Нод учителя логопеда по теме народные мастера. Конспект индивидуальной логопедической НОД учителя-логопеда. Тема: «Прогулка с Лунтиком». Примерный хронометраж этапов НОД
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»
Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД : «Знакомство с буквой «С»
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Коммуникация
- Здоровье
Технологии:
- использование игровых методов;
- игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания;
- информационные компьютерные технологии;
- здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика;
- коррекционные технологии: психогимнастика.
Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).
Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.
Продолжать формировать понятие «согласный звук».
Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.
Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.
Материал:
магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Организационный момент
/вступительная беседа/
– Ребята, какое сейчас время года?
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите их?
– Какой сейчас месяц?
– А какой сегодня день?
2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».
3. Сообщение темы занятия
– Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.
Заворчал живой замок
Лег у двери поперек.
– Какой первый звук в этом слове?/«с»/
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.
– Посмотрите на экран нашего компьютера.
4. Характеристика звука (слайд 3)
– Звук «с» согласный, твердый.
– Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
– Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?
5. Упражнение на дыхание
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)
Дети называют картинки и определяют место звука в словах.
7. Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».
8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)
9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети
Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.
Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.
Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.
10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)
– Послушайте стихотворение про букву «С»:
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
– На что похожа буква «С»?
– Давайте сложим ее из пальцев.
– Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.
11. Рассматривание слайдов 8,9
12. Составление предложений по картинкам
Санки, автобус, миска, собака.
13. Итог занятия
Прислала
Учитель-логопед
Стелла Данелян
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" Елена Анатольевна Скоркина
Конспект итогового логопедического НОД в старшей группе «В стране красивой речи»
Цель : закрепление пройденного материала.
Коррекционно - развивающие задачи :
Корригировать произношение;
Корригировать и развивать зрительное восприятие;
Корригировать и развивать слуховое восприятие;
Корригировать и развивать моторику кистей рук;
Корригировать и развивать мыслительную деятельность (анализ и синтез, логика, мышление) ;
Корригировать и развивать связную речь (словарный запас) .
Развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивость) .
Коррекционно – образовательные задчи :
Уточнить словарь по лексическим темам «Животные» , «Предметный мир» , «Игрушки» , «Насекомые» , «Цветы» , «Птицы» и др.
Систематизировать и обобщить знания раздела «Обучение грамоте» .
Коррекционно – воспитательные задачи :
Воспитывать интерес к логопедическим занятиям ;
Воспитывать самостоятельность.
Здоровьесберегающие задачи :
Планировать объём материала с учётом утомляемости детей;
Соблюдать правильную посадку детей;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
Соблюдать режим охраны зрения;
Чередовать статические и динамические задания.
Оборудование.
Доска, указка, мольберт, картинки-упражнения, пеналы для звукового анализа слов, пеналы со схемами предложений, зеркала по количеству детей; методический инструментарий учителя-логопеда (раздаточный материал игра «Подарки» , упражнение «Соберём горошины» , мяч, цветные магниты, смайлики (весёлый и грустный) с магнитами; компьютер, проектор, сопровождающая презентация к занятию.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Скажите, какое у вас сегодня настроение?
Тогда давайте встанем в круг.
Справа-друг и слева - друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Основная часть.
2.1. Сообщение темы занятия.
Скажите, а вы любите играть?
А вы любите путешествовать?
За высокими горами
За далёкими лесами
Чудо государство есть
Слов красивых там не счесть .
Приглашение пришло из этой страны
Скорее же в путь отправимся мы.
Сегодня мы совершим путешествие в страну красивой речи , которая называется «Грамотей-ка» . А правит той страной старичок – Речевичок . Жители этой страны говорят красиво и грамотно .
В этой Волшебной стране живут Звуки . Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные) . Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные) .
А поможет нам попасть в страну красивой речи воздушный шар .
2.2. Дыхательная гимнастика.
