Как проходит аудиторская проверка на предприятии. Аудиторские ДСП: готовимся к проверке. Кому обязательна аудиторская проверка
- инициативный (добровольный), который проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.
Ситуация: может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации?
Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой формы организации.
В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (т. е. решение должно быть принято большинством голосов) (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г. № 17869/07).
В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п. 2 ст. 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Кто может проводить аудит
Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см. В каких случаях проведение аудита обязательно .
Требования к аудиторским организациям (аудиторам)
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Таковы требования части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:
- аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
- аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
- аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
- проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
- проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
- у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
- в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
- проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.
Принципы проведения аудита
Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они обязательны для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Также при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно аудита отчетности за 2015 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы:
- создание резерва по сомнительным долгам по займам;
- отражение в бухучете операций хеджирования финансовых рисков;
- признание расходов на выплату работникам организации премии по итогам работы за год;
- определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления;
- раскрытие информации о финансовых вложениях, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
- учет взноса организации в компенсационный фонд;
- раскрытие информации об облигациях федерального займа с индексируемым номиналом;
- учет наличия и движения отходов производства;
- отражение в бухучете затрат на формирование страхового запаса активов;
- раскрытие аудируемым лицом информации о выданных независимых гарантиях;
- отражение в бухучете сумм торгового сбора;
- отражение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств;
- хранение документов бухучета;
- составление консолидированной финансовой отчетности.
Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
Аудиторское заключение
Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.
Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях:
- на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
- аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 15, 17 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:
- мнение с оговоркой;
- отказ от выражения мнения;
- отрицательное мнение.
Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:
- получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Ситуация: должна ли аудиторская организация проверять правильность расчета налогов и отражать результаты такой проверки в аудиторском заключении?
Ответ на этот вопрос зависит от цели аудита (отражается в договоре).
Как правило, аудитор проверяет порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов. Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (ФСАД 1/2010, утвержденный приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Если организации необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., Протокол № 1).
По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Об этом сказано в пункте 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение. Такой вывод следует из пункта 15 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Ситуация: можно ли привлечь к ответственности аудиторскую организацию, если в результате налоговой проверки участка, проверенного аудитором, были выявлены нарушения и начислены штрафы и пени ?
Да, можно.
Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора довольно сложно.
Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 ГК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). За ненадлежащее исполнение услуги организация может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре). Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ. Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской организации можно попробовать взыскать штрафы. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка организации. Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.
Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции не следует считать убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. № Ф09-7480/06-С4.
Совет: чтобы избежать споров с аудиторской компанией, в договор об оказании услуг внесите четкое условие об ответственности аудиторской организации.
Такие условия, как «Аудиторская компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством» или «Исполнитель несет материальную ответственность за причиненный заказчику ущерб в случае неквалифицированного проведения проверки», не обеспечивают гарантию возмещения убытков. Аудитор не несет ответственности за то, что искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не были обнаружены, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. № А39-8206/2005-120/17).
Наиболее оптимальным вариантом является указание на то, что если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения, то аудиторская компания должна заплатить неустойку. В данном случае аудируемая организация не обязана доказывать причинение ей убытков из-за некачественной работы аудитора (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Кроме того, аудиторская компания может застраховать свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора (п. 4.1 ч. 1 ст. 13 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В таком случае оплачивать убытки от штрафа будет страховая компания. Изучите правила страхования данных рисков, которые установил страховщик. Споров и разногласий, скорее всего, удастся избежать, если в правилах страхования прямо записано: «Страховщик компенсирует риски, связанные с санкциями, которые налоговая инспекция налагает на потребителя аудиторских и сопутствующих им услуг».
Сегодня аудитор – это скорая помощь главному бухгалтеру и руководителю фирмы перед предстоящей проверкой налоговых и других контролирующих органов. Цель аудиторской проверки – помощь по исправлению возможных ошибок в учёте, которые могут повлечь серьёзные финансовые потери для фирмы в виде штрафных санкций налоговых органов.
Шаг первый - подготовка к аудиторской проверке, заключение договора, в котором стороны предусматривают цель, иногда - место проверки. Ревизия может проводиться в офисе аудиторской фирмы (проверяемая сторона предоставляет все необходимые документы) или быть выездной (на территории компании).
