Коряки живут. Малые народны россии. коряки. Музыка и танец
![Коряки живут. Малые народны россии. коряки. Музыка и танец](https://i0.wp.com/knowledge.su/userfiles/editor/medium/3/20263_113e3b4c48304f-203e41413839413a304f-4d3d46383a3b3e3f3534384f-223e3c-15-547.png)
КОРЯКИ, народ в России, коренное население Камчатского края. Численность 8,7 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Камчатском крае - 7,3 тысячи человек (из них 6,7 тысяч человек в бывшем Корякском автономном округе), в Магаданской области - 0,9 тысяч человек. Около 3 тысяч человек живёт в городах. Говорят в основном на русском языке, свыше 3 тысяч человек сохраняют корякский язык, около 1 тысячи человек - алюторский язык. Верующие - православные, в конце 20 века распространяется протестантизм; сохраняются традиционные культы.
Разделялись на береговых коряков (нымыланы, самоназвание - нымылъын, нымылъу) - оседлых рыболовов и охотников на морского зверя - и тундровых коряков (чавчувены, самоназвание - чавчыв, чавчывав, буквально - оленевод) - кочевых оленеводов. Среди береговых коряков выделялись территориальные группы: каменцы (побережье Пенжинской губы), паренцы (река Парень на северо-востоке полуострова Тайгонос), итканцы (сёла Верхняя, Средняя и Нижняя Иткана на востоке полуострова Тайгонос), паланцы (северо-западное побережье Камчатки между сёлами Усть-Воямполка и Лесная), алюторцы (северо-восточное побережье Камчатки между сёлами Тымлат и Олюторка), карагинцы (побережье Карагинского залива между сёлами Ука и Тымлат), апукинцы (низовья реки Апука). Между приморскими и кочевыми коряками, между коряками и чукчами до 1780-х годов происходили военные столкновения. Первые упоминания о коряках в русских документах относятся к 1630-40-м годам, тогда же впервые появляется и этноним коряки (вероятно, от корякского хора - олень).
Традиционная культура типична для народов Северо-Востока России (смотри в статье Народы и языки в разделе Россия). У каменцев, паренцев, итканцев преобладал зверобойный промысел, у карагинцев, оседлых алюторцев, паланцев, апукинцев - прибрежное рыболовство. У чавчувенов оленеводство крупнотабунное (до 10 тысяч голов) чукотско-корякского типа; небольшие (до 1000 голов) табуны держали алюторцы. У чавчувенов была распространена оленья упряжка чукотско-корякского типа (один или два оленя, запряжённые в дугокопыльные нарты); у оседлых - собачья упряжка цугом с нартами восточносибирского типа. С появлением русских оседлые коряки стали держать лошадей, которых использовали под вьюк летом. По воде передвигались в байдарах, каяках, долблёных лодках (бат). Были распространены обработка дерева, кости, металла, камня (каменные топоры и наконечники копий использовались до начала 20 века, скребки - до настоящего времени), плетение и выделка шкур, у паренцев в селе Парень - кузнечество (ножи). В древности было известно гончарство. Одежда (кухлянка) глухого покроя: мужская - северо-восточного типа, женская - чукотско-камчатского; женщины носили двойной меховой комбинезон (керкер). Погребальная одежда шилась из белых оленьих шкур. Развиты меховая мозаика, вышивка, резьба по кости и рогу, тиснение по бересте. Орнамент северо-сибирского и северо-азиатского типов; ряд мотивов заимствован у айнов (парная спираль). Жилище оленеводов - яранга (чавчувенское яян’а, алюторское раран’а), оседлых коряков - 8-угольная полуземлянка с летним входом через коридор, зимним - через дымовое отверстие в кровле. В одном жилище обитало несколько нуклеарных семей. Около середины 18 века у русских были заимствованы срубные дома. Стойбище включало около 3-4 яранг, поселения оседлых коряков («острожки») были укреплены. Некоторые поселения возглавлялись мужчиной из клана основателей (ным’елген-ан - хранитель места). Счёт родства патрилинейный. Система терминов родства бифуркативного типа; сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Термины для свойственников используются в обращении к пожилым. Браки заключались внутри одной локальной группы. Брак патрилокальный, практиковались умыкание и отработки за жену, многожёнство, обмен жёнами, левират и сорорат.
