Основы консультативной психологии. Определение психологического консультирования
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ?
Для того, чтобы знания были действительным благом, недостаточно их держать при себе, - нужно ими проникнуться.
М. Монтень
Психологический смысл консультирования
Психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем. В трудный, критический момент жизни человека психолог-консультант может помочь преодолеть стресс, жизненный кризис, а также лучше понять жизненную ситуацию и принять верное решение по конструктивному ее изменению. Психологическое консультирование выполняет разнообразные функции: социализирующую, просветительскую, суггестивную, компенсаторную и пр. Основным вектором психологического консультирования является совершенствование личностных качеств клиента, ибо «рецептурный» подход ориентирован лишь на работу со следствиями. В ходе психологического консультирования клиент поднимается на надситуативный уровень и с высоты нового видения своей проблемы изменяет свое отношение к ней. Реализация надситуативного подхода позволяет клиенту посмотреть на беспокоящую его ситуацию со стороны и определить степень своей причастности к причинам ее возникновения. Пока клиент не примет на себя ответственность за происходящее в своей жизни, он не сможет реализовать личностный ресурс и активно влиять на ее позитивное изменение.
Возможности психологической помощи неразрывно связаны с достижениями в области психологического консультирования, которые ориентированы не столько на разработку новых методов, способов и технологий, сколько на углубление понимания сущности профессиональной деятельности консультанта. А. Ф. Копьев предлагает рассматривать психологическое консультирование как помощь человеку в переживании его состояния . Похожая точка зрения присутствует у Ф. Е. Василюка, утверждающего, что задача психолога заключается в оказании посильной помощи клиенту в переживании актуальных жизненных затруднений . Если же консультирование рассматривать в более широком контексте, то можно отметить, что оно имеет большое количество разнообразных сторон.
Психологическое консультирование также может помочь в понимании и реорганизации отношений с другими людьми. Основная задача психолога-консультанта в данной ситуации состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на характер его взаимоотношений с другими людьми со стороны. Совместно с клиентом обсудить источники возникших трудностей, которые обычно не осознаются и не контролируются. Основа такой работы состоит в исследовании и изменении установок относительно других людей и форм взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы имеется возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением, сформировать позитивное и конструктивное отношение к происходящему.
Психологическое консультирование - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.
В России сегодня недостаточно развита культура обращения за профессиональной психологической помощью. Хотя теоретические работы в области психологического консультирования проводились в 20-40-е годы (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев и др.). Однако вопрос о специальном исследовании был поставлен только в 70-80-е годы (Л. А. Головей, Н. А. Грищенко, А. Ф. Копьев). В дальнейшем появляется множество монографий и статей (А. А. Бодалев, В. В. Столин, И. В. Дубровина, М. В. Зюзько, Л. М. Митина и др.), в которых обсуждается организация, методы и принципы работы в процессе психологического консультирования. Тем не менее в течение нескольких десятков лет обращение за психологической помощью к практикующему психологу было весьма сложной, а часто и невозможной процедурой, прежде всего ввиду отсутствия услуги как таковой, а также множества мифов, существующих в нашей культуре. Вот некоторые из них: «Грош мне цена, если я не справляюсь со всем сам (сама)»; «Все необходимо выстрадать самому»; «Пока гром не грянет - мужик не перекрестится»; «Каждый у нас - сам себе психолог» и другие.
В настоящее время ситуация вокруг нас изменилась настолько, что даже самые устойчивые к влиянию среды люди испытывают стресс. У каждого есть выбор: справляться со всеми трудностями самому (или не справляться вообще) либо обратиться за помощью к специалисту- профессионалу. Готовность человека участвовать в консультативном процессе связана с проблемами, возникающими в жизнедеятельности и с ожиданиями от психолога-консультанта.
Таким образом, психологический смысл консультирования состоит в расширении понимания клиентом своей проблемы. Основной процесс в психологическом консультировании - это мышление психолога, помогающего клиенту выяснить в разбираемой ситуации что-то новое, что поможет клиенту найти путь к решению беспокоящей его проблемы. Психолог доносит до клиента то новое, что выявил сам клиент в ходе осмысления заявленной им проблемы.
Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом клиент сможет накапливать опыт конструктивного решения подобных проблем и в будущем. Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого - в результате оба оказываются не удовлетворенными консультацией.
Многие исследователи и практики утверждают, что вовлечение клиента в консультативный процесс является решающим моментом для успешного консультирования. Психолог ответственен за помощь клиенту в том, чтобы тот стал активным участником в консультационном процессе. Есть данные, которые убедительно показывают, что удовлетворенность консультативным процессом у клиента возрастает по мере вовлеченности его во все стадии этого процесса.
Вовлечь клиента в консультационный процесс удается только тогда, когда психолог принимает, уважает клиента и рассматривает его как значимого человека, помогает ему увидеть собственные потенциальные возможности. Важно сформировать у клиента желание изменить что-то в себе, работать над собой. В контексте открытых, доверительных отношений консультируемый будет больше способен на риск и в мыслях, и в действиях. Консультируемый рассматривается как равный партнер и, следовательно, имеет равные права в процессе принятия решения. Иерархизированные отношения могут ограничить свободу общения.
Психологическое консультирование является одним из ведущих и «энергозатратных» с точки зрения прилагаемых со стороны психолога усилий видов его дея тельности. Изучение войскового опыта показывает, что удельный вес консультирования в общем бюджете затрачиваемого служебного времени составляет у различных психологов (по стажу деятельности и уровню квалификации) от 10 до 25% и более. Наиболее типичными темами взаимодействия, с которыми к психологу обращаются различные категории военнослужащих и членов их семей, являются проблемы семейных взаимоотношений, взаимоотношений между различными должностными лицами, потребность в оказании помощи в адаптации к условиям воинской службы. В структурно-психологическом плане основными состояниями, обусловливающими в качестве мотивов обращение к психологу, являются испытываемые людьми тревога, уныние, потрясение, сомнение, неуверенность, поиск участия и т. п.
