Маяковский лиличка анализ краткий. Лиличка маяковский изобразительно выразительные средства. Литературный анализ: "Лиличка" (Маяковский В.В.). Средства художественной выразительности: примеры из текста. Антитеза и параллелизм в стихотворении
В. Маяковский в свойственной ему оригинальной и дерзкой манере в своих текстах обличал общественные пороки, говорил о проблемах времени, новом мироустройстве и назначении поэзии, однако особое место в его творчестве занимают стихотворения и поэмы о любви. Именно в них поэт по-настоящему обнажает свою душу, демонстрирует необузданную страсть и невыразимую нежность своей натуры. Один из ярчайших примеров – искреннее и необыкновенно личное стихотворение-послание «Лиличка!». Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный разбор стихотворения «Лиличка!» по плану.
Стихотворение «Лиличка!» В. Маяковский посвятил Лиле Юрьевне Брик – своей главной Музе и возлюбленной. Текст был создан в 1916 году, через год после знакомства поэта с Лилей.
Не отличавшаяся особой красотой, но обладавшая сильнейшим обаянием, Лиля Брик славилась тем, что могла очаровать любого понравившегося ей мужчину. На момент знакомства с поэтом она состояла в браке с Осипом Бриком, но это не мешало женщине заводить новые романы. Очень скоро В. Маяковский уже признавался Лиле в любви, на коленях просил разрешения посвятить ей свои стихи, а вскоре и вовсе переселился поближе к Брикам.
Лиле льстило внимание молодого талантливого поэта, она не отвергала его ухаживаний, но при этом не разрывала отношений с мужем, что вызывало у Маяковского приступы жгучей ревности.
Отныне Маяковский посвящал свои стихи и поэмы исключительно Лиле и в каждом новом тексте стремился выразить свою преданную любовь и мучительные переживания, вызванные холодностью возлюбленной. Стихотворение «Лиличка!» стало очередным страстным обращением к любимой женщине.
Цензура долгое время запрещала публикацию стихов Маяковского, посвященных Брик, из-за свободного поведения женщины, о котором было известно широкой общественности. Послание было впервые опубликовано в 1934 году, уже после смерти поэта.
Жанр, направление, размер
Маяковский дал стихотворению «Лиличка!» подзаголовок «Вместо письма», поэтому жанр текста можно точнее всего определить как послание. Поэт обращается к возлюбленной в своем страстном монологе, вспоминает счастливое прошлое, глубоко переживает неминуемый разрыв, снова и снова признается в своих чувствах.
Поэт-футурист, Маяковский продолжает экспериментировать с формой текста. Он пишет стихотворение своим любимым способом – «лесенкой», которая оказывается способна наиболее точно выразить страстное, порывистое признание в любви.
Размер стихотворения – разностопный хорей с чередованием перекрестной и кольцевой рифмовки. Необходимо заметить, что некоторые строки не рифмуются или имеют неточную рифму, как будто рифма не всегда успевает за движением мысли поэта.
Композиция
Текст стихотворения «Лиличка!» трудно четко разделить на смысловые части, оно не делится на строфы и представляет собой единый поток чувств, воспоминаний и рассуждений лирического героя.
Поэт использует антитезу, противопоставляет счастливую первую встречу с возлюбленной и настоящее, когда ее чувства охладели, и она готова выгнать героя. Маяковский в подробностях представляет неминуемый разрыв и то, как он будет метаться по улицам, «отчаяньем иссечась». Поэт даже предлагает расстаться сейчас, чтобы избежать скандалов и лишних упреков, но тут же сам замечает, что вряд ли сможет забыть свою любовь.
Любовь приносит лирическому герою страдание, не дает покоя и отдыха, но он скорее констатирует этот факт, нежели жалуется на него. «Мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», — признается поэт, подразумевая, что ни на что не променяет эту любовную муку.
В заключительных строках послания выражается уверенность, что возлюбленная забудет поэта, но даже разлюбившая и охладевшая, она останется дорога сердцу героя, готового «последней нежностью выстелить» ее уходящий шаг.
Образы и символы
- В центре стихотворения «Лиличка!» оказывается образ лирического героя. Он невероятно близок самому поэту: Маяковский посвящает текст Музе и возлюбленной Лиле Брик и очень откровенно говорит о своих чувствах и переживаниях. Лирический герой сознается, что полностью находится во власти любимой женщины: «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа».
- Маяковский создает образы двух животных (быка и слона). Измученные трудом и жарой, они отправляются на отдых в тихое и спокойное место. Точно так же измучен любовью и ревностью герой, только сбежать и перевести дух для него абсолютно невозможно.
