Дикая розга. Пробуждение. Чудесное явление Креста. Феномен видения сияющего креста в небе Из акафиста Животворящему Кресту
Спилив остролистный клен со сломанными ветками, рабочие разрезали его корявый ствол на части. Первое, что увидел я, подойдя к месту работы, это опилки, которые были красного, вернее, кровавого цвета. Я стал рассматривать ствол клена и, к еще большему удивлению, увидел на всех срезах ствола изображение креста. Очертания четырехконечного креста обозначились очень четко, как будто его нарисовала рука художника, а там, где должны находиться рука и нога на распятии, были видны как бы капли крови. Надо сказать, что на разной высоте ствола крест выглядит по-разному.
Первыми свидетелями чуда стали рабочие. Один из них, Николай, сказал, что двадцать лет работает в зеленом хозяйстве, приходилось спиливать различные деревья, но такое он видит впервые. Все были удивлены четким изображением креста и тем, что дерево как бы кровоточило. В это время в храме закончилось Богослужение, и к нам стали подходить прихожане. Была радость, были слезы, было и недоумение. Все испытали какое-то трепетное состояние.
18 мая, в канун праздника Отдания Пасхи Господь еще раз чудесным образом напомнил нам о Себе явлением крестного знамения. Как сказано в Священном Писании, и «камни возопиют» (Лк. 19, 40). В данном случае дерево свидетельствует нам о Христе. А символический цвет крови напоминает о наших грехах, о покаянии и, возможно, последних временах.
Люди по-разному восприняли это чудо. Некоторые говорили, что ничего удивительного в этом нет, что для клена это типичная сердцевина. Хотя на самом деле специалисты утверждают обратное. Когда мы внесли стволы в притвор храма, то нашлись «фомы неверные», которые стали царапать, скрести изображение креста и даже переворачивали кресты, пытаясь обнаружить подделку. Другие же сразу стали благоговейно прикладываться к кресту, видя в нем истинное чудо Божие. Я видел женщину, которая стояла на коленях перед кусками ствола с изображениями креста и слезно молилась. Каждый воспринял чудо Божие в соответствии со своей верой. Думаю, что это знамение дано нам для укрепления нашей веры.
Каждый день в храм, посмотреть на нерукотворные кресты, идут ветераны войны и молодежь, военные, милиционеры, школьники. Ко мне подходили старые коммунисты и говорили, что возрождение Церкви - это хорошо, что она держит правильную линию. В былое время они этого не понимали… Такой огромный людской поток к святыне есть свидетельство признания народом чудесного явления Крестного знамения.
По рассказам старожилов, близ места, где рос клен, до революции был Свято-Анастасиевский целебный источник, в котором освящали воду. Сам источник чудесным образом стал бить из-под земли. Есть сведения, что в 1917-1919 годы в овраге, недалеко от источника, хоронили безвинно расстрелянных людей. Несомненно одно: место это свято, и мы должны его чтить. Мы планируем возвести здесь часовню, которую хотели бы назвать в честь святой преподобномученицы Анастасии Римляныни - Небесной покровительницы Житомира.
Это уже не первое знамение подобного рода. 26 сентября 1996 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, на территории храма Воскресения Христова в городе Виннице на срезе дерева также был явлен Крест Господень, тоже с довольно четкими контурами. Теперь у нас, в Житомире, произошло второе явление - но нынешний Крест как бы кровоточил.
Протоиерей Стефан Периг ,
настоятель кафедрального собора, г. Житомир
Это событие комментирует Преосвященнейший Гурий, Епископ Житомирский и Новоград-Волынский
:
- Прежде всего я должен засвидетельствовать о чудесном явлении, которое послал Господь. Что ж, Бог еще раз явил Свою силу и благодать современному миру.
В наш век, когда торжествуют безнравственность, экуменизм и расколы, вседозволенность и религиозное безразличие, Господь посылает Свое крестное знамение и свидетельствует о Своем благодатном присутствии в канонической Церкви. Он призывает нас к личному глубокому покаянию и исправлению. Это призыв к всепрощению и любви - и в то же время предупреждение тем, кто сеет раскол и чернит Украинскую Православную Церковь.
За последние семь лет со времени, как Михаил Денисенко (он же лжепатриарх Филарет) учинил раскол в Церкви, образовав так называемый «Киевский Патриархат», Господь послал столько знамений и чудесных явлений в Своей канонической Украинской Православной Церкви, что только ослепленный злобой на Бога мог их не заметить. Скорее всего Филарет и его последователи этого и не замечают, так как не спешат покаяться в грехе раскола и возвратиться в лоно благодатной Украинской Православной Церкви, которую, как мы видим, Господь до последних дней прославляет Своими знамениями.
Чудесное событие явления креста есть и свидетельство милости Божией. Бог не оставляет Свой многострадальный народ, посещает и подкрепляет его. Ведь крест - это оружие непобедимое и ограда необоримая для всех верных христиан. Крест укрепляет всякую немощную душу и утешает страждущего. Он вселяет надежду на спасение, возогревает нашу веру. В этом знамении Бог явил нам Свою любовь и призывает нас к любви. Сами собой приходят на ум слова: «Кто есть велий, яко Бог наш. Ты еси Бог, творяй чудеса!..»
На снимке: на срезе дерева в Житомире явлен Крест .
Ещё с Галиной Алексеевной побывала в паломнических поездках по святым местам: Переславль-Залесский Ярославской области и в Годеново.
Одна из величайших святынь православной России - единственный в мире Животворящий Крест Господень, явленный с Неба почти 600 лет назад, находится в селе Годеново в храме во имя святителя Иоанна Златоуста подворья Никольского монастыря.
