Казанская осенняя. Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы
История, традиции, приметы и обряды на Казанскую.
Икона Казанской Божией Матери связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, глубоко почитаемых народом. Икона эта была чудесно обретена в 1579 году в Казани, незадолго до этого взятой войсками Ивана Грозного. После пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города, Божия Матерь трижды являлась во сне 9-летней девочке Матроне и велела обрести на пепелище Ее икону. Когда мать с дочерью стали копать на том месте, где до пожара была печь, на глубине двух локтей (около 1 м) они обнаружили икону. Одним из первых очевидцев этого чуда был скромный священник Никольской церкви Ермоген, впоследствии Патриарх всея Руси. К месту обретения иконы сразу же стеклось множество народу, город огласился праздничным звоном. Этот день с тех пор стал ежегодно праздноваться сначала в Казани, а потом и по всей Руси. На месте обретения иконы в том же, 1579 году, Иван Грозный основал Богородицкий монастырь, где хранилась явленная Казанская икона.
Небольшая икона, обретенная девочкой, стала вскоре всенародной святыней, знаменем Небесного покрова Пресвятой Богородицы над нашим Отечеством. Свою чудесную помощь она явила в Смутное время, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов. Польские войска взяли Москву, заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, и вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Русские войска освободили Москву и вошли на Красную площадь с Казанской иконой Божией Матери (чудотворным списком ее). Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы воздвиг на Красной площади в 1630-е годы храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 1920-е годы храм был варварски уничтожен.
Образ Казанской Божией Матери особо почитался Петром Великим. Известно, что чудотворный список с иконы (так называемый Каплуновский) стоял на поле боя во время Полтавского сражения. Есть предание, что святитель Митрофан Воронежский именно Казанской иконой благословил Петра I еще до основания Петербурга: «Возьми икону Казанской Божией Матери — и она поможет победить тебе злого врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу... Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего». В 1710 году царь повелел перевезти чудотворный список с иконы Казанской Божией Матери из Москвы в Петербург. Некоторое время икона пребывала в Александро-Невской лавре, а потом (при Анне Иоанновне) была перенесена в выстроенный на Невском проспекте специальный храм. С этой петербургской святыней связано восшествие на престол Екатерины II. Павел I, став императором в 1796 году, решает воздвигнуть более достойный храм для Казанской иконы и объявляет конкурс проектов, в котором побеждает А. Н. Воронихин, спроектировавший храм по образцу собора Святого Петра в Риме. Собор строился 10 лет и завершен был уже при Александре I. В 1812 году перед чудотворной иконой молился за спасение России М. И. Кутузов и здесь же, в Казанском соборе, 25 декабря 1812 года был отслужен первый благодарственный молебен за избавление России от нашествия Наполеона. В страшные дни блокады Ленинграда жители осажденного города вспоминали пророческие слова епископа Митрофана и верили, что враг не войдет в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери.
Православная Церковь отмечает в этот день и память трех одноименных святых — праведных Прокопиев. Один — великомученик Прокопий — общехристианский святой, два других — местночтимые святые: Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (канонизирован в конце XV в.), другой — Прокопий Устьянский (канонизирован в XVII в.). Оба отечественные святые связаны с Русским Севером, где культ их был очень распространен. «Есть основания полагать, — считает Т. А. Бернштам, — что в сознании местных жителей все три Прокопия, праздновавшиеся в один день, сливались в единый „праведный" образ» [Бернштам, 1995; 253]. Не удивительно, что Прокопий здесь несколько ослабил внимание к Казанской иконе Божией Матери.
О праведном Прокопии Устюжском Г. П. Федотов писал, что он был первым настоящим юродивым на Руси. «К сожалению,— отмечал ученый,— его житие составлено (XVI в.) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 году, помещая отдельные события его то в XII, то в XV столетие. Житие это приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом, „от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли". В Новгороде он познал истинную веру в „церковном украшении", иконах, звоне и пении. Крестившись у святого Варлаама Хутынского (анахронизм) (Федоров называет это анахронизмом, т. е. ошибочным отнесением события к другому времени, перенесению его в настоящее или близкое нам время.— А.Н.) и раздав свое имение, он „приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство переложися", по Апостолу». Из Новгорода Прокопий по непроходимым лесам и болотам добирается до Устюга, города, который поразил его «церковным украшением». Здесь он ведет такую жизнь, с которой не могли сравниться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит на земле или на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося «благополучие граду и людям». Однажды, войдя в церковь, он предсказал Божий гнев на град Устюг. Никто не прислушался к призывам юродивого о покаянии, он один плакал целые дни на паперти. «Только когда страшная туча нашла на город, и земля затряслась», все побежали в церковь. «Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град разразился в двадцати верстах от Устюга, где столетия спустя можно было еще видеть поваленный лес» [Федотов, 259, 260].