- Интересным представляется образ героини, к которой обращается поэт. «У любви твоей и плачем не вымолишь отдых», — говорит он. Его Муза может быть любящей, а может быть холодной и жестокой («сердце в железе»). Поэт не всегда знает, где она и с кем, что вызывает жестокие муки ревности. И все же для Маяковского возлюбленная – это почти божество, о котором он не способен сказать ничего плохого и которому готов поклоняться и признаваться в чувствах, несмотря ни на какие обстоятельства.
Темы, настроение и проблемы
Основная тема стихотворения «Лиличка!» – это любовь и муки, которая она способна причинять. Поэт выражает в тексте всю силу любви, полную зависимость от нее и от взгляда своей Музы. Это чувство «выжигает» душу поэта и женщины, в которую он влюблен, от него нет спасения. Соответственно, проблема, поставленная поэтом, — это страдание от сильнейшего в мире чувства, которое не находит нужного отклика в сердце возлюбленной. Для нее его любовь — «гиря», которая мешает свободному движению и затрудняет жизнь.
Весь текст послания проникнут отчаянием лирического героя. Он чувствует приближение разрыва, видит, что возлюбленная охладела и играет с его чувствами. Очевидно, что героям не удастся расстаться без скандалов и ссор – «тяжкая гиря» любви никуда не денется и неминуемо потянет поэта обратно.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Лиличка!» заключается в утверждении поэтом всепоглощающей силы любви. Часто любовь приносит мучения, но лирический герой воспевает ее как высшую ценность. Возлюбленная становится Музой поэта, и он создает невероятные по красоте и страстности художественные произведения.
Лирический герой помнит мельчайшие подробности встреч с возлюбленной и так же подробно представляет неминуемое расставание. Любовь для него неразрывна со страстью, а его состояние порою граничит с безумием («руки твои исступленно гладил», «обезумлюсь»). Поэт сравнивает чувство с «тяжелой гирей», которую невозможно будет скинуть и забыть, даже если герои попытаются расстаться без ссор и скандалов.
Смысл стихотворения «Лиличка!» – еще одна попытка выразить свою любовь, чувство, которое срослось с героем. Поэт не готов и не может отказаться от этой любви даже после всех испытанных им мучений.
Средства выразительности
Любовное послание Маяковского очень экспрессивно по форме и содержанию. Наиболее полно и точно выразить чувства поэта помогают многочисленные средства выразительности в стихотворении «Лиличка».
В своей поэзии Маяковский активно занимается словотворчеством, не становится исключением стихотворение «Лиличка!». Мучительное состояние лирического героя описывается с помощью авторских неологизмов: «обезумлюсь», «отчаяньем иссечась», «выреветь».
- Стихотворение наполнено большим количеством ярких оригинальных метафор: «Сердце в железе», «душу цветущую любовью выжег», «слов моих сухие листья».
- Много в тексте образных эпитетов («мутная передняя», «обиженные жалобы», «царственный слон»), среди которых встречаются и авторские («ляжет в опожаренном песке»).
- Интересно заметить, что для создания точного образа своего любви поэт использует олицетворение: «у любви твоей и плачем не вымолишь отдых». Любовь обретает черты возлюбленной поэта и предстает жестоким властным божеством, от которого невозможно сбежать.
Стихотворение В. Маяковского «Лиличка!» представляет собой один из ярчайших текстов любовной лирики начала XX века. Оригинальное и образное, оно обнажает перед читателем страстную натуру поэта и демонстрирует необузданную силу его чувства.
Лиличка! (1916)
Стихотворение адресовано Лиле Юрьевне Брик, которая на протяжении долгих лет оставалась музой Владимира Маяковского. Их связывали непростые взаимоотношения.
Тем не менее, эта женщина была для поэта идеалом. Именно ей он в первый же вечер их знакомства посвятил поэму «Облако в штанах». Были и многие другие посвящения.
Но самым ярким из них можно назвать стихо- творение-письмо «Лиличка!». Оно было написано примерно через год после знакомства Лили Брик и Маяковского.
Привычное начало любого письма - обращение к адресату по имени с восклицательным знаком. Это обращение стало названием произведения. Перед нами письмо героя к женщине, которая, видимо, может его покинуть в любой момент. Поэт безумно влюблён, но его пылкая страсть превратилась для любимой в обузу.
Взволнованная интонация письма выражена свойственным Маяковскому акцентным стихом. Большое значение играют паузы и графическое выделение особо значимых текстовых фрагментов.
