Мотивы поведения людей в сфере экономики. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей. Сущность экономической мотивации. Вопросы для самопроверки
СТРЕМЛЕНИЕ К СПРАВЕДЛИВОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ КАК МОТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
А.В. ШМАКОВ,
кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет,
e-mail: [email protected]
В статье представлены результаты экономических экспериментов, демонстрирующих воздействие стремления к справедливому сотрудничеству на эффективность экономического выбора. Данное стремление обуславливает необходимость учитывать фактор справедливости при принятии экономических решений.
Ключевые слова: экономический анализ права; справедливость права; эффективность права.
The economic experiments which demonstrate impact of urge towards just cooperation on the economic choice efficiency are presented in the article. The urge stipulates the necessity of justice which is perceived as a factor of economic choice.
Keywords: economic analysis of law; justice of law; efficiency of law.
Коды классификатора JEL: K00, K12
Постановка проблемы
Экономисты традиционно признают, что основное назначение экономической теории права - анализ правовых норм с позиции их экономической эффективности, влияния на общественное благосостояние и оптимальность распределения ресурсов. Предполагаемая рациональность индивидов, складывающаяся из стремления людей к преследованию собственных интересов, расположенности людей к максимизирующему поведению, оценки ими альтернативных издержек своего поведения и устойчивости предпочтений, определяет главенствующую роль критериев эффективности при проведении экономического анализа. Экономисты признают, что люди склонны взаимодействовать друг с другом, однако предполагают, что единственной мотивацией к сотрудничеству является стремление к максимизации индивидуального благосостояния через отношения контрактации. Контрактация носит рыночный характер, а в процесс контрактации люди вступают только в случае, если ожидают получить от такого взаимодействия положительную величину чистого дохода. Соображения справедливости при осуществлении экономических взаимодействий в большинстве случаев игнорируются.
Среди основных проблем верного использования экономической методологии для анализа правовых явлений следует отметить излишнюю концентрацию на эффективности. Теоретики экономического подхода к праву предпочитают избегать анализа ценностных суждений, развивая в основном позитивное направление экономической теории. В ряде случаев размышления о справедливости присутствуют, как правило, в качестве небольшого упоминания о роли справедливости в общественных отношениях. Например, Г. Калабрези считает, что целевую функцию индивида задают соображения эффективности, а справедливость лишь накладывает на выбор некоторые ограничения . Р. Познер признает приоритетность достижения эффективности правовой системы, утверждая, что стороны, пострадавшие от эффективных действий, в перспективе выиграют в результате увеличения общего благосостояния . С. Шавель указывает, что система права - не лучший способ решения конфликта между эффективностью и справедливостью и существуют более действенные способы достижения справедливости, чем система права . Ряд экономистов признают, что сложившееся в обществе понятие справедливости значительно влияет на процесс принятия решений. Например, С. Вельяновски указывает, что справедливость является важным элементом целевой функции индивидов. Однако даже эти немногочисленные исследователи не проводят системного анализа влияния соображений справедливости на мотивы деятельности индивидов1.
Основной целью экономического подхода к праву является анализ влияния норм права и судебных решений на стимулы индивидов. В данном контексте экономическая теория используется учеными, изучающими правовые явления, в качестве источника поведенческих гипотез . При-
1 Нельзя утверждать, что экономистов совершенно не интересуют вопросы справедливости, поскольку они внесли значительный вклад в понимание и систематизацию подходов к справедливости. Однако теория справедливости в сколько-нибудь законченном виде в экономической теории отсутствует .
© А.В. Шмаков, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4
ближенный к реальности экономический подход к праву не может избежать нормативных суждений, так как понимание обществом вопросов справедливости в значительной степени влияет на стимулы экономической деятельности людей. Поскольку эффективность системы права оценивается экономистами с точки зрения создания верной системы стимулов, начинать анализ норм всегда следует с определения системы ценностей, господствующих в обществе.
Одной из основных общественных ценностей является сотрудничество. Именно органически присущее человеку стремление к сотрудничеству позволило ему выделиться из животного мира. Преимущества, связанные с сотрудничеством, определяют господствующее положение производителя над потребителем, крупных компаний над мелкими, межгосударственных союзов над отдельными государствами. Основной нормативной целью законодательства следует признать увеличение возможностей для сотрудничества. В теории увеличение возможностей для сотрудничества выражается в снижении размера трансакционных издержек. Р. Коуз в своей знаменитой работе указывает, что высокие трансакционные издержки препятствуют сотрудничеству и могут приводить к неэффективности . Т. Гоббс пишет: «Сама структура закона должна выбираться таким образом, чтобы минимизировать потери, вызванные провалами в частных соглашениях вследствие высоких трансакционных издержек» . Таким образом, идея признания нормативной ценности сотрудничества не является чем-то революционным. Однако последовательное применение данного подхода может привести к достаточно важным выводам. Например, деятельность антимонопольных органов не может считаться наиболее эффективным вариантом борьбы с дискриминацией потребителей, поскольку препятствует сотрудничеству между производителями, снижает конкурентоспособность отечественных производителей на международном рынке. Эффективнее может оказаться политика укрепления переговорной силы отечественных потребителей. Но такие действия, несомненно, окажутся значительно более сложными в реализации, вследствие чего антимонопольная политика, признаваемая нами «вторым лучшим», остается основным инструментом защиты интересов потребителей.
