Комплекс театрализованной упражнений для коррекции речи. Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений консультация по логопедии на тему. Как средство преодоления речевых нарушений
Августа Гаврилова
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»
Март 2015 года
Театрализованная деятельность детей ,
как средство преодоления речевых нарушений
Творчество делает жизнь ребенка
богаче, полнее, радостнее.
Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада , являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.
Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения - одна из главных задач, стоящих перед воспитателями дошкольных учреждений. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для
детей , он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.
Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра…
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
По мнению Л. С. Выготского, проблемы в развитии речи у ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру» .
Дети с нарушениями речи - это дети , имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны , они могут проявляться в нарушении произношения , грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Любое нарушение речи в той или иной степени, как правило, отражается на деятельность и поведение ребенка .
Речевые нарушения , возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми оказывает воздействие на эмоциональную и познавательную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
В основу её заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, развития коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения, развития диалогической и монологической речи, обогащения словаря.
(Овладение выразительными средствами общения : вербальными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;
обогащение словаря : образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.)
Она даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить.
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.
Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов .
Из этой основной цели вытекают следующие задачи :
развитие речи детей и коррекция ее нарушений ;
развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы ;
обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности , эмоционально-личностной сферы;
развитие эстетических способностей.
В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях .
Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
Развитие диалогической и монологической речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата , умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали : речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр , теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении . Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность , так и на эмоциональную сферу ребенка.
В режиссерских играх, к которым относятся настольный театр игрушек и картинок , стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр , театр на фланелеграфе ) ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного) . Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируем го действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра , его разыгрывают.
Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо . Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику) . Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети - артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.
Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях . Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды . Для них необходим разнообразный дидактический материал : костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.
Театрализованные игры дают возможность детям перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка , и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Театрализованные игры проходят поэтапно.
На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря ним движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата , правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, за тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр .
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров : настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.
Театрализованная игра вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость, удивление и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе.
Театрализованная деятельность – это мостик , который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи , ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Галалетдинова Резеда Ильгамовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБЛОУ " Радуга" комбинированного типа
Населённый пункт:
город Заинск Р.Т.
Наименование материала:
СТАТЬЯ
Тема:
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Дата публикации:
06.10.2017
Раздел:
дошкольное образование
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет
педагогические
касающиеся
формирования
выразительности
интеллектуального
художественно-
эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному
богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё
отношение
связанную
преодолением
трудностей общения, неуверенности в себе.
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, рассматриваются,
нарушения
Отклонения
развитии
отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная
сверстниками
взрослыми
театрализованная
деятельность
оказывает
выраженное
психотерапевтическое
воздействие
аффективную
когнитивную
обеспечивает
коррекцию
нарушений
коммуникативной
коллективе
проявляют
индивидуальные
особенности,
способствует
формированию
внутреннего
преодолению коммуникативной дезадаптации
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя
следующие разделы: - игры в кукольный театр; - игры - драматизации; игры -
представления
(спектакли). Игры
кукольный
театр; 1.Вязаный
Развивает
моторно-двигательную,
зрительную,
слуховую
координацию;
Формирует
творческие
способности,
артистизм;
Обогащает
пассивный
активный
словарь 2 Конусный, настольный театр Помогает учить детей
координировать
движения
Сопровождать
движения
Побуждает
выражать
посредством
3.Пальчиковый
театр .
Способствует
развитию
внимания,
формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность,
выразительность,
координацию
движений;
повышает
работоспособность,
тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение
кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного
развит 4Театр кукол Би-ба-б о Посредством куклы, одетой на руку, дети
говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью
отождествляют себя(свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр,
используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти
куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!
1Игра-драматизация
«разговорный»
театрализованной
деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не
способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как
игра - драматизация Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это
прекрасное
средство
интенсивного
развития
обогащения
развития
мышления,
воображения,
творческих
способностей.
Распределяя
игре-драматизации,
учитывать
возможности
определенный
логопедической
работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой
маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от
речевого
продемонстрировать
правильную
значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с
несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и
свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный
быстрого
обучения
говорить
правильно.
2 Игры
представления
(спектакли). Самый
интересный и самый сложный для
детей “сценический
театр” .
пилотаж»
т е ат р а л ь н о й
деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко
не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети,
достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а
также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо
справляются с данной им ролью. Целый комплекс мимических упражнений,
где дети старательно тренируют лицевые мышцы, формируется правильное
дыхание, четкая дикция, интонации, артикуляция.
Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность,
совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит
одновременно.Театрализованная
деятельность
помогает
передать
разговоре,
публично.
Привычку
выразительной
публичной
(необходимую
последующего
школьного
обучения)
воспитать
привлечения
выступлениям
аудиторией.
словообразованием
включает
использование
выразительных
вариациях
интерпретациях,
позволяющих
реализовать свои коммуникативные потребности: - экспрессивно-мимические
выразительные
вокализации,
выразительные
движения
предметно-действенные
(локомоторные
предметные
движения, позы)
Данный раздел также
и упражнения , направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной
артикуляцией,
разнообразной
интонацией,
орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную
речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы. Данные упражнения делятся на три вида: -
дыхательные и артикуляционные; - дикционные и интонационные; -
творческие
Заниматься
дошкольниками
специальной
профессиональной
подготовкой
невозможно,
поскольку
стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более
выразительной,
зависимости
поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то
на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. В коррекционной работе с
детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их
эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика
роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный
ритмически
организованная
активизирует
организм
только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи,
но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными
различные игры и задания.Особенно нравятся детям диалогические стихи.
определенного
действующего
раскрепощается,
общается
партнером.
следующем
стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме
этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект
Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс
логопедиче ской
детского
о б о руд о ва н
специализированный
мини-центр
театрализованной
деятельности,
имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и
других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы
костюмов
декораций;
ширма-занавес.
музыкальном
занавес. Есть костюмерная и гримерная. К созданию театрализованной среды
привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в
изготовлении
элементов
декораций,
атрибутов,
костюмов,
составлении
пригласительных
благодарными
зрителями
спектаклей
выступают
бабушки и дедушки.
Применение
театрализованной
деятельности
средства
коррекции
эмоциональной
коммуникативной
нарушением
оказывает
положительное
развитие
эмоциональной
экспрессивности,
экспрессивной
воображение,
формирование
образного
мышления
подготовки
Наблюдается
значительное
повышение
активности
коммуникативной
направленности
использование
различных
коммуникативных
высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение -
сообщение);
овладение
смысловым
аспектом
человеческой
естественных
экспрессивных
использование
практике
общение; развитие связной, диагностической речи. Таким образом, искусство
театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным
средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с
логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.
«В игре ребенок развивается, познает мир, общается» Основной вид деятельности ребенка - игра. Игра источник его нравственного, умственного развития, условие формирование личности, его речи и общения. Театрализованная деятельность – это игра. Это самый распространенный вид детского творчества.
Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над просодикой (интонационной выразительностью речи).
С.Л Рубинштейн: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту, в процессе общения со взрослыми.
Значение: Развитие словарного запаса Развитие диалогической и монологической речи Развитие грамматического строя речи, звуковой культуры Развитие четкой дикции, ритма, разнообразной интонации
ТЕХНИКА РЕЧИ 1. Расслабление 2. Дыхание 3. Артикуляция 4. Дикция
расслабление
артикуляция
Работа с гласными Согласный + гласный Чистоговорки Скороговорки
И Э А О У Ы Б, П; К,Г; Т, Д; В,Ф; Л; Р; М, П; С,З; Ш, Ж; Ч, Щ ПИ ПЭ ПА ПО ПУ ПЫ БИ БЭ БА БО БУ БЫ БИП БЭП БАП БОП БУП БЫП… ПИБИ ПЭБЭ ПАБА ПОБО ПУБУ ПЫБЫ… БИБИБИБИБИП БЭБЭБЭБЭБЭП …
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ! СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД! Планомерно, систематически и целенаправленно организуя театрализованную деятельность вместе с детьми, мы решим непростые, но жизненно важные задачи.
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Текст к презентации
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений.
- Теория.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.
[«В игре ребенок развивается, познает мир, общается»]
Основной вид деятельности ребенка - игра. Игра источник его нравственного, умственного развития, условие формирование личности, его речи и общения.
Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей деятельности (игровой), а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. В силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Исследования в области театрализованной деятельности (Т.Немова, Л.С.Выготский, В.Борзова, А.Борзов) показали, что она является наиболее близкой и понятной для дошкольников. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для становления творческой деятельности.
Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи (просодической стороны речи). [Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.]
Сергей Леонидович Рубинштейн: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития.
Привычку к выразительной речи можно воспитать только путем привлечения его к выступлению перед аудиторией в этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия.