Отправляемся в волшебную страну «Грамотей-ка» . Садимся на воздушный шар и отправляемся в путешествие. Надуваем шар (живот) 1, 2, 3, 4. Сдуваем 1, 2, 3, 4, 5.
Воздух выходит из шара : Вдох и выдох со звуком ш-ш-ш.
2.3. Артикуляционная гимнастика.
Итак, мы с вами в стране красивой речи . Что за жители здесь живут? Присаживайтесь поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать и выполнять упражнения из сказки.
Жили были в стране «Грамотейка» весёлые жители. Просыпались ежедневно жители страны «Грамотейка» рано-рано (дети зевают, потянулись) . Открывали широко окна (упр. «Окошко» , чистили свои зубки (упр. «Почистим зубки» , пили чай с конфетами (упр. «Конфетка» , и блинчиками (упр. «Блинчик» ) и отправлялись каждый по своим делам. Одни любили кататься на лошадке (упр. «Лошадка» , другие качаться на качелях (упр. «Качели» , но были среди них и трудолюбивые жители, которые весь день работали, как дятел-лекарь леса (упр. «Дятел» ). Они красили забор (упр. «Маляр» ). Все жители страны «Грамотейка» были приветливыми и улыбались друг другу (упр. «Улыбка» .) А ещё они любили собирать грибы (упр. «Грибок» ). А когда им становилось совсем грустно, они смотрели на часы как они тикают (упр. «Часики» ). А затем снова играли, как и мы с вами.
2.4. Зрительная гимнастика.
Так как сегодня нам будет помогать играть компьютер, нужно обязательно выполнить гимнастику и для наших глаз.
Мы гимнастику для глаз
С тобой выполним сейчас!
Белка по деревьям скачет,
И в дупле орехи прячет.
(движение глазами вверх - вниз по дорожке)
Пчёлки летают вперёд и назад,
Мёд принести они в улья спешат!
(движения глаз вправо-влево)
Посмотри, над цветущим лужком
Бабочки летают кругом!
(Круговые движения глаз)
А сейчас зажмурим глазки,
Поморгаем много раз,
И весёлая зарядка,
Сохранит здоровье глаз!
2.5. Упражнение «Что лишнее?»
Зонт-зерно-стакан-корзина;
снежинка-бусы-собака-заяц;
пружина-роза-крыжовник-кружка;
дрова-лиса-трава-рак.
2.6. Упражнение «Назови ласково»
солнце-, перо-, гнездо-, сова-, рыба., самолёт-….
2.7. Динамическая пауза «Жук»
Жук залез на лесенку,
Распевает песенку
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я на лесенке сижу» .
Жук свалился с лесенки и запел он песенку
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я под лесенкой лежу» .
Мы жучка поднимем и ласково обнимем.
2.8. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Высоко-…
Далеко-…
Горячий-…
Чёрный-…
Грустный-…
Больной-…
Солёный-…
Толстый-…
2.9. Упражнение «Один - много» (хором)
Помидор - помидоры;
самовар-…
карандаш-…
2.10. Пальчиковая гимнастика «Лягушки» (дети проходят за столы)
Две зелёные лягушки
Две весёлые подружки «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
Хором песни распевают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
Всем ребятам спать мешают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
2.11. Загадка (по описанию)
Угадайте, что это?
Её опасно трогать, хоть она и очень привлекательна.
У неё есть шипы, её дарят женщинам, она приятно пахнет и очень радует нас.
(роза)
2.12. Упражнение «Выложи схему слова» (РОЗА)
2.13. Упражнение «Составь предложение»
Придумайте предложения со словом «РОЗА» .
2.14. Упражнение «Соберём горошины»
(раздаточные картинки)
шишка-мишка, лягушка-подушка, малыши-камыши, мошка-кошка, снежинка-пружинка, ножи-ежи, пирожок-флажок, жук-лук, бинт-винт, ком-дом, мишка-мышка.
