Метод системных семейных расстановок по Хеллингеру — специфика и опасности. Берт Хеллингер: Как семья формирует нашу судьбу
Берт Антуан Хеллингер (Bert Hellinger, 16 декабря 1925 года, Лаймен (Баден), Германия) — немецкий философ, психотерапевт и богослов.
Широко известен благодаря эффективному краткосрочному терапевтическому методу, именуемому — «семейные расстановки». В процессе развития его работа вышла за рамки первоначального формата, сейчас он сам обозначает свою работу как «новые семейные расстановки» в согласии с «Движением Духа» (Spirit Mind). Тысячи практикующих профессионалов по всему миру под влиянием Хеллингера применяют и адаптируют как его изначальную концепцию расстановок, так и его аутентичный авторский подход к разрешению широкого ряда личных, организационных и политических системных ситуаций.
С 2007 года Хеллингер создает собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia — старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»).
Книги (6)
Сборник книг
Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:
1) Феноменологический подход — следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций
2) Системный подход — рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).
И в середине тебе станет легко
Берт Хеллингер размышляет о фундаментальных категориях, определяющих человеческие отношения: совести индивидуальной и родовой, вине и невиновности, благодарности и прощении...
В ней суммированы многолетние исследования и очень емко и лаконично изложены базовые положения системной психотерапии Б.Хеллингера, а также терапевтические истории, в метафорической форме иллюстрирующие эти положения.
Что есть судьба? В чем единство и различия мужского и женского? Что в семьях приводит к болезни и что исцеляет? Как примириться со смертью и умершими? Как пережить пережитое?
Раскрывая на страницах книги широкий круг важных для каждого из нас тем, автор уникального психотерапевтического метода семейной расстановки побуждает читателя к размышлению и (пере)осмыслению собственного жизненного опыта и ведет путем познания к нахождению возможных решений собственных семейных и личных проблем, к нахождению гармонии с миром, таким, какой он есть, и самим собой.
Счастье, которое остается. Куда нас ведут семейные расстановки
«Счастье - это не что-то мимолетное, что приходит и уходит, - говорит Берт Хеллингер, - есть и такое счастье, которое остается с нами». Но длительное счастье во многом зависит от нашей связи с корнями, ему часто препятствуют нерешенные проблемы в важных для нас отношениях.
При помощи метода семейной расстановки Берт Хеллингер объясняет, как, развязав семейные переплетения, удается наладить отношения - между мужем и женой, между детьми и родителями. На множестве трогательных примеров он показывает, как обрести счастье, которое останется с нами - потому что ему с нами хорошо.
Порядки любви
Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллингера "из первых рук". В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий - как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях.
Сам Б.Хеллингер так характеризует свой подход:
"В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей".
Порядки помощи
Умение оказывать помощь — это искусство. Как и любое другое искусство, оно требует навыка, которому можно учиться и в котором необходимо совершенствоваться. Человек помогающий должен чувствовать того, кому оказывает помощь, и понимать, что с ним происходит.
Кроме того, он должен понимать, уместна ли и возможна ли помощь данному человеку, и осознавать границы своих возможностей и последствия своих действий. Эта книга написана на основе материалов обучающих семинаров Берта Хеллингера — создателя метода системной семейной расстановки.
Комментарии читателей
Майя
/ 20.10.2018
По-моему, достаточно изучить теоретически принципы и самостоятельно применять их в воспоминаниях. Никто лучше тебя не знает, как это было. А инсценировки нужны для создания движения, авторитета и бабла.
Какой бы хороший специалист не был, но у него может понижено внимание, в конце концов из-за других актуальных для него проблем может автоматически подойти к твоей ситуации, заместители тоже могут исказить. Своя голова есть. Я всего лишь вчера познакомилась неполностью с этим методом, но движуха какая то пошла, я и раньше понимала, что непросто прошли детские годы, были проблемы в семье, но сфокусироваться помогла информация о расстановках. Хотя приснился сон, что я стояла на коленях совсем не перед ушедшими родственниками, а из современных проблем ситуация.
Евгению: не лучше ли начать с воспитания родителей, что бы воспитывали в детях самостоятельность, а не инфантилизм. Вот здесь нужны методики. Все родом из детства и не дети виноваты
Юлия / 16.06.2018 Проходила расстановки у опытного психотерапевта. Единственное, что могу сказать - результат потрясающий! Не слушайте бред, что кого-то там накрыли бесы и подобную чушь! Главное - ищите опытного терапевта.
Гость
/ 4.04.2018
Ха-ха, смех да и только!!! Что нельзя научно доказать в работах данного автора?
Его система - это примитивная игра в ролевые игры, да и только. А интерпретировать роль - озвучивать - направлять разум клиента в нужное русло, можно как угодно, львиная доля людей это зомбаки - имеют низкий порог критичности воспринимаемой информации.
Владимир
/ 3.04.2018
Системные расстановки официально признаны ППЛ России (Профессиональная Психотерапевтическая Лига), как метод психотерапии.
Расстановки в грамотных руках, очень эффективный инструмент помощи в решении большого перечня проблем, во всех сферах жизни человека, хотя он во многом стоит на перекрёстке психотерапии, мистики и духовности. Но в этом проблемы нет, кроме того, что это может не соответствовать чьим-то представлениям о мире и его устройстве. То что пока нельзя научно доказать, ещё не значит, что это не работает.
Не зря им пользуются очень большое количество психотерапевтов во всём мире, так как он доказал свою эффективность.
К / 17.08.2017 Это оккультная церемония с задействованием бесов, а не психологический прием. Это просто для сведения, никого не собираюсь отговаривать. Просто хочу чтобы знали что стоит за этими...
Юрий / 16.08.2017 Я участвовал в расстановках - шок и трепет. Это нужно пробовать (всем!!!), а не читать "теоретиков".
Лили / 4.08.2017 На Ютубе на канале "Загадки психологии" есть цикл расстановок с Хеллингером, прошедших в Москве. В первый раз когда смотрела - впечатление произвело потрясающее. Я как будто прочистилась, и даже родители ко мне потянулись, а мне не хотелось их отталкивать, как раньше. (И всё это лишь от просмотра по компу!) Всё хорошо, да не очень! Во-первых, всё куда-то делось, я ощущаю сильный упадок сил на протяжении трёх лет.
Во-вторых, при пересмотре уже с холодным разумом я увидела, что ведущий неправильно описывает процессы! Вот например, в самой первой серии, на первой расстановке женщина, замещающая мать Клиентки, стоя перед Заместителем мужа (который просто стоял), опустилась на колени, вся сжалась, закрыла руками голову. Хеллингер, посмотрев на эту ситуацию, обвинил мать Клиентки, сказав, дескать, у её мужа не было шансов, хотя он старался. Это просто смешно, друзья! Совершенно очевидно, что такая поза, когда человек закрывает голову руками, говорит о том, что он боится и обороняется! Совершенно очевидно, что в их семье творилось что-то неладное со стороны мужа. Он жену либо бил, либо игнорировал, либо кричал и т.п. Кроме того, где "муж" старался?! Заместитель тупо стоял всю расстановку.
И, спрашивается, какой во всём этом смысл тогда. Нечисто тут что-то.
Татьяна / 22.12.2016 Безусловно, эта методика заслуживает внимания, это не секта, но найти хорошего специалиста не просто, проходимцев хватает везде.
Евгения / 16.08.2016 Те, кто пишут про секты и прочее, заблуждаются, а те кто испытал негативные последствия, просто попали в руки непрофессионала. Метод удивительный!
Евгений / 16.01.2016 Доброго времени суток всем! Лично я участвовал в расстановках 1 заказчиком и 5 заместителем.Предварительно перерыл весь доступный интернет и знакомых психологов,т.к. сам не специалист в данной сфере. Мои выводы: метод работает 100%. А о пользе или вреде, тут как в хирургии - всё зависит от специалиста и его квалификации (даже у хорошего хирурга бывают плохие дни). И ещё один момент 90% проф. расстановщиков понятия не имеют об энергиях которыми оперируют, тут и кроется опасность зацепить негатив, особенно при работе с ушедшими родственниками. Так, что если приспичило обратиться, то ищите спеца способного защитить Вас от последствий негативного энерго-информационного воздействия. Намекну - дешево не будет.
Людмила Евгеньвна Васильева
/ 5.01.2016
1. Метод расстановок на самом деле работает,и я поддерживаю тех, кто его отстаивает. Так уж повелось, что все передовое у нас стразу гнобят.
2.Только неграмотные и необразованные люди - говорят, что этот метод- Секта.
3.Да, фармацевтика и многое другое (разные религии в мире, и конечно наш РПЦ), активно будут преселовать всё, и всех, кто дает человеку СВОБОДУ, и убирает страх. ТО что формирует человека "по образу и подобию Божьему" - а это значит понимание истинной ДУХОВНОСТИ, и не религиозности. Посмотрите насколько Европа, Америка религиозна!!! И вы поймете отказ специалистов от метода Б. Хелингера.
