Новый завет. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии Вы куплены дорогой ценой
Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 6, ст. 20-7, ст. 12.
6:20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
7:1. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
7:2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
7:3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
7:4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
7:5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
7:6. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7:7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
7:8. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
7:9. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
7:10. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -
7:11. если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей.
7:12. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.
(1 Кор. 6, 20 – 7, 12)
Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем вместе читать Первое Послание апостола Павла к Коринфянам. В прошлый раз мы дочитали до 11-го стиха 6-й главы, а сегодня начали с самого последнего стиха этой главы, пропустив середину. Однако этот отрывок не попадает в «небытие», мы с вами его читали, если помните, в одну из подготовительных недель к Великому посту. Это один из самых интересных отрывков во всем Послании. А мы с вами, отталкиваясь от 20-го стиха, переходим к 7-й главе.
Ибо вы куплены дорогою ценою. Слово дорогою написано курсивом. Напомню, что обычно слова, написанные курсивом (там, где учтен этот момент), отсутствуют в оригинальном греческом тексте. То есть дословно следовало бы читать «Ибо вы куплены ценою». Павел говорит коринфянам: «За вас Сам Бог заплатил цену, то есть вы не должны быть служителями греха, блуда (если почитать чуть выше по тексту), ведь вы выкуплены Богом для спасения».
Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Мы здесь видим интересный момент: в этом предложении нет курсива, тем не менее, если внимательно посмотреть в оригинальный греческий текст, можно увидеть различия. Я как-то говорил, что очень удобна для этого книга, которая называется «Греческий текст Нового Завета с подстрочным переводом». Прекрасное издание, очень удобное: идет греческий текст, потом подстрочно переводится каждое слово и сбоку идет синодальный текст для того, чтобы было понятно, как оно переведено в нашем традиционном тексте. Мы можем увидеть, что в оригинальном тексте нет фразы и в душах ваших, а есть «Посему прославляйте Бога в телах ваших, которые суть Божии». То есть уже позднее переводчиками было прибавлено и в душах ваших.
Почему это произошло? Мы неоднократно говорили о том, что библейское понимание антропологии (то есть учения о человеке) и античное, а также то, что потом отталкивалось от античного (вся европейская культура и во многом наша) по-разному воспринимают человека, в частности понятия тела и души. В античности, напомню, тело и душа это два чуть ли противоборствующих начала. Душа это то, что внутри человека, и она томится в теле, как темница (была знаменитая античная поговорка Soma – sima, то есть «Тело – гроб»), поэтому душе нужно освободиться от тела и взлететь в чистый мир идей, как считал, например, философ Платон. В библейской культуре все совсем по-другому. Тело не противоборствует душе, жизни по заповедям Божиим; это не источник греха ни в коем случае. Тело – это человек в его целостности, в его объективности, в то время как душа – это человек в его субъективности, человек изнутри. Тело – это человек при взгляде на него со стороны, он есть тело, нечто целое. Поэтому речь идет не о том, что нужно человека разделить на тело и душу, причем тело должно умереть, а душа – воспарить. Дело в том, что тело, целостность – это как раз то, к чему человек призван. Поэтому когда апостол Павел и вообще библейская культура говорит нам о том, что мы призваны к цельности, то есть к телесности в конечном итоге, то речь идет как раз о том, что мы призваны всем своим телом, всем своим «целым» прославлять Бога. Именно поэтому не нужно отдавать свое тело на блуд или какие-то другие страсти, потому что тело – это храм Духа Святого, о чем в 6-й главе говорилось. С точки зрения апостола Павла не нужно было говорить «в телах и в душах», потому что тело – это и так человек в его целостности, но благочестивые переводчики прибавили еще и фразу и в душах ваших.
Дальше в 7-й главе апостол Павел начинает разговор об отношениях мужчины и женщины и о том, как все-таки лучше: жениться или не жениться, можно ли разводиться. Все эти вопросы интересовали людей тогда и интересуют сейчас.
