«Конспект урока по литературному чтению С. Есенин «Поет Зима аукает. Урок-конспект по литературе: "С. А. Есенин. Поёт зима аукает" (5 класс) Урок чтения поет зима аукает
Конспект урока по чтению.
«Поёт зима, аукает…»
Урок по теме: «Введение в раздел 7.
Сергей Есенин «Поёт зима, аукает…», «Пороша»
Цели:
Отработка у учащихся функционально-грамотного чтения (обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов);
Развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию(формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представлять картину, нарисованную автором);
Воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину;
Задачи:
1. дидактические:
Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах художественной выразительности;
Формировать навык самоконтроля и самоанализа;
2. задачи развития:
Развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления и радости;
Развивать познавательный интерес школьников;
3. побудительные:
Формировать потребность в послеучебном познавательном труде;
4. воспитательные:
Обеспечить здоровье и свободное развитие личности;
Содействовать в воспитании творческой личности;
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, друзья! Вспомните каким для вас было сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.
Попробуйте с помощью мимики лица показать сегодняшнее настроение.
Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.
2. Определение темы и целей урока.
- Какое время года сейчас на дворе? (весна) Наступила календарная весна.
Но в природе нашего края весна ещё не наступила. В природе пока хозяйничает зима.
Закройте глаза и шепотом произнесите: «З – И – М – А …»
Что вы услышали? Что вы почувствовали?
Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?
Вспомним поэтические строки о зиме. (читают дети наизусть)
Действительно, увидеть и рассмотреть зиму, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.
Только ли положительные эмоции может вызывать зима у людей?
(Морозы, холод, метели – не всегда вызывают положительные эмоции у людей, а значит и у поэтов и писателей. Люди по-разному могут относиться к зиме, даже, когда она другим дарит радость.)
- На уроке нас ждёт встреча ещё с одним мастером слова. Понаблюдаем, как он относился к зиме.
3.Работа со стихотворением «Поёт зима, аукает…»
А) Работа с текстом до чтения.
Какое это произведение по жанру? (ритм) с.52
Читали его произведения раньше? Какие? (Черёмуха, Берёза, С добрым утром)
Рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием. Ваше предположение, о чём пойдёт речь в произведении?
Прочитайте ключевые слова.
зима поёт, аукает, баюкает
мохнатый лес
седые облака
ковёр шелковый
метелица стелется
воробышки игривые
озябли пташки
вьюга стучит
с бешеным рёвом
Уточните свои предположения о теме, развитии действия.
Б) Чтение стихотворения «про себя».
Давайте прочитаем стихотворение, проверим и уточним свои предположения.
В) После первичного чтения.
Какие чувства у вас возникли? Что почувствовали?
Какие картины зимы представили?
Г) Чтение вслух по строфам.
Давайте прочитаем текст и попробуем вместе с автором окунуться в прекрасный мир природы.
На доске мы с вами составим две колонки:
1. какой поэт увидел зиму
2. какие средства выразительности он использовал
1-я строфа.
1-3 строки.
Какую картину вы представили, прочитав 1 предложение?
Кого напоминает зима в этом отрывке? (живое существо)
Прочитайте, какие слова помогают оживить предметы?
Как зима может петь, аукать и баюкать?
Кого она может баюкать?
В каком лесу оказался поэт? Какой это лес? (сосняк, сосновый)
Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности)
Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)
В толковом словаре Ожегова так объясняется это слово:
Мохнатый – обросший шерстью, волосами .
Что значит это слово в стихотворении? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много) Кого ещё можно назвать мохнатым?
Какое необычное сложное слово встретили еще в этих строчках? Обратите внимание на слово «стозвон», как вы его понимаете? (много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней) Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?
- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (красивая, сказочная)
4-6 строки (3строки).
Прочитайте, какие слова использует поэт, описывая облака? (седые) Почему?
Какое чувство вызывают облака у поэта? (тоски и грусти) Почему?
Какое слово усиливает тоску? (глубокая)
Обратите внимание, у поэта «тоска глубокая».
- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (грустная и тоскливая)
Олицетворение – самый любимый приём поэта, потому что во всём, что его окружало он видел жизнь: и в пшеничном колосе и в русской берёзке…
2-я строфа.
1-3 строка.
Прочитайте первое предложение.