Основное значение театрализованной деятельности в развитии речи детей:
Развитие словарного запаса (его пополнение и активизация)
Развитие диалогической и монологической речи (развитие связной речи)
Развитие грамматического строя речи, звуковой культуры (развитие речевого дыхания, правильной артикуляции)
Развитие четкой дикции, ритма, разнообразной интонации
В структуре любой программы по театрализованной деятельности есть обязательный раздел – ТЕХНИКА РЕЧИ.
задачи: развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихотворения; тренировать четкое произношение согласных на конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.
Техника речи:
1. Расслабление
2. Дыхание
3. Артикуляция
4. Дикция
- Практика.
1. Расслабление (1-3 минуты на занятии)
Подготовить тело к работе, к прохождению воздуха.
Почувствовать напряжение и расслабление (разницу).
Упражнения:
- «Железный человек» (напряжение – расслабление тела)
Напряжение – расслабление плеч
Мышц шеи
Мышц лица (массирование лба от переносицы к вискам, от носа к уху, от бровей до верхней губы)
** «Рожицы»: поднять правую бровь, опустить; поднять левую бровь, опустить; поднять обе, опустить. Вытянуть лицо: опустить нижнюю челюсть не раскрывая губ, подвигать челюстью вправо, влево. Пораздувать ноздри. В конце: кто смешнее?
и др.
2. Дыхание (1-3 упражнения)
Дыхание – основа речи.
Правильное дыхание. (Плечи не поднимать)
Упражнения:
- «Одуванчик» (м.б. воображаемый – сорвать одуванчик и медленно дуть на него, чтобы «пушинки» летели как можно дальше)
- «Фокус»
- «Вдыхаем аромат»
- «Комарик» руки широко раскинуты, перед носом каждого комарик «з-з-з» Произносим звук на выдохе на одном дыхании, руки сводятся и в конце дыхания «прихлопаем» комара.
- «ПривЕЕЕт»
Вдох носом, выдох длительный ртом + звук [с]
Дышим как собачки (с высунутым зыком: как маленькие, как большие)
Возможно использование гимнастики Стрельниковой
и / или др.
3. Артикуляция
Подготовить артикуляционный аппарат к извлечению звуков
АРТИКУЛЯЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
* «Улыбка»
* «Слоники»
* «Улыбка» - «Слоники»
* «Погонять мячик»
* «Чашечка»
* «Лопаточка»
* «Хомяк» \ «Пятачок»
* «Цокаем»
* «Индюки»
* «Лошадь фыркает»
и / или др.
4. Дикция
Артикуляция готовит, дикция применяет.
- Работа с гласными
- Согласный + гласный
- Чистоговорки
- Скороговорки
Последовательность гласных: И Э А О У Ы
Последовательность согласных (парами):
Б, П; К,Г; Т, Д; В,Ф; М, П; С,З; Ш, Ж; Ч, Щ; Л; Р
[Возможно добавление движения к каждому звуку. Показ примеров.]
Согласный + гласный: ПИ ПЭ ПА ПО ПУ ПЫ БИ БЭ БА БО БУ БЫ
усложнение: БИП БЭП БАП БОП БУП БЫП
ПИБИ ПЭБЭ ПАБА ПОБО ПУБУ ПЫБЫ
БИБИБИБИБИП БЭБЭБЭБЭБЭП …
** «Путешествие по… с…». Поедем на машине, нужно накачать колеса берем насос в руки и накачиваем колеса «с-с-с». Машину заводим «ж-ж-ж», поехали «др-р-р». Едем весело напеваем «би-би-бип…». Дорогу преграждает река, садимся в лодку, гребем веслами «ш-ш-ш», вода теплая, журчит «буль-буль-буль». В небе ярко светит солнце мы посылаем ему привет: «У-О-А-Э-И-Ы»
Чистоговорки: можно использовать готовые из книг, можно придумать совместно с детьми.
Скороговорки - это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука.
Везет Сенька Соньку с Санькой на санках.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж
и / или др.
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ! СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД! Планомерно, систематически и целенаправленно организуя театрализованную деятельность вместе с детьми, мы решим эти непростые, но жизненно важные задачи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Шарикова Марина Константиновна
Должность:
старший воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ Г.о. Балашиха "Детский сад комбинированного вида №54 "Чиполлино"
Населённый пункт:
Московская область
Наименование материала:
Статья
Тема:
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дата публикации:
21.01.2017
Раздел:
дошкольное образование
В
любом
возрасте
в
сказках
можно
открыть
нечто
сокровенное
и
волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый
«банк
жизненных
ситуаций»,
поэтому
очень
важно,
чтобы
осознание
«сказочных
уроков»
начиналось
с
раннего
возраста,
с
ответа
на
вопрос:
«Чему нас учит сказка?»