2.15. Упражнение «Подарки»
(раздаточный материал)
Будем дарить подарки – картинки в названии которых есть звуки С, З, Ж, Р. (по 2 картинки каждому ребенку)
3. Итог занятия (рефлексия) - Ребята, скажите, вам понравилось гостить и играть в стране красивой речи ?
А как называется страна красивой речи ?
Нам пора возвращаться в детский сад.
Что вам больше всего понравилось?
Если вам всё понравилось и вам не было сложно, то возьмите весёлого смайлика , а если были трудности, то грустного смайлика.
Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, совсем как жители страны «Грамотей-ка»
Технологическая карта занятия по теме: «У Пугало в гостях»
подготовительная группа компенсирующей направленности «Умка»
Образовательная область «Речевое развитие».
Направление: коммуникативная деятельность.
Тема «У Пугало в гостях».
Педагогическая цель: создание условий для речевого развития детей, интонационной выразительности речи.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить находить слово по звуковой схеме.
Рассмотреть образование сложного слова – овощехранилище.
Закрепить умение делить слова на слоги.
Упражнять в выделении звука [К]в начале, середине и конце слова.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно - развивающие:
Развивать интонационную выразительность речи: изменение голоса по высоте, узнавание чувств радости, грусти, гнева.
Развитие речевого дыхания.
Развитие координации движений, напряжения и расслабления мышц.
Продолжать совершенствовать умение узнавать овощ по запаху.
Воспитательные:
Расширять интерес детей к труду взрослых.
Воспитывать чувство сопереживания.
Совершенствовать умение работать в коллективе, выслушивать ответы сверстников.
Словарная работа: Овощехранилище.
Целевые ориентиры образования: обладает развитыми коммуникативными способностями, а также воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; проявляет ответственность за начатое дело.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Средства реализации: Мультимедийная презентация Power Point; табличка: ОГОРОД; схема предложения: У Пугало.; свежие овощи: чеснок, огурец, перец, помидор; емкости для овощей; предметные картинки: кабачок, картофель (2 шт.), капуста (3 шт.), тыква (2 шт.), баклажан, морковь (2шт.), лук (3 шт.), свекла (2 шт.), чеснок (2 шт.), петрушка, горох (2 шт.); конверт, с изображением буквы К; звуковые схемы слов: капуста, горох, лук; три машины – грузовика с цифрами 1, 2, 3; шарики Су – Джок (по количеству детей).
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи»;
- придумывание загадок об овощах;
- просмотр мультфильма «Чипполино»
Примерный хронометраж этапов НОД:
Этапы занятия, продолжительность | Задачи этапа | Ресурсы этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы, формы, приемы организации, возможные виды деятельности | Содержание материала | Ожидаемый результат |
1. Мотивационно-побудительный |
Организация направленного внимания. Формирование представлений о предстоящей деятельности. |
Следы, ведущие к залу. Таблица: Огород Схема предложения: У Пугало. Создание развивающей среды – огород. |
Организация образовательного пространства. Создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Направление к деятельности наводящими и проблемными вопросами. |
Осознают и принимают поставленную задачу. Желание к общению, заинтересованность в игре. |
Коммуникативная, игровая деятельности. Беседа, игровые приемы. Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации. |
Рассматривание развивающей среды. |
Готовность к предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность. |
2.Организационно-поисковый 20 – 24 мин |
Усвоение, закрепление, расширение, обобщение имеющихся знаний. Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. Применение знаний и умений. |
Мультимедийная презентация «У Пугало» Наглядно-дидактические пособия, шарики Су – Джок. |
Организация поисковой деятельности, взаимодействия в достижении результатов. Объяснение, рассказывание. |
