Глубинная психология человека. Глубинная психология — основные принципы психоанализа
![Глубинная психология человека. Глубинная психология — основные принципы психоанализа](https://i0.wp.com/apteka24chasa.ru/wp-content/uploads/2017/08/psychoanalysis3.jpg)
Глубинная психология это (кратко). Основоположником основных принципов психоанализа был австрийский психиатр и специалист в области психологии Зигмунд Фрейд (1856–1989). В отличие от представителей таких направлений, как бихевиоризм и гештальтпсихология, приверженцы психоанализа не были нацелены использовать в качестве примера для создания научно-психологического познания точные и естественные науки.
Фрейд старался заполнить психические познания о человеке новейшей актуальной истиной, сформировать концепцию и на ее основании приобрести данные необходимые для получения ответов на практические, а в первую очередь на психотерапевтические вопросы.
Термин психоанализ имеет три значения:
- Теория личности психопатологии;
- Метод лечения личностных расстройств;
- Метод неосознанных мыслей и чувств индивидуума.
Это соединение теории с терапией личности человека, связывает все представления о поведении индивидуума. Для начала рассмотрим взгляды Фрейда на организацию психики – топографическую модель уровней сознания. Согласно этой модели, существует три уровня сознания:
- Сознание;
- Предсознательное;
- Бессознательное.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек испытывает в данный момент. Область предсознательного – включает в себя опыт невостребованный в данный момент памятью.
Стоит отметить, что предсознательное является мостом, между осознанным и неосознанным.
Бессознательное – самая значимая область разума. Оно представляет собой, хранилище инстинктов, эмоций и воспоминаний, которые были вытеснены из сознания, по определенным причинам (стресс, психологическая травма).
Область бессознательного определяет наше поведение.
Понятие и суть психоанализа
Психоанализ относится не только к типу психотерапевтической и медицинской практики. В то же время - это еще и философское теоретическое положение о человеке, общественное философское течение, относящееся к условиям идейного режима. Непосредственно в данном значении психоанализ стал составляющей культуры Запада. И как в свое время утверждал Бергер: «Если бы Фрейда не было, его необходимо было придумать».
Психоанализ в переводе с греческого обозначает (psyche – душа + analysis – расчленение), является частью психотерапии, медицинский способ изучения, сформированный З. Фрейдом с целью диагностирования и излечения неврозов. После чего данный метод был переделан Фрейдом в психологическую имеющую философский характер теорию, нацеленную на исследование тайных взаимосвязей и основ душевной жизни людей. Данная концепция создается на основании гипотезы о том, что знаменитая совокупность патологических взглядов, в особенности сексуального характера, «изгоняется» из области рассудка и функционирует в дальнейшем из области неосознанного, и под видом различных личин и облачений попадает в сознание и грозит внутреннему единству «Я», введенного в находящийся вокруг него мир.
Приверженцы психоанализа приписывают половому влечению основную значимость, рассматривая душевную жизнь людей в полной мере, как область первенства неосознанных сексуальных устремлений к наслаждению либо неудовольствию.
Отталкиваясь оттого, что было написано выше можно говорить о том, что психоанализ возможно анализировать на трех уровнях:
- Как способ психотерапии.
- Как способ исследования личностной психологии.
- Как концепция научных познаний о понимании мира, философии и психологии.
Ключевые понятия концепции
Установлено, что основным регулятором поведения человека является сознание. Фрейд обнаружил, что за оболочкой рассудка спрятан глубокий «бурлящий» слой не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, желаний, вожделений. Являясь лечащим врачом, он осознал, что данные неосознанные волнения и аргументы имеют все шансы основательно обременять жизнь, в том числе и быть той причиной, вследствие которой возникает нервно-психологическое заболевание. Все это отослало Фрейда на поиск средств освобождения собственных больных от инцидентов, происходящих между тем, что диктует им рассудок, и потаенными, незрячими, неосознаваемыми побуждениями. Таким образом, на свет появился фрейдовский способ исцеления души, получивший название психоанализ.
З. Фрейд анализирует организацию психологического существования в виде модели, обладающей собственными элементами, представляющие собой разнообразные психологические инстанции, отмеченные определениями: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).
Оно (ид) – более простая ступень, включает в себя все без исключения данное от рождения на генном уровне, подвластное принципу наслаждения и ровным счетом ничего не понимающее о действительности и окружающем социуме. Ее условия обязана выполнять ступень Я (эго).
Я (эго) – необходимо принципу действительности, вырабатывая несколько элементов, дозволяющих приспособиться к среде преодолевая ее условия. Я (эго) - посредник среди стимулов, идущих непосредственно как из данной среды, так и из глубины организма, с одной стороны, и встречными моторными взаимодействиями с другой. В задачи Я (эго) входит: самосохранение, напоминание полученного навыка внешних влияний в памяти, уклонение от угрожающего воздействия на организм, надзор за условиями, выдвигаемыми инстинктами идущие от Оно (ид).
Особая роль отдавалась ступени сверх-Я (супер-эго), которой отводилось место основы нравственных и религиозных чувств, осуществляющей контроль и играющей роль наказательного агента. В случае если Оно (ид) предрешен, на генетическом уровне, а Я (эго) – продукция персонального навыка, то в таком случае сверх-Я (супер – эго) продукция воздействий, исходящих от других людей. Оно появляется на этапе раннего детства - сопряжено, в соответствии с Фрейдом, с Эпидовым комплексом и остается почти постоянным на протяжении последующих лет. Супер – эго образовывается вследствие механизма установления на основании, совпадения признаков отца и ребенка, цель которого являться моделью.
В случае если Я (эго) решает или совершает действие в целях удовлетворения Оно (ид), но идет против сверх – Я (супер – эго), то в таком случае Оно (ид) ощутит наказание в виде угрызений совести, ощущения вины. Так как супер – эго получает энергию от Оно (ид) поскольку супер – эго зачастую функционирует безжалостно. От усилий, переживаемых под нажимом разной мощи, Я (эго) при помощи «предохранительных механизмов» спасается. К таким предохранителям относятся: вытеснения, регрессии, рационализации, сублимации и другие. Желания устремляются к разрядке, однако, достижение удовлетворенности маловероятно.
Виды психологических защит
Вытеснение (подавление) – один из элементов психологической охраны, роль которого заключается в том, чтобы мотивировать на устранение чего-либо из рассудка. Двигаясь к области неосознанного чувства, мысли, стремления к действию заставляют поведение влиять на него, ощущать чувство тревожности.
Сублимация – элемент, с помощью которого запрещенное половое влечение, двигается в сторону не возбуждающих предметов, разряжение происходит в виде деятельности или работы, оптимальной для человека и социума. Как считал Фрейд это наиболее продуктивный метод функционирования индивида. Творческий процесс является разновидностью сублимации.