В данной работе, помимо постановки проблемы, экспериментальным путем доказывается следующая гипотеза, позволяющая предложить функциональное определение понятия эффективности законодательства:
«Стремление к справедливому сотрудничеству является важным стимулом, определяющим экономическое поведение людей, органически присуще человеку и проявляется даже в тех случаях, когда краткосрочная эффективность такого сотрудничества не очевидна».
Экспериментальная часть
Идея проанализировать влияние соображений справедливости на экономический выбор появилась в 2009 г. во время посещения магазина IKEA. Мое внимание привлекла система самообслуживания при покупке мягкого мороженого: покупатель приобретает вафельный стаканчик за 10 рублей, после чего самостоятельно заправляет стаканчик в автомат, где тот наполняется мороженым. При этом у покупателя имеется фактическая возможность несколько раз использовать один и тот же стаканчик, получая это, по сути недорогое, мороженое совершенно бесплатно. Несмотря на то, что каких-либо указаний на правомерность такого поведения в то время не было, санкции к фрирайдерам также не предъявлялись, и люди пользовались возможностью бесплатно получить или фактически украсть мороженое.
Я попросил нескольких активных студентов понаблюдать за людьми у автомата. Оказалось, что каждое 7 мороженое потребляется ими бесплатно. При этом пользуются такой возможностью не только дети, но, судя по одежде, и респектабельные взрослые, вряд ли являющиеся закоренелыми преступниками. Видимо, соображения морали не препятствовали осуществлению эффективного выбора - решению получить товар с минимальными затратами, а факт кражи недорогого товара у богатого владельца магазина не рассматривался как аморальный, несправедливый поступок. Затем мы несколько изменили условия игры, поставив рядом с автоматом тарелку с 10рублевыми купюрами и табличкой «Помоги сиротам». Интересен факт, что за те два часа, пока удавалось вести наблюдение, ни одна купюра не пропала с тарелки, несмотря на то, что выгоды от кражи купюры и от кражи мороженого были равны. Очевидно, что кража купюры у детей-сирот воспринималась посетителями именно как воровство, признавалась аморальной, несправедливой и поэтому недопустимой. Данное наблюдение позволяет предположить, что соображения справедливости играют существенную роль во взаимодействиях между людьми и могут влиять на эффективность индивидуального выбора.
Финансирование, полученное в 2010 г. по внутреннему гранту фундаментальных и прикладных исследований Новосибирского государственного технического университета, позволило провести ряд экономических экспериментов, подтвердивших предположение о значимости влияния сложившегося в обществе понятия справедливости на экономический выбор. В качестве участников экспериментов были приглашены студенты экономических, технических и юридических специальностей НГТУ и НГУЭИУ.2
2 Стоит заранее отметить, что представляется актуальным повторить данный эксперимент на другой целевой группе, а также задействовать при проведении эксперимента более значительные денежные суммы, чтобы нивелировать возможную недостоверность эксперимента вследствие недостаточных стимулов участников.
не делиться а + уЬ, Ь - уЬ а, Ь
не делиться а, 0
Эксперимент 3. Проведем эксперимент, демонстрирующий оценку роли справедливости во взаимодействии между игроками. Игрок А должен разделить сумму а между собой и игроком В. Если игрок В соглашается с распределением, стороны получают обозначенную А сумму. Если игрок В не соглашается, деньги у игроков изымаются. Чтобы не усложнять излишне матрицу игры, рассмотрим только две стратегии игрока А: «предложить минимум» и «предложить больше минимума». В случае следования второй стратегии игрок А передает игроку В некоторую сумму х (х > 1).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4
ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 Том 8 № 4
принять не принять
предложить минимум а - 1,1 0, 0
предложить больше минимума а - х, а + х 0, 0
Поскольку игрок А вновь первым принимает решение, он будет анализировать возможную реакцию на него со стороны игрока В. Эффективной стратегией игрока В в случае предложения игроком А любой ненулевой суммы будет стратегия «принять» распределение (1 > 0, а + х > 0). Зная это, сторона А должна выбрать стратегию «предложить минимум». Рациональное решение игрока А - «предложить минимум» денег, рациональное решение В - «принять» предложение.
Для проведения эксперимента было привлечено 20 пар студентов. Сумма, выдаваемая для одной игры, составила 100 рублей. Вопреки представлению о рациональном поведении, при проведении эксперимента средняя предложенная игроком А сумма составила 44% от полученной в начале эксперимента. Игрок А, спрогнозировав, что В предпочтет пренебречь рациональностью в пользу справедливости и отвергнет явно несправедливое разделение, предложил относительно справедливое. Обратите внимание, что из чисто альтруистичных соображений в эксперименте 2 было передано всего 12,5% полученных средств. Предложенная сумма оказалась также больше 32,5 %, предложенных в эксперименте 1. Следовательно, мотив справедливости в значительной мере подавлялся игроками, но все-таки оказывал существенное влияние. Справедливость является важным стимулом, учитываемым при принятии экономических решений даже в том случае, когда непосредственного диспута о справедливости не происходит.