Характер консультирования в условиях воинской части отличается от осуществляемого психологами-консультантами в специализированных психологических консультациях: здесь субъектом обращения может быть не только отдельный человек (военнослужащий), но и группа военнослужащих. Круг охватываемых проблем значительно шире, наряду с сугубо личностными проблемами осуществляется консультирование (в т. ч. командиров) и по вопросам, связанным с процессами, происходящими в воинских коллективах, которые оказывают влияние на самочувствие каждого его члена.
Деятельность военного психолога отличается и самим характером возникновения заказа на его профессиональные действия, а также особенностью использования информации, полученной в ходе консультирования. Как показывают результаты исследований, примерно около трети случаев, связанных с оказанием психологической помощи, инициированы не самими нуждающимися в этой помощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и самим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и условий службы, повышенной ответственностью командиров за жизнь и безопасность военнослужащих. Зачастую военные психологи назначаются как бы ответственными за конкретного военнослужащего, что в значительной мере вынуждает их смещать акцент в их действиях с сугубо психологической профессиональной составляющей (подразумевающей активность и ответственность человека за собственные изменения) на действия воспитательного характера. В то же время, зачастую рекомендации психолога должностным лицам относительно конкретных неотложных мер, связанных с организацией условий, необходимых для успешного решения острых психологических проблем военнослужащего, не учитываются должным образом либо не могут быть оперативно реализоваппы в силу ряда объективных обстоятельств.
Оценивая ситуации консультирования, имеющиеся в собственном опыте, большинство психологов склонны рассматривать их как очень сложные, требующие обращения к более опытным коллегам (около 70% из опрошенных психологов). Результаты самооценок психологов в этом плане дополняются и данными экспертного оценивания их профессиональных действий в ситуации консультирования . Наиболее типичные ошибки в действиях психологов заключались в недостаточной способности к выработке необходимых вариантов решения проблемы, инертности в поиске и подборе нужных слов, директивности в формулировании выводов и рекомендаций, шаблонности и однотипности откликов и реакций. В значительном числе случаев психолог начинал непосредственную работу с первоначальной «гипотезой» самого клиента, строя на этой основе дальнейший диалог по выработке конкретных способов решения проблемы.
В процессе взаимодействия с клиентом наблюдалось отсутствие четкой структуры и четких целей интервью, что вполне объяснимо отсутствием способности (особенно у начинающих психологов) оперативной актуализации ранее усвоенных теоретических конструктов, позволяющих соотносить эмпирические признаки поведенческих паттернов и эмоциональных откликов клиента между собой и адекватно их интерпретировать в рамках определенной психологической теории, в построении модели психологической ситуации и проблемы в целом. Данный факт подтверждается и тем, что лишь 23% психологов соотнесли свои профессиональные действия в ситуации консультирования с каким-либо теоретическим направлением. В значительной мере причиной затруднений является также и незначительный профессиональный опыт психологов. Таким образом, выраженная ориентация, нацеленность психолога на оказание помощи конкретному человеку не находит подкрепления в «технологических» действиях, позволяющих реализовать ее достаточно квалифицированно.
Учитывая одновременно сложность и всестороннюю востребованность данного метода психологической помощи (со стороны потенциальных клиентов-военнослужащих, командования частей и подразделений), в данном параграфе обратимся к некоторым теоретико-методическим аспектам самого психологического консультирования, что позволит уяснить его некоторые принципиальные моменты.
Теоретической основой психологического консультирования служит консультативная психология - отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии. Под термином «клиент» понимается нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.
Классификация видов и форм консультирования может быть различной. По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.
В зависимости от основного фокуса анализа выделяют консультирование:
1) проблемно-ориентированное (направлено на анализ внешних причин и поиск путей разрешения проблемы с участием окружения клиента);
2)личностно-ориентированное (центрировано на анализе личностных детерминант проблемы);
3) решение-ориентированное (центрировано на выявлении ресурсов решения проблемы) .
В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультированию: гуманистический, когнитивный, поведенческий, психоаналитический.
Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов. Оно может быть очным и дистантным (например, «телефон доверия»).
Модели консультирования могут также различаться в зависимости от позиций, занимаемых в процессе консультирования клиентом (например, позиции-ориентации клиента - деловая, рентная, игровая) или самим психологом (советчик, помощник, эксперт). Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции: взаимодействие на равных; взаимодействие с позиции «сверху»; взаимодействие с позиции «снизу».
Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к следующему:
Субъектами обращения к психологу-консультанту являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;
Основная цель консультирования - не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение;
Главная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиенту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивацион-ный настрой, усилий клиента на осуществление в дальнейшем определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом;
Консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т. п. .
Соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи (рис. 1.21).
Рис. 1.21.
Соотношение различных видов психологической помощи с состояниями
Психики человека
В ходе консультирования решаются следующие основные задачи:
Оценка уровня психического здоровья военнослужащего и определение показаний к другим видам психологической помощи;
1 в оказание эмоциональной поддержки клиенту и оказание профессиональной помощи в решении заявленной им проблемы;
Информирование военнослужащего о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, наиболее полного использования своих психологических особенностей и возможностей;
Изменение отношения к проблеме, мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;
Повышение общей психологической грамотности военнослужащих и должностных лиц;
Коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
Выявление основных направлений дальнейшего развития личности;
Развитие реалистичности и плюралистичное™ мировоззрения;
Повышение стрессовой и кризисной толерантности;
Повышение ответственности и выработка у клиента готовности к творческому освоению мира.