Проверка аудитора начинается с ознакомления со структурой фирмы, её особенностями и спецификой отрасли, с ведомственными нормативными актами, с учётной политикой, с актами проверок налоговых органов, с бизнес-планом и другими документами.
Затем аудитор изучает финансовую отчетность за проверяемый период, как фирмы в целом, так и её филиалов (при их наличии), сравнивает её показатели с плановыми, а также с показателями за предыдущие периоды. Уже на первоначальном этапе можно дать предварительную оценку финансового состояния предприятия (организации).
И налоговых деклараций начинается со сверки соответствия их показателей данным регистров синтетического бухгалтерского учёта – баланса, Главной книги, журналов-ордеров. Если в каком-то месяце имеются расхождения, то выясняются их причины. Так проверяющие находят ошибки.
В поисках причин расхождений показатели синтетического учёта сверяют с "аналитикой" – с ведомостями, с первичными документами. При наличии грубых нарушений первичные документы проверяют сплошным порядком. Обращают внимание на законность операций, на оформление «первички» - форму, подписи, печати и т.п. На этом этапе оценивают состояние бухгалтерского учёта.
При проверке используют синтетические регистры бухгалтерского учета, перечисленные выше. Анализируют каждую цифру по начислению налогов - что именно она в себя включает. Декларации проверяют также на предмет своевременности уплаты налогов. Конкретную дату их платежа выясняют по банковским документам.
Если аудиторы находят переплату налогов в бюджет, то нередко обращаются в налоговый орган, чтобы согласовать факт переплаты и возврат предприятию излишне уплаченной суммы. Чаще проверяющие находят недоимку налогов, она может превышать соответствующий показатель по данным налоговиков. Тогда аудитор даёт свои рекомендации работникам бухгалтерии.
На основании собранной информации, анализа отчётности и документальной проверки аудитор пишет акт, согласовывает его с главным бухгалтером. Затем фирма-исполнитель составляет отчёт о проверке с выводами и конкретными предложениями об устранении выявленных нарушений и «узких мест» в деятельности предприятия.
В отчёте содержится долгожданное для предприятия аудиторское заключение, как правило, положительное. Ведь большинство ошибок и нарушений проверяемые устраняют в ходе проверки.
1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
(см. текст в предыдущей редакции)
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
Аудиторская проверка - это процесс оценки достоверности бухгалтерской финансовой отчётности предприятия и соответствия её законодательству РФ.
Результатом мероприятия является выражение аудитором мнения о правильности ведения учёта.
Виды аудита
Их классифицируют по нескольким видам:
- По категориям:
- независимый, при этом анализ отчётности осуществляется сторонней специальной организацией на договорной основе;
- государственный, то есть проверка проводится по заказу официальных служб;
- внутренний, при этом создаётся специальная система контроля правильности ведения учёта.
- В зависимости от профиля деятельности:
- общий;
- банковский;
- страховой;
- внебюджетных фондов и другие.
- По характеру заказа:
- обязательный, то есть проводимый в некоторых организациях ежегодно в соответствии с законодательством РФ;
- добровольный, осуществляемый предприятием на основании решения руководства, при этом объём и сроки определяются самостоятельно.
Правовые основы регулирования
Понятие аудита, требования по аттестации, права и обязанности лиц, ответственность организаций определены в основном документе, регулирующем такую деятельность в РФ — это Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Также существуют федеральные правила (стандарты) данной деятельности. Основное назначение документа - установление единых норм аудита, стандартизация процедуры. Это необходимо для того, чтобы на всей территории России участники проверки понимали суть процесса, а также для возможности решения споров в арбитражном суде.
Эти стандарты разъясняют принципы проверки, правила составления заключения. С их помощью определяется методика, объём, глубина аудита.
Надгосударственным регулированием деятельности являются Международные стандарты. Они разработаны Международной федерацией бухгалтеров с целью стандартизации проверки, унификации документов, формирования единых требований к качеству аудита. Стандарты регламентируют права и обязанности лиц, определяют цели контроля, доказательства, необходимую документацию, а также правила составления аудиторских заключений.
Кто проводит?
Деятельность по проверке отчётности может быть осуществлена аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Они обязательно должны состоять в аккредитованной СРО (саморегулируемой организации). Кроме того, существует ряд требований:
- Индивидуальные аудиторы обязаны:
- получить высшее экономическое или юридическое образование;
- иметь стаж работы главным бухгалтером или помощником аудитора не менее трёх лет;
- сдать экзамен и получить аттестат аудитора.