Чем необычен образ метелицы у поэта? (ковром шелковым стелется)
Обратите внимание на ударение в этом слове. Почему поэт поставил ударение на этот слог? (сохранить рифму, народное и поэтическое выражение; поэт близок к УНТ; стихи его похожи на народные песни)
Можете ли вы сказать, как поэт относится к метелице? (боится - больно холодна)
- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (холодная)
4-6 строка (3строчки).
- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (суровая)
Прочитаем хором.
3-я строфа.
1-3 строка.
Подберите синонимы к слову озябли (замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).
Что, по вашему мнению, страшнее для птичек зимой – голод или холод?
Зимой птицам приходится очень плохо, и они надеются на наше сочувствие и помощь.
4-6 строка (3строчки).
Прочитайте следующие строчки строфы. Сравните метель в этой строфе с предыдущей.
Сначала она стелилась шелковым ковром , а теперь? (вьюга)
Как вы думаете, отчего злится метель?
Можете ли вы объяснить значение слова «ставни» (дощатая или металлическая створка для прикрытия окна).
- «Ставни свешанные» - это, какие? (возможно оторванные, висящие на одной петле) Почему они такие?
- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (сильная и могущественная)
7-12строки (6строчек).
Всё ли так страшно в стихотворении?
О чём мечтают воробышки?
Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.
На кого похожа весна у Есенина?
- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (слабая, невсесильная, весна сильнее)
-Какой литературный приём использовал автор рисуя нам образ зимы и весны?
Для чего автор использует этот литературный приём? (чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)
Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой верой)
Д) Вопросы после чтения.
Посмотрите на первую колонку.
Какая у Есенина получилась зима?
Что можете сказать о настроении поэта?
Можно ли назвать это стихотворение лирическим? (да)
Какие чувства и эмоции испытывал поэт, когда писал стихотворение?
Е) Работа над средствами художественной выразительности.
Ребята, при работе над лирическими произведениями мы знакомились с разными средствам художественной выразительности.
- Какие средства выразительности использовал Есенин, описывая зимнюю природу?
Посмотрите на вторую колонку.
На доске:
Олицетворение (изображение явлений природы в образе живого существа) эпитеты (определение, прибавляемое к названию для большей художественной выразительности) сравнение (сопоставление двух объектов дл нахождении общих или отличительных признаков) противопоставление (противопоставление одного объекта другому) метафора (употребление слова или выражения в переносном значении)
Ё) Исследовательская работа.
Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как настоящие литературоведы. Я хочу вам предложить ещё одно интересное задание.
1вариант.
Найти слова, которые помогают услышать звуки зимы (поёт, аукает, баюкает, скрип, звуки ветра, завывание вьюги)
2 вариант.
Найти слова, которые помогают увидеть краски зимы.
В стихах Есенина о зиме почти нет красок, но зато много звуков. Стихи Есенина музыкальны. Многие из них положены на музыку. Какая по характеру музыка соответствует этому стихотворению?
(Слушание муз. « Времена года». У камилька.)
Ж) Выразительное чтение
Какое удивительное стихотворение! Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. Сколько образов, настроений он рисует…
-Давайте в чтении попробуем передать своё настроение.
- Какой темп чтения выберем?
З) Чтение в парах.
- Как вы думаете, понравилось бы ваше чтение самому поэту?
А вообще, чтение – это настоящее таинство. Читатель улавливает в стихотворении, какие-то свои особые мысли и чувства, и тогда стихотворение у каждого звучит иначе. Читатель выражает своё отношение к прочитанному.
З) Чтение учителем наизусть.
Русский поэт Сергей Александрович Есенин воспевал красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей Любовь к России, её природе он впитал в себя ещё в детстве. Ведь родился и вырос он в селе Константиново, что на Рязанщине, на берегах реки Оки. Воспитывался он в простой русской семье. Его мама была безграмотной женщиной. Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище. Во всём мире до сих пор знают любят его стихи за теплоту, лиричность, удивительную образность.
Николай Браун посвятил поэту своё стихотворение:
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…
Я очень люблю стихи Есенина, надеюсь, что полюбите их и вы.
6. Итого урока.
А что бы вы сказали о Есенине – поэте, после сегодняшнего урока?
Что вы открыли для себя в его стихах?