Самостоятельно рассуждают, отвечают на вопросы, проговаривают четко слова, изменяют интонацию голоса, участвуют в поиске заданий, в играх. Делают выводы, выполняют физ.упражнения. |
Игровая, двигательная, Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельности. Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Решение проблемных ситуаций. Объяснение с наглядной демонстрацией материала. Дидактические игры. Демонстрация презентации. Игровые приемы. |
Мультимедийная презентация . Изображение огорода, в центре – Пугало. (прил.1) Игр.упр. «Эхо» (прил.1) Мультимедийная презентация . Появление овощей (помидор, огурец, лук) Игровое упр. «Узнай по интонации» (прил.2) Дид.игра «Узнай по запаху» (прил.3) Дид.игра «Найди звук К» (прил.3) Физ. минутка «Овощи» (прил.3) Дид. игра «Найди слово по звуковой схеме» (прил.3) Дидактическая игра «Какой сок?» (прил.4) Мультимедийная презентация . Обращение Пугало к детям. (прил.4) Дид.игра «Собери урожай» (прил.4) |
Способность самостоятельно действовать, решать проблемные ситуации. Сформированные представления, умения и навыки. Любознательность и активность. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Овладение определенным объемом знаний и умений. |
3.Рефлексивно-корригирующий |
Подведение итогов НОД, обобщение полученных знаний. Формирование элементарных навыков самооценки. |
Мультимедийная презентация «У Пугало», наклейки (по количеству детей) | Подведение итогов НОД – сопоставление результатов с целью. | Рассказывают об экскурсии в огород, обобщают полученные знания. |
Коммуникативная деятельность. Демонстрация презентации. Беседа, обсуждение, поощрение. Оценка ориентирующая |
Мультимедийная презентация . Обращение Пугало к детям. (прил.4) |
Осознание собственных знаний, полученных результатов - сформированность элементарных навыков самооценки. |
Приложение 1
Пугало: - Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда. Посадил я весной огород и забыл на каких грядках что растет. Мои овощи просто заблудились. Помогите мне их найти, чтобы собрать урожай. Поможете?
Игровое упражнение «Эхо»
Цель: развитие интонационной выразительности речи: изменение голоса по высоте, речевого дыхания.
Приложение 2
Игровое упражнение «Узнай по интонации»
Цель: развитие интонационной выразительности речи: узнавание чувств радости, грусти, гнева.
Ход: Помидор (весело): Я - помидор! Я красный, круглый, сочный! Очень вкусный!
Учитель – логопед: Какой помидор веселый!
Огурец (грустно): Я - огурец! Я зеленый, длинный, крепкий, весь в пупырышках!
Учитель – логопед: Ребята, помидор веселый, а огурец какой?
Лук (сердито): Я - лук! Я очень, очень горький! И совсем не зеленый, а репчатый!
Учитель – логопед: Ребята, а лук какой?
Приложение 3
Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Цель: совершенствовать умение узнавать овощ по запаху.
Ход: В ведерках лежат овощи (чеснок, огурец, помидор, болгарский перец) с небольшими надрезами, дети, нюхая, узнают их по запаху.
Дидактическая игра «Найди звук К»
Цель: упражнять в выделении звука [К]в начале, середине и конце слова.
Ход: Дети рассматривают картинки овощей (картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свекла, чеснок, петрушка), находят место звука К в их названиях.
Физ.минутка: Игра «Овощи»
Цель: Развитие координации движений, напряжения и расслабления мышц.
Совершенствовать умение отстукивать ритм (медленно – быстрее - быстро).
Ход: Учитель - логопед
:
- Я превращаю вас в маленькие семена овощей.
Присядьте. Теплое солнышко пригревало, семена росли, росли и стали растениями. Растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку /повторить расслабление/.
Дидактическая игра «Найди слово по звуковой схеме»
Цель: совершенствовать умение находить слово по звуковой схеме.
Ход: Дети по звуковым схемам отгадывают названия овощей (лук, горох, капуста)
Приложение 4
Дидактическая игра «Какой сок?»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи.
