Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Национальные отношения Межнациональное общество
Этническая идентичность человека является важной составной частью его представлений о самом себе. Еще по историческим меркам недавно в паспорт каждого гражданина СССР была вписана его этническая принадлежность, называвшаяся национальностью.
Система учета этнической принадлежности в Советском Союзе была впервые опробована в ходе переписи населения 1926 г. Ранее в Российской империи в переписях не задавали вопроса о национальности, только о религии и языке. Большей частью люди не знали своей национальности (этнической принадлежности), поэтому о численности этнических групп до 1926 г. можно судить только по косвенным данным. В советской науке слово «этнос» появилось не ранее 1960-х гг. До этого употреблялись понятия «народ», «народность», «национальность».
Поскольку этническая группа очень важна, необходимо определить признаки, по которым можно отличить одну этническую группу (этнос) от другой.
Во-первых, этнос имеет собственное уникальное название - этноним .
Во-вторых, этнос обладает собственной оригинальной культурой - от собственной литературы до собственной кухни. Часть культуры составляют этнические символы, значимые для данного этноса, например какое-нибудь событие этнической истории: геноцид 1915 г. - для армян, холокост - для евреев, косовская битва - для сербов.
В-третьих, этнос характеризуется так называемой этнической границей, отделяющей данный этнос от других. Это не та граница, которая проходит по земле. Этническая граница проходит в человеческих головах и означает разграничение между членами данного этноса (мы) и представителями других этносов (они). На уровне отдельной личности этническая граница проявляется в виде идентификации человека с данным этносом. Опыт показывает, что именно этническая граница является главным признаком различия разных этносов. Этническая группа может утратить свою культуру, но этнос сохраняется до тех пор, пока его представители продолжают ощущать этническую границу.
Язык не всегда можно использовать как признак этнической группы. Существуют языки, родные для представителей разных этносов. Например, многие нерусские этносы в России сейчас являются наполовину или целиком русскоязычными. Существуют также этносы, разделенные по признаку родного языка (например, русскоязычные и казахоязычные казахи).
Если этническая группа тесно связана с определенной религией, ее называют этноконфессиональной группой. Такая группа всегда несколько отличается по культуре от остальных групп того же этноса. Наиболее ярким примером являются сербы, хорваты и боснийцы, которые еще в XIX в. представляли собой единый этнос, разделенный по религиозному принципу. Этноконфессиональной группой в составе русского этноса можно назвать старообрядцев. Если разделение групп заходит слишком далеко, единый этнос распадается на несколько новых, что и произошло с сербскохорватским этносом.
Слово «этнос» используют почти исключительно в России и странах бывшего СССР. В других языках есть понятия «этническая группа» или «этния», но чаще всего за пределами постсоветского пространства используется слово «этничность». Речь не только о лингвистических различиях: за ними стоит разное научное понимание человеческой идентичности. Идентичность - понятие, означающее как внутреннее ощущение человеком целостности своей личности, так и чувство принадлежности к группе. Групповую идентичность можно понимать как объективные общие характеристики группы или как представления членов группы о ее характеристиках.
В российских общественных науках этносы рассматриваются как объективно существующие группы, подобные биологическим организмам. Известный советский этнолог Л.Н. Гумилев считал, что этнос - «личность на популяционном уровне». Согласно этому подходу человек принадлежит к определенному этносу от рождения и не может сменить свою этническую принадлежность. Гумилев полагал, что этносы как организмы могут рождаться, жить и умирать.
Западная этнология большей частью не признает существования этносов как коллективных личностей, имеющих объективные признаки. Этничность - это характеристика конкретного индивида, которая социально обусловлена и может меняться с течением времени или по желанию. Наиболее распространенным подходом к эт- ничности в западной науке является конструктивизм. Этнология занимается не изучением этносов как данности, а исследованием механизмов этнической консолидации, т.е. создания этносов. Конструктивистские исследования этничности проводятся на уровне структуры этнической идентичности отдельного человека. Этническая группа выступает как совокупность индивидов, у каждого из которых свое представление о характеристиках данного этноса.
В современной этнологической и антропологической литературе обычно используется следующее определение.
Этническая группа - это группа населения, которая имеет значительную степень биологической воспроизводимости, разделяет фундаментальные культурные ценности, реализованные в единстве внешних культурных форм, образует поле коммуникации и взаимодействия и, наконец, характеризуется тем, что принадлежность к группе образует категорию, отличную от других категорий того же порядка (т.е. человек всегда ощущает границу как своей, так и чужой этнической группы).
