Как научить ребенка поведению. Трудные дети. Уроки воспитания. Правильное поведение мальчика
"Только посмотри на это безобразие!", "Какой ты неряха!", "Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!", "Опять ты делаешь всё не так!", "Сколько раз тебе сказано?"… Знакомы ли Вам эти фразы? Ну, некоторые из них? Приходится ли Вам использовать их в общении с Вашим ребёнком?
К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо.
Как же тогда учить наших детей желаемому поведению? Без нотаций, крика, бесконечных замечаний? Как помочь ребёнку понять, какое именно поведение Вы ожидаете от него? Как научить его такому поведению? Один из самых эффективных путей, по которому Вы можете пойти - это позитивное подкрепление.
Позитивное подкрепление - это обучение ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. Как это сделать? Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его, вместо того, чтобы делать акцент на плохом поведении, постоянно критикуя его. Часто бывает так, что на хорошее поведение родители внимания не обращают, воспринимая его как "само-собой-разумеющееся", а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку. Подкрепление хорошего поведения в этом случае не происходит, а происходит противоположное: постоянное фокусирование на плохом поведении. Старайтесь поступать по-другому - отмечайте ребёнка за хорошее поведение!
Правила и ограничения . Родителям следует чётко и ясно заранее предупреждать ребёнка о том поведении, которое они ожидают от него и рассказывать ему о последствии непослушания. Значит ли это, что не нужно наказывать ребёнка? Нет, не значит. Наказание в виде прекращения игры с ребёнком, временного ограничения каких-то удовольствий, и "time out" (об этом речь пойдёт в следующий раз) - это естественные последствия непослушания, о которых ребёнок должен знать. Но Вы, как родитель, отвечаете за то, чтобы чётко и ясно объяснять ребёнку заранее, возможно по несколько раз, какое поведение Вы ожидаете от него, что правильно делать, и что - нет. Будьте уверены, что ребёнок Вас услышал и понял, а так же знает о действиях, которые Вы предпримите в случае непослушания.
Давайте разберём ситуацию, где маленький Максим приглашён на День Рождения к Ване. Мама Максима знает, что он очень активный мальчик. Когда они подходят к квартире Вани, мама Максима говорит ему: "Пожалуйста, веди себя в гостях хорошо". Максим получил очень туманное, "общее" предупреждение. Так как он находится в предвкушении праздника, скорее всего, он не "проникается" маминым обращением.
В квартире Вани Максим в восторге от шариков, подарков, тортов и большого количества детей. Он бегает по комнатам, шумит, ссорится с другим мальчиком из-за игрушки, обзывает его, кричит, проливает сок на рубашку, ноет, что ему мало положили мороженого, не слушает Ванину маму и роняет кусок торта на ковёр в гостиной. Мама Максима в ужасе, кричит на него, ругает его, в итоге они одеваются и уезжают раньше времени. Ей очень стыдно за сына, и всю дорогу она говорит ему об этом, не заботясь особенно о том, что это слышат посторонние люди. Максим всё это время тихо плачет.
Не знакома ли Вам такая ситуация? Если нет - то замечательно! И всё же, давайте
посмотрим, как мама Максима могла бы поступить иначе:
"Максим, я знаю, что ты очень ждёшь Ваниного Дня Рождения. Перед тем, как мы поедем к нему, я хочу, чтобы мы сели вместе и поговорили о том, как правильно вести себя в гостях". Максим и мама садятся на диван и некоторое время спокойно разговаривают: "Максим, в гостях будет весело и интересно. Будет очень много детей, и я хочу, чтобы ты понял некоторые правила о том, как нужно себя вести, хорошо?" (Максим кивает). "Когда мы будем в гостях, я хочу, чтобы ты слушал свой внутренний голос, даже если ты будешь очень сильно радоваться, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты слушался Ванину маму и делал то, что она будет тебе говорить, хорошо? (Хорошо, - говорит, - говорит Максим). "Ещё несколько вещей. Пожалуйста, ходи спокойно, когда ты будешь в квартире, и будь осторожен с мебелью, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты говорил "Спасибо" и "Пожалуйста", и говорил только хорошие слова. Если ты не сможешь выполнять всё, что я тебе рассказала, мы должны будет уехать из гостей, понимаешь?"