Ход: Дети по очереди называют из какого овоща будут выжимать сок и проговаривают, сжимая в кулачке шарик Су - Джок: Я сделаю сок из тыквы – получится тыквенный сок…..
Пугало: Спасибо, ребята! Мои овощи нашлись. А куда же мне их сейчас убрать? Вы не знаете, где хранят овощи? (на овощехранилище , объясняют значение сложного слова)
Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Ход: На машинах – цифры 1, 2, 3. Дети раскладывают овощи по машинам в соответствии с количеством слогов в названии овощей.
Пугало: Спасибо, ребята! Теперь я могу отвести свой урожай в овощехранилище. А за
вашу помощь я дарю вам вот такие наклейки! Спасибо!
План-конспект по коррекционной педагогике (средняя группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда и детей среднего возраста с ОНР
Учитель-логопед Головина Александра Олеговна
на тему:
“В гости к Красной Шапочке”
Используемые технологии: Технология развивающего обучения, проблемно-игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология сказкотератерапияИнтеграция образовательных областей: «Коммуникация» «Познание» «Социализация»
Оборудование: Игрушки (кукла, мишка, машинка, зайчик, поезд), телефон, игрушечная мебель (стул, стол, шкаф, диван), домик Красной Шапочки, плоскостные изображения игрушек (Буратино, Чиполлино, слонёнок, два медведя, зайчонок, диван, кукла), мольберт с коврографом, муляжи лошадок, кукла бибабо- волк, Красная Шапочка, продавец.
Коррекционно-образовательные цели:
1.Уточнить и активизировать словарный запас детей по теме “Игрушки”
2. Продолжать работу по формированию речевой активности и развитию связной речи
3. Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
4. Формировать навык образования существительных единственного числа Родительного и Винительного падежа по теме “Игрушки”
5. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными
6. Уточнить значение простых предлогов места (на, в, под, за)
7. Формировать предложно-падежные конструкции
8. Совершенствование слоговой структуры слова (имён детей)
9. Развивать речевой аппарат для формирования правильного произношения звуков речи
Коррекционно-развивающие цели:
1.Развивать слуховое внимание
2.Развивать зрительную и слуховую память
3. Совершенствовать общую и мелкую и артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные цели:
1.Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности, умение слушать ответы товарищей
2. Воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у детей, активизировать вежливые слова.
Организационный момент
Логопед: Дети, послушайте, звонит телефон.
Красная Шапочка (по телефону): “Здравствуйте ребята, это Красная Шапочка. Я хочу вас пригласить в гости, поиграть. Приезжайте скорее, я вас буду ждать!”
Логопед: Дети, вы слышали, кто нам звонил?
Дети: Красная Шапочка!
Л: Она приглашает нас в гости. Поедем скорее.
Л: А вы не испугаетесь? Ведь Красная Шапочка живёт в лесу. В лесу живёт волк.
Д: Нет, мы смелые, мы не боимся волка!
Основная часть
Ход занятия
I.
Логопед: Хорошо, поедем в гости. Но в гости едут с подарками. Что же мы подарим Красной Шапочке?
Дети: Мы подарим Красной Шапочке игрушки.
Л: Правильно. Игрушки нам нужно купить, и мы купим их в магазине.
А вот и магазин.
(выставляется игрушечный лоток для игры “магазин”)
В магазине продавец игрушек. Давайте поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте ребята!
Л: Чтобы продавец знал, какие игрушки нам нужно купить, говорите чётко название игрушки и скажите, какая она.
Д/И: «Магазин» (Составление предложений с употреблением. имён существительных в В.П., единственного числа)
Продавец: Что вы хотите купить?
1 ребёнок: Я хочу купить мишку.
Продавец: Он какой?
1 ребёнок: Он коричневый. Большой. Толстый.
1 ребёнок: Спасибо.
Продавец: Вы что хотите купить?
2 ребёнок: Я хочу купить куклу.
Продавец: Она какая?
2 ребёнок: Она красивая.