Были распространены: культы священных мест (аппапель) и камней (аняпель) - семейных оберегов, используемых для гадания; антропоморфные доски для добывания огня, амулеты, предметы, символизирующие предков, родовые идолы (ным’елген), семейные изображения предков с отверстиями для «кормления»; жертвоприношения собак и оленей. Существовал шаманизм. Сезонные праздники: у оленеводов - весенний праздник Рогов (Кильвей), осенний праздник забоя оленей, у оседлых - весенний праздник Байдары, осенний праздник Нерпы (Хололо, или Ололо); ранее были известны Китовые праздники. Устраивались церемонии по случаю добычи на охоте медведя, снежного барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими подражания движениям животных и птиц.
Устное творчество
. Сохраняются мифы о творце Ан’ан’ (Этыны) и его антагонисте - вредоносном существе Нэн’вэтгыйн’ыне, о демиурге Вороне (Куйкынняку, Куткынняку). Лирическое пение (куликул) объединяет жанры именной песни (синкин куликул) и родовой песни (иколэяван куликул), которые распеваются на локальные и семейные напевы - разные у различных групп коряков. Именные песни создаются в детстве, зрелости и старости, некоторые носители традиции имеют более 10 личных мелодий. Праздничное пение отличается от пения «для себя», сопровождается игрой на бубне, выкриками и свистом. Наиболее архаическая часть вокального наследия - речитативные вставки в мифах о Вороне. В речитативной манере интонируются чакчечанг - ласкательные напевы для детей, в своеобразной манере карвэллу (с вибрацией маленького язычка) - колыбельные. Песни от имени духов исполняются шаманом в состоянии транса (йурхьайн, буквально - петь дурным голосом). Женские «горловые игры» в виде так называемого горлохрипения на вдох и на выдох (звукоподражания животным и птицам и др.) сопровождают сольные и групповые танцы на сезонных праздниках (ангыт хололо); имеют локальные различия. Музыкальные инструменты: аэрофоны из пера птицы, из бересты, стебля пустотелого растения и др. (гэйнгэчгын, гэйнгэвыткунен, гэйнгэткучгын), гуделки (в том числе талив - обрядовый инструмент на сезонном празднике); идиофоны (в том числе металлический систр конгконгпэль - атрибут шамана); большой бубен (яяй) с узкой обечайкой, внутренней крестовидной рукояткой и подвесками, на котором играют колотушкой. В современной художественной самодеятельности распространены сибирский дуговой варган хомус, завезённые русскими гармоника и балалайка. Устная культура коряков развивается народными коллективами в населённых пунктах Палана, Лесная, Карага, Оссора, Тиличики и др. Профессиональная сценическая интерпретация корякского фольклора - в репертуаре танцевального ансамбля «Мэнго» (основан в 1974, с 1999 государственный академический).
В 20 веке развивается профессиональная фигурная резьба по кости, изобразительное искусство.
Лит.: Jochelson W. The Koryak. Leiden; N. Y., 1908. N.Y., 1975; Czaplicka М. А. Aboriginal Siberia: а study in social anthropology. Oxf., 1914; Васильевский Р. С. Происхождение и древняя культура коряков. Новосиб., 1971; Антропова В. В. Культура и быт коряков. Л., 1971; Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973; Шейкин Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии. Якутск, 1996; он же. История музыкальной культуры народов Сибири. М., 2002; Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков. СПб., 2000; Rethmann Р. Tundra Passages: history and gender in the Russian Far East. University Park, 2001.
Ε. П. Батьянова; Ю. И. Шейкин (устное творчество).
Коряки – коренной народ Камчатки. Где живут Коряки? Коряки – коренные жители северной Камчатки, которые сегодня проживают только в России, а именно, в Камчатском крае, Чукотском округе и Магаданской области.
Численность Коряк совсем не велика – всего около 8 тысяч человек. Основным языком, на котором говорят Коряки – русский, однако четвертая часть населения общается на корякском языке.
