Где живет и за что отвечает коляда. Коляда. Когда начинаются колядки
(отмечаемый 25 стужня декабря, через несколько дней после зимнего солнцестояния - когда день уже «на воробьиный скок» прибыл) - один из важнейших святодней Кологода. С кануна Коляды начинаются зимние святки - период празднеств и гуляний, длящийся целых две недели и завершающийся Водокресом (6 сеченя января). Святки делятся на две части: Святые Вечера (длящиеся до Щедреца - 31 стужня декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 сеченя января до Водокреса). О сию пору совершаются многочисленные обряды, ходят по городам и сёлам ряженые, пирует да веселится народ… О том, как праздновали зимние святки в старину и о том, как это делают современные родноверы - хранители Пращуров, и пойдёт наш рассказ.
С праздником Вас дамы и господа!!!
Праздник Коляды (отмечаемый 25 стужня декабря, через несколько дней после зимнего солнцестояния - когда день уже «на воробьиный скок» прибыл) - один из важнейших святодней Кологода. С кануна Коляды начинаются зимние святки - период празднеств и гуляний, длящийся целых две недели и завершающийся Водокресом (6 сеченя января). Святки делятся на две части: Святые Вечера (длящиеся до Щедреца - 31 стужня декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 сеченя января до Водокреса). О сию пору совершаются многочисленные обряды, ходят по городам и сёлам ряженые, пирует да веселится народ… О том, как праздновали зимние святки в старину и о том, как это делают современные родноверы - хранители Традиции Пращуров, и пойдёт наш рассказ.
В праздник зимнего Солнцеворота в честь Солнца возжигают священные костры, приносят жертвы… В обрядовых песнях народная Традиция донесла до нас память о древнем ритуале славления Богов:
«За горою крутою, за рекою быстрою
Стоят леса дремучие, огни горят горючие
Вокруг огня люди стоят,
Люди стоят, колядуют…»
«За рекою за быстрою
Леса стоят дремучие,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни — колядушки,
В средине них старик сидит,
Точит он свой булатный нож,
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит,
Хотят козла зарезати»
На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе - Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи - для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо - символ набирающего силу Солнца:
«Колесо, гори-катись,
Со Весной Красной вернись!»
В канун Коляды (вечером 24 стужня декабря) начинается святочное ряжение. Ряженые (называемые в народе также славцами, нарятчиками, окрутниками, кудесниками, колядовщиками и т.п.), одев личины, ходят по домам, поют особые обрядовые песни (колядки), веселят люд потешными представлениями (в коих нередко бывает скрыт глубокий смысл) и собирают подарки. Колядное хождение может продолжаться все две недели святок; в старину окрутники обязательно обходили все дома в селении. Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование - просто традиционное развлечение и не более того… А дело здесь вот в чём: ряженые являются своего рода «представителями» обитателей Иного Мира: об этом свидетельствуют и их маски («старик», «старуха», «мертвец», «чёрт», «кикимора») и исполняемые ими обрядовые песни. К примеру, в некоторых белорусских колядках колядовщики прямо заявляют, что их «прислали Деды по блины». «Дедами» же, как известно, называли (и называют) умерших Предков… Есть, правда, и другие группы личин, которые не имеют отношения к Тому Свету: это маски животных («коза», «медведь», «гусь», «бык»), инородцев («цыган», «еврей», «арап») и представителей чуждых для деревенских жителей профессий («шерстобит», «коновал», «солдат»). Личины животных, по мнению учёных, связаны с тотемистическими представлениями и культом плодородия, а две последние группы масок, судя по всему, появились поздно и в древнеславянской культуре отсутствовали. Все эти разнородные личины объединяет одно: они изображают существ, чужих (конечно, в разной степени) для обитателей поселения, где происходит колядование. К слову сказать, в традиционных народных представлениях инородцев нередко считали колдунами, связанными с потусторонним миром… Ряженые не просто веселят народ, они выполняют важные задачи. Во-первых - собирают дары для обитателей Иного Мира (в древности часть наколядованного, по-видимому, приносилась в жертву, а часть - поедалась колядовщиками на поминальной трапезе, разделяемой с Предками). Во-вторых, благословляют хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершают обряды, цель которых - обеспечить плодородие, богатство и удачу. Пожалуй, наиболее известный из подобных обрядов - «зерносып»: посыпание зерном на счастье, сопровождаемое обрядовой песней.
Например, такой:
Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!
Тем же хозяевам, которые скупятся на подарки, колядовщики угрожают и желают разнообразных бед, а вдобавок, нередко ещё и вредят хозяйству: бьют горшки и окна, разрушают забор, уносят и разбивают ворота дома… А ведь, согласно народному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!
Зимние святки - время поминовения Пращуров. В эти дни души умерших Предков посещают свои семьи, и нужно почтить Родителей, принеся им требу. Для этого на праздничный стол ставят лишнюю миску, в которую откладывают по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляют на столе, а после хозяин дома уносит её на улицу под деревья, бросает в огонь или топит в воде. Первый поминальный обряд (в канун Коляды) в старину совершался таким образом: после семейной молитвы глава семьи зажигал свечу и прилеплял её к одному из хлебов, лежавших на столе. Затем - уходил во двор, приносил вязанку соломы или сена, застилал им передний угол и прилавок, расстилал чистую скатерть или полотенце и на приготовленное место (в красном углу) ставил зажиночный или обжиночный (то есть, сжатый первым или последним) необмолоченный сноп, называемый «дедом». После этого вся семья опять становилась на молитву, а затем уже начиналась трапеза, на которой обязательно присутствовали обрядовые поминальные блюда (блины, кисель, кутья). Ели, как и положено на поминках, в молчании … Вспоминают на зимних святках и о тех умерших, которых некому помянуть - для них выставляют блины в слуховое окно. Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: во дворах жгут костры (для согрева душ мёртвых), зажигают свечи на могилах родичей… Проводы Пращуров обратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок.
