Литургия — разъяснение главного богослужения. Божественная Литургия. Обзор
Проводится суточный круг общественных богослужений. Выделяют вечерние, утренние и дневные службы, которые в свою очередь также делятся на так называемые часы. Однако центральной частью всего суточного круга и самым значимым богослужением для православных верующих считается Божественная Литургия, что это такое и какие обряды принято совершать во время этой церковной службы, мы узнаем в этой статье.
Литургия – это не просто главное православное богослужение, а прежде всего – возможность вспомнить новозаветные времена, услышать об истории Спасителя, о его деяниях, а также почувствовать единение с Христом, стать частью всего того великого, во что мы свято верим.
Традиция проведения Литургии берет начало с Тайной вечери Иисуса Христа и его верных учеников. Именно тогда с разрешения Господа установилось таинство Евхаристии, и Спаситель поведал миру заповеди о христианской любви и смирении.
После вознесения Господня апостол Иаков составил первый чин для Божественной Литургии. А уже в IV веке священнослужитель Иоанн Златоуст написал и ввел в церковную традицию краткий вариант чина Литургии, которую ныне служат в православных церквях ежедневно, кроме дней Великого поста, Благовещения и Вербной недели (вход Господень в город Иерусалим).
"Почему же так важна Божественная Литургия и как она позволяет нам ощутить связь с Господом?" – спросите вы. Перед началом богослужения прихожане могут написать имена своих близких в специальных записках, и делается это для того, чтобы даже в молчании, в утренние часы, они могли помянуть своих родных и помолиться о них Господу. Эта традиция помогает верующим не только позаботиться о дорогих сердцу людях, но и стать ближе к Богу, ибо каждую минуту они укрепляются в своей вере, уповают на его милость и чудодейственную, животворящую силу. Во время же таинства Евхаристии христиане могут вкусить святой хлеб и вино, которые представляют собой Плоть и Кровь Христа Спасителя, в священный храм приходит Царствие Божие, а Дух Святой, соединяя Небеса и Твердь земную, возносит молящихся к обители Господней.
Состоит Божественная Литургия из трех основных частей.
- Проскомидия. Название это происходит от греческого слова “προσκομιδή”, означающего "подношение", ведь во времена первых христиан именно хлеб, как самое ценное, приносили в храм в качестве приношений, пожертвований. Участие в этой части Литургии обязательно для всех прихожан и является главным условием для пребывания в храме. В эти моменты на жертвеннике в алтаре совершаются особые священнодействия, с помощью которых подготавливают 5 просфор (хлеб) в знак памяти о чудесном насыщении пятью хлебами и вино для таинства Евхаристии. Просфора олицетворяет единство Святой Троицы и представляет собой также три части души человеческой: мука как основа для бессмертной души, вода как символ Крещения и соль как мудрость и Слово Божие. По окончании всех приготовлений, священнослужитель, надевая все священные облачения, раскладывает частицы просфор в особом порядке и начинает молитву за всех святых, живых и почивших, а накануне окончания часов проводит каждение храма в знак божественной милости, любви и благодати, нисходящей на все человечество.
- Литургия оглашенных. Эта часть богослужения названа именно так, потому что на ней разрешается присутствовать не только крещеным прихожанам, но и тем, кто только оглашен для Крещения, то есть готовится к обряду. Получив разрешение и благословение иерея помощник священника объявляет о начале службы, церковный хор начинает песнопения, вопрошая о милости Божьей и благоденствии. Затем священник, выходя на амвон (специальное возвышение, предназначенное для чтения Святого Писания и богослужебных речей), повествует присутствующим святое Евангелие. Завершается эта часть литургии истовой молитвой о близких (как живых, так и усопших) и об оглашенных.
- Литургия верных. Это завершающая часть Божественной Литургии, во время которой обо всех верующих и совершают обряд причащения. Священник в молитве просит Бога о том, чтобы он ниспослал Святой дух на всех прихожан и на дары, которые возложили они на жертвенный алтарь. После причащения верующие запивают причастие святым вином, соединенным с теплой водой, дабы не оставить при себе часть даров Господних, а в последний раз упоминают всех своих родных и близких. Завершается литургия Отпустом – благословением молящихся.
Отвечая на вопрос о том, сколько длится литургия, стоит отметить, что Божественную Литургию принято проводить в предобеденное время между 6-м и 9-м часом, что соответствует полудню и трем часам пополудни. Однако в наше время, 9-й час служится крайне редко, а длительность службы регулируется традициями отдельного региона и храма.