Любит ли Есенин зиму?
Послушайте ещё одно стихотворение С Есенина о зиме.(читает наизусть ребёнок « Берёза» дополнительно)
Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться со стихотворением Есенина «Пороша» и проанализировать его по плану, который есть у каждого из вас.
План - анализ лирического произведения.
Какое настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства владели поэтом, когда он писал? Изменяется ли поэтическое настроение? Понравилось ли вам стихотворение? Чем? О ком (или о чём) оно? Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются? Какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении? (олицетворение, сравнение, противопоставление, метафоры, повтор, эпитеты) Оправдано ли оно? Какие строчки напоминают вам сказку? Какие вы услышали звуки, увидели цвета, почувствовали запахи? Что хотел показать поэт нам этим стихотворением? Найдите основную мысль (прямо ли она отражена в тексте или спрятана за текстом).
7. Домашнее задание.
Я предлагаю вам домашнее задание по выбору?
1. проанализировать стихотворение « пороша» по плану.
2.выучить наизусть или подготовить выразительное чтение одного из стихотворений страница 52-53.
Тема : С. А. Есенин "Поет зима, аукает"
Цели :
Продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Есенина;
Учить слушать лирический текст;
Формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;
Формировать навыки анализа лирического текста;
Учить формировать свое отношение к прочитанному;
Воспитывать чувство любви к русской поэзии;
Воспитывать чувство любви к родному краю.
Планируемые задачи :
Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;
Уметь определять тематику, описывать лирического героя;
Развивать навыки выразительного чтения.
Оборудование : портрет С. Есенина музыкальная запись романсов, рисунки, кластер, лексический словарь, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами узнали много интересного о жизни и творчестве замечательного русского поэта С. Есенина. Давайте вспомним, что вы знаете о его жизни и творчестве.
Игра "Шапка вопросов". В шапке скатанные рулончиками листы бумаги с вопросами. Учащиеся вытягивают по одному вопросу и отвечают.
1. Назовите годы жизни С. Есенина?
2. Где родился поэт?
3. Кто занимался воспитание будущего поэта?
5. Как называл себя сам Есенин?
6. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?
3. Актуализация знаний
Стихотворения Есенина мелодичны. Они знакомы нам с самого детства. Давайте вспомним, какие произведения поэта нам уже знакомы?
Игра "Продолжи стих"
1. Белая береза под моим…
2. Черемуха душистая с весною ….
3. Вот уж осень улетела и примчалася…
4. Нивы сжаты, рощи голы, от воды….
В поэзии Есенина описание русской природы занимает огромное место. Есенин, будучи выходцем из деревни, с раннего детства впитывал красоту окружающего мира. Его пейзажной лирике присуща особая напевность, трогательность и музыкальность. Не случайно многие композиторы обращались к творчеству Есенина.
Учащиеся слушают романс на стихи Есенина "Отговорила роща золотая".
4. Подготовка к восприятию темы
Трудно сказать, какое время года было любимым у Есенина. Есть чарующие строки, посвященные весне, нежный и звонкие стихи о лете, грустные и печальные об осени. А есть и о зиме.
Скажите, а как вы представляете себе зиму? Ответы учащихся
Если бы вы были поэтами, какое настроение вы вложили бы в стихотворения о зиме? Почему?
Составление кластера по ответам учащихся.
5. Объявление темы и целей урока
Тема урока: Стихотворение С. Есенина "Поет зима, аукает".
Мы попробуем разобраться, какие приемы использует автор, чтобы передать нам зимнее настроение.
6. Первичное знакомство с текстом
Выразительное чтение стихотворения учителем (или в записи)
Обратите внимание на наш кластер. Какие слова лучше всего опишут эмоции этого произведения? Почему вы так думаете?
7. Работа над анализом текста
А) Лексическая работа
Найдите в тексте слова, которые вам непонятны. Объясните их лексическое значение, используя словари.
Стозвон, сосняк, ставни, озябли, метелица.
Б) Анализ выразительных средств
Найдите в тексте образы, которые рисуют нам картину зимы.
Слова выписываются на доске (зима, лес, метелица, воробышки, вьюга, весна)
Это "главные герои" стихотворения. С их помощью автор обозначил главные акценты.