Особо следует рассказать о ритуальном снопе («деде», «дидухе», «коляднике» и т.п.), который ставится в красном углу. Существуют разные мнения касательно его значения. Юрий Петрович Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» утверждает, что зажиночный (сжатый первым) сноп является изображением Божества: «Начиная жатву обычно с ячменя или жита, юрьевцы зажинали Первый Сноп и называли его Пращуром, ставя в красном углу под иконами. По Спожинах Сноп этот относили на чердак, где он и оставался, укрытый вышитой скатеркой, до Рождества. В Канун его торжественно вносили в хату, на чистую половину, ставили в углу, под иконами и называли, входя в эту комнату: «Поздоровь, Боже, Пращуре!» В других местах его называли Дедом, Прадедом и Зажинец, Спожинец и т.д., но основное его значение Деда Вселенной остаётся везде, если даже его открыто и не говорят. Всякий раз люди подразумевают, что Первый Сноп — дар Богу или что он — изображение Бога-Отца (…) Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посажённые отец с матерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили, обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» Из этого видно, что Первый Сноп был как бы изображением, иконой Бога, Деда Вселенной, Сварога» . В «Велесовой Книге» сказано: «Влес ведь учил праотцев наших землю пахать и злаки сеять и жать, снопы свивая, в полях страдных, и ставить Сноп у огнища и почитать его как Божественного Отца» . Согласно другой версии, колядный сноп является вместилищем духа - покровителя урожая: по народным поверьям, дух поля прячется от жнецов в последнем (обжиночном) снопе. Возможно, ритуальный сноп - это символ (и или, опять же, вместилище души) Предка: на это указывает его название («дед») и присутствие на поминальной трапезе в канун праздника. Впрочем, «дух поля» и «дух Предка» - понятия отнюдь не взаимоисключающие … Обе приведённых трактовки снопа (как изображения Божества дара Божеству и вместилища духа символа Предка) также не исключают друг друга: вполне возможно, они просто относятся к разным ритуальным предметам. Дело в том, что в традиционной культуре первые плоды обычно приносились в жертву, а жертва иногда могла изображать Божество, которому она предназначалась. Соответственно, вполне логична интерпретация зажиночного (первого) снопа именно как жертвы Богу (и, в то же время, его изображения). Последний же (обжиночный) сноп, считался местом обитания «духа поля», а потому его значение в обрядовой практике - совершенно иное, нежели у первого… Так или иначе, по истечении определённого времени, «колядник» ритуально сжигали. Делалось это на второй день святок (26 стужня декабря), на третий день или же на Новый Год (1 сеченя января). Палили «деда» до восхода солнца на воротах, на улице перед ними или в саду. В народе верили, что дым от ритуального снопа способствует плодоношению деревьев, защищает их от мороза и вредителей. Через Огонь прыгали, чтобы быть здоровыми в новом году, а детей проносили сквозь дым на руках. Зёрна от «колядника» сохраняли и высевали весной; кроме того, по свидетельству Ю.П. Миролюбова: «На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, чтобы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здравы и благополучны. (…) Из выдернутой из него соломинки зажигали огонь на «Зворожины» (…) В «колобрагу», род пива, приготовлявшегося к Рождеству, бросали тоже соломинку из Пращура, и та в ней плавала все время брожения, оставаясь в ней и в самый канун, когда брагу пили. Из зерна Пращура делали снадобье для лечения мокнущего лишая на лице: брали зерно, шли к кузнецу, где тот, разжегши кусок железа, прикладывал его к зерну. Из последнего текла темная, пахнущая горелым, маслянистая и дегтеобразная жидкость. Этой жидкостью мазали лишай и обычно он исчезал. Пращуровым зерном кормили петуха ночью, беря его с насеста и внося в дом под крещенье, на Рождество. Зерно считали, сколько склюет, по числу судили о «чете или «начете», добре и зле» . Нередко в обряде сжигания «деда» сноп заменялся соломой или сеном (также называемых «дедом»), которое в канун Коляды лежало на столе и в доме. В некоторых сёлах жгли один общий костёр из соломы, в нём сжигали личины, использовавшиеся ряжеными, а сами окрутники прыгали через Огонь (для очищения после контакта с Иным Миром). На мой взгляд, наиболее вероятное значение ритуального сожжения «деда» - проводы души Предка-покровителя урожая обратно на Тот Свет. Впрочем, возможна и другая интерпретация - принесение в жертву первого снопа…
Во время зимних святок совершаются и обережные обряды. В старину перед поминальной трапезой в навечерие Коляды глава семейства со свежеиспечённым хлебом, мёдом и маком, а сын (или кто-либо ещё из членов семьи) с горящей свечой трижды посолонь (по часовой стрелке) обходили дом и весь двор. В хлеву скот осыпали диким маком и окуривали дымом волшебных трав, а в порог втыкали топор. Широко известное рисование крестов на дверях (на Крещение) также является одной из разновидностей защитной волшбы; следует отметить, что крест как оберегающий символ (равносторонний крест - знак Огня и Солнца) был известен нашим Предкам задолго до появления христианства… Святки также являются временем прорицания будущего: в славянской Традиции известно множество самых разнообразных видов гаданий - подблюдные, по кутье, по Огню и т.д. и т.п. Некоторые из них (например, подблюдные) являются сугубо святочными и в другое время не устраиваются…
И, наконец, несколько слов об очень важной вещи. Согласно древним верованиям, во время зимних святок границы между Мирами тонки и легко преодолимы. Именно поэтому на святки в наш мир приходят души Пращуров и даже Боги:
«Застилай столы, клади пироги
Застилай столы все тесовые
Клади пироги пшеничные
Придут к тебе гости любые,
Гости любые - сам Господь с неба,
Сам Господь с неба с тремя братьями:
Первый братец - красно Солнышко,
Второй братец - светел Месяц,
Третий братец - дробный дождичек!»