2001 год. Дорога асфальтовая закончилась, мы приехали в Годеново. Место оказалось пустынное и безлюдное и только вдали виднелась возвышенность, Никольский Погост, где было явление Креста Господня. Расстояние до него приличное, Галина Алексеевна предупредила, что вокруг болотистые места и добираться нам придется сорок минут. Был холодный, осенний день, но солнышко нас бодрило. Пришли уставшие и перед нами предстала мрачная картина: руины и полуразрушенные стены храма, да ветер гулял между ними. А на месте, где когда-то стоял Животворящий Крест в два с половиной метра, осталось углубление. Меня охватило разочарование, но оно вскоре исчезло...
На этой заброшенной на десятилетия безлюдной земле я почувствовала вдруг прилив сил! Поразительно, оказывается вот уже почти шестьсот лет на этой святой земле сохраняется сила Животворящего Креста и тот молитвенный фимиам, возносимый священнослужителями из стен этого разрушенного храма. Мы ощутили на себе эту животворящую благодать. И куда только усталость исчезла, все разбрелись обследовать местность и надолго…
В том далеком 1423 году пастухам, пасшим на поле скот близ того болота, на этом месте - Никольском Погосте, явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Этот свет установился над болотом. Пастухи, увидев такое преславное чудо, сначала очень испугались, но, когда поняли, что это Сила Божия явилась и показала им чудо, то решили приблизиться к тому месту, откуда исходил свет. Они сказали: «Пойдем и посмотрим, какое нам чудо являет Бог, увидим и проповедуем славу Божию. Оставив скотину в поле, пастухи отправились к болоту, над которым исходил неизреченный свет. Путь их был нелегок, потому что те места были совершенно не проходимые ни для человека, ни для скота. Им пришлось преодолеть и топи великие, и деревья высокие, и чащобы густые. Наконец они добрались до неизглаголанного света и увидели посреди него в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним - чудотворец Николай со святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте. От страха пастухи надолго упали на землю, словно мертвые. Но когда Божественная сила укрепила их, и они пришли в себя, то голос Божий, исходящий от Распятия воззвал: Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою.
Пастухи, вняв гласу Божию, возвратились на поле к своему стаду. Придя же домой, они поведали о явлении Креста Господня и чудотворца Николы односельчанам, рассказав все, как было, по порядку: и как воззвал голос от Распятия Господня, и как Он повелел поставить церковь Божию на том месте, где явился Крест, и про исцеления и чудеса, которые будут исходить от Распятия, и как они от страха и ужаса пали на землю, словно мертвые, на несколько часов. Молва о том чудесном явлении, происшедшем с пастухами дошла до Ростова и епископ, узнав о чуде явления Животворящего Креста Господня, возблагодарил Бога. Православные стали просить епископа и весь священнический чин о строительстве церкви Господней и чудотворца Николая на том самом месте, на болоте, где было явление Животворящего Креста Господня и чудотворца Николы. Архиерей, дав благословенную грамоту, повелел создать церковь Божию во имя святителя и чудотворца Николая с приделом происхождения Животворящего Креста Господня.
По благословении архиерейском, зодчие решили на этом чудотворном месте заложить церковь, но не могли это сделать, потому, что место было непроходимое, и тогда заложили церковь рядом с болотом. В первый день они воздвигли три венца церкви. В конце дня, утомившись от трудов, мастера уснули недалеко от своего строительства. Проснувшись на следующее утро, они пришли на прежнее место, но начатой накануне постройки там не нашли. Мастера были удивлены. Вдруг они заметили над болотом, именно там, где было чудное явление пастухам, неизреченный свет.
Они направились к этому свету и увидели основание церковное стоящее прямо на болоте, и посреди основания второй раз явился Животворящий Крест, и они услышали голос, исходящий от него: «На сем месте поставите церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися, и будут многа исцеления». В ту же ночь образовался посреди болота поток, который вынес, всю болотную воду, с указанного места. И там образовался холм, на котором уже без трудностей, мастера смогли воздвигнуть храм Божий. А чудный образ Животворящего Креста, явленный дважды, остался стоять посреди церкви.
И была людям великая радость. Всем, приходящим с верою, он дает по молитвам чудесные исцеления. Божиим промыслом, пресвятой Крест явился на болоте так же чудесно, как и образ Пресвятой Богородицы, пришедший из Иверского царства на святую гору Афонскую.
По окончании строительства святой церкви священники с приходскими людьми просили во граде Ростове у прежде помянутого епископа благословения на ее освящение.
Архиерей, услышав о чудесном перенесении основания церкви, прибыл сам со священным собором к Распятию Господню. И припав на землю пред Крестом, со слезами воскликнул: «Какую Тебе, Владыко, принесу хвалу от недостойных своих уст и которыя воздам Ти молитвы, яко спободил мя еси недостойными устами пречистыя Твоя нозе любызати?!». Сотворив молебен, архиерей повелел звонить во все колокола и поставить чудный образ Креста Господня в новосозданной церкви одесную царских врат. И было совершено освящение Божией церкви. После этого с великою радостью он вернулся в Ростов на свой престол, и не переставал прославлять чудеса Животворящего Креста и чудотворца Николу. По многим городам и весям пошла слава про чудеса Распятия Господня и исцеления. С тех времен прежние священнослужители записывали в книгу чудеса, происходящие от Животворящего Креста и чудотворца Николы.
И долго бы простояла та святая церковь первозданная, построенная из прочных дубовых бревен, но Божиим произволением, по нашим прегрешениям, случился пожар, и церковь полностью сгорела. При пожаре священнослужители и миряне сначала бросились спасать святые иконы: успели вынести из огня все местные иконы. Но когда они вошли в святую церковь, чтобы забрать образ Животворящего Креста, то не смогли святое Распятие сдвинуть с места: не изволил Животворящий Крест Господень быть изъят из церкви. Едва сами смогли они спастись, выбежав из охваченной огнем церкви. Все святые книги и ризы церковные без остатка сгорели, и сгорела святая Божественная книга Животворящего Креста Господня со свидетельством чудес.