Когда они подъезжают к дому Вани, мама говорит Максиму: "Давай ещё раз повторим, как правильно себя вести на Дне Рождения, хорошо?" Нам нужно слушать свой внутренний голос, внимательно слушать взрослых, да? Нам нужно ходить, а не бегать в квартире, говорить "Спасибо" и "Пожалуйста" и не говорить плохие слова. Ты сможешь это делать, чтобы мы не уходили раньше времени?" Максим с готовностью кивает головой. Он понимает все мамины слова. Он теперь знает, чего от него ждут. Конечно, он будет очень возбуждён, и, возможно, прольёт сок на рубашку (а может быть и нет, если не будет бегать). Если он начнёт ссориться с другими ребятами, мама может тихо ему напомнить: "Помнишь, мы говорили с тобой, что надо быть вежливым и говорить только хорошие слова. Это значит, что нужно уступать другими детям. Давай не будем говорить плохие слова, я не хочу сейчас уходить, а ты?" Когда Ванина мама скажет, что пирожные можно кушать только на кухне, Максим, скорее всего, послушается её. Если так, то по дороге домой Максима нужно похвалить за это, и сказать, что он старался хорошо вести себя в гостях. Можно даже и не упоминать о соке (потому что это было случайно).
Если Максим не слушается, и всё-таки ведёт себя плохо, нужно уехать из гостей, как и обещала мама. Он будет плакать, но мама может сказать спокойно, но твёрдо: "Если дети говорят плохие слова и ссорятся, им приходится рано уезжать из гостей". Позже, когда Максим успокоится, мама может ещё раз поговорить с ним о том, как важно слушаться и о том, что происходит, когда он не слушается.
Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях и им необходимо знать, что последует, если они не будут слушаться. Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова, а не те, которые подрывают веру ребёнка в себя, его самооценку. Важно так же последовательно выполнять то, что Вы пообещали ребёнку в случае непослушания. Всё очень просто. Уважение, чёткость, и ясность объяснений, поощрение хорошего поведения, последовательные действия в случае плохого поведения, и ещё раз уважение.
Критика. Даже когда критика необходима, важно "оформить" её в позитивные, конструктивные слова. Это значит, что следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле. В первом случае, ребёнок поймёт, как ему нужно было вести себя. Во втором случае ребёнок услышит лишь то, что он сделала что-то не так. Например: "Не рисуй на полу!" можно заменить на: "Пожалуйста, рисуй только на бумаге. Сейчас нужно вытереть краску с пола". Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью. Согласитесь, есть большое различие между: "Ты не убрал свои носки на место" и "Ты - неряха", между: "Ты сказал мне неправду" и "Ты - обманщик", между: "Ты не убрала игрушки" и "Ты - лентяйка". А лучше всего, конечно, сказать: "Нужно убрать свои носки на место", "Нужно говорить только правду", "Нужно убрать игрушки". Приучайте себя к этому, и Ваш труд обязательно принесёт свои плоды!
Случайности. Важно помнить, что случайности происходят, особенно, когда деткам 1-5 лет. Не нужно ругать ребёнка за то, что он что-то столкнул, разбил, сломал, испортил случайно. Это большая ошибка ругать его за случайные, непреднамеренные действия! Ведь и Вы можете что-то уронить или разбить, и Вас никто не посмеет за это отругать. Постарайтесь просто объяснить, что именно случилось, и почему. И не "застревайте" на этом дольше, чем нужно: "Ой! Стакан опрокинулся - ничего страшного. Это случилось потому что он был слишком близко к краю стола. Давай его поставим сюда, ближе к середине, чтобы он не мешал своим локтям, когда ты кушаешь, хорошо?"
В завершение, ещё раз повторим основные мысли:
Спокойно и чётко объясняя ребёнку заранее правила и ограничения, Вы помогаете ему понять желательное поведением ПЕРЕД тем, как возникнут проблемы.
Отмечая ребёнка за хорошее поведение, а не критикуя за плохое, Вы помогаете ему быстрее учиться.
Если всё-таки критика необходима, критикуйте только поведение, а не личность ребёнка.
Критикуя, говорите о том, какое поведение вы ожидали от ребёнка, а не о том, что у него что-то не получилось.
Если ребёнок делает что-то случайно, просто объясните ему, что к чему, не ругая.
Записаться на приём к психологу Екатерине Cвечниковой можно по тел. +7 905-286-22-86 или по эл. почте [email protected]
|
||
Вы хотите приучить ребенка к дисциплине, но не знаете какой метод воспитания использовать. Ни жесткие запреты, ни вседозволенность не работают во благо. Там нет абсолютных крайностей. Напротив, все воспитательные процессы сводятся к золотой середине. Чтобы вывести идеальные правила, необходимо поинтересоваться взглядами на проблемы воспитания сразу у нескольких педагогов-психологов. Вот что мы имеем в итоге.
Сокращение времени на тайм-аут
Время на успокоение и утешение дается ребенку для того, чтобы он мог осмыслить сложную ситуацию и прийти в себя. Некоторые родители чрезмерно злоупотребляют этим, акцентируя внимание на поведении малыша (хорошем или плохом). В последнее время в стане родителей принято впадать и в другую крайность: не разговаривать с ребенком за провинность, избегать общения и игнорировать. Мы отчитываем наших детей, устраивая целые показательные лекции, настаиваем, чтобы они немедленно прекратили плакать или баловаться. Однако если своевременно и правильно использовать этот прием, можно извлечь неплохие дивиденды.