Каким бы сложным ни было понятие «этнос», понятие «нация» еще сложнее. У этих понятий много общего. Как и этнос, нация обладает собственным названием (американцы, россияне, британцы), собственной национальной культурой. Как и в случае этноса, признаком нации является граница, которую человек проводит между «нами» - нашей нацией - и «другими». Но при всем сходстве нация и этнос - не одно и то же. Нация обладает следующими признаками, которые отсутствуют у этноса:
- нация имеет четко определенную территорию. Этнос может проживать компактно, а может диаспорально, он не обязательно связан с территорией. Некоторые этносы проживают в основном в диаспоре (евреи, армяне, ирландцы) или обладают очень большими диаспорами (поляки, итальянцы, греки). Как минимум один этнос - цыгане - проживает только в диаспоре. Нации не бывают диаспоральными. Исключением из этого правила является экстерриториальная культурная автономия наций;
- нация обладает политическим самоуправлением, которое может быть реализовано разными способами. На самом низком уровне находится национально-культурная автономия в составе более крупной нации. Нация, обладающая культурной автономией, имеет возможность сохранять и развивать свою культуру прежде всего через систему образования, транслирующую культурные ценности новым поколениям. Культурно автономные нации также могут иметь свои газеты, телеканалы, театры и другие учреждения культуры. Специфика культурной автономии в том, что она распространяется не на территорию, а на культурную группу, которая может проживать компактно или дисперсно. В России культурной автономией на федеральном уровне обладают, например, цыгане, немцы, поляки. Возможна также автономия на уровне отдельных субъектов федерации, городов, районов. Например, во многих областях и краях России существует автономия греков. Более высокая ступень самоуправления нации - территориальная автономия. Примером являются национальные образования в составе Российской Федерации: Республика Татарстан, Еврейская автономная область, Республика Саха - Якутия и др. Национальные субъекты Федерации в России строятся вокруг понятия титульного этноса, т.е. этнической группы, по названию которой называют республику и которая считается доминирующей, хотя ее представители не всегда составляют большинство населения. В некоторых странах территориальная автономия закрепляется не за этнической, а за политической нацией. Например, Шотландия пользуется частичной автономией в составе Великобритании, но под шотландцами подразумеваются не этнические шотландцы, а все жители Шотландии независимо от этнического происхождения. Высшей формой политического управления нации является собственное государство. Этносы в отличие от наций не обладают политическим самоуправлением. Например, не существует единого центра управления для всех ирландцев мира: в каждом государстве ирландцы входят в состав более крупной нации;
- нация имеет единое хозяйство - национальную экономику. Этнос не является единой экономической системой. Экономическая самостоятельность была очень важна в XIX в., когда в Европе шел процесс образования наций, а также в период деколонизации после Второй мировой войны. В настоящее время, когда происходит глобализация мировой экономики, национальная экономическая самобытность все больше уходит в прошлое. Учитывая сказанное выше, можно дать следующее определение нации: нация - культурно однородное сообщество людей, обладающее своей территорией и собственной системой политического управления.
В мировой науке нет устоявшегося мнения о соотношении между нацией и этносом. В СССР преобладала теория, что нация представляет высшую стадию развития этноса. В то же время общеизвестно, большинство существующих на планете наций не связаны с конкретным этносом, из которого они могли бы развиться
(например, американцы, бразильцы, австралийцы, нигерийцы и т.д.). Существует два типа наций : этническая нация (этнонация), которая в основном совпадает с этносом, и гражданская (или политическая) нация, состоящая из многих этносов или их фрагментов. Во всем мире, кроме Восточной Европы и бывшего СССР, преобладают гражданские нации. Этот факт объясняется особенностями управления империями - Российской, Османской и Империей Габсбургов, после распада которых образовалось множество этнических наций.