Пожар охватил весь храм, поднялась сильная буря, и уже невозможно было отстоять от огня святую церковь. Люди, в безсилии, отступили от нее, издалека наблюдая за пожаром и молясь в сокрушении: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш! О Животворящий Кресте Господень! Мы согрешихом, беззаконнии рабы Твои; не изволил Ты нам, грешным рабом Твоим, пречистый образ Креста Твоего вынести. И ныне, Владыко Господи Боже наш, кого призовем в помощь нашу, и кто нас спасет и помилует, и кто нас избавит от всяких напастей и бед, и уже нам, грешным, пречистого образа лица Твоего не видати». Долго стеная, молились люди с горькими слезами. С великой скорбью разошлись они по домам.
В скором времени, когда пожар затих, пришло на пепелище множество народа. Люди стали искать в пепле уцелевшие церковные вещи из железа и меди. Разгребая пепел, они увидели пречудесный Крест Господень совершенно невредимым - огонь его даже не коснулся. В радости все воскликнули: «О Пречестный и Животворящий Крест Господень! Которую мы хвалу, грешнии, принесем или которая благодарения, или какия недостойнии воззовем песнословия пречистому имени Твоему! Аще нас сирых не оставил еси, но сподобил еси нас, грешных, пречистый образ Твой паки видети».
Священники же и служители этой церкви повелели звонить во все колокола, чтобы собрать весь народ возблагодарить Бога за такое чудо: «Господи, помилуй!»
Иерей стал служить молебен. Было принесено множество больных, пришли люди, всякими скорбями одержимые. Повелел иерей написать имена всех скорбных, пришедших к пречистому образу Животворящего Креста. И подал всем Господь Бог исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, недужным здравие. Иерей, освятил воду и поставил с подобающею честью Крест Господень в пречестном месте.
Вскоре иерей вместе с приходскими людьми просил архиерея благословения на возведение новой церкви. Архиерей повелел соорудить храм на прежнем месте. И когда построили, и освятили новую церковь Николая чудотворца, то сначала внесли в нее пречудный образ святого Креста и поставили его одесную царских врат. Чудотворный образ Одигидрии святой Богородицы тоже поставили с правой стороны близ Царских врат, а чудный образ Николы святителя и чудотворца – по левую сторону.
В новом храме, по нерадению церковного причта, добрая традиция записывать чудеса исцелений не прижилась, пока не приехал помолиться перед Крестом благочестивый боярин из Москвы Петр Лукич. Стал расспрашивать о чудных явлениях от Креста, а в храме только плечами пожимают. Да, исцеляются многие, но конкретно никто ничего припомнить не мог. "Забвением и небрежением великая благодать Божия оставляется", – укорил Лукич нерадивых православных. Устыдились, да и восстановили в храме летопись чудес.
Прошло несколько веков после постройки на месте сгоревшего, нового храма Николая Угодника. Слава о чудесах и исцелениях от Животворящего Креста Господня, распространилась далеко за пределы Ярославской губернии. Множество людей постоянно стекалось к Честному Кресту в надежде получить исцеления от своих недугов и обрести помощь Божию.
Вторая деревянная церковь Никольского Погоста просуществовала до 1776 года.
На его месте построили великолепный каменный пятиглавый храм с колокольней. Главный престол был освящен в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста; престол южного придела – во имя святителя Николая, северного – в честь Покрова Божией Матери. Паломники ехали к Кресту со всех концов православной Руси. Омывали слезами святое Распятие, преклоняли колена и просили помощи, утешения, исцеления, укрепления в вере, Божиих милостей и вразумлений.
Но с 1917 года наступили богоборческие годы. Новые власти всеми силами стремились вытравить из памяти народной удивительное предание о явлении чудотворного Распятия. И, действительно, на некоторое время о Животворящем Кресте забыли. Скорее, заставили забыть внешне - силой и жестокими репрессиями. Однако, даже само присутствие святыни, ставшей в глуши ярославского края заброшенной и не такой почитаемой, как в былые времена, не давало покоя богоборцам - они решили уничтожить Животворящий Крест.
Из рассказа Анны Александровной Шефовой, 1928 года рождения, жившей в четырех километрах от Никольского Погоста:
"Вокруг этого места была милость Божия. На двенадцать километров не было змей. А колокольный звон был слышен на двадцать пять километров.
Когда закрыли Крестовоздвиженский храм, был указ снять с него колокола. В нашей деревне жил безбожник Василий. Он ходил на разорение храма и пошел снимать колокола. С ним ещё один был из деревни Захарово. И вот, когда они пришли первый раз, поднялась большая буря. Тогда он вернулся злой. Буря им помешала. И во второй раз Божьи враги снова ничего не сделали. Храм затрясся, пришел в движение. Они и до колокольни-то не могли добраться не смогли. Господь не допустил. А на третий раз уже всё, добрались, сбросили колокола. И как народ рассказывал, был огненный столп над храмом. А Василий после того, как снял колокола, пришел домой, в деревню Зады, и перерезал себе горло серпом. И около колодца бегал весь изрезанный, и кровью обливался. Люди-то все, глядя на него, конечно в ужас пришли. Господь наказал его.
Старожилы рассказывают, как несколько активистов собрались сжечь святое Распятие на улице, прежде решив вынести его из храма. Но поднять Крест им не удалось. Он словно налился свинцом, как в былые времена, когда его пытались спасти от пожара, уничтожившего первую церковь Николая Угодника. Безбожники, сколько не прилагали сил, не смогли даже сдвинуть его с места. Раздосадованные атеисты, так и не вразумленные чудесным явлением, происшедшим на их глазах, в бешенстве принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а камня.
Как свидетельство об этих событиях, на руке образа Распятого Господа остался неглубокий след от пилы в назидание и вразумление всем сомневающимся в чудесах Господних. Так, ничего не добившись, богоборцы оставили святыню в покое.