Если вы заметили, что ваш ребенок слишком эмоционален, разбрасывает по комнате предметы и злится, значит, он устал. Пришло время взять небольшую паузу и отдохнуть. Дети должны оставаться наедине с собой соразмерно собственному возрасту: по минуте на каждый год. Будет лучше, если вы станете использовать подобную меру не в качестве наказания за какое-либо нарушение. Изоляция не должна восприниматься как позор. Психологи полагают, что наиболее хорошо этот прием срабатывает на детях от трех до восьми лет.
Наказание должно соответствовать проступку
Наказания без предупреждения, особенно если они чрезмерно жесткие, вызывают у детей лишь негодование и возмущение. В конечном итоге вы сами запутаетесь в своих требованиях. Дисциплина заключается в том, что наказание должно быть соизмеримо с проступком.
Например, если в вашей семье негласно существует правило о том, что малыш должен позвонить вам после того, как у него закончатся уроки, а он нарушает его, логично изъять мобильное устройство из обращения на какое-то время. Но если же вы отберете телефон за какой-либо другой проступок - это не изменит поведения ребенка и ничему его не научит. Психологи предупреждают: страдание не является большим стимулом. А случайные наказания только лишь учат детей страху быть пойманными.
Не устанавливайте слишком много правил
Всегда помните простую истину: правила созданы для того, чтобы их нарушать. Поэтому чем меньше ограничений вы установите для собственного чада, тем лучше. Многочисленные запреты лишь создают искушения, не поддаться которым просто невозможно. Коронная фраза «Не делай этого, иначе будет…» так и просит малыша провести эксперимент и посмотреть, а что же все-таки произойдет.
Поэтому ограничьтесь лишь сводом из основных домашних правил и обязательно объясните ребенку, зачем это все нужно. Не прибегайте к пустым угрозам. Если вы хотите в качестве дисциплинарной меры забрать у ребенка игрушку, просто сделайте это без лишних слов. В конце концов, ребенок поймет, какие действия приводят к такому результату, и в следующий раз поведет себя иначе.
Выделяйте положительные моменты
Некоторые родители ошибочно полагают, что дисциплина устанавливает наказание за плохое поведение. На самом деле она призвана противостоять огрехам. Именно поэтому намного проще культивировать у детей хорошее поведение, нежели потом бороться с плохим.
Просто представьте, что ваш малыш хороший по определению. Если вы лишний раз похвалите его за хорошо выполненное поручение по дому, это вселит в него дополнительную уверенность в собственных силах. Если же в вашем воспитательном лексиконе главным словом является «нельзя», ребенок будет чувствовать лишь раздражение. В дополнение к похвале эффективно вводить некоторые льготы и поощрения. Так ребенок будет видеть отдачу от своих хороших поступков, а также чувствовать вашу благодарность.
Перестаньте беспокоиться о плохом поведении малыша на публике
Это действительно так. Мы отчего-то уверены, что окружающие в случае капризов нашего чада будут плохо думать о наших методах воспитания. Будучи с детьми на людях, мы все время опасаемся этой реакции. На самом деле все эти страхи и тревоги абсолютно напрасны.
Если ваши методы воспитания не подразумевают немедленное урегулирование конфликтной ситуации, окружающие не станут думать о вас плохо. По большому счету им все равно. Поэтому не бойтесь призрачного общественного осуждения и спокойно следуйте избранному курсу. Просто абстрагируйтесь от ситуации и представьте, что вы не на публике, а один на один с ребенком. К тому же вы всегда можете объяснить свою позицию, ненавязчиво отведя малыша подальше от людного места.
Не спешите принимать меры
Несмотря на то что ваш ребенок еще совсем мал, простые жизненные ситуации способны давать ему первые уроки, которые поистине бесценны.
Он видит, как соседский паренек в песочнице ударил другого малыша по голове для того, чтобы отобрать машинку. Уже с четырехлетнего возраста дети могут применять логику и продумывать последствия произошедшего. Пусть ваш малыш немного побудет судьей. Пусть он скажет, хорошо это или плохо - отбирать у других детей игрушки или бить их.
Не кричите
Это так просто, но в то же самое время так трудно. Даже если ребенок постоянно капризничает, сильно возбужден и опять пролил на пол молоко, не поддавайтесь собственным эмоциям. Вы должны быть терпеливы. Проблема в том, что малыши не воспринимают крик в качестве воспитательной меры. Они лишь сильно боятся этих громогласных возгласов. В этот момент у детей задействованы самые примитивные участки мозга, отвечающие за стыд и гнев.