Чтобы узнать, что такое литургия по содержанию, необходимо получить общие представления о церкви, понимать азы православного христианства, знать, чем отличается Церковь от храма. Эти понятия не совсем тождественны.
Храм – это здание, где верующие собираются для молитвы, участия в богослужениях и молебнах. Церковь – более широкое понятие. Главным богослужением православной церкви является Божественная литургия.
Главным оно считается, потому что на этой церковной службе происходит великое Таинство Евхаристии, или Причастия.
По молитве священника хлеб и вино (Святые Дары) становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Слово в переводе с греческого означает – «совместное дело».
Впервые таинство Евхаристии совершил сам Господь перед тем, как Его предал один из учеников – Иуда Искариот.
Собравшись накануне крестных страданий вместе с апостолами, Христос, благословив и преломив хлеб с вином, завещал вкушать их в память о нем, тем самым оставив возможность соединяться с Ним через причащение святых Христовых тайн.
В церкви священником совершается это воспоминание. В одной из частей службы совершается литургия о здравии. Для болеющих христиан, не имеющих возможности посетить службу, это божественная помощь в духовном укреплении.
Важно! Перед Причастием обязательно Таинство Исповеди.
Последовательность литургии или ее чин формировались созвучно каждому историческому периоду, меняясь в зависимости от местности, но в точности сохраняя завещание Христа.
Во времена апостолов Евхаристия совершалась вместе с трапезой: христиане молились, беседовали о Боге, после вечери совершалось Таинство Евхаристии.
В современном чине на литургии трапеза отделена от священнодействия. Если храм имеет возможность кормить прихожан, то трапеза совершается после окончания службы.
Проводить литургическое священнодействие положено от рассвета до обеда.
Последовательность литургии в современном храме:
- приготовление предметов для Таинства;
- подготовка верующих – молитва, исповедь;
- само Таинство и Причастие.
Божественная литургия в церкви проходит в три этапа:
- проскомидия;
- литургия оглашенных;
- литургия верных.
Что происходит на литургии
Проскомидия означает приношение. Перед началом службы приносится хлеб и вино. Хлеб, приносимый на Таинство Евхаристии, называется просфорой. Готовится он из дрожжевого теста.
На проскомидии используют пять просфор как память о чуде насыщения Христом пяти тысяч человек. На просфоре написано Иисус Христос побеждает.
Для Причастия преломляют только один хлеб, так же, как это делал Иисус. Апостол Павел сказал: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор 10, 17). Красное вино смешивается с водой, символизируя истечение крови и воды из тела Господа при распятии.
Интересно! Александро Невская Лавра: Николая Чудотворца
Последовательность на литургии проскомидии начинается во время чтения часов с возгласом «Благословен Бог наш». Часы – это богослужения из трех псалмов, стихов и молитв. Они посвящены обстоятельствам страданий Иисуса Христа. Что происходит на жертвеннике, в алтаре в это время?
Из просфоры агничной, для Причастия, священник специальным ножом (копие) делает надрезы в центре в форме куба. Эта частица называется Агнец, символизируя самого Христа как невинную жертву. Агнец снизу крестообразно надрезается, затем он протыкается копием с правой стороны.
Священник читает слова из Библии. Далее в специальный сосуд (потир) наливается вино с водой.
Последовательность каждого движения священника имеет символическое значение. Когда Агнец приготовлен, его кладут на дискос.
Вынимаются частицы из остальных просфор в честь Богородицы, Иоанна Крестителя, святых, мучеников, всех тех, кого поминает Церковь в этот день, а также родителей Девы Марии и святителя, чин которого служат священники. То есть служба может быть святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.
Отличие богослужений апостольских времен от современной церковной практики только в текстах молитв. Но содержание литургии неизменно со времени пришествия Иисусу Христа.
Перед службой верующие подают записки с именами о здравии и упокоении православных людей. За них тоже вынимаются частички из просфор и кладутся на дискос. Последовательность происходит в строго определенном порядке.
Когда идет богослужение, запрещено самовольно вносить какие-либо изменения, нарушать порядок службы. Среди предметов Таинства есть звездица – она символ Вифлеемской звезды и креста. Ею священник накрывает Агнец на дискосе. Дискос обозначает пещеру и Голгофу.