- Требования к организациям:
- коммерческая;
- создана в любой форме, кроме ОАО;
- имеет в штате минимум трёх аудиторов;
- руководитель должен быть аудитором;
- не менее 51% уставного капитала принадлежит аудиторам или другим подобным организациям.
Что проверяют?
В зависимости от вида аудита список документов для проверки может различаться:
- При обязательном анализе оценке достоверности подлежит вся бухгалтерская отчётность и финансовая документация. Отказать специалисту нельзя. Если не предоставить ему документы, то в зависимости от их существенности проверяющий может отказаться от проверки. В случае потери документации решение аудитора зависит от ее важности. При отказе от составления заключения достоверность отчётности подтверждена не будет, внутренние и внешние пользователи информации могут решить, что организация скрывает некоторые детали бухгалтерии.
- При добровольном аудите контроль проводится только по тем вопросам, которые оговорены в договоре и письме-обязательстве. Например, может оцениваться только учёт кассовых операций, расчётов с бюджетом или покупателями и заказчиками, основных средств, нематериальных или оборотных активов. В таком случае специалист запросит все документы, касающиеся оговорённых отдельных областей и выразит мнение только относительно их.
Обязателен ли аудит?
Для большинства организаций такие проверки необязательны. В подтверждении достоверности нуждается только отчётность наиболее крупных предприятий, которые задействуют финансы населения. Цель мероприятия - снизить риск недобросовестных действий компаний, обеспечить защиту граждан от обмана и мошенничества.
Обязателен ежегодный аудит в следующих случаях:
- Организация - акционерное общество. Последние поправки в законодательстве обязывают проверять отчётность всех обществ вне зависимости от их типа, финансовых показателей и вида деятельности. Таким образом, контролю подлежит и ЗАО, и ОАО.
- Ценные бумаги фирмы обращаются на фондовой бирже.
- Организация - кредитная, страховая, клиринговая, является негосударственным фондом или оперирует с финансами населения.
- Предприятие представляет или публикует сводную бухгалтерскую отчётность. Исключение составляют государственные учреждения.
- Объём выручки за предшествующий год превышает сумму в 400 млн рублей, или актив баланса на конец отчётного периода больше 60 млн рублей.
- Иные случаи, определённые законодательством.
Проверка отчётности этих предприятий может осуществляться только аудиторскими организациями. Если доля государства в уставном капитале равняется 25% и более, то договор на оказание услуг заключается после проведения тендера.
Срок и периодичность
Срок проведения добровольного аудита устанавливается в договоре. Он зависит от некоторых факторов:
- размер предприятия;
- наличие филиалов, представительств;
- длительность работы фирмы;
- объём выборки;
- качество постановки учёта.
Если аудит носит обязательный характер, то сроки также обговариваются. Как правило, в таком случае анализ проводится не более двух месяцев. В среднем контроль длится одну или две недели.
Аудиторская проверка проводится один раз в год
, независимо от её характера.
Порядок проведения
В аудиторской практике выделяют четыре взаимосвязанных этапа:
- Предварительная деятельность
. На данной стадии аудитор знакомится с предприятием, изучает его учредительные документы, оценивает риски на основании некоторых факторов:
- отрасль деятельности;
- финансовое положение;
- темпы роста производства;
- текучесть персонала;
- квалификация сотрудников бухгалтерии и прочее.
Если аудиторскую организацию устраивают все условия, то она направляет заказчику письмо-согласие.
- Планирование
. Это один из важнейших этапов, он подразделяется на три стадии:
- предварительное планирование, когда аудитор и заказчик заключают договор, устанавливают сроки и стоимость проверки, состав специалистов;
- составление общего плана, то есть определяется стратегия аудита, уровень существенности;
- разработка программы аудита, при этом обозначается, какие участки отчётности будут проанализированы глубоко, а какие - поверхностно.
- Основной этап
. Во время непосредственного проведения проверки отчётности аудитор придерживается требований стандартов, проводит следующие процедуры:
- сбор аудиторских доказательств, то есть первичной документации, информации от третьих лиц и тому подобное;
- оценка результатов выборки;
- исследование показателей отчётности;
- оценка уровня существенности;
- оценка аудиторского риска;
- определение соответствия финансовых операций законодательству и прочее.