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со
спектаклями-сказками.
Учитывается
интерес
детей
к
этому
жанру,
доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки
для
нравственного
и
эстетического
воспитания
детей.
Наиболее
целесообразной
формой
работы
в
этом
направлении
считается
театрализованная деятельность.
Главной целью театрализованной деятельности является создание
условий
для
коррекции
речевых
нарушений детей
и
развития
их
мотивации
на
устранение
своих
речевых
дефектов. Кроме
того
развиваются
познавательные
способности,
произвольная
регуляция
деятельности, эмоционально - личностная сфера. Развиваются эстетические
способности.
Возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней,
у детей появляется мотив быть, как настоящие актеры – интересными,
запоминающимися в своей роли, понятными. Они включаются в работу:
они с удовольствием занимаются над коррекцией речи с логопедом, над
своей
ролью
с
воспитателем, пение
и
танец
отрабатывают
с
музыкальным руководителем.
Однако,
неустойчивость
внимания,
плохая
слуховая
и
зрительная
память,
слабость
мотивации
и
контроля,
трудности
при
ориентировке
в
пространстве,
недостаточная
скоординированность
движений,
недостаточное
развитие
познавательной
деятельности,
нечёткая
дифференцированность
словаря,
нарушения
грамматического
строя
речи,
трудности
усвоения
логико-грамматических
конструкций,
недостаточность
фон етико- фон ематического
восп риятия,
н е с ф о р м и р о в а н н о с т ь
целенаправленной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы,
свойственные
детям
с
общим
недоразвитием
речи
(ОНР),
в
различной
степени влияют на их игровую деятельность. Дети, склонные к тормозным
процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость;
де т я м
с
п о в ы ш е н н о й
в о з буд и м о с т ь ю
н е
х в ат а е т
в н и м а н и я,
сосредоточенности. Все эти факторы необходимо учитывать при организации
игр для детей с ОНР. (Общее недоразвитие речи - различные сложные
речевые
расстройства,
при
которых
нарушено
формирование
всех
компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой
стороны (лексики, грамматики)).
Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста.
Д л я
д е т е й
с
о б щ и м
н е д о р а з в и т и е м
р е ч и,
о б у ч а ю щ и х с я
в
специализированных группах, игровая деятельность сохраняет своё значение
как
необходимое
условие
развития
интеллекта,
психических
процессов,
личности в целом.
В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать
игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность,
совершенствуют
речевые
навыки,
способствуют
развитию
психических
процессов, повышают эмоциональную активность.
Особая роль уделяется игровым упражнениям на сочетание слова и
движения. Это игры со словами и движениями, подвижные музыкальные
игры, диалогические игры с жестикуляцией. Театрализованная сюжетно –
тематическая
форма
игр
давала
возможность
детям
почувствовать
себя
уверенно
и
свободно,
способствовала
развитию
двигательных
навыков,
речевой моторики, темпа и ритма речи, слухового внимания.
Детям
становится
интересно,
когда
они
сами
превращаются
в
сказочных
героев.
Они
пытаются
имитировать
ролевые
движения,
наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль. Всему
этому способствуют театрализованные игры.
Театрализованная
игра
имеет
коррекционную
направленность
и
рассматривается
как
организация
совместной
игровой
и
речевой
деятельности, в процессе которой ребенок создает образ действием, словом,
что дает возможность активно развивать его речь.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным
играм,
складывающийся
в
процессе
просмотра
небольших
кукольных
спектаклей,
которые
показывают
педагоги,
взяв
за
основу
содержание
знакомых
ребенку
потешек,
стихов
или
сказок.
В
дальнейшем
важно
стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные
фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в
формировании
уважительного
отношения
детей
друг
к
другу,
развитии
коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок - игр, которые
дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объёме
овладеть творческим процессом.
Одна из ведущих ролей принадлежит педагогу. Речь педагога служит
образцом для подражания. Дети наблюдают, как педагог говорит, действует
за персонажей. Стараются чувствовать интонации, особенно построенные на
контрастах.
Театрализованные игры включают в себя все виды театра, доступные
детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и
другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и
разыгрываются сценки.