Однако, наблюдавший за всем происходившим атеист, был возмущен тем, что два сильных мужчины не могут распилить липовое Распятие. Выкрикнув в сердцах, что он верит не в Бога, а только в свои силы, которые никогда его не подводили, он схватил топор и в ярости ударил по стопе образа Спасителя. Небольшой кусочек мизинца от святыни упал на пол. Богоборец торжествовал: он победил Силу Божию.
Прошли годы, страсти улеглись. По рассказам односельчан, в 70-ых годах тот несчастный, который «победил» Крест, прожив нелегкую жизнь, умирает. И умирает от заражения крови, поразившего на ноге именно такой же мизинец, какой он отрубил 50 лет назад на образе Распятого Христа.
В 1945 году Животворящий Крест Господень Промыслом Божиим был перенесен в Иоанно-Златоустовский храм села Годеново.
Все эти годы – без малого шесть столетий – Животворящий Крест стал притягательной силой для верующих. Крест являлся людям самым удивительным образом, кому в сонном видении, кому иным каким образом, но обязательно приводил к цели. Люди его находили и находили чудесное исцеление от своих недугов. Парализованный ногами воин-афганец приложился к Кресту, помолился на молебне и… своими ногами вышел из храма. И таких чудес тянется безчисленная вереница. Одно невероятнее другого.
… Время пролетело незаметно. И уезжать-то уже не хотелось. Перед отъездом набрала святой земельки, где стоял Животворящий Крест, верю, что в трудную минуту болезни поможет. К автобусу мы вернулись быстро, на одном дыхании.
Второй раз, теперь к Животворящему Кресту, ехали зимой, вьюга и метель сопровождали нас. Вот и село Годеново - храм во имя святителя Иоанна Златоуста, который подлежит восстановлению. А в округе опять безлюдно. Редко здесь появляются паломники. В тяжелейших условиях, но с Божией помощью, здесь служат только две монахини. Но они не унывают, лица их излучают свет, их смиренные души с благодарностью славят Господа, ежедневно читая акафист Животворящему Кресту.
Наконец моя встреча состоялась с Животворящим Крестом. Его величие поразило меня. Резное изображение на нём Спасителя во весь рост человека. Печать отдаленной древности лежит на святом изображении. Но, несмотря на давность существования Креста, время не смеет коснуться изображения Того, Кто неприкосновенен Существом Своим.
Монахини не ограничили нас во времени и каждый мог спокойно помолиться, приложиться к Кресту и не один раз.
Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим.
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.
Господи, спаси мою душу.
Для духовной поддержки приобрела освященное маслице, фотографию Животворящего Креста (он изображен на моей странице) и многое другое.
Благодарю, Тебя Господи, за Твои не исчисленные благодеяния.
Продолжение следует.
Описание праздника
По кончине первого христианского, благоверного и благочестивого царя Константина Великого, царский престол занял сын его Констанций , который уклонился в злочестивую ересь Ария, хулившего Сына Божия . Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу на небе явилось изображение честного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение Креста начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш , достигало до самой горы Елеонской , отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. И все, имел ли кто в руках какое-либо дело, находился ли в жилищах, - оставив все свои дела и вышедши из домов, с вниманием и страхом созерцали пречудное знамение. Потом все многочисленные толпы иерусалимлян, исполнившись от этого божественного видения страха и радости, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь, - все старцы и юноши, мужи и жены, притом и с грудными младенцами, также и безбрачные девицы, заключившиеся в безмолвии - и те, вышедши из своих жилищ, устремились туда же, и вообще всякого возраста и состояния жители Иерусалима, странники и чужеземцы, православные христиане и иноверные. И все они единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного, Промыслителя великих чудес.
Тогда неверующие еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя в явлении Креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою действительностью удостоверившись в то время в том, что христианская вера есть правая, истинная и благочестивая и предлагает верующему не от человеческой внешней мудрости изученные слова, но утверждается на откровении Духа Святого и благодати, и засвидетельствована небесными знамениями и чудесами. О повествуемом чудесном явлении знамения Креста святейший патриарх Иерусалимский известил посланием царя Констанция, увещевая его обратиться к православному учению. Ермий же свидетельствует, что чрез сие явление на небе святого Креста , весьма многие из иудеев и эллинов пришли к истинной вере и, приступив с покаянием ко Христу Богу нашему, приняли святое крещение. И все благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущного и Соприсносущного Отцу и Святому Духу. Мы же, исповедуя неисповедимую Его силу, явленную Крестом, превозносим нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего и поклоняемся подножию ног Его, святому Кресту, умоляя милосердие Господне, дабы во второе страшное Свое пришествие Христос сподобил нас узреть имеющее тогда явиться "Знамение Сына человеческого" (), Крест святой, в радости и надежде спасения и им, как бы ключом, отверз нам двери царства небесного, как некогда благоразумному разбойнику рай (), и вчинил нас вместе с благословенными Своими овцами во веки (). Аминь.
Примечания
Констанций, сын Константина Великого, по смерти отца получил Восток, Азию и Египет, в 357 г. победив убийцу брата своего Констанса, Магненция, он соединил под своею властью всю Римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, запрещающий отправления языческого культа. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени: он преследовал православных епископов, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве. Констанций умер в 361 г., во время похода против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии императором, куда он сам назначил его главнокомандующим. Григорий Назианзин сообщает, что пред смертью Констанций раскаивался в своем преследовании православных.
Родоначальником арианской ереси был пресвитер александрийский Арий. Он отрицал единосущие Сына Божия с Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественных совершенств, - всемогущества, всеведения и проч. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на первом (325 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах, причем было установлено равенство Сына Божия с Отцом, что и исповедует каждый христианин во втором члене Символа Веры, который был составлен отцами I Всел. собора. В V в. арианство почти не имело последователей в Римской империи, но возродилось в Германии среди готов, бургундов, вандалов и логгобардов, где существовало до VII в.