Регрессия – движение назад, предохранительная система, представляющая из себя некую форму психологической адаптации в условиях конфликта либо беспокойства, в том случае если индивид неосознанно склоняется к наиболее ранним, в меньшей степени зрелым и мало соответствующим стандартам поведения, которые, с его точки зрения, выглядят гарантирующими защиту и безопасность.
Замещение – также является механизмом психологической защиты, цель — заменить предмет, на который ориентированы чувства. Если эмоциональное выражение в отношении данного предмета представляет угрозу, то включается механизм замещения. Например, гнев, направленный в сторону наиболее слабого и беззащитного индивида.
Проекция – присвоение другим, собственных обычно преступных вожделений, идей, тем, мотивов, чувств, черт характера и т. п., думая, что получил и воспринял это не внутри себя, а где-то извне. («Не одному человеку невозможно верить, - говорит человек, поступающий не всегда честно и добропорядочно в собственных действиях»).
Рационализация – дает возможность человеку найти оправдание неприемлемым стремлениям для него, тем не менее, существующих для него желаниям, стремлениям, чувствам и мотивам. Желание подыскать им общественно одобряемое обоснование.
Изоляция – защитный механизм задачей, которого является удаление из сознания психологического волнения, переживания, однако, сохраняя при этом его восприятие.
Подразумевается, что в психодинамической терапии, предохранительная (защитная) система искривляет действительность, тем не менее, она высокофункциональна и нужна, так как способна на некоторое время ликвидировать из рассудка условия травмирующего характера. Но в том случае если её элементы становятся чересчур жесткими, твердыми, то способны вызвать затруднения при формировании, развитии и адаптации индивида.
Инстинкт и поведение человека
Фрейд акцентировал внимание на двух инстинктах, имеющих влияние на поведение, это: самосохранение и половое влечение, гарантирующее сохранение вида, а не только индивидуума. Половое влечение было возведено З. Фрейдом в систему основных, не допускающих возражений и названо – либидо. Неосознанное, трактовалось, как область наполнения энергией влечения незрячего инстинкта, не понимающего ровным счетом ничего, помимо принципа наслаждения, получаемого индивидом во время разряжения данной энергии. Угнетённое, подавленное либидо раскодировалось Фрейдом, согласно независимым от контроля рассудка ассоциациям его больных. Подобную раскодировку он именовал психоанализом. Изучая собственные сновидения, Фрейд пришел к заключению, что они есть не что иное, как «сценарий», представляющийся нелепостью, но несущий в себе код скрытых вожделений, удовлетворяемый в образах – знаках данной формы ночного существования.
Во время военных действий в период Первой мировой войны Фрейд делает поправки к собственной схеме инстинктов. Наравне с половым влечением в психике индивидуума существует желание свести счеты с жизнью (Тонатос, как противоположность Эросу), согласно Фрейду данный инстинкт содержит в себе и самосохранение. Под именованием Тонатос было не только особое стремление к своей смерти, но и смерти других, а именно наличие агрессии и желания убивать, что возводилось в разряд знаменитого, заложенного в человеке природой биологического желания.
Применяя определения энергетического подхода, Фрейд подчеркнул два условия появления невроза – либидо, как основной закон и волнения инфантильного характера. Фрейд описывал пять этапов психосексуального формирования, любой из которых может являться посылом к фиксации.
Этапы психосексуальной теории
- Оральный этап (от 0 до полутора лет). Получил свое название в связи с тем, что основным органом чувств ребенка в данный промежуток времени считается рот. Непосредственно с его помощью он не только насыщает свой организм, но и познает окружающий его мир, ощущает массу приятных для него чувств. Данный этап является периодом формирования сексуальности. Итог фиксации – приобретение чувства наслаждения во время табакокурения, сарказма. Кроме того, – оральная враждебность, ощущение зависимости от других.
- Анальный этап (от 1,5 до 3 лет). В этот период родители малыша приступают к приучению крохи к горшку. Фрейд полагал, что ребенок приобретает колоссальное наслаждение от действий, связанных с дефекацией, а именно оттого, что способен без помощи других контролировать такую серьезную процедуру. Ребенок испытывает удовольствие сексуального характера от умения контролировать мускулатуру. Фиксация в данном случае может быть двух видов:
- в первом случае – склонность к разрушению, подавление импульсов, бережливость, скупость;
- во втором – несогласие, ярость, враждебность, мятеж.
- Фаллический этап (от 3 до 6 лет). Выявление присутствия или отсутствия полового члена. Эрогенная область – половые органы. Возникновение эмоций на фоне конфликта – Эпидов (Электры) комплекс. Помимо этого, обнаружение ребенком женского пола отсутствия полового члена приводит к возникновению чувства зависти к мальчикам, возникает желание наличия члена (влечение девочек к отцу базируется именно на этом), перекладывание вины на мать из-за отсутствия пениса. Данная стадия считается в большей степени основной для развития нарушений психического характера.
- Латентный этап (от 6 до 12 лет). Сексуальность никак не выражается. Формируются взгляды, направленные на социальную активность и нормы жизни.
- Генитальный этап (период полового созревания). Понимание половой принадлежности. Целью подростка является поиск объекта для сексуального общения и генитального сексуального удовлетворения. Индивидуальные желания подчиняются половому влечению (либидо).
Заключение
Фрейд своим учением дал толчок большинству имеющихся на тот момент времени направлениям науки, гарантировал прорыв в небывалые глубины нашей нервной системы, посодействовал в осознании того, что долгие годы являлось загадкой. Наиболее важно то, что психоанализ вплоть до этих времен порождает споры и обсуждения. Формирование, исходящее посредством борьбы суждений, дискуссий и есть настоящий рост и прогресс знания.
В научном сообществе наиболее активно обсуждаемой темой в последнее время стала глубинная психология, объединившая под одним названием сразу несколько направлений психологии, которую развиваются преимущественно за границей для изучения бессознательных механизмов психики.
Участие и влияние трудов знаменитых психологов
На сегодняшний день неопровержимым является тот факт, что глубинная психология личности как научная дисциплина базируется на трудах знаменитых деятелей данной области, которые в свое время внесли огромный вклад в «строительство» науки и психоанализа.
В основу глубинной психологии положены:
- Работы австрийца Сигизмунда (Зигмунда) с его теорией психоанализа.
- Юнга Карла Густава.
- Индивидуальная психология в теории и практике .
Несмотря на то что глубинная психология держится «на трех китах», у нее есть один основатель, и это – Эйген Блейлер. Он рассматривал понятие бессознательного механизма намного шире, чем это трактовали практические труды. Дело в том, что в рамках глубинной психологии можно рассмотреть не только общепринятые , но и скрытые желания сексуального характера, и нравственную составляющую индивидуума.