Поэтому они не могут слышать ваших увещеваний. С эмоциональными детьми, а также с подростками дела обстоят еще серьезней. Если вы не сдержались и видите, что малыш в результате вашего гнева сильно покраснел, лучше покиньте комнату и придите в себя. После всего обязательно скажите о том, что вы сожалеете о произошедшем. Обнимите малыша и извинитесь.
Консультация для родителей
Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.
Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.
Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации
На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
Звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
В случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
Не тушить огонь в квартире самостоятельно;
Выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
Ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
Если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности!
Сотрудничество с родителями
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд вопросов:
1) В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?
2) Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?
3) Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?
4) Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?
5) Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?
6) Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?
7) Что знает ваш ребенок об электричестве?
Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.
Темы:
«Не оставляйте детей без присмотра».
«Что нужно делать при пожаре».
«Как знакомить детей с основами безопасности».
«Ожог у ребенка» (консультация ст.м/с).
«Как устанавливать елку».
«Не допускайте шалостей с огнем».
«Как вести себя во время пожара».
«Ребенок и огонь: обеспечить безопасность».
«Отчего происходит пожар».
«Предметы, требующие осторожного обращения».
«Использование и хранение опасных предметов».
«Личная безопасность».
«Обращение с электрическими приборами».
«Правила поведения при пожаре».
Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.
Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
1) предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
2) предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
3) предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты). Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста». Консультация для воспитателей и родителей
Только посмотри на это безобразие!", "Какой ты неряха!", "Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!", "Опять ты делаешь всё не так!", "Сколько раз тебе сказано?"… Знакомы ли Вам эти фразы? Ну, некоторые из них? Приходится ли Вам использовать их в общении с Вашим ребёнком? К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо. Как же тогда учить наших детей желаемому поведению? Без нотаций, крика, бесконечных замечаний? Как помочь ребёнку понять, какое именно поведение Вы ожидаете от него? Как научить его такому поведению? Один из самых эффективных путей, по которому Вы можете пойти - это позитивное подкрепление. Позитивное подкрепление - это обучение ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. Как это сделать? Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его, вместо того, чтобы делать акцент на плохом поведении, постоянно критикуя его. Часто бывает так, что на хорошее поведение родители внимания не обращают, воспринимая его как "само-собой-разумеющееся", а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку. Подкрепление хорошего поведения в этом случае не происходит, а происходит противоположное: постоянное фокусирование на плохом поведении. Старайтесь поступать по-другому - отмечайте ребёнка за хорошее поведение! Правила и ограничения. Родителям следует чётко и ясно заранее предупреждать ребёнка о том поведении, которое они ожидают от него и рассказывать ему о последствии непослушания. Значит ли это, что не нужно наказывать ребёнка? Нет, не значит. Наказание в виде прекращения игры с ребёнком, временного ограничения каких-то удовольствий, и "time out" (об этом речь пойдёт в следующий раз) - это естественные последствия непослушания, о которых ребёнок должен знать. Но Вы, как родитель, отвечаете за то, чтобы чётко и ясно объяснять ребёнку заранее, возможно по несколько раз, какое поведение Вы ожидаете от него, что правильно делать, и что - нет. Будьте уверены, что ребёнок Вас услышал и понял, а так же знает о действиях, которые Вы предпримите в случае непослушания. Давайте разберём ситуацию, где маленький Максим приглашён на День Рождения к Ване. Мама Максима знает, что он очень активный мальчик. Когда они подходят к квартире Вани, мама Максима говорит ему: "Пожалуйста, веди себя в гостях хорошо". Максим получил очень туманное, "общее" предупреждение. Так как он находится в предвкушении праздника, скорее всего, он не "проникается" маминым обращением. В квартире Вани Максим в восторге от шариков, подарков, тортов и большого количества детей. Он бегает по комнатам, шумит, ссорится с другим мальчиком из-за игрушки, обзывает его, кричит, проливает сок на рубашку, ноет, что ему