Уже первые строчки этого письма передают напряжённое состояние автора. Изображённый интерьер тоже погружает в соответствующее настроение: «Дым табачный воздух выел. / Комната - / глава в кручёныховском аде» (подразумевается поэма А. Кручёных и В. Хлебникова «Игра в аду»).
В нескольких коротких предложениях поэт вспоминает прошлое («Вспомни - / за этим окном / впервые / руки твои, исступлённый, гладил»), определяет настоящее («Сегодня сидишь вот, / сердце в железе») и будущее («День ещё - / выгонишь, / может быть, изругав. / В мутной передней долго не влезет / сломанная дрожью рука в рукав»). И дальше - самые пронзительные строчки:
тело в улицу брошу я.
Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.
Отчаянье поэта так велико, предчувствие, что любимая покинет его так мучительно, что он не хочет длить эту муку и просит её: «дай простимся сейчас». С присущей поэту образностью Маяковский пытается доказать свою любовь. И мы видим, что это чувство владеет им безраздельно.
Кульминацией этого страстного письма можно назвать слова о тяге к самоубийству, которое герой не может совершить, потому что над ним «не властно лезвие ни одного ножа», кроме взгляда любимой:
И в пролёт не брошусь, и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Поэт будто бы всеми силами открещивается от рокового поступка, но в свете его будущей гибели это звучит трагически.
Гиперболизм образов - главная характерная черта выразительных языковых средств поэта.
Лирический герой опосредованно сравнивает себя с быком, которого «трудом уморят», с уставшим слоном, говорит о своём безумном отчаянии: «…душу цветущую любовью выжег».
Эпитет цветущая к слову душа для Маяковского является привычным - душа у поэта почти всегда цветущая, широкая, великая. Такой лирический герой личные проблемы всегда воспринимает как вселенскую катастрофу. Дополнительную эмоциональную окраску дают яркие метафоры (карнавал дней; листья слов).
Как всегда в произведениях Маяковского, мы находим в тексте этого лирического письма необычные лексические единицы (обезумлюсъ, отчаяньем иссе- часъ; выреветъ; кручёныховский ад).
Гиперболизм образов соединяется у автора этого романтического и наполненного горечью стихотворения со щемящей и беззащитной нежностью: «Не надо этого, / дорогая, /хорошая…»; «а мне / ни один не радостен звон, / кроме звона твоего любимого имени»; «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца…»; «Дай хоть / последней нежностью выстелить / твой уходящий шаг».
Перед нами страстный монолог о любви, за стро ками которого обозначен трагический силуэт лири ческого героя.
Здесь искали:
- лиличка анализ
- анализ стихотворения лиличка
- маяковский лиличка анализ
Любовные произведения В. Маяковского поражают откровенностью, некоторые из них напоминают оголенный нерв. В такой манере написано и стихотворение «Лиличка» изучаемое в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Лиличка!» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было создано в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Впервые опубликовано в 1934 г., поэта на то время уже не было в живых.
Тема стихотворения – страдания, вызванные любовью к женщине.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – написан разностопным хореем, рифмовка перекрестная и кольцевая, некоторые строки не рифмуются.
Метафоры – «дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу я», «любовь моя - тяжкая гиря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «душу цветущую любовью выжег».
Эпитеты – «мутная передняя», «дикий», «холодные воды», «опожаренный песок», «суетные дни» .
История создания
Анализируемое произведение было написано Владимиром Владимировичем в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Лили была сестрой невесты Маяковского Эльзы. По иронии судьбы, Эльза сама познакомила Брик со своим женихом. Женщина сразу покорила поэта, хоть особой красотой не отличалась. Исследователи, что весь секрет ее очарования был в темпераментности и неординарности.
Любовь Владимира и Лили нельзя назвать счастливой. Женщина уже была замужем, но брачные узы не могли удержать ее сердце. Живя с мужем, Брик крутила роман с Маяковским. Такие отношения заставили поэта страдать, но любовь не убили. Внутреннее состояние Владимира Владимировича отобразилось на бумаге.
Долгое время стихотворениям Маяковского, посвященным Лилии Брик, не было места в русской литературе. Цензура запрещала их из-за безумных «выходок» женщины, которые были известны широкому кругу людей. При жизни поэта произведение так и не появилось в печати. Впервые его опубликовали в 1934. В 1980-х гг. к изданию готовили сборник любовной лирики Маяковского «Громада любви».
Какое-то время цензура его не пропускала из-за того, что он включал стихотворения, посвященные Брик. Комиссия обязала издателей изъять фамилию и имя музы Маяковского. Тем не менее, название «Лиличка!» чудом удалось сохранить.