Сформированное на трудах знаменитых деятелей психологической науки новое веяние существует благодаря работам и других специалистов, последователей Фрейда. Так, например, свой вклад в становление глубинной психологии внесли известные неофрейдисты: (Германия), Гарри Стек Салливан (США), Карен Хорни (Германия) и другие.
Само по себе направление формировалось под влиянием интеграции данных различных исследований, связанных с глубинами человеческого сознания. В результате глубинная психология дала основания для зарождения нового ответвления в медицине – науки психосоматики. Эта область медицинских исследований объясняет, какие причинно-следственные связи имеются у психологических факторов в отношении реальных физических отклонений и заболеваний.
Это можно перефразировать так: «От нервов все недуги». Основная идея этой теории подразумевает то, что в случае возникновения заболеваний любого характера и любой сложности корни проблем нужно искать в психическом здоровье и состоянии человека.
Схожесть направлений
Изучая это течение, нельзя не отметить, что глубинная психология и психоанализ во многом схожи. И это можно объяснить не только общностью взглядов психологов, но и тем, что в свое время основателю течения Блейлеру удалось тесно поработать с Фрейдом. Отсюда – схожие концепции, характеристики, приемы и методики. Яркий пример тому – применение тех же проективных методов и психодрамы, а также свободных ассоциаций.
Концепция современного психоанализа основана на следующих теориях познания процессов глубины души:
- Теория развития личности с точки зрения психологического анализа.
- Теория строения, развития, в обществе и восприятия свободы с точки зрения индивидуума («эго-психология»).
- Теория построения объектных отношений на фоне взаимодействия личности с внешним миром.
- Теория развития личности под влиянием побуждающих инстинктивных желаний.
- Теория Мелани Кляйн о раннем формировании психических структур под влиянием тесных взаимоотношений ребенка с матерью.
- Психология «самости» (ответвление психоанализа и психоаналитической терапии, акцентирующее внимание на развитии здравой «самости», ее целостности и нарушениях).
Научное познание процессов, которые происходят в самых глубинах человеческой души, противопоставляется поведенческой психологии, которая лишь поверхностно исследует проявления психического восприятия. Данное же направление глубинной психологии детально рассматривает более глубокие и скрытые «слои» личности человека.
Таким образом, глубинная психология основывается на том, что индивидууму неподвластно воспринимать сознанием очень многое, и то, что он способен рационально обдумать, – лишь небольшой фрагмент всего потока информации.
В то же время глубинная психология не отрицает, что способы попасть в потайные уголки личности существуют. Именно это направление психологии и позволяет проникнуть вглубь личности, используя методы, заимствованные частично из психоаналитической психологии (те же свободные ассоциации, проекционные приемы, психодрама).
Если рассматривать общую деятельность глубинной психологии, то она задействует следующие предположения о том, что:
- Психологическая деятельность любого характера зарождается на фоне образов и фантазий, возникающих в глубине сознания (теория Фрейда, ).
- В разуме индивида взаимодействуют необузданные движущие силы, у которых просматривается связь с соматической основой.
- Понятие психического подразумевает наличие процесса, который происходит сознательно, но отчасти – и бессознательно.
- Психологические процессы, происходящие без участия сознания, представляют собой вытесненные переживания и восприятия глубоко личностного характера, а также несут в себе вынесенные в психическое трансперсональные содержания (архиепические, коллективные, не имеющие отношения к эго личности).
- Психическому нельзя найти объяснения в нейрохимических процессах или духовных связях, ведь его миссия заключается именно в посредничестве между ними – соединении начал духа и плоти «души», у которой свои методы самовыражения.
Основные тезисы
Рассматривая научное познание глубины «души», можно выделить основные тезисы, которые характеризуют это течение психологии:
- Человеческое поведение и его духовное восприятие зависят от происходящих без участия сознания процессов, порождаемых на «окраинах» сознания.
- Возникающие на уровне инстинктов желания человека, как правило, противоречат установленным культурой и социумом положениям.
- Согласованное существование влечений наравне с культурными критериями дает начало формированию, развитию и бытию психологического аспекта личности, а также возможностей для ее социального восприятия.
- Благодаря защитным механизмам психики возможен баланс между неконтролируемыми сознанием влечениями и нормами, которые диктует современная культура.
- Расстройства невротического характера являются последствиями сбоев, которые нарушают баланс между инстинктами и установленными культурой принципами (это аномальное поведение, неадекватные поступки и т.д.).
Как можно увидеть, психическое представляет собой автономную область и имеет свои переживания, опыт. Поэтому методы глубинной психологии предусматривают уникальный подход к изучению личности, который признает и принимает его автономию. Следовательно, анализируя психическое, можно обнаружить тесную связь его с толкованиями символов из мира грез, порожденными глубинными познаниями мифологии и исследованиями в области культуры, а также результатами исследований относительно проявленных симптомов.
Этиология психического объясняет способность сознания порождать разные символы мифологического или религиозного типа, что воспринимается в качестве проявления духовной реальности или природы инстинкта. Эта теория основана на том, что человек не осознает четкой грани между своей духовной и недуховной сущностью, а потому не знает, куда направляет свою духовность.
Важными для личности посланиями, которые нельзя игнорировать, являются любые симптомы. С целью их исследования можно применять психологию или психоанализ. Симптомы в этом случае можно воспринимать как метод послания психическим человеку сигнала о том, что он не слушает голос из глубины своего сознания.
Авторы многих трудов, которые легли в основу глубинной психологии, рассматривают разум человека как бодрствующее сознание на фоне психического. Оперируя этими теориями, психология глубинного познания смогла выстроить концепцию изучения переживания и опыта индивидуума в точки зрения множественного числа различных выражений, посланий и интерпретаций.
Это течение ввело новое понятие, противопоставленное архаическому разделению «другости» и «самости», рассматривающее в совокупности субъективную и объективную деятельность как площадь с переменной структурой и возможностью передачи посланий. Получается, что проекция – это имагинальные колебания в пространстве между «отправителем» и «получателем» преобразованного в переживание послания.
Но присутствует в этом и прикладной аспект того, что исследуемое пространство интерактивное, ведь «объективное» изучение является ограниченным ввиду того, что исследуемые нами материи могут быть изменены нами самими.
Взгляды и теории ведущих специалистов
Как ранее упоминалось, основу научного исследования глубин сознания составили труды трех ведущих специалистов в области психологии и психоанализа. Они дают исчерпывающие сведения о теории психоанализа в полном собрании книг «Энциклопедия глубинной психологии» (4 тома). Но их взгляды на теорию можно изложить более сжато.
Так, например, исследования австрийского психиатра З. Фрейда наглядно демонстрируют связь влияния подсознательных сил на физическую деятельность человека. Точнее, как раз поведение и зависит от природных посылов и его инстинктов. Природные, присущие каждому человеку желания в определенной мере им подавляются на уровне сознания ввиду отсутствия возможностей для их осуществления, что приводит к вытеснению влечений в самую далекую (глубинную) область, не подконтрольную сознанию.
