Крупнейший транспортный узел сша. Мировая транспортная система Особенности развития транспортной системы крупнейшие транспортные узлы
Транспортный узел включает комплекс транспортных устройств в пункте взаимодействия нескольких видов магистрального транспорта, выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. В состав транспортного узла могут входить железнодорожные станции и подходы магистральных железнодорожных линий, морские и речные порты или водные узлы, узлы автомобильных дорог магистрального и местного значения, аэропорты и другие устройства воздушного транспорта, устройства промышленного и городского транспорта общего пользования.
В транспортном узле осуществляется пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой в стыковых пунктах. К пассажирским стыковым пунктам относятся железнодорожные пассажирские станции, автовокзалы, морские и речные порты, аэропорты, станции метрополитенов. Грузовыми стыковыми пунктами являются грузовые железнодорожные станции, специализированные базы, морские и речные порты, аэропорты и др.
Транспортные узлы специализируются: по числу видов транспорта, обслуживающих узел; по характеру эксплуатационной работы; по экономико-географическому признаку; численности населения обслуживаемого города; расположению транспортных устройств и геометрической форме схемы узла.
По числу видов транспорта выделяют железнодорожно-автодорожные (Челябинск), железнодорожно-водно-автодорожные (Москва, Санкт-Петербург, Омск) и водно-автодорожные узлы (Якутск).
По характеру эксплуатационной работы транспортные узлы делятся: на транзитные, обслуживающие транзитные потоки в прямом и смешанном видах сообщений; с большой местной работой, обслуживающие транзитные и местные потоки (Ростов-на-Дону, Ярославль); местные (Мурманск).
По экономико-географическому признаку узлы бывают сухопутные и расположенные на берегах рек и морей. В зависимости от численности населения города, обслуживаемого узлом, они подразделяются: на малые и средние с населением до 100 тыс. чел и сравнительно слаборазвитой промышленностью; большие и крупные с населением до 1 млн чел. и развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью; крупнейшие с населением более 1 млн чел. и крупной промышленностью.
По расположению транспортных устройств транспортные узлы подразделяются: на однокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта; однокомплектные с раздельным расположением пассажирского и грузового районов; многокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта и многокомплектные комбинированные.
Однокомплектные транспортные узлы обслуживают малые, средние или большие города компактной формы. Они имеют одну объединенную станцию, где сосредоточены все транспортные сооружения, промышленный район, обслуживаемый этой станцией, и совмещенный железнодорожно-автодорожный вокзал. В больших городах в однокомплектных узлах возможно разделение пассажирских и грузовых районов. Многокомплектные узлы характерны для крупных и крупнейших городов. Они имеют несколько промышленных районов с обслуживающими их грузовыми станциями, одну или несколько сортировочных станций, объединенный пассажирский район с самостоятельными вокзалами для видов транспорта и остановочные пункты железнодорожного, автомобильного и водного транспорта.
По геометрической форме транспортные узлы делятся на конечные, радиальные, вытянутые в длину, радиально-полукольцевые, радиально-кольцевые и комбинированные.
Конечные узлы располагаются вблизи морей, крупных рек и высокогорья (Архангельск, Владикавказ). Они имеют небольшое число примыканий железнодорожных линий и автомобильных дорог с выраженным характером конечных потоков пассажиров и грузов. Конечные узлы обслуживают, как правило, небольшие города.
Радиальные узлы наиболее характерны для крупных городов (Ярославль, Нижний Новгород). В них железные и автомобильные дороги сходятся лучами-радиусами к одному району города или к одному району сходятся железнодорожные линии, а к другому автомобильные дороги. В радиальных транспортных узлах железнодорожные линии могут располагаться по радиальной, треугольной или крестообразной схеме.