Валерий Кравченко / 12.12.2015 Тренинги Хеллингера представлют собой социальный сетевой маркетинг под видом психологии. Основная цель-зароботок. Люди любят играть в игры в просветление, продавцы такой услуги успешно впаривают им такую иллюзию. Система придумана грамотно: людей сближает личное, они могут поговорить с кем-то о родственниках, некоторые, особо наивные, верят, что они, участвуюя в подобных мероприятиях, помогают своему "Роду очиститься".Иллюзия дает успокоение, правда потом проходит. Очищается только кошелек.
Антон Шамрай / 12.12.2015 В нашей стране этот метод в списке деструктивных сект и запрещен
Евгений
/ 20.11.2015
Я был 1 раз на расстановке, профессионально занимаюсь системным подходом в экологии. Теоретически расстановки - это экологический прием разрешения проблем в системе семейных отношений с целью действенных перемен в себе и своём окружении. Наведение порядка в помощи и любви убедительно доказывает вред беспорядочной помощи и любви. Исковерканные судьбы баловней, остающихся детьми до столкновения с реальной жизнью, хороший тому пример.
Счастье, если при этом баловень только лоб расшибет, а если распрощается с жизнью? Другое дело, помощь необходимая - здесь вдвойне дает тот, кто помогает вовремя. Но и сам помогает себе с положительным опытом. Здесь нет никакого эзотеризма, религии или шаманизма, только наука - Хейлингер активно использовал экологические принципы Бейтсона применительно к своему направлению, переосознал их и выработал действующую методику исправления проблем в душах потерпевших. И сделал это блистательно и эффективно, как самые лучшие ученики, превзошедшие своих учителей.
Антипов Дмитрий / 3.10.2015 Это секта по всем признакам, психология только прикрытие. Моя сестра попала в психбольницу после замещения мертвого отца одной из участниц. После тренинга всю ночь шипела в углу и говорила что она лежит в гробу. Скажите, зачем так поступать с людьми, кому выгодно так рушить психику. Это преступление
Берт Хеллингер
ПОРЯДКИ ПОМОЩИ
Предисловие научного редактора
Спрос на психотерапию и консультирование в нашей стране постоянно растет. Однако, далеко не все психотерапевты и консультанты умеют быстро и грамотно помогать. В этой книге Берт Хеллингер рассказывает и показывает, как это можно делать. Каким образом должны быть построены терапевтические отношения - отношения между клиентом и психотерапевтом, - чтобы они приносили наибольшую пользу как клиенту, так и самому психотерапевту или консультанту.
Эта книга - наглядная демонстрация применения принципов системно-феноменологического подхода к процессу помощи. Через многочисленные живые примеры из собственной практической работы с клиентами и помощниками Б. Хеллингер показывает, как это нужно делать. Используя метод семейной расстановки, он просто и элегантно показывает, что действительно помогает, когда необходимо остановиться и прервать процесс помощи, а в каких случаях помощь неуместна и даже вредна.
Эта книга многому научит психотерапевтов, консультантов и других помощников, т. к. в ней кроме описания самих порядков помощи показан сам процесс терапии и большое количество коротких, но очень эффективных интервенций из практической работы мастера. Для поиска решения Б. Хеллингер максимально использует ресурсы самого клиента и его родовой системы. Семейные расстановки в его исполнении сфокусированы на сути проблемы клиента и обращены непосредственно к душе. А когда речь идет о сути, душа реагирует мгновенно и клиент включается в процесс на очень глубоких уровнях бессознательного. Тогда решение можно найти очень быстро.
Простые читатели, которые являются «потребителями» помощи, также могут многое почерпнуть из этой книги. Автор на конкретных примерах показывает, что терапия может быть очень сжатой и короткой. Терапевт лишь указывает направление изменений, делает вместе с клиентом первый шаг, остальное клиент в состоянии сделать сам, если он доверится движению своей души. Клиента, знающего порядки помощи и понимающего как работает семейная расстановка, уже не так просто поймать в ловушку длительной терапии по модели «ребенок-родитель». Ведь когда между клиентом и терапевтом возникают подобные терапевтические отношения, то такая терапия может длиться годами и зачастую ни к чему не приводит. Это, к сожалению, не редкость. Клиенты, попавшие в такие отношения, долго злятся на своих терапевтов так же, как на своих родителей.
Еще одна распространенная ловушка для клиента - это когда терапевт делит окружение клиента на «хороших» и «плохих» людей. Тогда во всем, что происходит с клиентом, виноваты «плохие люди» и клиенту не нужно самому меняться, ведь его ответственности за то, что с ним происходит - нет, он просто жертва обстоятельств. Тогда нужно приходить к терапевту или консультанту всякий раз, когда тебе плохо и жаловаться на «несправедливость» мира. Так терапевтические отношения превращаются в многолетние «успокаивающие поглаживания» клиента со стороны терапевта. Прочитав эту книгу, читатель, обращающийся за помощью, сможет избежать этих и многих других ловушек терапевтических отношений.
В заключение скажу еще об одной ловушке, в которую нередко попадаются доверчивые клиенты, а также те, кто хочет быстро обучиться системно-феноменологическому подходу и методу семейной расстановки. В настоящее время некоторые «терапевты» и «консультанты», видя популярность системного подхода, называют себя «учениками» Б. Хеллингера, Г. Вебера или других известных системных терапевтов и начинают работать с клиентами или хуже того - обучать методу, не имея при этом необходимой подготовки и сертификации. Не надо объяснять к каким последствиям это приводит. Поэтому кратко расскажу, как этой ловушки можно избежать.
По правилам IAG (Международного общества системных решений по Б. Хеллингеру) работать с клиентами методом расстановки могут только те терапевты или консультанты, которые прошли длительную программу обучения (не менее 240 часов) у международно-признанных сертифицированных тренеров IAG или Института Хеллингера. Поэтому поинтересуйтесь у вашего терапевта или консультанта, где и у кого он обучался и имеет ли он сертификат.
Обучать системно-феноменологическому подходу и методу расстановки могут только опытные тренера, сертифицированные этими же организациями. После международной сертификации они должны иметь стаж практической работы не менее трех лет в области системных расстановок. Обучение может быть признанно, если оно проводится в институте, имеющим допуск IAG по программе, выполняющий все критерии качества установленные IAG, и сертифицированными тренерами. В России институт соответствующий всем вышеперечисленным критериям и имеющий допуск - это Институт консультирования и системных решений (ИКСР) и именно здесь можно получить международно-признанное образование.
Понятно, что для русскоязычного пространства этого мало, поэтому в сентябре 2007 года наш институт организует первый в России Международный конгресс, посвященный системно-феноменологическому подходу и системным расстановкам. На нем будут присутствовать ведущие специалисты в этой области. Это уникальная возможность увидеть и познакомится со звездами в этой области, непосредственно поучаствовать в работе их семинаров и мастерских и, конечно, найти среди всего этого многообразия свое хорошее место.
Михаил Бурняшев - к.п.н., сертифицированный тренер IAG, системный психотерапевт
Мудрость
Кто мудр, тот принимает мир таким, как есть,
без умысла и страха.
Он примирен с непостоянством
и не стремится за пределы того,
что прекращается со смертью.
Живя в согласии, он сохраняет перспективу
и вмешивается лишь,
насколько того ход жизни требует.
Он умеет отличить возможно нечто или невозможно,
поскольку чужд намерений.
Мудрость - плод долгой дисциплины и труда,
но мудрый не тратит сил на то, чтоб ею обладать.
Мудрость всегда в пути и цели достигает не потому
что к ней стремится. Она растет.
(Перевод Ирины Беляковой)
Об этой книге
Как родилась эта книга? Во время моих обучающих курсов по семейным расстановкам участники сообщали мне, в какие моменты их попытки помочь наталкивались на определенные границы. Тогда мы вместе рассматривали такие случаи, чтобы установить:
1. Была ли помощь в тех ситуациях возможна в принципе и допустима ли она?
2. Какие шаги со стороны терапевта были уместны и необходимы?
Как только мы находили значимые шаги, мы прерывали работу. Таким образом мы вместе учились тому, как помогать не более, чем это необходимо, и как не лишить человека возможности действовать самостоятельно после того, как он признал главное. Все это позволило мне в рамках короткого курса показать участникам всю полноту возможных подходов. Одновременно они смогли усилить остроту своего восприятия. На основании многочисленных примеров участники смогли проверить на самих себе, какое действие оказывает тот или иной подход. Им легко удавалось определить, какой из подходов имеет шанс на успех. В процесс восприятия были вовлечены все.
Эта книга предназначена в первую очередь для тех, кто в силу своей профессии призван помогать другим людям: врачей, психотерапевтов, сотрудников различных социальных учреждений, учителей, священников, консультантов. Помощь - это общечеловеческое понятие, поэтому моя книга адресована и многим другим читателям, в том числе всем родителям.