Прочтите первые три строки. Попробуйте представить зиму в образе человека. Кто вам представляется: злая старуха, шаловливый ребенок, веселая девушка или заботливая мать? Почему? (Зима представляется в виде заботливой матери, которая поет и баюкает лес, словно свое дитя)
Прочтите следующие три строки. Опишите картину, которое рисует вам ваше воображение. (Бесконечное, бескрайнее небо, по которому медленно и важно плывут седые облака)
Почему Есенин использует эпитет "седые"?
Следующий образ - метелица. С каким сказочным героем вы бы сравнили ее: со Снегурочкой, Снежной королевой или снежной бабой? Почему?
Как вы понимаете выражение "ковром шелковым стелется"? Как называется этот прием? (метафора)
Следующие строки описывают нам стайку воробьев. Подчеркните все глаголы, которые использует автор (прижались, озябли, жмутся)
Подберите синонимы к слову "озябли" (замерзли, продрогли, застыли)
Какими вы представляете себе воробышков? Давайте их изобразим.
Учитель читает текст, а группа учащихся изображает стайку воробьев .
Теперь на сцене появляется вьюга. Нарисуйте образ вьюги. Как бы вы описали ее характер? (злая, озлобленная, жестокая, суровая). Какие слова помогают автору передать эту злость вьюги? (стучит, с ревом бешенным, злится).
Как называется этот прием?
Теперь разберем последнюю строфу.
Почему пташки дремлют? (Как и вся живая природа, они зимой засыпают)
Какой образ появляется в конце стихотворения? (образ весны)
Найдите слова, которыми Есенин характеризуют весну? (в улыбках солнца, прекрасная, красавица)
В) Анализ лирических образов стихотворения
Работа с изображениями
Обратите внимание, что перед нами пронеслись три образа зимы: сначала она - заботливая мать, затем - Снежная королева, теперь - злобная и жестокая дама.
На доске появляются картины.
Почему так меняются характеры? Ответы учащихся.
А в самом конце перед нами красавица весна. (Учитель добавляет в галерею картину с изображением девушки-весны) Для чего автор вводит образ весны? (Это дает надежду, что бесконечные холода и вьюга закончатся, начнется новый сезон года, и маленькие птички еще будут радоваться и петь).
8. Работа над выразительным чтением
Вернемся к нашему кластеру. С каким настроением надо читать строки о:
Седых облаках; (грустно, печально)
О метелице; (тревожно)
Воробьях; (нежно)
Вьюге; (зло, напористо)
Весне? (радостно).
Несколько учащихся выразительно читают стихотворение.
9. Прослушивание романса
Мы уже говорили, что стихи Есенина легли в основу многих романсов. Обратите внимание на темп музыки в романсе "Поет зима, аукает"
Звучит запись романса "Поет зима, аукает" в исполнении Л. Луценко.
10. Подведение итогов урока и выставление оценок
11. Домашнее задание
1. Выучить стихотворение наизусть
2. Написать сказку по мотивам стихотворения
Тема урока: С. Есенин «Берёза», «Поёт зима аукает».
Цели: - Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдать над звукоподражанием;
Учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.
Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас слов, кругозор
Воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-
организовывать
свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
-
принимать
учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-
определять и формулировать цель
деятельности на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия
:
- осуществлять
поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
-
понимать
информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением с пропусками, рисунок берёзы на ватмане.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений А. Пушкина и Ф. Тютчева.
- Речевая разминка.
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет,
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты… (слайд 1)
Как вы думаете, о какой фамилии какого поэта идёт речь? Ответить на этот вопрос вам помогут звуки этого стихотворения.
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…
(Николай Браун) (слайд 2)
- Постановка целей урока.
Ребята, вы наверное догадались о чём мы поговорим на сегодняшнем уроке?
Что вы знаете о Сергее Есенине? (слайд 3)
Сергей Есенин великий русский поэт, который своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина. Мы сегодня познакомимся со стихотворением «Белая Берёза». Оно было опубликовано первым в Московском детском журнале «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.
5. Работа по теме урока.
Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно прочитать стихотворение, показать всю необыкновенную красоту слова, нам необходимо его прочувствовать и разгадать все загадки. А для этого нужно внимательно слушать.
Учитель читает стихотворение под музыку Чайковского «Декабрь». (слайд 4)
Понравилось ли вам стихотворение? На мой взгляд в нём есть что-то сказочное и это помогает передать музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь»..