Транспортные узлы, вытянутые в длину, характерны для районов со сложными топографическими условиями, на берегах больших рек и морей (Волгоград). Эти узлы обслуживают города, вытянутые в длину, а подходы железных и автомобильных дорог в них расположены в противоположных концах. Такие узлы образуются в местах слияния сходящихся железнодорожных линий на подходах к городу. В них сооружаются несколько последовательно расположенных станций, обслуживающих пути необщего пользования и выполняющих работу по поездообразованию. При проектировании узлов, вытянутых в длину необходимо предусматривать примыкания линий, обеспечивающих минимальные угловые потоки.
Радиально-полукольцевые узлы больших городов, обычно расположенных на берегах морей и крупных рек, имеют одно кольцо или несколько полуколец (Санкт-Петербург), а радиально-кольцевые узлы крупных городов - несколько колец железных и автомобильных дорог с радиусами и диаметрами внутри города (Москва). Такие узлы удобны в эксплуатации, обеспечивая равномерность удаления транспортной инфраструктуры от центра города.
Комбинированные узлы представляют собой сочетание рассмотренных выше схем. Чаще всего встречаются узлы, включающие: тупиковый железнодорожный и радиальный автодорожный узлы с прямоугольной или радиальной планировкой уличных сетей; железнодорожный узел с параллельными ходами и радиальный автодорожный узел; железнодорожный узел, вытянутый в длину, или с параллельными ходами и радиальным автодорожным узлом.
Одному и тому же типу транспортного узла может соответствовать значительное количество разновидностей схем, различающихся отдельными деталями, но объединяемых общими закономерностями развития, характерными устройствами и условиями эксплуатации.
Развитие различных видов транспорта и промышленности в городах создает условия для изменения схем и типов железнодорожных и автодорожных узлов, морских и речных портов, изменяя этим общую схему транспортных узлов. Радиальные узлы обычно преобразовываются в радиально-полукольцевые и радиально-кольцевые, а затем в комбинированные. Расположение транспортных узлов определяется размещением производительных сил и исторически сложившейся сетью городов и их планировкой.
Региональная транспортная система региона относится в основном к
западноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50 - 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания).
Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250 - 300 млн. т грузов в год. После ввода в эксплуатацию водного пути Рейн - Майн - Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, он должен значительно возрасти.
В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них - Роттердам.
Грузооборот Роттердамского порта составляет 250 - 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазо-проводами.
Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дороги ведут в Париж», либо многоцентровую, как, например, в ФРГ.
- весь транспорт, который осуществляет пассажиро- и грузоперевозки;
- протяженность всех путей сообщения — автомобильных и железнодорожных дорог, морских и речных маршрутов, воздушные коридоры, а также трубопроводы;
- компании и люди, задействованные в перевозках, а также все технические средства, необходимые для обслуживания существующей системы и ее развития.
Распределение ролей в мировой транспортной системе
Распределение путей сообщения крайне неравномерно. Если взять суммарную длину в 50 миллионов километров, то она будет состоять из следующих пунктов:- автомобильные дороги — 32 млн км;
- воздушные пути — 10 млн км;
- трубопроводы — 1,9 млн км;
- железные дороги — 1,3 млн км;
- внутренние водные пути — 0,6 млн км.
Поезда, а вместе с ними и железные дороги еще несколько десятилетий назад считались, чуть ли, не вершиной прогресса и самым лучшим транспортом. Но сейчас их популярность стремительно падает, и они вытесняются на задворки мировой транспортной системы. Хотя и по-прежнему востребованы, все-таки 1,5 миллиона километров нельзя просто взять и выкинуть за ненадобностью. Проблема в том, что железные дороги очень неравномерно распределены по планете. Большая часть инфраструктуры сосредоточена в развитых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада и Германия. Но есть немало государств, где местные жители поезда в глаза не видели.
Интересно, что по востребованности, а следовательно и по протяженности железные дороги уже уступают даже трубопроводам. Этот элемент мировой транспортной системы активизировался с развитием нефтяной и газовой отраслей. Это транспортировка углеводородного сырья посредством трубопроводов сейчас составляет более 10 процентов всех грузоперевозок.