Церковь во имя святого Прокопия поставлена была в сольвыче- годском Борисоглебском монастыре. Известны легенды о многочисленных чудесах (главным образом, исцелениях, возвращении зрения, изгнания бесов из одержимых), творимых иконой с изображением Прокопия Устюжского,— главной святыней храма.
Двинско-Важский водораздел, как удалось выяснить Т. А. Бернштам, был главным местом почитания святого Прокопия Устьянского. В селе Бестужево, где сходились все дороги этого региона, находился культовый символ — источник Прокопия праведного (в верховьях реки Кодимы — притока Северной Двины).
Прокопьев день на Русском Севере был праздником обетным (пивным), охватывавшим «весь диапазон человеческого бытия и благополучие домашнего скота» (Бернштам, 1995; 228].
В большинстве русских губерний день Летней Казанской почитался значительным праздником. Наиболее торжественно и широко его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодежь устраивала гулянья, причем празднование могло длиться несколько дней.
О наказании за непочтение к празднику свидетельствует рассказ, записанный в Можайском уезде Московской губернии. В селе Никольском немец-управляю- щий (один из самых свирепых, по воспоминаниям крестьян) «согнал крестьян косить на Казанскую. Крестьяне говорят: „Василий Романович, сегодня Казанская, праздник!" — „Какой праздник! Праздник — в Казани", — отвечает тот.
В два часа дня разразилась страшная гроза, ударила прямо в княжеский скотный двор, штук двести скота на месте уложило. „Ну, — говорят крестьяне, — вот тебе и праздник в Казани!" С тех пор в Казанскую никогда уже больше не работали» [Елеонская, 229].
Наступает самая жаркая пора лета в прямом (погодном) и переносном (работа в поле) смысле. «У нас считают, — писал А. С. Ермолов, — что с этого времени вместе с уборкою начинаются самые сильные летние жары» [Ермолов, 1; 373]. В связи с жаркими днями шутили: Сказывают, что в старые годы и на Казанскую мужик на печи замерз.
День считается открытием жатвенной страды.
Жатва поспела, и серп изострен.
Зерно в колосу — торопись жать полосу.
Жнут порою — жуют зимою.
Жатва — время дорогое, никому тут нет покою.
Пот ключом бьет, а жнец свое берет.
Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает.
Там, где велико было почитание святого Прокопия, перед началом зажина ржи служили молебен святому, резали баранов, устраивали мирские угощения. В вятской деревне Варжа Лузского района совсем недавно старожилы вспоминали, что на день Прокопия «с сырами ездили в церковь. Тама их окропят и надо отрезать попадье, дьяконице, псаломщику. Остальное на могилу положат» [Вят. ф-р НК, 115].
В центральной России с Казанской начинали по-настоящему готовиться к уборке хлеба (в Тамбовской, Воронежской губ.), в некоторые годы уже и приступали к жатве ржи.
Смоленские бабы, отправляясь в поле на зажин, брали с собой вареные яйца, хлеб, соль и сало. Нажав несколько снопов, отделяли первый и садились есть принесенные кушанья. Чтобы жатва была обильной, перед тем как сжать первый сноп, говорили: «Стань, мой сноп, на тысячу коп!»
В ряде местностей, срезав первые колосья, жница скручивала их и затыкала за пояс, чтобы, как говорили, спина не болела, не было ломоты в пояснице — ведь жали внаклонку да еще при жаре, а это очень тяжелая работа. Вологодские жницы, приступая к жатве и опоясавшись первыми срезанными колосьями, произносили своего рода заклинание: «Как былинка гнется и не ломится, так бы у рабы Божией (имярек) спинка гнулася и не ломалася и не уставала. Во веки веков, аминь!» [Духовная к-ра СБ, 118].
Первому снопу придавалось большое значение. Его торжественно вносили в дом, ставили под образа, его первым помещали в овин и с него же начинали молотьбу.
На Казанскую черника поспевает.
Черница-ягода поспела — поспела и рожь.
Черника — не только лакомство. Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись в качестве эффективного лекарственного средства, особенно при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре.