Индивидуальное психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с военнослужащим, обратившимся за помощью.
Консультативная беседа - это основная форма психологического консультирования; процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении. Результаты консультативной работы психолог отражает в журнале, который содержит также и сведения, касающиеся динамики состояния клиента за определенный период. В ходе консультирования решаются и задачи психологического просвещения, например разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и даются рекомендации для самоконтроля и коррекции.
Групповое консультирование проводится в целях снижения в воинских коллективах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации моралыю-пеихологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения профессиональных задач. Важная задача для психолога - найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для этого психолог должен располагать предварительными данными о воинском коллективе - о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т. п.
Общая модель структуры консультативного процесса включает связанные между собой стадии, описание количества и содержания которых отличаются у разных авторов. В качестве примера приведем одну из них (см. приложение 16).
1. Установление контакта с клиентом, достижение обоюдного доверия.
2. Уяснение проблемы клиента, предоставление возможности ему выговориться, понять свою роль в возникновении проблемы.
3. Осознание желаемого состояния, нахождение позитивных аспектов в проблемной ситуации, выдвижение консультативной гипотезы.
4. Выдвижение и совместное обсуждение возможных альтернатив решения проблемы, составление плана ее реалистичного решения и закрепление у клиента соответствующей мотивации.
5. Обобщение результатов взаимодействия: усиление позитивного настроя клиента на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, при необходимости - определение домашнего задания, назначение новых встреч, обсуждение вопроса о необходимости обращения и к другим специалистам.
Следует отметить, что термин «решить психологическую проблему» для психолога и клиента имеют различное содержание. В этом смысле для клиента разрешить психологическую проблему значит - избавиться от гнета имеющихся трудностей, приобрести душевное равновесие, а для консультанта - найти пути и способы оказания психологической помощи клиенту. Причем под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т. е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но и обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.
Консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.
Для решения первой {диагностической) задачи психологу-консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие человека обратиться за помощью.
Вторая {терапевтическая) задача - это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов клиента.
Психологическое консультирование основано на следующих принципах:
Равноправное взаимодействие психолога и клиента, неманипулятивный иод-ход;
Безоценочное отношение к клиенту и уважение его как личности, ориентация на его нормы и ценности;
Формирование у клиентов установки на самостоятельное решение возникших проблем;
Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
Разграничение личных и профессиональных отношений;
Воздержание психолога от прямых и конкретных советов [ 1, 44, 87, 109].
Эффективности консультирования также будут способствовать: разговор психолога «на языке» клиента (начиная с употребления тех слов, которые встречаются в его высказываниях и кончая использованием его смысловых семантических единиц), доверительные отношения и искренний интерес психолога к высказываниям клиента.
Методы воздействия, применяемые психологами в процессе консультирования, достаточно разнообразны. Приведем некоторые из них, используя для этого схему (табл. 1.8), предложенную Г. С. Абрамовой .
Таблица 1.8
Какими бы плодотворными ни были усилия консультанта в выяснении истинного смысла проблемы клиента на диагностической стадии, они сами по себе не способны изменить позицию клиента, стимулировать его на возможность и необходимость конструктивных перемен в себе и своем окружении. Поэтому решение собственно терапевтической задачи возможно только при условии реализации приемов и способов коррекционного воздействия на клиента. В этой связи выделение психологических механизмов таких воздействий предполагает ответ на вопрос: «За счет чего происходят позитивные изменения?», а выделение приемов коррекционного воздействия - ответ на вопрос: «Каким образом реализовать эти изменения посредством тех или иных действий консультанта?».
Известны основные механизмы коррекционного воздействия, краткое описание которых приведено ниже .
1. Облегчение гнета психологических проблем. Данный механизм предполагает снятие хронического напряжения и беспокойства клиента после свободного изложения им сокровенной информации психологу. Передавая свои тревоги и сомнения люди верят, что они теперь не одиноки перед лицом своих проблем, а слова психолога обязательно сбудутся. Свободное проявление эмоций лежит в основе эффекта эмоционального отреагирования. Эмоциональное отреагирование - это завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека. Такое отреагирование дает эмоциональную разрядку. Освобождаясь от пресса эмоций, собеседник готов более взвешенно и последовательно рассказывать и понимать то, что ему говорит психолог.
2. Поиск нового ракурса видения проблемы. Оценивая проблему и свои возможности ее решения, человек редко самостоятельно может подняться над ситуацией, с которой (по его мнению) связаны и под углом зрения которой мыслятся все его неудачи. Для этого необходима смена «позиции наблюдения», смена, может быть, жизненной философии, т. е. определенного стиля отношения к жизненным событиям. Данный механизм может быть реализован, например, посредством:
Перехода в новую плоскость фокусирования информации. Смысл данного механизма - в переводе эмоционально сфокусированных до этого жизненных впечатлений клиента в новую плоскость - плоскость проблемной сфокусированности. Это достигается через уточнение психологом деталей сообщаемой информации, смещением точек напряжения, перестановкой акцентов в ходе интерпретации слов клиента и т. п.;
Реконструкции утраченного смысла. Чем бы ни были вызваны фрустрации и отчаяние человека - смертью близких, неизлечимой болезнью, физическим изъяном или увечьем, неразделенной любовью, бойкотом окружающих, внутренним конфликтом, - во всех случаях необходимо отыскать смысл в чем-либо: в прошедшем, настоящем, будущем;
Расширения горизонтов видения мира и переоценки ценностей. Речь идет об освоении человеком новых духовных горизонтов, изменении «масштаба» видения себя и окружающего мира, корректировке «мерки», с которой человек подходит к оценке своих несчастий. При этом психологический смысл любой жизненной проблемы будет меняться в зависимости от системы отсчета, в которой она рассматривается;
Переоценки ценностей, которая полезна тем, кто «зациклился» на собственных негативных переживаниях и эмоциях, кому не столько события жизни, сколько собственные страдания по этому поводу «застилают свет». С ними стоит вести разговор о том, что всякий опыт, даже болезненный, тоже имеет ценность. Что, только преодолевая трудности, человек развивается и по-настоящему начинает понимать себя и других.