Эксперимент 4. Чтобы подтвердить возможность иррационального поведения игроков, вызванного стремлением к справедливости, проведем следующий эксперимент: игроки (А и В) помещают в коробку самостоятельно определяемую ими денежную сумму (а и Ь, соответственно), возможно нулевую. Сумма денег, оказавшаяся в коробке, удваивается, и деньги делятся поровну между игроками. При этом любой из игроков может положить в коробку сумму с, помеченную как «штраф». При таком исходе не положивший денег игрок штрафуется в размере с.
положить Ь положить 0 штрафовать
положить a Ь, а 0, а 0, а - с
положить 0 Ь, 0 0, 0 -с, -с
штрафовать Ь - с, 0 -с, -с -с, -с
При данных условиях рациональный игрок может положить в коробку любую сумму, но не выберет стратегию «штрафовать». Переданная сумма, скорее всего, будет ненулевой, поскольку игрок захочет застраховаться от штрафа со стороны нерационального партнера. Оштрафовать может только нерациональный партнер, поскольку стратегия «штрафовать» является заведомо проигрышной (для игрока А: Ь - с < Ь, -с < 0; для игрока В: а - с < а, -с < 0). Поскольку выигрыш каждого из игроков зависит только от суммы, внесенной другим игроком, данная сумма может оказаться минимальной. Наилучший общий результат будет достигнут, если обе стороны сразу внесут наибольшую сумму денег.
Для участия в эксперименте были привлечены 5 пар студентов. В начале очередного хода каждый из участников получал по 100 рублей. Студент имел возможность положить в коробку любую им сумму, которой он располагал, либо карточку, обозначающую штраф. В ходе эксперимента выяснилось, что стороны склонны постепенно повышать (или в ряде случаев понижать) сумму, реагируя на поведение партнера по игре, а в 8% случаев применять неэффективную стратегию «штрафовать», стремясь к достижению справедливости распределения. Чувство нарушенной справедливости нередко заставляет людей принимать неэффективные решения, направленные на ее восстановление.
Проведенные экономические эксперименты подтвердили, что свойственное людям стремление к справедливому сотрудничеству в значительной степени определяет их экономическое поведение. Поскольку прикладной анализ законодательства не может избежать нормативных суждений, в качестве одной из основных нормативных целей законодательства предлагается признать увеличение
возможностей для сотрудничества. В теории увеличение возможности для сотрудничества выражается в снижении размера трансакционных издержек3.
В ходе экспериментов удалось определить, что оппортунистическое поведение и несправедливость снижают стимулы к сотрудничеству. Следовательно, законодательство, призванное способствовать развитию сотрудничества, должно быть не только эффективным, но и справедливым, поскольку возможность проявления несправедливости разрушает стимулы к сотрудничеству. Требования достижения эффективности и справедливости в значительной мере дополняют друг друга.
Третьим важным аспектом, не упоминаемым в статье, но важным для понимания категории эффективного законодательства, является осуществимость законов, т. е. возможность принятия и реализации правовых норм, ограниченная деятельностью политического рынка и возможным недостатком средств государственного бюджета. Закон, реализация которого невозможна, не может быть признан эффективным.
Существует значительное количество определений эффективности законодательства. В ряде случаев эффективность определяется степенью соответствия результата поставленной цели. В других работах эффективность определяется через снижение затрат на достижение требуемого результата. Часто под эффективностью понимается целесообразность с точки зрения потребностей общественного развития. В редких случаях эффективность определяется через сокращение степени конфликтности или через способность предупреждать нежелательные виды активности. Существуют и иные подходы, основным недостатком которых с практической точки зрения также является отсутствие конкретики и стремление избежать ценностных суждений. Полученные в результате экономических экспериментов выводы позволяют предложить подход к оценке эффективности закона. В соответствии с предлагаемым подходом эффективной может считаться норма:
Способствующая развитию отношений сотрудничества;
Удовлетворяющая принятым в обществе требованиям справедливости;
Осуществимая в данных экономических и политических условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гоббс Т. Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 2001. 480 с.
2. Коуз Р. Проблемы социальных издержек / Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Новое издательство, 2007. С. 92-149.
3. Познер Р. Экономический анализ права: в 2-х т. / Пер. с англ. Под ред. В.Л. Тамбовцева. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 1. C. 37.
4. Calabresi G. The Cost of Accidents: A Legal and Economic Analysis. New Haven: Yale University Press. 1970. P. 24-25.
5. CooterR., Ulen Th. Law and Economics. Addison-Wesley, 2007 (5nd ed.). P. 90-93.
6. KornhauserL.A. A Guide to the Perplexed Claims of Efficiency in the Law // Hofstra Law Review. 1980.
№ 8 (3). P. 591-639.
7. PosnerR. The Economics of Justice. Cambridge: Harvard University Press, 1983. P. 88-115.
8. Shavell S. A Note on Efficiency vs. Distributional Equity in Legal Rulemaking: Should Distributional Equity Matter Given Optimal Income Taxation? // American Economic Review. 1981. № 2. P. 414.