Издавна Коряки делились на тундровых и береговых, исходя из рода занятий.
Тундровые коряки — чавчувены, которые вели кочевой образ жизни, основным родом занятий которых было олениеводство.
Береговые коряки вели оседлый образ жизни вдоль берега моря, и занимались в основном рыбным промыслом.
Коряки – древний народ, первые упоминания о котором встречаются в документах 17 столетия. Согласно историческим данным, именно коряки стали создателями охотской культуры, еще в 1 столетии до нашей эры. По легенде, коряки имеют общих предков с индейцами, о чем свидетельствуют многочисленные исторические данные.
Название «коряки» получили от оленей, которых разводили, что в переводе с корякского языка означает – «владеющие оленями».
Самые первые коряки иммигрировали на Камчатский полуостров из Восточной Сибири еще 15000 лет назад. Благодаря активной охотской деятельности, коряки считались воинственные и смелым народом. Они прекрасно управлялись с луком и стрелами.
В 18 столетии коряки отказывались принимать власть царской России, и лишь к средине 19 столетия началась ассимиляция региона. В начале 20 века, во время правления советской власти, кочевая жизнь на Камчатке сокращается, коренной народ с переселенцами разбивают поселки и развивают олениеводство и рыбный промысел. Шаманы корякского народа подвергаются преследованиям и репрессии.
У коряк развито ремесло из подручного для их региона материала. Здесь занимались резьбой по кости, делали изделия из меха и кожи, плели корзины и мешки.
Жилище коряк
Коряки жили в землянках, входом в которые служил дымоход в крыше жилища.
Кочевые коряки жили в переносных шатрах, которые назывались «яранга», укрытием шатра служили оленьи шкуры.
Лишь в 18 столетии, под влиянием русской культуры, на Камчатке стали появляться деревянные срубы.
Внешность коряк
Коряки были представителями монголоидной расы арктического типа.
Описание внешности коренного населения Камчатки:
- Круглое лицо с выступающими скулами;
- Стройная крепкая фига низкого роста;
- Крупные губы и большой нос;
- Мелкие глаза;
- Черные жесткие волосы.
Одежда коряк
Традиционная одежда коряк состояла из штанов, рубах и комбинезонов, которые шили из шкур и меха. Для одежды использовали оленьи и тюленьих шкур. Зимой коряки носили длинную шубу из двойного меха- и внутрь, и наружу, которая называлась – кухлянка.
Голову защищали меховые капюшоны, также коряки использовали меховые перчатки. Женщины украшали свою одежду меховыми вставками, бахромой.
Жизнь и традиции коряков
Удивительно, но женщины и мужчины корякского народа наносили татуировки на уши и лицо, что обозначало социальный статус семьи. Коряки жили большими семьями от 20 до 100 человек, главой в которой был самый старший и влиятельный мужчина.
У каждой семьи было свое хозяйство и дома. А для рыбной ловли и морской охоты, семьи объединялись в коллективы.
Мужчины были главой семьи, обеспечивали дом пищей и решали серьезные вопросы. Женщины имели равноправие с мужчинами, однако соблюдали строгие нравы. Коряки были большими ревнивцами, поэтому взгляд в сторону чужой женщины или комплимент, могли послужить причиной драк и убийств.
Основным видом деятельности береговых коряк была охота на крупных морских животных: тюленей, нерп и китов. Что требовало существенной подготовки и усилий, поэтому племена объединялись.
Зимой коряки охотились на зайцев, медведей, баранов, а весной наступал нерест – самое подходящее время для рыбной ловли. В прибрежную зону Камчатки заплывала корюшка, сельдь, кета, горбуша, нерка.
Религия коренных коряков тесна связана с силами природы. Местные шаманы проводили различные обряды с использованием масок, шкур. Однако в 19 столетии на Камчатке все более стало распространятся христианство, которое сейчас является основной религией полуострова.
Традиционная кухня коряков
Основной рацион коряк состоит из оленьего мяса и мяса морских животных, в зависимости от региона проживания племени. Одно из шокирующих блюд для туристов – это квашеные головы лосося, которые считаются у береговых коряк деликатесом.