По этой же причине святки - время разгула нечисти и время гаданий. По традиционным представлениям, в конце каждого года Мироздание становится старым, немощным и приближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются границы между Мирами… Зимний Солнцеворот - начало обновления Вселенной, восстановления Порядка, продолжающегося в течение всех двух недель святок и завершающегося Водокресом.
Даже и не подозревают люди, насколько напряжена планета! Все условия, которые государства создают, сравнимы с вулканом. Каждая волна действий насыщается разрушением. Нет таких положений, которые указывали бы на продвижение к спасению. Но чем удушливее, тем скорее может разрешиться великая мировая проблема. Сферы надземные тоже волнуются. Истинно, каждый устремленный в будущее дух может чуять то Нечто, о котором знают лишь Владыки. Именно нужно думать о надвигающихся тучах, которые неминуемо разрушат страны, идущие против Света. Новая заря уже светит на темном горизонте. Уже события идут, и новые силы строят лучшее будущее. Потому нужно задуматься о явлении огненной стихии, ибо кто от Огня, тот восторжествует с Огнем.
Мир Огненный III, 139
"Коловорот" — древнеславянский календарь — новый взгляд на систему счета времени, хотя новое — это хорошо забытое старое. Все идеи стары, как мир, но в целом могут быть интересны и полезны сейчас, когда все совестливые и разумные люди обращены к нравственным и экологическим проблемам. Это не только другой способ исчисления, но и попытка возродить, оживить традицию празднования календарных, то есть связанных только с астрономическими событиями, с природными циклами праздников, чтобы тем самым углубить единение человека с природой.
В наше сложное время стало модным обращаться к старым, экзотическим, языческим обрядам на природе, хочу напомнить, что истинное и полезное участие в праздниках по древнеславянским традициям, требует в наше время знания о Природе и человеке, знания высоконравственных норм и принципов человеческого общежития, знания национально-славянохристианских традиций и что сами истинные славяне отвергали исказивших знания предков и называли их "иноязычники" — язычники.
Систему "Коловорота" можно рассматривать как некую астрономическую, математическую модель с логической чередой праздников, обрядов в честь светил и созвездий. Многие природы совпадают с христианскими, наверное, потому, что все истинное неразделимо и славянорусы смогли эту ценность сохранить. Традиционные календарные : Колядование, Масленица, Купала отмечают сейчас те люди, которым небезразличны заветы наших предков, которые уберегли в себе радость, веру, путь познания и не отвергают все хорошее, накопленное Праотцами.
Годом "Коловорота" считается время от одного солнцеворота до следующего. Год разбит на дни, седмицы, четверики, кварталы. Каждый период и каждый день в календаре живой, как сама Природа, имеет свое имя, приметы и традиции. Человек, вписавшийся в гармоничный круг года (в его законы), приобретает здоровье, светлый разум, силу телесную и творческую.
В году четыре квартала — четыре седмицы от коловорота (364 дня: 4 периода — 91 день — одна седмица). Первая — Пробуждение, вторая — Зарождение, третья — Созревание, четвертая — Засыпание. Все эти периоды отражаются на духовном, телесном здоровье человека и на его жизнедеятельности.
Главные праздники Коловорота приходятся на Солнцестояния и Равноденствия — это вершины или макушки. В старину, когда люди были ближе к природе и сверяли свою жизнь с небом, эти праздники длились 7-9 дней. Между "макушками" отмечались встречи (сречи), которые больше привязаны к лунному календарю и растянуты по времени: три заклички весны, три предлетья, три Спаса — встречи осени, три зазимья.
1-я макушка — зимний Солнцеворот, праздник нового года, он же Коляда, зимние Святки Новолетник, дни Рода отмечается с 19 по 27 декабря. Старые Святки со дня Солнцеворота. В христианской традиции — Рождество Христово, Святки, Крещение.
2-я макушка — весеннее равноденствие, праздник Лели, Масленица, Красная горка. (17 — 25 марта по Григорианскому стилю). В православном календаре это Благовещение Пресвятой Богородицы, Светлый праздник Пасхи.
3-я макушка — летний Солнцеворот, праздник Живы, Купала приходится на 18 — 26 июня. В православном календаре — день Иоанна Крестителя, в народном календаре произошло соединение и получило название Ивана Купалы.
4-я макушка — осеннее равноденствие, праздник Лады, Осенины — 20 — 28 сентября. В православии — Воздвижение Честного креста Господня и Рождество Пресвятой Богородицы.
Между макушками идут сречи — встречи времен года. Основных среч тоже четыре: Начало весны — Велесова среча (3 — 9 февраля), в православии — Сретение. Начало лета — Ярилина среча, Егорий вешний (5-11 мая), в православии Георгий Победоносец. Начало осени — Перунова среча (1-7 августа), в православии — Спасы: медовый, яблочный и ореховый. Начало зимы — Макошина среча (3-9 ноября), в православии — Покров — первое Зазимье, Параскева Пятница, Зимняя Казанская.
Праздник — это сакральное время, концентрация всех благостных сил, время молитв и очищения. Славяне никогда не просили Богов, а только славили и были едины с ними во всех жизненных и природных проявлениях или во всех началах духовного и живого начала Всевышнего.
Обряд — время Бога, проявления Бога в нас, время откровений. Обряды проводятся на "крестцах" — на пересечении магнетических потоков Земли — "на добром месте" — это и Красная горка, это и Церковь.