3 Имеются два способа увеличения эффективности с помощью закона: облегчить частный обмен правами собственности, снижая трансакционные издержки, или наделить правами сторону, для которой их стоимость выше . Изначально наделяя правами собственности сторону, для которой их стоимость выше, законодатели избавляют общество от трансакционных издержек обмена правами. Однако часто не удается определить, для кого данная стоимость выше. В случае же создания условий для эффективного сотрудничества через снижение трансакционных издержек законодатель закрепляет возможность добровольной эффективной передачи прав собственности, избегая недостоверных оценок.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4
Стимулирование – вид управленч. воздействия, кот. изменяетповедение подчиненного и кол-ва в целом в желательном для руководит. направлении. Мотивация – это создание таких условий труда и вознаграждения при кот. созд. и поддержив высокий уровень интереса сотрудника к работе. 2 вида теорий: 1. содержательные (базируются на изучении потребностей человека, кот. явл. основными мотивом их поведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести америк. психологов Маслоу, Герцберга и МакКлелланда); 2. процессуальные (говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера). Объединив эти теории м. выделить 5 потребн . и побужд. к работе: *материальные; *нематериальные; *духовные; *желаемые усл. раб.; *побужд. к работе. При выборе форм и методов мотивации необ-мо учитывать мотивы людей, т.е. то, что вызывает их действия. Мотив-ция м.б. внутреняя (опред. содержанием и значит. работы) и внешняя - может выступать в 2-х формах: *административная (выполнение работы по команде); *экономическая (осущ-тся ч/з экономич. стимулы).
Задачи управленца при создании мотиваций: 1) вознагр. те усилиякот. спасают достояние целой орг-ции; 2) сделать все для повыш. усилий раб., кот ведут к процвет. орг-ции. Данные задачи подразумевают знание принципа Хомманса «Принцип поведенческого предпочтения »: люди предпочит. те действ., кот ведут как они счит. в данной ситуации к вознагражд. результатам. Отсюда 4 з-на о челов. поведении: (1)З-н увеличен. труд. усилий – вероятность увелич. труд. усилий раб, ведущих к полезным для орг-ции результатам, прямопропорцион. величине и цености вознагражд. и обратнопропорц. временному интервалу м/ду деянием и вознагражд. за него. (2)З-н удовлетворенности – она зависит от соответсвия реального вознаграждения ожидаемому. (3)З-н преемлемости наказания – реал. наказание восприн. как справедливое когда оно равно, а лучше меньше ожидаемого. (4)Осн. з-н челов. поведения – среди разл. вар-тов поведения чел. выбир. то, где выше вероятность выгоды, чем затрат.
Виды методов стимул-ия: 1) Индивидуальные: м-ды поощрения и наказания. Они делятся на: 1) формальные (*дисциплинарные; *материальн; *соц-но-псих.); 2) неформальные (только соц-но-психолог) 2) Коллективные: (они м.б. только поощерительными): *планирование орг. мероприят. по повыш. квалифик. сотрудников; *орг-ция совместного провед. досуга; *установл. оптимальной з/п; *внедрение новых более оптимальн. системы оплаты труда. Мотивы поведения человека делятся на 1. эгоистический – направлены на благосотояние чела. З осн. мотива - *значимость работы, кот. оценивается рботающим с учетом мнения семьи, знакомых, СМИ; *материальное вознагрождение; *свободное время. 2. альтруистические – направлены на благосостояние общ-ва в целом. 3 типа альтруистов: *прирожденные; *благоприобретенные; *промежуточный (м/у 1 и 2 типом). При анализе экон. систем исходят из эгоистических мотивов. Мотивы обусловлены содержанием работы, условиями труда, взаимоотношениями сотрудников.
Поведение человека определяется соотнесением его целей и средств их достижения. Средства достижения делятся на 3 группы: 1) любые; 2). только законные; 3). соотносящиеся с религиозными нормами.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие и аспекты мотивации. Анализ теорий мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Современные теории мотивации. Экономические мотивы деятельности людей. Неэкономические способы мотивации.
курсовая работа , добавлен 07.06.2007
Сущность мотивации. Мотивация как процесс, ее типы и структура. Содержательные теории мотивации, Теория Маслоу, Мак Клелланда, теория Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий А. Врума, справедливости. Модель Портера-Лоулера.
контрольная работа , добавлен 04.02.2009
Эволюция мотивации. Потребности и вознаграждения. Сложность мотивации через потребности. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории. Теория ожиданий. Модель Портера-Лоулера. Мотивация и компенсация. Мотивация и менеджмент.
курсовая работа , добавлен 04.02.2007
Понятие и виды мотивации. Значение мотивация деятельности в системе менеджмента. Характеристика процессуальных теорий мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса и модель Портера-Лоулера. Их применимость в практике управления.
контрольная работа , добавлен 21.02.2011
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности. Теоретические аспекты мотивации и мотивационных процессов на предприятии. Содержательные теории мотивации. Теория мотивации А.Маслоу и теория ожиданий В. Врума. Процессуальные теории мотивации.
курсовая работа , добавлен 02.03.2009
Понятие мотивации и мотивирования. Формула успеха компании. Первоначальные теории мотивации (концепция "экономического человека"). Современные (психологические) теории мотивации (концепция "социального человека". Содержательные теории мотивации.