3. Побуждение к противоположным действиям. Нередко в жизни возникают такие ситуации, когда бороться «в лоб» с каким-либо явлением бесперспективно, а то и вредно. В этом случае известная поговорка: «запретный плод - сладок» может подсказать более тонкий вариант психологического воздействия. Речь идет о побуждении клиента не совершать какие-то действия, на выполнение которых (зная обыденную психологию большинства людей нарушать или не соблюдать запреты) как раз и рассчитан позитивный психотерапевтический эффект.
4. Освобождение от психологических условностей и,ограничений. Реализация данного механизма предполагает устранение искусственных ограничений к достижению гармоничности и уравновешенности человека, ощущению им внутренней свободы. К данным ограничениям и обстоятельствам, не позволяющим человеку по своему усмотрению распорядиться собственной жизнью, могут относиться: законы социальной жизни, принципы и нормы морали, ложные стереотипы и установки. Важнейшим терапевтическим фактором здесь может и должно стать ощущение внутренней свободы человека, предполагающее способность к выдвижению и реализации большого количества альтернатив.
5. Организация ситуаций высокого эмоционального накала. Коррекционный эффект такой ситуации, когда психолог провоцирует сильные эмоциональные переживания клиента, направлен на превентивное «обнажение» им своих чувств, что позволяет выявить скрытый внутриличиостный конфликт, не дожидаясь стихийного и неконтролируемого его разрешения.
6. Организация эффекта отсроченного последействия. Смысл данного эффекта состоит в информировании (предостережении) человека о тех или иных последствиях неконструктивного (или напротив конструктивного) поведения, предоставляемого в виде психологической информации-обобщения такого рода случаев. Это взвешенное, причинно-логическое обоснование будущих изменений в жизни клиента. Следует различать конструктивные и неконструктивные предостережения, имеющие целью манипулирование сознанием человека. Среди конструктивных выделяются: а) позитивно-содержательные, открывающие эмоционально-привлекательные перспективы; б) негативно-содержательные, несущие негативно окрашенные картины будущего; в) нейтральные, констатирующие что-либо без определенных эмоциональных оттенков.
7. Поддержка положительной «Я-концепции». Терапевтический эффект данного механизма основан на формировании положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как личности, его реальных действий сейчас. Авансирование доверием является мощным стимулом к самоизменению. Экспериментально установлено, что положительное поведение формируется преимущественно положительными ожиданиями и подкреплениями со стороны значимых других людей .
В заключение остановимся на некоторых правилах, касающихся поведения консультанта во время беседы, а также на его типичных ошибках и мерах по их профилактике.
Правила-обобщения, высказываемые в ряде работ по психологическому консультированию различными авторами, касаются следующих аспектов поведения консультанта :
А) речь: должна быть ограничена по времени; не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное; топ высказываний психолога должен быть доброжелательным; выдерживать паузу после каждого высказывания клиента;
Б) невербальный контакт: в процессе беседы следует смотреть не в сторону, а на собеседника; психолог не должен выдавать своей растерянности; невольная гримаса раздражения может свести на нет все предыдущие усилия консультанта;
В) быть самим собой: стремление казаться непогрешимым и всезнающим инженером человеческих душ снижает шансы на истинное понимание проблем клиента, а самого клиента провоцирует на замкнутость;
Г) признание ограниченности своих возможностей: недопустимо обманывать клиента, «кормить» его нереальными обещаниями; стремление увидеть любой ценой положительные результаты может приводить к ложным профессиональным выводам и шагам в профессиональном взаимодействии;
Д) не надеяться на быстрые результаты: надо уметь ждать, пока клиент созреет для тех или иных действий психолога, пока им будут осознаны и переосмыслены привычные способы самозащиты, понята своя роль в происхождении и решении проблемы;
Е) не растворяться в проблемах клиентов: увязание в проблеме клиента, участие в его жизненных обстоятельствах, попытки помочь вне ситуации консультирования снимают ответственность с самого клиента, превращая психолога в опекуна.
Возможные ошибки консультанта, допускаемые в ситуации консультирования, представлены на схеме (табл. 1.9), показывающей также и пути их профилактики .
Знание данных ошибок поможет начинающим специалистам обратить внимание на индивидуальные особенности своей практической работы с клиентами и более целенаправленно работать по профилактике данных недостатков.