Продавец: Во что она одета?
2 ребёнок: У неё красное платье.
Продавец: Пожалуйста, возьмите.
(дети покупают игрушки для Красной Шапочки)
II.
Л: А теперь мы возьмём купленные игрушки и поедем к Красной Шапочке на лошадках.
Чтобы лошадки скакали быстро, нужно обязательно сказать, как мы их любим и за ними ухаживаем.(развитие слухового внимания и памяти)
(Дети вместе с логопедом читают стихотворение А. Барто “ Я люблю свою лошадку” и выполняют действия по тексту)
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик.
Иверхом поеду в гости.
Л: Чтобы лошадки быстро нас домчали, им нужно громко цокать копытцами. А мы им поможем язычками
(дети садятся на лошадок и едут, вместе с логопедом выполняют артикуляционное упражнение “Лошадка”)
III.Л: Прррр. Стойте. Я слышу, кто-то воет.
(слышится вой волка, и сам волк показался- кукла бибабо)
Д: Это волк.
Л: Мы смелые ребята, не боимся волка. Давайте сами его напугаем. Пусть он думает, что мы волки. Повоем грозно, как волки! (Развитие длительного речевого выдоха, звукоподражания- У-У-У)
Л: Волк испугался и убежал. Поскачем дальше.
Пррр. Приехали. Вот и домик Красной Шапочки.
(выставляется домик, игрушечная мебель: кровать, стул, стол)
Л: Здравствуй Красная Шапочка. Какая ты красивая. Мы приехали с тобой поиграть.
Красная Шапочка: Здравствуйте ребята! Я очень рада, что вы приехали. Давайте познакомимся. Меня зовут Красная Шапочка.
IV
Л: Давайте познакомимся с Красной Шапочкой, отхлопывая свои имена в ладошки. (Формирование звуко-слоговой структуры слов)
Давайте ребята начнём знакомство со слов: Меня зовут…
Д: Меня зовут Полина. По-ли-на!
Меня зовут Ростислав. Рос-ти-слав!
Меня зовут Ульяна. Уль-я-на!
Меня зовут Даша. Да-ша!
Меня зовут Павел. Па-вел!
Красная Шапочка: Рада познакомиться!
V
Л: Мы привезли тебе подарки. Они в этой коробке.
Ребята, давайте дарить игрушки.
Полина, что ты подаришь Красной Шапочке? Начните свой ответ со слов: Я подарю …(Закрепление навыка составления предложений с употреблением имён существительных в В. П. единственного числа)
Д: 1.Я подарю Красной Шапочке куклу.
2.Я подарю Красной Шапочке мишку.
3.Я подарю машинку.
Я подарю Красной Шапочке поезд.
VI.(Красная Шапочка сажает игрушки на стульчики)
Давайте поиграём в игру “Кто самый внимательный?” Я буду прятать игрушки, а вы отвечать, кого не стало. (Развитие зрительного внимания, употребление имён существительных в Р.п единственного числа)
Л: Дети, отвернитесь от Красной Шапочки, и повернитесь к нашим гостям. Давайте им улыбнёмся, покажем красивые зубки.
(дети выполняют артикуляционное упражнение “Заборчик”)
Красная Шапочка: Повернитесь, кого не стало?
Д: Не стало мишки.
Л: Правильно. Снова повернёмся к гостям и улыбнёмся, как лягушата.
дети выполняют артикуляционное упражнение “Улыбка”)
Красная Шапочка: Повернитесь. Кого не стало?
Д: Не стало машинки.
Л: Ещё раз поиграем. Повернитесь к гостям, и улыбнитесь, как слоники. Правильно, слоники умеют улыбаться, вытягивая свой длинный хоботок.
(дети выполняется артикуляционное упражнение “Хоботок”)
VII
Л: Красная Шапочка, я вижу у тебя ещё игрушки, но почему они сломаны?