И еще один не самый очевидный факт. Если лидерами в перевозке пассажиров являются автомобили, то больше всего грузов путешествует по морям, океанам, реками и озерам. Морскому транспорту принадлежит почти 2/3 отрасли. Самый главный бассейн для грузоперевозок — Атлантический океан. Именно по нему чаще всего идут товары с одного континента на другой. Альтернативой кораблям могли бы стать самолеты, но они берут на борт гораздо меньше грузов, да и их рейсы обходятся дороже. Среди внутренних маршрутов для водного транспорта стоит выделить Амазонку, Миссисипи, Енисей и Обь, а также рукотворные каналы, такие как Беломорско-Балтийский или Суэцкий. Соответственно и лидерами в этом сегменте транспортной системы являются США, Китай, Россия, Нидерланды и Франция.
Развитие транспорта в отдельно взятой стране связано с ее географическим положением. Например, у островной Японии много морских путей. У США, Китая и России огромные территории, а потому ставка делается на железные дороги, а в странах Западной Европы, из-за высокой плотности населения, больше используется автомобильный транспорт.
- 28.20 КбКрупнейшие транспортные узлы и коридоры мира
Известно, что роль транспорта очень велика и важна в мировой инфраструктуре и в нормальном, ритмичном функционировании мирового хозяйства. Как точный барометр хода развития этого хозяйства, транспорт отражает изменения, происходящие в географическом разделении труда, во взаимоотношениях производителей, покупателей и продавцов.
Одними из самых важных понятий, связанных с транспортом, являются понятия о транспортном узле и транспортном коридоре.
Слайд 2: Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.
Слайд 3: Самые крупные узлы мира образовались в местах пересечения сухопутных магистралей (автомобильные дороги, железные дороги, газо- и нефтетрубопроводы), водных магистралей (судоходные реки и каналы) и воздушных линий.
Слайд 4: Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения.
Слайд 5: Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-автомобильные.
Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами , потому что притягивают торговлю , здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли).
Слайд 6: Следовательно, мы можем назвать основные функции транспортных узлов:
- Экономическая (развитие мировой промышленности и торговли)
- Транспортная (перевалка грузов и пересадка пассажиров)
- Функция международных связей
- Культурная (транспортные узлы способствуют развитию культурного обмена между странами)
Слайд 7: Для примеров самых крупных транспортных узлов можно взять города:
- Токио в Японии
- Дубай в ОАЭ
- Чикаго в США
- в Великобритании - это Лондон , во Франции - Марсель , Париж , в Германии - Франкфурт-на-Майне , Гамбург , Бремен , в Испании - Бильбао , Барселона , в США - Нью-Йорк , Сиэтл , Лос-Анджелес , Сан-Франциско , в Австралии - Сидней
Слайд 8:
Крупнейший транспортный узел
России
-
Москва
. Здесь пересекаются
пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся
11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей,
5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь
есть три речных порта, пять аэропортов
и девять вокзалов.
Слайд 9:
Международные транспортные
коридоры (МТК) -
концентрация на генеральных
направлениях транспорта общего пользования
(железнодорожного, автомобильного, морского,
трубопроводного) и телекоммуникаций.
Концентрация материальных, финансовых
и информационных потоков, высокое качество
обслуживания и разнообразие оказываемых
услуг обеспечивают ускорение оборачиваемости
капитала и синхронизации прохождения
товаров, документов и денег в условиях
льготного режима. МТК, состоящие из нескольких
транспортных модулей, называют так же
мультимодальными (или интермодальными)
транспортными коридорами.
Транспортные коридоры являются «кровеносными
сосудами» мирового хозяйства. Великие
исторические реки, океанские трассы,
железнодорожные и автомобильные пути,
Всемирная информационная магистраль
формируют коммуникационный каркас Земли
и создают фундамент межконтинентального
диалога.