Праздник состоит из трех частей: зачин, пир, игрища.
Центр праздника, обряда — человек — создание богоподобное, излучающее главную — космическую силу — ЛЮБОВЬ!
"Но пора нам собираться в Путь далекий, край родимый".
(Из русской народной песни).
"Так мы шли и не были нахлебниками, а были славянами — русами, которые Богам славу поют и потому — суть Славяне".
(Книга Велеса)
"Мифологические представления древних славян — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе".
"Народная память восточных славян — русских, украинцев, белорусов — сохранила элементы архаического мировоззрения в более чистой форме, чем другие ветви славянства. Это можно проследить в народной культуре — в фольклоре, в слове, в одежде в быту, в прикладном творчестве, в мифологии".
Л. Васильченко,
г. Норильск
Колядование
Статья из «Коловорота-2002»
Зима силу набирает, а Солнце на весну поворачивает: свету становится больше, день длиннее. п риходит Коляда - маленький Коло, юное нарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии летаргического сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло. И люди, отложив все заботы, позабыв все печали, от души веселятся, встречая новый год.
Пекут колядки : из постного ржаного (или смешанного ржаного и пшеничного) теста делают небольшие круглые, тонкораскатанные лепёшки. В них складывают начинку (ягоды, грибы, творог) и защипывают края. Выпекают до готовности.
п осле застолья молодежь рядится в маски-хари и с гудошеньем, с прибаутками, с пустым мешком для подарков идёт колядовать. Колядовщики несут солнышко с зажженной в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, высушенными в песке с прошлого лета, соломой с колосьями.
Эй, хозяйва, отворяй ворота, выходи встречать посланников Коляды - вестников рождения нового мира.
Как пошла Коляда, Коляда молода, до Петрова то двора.
Уж ты ласточка, ты касаточка, Ты не вей гнезда во чистом поле,
Ты завей гнездо у Петра на дворе!
Дак дай ему бог полтораста коров.
Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай, посыпают снег цветным толченым мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков. Вестники поют песни, славят Рода, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку.
Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!
Дайте сала кусок, чтоб кабан был высок!
Вы нас будете дарить - мы Вас будем хвалить
А не будете дарить, тогда будем корить.
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога - сведём корову за рога!
Хозяева ублажают посланников брагой, оладьями, пирогами, а в мешок ссыпают сало, печенье, сласти или деньги. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.
Статьи на тему:
-
Как грамотно использовать традиции других народов: после четвертого тоста – прыжки на доске, после седьмого – гонки с яйцами, после десятого гасим свет… Новый год можно назвать самым популярным пра... -
Яйцо — главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот о... -
Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейс... -
Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.... Дед Мороз VS Санта Клаус -
Все мы хотя бы краем уха слышали о Дне святого Валентина, иначе называемом Днем всех влюбленных. Традиция отмечать этот праздник пришла к нам из католического Запада, и мы на удивление быстро... -
Благодаря этому выпуску вы сможете узнать, как прошло празднование нового года в разных странах мира: от Нью-Йорка до Бишкека и от Сиднея до Монтевидео, а также узнать немного...
А наш дед Мороз в пограничных войсках, Наш дед Мороз в пограничных носках, Наш дед Мороз в тулупе и кирзочах, Пьяный как усе!… Для тех, кто думает, что все знает, или наоборот понятия...
Большинство людей знают, что рождественские праздники начинаются с дня зимнего солнцестояния 22 декабря, а вот откуда пошла эта традиция - не задумываются и вряд ли знают вообще. Двенадцать праздничных дней - Святки - имеют под собой многовековую традицию, берущую начало от старославянского язычества. Что такое Коляда, мало кто может вразумительно объяснить, при этом слово это довольно часто упоминается в канун Рождества.
Что такое Коляда?
Обычно так называют праздник зимнего солнцестояния, который приходится на 21 или 22 декабря (в разные годы), празднуется три дня и знаменует собой начало Нового года по старославянскому календарю, который вытеснили по указу Петра Первого григорианским методом летоисчисления. Праздник Коляды или Солнцеворот (Коловрат) символизировал победу Света над Тьмой и никакого прямого отношения к Рождеству не имеет, хотя с навязыванием христианства духовенство пыталось связать эти праздники воедино. 24 декабря 1684 года поклонение богу Коляде было официально запрещено, а староверов, которые продолжали тайно ему поклоняться, ревностно преследовали как еретиков.
Чтобы запрет люди перенесли незаметно, был введен Сочельник (ночь перед Рождеством), который по католическим правилам отмечается 25 декабря - как раз в дни бога Коляды (с 22 по 25 декабря). Таким образом, праздник остался, но постепенно изменялась суть происходящего и один образ был постепенно вытеснен другим: младенца - новое солнце Коляду - заменил младенец Иисус, также принесший человечеству божественную мудрость.
Сын Даждьбога
Что такое Коляда на самом деле? Помимо названия праздника, это еще и имя славянского бога, в честь которого этот праздник и назван. Коляда - это сын бога Солнца - Даждьбога, который сменяет старое солнце (отца) на новое, молодое (то есть себя). Интересно то, что во многих языческих верованиях разных стран этот бог также присутствует: Календа - латинское имя, Каледа - сербское, Коледа - болгарское, Калёнда - персидское. Исходя из этого, становится явным, что слово «календарь» появилось в русском лексиконе неспроста.
Все верно, ведь первым Коляда подарил человечеству систему вычисления времен года, которую стали именовать «Коляды дар» или календарь по-современному, а также в свой приход на Землю (8500 лет назад) передал людям ведическое знание о божественной сути всего сущего.
В описании Коляды часто присутствовал меч в его руках, но опущенный острием вниз, как символ следованию духовной Мудрости, а не грубой силы.