А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Новые переводы и многие современные комментаторы говорят о том, что фраза хорошо человеку не касаться женщины – не слова апостола Павла, а цитата из письма, которое он получил от коринфян. С этой точи зрения, мы должны прочитать 1-й стих так: А о чем вы писали ко мне «Хорошо человеку не касаться женщины». То есть Павел цитирует самих коринфян, а дальше отвечает им на этот тезис. Многие коринфяне действительно считали, что нужно вести крайне аскетический образ жизни. Было два противоположных мнения: либо нужно вообще изморить тело, «умертвить» его и так освободить душу, либо, как считали так называемые либертинисты, можно делать что угодно, совершать любые грехи, все равно тело не имеет никакого значения. Первая «партия», которая говорила, что хорошо не касаться женщин в принципе, считала это неким законом, каноном. Однако апостол Павел говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Ни в коем случае нельзя пренебрегать этой потребностью человека. Супруги вступили в брак как муж и жена в полном смысле этого слова, поэтому ни в коем случае нельзя пытаться (особенно если второй супруг не согласен) навязать второй половине так называемый духовный брак, потому что тогда вторая половина, которая к этому не готова, пойдет искать утешение на стороне и будет блуд. Поэтому здесь написано:
2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
Павел говорит, что если уклоняться друг от друга, то это должно быть только по взаимному согласию, только на время и только для упражнения в молитве, а потом нужно вновь быть вместе. Только в этом случае, как Павел считает, можно иметь воздержание от супружеской связи.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Сразу оговорю - то, о чем будет идти речь в этой заметке, касается не всех священнослужителей Православной Церкв
и
. И ни в коем случае не жалоба, а просто попытка разобраться в проблеме и ее причинах. И возникла сия мысль после прочтения 1 Кор. 7:23: "Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков"
.
Дело в том, что человек не может не быть рабом в принципе. Рабом в евангельском понимании этого слова: 2 Пет.2:19 - «Обещают им свободу, будучи сами рабы
тления; ибо, кто
кем
побеждён
, тот
тому
и
раб
».
Homo sapiens назвать непобедимым нельзя, потому что слишком многое имеет над ним власть. Тот, кто одержим мыслью о свободе, раб свободы. Тот, кто не может справиться с желанием, раб желания. Тот, кто стремится покорить мир, раб идеи о покорении мира. Это - факты. Ни одного полностью свободного плотского человека нет и быть не может, иначе он не смог бы ни к чему приспосабливаться и, естественно, существовать в окружающей среде. Является ли это нормой?
Как ни странно, нет, потому что такой хозяин, как мир, просто так вольную не даст, а вечно в нем быть не выйдет - он же сам не вечный. С другой стороны, человек не должен и погибнуть вместе с миром. Итак, есть только один выход - примкнуть от него к такому Господину, у Которого иго - благо и бремя легко, а жизнь с Ним может быть вечной. Конечно же, всякий христианин, знакомый с текстом Евангелия от Матфея, поймет, о Ком я веду речь:).
Итак, здесь вроде бы все понятно - если хочешь не быть рабом всякой твари, становись рабом Божиим, следуй Ему деятельной верой, и будешь спасен. Это тоже довольно сложная задача, и в одиночку она вряд ли выполнима. Поэтому вскоре после Вознесения Господня в мир идут святые апостолы - люди, на которых неофиты могут опереться, как на столбы Церкви, потому что спотыкаться на узком пути к Богу они неминуемо будут. Но это стало уделом не только святых первых времен. Новообращенные есть всегда, и поэтому в мир приходят святители, преподобные, праведные пастыри, чье послушание Богу - вести к Нему за собой тех, кому не под силу найти дорогу самому. Или же идти позади всего стада, признавая себя недостойным, чтобы уследить за каждой овечкой, и таким образом исполнить слова Христа: "Кто
хочет
между вами
быть
большим, да
будет
вам
слугою, и кто
хочет
быть
первым
, да
будет
вам
рабом
"
(Мф, 20,26-27). А есть и не святые преемники этих пастухов Христова стада, но, тем не менее, благодатные и имеющие апостольское рукоположение.
Пастырь в любом случае должен быть первым, потому что иначе стадо слушаться не будет. Но первенство ведь бывает очень разным. Можно стремиться быть первым по смирению, кротости, угождению ближнему - это правильно, похвально и по-христиански. А можно позволить сделать из себя идола и первенствовать как главарь: "Хочу - даю благословение, хочу - разблагословлю; а ты делай так, а ты поступай эдак; а тебя я вообще не благословляю сейчас говорить закрой-ка рот" . Не в осуждение, а в рассуждение, но по сравнению с такими "приходскими идеалами" средневековые римские понтифики просто отдыхают. К этой когорте можно и младостарцев причислить, но о них разговор когда-нибудь будет отдельный и более подробный.
А сейчас пару слов о страшной язве современной Православной Церкви под названием "батюшки-кумиры". Она, как любая тяжелая болезнь, страшна не столько сама собой, как последствиями. Летальный исход - это превращение общины в мини-секточку, называющую себя православной.
Я, конечно, не прозорливец медик, поэтому вряд ли корректно опишу все синдромы заболевания под названием "обожествление пастыря" научным языком. Приведу только несколько примеров.