По нашему счету около 9 часов утра. - Самое событие следует отнести к 351 г. В этом году пасха была 31 марта, след. Пятидесятница 19 мая; 7 мая приходится на вторник последней недели пред Пятидесятницею.
Голгофа находилась ранее вне Иерусалима ( ; ); лежит на северо-западной стороне св. города. Свое название (Голгофа с еврейского - череп, лобное место (), вероятно, получила по сходству с черепом. По преданно здесь был погребен Адам.
Гора Елеонская и Масличная - горы иудейские, лежат к востоку от Иерусалима (), Масличная получила свое название благодаря множеству росших на ней маслиничных деревьев. Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими (). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь пред страданиями и где был предан Иудою ( ; ) На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим ( ; ). По преданию, с горы Елеонской Господь вознесся на небо (). B IV в. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.
Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, патриаршествовал с 350 по 387 г. Известен своею борьбою с ересью ариан. Память его празднуется 18 марта.
Созомен - церковный историк V в. Его "Церковная история" обнимает период времени с 323 по 439 г. (но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г.). Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но до нас она, к сожалению, не дошла. - Об описываемом дивном, знамении Созомен упоминает в IV кн. своей "Церковной истории", в главе 5.
Явление Креста на небе предвещало Церкви тяжелые времена - господство арианства. Ровно 10 лет (по 361 г.) арианство держалось на престоле в лице Констанция, затем сменилось богоотступничеством Юлиана (361-363 г.); после Юлиана 14 лет покровительствовал арианству император Валент (364-378 г.).
Молитвы
Тропарь воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме
Креста́ Твоего́ о́браз ны́не па́че со́лнца возсия́,/ его́же от горы́ святы́я да́же до ло́бнаго ме́ста просте́рл еси́/ и в нем Твою́, Спа́се, кре́пость уясни́л еси́,/ сим укрепля́я нас,/ и спаса́й вы́ну в ми́ре// моли́твами Богоро́дицы, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.
Перевод: Креста Твоего явление ныне сильнее солнца воссияло, его от горы святой до Лобного места распространил и в нем Твою, Спаситель, силу открыл, тем укрепляя нас, и спасай всегда в мире по молитвам Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.
Кондак воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме
Отве́рзый Небеса́ заключе́нная, на Небеси́ пресве́тлыя лучи́,/ на земли́ возсия́ Пречи́стый Крест:/ те́мже, сия́ние его́ де́йства прие́мше, к незаходи́мому наставля́емся Све́ту/ и во бране́х и́мамы его́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Отворивший Небеса закрытые, на Небесах светлейшие лучи, на земле воссиял Пречистый Крест: потому, сияние Его силы принимая, к незаходимому приводимся и в битвах имеем его оружие мира, непобедимую победу.
Из акафиста Животворящему Кресту
Крест пришел с неба, «со стороны греческой», и возможно является константинопольской святыней, чудесным образом перенесенной в Россию за 30 лет до падения христианского царства Византии. «Москва – Третий Рим, и Четвертому не бывать!», – прорек некогда в псковской глубинке инок Филофей. Как в те далекие времена еще полная грубых языческих обычаев Русь могла стать святой и нести всемирное служение Православия? Человеческому уму непостижимы пути судеб Божиих. Но, бросая взгляд через века, изумляешься, как претворялся Божий Промысл в судьбу России через реальные события истории. Одним из таких событий и стало явление в глуши Ростовских болот Креста, названного по своему первообразу – Животворящим, и вместе с ним – образа святого Николая, покровителя этих мест. Событие это запечатлено в исторических источниках, сохранивших и дату явления святыни – 29/11 июня 1423 года. Сказание повествует, что в тот день пастухи, пасшие скот неподалеку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста,* увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но завороженные неземной красотой этого явления, посоветовавшись, решили: «Пойдем, посмотрим, какое нам является чудо? И если это чудо являет Бог, то проповедуем славу Божию». Когда они добрались до места чудесного явления, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием. Пастухи поклонились величию Божию и услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николая. Пойдите, проповедуйте об этом всем людям, чтобы на сем месте поставили церковь Мою».
Узнав о чудесном явлении, архиепископ Дионисий, занимавший в то время Ростовскую кафедру, благословил поставить на том месте храм святителя Николая Чудотворца с приделом Животворящего Креста. Строители усомнились в возможности возвести храм на болоте и заложили фундамент в стороне. Но утром увидели постройку, чудесным образом перенесенную на болотистую почву на место явления Креста. В следующую ночь посреди болота образовалась река и появилась суша, на которой благополучно достроили храм.
В начале XVIII века священник этого храма записал историю явления Животворящего Креста со слов жителей тех мест. К истории он приложил список совершившихся от святыни чудес, о которых расспрашивал и которые нашел «в древних свитках». В этом сказании священник упоминает о страшном пожаре, в котором сгорела книга с записью о чудесах Животворящего Креста, а сам Крест чудесным образом уцелел – его нашли на пепелище совершенно невредимым. Во время благодарственного молебна перед уцелевшим Крестом «подал Господь Бог всем исцеления: хромым – хождение, слепым – прозрение, недужным – здравие».
В первое время после перемены календаря, несмотря на неприятие ее сознанием большей части церковного народа, число тех, кто решительно порвал с оффициальной Церковью, было невелико. Среди них не было не только ни одного иерарха, но даже и священников, пока лишь через полгода двое не примкнули к истинно-православным. Впрочем, было некоторое число благочестивых священников, которые хотя и не выходя формально из оффициальной Церкви (поскольку у старостильников не было еще епископов), не подчинялись ей в календарном вопросе, служили по-старому и поддерживали старостильническое движение.