Сегодня коряки – современный народ, который развивает медицину, образование, культуру, имеют доступ к покупным продуктам, закупая чай, крупы, муку. А за счет рыбного промысла у коряков есть возможность экономически развивать свой регион.
Приехав на Камчатку, туристы удивятся, как в одном регионе переплетаются старинные традиции и современная жизнь, отлично сочетаясь в одном народе.
Коряки - коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.
Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.
Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы
Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко - в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.
Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» - для кочевых представителей.
Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.
Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.
Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.
Яранги - традиционное жилье коряков
Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги - полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.
Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.
Чему поклонялись коряки?
Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место - аппапель - которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.
Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов - охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.
С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.
Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.
Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка
Корякская письменность - одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой - «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.
В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» - Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.
Современные коряки: какие они?
Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию - Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные - в Чукотском автономном округе и Магаданской области.Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком - его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.
Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.
Остаётся только добавить, что Камчатка - одно из .
Коряки (нымыланы, чавчувены, алюторцы) - народ, представляющий коренное население Корякии (бывшего Корякского автономного округа) на северо-востоке Российской Федерации на территории Камчатского края. Кроме Камчатки, коряки компактно проживают в Чукотском автономном округе и Магаданской области (Северо-Эвенский район).
По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на тундровых и береговых. Каждая группа говорила на своём языке включала несколько более мелких территориальных групп:
- тундровые коряки (кочевые, чавчувены, самоназвание чавчыв, чавчывав - оленевод) - кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей. Исконный язык - собственно корякский. Включают:
- каменцы (побережье Пенжинской губы)
- паренцы (река Парень на северо-востоке полуострова Тайгонос)
- итканцы (сёла Верхняя, Средняя и Нижняя Иткана на востоке полуострова Тайгонос)
- апукинцы (низовья реки Апука)
- береговые коряки (оседлые; нымыланы, самоназвание нымылъын, нымылъу) - оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Исконный язык - алюторский, поэтому всю группу также иногда называют алюторцами. Включают:
- паланцы (северо-западное побережье Камчатки между сёлами Усть-Воямполка и Лесная)
- алюторцы (северо-восточное побережье Камчатки между сёлами Тымлат и Олюторка)
- карагинцы (побережье Карагинского залива между сёлами Ука и Тымлат)
Религия, верования, обычаи, традиции, обряды
Традиционное мировоззрение связано с анимизмом. Коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утесам). Практикуются жертвоприношения собак и оленей. Бытуют культовые предметы - аняпели (особые камни для гаданий, священные доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и пр.). Существовал профессиональный и семейный шаманизм.
Были развиты также обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны, поминки).
Болезнь и смерть, для защиты от которой совершали различные жертвоприношения, обращались к шаманам, пользовались амулетами, приписывали вредоносной деятельности злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили еще при жизни, но оставляли ее недошитой, так как верили, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище. В это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения – сожжение на костре из кедрового стланика. С покойником на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, модель лука и стрел, продукты, подарки умершим родственникам. Для береговых коряков южных групп, крещеных еще в ХVIII в., был характерен православный похоронно-поминальный обряд, переплетенный с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником, как с живым.
Ремесла и промыслы
В хозяйстве оседлых сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Морской зверобойный промысел – основное занятие коряков Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев) также играл важную роль у алюторцев, апукинцев и карагинцев, в меньшей степени у паланцев. Охотничий сезон, который весной носил индивидуальный, а осенью коллективный характер, начинался в конце мая – начале июня и продолжался до октября. Основными орудиями были гарпун (в`эмэк), сети. Во время охоты использовали кожаные байдары (култаытвыыт – «лодка из шкур лахтака») и одноместные челны-каяки (мытыв). Промышляли лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины ХIХ века оседлые коряки Пенжинской губы и алюторцы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы, алюторцы и карагинцы. К концу ХIХ века, первостепенную роль в экономике стало играть рыболовство. Ловили в основном рыбу лососевых пород. Использовали запоры, сети ставного и сачкового (с мешком-сачком) типа, удочки (эег`унэн) и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на копытных, пушных и др. зверей и птиц, собирательством дикорастущих ягод, съедобных корней, у карагинцев и паланцев – огородничеством и скотоводством. Среди орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (когда насторожка срывается и бревно придавливает зверька), черканы и т.п., а с конца ХVIII века основным стало огнестрельное оружие. У алюторцев в ХIХ веке получило развитие оленеводство. Оленей чаще всего приобретали в обмен на продукты морского зверобойного промысла и товары, полученные от русских купцов.