Будучи отверженными сознанием, желания все же остаются активными и продолжают действовать, проявляясь в виде символов в сновидениях, оговорках, необоснованных нарушениях адекватной для социума поведенческой деятельности, что влияет на выбор человека в социальной организации. Интересующая исследователя глубина человеческой психики была оценена с точки зрения ведущих природных инстинктов.
Самыми подавляемыми являются побуждения сексуального характера. На фоне различных социальных и культурных ограничений человеку приходится сдерживать свои желания, которые побуждают его к действию. В то же время их энергия помогает человеческой личности развиваться и становиться зрелой. Поэтому аномалии в поведении и половых влечениях, а также особенности индивидуума можно объяснить последствиями подавления инстинктов в детстве (конфликты, неудовлетворенность).
Таким образом, первоначальной задачей психоанализа является то, чтобы человек признал истинную причину своего невротического синдрома. Лечение в этом случае основывается на осознании пациентом проблемы, вслед за чем должно последовать ее исчезновение или устранение.
Индивидуальная психология А. Адлера является одним из направлений психоанализа, которое считается ответвлением . Ее основная концепция заключается в том, что «особый стиль» жизни первых пяти лет ребенка накладывает свой отпечаток на его дальнейшее существование, деятельность и, в частности, на развитие психического здоровья.
По мнению Альфреда Адлера, в ребенке развивается чувство неполноценности из-за его не полностью сформированных телесных органов, что становится поводом для формирования его дальнейших целей ради преодоления собственных комплексов и самоутверждения.
Конфликт между восприятием социального характера и сформированной неполноценностью, который зарождается в бессознательном ребенка в первые несколько лет его жизни, приводит в действие механизмы, направленные на компенсацию и сверхкомпенсацию данных комплексов.
Это может стать причиной развития стремления к превосходству над окружающими, желания быть первым, обладать властью. Также сформированные комплексы могут порождать отклонения в адекватной деятельности от установленных социумом норм.
В этом случае задачей психотерапии можно считать оказание помощи субъекту с той целью, чтобы он смог признать неадекватность своих мотивов и целей и преобразовать свои порывы, компенсировать «неполноценность» в творчестве.
К.Г. Юнг в рамках аналитической психологии находит другое объяснение, используя другие принципы. Как полагал Юнг, объединивший психоанализ и другие направления психологии, метод должен охватить в равной степени все символические сферы (в том числе область сознательного и неподконтрольного сознанию). Основными положениями этого направления можно считать следующие принципы:
- У каждого человека есть склонность обратиться к конкретному направлению развития – собственному эго (интроверт) или окружающему миру (экстраверт).
- В теории есть место не только для личного, но и для коллективного бессознательного, содержащего в себе практические знания и историю всего человечества, передающего их из поколения в поколение.
- Архетипы можно считать «фундаментом» коллективного бессознательного. Это обряды, ритуалы, традиционные и орнаментальные символы, образы, мифы, и легенды, которые способны влиять на формирование процессов психического, определенным образом направляя их в то или иное русло.
- Являясь источником недифференцированных энергетических потоков, либидо может проявляться не только во влечениях и сексуальных инстинктах, но и в других областях жизнедеятельности личности (речь, культура, др.).
Как считал Юнг, постоянное взаимодействие сознательного и бессознательного создает оптимальный баланс. Его нарушение приводит к тому, что возникают неврозы, устранение которых и составляет задачу аналитической психотерапии.
Путем ее реализации является поиск вариантов для уравновешивания сознательного и бессознательного, а также оптимизации динамического взаимодействия между этими структурами.
Это течение, возникшее не так давно, стало для многих ученых умов основной идеей, следуя которой они способны выявить влияние иррациональных побуждений, скрытых установок, тенденций на поведение человека. Автор: Елена Суворова
Глубинная психология выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась исследовать эту независимую от сознания часть психики. Классическая глубинная психологая включает психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.
Основные тезисы глубинной психологии таковы:
1) Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное.
Сс держание бессознательного составляют врожденные инстинкты.
По Фрейду таких инстинкта два:
Сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). По Адлеру, основной человеческий инстинкт - стремление к превосходству, совершенству, преодолению неполноценности.
Юнг же полагал, что энергия бессознательного может иметь разные формы проявления в разные периоды человеческого развития.
Кроме этого в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).
Эта энергия является «двигателем» человеческого поведения, его устремлений.
2) Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры.
Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы - это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.
3) Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.
4) Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта. Примером защитного механизма может служить вытеснение - изгнание из сознания нежелательного содержания. В этом случае человек не отдает себе отчета в том, что некоторое чувство или побуждение имеет место, как это случается при подавленной враждебности в дето-родительских отношениях.
Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов). По Фрейду, главным эффективным защитным механизмом при развитии личности является сублимация. Сублимация (в букв, переводе -«возгонка») - перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Так сексуальный инстинкт может быть сублимирован через художественное творчество, или через заботу о неимущих, или даже через привязанность к домашним животным. Агрессия может сублимироваться через некоторые профессии (например, профессию военного) или спортивные достижения.
5) Причина невротических нарушений, неадек-ватностей, аномалий поведения - в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями (что случается при неэффективных защитных механизмах).
В качестве иллюстрации рассмотрим пример из книги Ю. М. Орлова «Восхождение к индивидуальности».
«Врач-кардиолог направил ко мне женщину по поводу повышенного артериального давления, причину которого он не мог точно уяснить. В результате собеседования я пришел к выводу, что ее болезнь является результатом подавленной враждебности (скрытой и неосознаваемой) к собственной дочери (ей 13 лет). Все признаки сверхзаботы и проявлений подавленной вражды были налицо, и я вынужден был ей об этом сказать, чтобы наметить пути оздоровления ситуации. Она была возмущена.
- Это неправда! Я свою дочь люблю. Ради нее я отказалась от выгодного брака с хорошим человеком и живу только ею. Она для меня все. И откуда вы это взяли и как у вас язык повернулся сказать мне об этом? -возмутилась она.
Успокоив ее, я попросил рассказать о том, как она осуществляет контроль за учебой дочери и помогает ей учиться.
- Как вы поступаете, - спросил я, - когда она получает замечания в дневнике или приносит двойку?
- Как? - посмотрела на меня недоуменно собеседница. - Ругаю. Я ей все отдаю! Она должна учиться хорошо. Намного лучше меня. Я только для нее живу и не допущу разгильдяйства. Она должна учиться у меня лучше всех! - закончила она решительно свою мысль.
- А как долго вы ее ругаете? - снова поинтересовался я.