Психологическая помощь область практического применения психологии ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей. Согласно определению принятому Советом Правления АСА США в октябре 1997 года профессиональное консультирование представляет собой применение принципов психической гигиены психологии развития человека в ходе когнитивных аффективных
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
3225. | Гранты как один из видов дополнительного финансирования учреждений социально-культурной сферы | 171.72 KB | |
Целью работы является исследование понятия «грант» и социологическое исследование степени участия учреждений культуры Республики Бурятия в грантовых конкурсах. | |||
2472. | Медико-социальные проблемы охраны детства. Организация медицинской помощи детям. Принципы оказания медицинской помощи детскому населению. Функции, задачи детской городской поликлиники | 18.54 KB | |
Охрана детства это система мер государственного муниципального общественного и частного характера направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. VI этап охрана здоровья школьника Организация обследования и лечебнооздоровительных мероприятий детям поступающим в школы; медицинский контроль за санитарногигиеническими условиями внешней среды: медицинский контроль за состоянием здоровья детей проведение плановой диспансеризации организация санитарнопросветительной работы среди родителей школьников... | |||
20458. | Консультирование в управлении современной организации | 30.25 KB | |
Развитие консультирования в России Говоря о том что управленческое консультирование является новым видом деятельности для России некоторые авторы отмечают наличие необходимого но недостаточного в сравнении с западным уровнем опыта у российских консультантов. Акцент нужно сделать на том что как такового опыта консультационной поддержки... | |||
5576. | Клинико-психосоматическое консультирование и принципы взаимоотношений | 16.01 KB | |
С одной стороны это классическое консультирование психосоматических пациентов и пациентов с психическими проблемами а с другой стороны специализированное обсуждение проблем пациентов и психотерапевтическое сопровождение их дальнейшего обслуживания. Целенаправленное требование междисциплинарной кооперации как опорного пункта службы консультаций и взаимодействия направлено... | |||
676. | Кадровое консультирование как элемент развития кадровой службы | 262.09 KB | |
При этом в современных условиях проблема управления персоналом является ключевой в перестройке системы управления любого предприятия организации фирмы т. В настоящее время прослеживается тенденция к усложнению структурного и функционального состава организаций что неизбежно формирует запрос на внедрение более эффективных форм и методов управления персоналом. Появилась потребность в качественно новых задачах развития персонала при этом обнаруживается недостаточный уровень подготовки службы управления персоналом к этой работе.2 ... | |||
11276. | Психологическое здоровье учащихся | 9.83 KB | |
Программы психологического здоровья: Вместе не страшно для учащихся первых и вторых классов. Линия роста для учащихся среднего звена Программа Изменения Программа Мы против наркотиков Линия жизни для учащихся старших классов МЫ для детей инвалидов Психологическая программа Вместе не страшно Программа психологического содействия... | |||
21165. | Психологическое манипулирование сознанием избирателя | 18.29 KB | |
Психологическое манипулирование сознанием избирателя Рудаков Леонид Владимирович Государственный морской университет имени адмирала Ф. В статье рассмотрены проблемы психологической сущности манипулирования сознанием избирателя через призму законов манипулирования сознанием системы психологического манипулирования сознанием масс посредством различных форм и методов побуждения избирателей к голосованию. В условиях идеологической неоднородности и использования властью психологических технологий манипулирования социумом актуальность темы... | |||
11020. | Влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка | 159.43 KB | |
Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка. Роль отца в формировании личности ребенка. Эмпирическое исследование влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка... | |||
13375. | Психологическое развитие и особенности личности в подростковом возрасте | 7.92 KB | |
Характерной чертой этого возраста является любознательность пытливость ума стремление к познанию и информации подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний но не обращая порой внимания что знания надо систематизировать. Как правило подростки направляют умственную деятельность на ту сферу которая больше всего их увлекает. Когда говорят что ребёнок взрослеет имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей причём как равноправного участника этой жизни. Все так же в семье к ребенку относятся... | |||
101. | Омонимы (homos – один) | 7.67 KB | |
Классификация омонимов: Лексические собственно омонимы слова имеющие одинаковую форму звучание написание но разные по лексическому значению. Полные лексические омонимы слова которые совпадают во всех грамматических формах гриф птица гриф музыкальный инструмент гриф печать гриф штанга. Неполные частичные слова принадлежащие к одной части речи но у которых система грамматических форм совпадает не полностью лук овощ лук оружие; зреть спеть зреть видеть. |
По определению Роберта Семеновича Немова психологическое консультирование – сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый человек физически и психически здоровый, в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.
Именно убежденность в том, что в каждом человеке заложен потенциал для решения его проблемы – фундамент психологического консультирования. Здесь в отличие от большинства рассмотренных выше подходов реализуется контакт не в формате “врач-пациент”, а в позициях “равный-равный” или “психолог-клиент”, и в этом заключается принципиальное отличие психологического консультирования.
Предметное поле психологического консультирования очень широко. Психологическое консультирование рассматривается как:
l совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США);
l отрасль науки и практики, основными функциями которой являются, во-первых, оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент; во-вторых, профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем; в-третьих, содействие людям в открытии и реализации их потенциала;
l профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно осуществляется в системе личность-личность (хотя иногда в нем участвуют более двух человек), для помощи последнему в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера;
l процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов (устав Британской Ассоциации Консультирования);
l помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией, «помощь людям в их помощи самим себе» (М.А. Гулина );
l восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику (Г.С. Абрамова ).
В таблице 1 представлены различия психологического консультирования и психотерапии по основным категориям.
Таблица 1. Психотерапия и психологическое консультирование в сравнении
Психотерапия | Психологическое консультирование |
Ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека | Ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его отношений с людьми, миром и собой |
Репертуар воздействий | Отношения помощи, информирование, объяснение |
Акцент на изменении в личности | Акцент на использовании имеющихся у клиента ресурсов |
Локус жалоб: жалобы на неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания, а также некоторые формы поведения | Локус жалоб: подчеркивание негативной роли других людей в возникших неприятностях и проблемах |
Долгосрочное – десятки, сотни встреч | Краткосрочное – от 5 до 15 встреч |
Основные приемы психологического консультирования: беседа, интервью, активное слушание, наблюдение, эмпатическое слушание и т.д.
Различие используемых приемов объясняется различными существующими на сегодняшний теориями личности, которые лежат в основеметода , т.е. совокупности психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий.
Глава 2. Психодинамические концепции
Как было отмечено в главе 1, в основе концепций и методов психологического помощи лежат теории человеческой личности, предлагаемые на различных этапах развития психологической науки и практики. Любая теория - это некая модель человеческой личности, причем модель достаточно удачная, поскольку если она закрепилась в психологической науке, была подтверждена десятками лет практики, все это говорит о том, что сама жизнь доказала ее право на существование. Однако всегда следует помнить, что любая теория - это всего лишь модель, которая с определенной погрешностью, в определенном приближении пытается объяснить нам действительность, в данном случае – природу человеческой личности.