мало положили мороженого, не слушает Ванину маму и роняет кусок торта на ковёр в гостиной. Мама Максима в ужасе, кричит на него, ругает его, в итоге они одеваются и уезжают раньше времени. Ей очень стыдно за сына, и всю дорогу она говорит ему об этом, не заботясь особенно о том, что это слышат посторонние люди. Максим всё это время тихо плачет. Не знакома ли Вам такая ситуация? Если нет - то замечательно! И всё же, давайте посмотрим, как мама Максима могла бы поступить иначе: "Максим, я знаю, что ты очень ждёшь Ваниного Дня Рождения. Перед тем, как мы поедем к нему, я хочу, чтобы мы сели вместе и поговорили о том, как правильно вести себя в гостях". Максим и мама садятся на диван и некоторое время спокойно разговаривают: "Максим, в гостях будет весело и интересно. Будет очень много детей, и я хочу, чтобы ты понял некоторые правила о том, как нужно себя вести, хорошо?" (Максим кивает). "Когда мы будем в гостях, я хочу, чтобы ты слушал свой внутренний голос, даже если ты будешь очень сильно радоваться, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты слушался Ванину маму и делал то, что она будет тебе говорить, хорошо? (Хорошо, - говорит, - говорит Максим). "Ещё несколько вещей. Пожалуйста, ходи спокойно, когда ты будешь в квартире, и будь осторожен с мебелью, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты говорил "Спасибо" и "Пожалуйста", и говорил только хорошие слова. Если ты не сможешь выполнять всё, что я тебе рассказала, мы должны будет уехать из гостей, понимаешь?" Когда они подъезжают к дому Вани, мама говорит Максиму: "Давай ещё раз повторим, как правильно себя вести на Дне Рождения, хорошо?" Нам нужно слушать свой внутренний голос, внимательно слушать взрослых, да? Нам нужно ходить, а не бегать в квартире, говорить "Спасибо" и "Пожалуйста" и не говорить плохие слова. Ты сможешь это делать, чтобы мы не уходили раньше времени?" Максим с готовностью кивает головой. Он понимает все мамины слова. Он теперь знает, чего от него ждут. Конечно, он будет очень возбуждён, и, возможно, прольёт сок на рубашку (а может быть и нет, если не будет бегать). Если он начнёт ссориться с другими ребятами, мама может тихо ему напомнить: "Помнишь, мы говорили с тобой, что надо быть вежливым и говорить только хорошие слова. Это значит, что нужно уступать другими детям. Давай не будем говорить плохие слова, я не хочу сейчас уходить, а ты?" Когда Ванина мама скажет, что пирожные можно кушать только на кухне, Максим, скорее всего, послушается её. Если так, то по дороге домой Максима нужно похвалить за это, и сказать, что он старался хорошо вести себя в гостях. Можно даже и не упоминать о соке (потому что это было случайно). Если Максим не слушается, и всё-таки ведёт себя плохо, нужно уехать из гостей, как и обещала мама. Он будет плакать, но мама может сказать спокойно, но твёрдо: "Если дети говорят плохие слова и ссорятся, им приходится рано уезжать из гостей". Позже, когда Максим успокоится, мама может ещё раз поговорить с ним о том, как важно слушаться и о том, что происходит, когда он не слушается. Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях и им необходимо знать, что последует, если они не будут слушаться. Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова, а не те, которые подрывают веру ребёнка в себя, его самооценку. Важно так же последовательно выполнять то, что Вы пообещали ребёнку в случае непослушания. Всё очень просто. Уважение, чёткость, и ясность объяснений, поощрение хорошего поведения, последовательные действия в случае плохого поведения, и ещё раз уважение. Критика. Даже когда критика необходима, важно "оформить" её в позитивные, конструктивные слова. Это значит, что следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле. В первом случае, ребёнок поймёт, как ему нужно было вести себя. Во втором случае ребёнок услышит лишь то, что он сделала что-то не так. Например: "Не рисуй на полу!" можно заменить на: "Пожалуйста, рисуй только на бумаге. Сейчас нужно вытереть краску с пола". Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью. Согласитесь, есть большое различие между: "Ты не убрал свои носки на место" и "Ты - неряха", между: "Ты сказал мне неправду" и "Ты - обманщик", между: "Ты не убрала игрушки" и "Ты - лентяйка". А лучше всего, конечно, сказать: "Нужно убрать свои носки на место", "Нужно говорить только правду", "Нужно убрать игрушки". Приучайте себя к этому, и Ваш труд обязательно принесёт свои плоды! Случайности. Важно помнить, что случайности происходят, особенно, когда деткам 1-5 лет. Не нужно ругать ребёнка за то, что он что-то столкнул, разбил, сломал, испортил случайно. Это большая ошибка ругать его за случайные, непреднамеренные действия! Ведь и Вы можете что-то уронить или разбить, и Вас никто не посмеет за это отругать. Постарайтесь просто объяснить, что именно случилось, и почему. И не "застревайте" на этом дольше, чем нужно: "Ой! Стакан опрокинулся - ничего страшного. Это случилось потому что он был слишком близко к краю стола. Давай его поставим сюда, ближе к середине, чтобы он не мешал