Девушка покупает себе кофточку, приносит показать ее духовнику. Тот после критического взгляда заявляет, что, мол, соблазнительно и никуда не годится. Придя домой, верное чадо ее сжигает.
Другая девушка, по благословению батюшки исполняющая обязанности председателя общины, звонит ему и в слезах жалуется на то, что ее обижает брат из этой же общины, просто ноги об нее вытирает. Священник спокойно говорит: "Ну что же, терпи, полезно для твоего смирения". Издевки и унижения продолжаются, потому что смирять, видимо, нужно только ее, а его поведение в пастырской коррекции не нуждается. Надеюсь, что Милостью Божией он не пострадает, потому что: «Горе
миру
от соблазнов
, ибо надобно придти соблазнам
; но горе
тому
человеку, через
которого соблазн
приходит
(Мф.18:7). Хотя, в его понимании, если жена в Церкви должна молчать (всегда ли, если учесть пример святых равноапостольных жен, которые проповедовали Христа повсюду?), то заткнуть ей рот -благое дело. Ну что же, каждый толкует по-своему.
И, наконец, третий пример. После того, как прихожане сообща выполнили одно послушание и остался последний шаг, чтобы довести дело до конца, батюшка вдруг решил, что для его завершения община не готова. В результате она все так же упорно борется с теми же давно возникшими проблемами, которые можно было бы легко решить, если бы дело закончили. Но, видимо, к этим привычным проблемам православные куда более готовы, чем к тому, чтобы с ними разобраться и перейти к более важным вещам. Батюшка сказал, значит, "усё".
Все это сопровождается бесконечным повторением прихожанами фраз: "А отец N сказал...", "A отец N не благословил...". Послушание - это очень хорошо. Но если ссылка на мнение отца N звучит чаще, чем на Священное Писание, то это настораживает. Хочется сказать - люди, ну пожалейте батюшку, не делайте из него идола! В такой соблазн человека вводите, и не железный же он, чтобы ему не поддаться.
Вспоминаю фрагмент разговора на эту тему с моим духовником.
Я:
"Отче, ну почему у нас так? Священник - это ведь такой же человек, как и все остальные, разве нет?
Батюшка:
Безусловно. Но только, если от мирского человека ты еще можешь услышать: "Простите, я был неправ", то к большинству священников с их апломбом не подступись. А исключений очень мало.
Еще он тогда сказал, что никого не надо осуждать в этой ситуации. Не буду. Просто еще раз повторю смиренную мольбу, и не только мою: братия и сестры, будьте милостивы к священникам, не навязывайте им целый легион рабов их мнения. Ведь кумиром быть слишком нелегко...
3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
Размышляя о том, что мы должны подчиниться Господу всем сердцем, нам следует понимать, что это не какая-нибудь великая жертва, которую Он просит нас совершить. На самом деле это Он принес жертву - послал Своего Сына на Крест , чтобы мы могли освободиться от своих греховных желаний . Поэтому, когда Он призывает нас отдать Ему самих себя и свои желания. Он просит только то, что по праву принадлежит Ему ."Не знаете ли, - писал Павел церкви в Коринфе, - что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа , Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою . Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1Кор.6:19,20).
Бог заплатил невероятную цену для того, чтобы искупить нас от нашего греха. Поэтому, велев нам представить самих себя в живую жертву Богу (Рим. 12:1), апостол Павел объяснил это так: "для разумного служения вашего". То есть в свете того, что Бог сделал для нас, отдать Ему самих себя на сто процентов - это единственные верные, справедливые и разумные действия для нас.
Держаться же за греховные желания , служить Ему наполовину преданно - это неверно, несправедливо и глупо. Как я уже сказал раньше, это также неизбежность духовного краха .
Однако позвольте мне ободрить вас. Так же, как, поддаваясь искушению , вы приобретаете привычку грешить , и каждый раз все легче это делать, точно так же сопротивление искушению может стать привычкой, и каждый раз будет все легче говорить Богу "да".
Как я уже объяснял в третьей главе, одной из главных причин порабощения греховными желаниями является наш поиск удовлетворения законных нужд , но мы искушаемы восполнять их незаконным путем. Философ Эрик Хоффер был прав, говоря, что часто то, за чем мы больше всего гоняемся,- лишь "заменитель того, чего мы на самом деле хотим, но не можем получить". А на самом деле то, чего каждый человек желает получить больше всего на свете, осознаем мы это или нет, - это близкие, полные любви отношения с Богом , Который создал нас для общения с Собой.