Каждая теория выполняет 4 основные функции:
1. Обобщает накопленную информацию
2. Делает более понятными сложные явления, т.е. оформляет их форме модели
3. Предсказывает последствия разных обстоятельств.
Это очень важная отличительная особенность теории, поскольку научная теория, если она - действительно научная, обеспечивает повторяемость результатов. Если модель такую повторяемость может обеспечить и, исходя из предпосылок, предсказать с достаточно большой вероятностью ход развития событий, то данная модель может называться научной теорией.
4. Способствует поиску новых фактов исходя из тех закономерностей, которые мы наблюдаем, и которые подтверждаются.
Отчего же зависит выбор теоретической ориентации каждого специалиста? Конечно от личностных особенностей специалиста, от его взгляда на мир, от его личностной позиции, и от его ответов на 5 главных вопросов
1. Что есть человек?
2. Какие врожденные тенденции ему свойственны?
3. Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или предопределен?
4. Влияют ли на поведение человека наследственность и события прошлого?
5. Существуют ли предпосылки изменения человека, и как он может изменяться?
Стоит напомнить, что для специалиста-психолога не имеет принципиального значения, какую психологическую ориентацию он выберет, опираясь на какие концепции личности будет работать, будет он психоаналитиком или логотерапевтом, так как любая выбранная теория разными путем приводит к одному и тому же результату – помощи клиенту. Решающее значение имеют два других фактора:
1) зрелость личности консультанта (которой, во многом, способствует прохождение личной терапии и работа с супервизором)
2) высокая профессиональная подготовка (которая складывается из теоретических знаний и из той практики, которую вы приобретаете разными способами).
В последнее время большую популярность приобретает так называемое эклектичное консультирование, при котором специалисты интегрируют в своей практике подходы различных школ и концепций личности, что в конечном итоге, позволяет специалисту быть максимально конгруэнтным и дает высокий результат. Можно сказать, что профессиональная зрелость консультанта – это создание своего индивидуального стиля консультирования, то есть того эклектичного стиля работы, который в итоге приводит Вас к успешному результату во взаимодействии с клиентом.
Для того чтобы расширить спектр своей консультативной деятельности, иметь возможность сочетать различные техники и методики, необходимо их более подробно изучить. В настоящей главе будут рассмотрены те теории, которые появились в мировой психологической практике в начале XX века, и начнем наше рассмотрение с психоаналитического подхода.
Елизаров А.Н.
ВВЕДЕНИЕ
Цель данного издания - облегчить студентам процесс изучения нового учебного курса, по которому пока вообще отсутствуют какие-либо учебные пособия.
При написании пособия мы стремились направить внимание студентов на анализ самого процесса консультирования как такового, пробудить у них интерес к изучению основных параметров консультативной беседы.
Мы стремились также заложить базовые основы знаний, необходимые для рефлексивного использования психологического консультирования в различных прикладных областях: в образовании, менеджменте, политике, работе с семьями и так далее. Предполагается, что конкретные знания о специфике консультирования в прикладных областях студенты получат в последующих специальных курсах.
Глава 1. Предмет и задачи консультативной психологии
психологическое консультирование
Консультативную психологию можно определить как раздел современной науки, направленный на изучение структуры и закономерностей процесса психологического консультирования.
Слово «консультирование» происходит от латинского слова consultare - совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» значит давать совет или советоваться по интересующей проблеме.
Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам, то есть, касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение.
Вне зависимости от того, как трактовать этот вид деятельности, очевидно, что психологическое консультирование и в том, и в другом контексте, по крайней мере, на настоящем этапе развития общества, является реальностью, требующей своего изучения.
Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития психологии вплоть до начала XXI века.
На разных этапах развития психологии возникали и становились актуальными различные ее отрасли.
Психологическая наука зародилась как наука о закономерностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика. Сначала авторов интересовали наиболее общие законы психической деятельности. Изучалось:
a) как человек вообще (некий обобщенный, абстрактный человек) познает окружающий мир;
b) как на основе отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, у него складывается некоторый целостный образ мира и себя в этом мире;
c) как он выстраивает образ своего действования в мире;
d) как он реально в этом мире действует.
Так появилась и начала развиваться общая психология.
Со временем на этом пути психология подошла к факту существования индивидуальных различий, благодаря чему появилась дифференциальная психология, стала интенсивно развиваться психодиагностика. Исследование закономерностей поведения человека вообще стало себя исчерпывать. Как это показывает в своем исследовании Анастази А. , для психологов-экспериментаторов школы Вильгельма Вундта (1832 - 1920) не было очевидным, что люди не одинаковы, что они по-разному познают окружающий мир и по-разному предпочитают действовать в нем. Для утверждения этого потребовалась определенная научная дискуссия. Так Джеймс Маккин Кэттелл (1860 - 1944) в Лейпциге вопреки неприятию В. Вундтом такого типа исследований специально написал диссертацию об индивидуальных различиях во времени реакции.
Сначала возникли типологии индивидуальных различий, затем методики для их выявления. Использование данных об индивидуальных различиях сильно продвинуло науку и прочно вошло к концу двадцатого века в обиход психологов-практиков.
Далее это направление исследований также начинает себя исчерпывать. Фокус анализа все более смещается в сторону такой уникальности, которая не поддается типологизации. Теперь уже мы все чаще говорим об уникальности, непредсказуемости каждого человека. Естественно, что и общие закономерности психического существуют, и типологии, например, темперамента, характера оправданы. Но мы все более подходим к тем аспектам, которые невозможно было исследовать с помощью старых парадигм. Этому факту соответствует появление и развитие гуманистической психологии.