Необычный символ праздника Коляда
Что такое Бадняк? Ведь это имя упоминается вместе с Колядой, а кто это, практически никто уже не помнит. Так называли деревянное полено, специально для этого дня найденное в лесу и предпочтительно дубовое. На его поверхности вырезались некоторые черты мифического лица: борода или брови, иногда рот. Щедро поливали медом и вином и зажигали. По древним преданиям, когда Бадняк, символизировавший старый год, загорался в семейном очаге, - рождалось новое солнце, то есть молодой Коло, уменьшительно-ласкательное Коляда.
История праздника
Древний славяно-арийский праздник рождения Коляды подразумевал рождение нового солнца, то есть начиная с этого дня день становился длиннее, а ночи короче. Так начинался древнеславянский Новый год: люди закликали вновь рожденное божество песнями-колядками, которые были похожи на короткие заклинания или заговоры на счастье, удачу и богатство. Также Коляду встречали танцами и всеобщим весельем, показывая Тьме, что дух народа ничем не сломишь. Довольно часто это делали, обряжаясь в костюмы животных: козы, волка, медведя или зайца. Считалось, что это дополнительно приведет к процветанию. Особенно почиталась коза, ведь в языческие времена она считалась покровительницей благополучия в доме и плодородия, отпугивала нечистую силу и приносила в дом удачу.
История Коляды-младенца начинается с того, что его берет в плен злая ведьма (прообраз - Зима) и превращает в волчонка. Не зря во время начала праздника языческие жрецы выли по-волчьи, призывая Коляду: так они выманивали его, чтобы забрать его шкуру и сжечь, что и делалось несколько позже - на праздник Масленицы, символа победы Весны над Зимой. Масленица праздновалась в конце февраля, на старославянском - «лютый». Так же называли волков, и люди всей душой верили: когда волчья шкура будет сожжена - Весна вступит в полную силу.
Позже, в христианстве, суть праздника постепенно изменилась, но обычай петь колядки, обряжаться в животных и «водить козу» по домам, символически принося удачу и благосостояние, остался.
Как празднуют Коляду?
Праздник Коляды начинался за несколько дней до официальной даты: все женщины в селении активно брались за уборку, безжалостно выбрасывая старое и ненужное, испорченное. То, что подлежало ремонту - восстанавливалось, что-то создавалось новое, мужчины активно убирали у животных в хлеву, ведь в ночь Коляды вся живность должна была ночевать дома в полном достатке: как встретишь, так и проведешь - эта присказка пошла именно из древних языческих поверий.
В день солнцестояния в каждом доме пекся большой каравай хлеба в виде солнца, вся семья тщательно парилась в бане, выгоняя злой дух из тела. Изготавливались обереги и амулеты, прощались все обиды, отдавались долги. Затем готовилась праздничная вечеря (ужин) и вареная особым образом пшеница со сладостями (кутья), которой поминали души ушедших предков, съедая по три ложечки и пуская по кругу между домочадцами тарелку с кутьей - все должны были ее вкусить. Далее читалась молитва Богу с благодарностью, и все садились за стол ужинать.
Далее желающие петь колядки переодевались в заранее приготовленные костюмы. Ряженые собирались в небольшие группы: минимум три-четыре человека, среди которых обязательно должна была быть коза (обычно молодой парень в вывернутом наизнанку тулупе, шерстью вверх) или волк (в похожем одеянии и маске). После установления Рождества на Руси к ряженым добавился длинный шест с прибитой вверху звездой, всячески разукрашенной. Это был символ родившегося младенца Христа - Вифлеемская звезда.
Толпы ряженых подходили к дому и зазывали хозяев: «Можно Коляду покликать?». Конечно же, отказать - значит накликать беду, поэтому каждый хозяин дома заранее ожидал ряженых, гостеприимно открывая двери.
С дня Коляды начинались девичьи гадания, которые длились 12 дней и впоследствии стали называться Крещенскими в честь Крещения, христианского праздника. Молодые девушки гадали на суженого, на день свадьбы и богатство, на удачу в будущем году.
Что такое колядки?
Так назывались обрядовые песни: «Коляду зазывали - добро множили!», «Сею -посеваю, с Колядою поздравляю, счастья с радостью желаю» и многие другие, обычно в шуточной форме, так как за свое «зазывание» удачи ряженые просили оплату: пироги, сладости, орехи и конфеты. Изначально колядки пели в день Коляды, но со временем ритуал сместился к Сочельнику и Старому Новому году, в канун которого пели щедровки - тоже мини-песенки с пожеланиями счастья и благополучия. При этом существовал обряд «засевания» дома: ряженые с песнями сыпали на порог дома и по его углам зерна пшеницы, таким образом символизируя будущий щедрый урожай, который сулил грядущий год. По традиции песни-колядки пели и щедровали только молодые люди или дети, а пожилые выступали в роли хозяев дома и щедро одаривали ряженых.
Что такое Сочельник?
Древнерусское название этого праздника - Свят-вечер или Ночь перед Рождеством. Слово «сочельник» произошло от слова «сочень» - так называли лепешку на постном (растительном) масле, которую пекли в этот вечер и, прокусывая на ней дырочки, смотрели на прохожих - это был старинный языческий обряд гадания, которым пытались предсказать будущее. Позже стали на этот праздник готовить христианское «сочиво» или кутью: кашу из пшеницы с медом, маком и орехами.
Ночь перед Рождеством - это канун рождения Иисуса Христа, запоздало заменивший праздник языческого Коляды. Большинство ритуалов и обрядов в нем - это отголоски древнеславянской веры в арийский богов: Велеса, Рода, Сварога и прочих.