Когда совершаются эти действия, священником совершается каждение. В окончании проскомидии звездица покрывается двумя покровцами, они символизируют рождественские пелены. И все вместе накрывается покровом побольше, который называется воздух.
Литургия оглашенных
Эта часть так называется, потому что на ней могут присутствовать как крещеные, так и готовящиеся принять Таинство Крещения. Их и называют оглашенными.
Последовательность литургии продолжается длительной молитвой – мирной ектиньей. Начинается она с призыва: «Миром Господу помолимся».
Все молятся обо всех сторонах нашей жизни. О мире в целом, о храмах, о служащих, жертвующих, путешествующих, болящих, плененных, то есть обо всех живущих.
В этой части службы каждый чувствует, что это такое – соборность, когда все вместе «едиными устами и единым сердцем». Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20).
После мирной ектеньи церковным хором попеременно поются псалмы. Они называются антифоны. Священником совершается вход с Евангелием и обращением «Премудрость, прости!».
В это время от верующих требуется максимальное внимание, как если бы сам Господь обращался к верующим. После краткой песни (тропаря), славящей Господа, Деву Марию или святых, начинается чтение книг Апостолов и Евангелия.
Последовательность литургии продолжает усиленная ектенья с поминовением имен в поданных записках. Служится литургия о здравии. В ней поминаются все священноначалие, власти и воинства. По ее завершении начинается поминание умерших христиан. В ней у Бога молящиеся просят милости за грехи умерших, помогая тем самым душам близких людей быть ближе к небесным обителям.
Завершается вторая часть ектиньей об оглашенных. Звучат слова: «Оглашенные, изыдите», готовящиеся к крещению выходят из храма. Значит, в службе начинается завершающий этап – литургия верных.
Важно знать! Когда можно попасть в Радонежского в Бусиново
Литургия верных
Последовательность этой части службы следующая:
- переносятся Дары с жертвенника на престол;
- верующие готовятся к освящению Даров;
- освящаются Дары
- верующие готовятся к Причастию и причащаются;
- возносится благодарение Богу за Причастие и отпуст (завершение службы).
Как происходит эта часть богослужения? Момент, когда призываются силы небесные и воинство ангельское начинается с пения Херувимской песни.
Происходит соединение Церкви небесной и земной. Присутствующие в храме оставляют всю суету, обиды, вражду и молятся о спасении.
Освящение Святых Даров подготавливается просительной ектиньей. После неё все верующие поют «Символ веры», тем самым показывая торжественность службы. Эта молитва содержит все основные ценности и догматы православной церкви.
Важно! К Таинству Евхаристии нельзя приступать без благоговения и особого внимания.
Песнь «Милость мира» продолжает евхаристический канон. Во время песнопения священником над Дарами читаются евхаристические или тайносовершаемые молитвы. Помощник священника – иерей читает молитву благодарения. Громко вслух священник произносит: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».
В молитвах вспоминается, как проходит Таинство Евхаристии. Какие благодеяния, дал людям Господь – возможность быть с Ним через причащение Святых Даров, жертва собственной жизни Христа за наши грехи, будущее Воскресение и спасение наших душ.
В эти воспоминания свершается освящение или претворение в Тело и Кровь Христовы – хлеба и вина. Священник читает три раза короткий тропарь из часов с прошением о схождении Святого Духа на Святые Дары, всех молящихся. Освящение завершается троекратным: «Аминь». Святые Дары это наша бескровная жертва «за всех и за вся» приносимая.
Прихожане соборно (вместе) читают главную молитву «Отче наш», завещанную самим Богом. Священник возглашает: «Святая святым!», напоминая о благоговейном состоянии, приступая к Таинству Причастия. После этого открываются царские врата, выносится Чаша.
Царские врата символизируют открытие гроба Господня, Святые Дары –Воскресение Господне. Читается специальная молитва перед святым Причащением. Прихожане молятся, смиренно осознавая свое недостоинство перед величием святыни и совершаемого Таинства.
Познавательно! Адрес и расписание Вознесения Господня
Подавая записки о здравии на главное священнодействие, помните, что литургия о здравии помогает благодарным и богобоязненным людям.
Полезное видео: Святой отец коротко о литургии
Подведем итоги
К Причастию допускаются те, кто подготовился к Таинству Евхаристии: исповедался, молился по правилу ко Святому Причастию (оно есть в молитвослове), получил благословение священника.