Большое
значение
придаётся
оформлению
театрализованных
игр,
обсуждению
вместе
с
детьми
атрибутов
игры,
костюмов.
Последние
особенно важны для детей с ОНР, у которых слабо развито воображение: они
помогают «входить в образ». Этот творческий процесс доставляет радость
всем: и детям, и педагогам.
В театрализованных играх используется музыка, которая подчёркивает
характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при
этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма.
Движения в свою очередь повышают активность речедвигательного
анализатора,
«балансируют»
процессы
возбуждения
и
торможения.
Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.
Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и
решение
задач
коррекционного
обучения
(расширение
знаний
об
окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие
речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) -
с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.
Создание спектакля
с детьми - очень увлекательное и полезное
занятие.
Совместная
творческая
деятельность
вовлекает
в
процесс
постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать
застенчивость и зажатость.
Успешность и результативность спектакля зависит от сотрудничества
многих
специалистов
д/с и, конечно
же, участия
родителей. Ведь
подготовка,
как
в
настоящих
театрах:
костюмы,
грим,
декорации,
бутафорские атрибуты, шумовые фоны, светотехнические эффекты и т.п. А
главное – настоящее актерское волнение…
В ходе подготовки к спектаклю, мы старались соблюдать несколько
основных правил:
В работе над спектаклем важно не перегружать детей, предоставить
возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, не
распределяя их среди наиболее способных.
Работа
над
спектаклем начинается
со
знакомства с
пьесой. В
каждом
спектакле
обязательно
присутствуют
музыкальная
и
хореографическая части. Первое прочтение пьесы должно быть
эмоционально
насыщенным,
чтобы
пробудить
интерес
к
предстоящей работе.
Следующий
этап
–
пробы
детей
на
различные
роли
и
распределение ролей. Чаще взрослые видят ребенка в той или
иной роли, но и детям надо дать возможность по своему желанию
выбрать
роль, чтобы
он
перевоплотившись в
героя, проиграл
небольшой этюд.
В
спектакле
должны
принять
участие
все дети
группы
без
исключения.
В результате этого дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с
желанием и радостью.
После распределения ролей начинается индивидуальная работа с
детьми
над
образом, отдельными эпизодами, картинами, спектаклем
в
целом.
Заключительный этап – генеральная репетиция.
Премьера (для детей и педагогов ДОУ) - это всегда волнение, суета
и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Повторный показ – для
родителей актеров, гостей.
Дети
на
практике
начинают
понимать,
что
такое
коллективность
театрального
искусства,
как
от
внимания
и
ответственности
каждого
исполнителя зависит успех спектакля. В конце представления детей нужно
наградить. Это могут быть цветы, сувениры, диплом юного актера.
Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления.
Ребята
слишком
возбуждены
и
вряд
ли
смогут
оценить
свои
успехи
и
неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько
критически они способны относиться к собственной игре.
Обязательно нужно создать фотогалерею, видеозаписи. Так может
начаться одна из интереснейших страниц в судьбе ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Театрализованная
деятельность
позволяет
ребенку
решать
многие
проблемы
ситуации
опосредованно
от
лица
какого-либо
персонажа.
Это
помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким
образом,
театрализованные
занятия
помогают
всесторонне
развивать
ребенка.
П р и м е н е н и е
те ат р а л и з о в а н н о й
де я тел ь н о с т и
о к а з ы в а е т
положительное
влияние
в
коррекции
эмоционально-личностной
сферы
у
детей с ОНР. Наблюдается значительное повышение речевой активности и
коммуникативной
направленности
речи,
использование
различных
типов
коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение -
вопрос, обращение - сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение
способов
невербального
(неречевого)
общения:
овладение
смысловым
аспектом
человеческой
мимики,
естественных
и
экспрессивных
жестов,
использование их в практике общения; развитие связной, диалогической
речи.
Таким
образом,
искусство
театра,
театрализованная
деятельность
до ш кол ь н и ко в
явл яютс я
э ффе к ти вн ым
ср едство м
ко р р е к ц и и
коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР и может быть
рекомендована в работе не только с детьми, имеющими отклонения, но и с
детьми с нормативным развитием.
Список рекомендуемой литературы:
Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М.,1983.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
1991.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации //
Театр и образование:сб. научных трудов. М., 1992.
Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999.
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М.,
1985.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения
и коррекционные программы. М., 1995.
Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
Чурилина Э.Г.Методика
и
организация
театральной
деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2001
Швайко Г.С.
