Любое письмо начинается с возникновения намерения, мотива. Затем формируется замысел, т.е. то, о чём писать. Изначально замысел ограничивается определённой мыслью, которая затем формируется во фразу, а из последней выделяются ключевые слова. Таким образом, на основе замысла создаётся общий смысл содержания, т.е. то, что именно писать. Заключительным звеном психологического уровня является регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.
Следующий уровень - психолингвистический . Он обеспечивает операциональную сторону реализации программы и состоит из ряда звеньев. Первое звено - это процесс звукоразличения. Происходит анализ звукового состава слова, выделение отдельных звучаний и превращение звуковых вариантов в четкие последовательные фонемы.
Второе звено - объём акустического восприятия и слухо-речевая память - обеспечивает восприятие определённого объёма информации и удержание её в оперативной памяти. Третьим звеном психолингвистического уровня является актуализация образов-представлений графемы. Выделенные фонемы должны быть переведены в зрительную графическую схему, т.е. перешифрованны в соответствующую букву. После чего происходит актуализация моторного образа буквы (четвёртое звено) и её перешифровка в серию тонких движений руки. Заключительным звеном является написание букв, слов, фраз.
Третий уровень - психофизиологический . Он обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий. Так, процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов. Объём восприятия акустических речевых сигналов определяется акустическим анализатором (и, возможно, совместно с кинетическим). Перешифровка с одного психического процесса на другой (со звука на букву) осуществляется благодаря совместной работе акустической, зрительной и пространственной анализаторных систем (за их деятельность отвечает височно-теменно-затылочная зона). Перешифровка оптического образа в двигательный и в написание буквы осуществляется в результате сложной совместной работы зрительной и двигательной анализаторных систем.
Очевидно, что выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых выполняет свою специфичную функцию. На данный момент известно, что письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон левого полушария мозга. Для овладения навыком письма необходима сохранность как общей организации совместной деятельности этих зон, так и каждой из них.
Психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но роль, которую играет каждый из психологических компонентов письма, и те способы, с помощью которых учащемуся удается с наиболь-шим успехом выполнить все условия, обеспечивающие правиль-ное письмо, изучены не в полной мере.
Чтение в настоящее время рассматривается как одна из высших психических функций, как целенаправленная деятельность, в процессе овладения которой совершается огромный перелом во всём культурном развитии ребёнка.
Чтение является процессом смыслового восприятия письменной речи, её понимания. Сложность этого процесса обусловливается его неоднородностью: с одной стороны, чтение - процесс непосредственного чувственного познания (в его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы), а с другой - представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтение - это сложная деятельность, которая включает такие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.
Чтение является одним из видов письменной речи, который представляет собой процесс, во многом противоположный процессу письма. Но вместе с этим они имею и общие черты. Так, например, чтение, как и письмо, является аналитико-синтетическим процессом, включающим звуковой анализ и синтез элементов речи.
Особенно ярко аналитико-синтетическое чтение проявляется на начальных этапах его развития, когда ребёнок анализирует буквы, переводит их в звуки, объединяет их в слоги, а из слогов синтезирует слово. На поздних же этапах этот процесс носит более сложный характер. Опытный чтец, как показали исследования движения глаз, не анализирует каждый элемент слова, он схватывает ограниченный комплекс букв, несущих основную информацию (чаще корневую часть слова), и по этому комплексу звукобукв восстанавливает значение целого слова. При этом читающий нередко возвращается к уже прочитанному слову и сверяет возникшую «гипотезу» с реальным словом. При чтении достаточно знакомых слов, наиболее упроченных в прошлом опыте, читающий узнаёт слово сразу.
Такая стратегия чтения, заключающаяся в забегании вперёд (антиципация) и возвращении назад (сличение), обеспечивается сложным актом движения глаз. При этом единицей чтения является слово, а буквы играют роль ориентиров в нём. В процессе беглого чтения глаз воспринимает не все буквы, а лишь некоторые, несущие наибольшую информацию о слове. Эти буквы получили название доминирующих.
Движение глаз является одним из необходимых условий осуществления чтения, но лишь условием. Если говорить непосредственно про строение процесса чтения, то оно характеризуется взаимодействием двух уровней - сенсомоторного и семантического. Сенсомоторный уровень включает в себя звуко-буквенный анализ, удержание получаемой информации, смысловые догадки, возникающие на основе этой информации, и сличение, т.е. контроль гипотез с данным материалом. Сенсомоторный уровень обеспечивает понимание значения и смысла информации. Сложное взаимодействие этих уровней обеспечивает быстроту и точность восприятия знаков, адекватное понимание значения информации. Безошибочное восприятие - основное условие понимания читаемого.
С самого начала основное значение чтения - понимание письменного сообщения. Развитие понимания читаемого в процессе формирования чтения у детей идёт в тесной связи с развитием процесса восприятия. На начальном этапе овладения чтением понимание идёт вслед за восприятием. Но по мере автоматизации навыка чтения, понимание опережать восприятие, что проявляется в возникновении смысловых догадок, угадывании смысла слов. На поздних этапах чтение опирается на предвосхищение дальнейшей мысли, относящейся уже к целому абзацу или всему тексту. У взрослого человека акт чтения протекает в полном и неразрывном единстве процессов восприятия и понимания прочитанного.