- Не знаю, я времени не замеряла, я же не психолог, чтобы измерять время реакции! - язвительно ответила она.
- Но когда вы перестаете ее ругать? По каким признакам ее поведения вы считаете, что отругали ее сполна и больше не надо? - возвращаю ее к моему вопросу.
- Ну, когда... я перестаю ее ругать, как она заплачет. Дальше ругать ее уже не хочется, а становится даже жалко.
- А если она не заплачет? - донимаю я ее.
- Как не заплачет?! Еще ни разу этого не было. Она раз отказалась плакать, я ее поставила в угол и оставила без сладкого. Потом она все равно раскаялась в своем упорстве. А теперь если виновата, то раскаивается и плачет.
- А почему вы все-таки перестаете ее ругать после того, как она заплачет? - возвращаюсь я снова к неприятному разговору.
- Не знаю. Как-то получается, что дальше ее не хочется ругать, да и все. Да и мне становится спокойнее. Думаю, что она все поняла и больше так не будет, -сказала она спокойно и умиротворенно.
Мне казалось, что она представила, как ее дочь плачет, и тут же ее раздражение, направленное против меня, прошло.
Стратегия «воспитательного воздействия» матери определялась содержанием ее бессознательного, а именно подавленной враждебностью к дочери. Очевидно, что чувство враждебности было вытеснено из сознания женщины в силу того, что неприязнь к собственному ребенку является культурно неприемлемым чувством и противоречит ее представлению о себе как о порядочном человеке. В данном случае использованный «Я» пациента защитный механизм (вытеснение) оказался неэффективным: подавленная агрессия, не имея возможности проявиться открыто, проявлялась окольным путем - через психосоматический симптом (повышенное давление) и через неадекватность поведения («воспитания» до слез).
Задача психоаналитической терапии всегда заключается в том, чтобы сделать неосознаваемое осознанным. Осознание, признание пациентом подлинной причины невротического симптома должно повлечь за собой исчезновение симптома (и в данном примере психотерапевт вел к тому, чтобы довести до сознания пациентки причины ее повышенного давления).
Стратегия, способ, которым пользуются психоаналитики - это интерпретация проявлений бессознательного. В приведенном примере терапевт интерпретировал поведение пациентки. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают также сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (описки, оговорки, ошибки памяти).
Основные теории глубинной психологии
Движущие силы развития личности |
Структура и/или типология личности |
Основные механизмы развития и защиты |
|
Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся ли-бидозное, агрессивное и влечение к суициду |
Ид, Эго и Супер-Эго |
Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация |
|
Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы |
Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интроверт-ности и одной из психических функций | ||
Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству |
Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности |
Компенсация неполноценности -неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая |
|
Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической) |
«Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе |
Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия) |
|
Г. Салли-ван |
Чувство беспокойства, тревоги |
«Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не-Я» |
Избирательное внимание |
Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации |
Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей - быть или иметь |
Садизм, мазохизм, конформизм, деструкти-визм |
|
Э. Эриксон |
Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.) |
Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности |
Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т. д.) |
Общая характеристика глубинной психологии
Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.
Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного. Однако в некоторой степени это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.
Однако, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:
1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;
2) рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);
4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.
Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пан-сексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.
Теория Фрейда
Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека. С его точки зрения, развития психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.
В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.
Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством "Я"», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем Эго.
Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, Черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.
Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.
Что такое глубинная психология и почему глубинная психология «глубинная»?
Конспект лекции, прочитанной летом 1999 года в Институте биологии и психологии человека, Санкт-Петербург.
Термин «глубинная психология» (от нем. Tiefenpsychologie) был предложен Юджином Блейлером в 1913 году для обозначения «новой науки» - психоанализа. Он является «зонтичным» обозначением целого ряда различных психологических теорий, исследующих взаимосвязи между сознанием и бессознательным, и относится к психотерапевтическим системам, разработанным Пьером Жане, Вильямом Джемсом, Зигмундом Фрейдом, Альфредом Адлером и Карлом Юнгом. Хотя представление о бессознательном использовалось еще задолго до появления психоанализа - в частности, месмеристами и гипнотистами (Элленбергер, 2001), - свое первое «глубинное» обоснование, да еще с претензией на научность, оно получило в работах Фрейда. Интерес как создателя психоанализа Зигмунда Фрейда, так и основателя аналитической психологии Карла Юнга был в особенности сконцентрирован вокруг понятия бессознательного. При этом внимание исследователей было перенесено с деятельности по расчленению наблюдаемых вещей к рассмотрению их в глубине - на смену видению пришло «проницание». «Глубина» относится к тому, что находится под поверхностью психических проявлений: поведением, конфликтами, отношениями, сновидениями, социальными, религиозными и политическими событиями, в которых отражается душевная динамика. В это «что» входят некоторые глубокие фантазии или образные системы, недоступные для ряда буквалистских подходов, не признающих, в частности, бессознательное психическое как метафору, а психическое в качестве реальности. Выражение «видеть насквозь» приобрело аналитическую форму. Новая область знания получила и новое основание, менее ориентированное на физические связи и сконцентрированное, прежде всего, на философии и метафизике в своем стремлении к более глубокому постижению сути вещей.
Но это новое основание было совсем не новым, а, напротив, весьма старым, восходившим к трудам Гераклита (VI век до н. э.), в которых связывались вместе понятия глубины и души:
«Границ души (psyche) тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера (logos)» (Фрагменты ранних греческих философов, 1989, с. 231).
В гераклитовском образе «глубока» обозначена специфика души и сфера душевной деятельности: она имеет собственное измерение, не укладывающееся в понятие физического пространства.
Можно считать, что с момента появления психоанализа в европейской истории психическое претворилось в жизнь и душа обрела свое качество и измерение. Изучение души стало означать хождение «вглубь», поскольку всякий раз, когда мы движемся в психологическую глубину, в это движение вовлекается душа. Душевный логос, или психология, подразумевает странствие по душевному лабиринту, двигаясь по которому мы никогда не достигнем достаточной глубины.
С момента своего появления глубинная психология была занята выслушиванием того, что вытеснено на задворки культуры и индивидуального сознания, будь то болезненные симптомы или различные формы политического или культурного сопротивления, включающие массовые беспорядки, - язык неуслышанного состояния, оставшийся без внимания. Тенденцией такого языка, будь он личным, культурным, архетипическим, экологическим или духовным, является, в соответствии с юнговским высказыванием, построение того или иного мифа, облаченного в одежды, соответствующие времени и культуре.
Карл Юнг выстроил свою собственную версию глубинной психологии и адресовал ее тем людям, для которых сложившиеся в их культурах традиционные обряды, ритуалы и символы перестали нести нуминозную энергию, сохранять божественный заряд, аккумулировать «живую воду» душевных переживаний.