Тема
Тема произведения - страдания, принесенные любовью. Раскрывается она в обращении лирического героя к возлюбленной. У стихотворения есть подзаголовок «Вместо письма», он, как бы намекает, что герой выражает свои чувства искренне. Он не хочет их афишировать, ведь душа мужчины открыта только для возлюбленной.
Сначала лирический герой описывает прокуренную комнату. Она такая же мрачная, как и его мысли напоминает ад. Такие ощущения возникают у мужчины из-за того, что возлюбленная охладела к нему. Герой предчувствует разрыв отношений. Он детально воспроизводит картину расставания, которую рисует его воображение: любимая женщина выгоняет его, и он с дрожащими руками в отчаянье бежит по улицам. В этом эпизоде раскрывается взрывной характер героини, который был присущ и ее прототипу.
Любящий мужчина не желает доводить отношения до этой пиковой точки. Он хочет расстаться сейчас, пока возможно сделать это тихо, без ссор. Тем не менее, он уверен, что женщина не сможет избавиться от любви полностью, и будет таскать ее, как гирю.
В строках произведения появляются образы слона и быка. Оба зверя отправляются отдохнуть в место, которое приносит им успокоение. Слон и бык - метафорическое воплощение лирического героя и самого Маяковского, уставшего от любви.
Перед тем, как завершить свое «письмо», герой ее раз признается женщине в любви. Мужчина осознает, что возлюбленная скоро забудет о нем, но не теряет надежду на то, что его слова остановят ее. Последние стихи поражают нежностью, которую герой сумел сохранить в растерзанном сердце.
В произведении реализуется идея о том, что настоящую любовь не могут убить ссоры и разлуки. Автор показывает, что нежное чувство может приносить, как радость, так и страдание.
Композиция
Композиция произведения соответствует футуристической манере. Оно написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы. Это целостный поток мыслей, которые появляются под давлением эмоционального напряжения.
Жанр
Жанр стихотворения - послание, о чем свидетельствует не только форма обращения, но и подзаголовок. В произведении есть признаки элегии: в строках чувствуется печаль и разочарование. Стихотворный размер – разностопный хорей. Автор использовал перекрестную рифмовку. Некоторые строки рифмами не объединены.
Средства выразительности
Как и другие произведения Маяковского «Лиличка!» поражает оригинальными художественными средствами. Для откровенных признаний и создания образа любимой поэт использовал метафоры - «дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу я», «любовь моя - тяжкая гиря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «душу цветущую любовью выжег» и эпитеты - «мутная передняя», «дикий», «холодные воды», «опожаренный песок», «суетные дни» .
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 53.
Описание
Текст стихотворения Маяковского «Лиличка!» написан в свойственной поэту (особенно его раннему творчеству) нервной, «рваной» манере. Оно посвящено Лиле Брик – юной представительнице богемы, в которую на протяжении многих лет был влюблен стихотворец. Их головокружительный роман к моменту написания произведения, изучаемого на уроках литературы в 11 классе, то есть к 1916 году, шел на убыль. Лиле надоело хранить верность одному мужчине, она предпочитая разнообразие, а Маяковский, который все еще горячо ее любил, не был готов делить девушку с другими мужчинами. Но чувства поэта так и не угасли: он снова и снова возвращался к возлюбленной.
Настроение произведения очень взволнованное, заметно, что поэт охвачен отчаянием, потому что с полной ясностью осознает: разрыв неминуем. Лиля Брик не способна на постоянные отношения. Это причиняет поэту душевную боль. Начиная читать стих «Лиличка!» Маяковского Владимира Владимировича, обратите внимание на черты авторского стиля поэта. Это и написание «лесенкой», и нестандартные рифмы (листья ли – выстелить и т.п.), и параллелизм («Кроме любви твоей, мне нету моря» – «Кроме любви твоей, мне нету солнца» и т.д.).
Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского
Владимир Маяковский – отдельная, совершенно ни на кого не похожая фигура среди русских поэтов. Все его творчество было вульгарно оригинальным и предельно искренним. Увлекшись модным движением футуристов, поэт полностью принял его законы и правила создания и построения стихотворений. Более того, он смело ломал не только стандартные стереотипы, но и рамки самого футуризма. Тем не менее Маяковский резко отличался от большинства бездарных представителей авангарда. Его стихи шокировали современников, но при глубоком анализе раскрывали перед читателями настоящий внутренний мир поэта, его ранимость и чуткость.