- Составление заключения . На этом этапе аудитор обобщает результаты анализа, формирует мнение о бухгалтерской отчётности, предоставляет предварительное заключение руководству организации, завершает работу с фирмой.
Подробнее о данной процедуре вы можете узнать из следующего видео:
Оформление результата
Результат анализа отчётности оформляется в виде официального документа, называемого аудиторским заключением .
Это документ, предназначенный для внутренних и внешних пользователей отчётности, содержащий выраженное в уставленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской информации во всех существенных отношениях, а также о соответствии порядка ведения учёта законодательству РФ.
Заключение бывает трёх видов:
- Немодифицированное , также называемое положительным. Аудитор может выразить такое мнение, если отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении организации на отчётную дату.
- Модифицированное
. Оно подразделяется на два вида:
- мнение с оговоркой. Аудитор составляет такой документ, если найденные недостатки являются существенными, но не оказывают всеобъемлющего влияния на достоверность отчётности;
- отрицательное мнение составляется, если существенные ошибки влияют на правильность отчётности.
- Отказ от выражения мнения . Возможен в случаях, когда специалист в связи с объёмом проверки не получил доказательств. Например, проверка касалась только одного участка учёта, или организация не предоставила некоторые документы на анализ.
Наталья КАЛОХИНА
Положительный результат аудиторской проверки зависит от качественной подготовки. Но чтобы подготовка не отняла много сил и времени, проводить ее нужно с умом. Самый простой способ – заранее выяснить, как и что проверяют аудиторы, и навести порядок в «нужных местах».И не друг, и не враг Зачастую бухгалтеры представляют себе аудиторскую проверку как разновидность налоговой. С той только разницей, что эта проверка не грозит штрафами, пенями, неустойками и проводится за деньги. Но неприятностей и хлопот принесет не меньше. Однако такое представление далеко от действительности. На самом деле аудиторы приходят на фирму не как контролеры, а как независимые эксперты. Их цель – засвидетельствовать достоверность финансовой отчетности и подтвердить, что учет в организации ведут в соответствии с российским законодательством. При этом они не заинтересованы «накопать» как можно больше мелких ошибок и нарушений. Задача аудиторов – выявить только существенные искажения бухгалтерской отчетности в целом. В аудиторской практике даже существует на этот счет специальное понятие – уровень существенности. Это значит, что аудитор оценивает только те аспекты хозяйственной деятельности фирмы, неправильный учет которых может привести к существенному искажению отчетности. А факторы, которые такого тотального влияния на бухгалтерскую отчетность не имеют, аудиторской проверки обычно вообще не удостаиваются. Кроме того, если аудитор все-таки найдет у вас серьезные ошибки, это еще не приговор. Обнаруженные недочеты бухгалтер может оперативно исправить. И в результате таки получить положительное аудиторское заключение. «Как показывает практика, независимо от уровня квалификации бухгалтеров не бывает абсолютно правильного ведения бухгалтерского и налогового учета, – замечает генеральный директор консалтинговой компании “Косов и Партнеры” Андрей Косов. – Неточности возникают постоянно. И из-за неправильного распределения обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, и из-за несовершенства бухгалтерских компьютерных программ, и из-за непонимания законодательства. Выявляя ошибки, аудитор дает рекомендации, как их исправить. Это позволяет усовершенствовать работу бухгалтерии и предотвратить возможные будущие претензии налоговиков». Так что получается, аудитор для бухгалтера персона скорее дружественная. И даже полезная. Указывая вам на профессиональные ляпы, он тем самым повышает вашу квалификацию. Бухпрофстатус под угрозой Однако подходить к аудиторской проверке спустя рукава не стоит. Некоторые риски для бухгалтера она все-таки несет. Касаются они потенциальной возможности испортить отношения между бухгалтерией и руководством. Дело в том, что по результатам проверки аудиторы обычно составляют отчет, в котором указывают все выявленные недочеты. «Мы взяли за правило по результатам аудита предоставлять клиенту в качестве отдельного документа отчет о проведенной проверке, – говорит генеральный директор консалтинговой фирмы “СвириТа” Татьяна Свиридова. – Это еще не само аудиторское заключение, а только предварительное описание и анализ последствий