Игры
и
игровые
упражнения
для
развития
речи.
М.,1983.
Шилгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Золотые правила поведения актеров:
Говорить негромко (не кричать);
Ходить спокойно (не бегать);
Помнить для чего мы находимся в зале (не отвлекаться);
Смело показывать свои способности;
Заботиться друг о друге (не обижать);
Помогать друг другу (не смеяться);
Внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.
Поэтому на логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков мы стали использовать . Главной целью для нас является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Театрализованные игры предполагают произвольное воспроизведение какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используем при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.
Новые задачи ставит перед ребенком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого. При этом детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль.
Участники игры — инсценировки неоднократно вступают между собой в речевой контакт. Продолжается работа над чистотой и правильностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развертывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обуславливают естественные замедления речи и смысловые паузы.
Сказки подбираются по количеству участников с учетом структуры дефекта. Очень часто вводим в знакомые сказки новых героев, обеспечивая вовлечение большего количества детей. Иногда по мотивам хорошо знакомых сказок «сочиняем» свои.
Умелое использование театрализованных игр на этапе автоматизации звуков позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.
Ниже представляю конспекты «своих» сказок по мотивам сказки «Теремок».
Конспект занятия с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок»
Цели занятия:
Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков, автоматизация и дифференциация их стихотворной и связной речи.
- Продолжение работы над звуковым анализом слов.
- Согласование числительных с существительными.
- Работа с деформированным предложением.
Оборудование:
Шапочки животных: (мышка, лягушка, сова, лиса, заяц, ежик, медведь).
- Макет теремка.
Подготовительная работа:
Заучивание детьми четверостиший.
Ход занятия:
В зал входит Фея (воспитатель).
Фея: Я пришла к вам из волшебной страны.
Что это за волшебная страна, где всюду происходят чудеса,
Где каждый зверь и даже птица, умеют разговаривать и веселиться?
Да, я говорила о стране Сказок. Вот вам мой волшебный клубочек.
Он поможет попасть в страну Сказок.
Фея уходит.
Логопед: Вы хотели бы попасть в страну сказок? Давайте покатим наш клубочек и посмотрим, куда он нас приведет.
Шторы раздвигаются, за ними – теремок.
Все мы знаем, все мы верим:
Есть на свете чудный терем.
Вот он чудо – теремок,
Он не низок, не высок.
Ребята, вы тоже превратились в сказочных героев (надеваются шапочки животных). Сказка «Теремок» начинается.
Логопед: Терем, терем, теремок, он не низок не высок. Бежала мимо мышка-норушка.
Я маленькая мышка, я по лесу хожу.
Ищу себе домишко, ищу, не нахожу.
Логопед: Увидела мышка теремок, постучалась и спрашивает…
Мышка: Тук, тук, кто в теремочке живет?
Логопед: Никто ей не отвечает. Обошла мышка вокруг теремочка и видит: висит на двери замок, а в нем записка: «Замочек откроется, если сосчитаешь, сколько слогов в словах теремок и мышка», (ребенок считает слоги).
Логопед: Замочек открылся. Вошла мышка в Теремок и стала в нем жить - поживать.
Слышите, дети, кто-то скачет к теремку?
Речка, мошки и трава. Теплый дождичек, ква-ква.
Мы лягушки, мы квакушки дождя и сырости подружки.
Логопед: Увидали лягушата Теремок, и давай стучаться в двери.
Лягушки: Тук, тук, открывайте двери!
Мышка: Кто там?
Лягушки: Это мы, лягушки-квакушки. А ты кто?
Мышка: Я мышка – норушка.
Логопед: Пустим мы вас, лягушата в Теремок, если соберете и сосчитаете шишки и грибы, которые вокруг Теремочка растут.
Проводится игра «Кто быстрее». Затем дети по очереди считают собранные шишки и грибы, согласуя числительные с существительными.
Мышка: Заходите, лягушата в Теремок, будем вместе жить.
Летала по лесу сова. Увидала теремок и спрашивает…
Сова: Кто в Теремочке живет, кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка – норушка.
Лягушки: Мы лягушки-квакушки. А ты кто?
А я сова-сова, совиные глаза,
На суку сижу, во все стороны гляжу.
Пустите меня в Теремок.
Логопед: Терем-Теремок – это наш дом. Пустим мы тебя, Совушка, если правильно выложишь цветными кубиками слово ДОМ, (сова выполняет задание; ее пускают в дом).