своим локтям, когда ты кушаешь, хорошо?" В завершение, ещё раз повторим основные мысли: Спокойно и чётко объясняя ребёнку заранее правила и ограничения, Вы помогаете ему понять желательное поведением ПЕРЕД тем, как возникнут проблемы. Отмечая ребёнка за хорошее поведение, а не критикуя за плохое, Вы помогаете ему быстрее учиться. Если всё-таки критика необходима, критикуйте только поведение, а не личность ребёнка. Критикуя, говорите о том, какое поведение вы ожидали от ребёнка, а не о том, что у него что-то не получилось. Если ребёнок делает что-то случайно, просто объясните ему, что к чему, не ругая. Удачи Вам! До следующей встречи. Екатерина Свечникова, Психолог На нашем сайте о дошкольном развитии детей : Во все времена актуальным, обсуждаемым и больным вопросом был и останется вопрос об образовании и дошкольное развитие детей . Не так давно отгремел скандал о начале обязательного среднего образования с пяти лет. О чем думало министерство образования, рассматривая этот закон? В любой книге по детской психологии черным по белому прописано: "до семи лет игра - основной вид деятельности ребенка". А до этого только - дошкольное развитие детей . Результат порадовал. Приняли закон о том, что ребенок может быть принят в первый класс по исполнению шести с половиной лет и никак не меньше. А до наступления этого возраста только - дошкольное развитие детей и ничего другого! Но если у педагогов еще есть понятия нормы, загруженности, правил и законов развития ребенка, то "продвинутые" родители неумолимо торопят детей, не давая им насладиться детством. - это сейчас стало модным. С годовалого возраста ребенка пытаются научить английскому, садят за компьютер, записывают в кучу секций. В итоге день ребенка расписан по минутам, изможденный ребенок к вечеру еле доходит до подушки. Дети-индиго. Дети-гении. Родители зачастую воплощают в ребенке свои амбиции, свои мечты, заставляют ребенка жить своей жизнью. Но это не есть хорошо. В результате сломанная психика, пониженные иммунитет, слабое зрение, и куча физических болезней. Ведь Развитие детей дошкольного возраста тоже должно быть правильным! Я не говорю о том, что с ребенком не надо заниматься, что его не надо развивать, надо, но все это должно быть в меру. Дайте ребенку наиграться! Дайте ему возможность выбирать! В стремлении за прогрессом не нужно забывать о хрупкой психике малыша. Развитие детей дошкольного возраста должно все проходить только играя и в игре!Раннее развитие человека - вопрос очень важный и вызывает интерес у многих. Я заинтересовалась им, когда ребенок моей подруги отставал в умственном развитии. Раньше она и подумать не могла, что её малыш, с такими отклонениями способен получить абсолютно нормально образование. На самом деле большую роль сыгралодошкольное развитие детей . Ведь все зависит от метода обучения. Главное выбрать правильный и сделать это нужно как можно раньше. Разница в развитии у детей начиная с трех лет очевидна. А вот среди малышей отставание в развитии заметить сложно.Развитие детей дошкольного возраста - здесь есть целые интересные методики, и они очень продуктивны! Что же мы сделали? Мы отдали ребенка в два года в класс игры на скрипке, в местную школу. Конечно, очень переживали, но потом сами убедились в эффективности этого метода. Ребенок начал развиваться намного быстрее, его слух заметно улучшился, он стал более общительным и перестал бояться людей. дошкольное развитие детей - вот что ему помогло! Сейчас ему уже 6 лет, он играет на скрипке, занимается в различных кружках, собирается поступать в школу.Вот что сделали методы Развития детей дошкольного возраста Хочу сказать огромное спасибо тем родителям, которые не бросают детей с ограниченными умственными возможностями, ставят их наравне с остальными, не боятся ответственности, не бояться того труда и тех стараний, которые им придется затрачивать на протяжении всей жизни. дошкольное развитие детей тогда даст свои плоды! Тогда этот ребенок вырастит прекрасным человеком без ущемлений, ограничений и запретов. Будет чувствовать себя полноценным в нашем обществе. И правда - дошкольное развитие детей это очень важно!
2011-07-24 13:58:31
Все статьи о здоровье детей и проблемах матери и ребенка на нашем сайте
Копирование материалов сайта без письменного разрешения авторов сайта преследуется по закону. Сайты, где будут обнаружены копии наших статей, считаются нарушителями авторского права. Мы знаем о существовании DMCA и знаем, как им воспользоваться!
Все права защищены.
Что делать, если малыш капризничает и кричит в магазине, автобусе, кафе?
Недавно моя приятельница - счастливая мама 4-летнего Данилки - буквально со слезами на глазах жаловалась, что ей стыдно появляться с ребенком в общественных местах. Он ее позорит всегда и всюду: в магазине громко требует купить дорогую вещь, а в автобусе на весь салон делится впечатлениями вроде: «А помнишь, как наш папа сегодня...?». О том, можно ли научить детей-дошкольников правильно вести себя в общественных местах и как это сделать, рассказала владимирский психолог Наталья Фельдман.