Слайд 10: Таким образом, можно выделить основные функции мировых транспортных коридоров:
- обслуживание экспортно-импортных перевозок, а также международного транзита
- усиление информационного и культурного обменов
- возрастание роли международного сотрудничества
- уменьшение затрат на перевозку
Слайд 11: Вот так выглядит карта транспортных коридоров мира (желтый – города, зеленый – дороги, синий – судоходство, белый – воздушные коридоры). Как можно заметить, огромное их количество сосредоточено в Северной Америки и Евразии. Особенностью как раз-таки и является то, что основные транспортные коридоры в наши дни проектируются на самом большом материке – Евразии.
Слайд 12: А сейчас хотелось бы уделить побольше внимания на трансевропейские коридоры:
- Первый транспортный коридор Хельсинки – Таллинн – Рига – Калининград – Гданьск/Каунас – Варшава и далее на Берлин протяженностью 1000 км должен интегрировать Польшу и новые независимые государства Балтии - Эстонию, Литву, Латвию в западноевропейское социокультурное и геоэкономическое пространство. Эти страны наиболее реальные претенденты на вступление в ЕС.
- Второй
транспортный коридор
Берлин – Варшава
– Минск – Москва (автомобильный и железнодорожный)
протяженностью 1830 км является основой
коммуникационной оси Запад - Восток,
соединяющей крупнейшее европейское государство
Германию с Россией. И в прошлом это направление
было стратегическим в социалистической
Восточной Европе. Транспортный коридор
призван удешевить и ускорить передвижение
пассажиров и грузов, стимулировать развитие
торговли между Западом и Востоком.
- Третий
транспортный коридор
Берлин/Дрезден
– Вроцлав – Катовице/Краков – Львов
– Киев (автомобильный и железнодорожный)
протяженностью 1640 км соединяет Западную
Украину через Польшу с Германией.
- Четвертый
транспортный коридор
Дрезден/Нюрнберг
– Прага – Вена/Братислава – Дьёр – Будапешт
– Арад – Констанца/Крайова – София –
Фессалоники/Пловдив – Стамбул протяженностью
3285 км призван интегрировать страны Центрально
и Юго-Восточной Европы Чехию, Словакию,
Венгрию, Румынию и Болгарию в единую сеть
европейских коммуникаций и дать выход
Западной Европе к Черному морю.
- Пятый транспортный коридор Триест – Любляна – Будапешт – Львов/Братислава – Львов (автомобильный и железнодорожный) протяженностью 1595 км восстанавливает исторические связи бывшей Австро-Венгрии и дает выход к свободному порту Триесту Словении, Словакии, Венгрии и Западной Украине.
- Шестой
транспортный коридор
Гданьск – Катовице
– Жилина дает выход Словакии к Балтийскому
морю и укрепляет коммуникационную ось
север – юг Польши.
- Седьмой
транспортный коридор
(река Дунай) протяженностью
около 1600 км объединяет все придунайские
страны и его будущее зависит от геополитической
обстановки на Балканах. В результате
военных конфликтов в бывшей Югославии
дунайскому судоходству нанесен огромный
урон.
- Восьмой
транспортный коридор
Дуррес – Тирана
– Скопье – София – Пловдив – Бургас
– Варна (автомобильный и желзнодорожный)
протяженностью 905 км соединяет на Балканах
порты Адриатического и Черного морей
и дает к ним выход для Македонии.
- Девятый транспортный коридор Хельсинки-Санкт-Петербург- Витебск-Гомель-Киев-Бухарест- Александруполос (автомобильный и железнодорожный) является самым протяженным (около 3400 км), замыкает на востоке коммуникационную сеть Европы и является современным аналогом исторического пути «из варяг в греки».
Республика Беларусь находится на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Территорию Беларуси пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IX В.
Слайд 13:
Транспортные коридоры выполняют не только положительные функции. Всем известно, что они являются источниками экологической опасности. В этой связи выделяется 2 основные глобальные проблемы:
- транспортные коридоры требуют при их создании проведения большого объема строительных работ, связанных с перемещениями огромного количества грунта, нарушением естественного ландшафта, строительством мостов, путепроводов, водоотвода и т.д.