Красная Шапочка: В нашем лесу живёт злой волк, он приходил и сломал игрушки. Ребята, помогите мне их починить.
Д: Да мы видели волка. Мы его сами напугали, и он убежал.
Мы поможем починить игрушки. (употребление имён существительных в Р.п. единственного числа, развитие зрительного внимания)
(На коврограф размещены плоскостные изображения Буратино, Чиполлино, медведей, зайчика, слонёнка, куклы Тани и недостающие детали)
Л: Зайчик без чего?
Д: Зайчик без уха.
Л: Буратино без чего?
Д: Буратино без носа.
Л: Чиполлино без чего?
Д: Чиполлино без ботинка.
Л: Слонёнок без чего?
Д: Слонёнок без хобота.
Л: Кукла Таня без чего?
Д: Кукла Таня без туфельки.
VIII.Л: Пальчики наши работали, чинили сломанные игрушки. Давайте сделаем для пальчиков гимнастику. (развитие речевой активности, интонационной стороны речи)
(Проводится пальчиковая гимнастика “На большом диване в ряд куклы Танины сидят”)
На большом диване в ряд куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, и весёлый Чиполлино.
И слонёнок, и зайчонок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Тане мы игрушки сосчитать.
Заключительная часть
Красная Шапочка: Спасибо, ребята. Я тоже приготовила вам подарки. (Употребление имён существительных с предлогами)
(Красная Шапочка шепчет на ушко логопеду, где спрятаны подарки. Дети находят подарки и повторяют, где они были спрятаны)Л: Полина, твой подарок на стуле.
Павел, твой подарок в шкафу.
Ростислав, твой подарок под столом.
Ульяна, твой подарок за диваном.
Д: Спасибо Красная Шапочка! До свидания!
Л: Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Мы весело поиграли с Красной Шапочкой, помогли починить игрушки, прогнали злого волка из леса. Давайте попрощаемся с Красной Шапочкой, с нашими гостями. Сядем на наших лошадок и поскачем в детский сад.
(Дети прощаются, садятся на лошадок и возвращаются в детский сад)
Приложенные файлы
Образовательная область «Познание», «Коммуникация».
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Коррекционно-образовательные:
Создать условия для закрепления у детей знаний о временах года, о месяцах, признаках времен года;
способствовать расширению и активизации словарного запаса детей с ОНР по теме «Времена года»;
приобщать детей к умению определять первый звук в слове, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги;
Коррекционно-развивающие:
Создать условия для совершенствования доказательной речи, умения обобщать, делать выводы;
способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти, речевого дыхания;
Коррекционно-воспитательные:
Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
создать условия для стимулирования творческого воображения, накопления положительного эмоционального опыта.
Здоровьесберегающие технологии:
Использование зрительной гимнастики;
создание положительного эмоционального фона;
системное чередование нагрузок и отдыха;
Предварительная работа: беседа о временах года, поделки и рисунки детей с родителями на тему «Времена года»
Оборудование и материалы: ИКТ, слайды по временам года, ковер-самолет, картинки птиц, наборы фишек для звукового анализа, слайды зрительной гимнастики, карточки «4 лишний», цветок, «снежок», нарисованное дерево, листики с дерева, муляжи фруктов и овощей, ветка с кусочками ваты, колокольчики, разрезные картинки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и рассматривают выставку поделок и картин на тему «Времена года».
Логопед обращает их внимание на выставку и восхищается творчеством детей.
Логопед: дети, вы хотите отправиться в путешествие по всем временам года сразу? Как вы думаете, на чем мы можем путешествовать? (ответы детей)
Логопед: Предлагаю путешествовать на ковре – самолете.
Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».
Воспитатель:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой — улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весна)
Слайд-шоу «Весна».
Воспитатель: Какая весна в нашем краю? (Ответы детей)
Игра «Почему я люблю весну?».
Дети в кругу, отвечают по очереди.