Какой перед вами предстала берёзка?
Обратите внимание на выделенные слова. Найдите в словарике нашего учебника их значение.
Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.
Какой художественный прием использует автор? Сравнение.
Как говорит о кистях берёзы?
О чем ещё мы так говорим? Цветы.
Как называется такой прием? Сравнение.
Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.
Какое время дня рисует поэт? Утро.
Почему вы так решили? Заря.
Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.
Прочитайте, как занимается заря зимой.
Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.
Докажите это строчками из стихотворения.
Где ещё используется этот прием?
Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.
Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.
Да, это стихотворение создаёт нам праздничное настроение в преддверии нового года.
Где по - вашему нужно немножко приостановиться?
У вас действительно получилось создать отличное новогоднее настроение!
Понравилось ли вам работать с этим стихотворением?
Хотелось бы вам поработать ещё с одним стихотворением Есенина?
И это осуществимо, потому что впереди у нас работа со стихотворением Сергея Есенина «Поёт зима, аукает», но сначала отдохнём.
6. Физкультминутка.
Как вы думаете, легко ли поэтам сочинять стихи?
Сейчас мы ощутим, какого это. Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить.
(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес ________
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
__________облака.
А по двору метелица
Ковром ___________стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки____________,
Прижались у окна.
Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом) (слайд 5)
Легко ли быть поэтом?
А теперь послушайте это стихотворение. (Читает учитель или включается аудиозапись)
Какие картины представили?
Какие звуки зимы услышали?
Повторние чтение (вслух) по смысловым частям. Комментированное чтение (комментирует учитель).
Сергей Есенин
Поёт зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (Представили себе мохнатый сосновый лес под снегом? Он звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово – «стозвон». Метель убаюкивает лес…)
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака. (Увидели эти облака? «Седые» - значит какого они цвета? (Грязно-белого, сероватого, тусклого). О чём тоскуют облака?)
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна. (Послушайте ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется,
но больно холодна…» Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладаная, холодящая ткань…)
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые.
Прижались у окна.
. (Представили себе этих мёрзнущих воробушков? Какое сравнение нашёл поэт? (Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)
- Представили эти картины?)
Подготовка к выразительному чтению (по смысловым частям)
1. Воет ветер в лесу (напевно, убаюкивающе)
2.А по двору метелица (красота, холод зимы, суровость)
3. Озябли пташки малые (сочувствие к пташкам, жалость, волнение)
4. А вьюга с рёвом бешеным (рёв вьюги, холодные звуки зимы)
5. Снится красавица весна (мечтательно, с грустью, надеждой)
Ребята, а ведь у этого стихотворения есть продолжение, хотите послушать?(слайд 6)
7. Рефлексия.
- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.
У вас на столах снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то что ж не оставлять же берёзку голой. Прикрепите на неё самую маленькую снежинку. Слайд 2
Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Николай Браун)
Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)
Поет зима - аукает, Мохнатый лес ___________ Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую __________облака. А по двору метелица Ковром ___________стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки____________ , Прижались у окна. баюкает седые шелковым сиротливые
Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
Учитель: Батаева Светлана Анатольевна.
Урок: Литературное чтение.
ТЕМА УРОКА: С.Есенин « Поет зима, аукает…»
ЦЕЛИ: 1.
Учить находить в авторском поэтическом тексте литературные
приемы, при помощи которых поэт создает образы.
2.
Развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим
текстом.
3.
Воспитывать любовь к родному языку, родной природе;
оказывать эстетическое воздействие на детей через слово
и живопись.
ОБОРУДОВАНИЕ:
репродукции картин А.Пластова « Первый снег» и
И.Грабаря « Зимний пейзаж», портрет С.Есенина.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Подготовка к восприятию.