Причастив верующих, священник освящает прихожан и переносит Чашу на жертвенник. Это символ последнего явление Спасителя апостолам и Его вознесение на небеса.
Завершается богослужение отпустом. В нем поминают Божию Матерь, святителя, в честь которого совершалась служба, святых храма и дня.
Божественная литургия — вершина и центр православного богослужения. Во время литургии совершается Таинство Евхаристии — соединение верных со Христом через причащение под видом хлеба и вина Святых и Животворящих Тела и Крови Спасителя. В этом соединении — основа и смысл жизни всех верных, составляющих Единое Тело Христово — Церковь.
Первая часть литургии — проскомидия , или приношение, — обычно совершается при чтении третьего и шестого часов, тайно, в алтаре — как таинственны и неведомы для многих были великие события, воспоминаемые на ней.
На проскомидии священник молится о соделании его достойным великого священнодействия и приготовляет хлеб и вино для будущего Таинства, причем в символических действиях и словах молитвы воспоминаются два важнейших события — Воплощение (Рождество) Бога Слова и принесение Им Себя в Жертву на Кресте для спасения людей. Также поминается вся Церковь земная и Небесная: от Божией Матери и святых угодников Божиих до всех ныне живущих и усопших православных христиан, молясь за которых священник вынимает частички из просфор — особых богослужебных хлебов. В конце литургии, после причастия, эти частички будут погружены в Чашу со Святой Кровью Господней как ходатайство о прощении и спасении поминаемых людей. Это ходатайство имеет для живых и усопших большую силу и значение.
Вторая часть литургии — литургия оглашенных (так называются готовящиеся к принятию Крещения, а также кающиеся, за особые проступки не допускаемые до причащения в целях более действенного покаяния) — начинается возгласом прославления Царства Пресвятой Троицы и великой ектенией . Затем следует пение двух антифонов (в воскресенье — псалмов 102-го и 145-го , изображающих благодеяния Божии людям и научающих возлагать надежды прежде всего на Бога), исполняемых двумя хорами попеременно, и песни «Единородный Сыне...», в которой мы исповедуем Воплощение Спасителя и совершенное Им Искупление. После малой ектении поются так называемые «Блаженства» — высокие заповеди, которые оставил Спаситель Своим ученикам, обещая за их искреннее, во всей глубине сердечной исполнение духовные и земные блага. В великие праздники воскресные антифоны и «Блаженства» заменяются особыми, праздничными, антифонами, а в будни — псалмами с особыми припевами.
Во время пения «Блаженств» совершается Малый вход священнослужителей с Евангелием , знаменующий явление Спасителя в мир для проповеди и совершения Искупления рода человеческого. Свеча, предносимая Евангелию, символизирует как свет Христова учения, так и предшественника Христа, святого Пророка и Крестителя Иоанна, приготовлявшего людей к принятию Мессии. Священник во время Малого входа молится, чтобы святые Ангелы были участниками и сослужителями совершающейся божественной службы.
После Малого входа следует пение тропарей , посвященных празднику или событиям и святым, которым посвящен храм, а также «Трисвятого» (в некоторые великие праздники — и иного песнопения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа» ).
Богослужение продолжается чтением отрывков из апостольских Посланий или Деяний святых апостолов, а затем из Евангелия , что символизирует проповедь апостолов и Самого Иисуса Христа. Слушать Евангелие нужно с особым вниманием, как бы Самого Господа, наставляющего нас. Чтения из Священного Писания могут относиться к празднику или быть «рядовыми», то есть следующими в Священном Писании одно за другим и читаемыми подряд, по одному каждый день.
Литургия оглашенных завершается ектениями: сугубой , в которой звучит молитва Церкви о многочисленных нуждах живых (во время нее священник тайно читает молитву прилежного моления, в которой просит о ниспослании щедрых благодеяний Божиих всем верным); заупокойной , где испрашивается прощение грехов и Жизнь Вечная усопшим; об оглашенных , являющейся прошением о просвещении Крещением готовящихся к этому великому Таинству. В древности после последней ектении оглашенные выходили из храма. Теперь, слыша призыв диакона: «Оглашеннии, изыдите!» — мы должны думать, достойно ли мы носим звание верных, достойны ли мы присутствовать на повторяемой ради нас Тайной вечере Спасителя, и должны молиться о прощении своих грехов.