Благая весть Евангелия состоит в том, что у нас могут быть такие отношения с Господом . И в то время, когда мы далеки от Него, погрязшие в грехе, мы подвержены желанию схватиться за любой ближайший заменитель. Но когда мы снова в мире с Богом через Христа и приближаемся к Нему, мы начинаем ясно видеть, что заменители - это всего лишь дешевые подделки , чем они на самом деле и являются. Мы знаем Отца и Его безоговорочное принятие , и мы все больше и больше хотим угодить Ему. И привлекательность греха постепенно тускнеет.
Просто подумайте: если бы вы положили перед очень голодным человеком кусок сырого и гнилого мяса, он бы проглотил его не очень-то задумываясь. Он слишком нуждается в пище, чтобы думать о том, что нужно тщательно исследовать это мясо. Но у сытого человека сырое мясо вызовет отвращение. Он видит, какое оно, понимает, что оно опасно для его здоровья, и принимает мудрое решение выбросить его.
Точно так же, когда мы имеем теплые отношения с нашим Небесным Отцом , мы можем понимать опасность и обманчивость подделки. И вместо того, чтобы хватать ее в отчаянии, мы все более и более приближаемся к Настоящему.
Ст. 23-24 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом
«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23) . Это сказано не только рабам, но и свободным, потому что можно и в рабстве не быть рабом, и в свободе быть рабом. Когда же раб не бывает рабом? Когда он делает все для Бога, когда служит нелицемерно и не из человекоугодия: это и значит быть рабом людей и оставаться свободным. А когда свободный бывает рабом? Когда он служит людям в чем-нибудь худом, в чревоугодии, корыстолюбии, или честолюбии. Такой человек, хотя и свободен, порабощеннее всякого раба. Вот пример того и другого: Иосиф был рабом, но не раболепствовал людям, потому и в рабстве был свободнее всех свободных; он не покорился госпоже, склонявшей его к удовлетворению ее похоти. Госпожа напротив была свободна, но оказалась ниже всякого раба, обратившись к рабу и с лестью и с убеждением, и однако не смогши склонить его, свободного, к тому, чего он не хотел. Подлинно, он был не рабом, но в высшей степени свободным: разве рабство послужило ему препятствием к добродетели? Послушайте вы, рабы и свободные: кто оказался рабом, тот ли которого просили, или та, которая просила? Та ли, которая убеждала, или тот, который презрел ее убеждения? Так, есть пределы рабства, положенные Богом, есть законы, до чего оно может простираться, которых преступать не должно. Когда господин не требует ничего, противного воле Божией, тогда должно повиноваться ему и покоряться; а простираться далее не должно: так раб остается свободным! Если же ты простираешься далее, то делаешься рабом, хотя и свободен. Это внушает (апостол) словами: . А если бы не так, если бы он повелевал оставлять господ и стараться получить свободу, то как он стал бы говорить следующее: «в каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1Кор.7:24) ? И в другом месте: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести… Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья,… и благодетельствуют им» (1Тим.6:1–2) ? То же самое он повелевает и заповедует в посланиях к Ефесеям (Еф.6:5) и Колоссянам (Кол.3:22) . Отсюда видно, что он отвергает не внешнее рабство, а происходящее от пороков, бывающее и с свободными, и самое тяжкое, хотя бы подвергался ему человек свободный. Какую пользу получили братья Иосифа от того, что они были свободны? Не оказались ли они раболепнее всякого раба, обманув отца, солгав пред купцами и пред братом? А он был не таков, но везде и во всем был правдив и оставался свободным; и его ничто не могло поработить, ни узы, ни рабство, ни любовь госпожи, ни пребывание в чужой земле, – всегда он оставался свободным. Это и есть высшая свобода, которая сияет и в рабстве.
Павел говорит: «не делайтесь рабами человеков» , т. е. не повинуйтесь людям, когда они повелевают что-нибудь постыдное, и даже самим себе.
Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.
Свт. Василий Великий
Цена человека есть кровь Христова. Ибо сказано: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. Эту-то цену замыслили сделать для нас бесполезной воины лукавого, снова вводя в рабство однажды освобожденных.
Гомилии на Псалмы (Пс. 61).