Он просто привлекает внимание
- Наталья Борисовна, как же научить ребенка правильно вести себя в общественных местах?
Нам нужно определиться с тем, что такое ПРАВИЛЬНОЕ поведение. С точки зрения родителей ребенок должен быть сдержанным, скромным, не должен мешать другим людям, привлекать к себе внимание, нарушать тишину. С одной стороны, это правильно, но, с другой, такое поведение удобно прежде всего для родителей. Подумайте: чего чаще всего боится мама, чей ребенок начинает бегать или плакать в общественном месте? Негативной реакции окружающих людей на нее, а не на ребенка: «Ну и мамаша, воспитать ребенка не может!» Получается, что плохое поведение ребенка приравнивается к утверждению «я плохая мать» (как вариант — «плохой отец»). А ведь в некоторых ситуациях ребенок просто не может сидеть на месте и молчать — таковы особенности его психики. Либо у капризов есть другие причины. Все случаи, когда ребенок плачет, шумит, нужно строго дифференцировать.
- Каким образом?
Как правило, ребенок ничего не делает просто так или из вредности. Например, часто его поведение — это способ привлечь к себе внимание. И тут возникает вопрос: с какой целью? Скорее всего, ответ такой: ребенок системно не получает внимания, пока ведет себя хорошо. Его просто не замечают. А как только начинает шуметь и капризничать, родители внимание обращают и начинают ругать. А ребенку, по сути, важно, что внимание есть. При этом он, как правило, не думает: «Я сейчас закричу на весь магазин, и мама обратит на меня внимание», - это механизм во многом бессознательный. Таким образом, устранить причину достаточно просто: уделяйте ребенку больше внимания, чем компьютеру или телефону.
Но не всегда есть такая возможность: маме вечером надо заниматься домашними делами, папе, возможно, выполнять работу на компьютере — не обязательно же он там в игрушки играет...
Не надо ходить за ребенком весь вечер и к любым его действиям бурно проявлять интерес. Он, когда потребуется внимание, сам даст об этом знать. Главное — не отмахиваться от ребенка. С малышом надо разговаривать, общаться, читать книжки... Подросший ребенок шести-семи лет может прибежать и сказать маме или папе: «Можно я с тобой посижу?». Может забраться на коленки, прижаться, какое-то время просто молча сидеть, а потом убежать опять играть. Он получил свою порцию внимания. Для маленьких детей таких минуток тесного общения нужно побольше. Сколько — сказать сложно, так как это дело индивидуальное. Главное же, что качественное общение позволяет ребенку становиться более самостоятельным, учиться занимать себя самому.
Сейчас наблюдаются две крайности. Одна — детоцентрическая позиция, когда ребенок — центр семьи, и его желания всегда в приоритете. Другая — отношение к детям как к каким-то потусторонним существам или животным, которых надо дрессировать и воспитывать. Они такие же люди, просто у них меньше опыта и немножечко по-другому устроена психика и интеллектуальная деятельность. Потому что они еще не выросли. Но в остальном они не отличаются от взрослых.
И та, и другая вышеописанные позиции приводят к проблемам, поэтому нужно придерживаться золотой середины. Важно и удовлетворять базовую потребность ребенка в любви, безопасности, общении, и объяснить ему, что у других членов семьи тоже могут быть свои желания и заботы, к которым нужно относиться с уважением.
Единое правило для всех
Но что если родители уделяют ребенку достаточно внимания, а в магазине он все равно начинает капризничать и требовать мороженое, игрушку?..
Если капризы не из-за дефицита внимания, и родители в этом на сто процентов уверены, то в этом случае надо предлагать ребенку выбор. Надо сказать: сегодня мы можем купить тебе только вот это или вот это, выбери сам, чего тебе хочется больше.
- А если ничего лишнего не можем купить — денег в обрез, пришли только за хлебом и молоком?
Если у родителей есть минимальные деньги на молоко и хлеб, то мелочь в пределах 20-50 рублей они могут дополнительно потратить. Какой-нибудь сырок за 15 рублей всегда есть возможность купить. Но нужно приучать ребенка и к тому, что не всегда можно приобрести то, что хочется. Скажите: «Я очень хочу купить вот тот дорогой сыр, я его очень люблю. Но не могу себе этого позволить. Мы купим его на праздник. А сейчас денег немного, поэтому купим только вот это...» И ребенок, видя, что мама к себе предъявляет точно такие же требования, как и к нему, перестанет просить купить для него что-то дорогое. И повода для скандала и манипуляций не будет. Тут очень важно: если речь идет о том, что с деньгами в семье не очень хорошо, и мы вынуждены выбирать то, что покупаем, то это правило работает для всех. Тогда ребенок чувствует себя участником процесса — с ним считаются.