Третья часть литургии — литургия верных , на которой в древности могли присутствовать лишь крещеные и сохраняющие своей жизнью благодатные дары Крещения, — начинается двумя краткими ектениями .
Затем следует Великий вход , установленный Церковью для перенесения Честных Даров с жертвенника на престол для их освящения. Во время пения Херувимской песни мы призываемся отложить всякие земные заботы: «Херувимы тайно образующе...», то есть таинственно изображая (собой) Херувимов, достойно почтить Царя всех Христа внимательной молитвой и достойным принятием Святых Даров. Священнослужители выходят с Честными Дарами из боковых дверей в предшествии свещеносца с возжженной свечой. Честные Дары при этом изображают Самого Христа, Царя славы. Все предстоящие в храме преклоняют головы и молятся про себя словами разбойника, распятого на кресте: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» , тем самым прося священнослужителей вспомнить о них при возношении Даров, приносимых ими в Бескровную Жертву. После поминовения правящего архиерея, всего священнического и монашеского чина, причта церковного и всех православных христиан и благословения предстоящего народа священнослужители входят через Царские врата в алтарь . Молящиеся в это время должны вознести свои молитвы за служащих и за себя. Священнодействие напоминает нам вход Господа в Иерусалим, а также крестный путь Иисуса Христа к месту Его распятия и погребение Его святыми праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом.
После просительной ектении и пения всеми верующими Символа веры начинается самая важная часть литургии — Евхаристический канон , во время которого непостижимым образом, таинственно происходит преложение (претворение благодатью Святого Духа) хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Спасителя. Читая тайно евхаристическую молитву, прославляя благодеяния и бесконечную любовь Божию к человеку и воспоминая Тайную вечерю, священник произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Таинства Причащения: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов» (См. Мф. 26:26-28. Лк. 22:19-20. 1 Кор. 11:24).
Это служит напоминанием нам, что мы реально присутствуем на повторяемой ради нас Тайной вечере, что нас, как две тысячи лет назад святых апостолов, Спаситель призывает к единению с Ним.
Святейшие минуты Евхаристического канона — молитвенное призывание Святого Духа и по благословении Святых Даров преложение их — наступают после возгласа священника: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» — и сопровождаются пением: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молим Ти ся, Боже наш». В эти минуты в алтаре совершается по действию Духа Святого то же преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, которое совершил Спаситель на Тайной вечере, благословив хлеб и вино.
Евхаристический канон продолжается прославлением Божией Матери в песни «Достойно есть» , дарованной нам, по церковному преданию, Ангелом, и молитвой священника за всех членов Церкви. После канона следует просительная ектения и пение всеми верующими молитвы Господней «Отче наш» — этого образца молитвы, объемлющей все главные, духовные и житейские, нужды человека. Этой молитвой мы еще раз призываемся к любви, необходимой участникам единой Трапезы Отца Небесного, и к прощению ближнего, чтобы простились и наши грехи.
Диакон возглашает: «Вонмем» (т. е. будем внимательны), и по возгласе священника: «Святая святым» , указывающем на необходимость чистоты для приступающих к пречистому Таинству (причем хор со страхом смиренно отвечает: «Един свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь» , а миряне делают земной поклон ), и закрытии алтарной завесы поется причастный стих. После него для приступающих к Таинству обычно читаются молитвы ко Святому Причащению , дабы в последние минуты перед причащением ум и сердце не рассеивались.
В это время священнослужители причащаются в алтаре , совершая это во образ причащения апостолов на Тайной вечере: священник причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. По причащении же священнослужители, благодаря, молятся: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».
После причащения священнослужителей открываются Царские врата — как когда-то открылся гроб Спасителя — и выносится Святая Чаша для причащения мирян . Это первое явление Святых Даров напоминает нам первое явление Иисуса Христа по Воскресении, бывшее святой Марии Магдалине.
Диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите» , а хор поет: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» , ибо Святые Дары — Сам Христос, являющийся для единения с верными. Все присутствующие в храме совершают земной поклон перед приходящим и вездесущим Богом. Повторяя за священником слова молитвы перед причащением , мы исповедуем свою веру во Христа и божественную силу Святых Даров: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго... Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя...» — и молимся о прощении прегрешений и неосужденном причащении Святых Тайн.