Стали они жить все вместе. Живут себе, живут, ватрушки жуют. Вдруг слышат, кто-то бежит к Теремку. Выбежала из леса лиса.
Хвост пушистый, мех золотистый,
Я кумушка-лиса, всему лесу я краса.
Тук, тук, кто в Теремочке живет?
Мышка: Я, мышка-норушка.
Лягушки: Мы, лягушки-квакушки.
Сова: Я, совушка — сова. А ты кто?
Лиса: А я лисонька-лиса. Пустите меня в Теремок.
Логопед: Пустим мы тебя, лисонька, если расскажешь, почему ты хочешь жить в Теремке?
Ребенок составляет сложноподчиненное предложение типа: «Я хочу жить в Теремке, потому что…». Его пускают в домик.
Логопед: Стали они жить вместе. Живут себе, живут, песенки поют. Вдруг слышат, кто-то бежит к Теремку и громко хрюкает. Это свинка — острая щетинка. Подбежала к Теремку и стучится.
Свинка: Тук, тук, тук, кто в Теремочке живет, кто в невысоком живет?
Звери отвечают.
А я свинка – острая щетинка,
Хвостик крючком, носик пятачком.
Пустите меня в Теремок.
Логопед: Пустим, свинка, если назовешь всех жителей Теремка ласково.
Ребенок составляет слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Заходит в Теремок.
Логопед: Стали они вместе жить. Живут себе, не тужат, крепко дружат.
Кто-то скачет к теремочку. Зайки прискакали на нашу полянку.
Зайки: Тук, тук, кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?
Звери отвечают.
А мы зайки-побегайки,
Чуткие ушки, быстрые ножки.
Пустите нас в Теремок.
Логопед: Вы, зайчата, такие веселые, задорные, что всем жителям Теремка захотелось с вами поиграть.
Физминутка - подвижная игра «Зайка».
Логопед: Ну вот, все повеселились, поиграли и дружно стали жить в Теремке. Живут себе, живут, песенки поют. Прибежал к теремку ежик.
Еж: Тук, тук, кто в теремочке живет?
Звери отвечают.
А я колючий ежик,
Не головы, не ножек.
Пустите меня в Теремок.
Логопед: Пустим, если поможешь нам правильно расположить слова в предложениях.
Ежик, колючки, покрыть. (Ежик покрыт колючками.)
Он, лес, в, жить. (Он живет в лесу.)
Ежа впускают в дом.
Логопед: Стали звери жить все вместе. Живут себе, живут, песенки поют.
Вдруг слышат: сучья трещат, ветки хрустят. Идет медведь.
Медведь: Тук, тук, кто в Теремочке живет?
Звери отвечают.
Медведь: А я медведь косолапый. Пустите меня в Теремок.
Логопед: Мишка, а ты любишь играть? Сейчас мы поиграем в игру « Придумай слово». В первой команде – звери, в названии которых есть свистящие, а во второй команде – в названии которых есть шипящие согласные звуки. Первая команда придумывает слова со свистящими звуками, а вторая команда – с шипящими согласными. Проводится игра.
Логопед: Мишка, мы можем помочь построить тебе домик рядом с нашим Теремком.
Дети строят из модулей дом для медведя.
Логопед: Мишка, а что ты еще умеешь делать?
Я медведь, с давних пор
Замечательный танцор.
Логопед: Давайте поможем медведю станцевать. Выходите, попляшите. Исполняется танец зверей.
Логопед: Вот и заканчивается наше путешествие в сказку « Теремок ». Мы с вами побывали в сказочной стране, а теперь за волшебным клубочком возвращаемся в детский сад.
Конспект занятия с элементами драматизации «Домик пчелки»
Цели занятия:
Закрепление правильного произношения звуков З – Ж, автоматизация их в стихотворной и связной речи.
- Продолжение работы над звуко-слоговым анализом слов.
- Составление сложноподчиненных предложений.
- Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
- Развитие мелкой и общей моторики, пространственного восприятия.
- Расширение знаний о растениях и насекомых луга.
Оборудование: шапочки насекомых (пчелка, жук, муха, стрекоза, шмель, лягушка), макет домика, атрибуты для украшения цветочного луга (цветы, трава, листья).
Подготовительная работа: заучивание детьми четверостиший.
Ход занятия:
Дети входят в украшенный зал.
Логопед: Пройдет немного времени и наступит лето. Но мы его ждать не будем. Если вы хотите, мы можем прямо сейчас очутиться на летнем лугу.
Звучит музыка. Проводится релаксация «Под лучами солнышка».