презентация , добавлен 25.04.2014
Теоретико-методологические аспекты теории мотивации трудовой деятельности. Классификация потребностей. Процессуальные теории. Модель Портера-Лоулера. Применение результатов исследований. Влияние мотивации персонала на эффективность деятельности фирмы.
курсовая работа , добавлен 26.02.2013
Значение мотивационных процессов в деятельности организации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Анализ системы мотивации на предприятии. Организация мотивации труда. Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности.
курсовая работа , добавлен 04.01.2015
В статье рассматривается процесс мотивации и особенности экономического поведения домашнего хозяйства, определяется место данного субъекта в современной национальной экономике. Мотивы функционирования домашнего хозяйства определяются не только свободой выбора каждого индивидуального хозяйства, но и влиянием внешних факторов на него, так называемого принуждения другими домашними хозяйствами, административными и правовыми органами. В исследовании выявлены особенности рационального поведения домашних хозяйств в национальной экономике. Экономические интересы, будучи осознанны, превращаются в стимулы, определяющие субъективные цели, механизмы, ориентацию конкретной экономической деятельности. Такой многосторонний подход дает возможность получить общее представление об институте домашнего хозяйства как о сложной совокупности различных общественных и экономических отношений, формируя экономическое поведение как внутри данного субъекта, так и в его связях с внешней средой.
домашние хозяйства
мотивация
экономическое поведение
1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.
2. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.,1984.
3. Губарь А.И. Собственность и власть. – Барнаул: АГУ, 1993.
4. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. – М.,1979.
5. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Транзиткнига»; СПБ.: TERRAFantastica, 2004.
6. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
7. Липпе фон П. Экономическая статистика. – Штутгарт, ФСУ ФРГ. – 1995. – Т.1.
8. Петухова Е.П. Совершенствование механизма регулирования домашних хозяйств в современной экономике России: Автореферат дисс. … канд. экон. наук. – Брянск, 2004.
9. Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Аспект Пресс, 1997.
10. Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. – М.: Финансы и статистика, 2000.
11. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
12. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избр. труды. – М.,1989.
13. Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS. – Т.1. – Вып. 3. – 1993.
ВведениеМежду хозяйствующими субъектами складываются конкретные формы отношений, через которые они оказывают друг на друга регулирующее влияние. В их взаимодействии тесно переплетаются объективные и субъективные отношения регулирования. Последние проявляются в том, что они зависят от самих домашних хозяйств, предприятий и государства, в осознанных отношениях между ними. В основе объективных отношений регулирования находится рынок как саморегулирующаяся система. Наличие объективных и субъективных отношений регулирования предполагает необходимость их использования и учет их особенностей, рычагов воздействия.
Важно иметь в виду, что в современной экономике России перемены и нестабильность институциональной среды оказывают негативное воздействие на характер и результаты деятельности домашних хозяйств. В настоящее время ориентированность домашнего хозяйства на естественные процессы проступает в форме социально-экономических стратегий. Так, в свое время базовой стратегией на примере крестьянских хозяйств была выявлена и названа А.В. Чаяновым этика выживания, опирающаяся на принцип «безопасность превыше всего» и выражающаяся в стремлении избежать риска, пусть даже ценой снижения доходов. Наблюдается ориентация на «бытовые формы трудопотребительского баланса» с попыткой уравновесить тяжесть труда и уровень удовлетворения насущных потребностей .
Специфичны в условиях современной России отношения частной собственности, которые развиваются в рамках трансформаци-онной экономики. Для отечественного хозяйства, где права собственности слабо специфицированы, а формы ее неустойчивы и плохо институционализированы, особую значимость приобретает вопрос о реальном содержании тех или иных форм собственности, о том, как и среди кого распре-делены эти права, как работник может привести в действие средства производства. В этом, на наш взгляд, следует искать одну из причин относительно слабого влияния собственно экономической мотивации поведения, труда не только отдельных людей, но и целых социальных групп и особенно домашних хозяйств, находящихся, по сути дела, на стадии их становления как активных субъектов национальной экономики.
Целью исследования является выявление особенностей мотивационного поведения института домашнего хозяйства в экономической системе общества.
Информационной базой исследования являются работы Г. Беккера, В.М. Жеребина, А.Н. Романова, А.В. Чаянова, Липпе фон П.и др.
Методологической базой исследования являются общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), системный метод и другие.
В современной экономике России складывается своеобразная мотивация и выявляются особенности экономического поведения домашнего хозяйства по сравнению с субъектами западной развитой экономики. Их специфика проявляется в неодина-ковой степени влияния для различных сегментов этого сектора экономики. Какая-то часть хозяйств (весьма значительная) живет преимущественно в соответствии с прежней системой ценностей и принципов поведения. Их благополучие и благосостояние определяются размерами заработной платы, социальных трансфертов, а также «опорой на собственные силы» (развитие внутрихозяйственной производственной деятельности). Другая часть домашних хозяйств форми-рует свой доход и функционирует в соответствии с правила-ми, которые диктует рынок.
Есть свои особенности в механизме регулирования, которые обуславливаются процессами, осуществляемыми внутри домашнего хозяйства. Это, прежде всего, элементы саморегулирования деятельности, что в современной экономике России находит выражение в следующем.