Приступающие к Причастию складывают на груди крестообразно руки в знак веры во спасение нас Распятым Христом. Со страхом, чувством своего недостоинства и смирением, с верой в спасительность Таинства, назвав свое имя, они принимают в уста Пречистые Тайны и осторожно целуют край Святой Чаши. Хор во время причащения поет: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите». После причащения нужно стараться хранить себя от всякого греховного и памятовать о великом и страшном Таинстве, милосердии и любви Божией к нам, грешным.
По причащении мирян священник опускает в Святую Чашу все частицы, которые были вынуты из просфор, прося Господа омыть Своею Кровью грехи всех поминавшихся на литургии , затем тихо произносит: «Благословен Бог наш» — и в последний раз выносит Святую Чашу и со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» благословляет Святыми Дарами верующих, причем мы на это отвечаем земным поклоном являющемуся нам в Святых Дарах Господу. Причастники делают поясной поклон . Благословение верующих Святой Чашей и ее перенесение с престола на жертвенник знаменует последнее явление Господа ученикам и Его Вознесение на Небо. Также оно напоминает нам обещание Спасителя пребывать в Своей Церкви с верующими во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).
Священник возглашает: «С миром изыдем» , а хор отвечает от лица всех молящихся: «О имени Господни» , то есть с именем Божиим в душе, с миром Христовым в мыслях и сердце.
За этим следует благодарственная ектения и так называемая «заамвонная молитва» (читаемая священником перед амвоном), в которой испрашивается благословение верующих и их освящение, сохранение Церкви, дарование мира миру. После этого хор трижды поет: «Буди имя Господне благословено отныне и до века» . Затем священник произносит отпуст (заключительную молитву службы) , а хор поет многолетие , и верные, приложившись ко святому кресту (а причастники еще и прослушав молитвы после Святого Причащения), выходят из храма, благодаря Бога и стараясь сохранить в своей душе полученное за богослужением благодатное просвещение.
Из книги «Всенощное бдение. Божественная литургия. Таинства Церкви» издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Литургия - самое важное богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения.В переводе с греческого слово «литургия» значит "общее дело" или "общее служение". Божественная литургия называется также Евхаристией – благодарением. Совершая ее, мы благодарим Бога за спасение рода человеческого от греха, проклятия и смерти Жертвой, принесенной на Кресте Его Сыном, Господом нашим Иисусом Христом. Литургия называется и "обедней", так как ее положено совершать в полуденное (предобеденное) время. В апостольское время Литургия называлась еще "преломлением хлеба" (Деян. 2, 46).
Божественная литургия совершается в храме, на престоле, на освященном архиереем плате, который называется антиминсом. Совершитель Таинства есть Сам Господь.
«Священниковы только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая дары... Действующая же сила от Господа исходит», - писал св. Феофан Затворник .
Молитвы и священнодействия благодарения низводят благодать Святого Духа на приготовленные хлеб и вино и делают их Святым Причастием - Телом и Кровью Христовой.
Царство Божие наступает в храме, и вечность упраздняет время. Схождение Духа Святого не только прелагает хлеб в Тело, а вино в Кровь Христа, но соединяет Небо и землю, возводит христиан на Небо. Присутствующие в храме за литургией становятся участниками Тайной Вечери Господней.
Божественная литургия состоит из трех частей :
1) проскомидии
2) литургии оглашенных
3) литургии верных.
Слово "проскомидия " означает "принесение". Первая часть литургии так называется в соответствии с обычаем древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине этот хлеб называется просфора, что значит приношение. Проскомидия совершается священником на жертвеннике при закрытом алтаре вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.
Вторая часть литургии называется литургией оглашенных , потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к причащению, допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся ко крещению, а также и кающиеся, не допускаемые к причащению. Она оканчивается повелением оглашенным выйти из церкви.
Третья часть литургии, за которой совершается таинство причащения, называется литургией верных , потому что на ней могут присутствовать только верные, т. е. крещеные.
Ее можно подразделить на следующие части: 1) перенесение честных Даров с жертвенника на престол; 2) приготовление верующих к освящению Даров; 3) освящение (пресуществление) Даров; 4) приготовление верующих к причащению; 5) причащение и 6) благодарение за причащение и отпуст.
Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне крестных Его страданий (Мф. 26, 26-29; Мк. 14, 22-25; Лк. 22, 19-21; 1 Кор. 11, 23-26). Господь повелел творить это Таинство в Его воспоминание (Лк. 22, 19).