Логопед: Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
Логопед: Кто весну на крыльях приносит? (птицы)
Логопед: Как называются эти птицы? (перелетные)
Логопед: Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (зимующие)
Подвижная игра «Зимующие и перелетные».
Дети стоят в кругу. Воспитатель называет перелетных птиц – дети машут руками, зимующих – приседают и хлопают в ладоши. (используют иллюстрации птиц)
Логопед: Ребята, у вас в руках картинки птиц. Определите первый звук в названии каждой птицы. Но для начала вспомним гласные и согласные звуки. (Ответы детей)
Логопед: Молодцы, дети! Садимся на ковер-самолет и отправляемся дальше!
Воспитатель:
Весна пройдет, за нею ….
Солнце пекет,
Липа цветет,
Рожь колосится, золотая пшеница,
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
(лето)
Слайд-шоу «Лето».
Игра «Как мы узнаем, что лето наступило?».
Дети передают цветок друг другу и называют признаки лета.
Логопед: Ребята, у нас картинки насекомых. Сейчас мы будем работать за столами.
Дети выполняют звуковой анализ слов: жук, оса.. (индивидуальная работа)
Игра «Четвертый лишний».
Дети рассматривают карточки и определяют лишнюю картинку (на карточках времена года, забавы детей в разное время года…..).
Зрительная гимнастика «Насекомые» (дети глазками следят за движением бабочки, божьей коровки)
Логопед: Молодцы! Продолжаем путешествие!
Воспитатель:
Прошло лето, а за ним …..
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(осень)
Слайд-шоу «Осень».
Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: Прислала нам осень свои плоды. Все они оказались в чудесном мешочке.(дети вытаскивают по очереди овощи и фрукты и называют их)
Логопед: Дети, определите количество слогов в названиях ваших овощей и фруктов. Покажите фрукт или овощ, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога…
Игра «Договори предложение».
Воспитатель:
Летом жарко, а осенью-
Летом дни длиннее, а осенью –
Летом листья зеленые, а осенью –
Летом птицы вьют гнезда, а осенью –
Летом мы собираем ягоды, а осенью –
Летом мы обуваем сандалии, а осенью –
Летом дожди теплые, а осенью –
Детям за правильные ответы раздают листики, которые они прикрепляют на осеннее дерево.
Логопед: Молодцы! Продолжаем путь!
Воспитатель:
Прошла осень, наступила зима.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
Слайд-шоу «Зима».
Игра «Назови приметы зимы».
Воспитатель кидает снежок детям, а дети называют слова-признаки.
Дыхательная гимнастика «Устроим снегопад».
Логопед держит ветку с кусочками ваты на ней. Дети все вместе дуют на нее, тем самым получается «снегопад».
Игра «Позвони льдинкой».
Логопед: Дети, я вам буду говорить предложения, а вы, если я скажу верно, то звоните в свои колокольчики-льдинки.
Зимой идет снег.
Зимой дети купаются и загорают.
Летом листья на деревьях желтые.
Весной бегут ручьи, на дорогах лужи.
Осенью птицы улетают на юг.
Сейчас время года – весна.
Логопед: Дети, а теперь нам пора возвращаться домой, в наше время года. Как мы это сделаем? (ответы детей)
Логопед: А может мы соберем разрезную картинку, закроем глазки и возвратимся в нашу весну?
Дети собирают картинку, закрывают глаза, под звуки птичьих голосов на ковре-самолете возвращаются в группу.
Перспектива: Ребята, скоро лето и вы все будете отдыхать. Давайте осенью вы принесете свои фотографии как вы отдыхали и мы с вами сделаем интересную газету!
Разработали:
1. Кулакава Лариса Леонтьевна, учитель-логопед высшей кв. категории, МБДОУ «Детский сад №197″комбинированного вида г. Барнаула.
2. Богоутдинова Ольга Геннадьевна, воспитатель первой кв. категории МБДОУ «Детский сад №197″ комбинированного вида г. Барнаула.