В жизни Маяковского было много женщин, но только одну он любил по-настоящему. Лиля Брик стала его постоянной музой, ей он посвящал свои лирические стихотворения. Женщина была сторонницей свободной любви. Маяковский тоже придерживался «передовых» взглядов. Но в этом случае человеческая природа не выдержала испытания страстью. Поэт влюбился безнадежно, чего нельзя сказать о Лиле. Маяковский невыносимо страдал от ревности, устраивал громкие сцены. В 1916 г. он написал стихотворение «Лиличка!». Примечательно, что женщина в это время находилась с ним в одной комнате.
Произведение представляет собой страстное обращение лирического героя к своей возлюбленной. Его отличительная особенность – описание сильного любовного чувства с помощью грубого языка. Это сразу закладывает в содержание огромный контраст. Во все времена поэты и писатели изображали любовь через светлые радостные образы. Даже ревность и тоска значительно смягчались с помощью особых выразительных средств. Маяковский рубит с плеча: «сердце в железе», «любовь моя – тяжкая гиря», «выреветь горечь». Немногочисленные положительные эпитеты и фразы («душу цветущую», «последней нежностью») выглядят исключением из правила.
Налицо все каноны футуризма: построение стиха «лесенкой», рваная и неточная рифма, бесконечное множество неологизмов («крученыховском», «опожаренном») и намеренно искаженных слов («обезумлюсь», «иссечась»). Маяковский использует самые невероятные конструкции слов: «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу». Лирический герой сравнивает себя и с быком и со слоном. Для усилений эффекта автор вводит детальное описание способов самоубийства, после чего признается, что и это не выход, так как смерть навсегда лишит его возможности хотя бы видеть возлюбленную. В целом произведение имеет максимально возможный эмоциональный накал. Интересно, что при такой исступленности Маяковский ни разу не употребляет восклицательный знак (кроме самого названия).
Стихотворение «Лиличка!» - образец любовной лирики не только Маяковского, но и всего русского футуризма.
Маяковский — поэт, бунтарь и агитатор, который кроме того, что часто затрагивает тему революции и веру в лучшее будущее, но еще пишет о любви. Маяковский, как и все остальные простые живые люди, испытал чувство любви, встретив среди многочисленных женщин ту, которой впоследствии посвятил не одно стихотворение. Среди них и Лиличка. Это была Лиля Брич, с которой были у поэта были неоднозначные отношения, ведь была она замужней, к тому же придерживалась свободных отношений. И вот, повстречав ее на своем пути, не смог писатель забыть Лиличку, сделав эту женщину своим идеалом. Изучим же это стихотворение Маяковского, которое было написано в 1916 году.
Маяковский: Лиличка!
Если обратиться к истории написания работы, то следует отметить, что писал свою работу автор в то время, когда его избранница находилась с ним в одной комнате. Не смог поэт высказать все свои мысли и переживания вслух, ему было проще взять перо и лист бумаги. Так родилась прекрасная работа, чувственное произведение, в котором через призму и образ лирического героя говорит сам автор, обращаясь к своей возлюбленной. Проблема была только в том, что сама Лиля Брик никогда не отвечала Маяковскому с той самой силой любви, что была у него. И вот поток мыслей уже не удержать, слова сами вытекают в строки и мы можем сделать краткий анализ стихотворения.
Краткий анализ стихотворения
Мы переносимся в комнату, полную табачного дыма. Это помещение для героя, подобна аду, комнате пыток, ведь здесь еще не так давно он гладил руки возлюбленной, а сегодня ее сердце покрылось железом и она в любую минуту может выгнать его в очередной раз. И он вновь ранимый бросится на улицу, иссекаясь диким отчаянием.
Невозможно терпеть подобные муки, поэтому писатель предлагает уже сейчас проститься, ведь видит, что его любовь стала настолько сильной, что подобно гире тяготит возлюбленную. Сейчас у него только одно желание и это выреветь горечь обиженных жалоб.
Читая стихотворение Маяковского Лиличка, мы видим насколько сильно герою хочется доказать свою любовь, которая возможно поможет любимой опомниться. Он говорит, что нет другого солнца, кроме солнца любви, нет для него и моря. Кто-то бы любимую променял на славу, но для Маяковского ничего не важно, лишь бы слышать звон имени избранницы. Мы видим, как ревнует лирический герой женщину, не зная где она сейчас и с кем, даже подумывает о некоторых способах самоубийства, но тут же понимает, его любовь превыше ухода из жизни.
Понимая то, что они с избранницей не будут вместе, и что женщина не готова к скучной семейной жизни, автор просит лишь об одном. Чтобы последней нежностью выстелить уходящий шаг любимой.