Вы найдете в ней множество примеров краткосрочной терапии с использованием различных подходов. Чтобы иметь общее представление о содержании книги, достаточно посмотреть на ее оглавление.
Читатели найдут здесь и множество примеров человеческих судеб. Эти судьбы глубоко трогают. Если нам удастся вчувствоваться в них, мы сможем стать человечнее и добрее. Мы сможем увидеть жизнь во всей ее полноте и величии. Многие решения могут показаться ошеломляюще простыми. Это светлая и освобождающая книга.
Берт Хеллингер, февраль 2006
Введение и обзор:
помогать, что это значит?
Помощь - это искусство. Как и любое иное искусство, она требует навыка, которому можно учиться и в котором необходимо совершенствоваться. Необходимо почувствовать того, кто просит о помощи. Иными словами, терапевт должен понять, что с ним происходит и что поможет ему выйти за границы себя самого и перейти к чему-то всеобъемлющему.
Семья доводит нас до болезни?
В большом лекционном зале Мюнхенского университета во время этого двухдневного семинара невозможно найти свободное место. "У нас есть места только для пятисот человек, и нам пришлось отказать остальным пятистам", - шепчет мне администратор. Давно уже мощная психотерапевтическая техника не начинала свой путь в мир из немецкоязычной страны. До этого был Фрейд, разработавший психоанализ, затем Вильгельм Райх, заложивший основы телесно-ориентированной терапии. Так что же, это время пришло снова? Присутствуют ли собравшиеся в зале при зарождении нового вида терапевтической работы?
Большинство из них - профессиональные психотерапевты. Они пришли, чтобы поучиться - и проникнуться очарованием этой техники. На подиуме перед ними сидят 30 пациентов, большинство из которых страдают от тяжелых болезней. Среди них больной диабетом, перенесший ампутацию одной ноги, больной со злокачественной опухолью, уже подвергшийся нескольким хирургическим операциям, и парализованная женщина в инвалидном кресле, страдающая от рассеянного склероза.
Все они надеются на исцеление
Есть ли кто-то, кто может обещать им это исцеление? На подиуме Берт Хеллингер . Ему 70 лет, он высок, худощав и производит глубокое впечатление.
Он не обещает исцеления сидящим рядом с ним людям. Он работает с ними, чтобы остановить их бессознательное стремление к болезни и смерти. С этой целью он ищет скрытые корни их болезней и выводит их на поверхность. В течение этих двух дней он демонстрирует, как смерть и болезнь таинственным образом связаны с принадлежностью человека к его собственной семье.
С величайшей простотой и одновременно с огромной уверенностью Хеллингер раскрывает эти тайны. Он воплощает в себе уникальное соединение заботливой любви и непреклонной открытости. Пятьсот зрителей погружаются в безмолвие, ощущая, как затрагивается что-то в них самих. Мало кто может сопротивляться обаянию личности Хеллингера и его работы. Семейные истории, которые подчас разворачиваются перед зрителями по законам классической драмы, знакомы каждому. Каждый знает их по своей собственной семье.
Берт Хеллингер - это человек, который всю свою жизнь провел в поиске, всегда следуя при этом своему собственному мнению и опыту. Жизнь сначала привела его в Южную Африку в качестве миссионера, затем заставила его отказаться от духовного сана и вернуться в 1969 году в Германию. В Южной Африке он начал работать с групповой динамикой, затем обучался психоанализу в Вене, после чего отправился в США для изучения первичной терапии у Артура Янова.
Комбинируя скрипт-анализ, первичную и семейную терапию, Хеллингер разработал свою собственную форму семейных расстановок. При этом он открыл множество ранее неизвестных структур и паттернов. В настоящее время он пишет книги и создает учебные видеофильмы, сразу же становящиеся бестселлерами. Кроме того, пару раз в год он демонстрирует свой метод перед сотнями людей, работая преимущественно с серьезно больными пациентами.
Системные причины болезней и трудностей
Помимо чувств, возникающих в моменте и подверженных постоянным переменам, существуют также периодически повторяющиеся чувства, которые берут свое начало в прошлом. Каждому из нас в детстве и юности были нанесены раны, оставившие более или менее болезненные рубцы. Постоянные проблемы и многочисленные трудности часто проистекают из этих прошлых переживаний. Для того чтобы справиться с такими старыми негативными переживаниями, разработаны различные методы психотерапии. Однако, они не всегда помогают. Некоторые люди подвергаются терапии годами, но желаемые изменения не наступают. Почему это происходит?
Берт Хеллингер обнаружил, что существуют эмоции собственные и эмоции заимствованные. По меньшей мере половина из всех тех эмоций, которые постоянно беспокоят нас и без видимых причин продолжают возвращаться, это чужие заимствованные эмоции. Мы заимствуем эти чувства у других членов семьи, причем даже у тех, с кем мы лично не знакомы. Чужие эмоции очень устойчивы к изменениям. В то время как собственные чувства можно исцелить с помощью терапии, для заимствованных эмоций это не срабатывает! Это раннее запечатление (импринт), которое обеспечивает нашу связь с семьей, из которой мы произошли, на очень глубоком уровне. И несмотря на то, что на поверхности мы можем казаться очень независимыми, заимствованные энергии формируют нашу собственную историю, наши убеждения и эмоции.
Пример:
В группе участвует супружеская пара. Для всех заметно, что женщина часто реагирует на мужа с агрессией, не соответствующей ситуации. Вопрос Хеллингера: "У кого из женщин в твоей семье была причина злиться на своего мужа?" Ее первый импульс: "У моей бабушки была причина злиться. Ее муж постоянно оскорблял и унижал ее. Однажды он схватил ее за волосы и протащил ее через весь трактир перед всеми посетителями". Внучка заимствует подавленный гнев бабушки и направляет его против своего собственного невиновного мужа. Поскольку этот гнев не ее собственный, она могла бы участвовать во многих катарсических группах без каких-либо изменений в базовой динамике.
Как мы заимствуем эти чувства? В каждой семье существует сильная внутренняя связь - независимо от того, как все выглядит на поверхности, чувствуют ли эту связь члены семьи, знают ли они об этом или нет. Семейная система подобна механизму, поддерживающему равновесие. Для равновесия требуется, чтобы никто не был забыт или исключен, чтобы несправедливость была искуплена, и чтобы чувства не подавлялись. Люди, которые были исключены или забыты, будут воссозданы в следующем поколении. Подавленные чувства будут заимствованы и, скорее всего, это будет сделано детьми.
Удивительно, но сила влияния кого-либо из членов семьи определяется не личным знакомством с этим членом. Все мы несем в себе внутреннюю картину всей семьи, из которой мы произошли. В эту семью входят братья и сестры, родители, тети, дяди, дедушки и бабушки и даже прежние партнеры наших родителей. Исключение из семьи, несправедливость и подавленные чувства блуждают в пределах этой системы. Рождающиеся дети чувствуют эту энергию, впитывают ее и живут ею.
Я сам работал над моим собственным "узлом" гнева и вины, используя первичную (primal) терапию, гештальт, психодраму, НЛП и т. д. в течение 18 лет. Вспоминая об этом сегодня, я вижу за этим некоторую жизнеотрицающую, даже жизнеразрушающую, сторону, которую я никогда ясно не осознавал. В 40 лет у меня начались проблемы с дыханием, бронхит и астма. В экспериментальной театральной группе я предпочитал играть роли жертв или их убийцы. В кухне у меня была коллекция театральных фотографий, на одной из которых я изображал повешенного. Оглядываясь назад, я могу сказать, что пиком этого была автомобильная авария, в которой я врезался в грузовик, пытаясь обогнать другой грузовик на открытой дороге. После того, как первый шок прошел, я с удивлением заметил, что ощущаю некоторое неясное разочарование. Перед своей первой семейной расстановкой я спросил мать, нет ли у нас каких-либо "семейных тайн". Она рассказала мне, что мой дедушка повесился, когда моему отцу было четырнадцать лет. Во время своей расстановки я с изумлением обнаружил, что эта тяга к смерти в действительности исходит оттуда. (Эту картину может завершить тот факт, что мой двоюродный брат несколько лет назад без видимых причин совершил самоубийство).
Семейная расстановка
Инструментом терапии служит расстановка семьи в определенной форме, разработанной Хеллингером. Предположим, взрослая дочь постоянно и без видимых причин чувствует ненависть к своей матери. По отношению к другим женщинам она также ощущает себя весьма злонамеренной, что мало-помалу приводит к социальной изоляции. Чтобы обнаружить и устранить возможные причины этих чувств, она хочет расставить свою семью.
Лучше всего сделать это в группе. На роль каждого из членов семьи, включая ее саму, она выбирает участника группы - мужчину на роль мужчины и женщину на роль женщины. Таким образом выбираются участники, замещающие членов ее семьи. Следовательно, нет необходимости в том, чтобы на сессию пришла вся ее семья. Людям, которых она выбирает, не нужно ничего знать о расставляемой семье, единственное, что они должны знать, это то, какие роли играет каждый из них (отец, мать, сын, дочь и т. д.).