После появления основополагающей работы Фрейда «Толкование сновидений» в 1900 году существование бессознательного стало психологическим фактом. В глубинной психологии постулируется общее представление о том, что сознание является лишь вершиной огромного айсберга, именуемого психическим. Выяснение более точной природы бессознательного и составляющих его элементов привело к появлению различных школ и направлений в глубинной психологии - различных уровней «глубин».
Под сознанием лежит огромный слой забытых или подавленных личных воспоминаний, чувств и поступков, которые Юнг назвал личным бессознательным.
У Фрейда бессознательное содержит разнообразные формы забытых или подавленных чувств и поступков, инстинктов и воспоминаний в виде личного бессознательного, обладающего эмоциональными и соматическими свойствами и проявляющегося в комплексной форме (Эдип, Электра, кастрация).
«Однако сущность бессознательного не охватывается полностью понятием личного бессознательного. Если бы бессознательное было только личным, то тогда существовала бы теоретическая возможность свести все фантазии при душевных болезнях к индивидуальным переживаниям и впечатлениям. Несомненно, большая часть такого материала может быть сведена к истории личной жизни, однако существуют такие фантазии, истоки которых напрасно отыскивать в индивидуальной истории. Что же это за фантазии? Если одним словом, то это - мифологические фантазии . Существуют такие фантазии, которые не соответствуют никаким переживаниям из личной жизни, но лишь мифам» (Jung, CW, vol. 10).
У Юнга это личное бессознательное базируется на еще более глубоком уровне - коллективном бессознательном или объективном психическом - безграничном океане, огромном, гораздо более древнем, чем индивидуальный жизненный цикл, наполненном архетипами: изначальными образами и поступками, которые повторяются снова и снова на протяжении всей истории не только человечества, но и с самого зарождения жизни вообще. Как сказал Юнг: «…Чем глубже вы опускаетесь, тем шире становится основание».
Архетипы обладают не только эмоциональными или психосоматическими качествами, но также и душевными, и духовными свойствами, возникающими повсеместно в видениях, экстатике, медитации, сновидческой деятельности и в синхронистских проявлениях.
Синхрония - юнговский термин, обозначающий значимые совпадения, составляющие обертон глубокого психологического переживания. Объективное психическое в юнговском понимании также образует некий руководящий, организующий центр, или Самость, очень напоминающий «внутреннего бога» или индуистского Пурушу, первочеловека, из которого возникли элементы космоса, мировая душа, «Я» и мир множественных вещей, имеющих тенденцию повторяться (Фридрих Ницше).
Глубинная психология в самом общем виде действует в соответствии со следующими предположениями:
1) Любая психологическая деятельность возникает на основе фантазии или образа («первичный процесс» Фрейда, «образ и есть психическое», по Юнгу).
2) Разум человека является местом взаимодействия динамических необузданных сил, связанных с соматической основой.
3) Психическое представляет собой процесс - иначе говоря, скорее глагол, нежели существительное, - отчасти сознательный, а отчасти бессознательный.
4) Бессознательное, в свою очередь, несет в себе вытесненные переживания и другие содержания личностного уровня, а также трансперсональные (т. е. коллективные, не относящиеся к Я, архетипические) содержания, выносимые в психическое глубинными силами «anima mundi», - мировой души.
5) Психическое несводимо ни к нейрохимическим процессам, ни к более «высшей» духовной реальности; его роль и миссия - быть «третьим», серединным началом между материей и духом, иначе именуемым «душой», началом, требующим для своего выражения собственного языка. Этот принцип психической реальности известен в аналитической психологии как «объективная психика» (Юнг).
Архетипические психологи, которые представляют ответвление от классической юнгианской психологии, рассматривают промежуточное качество объективной психики как «лиминальное» или «образное» («имагинальное»).
Главным препятствием интеграции глубинной психологии и психологии академической является детерминистический уклон, свойственный академическому подходу и материалистическому мышлению вообще. Однако развивающаяся ныне в России архетипическая психология признает свободную и уникальную суть человеческой души и природы и заново формулирует в глубинно-психологическом свете достижения рационалистической и материалистической психологии.
Поскольку психическое составляет свою собственную область переживания и опыта, то его следует изучать теми методами, которые принимают в расчет его автономию. Примерами таких методов являются толкование символов и симптомов, анализ сновидений, глубинно-ориентированные исследования культуры и мифологии.
Психическое спонтанно порождает мифо-религиозные символы и по своей природе одновременно является духовным и инстинктивным проявлениями. Следствием такой мифопорождающей функции является отсутствие выбора между духовной и недуховной личностью. Единственный вопрос: куда мы направляем свою духовность? Живем ли мы этой духовностью сознательно или же инвестируем ее безведома для самих себя в недуховные проекты (перфекционизм, аддикции, жадность, славу и т. д.), которые, в конечном итоге, овладевают нами из-за того, что мы игнорируем эти пугающие и мощные нуминозные силы?
Любые симптомы представляют собой важные послания, адресованные личности, и их следует внимательно рассматривать («прочитывать») - если необходимо, то обращаться к аналитику или психотерапевту, - но не замалчивать. (Юнг писал: «Боги стали болезнями».) Симптом является одним из способов, с помощью которых психическое уведомляет нас о том, что мы не слушаем голоса из его глубин.
После Фрейда и Юнга человеческая психика обнаружила еще большие глубины в работах современных продолжателей юнгианской традиции: архетипической психологии Джеймса Хиллмана, его последователей и сподвижников (П. Кюглер, Л. Зойя, W. Gigeriech, M. Adams, Г. Могенсон, J. Paris и др.), в духовной психологии (Sardello, 1995), экопсихологии (Roszak, 1992).
У всех этих авторов рациональный, целенаправленный человеческий разум, бодрствующее сознание или «дар разума» выступают в качестве только одного игрока на более обширном поле психического. Глубинная психология подходит к рассмотрению человеческого переживания и опыта с точки зрения множественности интерпретаций и выражений.
Несомненными бестселлерами последних лет стали книги Умберто Эко «Имя Розы» и Дэна Брауна «Код да Винчи», давшие новую жизнь изучению символов. Читатель увидел, что жизнь вовсе не пуста и не сводится к механическому «труду на благо Родины», но что она насыщена смыслом, имеет множество разных целей и обладает «архетипическим резонансом», в ней слышен архетипический отзвук, отголосок.
Существует «место значимого переживания», где встречаются полюса личностного и трансличностного психического; это место определяется как душа . Хиллман полагает это место в качестве имагинативного углубления и преобразования событий в переживания. Одной из целей нынешней глубинной психологии является вопрос о возвращении души обратно в психологию.
Душа рассматривается как субъективность, которая разлита повсюду; все имеет свое собственное «внутри» - идея, идущая от Шопенгауэра и Тейяра де Шардена.