Во-первых, в мотивации жизнедеятельности домашнего хозяйства. Она проявляется в удовлетворении потребностей каждого члена хозяйства. Потребности возникают из стимулов, т.е. побуждений к определенным действиям, позволяющим получить желаемое, необходимое. Стимулы проходят через сознание, они становятся мотивами - внутренними побуждениями к действию, которые составляют разнообразные виды деятельности домашних хозяйств. В свою очередь, мотивы «берут свое начало из трех источников: интереса, социальной нормы и принуждения» .
Действие домашнего хозяйства мотивировано, прежде всего, интересом.
«Интерес - понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, нации, общества в целом... Интересы - порождение социальных условий, определяющих соответствующую направленность воли и действий людей» . Определяющую роль в структуре интересов домашних хозяйств занимают экономические интересы. «Объективное основание интересов - экономические отношения данного общества, при этом материальные интересы являются коренными, обуславливающими все другие интересы, отношение класса или социальной группы к совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей» . Экономические интересы, будучи осознанны, превращаются в стимулы, определяющие субъективные цели, механизмы, ориентацию конкретной экономической деятельности . В плановой экономической системе в системе интересов на первое место ставился интерес государственной бюрократии. И такое положение не могло исчезнуть сразу. Оно проникло в подсознание людей, которое определяет непонятные, на первый взгляд, поступки людей. Именно это искажение интересов и необходимо учитывать.
При возникновении стимула в виде потребления блага член домашнего хозяйства просчитывает предполагаемые действия, сравнивая полезность получаемого блага и затрат времени и других ресурсов, необходимых для получения блага. Исходя из такого принципа рациональности, человек определяет эффективность действия: осуществить или не осуществить деятельность по приобретению данного блага. Он обладает свободой выбора между способами своего поведения. В этом качестве домашнее хозяйство в Российской Федерации ничем не отличается от экономического поведения западных хозяйств.
Однако надо учитывать, что мотивы функционирования домашнего хозяйства определяются не только свободой выбора каждого индивидуального хозяйства, но и внешним влиянием различных факторов на него, так называемого «принуждения - безальтернативного подчинения человека внешним по отношению к нему условиям» . Так неэкономические факторы - это зависимость домашнего хозяйства от других домашних хозяйств, административных и правовых органов. Экономические факторы представляют собой «одностороннюю зависимость человека от материальных условий его существования. Когда не обеспечен минимум базовых потребностей, у человека фактически отсутствует выбор: им также руководит страх перед голодом, нищетой, деградацией» . Если в стране десятки миллионов человек живут за чертой бедности, то о какой свободе выбора для них может идти речь? Это обстоятельство при анализе механизма регулирования домашнего хозяйства необходимо обязательно учитывать.
Особым источником мотивации выступают социальные нормы. «Социальная норма - это не такси, из которого можно выйти, когда захочется. Те, кто следуют социальной норме, связаны ею и тогда, когда она не в их интересах. В конкретной ситуации придерживаться нормы может быть полезно, но это не значит, что так будет всегда. Более того, не следует думать, что существование той или иной нормы можно объяснить ее потенциальной полезностью» . Близким друзьям не платят за услуги, не дают деньги в долг под проценты, хотя это могло бы принести первым определенный доход, и ресурсы использовались бы эффективнее. Здесь проявляются социальные нормы, принятые в отношениях между домашними хозяйствами. В России эти нормы совсем иные, чем, например, в США, где даже отношения между близкими родственниками не препятствуют реализации духа предпринимательства, где не только между друзьями, но и членами семьи осуществляется своеобразная плата за услугу. Например, дети, приглашенные на вечер к родителям, могут возместить расходы за данную услугу.
Таким образом, особенностями системы реализации интересов и потребностей в Российской Федерации являются следующие: отсутствие возможности свободы выбора, отсутствие мотивов извлечения экономической выгоды из отношений с друзьями, близкими, членами семьи.
Потребности членов домашнего хозяйства можно разделить на следующие группы: 1) потребности семьи в предметах первой необходимости, что обуславливает необходимость, например, производства продуктов питания для собственных нужд; мотивы: улучшение рациона питания, необходимость в экологически чистых продуктах, экономия денежных средств, проведение досуга; 2) потребности в средствах производства, необходимых для создания новых продуктов; 3) высшие потребности человека, заключающиеся в саморазвитии и самореализации, т.е. духовные потребности семьи: оптимальный психологический климат в семье, проведение досуга и правильно сформированные ценностные ориентации, достижение поставленных целей, соблюдение семейных традиций.
Во-вторых, в экономическом механизме регулирования мотивация деятельности домашнего хозяйства выражается и в реализации его ресурсов на рынке. Их реализация выступает средством удовлетворения потребностей членов домашнего хозяйства, что порождает стремление хозяйства к увеличению дохода.
Действительно, домашнее хозяйство является субъектом предложения важнейших производственных ресурсов: труда, капитала, земли, предпринимательской способности для всех отраслей народного хозяйства. Оно может рассматриваться как своеобразная форма развития и реализации способностей членов семьи путем их воплощения в человеческий капитал. Деятельность домашнего хозяйства на всех стадиях формирования и функционирования человеческого капитала направлена на накопление ресурсов и возмещение затрат, связанных с его созданием, развитием предпринимательского потенциала.