Выбрав участников, эта женщина берет каждого из них за руку или за плечи и определяет для него свободное место и направление. Это все! Она не назначает им ни определенных положений тела, ни каких-то эмоций.
Расстановка должна возникнуть из реальных чувств - расстановка, тщательно обдуманная накануне вечером, работать не будет. Важно, чтобы участница была сосредоточена, и чтобы ее вопрос был важным. Одного любопытства без решимости недостаточно.
Удивительным и загадочным в такой расстановке является тот факт, что ее участники, поставленные на свои места, получают доступ к чувствам и взаимоотношениям тех членов семьи, которых они замещают. Эти места обладают огромной силой. Тем, кто настроен скептически (что вполне понятно!), рекомендую хотя бы раз понаблюдать за этой работой или поучаствовать в ней. В конце концов, собственный опыт убеждает гораздо лучше, чем попытки объяснить это явление.
Пример:
В расстановке одной из участниц, к которой я относился вполне безразлично, я был выбран на роль ее теперешнего мужа, который был обращен лицом к участнице, замещающей ее саму. Затем участница поставила в расстановку своего прежнего мужа. Как только она взяла за руку одного из участников, чтобы найти для него место, я почувствовал, что во мне поднимается сильный гнев. Когда его поставили позади меня, я обернулся, и, что удивительно, это сильное чувство не исчезло. Когда я сообщил об этом, участница пояснила: "Мой новый муж на самом деле ужасно ревнует меня к своему предшественнику".
Участники, занимающие место другого человека, чувствуют напряжение, конфликты и взаимоотношения, присущие этому месту и соответствующей роли. Они открывают правду, ясные чувства и конкретные взаимоотношения, существующие в этой семье (большей частью в скрытом виде). Каждое такое место - часть этой сети взаимоотношений, вызывающей эмоции, симпатии и антипатии, даже холодность и бессердечность. Человек, расставивший свою семью, внимательно смотрит и слушает, что говорят участники. Я никогда не видел, чтобы кто-то отвергал полученную таким образом информацию как недостоверную. Напротив, изумление вызывает истинность этих высказываний - даже в тех случаях, когда повседневные отношения в этой семье выглядят со стороны совершенно по-другому. Посторонние люди становятся каналами для истины этой системы. Более того, удивительно то, что для этого не нужно быть особо чувствительным, творческим или даже "медиумическим". Это может делать практически каждый. Эти места обладают своей собственной силой, так что любой, кто их занимает, чувствует одно и то же. Опасения, что участники перепутают чужие чувства со своими собственными, редко оправдываются, хотя очень часто участники выбираются на роль, соответствующую их собственным проблемам.
Собственное переживание того, как человек оказывается захваченным чужими чувствами, очень убедительно. Тот, кто участвовал в расстановках, чаще всего учится доверять этим чувствам.
Во многих расстановках участники помогают проявить и сделать видимым большое количество подсознательных напряжений. Такие напряжения, будучи выведенными на поверхность, исчезают. Одной из причин их возникновения может быть то, что какой-либо человек в системе был забыт. В этом случае он (или она) должен быть также введен в расстановку.
Пример:
В одной из расстановок и родители, и дети смотрели в одном и том же направлении и были очень напряжены. На том месте, куда было направлено всеобщее внимание, должен был стоять забытый член семьи. Вопросы помогли выяснить, что первый ребенок родился мертвым. Воспоминания о его смерти вскоре были подавлены. Когда этот ребенок был добавлен в расстановку, его поместили на это место, притягивавшее общее внимание. Все тут же испытали облегчение. Пробел был заполнен, то, что подавлялось, стало видимым. Из-за того, что их так часто забывают, дети, рожденные мертвыми, и дети, которые умерли рано, часто оказывают роковое влияние на родившихся после них.
Возможно, в семье одного из родителей произошел какой-то ужасный несчастный случай. Чтобы узнать, продолжает ли эта смерть оказывать какое-нибудь влияние на живущих, достаточно ввести умершего человека в расстановку. Если он воздействует на ныне живущих, то остальные участники расстановки немедленно отреагируют, как правило, почувствовав облегчение.
Такая смерть оказывает сильное влияние на живых. Это выглядит так, как будто после этой неожиданной смерти любимого человека нет оправдания для продолжения жизни. То, что происходит внутри, может быть описано фразой: "Я последую за тобой". Возникает желание последовать за ушедшим в смерть и умереть самому. Значительное число случаев самоубийств, болезней и приверженности к опасным для жизни видам спорта могут быть объяснены таким образом. Когда кто-то становится взрослым, сохраняя в себе такое стремление к смерти, его дети будут чувствовать это. Здесь вступает в действие вторая фраза: "Лучше я, чем ты". Она возникает из детской веры в то, что можно избавить человека от страдания, боли или судьбы, взяв их на себя.
Когда мать больна, у ребенка тоже появляются проблемы со здоровьем. В душе ребенка спрятано убеждение: если я сам заболею, то я смогу забрать у мамы ее болезнь. Если я умру вместо нее, она сможет остаться в живых. Таким образом смерть передается через поколения.
Расстановки могут также обнаружить скрытые напряжения, требующие, чтобы те эмоции, которые до сих пор подавлялись, были выражены открыто. Например, жена может сказать мужу: "Я злюсь на тебя, потому что я всегда была только твоим вторым выбором". Он может принять это и найти слова, чтобы сказать: "Я сожалею". Решения здесь не предлагаются в соответствии с теориями, вместо этого пробуются различные шаги и оцениваются результаты. Решающим критерием правильности данного шага или изменения в расстановке является то воздействие, которое они оказывают на ее участников.
После того, как подсознательные напряжения были устранены, можно перейти к третьему и последнему этапу. Он включает в себя изменение мест и расположение в таком порядке, в котором каждый из участников расстановки чувствует себя комфортно. Затем участник, производивший расстановку, занимает то место, на котором прежде стоял замещающий его участник, и еще раз оценивает свои ощущения. Всеми своими чувствами он впускает внутрь себя эту новую картину, новый порядок. На этом семейная расстановка заканчивается.
Правильный семейный порядок может быть восстановлен во многих случаях. Часто малознакомые люди, играющие роли заместителей, начинают обниматься, когда удается добиться решения. Такие результаты хорошо различимы внешне. Они обычно похожи по своей структуре. Первым стоит мужчина, рядом с ним - женщина, и, лицом к ним, дети (включая даже тех, кто уже умер), стоящие по часовой стрелке в порядке старшинства. Однако иногда, из-за чрезмерной сложности переплетений, или же из-за того, что известны не все важные факты, оказывается, что достичь окончательной расстановки, которая удовлетворяла бы каждого, невозможно. Но даже в этом случае выявление существующей ситуации оказывает целительное действие.
Связь между родителями и детьми
В расстановках обнаруживается сильная связь между родителями и детьми. Эта связь не зависит от существующих в настоящее время отношени й (от того, кто воспитывает ребенка) и испытываемых чувств ("я люблю папу, но не люблю маму"). Эта связь действует с одинаковой силой как по отношению к отцу, так и по отношению к матери. Для того чтобы эта связь появилась, достаточно биологического факта материнства и отцовства. По этой причине эта связь действует даже в таком экстремальном случае, когда у отца и матери была единственная в жизни кратковременная встреча друг с другом. Соответствующие заместители в расстановках чувствуют эту связь и объединяются.
Вот сильный пример с группы, которую я проводил вдвоем со своей напарницей:
Участница рассказала о проблеме в отношениях со своей тринадцатилетней дочерью. Мать держала от дочери в секрете то, что она не знает, кто ее отец; она просто назвала ей кого-то. Когда участницу спросили, сколько мужчин могли бы оказаться отцами ее дочери, она ответила: "Десять". Она рассказала, что тогда она жила в Азии и в течение короткого времени проживала свою жизнь с максимальной полнотой, и по этой причине забеременела, несмотря на все свои усилия в плане контрацепции.
Мать, ее дочь и предполагаемый отец были расставлены. Между отцом и дочерью было сдержанное чувство симпатии. Тогда мы решили ввести в расстановку девять остальных мужчин. При этом мать почувствовала, что еще двое мужчин также могли бы оказаться отцами. Я стоял рядом с участницей, игравшей роль дочери, и был в полном изумлении, потому что в тот момент, когда ставили второго мужчину, она прошептала мне: "Вот он!" После того, как всех мужчин поставили, она без колебаний подошла к нему, и он ее сердечно приветствовал. Это выглядело так, что два человека снова нашли друг друга.
Похожая ситуация была на семинаре у Хеллингера:
У участницы всегда были проблемы со своим отцом. Она была старшей из троих детей, но у нее также был старший единоутробный брат, который родился у ее матери от прежнего возлюбленного. Все они были поставлены в расстановку. Отдаленность от отца стала очевидной. Однако участница, игравшая роль дочери, чувствовала сильную связь с бывшим возлюбленным матери и первым сыном. Она встала рядом с ними, и все трое почувствовали облегчение и счастье. Хеллингер сказал тогда: "Похоже, что это твой настоящий отец".