В1, А2, Г3, Б3. Сегодня мы продолжаем разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных художников: « Первый снег» А.Пластова и « Зимний пейзаж» И.Грабаря. - Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину А.Пластова? (радостное, веселое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать снежинки.) - А когда вы смотрите на картину И.Грабаря? (торжественное, и в то же время возникает ощущение холода, мороза.) - Что изобразил художник на своей картине? (лес зимой.) - Какие деревья в этом лесу? Каким словом называют лес, в котором растут сосны? (сосновый бор, сосняк.) - Сосны покрыты иголками, хвоей, а если мы прислушаемся в таком лесу, то что услышим? (шорох, еле слышный звон.) - А какие еще деревья нарисовал художник? (березы, осины.) - Они покрыты инеем. С помощью каких слов можно описать эти деревья? (мохнатые, пушистые, сказочные.) - Да, ребята, зима – удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.) - Что вам нравится зимой? А что вы не любите зимой? - Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством С.Есенина и его стихотворением « Поет зима, аукает…» 3. Работа по новой теме. 1. Чтение стихотворения учителем. - Поделитесь впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем? 2. Чтение учащимися стихотворения про себя. Откройте учебник и прочтите стихотворение, найдите непонятные слова.
- Словарная работа.
- Анализ содержания.
- Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы в первых двух строчках стихотворения. Эти слова взяты из жизни природы или человека? - Какие образы помогают создать картину суровой зимы? (метелица, вьюга, воробышки и весна, которую они видят во сне.) - Какие слова использует С.Есенин для создания этого образа? - Как вы думаете, почему автор пишет о воробышках? (потому что они очень бедствуют от холода и голода зимой.) - Как нарисованы птицы, какими словами автор передает свое отношение к ним? (воробышки, детки малые, нежные, усталые, голодные.) - Почему он так к ним относится? Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателей? - Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (грустное, жалко воробышков.) - Меняется ли настроение к концу стихотворения? (да, зима закончится и придет долгожданная весна.) - Вначале С.Есенин назвал стихотворение « Воробышки». Сохранился ли этот образ? Остался ли он главным, центральным, самым важным для автора или нет? (зима здесь центральный образ.) - Найдите приемы, которые использует автор. (олицетворение – очеловечивает зиму и воробышков, сравнение – воробышки, как детки сиротливые, контраст – беспомощные воробышки и бешеная вьюга, суровая зима и сон – мечта воробышков о весне.) - Какие слова и выражения С.Есенина вам особенно понравились? Почему? - Что можно сказать об отношении автора к природе? 5. Работа в парах с иллюстрациями. Рассмотрите иллюстрации. Подпишите рисунки строчками из стихотворения. (« Воробышки игривые, как детки сиротливые прижались у окна»; « И снится им прекрасная, в улыбках солнца, ясная красавица весна».)
- Физкультминутка.
Работа над выразительностью чтения.
- Итог урока.
ХОД УРОКА
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Сегодня утром вы шли в школу. А вспомните, какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.
Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разные чувства и настроения (мимика).
Попробуйте с помощью мимики показать сегодняшнее настроение.
Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.
А сейчас давайте представим, что наш класс превратился в литературную гостиную, уют, которой придаёт замечательная музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Что такое гостиная?
Учащиеся . Это комната, где принимают гостей.
Правильно. А почему она называется «литературной»?
Учащиеся . Предположения учеников.
- Встречать гостей в литературных гостиных было очень популярно в жизни Петербурга 19 начала 20 столетий. На такие вечера приглашали в гости поэтов, писателей, музыкантов, где они исполняли для присутствующих свои произведения. Но и другие гости с удовольствием читали стихи, делились своими мыслями, настроениями, впечатлениями и музицировали.
Вот и мы с вами попадем в такую гостинную. Представьте, здесь тепло и уютно, потому что кругом столько замечательных друзей. Тихо звучит музыка и замечательные стихи.
Давайте определим, о чем мы сегодня будем делиться своими мыслями, на какую тему начнем читать стихи.
Ребята прочитайте слова. Они помогут определить тематику этого и нескольких последующих уроков.
вьюжная
морозная снежная
суровая нарядная
студеная
На фоне музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Зима. Декабрь. Ученики определяют тему раздела и последующих уроков по опорным словам.
Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов, используя разнообразные литературные приемы. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.
Но только ли положительные эмоции вызывает в людях зима?
Любите ли вы сами зиму?
Мы сегодня постараемся с вами представить зимнюю красоту природы, услышать её звуки.
Как вы думаете, а всякий ли человек может писать о природе? (нет)
А каким должен быть этот человек? (наблюдательным, который любит природу, умеет видеть прекрасное, умеет её понимать).