Но все же основную роль в движении (даже и после присоединения к нему многих клириков) играли миряне, которые образовали Ассоциацию Православных с целью борьбы за возвращение в церковное употребление старого стиля. Борьба эта не была "борьбой изнутри", подобной той, которую ведут ныне "консервативные" члены модернистских церквей против своего священноначалия. Хотя верные и писали петиции в Синод новостильной церкви, убеждая их вернуться к отеческому календарю, тем не менее, они вполне отделились от молитвенного общения с новшествующими. С момента появления у них духовенства истинно-православные проводили свои отдельные богослужения в частных домах и загородных часовнях, преследуемые полицейскими властями, подстрекаемыми Пападопулосом, который представлял им старостильников "контрреволюционерами".
И хотя с самого начала разделения начали совершаться различные чудеса Божии, доказывавшие правоту старостильников, но поворотным в судьбе ИПХ стал день Воздвижения Креста Господня 14 / 27 сентября 1925 года. То, что произошло тогда, привлекло в лагерь старостильников многих и сделало движение поистине народным, а изображение события, помещенное в выпущенной по поводу его Ассоциацией Православных листовке, с тех пор украшает собой большинство изданий движения и стало поистине его эмблемой.
Вот текст листовки.
ЯВЛЕНИЕ В НЕБЕ ЧЕСТНАГО КРЕСТА
ПО СТАРОМУ КАЛЕНДАРЮПримерно в полночь с 13 на 14 сентября 1925 года, над часовней Св. Иоанна Богослова в Афинах.
По точным сведениям очевидцев и большого числа полицейских чинов.
Изображение события как оно было видимо с расстояния в 200 метров к северо-востоку.
"Ассоциация Православных", признанное общество, следующее старому месяцеслову, в котором оно утверждается, ибо считает введение григорианского календаря антирелигиозным и антиканоническим, праздновала сегодня, 14 сентября по традиционному церковному календарю, праздник Воздвижения Честнаго Креста. Ради сего праздника более двух тысяч членов Ассоциации собрались с 9 вечера накануне у загородной часовни св. Иоанна Богослова, где и служилось бдение. Естественно, это собрание верных не утаилось от глаз полицейских властей, которые пришли наблюдать за службой в 11 вечера, "ради порядка", как ониутверждали.
Какова бы, впрочем, ни была их миссия, несколько минут спустя по их прибытии, по причинам, превосходящим любой приказ человеческих властей, они были невольно вынуждены причислиться к множеству верных, которых было уже столько, что они не могли вместиться даже во дворе церкви. Было 11.30 вечера, когда прямо над церковью и в направлении с запада на восток явился яркий белый крест. Свет от него падал лишь на пространство вокруг церкви и на множество верных, присутствовавших за богослужением. Он совершенно затмил сияние звезд, в то же время освещая церковь и двор, как если бы на них был направлен электрический прожектор. Горизонтальная линия этого Небесного Креста наклонялась вправо, а в нижней части перпендикулярной ей линии меньший крест был образуем другой меньшей горизонтальной перекладиной. Это небесное знамение было непрерывно видимо на протяжении получаса, а затем начало бледнеть мало помалу.
То, что последовало за явлением этого небесного знамения, не описать человеческими словами. Едиными усты и единым сердцем все люди, присутствовавшие на всенощной, упали на колени и возопили с чувством, и начали петь и славить Господа. Полицейские власти забыли свое первоначальное намерение и вновь обрели в глубине своего сердца веру своего детства. Все место преобразилось в уголок иного мiра, чуждого этой земле. Каждого одолело невыразимое и священное чувство; все плакали. Бдение продолжалось и окончилось около 4-х утра, когда все множество народа начало возвращаться в город и рассказывать повсюду о чуде, бывшем ночью и переполнившем всех воодушевлением.
Возможно, найдутся такие, кто не поверит, кто усомнится в происшедшем; возможно, найдутся люди, мнящие себя мудрецами, которые будут стремиться объяснить виденное галлюцинацией, или опровергнуть его иными хитроумными аргументами. Однако и те, и другие доводы опрокидываются, если принять во внимание, что явившееся не было моментальным и быстро исчезнувшим видением, но явлением, видимым в течение получаса и более, которое созерцали и удивлялись ему более, нежели две тысячи человек. По счастью, среди тех, кто видел и был поражен зрением этого небесного и сияющего Креста, были также и представители полицейских властей. Посему, теперь и церковь, и государство обязаны расследовать и подтвердить происшедшее на оффициальном уровне.
Однако, помимо всего этого, мы веруем, что явление этого Небесного Креста в день праздника Воздвижения Креста по старому стилю, составляет еще одно подтверждение от Бога касательно правоверия тех, кто следует этому стилю; оно также предоставляет полезное напоминание с Небес тем, кто руководит сегодня церковными делами, чтобы они пересмотрели свои противоканоничные решения, касающиеся одностороннего введения григорианского календаря; ибо посредством сего решения они отделили себя от большей части Православия.
Совет Правления Ассоциации Православных:
Перикл Гетурис, секретарь
Константин БерлисИоанн Сидерис
Андрей ВаноридисКонстантин Коциафтопулос
Александр СимонидисХаралампий Маврояннис
После этого чуда, весьма воодушевившего старостильников и поддержавшего веру в то, что Богу угодно их отделение от новшествующих, число их стало непрерывно возрастать, так что к 30-м годам Греческое Религиозное Общество Истинно-Православных Христиан, в которое в 1926 году была преобразована Ассоциация Православных, насчитывало около 800 отделений (т.е. приходов) по всей Греции. Увеличилось также и число священников, которое пополнилось, в том числе, и за счет присланных на помощь истинно-православным нескольких иеромонахов с Афона, где в Великий Четверток 1926 года 450-ю иеромонахами и монахами был подписан документ о создании "Священной Лиги монахов-ревнителей" для защиты Православия от календарной реформы. Среди прибывших с Афона были замечательные подвижники, такие как архимандрит Евгений (Лемонис), слепой, но прозорливый старец Иероним и духовник трех тамошних монастырей иеромонах Матфей (Карпафакис). Когда же в 1927 году греческое правительство приняло новый Закон о Святой Горе, коим деятельность Лиги была запрещена, то из числа наиболее активных ее деятелей 19 человек были изгнаны с Афона и частью заключены под стражу в монастырь на о. Лесбос, частью же оставлены свободно перемещаться по Греции. Последние также присоединились к тем, кто уже посвятил себя окормлению отделившихся верных, разъезжая для этого по всей стране. От них во многих приходах истинно-православных укоренился афонский обычай служить под праздники действительно всенощные бдения.