Одним из результатов этой работы является особое понимание усыновления (удочерения). Усыновление, как радикальное разрушение связи между родителями и ребенком, оправдано только в исключительных случаях. Обычно ребенку лучше оставаться с родственниками родителей. Приемные родители, но без усыновления (удочерения), это также хороший вариант, так как в этом случае проявляется большее уважение к существующим связям.
Очень трогательно наблюдать за тем, как близкие отношения между родителями и детьми отражаются в расстановках после того, как было устранено нарушающее воздействие. Любовь и энергия снова могут течь. Это можно ясно увидеть в следующей позиции: отец стоит позади сына, обнимая его. Отца в это время обнимает его отец, стоящий позади него. Вы можете представить, как эта цепь продолжается дальше и дальше через поколения. То же самое и с дочерью, которая стоит впереди обнимающей ее матери. Так сын получает свою мужскую силу через отца и поколения предков позади него. Дочь же получает свою женскую силу через мать и стоящих позади нее женщин.
Трудности в отношениях между родителями и детьми встречаются очень часто. Важная причина этого также происходит из семейной системы в целом. На взаимоотношения между различными членами семьи накладываются чувства, принадлежащие другим членам системы. Эти чужие чувства управляют поведением и родителей, и детей. Они нарушают взаимоотношения между людьми и вносят в них напряжение. Часто возникает ситуация, когда нарушаются отношения между отцом и сыном или между матерью и дочерью. Это может происходить из-за следующей динамики: сын или дочь идентифицируются с прежним партнером. Возможно, у матери до ее замужества были важные для нее отношения, которые впоследствии были разорваны. Это могли быть ее первая любовь, ее жених или ее первый муж.
Ее сын замещает этого первого мужчину и вследствие этого занимает особое положение. В результате, с одной стороны, возникают необычно интенсивные отношения между сыном и матерью, а с другой стороны, нарушаются отношения между сыном и отцом, который справедливо чувствует в сыне соперника. В расстановке это обнаруживается по тому, что сын занимает особое место, как бы оттесняя отца. Только после того, как прежний партнер матери будет поставлен в расстановку и займет свое место в семейной системе, сына удастся освободить от этого особого груза.
В такой ситуации в расстановках часто необходимо бывает выполнить следующий очень мощный ритуал примирения. Сын или дочь становится перед отцом или матерью. Ему говорят: "Опустись на колени, касаясь лбом пола, повернув кисти рук ладонями вверх, глубоко дыши и скажи: "Я почитаю тебя"" . Это выглядит как подчинение - а как же достоинство и равенство? Чтобы понять, какое действие оказывает этот ритуал, полезно посмотреть, как он работает в расстановке. (С учетом того, что этот ритуал выполняют заместители, которые не вовлечены лично, а потому могут почувствовать и описать это воздействие без предубеждения).
Пока у ребенка не возникнет побуждение выразить родителю уважение, он занимает чужое место. В описанном выше случае сын занимает место отца - скорее всего, бессознательно и не намеренно, но это не влияет на то, как это воздействует на систему.
Ритуал "почитания кого-либо" - это самая сильная форма выражения принятия естественного различия между родителем и ребенком. Жизнь приходит к человеку через родителей независимо от других их качеств. Опуститься на колени означает признать это.
Действие этого ритуала на его участников поразительно. Они расслабляются. Соперничество уходит. Сын теперь может вернуться к своей роли сына и освобождается от бремени соперничества. (Цена, которую ему приходится за это заплатить - отказ от своего особого положения ). Отец укрепляется в своей роли отца, гнев, который он чувствовал до этого, уходит, и он вновь признает своего сына.
То, что происходит из-за любви, может быть только растворено в любви
Почему родители и дети попадают в переплетения и запутываются в них? Причину этого стоит поискать с помощью семейных расстановок.
Ту глубокую связь между родителями и детьми, которая обнаруживается в расстановках, Хеллингер называет первоначальной любовью, очень глубокой и наивной. Того факта, что кто-то был кем-то порожден и принят, уже достаточно. Эта любовь бессознательная и сильная, даже если внешне кажется, что кто-то прекратил отношения со своим отцом или своей матерью.
Описывая эти бессознательные части, которые соединяют нас вместе, Хеллингер использует слово "душа" . Наша собственная душа стремится сохранить связь с другими живущими членами семьи. Душа заботится о том, чтобы ценности, поведение и судьба родителей продолжали работать в личности человека. Они продолжают вибрировать и подталкивают к своему осуществлению. Эта преданность - одна из высочайших ценностей в системе. Глубокое внутреннее удовлетворение возникает из ощущения принадлежности к системе.
На сцену выкатывают женщину в инвалидном кресле, страдающую злокачественной опухолью. Хеллингер немного расспрашивает ее о болезни, а затем констатирует: "Похоже, что ты счастлива. Когда ты рассказываешь о своей болезни, ты улыбаешься". Повернувшись к аудитории, он говорит: "Это признак системного переплетения. Человек чувствует себя счастливым, следуя предопределенной судьбе".
Эта форма бессознательной любви архаичная и магическая. Она проявляется как вера в то, что можно взять на себя чью-либо судьбу. "Лучше я, чем ты!" Эта вера детская и в некотором смысле слепая. Таким образом вина и страдание передаются из поколения в поколение. Они принадлежат все членам системы, и все члены системы их несут. То, что произошло из-за любви и поддерживается любовью, может быть только растворено в любви. Тот, кто в гневе и ярости хочет порвать со своей семьей, сможет достичь этого только на поверхности. На более глубоком уровне он останется соединенным с нею и будет следовать предопределению.
Если вы хотите развязать старые узлы и несчастливые переплетения, вы должны сначала понять, что они выросли из любви. Только тогда вы сможете найти более зрелую форму любви и принадлежности, которые позволят вам жить, не разделяя общее несчастье.
Во многих расстановках ритуалом искупления становится встреча с участниками, замещающими умерших. Сильнейшее напряжение в семейной системе вызывает смерть матери при родах. Ребенок не смеет полностью принять жизнь, поскольку за нее было заплачено смертью матери. Он хочет последовать за нею в смерть.
Однако, если вы позволите этому ребенку встретиться с участницей, играющей роль умершей матери, то оказывается, что она относится к ребенку дружелюбно и с любовью. Мать отдала свою жизнь и хочет, чтобы ребенок жил счастливой полноценной жизнью. Иначе ее жертва окажется напрасной! Умершие настроены дружелюбно по отношению к живущим и не хотят никаких ненужных жертв. Понимание этого приведет ребенка к зрелой, более осознанной форме любви. Он с благодарностью примет жертву матери и проживет свою жизнь как можно лучше в память о ней.
В полной семье все ее члены связаны между собой, хотя часто они не чувствуют и не знают этого. Эту связь и сопутствующие ей переплетения можно увидеть в семейной расстановке . Может быть установлен новый порядок, когда у каждого члена семьи есть подходящее место. Старые напряжения (которые иногда передаются из поколения в поколение) могут быть таким образом устранены, освобождая место для будущей независимой жизни.
Никто не свободен настолько, насколько ему хотелось бы думать. Часто та независимость, о которой каждый мечтает, и которую некоторые достигают силовыми методами, означает только следование по стопам своих собственных давно умерших дядей и тетей. Когда человек знает это, его поведение не изменяется, но обогащается смирением. Тонкое высокомерие, прячущееся за нашими суждениями о других людях, может начать уменьшаться.
И, в качестве хорошего конца, вот слова, которые взрослый ребенок, возможно, захочет иногда сказать своим родителям:
"Я принимаю все, что вы мне дали.
Это было много, и этого достаточно.
Все остальное я могу сделать сам.
А теперь я оставляю вас в покое".
Андрей Степанов, перевод статьи Бертольда Ульсамера, опубликованной в 2000 году в "German Connection".
Годы жизни: 1925 - по наши дни
Родина: Лаймен (Баден) (Германия)
Хеллингер (паспортное имя — Антон) родился 16 декабря 1925 года в семье немецких католиков в городе Леймен. Затем его семья (Хеллингер был средним из 3-х сыновей) жила в Кёльне.
Тема богословия и религии красной нитью проходит через всю его жизнь. Сразу после начальной школы, в возрасте 10-ти лет, Берт поступает в интернат миссионерской конгрегации, чтобы стать священником и миссионером.
«Святые отцы, которые руководили интернатом, были очень хорошими. Они предоставили нам все возможности: спорт, путешествия, уроки музыки, театральные представления. Я учился играть на скрипке, играл в местном оркестре и пел в хоре. У нас также была большая библиотека».