Национальная культура представляет собой культуру одного из этносов, образующих этнонацию (доминирующего этноса), или смесь фрагментов этнических культур, образующих гражданскую нацию. Многие нации, которые выглядят однородными и похожими на этносы, на самом деле представляют собой гражданские нации, достигшие высокой стадии консолидации. В таких нациях сложно проследить фрагменты прежних этнических культур. Например, на территории Франции еще в начале XIX в. жили разнообразные по культуре и языку этнические группы: провансальцы, бретонцы, пикардийцы, гасконцы и др. Но в течение XIX в. во Франции шел настолько интенсивный процесс национального строительства, что эти этнические группы большей частью утратили свои языки и культурные особенности, превратившись в региональные подтипы французской нации. Только в конце XX в. появилась тенденция к возрождению некоторых исчезнувших региональных языков, например бретонского.
Национальное строительство - процесс консолидации нации, заключающийся в создании однородной культуры и воспитании чувства национальной принадлежности.
Этнические нации часто скрывают свою внутреннюю неоднородность, подавляя этнокультурные и языковые меньшинства. Тем самым они препятствуют собственной трансформации в много- этничные гражданские нации, искусственно культивируя разобщенность этнических групп или подвергая меньшинства насильственной ассимиляции с большинством. Такую ситуацию можно обнаружить во многих государствах Восточной Европы и бывшего СССР.
Единой модели отношений между нацией и языком не существует. Большинство наций являются монолингвальными, т.е. имеют один язык (россияне, американцы, австралийцы, итальянцы и др.). В мире довольно много билингвальных наций, где все представители обязаны владеть двумя языками: нации Финляндии - финским и шведским; индийцев - хинди и английским;
Белоруссии - белорусским и русским. Билингвальность обычно является результатом какой-то исторической ситуации, например колониального прошлого: второй язык чаще всего - язык колонизатора. Существует одна трилингвальная нация - люксембуржцы (люксембургский, немецкий и французский языки) и одна квад- ролингвальная, т.е. формально говорящая на четырех языках, - швейцарцы (немецкий, французский, итальянский и ретороманский языки).
- От греч. «этнос» - народ и «онима» - название.
Национальные отношения представляют собой отношения между народами (этносами), которые охватывают все стороны общественной жизни.
Понятие национальных отношений
Национальные отношения находят свое выражении е в общественных действиях, которые во многом зависят от индивидуальной мотивации и поведения субъектов общества.
Национальные отношения могут быть дружескими и взаимоуважительными, либо наоборот – враждебными и конфликтными.
Понятие этнических общностей
Этнические общности – это объединения людей, на основе общего исторического прошлого, которое провоцирует тождество в их мировоззрении, в культурных и духовных традициях.
Главной особенностью этнических общностей является их общий исторический регион проживания.
На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей, современная география их расселения самая разнообразная.
Межнациональные конфликты и межнациональное сотрудничество
Межнациональные конфликты – это разновидность социальных конфликтов, которые происходят между членами разных этнических общностей. Во многих научных трудах основой межнациональных конфликтов указываются разновидности политического, гражданского противоборства.
Межнациональные конфликты зачастую существуют в двух формах: в форме политической конкуренции и в форме вооруженных противостояний. Нередко формирование образа врага в лице другого народа происходит на исторической основе.
Межнациональное сотрудничество является взаимодействием между представителями разных этносов, которое находит отображение в экономических, политических и культурных общественных отношениях. Главным принципом межнационального сотрудничества является взаимопомощь, а также уважение к представителям других народов.
Культура межнациональных отношений
Культура межнациональных отношений представляет собой уровень взаимоотношений между людьми и этносами различных национальностей, в основе которого лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения.
Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества.
Национальная политика
Национальная политика является составной частей деятельности любого государства, которая регулирует межнациональные отношения граждан в различных видах общественного взаимодействия.
Сущность национальной политики прямо зависит от общих векторов государственной политики. В основе национальной политики правовых демократических государств лежит принцип уважения к людям, принадлежащим к любым этническим общностям.
Этнические общности
Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими.
Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. Среди этнических общностей выделяют племена, народности и нации.
Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством, территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнически, самосознания.
П од единством территории следует понимать компактность проживания нации.
Представители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем членам нации. У каждой нации свои фольклор, обычаи, традиции, менталитет (особые стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.
Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.
Личность осознает свою национальную идентичность, свою принадлежность к определенной нации, понимает национальные интересы.
Особую роль среди признаков нации играет общность экономической жизни. На основе развития товарно?денежных отношений разрушается натуральная замкнутость и обособленность, складывается единый общенациональный рынок, крепнут экономические связи между отдельными частями нации. Это создает прочную базу для ее единства. Важным фактором образования и развития нации является государство.