Несколько дней назад вы получили задание: побыть сочинителями и художниками. Одна группа должна была показать словом, какой она представляет себе зиму, другая в виде рисунка. Давайте посмотрим, что получилось.
Чтение детьми мини-сочинений, рассматривание иилюстраций.
В какой форме ваши произведения? Проза и стихотворение.
Легко давать описания природы?
Рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека могут представители разных направлений искусства, но прежде всего поэзия. Поэт – волшебник, художник слова.
Как узнать, любят ли поэты и писатели, произведения которых мы будем читать на уроках зиму?
Какие чувства, эмоции испытывают они к зиме?
Сегодня на уроке нас ждёт встреча с таким мастером слова - великим русским поэтом - Сергей Александрович Есенин.
Рассказ учащегося.
Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 г. в селе Константинове (ныне село называется Есенино) Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье.
Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. Учился он хорошо, особенно ему удавалось чтение стихов наизусть. Старшие хотели, чтобы Сергей стал учителем, однако сам Есенин мечтал о литературе, ведь стихи он начал сочинять рано.
«Стихи писать начал лет с девяти, - вспоминал он позже.
Решив связать свою жизнь с литературой, в 1912 году Есенин приехал в Москву. Здесь он работает в типографии, вступает в литературно-музыкальный кружок. В 1915 году поэт едет в Петроград (нынешний Санкт – Петербург), где быстро приобретает громкую славу среди поэтов своего времени. Есенин становится любим и известен не только в России, но и за рубежом. Любят стихи Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна.
Поэт Николай Браун посвятил Есенину своё стихотворение.
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…
Послушайте стихотворение с закрытыми глазами и постарайтесь увидеть картины, которые рисует нам автор.
Что вы увидели «внутренним взором»?
Какое настроение у вас вызвало стихотворение?
Как вы думаете, для чего поэт его написал, чтобы мы грустили? Или он хотел показать что-то другое? (Хотел показать природу зимой).
В процессе чтения, мы будем разбираться, с помощью каких изобразительных средств, поэт создает образы, а также определим,
Вспомним средства выразительности, которые мы с вами изучали. Я буду давать определение, а вы показывать нужное средство выразительности на карточке.
– Сопоставление одного явление или предмета с другим. (Сравнение).
- Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. (Эпитет ).
Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. (Звукопись, аллитерация).
– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. (Олицетворение) .
- Перенесение свойств одного предмета на другой. (Метафора
).
Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу.
А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.
Поет – сильно дует
Аукает – перекликается
Сосняк – собирательное, сосновый лес.
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Озябли – сильно замерзли
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
Вихри – порывистые круговые движения ветра
Переверните листы на своих столах. Это текст стиховорения. Сколько в нем строф, т.е. частей? (4)
В стихотворении 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средства выразительности.
Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.
Прочитайте 1-ю строфу. Кто главный герой? (Зима) .
Как выглядит зима?
- Какой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (поёт, аукает, баюкает - Олицетворение)
Как изображены облака?
Значит, глубокая тоска – это настроение первой строфы. («1.Глубокая тоска».)
Сочетания каких звуков позволяет представить, как плавно плывут облака по небу? (ПЛЫвут в страну даЛЁкую седые обЛАка ).
Как вы думаете, почему облака седые?
- Можно ли сказать, что облака очеловечены?
Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)
Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много).
Какое изобразительное средство использует автор? (эпитет)
Что передает поэт, используя прием ЗВУКОПИСИ в строчке «СтоЗвоном СоСняка»? (^ Звон стволов промёрзших сосен ).
Давайте, запишем в таблицу, какой в этом строфе нам автор показывает зиму, и какое настороение создает.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
Представьте. Выпал снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше.
Прочитайте первое предложение 2 строфы.
Кто главнй герой? (метелица)
Чем необычен образ метелицы у поэта? (ковром шелковым стелется).
Какие литературные приемы здесь использует автор? (олицетроврение, метафора).
Какова роль союза но в образе метелицы? (зима легкая, воздушная, но холодная)
Назовите эпитеты. (Игривые, сиротливые).
Почему С.Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожится за них).
- Какое главное чувство здесь испытывает автор? (Тревога).
- Запишем в таблицу образ зимы, настороение и чувства.
Прочитайте вторую строфу, передавая любование природой и тревогу за воробьев.