Вот мы уже и на лугу. Отгадайте загадку:
Мы не звери, мы не птицы,
Над цветами мы кружимся,
От цветка к цветку порхаем,
Утомимся — отдыхаем.
Логопед: Правильно, это насекомые. Давайте вспомним, каких насекомых мы знаем.(Дети отвечают).Сейчас мы с вами покажем сказку «Домик пчелки».
Логопед раздает детям шапочки. Каждый из детей называет свое насекомое и надевает шапочку.
Логопед: А теперь посмотрите, друг на друга и скажите, как подают голоса ваши герои.
Логопед: Кто из вас умеет звенеть? (муха, комар, стрекоза).
Давайте позвеним.
Кто умеет жужжать? (жук, пчела, шмель).
Давайте пожужжим.
Логопед: Какие звуки вы услышали? Скажите, какой из звуков шипящий, а какой свистящий? Что можно сказать о звуках?
Сегодня мы продолжи работу над звуками Ж-З.
Логопед: Жила-была Пчелка. Она была очень красивая: золотистые крылышки, тонкая талия, перетянутая черным бархатным пояском. Пчелка летала с цветка на цветок, собирала мед, радовалась солнышку.
Я – Пчелка, Пчелка, Пчелка!
С цветками я дружу,
Нектар я собираю,
Кружу, кружу, кружу.
Логопед: И вот однажды решила Пчелка построить себе дом. Она собирала лепестки цветов, стебельки, травинки, немного веточек. Построила Пчелка прекрасный домик и стала в нем жить.
Летела мимо домика Муха.
Развеселая я мушка –
Лета красного подружка.
Какой красивый домик!
Кто в домике живет?
Пчелка: Я, пчелка, а ты кто?
Я – Мушка,
Лета красного подружка.
Можно в домике мне жить?
Логопед: Пустим мы тебя в домик, если ты назовешь себя ласково.
Муха выполняет задание и ее пускают в домик.
Логопед: однажды мимо домика пролетел Жук.
Я – Жук, Жучок – черный бочок!
Я весело летаю,
Жужжу, жужжу, жужжу,
Со всеми насекомыми
Очень дружу.
Какой красивый домик!
Жук: Кто здесь живет?
А я – Мушка лета красного подружка.
Жук: Можно с вами жить?
Логопед: и тебя мы в домик возьмем, если ты правильно выложишь слово Жук цветными кубиками.
Жук выполняет задание и его пускают в домик.
Логопед: Пролетала мимо стрекоза.
Стрекоза:
Я Стрекоза – большие глаза
Вертолетом я лечу
И звеню, звеню, звеню.
Какой красивый домик!
Кто в домике живет?
Я – Пчелка – золотистые крылышки,
Стрекоза: Можно мне с вами жить?
Логопед: Пустим мы тебя в свой домик, если посчитаешь слоги в слове Стрекоза.
Стрекоза выполняет задание и ее пускают в домик.
Логопед: пролетал мимо домика комар.
Мне на месте не сидится,
Длинный носик мой, как спица
Какой красивый домик!
Кто в домике живет?
Я – Пчелка – золотистые крылышки,
А я – Мушка лета красного подружка,
А я – Жук, Жучок – черный бочок.
Комар: Можно мне с вами жить?
Логопед: пустим мы тебя в домик, если расскажешь, почему ты к нам прилетел. (ребенок составляет сложно-подчиненное предложение, типа: Я прилетел, потому, что…) его пускают в домик.
Логопед: Прожужжал над домиком Шмель.
Я – Шмель – Шмелек, полосатый бочок.
Крыльями машу, машу
На цветах я сижу.
Какой красивый домик!
Кто в домике живет?
Я – Пчелка – золотистые крылышки,
А я – Мушка лета красного подружка,
А я – Жук, Жучок – черный бочок.
А я – Стрекоза – большие глаза.
А я – Комар – длинный нос.
Шмель: Пустите мне к себе в домик?
Логопед: Пустим, если назовешь нам луговые цветы, по которым ты летал (ребенок выполняет задание и его пускают в домик).
Логопед: И стали насекомые жить вшестером.
Живут себе, не тужат, крепко дружат.
Звучит музыка, дети исполняют танец насекомых с имитацией движений (русские народные мелодии в обработке Раухвергера).
Логопед: Вы летали по лугу, видели много разных цветов. Я предлагаю собрать луговые цветы из разрезанных картинок.
В одной команде участвуют насекомые жужжащие, в другой звенящие. (проводится игра «Собери цветок»).