Нации формируются в период генезиса товарно-денежных отношений, хотя ряд ученых ведут историю наций с древнейших времен. Им предшествуют племя и народность. Главную роль и образовании племени играют кровнородственные связи, а народность характеризуется общностью территории.
В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций.
В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции. Одна проявляется в экономическом, культурном и даже политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет в конечном счете к интеграции в рамках наднациональных структур (например, Европейское сообщество). С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав. Почти во всех государствах прочны позиции националистических партий и движений, немало сторонников даже у идей национальной исключительности. Правда, общества массового производства и массового потребления по определению не могут быть индивидуальны. Научно-техническая революция также требует углубления кооперации различных государств. Но даже в развитых странах (Канаде, Испании, Великобритании) сохраняет свою остроту национальный вопрос.
Под национальным вопросом понимается вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.
Корни национального вопроса - в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и могущественные государства покоряли слабые и отсталые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения, иногда выражавшуюся в насильственной этнической ассимиляции и даже геноциде. После раздела Европы наступила очередь «третьего мира». Традиционные общества Азии, Африки, Америки пали под натиском европейской индустриальной цивилизации и превратились в колониальные страны. Одновременно началась борьба зависимых народов против национального гнета. К концу XX в. она фактически завершилась полным крахом колониальной системы и образованием на политической карте мира множества независимых государств.
Но несовпадение этнических и территориальных границ, ухудшение экономического положения, социальные противоречия, национализм и шовинизм возведенные в ранг официальной политики сохраняющиеся национальные и религиозные различия (подчас довольно резкие), груз прошлых национальных обид являются питательной почвой многочисленных межнациональных конфликтов.
Степень их остроты во многом зависит от характера требований национального меньшинства. Так сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных независимых государств, поэтому межнациональный конфликт вылился здесь в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Таков же характер и ольстерского конфликта: ирландцы-католики требуют воссоединения Северной Ирландии с основным ядром нации. Более умеренные требования, например культурной автономии или установления подлинного равноправия (корейское меньшинство в Японии), объясняют и более умеренные формы национального противостояния.
Развал СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. Все бывшие автономные республики РСФСР заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. В ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Якутия) националистические силы взяли курс на отделение от России.
К кровавой резне привел северо-осетино-ингушский конфликт. Ингуши пытались вернуть себе территории, отобранные у них еще в годы Великой Отечественной войны и не возвращенные до сих пор. Для разведения враждующих сторон президенту и правительству пришлось направить в зону противостояния федеральные вооруженные силы.
Но самым серьезным проявлением обострения межнациональных отношений на территории России был и остается чеченский кризис. Еще в 1991 г. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерации. Федеральные власти не признали самопровозглашенное государство. но долгое время не предпринимали никаких мер для нормализации ситуации. В декабре 1994 г. в Чечню были введены российские войска с целью «восстановления конституционного порядка». Отряды сепаратистов встретили федеральные вооруженные силы яростным сопротивлением. Конфликт стал затяжным и кровавым. Чеченские боевики совершили ряд террористических актов против мирного населения в нескольких российских регионах. Правительство оказалось неспособным разрешить кризис военным путем, вызвав волну протеста как в России, так и за рубежом. Война в Чечне вскрыла слабую боеготовность российской армии и неподготовленность командования федеральными силами к руководству военными действиями в горных районах. Банкротство подобной стратегии сделало необходимым мирное урегулирование чеченского кризиса. В августе 1996 г. руководство Российской Федерации и сепаратисты договорились о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из мятежной республики. До 2000 г. было отложено решение вопроса о политическом статусе Чечни. Однако после неудачной попытки чеченских боевиков в августе 1999 г. захватить ряд районов Дагестана началась вторая чеченская кампания. В течение осени 1999 - весны 2000 г. федеральным войскам, несмотря на острую критику действий российских властей международными правозащитными организациями (так, Парламентская ассамблея Совета Европы приостановила полномочия делегации Федерального Собрания РФ), удалось установить контроль над большей частью территории республики (за исключением горных районов). Сейчас на повестке дня стоят задачи политического урегулирования: восстановление экономики Чечни, создание органов новой власти (в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации), проведение свободных и демократических выборов, реальная интеграция Чечни в состав Федерации.