Здесь же закладываются основы и консультативной психологии. Когда стали исследовать уникальность, познавать ее законы, использовать эти законы в практике оказания помощи конкретному человеку, вместо закономерностей психики предметом научного анализа все более начали становиться закономерности диалога, позволяющие работать с индивидуальностью. Фокус исследования различий сместился с индивидуальных различий на различия в способах ведения диалога, различия в формах организации взаимоотношений между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом. Стало интересовать, какие способы организации диалога способствуют выявлению закономерностей функционирования уникальности данного конкретного человека, а какие препятствуют этому процессу, блокируют его, делают порой это совсем невозможным. Какие параметры взаимоотношений помогают оказывать психологическую помощь в опоре на закономерности уникальности клиента, а какие мешают. Примером такого рода исследования является работа Джеймса Бьюдженталя «Искусство психотерапевта», опубликованная на Западе в 1987 году, а в нашей стране в 2001 году.
Другим важным шагом на пути развития психологии, предопределившим появление консультативной психологии, было включение в контекст психологического анализа социальной среды, в которой человек живет. Стали изучать влияние факта включенности в большие и малые группы на психическую активность человека. Этому соответствовало возникновение и развитие социальной психологии в области научных и прикладных исследований.
Но и в психотерапии, в области, возникшей из практики оказания психологической помощи и благодаря этой практике, фокус анализа на протяжении XX века все более смещается в сторону социального контекста. Теперь мы видим, что, согласно многим направлениям современной практической психологии, фактор текущей социальной среды вообще признается решающим для объяснения поведения человека, вопреки, скажем, его прошлому, детству. Ярким примером этого служит современная семейная терапия, где в рамках крупнейшего и влиятельнейшего системного подхода (Сальвадор Минухин, Мюррей Боуэн, Натан Аккерман, Карл Витакер, Иван Бошормени-Надь, Теодор Лидс и другие) межличностный контекст (фокусирование на текущих взаимодействиях) всецело доминирует над интрапсихическим контекстом (концентрация внимания на прошлом индивида) [Браун Дж., Кристенсен Д., 2001,с. 32].
Следует по достоинству оценить роль психотерапии для возникновения консультативной психологии. На первоначальных этапах своего развития психология была преимущественно академической наукой. Не стоял вопрос о широком использовании ее достижений, поскольку достижений этих было не так много. Неотложные и наиболее болезненные задачи практики положили начало возникновению в конце XIX - начале XX веков на Западе психотерапии. Путем напряженной работы с крайними, тяжелыми формами душевных расстройств, представителям этого движения, которому на первоначальных этапах отказывали в научности, на протяжении XX века удалось накопить и использовать огромный материал, который по праву можно именовать золотым фондом современной психологии. Почти единственным методом, который позволил накопить этот материал, является рефлексивность, рефлексивное отношение к тому, что делаешь в момент работы с клиентом, постоянные раздумья над тем, что же реально происходит. Такое отношение к диалогу помогло открыть и описать многие феномены, которые имеют или могут иметь отношение к консультативному диалогу. Так начали закладываться основы консультативной психологии. Кроме этого сильно увеличился объем психологических знаний вообще, например, психотерапия значительно продвинула вперед такую отрасль общей психологии, как психология личности [см., например, Хьелл Л., Зиглер Д., 1998].
Далее же, конечно, должен следовать анализ и систематизация накопленного и осмысленного опыта, сопоставление выводов различных авторов относительно исследуемого предмета как касательно выводов о природе человеческого поведения и его нарушениях, так и касательно конструктивных форм диалога, взаимоотношений между психологом и клиентом. Следует отметить, что решение этих задач еще не завершено. Прошедший век оставил нам калейдоскоп блестящих теорий, которые, впрочем, не всегда ясно и систематично изложены. Требуется много времени, чтобы их понять, ими овладеть, знакомясь с ними по первоисточникам. Но, даже по решении этой задачи, остается другая - реконструировать на основе имеющихся теорий целостное представление:
a) о душевных расстройствах;
b) о факторах, их обуславливающих;
c) о признаках и чертах гармонично устроенной психики человека;
d) об условиях ее гармоничного формирования;
e) об условиях, которые должны существовать между клиентом и специалистом, оказывающим воздействие, для того чтобы способствовать исчезновению душевного расстройства.
На первый взгляд только последняя из перечисленных выше задач имеет отношение для консультативной психологии. Но, похоже, что при решении остальных четырех исследователи, так или иначе, будут обращаться к природе человеческих взаимоотношений, травмирующих личность или же открывающих горизонты к совершенству, эффективному функционированию. Тут потребуются данные консультативной психологии. Конечно, исследовать природу человеческих взаимоотношений не обязательно в условиях психологической консультации. Однако консультативный диалог обладает уникальным свойством сочетания:
f) профессионала, который десять, а то и двадцать лет своей жизни занимается исследованием психологических феноменов;
g) крайне заинтересованного в неформальном общении клиента, чье существование в данный момент представляет динамику (человек, который приходит к психологу, уже, судя по самому факту обращения, готов к переменам).
Наличие профессионала обусловливает редкое сочетание включенности и рефлексии (в смысле наблюдения, размышления над процессом консультирования). Наличие заинтересованного клиента не позволяет процессу общения стать формальным, способствует раскрытию наиболее глубинных сторон человеческого бытия в процессе общения.
Конкурентной этой ситуации является лишь ситуация пребывания психолога в семье. Таким образом, консультативная психология обладает значительным потенциалом, чтобы внести свой вклад в решение остальных четырех задач.
Ну и естественно сама практика психологического консультирования постоянно порождает запрос на те знания, которые может или могла бы предложить консультативная психология.