обнаруженных бухгалтерских ошибок». Такой отчет адресован руководству компании. Он не является обязательным и даже не предусмотрен аудиторскими стандартами. Тем не менее на практике большинство аудиторских фирм его составляет. Тем самым они демонстрируют уровень своего профессионализма и доверительное отношение к клиенту. Таким образом, несмотря на то, что большинство указанных в отчете нарушений бухгалтер впоследствии исправит, директор о них все равно уже будет знать. И репутация бухгалтера в глазах начальства будет слегка подмочена. А если найденные ошибки были грубыми и их устранение грозит фирме потерей денег, то тут уже и до увольнения недалеко. Чтобы такого досадного недоразумения с бухгалтером не случилось, ему следует еще до прихода аудиторов навести порядок на своей «кухне». Как проверяют аудиторы Готовясь к аудиту, не переусердствуйте. Не стоит заново перелопачивать всю первичку проверяемого периода. Ведь «сплошняком» просматривать ваши хозяйственные операции никто не будет. Поэтому «прихорашивать» учет нужно выборочно. А чтобы «выбрать» для подчистки то же самое, чем заинтересуются и аудиторы, нужно знать специфику проведения аудиторской проверки. Заключается она вот в чем. Так как задача аудитора – выявить именно существенные искажения отчетности, то и проверяет он только значимые для данной фирмы операции. То есть для проверки он отберет документы, во-первых, по наиболее характерным транзакциям. Во-вторых, по операциям на существенные суммы. Это нормальная практика аудита, установленная аудиторскими стандартами. Таким образом, в первую очередь бухгалтеру нужно перепроверить те участки бухучета, на которых учтены операции, являющиеся для фирмы «становым хребтом». Например, если организация занимается оптовой торговлей, то основное внимание нужно уделить расчетам с поставщиками и покупателями товаров, транспортным расходам по доставке. Превентивные меры Можно выделить три основных этапа, которые предстоит преодолеть бухгалтеру перед началом аудиторской проверки. Во-первых, приведите в порядок первичные документы по всем существенным операциям. Аудиторы обязательно будут их смотреть и придираться, если первичка оформлена с нарушениями. «Руководство компании, документально оформляя сделки, не всегда может предусмотреть все налоговые риски и возможную ответственность, – говорит Андрей Косов. – Поэтому качество принятой к учету первичной документации зачастую очень низкое. Но бухгалтерия вынуждена принимать к учету то, что ей передадут, не будучи в состоянии вмешиваться в процесс. Однако аудиторы игнорировать такие недоработки не имеют права». Предстоящая аудиторская проверка – это повод наконец разобраться со всеми неточностями и неясностями. Свяжитесь со своими контрагентами и получите недостающие документы. Замените сомнительные бумаги, соберите отсутствующие подписи и печати, заполните пропущенные реквизиты. Если вы этого не сделаете заранее, то проверка может значительно затянуться, так как уточнения подобного рода все равно придется делать, но уже в процессе аудита. И это займет немало времени. А лишнее время – лишние деньги. Второй этап подготовки к аудиту – это инвентаризация. «Проинвентаризировавшись» накануне проверки, вы тем самым подтверждаете, что ваш учет не выдуман из головы, а полностью отражает экономическую деятельность компании. Опять же, если в процессе инвентаризации вы обнаружите несовпадение фактических и учетных данных, у вас еще будет время внести исправления. Хотя проводить инвентаризацию перед составлением годовой отчетности обязывает законодательство (ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), многие фирмы подходят к этой обязанности формально. Инвентаризируют только имущество, игнорируя кредиторскую и дебиторскую задолженности, незавершенку, резервы и т. п. «У контрагентов довольно часто разнятся данные о задолженности друг перед другом, – рассказывает директор департамента аудита и консалтинга ООО “Я.Н.