Глубинная психология отвергает как философски архаическое абсолютное картезианское расщепление между самостью и другостью и вместо этого вводит меняющееся интерактивное поле субъективной и объективной деятельностей. Например, проекция рассматривается как имагинальная пляска в пространстве между «посылателем» и «получателем».
Прикладной аспект интерактивности заключается в том, что «объективное» исследование ограничено в своем приложении к психическому и даже вводит в заблуждение тем фактом, что мы сами изменяем все то, что исследуем.
Эмпирическое исследование обнаруживает только те грани и аспекты психического, которые так или иначе поддаются количественному измерению. Глубинная психология деконструирует этот «как бы» эмпиризм, представляя психическое, изучающее себя, как некий «зеркальный кабинет» или «зал с зеркалами». В нем сознание, чувствительное к своей собственной относительности, участвует в постоянном и нескончаемом отражении текущих реальностей.
Традиционная глубинно-психологическая мысль тащит на себе всю сексистскую дезинформацию, культурные пристрастия и предвзятости XIX века. Сегодняшняя глубинная психология критикует уравнивание между собой биологического и культурного пола, освобождается от теоретических понятий и представлений, которые поддерживают старые стереотипы относительно женщин и мужчин (например, мать считается первичным источником психопатологии, женщина отождествляется с пассивным Инь, а мужчина - с активным Янь и т. д.), и исследует психическое в его личностном, биологическом, культурном и архетипическом контекстах.
В своем крайнем выражении, все люди, все умы и все человеческие жизни так или иначе встроены в определенное мифопроизводство. Мифология - это вовсе не набор и даже не система или комплекс отживших объяснений естественных событий, происходивших когда-то в мире; это, прежде всего, само богатство и мудрость человечества, выразившиеся в изумительном, удивительном, чудесном и символическом рассказывании всевозможных историй.
Личные симптомы, индивидуальные конфликты, зацикленность на чем-либо несут в себе мифическую или трансличностную сердцевину, которая, будучи проинтерпретированной, способна заново познакомить клиента со смыслом его борьбы (например, боль, сопровождающая уход из дома, может быть преобразована в нестареющее и вечное приключение странника, отправляющегося на поиски неведомого). Каждый знает по себе, как грусть от расставания на вокзальной платформе постепенно преобразуется в любопытство к соседям по купе. Опасность в стремлении только к трансличностному оборачивается инфляцией Эго (духовный «обходной путь» и коврижки Новой эпохи); опасность в редуктивном фокусировании (редуктивной концентрации) на личностном приводит к нарциссическому обесцениванию духовных переживаний. (Юнг, 2006а).
Глубинная психология возникла как движение, очищающее мир от мусора прежних заблуждений. Оно противостоит гибели восприятия как такового или отождествлению с психической онемелостью или неподвижностью. Оно обращает внимание на то, что колониально-иерархическое Эго вытесняет, игнорирует, заставляет замолчать и подавить в себе после соприкосновения: внутренние и внешние голоса и образы и движения из запредельного потока сознания. В этом психотерапевтическое предназначение глубинной психологии, и с этой точки зрения перспективное исцеление является формой деколонизации.
Потому что есть психическая доля во всем, что нас окружает. Мы здоровы и целостны только в той степени, в которой заботимся о нашем окружении и способны взять на себя ответственность за мир, в котором живем.
Глубинные психологи считают, что эго-сознание, наше дневное Я, не является хозяином в психологическом доме. Еще в начале прошлого века это было доказано Карлом Юнгом в исследованиях ассоциаций, приведших к появлению теории комплексов, в которых испытуемый, наряду с обычными реакциями на слово-стимул, мог внезапно дать слишком длинный ответ. Такая реакция, наряду с массой других отклонений в ответах, была связана со специфическими эмоциями, воспоминаниями, вытесненными переживаниями, которые теперь мы именуем комплексами. В дальнейшем метафорический характер и внутренняя драма комплексов позволили нынешним архетипическим психологам утвердить свой подход к психическому, базирующийся на представлении о «поэтической основе разума» (Хиллман, 2006, с. 31).
Тезис «поэтическая основа разума» был впервые выдвинут Хиллманом в его лекциях, проходивших в Йельском университете в 1972 году. В них среди прочего утверждалось, что архетипическая психология «начинается не с физиологии мозга, структуры языка, организации общества или анализа поведения, а с процессов воображения». Взаимосвязь между психологией и художественным воображением обусловлена природой ума. Таким образом, полагает Хиллман, наиболее плодотворный подход в исследовании разума опирается на разнообразные ответные реакции воображения, где образы получают наибольшую свободу, равно как и возможность их рассмотрения.
Хиллман в своих разработках архетипической психологии решил избавиться от догматизма юнговской Самости. Он заявил, что наши психологические глубины населены архетипами, но все они обладают полной автономией и, в конечном счете, никакого организующего центра не приемлют. Другими словами, душевные глубины полицентричны, и если Самость и существует, то лучшим проявлением почтения к ней будет воздержание от намерения диктовать ей те или иные правила поведения. По Хиллману, архетип и Бог в классическом (античном или политеистическом) смысле оказываются одним и тем же. Кроме того, рассуждая о психическом, он использует слово «душа», которое насыщает смежными понятиями. Он пишет:
«…эти термины составляют повседневный практический язык аналитика, образуют контекст для его корневой метафоры [души] и являются ее выражениями. Другие слова, издавна ассоциирующиеся со словом „душа“, еще более углубляют его значение: разум, дух, сердце, жизнь, теплота, человечность, личность, индивидуальность, преднамеренность, сущность, сокровенное, цель, эмоция, качество, добродетель, нравственность, грех, мудрость, смерть, Бог. О душе говорят, что она „встревожена“, „стара», „бесплотна“, „бессмертна“, «утрачена“, „невинна“, „вдохновлена“. О глазах - что они „душевны“, ибо они „зеркало души“; но человек может быть „бездушным“, если не способен проявлять сострадание. Даже самые древние языки имеют разработанные понятия о принципах, которые этнологи переводят словом „душа“. От древних египтян до современных эскимосов, „душа“ - это высоко дифференцированная идея, относящаяся к реальности, имеющая огромное воздействие на человека. Душа воображается как внутренний человек и как внутренняя сестра или супруга, место или голос Бога внутри; как космическая сила, в которой все человечество и даже все живые создания участвуют как сотворенные Богом и, таким образом, божественные; как сознание, как множественность и как единство в противоположности; как гармония, жидкость, огонь, динамическая энергия и т. д. Любой может „искать свою душу“, и душа каждого может подвергнуться „испытанию“. Существуют притчи, описывающие одержимость души (бесами или дьяволом) и продажу души дьяволу, искушения души, проклятие и воскрешение души, развитие души посредством духовных практик, путешествия души. Были предприняты попытки определить местонахождение души в отдельных органах тела или его областях, проследить ее развитие из спермы или яйца, разделить ее на животные, растительные и неорганические компоненты, в то время как поиск души всегда ведет в „глубины“». (Хиллман, 2004a, с. 105–106).