Реализация ресурсов приносит определенный доход домашним хозяйствам. Дж. Р. Хикс определяет доход как «максимальное количество средств, которое индивид может потратить в течение данной недели и которое он ожидает тратить в течение каждой следующей недели» . Питер фон де Липпе определяет доход домашних хозяйств как «сумму, которую домашнее хозяйство могло бы потратить, не уменьшая тем самым реальную стоимость своего имущества» . Он признает целесообразность концепции «расширенного» дохода на основе потребления, и, более того, он считает, что следует также рассмотреть возможность включения деятельности членов домашних хозяйств, натуральную плату, условно начисленные доходы, бесплатные услуги «в состав совокупных доходов». В этой связи Питер фон де Липпе формулирует «очень широкое определение дохода». Это, по его мнению, «реальная возможность доступа к национальному продукту или все средства, поступившие в течение одного периода домашнему хозяйству, как единице, распоряжающейся ими для удовлетворения своих потребностей» . Но наиболее приемлемой является, на наш взгляд, точка зрения А. Е. Суринова, который определяет совокупный доход домашних хозяйств как «условия, определяющие удовлетворение потребностей населения, его взаимоотношения различными секторами экономики и типологию поведения на рынках труда, капитала, товаров и услуг» .
Важной особенностью России является превалирование в общей сумме доходов доли доходов от личного подсобного хозяйства и индивидуально-трудовой деятельности семьи. Здесь проявляется неразвитость механизма функционирования домашнего хозяйства в Российской Федерации по сравнению с развитыми западными странами. Основой этого процесса является то, что особой формой реализации ресурсов является производство в самом хозяйстве продуктов питания и средств производства. Это дополнительный и специфический источник получения дохода, что обеспечивает возможность воспроизводства рабочей силы в условиях неразвитости рыночных отношений: рынок не обеспечивает работой и регулярным доходом всех трудоспособных граждан.
Особенностью процесса выживаемости в России является то, что не вся наличная рабочая сила может реализовываться на рынке труда. Отсюда имеет место расширенное применение ее в процессе самозанятости - использования части избыточной рабочей силы в самом хозяйстве на: а) производство сельскохозяйственных продуктов и их хранение; сбор ягод и других некультивируемых плодов; лесное хозяйство; рубку леса и заготовку дров; охоту и рыболовство; б) производство других первичных продуктов: добычу соли, заготовку торфа, водоснабжение; в) переработку сельскохозяйственных продуктов; производство зерна, выделку шкур и кож, производство и консервирование мясных и рыбных продуктов, фруктов; г) другие виды переработки (ткачество, пошив одежды, производство обуви, гончарное производство, производство домашней утвари и предметов длительного пользования, изготовление мебели и других предметов обстановки); д) производство домашних и личных услуг: уборка, украшение и техническое обслуживание жилья; обслуживание и ремонт предметов длительного пользования или других предметов, включая средства передвижения, используемые для потребительских нужд; приготовление и подачу пищи; уход за детьми, воспитание и обучение; уход за больными, инвалидами и престарелыми; транспортировку членов домашнего хозяйства или их вещей.
Согласно статистическому подходу домашние хозяйства - это хозяйства, проживающие в индивидуальных домах, отдельных и коммунальных квартирах, общежитиях, гостиницах, традиционных жилищах (чумах, ярангах, юртах и т.п.) и других помещениях, приспособленных для жилья. В Брянской области в 2010 г. было зафиксировано 497,6 тыс. частных домохозяйств, в которых проживало 1263,6 тыс. человек. Средний размер домашних хозяйств (среднее число членов домохозяйства) в Брянской области уменьшился и составил 2,5 человека (в 2002 г. - 2,6 человек). Невысокий средний размер домохозяйства обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих из одного и двух человек, такие домохозяйства составляют более половины всех частных домохозяйств.
В рамках анализа выполнения производственной функции домашнего хозяйства ведение личного подсобного хозяйства рассматривается как одно из весьма важных направлений обеспечения занятости и самозанятости населения. Этому процессу способствовало общее падение доходов домашних хозяйств от такого источника его получения, как оплата труда в связи с осуществлением рыночных реформ, прежде всего, согласно концепции шоковой терапии.
Так, по данным обследования бюджетов домашних хозяйств среднедушевой доход населения Брянской области за 1 квартал 2014 года составлял 20615 рублей, а величина прожиточного минимума равнялась в расчете на душу населения - 6969 рублей. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, составляет 12,7 % от всего населения, т.е. 379,1 тыс. чел. Именно недостаток доходов в «большой экономике» и социальных трансфертов, а также высокий среди областей Центрального федерального округа уровень общей безработицы (в 2013 г. - 5,2 %) заставил для самовыживания часть населения Брянской области перейти к натуральному сельскохозяйственному производству.
Каждое домашнее хозяйство решает, реализовывать свои ресурсы на рынке или применять их в своем хозяйстве. В любом случае результатом данных действий будет получение дохода в денежной или натуральной форме. Получение и уровень дохода во многом определяет и уровень потребления. Под потреблением понимается процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Целевая функция потребления состоит в максимизации удовлетворения отдельных потребностей при увеличении общего уровня потребления в условиях ограниченных ресурсов.