Для кочевых коряков (чавчувенов) было характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года оленеводы совершали четыре главных перекочевки: весной – перед отелом, на ягельные пастбища, летом – в места, где было меньше гнуса (кровососущих насекомых – комаров, мошек и пр.), осенью – ближе к стойбищам, где происходил массовый забой оленей, и зимой – короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями труда пастухов были аркан (чав`ат) – длинная веревка с петлей для ловли оленей, посох и палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и возвращающаяся после броска к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой кочевые охотились на пушных зверей.
Из традиционных домашних промыслов известны обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. В древности корякам было известно гончарство. Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, колки и наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчесывания травы. Каменные топоры, наконечники копий использовались еще в начале ХХ в., и поныне.
Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовление изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское). На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван). Орнамент преимущественно геометрический, реже - растительный. Часто вышиваются реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни. Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками.
Традиционное жилище
Зимним и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга (яяна) – жилище цилиндроконической формы, основу которого составляли три шеста высотой от трех с половиной до пяти метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром от четырех до десяти метров, ставились невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные между собой поперечными перекладинами. Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур мехом наружу. Вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна) по форме напоминавшие ящик, перевернутый вверх дном, высотой 1,3-1,5 м, длиной 2-4 метра, шириной 1,3-2 метра. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.
Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка (лымгыян, яяна) длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 метров, при сооружении которой в круглую яму глубиной от одного до полутора метров вкапывали восемь вертикальных столбов по окружности и четыре в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда бревен, расколотых вдоль и образующих стены жилища. Их скрепляли наверху поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья – заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 см от центрального бревна с зарубками, по которому зимой спускались через верхнее отверстие. В период промыслового сезона входили через боковой коридор. Внутри жилища, на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные полога, сшитые из старых шкур оленя или старой меховой одежды.
В начале ХIХ века под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы русского типа. К концу ХIХ века у карагинцев, алюторцев и частично у паланцев получили распространение наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивались кишками морских животных или медведя. В центре устанавливалась железная или кирпичная печь с трубой, вдоль стен сооружались деревянные нары.
Традиционная одежда
Одежда была глухого покроя. Оленеводы шили ее в основном из оленьих шкур, приморские наряду с оленьими использовали шкуры морских животных. Украшали одежду мехом собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом одинарную одежду. Зимний и летний мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние – из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. До конца ХIХ в. у береговых коряков сохранялись штаны из тюленьих шкур, которые охотники надевали во время промыслового сезона.
Поверх кухлянки для защиты от снега надевали широкую рубаху – камлейку с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также летом в сухую погоду. Во время дождя оленеводы надевали камлейки из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом. До начала ХХ в. у алюторцев сохранялась непромокаемая камлейка-дождевик из кишок моржа. Охотники на морского зверя надевали ее поверх меховой одежды.
Зимняя и летняя мужская обувь была башмаковидного покроя с длинным, до колен или коротким, до щиколоток, голенищем. Зимнюю обувь шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю - из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной кожи оленя с подстриженным ворсом; подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (части шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).
Меховой мужской головной убор – малахай капорообразного покроя с наушниками носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит) из оленьего камуса.