Теперь, прежде чем мы перейдем к описанию последующих событий, давайте рассмотрим один экклезиологический вопрос, а именно – как относились друг к другу разделившиеся.
Вопрос этот чрезвычайно важен, ибо с одной стороны, как мы увидим далее, именно отношение к оффициальной церкви и совершавшимся в ней таинствам было основным принципиальным пунктом, по которому истинно-православные разделялись между собой. А с другой – он является также камнем преткновения для "борющихся изнутри", которые едины с зилотами в осуждении экуменизма, но считают "фанатизм" последних противоположной крайностью, как бы оборотной его стороной. Посему, рассмотрим этот вопрос в исторической перспективе.
Как мы уже видели, Ассоциация Православных была изначально создана для борьбы за возвращение старого календаря, а не для создания иной церковной юрисдикции, что, впрочем, было естественно, если учитывать, что в ней первоначально не было ни одного духовного лица. На этой первой стадии движение еще не порывало молитвенного общения и с "борющимися изнутри". Так, организационное собрание Ассоциации благословил, отслужив водосвятный молебен и окропив собравшихся святой водой, замечательный афинский священник, о. Николай Планас, который хотя до самой своей смерти в 1932 году и продолжал служить по старому стилю, все же оффициально не отделялся от Пападопулоса. Благословляя Ассоциацию, он сказал: "Все, что бы ни было неканонично установлено, – падет". Папа-Николай не был одинок в своих надеждах, ибо среди "борцов изнутри" были и другие священники и даже архиереи, из которых одни писали в Синод, требуя возвращения старого стиля, другие откладывали в своих епархиях введение нового (как, например, митрополит Герман Димитриадский, перешедший на новый стиль лишь в конце 1928 года, и то будучи принужден к тому серьезными мерами правительства), третьи даже помогали отделившимся, как митрополит Хризостом Флоринский, который писал под псевдонимом "Церковник" (Εκκλησιαστικός) исповеднические статьи в оффициальный орган ИПХ "Вестник православных" (Κήρυξτών Ορθοδόξων).
Последним двоим довелось, впрочем, убедиться в тщетности этих надежд – и тогда они покинули ряды оффициальной иерархии и возглавили борьбу ИПХ; но именно таковыми надеждами они и объясняли впоследствии тот факт, что медлили с этим шагом на протяжении стольких лет.
Также и за пределами Элладской церкви были такие, кто поддерживал старо-стильников; например, митрополит Александрийского патриархата Христофор Леонтопольский, который в 1925 году опубликовал свой детальный разбор календарной реформы, каковую он недвусмысленно осуждал. Став в 1939 году патриархом, он хотя и не смог вернуть в Александрийской церкви старый стиль, но, тем не менее, продолжал оказывать моральную поддержку старостильникам Греции. Так, в 1955 году, по смерти первоиерарха ИПХ митрополита Хризостома Флоринского, патриарх Христофор отслужил по нему торжественную панихиду в своем патриаршем соборе св. Саввы в Каире, а в 1958 году ходатайствовал за гонимых старостильников перед греческим правительством, правда безуспешно.
Но это были сравнительно немногочисленные примеры отдельных личностей: оффициальное же отношение новостильной иерархии было совсем иным. Так, 24 апреля 1926 года вышла в свет Энциклика государственной церкви Греции за № 2398 / 2203, в которой говорилось о ревнителях отеческих традиций, что "они отделились от Церкви и отсекли себя от Тела Христова, навлекая на себя осуждение и отлучение, не зная или, возможно, забыв, что тот, кто не слушает Церковь – якоже язычник и мытарь (Мф.18:17)... Решения Церкви абсолютно обязательны; тот, кто не подчиняется им, более не принадлежит к ней, он лишен даров божественной благодати; он отделен и отсечен от нее и подлежит вечной муке". Для сравнения стоит вспомнить, что неправославные при том признавались "сонаследниками Божиими во Христе" (Энциклика 1920 года). Но истинно-право-славным новостильные иерархи отказывали не только в "наследии Божием", но также и в земном, ибо считали, что их дети были некрещеными, что браки, совершенные старостильными священниками, были недействительными, а рожденные в них дети, стало быть, незаконнорожденными и не обладающими правами наследства. Непризнание "даров божественной благодати" в священнодействиях старостильников выражалось также и в конкретных действиях: полицейские отряды, посланные по наущению иерархов, врывались в храмы, разгоняли молящихся, зачастую прерывая уже начавшиеся богослужения, снимали со священников рясы и насильно брили им бороды. Не оставались в бездействии и сами духовные лица. Так "в 1936 году новостильный митрополит Фокийский Иоаким вошел во время литургии в старостильную церковь в селении Десфини в Фокии, где все это время служил иеромонах Феона. Митрополит выхватил святую чашу из рук о. Феоны, бросил ее на пол и стал топтать ногами, пока совершенно не исковеркал. Затем он схватил о. Феону, голыми руками вырвал у него бороду, швырнул его на пол и начал бить ногами немилостивно. В скором времени о. Феона умер от нанесенных ему увечий. Несмотря на это человекоубийственное деяние митрополит Иоаким был впоследствии переведен с повышением в более значительную епархию – Димитриадскую митрополию".