- Транспортные средства, которые передвигаются по транспортным коридорам представляют собой нестационарные источники экологической опасности и вносят решающий вклад в загрязнение окружающей среды акустическими, электромагнитными и тепловыми полями, токсическими выхлопами, различными ядовитыми химическими соединениями и т.д.
Транспортные коридоры для своего нормального функционирования требуют создания соответствующей инфраструктуры. Чрезвычайно важно, чтобы в состав этой инфраструктуры изначально была включена система обеспечения экологической безопасности как транспортных сетей, так и тех транспортных средств, которые эту сеть используют. В состав системы обеспечения экологической безопасности в обязательном порядке должен входить информационно-аналитический центр, организованный с учетом современных требований к информационному обеспечению системы принятия решений соответствующего уровня.
Слайд 14: Список использованной литературы:
- Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник/ Под ред. Проф. К. В. Холопова. - М.: Юристъ, 2000. - 684 с.
- http://dergachev.ru/book-10/ 16.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ Транспортная_система
- http://sc.nios.ru/dlrstore/ 00000c51-1000-4ddd-517d- 3600483aebf5/@001408.htm
- http://knowledge.allbest.ru/ transport/ 2c0b65635b2ac68a5d53a89521316d 37_0.html
- Максаковский, В. П. Географическая картина мира: в 2 кн./В. П. Максаковский. – М., 2003. Кн. 1: Общая характеристика мира.
География - 9 классЗначение транспорта в хозяйстве страны. Виды транспорта и их особенности. Главные транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития транспортной системы России.
Транспорт обеспечивает производственные связи между отраслями хозяйства, обмен продукцией между разными частями страны, ее внешнюю торговлю. Показателем работы транспорта является грузооборот (пассажире-оборот) - произведение перевезенной за год
Массы грузов (количества пассажиров) на расстояние перевозок.
Основные виды транспорта: железнодорож ный, автомобильный, водный (речной и морской), воздушный и трубопроводный. Транс - портный узел - пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Главная роль в перевозках в нашей стране принадлежит железным дорогам. Это объясняется большими размерами страны и такими преимуществами ж.-д. транспорта, как сравнительно невысокая себестоимость перевозок при достаточно высокой средней их скорости. Главной ж.-д. магистралью страны является Сибир екая (от Челябинска до Владивостока), в европейской части страны - Печорская (Салехард-Воркута-Коноша).
На втором месте по грузообороту - трубо - проводный транспорт. По системе трубопроводов ежегодно из восточных районов страны в западные и за рубеж передается огромное количество нефти и газа. Крупнейшие трубопроводы - «Дружба», «Мир», «Уренгой-Помары-Ужгород».
Автомобильный транспорт перевозит больше всех грузов в тоннах, его значение быстро возрастает. У него высокая скорость, он имеет возможность доставки груза непосредственно потребителю. Автомобильный транспорт имеет большое значение в горных и северных районах, где нет железных дорог. Крупнейшие автомагистрали (12 автодорог) расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску, Риге.
Морской транспорт имеет наибольшие средние расстояния перевозок. Ему принадлежит большая роль в заграничных перевозках. Главные порты России - Санкт-Петербург, Архангельск, Новороссийск, Владивосток, Находка.
Речной транспорт имеет особое значение на севере и в Сибири, где протекают крупные реки, а сухопутный транспорт не развит. В европейской части страны судоходные речные пути (крупнейший из них - Волго-Камский) соединены системой каналов (Беломорско-Балтий-ский, канал им. Москвы, Волго-Донской) в Единую глубоководную систему европейской части страны.
Главное преимущество авиационного транспорта - высокая скорость перевозок, однако из-за их высокой стоимости грузооборот его невелик. Этот вид транспорта используют для перевозок скоропортящихся и срочных грузов. Велика его роль в горных и северных труднодоступных районах. Главная его специализация - перевозка на дальние расстояния пассажиров (20% пассажирооборота страны).
.