Понимание, согласно Л. С. Выготскому, «не заключается в том, чтобы при чтении каждой фразы возникали образы всех тех предметов, которые в ней упоминаются. Понимание не сводится к образному воскрешению предмета или даже к называнию соответствующего звукового слова, оно, скорее, заключается в оперировании самим знаком, в отнесении его к значению, к быстрому передвижению внимания и выделению различных пунктов, которые становятся в центре нашего внимания» .
Понимание слова, фразы при чтении обеспечивается и влияние контекста. Высокая степень контекста слов и полное использование контекстных догадок приводит к повышению скорости чтения, точности восприятия, к увеличению объёма охвата материала.
Чтение - сложный психический процесс, который не может осуществлять на основе работы какой-либо одной зоны мозга. Современная нейропсихология рассматривает в качестве мозговой основы совместную работу нескольких участков головного мозга (заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов коры левого полушария), которые выполняют свои специфические функции. Кроме того, для осуществления процесса чтения необходимы сохранность зрительного акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых является психофизиологической основой процесса чтения.
Письменная речь является для ребёнка новой знаковой системой. Трудность её усвоения обусловлена сложностью структурной организации процессов чтения и письма, а так же высокими требованиями к уровню сформированности различных мыслительных операций, сенсомоторного развития, языковых функций. Сложность и многообразие структуры дефекта у детей с ОНР ограничивает спонтанное формирование предпосылок к овладению грамотным письмом и чтением. В результате чего, дошкольники с данным видом расстройства речи, оказываются неподготовлены к началу школьного обучения, а конкретно - к овладению навыками чтения и письма.
Чтение и письмо - особые формы речевой деятельности. Чтение - это импрессивная форма речи, письмо - это экспрессивная форма речи. При письме идет процесс от мысли к слову, при чтении - от слова к мысли, от графемы - к мысли.
Нарушение письма - аграфия. Нарушение чтения - это алексия.
Первичные аграфии и алексии.
Первичные нарушения возникают непосредственно вследствие поражения определенного участка мозга и выступают как определенное расстройство.
Аграфия (греч. а - отрицательная частица и лат. propho - пишу) - нарушение письма, возникающее при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.Аграфия у детей - одно из проявлений алалии - следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко Аграфия у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов.
Аграфия у взрослых - одно из проявлений афазии. В этих случаях форма аграфии зависит от локализации поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой височной области аграфия связана либо с нарушением фонематического слуха, либо с дефектами слухоречевой памяти. При сохранном списывании с текста и сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомы слов, цифр и т. п.) нарушается письмо под диктовку и самостоятельное письмо. В легких случаях больные смешивают звуки, близкие по фонетическим признакам, затрудняются при выделении звуков в словах, сходных по звучанию; в тяжелых случаях письмо становится для больных полностью недоступным.При поражении коры нижних отделов левой постцентральной области мозга аграфия бывает связана с нарушением кинестетической основы речевого акта. Больные ошибаются при написании звуков, близких по артикуляции (например, д, л, н) и слабоартикулируемых звуков (гласных). Исключение внешней артикуляции еще более затрудняет письмо.
При поражении коры нижних отделов левой премоторной области мозга аграфия возникает вследствие нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая "кинетическая мелодия" письма. Правильно записывая отдельные буквы и даже слоги, больные затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности переключения с одного слога на другой, что нарушает весь процесс письма.
При поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга аграфия входит в синдром зрительно-гностических расстройств. Возникают трудности перешифровки фонем в пространственно организованные графемы. Пространственно ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты проявляются и в самостоятельном письме, и в письме под диктовку, и при списывании текста.
Иногда (чаще при поражении затылочно-височных отделов коры левого полушария мозга у правшей) больные вообще не могут написать графему, соответствующую тому или иному звуку; зрительные образы букв распадаются; изображенные больными буквы не имеют никакого сходства с требуемыми. Такое нарушение письма получило название оптической аграфии.
Специальную форму аграфии составляют нарушения письма, возникающие при поражении лобных долей мозга, когда письмо страдает, как и другие виды произвольной целенаправленной психической деятельности. В таких случаях в наибольшей степени нарушается самостоятельное активное письмо вследствие дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания букв.
Аграфия входит в различные нейропсихологические синдромы как один из симптомов афазических и неафазических нарушений речевой деятельности.
Алексия при локальных поражениях коры головного мозга
Алексия (от греч. а - отриц. частица и лат. lego - читаю) - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария, или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексий.
При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая алексия, которая может проявляться в неузнавании отдельных букв (литеральная оптическая алексия), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая алексия). В основе данной формы алексии лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. Возможна односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта. Подобная форма алексии, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария мозга.
При поражении коры височной области левого полушария возникает слуховая алексия как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма алексии является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих подобной формой алексии, наблюдается "угадывающее чтение".
При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария возникает кинестетическая моторная алексия (или афферентная моторная алексия) как проявление афферентной моторной афазии, связанная с нарушениями кинестетической основы речевого акта. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы.
Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария приводит к возникновению кинетической моторной алексии (или эфферентной моторной алексии), входящей в синдром эфферентной моторной афазии. Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к другому, возникают речевые персеверации.
При поражении коры лобных долей мозга возникает особая "лобная" форма алексии, связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в том числе и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.
Грубые затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму алексии, которая является одним из проявлений алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Данная форма алексии обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом.