«обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской федерации» государственная программа российской федерации. Госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
Целями государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» являются:
повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач государственной программы:
вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса;
содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищном строительстве и производстве строительных материалов;
развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;
повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;
содействие формированию рынка арендного жилья для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
переселение граждан из закрытых административно- территориальных образований;
расселение аварийного жилищного фонда;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
создание условий для увеличения объема капитального ремонта жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности;
повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;
обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
Достижение указанных целей и решение задач характеризуется следующими основными целевыми индикаторами (таблица 4.10):
Таблица 4.10
Индикаторы | |||||
Доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем (процент, нарастающим итогом) | |||||
Снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года) (процент) | |||||
Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) (лет) | |||||
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств (процент) | |||||
Количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов (тыс. штук.) | |||||
Превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен (+/-процентных пунктов) | |||||
Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (процентов) |
Расходы федерального бюджета в 2013 – 2016 годах на государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» представлены в таблице 4.11.
Таблица 4.11
млн. рублей
Наименование |
2013 год (Закон № 216-ФЗ) | ||||||||||||
Паспорт ГП |
Отклонение от Паспорта |
Паспорт ГП |
Отклонение от Паспорта |
Изменение к предыдущему году, % |
Паспорт ГП |
Отклонение от Паспорта |
Изменение к предыдущему году, % |
||||||
Всего |
118 884,4 |
114 486,0 |
98 943,4 |
-15 542,6 |
77 205,4 |
75 827,4 |
-1 378,0 |
45 001,2 |
50 594,8 |
5 593,6 | |||
в том числе: | |||||||||||||
Подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» | |||||||||||||
Подпрограмма «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России» | |||||||||||||
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы» | |||||||||||||
ФЦП «Жилище» на 2011 – 2015 годы | |||||||||||||
ФЦП «Чистая вода» на 2011 – 2017 годы | |||||||||||||
ФЦП «Жилище» на 2016 – 2020 годы |
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2014 году – 98 943,4 млн. рублей, в 2015 году – 75 827,4 млн. рублей и в 2016 году – 50 594,8 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2014 году уменьшены на 15 542,6 млн. рублей, в 2015 году – на 1 378,0 млн. рублей, в 2016 году увеличены на 5 593,6 млн. рублей.
Указанные отклонения в 2014 году, в основном, обусловлены:
выделением дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в объеме 9 000,0 млн. рублей, а также уменьшением объема имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ), направляемого для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 20 000,0 млн. рублей в связи с предполагаемым увеличением на указанную сумму в 2013 году – в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России»;
уменьшением объема имущественного взноса Российской Федерации в Фонд ЖКХ, направляемого для реализации региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, на 4 000,0 млн. рублей в связи с предполагаемым увеличением на указанную сумму в 2013 году – в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России»;
выделением дополнительных ассигнований на реализацию ФЦП «Чистая вода» на 2011-2017 годы в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ в области водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в объеме 2 000,0 млн. рублей;
сокращением расходов на реализацию ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в объеме 3 389,4 млн. рублей с учетом общих подходов к оптимизации расходных обязательств федерального бюджета, а также в связи с экономией бюджетных ассигнований в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (исключение избыточных проектных решений, а также уменьшение мощности объектов, предусмотренных к реализации), завершением мероприятий по приобретению жилья гражданам, подлежащим отселению с комплекса «Байконур».
Отклонения параметров ресурсного обеспечения, утвержденных в паспорте государственной программы, от объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных законопроектом, в 2015 году связаны с:
выделением дополнительных ассигнований на реализацию соглашений с международными финансовыми организациями в объеме 1 176,5 млн. рублей в связи с уточнением объемов использования средств займа Международного банка реконструкции и развития и средств софинансирования из федерального бюджета по проекту «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России» в рамках перечней «Кредиты (займы) международных финансовых организаций» Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проекту и условий Соглашения о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития – в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России»;
сокращением расходов на реализацию ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в объеме 2 520,1 млн. рублей с учетом общих подходов к оптимизации расходных обязательств федерального бюджета, а также в связи с экономией бюджетных ассигнований в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».
На отклонение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2016 год, от паспорта государственной программы, наиболее существенное влияние оказывают:
выделение дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление имущественного взноса в Фонд ЖКХ для оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (10 000,0 млн. рублей), а также на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (3 359,0 млн. рублей) – в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России»;
сокращение объемов бюджетных ассигнований на 7 999,3 млн. рублей на реализацию ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы ввиду отсутствия решения о ее принятии.
Уменьшение расходов на реализацию государственной программы в 2014 году относительно уровня 2013 года составит 19 941,0 млн. рублей, в 2015 году относительно уровня 2014 года – 23 116,0 млн. рублей, в 2016 году относительно уровня 2015 года – 25 232,6 млн. рублей. Это связано с постепенным завершением мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», уменьшением к 2016 году суммы имущественного взноса в Фонд ЖКХ с учетом завершения оказания финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры и капитальному ремонту многоквартирных домов, а также снижением финансовой поддержки региональных программ по переселению граждан из аварийного жилья согласно этапам реализации указанных программ.
При этом объем расходов, предусмотренных паспортом государственной программы в 2014 году по сравнению с 2013 годом меньше на 4 398,3 млн. рублей, в 2015 году по сравнению с 2014 годом меньше на 37 280,6 млн. рублей, в 2016 году по сравнению с 2015 годом меньше на 32 204 ,2 млн. рублей.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (ред. от 02.08.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ
УСЛУГАМИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
- Паспорт государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
- Приложение N 1. Структура государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
- Приложение N 2. Показатели результативности отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
- Приложение N 3. Перечень участников государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
- Приложение N 4. Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включаемых (подлежащих включению) в федеральную адресную инвестиционную программу
- Приложение N 5. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья
- Приложение N 6. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства
- Приложение N 7. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на софинансирование мероприятий по приведению объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей
- Приложение N 8. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции
- Приложение N 9. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по сейсмоусилению объектов
- Приложение N 10. Правила предоставления и распределения субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации и (или) софинансирование мероприятий, не относящихся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации, в рамках ведомственной целевой программы "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
- Приложение N 11. Правила предоставления субсидии на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий", в г. Березники, Пермский край
- Приложение N 12. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
- Приложение N 13. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики на реализацию мероприятий по переселению граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Чеченской Республики, в районы с благоприятными условиями проживания на территории Чеченской Республики
- Приложение N 14. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков)
- Приложение N 15. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды
- Приложение N 15(1). Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод
- Приложение N 15(2). Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения
- Приложение N 15(3). Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока
- Приложение N 16. Сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий по направлениям (подпрограммам) государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
- Приложение N 17. Правила предоставления в 2018 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на реализацию мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры в городе Геленджике путем заключения концессионного соглашения
Открыть полный текст документа
Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 323.
Важнейшим индикатором реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и одной из главных задач на территории Калужской области является показатель объема ввода жилья и увеличение темпов жилищного строительства реализуемый в рамках государственной программы Калужской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 31.12.2013 № 772 (ред. от 29.02.2016).
Приоритетами региональной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства являются:
1. Решение жилищной проблемы большинства граждан, улучшение в значительной степени комфортности проживания в городах и сельской местности путем:
Стимулирования массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности;
Обеспечения территорий жилой застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
Формирования рынка арендного жилья;
Развития системы ипотечного жилищного кредитования, доступного для большинства населения;
Переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
2. Обеспечение доступности качественного жилья для большинства семей Калужской области.
3. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства путем:
Обеспечения населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;
Снижения издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
Смягчения для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;
Улучшения качества управления и содержания общего имущества многоквартирных домов путем поддержки объединений собственников жилья и развития конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью;
Совершенствования системы государственного учета жилищного фонда, контроля и надзора за техническим состоянием жилых зданий.
Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения
задач государственной программы
Цели реализации государственной программы:
Снижение до 2018 года стоимости одного квадратного метра жилья на 20% к уровню 2012 года;
Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем экономкласса отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей;
Формирование для населения Калужской области благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания;
Создание для граждан возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
Предоставление доступного и комфортного жилья 60% семей, желающих улучшить свои жилищные условия;
Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Для достижения целей государственной программы необходимо решение следующих задач:
Увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья экономкласса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена;
Стимулирование строительства жилых помещений, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения этих жилых помещений к жилью экономкласса;
Стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создания условий для их использования в жилищном строительстве;
Обустройство территорий жилищной застройки посредством строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;
Разработка и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
Создание условий для развития рынка арендного жилья;
Совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования;
Предоставление мер государственной поддержки в приобретении жилья молодым семьям, отдельным категориям граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области;
Улучшение качества и уровня благоустройства жилищного фонда Калужской области;
Обеспечение населения питьевой водой нормативного качества;
Создание условий для формирования института ответственного собственника жилья.
2.3. Конечные результаты реализации государственной
программы
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы:
в количественном выражении к 2020 году:
Годовой объем ввода жилья составит 1000 тыс. кв. метров, в том числе соответствующего стандартам экономкласса - 368,0 тыс. кв. метров;
Доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем, возрастет до 60%;
Снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» к уровню 2012 года составит 20,0%;
Коэффициент доступности жилья составит 2,45 года;
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств составит 50%;
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при использовании государственной поддержки, за 2014 - 2020 годы составит 1750 семей;
Доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах составит 3,3%;
Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда за 2014 - 2020 годы, составит 8304 человек;
Количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленных ипотечных жилищных кредитов (займов) за 2014 - 2020 годы, составит 44,5 тыс. семей;
Объем предоставленных ипотечных жилищных кредитов и займов за 2014 - 2020 годы составит около 70 млрд. рублей;
Обеспеченность населения жильем составит 28 кв. метров общей площади на одного человека, или 822 квартиры на 1000 человек населения;
Обеспеченность населения жильем для целей коммерческого найма составит 0,362 кв. метра жилья на 1 человека, или 10 квартир на 1000 человек населения;
Коэффициент доступности жилищного фонда коммерческого использования для населения составит 0,92 года;
Площадь земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, включенных в региональные адресные перечни земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальной собственности, а также предоставленных для жилищного строительства или находящихся в частной собственности, составит 300 гектаров;
Доведение к началу 2021 года уровня газификации Калужской области природным газом до 82%;
в качественном выражении:
Создание для населения Калужской области безопасной и комфортной среды жизнедеятельности;
Обеспечение возможности для территориальной мобильности населения;
Выполнение государственных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставлению жилья отдельным категориям граждан, решению проблемы пострадавших соинвесторов строительства жилья;
Повышение качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования;
Улучшение водоснабжения и водоотведения жилищного фонда, объектов общественной инфраструктуры до существующих нормативов, а также повышение качества питьевой воды, сокращение потерь воды, создание оптимальных условий водопользования, повышение качества поверхностных и подземных вод до состояния, отвечающего санитарным и экологическим требованиям;
Повышение правовой грамотности населения по вопросам эксплуатации жилого фонда и активности населения в сфере управления многоквартирными жилыми домами.
2.4. Сроки и этапы реализации государственной программы
Сроки реализации государственной программы - 2014 - 2020 годы.
Этапы реализации государственной программы определены индивидуально каждой подпрограммой.».
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710 государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» переводится на проектное управление с 2018 года.
В новой редакции госпрограммы определены ее основные цели. Это увеличение годового объема ввода жилья, снижение отношения средней стоимости квартиры площадью 54 м 2 к среднему годовому денежному доходу семьи из трех человек и повышение производительности труда в строительстве по отношению к уровню 2017 года.
В частности, предусмотрено увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн. м 2 в 2025 году. За базовый принят годовой объем ввода жилья в 2016 году – 79,8 млн м 2 . Планируется, что в 2018 году в РФ будет введено 88 млн м 2 жилья, в 2019 году – 94 млн м 2 ; в 2020 году – 100 млн м 2 ; в 2021 году – 104 млн м 2 , в 2022 году – 108 млн м 2 , в 2023 году – 112 млн м 2 , в 2024 году – 116 млн м 2 .
Что касается второй цели программы – снижения отношения средней стоимости квартиры площадью 54 м 2 к среднему годовому денежному доходу семьи из трех человек, – то к 2025 году этот показатель должен составить 2,3. За базовый уровень принято значение коэффициента доступности жилья в 2016 году – 2,6. По расчетам уже в 2018 году коэффициент снизится до 2,5, в 2020 году – до 2,4.
Повышение производительности труда в строительстве запланировано на 25 % в 2025 году по отношению к уровню 2017 года. Производительность труда в строительстве составит: в 2018 году – 103 %, в 2019 году – 106 %, в 2020 году – 109 %, в 2021 году – 112 %, в 2022 году – 115 %, в 2023 году – 118 %, в 2024 году – 121 %.
В рамках госпрограммы планируется реализация приоритетных проектов «Ипотека и арендное жилье» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». В госпрограмму включены направления (подпрограммы): создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, создание условий для обеспечения граждан качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение реализации государственной программы.
Согласно постановлению Правительства от 12 октября 2017 года № 1243, с 1 января 2018 года досрочно прекращается реализация федеральных целевых программ «Жилище» на 2015–2020 годы и «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2018 годы». Эти федеральные целевые программы интегрированы в госпрограмму.
Общий объем финансирования госпрограммы запланирован в объеме 1 072,33 млрд руб. В том числе из федерального бюджета – 858,97 млрд руб., объем бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 98,8 млрд руб., объем средств из внебюджетных источников – 115,16 млрд руб.
В том числе: на 2018 год – 129,9 млрд руб., на 2019 год – 133,5 млрд руб., на 2020 год – 132 млрд руб. на 2021 год – 128,9 млрд руб., на 2022 год – 134,6 млрд руб., на 2023 год – 131,3 млрд руб., на 2024 год – 137,6 млрд руб., на 2025 год – 144,2 млрд руб. с учетом финансирования приоритетных проектов «Ипотека и арендное жилье» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».
Перевод госпрограммы на механизмы проектного управления предусматривает выделение в ее составе проектной и процессной частей. В новую госпрограмму включены разделы, отражающие сводную информацию по опережающему развитию приоритетных территорий. Госпрограмма также содержит правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включаемых (подлежащих включению) в Федеральную адресную инвестиционную программу.
Оценка эффективности реализации госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов.
Срок реализации госпрограммы – 2018–2025 годы. Ответственный исполнитель – Минстрой России.
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №323 от 15 апреля 2014 года. Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Участники программы:
- Министерство финансов Российской Федерации,
- Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы,
- Генеральная прокуратура Российской Федерации,
- Следственный комитет Российской Федерации,
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,
- Верховный Суд Российской Федерации,
- Счетная палата Российской Федерации.
Цели программы:
- повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения;
- повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Задачи программы:
- вовлечение в оборот земельных участков в целях жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса; реализация программы «Жилье для российской семьи»;
- содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;
- развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;
- повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;
- содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
- предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций; - обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
Структура государственной программы:
Подпрограммы:
- Подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России».
- Подпрограмма 2 «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России».
- Подпрограмма 3 «Обеспечение реализации государственной программы».
Программно-целевые инструменты:
- федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы;
- федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 годы;
Целевые индикаторы и показатели:
- обеспечение объема ввода жилья в 2015 году -76 млн. кв. метров, в 2017 году — 93 млн. кв. метров, в 2020 году — 100 млн. кв. метров, в том числе годовой объем ввода жилья экономического класса: в 2015 году — 47,6 млн. кв. метров, в 2017 году — 61,4 млн. кв. метров, в 2020 году — 66 млн. кв. метров, из них в рамках программы «Жилье для российской семьи»: в 2015 году — 5 млн. кв. метров, в 2016 году — 6 млн. кв. метров, в 2017 году — 14 млн. кв. метров;
- доля обеспеченных доступным и комфортным жильем семей в общем количестве семей, желающих улучшить свои жилищные условия, в 2015 году — 22,5 процента, в 2017 году — 37 процентов, в 2020 году — 60 процентов;
- площадь земельных участков, вовлеченных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство — не менее 7,5 тыс. гектаров в 2013 году, не менее 5 тыс. гектаров в 2014 году, не менее 5,5 тыс. гектаров в 2015 году, не менее 6 тыс. гектаров в 2016 году, не менее 6,5 тыс. гектаров в 2017 году, не менее 7 тыс. гектаров в 2018 году,не менее 7,5 тыс. гектаров ежегодно в 2019 — 2020 годах;
- общая площадь земельных участков, предоставленных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства — не менее 4 тыс. гектаров в 2013 году, не менее 3,75 тыс. гектаров ежегодно в 2014 — 2015 годах, не менее 4 тыс. гектаров ежегодно в 2016 — 2017 годах, не менее 4,5 тыс. гектаров в 2018 году, не менее 5 тыс. гектаров ежегодно в 2019 — 2020 годах;
- количество разработанных комплектов проектной документации малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов — не менее 70 единиц нарастающим итогом к 2016 году;
- снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года): в 2015 году — 10,6 процента; в 2018 году — 20 процентов; в 2020 году — 20 процентов;
- коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) — 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году;
- доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств — до 30 процентов в 2015 году, до 40 процентов в 2018 году, до 50 процентов в 2020 году;
- количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов — 871 тыс. кредитов в 2015 году, 946 тыс. кредитов в 2018 году, 1053 тыс. кредитов в 2020 году;
- превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,8 процентных пункта, к 2018 году — до уровня не более 2,2 процентных пункта, к 2020 году — до уровня не более 2,2 процентных пункта;
- доля ввода жилья для цели сдачи в наем в общей площади ввода жилья в многоквартирных домах — 3,8 процента в 2015 году, 7,4 процента в 2017 году, 9,4 процента в 2020 году;
- доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2000 года: 2015 год — 3,6 процента; 2017 год — 6,2 процента; 2020 год — 11,6 процента;
- доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод — 16,5 процента в 2015 году, 30 процентов — в 2017 году, сохранение значения указанного показателя к 2020 году на уровне 30 процентов.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 25 — 27 кв. метров на человека — в 2015 году и 28 — 35 кв. метров — в 2020 году;
- достижение уровня расселения в жилых помещениях, при котором среднее количество комнат в фактически занятых жилых помещениях будет соответствовать среднему количеству лиц, проживающих в таких помещениях;
- формирование рынка арендного жилищного фонда и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
- снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года) на 20 процентов к 2018 году;
- увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье;
- создание к 2018 году для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
- достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и др.);
- повышение удовлетворенности населения Российской Федерации уровнем жилищно-коммунального обслуживания;
- снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов до уровня стандартов Европейского союза.
Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» реализуется в 2013 — 2020 годах в 3 этапа :
- Этап 1: 2013-2015 годы
- Этап 2: 2016-2017 годы
- Этап 3: 2018-2020 годы
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета государственной программы в 2013 — 2020 годах составляет 577934420,6 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:
Подпрограмма | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Подпрограмма 1. «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан « | 77654976 | 38324927,8 | 44308419 | 50008925,8 | 54559601,9 | 446772301,9 | 48899201,9 | 51013701,9 |
Подпрограмма 2. «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России» | 14833372,8 | 11047420 | 12676490 | 314100 | — | — | — | — |
Подпрограмма 3. «Обеспечение реализации государственной программы» | 354335,1 | 391205 | 391558,1 | 391798,1 | 391798,1 | 391798,1 | 391798,1 | 391798,1 |
ФЦП «Жилище» на 2011- 2015 годы | общий объем финансирования Программы в 2011 — 2015 годах за счет средств федерального бюджета — 285,74 млрд. рублей | — | — | — | — | — | ||
ФЦП «Чистая вода» на 2011- 2017 годы | 3000000 | |||||||
ФЦП «Жилище» на 2016- 2020 годы | — | — | — | |||||
ИТОГО: | 139081532,8 | 89318660,2 | 96007403,7 | 50714823,9 | 54951400 | 47164100 | 49291000 | 51405500 |