Напротив, Роберт Сарделло стремится освободить «душу» от ограничений хиллмановской мысли. Он, в частности, отрицает идею архетипической души, коренящейся в эллинистической культуре.
Согласно Сарделло (во многом воскрешающего идеи Владимира Соловьева о смысле любви и Богочеловечестве), имагинальная способность нашего бытия может быть оценена наилучшим образом, когда душа служит не столько прошлым богам или Самости, а когда она взыскует сотворчества с миром более глубокого культурного будущего, основанного, насколько это возможно, на Любви. Он указывает, что «для людей, которые жили в прошлые времена, забота о душе была естественной и инстинктивной, сохраняемой через ритуалы церемонии, мистериальные центры, устную традицию передачи историй, мифов, через искусство и технологию» (Sardello, 1995, p. 7).
Наконец, к глубинным психологам можно причислить и Теодора Росзака, автора книги «Голос Земли», предложившего нам вернуть «глубину», обнаруженную в коллективном психическом, обратно природе и космосу. Росзак утверждает, что здоровье всей окружающей среды нашей планеты и психологическое здоровье человечества находятся в тесной связи друг с другом, что одно не может быть целостным и сохранным без другого. Он свидетельствует о том, что человечество близко к коллективному безумию (если не окончательно свихнулось) в своем отношении к природе и - шире - к биосфере. Росзак утверждает, что мы обладаем огромной мощью, способной причинить непоправимый вред всему, что самой своей жизнью призваны сохранять, и мы этот вред неустанно наносим и планете, и самим себе. Это свидетельствует о том, что культура «обезумела в сумасшедшем порыве, с которым она эксплуатирует природные богатства, и уничтожает все живое на пути этой эксплуатации, и, в конечном счете, убивает самое себя» (Roszak, 1992, р. 70).
Опираясь на идеи Юнга, Хиллмана и Сарделло о встроенности человеческой психологии в природу, Росзак в своих утверждениях замыкает полный цикл возвращения души из своего странствия уже в форме мировой души или Анима Мунди. Юнговскую идею коллективного бессознательного он рассматривает, как наиболее полезную для формирования новой дисциплины - экопсихологии (там же, р. 102). Сегодня мы называем экопсихологическую теорию Гейей. Сама Земля представляет собой живое бытие, и она приобретает сознание по мере того, как это сознание обретаем мы.
«Коллективное бессознательное, на своем глубочайшем уровне скрывает экологический разум всех биологических и геологических видов и форм, источник, из которого, в конечном итоге, разворачивается вся наша культура» (там же, р. 301).
Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер РичардГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА И ДАЛЕЕ Как уже неоднократно говорилось, люди, которые приходят к психотерапевту, и желая, чтобы им помогли изменить, – приходят к нему обычно, потому что они чувствуют, что у них отсутствует достаточно богатый выбор, что «они не способны вести себя
Из книги Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях автора Эстес Кларисса Пинкола Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор БорисовичГлава 15 ВЫСЛЕЖИВАНИЕ: CANTO HONDO, ГЛУБИННАЯ ПЕСНЬ Выслеживать – значит легко шагать, неслышно ступать и благодаря этому уметь свободно передвигаться по лесу, все замечая, но оставаясь незаметным. Волчица выслеживает всех и все, что вторгается на ее территорию. Это ее способ
Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н ВЧто такое психология По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного идеала, направляющего их поведение, в далекие доисторические времена. Люди того периода уже обладали основными качествами: они ходили на двух ногах, были всеядны, умели
Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич60 ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глубинная психология является общим названием большого количества разнообразных концепций в психиатрии и психологии. В основе этих концепций находится положение о ведущей роли иррациональных, бессознательных, инстинктивных,
Из книги Путь к Дураку. Книга первая. Философия Смеха. автора Курлов Григорий37. Философская антропология и глубинная психология П. Гуревича Павел Семенович Гуревич – специалист по философской антропологии, психоанализу, философии культуры и современной западной философии; доктор филологических наук и доктор философских наук, профессор.
Из книги Невротическая личность нашего времени автора Хорни Карен«ВНУТРЕННИЙ СМЕХ» ГЛУБИННАЯ РАЗРЯДКА ПРОГРАММ СМЕХ ТОНКИМИ ОБОЛОЧКАМИ Уникальность технологии «Внутреннего смеха» заключается в её доступности, высокой эффективности, а главное - естественности, хотя по поводу последнего наши ментальные программы ещё могут выражать
Из книги Творение сознания. Миф Юнга для современного человека. автора Эдингер ЭдвардГлава 5. Глубинная структура неврозов. Тревога может целиком объясняться сложившейся в данный момент конфликтной ситуацией. Если, однако, при неврозе характера мы сталкиваемся с порождающей тревогу ситуацией, нам всегда приходится учитывать имевшие место ранее
Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин Из книги Что такое психология [в двух томах] автора Годфруа ЖоПризнак 2. Спокойная глубинная радость Вы чувствуете удовольствие не только от мелких житейских радостей: съел мороженое или успел запрыгнуть в отъезжающий автобус, но вы ощущаете радость жизни, которая идет от самой глубины вашей души. И эту радость никак не затмевают
Из книги Каббалистические видения автора Дроб СенфордГлава 2. Что такое психология? ВведениеСогласно Коппансу (Coppens, 1983), первые люди уже обладали многими из наших «качеств»: они ходили на двух ногах, были всеядными, умели приспосабливаться к обстоятельствам, владели ремеслами, вели общественный образ жизни, были хитрыми и
Из книги Драматерапия автора Валента МиланГЛАВА 1 Каббала и глубинная психология Когда Карла Густава Юнга в поздние годы его жизни попросили прокомментировать "важность еврейского происхождения Фрейда в становлении, содержании и принятии психоанализа", Юнг ответил, что для того, чтобы адекватно ответить на этот
Из книги Пути за пределы "эго" автора Уолш Роджер3.4.1. Глубинная психотерапия Глубинная психотерапия связана, прежде всего, с трудами трех ученых, которые, бесспорно, занимают почетное место на вершине психотерапевтического Олимпа, а именно, с психоанализом Зигмунда Фрейда, индивидуальной психологией Альфреда Адлера и
Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл АрнольдГЛУБИННАЯ ЭКОЛОГИЯ: ЖИЗНЬ СРЕДИ ЗНАЧИМОЙ ПРИРОДЫ Билл Девалл и Джордж Сешенз Термин глубинная экология был использован Арне Нэессом для характеристики более углубленного, более духовного подхода к Природе, основывающегося на высокой чувствительности к нам самим и к