Свт. Феофан Затворник
Ценою куплени есте; не будите раби человеком
Пред этим только сказал, чтобы даже, когда бы имели возможность свободу получить, оставались в рабстве, а теперь говорит: не будите раби человеком . Как же это? Надобно разуметь здесь рабство не внешнее, а душевное,– нравственное, и именно только в отношении к человекам. Рабство душевное, как видели, в разных видах является: есть рабство страстям, есть рабство миру и диаволу. От этого всестороннего рабства свободу получают христиане в Господе Иисусе Христе. Куплены , говорит, вы ценою крови Единороднаго Сына Божия, куплены все, и рабы, и свободные, работать должны Господу всесторонне. Это нравственно. Следовательно, и не будите раби человеком – тоже нравственно. Что же это? – Не человекоугодничайте. Это одна, малозаметная, но много зла делающая в нравственном отношении, сторона рабства миру, человеческим мнениям, человеческим обычаям и желаниям человеков, с которыми приходится жить. Апостол говорит как бы: что вы рабы, это не важно во Христе, но вот что имейте в виду, чтобы не быть рабами человеческих мнений, обычаев и желаний, наперекор воле Господа. Куплены вы Господом; Его воля во всем да господствует в вас, противное же сей воле, в чем бы оно ни проявлялось, ни за что не соглашайтесь делать из угождения людям. Это правило подходит к другим правилам Апостола: плоти угодия не творить в похоти, не себе угождать, а тут: людям не угождать, когда этим нарушается воля Господа.
Феодорит пишет: «Не противный сказанному постановляет закон; но повелевает не иметь раболепного образа мыслей, и тому, кто называется рабом, и тому, кто именуется свободным». Феофилакт: «Это говорит он не к рабам только, но и к свободным, убеждая всех христиан ничего не делать из угождения людям и никак не слушаться их, когда они велят делать что противозаконное, ибо это и значит быть рабами человеков». Святой Златоуст пространное об этом говорит слово: «Можно и в рабстве не быть рабом, и в свободе не быть свободным. Когда же раб не бывает рабом? – Когда он делает все для Бога, когда служит не лицемерно и не из человекоугодия: это и значит не быть рабом людей и оставаться свободным. И наоборот, когда свободный бывает рабом? – Когда он служит людям в чем-либо худом, в чревоугодии, корыстолюбии или честолюбии. Такой человек, хотя и свободен, хуже всякого раба. Вот пример того и другого. Иосиф был рабом, но не рабствовал людям; потому и в рабстве был свободнее всех свободных, ибо не покорился госпоже. Госпожа же его, напротив, хотя была свободна, но оказалась ниже всякого раба, и не могла склонить его, свободного, к тому, чего он не хотел. Подлинно он был не рабом, но в высшей степени свободным. Так есть пределы рабства, положенные Богом, есть законы, до чего оно может простираться, которых преступать не должно. Когда господин не требует ничего противного воле Божией, тогда должно повиноваться ему и покоряться, а простираться далее не должно; так раб остается свободным! Если же ты простираешься далее, то делаешься рабом, хотя и свободен. Не таков был Иосиф; он везде и во всем был истинен и оставался свободен. Поработить его ничто не могло, ни узы, ни рабство, ни любовь госпожи, ни пребывание в земле чужой, но всегда он оставался свободным. Это и есть высшая свобода, которая сияет и в рабстве».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом
Это говорит не к одним рабам, но и к свободным, увещевая всех христиан ничего не делать для угождения людям и не повиноваться им, если их повеления противозаконны. Вот что значит: купленным от Бога быть рабами человеков. Не к тому убеждает, чтобы рабы отпадали от своих господ, - нет; это видно из последующих его слов: в каком звании кто призван и т.д., то есть если кто призван и в состоянии рабства, в том пусть и остается. Пред Богом присовокупил для того, чтобы чрез повиновение беззаконным владыкам не отпасть от Бога. Заботится о том и другом, то есть чтобы, с одной стороны, под предлогом повиновения Богу рабы не отпали от владык, а с другой, оказывая своим владыкам сверхдолжное повиновение, не отпали от Бога.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Блаж. Иероним Стридонский
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков
Какая цена может быть больше, чем Творцу за Свое творение Свою собственную кровь пролить?
Трактат на Псалмы (Пс. 102).
Ориген
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков
Во время Своего прихода Христос выкупил нас, в то время как мы служили тому господину, которому продали себя сами через наши грехи. И таким образом Господь вернул Себе Своих, которых сотворил. Он выкупил Себе человеков, что нашли себе рабство у другого господина через грех.
Гомилии на Книгу Исхода.
Амвросиаст
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков
Истинно так, ибо настолько дорого куплены мы, что никем не можем быть выкуплены, кроме Христа, Которому принадлежит все. Кто же дорого куплен, тот и служить должен соответственно, дабы воздать покупателю цену. Богом же купленные, рабами человеков быть не должны. Рабы человеков есть те, кто подчиняет себя человеческим предрассудкам.
На Послания к Коринфянам.