Механизм регулирования домашнего хозяйства предполагает, что каждое индивидуальное хозяйство стремится к более эффективному удовлетворению потребностей, тем самым к количественному и качественному улучшению потребления. Уровень потребления не есть простая функция от дохода, которая предназначена для приобретения потребительских товаров. В общем механизме функционирования рыночной экономики его значение гораздо больше. Потребление домашнего хозяйства, взятое как их совокупное потребление, составляет содержание такой важнейшей экономической категории, как совокупный потребительский спрос.
Выводы и предложения
Особенностью России является то, что на протяжении более чем векового периода потребительский спрос в стране сформировался на очень низком уровне относительно развитых западных стран. Это создает огромные трудности не только в воспроизводстве рабочей силы, но и в выходе российской экономики из кризиса, обеспечении ее расширенного воспроизводства на базе экономического роста.
Таким образом, механизм регулирования домашнего хозяйства в Российской Федерации формируется в процессе становления отношений рыночной экономики. Начался качественно новый этап поведения домашнего хозяйства в рыночной экономике. И этот процесс еще далеко не завершен. Его особенностями являются: несоблюдение прав собственности; низкая мотивация поведения домашнего хозяйства, препятствующая его быстрому включению в рынок; перестраивание сложившейся в советское время системы интересов; отсутствие надлежащих условий для свободы выбора, наличие норм, препятствующих извлечению экономической выгоды из отношений с друзьями, близкими, членами семьи; низкий уровень дохода, потребления и совокупного потребительского спроса, препятствующие динамическому экономическому развитию страны. Данные особенности функционирования домашнего хозяйства и необходимо учитывать при анализе его эффективности в условиях современной экономики.
Рецензенты:
Ожерельева М.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Брянск.
Шафронов А.Д., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика», ФГОБУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск.
Библиографическая ссылка
Петухова Е.П. МОТИВАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13100 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Мотивация - это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации).
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу). Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы - программы поведения - могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.
Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию - являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности. Являясь непосредственным "определителем" значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.
Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.
К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.
Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.
"Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.
Интерес - мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.
Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, возникающие в связи со средствами достижения целей.
Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).
Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.
Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.
Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.), 2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания), 3) желания ни естественные, ни необходимые. Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны - они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано со стремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.
Страсть - очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.
Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). "Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти - это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа - благородством".
Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.
Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход".
В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуальное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влечение материнства.
Влечения человека в отличие от инстинктов животных отличаются социальной обусловленностью. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений.
Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания - способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, произвести выбор между ними. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.
Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.
Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение (в юридической терминологии - "умысел") - это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.
В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами - силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.
Термин "мотив" в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.
Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив - сознательно сформированные, понятийно оформленные побуждения.
Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами - иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.
Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение - смысл.
Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение - изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. (Мотивы следует отличать от мотивировки - оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.) Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как "бессознательные мотивы").
Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка - наиболее константная, устойчивая основа поведения человека.
Различаются два вида установки - общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная - по отношению к индивидуализированным объектам.
Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет меру возможного поведения человека в различных жизненных ситуациях, "норму его реакции".
Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях. В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.
Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различаются смысловые, целевые и операционные установки.
Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом.
Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать. Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.
Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.
Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.
В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами. Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов - направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности. Направленность личности в значительной мере определяет ее способности и характер.
3. Менталитет нации отражается в ее культуре. Как Вы понимаете смысл пословицы «Деньги - забота, мешок - тягота», иллюстрирующей отношение русского человека к деньгам. Приведите примеры других пословиц, поговорок, присказок, характеризующих экономическое поведение личности
«Деньги - забота, мешок - тягота»- эта пословица об ответственности за сохранение нажитого «богатства».
Национальный менталитет проявляется в отражении особенностей быта, обычаев, истории и культуры, главным образом в строевых его единицах, к числу которых мы относим и пословицы и поговорки. Главное назначение пословиц - давать народную оценку объективных явлений действительности, выражая тем самым мировоззрение. В пословицах и поговорках выражается свойственный народу склад ума, способ суждения, особенность воззрения; в них проявляются быт и обиход, дух и характер, нравы и обычаи, верования и суеверия.
Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.
Пословица есть кратко и точно сформулированный итог долгого опыта, итог впитывания прошедшего.
Бережливость: Копейка рубль бережёт.
Болтливость: Мели, Емеля, твоя неделя.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Жадность: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Молчание: Слово - серебро, молчание - золото.
Пословицы, по утверждению В. Даля, «свод народной премудрости и суемудрия - это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». Речь, изобилующая народными поговорками, носит печать особой выразительности. Характер народа и особенности его языка взаимовлияют друг на друга, вытекая из менталитета.
Менталитет - это целостная картина мира в её ценностных ориентирах, существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях; менталитет проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества на основе общности языка и воспитания и представляет собой часть народной духовной культуры, которая создаёт этноментальное пространство народа на данной территории его существования. Иными словами, менталитет - это мировоззрение народа, его мышление.