Многовековый опыт подсказывал, что очень полезно есть чернику в больших количествах в жаркое летнее время.
Около Прокопьева дня в Тюменском крае начинали сено собирать в валы, потом копнить. А из копен складывать зароды. В северных губерниях день Казанской Божией Матери считался началом покоса.
Вятский земледелец рассматривал Прокопьев день как срединную дату между Петровым днем и Ильиным: от первого его отделяло 12 дней, от второго — 9 дней. Ориентируясь на эти даты, устанавливали сроки разных сельскохозяйственных работ:
С Петрова до Прокопьева дня сенокос, с Прокопьева до Ильина дня сев озимых.
По погоде Прокопьева дня судили о дне Ильи пророка: На Прокопия дождь и на Илью дождь. Соотнося Прокопьев день с Ильиным, переносили на него опасность грозы, могущей спалить собранное сухое сено: Прокопьев день — сердитый праздник: нельзя грести сено [Вят. ф-р НК, 115]. Не мог обойтись крестьянин и без шутки, без обыгрывания имени святого: если зачастили в эту пору дожди, говорили: Прокоп на печи промок.
На Среднем Урале тоже высевали озимую рожь между Прокопьевым днем и Ильиным.
Интересно, что связь Прокопия с Ильей обнаруживается в верованиях и правилах поведения, касающихся нечистой силы. Сибиряки, например, считали, что в Прокопьев день, как и в Ильин, люди не должны купаться, поскольку именно в это время водяной любит плескаться и играть в своей стихии и не терпит, когда ему мешают. Также нельзя в этот день стирать белье (особенно полоскать его в реке, пруду): водяной утащит провинившихся.
Первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух, тараканов и пр.
Первый сноп в дом, а клопы, тараканы — вон!
Мухи, гады, вон! Идёт хозяин в дом!
4 ноября Русская православная церковь отмечает праздник чудотворной Казанской иконы Божией Матери, известный как Казанская зимняя (осенняя). Казанская летняя празднуется 21 июля.
Обретение иконы Пресвятой Богородицы
Лето 1579 года. Часть Казани уничтожена пожаром, который начался возле дома купца (по другим источникам, стрельца) Даниила Онучина. Его девятилетняя дочь Матрона видит сон, в котором Богородица обращается к девочке с просьбой найти на пепелище икону. Указывает ей место, где эта икона была тайно спрятана христианами. Родители не верят девочке, но видение повторяется трижды. Последнее более требовательное. Мать девочки рассказала об этом митрополиту Казанскому. В присутствии народа и духовенства девочка достает икону именно там, где ей было указано. Обретенную икону переносят в храм. В дальнейшем (в 1595 году) на месте, где была найдена икона Божией Матери, построят Церковь и Богородицкий девичий монастырь. Первой монахиней (позже игуменьей) в нем будет Матрона, принявшая имя Марфа. День обретения иконы станет церковным праздником, посвященным обретению иконы пресвятой Богородицы во граде Казани. Народ называет этот день «Казанская летняя».
Икона с этого времени всегда покровительствует народу российскому. Позже с иконы сделают несколько списков (копий). В 1612 году образ перевозится народным ополчением в Москву. Князь Дмитрий Пожарский возглавляет наступление на польских шляхтичей, которые обосновались в Москве. Богородицу просят о помощи, а затем штурмуют Китай-город и Кремль. Победа остается за ополчением. После освобождения Москвы князь передает чудотворный образ в собор, который сооружен на Красной площади. Другой Казанский собор находится в Санкт-Петербурге. К 19 веку Казанский образ — самая почитаемая на Руси икона. Казанская Икона помогала Петру Первому победить в Полтавской битве, Кутузову, который специально приезжал молиться в Казанский собор в Санкт-Петербурге. Сегодня в Москве на Красной площади возвышается Казанский собор, а недалеко от него находится памятник Минину и Пожарскому.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верой и любовию приподающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепное Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
На Казанскую зимнюю (осеннюю) свадьбы играли
Праздник Казанской иконы Божией Матери считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади».
Казанскую зимнюю (осеннюю) народ всегда любил: мужики в деревни с работ возвращались, деньги и подарки привозили. Для них дома столы с хмельным пивом и пирогами накрывали. Гуляли всей деревней.