Коляда, Рождество и Крещение
Праздник Коляды начинал череду праздников, смешанных в стилях и верованиях: от рождения языческого бога к рождению православного пророка и к Крещению, который в язычестве староверов тоже имел корни: 19 января праздновали Водосвет - праздник омовения тела и души от нечисти, которая по преданию за неделю до Водосвета начинала полный разгул по Земле, поэтому в эти дни были самые трескучие морозы за весь год и дули сильные ветры.
Люди окунались в проруби или обливались водой из колодца, веря, что в этот день вода везде - целебная и освященная древними богами. Этот ритуал омовения переняла христианская церковь, подстроив праздник Крещения к этому же дню: люди продолжали совершать ритуал, но смысл духовенство навязывало уже иной, и с течением времени прежний позабылся, так как язычество повсеместно было запрещено.
Народные поверья, связанные с Колядой
У каждой народности имеются свои суеверия, связанные с тем или иным днем, особенно если он праздничный. Не обошли они и славянский народ, чья культура во многом несет в себе отголоски древней великой языческой веры. Например, если в день Коляды было солнечно, выбирался любой небольшой предмет и на рассвете клался на место, куда с любого угла попадали лучи солнца, а вечером его забирали: считалось, что этот предмет становился сильным оберегом от неудач.
Для предсказывания будущего урожая в этот же день срезались несколько веточек вишни и ставились в емкость с водой. Если до конца Святок на них распускались листочки - быть богатому урожаю.
Приметы в Сочельник
Рождеству в христианстве предшествовал 40-дневный пост, и Сочельник был последним, самым тяжелым: в этот день не разрешалось вкушать пищу и пить до появления на небе первой звезды, а кто нарушал это правило, попадал под гнев богов. При этом праздничный стол должен был состоять из 12 постных (!) блюд, в число которых в обязательном порядке входили кутья и взвар (компот из сушеных груш).
В старину верили, что в ночь перед Рождеством домашние животные жалуются на то, как человек с ними обращается, поэтому тихонько подходили к хлеву или загону и слушали: мычат ли коровы, блеют ли овцы или козы, ржут ли лошади?
Если же в Сочельник в гости неожиданно и без приглашения заходил старый друг, значит, будущий год обязательно обещал быть удачливый и счастливый, поэтому люди старались ходить друг к другу в гости хотя бы на несколько минут, чтобы принести удачу близким.
Также в Ночь перед Рождеством смотрели на небо: если оно было ясное, с множеством звезд - значит, будущий год сулил много ягод и хороший приплод у домашних животных.
Почему гадали именно в Святки?
Считалось, что в Велесовы дни (нынешние Святки) различные гадания, предсказания грядущих событий и попытки узнать будущее имели самые высокие шансы, так как в День солнцестояния грань между миром людей и тонким миром высших тонких существ становится очень зыбкой, поэтому, привлекая их внимание молитвами, заговорами и горящими свечами, вопрошающие имели возможность узнать желаемое.
Известное гадание на зеркале
Одним из самых манящих и пугающих юных девиц было гадание на суженого с помощью зеркал: этот ритуал проводился наедине в закрытой комнате (в древние времена это была баня). Два зеркала ставились на стол напротив друг друга, зажигались две свечи по бокам от них, и девушка садилась перед ними, вглядываясь в зеркальный коридор, пытаясь увидеть в нем будущего мужа.
Иногда проходили томительные часы ожидания, прежде чем в зеркале показывался образ мужчины. Если это происходило, нужно было тотчас набросить темный платок на зеркала, чтобы скрыть изображение, иначе, по поверьям, злые духи могли наказать девицу за любопытство.
Доброго времени суток, друзья. Мы продолжаем тему зимних славянских праздников. На очереди еще один — ключевой, можно сказать — Коляда. Праздник, имя которого прошло через века и сохранилось по сей день.
Вы все, наверное, хоть краем уха, но что-то слышали про день Коляды. Но слышать одно, а знать — совсем другое. Давайте отмотаем пленку на много-много лет назад, и узнаем, что и как.
Коляда, что это за праздник
День Коляды — это очень древний праздник. Древний и крайне важный. У наших предков было 4 фундаментальных праздника. Все они связаны с яркими астрономическими явлениями — солнцестояниями и равноденствиями, это еще раз подчеркивает глубокую связь людей древности с природой.
Коляда связан с зимним солнцестоянием. Этот день, по сути своей, приветствие Нового Солнца, которое родилось после зимнего солнцеворота. В день Коляды люди радуются, что Свет вновь победил Тьму, что день начал прибывать (становиться дольше), а солнце повернулось на весну. В народе говорят: «день на воробьиный скок прибавился» или «на заячью лапку длиннее стал».
Но, это не только праздник. Коляда — это имя одного из древнеславянских богов. Это тоже надо помнить и учитывать.
Раз уж речь зашла о древнеславянской мифологии, давайте разбираться.
Коляда — солнечный бог. Бог мира, дружбы и пиршеств, повелитель перемен в жизни людей.
Он пришел в этот мир в 7-ом тысячелетии до нашей эры, чтобы спасти человечество от духовного вырождения.
Подарил людям первый календарь (календарь — Коляды Дар) и свои мудрые наставления.
Изображали Коляду по-разному:
иногда в образе младенца (символично — солнце-младенец);
а иногда в образе взрослого юноши/мужчины, часто с мечом в руке. Клинок этого меча опущен вниз, что символизирует мудрость и ее сохранение. Коляда — мирный бог.
Коляду наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
У этого бога много имен: сербских, латинских, славянских, персидских и прочих - Каледа, Колодий, Calenda, Калёнда, Кадм. А этимология имени различна. Ученые всегда много споили на этот счет:
от слова «колед» (вокруг идущий),
или «коледа» (круговые яства),
возможно, от слова «коло» (колесо),
также зажженный пень - «колода»,
от латинского «calendae» в значении «первый день месяца».