Какие нежные слова находит поэт для пташек?
-Какой литературный прием использует? (эпитеты).
Почему же пташки бедные и голодные? (зима сердитая и злая).
Почему они жмутся поплотней? (от холода и им немного страшно).
Найдите прием звукописи, чтобы передать, как воробышкам холодно.
Почему им может быть страшно? (вьюга злится, бешенно стучит).
-Как вы относитесь к воробышкам? А поэт? (с жалостью и сочувствием).
(Стучит, злится – олицетворение; с рёвом – метафора; с рёвом бешеным – эпитет).
Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках? (С-З).
Какой приём применил автор? (Звукопись).
- В 3 строфе появляется более мощный образ зимы: была метелица, теперь уже вьюга. Как вы думаете, для чего это автор делает? (Для усиления холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам)
Для чего Есенин рассказывает в своём стихотворении о холодной метелице, седых облаках, снежных вихрях? (показать власть зимы, её силу и могущество)
Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь и страх воробышков и бешенство вьюги.
Прочитайте последнюю строфу и подумайте, о чём мечтают воробышки?
(О весне).
Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги? (у мёрзлого окна)
- «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения (окно, покрытое морозными узорами)
Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.
Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (невсесильная, весна сильнее)
Какой приём он использует, противопоставляя зиму и весну? (приём противопоставления, контраста в живописи) (противопоставление)
Для чего автор использует этот литературный приём? (чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)
Запишем в таблицу образ зимы, а также настроение и чувства этой строфы.
Давайте, посмотрим на таблицу, какой образ зимы представил нам автор?
Парус – интонация, она передает настроения и чувств; соблюдение тнеобходимых пауз.
штурвал – ключевые слова, которые мы выделяем, голосом при чтении, т.е. делаем логическое ударение.
винт – скорость чтения.
Обозначим паузы, поставим логическое ударение.
Какую скорость чтения мы будем соблюдать?
Помните, в лирических стихотворениях присутствует некая задушевность, задумчивость.
Что обязательно нужно понять, когда читаешь стихи? (Настроение, чувства автора, основную мысль произведения).
Какова же основная мысль этого произведения?
(Красота природы, разнообразие характар зимы)
Вы, на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание.
Вы обратили внимание, что в стихах Есенина о зиме почти нет зимних красок, но зато много звуков. Стихи Есенина музыкальны. Поэтому многие из его стихов положены на музыку.
Подчеркните слова в тексте, которые позволят нам услышать зиму.
Прочитайте их.
А что бы вы сказали о Есенине – поэте, после сегодняшнего урока?
Что вы открыли для себя в его стихах?
Выразите свое понимание прочитанного стихотворения при помощи баланка блиц-опроса.
Есенину удалось в одном стихотворении показать такую разную зиму. Передать разнообразие настроений и чувств. А какую гамму чувств можно наблюдать, читая стихи разных поэтов. Что мы и продолжим на следующих уроках в нашей литературной гостинной.
Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.
Наступила зима, многим птицам может быть также плохо.
Помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.
Мы начали сегодняшний урок с определения своего настроения. Показывали его с помощью мимики.
Покажите, с помощью мимики, как вы оцениваете свою работу на уроке.
Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться со стихотворением Есенина «Пороша» и проанализировать его по плану, который есть у вас в тетради.
План - анализ лирического произведения.
Какое настроением проникнуто стихотворение?
Какие чувства владели поэтом, когда он писал?
Изменяется ли поэтическое настроение?
Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
О ком (или о чём) оно?
Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?
Какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении? (олицетворение, сравнение, противопоставление, метафоры, повтор, эпитеты) Оправдано ли оно?
Какие строчки напоминают вам сказку?
Какие вы услышали звуки, увидели цвета, почувствовали запахи?
Что хотел показать поэт нам этим стихотворением?
Найдите основную мысль (прямо ли она отражена в тексте или спрятана за текстом).
Дополнительное задание (на выбор)
Выучить одно из стихотворений.
Написать сочинение-миниатюру о зимних звуках. Например: скрип снега, стук дятла, свист синиц и щебетанье воробьёв, звон ёлочных игрушек, смех детей, вой ветра, шелест снежинок, звон льдинок, перезвон сосулек.
Желательно в стихотворении использовать известные вам литературные приёмы.