Психологическое консультирование возникло в середине XX века именно благодаря успехам психотерапии, когда накопленные знания позволили перейти к оказанию помощи психически здоровым людям. У людей же успехи психотерапии во многом обусловили интерес к получению психологической помощи.
На первых этапах развития психологического консультирования естественным был интерес к природе той реальности, с которой сталкивается клиент в своей жизни, которая порождает проблемы, с которыми он приходит в психологическую консультацию. Например, психолог, занимающийся психологическим консультированием в организации, естественный интерес будет проявлять к психологии организаций, к тем психологическим закономерностям, которые обусловливают поведение людей в организациях. Психолога, работающего с семейными проблемами, будет интересовать психология семьи. И так далее. Такой интерес, безусловно, оправдан и полезен. Но в последнее время все более отчетливо начал заявлять о себе другой ракурс анализа - что реально происходит в момент консультирования между консультантом и лицом, находящимся в положении клиента. Многие психологи-консультанты, оказывающие помощь на основе доведения до клиентов имеющей отношение к их проблемам психологической информации, не раз отмечали, что в процессе диалога между ними и клиентами возникало и еще что-то кроме объективного контекста, что помогало решать проблемы. После консультации, с фокуса проблем клиента они переключались на фокус анализа самого процесса диалога. Этому ракурсу и соответствует консультативная психология.
Примером интереса современных психологов-консультантов к контексту консультативного взаимодействия может служить то, как Абрамова Галина Сергеевна определяет предмет практической психологии - изучение индивидуальной жизни через воздействие на нее. Такое воздействие, как пишет Г.С. Абрамова , может осуществляться в разных сферах: психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия.
Можно выделить несколько аспектов проблемы анализа структуры и факторов консультативного процесса, каждый из которых задает сразу несколько задач применительно к исследуемому предмету:
1. Если существуют индивидуальные различия между людьми, то, возможно, существуют подобные различия и в консультативных ситуациях. Тогда можно создать типологию консультативных ситуаций и исследовать различные факторы, обуславливающие эту типологию. Рассмотрим некоторые группы этих факторов:
h) На первое место, безусловно, выйдут индивидуальные различия, как клиентов, так и консультантов. Задача исследования индивидуальных различий между психологами и клиентами и влияния этого фактора на процесс психологического консультирования очень важна. Даже степень компетентности психолога в той реальности, с которой у клиента возникают проблемы, зависит, по сути, от индивидуальных различий между психологами и факторов, их определяющих.
i) Реальность, с которой обращается клиент в психологическую консультацию, которая может задавать различные формы работы с ним. Необходимо создать типологию запроса и применительно к различным формам запроса выделить и описать конкретные виды и формы психологического консультирования, так как нельзя решать многие задачи одним методом. В этом плане представляется интересным анализ консультативной деятельности психологов в разных областях: политике, менеджменте, образовании, работе с последствиями пребывания в деструктивных культах, семейном консультировании.
j) Не менее актуальна задача создания типологии ситуаций, не привязанной к конкретным сферам консультирования, но имеющей отношение к различным состояниям клиента. Речь здесь может идти, например, об эмоциональной подоплеке проблемы, эмоциональном состоянии клиента. Применительно к такого класса типологиям также необходимо выделить и описать специфические виды и формы психологического консультирования.
k) Актуальна и мало изучена проблема влияния социального контекста, среды, в которой живут психолог и клиент на процесс консультирования.
l) Также актуальна и мало изучена обратная проблема - влияния психологического консультирования на социальный контекст, на среду, на социальное сообщество, проблема функционирования человека, обращающегося за психологической помощью, в социальной среде.
2. По мере развития психологии знание о строении индивидуальной психики человека становилось все более детализированным. Например, мы имеем развернутую структуру личностных свойств, отдельно говорим даже о структуре характера, темперамента. А насколько детализировано наше знание о консультативной беседе? Сколько мы знаем элементов, понятий, помогающих нам рефлексивно воспринимать консультативный процесс сам по себе? Насколько полны наши знания о том, что происходит и вообще может происходить в различных ситуациях консультативного диалога? Эти вопросы ставят перед нами задачу выявления и описания основных параметров структуры консультативной беседы. Цель этого - создание новых возможностей для рефлексивного анализа консультативной беседы в плане повышения ее эффективности.
3. Психолог и клиент, как каждый сам по себе, так и если рассматривать их вместе как некую целостную единицу, не существуют, независимо от сообщества, членами которого они являются. Ошибочной была бы позиция вненаходимости по отношению к культурной среде, социальным ценностям, которые являются достижениями развития человеческого сообщества. Это делает актуальной задачу выработки этических норм, этического кодекса поведения, как для психолога-консультанта, так и для клиента.
4. Необходим анализ различных форм организации диалога между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане необходимо исследовать специфику, например, дистантного консультирования, куда входят консультирование на телефоне доверия, консультирование посредством переписки, консультирование посредством электронных средств коммуникации, печатных изданий.
5. Необходимо разрабатывать научные основы организации труда психолога, исследовать проблему «сгорания» психолога-консультанта, изучать жизненный путь психолога-консультанта и трудности этого пути, обусловленные спецификой профессии.
6. Необходимо разрабатывать новые исследовательские методы для решения задач, стоящих перед консультативной психологией. Традиционные для психологии XIX и XX столетий исследовательские методы достаточно надежны, но на данном этапе развития науки их возможности во многом исчерпаны. С нашей точки зрения особое внимание здесь следует уделить методологии рефлексивного анализа субъективного опыта применительно к различным классам реальности. Полагаем, что основы такой методологии заложены в трудах психологов гуманистической ориентации. Однако этот пласт знаний крайне слабо структурирован и мало доступен вследствие субъективного характера стиля изложения.
В данном курсе мы лишь отчасти рассмотрим эти вопросы.