С магазином разобрались. Следующее место, где дети часто не умеют правильно себя вести — это общественный транспорт. У них почему-то есть потребность громко, на весь салон разговаривать, и родители чувствуют себя достаточно неловко, особенно если дети начинают рассказывать всем вокруг (в разговоре с мамой) подробности семейной жизни. Ругать, как я понимаю, нельзя...
Иногда и взрослые начинают разговаривать на весь салон. Правила поведения в общественных местах с ребенком лучше обсуждать не во время того, когда он себя неправильно ведет, а окружающие «помогают» его воспитывать. Лучше заранее, в спокойной обстановке все обговорить. За что ругать, если ребенок не знает, что в автобусе нельзя кричать? Только что на улице весело скакали и кричали, и это было можно, потому что были в парке и никто никому не мешал, и тут зашли в транспорт, у ребенка еще очень веселое настроение, он еще не успокоился и по инерции продолжает разговаривать громко... Если в этот момент он получает раздраженное замечание, то он не понимает, что произошло. Он не знает, что здесь другие правила поведения, поэтому, если хотите, чтобы ребенок себя вел в соответствии с какими-то вашими представлениями о приличиях, обговорите все заранее и объясните, почему это надо.
- Как насчет поведения в заведениях общепита?
У детей в психике заложено, что они не могут, как взрослые — по три часа и дольше, — сидеть за столом. Реальность такова, что детям быстро становится скучно в кафе. Особенно если это дети дошкольного возраста. И для них это совершенно нормальное поведение. Ребенок не может дольше получаса сидеть на месте и слушать разговоры. Ему нужно двигаться, играть и общаться. Так что тут всего два варианта: либо надо выбирать общепиты, где есть уголок для детей, либо оставлять ребенка дома — с бабушкой, родственниками или няней.
- А воспитать ребенка, чтобы он сидел и молчал?
Для пятилеток это нереально. И не надо над детьми издеваться.
Но бывают ситуации, когда необходимо именно сидеть. И иногда больше часа. Вот, к примеру, в очереди в больнице... Причем тихо, потому что вокруг много детей, и они болеют...
Если это ребенок дошкольного возраста, нужно взять с собой какую-нибудь «развлекалку». Это может быть книжка, раскраска или маленькая игрушечка — кукла, которая надевается на руку... Главная идея в том, что от очередей никуда не денешься, ребенок устанет, но мы понимаем, что ребенок не может долго сидеть на месте, ему будет скучно, и мы думаем, как его развлечь всеми известными способами. Но занятие должно быть тихим и малоподвижным. Мячик в больницу мы не берем.
Наталья Фельдман Фото: из личного архива Н. Фельдман
Справка МК
Во что поиграть, сидя в очереди?
«Взломщик» . Возьмите связку ключей, попросите ребенка отвернуться и нарисуйте на листочке бумаги их контуры. Потом предложите ребенку подобрать ключ, соответствующий силуэту. Можно использовать не только ключи, а все, что найдется в сумочке.
«Исследователь» . Захватите предварительно из дома лупу. Пусть малыш отыщет то, что вы загадаете, на денежной купюре, прочитает «тайные надписи».
«Слова» . Пусть малыш называет предметы на определенную букву. Обратите его внимание на предметы, которые его окружают. Потом задачу можно усложнять, строя цепочки слов. Последняя буква слова служит первой буквой следующего («кот-тумба-автобус…»).
«Веселые пальчики» . Возьмите шариковую ручку и нарисуйте на подушечках пальцев забавные рожицы, дайте им имена, к примеру, Веселун, Добряк, Злючка, Рыжик… Придумайте сказку про них. Можно рисовать и животных. Подойдут также готовые пальчиковые игрушки.
«Фантазер» . Нарисуйте на листке бумаги кружок и по очереди дорисовывайте новые детали: нос, уши, веснушки. Это вполне может быть какой-нибудь фантастический зверь.
«Что пропало?» . Разложите перед малышом несколько предметов, дайте время запомнить. Потом, когда ребенок отвернется, уберите один. Малыш должен угадать, что же пропало. Потом поменяетесь местами.
«Любимые герои» . У каждого ребенка есть любимая книжка или мультфильм. Попробуйте вспомнить их героев. Кто назовет больше, тот победил. Детям нравится эта игра, потому что они в ней побеждают, ведь находятся «на своей территории».
Также можно предложить ребенку придумать, как использовать привычные предметы в непривычных ситуациях. Например, шарфик можно обмотать вокруг руки и получить рукавицу. Из мобильного телефона выйдет отличная горка для скрепки. Таким образом, вы не только скоротаете время в очереди, но и разовьете логику, фантазию и внимательность малыша.