Женщины шили для себя двойной меховой комбинезон до колен. Оленные коряки для нижнего комбинезона подбирали однотонные тонкие шкуры молодых оленей, для верхнего предпочитали пестрые, коряки приморские – чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса, украшенные меховой мозаикой. Для летних комбинезонов использовали продымленную шкуру оленя или ровдугу, украшая их полосками красной ткани, вставленными в швы. Поверх комбинезона женщины носили зимой двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью– меховую рубаху гагаглю (кагав`лён) мехом внутрь, значительно длиннее мужской кухлянки. Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками изкрашеной шерсти нерпы, бисером. Специальных головных женских уборов не было. Во время перекочевок женщины оленных коряков надевали мужские малахаи. Женская обувь, голенища которой украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, по покрою и материалам совпадала с мужской. Зимой носили двойные меховые рукавицы.
До пяти-шестилетнего возраста детям шили комбинезон с капюшоном (калны`ыкэй,кэкэй): зимой двойной, а летом – одинарный. Рукава и штанины комбинезонов грудных детей зашивали, а после того, как они начинали ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь. В одежде детей, достигших пяти-шестилетнего возраста, уже четко прослеживалось половое различие.
На фото: Женский костюм. Коряки. Корякский нац. округ, Карагинский р-н. Середина XX в. Фонды РЭМ.
Национальная кухня. Рецепты
Основная пища оленеводов - оленье мясо в основном в вареном виде. Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда - толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге. Все оленные группы коряков заготавливали юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой. Рыба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков. Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососевой. Мясо морских животных варили или замораживали. Повсеместно употреблялись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор. С конца XIX в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.
Фольклор
Основными жанрами повествовательного фольклора являются мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) – Вороне. Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник. Бытуют сказки о животных. Самостоятельными персонажами в них чаще всего бывают мыши, медведь, собаки, рыбы, морские звери. В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований у других народов (эвенов, русских).
Музыка представлена пением, речитированием, горлохрипением на вдохе и выдохе, исполнением на инструментах. К лирическим песням относят «именную песню» и «родовую песню», имеющие местные и семейные напевы.
Общее корякское название музыкальных инструментов – г`эйнэчг`ын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобон, с пищиком из пера и конусным раструбом из бересты, и флейту из растения борщевик с наружной щелью, без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Кроме того, имеются манковая пищалка, свисток, пластинчатый варган, круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки, различные бубенчики, колокольчики, вихревой аэрофон – пропеллер-жужжалка и др.
Главные праздники оседлых коряков ХIХ – начала ХХ вв. посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты – встреча и торжественные проводы пойманных животных. До начала ХХ в. распространены были промысловые обряды. Они выполнялись по случаю добычи зверя и были связаны с верой в его «оживление» и «возвращение» к охотникам в будущем сезоне (праздник кита, касатки и др.). После выполнения обрядов шкуры убитых животных, носы, лапки привязывали к связке семейных «охранителей» для обеспечения удачи в охоте.
Главный осенний праздник кочевых коряков – коянайтатык – «перегонять оленей», устраивался после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.
Коряки
КОРЯ́КИ -ов; мн. Народ, составляющий основное население Корякского автономного округа Камчатской области; представители этого народа.
◁ Коря́к, -а; м. Коря́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Коря́кский, -ая, -ое.
коря́кинарод в России, коренное население Корякского автономного округа (7 тыс. человек). Живут и в Чукотском автономном округе и Магаданской области. Общая численность 9 тыс. человек (1995). Язык корякский. Верующие - православные.
КОРЯКИКОРЯ́КИ, народ в Российской Федерации (см.
РОССИЯ (государство))
(8,7 тыс. чел., 2002), коренное население Корякского округа (6,7 тыс. чел.) Камчатской области. Говорят на корякском языке чукотско-камчатской группы палеоазиатской семьи языков. Корякская письменность существует с 1931 года на латинской, а с 1936 года - на русской графической основе. Верующие - православные.
Первые упоминания о коряках встречаются в русских документах 1630-1640-х годов. Уже тогда коряки по хозяйству и быту делились на две группы: кочевников-оленеводов () и), промышлявших охотой на морского зверя и рыболовством. Религией коряков был шаманизм. К началу контакта с русскими в 18 веке коряки делились на кочевников-оленеводов (самоназвание - чавчыв, чавчувены) и приморских оседлых жителей (самоназвание - нымылын). Чавчувены заселяли внутренние районы Камчатки и прилегающей материковой части, оседлые (береговые) коряки - восточное и западное побережья Камчатки, в район Пенжинской губы и полуострова Тайгонос.