Но в 1941 году, по решению нацистских властей, этот интернат закрывают и Хеллингер вынужден продолжить учебу в городской гимназии в Касселе. Где стал участником запрещенной группы молодежного католического движения. В результате чего, после окончания 7-го класса, получил характеристику, что является «потенциальным врагом народа».
В 1942 г., в 17 лет, призывается немецкими властями на службу в армию. Доподлинно неизвестно, принимал ли Хеллингер участие непосредственно в военных действиях. Служил он в боевом подразделении на западе Германии и во Франции. Приписан был к строительным частям вермахта. Но можно быть уверенным, что ужасы и тяготы войны повлияли на личность и характер молодого человека. Его старший брат Роберт в 1945 году погибнет на восточном фронте. Роль и взаимосвязь «жертвы» и «агрессора», работа с потерями, тема жизни и смерти будут особенно акцентированы в его духовных практиках.
В 1944 г. Хеллингер попадает в плен к американцам и работает в лагере для военнопленных на территории Бельгии, где осваивает английский язык. Через год ему удается бежать из лагеря. И уже через 6 недель он вступает в католический религиозный орден Марианхилл и принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя останется с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.
«Я вступил в Орден и на протяжении года был, так называемым, послушником. Этот первый год является введением в духовную, спиритуалистическую жизнь. Человек не делает ничего другого, кроме медитации, общего моления, духовного чтения и прослушивания лекций. Утром было полчаса совместной медитации, затем церковная служба, несколько раз в день совместное моление, а в промежутках каждый медитировал в одиночку.
У меня был целый год времени, и я не занимался ничем другим. Это было как продолжительные упражнения - вступление в духовность. По истечении этого года я принял решение вступить в Орден и дал, так называемые, временные обеты на три года. Это были обеты бедности, воздержания и послушания».
В 1946 г. он исполнил мечту детства, получив теологическое образование. Приняв послушничество и, полгода отработав в должности капеллана, переезжает в Южную Африку. Продолжает там изучать английский и педагогику, чтобы преподавать в школах прихода.
«Сначала в Южной Африке меня послали на три года в университет для того, чтобы я смог работать учителем в средней школе. Затем я некоторое время был директором школы, а затем попал в миссионерское отделение. Позже я курировал все школы епархии и проводил курсы по повышению квалификации учителей этих школ. К концу своей деятельности в Южной Африке я стал директором элитной школы для местных жителей в Марианхилле.»
Именно там ему приходится столкнуться с серьезными проблемами. И его подчиненные, и его ученики, были не только различного цвета кожи, но и представляли разные нации и вероисповедания, что приводило к жесточайшим столкновениям и конфликтам.
Для преодоления этих сложностей англиканская церковь направляет группу преподавателей-психологов, специалистов по групповой динамике. На этих занятиях в 1964 году Хеллингер впервые знакомится с методами групповой психотерапии и, освоив их, ведет свои семинары. Работая с американскими психологами, он искал пути, благодаря которым противоречия и ненависть могли обернуться принятием и диалогом . Параллельно изучал традиционную культуру «примитивных» народов и то, как решаются семейные проблемы в племенах коренных жителей Африки.
«Меня очень сильно впечатлило уважение, которое люди, живущие там, испытывают по отношению к своим родителям. Еще уверенность, с которой матери там обходятся со своими детьми, является удивительной. Им не знакомы трудности с детьми. Они просто знают, что нужно детям. Матери всегда были расположены к детям. Что я еще впитал, так это уважение к другим людям. Там каждый может сохранить свое лицо. Или как, например, люди разговаривают друг с другом на собраниях общины. Они действительно живо обмениваются мыслями друг с другом до тех пор, пока не найдут решение. И этот способ обхождения друг с другом также меня сильно впечатлил».
В 1969 г. Хеллингера, как руководителя пасторского семинара миссии, переводят в Германию, где он проводит курсы по групповой динамике. Однако, вскоре Хеллингер замечает недостаточность своего образования в области психотерапии. Он переезжает в Вену и начинает изучать психоанализ, проходя курс собственного анализа.
Какое-то время ему удается совмещать свою деятельность в Ордене с психологией. Но в 1971 году Хеллингер понимает, что ему стало тесно в церковных рамках и принимает решение сложить с себя сан священника. Разрыв с Орденом был долог и труден, это было важнейшее в его жизни решение.
В скором времени он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у них нет. Теперь Берт проводит свои психотерапевтические группы вместе с женой. Еще через год заканчивает обучение психоанализу, сдает все необходимые экзамены и переезжает в Германию. Но вскоре не проходит аттестацию, как психоаналитик.
«Незадолго до этого мне в руки попала книга Артура Янова « The primal scream» («Изначальный крик»). Я был поражен и сразу же испробовал его методы в своих группах по групповой динамике. Это произвело на меня сильное впечатление, и я думал: «Невероятно, какие это открывает возможности». В то время я должен был делать доклад в Зальцбургском объединении коллег, и я рассказал там об этой книге. Просто рассказал. После этого руководитель объединения коллег, профессор Карузо, позвал меня к себе. Он сказал, что я не могу больше оставаться членом их объединения, и что они не могут признавать меня в качестве психоаналитика. А затем - дословно: «Я, как епископ православной церкви, не могу принять кого-то из числа «людей Христа». Таким образом, они меня выкинули».
Берт продолжает непрерывно учиться и много работает. С 1971 г. он разрабатывает и проводит семинары групповой психотерапии, в которых использует многие идеи современной ему психологии и психотерапии. Он проходит обучение лично у Артура Ялома, затем у Милтона Эриксона изучает гипнотерапию и НЛП. Осваивает транзактный анализ Эрика Берна, гештальттерапию Фрица Перлза, семейную психотерапию в разных формах и многое другое.
Но постепенно, к 1980-м годам, кристаллизуется его собственный метод работы - семейная расстановка , как краткосрочная психотерапия, ставшая основой семейно-системной терапии. Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами.
Хеллингер характеризует себя как практика, который, испробовав много различных методов, нашел в конечном итоге свой собственный. Он искал пути эффективной психотерапии и в результате создал метод, удивительный по мощи и глубине, опирающийся на любовь, связывающую людей друг с другом, метод человечный и краткий. Важнейшим его открытием при этом, является факт влияния на судьбу человека любви , скрытой за всеми нарушениями поведения и телесными симптомами. Ключевую задачу семейно-системной терапии Хеллингер видит в нахождении того пункта, где сосредоточена любовь, тогда мы оказываемся у «корней» и находим путь к решению проблемы человека.
Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер).
В 80-х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейных терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Первое обобщение принципов, лежащих в основе его работы, было сделано врачом-психиатром, исследователем семейных отношений из Гейдельбергского университета Гунтхардом Вебером. Он участвовал в его группе, когда самому Берту Хеллингеру было уже 65 лет. Результатом этого обобщения и стала книга “Кризисы любви”, которая в немецком оригинале называется “Два рода счастья” или “Двоякое счастье” (G.Weber, "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers", 1992).
С 1994 г. Хеллингер демонстрирует свою работу публично, его аудиторией бывает одновременно до тысячи и более человек. Теперь Берту уже за восемьдесят, и он по-прежнему не стоит на месте. Им написаны более шестидесяти книг, которые переведены на 25 языков; проведены сотни семинаров от Швеции до России, от Тайваня до Японии и Кореи, от США до Чили и Аргентины, от Израиля до Марокко.
В 2007 году Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia - старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl).
Терапевтическая работа Хеллингера основана на актах признания, уважения, правды, принятия судьбы, смирения и мужества. В последние годы его терапия все больше приобретает характер работы по нахождению согласия и примирения, что в конечном итоге проявляется как служение Миру. Дав тысячам последователям действенный метод помощи, Берт идет дальше, за рамки психотерапии - к большей цельности, глубине, простоте. Он говорит о себе, что на самом деле он философ, а его метод - всего лишь подспорье в этой его основной работе.
Можно сказать, что Берт Хеллингер, вслед за Виктором Франклом, графом Дюркгеймом, Карлом Роджерсом работает в психотерапии с духовным измерением. В апреле 2008 года Хеллингер впервые продемонстрировал, так называемые, «многоуровневые расстановки » и в настоящее время развивает это новое направление «духовных системных расстановок» , в то время как «классические» расстановки самостоятельно развивают его последователи.
Для объективной картины, необходимо упомянуть, что отношение к Берту Хеллингеру неоднозначное. Несмотря на многочисленных и искренних последователей, учеников и просто сторонников, которые смогли на себе испытать, эффективность метода, и благодарны ему. Признание со стороны официальных психотерапевтических ассоциаций происходит с большим сопротивлением. Они готовы рассматривать метод системных расстановок лишь, как один из подходов семейной психотерапии. С чем Берт принципиально не соглашается и борется за статус самостоятельного отдельного метода.
Особенно большие претензии вызывают его авторитарность и несогласие со многими общепринятыми трактовками таких тем, как отношение к жертвам насилия, инцесту, абортам, роли мужчин и женщин в семье и др. Полярность мнений по отношению к Хеллингеру остается, но он не обращает на это внимания. И когда ему говорят: «Может быть, стоило бы по-другому сформулировать некоторые из его тезисов - было бы меньше криков и раздражения?» — он отвечает: «Что имеет больше силы?».