Апостолы совершали Святое Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа, соединяя его с чтением Священного Писания, пением псалмов и молитв. Составителем первого чина литургии христианской Церкви считается святой апостол Иаков, брат Господень.
В четвертом веке св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Литургия св. апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского.
Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме Великого поста, когда она совершается по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю ваий.
Десять раз в году совершается литургия святителя Василия Великого .
По средам и пятницам Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, имеющая особый чин.
Существует немало богослужений. Каждое из них не только торжественно и красиво. За внешними обрядами скрывается глубокий смысл, который необходимо понимать верующему человеку. В этой статье мы расскажем простыми словами о литургии. Что это такое и почему именно литургия считается самым важным богослужением у христиан?
Суточный круг
Богослужение - это внешняя сторона религии. Через молитвы, песнопения, проповеди и священнодействия люди выражают свои благоговейные чувства к богу, благодарят его и вступают в таинственное общение с ним. В ветхозаветные времена было принято совершать службы непрерывно в течение дня, начиная с 6 часов вечера.
Какие богослужения входят в суточный круг? Перечислим их:
- Вечерня. Ее совершают вечером, благодаря Бога за прошедшей день и прося освятить приближающуюся ночь.
- Повечерие. Это служба после ужина, на которой даются напутствия всем готовящимся ко сну и читаются молитвы с просьбой к Господу защитить нас во время ночного отдыха.
- Полунощница раньше читалась в полночь, но в настоящее время совершается перед утреней. Она посвящена ожиданию второго пришествия Иисуса Христа и необходимости всегда быть готовыми к этому событию.
- Утреню служат перед восходом солнца. На ней благодарят творца за прошедшую ночь и просят освятить новый день.
- Службы часов. В определенное время (часы) в церкви принято вспоминать события смерти и воскресения Спасителя, сошествие на апостолов святого духа.
- Всенощное бдение. "Бдение" означает "бодрствование". Это торжественное богослужение совершается перед воскресными днями и праздниками. У древних христиан оно начиналось с вечерни и длилось всю ночь, захватывая утреню и первый час. Историю спасения грешного человечества через схождение на землю Христа вспоминают верующие во время всенощного бдения.
- Литургия. Это кульминация всех богослужений. Во время нее совершается таинство причащения.
Прообразом для нее стала тайная вечеря, на которую Спаситель в последний раз собрал своих учеников. Он дал им чашу с вином, символизирующим кровь, пролитую Иисусом за человечество. А затем разделил на всех пасхальный хлеб как прообраз своего тела, принесенного в жертву. Через эту трапезу Спаситель подарил людям самого себя и велел совершать обряд в память о нем до конца мира.
Что такое литургия сейчас? Это воспоминание о жизни Иисуса Христа, его чудесном рождении, мучительной смерти на кресте и вознесении на небо. Центральным событием является таинство причащения, на котором прихожане вкушают жертвенную пищу. Тем самым верующие соединяются со Спасителем, и на них нисходит божественная благодать. Кстати, с греческого "литургия" переводится как "совместное дело". Во время этой службы остро ощущается собственная причастность к церкви, единение живых и мертвых, грешных и святых через центральную фигуру Иисуса Христа.
Литургические каноны
Первыми служить литургию начали апостолы. Они делали это по примеру Иисуса Христа, добавив к таинству причащения молитвы и чтение Библии. Считается, что изначальный чин службы составил апостол Иаков, брат Спасителя, сын плотника Иосифа от первой жены. Передавался канон устно от священника к священнику.
Впервые текст литургии был записан в 4 веке святителем и архиепископом Василием Великим. Он канонизировал вариант, принятый на его родине (Каппадокия, Малая Азия). Однако предложенный им чин был продолжительным во времени, и не все прихожане выдерживали его. Святитель Иоанн Златоуст сократил службу, взяв за основу изначальную литургию апостола Иакова. В настоящее время канон Василия Великого служится десять раз в году, в особые дни. В остальное время предпочтение отдается литургии Златоуста.
Божественная литургия с пояснениями
На Руси ее называли "обедней", так как совершалась она до обеда. Литургия - необыкновенно красивая, богатая служба. Но по-настоящему прочувствовать ее может только тот, кто осознает глубокий смысл происходящего. Ведь главное действующее лицо во время литургии - не священник, а сам господь. Святой дух незримо нисходит на хлеб и вино, приготовленные к таинству причащения. И они становятся плотью и кровью Спасителя, через которые любой человек освобождается от греховного начала.
Во время литургии восстанавливается единство материального и божественного, людей и бога, нарушенное когда-то Адамом и Евой. В храме наступает царствие небесное, над которым не властно время. Каждый присутствующий переносится на тайную вечерю, где Спаситель лично дает ему вина и хлеба, призывая всех быть милосердными и любящими. Теперь подробно рассмотрим каждый этап литургии.
Подача записок
Что такое литургия? Это служба, во время которой стираются границы между царствием небесным и земным. Мы можем напрямую обратиться к Богу с прошением о близких. Но еще большей силой обладает коллективная молитва. Чтобы вся церковь помолилась о дорогих вам людях, живых или усопших, необходимо заранее подать записку в свечную лавку.
Для этого используют специальный бланк или обычный лист бумаги, на котором рисуется крест. Далее подпишите: "За здравие" или "За упокой". Молитва во время литургии особенно нужна людям больным, страдающим, оступившимся. Записки об упокое подаются в дни рождения и смерти покинувшего этот мир человека, на его именины. Допускается указывать на одном листе бумаги от 5 до 10 имен. Они должны быть получены при крещении. Фамилии и отчества не нужны. В записку нельзя включать имена некрещеных людей.
Проскомидия
Это слово переводится как "принесение". Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.
Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется "Агнец" (ягненок). Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан.
Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие. Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары.
Литургия оглашенных
Оглашенными в древности называли тех, кто только готовится к крещению. На этой части литургии может присутствовать любой желающий. Начинается она с выхода диакона из алтаря и восклицания: "Благослови, Владыко!" Затем следует пение псалмов и молитв. На литургии оглашенных вспоминается жизненный путь Спасителя от рождения и до смертных страданий.
Кульминацией становится чтение Нового Завета. Евангелие торжественно выносят из северных врат алтаря. Впереди идет священнослужитель с горящей свечой. Это свет учения Христова и одновременно прообраз Иоанна Предтечи. Диакон несет поднятое вверх Евангелие - символ Христа. За ним идет иерей, склонив голову в знак покорности Божьей воле. Шествие заканчивается у амвона перед царскими вратами. Во время чтения Священного Писания присутствующим следует стоять, почтительно преклонив головы.
Затем священник озвучивает поданные прихожанами записки, вся церковь молится за здравие и упокой указанных в них людей. Завершается литургия оглашенных возгласом: "Оглашенные, изыдите!" После этого в храме остаются только крещеные.
Литургия верных
В полной мере осознать, что такое литургия, могут люди, допущенные к причастию. Последняя часть службы посвящена тайной вечере, смерти Спасителя, его чудесному воскресению, вознесению на небо и грядущему второму пришествию. На престол выносятся дары, читаются молитвы, в том числе самые главные. Хором прихожане поют "Символ веры", где излагаются основы христианского учения, и "Отче Наш", подарок самого Иисуса Христа.
Кульминацией службы становится таинство причащения. После него собравшиеся благодарят бога и молятся о всех членах церкви. В самом конце поется: "Буде имя Господне благословенно отныне и до века". Священник в это время благословляет прихожан крестом, все по очереди подходят к нему, целуют крест и с миром идут домой.
Как правильно причащаться
Не приняв участия в этом таинстве, вы не ощутите на себе, что такое литургия. Перед причастием верующий должен раскаяться в грехах, исповедаться священнику. Также предписан пост длительностью минимум 3 дня, во время которого не следует есть мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы. Причащаться нужно на голодный желудок. Рекомендуется также воздержаться от курения и приема лекарств.
Перед причащением скрестите руки на груди, положив правую поверх левой. Встаньте в очередь, не толкайтесь. Когда подойдете к священнику, назовите имя и откройте рот. В него положат кусочек хлеба, смоченный в вине. Поцелуйте чашу священника и отойдите. Возьмите на столике просфору и "теплоту" (запивку из вина, разбавленного водой). Только после этого можно разговаривать.
Что такое литургия? Это возможность вспомнить весь путь Спасителя и соединиться с ним в таинстве причащения. После службы в храме человек укрепляется в вере, его душа наполняется светом, гармонией и умиротворением.