Когда отмечают Коляду
Так как праздник тесно связан с плавающим астрономическим явлением, то он не имеет четкой даты. Скорее некую формулу, по которой его вычисляют. Но все это относительно. Давайте разберемся с датами.
Начнем с солнцестояния и преддверия Коляды — Карачуна. Эти два дня тесно связаны друг с другом. Один — логическое продолжение другого (и я настоятельно советую прочесть статью про День Карачуна). По сути своей, Карачун — начало Коляды, и плюс ко всему — зимнее солнцестояние, от него отсчет и идет.
Смотрим дату солнцестояния (в 2019 году — это 22-е декабря). От него отсчитываем несколько дней:
до полнолуния (если оно рядом, через пару тройку дней, то Коляда придется именно на этот день и будет называться «Сильной Колядой»;
до любого удобного дня (тут важно помнить, что Коляда имеет свою праздничную неделю, до и после самого события, и вот по этой святой неделе, его можно аккуратно сдвигать, на удобное время (без фанатизма, конечно).
Но это в идеале, я даже не уверена, что сейчас пользуются этой формулой. В наши дни праздник вычисляют проще — три дня после Карачуна. То есть (для 2019 года) 22+3=25.
Ко всему прочему, есть даже четкая дата: в ночь с 24 на 25 декабря. По сути, это Христианское Рождество. Скорее всего, из-за такого совпадения дат, часть обычаев и обрядов сохранилась и по сей день — один праздник «накрыл другой» и «законсервировал его», правда, частично.
В любом случае, важно одно: даты с 21-е по 25-е декабря — овеяны магической силой. Это даты разрыва Колеса Года, это время, когда формируется новая Явь, новый мир, если хотите. По сему, и отношение к ним особое.
Как празднуют Коляду: традиции и обряды
Как уже выше упоминалось, Коляда — это праздник имеющий свои святые недели — Святки . Примечательно то, что сам праздник не являлся святочным, в отличии от дня до него и дней после.
Кстати, о Святках. Помимо Зимних, есть еще и Летние. Так называемая Русальная неделя. Подробнее .
Главным атрибутом празднования Коляды являлся огонь и его зажжение. Похожие обряды мы можем увидеть у многих народов (у тех же германцев, например). Это символизирует возрождение солнца и то, начало нового солнечного цикла.
Также, неотъемлемая часть славянского праздника Коляды — обряд колядования . Я не буду ничего о нем писать в этой статье, дабы не перегружать ее. Но вы можете прочитать о колядовании в соответствующей статье блога.
Обряды на Коляду
Но, помимо колядования было еще несколько традиционных славянских обрядов.
- Обход дворов с «солнышком»;
- Пение обрядовых песен «колядок»;
- «Кормление мороза» (забавный обычай, который по сути своей является откупом). В ходе этого обычая старший в семье выглядывал в окно, звал Мороз и предлагал ему какую-нибудь вкусняшку (чаще всего ложку киселя или кутьи). А потом перечислял злаки, которые в новом году мороз не должен был «побить»;
- Гоняли «балду» - толстый обрубок бревна. Его поджигали и против движения солнца гоняли вокруг деревни. Если удавалось прокатить балду вокруг деревни и вернуть обратно в костер так, чтобы огонь не погас, то деревню в новом году ждало благополучие. Иногда, чтобы бревно точно не погасло, его умасливали или «кормили маслом»: в первом случае просто поливали маслом, а во втором, в бревне выдалбливали отверстие, в которое забивали паклю, пропитанную воском и маслом.
- Настоянной на углях ночного костра водой поили детей, домашнюю живность и всячески употребляли в быту.
- Считалось, что на второй день праздника нельзя пировать дома. Поэтому все ходили друг к другу в гости.
- Устраивали прыжки через костер - «Огненные чистилища». Прыгали как по одному, так и парами. Примечателен обычай так называемого «Огненного заклята» - клятвы на огне. Для закрепления этой клятвы нужно было взяться за руки, и перепрыгнуть костер не разжимая рук.
- Еще один интересный обычай на Коляду — преломление хлеба. «С кем хлеб преломил, — то тебе и брат».
В общем и целом, Коляда веселый, коллективный праздник. Да, славянские обычаи и традиции почти канули в Лету, но Коляда все еще остался с нами.
На этой ноте я попрощаюсь с вами, друзья. Еще увидимся =)
Как празднуют колядки в России в 2020-ом году? Этот праздник пришел к нам из глубокой древности. А само слово «колядки» произошло от латинского слова «календа», которое обозначает первый день месяца или года (от этого же слова происходит, кстати, и слово «календарь»).
В конце года, в день зимнего солнцестояния (самый короткий световой день), славяне отмечали праздник рождения молодого, нового солнца – Коляды.
В наши дни этот праздник воспринимается просто как веселое представление с участием ряженых, однако в старину ему придавалось огромное значение, ведь славяне почитали солнце как божество.
Сохранилось предание, согласно которому в это время люди оказались в царстве смерти, а затем были освобождены. Чтобы нечистая сила не пленила их снова, они предложили духам различные дары.
Родные встретили тех, кто побывал в заточении, веселыми песнями и на радостях устроили гулянье. С тех пор народ стал отмечать Коляду – самый большой зимний праздник язычников. После принятия на Руси христианства он был приурочен к Рождеству и Святкам.
Как праздновали Коляду на Руси?
Как праздновали Коляду в прежние времена? Вечером накануне Рождества семьи собирались за праздничным столом, а затем молодежь отправлялась колядовать.
Ряженые обходили дома своих соседей, исполняя колядки, славя хозяев и желая им хорошего урожая, богатства, здоровья и благополучия в наступающем году. Подобный обычай существовал в России, на Украине, в Белоруссии, Болгарии и других странах.