2005—2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. В результате конфликта немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.
С 2008—2009 годов на его семинарах все больше участников, которые относятся к последователям различных духовных, эзотерических, телесно-энергетических практик. В совместных семинарах с Бертом, София Хеллигер стала вводить элементы «энергетической работы». Что вызывает сильную критику со стороны, как более «традиционных» психотерапевтов-расстановщиков, так и серьезных практиков различных духовных и энергетических учений. Софию критикуют как за поверхностность расстановочной и энергетической работы, так и за внесение в атмосферу семинаров элементов поклонения Берту, а также за организацию коллективных экстатических ритуалов.
Поэтому непростое отношение у Хеллингера и с церковью. Несмотря на то, что принципиальных противоречий у метода с христианством нет и, скорее, многие его идеи перекликаются с религией, полностью принять это сложно. Для большего понимания, можно прочитать отличную дискуссию христианских психологов с критикой и анализом метода.
Иногда Берт сам вольно или невольно провоцирует скандалы вокруг своего имени и обвинения в расизме и антисемитизме. Например, покупка «дома Гитлера», бывшей Рейхканцелярии, или написание «Послание к духу Гитлера» подливает масло в огонь и вызывает такую реакцию его коллег и близких.
И в то же время, все отмечают его тактичность, открытость, искренность и много любви и принятия к людям и к Миру.
_____________________
http://www.rasstanovki.lv
Семейные расстановки Берта Хеллингера: разоблачение лженаучного метода
Поверхностная «психотерапия» для скучающих или заработок для «гуру»? Что вы подумаете о психотерапевте, который скажет вам, что вы не можете найти взаимопонимание со своим ребенком потому, что ваша бабушка делала аборты? А лишний вес у вас потому, что прабабушка умерла в блокаду? А экзамен на право вождения автотранспорта в ГИБДД вы никак не можете сдать по простой причине: ваша троюродная тетя, которую вы знали только по имени и никогда не видели, погибла в автокатастрофе… «Он специалист, он лучше знает»? Добро пожаловать на семейные расстановки по Берту Хеллингеру!
«Я смотрю на тебя как на такого же человека, как я: у которого точно так же есть отец, мать и своя особая судьба.
Делает ли это тебя больше? Или меньше? Лучше или хуже? Если ты больше, то я тоже. Если – меньше, то я тоже. Если ты лучше или хуже, то и я тоже. Потому что я – такой же человек, как ты. Если я уважаю тебя, я уважаю и себя. Если я питаю к тебе отвращение, то себе я тоже отвратителен». Берт Хеллингер. К Гитлеру.
Чем опасен блеф в психологии и психотерапии
Покерный термин «блеф» – хорошая мина при плохой игре – вызывает негативные чувства, когда оказывается применимым к науке. Можно верить или не верить религиозным деятелям, мистикам, эзотерикам – но авторитет науки в глазах людей слишком высок. И когда в Интернете (впрочем, и задолго до эпохи Интернета) появляется очередная «научная сенсация» вроде находки скелетов гигантов в Индии весной 2007 года – люди закономерно ощущают разочарование, узнав, что Национальное географическое общество никаких гигантов знать не знает, а фотошоп может многое… Обидно, конечно, что нет археологического открытия, нет научного чуда. Но ведь авторитет настоящих археологов не пострадал. Да и никто не пострадал – вздохнули, посмеялись…
Но когда речь идет не о мертвых гигантах, а о живых людях – то есть, мыльным пузырем оказывается то, что непосредственно их касается и оказывает на них воздействие… Это уже не шутка (гигантов-то с натяжкой можно было принять за шутку) – это почти преступление.
Психолог и психотерапевт, использующие непроверенные, ненаучные методы работы, просто опасны. Хотя бы потому, что не могут предсказать последствий своей работы для каждой конкретной личности.
Но еще интереснее становится, когда неким методом гордо размахивают люди, имеющие очень косвенное отношение к психологии и ни малейшего – к психотерапии.
Теория
Первая и вполне серьезная статья на русском языке о методе семейных расстановок по Берту Хеллингеру, опубликованная в профессиональном психологическом издании «Психотерапия» – это работа Елены Веселаго, где дается достаточно полный обзор теории метода. Правда, со множеством оговорок – мол, сам Берт Хеллингер не называет себя теоретиком, преподавателем и учителем. Он не писал монографий и статей. Все его сборники – чужие записи с его «выступлений».
«Таким образом, стройной концепции расстановок «от первоисточника» просто нет. Этим «ненаучным» подходом Берт также «заразил» многих из своих первых учеников, ныне ведущих расстановщиков мира. Большинство из них не стремится принадлежать к научному сообществу и выбирает «практиковать, а не описывать», избегая иногда даже обычной разъяснительной работы для своих клиентов» .
Возможно потому, что в научном сообществе этим любителям «творчества, приключения, медитации» делать нечего? И разъяснить клиентам они, действующие «наобум Лазаря», просто ничего и не могут?
Еще чудесный пассаж из той же статьи: «Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.
При этом, что такое «хорошая расстановка», тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива . И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется» .
Но как клиенту-то узнать, «дозрел» ли как личность человек, которому он вверяет свою психику, или еще не очень?! А «личностно незрелый» расстановщик, получается, сделает расстановку плохо? То есть легко может не помочь, а навредить?
И самый главный вопрос: красиво, медитация, приключение… Все это чудесно, но… при чем здесь психотерапия? И не жалко ли клиентам самих себя, когда они доверяют свое самое сокровенное этим творческим медитаторам, которые хотят красиво двигать фигуры и создавать иллюзию «примирения» человека с любыми трудностями и даже мерзостями его существования?
Ведь человек, по Хеллингеру – часть своей семейной системы, «никто не исключен, все принадлежат», если ты отрицаешь и пытаешься выбросить из жизни какую-то часть системы (ну, например, родного дядю со слабыми наклонностями педофила) – опасайся, что кто-то из твоих детей бессознательно будет проживать мотивы его жизни!
Звучит как бред? Вы просто не ощущаете себя частью семейной системы, что уж говорить об общечеловеческой! Вот Хеллингер ощущает (см. эпиграф) – даже Гитлера готов принять, понять и… уподобиться. Разве нет? Процитируем повторно: «Если я уважаю тебя, я уважаю и себя». Это возможно понять иначе?
Упомянув о том, что теоретик из Хеллингера никакой, Веселаго осторожно оговаривается: «Скорее, он духовный учитель…» .
Ну разумеется. Разумно не брезгующий материальным – духовность нынче хорошо оплачивается. Странно, почему прежние духовные учителя были такими простофилями – и Будда не брал с учеников платы за Просветление, и Иисус изгонял из человека бесов почему-то тоже даром…
Под статьей Веселаго, как и положено, приведен список литературы. Раз уж сам гуру не заботится об описании своей методики – почему бы это не сделать ученикам? Иисус тоже, как помнится, не написал ни одного Евангелия…
Итак, Свагито Либермайстер, «Корни любви». Фамилия - «родная», немецкая, имя получено от другого гуру – а именно, Ошо.
Книга повергает в глубокое недоумение с первых страниц. Сразу вспоминаются «лихие 90-е», когда полки книжных магазинов и уличные лотки были буквально завалены разнообразной эзотерической маку… извините, литературой, которую читаешь с невольной улыбкой: интересно, удастся автору обвести читателя вокруг пальца или нет?..
Судите сами, что написано в этой книге и проповедуется как эффективный метод решения личных и семейных проблем с помощью расстановок. В правом столбце – вопросы, которые вызывает это творение.
«Корни любви» |
Комментарии и вопросы автора |
«...клиент приносит с собой некое энергетическое поле своей семьи, и произвольно выбранные люди получают доступ к чувствам и переживаниям тех, кого они замещают.» |
То самое поле, которое адепты Хеллингера называют «знающим», «информационным» и даже «морфогенетическим» (наукообразно, да). Какими приборами зафиксировано это «некое» поле и в каких единицах измеряется? Каким образом посторонние люди получают доступ к чувствам людей из семьи клиента? Ведь если клиент обратился за помощью по поводу проблем в семье – он и сам не имеет доступа к чувствам своих родных! А когда место отсутствующего человека заменяют предметом (на расстановках это практикуется) – стул или подушка тоже получают доступ в поле? |
«Во время сессии заместители могут перемещаться и произносить короткие фразы, которые им предлагает ведущий. Обычно это простые предложения, не больше одной строки, вскрывающие глубокую правду об отношениях между членами исследуемой семьи.» |
Откуда ведущему (расстановщику) известна эта глубокая правда? Не иначе, «знающее поле» подсказало... |
«Любой человек, воспользовавшийся возможностью собрать членов своей семьи в расстановке по Хеллингеру, обнаружит, что полученная картина в точности представляет отношения между членами его семьи, а также увидит в ней некий скрытый смысл.» |
Отношения между членами его семьи по мнению расстановщика? Ну разумеется, человека, который сам не может разобраться, что за отношения у него в семье, довольно легко убедить, что они именно таковы. Интересно мнение других членов семьи, но кто их спрашивает? Смысл, скрытый от кого? |
«Во время расстановки вы можете работать со всем, что вызывает у вас эмоциональный дискомфорт или затруднения в практическом плане, поскольку корни почти всех психологических проблем кроются в неразрешенных семейных конфликтах.» |
Почти всех? Неужели? Человек с конфликтом в профессиональной сфере, возникшим из-за его некомпетентности и небрежного отношения к работе, должен искать корни этого конфликта в своей семье? Да можно, конечно, найти, если сильно захотеть. Может, жена мешала профессионально совершенствоваться, требовала помочь с детьми и мыть посуду. Или покойный дедушка из-за запоев не выходил на посевную в колхозе… |
«Простого понимания того, что мои личные трудности являются отражением некой большей дисгармонии, которую испытывают все, с кем я рос и кто жил до меня, оказывается достаточно для того, чтобы расслабиться.» |
А вот и он, с приветом с того света! Те, кто жил до клиента, до сих пор испытывают дисгармонию! Глагол «испытывают» употреблен в настоящем времени, иначе это понять невозможно. Любопытно, что испытывают родственники людей, не верящих в загробное существование? |
«Клиенту не следует обсуждать полученный опыт или что-то с ним делать - в нужное время изменения начнут происходить как бы сами собой. Возможно, вскоре после того, как в сознании клиента произойдут некие подвижки, он вновь захочет сделать расстановку. И новая сессия будет проводиться совершенно независимо от предыдущей.» |
А если не начнут? А если они будут негативными? Но следующая фраза объясняет все: конечно, понадобится новая расстановка! А потом еще одна… и еще… Всем хорошо: клиент убежден, что вовсю решает свои проблемы – непонятно только, почему требуется обращаться за расстановками снова и снова – проблемы не решаются, а усугубляются? Или их число растет? И ведущему хорошо: каждая расстановка – это немалые деньги... |
Очень интересно про эти новые расстановки пишет Елена Веселаго: «Например, ко мне обращался за советом мужчина, жена которого «подсела» на расстановочную работу и почти еженедельно запрашивала расстановки про свои отношения с ним, несмотря на то, что муж категорически был против таких работ» . Эта цитата из той части ее статьи, которая называется «Вопросы корректности доступа и вмешательства в систему» – то есть внимание расстановщика сосредоточено на муже клиентки, которому не нравится происходящее.
На «подсевшую» – ноль внимания. То есть это, по всей видимости, воспринимается как абсолютно нормальное явление. Ну увлеклась, ну является каждую неделю – и платит, конечно же. Зачем разбираться, почему она это делает – расстановщику просто-напросто невыгодно отпугивать такую перспективную клиентку! Наверное, не стоит и говорить о профессиональной этике настоящих психотерапевтов, которые, видя, что не могут решить проблему клиента и ходят по кругу, «передают» его коллегам – с согласия клиента, конечно же…
Интересно другое: почему клиенты (точнее, по большей части клиентки) «подсаживаются» на расстановки? Потому ли, что действительно хотят решить свои проблемы? И те ли проблемы они решают, если расстановкам конца нет?
Может быть, «проблемы с мужем» тут ни при чем, а все намного проще? Расстановки – интересный, эмоционально насыщенный способ проведения досуга, к тому же, на них женщина ощущает себя в центре внимания… Может быть, ее настоящая проблема – это скучные будни, нереализованность и отсутствие живого общения? Человеку, действительно ярко живущему, и некогда, и неинтересно водить туда-сюда по комнате посторонних людей, воображая, что они замещают его близких...
Практика: театр одного режиссера
Желающие могут увидеть расстановщиков в действии.
Очень любительский фильм «Расстановки Елены Брежневой». Запрос молодой девушки: хочет встретить «своего» мужчину, но, видимо, пока не получается. Расстановщик предлагает выбрать заместителей – для клиентки и желаемого мужчины. Просит клиентку поставить их, как хочется. Девушка недолго думая соединяет их в объятии…
В расстановку вводится заместитель ребенка этой пары. Надо же, ему только и остается стоять в сторонке, поскольку в такой позе его «мать» и «отец» могут быть заняты только друг другом! Из всего этого расстановщиком делается вывод, что у клиентки слишком романтические представления о жизни с будущим партнером, и ребенку тут места нет… Клиентку от души жаль: она только кивает, соглашаясь с «гуру» и совершенно не вдумываясь в услышанную «кухонную психологию».
Решительно непонятно, почему у молодой девушки не должно быть романтических чувств к мужчине своей мечты. Для влюбленности, начального периода отношений романтика более чем естественна – даже и не у столь молодых людей. Клиентка должна была усадить заместителей друг напротив друга и вообразить, что они по пунктам обговаривают брачный контракт, что ли? А там и «ребенок» рядышком подсел бы… Что странного и неправильного в том, что, соединив пару в объятиях, девушка передала свой образ нежности и близости?
Зачем были вопросы, сколько времени заместительница может простоять, обнимая мужчину? Расстановщик действительно полагает, что люди способны заниматься сексом круглосуточно, не делая ничего иного? И клиентка мечтает именно об этом? Откуда такое мнение?
Далее в расстановку вводятся заместители родителей клиентки. И это еще более странно – с точки зрения не-адепта Хеллингера. Девушка явно совершеннолетняя, партнера тоже вряд ли выберет школьного возраста… При чем здесь родители? Расстановщик, как и заповедано Хеллингером, решил пройтись по «семейной системе» – а ну как отношения с родителями мешают девушке построить свое счастье…
Насколько все это дилетантски-поверхностно выглядит, и говорить нечего. Но расстановщик, как рыба в воде – расставляет «фигуры» так и этак, ставит девушку (клиентка уже в расстановке) напротив «отца» и страстно подсказывает, что она должна сказать ему: «Со мной все хорошо, папа!». Начинает попахивать мылом. Бразильским. Телевизионным. «Мама» признается, что у нее мурашки побежали… Еще бы: режиссер помогает марионеткам играть то, что ему надо, чтобы они сыграли. Выкладывается на полную!
А титры-то в фильме интересные. Один из них – о том, что расстановки помогают решать любую проблему… частично.
И какие претензии могут быть потом? Человек сам себя убедит, что частично ему стало лучше. Что-то понял про себя. Но не очень понял, что именно. Опять же, мурашки побегали. Проблема как была, так и останется нерешенной, но частично что-то произошло!
В завершение – кое-что о расстановщике. После окончания дефектологического факультета МГПИ работала дефектологом и логопедом (зачем уточнение? МГПИ выпускает и психологов, но здесь не тот случай). Но еще на 3 курсе увлеклась практической психологией. Побывала и у Егидеса, и в Синтоне, и у Фиолетовых (из краткой автобиографии: «В 1998 году попала в Центр Всемирных взаимоотношений. Это было как взрыв: пошло осознание себя, своего пути. Через год начала работать инструктором в Социуме, потом - в Гармонии. Впитывала поток информации, почти полностью сменился круг друзей, пришли новые книги, идеи… Соприкоснулась с духовностью. Вторая ступень рейки») . Как же «практическому психологу» без рейки – совершенно никуда, особенно после соприкосновения с духовностью. Интегративная семейная терапия, танатотерапия… Ну и Хеллингер как-то органично вписался в этот набор. Такое чувство, что и сама госпожа Брежнева когда-то хорошо «подсела» на «тренинги и самосовершенствование» – это что-то вроде любимого хобби, без которого жизни нет. Удивительно ли, что «подсаживаются» другие? Это же вечная тусовка, где тебе всегда уделят внимание!
Создала вместе с мужем (встреченным в Синтоне) тренинговый центр «Солнечный круг». Приглашает на тренинги. Расстановки по Хеллингеру – 5000 рублей с человека. И за тусовку цена великовата – а уж за работу с человеком, который не является ни психологом, ни уж тем более психотерапевтом… Не денег жалко – людей. С другой стороны, может, они, не желающие даже вникнуть в то, чем занимаются, и заслуживают именно такого специалиста – коррекционного педагога?
Литература:
- 1. Елена Веселаго. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. Журнал «Психотерапия» № 7, 2010, № 1, 2011. [Электронный источник] // https://constellations.ru/paper.html
- 2. Свагито Р. Либермайстер. Корни любви. Пер. с англ. Санкт-Петербург: ВЕСЬ, 2008. [Электронный источник] // https://www.litmir.me/bd/?b=161155
- 3. Портал Самопознание.ру, страница Тренинги и специалисты, Елена Брежнева. [Электронный источник] // https://samopoznanie.ru/trainers/elena_brezhneva
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Прочитано 4512 раз