На Казанскую зимнюю (осеннюю) всегда свадьбы играли. «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет». Девушки, которым с женихами не везло, тоже свой шанс получали. Нужно было к березе подойти и найти на ветвях или на земле лист, покрытый с двух сторон инеем. Потом в него как в зеркало посмотреть. С этого момента самые лучшие женихи на девушку заглядываться начинали.
День Казанской иконы Божией Матери православная церковь празднует 4 ноября. Это один из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России.
Казанская икона Божией Матери считается покровительницей земли русской, что подтверждается многими историческими фактами. Издревле православные люди молились ей, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России.
День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом - 21 июля - в память явления иконы в Казани, и 4 ноября - в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от польских интервентов.
Явление
© SPUTNIK/ МАКСИМ БОГОДВИД
Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю. Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, укоторый ничтожил часть города Казани.
Пожар в Казани начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле.
До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.
© SPUTNIK/ ЮРИЙ КАВЕР
Сначала на слова девочки не обратили внимание, но, когда сон повторился трижды начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.
Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.
Будущий святитель, который погиб от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи.
На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.
Так что к моменту, когда в России настали сложные времена, икона Казанской Божией Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.
© SPUTNIK/ СЕРГЕЙ ПЯТАКОВ
С Казанской иконы Божией Матери было сделано множество списков, а сама икона прославилась своей чудотворностью - больные выздоравливали, слепые обретали зрение, враги были побеждены и изгнаны.
Наиболее известные чудеса заступничества Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Считается, что именно чудотворная икона помогла ополчению во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым 4 ноября 1612 года победить врага и освободить Москву от поляков.
История
На рубеже 16-17 веков в России произошла вереница трагических обстоятельств и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Эта эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.
Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.
По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы - Казанской.
Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.
В память от избавления Москвы от поляков по воле царя Михаила Феодоровича, первого русского царя из династии Романовых, и благословению митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Православной Церковью установлено было ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.
Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года стало всероссийским. Считается, что Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.
Икона Казанской Богоматери стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России, где существовали три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери - обретенная и два списка.
Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Ныне она хранится в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве.
© SPUTNIK/ АЛЕКСЕЙ НАСЫРОВ
Молитва
О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Существует множество интересных фактов об иконе Казанской Божьей Матери. Это чудотворная икона, которая появилась на Руси, но впоследствии стала известна и в католическом мире.
Ранее мы писали об истории иконы Казанской Божьей Матери . Этот образ стал своеобразным символом независимости Руси и ее духовной силы. Эта икона появилась при очень странных обстоятельствах, и ее история полна тайн.
История иконы
В 1579 году в Казани загорелась церковь и Кремль. Огонь перешел и на жилые дома, так что без крова осталось много семей. В те дни многие усомнились в своей вере в Бога, ведь как такое возможно? Почему Бог так немилосерден оказался к людям? Многие утратили тогда свою веру.
В те дни одной девочке по имени Матрона приснился вещий сон о том, что под развалинами находится икона Божией Матери. Собственно, это ей Богородица во сне и сказала, явившись светом. Сначала девочка не придала значения сну, но потом он повторился. Она рассказала обо всем маме, и они отправились на предполагаемое место, о котором Матерь Божья говорила во сне.
Конечно, они нашли там икону. Новость о чудесной находке пошла по земле. Икону перенесли в Благовещенский собор. Во время крестного хода двое слепых обрели зрение. Это было первое из множества чудес, связанных с этим образом. В другие годы икона помогла уничтожить армию самозванца Лжедмитрия в начале 17 века. Ополчение смогло избавить Россию от поляков.
В 1904 году по одной из версий была украдена и продана. Вор сказал, что уничтожил икону, хотя потом его слова не раз менялись, что дало людям веру о существовании иконы. Многие по сей день верят, что оригинал существует.
Праздник Казанской Божией Матери
Этот день имеет фиксированную дату — 21 июля . Из года в год люди посещают храмы и молятся о здоровье и счастье Богородице. Вот одна молитва, которую можно читать на сон грядущий или с утра:
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
Посетите храм божий в этот день, чтобы почтить память данной иконе и посвятить свое время Богу. В этот день все православные христиане объединяются в молитвах. Если не сможете попасть в церковь, то прочитайте молитву Казанской Божьей Матери дома.
Пусть вера в Бога вас объединяет, а память о событиях 1579 года заставляет уходить от любых сомнений. Да, этот день не входит в список 12 главных праздников православного мира , но он не менее важен для становления веры каждого из нас. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
13.07.2016 04:20
Казанская икона Божьей Матери является одной из самых сильных в православной культуре. С ней связано...