***
Коляда, коляда,
Приходи издалека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом трескучим,
Со стужей колючей,
Со снегами белыми,
С вьюгой, с метелями.
Самокаты-сани
Покатили сами –
От села до села,
Коляда весела.
Считалось, что таким образом хозяев дома благословляют духи умерших предков. Поэтому к ряженым, как правило, относились доброжелательно и подавали им выпечку в виде домашних животных и птиц (например, коровы и петуха), домашнюю колбасу, вареные яйца.
Считалось, что такое одаривание обеспечивало семье благополучие в следующем году. Так что гости не стеснялись выпрашивать угощение.
***
Коляда, коляда!
Открывайте ворота,
Открывайте сундучки,
Подавайте пирожки.
Кто не даст пирожков,
Подавайте пятачков.
***
Пришла коляда, веселая коляда,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда,
Отворяй ворота, подавай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.
***
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест да лопата,
Корова горбата.
Когда начинается Коляда в 2020 году?
В старину этот праздник приходился на другие дни, чем сейчас, ведь до Октябрьской революции 1917 года в нашей стране был принят другой календарь.
Согласно ему, Рождество отмечали 25 декабря, после чего начинались Святки. Колядовать обычно начинали 21 или 22 декабря, во время зимнего солнцестояния, но чаще 25 декабря и продолжали до вечера 6 января.
Сейчас этот праздник в основном отмечают с 6 января, Рождественского сочельника (с появления на небе первой звезды), или 7 января (Рождества Христова по юлианскому календарю) по 19 января, на которое приходится Крещение Господне.
Даты празднования остаются неизменными, так что теперь вы знаете, какого числа будут колядовать в 2020 году.
Каковы традиции празднования колядок в России?
Люди обходят своих соседей, исполняя обрядовые песни, а в детских садах и школах проводят веселые праздники с конкурсами и танцами.
Один из колядующих несет шест со звездой, которая символизирует Вифллемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Христа (в языческие времена на такой шест водружалось солнце).
Чтобы праздник прошел интересно и весело, можно устроить костюмированное представление, надев русские народные костюмы и костюмы животных.
Можно надеть меховые жилеты, шубы или дубленки мехом наружу, маски животных, прикрепить на голову небольшие рожки, украсить себя разноцветными ленточками.
Не забудьте взять мешок, куда будете класть угощение. В качестве музыкальных инструментов подойдут колокольчики, трещотки, свистульки, бубны.
Вы можете исполнять не старинные, а современные колядки, например, такие.
***
Колядуем, колядуем,
От семьи, к семье кочуем.
Мы расскажем вам стишки,
Вы нам дайте пирожки,
Ну а лучше бы монет:
Сами купим мы конфет.
А еще орехов горстку
И вина возьмем наперсток!
***
Мы споем для вас колядки,
Чтобы было все в порядке,
Чтоб семейный огонек
Ваш очаг всегда берег.
Деткам – роста и ума,
Взрослым – счастья и добра,
Да здоровья старикам,
Да достатка в доме вам!
***
Мы сегодня в доме вашем
В вашу честь споем и спляшем!
Всех зовем на наши Святки!
Ждут вас игры и загадки.
Ждут гаданья, пляски, смех.
Шуток хватит здесь на всех!
Колядки, щедровки, посевалки – чём разница?
Наш рассказ о том, на какой праздник поют колядки, будет неполным, если не упомянуть о том, что 13 января, когда православная церковь отмечает День памяти святой Мелании, колядующие исполняют щедровки (их поют девочки и девушки).
В таких песенках величаются хозяева дома и их дети, высказываются пожелания хорошего урожая и благосостояния.
***
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца.
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, добрый вечер!
А 14 января, в День памяти святого Василия Великого, мальчики и юноши исполняют посевалки. При этом рассыпают в доме зерно с пожеланиями хозяевам здоровья, изобилия и богатого урожая в наступившем году.
Гости имитируют сев или просто посыпают хозяев, комнату и особенно ее Красный угол зерном. Для исполнения посевалок нужны две рукавицы – в одну кладут зерно, а вторую оставляют пустой для монет, конфет и других подарков.
***
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем,
Хозяин с хозяюшкой!
В конце декабря древние славяне проводили праздник Коляда. Это древний славянский праздник, связанный с зимним солнцестоянием. На это же время в Христианстве выпадает рождение Иисуса Христа. Именно поэтому для христианизации славянских народов был выбран праздник Сочельник, как замена родной Коляде. И именно Сочельник перенял многое из Коляды, а никак не наоборот!
Что же означает слово ? Коляда от уменьшительно-ласкательного "коло" , т.е. дитя солнца. И праздник символизирует ничто иное, как рождение нового солнца. Это новорожденное солнце и является символов нового года. Солнце рождается и начинается новый год, рождение новой жизни.
Коляда празднуется в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5 - 6 января . К слову, католическая церковь отмечают рождество 25 декабря. Так вот, 25 декабря начинался поворот солнца на весну.
Коляду наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» - «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
Как проходит праздник Коляда
К счастью, заменить родной языческий праздник Коляда на христианский вариант полностью не удалось, и в настоящее время они сочетаются вместе. Например, у восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов) Ряженые ходили по дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп , показывая представления на евангельские сюжеты.
Обход дворов с «солнышком» , пение аграрных колядок, «кормление Мороза» - все это было неотъемлемой частью празднества. Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура . Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами. Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.
Колядующих обычно сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый человек. Коза была главным действующим лицом. Славяне верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает нечистую силу, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в дом. Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол.
Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись!»
.
Если статья Вам понравилась, оставьте комментарий, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!