В хозяйстве оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство.
Для кочевых коряков (чавчувенов) характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. Зимним и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга. Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 м. В начале 19 века под влиянием русских поселенцев появились бревенчатые избы русского типа.
Коряцкая одежда была глухого покроя. Оленеводы шили ее из оленьих шкур, береговые коряки наряду с оленьими использовали шкуры морских животных. Основная пища чавчувенов - мясо оленя, которое ели чаще в вареном виде, в пищу употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители питались мясом морских зверей, рыбой. В 18 века появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую кашу ели с тюленьим или оленьим жиром.
Основной социальной единицей являлась большая патриархальная семейная община, объединявшая близких родственников по отцовской линии, а у чавчувенов иногда и более отдаленных родственников. В начале 20 века происходит разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков, что было вызвано переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.
Главные праздники оседлых коряков в 19 - начале 20 века были посвящены промыслу морских животных. Главный осенний праздник кочевых коряков - коянайтатык («перегонять оленей») - устраивался после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.
У коряков развиты обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны, поминки). Болезнь и смерть приписывали деятельности злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Для защиты от духов совершали жертвоприношения, обращались к шаманам, пользовались амулетами. Основными жанрами повествовательного фольклора являются мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Вороне).
Музыкальное творчество представлена пением, речитативом, горлохрипением, инструментальной музыкой. К лирическим песням относят «именную песню» и «родовую песню», имеющие местные и семейные напевы. Общее корякское название музыкальных инструментов - гэйнэчгын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобон, с пищиком из пера и конусным раструбом из бересты, и флейту из растения борщевик с наружной щелью, без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Кроме того, имеются манковая пищалка, свисток, пластинчатый варган, круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки, различные бубенчики, колокольчики, вихревой аэрофон - пропеллер-жужжалка.
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое "коряки" в других словарях:
Современная энциклопедия
Народ, коренное население Корякского автономного округа Российской Федерации (7 тыс. человек). Живут также в Чукотском автономном округе и Магаданской обл. Общая численность 9 тыс. человек (1992). Язык корякский. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь
КОРЯКИ, коряков, ед. коряк, коряка, муж. Народность на крайнем северо востоке Азии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОРЯКИ, ов, ед. як, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Камчатки. | жен. корячка, и. | прил. корякский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КОРЯКИ, народ в Российской Федерации (7 тыс. человек). Коренное население Корякского автономного округа. Живут также в Чукотском автономном округе и в Магаданской области. Язык корякский чукотско камчатской семьи палеоазиатских языков. Верующие… … Русская история
Народ монгольск. племени, обитает в Приамурск. области и Камчатке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Коряки - (самоназвания чавчыв, чавчу, нымылагын, нымыл аренку, рымку чавчыв) народность общей численностью 9 тыс. чел. Проживают на территории Российской Федерации, в т.ч. Корякского автономного округа (7 тыс. чел.). Язык корякский. Религиозная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
У этого термина существуют и другие значения, см. Коряки (село). Коряки … Википедия
Народ, составляющий осн. население Корякского нац. окр. Камчатской обл., живут также в Чукотском нац. окр. и Северо Эвенском р не Магаданской обл. Самоназвание береговых К. нымылын, К. оленеводов чавчыв. Числ. К. 6,3 т. ч. (1959). Корякский яз.… … Советская историческая энциклопедия
Народ, составляющий основное население Корякского национального округа Камчатской области РСФСР. Живут также в Чукотском национальном округе и Северо Эвенском районе Магаданской области. Численность 7,5 тыс. человек (1970, перепись).… … Большая советская энциклопедия
Книги
- Культура этнолокального сообщества (коряки села Верхний парень) , Хаховская Людмила Николаевна. Представлена культура одной из самых интересных и самобытных группировок коряков - жителях села Верхний Парень. Эта западная группа коряков испытала влияние рядаконтактных этносов, что…