Казанская икона Божьей Матери - это один из величайших символов веры в истории православного христианства. ...
Испокон веков на Руси образ Богоматери считается одной из самой почитаемой иконой, которая обладает великой силой – лечит слепоту, а также избавляет от многих других болезней, но в первую очередь – от тех, что связаны с глазами и зрением. К тому же этой иконой благословляют новобрачных, чтобы те жили в мире и согласии. Верующие даже определили дни почитания этой иконы: ежегодно они выпадают на 21 июля и 4 ноября. Соответственно, летняя Казанская в 2017 году, то есть летний праздник иконы Казанской божьей матери тоже состоится 21 июля. Именно летом обращаются к этой иконе за помощью молодые и незамужние парни и девушки, а также их родители, чтобы молодожены жили в счастье и согласии. В этот же день проводили ритуалы на богатый урожай.
Впервые летняя Казанская начала отмечаться в XVI веке, когда Матерь Божья трижды являлась маленькой девочке Матроне в 1579 году во время пожара в Казани, когда сгорела христианская часть города. Девочка с матерью начали копать указанное в сновидении Матроны место и увидели там икону Божьей Матери: ранее она хранилась в Богородицком монастыре, основанном Иваном Грозным. Сюда приходили люди и просили о помощи у нее, и Казанская икона всем помогала.
Приметы и обряды на летнюю Казанскую Божью Матерь 2017
Чтобы урожай был богатым. С 21 июля начиналась жнива ржи. Срезали первый сноп и приносили его домой, ставили у иконы Божьей Матери, просили у нее благословения на хороший урожай. После обеда все шли на поле и устраивали пир с яйцами и пирогами, крошки и скорлупу собирали, после окончания трапезы раскидывали по четырем углам поля, при этом говорили такие слова: «Матерь Божия, благослови и урожай богатый подари. Аминь. Аминь. Аминь»! Затем полагалось поклониться на все четыре стороны света и перекреститься трижды.
Чтобы замуж скоро выйти. Девушкам рекомендовалось выйти в полночь с 20 на 21 июля на пригорок и насобирать там разных трав, а потом принести их домой и положить у иконы Божьей Матери, после чего лечь спать. Утром нужно было встать, умыться, трижды обтерев лицо подолом своей ночной рубашки и прочитать «Отче наш». Затем взять травки у иконы и кинуть их над собой, встав под травяной дождь, думая о любви. Закройте глаза и увидьте своего возлюбленного, попросите своими словами Матерь Божию, чтобы она помогла вам быть вместе с ним.
Чтобы от женихов отбоя не было. Еще один интересный обряд на летнюю Казанскую для молодых девушек. Нужно насобирать 21 июля травки с разных дворов, где живут неженатые парни (если живете в многоэтажном доме, то можете траву сорвать у подъезда и положить на некоторое время к дверям холостяка: пусть полежит там минут пять, после чего ее можно забрать). Всю траву полагается принести домой и выложить дорожку из них, начиная от входной двери и заканчивая у своего спального места. Пройтись по ней и приговаривать такие слова: «Матерь Божия, травы у порога собрала и домой принесла. Пройдусь по тропинке травяной, благословенной тобой. Пусть от женихов отбоя не будет, и любовь в мой дом прибудет!» Походить по ней семь раз, а затем травки собрать и положить к иконе. Когда высохнут, можно их раскрошить и разбросать по ветру, чтобы женихи со всех сторон приходили. Чтобы молодые жили в добре и мире. Если молодой семье еще нет и года, то родители новоиспеченных супругов могут провести такой ритуал. 21 июля матери молодых идут на утреннюю службу и ставят свечку у иконы Матери Божьей за здравие молодых, после службы дают по три монеты трем нуждающимся, стоящим у храма, при этом про себя говорят такие слова: «На Казанскую прошу благословения, чтобы рабы Божьи (имена супругов) жили в мире и согласии. Матерь Божья, помоги, семью их навеки сохрани!». Уйти, не оглядываясь.
Чтобы зрение было хорошим. При проблемах со зрением нужно на летнюю казанскую купить маленькую иконку с изображением матери Божьей, с которой пойти к любому водоему, трижды перекреститься и поцеловать икону, приговаривая такие слова: «Матерь Божья, помоги, мне зор крепкий сохрани!». Обмыть глаза водичкой. Хорошо бы еще при этом опускать в воду лицо с открытыми глазами.