С. Аудит” Николай Литвинов. – Несоответствие данных бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей и регистров складского учета тоже не редкость. Особенно если склад территориально удален от бухгалтерии. Для того чтобы предвосхитить обнаружение аудиторами подобных ошибок, мы рекомендуем перед проверкой свериться с основными контрагентами и с территориально отдаленными подразделениями. Идеальным случаем было бы, конечно, проведение полной инвентаризации всех активов и пассивов». Кроме того, особое внимание стоит уделить документальному оформлению результатов инвентаризации. Содержание документов должно убедить аудитора, что инвентаризация проводилась по существу. Если аудитор заподозрит, что бухгалтер просто распечатал и подписал унифицированные формы, он может поставить результаты инвентаризации под сомнение. На третьем этапе бухгалтеру следует закрыть отчетный период, подвести бухгалтерские итоги и сформировать проект отчетности. Бухгалтерская отчетность (баланс и вторая форма) является неотъемлемой частью аудиторского заключения (обычно прямо подшивается к нему). Поэтому, выходя на проверку, аудиторы обычно требуют, чтобы к моменту их прихода отчетность уже была сформирована хотя бы в виде проекта. Зона подозрений Серьезные аудиторские фирмы никогда не подходят к проверке формально. У них есть особые приемы, с помощью которых прощупываются слабые места в учете. О маленьких аудиторских хитростях бухгалтеру полезно знать и по возможности проблемные моменты заранее устранить. Аудитору не понравится, если бухгалтерский регистр содержит исправления, затирки, сторнировки и тому подобные неаккуратности. Ведь столь непрезентабельный вид документа говорит о том, что бухгалтер был не уверен в своих расчетах и проводках. Значит, эта область является для него новой, и есть высокая вероятность, что здесь обнаружатся ошибки. А это повод копнуть в этом месте глубже. То же самое можно сказать и о папках с первичными документами, которые сплошь заклеены цветными закладками, с карандашными пометками на полях и в тексте документа. Это явно места, где бухгалтер сомневался. Или хотел что-то доделать, но не успел или забыл. Аудиторы обращают внимание на нестандартные для конкретной фирмы операции в учете. Часто бухгалтер не обладает достаточной информацией, чтобы сделать «экзотические» проводки правильно. А времени разбираться за ежедневной рутиной не остается. Такое же подозрение в некомпетентности вызывают у аудиторов участки, по которым не так давно поменялось законодательство. «Должна отметить, что очень часто мы работаем с бухгалтерами, которые отлично подкованы в вопросах бухучета, а вот с налогообложением дело обстоит неважно, – делится Татьяна Свиридова. – Почему-то многие бухгалтеры совсем не работают с нормативными актами, законами, инструкциями, а руководствуются мнением знакомого налогового инспектора либо бухгалтера, который попал в аналогичную ситуацию. В итоге операцию оформляют неправильно, повторяя чужие ошибки». С особым вниманием аудиторы отнесутся к бухучету, в котором подавляющее число проводок делают последним числом отчетного периода (месяца, квартала, года). «Скорее всего в этом случае бухгалтерия ведется нерегулярно, – выражает недовольство Николай Литвинов. – Бухгалтер, нарушая принцип временной определенности, по-быстрому сводит налоги и отчетность. При этом, пытаясь по возможности еще и уменьшить причитающуюся бюджету сумму НДС и налог на прибыль, концом отчетного периода часто проводит необоснованные проплаты. А для этого он “рисует” фиктивные договоры, квалифицированное оформление которых откладывает на потом. Но в результате зачастую вообще забывает их переделать». Аудитор обязательно заинтересуется, если обнаружит, что в организации доля затрат к общей выручке достаточно существенна. Чтобы удовлетворить свой интерес, он проверит, соблюдал ли бухгалтер законодательство, когда оформлял «затратные» операции. Аудитор посмотрит оправдательные документы, подтверждающие затраты, проконтролирует правильность нормирования расходов. А также убедится в законности отнесения затрат на уменьшение налогооблагаемой прибыли. А еще бухгалтер однозначно привлечет к себе повышенное аудиторское внимание, если будет мешкать и всеми возможными способами затягивать показ запрашиваемых документов – договоров, актов, других первичных документов или бухгалтерских регистров. Или принесет так называемую «отдельную папку». То есть папку с договорами, в которой, как выясняется, отсутствует их часть. На соответствующий вопрос аудитора «А где остальное?» бухгалтер отвечает, что «остальное» хранится в другой «отдельной папке» (в сейфе, у генерального (финансового) директора). «Как правило, это признак нежелания показать аудитору сомнительные документы либо свои технические ошибки, – отмечает Николай Литвинов. – Поэтому содержание “отдельной папки” подвергается наиболее тщательному анализу. Обычно она содержит фиктивные договоры, векселя, участвовавшие в сомнительных сделках, зарплатные схемы. Либо просто очень важные документы, которые нельзя при проверке оставить без внимания».
Аудиторская проверка проходит выборочно – проверяют оформление небольшого количества каждого типа документов, а также общие принципы отражения их в учете