В то же время в отношении "сонаследников" предлагалось "взаимное уважение к практикам и обычаям различных церквей" и, конечно же, признавались их крещения, браки и даже рукоположения.
Естественно, все это способствовало переосмыслению ситуации и самими старостильниками. Когда в 1926 году Ассоциация Православных была преобразована в Греческое Религиозное Общество Истинно-Православных Христиан, то выражавшееся самим этим названием экклезиологическое самосознание имело уже несколько иной оттенок, равно как и цель движения, подразумевавшая уже не только борьбу с новшеством, но и собственно религиозную жизнь в положительном аспекте.
Тем не менее, старостильники пока еще не делали окончательных выводов (по крайней мере, оффициально). Подобно тому, как в листовке, посвященной явлению Креста, говорили об отделении новшествующих не от Православия, а от "большей части Православия", что можно было понимать в смысле разделения в праздновании, но еще не по существу, так и после выхода в свет Энциклики 1926 года и начала гонений, "они, – как пишут американские авторы, – продолжали подписывать воззвания в новостильный Синод Элладской церкви в 1929 и 1933 годах, подчеркивая осуждение григорианского календаря тремя Всеправославными Соборами. Они призывали к возвращению к традиционному календарю с целью избежать раскола (курсив сост.) в Элладской церкви".
Крайней своей точки эта позиция достигла в 1931 году, когда Совет Правления Общества поднес Хризостому Пападопулосу прошение, чтобы он направил некоторых своих священников служить для старостильников, в обмен на возобновление поминовения его имени за богослужением. Этому, однако, воспротивились истинно-православные священники и монахи, в числе коих важную рольиграл иером. Матфей (Карпафакис). Вместе с большинством народа они воспрепятствовали осуществлению данного плана. Совет Правления был распущен и заново сформирован в другом составе. В новом Совете заместитель председателя и часть членов были духовными детьми о. Матфея, что придало последнему больше веса среди ИПХ.
Сам о. Матфей в 1934 году писал: "Те, кто управляет ныне Элладской Церковью, вместе с последующим им священством, упорствуют в заблуждении, злославии, расколе, хуле на Духа Святаго, ереси папистского календаря! И они уводят народ в заблуждение и становятся "иерархами-ересиархами" по слову божественных Отцов!"
И подобной позиции придерживался не он один. В. Мосс в своей книге приводит следующий рассказ:
"25 октября 1925 года четыре монахини монастыря св. Пелагии на острове Тинос предстали перед церковным судом за разрыв общения с новостильниками. Суд постановил, что они должны быть сосланы, но они игнорировали этот приказ и продолжали вести миссионерскую работу среди паломников, приходивших поклониться чудотворной Тиносской иконе Матери Божией. 14 апреля 1926 года три из них были посланы на суд в Афины. Во время процесса епископ Синезий Фивский сказал одной из монахинь, игумении Евпраксии, которая, кстати, приходилась ему двоюродной сестрой: "Если вы не покаетесь и не примете решения Священного Синода относительно календаря, я лично сниму с вас рясу". – "Мне жаль, – ответила игумения, – чтородственная кровь течет в наших жилах, и что вы нарушили вашу архиерейскую присягу. Я скажу вам только одно: я предпочитаю идти в Рай в цветных одеждах, но православной, нежели быть в аду в моей рясе, но вместе с раскольниками!" Семь архиереев под председательством Хризостома Пападопулоса приговорили монахинь к лишению схимы и отлучению. Затем десять ведущих ревнительниц были изгнаны из монастыря. Но остальные продолжали свою борьбу".
Таким образом, мы видим, что при самом широком спектре мнений среди старостильников насчет государственной церкви, оффициальная их позиция была весьма сдержанной и уж во всяком случае далекой от фанатизма, в котором скорее можно обвинить противную сторону. Вполне определенно отвергая и осуждая календарное новшество, старостильники сознавали, что вынесение определений касательно новшествующих принадлежит к компетенции иерархии, каковой у них в то время еще не было.
The Struggle... стр.42–44.На следующий день, 28.09.1925, это "Оповещение" было опубликовано под несколько измененным названием в газете "ΣΚΡΙΠ"; см. фототипическое воспроизведение в Νάματα Πατρώας Ευσεβίας,№ 3.2000 г. изд. стр. 42–43.
Всенощных в нашем понимании в Греческой Церкви нет, обычно служится вечером вечерня, а утром – утреня с литургией.
"Зилот" – по-гречески означает "ревнитель". Это название, вначале прилагавшееся к афонитам, не поминающим Константинопольского патриарха, а затем перешедшее и на всех истинно-православных христиан.
Несколько лет тому назад о. Николай Планас был канонизирован новостильниками.
Nun Martha , Papa-Nicholas Planas, the Simple Shepherd of the Simple Sheep. Holy Transfiguration Monastery, Boston 1981, цит. по: Мосс, стр. 235.
Цит. по The Struggle... стр.40–41.
В Греции церковные акты крещения и венчания имеют юридическую силу в государстве. Гражданские акты старостильников были впервые признаны властями города Пирей в 1947 г. вопреки протестам оффициальной церкви. Ныне они признаются по всей Греции.
Monk Spyridon , Dialogue of an Old Calendarist with a New Calendarist, Birmingham, England, цит. по The Struggle… стр. 267.
The Struggle… стр. 41.
Акакий , стр. 8, см. Κήρυξ τών Ορθοδόξων № 17 от 28.07.1934.
Επισκόπου Ανδρέου, Ματθαίος , 1963,цит. поМосс , стр.238.
Мосс , стр. 224–225; см.Μητροπολίτου Καλλιοπίου , Δεινοπαθήματα Γ.Ο.Χ., τ.1, Πειραίυς,1990, стр.30.