Довольно остро стоит национальный вопрос и в странах так называемого ближнего зарубежья. Оставшееся на территории бывших союзных республик, а ныне независимых государств, русскоговорящее население оказалось на положении национального меньшинства. В Прибалтийских государствах (особенно в Латвии и Эстонии) принимаются дискриминационные законы о гражданстве, о государственном языке, направленные против некоренного населения. Долгое время российские власти не предпринимали адекватных мер по защите наших соотечественников.
Большую проблему представляют многочисленные русские беженцы из Средней Азии, Закавказья, Казахстана, вернувшиеся на родину из районов военных конфликтов и национальной нетерпимости.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.
Этносы - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.
Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения - материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:
1) территориальными спорами;
2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов
4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.
План темы:
I. Этническая общность
1.1 Понятие «этническая общность»
1.2 Признаки этноса
1.3 Виды этнических общностей
II. Этническое самосознание
III. Межнациональные отношения
3.1 Понятие «межнациональные отношения»
3.2 Межнациональные конфликты
IV. Конституционные принципы национальной политики РФ
Этническая общность (этнос) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (род, племя, народность, нация), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.
Признаки этноса.
Виды этнических общностей.
🔻 Род — группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку-родоначальнику по одной лини.
🔻 Племя — этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей.
🔻 Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.
🔻 Нация — исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.
Производным от понятия «нация» является термин «национальность», который употребляется в русском языке как наименование принадлежности к какой-либо этнической группе.
Об этносе (встречается в ЕГЭ):
📌 естественная предпосылка формирования того или иного этноса — общность территории;
📌 нации являются самыми устойчивыми этническими образованиями;
Этническое (национальное) самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Две стороны национальных интересов.
✔︎ необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в политике человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;
✔︎ необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур;
Основные тенденции развития наций в современном мире.
✔︎ межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения этносов и народов в самых разных планах: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм, религиозный фанатизм;
✔︎ межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни: экономические и политические союзы, транснациональные корпорации, международные культурные и народные центры, взаимопроникновение.
Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.
Межнациональные отношения.
📍 отношения между разными национальностями внутри одного государства (мирное сотрудничество или этнический конфликт);
📍 отношения между разными нациями – государствами (мирное сотрудничество или этнический конфликт);
Способы мирного сотрудничества.
📍 этническое смешивание;
📍 этническое поглощение (ассимиляция);
Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации.
Этносоциальный (межнациональный) конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу.
Типы межнациональных конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов.
Главной причиной трений различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм – совокупность неправительственных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о ее превосходстве.
О межнациональных конфликтах (встречается в ЕГЭ):
✔︎ межнациональные конфликты представляют собой разновидность социальных конфликтов;
✔︎ межнациональные конфликты могут быть связаны со справедливой борьбой народов за свои права;
✔︎ межнациональные конфликты представляют собой особую форму взаимодействия этносов, стремящихся улучшить свое положение за счет противостоящей стороны;
❗️ Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
О национализме (встречается в ЕГЭ):
✓ национализм проявляется только с появлением наций;
✓ радикальной формой национализма является шовинизм;
✓ усиление национализма становится одним из ответов на процессы глобализации;
❗️ Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
❗️ Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам.
Пути решения межнациональных конфликтов.
✳︎ осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, нардов;
✳︎ проведение лояльной, продуманной политики учёта интересов всех народов и народностей;
✳︎ создание эффективно действующих международных комиссий, советов и других организаций для мирного решения национальных споров;
✳︎ представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом;
О межнациональных отношениях (встречается в ЕГЭ):
✔︎ межнациональные отношения направлены на реализацию соответствующих интересов тех или иных этносов;
✔︎ одной из тенденций развития межнациональных отношений в современном обществе является усиление интеграционных процессов;
✔︎ объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является стремление к сохранению национального своеобразия;
✔︎ к формам межнациональных отношений принадлежат мирное сотрудничество и этнический конфликт;
✔︎ межнациональные отношения включают в себя отношения между различными национальностями внутри одного государства и отношения между разными нациями-государствами;
Конституционные принципы национальной политики РФ.
Национальная политика РФ – система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.
Основные направления национальной политики России.
Основные принципы национальной политики РФ.
О национальной политике РФ (встречается в ЕГЭ):
📍национальная политика России предполагает поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках Содружества Независимых Государств;
📍Конституция РФ позволяет республикам, входящим в состав Федерации, устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским;